Сочинения об авторе бунин

Сочинение на тему “Бунин”

Иван Бунин был непревзойденным мастером малой прозы. В небольших рассказах он мог не только изобразить глубину мимолетного чувства, но и создать полную психологическую картину героя. Сочинение по творчеству Бунина пишут школьники из года в год. Какие темы подобных творческих заданий они выбирают чаще?

Сочинение по творчеству Бунина представляет собой письменную работу. В ней ученик на основе прочитанных произведений и специальной литературы анализирует ту или иную особенность писателя. Иван Бунин – в некотором роде уникальный автор. Тема любви в его в творчестве занимает едва ли не главное место. При этом раскрыта она чрезвычайно глубоко, проникновенно.

Сочинение по творчеству Бунина нередко посвящают теме любви, и прежде всего потому, что именно этот писатель первым заговорил о чувствах между мужчиной и женщиной столь откровенно. По крайней мере, этого до него в русской литературе не делал никто.

Обратите внимание

Особенностью рассказов Бунина является трагичность. При этом стиль повествования удивительно лаконичен. Достаточно вспомнить произведение “Кавказ”, в котором автор довольно сухо повествует о любовной связи главного героя и замужней женщины. Бунин без лишних отступлений рассказывает читателю об эгоистичной страсти своих персонажей.

Лишь вскользь героиня рассказа упоминает супруга – человека жестокого и гордого. Обманутый муж кончает жизнь самоубийством. Последние часы из жизни человека, которого предала любимая женщина, описаны сдержанно, скупо. И в этом характерная особенность стиля автора.

Сочинение по творчеству Бунина школьники часто пишут на тему любви как порока и высшей духовной ценности.

Для эмоционального усиления Бунин в рассказе “Кавказ” использует пейзаж – холодный московский и солнечный южный. Особое место занимает природа в творчестве Бунина.

Сочинение по одному из его произведений можно также посвятить значению пейзажа. Но наиболее яркую роль изображение природы играет в рассказе “Антоновские яблоки”.

Запах спелых яблок, заброшенная усадьба и воспоминания автора – это то, что позволяет читателю окунуться в атмосферу русской деревни.

Природные явления в прозе и поэзии Бунина неразрывно связаны с чувствами и ощущениями героев. В стихотворении “Одиночество” читатель встречает такие слова, как “ненастье” и “тоска”, “дождь” и “серая мгла”. И читатель, изучая это поэтическое произведение, глубоко проникается чувствами героя, оказавшегося в полном одиночестве в холодную дождливую погоду.

Бунин покинул родину в 1918 году. Но он никогда не порывал духовной связи с ней. Одной из центральных тем стала Россия в творчестве Бунина.

Важно

Сочинение на эту тему посвящают как ранним поэтическим произведениям, так и поздней прозе, исполненной горькой тоски по родным местам. До эмиграции образ России у Бунина был печальный, даже мрачный.

Рассказ “Деревня” повествует о нищете и нравственных последствиях неправедного образа жизни.

Чем ближе Бунин приближался к дате своей смерти, тем больнее ему было испытывать отдаленность от России. В последние годы он интересовался исключительно культурой и литературой страны, из которой вынужден был бежать после революции.

Для творческой работы на тему “Образ России в рассказах Бунина” в качестве первоисточника могут служить произведения, в которых родина даже не упоминается. Ведь тоска русского эмигранта – это и есть обратная сторона любви к России.

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-bunin/

Мой Бунин .Лирическое эссе

И.В.Шумакова, г. Курск

Мое открытие И.А.Бунина

(лирическое эссе)

Так сложилось, что познакомиться с творчеством Ивана Алексеевича Бунина мне пришлось только в студенческие годы. Помню, как на лекции по русской литературе ХХ века наш преподаватель произнёс: « Иван Алексеевич Бунин!». А потом торжественно добавил: «Наш первый Нобелевский лауреат!» Почему-то очень захотелось познакомиться с произведениями писателя.

К сожалению, до этого фамилию Бунина не слышала, его книг не читала. И не в силу своей дремучести, просто время было такое: в школе Бунина не изучали, а дома книг писателя не было. В институтской библиотеке дали сборник рассказов Ивана Алексеевича с необычным названием : «Тёмные аллеи».

Именно он и положил начало моему знакомству с писателем удивительным, не похожим ни на кого…

«Темные аллеи»… Эту книгу, как мне кажется, можно по праву назвать «энциклопедией» любовных драм. Сам писатель признавался после выхода её в свет: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, ─ думаю, что это самое лучшее и оригинальное, что я написал в жизни».Это и впрямь справедливые строки.

Хотя во многих рассказах у Бунина любовь, о которой с такой трогательной искренностью поведал нам писатель, без сомнения, необычайно трагична, он справедливо утверждает, что всякая любовь ─ это благо для человека и самое настоящее счастье. И не беда, что она порой завершается разлукой, гибелью любимого человека или какой-либо трагедией.

Счастье в том, что любовь была в жизни, что коснулась тебя светлым крылом своим .

Бунин часто в своих рассказах изображал, на мой взгляд, отнюдь не платоническую любовь. У него она чувственная, зримая, осязаемая, порой даже романтическая.

И как всякому романтику, писателю захотелось создать эти незабываемые образы-ассоциации любви: её «темные аллеи»… В самом деле, сердце замирает, когда читаешь о любви в разных её состояниях, где она, например, едва зажигается, но никогда не сбудется (« В Париже»), где томится неузнанная («Таня»), где переходит в неимоверную страсть («Ночлег»), где захватывает все душевные и духовные помыслы человека («Натали»).К сожалению, во многих рассказах видно, что это светлое чувство не может длиться вечно, поэтому героям просто необходимо расстаться. Чаще всего навсегда.… Если же этого не происходит, то в их жизнь может попросту вмешивается сама судьба. Поэтому, видимо, так и бывает: в финале многих рассказов Бунина, как правило, кто-то из любящих гибнет. У Ивана Алексеевича это вполне закономерно, потому что за своё «маленькое» счастье герои платят так дорого. И в этом трагическая нота грустно-реальной симфонии под названием любовь.

Любовь (по Бунину) ─ одна из самых высоких форм существования человека на Земле. Это такое напряжение человеческой материи, когда нить жизни натянута до предела, до высочайшей точки напряжения. Тогда она может не выдержать и порваться.

