Сочинения об авторе мурашова

Пример сочинения ЕГЭ по тексту А. Мурашова

Views: 7898

Толя Покровский с детства любил автомобили. Он знал про них всё.

Каким-то отсутствующим у других людей чувством он проникал в тело мотора, ощущал ритм его могучего сердца, слышал, как по резиновым артериям пульсирует бензиновая кровь, как в металлических ретортах переваривается огненосная пища, которая наполняет энергией упругие мышцы ликующего железа.

В фильмах его совершенно не интересовали ни сюжет, ни судьба героев, он смотрел только на машины, и если в каком-то боевике показывали погоню, то он, как заворожённый, не отводил глаз от экрана и зачарованно шептал: «Бумер», «Мерс», «Фолькер», «Феррари»…

О чём бы в компании ни шёл разговор: о футболе, о политике, о глобальном потеплении, о ценах на недвижимость, о скандалах среди эстрадных «звёзд» — его ничто не интересовало, но стоило кому-нибудь коснуться автомобильной темы, как Покровский моментально преображался: глаза вспыхивали лихорадочным блеском, голос начинал прерывисто дрожать от волнения, он не говорил, а строчил, словно боялся, что его не дослушают…

Обратите внимание

После школы Покровский пошёл в армию, на «уазике» возил майора, заведующего продовольственным складом; когда демобилизовался, стал работать в городе автослесарем. Женился на воспитательнице детского садика – краснощёкой, пышнотелой красавице.

На свадебные деньги молодожёны купили машину – «Жигули» шестой модели. В жизни у Покровского начался период какого-то блаженного опьянения. Целыми днями он гладил машину влажной тряпкой, протирал стёкла, отходил, вновь приближался к машине и всё никак не мог на неё налюбоваться.

Обожание машины у него сочеталось с тревожно-напряжённым ожиданием какого-то неизбежного несчастья: ему всё казалось, что его машину либо раздавит ковшом пьяный экскаваторщик, либо на неё свалится метеоритная глыба с небес, либо её украдут, либо ударит молния, и она сгорит, либо какой-то библейский смерч подхватит машину и унесёт бог весть куда…

Но беда подстерегала там, откуда её Покровский совсем не ждал! Родился сынишка. Хохотун, весельчак, озорник! Весь в маму. И никакого почтения к машине.

Сядет на сиденье – начнёт прыгать, а то, если отца нет, перелезет на водительское сиденье и давай руль туда-сюда крутить или ещё того хлеще – дёргает рычаг, коробки передач… От ужаса Покровский терял голову.

Он, как безумный, начинал причитать, прося помощи у небес, чуть ли не со слезами умолял сынишку не губит машину, а раз, не выдержав, защемил дверцей пальца малышу. Тот, рыдая, помчался домой. Жена внимательно посмотрела на Покровского и спросила, целуя прижавшегося к ней сына:

— Слушай, а тебе кто дороже: мы или твоя машина?

Покровский, возмущённый такой постановкой вопроса, вскочил из-за стола и, выкрикивая что-то нечленораздельное, выбежал на улицу, закрылся в машине.

Женщина! Что она понимает? Где же ей понять его чувства, его боль, его ценности, если не может понять элементарного: человек – это не машина?! Если человек заболеет, то организм самовосстанавливается.

Важно

Сам! А машина, если заболеет, то без посторонней помощи не может сама себя отремонтировать… Пальцы у сына через два дня заживут, ничего страшного. А вот если поцарапать дверцу машины?! Но ведь они этого не понимают…

Никто!

В это время как назло какие-то мальчишки затеяли рядом играть мячом…

Покровский выскочил и закричал:- Здесь что, футбольное поле? Потом без сил рухнул на сиденье и, обречённо качая головой, выдавил: «Нет в жизни счастья…»

(По А. Мурашову)

Материальные ценности. Могут ли они быть важнее духовных и почему? Именно такую проблему поднимает А. Мурашов в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, автор рассказывает историю Толи Покровского, который был буквально помешан на машинах. Как показывает А. Мурашов, кроме машин, решительно ничего героя не интересовало.

Автор с иронией говорит о том, что его почитание машин настолько перешло границы разумного, что он даже прищемил пальцы своему сыну за то, что тот трогал его машину.

В конце текста Покровский приходит к неутешительному выводу: «Нет в жизни счастья…» Поэтому автор напоминает всем нам: не стоит придавать материальным ценностям слишком большого значения.

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что А. Мурашов убеждён: материальные ценности ни в коем случае не могут быть важнее духовных, поскольку они не могут принести человеку настоящее счастье.

Я согласна с точкой зрения автора. Считаю, что материальные ценности должны быть второстепенными по сравнению с духовными, поскольку человек, поставивший на первое место ценности материальные, счастливым быть не может.

Совет

Об этом неоднократно говорили русские писатели классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении для семьи Курагиных одной из главных ценностей была ценность материальная – деньги.

Элен Курагина, например, вышла замуж за Пьера Безухова лишь потому, что он был богат, её брат Анатоль пытался жениться на Марье Болконской, потому что та была богата. Василий Курагин, отец Элен и Анатоля, подстраивался под влиятельных людей, старался подружиться с ними, потому что это было ему выгодно.

Духовный мир других людей совсем не интересовал Курагиных. Но были ли они по-настоящему счастливы? Для ответа на этот вопрос посмотрим на счастливые семьи из романа: Наташи Ростовой и Пьера Безухова, Марьи Болконской и Николая Ростова. У них много детей, они искренне любят друг друга и воспитывают эту любовь.

Духовная сторона жизни для них намного важнее материальной. Они по-настоящему счастливы. А могли ли испытать такое же счастье Курагины? Нет. Они, поставив материальные ценности на первое место, лишили себя возможности быть счастливыми.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: человек, ставящий материальные ценности на первое место, счастливым быть не может. В произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души» одним из героев является Плюшкин. Когда-то давно он был хорошим хозяином и семьянином, но после смерти жены всё пошло под откос.

