Сочинения об авторе бёлль

Сочинение на тему: Генрих Белль – писатель-антифашист

“Путник, когда ты придешь в Спа …” – это не только название произведения известного немецкого писателя Генриха Белля, это еще и фраза, которая, по сюжету рассказа, была написана на школьной доске одной из гимназий немецкого города Бендорф времен Второй мировой войны.

Семь раз и я написал эту фразу в своей тетради, готовясь к работе над произведением и размышляя над рассказом.

У меня от этого появилось странное впечатление, будто просто пишешь, но что-то меняется: меняется не только настроение, но и отношение к событиям и героям этого небольшого произведения об ужасах войны.

За это дело я взялся с желанием создать соответствующую атмосферу для размышлений, и у меня это получилось.

Обратите внимание

Я представил себе раненого немецкого парня, который, прибыв с фронта, попал в собственную гимназию, преобразованную в военный госпиталь.

Прошло всего три месяца с того момента, как он оставил на доске в классе собственноручно сделанную надпись, посвященную теме героизма древнеримских воинов.

Что же ждало сейчас, что его ждало потом? Те же таблички на классных дверях, те же портреты немецких вождей, тот же бюст на стенах. Сначала почти ничего не указывало на то, что он оказался там, откуда отправился на войну.

Ведь в Бендорфе было три почти одинаковые гимназии и, наверное, в каждой из них на стенах висели одни и те же картины, одни и те же портреты вождей.

И хотя парень не был в других гимназиях, но был уверен в том, что они одинаковые.

Видимо, такая уверенность появилась не просто так. Просто в те времена несчастный немецкий народ жил по указаниям, педантично выполняя приказы фюрера и его сподвижников. Он тоже был немцем, тоже жил по указаниям, тоже выполнял распоряжение преступной власти: сначала он с удовольствием учился в гимназии, а получив приказ, все оставил и ушел на фронт.

В рассказе “Путник, когда ты придешь в Спа …” (анализ) писатель не договаривает много вещей. Он даже не дает имени герою своего произведения. Это неудивительно, ведь по образу раненого юноши стоял образ всей Германии – такой же израненной в конце войны страны, страны, руководителей которые начали эту войну, а за их преступления пришлось заплатить миллионами жизней, в том числе и жизней немцев.

Когда в классе читали этот рассказ, особенно мне было не по себе: парня отправили на фронт, откуда он уже через три месяца вернулся инвалидом. Впечатление такое, что это произошло с тобой или с твоим другом.

И действительно, это может произойти с каждым из нас, но разница заключается в том, за что отдавать свою жизнь или здоровье, что защищать и идеи отстаивать.

Именно об этом и размышляет в рассказе Генрих Белль.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2017/08/genrikh-bell-pisatel-antifashist.html

Трагедия войны в творчестве Белля | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Творчество немецкого писателя Генриха Белля почти полностью посвящено теме войны и послевоенной жизни Германии.

Его произведения сразу приобрели известность, стали печататься во многих странах мира, а в 1972 году писателю была присуждена Нобелевская премия «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».

Первый сборник автора, состоящий из повестей и рассказов, «Странник, когда ты придешь в Спа…» посвящен трагической судьбе юных немецких парней, которым прямо со школьной скамьи пришлось идти на фронт.

Важно

Эта тема продолжает развиваться и в более поздних циклах прозы «Когда началась война» и «Когда кончилась война».

Перейдя к более крупным эпическим формам, Генрих Белль создает свои первые романы о войне: «Поезд пришел вовремя» и «Где ты был, Адам?».

С 1939 по 1945 год Генрих Белль был солдатом гитлеровской армии. Его свидетельства как писателя-фронтовика имеют высокую степень достоверности.

Когда встал вопрос об издании его романа «Где ты был, Адам?» в России, писатель одобрил издание своего произведения под одной обложкой с повестью Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», в которой война показана глазами молодого русского лейтенанта.

Действие романа «Где ты был, Адам?» происходит в 1945 году, когда немцам уже было ясно, что война проиграна. Немецкие войска отступают, идет эвакуация раненых. Белль показывает сломленных, измученных людей, которых «проклятая война» сделала равнодушными до апатии.

Война принесла им только скорбь, тоску и ненависть к тем, кто послал их воевать. Героям произведения уже понятна бессмысленность войны, они внутренне прозрели и не хотят умирать за Гитлера.