Совет

Потому часто в его произведениях и трагичен финал. Вот в «Натали» умирает во время преждевременных родов главная героиня.

Трагически заканчивают жизнь, не видя другого исхода, герои в рассказах «Галя Ганская», «Зойка и Валерия», на третий день Пасхи умирает в вагоне метро герой рассказа «В Париже». Порой даже начинает казаться, что люди приходят в этот мир каждый за своим кусочком трагической любви.

Но почему это вдруг любовь должна быть непременно такой? Об этом я задумалась, когда читала Бунина. Об этом и о многом другом. Да, книга не оставила меня равнодушной. К слову. К образам. К автору.

И всё же огромное и постепенно нарастающее впечатление от сборника – ощущение неимоверного счастья и в определённой мере радость от сознания того, что неизменно олицетворяешь многих главных героев именно с самим автором.

Почему-то чувствуешь его родство с ними, а ещё с природой, описанной в рассказах, со временем, изображённым в них, с памятью сердца, запечатлевшего ту или иную историю любви.

Получается, что это чувство в понимании автора является вечным, как вечна сама природа, породившая человека.

Ещё я отметила для себя, что в рассказах Бунина вижу то, что очень часто идёт столкновение двух позиций автора. В одной он утверждает, что любовь, как всё остальное на этой планете, проходит. Так даже кажется мне, будто явственно слышу его успокаивающий шёпот: «Всё проходит ─ и это пройдёт…».

В другой – он будто бы убедительно доказывает, что любовь ─ самое светлое и большое чувство ─ остаётся в душе человека навсегда. Эти две позиции, эти два голоса особенно различимы, как мне кажется, в заглавном рассказе цикла «Тёмные аллеи». В этом удивительном по красоте и жизненности произведении.

Обратите внимание

Как говорил потом сам писатель, толчком к созданию рассказа «Тёмные аллеи» стала прямая ассоциация поэтических строк из великолепного стихотворения Николая Огарёва (1813─1877) «Обыкновенная повесть», написанного им в 1842 году.

Бунин вспоминал: «Перечитывал стихи Огарёва и остановился на известном стихотворении …Потом почему-то представилось то, чем начинается мой рассказ,─ осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нём старый военный… Остальное всё как-то само собой сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно,─ как большинство моих рассказов».

Так вот эти строки, которые и дали название циклу, вспоминает в финале герой рассказа Николай Алексеевич: «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…».

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Тёмные аллеи» перед нами будто случайная встреча двух любивших когда-то, более 30 лет назад, людей: теперешнего старого офицера и преуспевающей хозяйки постоялого двора. Тогда, в юности, это были молодой барин и его дворовая крестьянка.

Но прошло много лет, и встреча эта, так трепетно пробудившая у женщины воспоминание о её драме, показала, как оставленная, не простившая, предательства со стороны мужчины, она продолжала всю жизнь любить только его.

А мужчина, когда-то «бессердечно» её бросивший, теперь неожиданно для себя признался, что он, видимо, «прошёл» мимо горячей и светлой любви, потеряв таким образом «самое дорогое, что имел в жизни». Эта встреча для них обоих стала знаком судьбы. Это встреча-покаяние, встреча-исповедь.

И рассказ, по замыслу писателя, получился о горестном сожалении безвозвратно утерянного счастья…

Читая «Тёмные аллеи», всё чаще и чаще проникаешься ощущением необыкновенного восторга и счастья: настолько совершенен Бунин-стилист.

Важно

Выразительность, оригинальность, тонкий психологизм, удивительная форма повествования ─ всё это говорит о том, что перед нами необыкновенный писатель.

Формы повествования удивительным образом варьируются: это может быть и рассказ от лица главного героя (рассказ « Натали»), («Чистый понедельник»), от лица молодой женщины («Холодная осень») или от лица автора – повествователя («Ночлег»).

Цикл «Тёмные аллеи» представляет собой замечательное художественное богатство и с точки зрения жанровых форм.

Это и рассказы-драмы («Зойка и Валерия», «Руся», «Галя Ганская»), рассказы-зарисовки, фрагменты («Смарагд», «Часовня»), рассказ-предание («Баллада»), притча («Молодость и старость»), рассказ-трагедия («Холодная осень»).

Всё это подтверждает ту мысль, что в работе над циклом автор оттачивал своё мастерство, будто заранее знал, что судьба уготовит ему долгую жизнь в литературе, Нобелевскую премию и вполне заслуженное впоследствии счастливое признание на Родине, в России.

Удивительным образом вписался в ткань «Тёмных аллей» рассказ «Чистый понедельник». Он был написан в Париже в 1938 году, где и вышел в свет в 1946 году. Это произведение тоже о любви. О непростой любви. Я бы даже сказала, что о немного странной любви, от которой в конечном итоге главная героиня отказывается.

Повествование ведётся от лица героя, имени которого не называется. Но всем своим существом чувствуешь: герой и автор ─ одно лицо. В рассказе наш герой ─ это просто «Он», а его возлюбленная ─ «Она».

Вероятно, такая безымянность создаётся Буниным для того, чтобы показать необычность жизненной ситуации, в которой оказался наш герой-повествователь.

Совет

А может, это дань традиции? Ведь в других, если не во многих рассказах Ивана Алексеевича, неназванность имени того или иного героя говорит о нетипичности происходящего, подчёркивает тем самым её неповторимость. А ещё, как мне кажется, может служить знаком обобщающего, общечеловеческого смысла.

Бунин в «Чистом понедельнике» с трепетом душевным ведёт не только повествование о необычной любви, но и о тайне человеческой судьбы. О неизмеримом счастье любить и быть любимым. О сложной природе человеческого характера. О загадочной русской душе, о нашем национальном характере.

И, конечно, об особенностях веры в Бога русского человека и о таинствах и непостижимости каждого на пути к Нему. Пронзительный, удивительно проникновенный и берущий за душу рассказ. В какой-то степени даже немного похожий на исповедь.

… Прошло много лет, но в сердце нашего героя всё ещё продолжает гореть негасимый огонь любви, потому что там властвует только одна женщина, другой попросту нет места.

Рассказ «Натали», написанный Буниным в 1941 году, тоже о любви.

Здесь всё: и удивительный сюжет, и великолепный язык произведения, и герои, чем-то напоминающие чеховских или тургеневских, а может, героев Толстого или Куприна, и стиль писателя, и сама форма повествования ─ всё говорит об огромной силе таланта и о мастерстве Бунина-реалиста.

