Михаил Васильевич Исаковский
Михаил Васильевич Исаковский родился 7 января 1900 года в деревне Глотовка (ныне Угранского района Смоленской области) в бедной крестьянской семье.
Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил её весною 1913 года, получив «5» по всем предметам. В 1915 продолжил своё обучение в гимназии.
Гимназию пришлось оставить, так как семья терпела большую нужду.
Одно из ученических стихотворений – «Просьба солдата» – было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь». В 1921–1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву.
Многие стихотворения Исаковского положены на музыку.
Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Под звёздами балканскими» и другие. В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. О. Дунаевского прозвучали его песни: «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветёт калина».
Ещё в тридцатых годах всюду зазвучали его удивительные песни, в которых так уместно и уютно почувствовало себя наше время, со всеми его новшествами и предчувствиями завтрашнего дня… А самая знаменитая, «Катюша», воевала на фронте, ею назвали наши бойцы самое грозное оружие – реактивные гвардейские минометы.
И наконец, его вершина, где уже полная воля дана боли, по своему трагизму, редко досягаемому даже самыми сильными поэтами, – это «Враги сожгли родную хату».
В 1926 году М. В. Исаковский, будучи редактором газеты, помогает своему молодому талантливому земляку А. Т. Твардовскому.
В 1927 году выходит первый сборник стихов поэта «Провода в соломе», которые понравились Максиму Горькому. В результате сотрудничества с В. Г. Захаровым песни на слова Исаковского появляются в репертуаре хора им. Пятницкого. Наиболее известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». По словам Александры Пермяковой, современного руководителя хора им.
Пятницкого, эти песни сделали хор знаменитым. Поэма «Сказка о правде», написанная в 1945–1946, напечатана только в 1987 году.
Число стихотворений, написанных Исаковским (250), невелико, они повторяются как основной состав во многих изданиях. В большинстве своём они повествовательны и тесно связаны с традицией народного песенного творчества.
В смысле тематики это относится, прежде всего, к его любовным стихам, где повторяются традиционные мотивы встречи у колодца, расставания, надежды; а в отношении формы – почти ко всему его творчеству.
Исаковский противопоставляет нищету прежних времён счастливой современности, в его песнях нет подлинной проблематики жизни, в лучшем случае в них звучит вера в добро, окрашенная иногда лёгкой печалью.
Одно из лучших стихотворений, «В лесу прифронтовом», Исаковский посвятил своей жене Лидии.
Стихотворение «Огонёк» на всех фронтах исполняли на разные мотивы.
К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная».
Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Одноимённую песню не пропускали на радио. Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.
Родная деревня Исаковского была полностью уничтожена во время войны. Часть денег от полученной в 1943 году Сталинской премии он направил на строительство клуба в родных местах.
Увлекался языком эсперанто. Из воспоминаний М. В. Исаковского: “После того как в гимназии закончился мой первый учебный год, я приехал в Глотовку…
Я читал книги, если они были, писал что-то, с увлечением изучал язык эсперанто. Язык этот мне давался чрезвычайно легко: уже недели через две я хорошо знал грамматику эсперанто и множество слов, что давало возможность читать текст, почти не прибегая к словарю… Я выписал себе ежемесячный журнал “La Ondo de Esperanto” (“Волна Эсперанто”). Меня особенно интересовали печатавшиеся в нем стихи, написанные по-эсперантски. Чаще других печатались стихи ныне покойного поэта-эсперантиста Георгия Дешкина. Они мне чрезвычайно нравились, и некоторые из них я помнил наизусть…”.
Кроме многочисленных поэтических сборников поэт издал книгу «О поэтическом мастерстве». Также он известен переводами с украинского, белорусского и других языков. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969).
Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Почтовый конверт России, 2000 год
Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1943) – за тексты общеизвестных песен «И кто его знает…», «Шёл со службы пограничник…», «Катюша», «Провожанье» и другие;
Сталинская премия первой степени (1949) – за сборник «Стихи и песни»;
Герой Социалистического Труда (1970);
четыре ордена Ленина (1950, 1960, 1970);
два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1945);
орден «Знак Почёта».