Эти обманутые и несчастные жертвы противопоставлены в романе «хозяевам смерти», для которых война – это нажива и удовлетворение маниакальной жажды власти над всем миром.

Повествование течет неспешно, даже вяло – это создает ощущение безысходности. Финальный эпизод романа потрясает читателя своим трагизмом. Герой романа Файнхальс, наконец, оказавшись в родном городе, улыбаясь от счастья, идет к родительскому дому, на котором вывешен огромный белый флаг.

Совет

Солдат узнает в нем праздничную скатерть, которую когда-то стелила на стол мама. В это время начинается орудийный обстрел.

Пробираясь к дому, Файнхальс повторяет: «Безумие, какое безумие!» На его глазах «шестой снаряд ударил по фронтону дома – вниз полетели кирпичи, штукатурка посыпалась на тротуар, и он услышал, как вскрикнула в подвале мать.

Он быстро пополз к крыльцу, услышал приближающийся свист седьмого снаряда и закричал в смертельной тоске. Он кричал несколько секунд, ощутив вдруг, что умирать вовсе не так уж просто, громко кричал, пока снаряд не настиг его и, мертвым, бросил на порог родного дома».

Генрих Белль одним из первых немецких писателей поднял проблему вины и правителей, и народа Германии за развязанную мировую войну. Писатель утверждал, что война ни для кого не может быть оправданием.

В последующем творчестве Белль говорил об отношении к фашизму, описывал послевоенную разруху в Германии и те времена, когда начали поднимать голову новые фашисты, пытающиеся возродить культ Гитлера. Одним из волнующих писателя вопросов является вопрос будущего страны.

Хотя действие романов Белля «И не сказал ни единого слова», «Дом без хозяина», «Бильярд в половине десятого», «Групповой портрет с дамой» происходит в послевоенной Германии, война незримо присутствует в них, над героями тяготеет ее проклятие.

Читайте также:  Сочинения об авторе аввакум

Войну не могут забыть немцы, чьи отцы, братья, мужья погибли где-то в далекой России. Не могут забыть ее и бывшие мальчишки, чья юность прошла под пулями в окопах, – такие, как замечательный писатель, мужественный и честный немец Генрих Белль.

Источник: http://resoch.ru/tragediya-vojny-v-tvorchestve-bellya/

Генрих бёлль изнанка послевоенной германии (по роману г. бёлля “глазами клоуна”):

Немецкий писатель Генрих Бёлль, лауреат Нобелевской премии в
области литературы 1972 года, — очень интересная

811

фигура. В его творчестве заметно влияние русской литерату­ры, в
частности Достоевского, а также влияние Чарлза Дик­кенса. Интерес к
“маленькому человеку” – то, что отличает Бёлля от многих современных
европейских писателей. В каж­дом из своих произведений автор достигает вершин
психоло­гического анализа. Один из наиболее интересных романов Генриха Бёлля –
“Глазами клоуна”.

Действие в произведении длится всего два дня.
Роман пред­ставляет собой монолог главного героя — Ганса Шнира. Этот человек по
профессии клоун, и это одновременно помогает и мешает ему жить. Ганс — хороший
психолог, ему понятны мотивы человеческих поступков.

Обратите внимание

Какой стала Германия после второй мировой войны?
Вос­точная Германия превратилась в ГДР, а вот Западная стала вполне
экономически благополучной страной. Однако прокля­тие нацистского прошлого
тяготело над Германией. Уже раз­давались призывы прекратить национальное
самоистязание, забыть о гитлеризме.

Ганс Шнир, например, вряд ли сможет забыть
свое детство в нацистской Германии. Ганс ненавидит свогомать: она неискренна,
скупа, а главное — привыкла под­чиняться господствующей в обществе идеологии,
какой бы она ни была. При Гитлере госпожа Шнир была убежденной наци­сткой,
слепо верящей своему фюреру.

Даже свою родную дочь Генриетту она принесла в
жертву фашистскому Молоху. Те­перь же, во вполне демократической ФРГ госпожа
Шнир зани­мается примирением расовых противоречий, то есть делает уже что-то
совершенно противоположное нацизму с полным убеж­дением в собственной правоте.
Она не одинока в своем при­способленчестве.

Ганса возмущают нацисты, с
легкостью пере­квалифицировавшиеся в демократов, отделавшиеся лишь лег­ким
испугом да чисто формальным раскаянием.