В основе сюжета история любви. Любви такой, какая бывает лишь однажды в тысячу лет. Героиня ─ типичная «тургеневская девушка» с оригинальным, на французский манер именем. Герой ─ дворянский отпрыск, мечтающий отнюдь не о платонической любви.

Но вот он, встретив на жизненном пути «свою» Натали, сразу же влюбился в неё страстно. Мечтал о ней и, по всей вероятности, оставался, верен ей всю оставшуюся жизнь, даже после смерти женщины во время родов. Не правда ли, есть что-то символическое в этой истории? В том, наверное, как умеют любить мужчины.

Читайте также:  Краткая биография страхов

В том, как они умеют всю жизнь хранить верность единственной любимой женщине. И это потрясает!

Особым трагизмом любви, я считаю, отмечен и замечательный по восприятию рассказ писателя «Холодная осень». Он написан в самый разгар Второй Мировой войны – в 1944 году, когда на Родине писателя шли кровопролитные бои с фашистами. Видимо, неимоверная боль и тоска были на сердце Бунина, когда он создавал свой шедевр.

Обратите внимание

Лирическая миниатюра ─ так бы я охарактеризовала жанр произведения. Любовь и верность─ так можно было бы сказать о его идее. Сюжет же на удивление прост. Девушка и юноша давно дружат и любят друг друга, собираются пожениться и даже уже помолвлены. Неожиданным образом судьба готовит им испытание: объявляется война. Как настоящий мужчина и офицер, он идёт на войну.

Но судьба ещё раз даёт ему шанс: он возвращается в имение возлюбленной на один день только для того, чтобы проститься с ней. Всего на один день. На несколько месяцев отложена свадьба: многие думают, что война скоро кончится…Впереди у молодых людей ещё целая жизнь и этот единственный холодный осенний вечер.

Звучат слова любви и верности, слова признания … И всё это на фоне начинающейся холодной осени. Слова девушки ─ как клятва: « Я не переживу твоей смерти!», и буквально через мгновение его ответ: «…если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

И через месяц ─ известие о его гибели на войне… И она на долгие годы, тоскуя и скорбя, исковеркав свою судьбу, всё же остаётся верна его памяти. Сколько же с истории мировой литературы примеров, подобных этому? Примеров верности чувству первозданной, разделённой и поистине негасимой любви! Любви, что является первоосновой человеческой жизни.

Читая сборник рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи» впервые, я почему-то сразу же решила для себя: это «мой» писатель. А потом попыталась «нарисовать» его портрет. Получился интеллигентный, умный, слегка насмешливый, конечно, влюблённый, но при этом почему-то такой одинокий и страдающий человек. Ведь огромнейшей силы ностальгией веяло со страниц книги.

Книги, созданной вдали от Родины , а потому наполненной неимоверной вселенской тоской и болью о ней.

С «Тёмных аллей» началось моё знакомство с творчеством писателя, которого теперь очень люблю, часто перечитываю и никогда не перестаю восхищаться силой его таланта. А теперь рассказываю уже ученикам о «своём» Бунине.

О человеке, «сражённом» любовью, любящем и любимым, радостно созерцающим всё кругом и при этом до сердечной боли тоскующим по России.… Да, наверное, только у нас в России смог родиться необыкновенный писатель, в творчестве которого соединились тонкое мастерство и реализм русской классической прозы.

Краткое резюме статьи «Мой Бунин»

Важно

Моё знакомство с И.А.Буниным началось в далёкие студенческие годы со сборника «Тёмные аллеи»─ «энциклопедии» любовных драм. Во многих этих рассказах любовь трагична. Но счастье и радость от сознания того, что она вечна, как природа и человек, не покидает тебя.

Восторгаешься стилем писателя: выразительностью языка, оригинальностью образов, тонким психологизмом и манерой повествования. Рассказы замечательны и жанровыми формами.

Бунин ─ «мой» писатель: в нём «строгое мастерство» и умение «развивать традиции русской классической прозы».

Заявка на участие

Сведения об авторе

  1. Фамилия, имя, отчество: Шумакова Ирина Викторовна.

  2. Образование: высшее.

  3. Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» города Курска.

  4. Должность: учитель русского языка и литературы.

  5. Учёная степень: не имею.

  6. Учёное звание: не имею.

  7. Контактные телефоны: (4712)50-90-86 (домашний),

  8. 8-903-876-37-15 сотовый.

  9. Мой электронный адрес : irveek@mail.ru

  10. Домашний адрес : Российская Федерация, 305003, город Курск-3, ул.1-й Суворовский переулок, дом № 64/10.

  11. Название статьи: «Мой Бунин».

  12. Форма участия – очная.

  13. Заинтересованность в публикации – публикация нужна.

Источник: https://infourok.ru/moy-bunin-liricheskoe-esse-1071725.html

Читать

Иван Алексеевич Бунин: об авторе

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник “Листопад”, 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб (“Антоновские яблоки”, 1900), жестокий лик деревни (“Деревня”, 1910, “Суходол”, 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни (“Господин из Сан-Франциско”, 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге “Окаянные дни” (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе “Жизнь Арсеньева” (1930) – воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви (“Митина любовь”, 1925; книга “Темные аллеи”, 1943). Мемуары. Перевел “Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

* * *

БУНИН Иван Алексеевич [10 (22) октября 1870, Воронеж – 8 ноября 1953, Париж], русский писатель; прозаик, поэт, переводчик.

Птенец разоренного гнезда

Детство будущего писателя протекало в условиях дворянской скудеющей жизни, окончательно разорившегося “дворянского гнезда” (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Он рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома (осваивать программу гимназии, а потом и университета ему помогал старший брат Юлий, с которым писателя связывали самые близкие отношения). Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу.

Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.

Литературный дебют

С 1889 началась самостоятельная жизнь – со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты “Орловский вестник”, молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в 1891. Молодые супруги, жившие невенчанные (родители Пащенко были против брака), впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных.

1895 год – переломный в судьбе писателя. После того как Пащенко сошлась с другом Бунина А. И. Бибиковым, писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким,Н. Д. Телешовым, участником “сред” которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900, находясь в Крыму, познакомился с С. В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.