В 1979 году его именем названа улица в московском районе Строгино. Имя Исаковского носит Институт искусств и улица в г. Смоленске, в честь поэта назван переулок в городе Донецк (Украина).
В 2000 году в г. Иркутске было широко отмечено столетие со дня рождения поэта М. Исаковского: проведены памятные вечера и выпущен сборник стихов «Одинокая бродит гармонь… Стихи, ставшие песнями», идея празднования столетнего юбилея, выпуск и составление поэтического сборника, принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.
Сочинения
Исаковский, М. Собрание сочинений в пяти томах / сост. и подгот. текста А. И. Исаковской ; редкол. К. Я Ваншенкин [и др.] / М. Исаковский. – М.: Художественная литература, 1981.
Исаковский, М. На Ельнинской земле. Автобиографические страницы / М. Исаковский. – М.: Детская литература, 1973. – 224 с. : ил.
Исаковский, М. О поэтах, о стихах, о песнях / М. Исаковский. – М.: Современник, 1968. – 2-е изд., доп. – 1972. – 430 с. : ил.
Исаковский, М. О поэтическом мастерстве / М. Исаковский. – М.: Советский писатель, 1960. – 167 с.
Исаковский, М. Письма о литературе / М. Исаковский. – М.: Советский писатель, 1990. – 240 с. : портр.
Исаковский, М. Стихотворения / М. Исаковский. – М.-Л.: Советский писатель, 1965. – 510 с. : 3 портр.
Исаковский, М. Сто песен / М. Исаковский. – Смоленск.: СГПУ, 2000. – 206 с.
Из переписки двух поэтов. А. Т. Твардовский – М. В. Исаковский // «Дружба народов». – 1976. – № 7–9.
Два года в Чистополе. Письма // «Вопросы литературы». – 1982. – № 5.
Сказка о правде // «Знамя». – 1987. – № 10.
Литература
Александров, В. Михаил Исаковский : критико-биографический очерк / В. Александров. – М.: Советский писатель, 1950. – 124 с.
Баевский, В. Смоленская поэтическая школа в портретах / В. Баевский. – Смоленск : СГУ, 2006. – С. 8–18 : портр.
Воспоминания о М. Исаковском : сборник / сост. А. И. Исаковская; художник М. Серегин. – М.: Советский писатель, 1986. – 351 с.
Клименко, И. Е. Встреча с М. В. Исаковским : воспоминания о времени, о людях, о себе / И. Е. Клименко. – Смоленск, 1996. – 34 с.
Кошелев, Я. Р. М. В. Исаковский. Страницы жизни и творчества / Я. Р. Кошелев. – Смоленск : Траст-Имаком, 1995. – 110 с.
Литвин, Э. С. Поэзия Исаковского и народное творчество / Э. С. Литвин – Смоленск : Книжное издательство, 1955. – 202 с.
Народный поэт : к 50-летию со дня рождения М. В. Исаковского / сост. Н. Рыленков. – Смоленск : Областное государственное издательство, 1950. – 115 с.
Осетров, Е. Человек-песня : книга о Михаиле Исаковском / Е. Осетров. – М.: Советский писатель, 1979. – 255 с.
Поликарпов, А. Михаил Исаковский : книга для учащихся / А. Поликарпов. – М.: Просвещение, 1989. – 159 с.
Поликарпов, А. Песенное сердце : очерк жизни и творчества Михаила Васильевича Исаковского / А. Поликарпов. – М.: Московский рабочий, 1976.
Фильм
«Встреча с Михаилом Исаковским». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ). 1980. 20 минут.