Покойная Генриетта была единственной родной
душой для Ганса. Впрочем, в семье Шниров был еще один ребенок -Лео, который
учится в религиозном учебном заведении — семинарии. Но от этого вялого святоши
Гансу так и не уда­ется дождаться сочувствия.

Ганс Шнир потерял любимую
девушку – Мари, начал пить, повредил себе колено и еще долгое время не сможет
вернуться к выступлениям. Клоун звонит тем, кто смог бы

812

ему
помочь, хотя бы морально поддержать, однако настоя­щего разговора у Ганса не
получилось ни с кем. Даже родной отец, видя, как несчастен Ганс, остается практически
равнодушным.

Клоун отлично понимает, что Мари, ушедшая к обеспеченному
человеку, будет счастлива. Но любила Мари только Ганса. Сам Ганс Шнир не
понимает, как можно любить одного, а выйти замуж за другого.

Это, по мнению
клоуна, греховно.

Важно

Беда Ганса Шнира не в том, что он рос в
фашистской Германии, не в том, что его оставила любимая и не помогли близкие.
Беда клоуна в том, что он талантлив и поэтому очень остро ощущает
несовершенство окружающей действи­тельности. Это роднит героя Бёлля с героями Достоевского,
Чехова, Толстого и других русских писателей. Проблема вза­имоотношений
художника и мира неразрешима.

Прошедший войну Генрих
Бёлль сумел ярко изобразить противоречия послевоенного европейского общества.
По его мнению, конформизм и эгоизм стали одними из основных пороков современных
европейцев.

Уроки истории ничему не учат. Сегодня мы с тревогой наблюдаем за
митингами неона­цистов в объединенной Германии.

К чему придет такая бога­тая и
такая свободная якобы Европа? Может быть, стоит еще раз взглянуть на нее
глазами клоуна?

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/genrikh_bjoll_iznanka_poslevoennoj_germanii_po_romanu_g_bjollja_quot_glazami_klouna_quot/25-1-0-2996

Жизнь и творчество Генриха Белля

1 Авг

Генрих Белль родился в Кельне, вырос в доме родителей — католиков-антифашистов. Отец его — скульптор. Белль работал столяром, потом служил в книжном магазине. С 1939 до 1945 г. был солдатом. В конце 40-х гг. выступил как автор сатирических и лирических рассказов, главным образом антивоенного характера.

Первые произведения Белля — повести: “Поезд придет вовремя”1949 и “Где ты был, Адам?”1951, а также некоторые новеллы в сборнике “Странник, когда ты придешь в Спа:”1949 посвящены военным событиям.

Их герои — солдаты, которые тщетно пытаются спастись от кошмара войны, пассивно сопротивляются и погибают. В сложном переплетении сюжета Белль дает эстетическую оценку гуманизму и варварству, палачам и жертвам.

Война представляется во всей ее бессмысленности, величие человека может утвердиться только в противодействии ей.

После 1950 года Белль обратился к социальной реальности ФРГ. Роман “И не сказал ни единого слова”1953 был началом его попыток литературного отображения господствующих в ФРГ сил.

Главный герой, служащий одного церковного учреждения, оставляет жену и детей, потому что не может больше перенести нищенской жизни в жалкой комнатке. Споры с самим собой приводят к тому, что он не порывает связей с семьей, потому что эти связи — единственная надежда в мире, стремящемся к наживе. Белль подвергает критике аморальную практику господствующего класса и продажное х??истианство.

В романе “Дом без хозяина”1954 параллельно показаны судьбы двух женщин: жены буржуа и жены рабочего. Обе потеряли своих мужей на войне.

Совет

Лишившийся хозяина жилище символизирует в представлении Белля распад форм жизни и политико-моральной субстанции буржуазного класса.

Важное свойство первостепенных героев — способность “помнить”— является для Белля художественным средством показа тенденций к реставрации. Мечты сыновей этих женщин о будущем частично сбываются.

Эстетические и этические точки зрения, которые Белль раскрывает в 50-е годы, достигают кульминации в появившемся в 1959 году романе “Бильярд в половине десятого”.

Обратите внимание

Рассказ о семейной жизни одного архитектора раскрывает историческое развитие с его разрушительными силами. Белль ставит перед современниками вопрос об этическом и политиче-.

ском преодолении исторической несостоятельности буржуазии.

Действие романа охватывает всего лишь один день — день рождения главы семьи Фемелей. За тот самый короткий промежуток времени благодаря ретроспекции и меняющейся перспективе в изображении героев подводится результат прошедших пятидесяти лет исторического развития и жизни отдельных личностей.