Его скупость стала стремительно развиваться. Он подбирал на улице всё, что видел и приносил в дом. Потом всё это превращалось в кучу мусора. Когда кто-то пытался купить у Плюшкина купить хозяйственные произведения, он был очень неуступчив, и покупщики возвращались ни с чем.

Его скупость, бессмысленное и разрушающее помешательство на материальных ценностях привели к тому, что он стал вести себя отвратительно. Дома у него был жуткий беспорядок, вся хозяйственность Плюшкина падала. Был ли он счастлив? Нет.

Он был одинок, никто не хотел с ним общаться, потому что он сам общаться ни с кем не хотел и видел в людях только плохое. Ни о каком счастье здесь речи быть не может.

Обратите внимание

Итак, мы выяснили, что материальные ценности являются второстепенными, они ни в коем случае не могут быть важнее духовных, ведь люди, поставившие на первое место материальные ценности, никогда не испытают настоящего счастья.

Какие ещё аргументы, на Ваш взгляд, можно привести для объяснения данной точки зрения?

Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-a-murash/

Социальные проблемы современного общества и внутренний мир «трудных» детей в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции»

учитель русского языка и литературы 

МБОУ СОШ №118
Калининского района Городского округа 

город Уфа Республики Башкортостан

Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков.

Тема детей – «трудных», зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных — слишком неудобна и некрасива, но еще сложнее говорить об этом так, чтобы от произведения остались не чувства отвращения, мрака и безысходности, а милосердие, доброта и искренность.

Екатерина Вадимовна Мурашова виртуозно справляется с этой задачей. Она призывает читающего подростка к душевной и нравственной работе над собой как человеком, личностью, гражданином.

Повесть начинается с вопроса о том, что такое милосердие. «… В ответ на это половина класса заржала, а другая половина, у которой сохранились мозги, насторожилась.» Читая эти строки, предполагаешь, что речь в повести пойдет о банальном описании учебных будней класса коррекции: асоциальное поведение, нежелание учиться, нарушение дисциплины.

Данная повесть — это изображение внутреннего мира. Она представляет собой результат соединения психологического опыта автора и его писательского таланта. Именно милосердие (Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку), которое не было чуждо юным героям повести, делает это произведение особенно интересным и актуальным.

Автор затрагивает такие давно назревшие проблемы, о которых в нашем обществе принято молчать. Повесть «Класс коррекции» – это срез современного общества на примере современной школы. «Школа — всего лишь слепок общества в целом. Неужели вы не видите разделения на «классы» всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умные и глупые».

Именно на этом фоне мы знакомимся с ребятами и их историями. Автор подробно, почти на протяжении всего рассказа поясняет читателю, как каждый из них попал в класс коррекции.

Но умный, мыслящий читатель понимает, что эти дети, несмотря на условия жизни, обладают главными человеческими качествами: милосердием, добротой, чуткостью, и в произведении этот класс коррекции – только показатель социального статуса ученика.

Повесть начинается с того, что в класс приходит новый ученик, мальчик Юра с болезнью сердца и ДЦП. Вернее не приходит, а въезжает на инвалидной коляске. Он поражает всех своей открытостью, жаждой жизни и дружелюбием.

Несмотря на опасения педагогов, его класс принимает сразу. Видимо, дети почувствовали, что он несет в себе «великий дар любви».

Важно

Именно Юра окружил ребят заботой, человеческим теплом и добротой : «Мне Юрка объяснил, если я не буду материться, то на это место другие слова сами заползут».

Юра пригласил весь класс на вечеринку. И для почти всех она была первой в их жизни: «К концу дня ко мне подошла Витька (Митька, как всегда, маячил у нее за спиной) и спросила, стоит ли им с Митькой к Юрке идти или надо вежливо отказаться.

Я понял, что Витька считает меня знатоком светского этикета, и даже немного заважничал. Потом сказал Витьке, что вполне можно пойти, только стоит отобрать у Митьки «Беломор», и не надо давать ему пить, если там вдруг окажется что-то спиртное».

И подобные вопросы мучили всех учеников 7Е класса, состоящего из 19 человек. Тяжело и горько читать, как удивляет этих детей обычная обстановка квартиры среднего достатка: «Пашка, Ванька, Митька с Витькой, еще некоторые — они просто смотрели, как все может быть устроено.

Обои на стенах, белье на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах, папа, мама, я… Живьем, понимаешь? Их же в приличные дома не пускают».

Следующий герой, от лица которого ведется повествование, – Антон. Их с Юрой объединяли наиболее искренние и доверительные отношения. Именно они часто беседовали на тему выбора, выбора своей жизни и судьбы.

Именно Антон в конце повести произносит слова о том, что несмотря на всю грязь и мерзость такой жизни, он и только имеет право определять свое будущее. У Антона тоже своя история…

Он когда-то был вполне успешным учеником в школе, но некоторое время назад у него стали проявляться приступы необъяснимой агрессии, и врачи поставили диагноз гипервозбудимость.

Совет

Подобным образом сюда попали и другие ученик этого класса. Митька и Митька оставлены матерью и вынуждены еще следить за младшей сестренкой: «Вообще-то тетя Нина, Митьки, Милки и остальных мать, — женщина неплохая и очень добрая. Она им иногда и книжки читает, и стирает, и даже елку новогоднюю делает. А иногда — ее как выключает кто. Лежит и не делает ничего.

Может, это болезнь какая, а может, у нее просто сил мало — не знаю. Она ведь не пьет, не курит и наркотики не любит очень. И гулящей ее тоже не назовешь. А детей у нее так много, потому… В общем, потому что она очень добрая и отказывать никому не умеет. Но и делать с этими детьми тоже ничего не делает. Как Митькиного отца посадили, так и живет… непонятно как. Иногда уходит куда-то.

Читайте также:  Краткая биография гранин

Потом возвращается. Вот и теперь …».

Еще одна героиня очень красивая девочка Стеша, она совершенно отрешена от мира, и такой сделали ее собственные родители: «Они приехали, и началась обычная, к сожалению, война взрослых амбиций.

О девочке все как бы и позабыли, поливали друг друга помоями в ее присутствии, задаривали подарками и прочее… В общем, отец окончательно сошел с ума, заперся со Стешей в квартире и отстреливался через дверь. Даже кого-то ранил, по-моему.

