Биография Некрасова – Сочинение
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии. Когда мальчику исполнилось три года, семья поселилась в родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии.
Отцом поэта был армейский офицер, Алексей Сергеевич Некрасов, человек грубый и деспотичный, известный своей любовью к картам, жестоко обращавшийся и с крепостными крестьянами, и со своими домашними.
Мать поэта — Елена Андреевная Закревская, варшавянка, происходившая из благородной, обеспеченной семьи, образованная, чуткая женщина,’горячо любившая своих детей. Брак этот не был счастливым. Вспоминая детство, поэт всегда говорил о матери как о великой страдалице. «Рассказывая, — пишет П.
Гайдебуров, — он вспоминал о матери с такой любовью, с такой трогательной нежностью, он приписывал ей такое громадное влияние на всю свою жизнь и рисовал ее образ в таком поэтическом ореоле, что для меня вполне стала понятна восторженность, с какою он вспоминал о матери в прежних своих стихотворениях». В стихотворении «Рыцарь на час», в «Последних песнях» Некрасов создал светлый, благородный облик этой чудесной женщины. В поэме «Мать» он говорит о ее неизгладимом влиянии на всю его жизнь:
И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты, —
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Именно мать привила детям любовь к литературе: она читала им сказки, рассказывала о всемирно известных писателях — Данте, Шекспире. В 1832 году, на одиннадцатом году жизни, будущий поэт поступил в ярославскую гимназию, в которой проучился до 1837 года.
Обучение там было поверхностное, преподаватели плохо знали свои предметы, учеников секли. Некрасов много занимался самостоятельно: он читал произведения Жуковского, Пушкина, Байрона, журналы Сенковского, Полевого, Надеждина.
Тогда же он сам начал писать стихи.
В 1838 году он поехал в Петербург, чтобы поступать в университет. Однако не выдержал вступительные экзамены и стал вольным слушателем филологического факультета. Отец был против занятий сына: Алексей Сергеевич, мечтавший о военной карьере для сына, лишил его материальной поддержки.
Будущий поэт вынужден был зарабатывать себе на жизнь: давать частные уроки, писать прошения, письма и т.д. Позднее Некрасов рассказывал одному из знакомых: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день.
Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволялось читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь» [34].
Трудности, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
В 1840 году поэт издает первый сборник стихов «Мечты и звуки». Однако литературный дебют оказался неудачным. Критика встретила сборник резкими и недружелюбными отзывами. Белинский заметил, что «посредственность в стихах нетерпима».
В начале 40-х годов Некрасов становится постоянным сотрудником журналов «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», редактором которых был Ф.А. Кони.
В этих журналах поэт публикует многочисленные очерки, рассказы, повести, фельетоны, статьи и рецензии. Также он много пишет для Александринского театра — водевили, пьесы комического содержания.
Подписывался Некрасов комическими псевдонимами: «Наум Перепельский», «Феклист Онуфрич Боб».
С 1841 года Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки». В 1843 году он познакомился с В.Г. Белинским. Дружба с Белинским сыграла очень большую роль в жизни поэта. Критик имел на него очень большое влияние, открывал ему свои взгляды на искусство, на роль и назначение поэта.
Белинский сразу же угадал в Некрасове талант, поддержал его, познакомил со многими писателями. Чувство большой признательности к Белинскому, искренней любви сохранил поэт на всю жизнь.
С большой теплотой вспоминает он о критике в лирической комедии «Медвежья охота», в поэме «Белинский», в поэме «Несчастные», в стихотворении «Памяти приятеля».
Вместе с Белинским Некрасов теперь сотрудничает в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В 1845 году появляется стихотворение «В дороге».
Когда поэт прочитал это стихотворение Белинскому, то последний обнял его и воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!» В этот же период Некрасов собрал и опубликовал два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846), где были собраны произведения Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена.