В разветвлении сюжетных линий, в символе буйвола автор раскрывает образы разрушителей и их жертв. В конце — акт отчаяния старой женщины, которая во час парада неисправимых стреляет в министра. Этот поступок символически ломает фа тальныи ход истории, ассоциируется с возможностью активных действий.

Читайте также:  Сочинения об авторе роллан

Этим романом Белль добился вершины критического реализма в прозе 50-х годов. В начале 60-х годов у художника возникла неуверенность, появились тенденции разочарования.

Итог, который Белль подводил социальному развитию в ФРГ, оказался негативным.

Писатель ещё раз пытался испробовать преобразующую и обновляющую силу христианской гуманной мысли основал журнал “Лабиринт”, но вскоре понял всю тщетность своих усилий, позже он назвал это “вхождением в лабиринт”.

Обратите внимание

Эти искания нашли отражение в романе “Глазами клоуна”1963. Действие его тоже ограничивается одним днем, но уже не содержит этически развернутой картины, как “Бильярд в половине десятого “.

Черты разочарования характерны и для рассказа “Самовольная отлучка”1964. Только с повестью “Чем кончилась одна командировка”1966 Белль сделал шаг вперед, он ставит вопрос о возможности для простых людей сохранить свою жизненную сферу, а в случае необходимости и не дать в обиду ее. Важные идейно-эстетические условия для того были названы во “Франкфуртских чтениях”1964.

В них Белль исходит из неразрывной связи эстетики и морали, выступает против любой игры в автономность искусства: писатель ищет истоки своего гуманистического искусства в повседневной жизни, в жизнедеятельности простых людей. “Провинция”и “Центр”выступают как символы нравственных и социальных противоречий. “Провинция”означает для Белля то повседневное, человеческое начало, ко торое находит свою питательную среду в работе, в помощи соседей.

Pf4

Источник: http://www.rlspace.com/zhizn-i-tvorchestvo-genrixa-bellya-3/

Готовые школьные сочинения

марта
09 2011

Изнанка послевоенной Германии (По роману Г. Бёлля «Глазами клоуна»)

Немецкий писатель Генрих Бёлль, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1972 года, – очень интересная фигура. В его творчестве заметно влияние русской литературы, в частности Достоевского, а также влияние Чарлза Диккенса. Интерес к «маленькому человеку» – то, что отличает Бёлля от многих современных европейских писателей.

В каждом из своих произведений автор достигает вершин психологического анализа. Один из наиболее интересных романов Генриха Бёлля – «Глазами клоуна». Действие в произведении длится всего два дня. Роман представляет собой монолог главного героя – Ганса Шнира. Этот человек по профессии клоун, и это одновременно помогает и мешает ему жить.

Ганс – хороший психолог, ему понятны мотивы человеческих поступков.

Какой стала Германия после второй мировой войны? Восточная Германия превратилась в ГДР, а вот Западная стала вполне экономически благополучной страной. Однако проклятие нацистского прошлого тяготело над Германией. Уже раздавались призывы прекратить национальное самоистязание, забыть о гитлеризме.

Ганс Шнир, например, вряд ли сможет забыть свое детство в нацистской Германии. Ганс ненавидит свою мать: она неискренна, скупа, а главное – привыкла подчиняться господствующей в обществе идеологии, какой бы она ни была. При Гитлере госпожа Шнир была убежденной нацисткой, слепо верящей своему фюреру.

Даже свою родную дочь Генриетту она принесла в жертву фашистскому Молоху. Теперь же, во вполне демократической ФРГ госпожа Шнир занимается примирением расовых противоречий, то есть делает уже что-то совершенно противоположное нацизму с полным убеждением в собственной правоте. Она не одинока в’своем приспособленчестве.

Ганса возмущают нацисты, с легкостью переквалифицировавшиеся в демократов, отделавшиеся лишь легким испугом да чисто формальным раскаянием.

Покойная Генриетта была единственной родной душой для Ганса. Впрочем, в семье Шниров был еще один ребенок – Лео, который учится в религиозном учебном заведении – семинарии. Но от этого вялого святоши Гансу так и не удается дождаться сочувствия.

Важно

Ганс Шнир потерял любимую девушку – Мари, начал пить, повредил себе колено и еще долгое время не сможет вернуться к выступлениям. Клоун звонит тем, кто смог бы ему помочь, хотя бы морально поддержать, однако настоящего разговора у Ганса не получилось ни с кем.