НАЗАД
Источник: http://smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/kray2/regions/bibliog/isakovskiy.htm
Творчество Михаила Исаковского
Бесплатно
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Родился в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. Первое стихотворение — «Просьба солдата» — было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь». В 1921—1931 работал в смоленских газетах. В 1931 переехал в Москву. «Катюша»
2 слайд Описание слайда:
Интересные биографические факты Родители Исаковского были бедняками. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, часто нечем было кормить семью. Воспоминания Исаковского о безрадостном голодном детстве: «Горькое, горькое детство в краю, где «земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету», в местности, где экономят даже лучинку и «по вечерам нигде не зажигают огней». К тому же в детстве у Исаковского была обнаружена неизлечимая болезнь глаз… Но были у мальчика и светлые минуты жизни. Большую роль в становлении Михаила сыграл его отец Василий Назарович – предприимчивый и хозяйственный человек. Чтобы прокормить большую семью, он осенью, после страды, отправлялся на поиски заработков. Он исходил чуть ли не всю страну – Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга… Со временем ему удалось устроиться работать почтальоном в соседней деревне Оселье. Каждую неделю ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром…
3 слайд Описание слайда:
Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша научился читать и писать и скоро сделался чуть ли не единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые «литературные произведения» десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, «хорошо, складно и, главное, «жалостливо». Неграмотные солдатки и обиженные судьбою женщины доверяли ему сочинять письма своим мужьям и близким… Благодаря письмам впечатлительный и любознательный подросток узнавал о сокровенных чувствах и мыслях крестьян, их нелёгкой судьбе… Он учился выражать человеческие чувства. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» занял впоследствии большое место в поэзии Исаковского. Поэт не только вел рассказ в своих произведениях от другого лица, но и прямо придавал форму письма многим своим стихотворениям: «Письмо из деревни», «Письмо», «Первое письмо», «Письмо землякам»… Интересные биографические факты
4 слайд Описание слайда:
Первое опубликованное стихотворение Исаковского
5 слайд Описание слайда:
Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь» и другие. В фильме «Кубанские казаки» на музыку И.Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветет калина». Песни на слова Исаковского появляются в репертуаре хора им. Пятницкого. Наиболее известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». По словам Александры Пермяковой, современного руководителя хора им. Пятницкого, именно эти песни сделали хор знаменитым.
Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=122603
Сочинение Краткий обзор творчества Исаковского и Симонова
М.В.Исаковский (1900 – 1973). В конце творческого пути Михаил Васильевич Исаковский написал автобиографическую книгу “На ельнинской земле” (1969). В ней рассказано об основных этапах его творческого пути. Будущий поэт родился в бедной крестьянской семье на Смоленщине.
Обстоятельства его жизни складывались так, что если бы не революция, ему не удалось бы получить образование и зародившаяся еще в детстве мечта стать писателем, поэтом так и осталась бы неосуществленной. Литературная деятельность Исаковского началась в газете небольшого городка Ельня недалеко от Смоленска.
Началом поэтического творчества сам он считает 1924 год, хотя стихи писать начал очень рано.
Первый сборник Исаковского “Провода в соломе” вышел в 1927 г. и был замечен М. Горьким: “Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью”.
В русской поэзии Исаковский – один из прямых и последовательных продолжателей традиций Н. А. Некрасова.
Причем дело здесь не только в том, что оба много писали о деревне. Как и Некрасов, Исаковский – поэт не крестьянский, а народный.
Как известно, творческое наследие русского классика очень богато в жанровом отношении: он писал поэмы, песни, элегии, сатиры и т.д. Исаковский тоже работал во многих жанрах, но особенного успеха добился в песне.
Поистине всемирна, легендарна слава его “Катюши”! Кто не знает его песни “Прощание”, “Огонек”, “Летят перелетные птицы”, “Лучше нету того цвету” и многие другие!
Важное замечание по поводу песен Исаковского сделал его земляк А.Т.
Твардовский: “Слова песен Исаковского – это, за немногими исключениями, стихи, имеющие самостоятельное содержание и звучание, живой поэтический организм, сам собой как бы предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе.
Исаковский – не “автор текстов” и не “поэт-песенник”, а поэт, стихам которого органически присуще начало песенности, что, кстати сказать, всегда было одной из важных черт русской лирики”.
Секрет широчайшей популярности песен и стихов Исаковского отчасти открывается при знакомстве с его творческой лабораторией.
Он считал, что нужно “уметь даже о самых сложных вещах говорить самыми обыкновенными словами и фразами – обыкновенными, но в то же время емкими, точными, красочными, поэтически убедительными”. Но главная причина всеобщей любви к его творчеству – в полном слиянии мыслей и чувств поэта и народа.
