Сочинения об авторе булычев

Алиса Селезнева – персонаж произведений Кира Булычева

Написала : Яна Николайчук

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные – совсем наоборот.

Книги Алиса Селезнева – персонаж произведений Кира Булычева

Алиса Селезнева – персонаж произведений Кира Булычева

p> Алиса Игоревна Селезнёва (род. 17 ноября 2065, 2070 или 2080, Москва) — литературный персонаж; девочка, живущая в Москве в конце XXI века. Главная героиня цикла книг Кира Булычёва «Приключения Алисы».

Источник:Произведения Кира Булычева

Создание и популярностьКак литературный персонаж Кира Булычёва Алиса родилась в 1965 году, когда в «Мире приключений» появились первые рассказы о ней («Девочка, с которой ничего не случится»).Девочка названа в честь дочери писателя, Алисы Можейко (ныне Лютомской), а родители получили, соответственно, имена самого Булычёва (Игоря Можейко) и его жены Киры.

Маме Алисы также была передана профессия Киры Можейко — архитектор. Однако ни внешне, ни по характеру, по словам автора, персонаж с его дочери не списан.«С чего вы решили, что моя дочь Алиса имеет отношение к Алисе Селезневой? Они даже не похожи. Алиса и всех книжек «о себе» не читала. Она любит литературу повыше классом.

»Популярность персонажа лавинообразно нарастала: книги про Алису были переведены на десятки иностранных языков, после выхода книг были выпущены также диафильмы, мультфильм, три отечественных и ряд зарубежных художественных фильмов, посвящённых приключениям Алисы, а в 1998 году её именем была названа звезда.

Образ Алисы и поныне востребован в кино — к выходу готовятся новые фильмы о её приключениях.

Биография

Обратите внимание

Алиса — девочка школьного возраста, живущая в футуристической Москве конца XXI века. В большинстве книг её возраст остается около 12 лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов.

Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далёких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далёком прошлом (в том числе в «эпохе легенд» 26 тысяч лет назад) и нашем настоящем (1976 год).Алиса — единственный ребёнок в семье. Отец — знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв, директор московского зоопарка будущего — Космозоо.

Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать — известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Внешность Алисы известна в общих чертах: это светловолосая девочка высокого роста и спортивного сложения, одетая обычно в «мужскую» одежду (шорты и майка, либо комбинезон).Характер Алисы импульсивный, энергичный и предприимчивый. Взрослых она постоянно удивляет своей детской непосредственностью, находчивостью и бесстрашием.

Часто её диковинные догадки оказываются вернее научных гипотез взрослых учёных. В паре со сверстниками, особенно Пашкой Гераскиным и аналогичными персонажами, Алиса, напротив, часто играет роль скептика и уравновешенного, спокойного члена команды.

Алиса честна, она уверена, что «если можно не врать — лучше не врать», однако считает допустимым проявление хитрости в отношении родителей или других взрослых, если есть основания думать, что взрослые помешают осуществлению планов из-за своей чрезмерной заботы о благополучии и безопасности детей.Несмотря на уговоры Алисы, мама не разрешила ей сделать операцию по вживлению синтежабр, чтобы, как Ихтиандр, сколько угодно дышать под водой.

Дата рождения Алисы

Произведения, в которых действует Алиса Селезнёва, создавались на протяжении сорока лет, и автор, по собственному признанию, не следовал какой-то продуманной «хронологии будущего», описывая приключений своей героини.

Можно заметить, что в большинстве случаев время действия в книгах об Алисе отстоит от момента написания книги приблизительно на 100—110 лет вперёд, соответственно, и дата рождения Алисы, которой в большинстве книг от 9 до 12 лет, «плавает». Так что вопрос о дате рождения Алисы однозначного ответа не имеет.

Важно

Если же попытаться учесть все многочисленные хронопутешествия Алисы, соотношение её реального биологического возраста и календарных дат становится ещё более запутанным.Касательно месяца и числа всё более-менее однозначно:  * «Родилась Алиса 17 ноября» — с этой фразы начинается повесть «День рождения Алисы». Точнее — 17 ноября, во второй половине XXI века.

  * В повести «Остров ржавого лейтенанта» действие происходит в начале летних каникул (апрель-июнь) 2089 года (отмечается 300-летие взятия Бастилии). Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть она должна бы родиться во второй половине марта — первой половине апреля.

Однако, согласно рассказу «Второгодники», действие которого происходит незадолго до событий «Острова ржавого лейтенанта», биологический возраст Алисы имеет разницу минус полгода относительно земного календаря из-за рассинхронизации каналов между хронопотоками при несанкционированном перемещении Алисы в прошлое.

Так что если считать, что в «Острове…» назван биологический возраст девочки, то дату рождения 17 ноября (с учётом того, что она прямо названа автором) можно считать не противоречащей прочим указаниям на возраст.Что касается года рождения, то всё гораздо менее определённо.

Год рождения Алисы неизвестен, так как в произведениях Кира Булычёва ни разу не упоминается непосредственно. Упоминающиеся в различных книгах даты позволяют вычислить несколько вариантов.