Восхождение на литературный Олимп

В 1900 появился рассказ Бунина “Антоновские яблоки”, позднее вошедший во все хрестоматии русской прозы. Рассказ отличает ностальгическая поэтичность (оплакивание разоренных дворянских гнезд) и художественная отточенность. В то же время “Антоновские яблоки” подверглись критике за воскуренный фимиам голубой крови дворянина. В этот период приходит широкая литературная известность: за стихотворный сборник “Листопад” (1901), а также за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” (1896), Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия (позже, в 1909 он был избран почетным членом Академии наук). Поэзия Бунина уже тогда отличалась преданностью классической традиции, эта черта в дальнейшем пронижет все его творчество. Принесшая ему известность поэзия сложилась под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева. Но она обладала только ей присущими качествами. Так, Бунин тяготеет к чувственно-конкретному образу; картина природы в бунинской поэзии складывается из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков. Особую роль играет в бунинской поэзии и прозе эпитет, используемый писателем как бы подчеркнуто субъективно, произвольно, но одновременно наделенный убедительностью чувственного опыта.

Семейная жизнь. Путешествие по Востоку

Совет

Семейная жизнь Бунина уже с Анной Николаевной Цакни (1896-1900), также сложилась неудачно, в 1905 скончался их сын Коля.

В 1906 Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей спутницей писателя на протяжении всей его последующей жизни. Муромцева, обладая незаурядными литературными способностями, оставила замечательные литературные воспоминания о своем муже (“Жизнь Бунина”, “Беседы с памятью”). В 1907 Бунины отправились в путешествие по странам Востока – Сирии, Египту, Палестине. Не только яркие, красочные впечатления от путешествия, но и ощущение нового наступившего витка истории дали творчеству Бунина новый, свежий импульс.

Поворот в творчестве. Зрелый мастер

Если в произведениях более ранних – рассказах сборника “На край света” (1897), а также в рассказах “Антоновские яблоки” (1900), “Эпитафия” (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской Революции 1905, главной становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести “Деревня”, 1910, “Суходол”, 1912). Обе повести имели огромный успех у читателей. М. Горький отмечал, что, тут писателем был поставлен вопрос “… быть или не быть России?”. Русская деревня, считал Бунин, обречена. Писателя обвиняли в резко негативном отражении жизни деревни.

“Беспощадную правду” бунинского письма отмечали самые разные литераторы (Ю. И. Айхенвальд , З. Н. Гиппиус и др. ). Однако реализм его прозы неоднозначно традиционен: с убедительностью и силой рисует писатель новые социальные типы, явившиеся в пореволюционной деревне.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=47958&p=1

Сочинение доклад о творчестве И. А. Бунина

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – знаменитый русский писатель, награжденный Пушкинскими премиями, почетный академик Русской Академии наук, поэт и прозаик, автор замечательных рассказов, повестей, стихов, переводчик. Родом он походил он из древнейшего дворянского рода, к которому належал В. Жуковский, поэтесса А. Бунина, П.

Семенов – Тянь – Шанський.

Гордясь своим происхождением, историей рода, он, тем не менее, сказал: “Я ж имел из отрочества быть вольнодумцем, целиком равнодушным не только к своей голубой крови, но и к полнейшей потере всего того, что было связано с ней…” Он унаследовал от своих предков главное, что не дало ему потеряться в жизни, – выносливость, уверенность в себе, чувство внутренней независимости, культуру чувств. Детство и юность Бунина прошли в Елецком уезде Орловской губернии. Знаменательные две обстоятельств в его жизни: дворянин за происхождением, он не получил даже гимназического образования, а оставив родительский дом, он так некогда и не имел собственного. “Я с настоящим страхом всегда смотрел на всякое благополучие, которое поглощало человека; а чрезмерность этого благополучия вызвали у меня ненависть”. Первая книга И. Бунина “Стихи 1887-1891 лет” была едва подмеченная и читателями, и критиками. Его вхождение в литературу длилось почти десять лет, однако именно он получил одним из первых среди русских писателей Нобелевскую премию.

Проза Бунина начинается из рассказов о сельской жизни (“Перевал”, “Танька”, “На край мира”) с ее безжалостностью, убогостью, безысходностью. Он не хотел видеть, что в то время, когда он живое, происходит изменение эпох, опасался любых больших исторических сдвигов, считал, что крестьянская страна, Россия, не готовая к социальным изменениям.

Крайностям, остроте, противоречивости своей эпохи он противопоставлял извечные ценности, которые находятся вне истории: “Есть несколько вещей неизменных, органических, с которыми ничего поделать нельзя: смерть, болезнь, любовь, а другое – мелочи”. Много предчувствий и опасений Бунина оказались на редкость пророческими.

В года революции и гражданской войны его тревоги, преисполненные отчаянию, вылились в дневнике под красноречивым названием “Окаянные дни”, какой он на протяжении 1918-1920 лет писал в Москве, а потом в Одессе, спасаясь от преследований большевиков.

С 1920 года для Бунина началась жизнь на “других берегах”, в Франции, где он прожил до конца дней, в Париже и в Гроссе, недалеко от Ниццы.

Оказавшись в эмиграции, он, будто подытоживая свое творчество в России, писал: “…Я не брал участия в политике, не надевал никаких масок и не выбрасывал никаких крикливых флагов…” В это десятилетие он публикует сборники рассказов: “Митина любовь”, “Солнечный удар”, “Тень птицы”, “Бог древо” и итоговый сборник стихов “Выбранные стихи”, роман “Жизнь Арсеньева”, что был удостоен Нобелевской премии.

В эти года во всем своем блеске проявляется бунинский талант несравненного стилиста, совершенствуются его художественные принципы: рельефность детали, компактность сказа, конкретность и чувственность в раскрытии вечных тем – любовь, природы, смерти, проблемы преодоления времени.

Художественное сознание Бунина в обнаруживает черты, которые отмежевывают его от реализма. В года Второй мировой войны, когда Бунин жил очень трудно и тяжело духовно, в вечной тревоге за судьбу России, которая воюет с фашизмом, он создал такой свой шедевр, как цикл рассказов “Темные аллеи”.

Обратите внимание

Любовь в понимании автора “Темных аллей” оказывается по-своему объединенным с вечностью. Не потому, что оно на протяжении столетий повторяется и всех поколениях человеческого рода.