В этом отношении особенно характерны стихи Исаковского периода Великой Отечественной войны:
И я, как знамя, поднял это слово,Живое слово сердца моего.И я зову, чтоб в дни борьбы суровойНикто из нас не забывал его.
И действительно, в то время буквально каждое слово поэта находило отклик в сердцах людей – вспомним “В лесу прифронтовом”, “Русской женщине”, “Ой, туманы мои…” и многое другое.
В послевоенные годы активизировалась деятельность Исаковского-переводчика. Чаще других он переводил белорусских и украинских поэтов – Я. Коласа, Я. Купалу, Т. Шевченко, Л. Украинку.
Исаковский – автор книги “О поэтическом мастерстве” (1969), где он, обращаясь к молодым, рассказал об опыте своей творческой работы.
К.М. Симонов (1915 – 1979). Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова была разнообразной. Он писал повести и романы, публицистику и пьесы, киносценарии и литературоведческие исследования.
Однако начинал Симонов со стихов, и долгое время в сознании читателя он был прежде всего поэтом. То, что произошло с его стихами в годы Великой Отечественной войны, – редкий случай в поэзии. Их знали все – на фронте и в тылу. Их печатали в газетах, особенно охотно во фронтовых, их читали по радио и с эстрады.
Не было человека в те годы, который не знал бы “Жди меня, и я вернусь…”, “Если дорог тебе твой дом”, “Майор привез мальчишку на лафете…”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”.
Но после войны Симонова начал заниматься больше другими видами литературы – поэзия отошла в сторону.
И уже в конце творческого пути он даже сомневался: “У меня, честно говоря, нет ощущения, что есть поэзия Симонова. Есть некоторые более или менее популярные стихи. И есть стихи, которые я сам люблю.
И есть несколько стихотворений, которые совмещают и то и другое…”
Рожденные войной, несущие ее конкретные приметы, стихи Симонова обращены к общечеловеческим ценностям и проблемам. Поэт справедливо считает, что те грозные годы дали надежные и нестареющие нравственные критерии:
Не чтобы ославить кого-то,А чтобы изведать до дна,Зима сорок первого годаНам верною меркой дана.Пожалуй, и нынче полезно
,Не выпустив память из рук,Той меркой, прямой и железной,Проверить кого-нибудь вдруг!
Симонов утверждал, что суть поэзии в силе чувства. В его собственных стихах эта сила, соединенная с исповедальной искренностью и обращенная к болевым точкам времени, создает неповторимый поэтический стиль.
Сегодня с именем Симонова-поэта по праву соперничает имя Симонова-прозаика. Его книги “Живые и мертвые”, “Солдатами не рождаются” не затерялись среди других произведений о войне. В последние годы жизни К.М. Симонов работал над мемуарами “Глазами человека моего поколения”. Долгие годы писатель находился в самой гуще важнейших событий, и его рассказ “о времени и о себе” представляет особенный интерес, имеет большую ценность.
(нет оценок)
Loading…
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-kratkij-obzor-tvorchestva-isakovskogo-i-simonova/
Михаил Исаковский. Критика. Особенности поэтики М. Исаковского
Владислав Шошин
Поэзия Михаила Исаковского завоевала давнее и прочное признание. По словам А. Твардовского, «Михаил Исаковский один из самых любимых поэтов нашей родины. Его поэзия давно уже занимает большое и бесспорное место в духовной жизни самых широких слоев нашего народа».
Не только нашего — песни Исаковского, прежде всего его знаменитая «Катюша», поются во многих странах мира на разных языках. Это и естественно, ведь в творчестве Исаковского воплощены лучшие черты русской поэзии — народность, демократизм, социальная значимость, искренность, простота.
Высокое звание народного поэта по праву может принадлежать именно ему.
Михаил Васильевич Исаковский родился в 1900 году в деревне Глотовке на Смоленщине в крестьянской семье. «Семья наша, — вспоминал поэт, — была бедная, земля тощая.