Основные прямо указанные в книгах привязки к хронологии сводятся к следующему:  * Повести «Путешествие Алисы» и «День рождения Алисы» в сочетании дают вполне определённую дату рождения Алисы. В первой повести 3 марта 2074 года Громозека в Лунном ресторане дал автограф «прекрасной землянке», а в следующем году осенью Алисе исполнилось 10 лет.

Следовательно, дата рождения Алисы — 17 ноября 2065 года.  * Часть действия повести «Сто лет тому вперёд», происходящая в будущем, начинается 11 апреля 2082 года. Алисе 11 лет. Если считать, что родилась она осенью, то это была осень 2070 года.

  * Как уже говорилось выше, события «Острова ржавого лейтенанта» происходят в летние каникулы 2089 года, и Алисе 9 лет и 2 месяца, то есть дата рождения приходится на 2080 год (либо, с учётом «пропущенного» полугода, на 2079).

Исследователь биографии Алисы Андрей Бусыгин, проанализировав все романы и повести о ней, предложил приблизительную хронологию приключений Алисы (в некоторых случаях сдвинув указанные в книгах годы, так как они противоречат друг другу) и привязал события, происходившие в книгах, к следующим датам будущего:  1. Девочка, с которой ничего не случится: 2083—2086  2. Заповедник сказок: весна 2087  3. Козлик Иван Иванович: весна 2087  4. Путешествие Алисы: лето 2088  5. Второгодники: осень 2088 – весна 2089  6. Ржавый Фельдмаршал: июнь 2089  7. День рождения Алисы: осень 2089  8. Лиловый шар: зима 2089/90  9. Пленники астероида: июль 2090  10. Сто лет тому вперёд: апрель 2091  11. Миллион приключений: весна-лето 2091  12. Узники «Ямагири-Мару»: весна 2092  13. Конец Атлантиды: весна 2092  14. Гай-До: июль 2092  15. Город без памяти: август 2092  16. Алиса и крестоносцы: сентябрь 2092Год рождения Алисы по этой хронологии — 2079—2080.

Визуализация образа

Классической рисованной реализацией образа Алисы Селезнёвой стал вариант Евгения Тихоновича Мигунова, хотя он несколько отличался от авторского: высокая девочка со светлыми волосами у Мигунова превратилась в невысокую, а волосы стали русыми. В варианте Мигунова всячески подчёркивается детскость, а спортивность компенсируется динамичностью рисунка.

Совет

Булычёв не раз говорил, что сам он теперь представляет Алису только как мигуновскую, и называл художника своим соавтором.

«Советская» Алиса в мультфильме «Тайна Третьей Планеты» (1981)Мигуновский образ стал своего рода образцом, на который делают похожими свои варианты многие другие иллюстраторы, а также повлиял на мультипликационный вариант Натальи Орловой (мультфильм «Тайна третьей планеты»).В игровом кино такой же классикой стал образ, сыгранный Натальей Гусевой (см.

иллюстрацию в разделе Дата рождения Алисы), хотя он ещё дальше от исходного, чем мигуновский, заметно отличающийся от оригинала как внешностью, так и характером. Алиса Натальи Гусевой и Павла Арсенова — это «неземная» девочка с большими глазами, искренняя и с кристально чистой душой.В фильме «Остров Ржавого Генерала» роль Алисы играла Катя Прижбиляк.

Её Алиса — худенькая хрупкая девочка с серыми глазами и длинными тёмно-русыми волосами, собранными в «хвост», — пожалуй, наиболее далёкий от мигуновских иллюстраций вариант.В июне 2008 года стало известно о начале съёмок нового фильма об Алисе Селезнёвой — Приключения Алисы Селезнёвой. Пленники трёх планет, в котором роль Алисы должна сыграть Дарья Мельникова.

В 2009 году на экраны вышел отечественный полнометражный мультипликационный фильм «День рождения Алисы», роль которой озвучила Яся Николаева. Образ Алисы в нём очень похож на образ из «Тайны третьей планеты».

В этом же мультфильме в качестве камео роль капитана космического корабля озвучила Наталья Мурашкевич (Гусева), исполнившая роль Алисы в фильме «Гостья из будущего». Кроме того, существует мультипликационный фильм «Гостья из будущего/2», в котором несколько повзрослевшая Алиса появляется в 1987 году и сообщает Коле и его друзьям о том, что у них украли будущее. Мультфильм выложен в свободном доступе на Русском Портале.

Интересные факты

  * В честь Алисы Селезнёвой учреждена ежегодная литературная премия «Алиса». До 2004 года Булычёв вручал её лично.

  * В 2004 году Киру Булычеву была присуждена Российская литературная премия имени Александра Грина (посмертно), за серию повестей об Алисе Селезнёвой.

Источник p> 1085,Поиск Виды персонажей class=avid >Смотреть все

Уильям Белл – персонаж сериала “Грань”

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай…

Дубровский Андрей Гаврилович – второстепенный герой романа Пушкина “Дубровский”

Дубровский Андрей Гаврилович – отец главного героя романа, Владимира А…

Троекуров Кирила Петрович – герой романа Пушкина “Дубровский”

Троекуров Кирила Петрович – один из основных героев романа Пушкина Ду…

Евгений Базаров – герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло…

Евгений Онегин – характеристика героя

Евгений Онегин — герой романа в стихах А. С.Пушки…

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей – колоритный, манерный пиратс…

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме… Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Источник: http://sochinenie.blogspot.com/2012/03/blog-post_2110.html

Биография и книги автора Булычев Кир

Об авторе

Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко; 18 октября 1934, Москва — 5 сентября 2003, Москва) — советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982).