Потом была психиатрическая машина, ОМОН, ломали дверь, отца вязали, в общем, кошмар… Когда спохватились, оказалось, что девочки в квартире нет. Решили — убежала. Искали по всему городу. Она трое суток пряталась в тумбочке, в опечатанной квартире. Не ела и, кажется, даже не пила.

Потом вылезла из тумбочки, позвонила кому-то из друзей отца. А Стеша… Стеша стала такой, какой вы ее знаете. Скажу вам честно: если бы не ее удивительная красота и не энергия отца, ее бы уже давно… ну, в общем, в гимназии она не осталась бы…».

У остальных героев (Маринки, Паши) ситуация, возможно, немного лучше: комната в «общаге» на четверых и вещи из секонд-хенда. Но они, впрочем как и все, вынуждены подрабатывать, кто как может: «Почти все наши где-то подрабатывают. Если это, конечно, можно так назвать. У Пантелея свой «бизнес».

Ванька с братьями иномарки «раздевают», а потом сбывают добычу на Варшавском рынке. Витька, когда в семье жрать совсем нечего, тоже вспоминает старое, хотя Митька перед ней и на коленях стоял, и колотил ее… Таракан с Игорем на проспекте с тряпкой суетятся, но там конкуренция, и синяков получается больше, чем бабок.

Обратите внимание

Пашка на рынке что-то таскает, Маринка как-то сезон проработала «Красной шапочкой», но потом всех остальных «сказочников» взяли и посадили. Она, кажется, испугалась и завязала. Я, конечно, тоже работаю — за мать по утрам газеты разношу.

Но деньги-то она получает, так что мне это… Вот если бы курьером устроиться, но там паспорт нужен…»

Повесть «Класс коррекции» – произведение, безусловно, социальное, изображающее наше общество без прикрас. Но есть в нем и элементы фантастики.

Это образ Волшебной страны, в которой исполняются все желания и мечты: хромой может ходить, прыгать и бегать, обычный скромный мальчик становится рыцарем, спасающим прекрасную принцессу.

Попадают в этот мир ребята благодаря своей фантазии, и только там они счастливы. « Ну, если в общем, то там исполняются желания…

— Ага, понял, — мне стало весело, как бывает весной, солнце светит и капель капает. — То есть чего же это я хотел на самом деле? — Не знаю, тебе виднее, — Юра пожал плечами. — Наверное, приключений.

Но чтоб смешные, как в комедиях… — Ага, а ты, конечно, хочешь… — Да, я хочу ходить, бегать и все такое, — спокойно подтвердил Юра. — Поэтому там я и бегаю. — Здорово. А что же, любой туда может попасть?

— Я, наверное, могу провести любого.

А сам по себе… Не знаю, кто и почему туда попадает. Я вот попал…»

Мы считаем, что автор создает образ выдуманной страны, так как понимает: в реальном мире решить все подобные проблемы невозможно и не все герои способны на смелость, которую проявил Антон Игличь. . Этим она признает свое бессилие перед реальностью.

Один человек не может сделать счастливым всех детей, избавить их от нужды, голода, одиночества, обогреть и дать семью. Но все вместе люди, считает Мурашова, могут изменить мир к лучшему и сделать счастливыми детей.

Важно

Читая подобные произведения, снова и снова понимаешь, что жизнь детей целиком зависит от ответственности взрослых. Герои этой повести — это давно уже взрослые люди, которые пропустили период детства из-за родителей.

Страшно подумать, что у них не бывает новогодних подарков, веселых праздников, прогулок с родителями в парке и много другого. Нужно иначе воспитывать «новых» взрослых, чтобы их дети были счастливы.

Спасение Стеши — ключевой эпизод в повести. Ее похитили старшеклассники из успешного класса «А» с совершенно очевидными намерениями. Понимая, что против кучки «асоциальных» подростков будут и школа, и милиция, Антон все же собрал одноклассников и организовал поиски девушки.

Он взял тот самый меч, который в Волшебной стране ему предлагал Юра. На наш взгляд, меч в повести является символом выбора своего будущего.

Антон понял, что кроме повторения судьбы своих родителей и ухода в выдуманное пространство, есть еще один путь — путь свободного, самостоятельного выбора своего будущего.

И несмотря на тяжелый финал повести, читая который наворачиваются слезы, все же понимаешь, что писательница с читателями предельно честна и откровенна.

Она затрагивает самые трудные темы, умеет показать проблему с разных сторон, обобщить сходные явления и диагностировать общие тенденции: наше общество больно, и здоровыми его могут сделать только счастливые, чистые душой, добрые дети — будущее страны. Поэтому в финале повести один маленький, беззащитный человечек, Милка, обретает любящую семью в лице юриных родителей. Это звучит как авторская надежда на лучшее для героев повести и всех детей вообще.

На основе вышеизложенных рассуждений мы выделили следующие проблемы, поставленные автором в повести, и разделили их на две основные группы:

Семья:

  1. проблема безответственности взрослых;
  2. проблема запущенных, трудных детей;
  3. проблема вынужденного раннего взросления таких детей;
  4. проблема обесценивания роли семьи прежде всего для взрослых.
  5. проблема выбора собственного будущего.

Общество:

  1. проблема воспитания человека в обществе;
  2. проблема социального неравенства, которое сильнее всего проявляется в детских коллективах;
  3. проблема вседозволенности сильных мира сего
  4. проблема социальной помощи нуждающимся и т.д.