С 1847 года вместе с В.Г. Белинским и И.И. Панаевым поэт становится редактором журнала «Современник». На страницах журнала в этот период появляются «Записки охотника» и «Муму» И.С. Тургенева, «Сон Обломова» и «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, «Детство» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Из поэтов печатались Огарев, Майков, Тютчев, Фет, Полонский.
В «Современнике» печатался и сам Некрасов.
Темой лирических произведений поэта в эти годы становится жизнь большого города («На улице», «О погоде», «Еду ли ночью по улице темной…», «Колыбельная песня»), судьба русского крестьянства («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.). Также он создает стихотворения, посвященные его гражданской жене, А.Я. Панаевой.
Однако политическая ситуация в стране была напряженной. Усилились преследования писателей. А.И. Герцен вынужден был выехать за границу. Ф.М. Достоевский в 1849 году был сослан на каторгу. И.С. Тургенев выслан из столицы.
За Некрасовым было установлено полицейское наблюдение. В 1862 году издание журнала было приостановлено на восемь месяцев, а в 1866 году издание «Современника» было запрещено правительством.
В 1868 году Некрасов становится редактором журнала «Отечественные записки». И остается им до самой смерти.
В период общественного подъема 1850-1860-х и крестьянской реформы Некрасов опубликовал стихотворения «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда». Вместе с А.Я.
Панаевой он написал два романа — «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851).
Начиная с 1856 года Некрасов создает поэмы — «Крестьянские дети» (1856), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863-1864).
В 1862 году поэт побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве. Впечатления от этих поездок он отразил в лирической поэме «Рыцарь на час» (1862). В этот же год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, неподалеку от Ярославля, где затем стал проводить каждое лето, отдыхая и охотясь.
В последние десять лет Некрасов работал над поэмами о декабристах («Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871 — 1872)), писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), сатирические произведения (поэма «Современники» (1875)), элегии («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»),
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи поставили диагноз: рак кишечника), и, несмотря на все усилия, вскоре жизнь его оборвалась. Напрасно приглашали из Вены знаменитого хирурга Бильрота: операция не имела успеха. Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Огромное количество народу шло за гробом Поэта, который был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник: http://Sochineniye.ru/biografiya-nekrasova/
Сочинение Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова
Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Винницкой области. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. С 1832 Некрасов учился в Ярославской гимназии.
В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839— 1840 считался вольнослушателем). Лишившись поддержки отца, будущий поэт вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. С 1838 он начал печатать стихи. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г.
Белинского и уничтоженный самим автором.
Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. «Уму непостижимо, сколько я работал», — вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны.
Его водевили были поставлены на сцене Александрийского театра (под псевдонимом Н. А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон», с 1841— в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842— 1843 сблизился с Белинским и его кружком.
Осознав необходимость покончить с «литературной подёнщиной» (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк «Петербургские углы», 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как «поворот к правде»; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»).
В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы.
Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы « с продолжением» («Три страны света», 1848—49, и «Мёртвое озеро», 1851, совместно с А. Я.
Панаевой, которая стала женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову.
Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; «все симпатии его были на стороне Чернышевского»,— указывал В. И.
Ленин (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. «Только благодаря его великому уму,— вспоминал Чернышевский,— высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал».
Некрасов ста поистине народным поэтом, сатириком, обличителем «верхов», заступником угнетённой деревни.
Идейное общение с «новыми людьми» в «Современнике» помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «О погоде», «Плач детей»).
В 1856 вышел сборник Некрасова «Стихотворения», воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859— 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни.
Его стихи («Дума», Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом.
Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу «грозил неумолимый рок», Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьёва. Это была ошибка («звук неверный»), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни («Прости меня, о родина! прости!»).
Некрасову удалось взять в свои руки «Отечественные записки» в 1868 году. Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872—73), сатиру «Современники» (1875—76). В этих произведениях (они появились в печати с
Большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось «хождение в народ». Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед
Самоотверженностью, звал к подвигу («Сеятелям», 1876, опубликовано в 1877). Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью.