Своего хлеба у нас никогда «до нови» не хватало, его приходилось покупать. Поэтому с осени, когда кончались сельскохозяйственные работы, отец вынужден был уходить на заработки, чтобы добыть денег «на хлеб».
Была в те годы Смоленщина богата бедой. Но и в этих тяжелых условиях в народе жило яркое искусство.
В первой половине 20-х годов русская деревня вступила в период коренных перемен.
Общий колорит его юношеских лирических стихов — радостный, даже праздничный. Родная природа открывает ему свою красоту: солнце шлет лучи в облачные шелки, через пальцы ивняка река льется тихо и пугливо, лес указывает дорогу рябиновыми вехами…
В стихи, запечатлевающие современную деревню, органично входят приметы нового — над чешуйчатыми крышами поселка антенны вытягиваются в нитку, грач бродит по нивам важно, словно сельский агроном.
Но, не ограничиваясь отображением лишь внешних примет, Исаковский стремился показать психологические перемены в мировоззрении и быту современников. «Стихи молодого поэта, — вспоминает его земляк Н. Рыленков, — срезу же покорили нас своей жизненной конкретностью, внутренней целостностью и достоверностью. М.
Исаковский не декларировал, а наглядно показывал те процессы, которые происходили в деревне у нас на глазах, находя высокую поэзию в самых будничных делах рядовых людей».
В 20-е годы М. Исаковский начинает активно участвовать в литературно-общественной жизни на Смоленщине, редактирует уездную газету в Ельне, затем сотрудничает в смоленской газете «Рабочий путь». Он пишет не только лирические стихи, но и фельетоны («Разговор с редактором», «Одемьяненный поэт»).
В это время в литературной среде активизировались всевозможные формалистические направления и группы.
В провинциальном Смоленске горластые проповедники якобы «новых» веяний заявляли о себе по-столичному «авторитетно». На поэтических вечерах и дискуссиях в Смоленске вспыхивали жаркие споры. Исаковский участвовал в них и как оратор, и прежде всего как поэт.
При всей своей непритязательности уже ранние его стихи имели большой идейно-эмоциональный заряд. Рожденные глубокими раздумьями юноши, определяющего свой путь в жизни, формирующего собственные нравственные принципы, стихи Исаковского помогали его сверстникам верно найти свое место в жизни.
Учась у жизни, у народа, Исаковский не мог быть хоть в чем-то солидарным с приверженцами «модных» течений, оказывавшихся на поверку неглубокими и ложными. «В последние годы, — сообщал он в предисловии к одной из своих ранних книг, — очень много говорили о необходимости повышения культуры стиха, об учебе у таких, скажем, мастеров слова, как Б.
Пастернак, И. Сельвинский. В своей работе я постоянно чувствовал недостаточность теоретических знаний и слабость техники стиха. И все же я не мог брать пример с Пастернака или Сельвинского.
Мне всегда казалось, что большим недостатком этих, несомненно, крупных поэтов является то, что они по существу пишут для небольшого крута избранных; широкие же слон читателей их не понимают и не читают…
» о плодотворном воздействии, которое поэзия Есенина оказала на молодого Исаковского, о близости этих двух поэтов, о наследовании Исаковским лучших качеств есенинского творчества.
Критика Исаковского не баловала. Его книга «Провода в соломе» (1927), содержавшая уже значительные достижения поэта, вызвала отрицательный отзыв А. Лежнева.
В защиту молодого поэта выступил М. Горький. Он приветствовал уверенно развивающийся талант и охарактеризовал социальную сущность поэзии Исаковского, «который знает, что город и деревня — две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу, — слиться так плотно, как до сей поры силы эти никогда и нигде не сливались».
Исаковский выступил в поэзии в ту пору, когда основной вопрос «кто — кого» уже был решен.
Уже молодым поэтом он принял эстафету национальных поэтических традиций, внутренне противопоставляя их «модным» теориям.
«И если я все же не поддался таким теориям, — пишет он, — то это в очень большой степени объясняется тем, что в моем сознании жили великие русские поэты — Пушкин и Некрасов.
Они как бы оградили меня от той мутной и вредоносной волны формализма, которая хлынула тогда в поэзию».
