Сочинение обзор по творчесву Алексея Николаевича Толстого
Особенности литературы того времени замечательно объединились в творчестве талантливейшего художника слова, одного из крупнейших представителей критического реализма предоктябрьской поры – Алексея Николаевича Толстого (1883-1945). Обобщая суждения многочисленных исследований об особенностях творческого становления А. Толстого в дооктябрьский период, можно сказать, что период этот в его творчестве был довольно сложным, искания – трудными и противоречивыми.
С одной стороны – идеалистическое мировоззрение, увлечение символизмом, сказавшееся в первой книге стихов – “Лирика” (1907). С другой – обращение к родникам русского народного творчества: “Сорочьи сказки” (1909), “За синими реками” (1909), приближавшего писателя к действительности, к реализму. Подлинный шаг вперед к прогрессивному искусству был сделан А.
Толстым в прозе, в повестях и романах, “заволжского цикла”. Реалистическая плотность материала, острота характеристик вымирающей помещичьей прослойки в Заволжье, подчас анекдотическое изображение бытовых ситуаций,- во всем этом сказалась сила критического таланта Толстого.
Он не только нашел собственную тему, но и нащупал путь выхода из промежуточного положения к демократизму и народности. В произведениях Толстого “Мишука Налымов”, “Чудаки”, “Хромой барин”, “Приключения Растегина” и др.
с большой художественной силой показана историческая неизбежность гибели дворянства как класса.
Этот вывод зримо присутствует во всех рассказах писателя, в сатирической галерее чудачествующих, похотливых, безвольных и праздных обитателей запущенных парков, обветшалых усадеб, затянутых паутиной, запыленных барских особняков. Но при этом проза Толстого тех лет не лишена противоречий.
Миру тлена и разложения противопоставляется как единственная оздоровляющая сила – любовь, которую незапятнанной и чистой гордо проносят прекрасные женщины через всю грязь окружающей их жизни. Толстой полагал, как это неоднократно отмечалось в нашем литературоведении, что решение всех проблем бытия надо искать в сфере морально-этической.
Буржуазная критика, признавая огромный талант писателя заволжского цикла, единодушно подчеркивала его аполитичность. Но в этом вопросе с ней вступил в спор сам Толстой. В статье “Об идеальном зрителе” он высказывает свои взгляды на роль художника в обществе.
Статья проникнута убежденностью в том, что талант должен служить народу, питаться острыми вопросами современности и отражать их. Труден был путь бывшего графа к овладению марксистским взглядом на исторический процесс.
Путь этот пролегал через неверную оценку Великого Октября, через пятилетнюю белую эмиграцию.
Но все же именно революция 1917 года активизировала те тенденции, которые формировались в его мировоззрении и творчестве в дооктябрьский период. И когда, уже писатель, выдающийся художник реализма А. Н.
Толстой в 935 году в Париже с трибуны Первого международного конгресса в защиту культуры произносил свою речь о свободе творчества и излагал принципы литературы, он в эту исполненную духа гражданственности проникновенную исповедь вложил и свой писательский опыт мучительных исканий правды.
Загрузка…
Сочинение обзор по творчесву Алексея Николаевича Толстого
Другие сочинения по теме:
- Главная тема лирики Алексея Толстого Алексей Константинович Толстой получил хорошее домашнее воспитание. В 1834 году был зачислен “студентом” в московский архив министерства иностранных дел, где…
- Сочинение по повести Толстого “Xаджи-Мурат” В период подготовки первой русской революции Толстой все острее и острее ощущал кричащие противоречия между обездоленным и голодным народом и…
- Сочинение по роману Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение” написан Толстым в 90-х годах (закончен в 1899 г.), в последний период его литературной деятельности, когда писатель, порвав…
- Сочинение по автобиографической трилогии Л. Толстого Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала “Современник” повестей Л. Толстого “Девство”, а затем “Отрочество” (1854) и “Юность”…
- Деятельность Толстого-публициста (Творчество А. Н. Толстого (1883-1945)) Возвращение на родину становилось для А. Толстого насущной необходимостью: жить без родной почвы он не мог. В открытом письме Н….
- Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого до “Войны и мира” Двадцать восьмого августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне, родовом имении князей Волконских, родился четвертый сын Николая Ильича и…
- Публицистика А. Толстого Публицистика А. Толстого 20-40-х годов жанрово и тематически разнообразна. Писатель доводит до совершенства жанры очерка и литературно-критической статьи, обзора и…
- Темы сочинений и рефератов по лирике А. К. Толстого 1. Тематика и проблематика лирики А. К. Толстого. 2. Тема России в лирике А. К. Толстого. 3. Пейзажная лирика А….
