Сочинение на тему “Почему меня восхищает личность М.В. Ломоносова”
Почему меня восхищает личность М.В. Ломоносова
Меня всегда восхищала личность Михаила Васильевича Ломоносова, потому что для меня он человек, показавший, насколько сильна может быть тяга к знаниям и как она может привести привести простого крестьянина-помора к немыслимым вершинам.
О Ломоносове столько написано и сказано, что, кажется, нельзя уже добавить ничего нового, но я попытаюсь понять и проанализировать, каким образом простой паренёк из деревни Денисовка смог стать величайшим человеком, известным не только в России, но и во всём мире.
И насколько жаден он был в своей деятельности, охватив различные области науки и искусства, начиная от химии, физики, астрономии, географии и заканчивая литературой и языкознанием.
Характер Михаила Васильевича, несомненно, формировался с раннего детства. Выходы на промысел в море с отцом-помором, сама суровая и прекрасная природа Архангельского края не могли не наложить отпечаток на его личность, закалив мальчика, сделав его целеустремлённым и упорным.
Ранняя смерть матери и последующая жизнь с двумя мачехами, конечно, тоже повлияли на его судьбу, когда рассчитывать приходилось только на самого себя, свои знания. К счастью, мама успела научить сына читать, и книги на всю жизнь стали для Ломоносова лучшими друзьями и советчиками, его «вратами учёности».
Вторая мачеха очень злилась, когда видела Мишу за книгой, прятала, рвала, сжигала его учебники, но, несмотря на это, тяга мальчика к знаниям не ослабевала. Возможно, именно из-за невыносимой обстановки дома юноша сбежал в Москву с рыбным обозом.
Много дней длился этот путь, пройденный смелым юношей пешком, но главные трудности ждали его впереди.
Наверное, нелегко пришлось 19-летнему парню, севшему за парту наравне с 12-летними детьми, которые смеялись над ним. Он выдал себя за сына дворянина, поступив в Московскую славяно-греко-латинскую академию, а это тоже был риск для него, ведь, если бы правда открылась, его немедленно исключили бы из академии.
Но за пять лет он стал одним из лучших учеников академии и был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. Это стало ещё одной ступенькой к будущим вершинам для пока ещё безвестного юноши.
А потом судьба забросила его в Германию, куда Михаила Васильевича отправили в числе лучших студентов. Там он провёл ещё пять лет, изучая математику, физику, философию, химию и металлургию.
Там же, в Германии, он встретил свою единственную на всю жизнь любовь – Елизавету-Христину Цильх.
Её отец был против этого брака, но девушка была под стать Ломоносову и вышла за него вопреки воле родителей.
Когда Ломоносов вернулся в Россию, он стал первым русским, назначенным на должность профессора химии. И первое, что он сделал, испросил разрешения читать публичные лекции на русском языке.
Он мог бы успокоиться и вести благополучную жизнь профессора академии, получая неплохое жалованье. Но не таков был Ломоносов.
Сначала он открывает первую в России химическую научно-исследовательскую лабораторию, потом основывает фабрику мозаики и бисера, которыми увлекается как хобби, и, наконец, в 1755 году под его влиянием открывается первый Московский университет.
Помня о своей судьбе, Ломоносов борется за то, чтобы право учиться имели не только дворянские дети, но и низшего русского сословия. И довольно успешно, за что ему были благодарны многие талантливые выпускники, получившие право на образование.
А у Ломоносова впереди новые свершения, потому что в последующие годы он возглавил Географический департамент, и именно при нём был создан первый «Атлас Российский», что явилось прорывом для отечественной географической науки. Как видим, Ломоносов и здесь не отходит от своего стремления быть первым в свершениях и делах своих. В современном мире его назвали бы учёным-экспериментатором.
А потом его избирают членом Российской Академии Художеств, потому что у человека, казалось бы, целиком погружённого в науку, – нежная душа поэта. И он успевал не только ставить опыты и проводить научные эксперименты, но и писать стихи, оды, эпиграммы, поэмы, трагедии, а также вносить реформы в русское стихосложение, то есть и здесь он так или иначе был первым.