Но вместе с тем молодой поэт не мог не испытать некоторого воздействия со стороны наиболее талантливых современников, близких ему по духу. Критика 30-х годов отмечала в творчестве Исаковского есенинские интонации.
Иногда его рассматривали всего лишь как подражателя Есенину. Естественно, что Исаковский против этого протестовал. Более того, социальное наполнение творчества обоих поэтов было далеко не одинаковым.
Есенин ненавидит «железного гостя» — Исаковский с радостью живописует индустриальный пейзаж на фоне смоленского захолустья.
В этой полемике слышна полемика исторических эпох. И все же можно говорить, что у него не было необходимости выбора. Он с самого начала чувствовал себя представителем нового мира. Он стал певцом деревни.
Привязанность к родной почве определила не только тематику стихов Исаковского — «все мое и все родное, чем я жил и где я рос». Она определила нацеленность его творчества. «…Поэт прежде всего, — заявлял Исаковский несколько позднее, — должен писать для своего народа. А это значит, что его стихи должны быть простыми по форме и глубокими по содержанию.
Поэт обязан разговаривать со своим читателем как самый искренний друг, а не как «жрец», изрекающий «истины» на каком-то выдуманном им самим языке». Это эстетическое кредо Исаковского не было пассивным, так как предполагало борьбу с иным направлением в поэзии.
Он прямо заявлял, что «вычурная речь может быть только у такого поэта, у которого нет органической связи с народом, связи кровной, душевной». Всем своим творчеством Исаковский подтверждает важность мысли «писать для народа» и не отступает от нее на протяжении всех лет. Лирика поэта свидетельствует о цельности автора и его искренности.
В ней узнаются черты человека — отзывчивого и вместе с тем мужественного, серьезного, но обладающего чувством юмора. Но это не просто индивидуальные черты автора — это типические черты русского, глубоко национального характера. Это также в традициях нашей классической литературы.
«Чем больше я обдумывал мое сочинение, — свидетельствует Гоголь, — тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, не какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши».
Идейно-художественную значимость уже ранней поэзии Исаковского усиливала ее фольклорная основа. В поисках нравственного идеала он не мог пройти мимо сокровищницы народной поэзии, которая, по словам Чернышевского, «всегда возвышенна, целомудренна», «проникнута всеми началами прекрасного», «дышит нравственным здоровьем».
В послереволюционные годы, когда в литературу пришли представители победивших классов — рабочих и крестьян — интерес к фольклору был достаточно широк. «У кого мы учились? У кого учился, в частности, я? — вспоминает Н. Асеев. — Прежде всего у пословиц и поговорок, у присловий и присказок, что бытуют в речи народной».
Исаковский брал от народного творчества не только «пословицы и поговорки», но весь его интеллектуально-нравственный пафос.
Ведь подлинно «русский стиль» — не во внешних приметах. Традиционные образы и ситуации одухотворены в творчестве Исаковского биением современности.
Традиционная тема разлуки любящих использована в стихотворении «Катюша», ставшем одной из наших любимых песен.
Но уехавший парень служит «на дальнем пограничье» — это сразу же придает скромному стихотворению социальное содержание и почти публицистическую злободневность.
В ткань своих произведений фольклорные образы Исаковский вводит очень экономно, благодаря чему они не производят впечатления стилизации. Нет у него и архаизмов.
Зато есть обороты разговорной речи, которые не только «демократизуют» поэзию, но и сами по себе блестят искорками подлинной поэтичности.
Все это особенно характерно для коротких лирических стихов, многие из которых в предвоенные годы стали популярными песнями («Любушка», «Прощание», «Провожанье).
Чуждаясь внешней, не подкрепленной глубоким душевным переживанием лозунговости, голословной декларативности, творчество Исаковского в предвоенные годы явилось одним из серьезнейших достижений поэзии. Как гражданственный «вывод» звучал наказ поэта:
Какое б ты ни делал в жизни дело, Запомни — цель одна:
Гори, дерзай, чтоб вечно молодела Великая страна.