Читайте также:  Краткая биография шелли м.

Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве, в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой.

Отец, Всеволод Николаевич Можейко, выходец из белорусско-литовских шляхтичей Можейко герба Трубы, в пятнадцать лет формально ушёл из дома, скрыв своё дворянское происхождение и устроившись учеником на завод.

В 1922 году в возрасте 17 лет он прибыл вПетроград, работал там слесарем, а по окончании рабфака поступил на юридический факультет университета, параллельно работая в профсоюзе.

Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера, он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году.[3]

Мать была дочерью офицера, полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса, и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц.

После революции она освоила рабочую специальность, а затем окончила автодорожный институт.

В 1930-е годы служила комендантом Шлиссельбургской крепости, а во время войны работала начальником авиадесантной школы в г. Чистополь.

Обратите внимание

После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 годувернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР.

Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI—XIII века)», в1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Первый рассказ, «Маунг Джо будет жить», опубликован в 1961 году. Фантастику начал писать в 1965 году, фантастические произведения издавал исключительно под псевдонимом. Первое фантастическое произведение — рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи».

Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир.

», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв.

Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен[4].

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений — сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Экранизировано более двадцати произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х.

В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты».

Важно

При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним, впрочем, ожидаемое увольнение не состоялось[4].

Кир Булычёв был членом Творческих Советов журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если». Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха.

Лауреат премии в области фантастики «Аэлита» (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики» (2002).

Жена — Кира Алексеевна Сошинская — писательница-фантастка, художница, иллюстратор его книг, переводчица, архитектор по образованию[5][6][7], дочь — Алиса Лютомская (Можейко) (род. 1960) — архитектор, в её честь названа Алиса Селезнёва, внук Тимофей — студент МАРХИ[8], вся семья занимается дайвингом[9]

Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.

В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».

[править]Творчество Основная статья: Библиография Кира Булычёва [править]Фантастика

В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Издательство «Эксмо» выпустило практически полное собрание сочинений Кира Булычёва в 18-и томах (2005—2007) в серии «Отцы-основатели: Русское пространство»[10].

Некоторые произведения были впервые опубликованы посмертно.

Совет

Несколько рассказов были обнаружены в архивах писателя и были изданы в 2008—2012: «Орёл», «Петух кричит с опозданием», «Гибель поэта», «Выстрел Купидона» в книге «Глубокоуважаемый микроб» (2008) в серии «Лучшие книги за XX лет» издательства «Текст»[11], «Пленники долга» из цикла о докторе Павлыше в журнале «Если» (№ 5, май 2009)[12], «Шестьдесят лет спустя» в «Новой газете» (№ 106 от 24 сентября 2010)[13], и «Жёлтое привидение» в последнем томе трёх-томного сборника «Великий Гусляр» (2012) издательства «Время»[14].

[править]Приключения Алисы

Пожалуй, это наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах — ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году.

Первыми произведениями цикла стали рассказы, составившие сборник «Девочка, с которой ничего не случится». Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени.

Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах.

В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем — Игорь).

Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники — одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.

Цикл книг об Алисе одновременно и самый популярный, и самый неоднозначный. Критики не раз отмечали, что ранние рассказы и повести об Алисе были гораздо сильнее, чем последующие. В поздних книгах появляется налёт «сериальности», встречаются повторения сюжетных ходов, нет лёгкости.

Это и понятно: невозможно почти сорок лет на одинаково высоком уровне постоянно писать об одних и тех же героях. Сам Булычёв в интервью не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису.

Обратите внимание

Но персонаж оказался сильнее автора: Алиса Селезнёва стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс Конан Дойля, и Кир Булычёв периодически снова возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия», была закончена автором в 2003 году, незадолго до смерти.

Первая книга в рассказах не всегда связаны в отличие от других как например «Тайна Третьей Планеты» или «Сто лет тому вперёд»

[править]Великий Гусляр

Цикл о вымышленном городе Великий Гусляр (прототипом которого послужил Великий Устюг Вологодской области). В Гусляр наведываются инопланетяне, там множество странных жителей, там происходят необычайные события.

И там же живут обычные нормальные люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени приходится решать совершенно неожиданные проблемы и даже в самых странных обстоятельствах оставаться прежде всего людьми.

Произведения цикла написаны очень легко и с юмором, их приятно и неутомительно читать, при том, что в них нередко затрагиваются вполне серьёзные вопросы и проблемы. Гуслярский цикл содержит около семидесяти произведений, в нём семь повестей (некоторые из них в разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы.

Первый рассказ — «Связи личного характера» — появился из дорожного знака «Ремонтные работы», на котором, как показалось автору, у рабочего было три ноги. Рассказ был написан специально для болгарского журнала. Произведения цикла создавались в течение почти тридцати пяти лет, начиная с 1967 года.