Когда бы я ни задумывалась о личности Ломоносова, меня всегда мучает один и тот же вопрос: как же он всё успевал? Сочинять стихи, писать научные труды, ставить многочисленные опыты в лаборатории и даже заниматься мозаикой (два года он потратил на монументальную мозаичную картину «Полтавская баталия»). Откуда брал силы на всё это? Он и прожил-то до обидного мало… 54 года… И столько всего успел…
Наверное, такие люди, как Ломоносов, рождаются раз в столетие. Он был как Солнце для русской науки и искусства. И его личность может служить примером для современных молодых людей, жалующихся на трудные обстоятельства, недостаток материальных средств и так далее. Ломоносов пробился из самых низов только силой собственного стремления к знаниями, жаждой деятельности на пользу Отечества. И я горжусь тем, что он наш соотечественник.
Источник: https://infourok.ru/sochinenie_na_temu_pochemu_menya_voshischaet_lichnost_m.v._lomonosova-371775.htm
Сочинение: Великий сын России М. В Ломоносов (7-й класс)
Сочинение на тему: «Великий сын России — Ломоносов», может, лишь в общих чертах показать, почему Ломоносова так называют.
Как сын поморского рыбака из Архангельской области стал величайшим естествоиспытателем и учёным с мировым именем и славой? Сколько трудностей пришлось преодолеть молодому учёному на своём пути к обучению. Сбежав из дома, Михаил Ломоносов преодолел 1160 км до Москвы, чтобы поступить в Академию.
Терпел насмешки сокурсников, из-за своего слишком большого возраста, но тяга к знаниям была сильнее. Сын рыбака впитывал знания, как губка, и вскоре стал лучшим студентом Академии, за что и получил направление на дальнейшее обучение в Европе.
Современники Ломоносова писали, что у него был дар.
Блестящий ум соединился с феноменальной памятью, интуицией, и неким предвидением. Говорили, что он проникал в тайны вселенной одной только силой мысли.
Все свои силы Михаил тратил на поиски ответов, и все свои открытия посвящал России.
Его мечтой было сделать образование доступным для всех детей, вне зависимости от их происхождения и богатства родителей. Его стараниями в Москве был открыт Императорский Московский университет (теперь МГУ). Ломоносову пришлось приложить немало усилий, и использовать всё своё влияние при дворе, чтобы отстоять право на обучение студентов из низших сословий.
Образованность, по мнению Ломоносова, должна была исправить нравы «тёмного народа», сохранить чистоту веры, ввести правосудие и возвеличить Россию над другими державами.
Михаил Ломоносов первый составил карту Российской Империи, со всеми губерниями и уездами. По его картам была отправлена экспедиция в Сибирь, для изучения богатств Северных ресурсов.
Великий сын России Ломоносов, и тогда, и сейчас считается «Универсальным Человеком», потому что, нет в мире такой науки, в которой он бы не преуспел. Революционные открытия Ломоносова буквально перевернули учёный мир, и дали новый толчок в развитии химии, физики, и естественных науках.
Все свои заработанные деньги учёный тратил на книги и лаборатории, которых на тот момент в России не было.
Металлургия, география, приборостроение, геология и география, нет такой науки, которая не испытала на себе влияние великого учёного.
Он первый понял, насколько важна взаимосвязь во всех процессах, и первым доказал, что химик может быть художником, механик философом.
Учёный прожил всего 53 года, но за это время он сделал для славы России больше, чем сотни университетских формалистов и буквоедов, которые искренне порадовались смерти «возмутителя покоя».
Многие его труды после смерти были надолго засекречены, так как являлись слишком революционными и противоречивыми для своего времени. Сочинение «Великий сын России Ломоносов» показывает, что стать Великим непросто. Мало быть просто учёным и знатным. Важно то, как учёный применяет эти знания, и чего он хочет добиться. Цель Ломоносова была – это прославление и величие русского народа, и он это сделал.
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-velikii-syn-rossii-lomonosov.html
Сочинение о Ломоносове
Почему же мы являемся потомками М.В.Ломоносова? Понять ответ на этот вопрос можно, изучив хотя бы биографию Ломоносова.
Для начала надо отметить, что это было время, когда Российская империя стала мировой державой. Соответственно, нужно в своём развитии достигать уровня передовых стран Европы. А это мог сделать только великий народ. Так вот одним из таких народных гениев и стал М.В. Ломоносов, крестьянский сын, хороший ученик и первый русский академик.
Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Хотя в то время там и не было школ, но книги пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте.
Однако этого показалось юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву. В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было 19 лет.
Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке. Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии.
Здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей. За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.
Известно, что Ломоносов первым в истории химии сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при различных химических превращениях. Этот полученный им результат — одно из важнейших достижений русской науки.
Также он предсказал существование атомов и описал, чем отличаются молекулы от атомов, помог основать первую в истории России химическую лабораторию. А ещё в русской словесности Михаил Васильевич Ломоносов прославился как выдающийся поэт и филолог.
Он много сделал для развития русского языка, создал первую русскую грамматику, составил первый учебник русского языка. Заслуга Ломоносова как поэта состоит в том, что свои стихи он писал на языке, доступном для широкого круга людей.
Его поэтические произведения проникнуты верой в силу человеческого разума, любовью к родной природе, к своему Отечеству. Они вполне понятны и нам, далеким потомкам. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык.
Оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку. Помимо этого у Ломоносова находят работы, адресованные учителям и воспитателям. Оказывается, по своему жанру они близки нынешним.
Педагогические взгляды ученого обращены в будущее и поэтому сейчас приобретают ещё большую актуальность: это принцип построения демократической системы образования, утверждение фундаментального значения духовных ценностей в жизни общества.
Если мы говорим о М.В. Ломоносове, то употребляем одно слово-первый, т.е. первый во всём. Не зря А.С.
Пушкин о нём писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он сам был первым университетом». Даже современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. Остаётся только восхищаться: как одного человека на все хватало.
Только теперь, спустя более два века, можно по-настоящему оценить все сделанное этим удивительным человеком. По словам С. Вавилова: « Достигнутое Ломоносовым в области физики, химии, астрономии, в приборостроении, геологии, географии, истории, языкознании достойно было бы деятельности целой Академии».
Мы ведь даже не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам Ломоносова. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь.
Именно он ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Считая себя потомками Ломоносова, надо помнить о том, что под высшей радостью и предназначением ученого, писателя великий гений подразумевал труд для пользы общества. А государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами. И от нас, его потомков, это зависит напрямую.
Источник: https://multiurok.ru/blog/sochinieniie-o-lomonosovie.html
М. В. Ломоносов – Сочинения (с иллюстрациями)
Здесь можно скачать бесплатно “М. В. Ломоносов – Сочинения (с иллюстрациями)” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия, издательство ЛитагентСтрельбицькийf65c9039-6c80-11e2-b4f5-002590591dd6.
Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание “Сочинения (с иллюстрациями)” читать бесплатно онлайн.
В книгу вошли самые известные сочинения выдающегося русского ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1756). Кажется, нет такой области в науке, в которой бы не разбирался Михаил Васильевич Ломоносов.
Физик, химик, историк, географ, астроном, геолог, металлург, языковед – он прославился своим талантом и образованностью на весь мир.
Под одной обложкой объединено художественное и научное наследие Ломоносова – стихотворения, поэмы, пьесы, похвальные и духовные оды, послания, исторические и языковедческие труды.
Михайло Васильевич Ломоносов
Сочинения
После разорения Трои Демофонт, сын Тезея, царя Афинского, возвращаясь от Трои в отечество, противною бурею занесен был к берегам фракийским и с разбитого флота принят царевною Филлидою, дочерью Ликурга-царя, после которого смерти воспитал ее Полимнестор, князь и правитель Фракийский.
В то время был он на войне против скифов, оставив под охранением Мемноновым с Филлидою невесту свою Илиону, дочь Приама, царя Троянского, приведенную прежде конечного разрушения Трои с братом ее царевичем Полидором, чтобы сохранить их от греков с присланным великим богатством.
В отсутствие его Филлида с Демофонтом, возымев великую взаимную любовь, положили, чтобы, уговорясь с Мемноном, сочетаться между собою браком и принять правление государства, а Полимнестора отрешить от оного.
Между тем Демофонт, прежде жалостию, а после любовию к Илионе склонясь, сомненною страстию толь долго колебался, пока Полимнестор нечаянно в город пришел с победою; и отселе начинается сия трагедия.
Демофонт, сын Тезея, царя Афинского.
Полимнестор, князь и наместник царский во Фракии.
Филлида, царевна Фракийская, дочь умершего Ликурга-царя.