Но и в это время он создал «последние песни», в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей «музе»: «Сестра народа — и моя». Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации.
От имени общества «Земля и воля» выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.
Подготовленная предшествующим развитием русской литературы, поэзия Некрасова впитала традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века.
Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. «Я лиру посвятил народу своему»,— сказал он в конце жизни.
Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова – от ранних стихотворений «Тройка» и «Родина» до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя («Размышления у парадного подъезда», «Орина, мать солдатская», «Пир на весь мир») и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далёк от ложной
Народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей частью крестьянства («Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел»?). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:
«Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!».
Всё, о чём бы ни писал Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает
Проблема долга перед народом («Рыцарь на час», 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой.
Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — «Княгиня Волконская», «Княгиня Трубецкая». В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными народническими идеалами 70-х гг.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866—76) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная
Поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства.
Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы.
Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.
Важнейшей чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность.
Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах («Современная ода», «Колыбельная песня») переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма «Недавнее время» (1871) и «Современники» (1875 — 1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображённых со щедринской силой.
Некрасов, будучи глубоко национальным поэтом широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
Страницы: 1 2
(нет оценок)
Loading…
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-zhizn-i-tvorchestvo-nikolaya-alekseevicha-nekrasova/
Николай Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов родился в Винницком уезде Подольской губернии в местечке Немиров (Украина), где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова — поручик Алексей Сергеевич Некрасов. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Алексеевич Некрасов (1746—1807), дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Его полюбила Александра Андреевна Закревская (Helena Zakrzewska), варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера, поэтому брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.
Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.
В 1832 году Николай Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.
Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».
Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал «практиком» не в лучшем значении этого слова.
Вскоре Некрасов устроился гувернёром: он давал уроки, писал статейки в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Первое опубликованное стихотворение Некрасова (1838) называлось «Мысль». В 1840 году Некрасов решился выпустить первый сборник стихов под заглавием «Мечты и звуки». Некрасов представал в этом сборнике в роли сочинителя псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Некрасов отнёс готовящуюся книгу В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Жуковский выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами Н. Н.
Полевой похвалил дебютанта, но В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, кроме того, «Мечты и звуки» совершенно не раскупались, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Н. В. Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).
В начале 1840-х годов Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».
Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. Григорович, Ф. Достоевский, выступали И. Тургенев, А. Герцен, А. Майков. Особенный успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные люди» Достоевского.
В конце 1846 года он вместе с Панаевым приобрел у Плетнёва журнал «Современник». Литературная молодёжь, придававшая силу «Отечественным запискам», бросила Краевского и присоединилась к Некрасову. Белинский также перешёл в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан».
Белинский очутился в «Современнике» таким же журнальным чернорабочим, каким был у Краевского. Впоследствии Некрасову ставили в упрёк это отношение к человеку, более всех содействовавшему тому, что центр тяжести литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» был перенесён в «Современник». Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним Головачёвой-Панаевой). Впрочем, главами этих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.
Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно (полагали, что смертельно) заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя; Чернышевский и Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.
Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, Некрасов сошёлся с Краевским и арендовал у него с 1868 года «Отечественные записки».
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника) и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург Бильрот, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.
Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!…»
В «Дневнике писателя» Достоевский писал: «Я видел его в последний раз за месяц до его смерти. Он казался тогда почти уже трупом, так что странно было даже видеть, что такой труп говорит, шевелит губами. Но он не только говорил, но и сохранял всю ясность ума. Кажется, он все ещё не верил в возможность близкой смерти. За неделю до смерти с ним был паралич правой стороны тела». Некрасов умер 27 декабря 1877 года, в 8 часов вечера. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.
Источник: https://all-the-books.ru/authors/nekrasov-nikolay-alekseevich/
Творчество Н. А. Некрасова
На уроке литературы я познакомился с творчеством Николая Алексеевича Некрасова. На уроках, учительница читала нам его стихи, поэмы, рассказывала о его жизни, о творчестве, а мы внимательно слушали тему. Читая его произведения, мы представляли себе картины крестьянской жизни, представляли образы героев, которых поэт с лёгкостью описывал.