Цикл рождался стихийно, оттого в ранних рассказах появляются герои-однодневки или герои, которые уезжают из города навсегда, но в следующих рассказах вдруг снова появляются. На карте вымышленного города постепенно появлялись новые объекты, и в середине 90-х годов в журнале «Уральский следопыт» появилась карта города Великий Гусляр.

Постепенно цикл рос, сейчас его повести и рассказы располагаются по пяти сборникам: «Чудеса в Гусляре», «Пришельцы в Гусляре», «Возвращение в Гусляр», «Гусляр-2000» и «Господа Гуслярцы». Некоторые рассказы цикла в официальные сборники не входят. В 1984 году на киностудии Мосфильм по повести “Марсианское зелье” был снят художественный фильм Шанс.

Источник: https://www.rulit.me/authors/bulychev-kir

Булычев Кир

Кир Булычев (это псевдоним, а настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934 года в Москве.

https://www.youtube.com/watch?v=VpeYcAvpiic

В 1957 году окончил Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза.

Работал переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме, корреспондентом в журнале 'Вокруг света'.

В 1962 году окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР.

С 1963 года работает в Институте востоковедения АН СССР.

В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)». В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Начал писать фантастику в 1965 году.

Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.

Сценарист. Экранизировано более 20 произведений.

Важно

Лауреат Государственной премии СССР 1982 года за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты».

Лауреат премии фантастики «Аэлита-97».

Скончался 05.09.2003 в возрасте 69 лет.

***

Кир Булычев родился в Москве. Поступил на переводческий факультет Института иностранных языков сразу после окончания школы. Закончил институт в 1957 г., и сразу стал работать по специальности востоковед на строительстве в Бирме.

В 1959, вернулся на Родину, и, по возвращении, поступил в аспирантуру Института востоковедения. Тогда уже начал писать научно-популярные очерки для журнала “Вокруг света”, в связи с чем много ездил по стране.

Довольно интересный творческий дебют не заставил себя доолго ждать: рассказ “Долг гостеприимства” (1965) был мистификацией, поданной как перевод из “бирманского прозаика Маун Сейн Джи”.

Тогда же стали появляться и первые рассказы о “девочке, с которой ничего не случится” – Алисе. В это время Кир серьёзно увлекался чтением фантастики: как отечественной, так и зарубежной.

В 1966 г. Булычёв защитил диссертацию и стал работать по специальности “История Бирмы” востоковедом. В научном мире он известен трудами по истории Юго-Восточной Азии; докторская диссертация Булычёва была посвящена буддизму. Параллельно развивались и его литературные интересы. В 1968 г.

была опубликована научно-фантастическая повесть “Остров ржавого лейтенанта”, за которой вскоре последовали “Последняя война” (1970), “Великий дух и беглецы” (1971) и многие другие произведения.

Теперь – это один из самых продуктивных авторов русской детской и юношеской фантастики, хотя немало его произведений обращено и к взрослым читателям.

Совет

Тем не менее по собственному утверждению Булычёва, критики ему отыскали “экологическую нишу” оптимистического детского фантаста, который пишет книжки о девочке из будущего и характерен своим светлым и задушевным взглядом на завтрашний день.

Действительно, среди первых произведений писателя были сказочно-фантастические истории о девочке Алисе – жительнице XXI века.

По его словам: “Цель их была – найти пути к детской литературе, которая была бы адекватна поколениям детей, взращенных телевизором, а потом и компьютером.

” С этих историй начинается сказочно-фантастический цикл произведений под общим названием “Девочка с Земли”, получивший широкую известность и популярность в 80-ые – 90-ые годы. Некоторые произведения цикла был экранизированы в кино и мультипликации.

“Девочка с Земли” – это оригинальный сплав сказки, фантастики, заимствованный из устного народного творчества и известных произведений детской литературы, где все находит свое место: и шагающие кустики, и живые роботы, и шапка-неведимка, и три мушкетера. Обращенное к детям это произведение как-бы погружает читателя в самобытный культурно-литературный коктейль разных времен и народов, где ребенок дня сегодняшнего обязан освоиться сообразно своему особому взгляду на мир.

Героиню цикла – Алису – отличает универсальное сочетание ярко-современного характера с общим для всех времен чертами ребенка: не случайно она так напоминает свою тезку из сказок Льюиса Кэррола “Алиса в стране чудес” и “Алиса в Зазеркалье”.

Правда, сам Кир Булычев утверждает, что имя Алиса заимствовано им у дочери, но и у героини Льюиса Кэррола тоже был реальный прототип – десятилетняя Алиса Лидделп. Тем не менее имя в читательском восприятии давно стало нарицательным.

Потому, думается, параллель между двумя Алисами не случайна: скорее Алиса Кира Булычева – современная наследница Алисы Льюиса Кэррола – бесстрашной исследовательницы загадок окружающего ее мира, видимого и невидимого невооруженным глазом.

Вообще, со сказкой: литературной и фольклорной, – произведения Булычева связывает многое. Здесь масса явных и замаскированных сказочных персонажей: добрый великан Громозека, три капитана, напоминающие трех богатырей, доктор Верховцев – настоящий сказочник, волшебник, птица Говорун… На загадочной Пустой планете происходят превращения животных – как в сказке.