Илиона, царевна Троянская, дочь Приамова, невеста Полимнесторова.
Мемнон, правитель города Сеста.
Драмет, полководец Демофонтов.
Креуза, мамка Филлидина.
Вестник.
Действие происходит в Сесте, приморском городе фракийском, в царских палатах.
Филлида, Демофонт и Креуза.
Филлида
Он в сих уже стенах! о лютая напасть!
Ты знаешь, Демофонт, его велику власть.
Желание мое как может совершиться,
Где Полимнестора мой слабой дух страшится?
Начто ты отлагал, начто толь долго брак?
Демофонт
Мне строгая судьба повелевала так!
Но что великой страх?
Филлида
Еще ли вопрошаешь?
Давно, уже давно ты всё подробно знаешь,
Что мне с тех пор страшна понынь его гроза,
Когда родителю сомкнула смерть глаза.
Он, жизни своея последний час кончая:
«Прости, – сказал в слезах, – Филлида дорогая,
Живи и возрастай счастливо под рукой,
Что в возрасте тебя на трон возвысит мой.
Ты князю будь, как мне, до времени послушна;
Я ведаю, что мысль его великодушна». —
Промолвил и с тем дух последний испустил,
И Полимнестор власть над царством получил.
Через двенадцать лет коль сильно укрепился,
То видел ты теперь, но как ты не смутился?
И неподвижно как возмог смотреть на страх,
Которой был на всех и на моих очах,
Смущенных от его внезапного приходу?
Демофонт
Сие ли устрашит геройскую породу?
Или забыла ты, что я Тезеев сын?
Чего желаю я, то получу один.
И чаешь ты, чтоб тот сим видом взволновался,
Кто Гектора видал и в поле с ним сражался?
Филлида
О мужестве твоем не сомневаюсь я;
Иной напасти ждет печальна грудь моя.
По всем признакам я, бессчастна, примечаю,
Что к пагубе своей любовпю пылаю.
Ты знал, что князя весь монархом чтит народ
И что владеть ему остался целой год;
В отсутствие его, уговорясь с Мемноном,
Мы брачным укрепить любовь могли законом.
И подданные все, увидев наш союз,
Отстали б от него, отвергнув тягость уз.
На храбрость бы твою надежду положили,
Против его свой дух и руки обратили.
Но ныне с воинством в сей город он вступил,
Победами свое правленье укрепил.
Он больше прежнего уж власть свою умножит,
По умыслам своим и брак мой расположит.
Но ты спокойно мог сея напасти ждать!
Как можешь предо мной себя ты оправдать?
Демофонт
Смущения твои, драгая, все напрасны,
И тени кажутся одне тебе ужасны.
Хоть Полимнестор здесь, но он, как твой отец,
Твоим сомнениям желанный даст конец.
Когда в младенчестве он был твой покровитель,
То будет ли в твоем уж возрасте гонитель?
И медленность моя вредить не может нам;
Пока я долг отцу в отечестве отдам,
То княжеско к концу владение достигнет,
И твой народ тебя и он на трон воздвигнет.
В Афинах укрепя престол свой, возвращусь
И, будучи царем, с царицей сопрягусь.
Филлида
Так можешь целой год пробыть и без Филлиды!
Такие ли казал сначала ты мне виды?
Когда свирепый вихрь разбил твои суда,
Когда еще текла с одежд твоих вода,
Когда из челюстей несытыя пучины
На мой ты принят брег, спасен от злой кончины,
Ты так ли говорил? ты так ли припадал?
И так ли взор взводил, и так ли воздыхал?
Слезами и бедой твоей я умилилась,
На твой плачевный вид, на жалку часть склонилась.
Почти без чувств тебя я в дом свой привела,
Спокойство от трудов и жизнь тебе дала.
И для меня Мемнон явил тебе приятство,
Из недр морских извлек троянское богатство,
Которое тогда ж тебе возвращено,
И к ним сокровище мое сообщено.
Как можешь, что достал убийством ты и кровью,
Сравнить с тем, что тебе моей дано любовью?
Когда она двоих сердца уж сопрягла?
Я общим всё добром имение звала.
С сугубой хочешь в дом корыстью возвратиться,
Троянским и моим богатством возгордиться?