На основе работы над произведением и затронутых в повести проблем мы сделали следующие выводы:

  1. писательница обнажает социальные пороки общества на примере ситуаций и жизненных историй героев;
  2. жизненные ситуации и истории героев — это результат безответственности и инфантильности взрослых;
  3. семья как ячейка общества, призванная растить и воспитывать детей, стремительно теряет свою значимость;
  4. автор вводит образ волшебного мира как символ детства и счастья, как один из путей жизни для своих героев;
  5. параллельный выдуманный мир — это ключевой образ, символ детства, счастья и чистоты, раскрывающий глубинный смысл произведения: перед ученикам класса коррекции на самом деле не один путь, ведущий в тупик, а целых три: повторение судьбы родителей, жизнь в вымышленном пространстве и самостоятельный, свободный выбор своего будущего.
  6. Мурашова не считает, что волшебный мир — это выход. Так говорит и главный герой повести Юра Мальков. Писательница видит решение многих проблем только в новом поколении счастливых и здоровых детей, которых должны воспитать и вырастить ответственные, честные, благородные родители.
  7. проблемы детей, попавших в трудные жизненные обстоятельства, в нашем обществе следует решать в масштабе государства и целого мира.

Милосердны ли мы? Умеем ли мы сочувствовать и сопереживать? Видим ли чужое горе? Эти вопросы обязательно встанут перед тем, кто прочитает повесть «Класс коррекции».

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-3004

22 февраля – юбилей писателя Екатерины Мурашовой

22 февраля исполняется  55 лет известной петербургской писательнице Екатерине Мурашовой – автору многих детских книг, но свои повести и рассказы для подростков Екатерина Вадимовна считает хобби и приравнивает к своему увлечению походами на байдарках.

Она окончила биологический и психологический  факультеты ЛГУ.

Как биолог в составе научных биологических экспедиций ездила по стране. В 1990-х Екатерина Мурашова работала по программе «Врачи мира» с социально неблагополучными семьями, сейчас она практикующий семейный психолог и работает в детской поликлинике.

Как-то дочка задала Екатерине Вадимовне вопрос: «Какое, мама, у тебя гражданское кредо?» И мама честно ответила: «Постараться не быть гадом и делать свое дело, тогда при любом режиме проживешь и умрешь как должно. Я не знаю, как устроен этот мир, и не верю ни в каких конкретных богов. Но одну важную закономерность сумела, мне кажется, в нём уловить.

Совет

Мир – ВСЕГДА отвечает. Но посылает нам не то, чего мы хотим (это было бы слишком просто и неинтересно), а только то, на что мы ОСМЕЛИВАЕМСЯ. Осознайте разницу и никогда не торопитесь сдаваться, если вам говорят, что это или то слишком трудно, мало достижимо из вашего положения, «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Осмельтесь и сделайте шаг вперёд по желанной для вас дороге. Затем ещё один… и ещё…  Потом когда-нибудь оглянетесь назад и удивитесь – как далеко вам удалось уйти».

Она член Союза писателей Санкт-Петербурга. Награждена двумя национальными премиями России по детской литературе “Заветная мечта” – за повести “Класс коррекции» (2005) и “Гвардия тревоги” (2008). В 2010 году включена в число номинантов Международной литературной премии Астрид Линдгрен.

С творчеством писательницы Екатерины Мурашовой я познакомилась благодаря ее повести «Изюмка». Хоть Е. Мурашова больше известна как детский писатель, однако повесть «Изюмка» совсем не детское произведение, оно затрагивает очень много серьезных проблем.

  Светлая и добрая повесть, в ней рассказывается о мальчике, которому очень трудно жить, потому что его родители пьют.

Именно поэтому, практически  с самого начала повествования, среди героев повести больше всех начинает нравиться Изюмка – так зовут главного героя.

Он очень любит зверей, понимает их, всегда находит с ними общий язык. Изюмку никто не любит, он не находит понимания ни в семье, ни в школе.

Он был счастлив, пока ему разрешали помогать смотрителю в зоопарке. Но, как это часто бывает, хорошее быстро заканчивается. В зоопарке случился пожар.

Обратите внимание

Эта повесть с открытым финалом, очень хочется надеяться, что все у Изюмки и Волка будет хорошо. 

Любимые читатели! Приходите в нашу библиотеку, чтобы почитать ее повести – «Полоса отчуждения», «Гвардия тревоги»,  « Класс коррекции», «Барабашка – это я!». В этих книгах раскрывается проблема детей с аномальными возможностями, детей-индиго.

Автор бережно и трогательно рассказывает о проблемах этих детей. Многие боятся таких детей. Находятся и те, кто на их удивительных способностях хочет заработать. Но очень много хороших людей, которые готовы помогать и защищать этих детей.

   Книги Екатерины Мурашовой не только увлекательные, умные, интересные, но и исключительно честные.

Поздравляем Екатерину Вадимовну с юбилеем!

Мурашова, Е. Барабашка – это я : повесть /Е. Мурашова. – М.: Дет. Лит. – 1998. – 268 с.

Мальчик – подросток Сенька обладает уникальными (хоть и не очень полезными) способностями из-за которых загораются шторы и разбиваются вазы, стоит ему только рассердится.

Он решает отправится в Москву, чтобы разобраться в себе, где попадает в специальное общежитие в котором проживают другие подростки с паранормальными способностями.

Мальчик понимает, что он не одинок, и начинает дружить с девочкой, у которой тоже есть свой дар. Что же получится из дружбы и чем всё кончится?..

Мурашова, Е. Гвардия тревоги: роман /Е. Мурашова. – М.: Самокат. – 2009. -366 с.

“Гвардия тревоги” – одна из самых обсуждаемых книг последних лет о современной российской школе, о педагогах и о “проблемных” подростках.

Попав в 8 “А” из других школ, Тая, Дима и Тимка оказываются “в стороне” от одноклассников, словно объединенных некой общей таинственной целью. В новом классе нет “дедовщины”, никого не травят, ни на ком не “ездят”.

Важно

Откуда же у новичков странное чувство обособленности, изолированности, порой переходящее в панику?!
Не устояв перед искушением раскрыть тайну одноклассников, герои повести окажутся на пути понимания сложных механизмов в себе и в других.

Читайте также:  Краткая биография гюнтекин

И перед каждым из них встанет необходимость сделать выбор.

Книга стала лауреатом Национальной детской литературной премии “Заветная мечта”.

Мурашова,  Е. Класс коррекции: повесть / Е. Мурашова. – М. : Самокат. – 2007. – 188 с.

Повесть Екатерины Мурашовой “Класс коррекции” сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы.

Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных,  неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом.

Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может.

Книга – лауреат Национальной премии «Заветная мечта».