Обратите внимание

Не менее узнаваемы мешочек с червяками, которые никогда не кончались (бр. Грин – “Горшочек с кашей”), невидимые рыбки и шапка-невидимка. Да и сама Алиса по отношению к происходящему и взрослым вокруг нее – своеобразный парафраз образа Иванушки-дурачка.

Выглядя наивной, простодушной, не такой умной, как окружающие, она тем не менее оказывается самой находчивой, обеспечивает победу над врагом.

Сказочная природа произведений об Алисе очевидна и в символике цифр – три планеты системы Медуза, три капитана, три головаста – и в обилии чудесного, и в своеобразной языковой организации текста. Однако сказочное у Булычевы органически соединено с фантастическим, взаимопроникнуто им:

    “Из вездехода вышли три добрых молодца в красных кафтанах, надетых поверх скафандров. За ними последовали еще три космонавта в раскошных сарафанах, также надетых поверх скафандров. Молодцы и молодицы несли хлеб-соль на блюдах. А когда мы сошли на мокрые металлические полосы комодрома, они надели нам на шлемы скафандров венки из местных пышных цветов”

– подобное сочетание ритуально-сказочной символики с чертами реалий научно-фантастических произведений очень характерна для автора. Заметим соединение этих двух стихий рождает нередко смех – ирония, сатира, гротеск6 пародия – все это имеет место в рассказах об Алисе.

Причем пародийное начало в этих произведениях рассчитано на восприятие читателя, знакомого с литературой достаточно глубоко.

Младшие же школьники, не имея возможности “расшифровать” сложный ассоциативный ряд автора, воспринимают произведение “напрямую” – как своеобразную сказку “новог времени”.

Но не только сказка и фантастика, в основных жанровых чертах присутсивуют у Кира Булычева. Книга полна образами и реминисценциями из других жанров литературы: авантюрного, приключенческого, исторического романов, романтической литературы и др. Читаешь – и постоянно ловишь себя на том, что где-то уже это видел.

Почти каждый персонаж, мотив вызывает ассоциацию определенного рода, но подобная синкретия не механична, она подчинена авторскому желанию создать оригинальное произведение, вобравшее при этом в себя лучшие достижения мировой культуры детства и оставшееся тем не менее современным и легким для читательского восприятия.

Органической для Булычева (и редко встречающейся в детской литературе) чертой является своеобразное “пересмешничество” – пародирование по законам “перевертыша”, где соединяется несоединимое и разрывается неразрывное. Именно этим путем и осваивается писателем фольклорное и литературное наследие. Да и в целом, смех царит в произведениях Кира везде, в любом описании –

    “Утро было холодное, зябкое и свежее. Метеорологи обещали дать дождь после обеда, но, как всегда, немножко ошиблись, и их дождь вылился еще ночью”

и в любом диалоге –

    “- Одна на поиски не выходи, тут очень опасные звери.    – Но ведь я – царь природы.

    – Звери об этом не знают. Они необразованные!”

Сюжет приключений Алисы всегда строится по принципу разгадки серии загадок, за которыми стоит некая большая тайна.

Важно

При этом загадки не поддаются попыткам их научного разрешения, которые предпринимают взрослые герои, зато отлично решаются с точки зрения детского “наивного” здравого смысла, которым щедро наделена Алиса. – “Все дело в том, что вы все – взрослые, умные люди.

И вы мыслите, как ты сам говоришь, логически. А я не очень умная, и мыслю, как в голову взбредет. Я так думала: если это головасты, то потом должны быть лягушки. А лягушата всегда меньше головастиков. Вы ходили по кораблю с пистолетами и искали больших чудовищ.

И даже их заранее боялись. А я сидела запертая в каюте и думала, что, наверное не надо всегда смотреть вверх и искать что-то громадное. Может быть, посмотреть по углам и поискать маленьких лягушат”.

Все загадки и тайны произведений Кира Булычева (не только в цикле об Алисе) подчинены данному алгоритму – рациональное научное мышление бессильно передзагадкой, которую легко отгадывет непредвзято мыслящий ребенок (или близкий ему по духу взрослый, как в цикле фантастических повестей для юношества о космическом докторе Павлыше – сам Павлыш). В этой любви писателя к парадоксальному детскому взгляду на мир – ключ к пониманию, образности и стилистики и других его произведений.

Для Кира Булычева характкерна тяга к созданию циклов произведений, объединенных героями, сюжетной основой, общей идеей и стилистикой. К упомянутому циклу об Алисе органично примыкают цикл романов о докторе Павлыше, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза “Сегежа” Слава Павлыш.

(На “Сегеже” писатель путешествовал как корреспондент журнала “Вокруг света” в 1967 году, и романтику дружбы на “Сегеже”, черты характера её моряков, отношения на борту, необычный и бесчеловечный простор Арктики Булычёв перенес в первый роман цикла “Последняя война”.

В последующих произведениях цикла – “Снегурочка”, “Великий Дух и беглецы”, “Закон для дракона” – представленные характеры стали развиваться, обретать эстетическую самостоятельность и своеобразие). По духу к ним примыкает “Подземелье ведьм”.