Демофонт
О как мне речь сия в печальну грудь разит!
Подумай, что теперь отец мой говорит:
«Меня противник здесь от царства отлучает,
А сын, о мне забыв, любовью ныне тает
И в роскоши, презрев естественный закон,
В ничто вменяет скорбь отеческу и стон».
Представь, дражайшая, ты гордого Мнестея,
Что хочет хищной снять рукой венец с Тезея,
И в старости ему он казнию грозит;
Представь себе, представь Тезеев скорбный вид.
Возлюбленный отец, о как ты воздыхаешь!
Ты взоры слезные чрез воды простираешь,
И наблюдаешь всех судов бегущих путь,
И на берег едва дерзаешь ты взглянуть,
Где злой тиран тебя насильно утесняет,
Тогда как Грецию отрада оживляет.
С победою пришли обратно там цари,
Восходит к небу плеск, дымятся олтари.
Троянским златом все блистают там чертоги,
Приемлют злато в дар отеческие боги.
Отцы и матери встречают там сынов,
И радость изъяснить недостает им слов.
Все слушают от них Приамову судьбину,
И Гекторову смерть, и славы их кончину.
А ты, родитель мой, утехи той лишен!
Филлида
Не мною ли он в сей печали погружен?
Демофонт
Такой мне от богов уже предел поставлен,
Что я хоть на сей брег от ярых волн избавлен,
Однако чтоб на нем в смущеньи утопать!
Филлида
Но я ли строгостью могла тебя смущать?
И кто препятствовал намеренью скончаться
И прежде князя нам на царство увенчаться?
И силу бы твою услышав там, Мнестей
Державы досягать дерзнул ли бы твоей?
Подумал ли бы он, что фраческая сила
И с ней рука твоя ему бы не отмстила?
Демофонт
Так хочешь, чтобы я не видел нынь Афин
И там не защитил отеческих седин?
Филлида
Ты, ведая мою любовь, как можешь мыслить,
Чтоб стала я своим веселием то числить,
Когда бы ты отца и скиптр свой позабыл?
Мне толь же, как тебе, поверь, отец твой мил.
Я, власть здесь укрепя, с тобой бы в Понт пустилась.
Ни острых камней я б, ни бурь не устрашилась;
Какую б радость твой почувствовал отец,
Увидев на тебе и свой и мой венец!
Демофонт
Не знаешь зависти меж греками, не знаешь!
И так ли два венца совокупить ты чаешь?
Лишь только дойдет весть к соседям через Понт.
Что принял от тебя власть царску Демофонт,
То, силою в боязнь приведены моею,
Все обще поспешат венец отдать Мнестею.
Мне прежде должно власть наследну укрепить
И после с оною твою совокупить.
Филлида
Не мысли, государь, чтобы младые лета
И слепота любви меня лишили света,
Чтоб мыслей я твоих приметить не могла,
Которы страсть к себе другая отвлекла!
И речь твоя тебя, и взгляды обличают
И сердца твоего всю тайну открывают.
Я вижу из твоих потупленных очей,
Что больше нет уже ко мне любви твоей.
Демофонт
Драгая, перестань терзать мой дух смущенный!
Филлида
Бежишь от глаз моих? уж мысли развращенны
Не могут утерпеть моих правдивых слов.
Уже ты к своему отшествию готов
И долее меня не хочешь удостоить.
Демофонт
Позволь, любезная, мне сердце успокоить!
Филлида и Креуза.
Филлида
Не ясно ль кажет мне его сомненна речь,
Что я слезам своим даю без пользы течь!
Ты видишь по всему, любезная Креуза,
Что он нарочно бег от брачного союза.
Креуза
Источник: https://www.libfox.ru/643431-m-v-lomonosov-sochineniya-s-illyustratsiyami.html
Сочинение по литературе. «Ломоносов — российский гений»
В XVIII в.
Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой, Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.
Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец первый русский академик.
Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты.
Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте.
Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.
В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.
Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.
Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.
За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.
В 1741 г. Ломоносов возвращается на родину. Он был причислен к Академии наук, а в 1745 г. стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. Астрономия, география, история, поэзия — и здесь Ломоносов был первым и лучшим в России.
В 1755 г. благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Многие русские ученые, обогатившие открытиями мировую и русскую науку, называли себя его учениками.
Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.