Читайте также:  Краткая биография фолкнер

Но потому, что оно не подвергается исчезновению в сознании, и, значит, несет в себе какое-то сверхчеловеческое, высшее начало, так как именно оно открывает в личности что-то от “Божьего древа”. Последней книгой Бунина постоянная книга “Воспоминаний”, куда вошли портреты О. Блока, Г. Горького, О. Толстого и др.

Художественный опыт Бунина, отмеченный чертами неповторимости и величия, несомненно воспринятый отечественной литературой XX столетие. Яркий свет бунинской звезды будет всегда ощутимым в нашей художественной литературе.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Сочинение доклад о творчестве И. А. Бунина

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение доклад о творчестве писателя Войновича В своих произведениях Войнович во многом развивает художественные идеи, заложенные в “Чонкине”. Так, повести “Иванькиада, или Рассказ о вселении писателя…
  2. Эжен Ионеско – сочинение доклад о творчестве писателя Эжен Ионеско – один из величайших писателей французской литературы, родоначальник “драмы абсурда”, классик, в котором французы видят “придирчивого наблюдателя, безжалостного…
  3. Тема Руси в творчестве Бунина Тема уходящей крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще…
  4. Образ России в творчестве И. А. Бунина Образ России – один из центральных в прозаическом и поэтическом творчестве И. А. Бунина. Он никогда не порывал внутренних связей…
  5. Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина Сочинения ЕГЭ по русскому языку Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина –…
  6. Мир рассказов Бунина. Лирический герой Бунина Пространственные координаты картины мира Бунина тоже во многом определяются его ощущением связи с предками – сложным чувством, объединяющим писателя со…
  7. Сочинение доклад Александр Иванович Куприн (1870-1938) Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в г. Наровчати возле Пензы в семье мелкого чиновника. Его отец умер,…
  8. Шарль Перро. Доклад о творчестве писателя Шарль Перро (1628-1703) был первым писателем в Европе, который сделал народную сказку достоянием детской литературы. Необычный для французского писателя “века…
  9. Сочинение доклад Детство Антуана де Сент-Экзюпери Его полное имя Антуан Жан-Батист Мари Роже де Сент-Экзюпери. В детстве родители звали его Тонио. Когда вырос, товарищи называли его…
  10. Сочинение доклад по литературе Народная лирика Одной из наиболее важных и богатейших частей художественной культуры народа является его устное словесное творчество. Сколько прекрасных жемчужин, богатых, интересных…
  11. Сочинение доклад о драматурге. Бертольд Брехт Выдающийся немецкий драматург, основатель и теоретик “эпического театра” Бертольд Брехт родился 10 ноября в городе Аугсбурге (Германия) в семье директора…
  12. Любовь к России в творчестве Бунина Ни философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Бунин не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко…
  13. Лейтмотив “Окаянных дней” Бунина Бунин, как мы знаем, решительно не Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию 1917 года. В пору братоубийственной гражданской войны он…
  14. Сочинение доклад Святое Писание в литературе Библия – это уникальная Книга Божьих откровений, которая передавалась на протяжении многих веков от одного поколения к другому. Это собрание…
  15. Сочинение доклад Жизнь и судьба Мольера Судьба Мольера очень интересная и необыкновенная. Непростая жизнь художника характеризует его как человека, который противоречил своему времени, противоречила судьбе, которую…
  16. Сочинение доклад о духовном подвиге Иисуса Христа Общая тема сочинения: Новый Завет – поэтический рассказ о духовном подвиге Иисуса Христа. Новый Завет – это средоточие христианского вероучения….
  17. Сочинение доклад: Крестьянская тема в либеральной литературе Непосредственны М отзвуком времени было и новое освещение крестьянской темы. Наиболее значительная роль здесь принадлежит Н. Г. Гарину-Михайловскому. Цикл очерков…
  18. Сочинение доклад Необыкновенные странствия Жюля Верна Со времени выхода первого романа, каждое следующее произведение Жюля Верна было обречено на успех. Его герои странствуют на воздушном шаре,…
  19. Сочинение доклад “Робинзон Крузо” Д. Дефо как начало “робинзонад” За свою жизнь Даниэль Дефо написал больше трехсот пятидесяти произведений. Герои Дефо – это, как правило, сироты, маленькие люди, пираты,…
  20. Проза Бунина Проза Бунина субъективнее и “поэтичнее” стихов. Во всех его книгах можно найти чисто лирические композиции в прозе, а в последней…

Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-doklad-o-tvorchestve-i-a-bunina/

Сочинение по литературе Бунин

Сочинение на тему: “Поэтическое наследие И. А. Бунина”.

Ивана Алексеевича Бунина мы знаем как выдающегося русского поэта и писателя. Несмотря на то, что прославился Бунин как писатель-реалист, он состоялся и как настоящий мастер поэтического слова, достойно представив «серебряный век».

И. А. Бунин творил, прежде всего, в рамках традиций классической литературы.

Тем не менее, его поэзия отличается новизной и своеобразием. Не задаваясь целью создать что-то новое в области литературы, поэт сумел вдохнуть свежую струю в поэзию ХХ столетия. Его произведения довольно сдержанны, что делает их стилистически схожими с прозой, которая талантливо обрамлена рифмой.

Такой неординарный эффект поэтических творений Бунина делает их уникальными и особенно гармоничными.

Поэтика художника сильно отличается от творчества современных ему символистов, здесь автор остается верен себе и реалистической манере письма:

«В трепетный сумрак озябшего сада

Льется со степи волнами прохлада –

Медленно рдеет заря».

От каждой строчки веет правдивостью, честностью, в них раскрывается талант созерцателя. Пейзажная лирика И. А. Бунина отличается также отсутствием лирического героя, авторского «Я». На первый взгляд, это делает его стихотворения немного отстраненными и кажется, что от них веет холодностью, но при дальнейшем знакомстве с поэзией эта сдержанность даже импонирует.

Характерной особенностью стиля поэзии Ивана Бунина является чеканность, четкость и незамысловатость сюжетов, яркие эпитеты. Его поэзия пронизана любовью к родине и красоте ее природы. Пейзажная лирика тесно переплетается с национальными мотивами:

«Усадьба по-осеннему молчала.

Весь дом был мертв в полночной тишине,

И, как ребенок брошенный, кричала

Ушастая пустушка на гумне».