Произведения этого цикла объединены центральной идеей – человечность должна быть мерой всего на Земле и в Космосе; сон души (но не разума!) порождает чудовищ. Это наиболее традиционная часть творчества писателя, которой он отдавал дань на раннем этапе творчества.

В дальнейшем в его произведениях восторжествовал дух “Алисы”, хотя “традиционная” фантастика Булычёва горячо любима многими читателями.

Совет

Еще одна “постоянная тема” Кира Булычёва – это городок Великий Гусляр. Он имеет свой географический прототип – Великий Устюг. Во время пребывания в этом городе писатель стал свидетелем “провала” на главной улице города; кусок мостовой провалился в какой-то древний подпол.

И Булычёв “увидел” в нём городок Великий Гусляр и его обитателей, имена которых он заимствовал из “Адресной книги города Вологды” за 1913 год, подаренной писателю директором местного музея. С тех пор ему удалось придумать 68 рассказов и повестей о Великом Гусляре и его жителях.

Все это – забавные приключения обыкновенных или даже обыденных персонажей, попавших в экзотические ситуации и обстоятельства. Истории гуслярцев – откровенно смешные, проникнутые едкой насмешкой и множественными реминисценциями.

Особая грань творчества Булычёва – его произведения-эксперименты, часто-являющиеся “перифразами” известных повестей и романов.

Так роман “Поселок” – космическая робинзонада потомков потерпевших крушение космоплавателей- перекликается с циклом “Миры Роканона” Урсулы Ле Гуин. В рассказе “Спасите Галю!” заметна созвучность “Пикнику на обочине” бр.Стругацких.

Вместе с тем в этих произведениях оригиналы существенно переосмыслены, им придана своеобразная окрашенность, которую определяет неожиданная развязка.

Неожиданность – принцип, который Булычёв использует часто в своих новеллах, не имеющих литературных параллелей, но основанные на оригинальной идее. Так в рассказе “Можно попросить Нину?” по телефону происходит контакт между нашим современником и девочкой, живущей в 1941 г.

В новелле “Выбор” герой оказывается инопланетянином, в младенчестве попавшем на Землю. Его нашли соплеменники, но герой отказывается вернуться – жизнь человека ему дороже. Гитлер и Сталин из рассказа “Встреча под Ровно” оба оказываются инопланетянами. Их война – часть жестокого эксперимента.

Обратите внимание

Многие из этих произведений-парадоксов носят характер провокации или альтернативы (большинство их вошло в сб. “Апология”).

В целом для автора характерна ранее уже отмечавшаяся склонность к “шутовству”, “ёрничеству”, целенаправленному “фиглярству”, переосмыслению и пародированию общеизвестного и традиционного (можно говорить об авторской тенденции, близкой творческому опыту гр.

“Обэриу” 30-40-х гг.). Складывается впечатление, что Булычёв – не столько создает фантастику как таковую, сколько “играет” в нее, используя различные системы координат.

Не исключено, что в этой “установке на ничем не ограниченную игру” – отгадка многогранности творчества Б.

Начиная с 1989 г. К.Булычев пишет большой роман “Река Хронос”, первые части которого опубликованы в 1993-94 гг. До последнего времени писатель – научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук.

Все сказки и фантастика И.Можейко написана под псевдонимом К.Булычев, т.к. под своей фамилией он писал только научно-популярные произведения и выступал как научный сотрудник. В 1982 г. псевдоним был раскрыт в связи с тем, что писатель получил Государственную премию за сценарий к фильмам “Тайна третьей планеты” и “Через тернии к звездам”.

Веб сайт автора – http://bulichev.ru/

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/bulychev_kir/

Классики и современники: Классики. Кир Булычёв

Кратко о статье:
Бытописатель Алисы Селезнёвой и Великого Гусляра не только оставил
богатейшее фантастическое наследие, но и прожил три жизни. О Булычёве —
ученом, писателе и кинематографисте рассказывает Андрей Щербак-Жуков.

Именно случайности, большей частью невероятные, правят нашей жизнью.

Кир Булычев

Фотография А. Щербака-Жукова

Всего три с небольшим года назад, 5 сентября 2003, не стало Игоря Всеволодовича Можейко удивительного человека, известного четырем поколениям любителей фантастики под именем Кир Булычев… Есть знаменитая суфийская притча о том, как несколько слепцов ощупывали слона, а потом спорили, какой он из себя.

Один описал хобот, другой ухо, третий ногу, но никто так и не представил себе животное целиком. Кир Булычев был таким же элефантом российской фантастической и научно-популярной литературы.

Он и сам-то был человеком немаленьким часто повторял, комментируя внутриписательские дрязги: «У нас, крупных мужчин, комплексов быть не должно!» И работал, работал, не оглядываясь на созданное уже.

Творчество Кира Булычева потрясает своими объемами.