Это понимание предназначения писателя Ломоносов развивает в «Разговоре с Анакреоном». Анакреон — древнегреческий поэт, который славился как певец личных радостей и утех:
Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
Так в передаче Ломоносова говорит о своем призвании и понимании целей поэзии и поэта Анакреон. Ломоносов же отвечает в воображаемом диалоге с древнегреческим поэтом так:
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.
Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию:
Науки юношей питают, отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью «Россию… возвысил до небес».
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/2349.html
Великий сын России М.В. Ломоносов
/ Сочинения / Сочинения на свободную тему / 11 класс / Великий сын России М.В. Ломоносов
Скачать сочинение |
Тип: Свободная тема |
Он наших стран Малгерб,
он – Пиндару подобен!
М.В. Ломоносова можно с полным правом назвать одним из величайших людей России. Такая расплывчатая и, в то же время, объемная характеристика объясняется гениальной личностью этого сына земли Русской. Он являлся и многосторонним ученым, которому были подвластны и точные, и естественные, и гуманитарные науки.
Он был и крупным общественным деятелем, благодаря которому существенным образом поменялась жизнь в стране. Он был и просто глубоко нравственным и принципиальным человеком, который в своих действиях руководствовался высшими принципами добра и справедливости.
Говоря о М.В. Ломоносове, мне кажется уместным обратиться к картине И. Глазунова «Сто веков» («Великая Россия»).
На этом полотне изображено множество лиц, составляющих гордость нашей страны. Среди них – фигура Ломоносова. Художник стремился передать суть этого человека – в его внешности мы выделяем благородную осанку; умный, полный чувства собственного достоинства, взгляд; черты лица, говорящие о высоком интеллекте и таланте.
История жизни Ломоносова – это иллюстрация русского национального характера в действии. Выходец из поморских крестьян, уроженец архангельской губернии, этот человек настолько сильно был увлечен наукой, что не видел перед собой никаких преград.
Он, не получивший хорошего базового образования, в двадцать лет (!) один отправляется в Москву и там начинает учиться в Московской славяно-греко-латинской академии. Мы можем лишь догадываться о том, какие мучения, физические и нравственные, пришлось перенести этому взрослому уже человеку.
Его одноклассниками были дети, которые, однако, знали гораздо больше, чем «двадцатилетний болван». Но сила характера Ломоносова была такова, что трудности только укрепляли его желание постигать науки. Начав с нуля, за короткое время он стал одним из лучших учеников «Спасских школ».
Благодаря этому Ломоносов был отправлен в Германию, где начал изучать науки уже на серьезном уровне.
Несмотря на то, что М.В. Ломоносов долгое время провел за границей, он всегда был большим патриотом своей страны. Тот опыт, те знания, которые он получал за рубежом, Ломоносов всегда стремился направить на благо России.
Именно за это его не любили придворные чиновники, основную массу которых составляли немцы. В высших кругах у этого человека было много врагов, но Ломоносов упорно стоял на своем. Он отстаивал право преподавать на родном, русском, языке, развивать отечественную науку, обучать выходцев из бедных слоев населения.
Но, несомненно, основной деятельностью Ломоносова была деятельность научная. Именно здесь, причем в совершенно разных областях, этот человек совершил или подготовил столько открытий, что его смело можно назвать «революционером в науке».
Поражает способность Ломоносова охватывать все сферы жизни, быть талантливым во многом: в физике, химии, механике, географии, экономике, государственном праве, философии, поэзии, риторике…
Именно этому ученому мы должны быть благодарны за то, что он «заставил» русскую словесность говорить на русском языке, понятном основной массе населения России.
Реформы Ломоносова в области русского языка, риторики и словесности не знают себе равных. Ученый практически уравнял малопонятный населению древнерусский язык с нейтральным и разговорным русским. Это значит, что он сделал доступным основной массе населения России словесные произведения искусства и, в конечном итоге, сделал русский народ более грамотным.
Кроме того, безусловно, эти реформы Ломоносова способствовали сохранению и развитию нашего исконного богатства – национального языка.
О собственно поэтическом творчестве Ломоносова существовало несколько противоположных мнений. Однако на данный момент общепризнанным является талант этого человека и в сфере поэзии.