Мурашова, Е. Одно чудо на всю жизнь: повесть/ Е. Мурашова. – М.: Нарния, 2012. – 368 с. – (Мир для всех: там, где мы живем).
Эта повесть – о столкновении интересов двух подростковых компаний – благополучных питерских гимназистов и пригородных беспризорников. Время действия – 90-е годы XX века.

И хотя воссозданная в повести жизнь прагматична, а порой и жестока, в ней нет безысходности, а есть место и родительской любви, и заботе о слабых, и привязанности к ним, и чистейшей влюблённости, жертвенности и благородству.

Читаешь повесть, глядишь на героев, и как короста слезает, а под ней оказывается живая, “маленькая пушистая душа”. Удивительно правдиво описано начало разрушения всяческих стен между “несовместимыми по жизни” людьми, маленькими и большими.

И, как верно подметил главарь беспризорников Генка Лис, “только в книжках добро и зло делится в пространстве. На самом деле граница проходит внутри. Внутри каждого человека. И каждый из людей сражается сам с собой…”.

Приятного вам прочтения!

Библиограф Валентина Лукина. 

Источник: http://www.kaverin.ru/reading/biblio_daty/2412

Е. Мурашова. Поколение писателей

Екатерина Мурашова. Поколение писателей

Почему современные дети читают больше, чем их родители читали в детстве

— Вы понимаете, мы с отцом все детство провели с книгой в руках! Я даже сама писала рассказы. Помните советский лозунг: «Всем лучшим в себе я обязан книге!»? Так вот, как ни крути, но отчасти это правда! — темпераментно встряхивая светлыми кудрями, провозгласила моя посетительница.

Я хорошо помнила горьковскую цитату (она висела у нас на стене в кабинете литературы), сама много читала в детстве, да и потом, поэтому сидела и спокойно кивала в ответ.

— А вот они! — патетический жест в сторону полноватой, слегка апатичной девочки лет четырнадцати, сидящей на стуле. — Они вообще книг не читают!

— А почему во множественном числе? — спросила я. — У вас есть еще дети или вы имеете в виду поколение в целом?

— У меня одна дочь, — слегка смутилась женщина. — Но вообще-то я имела в виду ее и ее подружку Милу. Они всегда вдвоем, с первого класса. Мила и сюда хотела с нами прийти, но я решила, что это уже слишком…

— Надо было взять, — я пожала плечами. — Подростки часто приходят ко мне вдвоем. Им так спокойнее.

— Ну, я не подумала… И ведь понимаете, мы с отцом вроде бы сделали все возможное, выполнили все рекомендации, которые обычно по этому поводу дают: буквально с рождения и до школы каждый день читали Лизе вслух (она очень любила слушать), потом покупали всякие книги, даже детские детективы и романы для девочек, записались в библиотеку, ходили туда каждую неделю, у нас самих дома большая библиотека, в ней почти вся русская классика и много зарубежной, она постоянно видит книгу в руках у меня или у отца…

— И ничего в результате? — немного удивилась я. — То есть, Лиза, ты вообще-вообще никогда сама книг не читала?

— Да читала я! — сказала Лиза басом и чихнула. — И сейчас читаю!

В кармане ее кофты пискнул какой-то гаджет. Девочка украдкой достала его и принялась со сверхъестественной для меня скоростью нажимать на кнопки.

— Убери! — почти взвизгнула мать. — Я тебя предупреждала!.. Вы понимаете, сперва нам казалось, что все хорошо: в начальной школе ей еще нравилось читать.

Предпочитала, конечно, всякую ерунду — ужастики, детские детективы, потом романы для девочек, но мы считали, что это ничего, потом перейдет к более серьезной литературе. Подсовывали, как специалисты рекомендуют, всякую детскую классику. Ей, кстати, нравились советские рассказы про детей, например, Драгунский.

Совет

Телевизор мы тогда строго ограничивали — один мультик и одна передача про животных, компьютер тоже — полчаса, не больше, и она читала каждый день. А вот потом… — горестная складка перерезала чистый лоб женщины.

— Понимаете, Лиза учится в хорошей гимназии, им все время задают какие-то работы, рефераты, их нужно искать в интернете, да и мобильники, коммуникаторы (мы же должны быть с ней на связи), а они тоже выходят в сеть… В общем, с тех пор как она вышла в интернет…

— Может быть, надо купить Лизе электронную читалку? — предложила я.

— Уже давно купили, — вздохнула мать. — Я ей сама туда закачала двести отличных книг. Не помогает… Понимаете, мы с отцом уверены: наша культура и наша история запечатлены преимущественно в книгах, в текстах. Визуальный ряд — это совсем не то. Если не читать книг, у человека в душе, в уме не формируются многие важные вещи… Вы согласны?

— Пожалуй, да, — кивнула я.

— Вот видишь, и доктор согласен!

— А по школьной программе-то ты читаешь? — спросила я у Лизы.

— Конечно. И еще много другого.

— В сокращенном виде по преимуществу. А «еще» — это из интернета, и про качество я вообще молчу. Из последнего, представьте: девушка полюбила вампира. Он тоже ее полюбил, но не может с ней переспать, так как боится, что загрызет в процессе. И вот на протяжении чуть не десятка томов, совершенно невозможным языком эта проблема мусолится…

— А вас в подростковом возрасте эта проблема не волновала?

— Какая? Любви к вампиру?!

— Нет. Желанности и невозможности в любви. В том числе и в плотском аспекте.

Женщина очень симпатично покраснела (должно быть, вспомнила о чем-то конкретном), а Лиза ровно в этот момент заинтересовалась происходящим в кабинете.

— Скажите, пожалуйста, — обратилась я к матери Лизы. — Вот вы сами в детстве много читали и вам легко будет вспомнить. Вы обожали школьную классику?