Кто-то знает его детские истории о приключениях Алисы Селезневой, кто-то — юмористические рассказы о жителях города Великий Гусляр, кто-то — «взрослые» произведения, написанные в традициях классической НФ, кто-то — «забойные» приключенческие подростковые повести об Андрее Брюсе или Коре Орват, кто-то — научно-популярные книги о пиратах Индийского океана и правителях Средневековья… Чтобы все это издать в одном собрании, потребуется с полсотни томов. Кажется, для того, чтобы все это написать, мало одной жизни. А ведь Игорь Всеволодович Можейко, действительно, жил параллельно три жизни…

Жизнь первая

Родился будущий ученый и писатель 18 октября 1934 года в Москве, в Банковском переулке возле Чистых прудов. Так началась его первая жизнь — та, в которой он был Игорем Можейко. В столице в основном прошли его детство и юность, за исключением года, проведенного во время войны в Чистополе, — уже в 1942 его семья вернулась в Москву, одними из первых эвакуированных.

Альманах «Ковчег», который выпускал с друзьями Игорь Всеволодович Можейко в пятидесятых годах.

Друзья детства вспоминали, что Игорь Можейко уже в те годы был
выдумщиком и заводилой. Они ходили в походы, создали общество Кто Во
Что Горазд — сокращенно КоВЧеГ, писали стихи, создавали рукописные
журналы.

После школы Игорь Можейко поступил в Московский
Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса
Тореза, который окончил в 1957 году. Поступил не по собственному
желанию — по «комсомольской разнарядке». Стране были нужны переводчики,
хочешь получить высшее образование — учи языки.

В институте Игорь
Можейко активно писал стихи — строка об этом есть в книге его соученика
Андрея Сергеева «Альбом для марок», в 1996 году получившей престижную
Букеровскую премию: «Самый ранний приятель в ИН-ЯЗе — Игорь Можейко.
Легкий человек, кое-какие стихи…».

Важно

В год окончания вуза он женился на
студентке Архитектурного института Кире Алексеевне Сошинской, ставшей
его спутницей на всю жизнь и одним из его художников-иллюстраторов.

Иллюстрации Киры Сошинской к рассказам и повестям Булычева.

Женатым в те годы сравнительно просто было выехать за рубеж — есть гарантии, что не останется.

И Игорь Всеволодович был направлен в Бирму, где советские специалисты помогали на строительстве Технологического института.

Здесь он был и переводчиком, и завхозом, а потом и корреспондентом Агентства печати «Новости» и журнала «Вокруг света».

Игорь Можейко в Бирме, 1958 год. Фотография из книги «Как стать фантастом».

Влюбившись в загадочную восточную страну, Можейко занялся исследованием ее истории и культуры и по возвращении в Москву поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР, которую закончил в 1962 году. А в 1965 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (11—13 века)».

Первыми текстами будущего писателя были очерки о Бирме для «Вокруг
света». В этом же журнале вышел его первый художественный рассказ
«Маунг Джо будет жить», подписанный еще настоящим именем.

Картина Киры Сошинской «Портрет Игоря».

Однако уже в 1965 году его повесть «Девочка, с которой ничего не случится» предложили напечатать в альманахе «Мир приключений». Это было первое произведение об Алисе Селезневой — подборка веселых и трогательных историй, случившихся с отцом и дочерью в далеком тогда еще 21 веке, навеянные реальным общением с дочерью Алисой.

О появлении псевдонима Игорь Всеволодович рассказывал так:

«Я к этому времени уже заканчивал аспирантуру и представил себе, как приду в институт, когда это будет напечатано, и мне скажут: «Вот вы, товарищ Можейко, на овощную базу не пришли, к товарищу Ивановой не по-товарищески отнеслись, опоздали на собрание и еще пишете фантастику!». Мне стало так страшно, что я решил скрыться за псевдонимом. А так как времени на это не было, то я взял имя своей жены (Кира), фамилию мамы (Булычева), составил из этого такое вот механическое образование и подписал произведение: «Кир Булычёв». И подпись эта — она как бы оторвалась от меня и уже звучала, существовала сама по себе. И менять ее мне как-то было уже неудобно — перед этим Киром Булычевым. Вот так он и остался».

Остается только добавить, что не все редактора с пониманием отнеслись к этой конструкции, поэтому в ранних публикациях появились вариации «Кир. Булычев» (с точкой-сокращением) и «Кирилл Булычев».

Вот так началась его вторая жизнь — жизнь популярного писателя Кира Булычева.

Книга
«Кир Булычев и его друзья», в которой собраны воспоминания людей,
знавших писателя, и его неизвестные произведения, найденные в архиве
после смерти.
Книга воспоминаний Кира Булычева «Как стать фантастом». В этом сборнике «Река Хронос» вышел незаконченный роман «Покушение», действие которого происходит в 1918 году.

Жизнь вторая

В самых первых своих рассказах Кир Булычев нашел ту неповторимую, ту уникальную интонацию, которая всегда отличала его от других писателей.

В те годы все писали о будущем — о том, какие героические будут люди, какие невероятные подвиги и открытия они совершат, какие удивительные приключения выпадут на их долю…

Все это есть и в первых произведениях Кира Булычева, но отличие в том, что ему важны не подвиги, открытия и приключения, а эти самые люди, которые, несмотря на невероятность мира и груз событий, остаются простыми, добрыми — человечными! Не зря одна из первых его книг называлась «Люди как люди».