Даже родной отец, видя, как несчастен Ганс, остается практически равнодушным. Клоун отлично понимает, что Мари, ушедшая к обеспеченному человеку, будет счастлива. Но любила Мари толь»ко Ганса. Сам Ганс Шнир не понимает, как можно любить одного, а выйти замуж за другого.

Это, по мнению клоуна, греховно.

Беда Ганса Шнира не в том, что он рос в фашистской Германии, не в том, что его оставила любимая и не помогли близкие. Беда клоуна в том, что он талантлив и поэтому очень остро ощущает несовершенство окружающей действительности. Это роднит героя Бёлля с героями Достоевского, Чехова, Толстого и других русских писателей. Проблема взаимоотношений художника и мира неразрешима.

Прошедший войну Генрих Бёлль сумел ярко изобразить противоречия послевоенного европейского общества. По его мнению, конформизм и эгоизм стали одними из основных пороков современных европейцев.

Уроки истории ничему не учат. Сегодня мы с тревогой наблюдаем за митингами неонацистов в объединенной Германии.

К чему придет такая богатая и такая свободная якобы Европа? Может быть, стоит еще раз взглянуть на нее глазами клоуна?

Генрих Белль родился в Кельне, вырос в доме родителей – католиков-антифашистов. Отец его – скульптор. Белль работал столяром, потом служил в книжном магазине. С 1939 до 1945 г. был солдатом. В конце 40-х гг. выступил как автор сатирических и лирических рассказов, главным образом антивоенного характера.

Первые произведения Белля – повести: «Поезд придет вовремя» (1949) и «Где ты был, Адам?» (1951), а также некоторые новеллы в сборнике «Странник, когда ты придешь в Спа…» (1949) посвящены военным событиям.

Совет

Их герои – солдаты, которые тщетно пытаются спастись от кошмара войны, пассивно сопротивляются и погибают. В сложном переплетении сюжета Белль дает эстетическую оценку гуманизму и варварству, палачам и жертвам.

После 1950 года Белль обратился к социальной действительности ФРГ. Роман «И не сказал ни единого слова» (1953) был началом его попыток литературного отображения господствующих в ФРГ сил.

Главный герой, служащий одного церковного учреждения, оставляет жену и детей, потому что не может больше вынести нищенской жизни в жалкой комнатке. Споры с самим собой приводят к тому, что он не порывает связей с семьей, потому что эти связи – единственная надежда в мире, стремящемся к наживе. Белль подвергает критике аморальную практику господствующего класса и продажное христианство.

В романе «Дом без хозяина» (1954) параллельно показаны судьбы двух женщин: жены буржуа и жены рабочего. Обе потеряли своих мужей на войне.

Лишившийся хозяина дом символизирует в представлении Белля распад форм жизни и политико-моральной субстанции буржуазного класса.

Важное качество главных героев – способность «помнить» – является для Белля художественным средством показа тенденций к реставрации. Мечты сыновей этих женщин о будущем частично сбываются.

Эстетические и этические точки зрения, которые Белль раскрывает в 50-е годы, достигают кульминации в появившемся в 1959 году романе «Бильярд в половине десятого».

Обратите внимание

Рассказ о семейной жизни одного архитектора раскрывает историческое развитие с его разрушительными силами. Белль ставит перед современниками вопрос об этическом и политиче-.

ском преодолении исторической несостоятельности буржуазии.

Действие романа охватывает всего лишь один день – день рождения главы семьи Фемелей. За этот короткий промежуток времени благодаря ретроспекции и меняющейся перспективе в изображении героев подводится итог прошедших пятидесяти лет исторического развития и жизни отдельных личностей.

В разветвлении сюжетных линий, в символе буйвола автор раскрывает образы разрушителей и их жертв. В конце – акт отчаяния старой женщины, которая во время парада неисправимых стреляет в министра.

Этот поступок символически ломает фа тальныи ход истории, ассоциируется с возможностью активных действий.

Этим романом Белль достиг вершины критического реализма в прозе 50-х годов. В начале 60-х годов у художника возникла неуверенность, появились тенденции разочарования.

Итог, который Белль подводил социальному развитию в ФРГ, оказался негативным.