— Ой, нет! То есть, ну… Лермонтов мне нравился, потом Байрон, и еще Грибоедов почему-то… А так мы детское читали и про приключения, научную фантастику…

— А что именно вы искали и находили в книжках своего детства?.. Только честно, пожалуйста…

Мать уже открыла рот для ответа, но моя последняя фраза остановила готовую сорваться с ее языка сентенцию. Она надолго задумалась, потом медленно произнесла:

— Ответы на какие-то детские и подростковые вопросы. Дети, подростки, такие как я, и наоборот, совсем не такие. Как они поступают, думают, чувствуют… Другие миры в фантастике, как они устроены, какие-то смелые научные гипотезы…

— Спасибо. Ваша дочь и ее друзья ищут ровно то же самое. И наша культура действительно все еще преимущественно текстовая.

Но вот насчет «дети не пишут, не читают»… Понимаете, тут произошел некий процесс, который ревнители детского и подросткового чтения почему-то категорически отказываются замечать: дети ушли внутрь текста.

Стали с ним на равных… И, решая свои задачи, читают и даже пишут не меньше, а больше, чем мы когда-то.

— Как это? Не поняла…

Источник: https://writercenter.ru/profile/Shany/blog/e-murashova-pokolenie-pisatelej.html

Мурашова Е.В. (Автор о себе)

Мурашова Е.В.

АВТОР О СЕБЕ

Как и большинство моих предков, я родилась в городе Ленинграде-Петербурге. Случилось это уже довольно давно.

Писать начала в школьные годы. Главным героем первой повести был кот по кличке Дервиш, который в тайге помогал советским геологам и лично загрыз пару басмачей. Потом были повести из школьной жизни. Сразу после написания они становились бестселлерами (меня два раза вызывали на педсовет и спрашивали, кого я имела в виду под псевдонимом NN).

После окончания школы я пыталась уехать на БАМ, потом работала в Ленинградском Зоопарке, потом поступила в Университет на Биологический факультет, закончила его по кафедре эмбриологии и там же осталась служить Большой Науке. Занималась влиянием слабых излучений на эмбриогенез, писала статьи в малопопулярные журналы, готовила к защите диссертацию. С научными экспедициями и туристскими группами объездила весь тогдашний большой Советский Союз.

Обратите внимание

В студенческие годы занималась в ЛИТО при филфаке. Руководила им девушка-поэтесса по имени Светлана Начинкина. Стихи она писала под псевдонимом “Этуаль”. В ЛИТО я была единственным представителем естественных наук и имела кличку “черноземная сила”.

От многолетнего смотрения в микроскоп у меня появился некоторый дефицит самовыражения, и волей случая я попала в ЛИТО при Детгизе, где мне очень понравилось. Первую опубликованную повесть “Талисман” написала от страха, что меня из этого ЛИТО выгонят.

Потом было что-то еще, но к этому времени мой роман с Большой Наукой исчерпал себя, и я снова отправилась учиться, на этот раз на Психологический факультет Университета.

Там мне тоже очень понравилось, я его закончила по специализации “возрастная психология” и таким образом стала всесторонним специалистом по онтогенезу (индивидуальное развитие организма). Вот уже много лет я работаю семейным психологом в детской поликлинике. Никакого дефицита самовыражения у меня нет и в помине.

Каждый день ко мне приходят по четыре полновесных романа. Моей референтной группой так и остались биологи, естествоиспытатели. Психологическое сообщество – это о-очень странные люди. Иногда я мечтаю написать об этом книгу. Даже название придумала: “Психологии – с любовью”.

В промежутках между всем этим я выходила замуж, рожала детей (сейчас им 18 и 10 лет), путешествовала (теперь уже и за границами России) и вступила в Союз Писателей. Мои друзья говорят, что когда-нибудь я обязательно снова начну писать что-то художественное. Например, когда выйду на пенсию. Все может быть.

Мурашова Е.В., 2001 год.

Источник: http://deti.spb.ru/writers_rus/murashova_e_v/bio/

Книги Екатерины Мурашовой – бесплатно скачать или читать онлайн без регистрации – все книги автора в электронном виде бесплатно! » Страница 3

Книги автора Екатерина Мурашова

+12

«Гвардия тревоги» – новое произведение Екатерины Мурашовой, автора «Класса коррекции» – самой обсуждаемой книги последних лет о современной российской школе, о педагогах и о «проблемных» подростках. Попав в 8 «А» из других школ, Тая, Дима и Тимка оказываются «в стороне» от одноклассников, словно объединенных некой общей таинственной целью.

В новом классе нет «дедовщины», никого не травят, ни на ком не «ездят». Откуда же у новичков странное чувство обособленности, изолированности, порой переходящее в панику?! Не устояв перед искушением раскрыть тайну одноклассников, герои повести окажутся на пути понимания сложных механизмов в себе и в других. И перед каждым из них встанет необходимость сделать выбор.

В мае 2008 г. «Гвардия тревоги» стала лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная…

+12

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом.

Важно

Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним.

Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность,…

+16

Очень серьезный папа учится весело играть с маленькими детьми. Мать семейства избавляется от многолетних страхов и налаживает дружеские отношения со свекровью. Братья перестают ссориться и соперничать за мамину любовь. А молчаливый подросток впервые по душам говорит со своим молчаливым отцом.

Читайте также:  Сочинения об авторе аввакум

«Любить или воспитывать?» – истории из практики детского психолога и популярного колумниста журнала «Сноб» Екатерины Мурашовой («Ваш непонятный ребёнок», «Лечить или любить?»), обладающей даром поправлять семейное здоровье не только на приеме, но и с помощью книг. Екатерина Мурашова трижды номинирована на премию Астрид Линдгрен.

Новая книга поможет читателям разобраться в отношениях с близкими людьми и если не найти моментально решение проблемы, то, по меньшей мере, правильно поставить вопрос: что не так? А это, согласитесь, уже…

+16

Екатерина Мурашова работает семейным психологом в обычной детской поликлинике. К ней обращаются с самыми разными проблемами: детской зависти и ревности, агрессивности и застенчивости, гиперактивности и неумения за себя постоять.