Война подтвердила плодотворность эстетических принципов Михаила Исаковского. Вся страна пела его песни. Особенно популярной стала «Катюша». Как известно, по имени песни было названо новое грозное оружие. Широко распевались также народные переделки текста.
В них Катюша то выступает как боец, то сражается в партизанском отряде, то перевязывает раны на поле боя. «Катюша» звучала как гимн, как песня-перекличка друзей-единомышленников, как их пароль. Эта ее роль стала особенно очевидной, когда военные действия были перенесены в Восточную Европу.
Ее пели и на Западе — участники движения Сопротивления во Франции и в Италии.
Искренние признания читателей правдиво фиксируют широкое народное признание. Характерно то, что в письмах, направлявшихся поэту фронтовиками, речь шла не только о встречном душевном отклике на его слово, но и об общественной действенности этого слова.
«Ваши стихи нравятся многим, — писал ему в 1943 году офицер-фронтовик. — Совсем недавно, когда я ехал в село Касплю, освобожденное от немецких мерзавцев, около дороги лежал убитый молодой красноармеец. Среда разбросанных его документов мне попалась «Прощальная». Вырезку эту я берегу.
Читал «Прощальную» своим бойцам. Производит очень сильное впечатление».
«Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью», — писал Горький об Исаковском еще в 1927 году. Его простота — не приноровление к читателю. Это стремление к предельно точному выражению той правды, которую он хочет поведать миру. Известны слова Горького — «он пишет вычурно, значит, он пишет неискренно».
О Исаковском можно сказать, что он пишет просто, потому что искренно. Эта искренность поэта по отношению к читателю и определила его всенародную популярность.
«Певец души народной — так бы я назвал Вас, — писал Горький, — и этим выражаю свои чувства восхищения и преклонения, признательности и благодарности за Ваши милые и дорогие русскому сердцу песни».
Произведения Исаковского нам дороги также и потому, что, даже затрагивая самые интимные темы, он остается самим собой, человеком-гражданином, который не может повернуться спиной к миру. Интимное у Исаковского органично связано с тем кругом понятий, которые соединяют личность с коллективом.
Большим распространением пользовалась его песня «Огонек», которую перепечатывали фронтовые газеты, переписывали от руки и на фронте, и в тылу, пели и на концертах самодеятельности, и в кругу друзей.
Почему? Потому что в «Огоньке» — огромная патриотическая идея, а не переживание в узком «мирке двоих», и в то же время мысли и чувства поэта переданы лирично, доходчиво.
Михаил Исаковский принадлежит к тем поэтам, чьи идейно-эстетические принципы, будучи определены еще в начале пути, в основе своей остаются неизменными. Но это отнюдь не означает некоей его статичности. Чутко откликаясь на запросы времени, поэт находится в постоянном развитии.
В годы войны всесторонность художнической «палитры» Исаковского зарекомендовала себя чрезвычайно убедительно. Он пишет стихи повествовательного плана, в которых лирика переплетается с патетикой.
Одическая восторженность не препятствовала Исаковскому, как это бывало с некоторыми поэтами, видеть сложность и противоречивость народной жизни, трагизм войны. Особенно четко проявилось это в стихотворении «Враги сожгли родную хату…
» Умевший передать радость причастности к новой жизни и ее свершениям, поэт, не приукрашивая и не смягчая серьезности тона, дает в этом стихотворении выход глубоко гражданственному чувству скорби на родном пепелище.
Это стихотворение всегда останется одним из лучших в нашей поэзии, свидетельством верности поэта Исаковского голосу народа и в радости, и в горе.
Враги сожгли родную хату.Сгубили всю его семью.Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?..
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170628-pevec-dushi-narodnoj-k-70-letiyu-mihaila-isakovskogo
Краткий обзор творчества Исаковского и Симонова
М.В.Исаковский (1900 – 1973). В конце творческого пути Михаил Васильевич Исаковский написал автобиографическую книгу “На ельнинской земле” (1969). В ней рассказано об основных этапах его творческого пути. Будущий поэт родился в бедной крестьянской семье на Смоленщине.