В своём творчестве Некрасов всё время обращается к проблемам России. Он осуждает рабство и воспевает русский народ. Больше всего его заботило крепостное право. Практически во всех своих произведениях Некрасов пишет о русском народе. И пишет так, как будто сам всё испытал, прожил с народом целую жизнь, работал с ним, радовался или горевал.
Так писать о своём народе мог только человек преданный своему народу, человек с широкой душой, с большим сердцем. Пожалуй, никто до Некрасова не пробовал, так близко, вплотную сойтись с простым народом на страницах своих произведений.
Лишь он мог тогда не только писать о народе, но и говорить народом, выпуская крестьян, нищих, мастеровых, с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи и поэмы.
В начале расцвета своего творчества, в 1848 году Некрасов пишет стихотворение, тема которого стаёт темой всего его творчества. В этом стихотворении поэт пишет о своей Музе.
Вчерашний день …
Муза приобретает образ страдающей крестьянской женщины, подвергшейся какому-то жестокому наказанию. Это Муза бедняков, Муза с трагическим образом измученного народа.
Некрасов на протяжении всей своей жизни боролся за счастье своего народа, за отмену крепостного права. Николай Алексеевич считает счастье русского народа лежит именно в отмене крепостного права. Он считает, что сам народ должен совершить революцию.
После отмены крепостного права Николай Алексеевич Некрасов пишет поему Кому на Руси жить хорошо? Поэма является итоговым произведением всей жизни поэта. Он как бы подводит итог своего творчества. Над поэмой поэт работал четырнадцать лет, но так и не закончил её.
В неё должен был войти весь опыт, данный Николаю Алексеевичу изучением народа, все сведения о нём, накопленные … по словечку в течение двадцати лет, – вспоминал о беседе с Некрасовым Г. И. Успенский. Некрасов описывает жизнь крестьян до отмены крепостного права и после.
На протяжении всей поэмы присутствуют образы правдоискателей, семи мужиков, которые ищут на Руси счастливого человека. Им встречаются люди, которые считают себя счастливыми. Это покорный раб Ипат и холоп примерный Яков верный.
Не смотря, на различные издевательства Баринов, они оставались, им верны и даже гордились господскими милостями. Сам Некрасов называет этих людей так:
Люди холопского звания…
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает: счастливых среди них нет. Но среди них уже появились люди, способные к активному протесту, революционеры. Некрасов верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет жить хорошо.
Николай Алексеевич Некрасов мечтал, чтобы книга дошла до крестьянства и была ему понята, так как всю жизнь, всё своё творчество он посвятил своему народу.
Я считаю, что любить и понимать свой народ лучше всего учиться у Некрасова, потому что это великий поэт, который внёс огромный вклад в нашу литературу.
Источник: http://geum.ru/doc/work/176250/
Сочинение: Биография Некрасова 2
НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
1821 – 1878
Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово на Украине.
Осенью 1824 года отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов поселился с семьей в родовом имении Грешнево Ярославской губернии.
Здесь и прошли детские годы будущего поэта.
Отец Некрасова был одним из тех помещиков, которых было много в то время: грубый, буйный, невежественный. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота.
С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера.
Особенно страдала от этого мать поэта, Елена Андреевна, урожденная Закревская. Она была умной и образованной женщиной, человеком доброй души и чуткого сердца. Елена Андреевна ради счастья своих детей и их спокойствия терпела выходки своего мужа.
Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Крепостническое самодурство отца уязвляло юношескую душу будущего поэта, потому что страдали от этого все: крестьяне, он сам и горячо любимая мать. Ф.М.Достоевский писал о Некрасове: «Это было раненное в самом начале жизни сердце.
И эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».
В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Там он увлекался литературой и театром. Юноша не только много читал, но и сам создавал литературные произведения. Правда, его стихи носили тогда подражательный характер. А в 1838 году с «заветной тетрадью» стихов Некрасов отправился в Петербург.