Книга «Лечить или любить?» составлена из эссе, публиковавшихся в популярном электронном журнале «Сноб» и вызвавших живой читательский отклик. В легком и увлекательном стиле, без всякого морализаторства Екатерина Мурашова рассказывает о буднях детского психолога. Неразрешимые, казалось бы, ситуации разрешаются на наших глазах, а неуправляемые капризные создания становятся обыкновенными…

+12

Ученые давно спорят о том, существует ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) на самом деле. В книге Екатерины Вадимовны Мурашовой представ-лен взгляд практикующего психолога на этот вопрос. Большой опыт работы в детской районной поликлинике дает ей ценный материал для наблюдений. А выводы, которые она делает, помогут лучше понять проблему и пути ее…

+18

Второй роман любовно-авантюрной трилогии «Анжелика и Кай». Читатель попадает в обыкновенно-экзотическую коммунальную квартиру на Лиговском проспекте в центре Петербурга.

Совет

Инвалид-афганец Семен, шизофреник Аркадий, работающий в детском доме, пьющая семья Кривцовых, портниха-надомница и мать-одиночка Наталья, рыночная торговка Дашка – все это соседи Анжелики, и у каждого из них – своя история.

И еще: именно в этой квартире накануне установления Ленинградской блокады Лев Шеин спрятал эвакуированные из Могилевского обкома партии сокровища.

Единственная из жителей квартиры, кто помнит о них сегодня,  – подруга  Льва, глубокая старуха Фрося, которую когда-то называли «красной проституткой». Лев предупредил Фросю, что когда-нибудь за сокровищами вернется он сам или его сын Иван, которого она узнает по условленному…

+18

Первый роман любовно-авантюрной трилогии «Анжелика и Кай». В центре – судьба Кешки-Кая, мальчика-сироты, одичавшего на севере нашей страны в результате стечения трагических обстоятельств.

В разгар перестройки почти не умеющий разговаривать Кешка попадает в Петербург, пытается выжить и оказывается в самых разных местах – то среди бандитов, то среди живущих в сквоте художников… В его судьбе принимают участие Анжелика и ее подруги – женщины с детьми, также пытающиеся выжить и сохранить себя в меняющихся обстоятельствах. Волею судьбы сложилось так, что, возможно, потерявший память Кешка является единственным, кто знает, где находится пропавший в 1941 году бесценный крест Ефросинии Полоцкой и другие сокровища. В возвращении этих сокровищ заинтересованы бандиты, православная церковь, ФСБ. Все они начинают охоту за…

Люди наконец достигли долгой, счастливой и здоровой жизни. Но, достигнув всего этого, они вроде бы вымирают…

Большинство людей сложившееся положение вполне устраивает. Впрочем, не всех.

Да еще кажется, что кто-то идет нам на смену…

В центре сюжета – история женщины Вельды, которая вопреки всему родила ребенка, которого ни в коем случае не должна была…

Все отзывы на книги

2019-03-26 18:44:50

Veledar: Ценителяи литературы книга понравится. Ну как же, противостояние двух титанов словесности! В этом противостоянии трудно принять чью-либо сторону, все зависит от читательского предпочтения.Как та…

2019-03-26 18:34:10

Veledar: Заключительная часть цикла “Пришествие ночи”. Радует, что автору удалось связать воедино все концы сюжетного клубка. Все загадки, появившиеся по ходу цикла, разгаданы. Хороший финал хо…

2019-03-26 18:27:54

Veledar: Старый Кинг написал странный роман. Что это? Новая трактовка “Худеющего” в свете современных тендеций, с героинями-лесбиянками? Или причина в дочери писателя, которая принадлежит к каг…

Источник: https://iknigi.net/avtor-ekaterina-murashova/page/3/

Книга Родная душа: Рассказы о собаках. Автор

До сих пор желающих не находилось…

ВЫПЕНДРЁЖНИКИ

Безопасность моего нынешнего двора в Подмосковье доверена двоим достойным кобелям азиатам, отцу и сыну: Гючару и Нарзану. Гючар давно зарекомендовал себя не только как прекрасный производитель, но и как очень серьёзный охранник. Да и Нарзан, при всех его экстерьерных титулах и достоинствах, тоже далеко не бесхарактерная «выставочная амёба».

Блокпосты не дают кобелям радикально выяснить иерархические отношения. К тому же оба прекрасно знают, что я этого не одобрю. Они и не делают серьёзных попыток друг до дружки добраться. Однако повыпендриваться, «покидать понты» — дело святое.

Вот каким образом это иногда происходит.

Не желая возбуждать излишнюю ревность, я долго старался кормить кобелей так, чтобы при этом один не видел другого. В частности, миску Нарзану ставил позади его будки, вне поля зрения Гючара.

Обратите внимание

Боже, как я был наивен! Один раз, только-только выдав Нарзану его «пайку», я зачем-то вернулся… Нарзан успел извлечь из миски большой кусок мяса и, обойдя будку, устроился смаковать лакомство непосредственно на глазах у Гючара.

«Ну, батька, чем ответишь? — говорил весь его вид. — Смотри, как меня хозяин любит!»

Ответ Гючара, естественно, не задержался. Очень скоро я обратил внимание, что ставлю ему миску с едой возле одного угла дома, а пустую забираю у противоположного. Что такое? Оказывается, пёс прихватывал миску зубами за край — и, пятясь, волок её на другой конец своего блокпоста. И уже там, не спеша и явно красуясь, с аппетитом и с расстановкой поглощал содержимое.

«Смотри, какая у меня миска большая, какие в ней деликатесы лежат…»

Кроме того, Гючар имел возможность посещать окрестности кормокухни, где вечно валялись приготовленные для помойки вываренные говяжьи головы и мослы. Соответственно, эта куча костей постоянно мигрировала в район его излюбленной лёжки — в зону прямой видимости от будки Нарзана.

«Что, пацан? Видишь, как у меня всего много? Куда тебе до меня, молод ещё!»

Вот так и живём — ни дня без новой придумки. И у кобелей хвосты морковками, и мне с ними не скучно.

ЕКАТЕРИНА МУРАШОВА

РАДЖ

«РАДЖ» — ЗНАЧИТ «БРОДЯГА»

До того, как я познакомилась с Раджем, он водил стаю. Стая, по словам очевидцев, была не очень большой. Она состояла из десяти-пятнадцати крупных разношерстных дворняг без признаков какой-либо породы. Жили они на пустырях между железнодорожными станциями Лаврики и Девяткино.