Обстоятельства его жизни складывались так, что если бы не революция, ему не удалось бы получить образование и зародившаяся еще в детстве мечта стать писателем, поэтом так и осталась бы неосуществленной. Литературная деятельность Исаковского началась в газете небольшого городка Ельня недалеко от Смоленска.
Началом поэтического творчества сам он считает 1924 год, хотя стихи писать начал очень рано.
Первый сборник Исаковского “Провода в соломе” вышел в 1927 г. и был замечен М. Горьким: “Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью”.
В русской поэзии Исаковский – один из прямых и последовательных продолжателей традиций Н. А. Некрасова. Причем дело здесь не только в том, что оба много писали о деревне. Как и Некрасов, Исаковский – поэт не крестьянский, а народный.
Как известно, творческое наследие русского классика очень богато в жанровом отношении: он писал поэмы, песни, элегии, сатиры и т.д. Исаковский тоже работал во многих жанрах, но особенного успеха добился в песне.
Поистине всемирна, легендарна слава его “Катюши”! Кто не знает его песни “Прощание”, “Огонек”, “Летят перелетные птицы”, “Лучше нету того цвету” и многие другие!
Важное замечание по поводу песен Исаковского сделал его земляк А.Т.
Твардовский: “Слова песен Исаковского – это, за немногими исключениями, стихи, имеющие самостоятельное содержание и звучание, живой поэтический организм, сам собой как бы предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе. Исаковский – не “автор текстов” и не “поэт-песенник”, а поэт, стихам которого органически присуще начало песенности, что, кстати сказать, всегда было одной из важных черт русской лирики”.
Рекомендуем почитать ►
Товарищ Саахов из фильма “Кавказская пленница”
Секрет широчайшей популярности песен и стихов Исаковского отчасти открывается при знакомстве с его творческой лабораторией.
Он считал, что нужно “уметь даже о самых сложных вещах говорить самыми обыкновенными словами и фразами – обыкновенными, но в то же время емкими, точными, красочными, поэтически убедительными”.
Но главная причина всеобщей любви к его творчеству – в полном слиянии мыслей и чувств поэта и народа. В этом отношении особенно характерны стихи Исаковского периода Великой Отечественной войны:
И я, как знамя, поднял это слово,
Живое слово сердца моего.
И я зову, чтоб в дни борьбы суровой
Никто из нас не забывал его.
И действительно, в то время буквально каждое слово поэта находило отклик в сердцах людей – вспомним “В лесу прифронтовом”, “Русской женщине”, “Ой, туманы мои…” и многое другое.
В послевоенные годы активизировалась деятельность Исаковского-переводчика. Чаще других он переводил белорусских и украинских поэтов – Я.
Коласа, Я. Купалу, Т. Шевченко, Л. Украинку.
Исаковский – автор книги “О поэтическом мастерстве” (1969), где он, обращаясь к молодым, рассказал об опыте своей творческой работы.
К.М. Симонов (1915 – 1979). Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова была разнообразной.
Он писал повести и романы, публицистику и пьесы, киносценарии и литературоведческие исследования. Однако начинал Симонов со стихов, и долгое время в сознании читателя он был прежде всего поэтом. То, что произошло с его стихами в годы Великой Отечественной войны, – редкий случай в поэзии. Их знали все – на фронте и в тылу.
Их печатали в газетах, особенно охотно во фронтовых, их читали по радио и с эстрады. Не было человека в те годы, который не знал бы “Жди меня, и я вернусь…”, “Если дорог тебе твой дом”, “Майор привез мальчишку на лафете…”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”.
Но после войны Симонова начал заниматься больше другими видами литературы – поэзия отошла в сторону. И уже в конце творческого пути он даже сомневался: “У меня, честно говоря, нет ощущения, что есть поэзия Симонова. Есть некоторые более или менее популярные стихи. И есть стихи, которые я сам люблю.
И есть несколько стихотворений, которые совмещают и то и другое…”
Рожденные войной, несущие ее конкретные приметы, стихи Симонова обращены к общечеловеческим ценностям и проблемам. Поэт справедливо считает, что те грозные годы дали наде
Источник: http://www.getsoch.net/kratkij-obzor-tvorchestva-isakovskogo-i-simonova/