Он хотел поступить в Петербургский университет, но подготовки в Ярославской гимназии оказалась недостаточной, и Некрасов определился вольнослушателем. Он в течении двух лет посещал занятия на филологическом факультете. Этот период жизни поэта обычно называют «петербургскими мытарствами», потому что время для поэта действительно было тяжелое.
Отец хотел, чтобы его сын учился в военном заведении, и, узнав об университете, он лишил Николая материальной поддержки. Тому пришлось ради куска хлеба соглашаться на поденную работу в столичных газетах и журналах. Кроме того, на публикацию первого сборника стихов «Мечты и звуки» (1840) последовала резкая критика в печати.
Но эти неудачи закалили характер поэта, и с тех пор основной темой его творчества стала судьба простого человека: бесправного крестьянина, городского нищего, русской женщины крестьянки.
Но литературный талант Некрасова не остался незамеченным. При поддержке Ф.А.Кони, издателя театрального журнала «Репертуар и пантеон», он знакомится с В.Г.Белинским, который оказал на поэта огромное влияние – нравственное, литературное, идеологическое.
Благодаря дружбе с великим критиком Некрасов порывает с романтическими увлечениями юности и создает глубоко реалистические стихи. Стихотворение «В дороге» (1845) вызвало восторженный отзыв Белинского.
Он отметил, что эти стихи «проникнуты мыслию; это – не стишки к деве и луне: в них много умного, дельного и современного».
В 1847 году писатель И.И.Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А.С.Пушкиным. Здесь Некрасов в полной мере раскрывает свой редакционный талант.
Ему удалось сплотить вокруг журнала лучшие литературные силы России 40-60-х годов Х1Х века. В «современнике» публиковался И.С.Тургенев («Записки охотника»), И.А.Гончаров («Обыкновенная история»), А.И.
Герцен («Сорока-воровка» и «Доктор Крупов»), В.Г.Белинский со своими критическими статьями и многие другие.
В тяжелых условиях жестокой цензуры «мрачного семилетия» (1848-1855) Некрасову приходилось проявлять невероятную изобретательность, устраивались обеды, в которых принимали участие и цензоры, поэт использовал и свои знакомства с высокопоставленными людьми как член Английского клуба и искусный игрок в карты.
В 1848 году после смерти Белинского Некрасов публикует и критические статьи. Помимо этого, он выступает еще в роли первооткрывателя, публикуя первые произведения Л.Н.Толстого (трилогия «Детство», «Севастопольские рассказы»).
С 1854года постоянным сотрудником «Современника» становится Н.Г.Чернышевский и литературный критик Н.А.Добролюбов. После разрыва революционных демократов с либералами многие талантливые писатели ушли из «Современника».
Но Некрасов-редактор сумел найти новых молодых литераторов, и на страницах этого журнала появились произведения Н.В.Успенского, Ф.М.Решетникова, Н.Г.Помяловского, В.А.Слепцова, П.И.Якушкина, Г.И.Успенского и других.
Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась беда. После очередных гонений на прогрессивную общественную мысль распоряжением правительства издание журнала было приостановлено на восемь месяцев (июнь-декабрь 1862 года).
Некрасов предпринимает всевозможные попытки спасти журнал. В 1863 году после официального разрешения он печатает на страницах «Современника» роман Чернышевского «Что делать?». А в 1866 году издание закрывают навсегда.
Некрасов предпринимает отчаянный шаг: рискуя своей репутацией ради журнала, он читает оду в честь М.Н.Муравьева-«вешателя2, произносит стихи, посвященные О.И.Комиссарову, которого объявили спасителем царя.
Но все оказалось напрасно: журнал закрыли, и на долгие годы этот поступок редактора, «неверный звук» поэта, явился предметом мучительных воспоминаний и тяжелого раскаяния.
К.И.