Родина в стихах поэта всегда любима, какой бы она не была. О России Бунин пишет откровенно, раскрывая ее недостатки и сожалея о них, но всегда подчеркивая свою любовь к родной земле.

Важно

В период эмиграции, после революции 1917 года, пейзажную лирику в творчестве все больше заменяют философские мотивы, тема тоски по родной России. Здесь Бунин уже предстает перед читателем как лирический герой, который посредством стихотворений размышляет о трагичности и таинственности жизни:

«Я человек: как Бог, я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен».

И. А. Бунин почти не писал стихотворений в конце своего жизненного пути, однако литературные критики отмечают особую поэтичность прозы последних лет писателя.

Поэтические произведения талантливого русского автора рассказывают нам о счастье и радостях жизни, о том, что трогает человеческую душу.

Источник: http://vsesoch.ru/i-a-bunin/1390-sochinenie-po-literature-bunin.html

Иван Бунин «Избранные сочинения»

Описание: Не связанные между собой рассказы, повести и роман.
Иллюстрация на суперобложке и внутренние иллюстрации О. Верейского. Содержание:

  1. Олег Михайлов. О Бунине (1870—1953), стр. 5-12
  2. Иван Бунин. Антоновские яблоки (рассказ), стр. 13-24
  3. Иван Бунин. Сны (рассказ), стр. 24-29
  4. Иван Бунин. Золотое дно (рассказ), стр. 29-34
  5. Иван Бунин. Деревня (повесть), стр. 35-133
  6. Иван Бунин. Захар Воробьев (рассказ), стр. 133-143
  7. Иван Бунин. Суходол (повесть), стр. 143-187
  8. Иван Бунин. Худая трава (рассказ), стр. 187-203
  9. Иван Бунин. Чаша жизни (рассказ), стр. 203-220
  10. Иван Бунин. Братья (рассказ), стр. 220-238
  11. Иван Бунин. Грамматика любви (рассказ), стр. 238-245
  12. Иван Бунин. Господин из Сан-Франциско (повесть), стр. 245-261
  13. Иван Бунин. Легкое дыхание (рассказ), стр. 261-265
  14. Иван Бунин. Сны Чанга (рассказ), стр. 266-278
  15. Иван Бунин. Соотечественник (рассказ), стр. 278-283
  16. Иван Бунин. Роза Иерихона (микрорассказ), стр. 284
  17. Иван Бунин. Косцы (рассказ), стр. 285-288
  18. Иван Бунин. Митина любовь (повесть), стр. 288-333
  19. Иван Бунин. Солнечный удар (рассказ), стр. 333-338
  20. Иван Бунин. Жизнь Арсеньева (роман), стр. 339-558
  21. Иван Бунин. Из книги «Темные аллеи», стр. 559-738
    1. Иван Бунин. Темные аллеи (рассказ), стр. 559-562
    2. Иван Бунин. Кавказ (рассказ), стр. 562-566
    3. Иван Бунин. Баллада (рассказ), стр. 566-571
    4. Иван Бунин. Степа (рассказ), стр. 571-575
    5. Иван Бунин. Муза (рассказ), стр. 575-579
    6. Иван Бунин. Поздний час (рассказ), стр. 580-584
    7. Иван Бунин. Руся (рассказ), стр. 584-592
    8. Иван Бунин. Красавица (микрорассказ), стр. 592-593
    9. Иван Бунин. Дурочка (микрорассказ), стр. 593-594
    10. Иван Бунин. Антигона (рассказ), стр. 594-600
    11. Иван Бунин. Смарагд (микрорассказ), стр. 601
    12. Иван Бунин. Волки (рассказ), стр. 602-603
    13. Иван Бунин. Визитные карточки (рассказ), стр. 603-607
    14. Иван Бунин. Зойка и Валерия (рассказ), стр. 608-617
    15. Иван Бунин. Таня (рассказ), стр. 617-632
    16. Иван Бунин. В Париже (рассказ), стр. 632-640
    17. Иван Бунин. Галя Ганская (рассказ), стр. 640-646
    18. Иван Бунин. Генрих (рассказ), стр. 646-656
    19. Иван Бунин. Натали (рассказ), стр. 656-679
    20. Иван Бунин. В одной знакомой улице (рассказ), стр. 679-680
    21. Иван Бунин. Речной трактир (рассказ), стр. 681-686
    22. Иван Бунин. Кума (рассказ), стр. 686-688
    23. Иван Бунин. Начало (рассказ), стр. 689-691
    24. Иван Бунин. “Дубки” (рассказ), стр. 691-694
    25. Иван Бунин. «Мадрид» (рассказ), стр. 694-699
    26. Иван Бунин. Второй кофейник (рассказ), стр. 699-701
    27. Иван Бунин. Холодная осень (рассказ), стр. 701-704
    28. Иван Бунин. Пароход «Саратов» (рассказ), стр. 704-708
    29. Иван Бунин. Ворон (рассказ), стр. 708-712
    30. Иван Бунин. Камарг (микрорассказ), стр. 712-713
    31. Иван Бунин. Сто рупий (микрорассказ), стр. 713-714
    32. Иван Бунин. Месть (рассказ), стр. 714-721
    33. Иван Бунин. Качели (микрорассказ), стр. 721-723
    34. Иван Бунин. Чистый понедельник (рассказ), стр. 723-733
    35. Иван Бунин. Часовня (микрорассказ), стр. 734
  22. Иван Бунин. Мистраль (рассказ), стр. 734-736
    Иван Бунин. Бернар (рассказ), стр. 736-738
    Олег Михайлов. Примечания, стр. 739-748

Примечание: Информация об издании предоставлена: vostok_uri (доп. тираж, без суперобложки)

Источник: https://fantlab.ru/edition152701

Сочинение по литературе. Иван алексеевич бунин

“Русским классиком рубежа двух столетий” назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение “дворянских гнезд”, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян.

Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.

Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как “Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе “На край света” /1894 г.

/ автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни.

Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.

В-эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму /размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка/. Так в рассказе “Антоновские яблоки” /1900 г.

/ показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым “дворянским гнездам”.

На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой.

И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон /”Мелитон”/, которого прогнали плетьми “сквозь строй”, потерявший семью. В рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога” встают картины голода, нищеты и разорения деревни.

Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят “вечные темы”: величие жизни и смерти, неувядающая красота природы /”Туман”, “Тишина”/. По этому поводу /”О листопаде”/.