В повести «Половина жизни» обыкновенная земная женщина, попавшая в плен к злобным инопланетянам, отдает жизнь в борьбе за свободу негуманоидных существ. А герой рассказа «О некрасивом биоформе», внешность которого радикально изменена для работы на далекой планете, трогательно боится, что его в таком виде увидит возлюбленная…

Темы произведений подсказывала сама жизнь. Из адресной книги 19 века Кир Булычев выписал имена персонажей, которыми заселил небольшой городок Великий Гусляр, отличающийся от других среднерусских населенных пунктов только тем, что уж больно часто здесь происходят чудеса. Вот история создания одного рассказа из Гуслярского цикла:

«В
«Искателе» — приложении к журналу «Вокруг света» — случилась беда.
Тиражом в триста тысяч экземпляров была напечатана обложка, а рассказ,
к которому на обложке была иллюстрация, зарубила цензура. Рассказ был
какой-то переводной, и почему он вылетел, сейчас уже не важно. Главное,
что существовала обложка, и если делать новую, то все лишатся премии, и
у всех будет масса неприятностей. И тут у кого-то родилась светлая идея
— взять и написать рассказ по существующей обложке. А на ней был
изображен стул, на стуле — банка; в банке — динозавр… Кончилось тем,
что рассказов было всего два или три, поэтому конкурс у меня был
небольшой. Как-то лень всем стало: пошутили и разошлись. Но я написал и
поставил, таким образом, редакцию «Искателя» в положение, когда они
вынуждены были этот рассказ напечатать — или иначе они лишались премии».

Так появился рассказ «Когда вымерли динозавры?», который потом переиздавался не менее шести раз.

Карта города Великий Гусляр из журнала «Уральский следопыт».

Книги Кира Булычева выходили одна за другой, а в конце семидесятых годов фантастикой всерьез заинтересовались кинематографисты. Так началась третья жизнь Кира Булычева — жизнь кинодраматурга, по сценариям которого снято больше всего фантастических фильмов.

Источник: http://bulichevkir.ucoz.ru/publ/1-1-0-27

Кир Булычев – биография, список книг, отзывы читателей

Можейко Игорь Всеволодович дата рождения: 18 октября 1934 г. место рождения: Москва, Россия дата смерти: 5 сентября 2003 г.

псевдонимы: Игорь Всеволодович Всеволодов, Николай Ложкин, Маун Сейн Джи, Лев Христофорович Минц, Кирилл Булычёв, Кир Булычёв серии книг: Алиса, Доктор Павлыш, Андрей Брюс, Река Хронос, ИнтерГпол, Институт экспертизы, Гусляр, Веревкин, Театр теней, Сказки, Ким Петров, Лигон, Алиса и ее друзья в лабиринтах истории, Чудеса в Гусляре, Пришельцы в Гусляре, Возвращение в Гусляр, Гусляр-2000, Господа гуслярцы, Гусляр навеки, Письма в редакцию

Игорь Всеволодович Можейко, в широких кругах более известный под псевдонимом Кир Булычев, появился на свет в Москве в далеком 1934 году. После того как Кир Булычев окончил школу он стал студентом Московского педагогического института, выбрав факультет переводчиков, который он окончил с отличием в 1957 году.

Еще в период учебы в институте Булычев стал пробовать себя в написании научных очерков для популярного журнала ” Вокруг света”. После университета ое продолжил учебу в аспирантуре Института востоковедения АН СССР. После окончания аспирантуры Кир остался работать на кафедре института. В 1965 году Булычев защитил диссертацию, темой которой стало ” Паганское государство(XI-xIII)”. А в 1982 свет увидела еще одна диссертация на тему “Буддийская сангха и государство в Бирме”. 1965 год становится для Кира Булычева стартовым в карьере писателя, и он начинает писать фантастику и занимается переводом фантастических произведений американских писателей на русский язык.

Совет

В 1989 г. Булычев начинает писать большую романтическую сагу “Река Хронос”, первые части которой были опубликованы в 1944 году. Помимо написания произведений, он достаточно активно писал сценарии, из которых 20 были экранизированы. В 1982 году Булычев за лучший сценарий к фантастическому фильму “Через терни к звездам” и мультипликационный фильм “Тайна третьей планеты” получил Государственную премию СССР. Игорь Можейко скончался в 2003 году, на тот момент ему исполнилось 69 лет.

Копилка

У нас, людей, есть слабости. Нам кажется, что жизнь построена на ожидании. Кому нечего ждать, тот ни к чему не стремится.

Копилка

— Люди, — сказал он с осуждением, — враги времени. Они выбрасывают его, терзают, убивают и топчут.

Чудовище у родника

– Ты девочка, — сказал Пашка. — Тебе положено бояться чудовищ. Но я не так воспитан.
– Ты плохо воспитан, — возразила Алиса. — девочкам нельзя говорить, что они трусливые, потому что это неправда.

Посёлок

Он не понимает, что принадлежит не себе. Что бывают моменты в жизни, когда человек не имеет права принадлежать только себе. Это бывает тогда, когда от его действий зависит судьба других людей.

Старый Все цитаты Кир Булычев →
Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

Источник: http://readly.ru/author/4271/

Ссылка на основную публикацию