Чуковский писал по этому поводу: «гордо отвергая суд толпы, он сам осудил себя беспощадным судом, до могилы не переставая казниться и каяться. Если в его поступке была какая-нибудь доля вины (а некоторая доля, конечно, была), та беспримерная казнь, которой он столько раз подвергал себя при одном воспоминании об этой вине, искупила бы и не такую вину.
…Отрицая свою вину перед «остервенелой толпой», он чувствовал себя виновным – перед родиной:
Прости меня, о родина, прости! –
Восклицал он в 1867 году, и снова в 1874 году:
Прости меня, страна моя родная,
Бесплоден труд, напрасен голос мой:
И вижу я, поверженный в смятенье,
В случайности несчастной – преступленье,
Предательство – в ошибке роковой.
Спустя полтора года Некрасов арендует «Отечественные записки» и с 1868 года до последних дней жизни остается редактором этого журнала. «Отечественные записки» пользовались таким успехом, что и «Современник». Здесь публиковались М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Островский, Д.И.Писарев и другие видные литераторы того времени.
Поэтический расцвет Некрасова начался 1855 года. Сборник «Стихотворения Н.Некрасова» вышел в свет в октябре 1856 года. Поэт глубоко продумал художественную композицию этой книги.
Стихотворение «Поэт и гражданин» (1855-1856) открывало сборник, а затем шли четыре раздела: о жизни народа, стихи о дружбе и любви, интимная лирика.
В этом сборнике была опубликована поэма «Саша», в которой автор хотел показать, как рождаются «новые люди» и чем они отличаются от других героев. В это же время были написаны «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастье».
Первый сборник стихов принес Некрасову широкую известность. «Крестьянские дети» (1856) продолжают успех поэта. После отмены крепостного права Некрасов пишет знаменитую поэму «Коробейники» (1861).
В этом произведении он расширил предполагаемый круг своих читателей и обратил в своем посвящении к народу: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)».
К тому же он за свой счет напечатал эту поэму в серии «Красные книжки» и распространил ее в народе через деревенских мелких торговцев. Такого еще не было в русской литературе.
В 1863-1864 годах Некрасов работал над поэмой «Мороз, Красный нос», наполненной светлой верой и доброй надеждой. Эта же вера в русский народ звучит и в финале стихотворения «Железная дорога» (1864).
Стихотворение «Орина, мать солдатская» (1863) прославляет материнскую и сыновью любовь, которая торжествует не только над ужасами солдатской службы, но над смертью.
Обращение к миру детства облегчало душу поэта от горьких впечатлений жизни.
«Стихотворения, посвященные русским детям» (1867-1873) продемонстрировали торжество любви к малому и слабому, причем не только к человеку, но и к природе.
Надолго запомнились читателям добродушный и лукавый дедушка Мазай, генерал Топтыгин, дедушка Яков, отдающий букварь крестьянской девочке.
Декабристскую тему в творчестве Некрасова раскрывают поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Обращаясь к прошлому, поэт рассуждал о современности. В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70-х годов Х1Х века.
В работе над поэмой «Русские женщины» поэт опирался на исторические источники. Но главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность героинь. Пленительные образы русских женщин не утратили своей привлекательности для новых читателей.
К первой публикации поэмы в «Отечественных записках» поэт сделал примечание, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими (декабристами), останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии».
Душевная щедрость, мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность сближает некрасовских княгинь и крестьянок в единое понятие «русские женщины».
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Он написал перед сбой цель написать «народную книгу», полезную, понятную народу.
«Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни».
Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, несмотря на это, оно сохраняет идейную и художественную целостность.
В поэме Некрасов использовал почти все жанровое многообразие русского народного творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни любовные, свадебные, исторические, семейно-бытовые.
Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасова, является ее идейной и художественной вершиной, итогом размышлений писателя о судьбе народа, о его счастье.
Основной вопрос, который мучил поэта на протяжении всей жизни, заключался в том, насколько его поэзия способна изменить окружающий мир.
Мотивы разочарования, отчаяния и хандры сменились в «Последних песнях» жизнеутверждающими строками.