Писатель еще раз пытался испробовать преобразующую и обновляющую силу христианской гуманной мысли (основал журнал «Лабиринт»), но вскоре понял всю тщетность своих усилий, позже он назвал это «вхождением в лабиринт».

Эти искания нашли отражение в романе «Глазами клоуна» (1963). Действие его тоже ограничивается одним днем, но уже не содержит этически развернутой картины, как «Бильярд в половине десятого «.

Черты разочарования характерны и для рассказа «Самовольная отлучка» (1964). Только с повестью «Чем кончилась одна командировка» (1966) Белль сделал шаг вперед, он ставит вопрос о возможности для простых людей сохранить свою жизненную сферу, а в случае необходимости и защитить ее. Важные идейно-эстетические условия для того были названы во «Франкфуртских чтениях» (1964).

Важно

В них Белль исходит из неразрывной связи эстетики и морали, выступает против любой игры в автономность искусства: писатель ищет истоки своего гуманистического искусства в повседневной жизни, в жизнедеятельности простых людей. «Провинция» и «Центр» выступают как символы нравственных и социальных противоречий. «Провинция» означает для Белля то повседневное, человеческое начало, которое находит свою питательную среду в работе, в помощи соседей.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Изнанка послевоенной Германии (По роману Г. Бёлля «Глазами клоуна») . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/iznanka-poslevoennoj-germanii-po-romanu-g-byollya-glazami-klouna/

Сочинение по зарубежной литературе..роман генриха белля “глазами клоуна” (содержание,анализ)

Немецкий писатель Генрих Белль, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1972 года,–очень интересная личность. В его творчестве заметно влияние русской литературы, в частности Достоевского.

Интерес к рядовому человеку—то, что отличает Белля от многих современных европейских писателей. В каждом из своих произведений автор достигает вершин психологического анализа.

Один из наиболее интересных романов Генриха Белля—«Глазами клоуна».

Действие в произведениях длится всего два дня. Роман представляет собой монолог главного героя—Ганса Шнира. Этот человек по профессии клоун, и это одновременно помогает и мешает ему жить. Ганс—хороший психолог, ему понятны мотивы психологических поступков.

Какой стала Германия после Второй мировой войны? Восточная Германия превратилась в ГДР, а вот Западная стала вполне экономически благополучной страной. Но проклятие нацистского прошлого тяготело над Германией. Уже раздавались призывы прекратить национальное самоистязание.

Ганс не любит свою мать: она неискренна, скупа, а главное—привыкла подчиняться господствующей в обществе идеологии, какой бы она ни была. При Гитлере госпожа Шнир была убежденной нацисткой, слепо верящей своему фюреру. Даже свою дочь Генриетту она принесла в жертву фашистскому Молоху.

Теперь же, во вполне демократической ФРГ госпожа Шнир занимается примирением расовых противоречий, то есть делает уже что-то совершенно противоположное нацизму с полным убеждением в собственной правоте. И она не одинока в своем приспособленчестве.

Ганса возмущают нацисты, с легкостью переквалифицировавшиеся в демократов, отделавшиеся лишь легким испугом и чисто формальным раскаянием.

Покойная Генриетта была единственной родной душой для Ганса. Впрочем, в семье Шниров был еще один ребенок—Лео, который учится в религиозном учебном заведении—семинарии. Но от этого вялого святоши не дождаться понимания.

Ганс теряет любимую девушку , и его преследует цепь невезений. Он начинает пить, звонит тем, кто, по его мнению, мог бы ему помочь, хотя бы морально поддержать, но настоящего разговора у него не получилось ни с кем. Даже его родной отец, видя, как несчастен Ганс, остается практически равнодушным.

Беда главного героя романа не в том, что рос он в фашистской Германии и не в том, что его оставила девушка и не помогли близкие.

Беда клоуна в том, что он талантлив и поэтому слишком остро ощущает несовершенство окружающей действительности. Это роднит героя Белля с героями Достоевского, Чехова, Толстого и других русских писателей.

Проблема взаимоотношений художника и мира неразрешима.

Прошедший войну, Генрих Белль сумел ярко изобразить противоречия послевоенного европейского общества. По его мнению, конформизм и эгоизм стали одними из основных пороков современных европейцев. Уроки истории ничему не научили. К чему придет такая богатая и свободная Европа? Может быть, стоит еще раз взглянуть на нее глазами клоуна?

Источник: https://batraeva.com/index.php/2013-11-07-10-41-47/191-q-q

Ссылка на основную публикацию