Горький писал: “Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и не приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу…”

В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: “Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, – к повести о деревне /рассказ “Деревня”/. Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы “расовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон – крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением.

У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво показывает в “Деревне” косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести.

Совет

Это заметил Горький: “Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали”. “Деревня” – одно из лучших произведений русской прозы начала XX века. В 1911-13 гг.

он все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства /”Суходол”, “Последнее свидание”/, и уродливость мещанского быта /”Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”/, и тему любви, которая часто бывает пагубной /”Игнат”, “При дороге”/.

В обширном цикле рассказов о крестьянстве /”Веселый двор”, “Будни”, “Жертва” и другие/ писатель продолжает тему “Деревни”. В повести “Суходол” решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих “дворянских гнезд”.

Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести “Суходол” сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”.

В рассказе “Братья” /написан после поездки на Цейлон/ даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого “туземца” – рикши, влюбленного в девушку-туземку. Конец плачевен: девушка попадаете дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и смерть.

В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на “Атлантиде”, роскошном пароходе тех лет.

Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход.

Бунин показал, что господин из Сан-Франциско /”новый человек со старым сердцем”, по выражению Бунина/ принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары.

Обратите внимание

Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это “нанятые влюбленные”, за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа.

Образы тружеников овеяны теплотой и любовью /коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцыволынщики/, они противостоят аморальному и лживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в рассказе “Братья”.

Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви – единой и непреходящий ценности /”Грамматика любви”/. Но иногда и любовь несет обреченность и гибель /”Сын”, “Сны Ганга”, “Легкое дыхание”/. После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Париже пишет цикл рассказов “Темные аллеи”. Особенно привлекательны женские образы.

Любовь – высочайшее счастье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной /”Холодная осень”, “Париж”, “На чужбине”/. Роман “Жизнь Арсеньева” /1924-28 гг./ написан на автобиографическом материале /тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть/. 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России.

Героическая война России с фашистской Германией волновала художника, он любил свою родину.

Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к остро занимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90- х гг. любимой темой стихов была природа /”Листопад”/. Вот образ осени, “тихой вдовой” вступающей в лесные хоромы:

Лес, moчнo терем расписной, Лиловый, золотой, бaгpяный, Веселой пестрою толпой Стоит нaд светлою поляной.

Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи “Джордано Бруно”, “Ормузд”, “Пустошь” и другие. Даны реалистичные картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей /”Пахарь”, “Сенокос”, “На Плющихе”, “Песня”/.

Важно

Бунин был превосходным переводчиком /”Каин” и “Манфред” Байрона, “Крымские сонеты” Мицкевича, “Песня о Гайавате” Лонгфелло; переводы из Шевченко – “Завещание”.

Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/0591.html

Сочинение: Иван Алексеевич Бунин

Иван Алексеевич Бунин.

Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в Воронеже, в
разорившейся дворянской семье, детство провел в глухом обедневшем поместье
Орловской губернии.

Художественная одаренность Бунина была разносторонней. Рано
проявились его склонности к музыке, живописи, поэзии.

Обучение в Елецкой уездной гимназии длилось всего четыре года. Дальше
он проходил гимназический курс дома.

С ним занимался старший брат Юлий,
окончивший университет, народоволец, пробывший год в тюрьме и высланный из
столицы.

“Он прошел со мной весь гимназический курс, – писал Бунин в
автобиографической заметке, – занимался со мной языками, читал мне начатки
психологии, философии, общественных и естественных наук”.

Впервые стихи и рассказы Бунина появились в печати в 1887 году.
Покинув обедневший родительский кров весной 1889 года, он почти десять лет
провел в борьбе с нуждой, в скитаниях, в поисках самого себя.

В эти годы он сотрудничал в газете “Орловский вестник”. Много
путешествовал, бродил по Крыму, по Украине, по России.

Попав в столичные литературные круги, Бунин сразу столкнулся с
разными поколениями писателей: Л. Толстой, Чехов, Горький, Бальмонт,
Брюсов…

Совет

В 1897 году вышел в свет первый сборник рассказов «На край света»,
одобрительно встреченный критикой. Социальные драмы и трагедии деревни
оттенял поэзией и красотой природы и человеческой души.

Однако во всю силу поэтические дарования писателя раскрылось в
переводе «Песни о Гайвате» Лонгфелло.

Блестящий перевод поэмы Лонгфелло, дружба с Чеховым, с Горьким,
Куприным, участие в литературном кружке «Среда» – послужило выходом в
большую литературу.

Новые настроения деревни кануна революции 1905 года – ненависть к
господам и ожидание «больших перемен» – писатель чутко передал в
рассказах «Сны», «Золотое дно», в стихотворении «Запустение».

Они были
опубликованы в 1-м сборнике «Знания» вместе с прозой Горького, Андреева,
Вересаева, Серафимовича.

Критика сочувственно встретила произведения

Бунина, отметив, что они являются верным барометром времени.

Первые известия о революции, о всеобщей забастовке, царском
манифесте, обещавшем свободу слова, печати, собраний, застали писателя в
Ялте. «Какой-то жуткий восторг, чувство великого события», – записал он в
дневнике 18 октября 1905 года.

Влияние пережитого окрашены публицистически страстные стихи тех лет:
«Джордано Бруно», «Мудрым», Каменная баба», «Мистику» (1906), перевод поэмы

Теннисона «Годива» (1906) и особенно стихотворение «Пустошь» (1907), в
котором о времени реакции говорится как о времени «зверств, расстрелов,
пыток, казней».

В 1909 году Бунину присвоено звание почетного академика императорской
Академии наук.

«Деревня» (1910) – одна из самых «русских» и социально-острых вещей
Бунина.

Обратите внимание

Основные события повести разворачиваются в годы революции и реакции
(1904-1907). Как ни одно другое произведение писателя, эта повесть вобрала
в себя всю боль и скорбь, всю силу негодующей авторской мысли и горькой
мучительной любви к России, ее замученному народу.

Суровое изображение русской действительности усилилось в
рассказах, созданных накануне и в годы первой мировой войны.

«Чаша жизни»,
«Архивное дело», «Казимир Станиславович», «Петлистые уши», «Аглая»,

«Старуха»… Провинциальная глушь и обе столицы, мещане, дворяне,
духовенство, интеллигенция, художественные круги – все подвергается такому
бескомпромиссному осуждению, какого не было у Бунина в изображении деревни.