Когда по вечерам жители дачного посёлка Лаврики приезжали после работы к себе на дачи, им приходилось идти к посёлку через этот самый пустырь. Собаки не нападали на них. Они бесшумными тенями бежали по обеим сторонам дороги, изредка взлаивая, словно о чем-то договаривались между собой.

Иногда тот или иной пёс прыжком выскакивал на дорогу и замирал в боковой стойке. Его шерсть и глаза отсвечивали лунным блеском, а бесстрастное выражение морды напоминало поздним прохожим о северных рассказах Джека Лондона. Если прохожий продолжал решительно идти вперёд, пёс так же прыжком исчезал в темноте, сливаясь с остальными звериными тенями.

Если же человек останавливался и испуганно замирал — стая тоже останавливалась, псы садились вокруг и, вывалив тёмные языки, шумно дышали, ожидая развязки.

Важно

Вот тогда-то на дороге и появлялся Радж… Он был существенно крупнее всех псов стаи и при этом ещё имел непропорционально большую, лобастую голову. Человек, который взялся бы искать в этой огромной дворняге признаки каких-то пород, в первую очередь вспомнил бы о ньюфаундленде, ибо Радж в целом был чёрен, мохнат и вислоух.

Но его глаза заставляли тут же забыть об этом первом впечатлении. Вместо водолазьих карих очей с их неизбывной добротой и слезливо опущенными углами с широкой лобастой морды Раджа смотрели светло-жёлтые, злые и пронзительные волчьи глаза с отчетливой косиной и узкими, почти кошачьими зрачками.

Угольную черноту шерсти разбавляли только большой белый галстук да белые чулки на передних лапах…

…Внимательно оглядев припозднившегося прохожего, Радж начинал вокруг него медленное движение, до крайности напоминавшее танец. Члены стаи, вздыбив загривки, наблюдали за происходящим.

Не видя возможности оставить ЭТО у себя за спиной, человек невольно присоединялся к собачьему танцу и крутился на дороге, обмирая от страха и давая себе страшные клятвы никогда больше не ходить в одиночку через пустырь. Кончалось всё так же внезапно, как и начиналось.

Радж отступал с дороги, остальные псы вскакивали на ноги и несколько секунд пятнадцать пар светящихся глаз наблюдали за невольным участником вечернего спектакля. После этого собаки бесшумно исчезали. Некоторые из очевидцев клялись, что слышали из темноты нечто вроде негромкого многоголосого смеха…

Кормилась стая там же, на пустыре. Псы ели отбросы, крыс, поселковых и просто бродячих кошек, могли задрать заблудившегося домашнего пса. Понятно, что долго такое положение продолжаться не могло…

Где-то к середине лета терпение поселковых жителей истощилось. Руководители садовых кооперативов обратились в службу по отлову бродячих животных. Специалисты приехали в грязно-буром фургоне, без труда отыскали стаю, отдыхавшую на солнышке, на куче отбросов — и сноровисто перестреляли так ничего и не сообразивших собак.

Кроме вожака.

Вожак, самый сильный, быстрый и ловкий, остался последним. Оскалив зубы и вздыбив холку, он стоял на вершине мусорной кучи и, как и на ночной дороге, смотрел в глаза людям, которые сначала выбросили на эту помойку взятых в дом щенков, а потом, когда щенки выросли и сумели выжить, почуяли опасность и оплатили услуги собачьих убийц.

— Как-кой пес! — прицеливаясь в голову вожака, оценил специалист по отлову.

Совет

Но в эту секунду вожак прыгнул вперёд и вниз, прямо на столпившихся возле фургона людей. Люди отшатнулись, один из них выстрелил, но промахнулся. Вожак миновал фургон и огромными прыжками помчался в сторону посёлка.

Пока заводили мотор, пока объезжали ухабы и лужи на раздолбанной дороге, пёс успел достичь дачных участков. Преследовать его в фургоне было можно, но стрелять на улицах, где играли дети дачников и сидели на лавочках старички…

В поселке Лаврики вот уже тридцать лет имел дачу мой приятель, биолог и охотник. В то утро вместе с семьёй, состоящей из жены, тёщи и маленькой дочери, он сидел на веранде и пил чай. Испечённые женой булочки аппетитно лоснились и пахли корицей.

Тёплый летний ветер колыхал тюлевые занавески. Голубые люпины в вазе на столе отбрасывали на белую скатерть голубую тень. Пятнистый сеттер Регина сидела у стола, положив изящную морду на колени хозяина, и терпеливо дожидалась положенной ей булочки.

Внезапно по деревянным ступенькам простучали никогда не стриженные когти, занавеска откинулась, и на веранде появился огромный чёрный пес с дикими глазами и клочьями пены на клыкастой морде. Вся семья замерла в немом ошеломлении. Сеттер Регина задом уползла под стол.

— Ты кто?! — потрясенно спросил хозяин дачи, понимая, что решительных действий ждут именно от него.

В это время на улице послышался захлебывающийся рёв мотора и возле калитки остановился грязно-бурый фургон. Мой приятель взглянул на него и сразу разгадал ситуацию. Но что делать?

По тропинке к даче, небрежно поигрывая ружьем, шёл человек в тёмно-синем комбинезоне с нашитой эмблемой.

Повинуясь какому-то непонятному чувству, хозяин дачи встал и положил руку за загривок чёрного чудовища. И сразу почувствовал, что все тело пса сотрясала крупная дрожь.

— Ну вот, догнали, — спокойно сказал человек с ружьем, останавливаясь у крыльца. — Вы осторожнее, он опасный. Выходите все по одному, медленно… Как же нам лучше сделать-то?

Обратите внимание

Хозяин дачи опустил голову и на мгновение встретился взглядом с жёлтыми раскосыми глазами пса.

4

Источник: https://www.booklot.org/authors/murashova-ekaterina-vadimovna/book/rodnaya-dusha-rasskazyi-o-sobakah/content/1103309-ekaterina-murashova/

Ссылка на основную публикацию