Перу Ломоносова принадлежит множество од, поэм, трактатов, сатир, созданных в духе классицизма. Но даже жесткие рамки «официозного» направления не смогли подавить полет творческой мысли этого гения, глубину его натуры, колоссальность его мыслей и чувств.
Ломоносов стремился «объять необъятное», познать всю Вселенную, разобраться в устройстве мира, постигнуть роль и место человека в нем:
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Язык творений Ломоносова, отражает, на мой взгляд, натуру этого человека – величественную, благородную, полную чувства собственного достоинства и гордости за свою страну, ее историю и культуру.
Имя Ломоносова носит один из главных университетов нашей страны – Московский государственный университет. Именно под влиянием этого ученого в 1755 году было основано данное учебное заведение, для которого Ломоносов написал первоначальный проект. С тех пор и до нашего времени МГУ считается одним из очагов российской научной мысли, заведением, где дают очень качественное профессиональное образование.
Да и сам Ломоносов был и остается своеобразным университетом – столько он сделал для России в сфере науки и общественной деятельности. Этот гениальный ученый является воплощением лучших черт русского национального характера, образцом созидателя, положившего свою жизнь на алтарь отечества.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Сочинения на свободную тему / 11 класс / Великий сын России М.В. Ломоносов
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00484561252432280355
«М. В. Ломоносов — первый наш университет»
«Его ясный ум, полный беспокойного желания всё понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной лёгкостью постигая его».
А. И. Герцен
Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Перечень наук, в которых проявился ломоносовский гений, своей обширностью неизменно поражает воображение каждого, кто знакомится с ним впервые.
Современному учёному трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии.
И невозможно отделаться от чувства восхищения, граничащего с некоторым недоумением: как одного человека на всё хватало. Таких людей мы называем энциклопедистами.
Но когда бы и кем бы ни составлялся этот перечень, первой из наук в нём всегда значится химия. Ломоносов первым в истории химии сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при различных химических превращениях.
Этот полученный им результат — одно из важнейших достижений русской науки.
Он предсказал существование атомов и описал, чем отличаются молекулы от атомов, помог основать первую в истории России химическую лабораторию, в которой проводились не только научные опыты, но и практические занятия студентов.
Интересны также работы выдающегося учёного в области физики. На основе наблюдений и измерений он доказал тождество молнии и электрической искры. Значительные результаты получены Ломоносовым также в области астрономии (например, он открыл атмосферу на Венере). Но это только маленькая часть того, что сделал в науке Михаил Васильевич Ломоносов.
Ломоносов был не только великим исследователем, но и выдающимся изобретателем и конструктором. В 1749 г. он сконструировал прибор для измерения силы притяжения небесных тел к «Земле», а в 1756 г. им была изобретена «ночезрительная трубка» для моряков, плавающих на северных морях; кроме того, – солнечная печь, перископ, зеркальный телескоп.
Кроме всего вышеперечисленного, о Михаиле Васильевиче Ломоносове можно говорить как о выдающемся поэте и филологе. Он много сделал для развития русского языка, создал первую русскую грамматику, составил первый учебник русского языка.
Заслуга Ломоносова как поэта состоит в том, что свои стихи он писал на языке, доступном для широкого круга людей. Его поэтические произведения проникнуты верой в силу человеческого разума, любовью к родной природе, к своему Отечеству.
Они вполне понятны и нам, далёким потомкам.
Лицо своё скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне — дна.
Вот что написал Ф. М. Достоевский о вкладе Ломоносова в русскую литературу: «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».
А каким Михаил Васильевич был ритором (оратором)! Его успехи в этой области признавали даже недруги. Враг учёного Шумахер писал: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнёс речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками».
Просветительская деятельность Ломоносова носила ярко выраженный гражданский характер. В «Слове о явлениях воздушных» он подчёркивал пользу науки, которая служит обществу и в дни мира, и в дни войны. Взгляды учёного на образование каждой своей строкой обращены к юношеству.
Он не оставлял без внимания ни одного из своих учеников-гимназистов и студентов, страстно желая видеть в каждом из них творческую личность, превыше всего ставящую общественное благо. У Ломоносова мы находим работы, непосредственно адресованные учителям и воспитателям.
По своему жанру они очень близки нынешним: «Российская грамматика», «Краткое руководство к красноречию», «Рассуждения об обязанностях журналиста» и др.