В свете народных страданий, нужны и горя автор сильнее и жестче
оттеняет фальшь, притворство и пошлость тех, у кого были достаток и
образование.

Первая мировая война усугубила тревожные раздумья писателя о России и
судьбах всего человечества.

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» – Эти
страшные слова Апокалипсиса неотступно звучали в моей душе, когда я писал
«Братьев» и задумывал «Господина из Сан-Франциско…» – вспоминал позднее
художник.

Непосредственно о войне Бунин почти не писал, но ее трагический
отсвет лежит на всем его творчестве 0914 – 1917 годов.

Предчувствуя крах самодержавно-буржуазной России, художник не видел
реальных сил, способных перестроить русскую жизнь, он оставался
непримиримым противником революции.

Все это не могло не обернуться трагедией. Сразу после октября 1917
года Бунин занял враждебную позицию по отношению к Советской республике. Он
порвал дружеские отношения с Горьким, заявив, «что говорить нам теперь не о
чем», в мае 1918 года покинул Москву, поселился в Одессе, где сотрудничал в
белогвардейской газете, посылая проклятия в адрес большевиков.

В феврале 1920 года на французском пароходе отплыл он из России, как
оказалось – навсегда. Оставшуюся половину жизни Бунин провел в эмиграции,
живя то в Париже, то в Грассе.

Но творческие силы писателя не иссякли, слишком большим талантом
обладал Бунин, слишком глубокими корнями был он связан с Россией, слишком
велик был запас жизненных впечатлений, чтобы могло оскудеть его дарование.
В глубинах своей личности, в воспоминаниях о прошлом находит он теперь
источник вдохновения.

Лирическая миниатюра «Роза Иерихона», открывавшая и
давшая название сборнику 1924 года, свидетельствует о возвращении к жизни,
которое переживал тогда писатель.

Не о конце, не о смерти, не о тщете
земного существования, чем насыщена была его проза и поэзия 1920 – 1923
годов, а о творческой силе Любви и Памяти говорит Бунин: «Нет в мире
смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь,
доколе жива моя душа, моя Любовь и Память!»

Важно

Философские раздумья о смысле жизни, а назначении человека, о любви и
смерти, а главное, о многообразных связях человека с миром, о роли
разнородных, внешних и внутренних сил в формировании личности, – все это
легло в основу «Жизни Арсеньева», произведения, вобравшего весь
человеческий и художественный опыт писателя.

Ни одна книга не вынашивалась художником так долго. Задумана она была
еще в 1920 году, а осуществление замысла длилось одиннадцать лет – с 1927
по 1938 год.

В 1933 году Бунину присуждена Нобелевская премия – это акция,
носившая политический характер, – художественная ценность творений Бунина
была там лишь поводом.

В годы Второй мировой войны, в годы оккупации Франции,
писатель вел себя
мужественно. Бунин жил в Грассе, голодал, сильно нуждался, но ни единой
строки не
напечатал в фашистской прессе, укрывал у себя дома гонимых людей, следил за
движением советских войск, делая отметки на огромных картах Советского
Союза,
развешанных в кабинете. Победа русских войск была для него великим
праздником.

«Темные аллеи» – книга рассказов о любви, созданная в годы второй
мировой войны (1937 – 1944). «Она говорит о трагичном и о многом нежном и
прекрасном, – думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я
писал в жизни…» – признался Бунин.

В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые
принес человеку фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном,
значительном и высоком, что есть в мире.

Писатель приветствовал Указ, разрешающий эмигрантам принять
советское
гражданство, но от предложений возвратиться на родину отказывался.
«Поймите, – говорил он, – очень трудно и тяжело возвращаться глубоким
стариком в родные места… Все друзья, все родные – в могиле. Будешь ходить
как по кладбищу».

Но дело было не только в старости, хотя и шел писателю 76-й год.
Былые несогласия с общественным строем России не исчезли. Доживая дни почти
в нищете, Бунин продолжал напряженно работать: писал книгу о Чехове,
оставшуюся не завершенной.

По-толстовски влюбленный в земное небытие и мучившийся его загадками,
Бунин много видел и пережил на своем веку. Диапазон его художественных
впечатлений простирался от русской деревни до всей мировой истории.

Совет

Путешествия и увлеченность многообразием жизненных проявлений
обогащали бунинской искусство. Лучшие произведения писателя передавали и
движения современности, и связь русской жизни с глубинами веков, и ее
своеобразие по сравнению с бытом и нравами других стран.

Справедливо писал
Горький в день 25-летия литературной деятельности Бунина: «И проза Ваша, и
стихи с одинаковою красотой и силой раздвигали перед русским человеком
границы однообразного бытия, щедро одаряя его сокровищами мировой
литературы, прекрасными картинами иных стран, связывая воедино русскую
литературу с общечеловеческим на земле».

Рассматривая личность, как звено в цепи поколений, несущее в себе
наследие веков, взывал к самосознанию человека, к чувству ответственности
человека, к чувству ответственности за прожитую жизнь, к расширению
гражданского, эстетического и эмоционального восприятия мира.

Стремление к совершенству определяло и работу Бунина над словом.

Поэт
и прозаик, он обладал обостренным чувством ритма, музыкальности вещи, где
«не только каждое отдельное слово, но и каждая буква имеют значение».

Немало «адовых мук» испытал художник, добиваясь нужного смысла и тона
повествования. Верность таланту, верность призванию – едва ли самая яркая,
доминирующая черта его личности и творчества.

«Какой талант! Какой язык! – говорил Горький в 1918 году. Быть может
это лучшее, на что способна современная проза». Высокая оценка Горького
выдержала проверку временем.

Умер писатель 8 ноября 1953 года в возрасте 83-х лет. Похоронен на
русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Список используемой литературы:

1. Библиотека всемирной литературы серия третья Том 140.

«Художественная литература» Москва 1973 г.
2. И.А. Бунин – Избранное. Издательство «Художественная литература» Москва

1970 г.
3. Бунин И.А. Избранное. Издательство «Кыргызстан» 1980 г.

4. Уч. Русская литература XX века 11 класс. 1 часть.

Издательский дом «Дрофа» 1997 г.

Источник: http://refeteka.ru/r-45103.html

Ссылка на основную публикацию