С 1875 года Некрасов тяжело болел. Ничто не могло остановить тяжелой, мучительной, смертельной болезни. Но Некрасов остается верен своей Музе:
О Муза! Я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба –
Не плачь! Завиден жребий наш,
Не надругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский – взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу… (1877)
И по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. В стихотворении «Баюшки-баю» в устах матери звучит последняя песня утешения поэту:
Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей.
Умер Николай Алексеевич Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878).
Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-i-russkiy-yazyk/799683/
Биография и книги автора Некрасов Николай Алексеевич
Об авторе
Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Подольская губерния, Российская империя — 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) — русский поэт, писатель и публицист.
Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой — бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности»
Рождение [править]
Некрасов родился в Винницком уезде Подольской губернии в городе Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова — поручик Алексей Сергеевич Некрасов. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Алексеевич Некрасов (1746—1807), дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние).
Его полюбила Елена Андреевна Закревская (Helena Zakrzewska), варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера, поэтому брак состоялся без их согласия. Он не был счастливым.
Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства.
Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. В Петербург он привез свои первые литературные опыты.
Ранние годы [править]
Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года.
Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника.
Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменовало собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.
В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 17-летний Некрасов отправился вСанкт-Петербург для определения в дворянский полк.
Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросив себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».
Начало литературной деятельности [править]
Фото Сергея Левицкого. 1856 год
С. Л. Левицкий. Портрет Н. А. Некрасова
Вскоре Некрасов устроился гувернёром: он давал уроки, писал статьи в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именемПерепельского).
Первое опубликованное стихотворение Некрасова (1838) называлось «Мысль». В 1840 году Некрасов решился выпустить первый сборник стихов под заглавием «Мечты и звуки».
Некрасов представал в этом сборнике в роли сочинителя псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Некрасов отнёс готовящуюся книгу В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение.
Жуковский выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами Н. Н.
Полевой похвалил дебютанта, но В. Г.
Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, кроме того, «Мечты и звуки» совершенно не раскупались, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Н. В.
Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).
В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил его стихотворение «В дороге».
Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846).
В этих сборниках дебютировали Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, выступали И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Майков.
Особенный успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные люди» Достоевского.
В конце 1846 года он вместе с Панаевым приобрел у Плетнёва журнал «Современник». Литературная молодёжь, придававшая силу «Отечественным запискам», бросила Краевского и присоединилась к Некрасову. Белинский также перешёл в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан».
Белинский очутился в «Современнике» таким же журнальным чернорабочим, каким был у Краевского. Впоследствии Некрасову ставили в упрёк это отношение к человеку, более всех содействовавшему тому, что центр тяжести литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» был перенесён в «Современник».
Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдонимГоловачёвой-Панаевой).
Впрочем, главами этих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.
Н. Н. Ге. Портрет Н. А. Некрасова. 1872 год
Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно (полагали, что смертельно) заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом новой эры русской жизни.
Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, Некрасов сошёлся с Краевским и арендовал у него с 1868 года «Отечественные записки».
Поздние годы [править]
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника) и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию.
Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург Бильрот, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность.
Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.
Ты ещё на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дней, Я умру — моя померкнет слава, Не дивись — и не тужи о ней!
И. Н. Крамской. Портрет Н. А. Некрасова. 1877—1878 год
Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы.
Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова.
В колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!…»
В «Дневнике писателя» Достоевский писал: «Я видел его в последний раз за месяц до его смерти. Он казался тогда почти уже трупом, так что странно было даже видеть, что такой труп говорит, шевелит губами. Но он не только говорил, но и сохранял всю ясность ума.
Кажется, он все ещё не верил в возможность близкой смерти. За неделю до смерти с ним был паралич правой стороны тела».[2] Некрасов умер 27 декабря1877 года, в 8 часов вечера.
Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище[3].
Источник: https://www.rulit.me/authors/nekrasov-nikolaj-alekseevich