Педагогические взгляды великого учёного и просветителя обращены в будущее и поэтому сейчас приобретают ещё большую актуальность: это принцип построения демократической системы образования, утверждение фундаментального значения духовных ценностей в жизни общества.
В заключение хочу привести слова известного советского учёного В. С.
Вавилова, которые характеризуют Ломоносова-учёного: «Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить всё сделанное этим удивительным богатырём науки.
Достигнутое им одним в областях физики, химии, астрономии, приборостроении, геологии, географии, истории, языкознании достойно было бы деятельности целой Академии».
Источник: https://referat.hhos.ru/1009568844/1735-5565frrt66.html
Готовые школьные сочинения
Окт
31 2010
Главная идея творчества Ломоносова
Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова – это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук.
Пришедший в Москву пешком, сносивший насмешки слушателей академии, которые все были гораздо моложе его, Ломоносов уже в юности видел главную цель своей жизни – служить России, поставить ее на один уровень с европейскими государствами.
Ломоносов никогда не считал занятия поэзией своей главной целью, но достигнутые в ней успехи столь значительны, что Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».
Литературное творчество Ломоносова развивается в рамках классицизма, но классицизма русского, который всегда был направлен на насущные вопросы жизни. Одной из основных своих задач Ломоносов считал защиту прогрессивных сторон реформы Петра I.
Сам поэт всем был обязан государству, а потому в центре его произведений стоит монархия.
С этим связано появление в его творчестве од, воспевающих императоров, самой показательной из которых является, пожалуй, «Ода Иоанну Антоновичу», в которой Ломоносов восхваляет свершения члена царской семьи, которому в тот момент было лишь полгода.
Дело в том, что эти оды создаются не потому, что Ломоносов заискивает перед двором. В своих произведениях поэт дает некий ориентир, норму, на которую должны равняться все, даже монархи. В творчестве Ломоносова создается образ идеального монарха.
В реальности таким идеалом для поэта был Петр, прежде всего не философ, а работник на троне, «в полях, в морях герой». От монарха поэт требует активного служения России. Но при этом даже в торжественных похвальных одах Ломоносов прославляет героев «от земледельца до царя».
Произведения поэта содержат упоминания о земледельцах, пастухах, охотниках, воинах, мореплавателях, купцах, ученых.
В поэзии образ утверждал принципы высокой идейности и гражданственности. Наиболее полно эти взгляды выражены в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном». Разумеется, Ломоносов не только выдвигал эти принципы, но и воплощал их в своем творчестве.
Центральной темой од поэта становится тема Родины. Он славит величие России, ее необозримые просторы, неисчерпаемое богатство ее недр.
В оде 1748 года создается грандиозный образ великой державы: «Сидит и ноги простирает на степь, где Хину отделяет пространная стена от нас…»
Но для того чтобы Россия действительно была процветающим государством, необходимо трудиться. Ломоносов воспевает людей труда, говорит о необходимости развития науки и просвещения, создания отечественных кадров ученых.
Он не сомневается, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Вообще слово «наука» – одно из самых популярных в лексиконе Ломоносова. Он воспевает науки, которые «юношей питают», «отраду старцам подают».
Стихами Ломоносов подтверждает и собственные научные открытия, вспомним, к примеру, стихотворное послание «О пользе стекла».
Нашел отражение в творчестве Ломоносова и основной социальный конфликт России – столкновение помещиков и крепостных крестьян. Ломоносов утверждает ценность человека вообще, призывает к гуманному отношению к крепостным. Больше того, народ в его произведениях может становиться высшим судией:
Есть Божий глас, глас целого народа. Устами оного всевышний говорит.
Чтобы народ и государство могли пользоваться плодами просвещения и труда, чтобы процветали науки и ремесла, России необходим мир. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает «правдивый меч» лишь для того, чтобы водворить повсюду мир, «возлюбленную тишину».
Идеалы Ломоносова были связаны с образом гражданина и патриота, готового отдать свою жизнь делу служения Отечеству. Трудиться «для пользы общества» – высшая цель стремлений Ломоносова. И осознать важность такого труда он призывал всех русских людей.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Главная идея творчества Ломоносова . Литературные сочинения!
Источник: http://www.testsoch.net/glavnaya-ideya-tvorchestva-lomonosova/