- Литературные работы Чернышевского о таланте Толстого и Островского В поисках “знатоков жизни” Чернышевский обратил внимание на еще одного современного писателя, старавшегося подчеркнуто держаться в отдалении от демократов 60-х…
- Сочинения по творчесву Г. Вельса и А. С. Грина Сочинение по рассказу Г. Вельса “Волшебный магазин” . Герберт Вельс – выдающийся английский писатель, автор многих романов, рассказов. Несколько поколений…
- Историческая драматургия А. Н. Толстого Духовные и творческие искания А. Толстого были тесно связаны с широким течением общественной и литературной жизни страны в бурное сорокалетие:…
- Творческое наследие А. Н. Толстого Алексей Николаевич Толстой прошел сложный жизненный путь. В годы первой русской революции он – студент Петербургского технологического института. Тут он…
- Сочинение обзор. Детские и семейные сказки братьев Гримм Сборник немецких народных сказок братьев Гримм, впервые изданный в 1812 году под заглавием “Детские и семейные сказки”, оказал заметное влияние…
- “Воскресение” Л. Толстого как роман нового типа “Воскресенье” – роман Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1889-1899 годах, и ставший одним из последних крупных произведений автора перед…
- Эпикурейская лирика Константина Николаевича Батюшкова В литературном движении 1801 -1815 гг. К. Н. Батюшкову принадлежит одно из первых мест. Он был в числе передовых литераторов…
- Деятельность Толстого – художника и публициста Деятельность Толстого – художника и публициста, продолжавшаяся около 60 лет, закрепила за его героем определение “толстовский” не только в плане…
- Полноценный исторический роман Толстого В отличие от исторических романов Алексея Чапыгина, перегруженных лексической архаикой, или произведений Ю. Тынянова об эпохе начала XIX в., написанных…
- Антологические стихотворения Константина Николаевича Батюшкова Крупным событием в литературе явился выход в 1817 г. “Опытов в стихах и прозе” (в двух частях) К. Н. Батюшкова….
- Изучение души человеческой в творчестве Льва Толстого Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, близ Тулы, где и прошли детские годы будущего писателя….
- Стихотворения 1812-1814 годов Константина Николаевича Батюшкова В 1807 г. К. Н. Батюшков вступил в ополчение, чтобы участвовать в войне против Наполеона. В сражении под Гейльсбергом он…
Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-obzor-po-tvorchesvu-alekseya-nikolaevicha-tolstogo/
Сочинение на тему Лев Николаевич Толстой великий русский писатель» – по русскому языку и литературе
Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, родился 28 августа 1828 года. Ему было 9 лет, когда погиб Пушкин. Тринадцатилетним подростком он узнал о дуэли и смерти Лермонтова. Когда умер Гоголь, он был уже автором повести “Детство”. Толстой знал Некрасова, Чернышевского, Тургенева, Островского, Герцена, Чехова, Горького.
Из всех уголков России, из других стран мира приезжали в Ясную Поляну в гости к нему люди. И каждый, кто подходил к яснополянскому дому, думал о том, что на его судьбу выпало огромное счастье быть современником Толстого.
И вот Льву Николаевичу уже скоро 80 лет, но он все так же легко садится на коня и отправляется на обычную прогулку по широкой дороге или, опираясь на палку, идет к старому лесу, проходит липовые и кленовые аллеи, дубовые рощи, сидит на любимой лавочке из молодых березок. Здесь, в имении Ясная Поляна, прошла почти вся его жизнь.
Где бы он ни был, куда бы не занесла его судьба, он всегда сюда возвращался, так как ощущал: здесь его корни, истоки его вдохновенного творчества, здесь начинается его любовь к России. “Без своей Ясной Поляны я тяжело могу себе представить Россию и мое отношение к ней.
Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его”, – в эти знаменитые слова писатель вложил всю свою любовь к родной земле.
Каким же человеком был Лев Толстой? Что же такое Ясная Поляна? Почему такую магическую власть имела она над русским гением? Если ехать по дороге Москва-Тула, с правой стороны ответвляется дорога на Ясную Поляну. Доезжая до села, любуешься бесконечными березовыми рощами, в верхушках которых играет солнце, а подножие покрыто земляничным ковром. Тогда чудесно понимаешь, почему С.
Есенин воспевал Россию как “страну березового ситца”. И вот мы при въезде к имению. По бокам ворот две белые башни, здесь всегда дежурили сторожа. В плохую погоду они прятались в эти башни. От ворот идет широкая березовая аллея – “прешпект”.
Она ведет к дому, в котором жил Лев Николаевич со своей многочисленной семьей, хотя родился в другом, так называемом «большому доме», который позднее из-за определенных обстоятельств был разобран. Теперь лишь камень от фундамента указывает на место, где раньше он стоял.
В нескольких десятках метров, по левую сторону от господского дома, расположился так называемый дом Волконского, в котором жила прислуга и были подсобные помещения. Вся усадьба – утопает в зелени: клумбы, сады, пасека, ставки. Но более всего привлекает глаз нерукотворная природа – бесконечные луга, леса, река Воронка.
Воздух настоян на аромате луговых трав, так что невозможно спать долго: до рассвета просыпаешься от пьянящих запахов и исподволь бредешь некошеными высокими в пояс травами, присматриваешься к каждому растеньицу, так как каждое из них – чудо. Душа наполняется прекрасными и высокими чувствами, кажется, ты затрагиваешь какую-то тайну.
Становится легко и светло, поэтические строки рождаются сами по себе: * Здесь все торжественно, все празднично, спокойно, * Ничто не нарушает тишины.. * Бреду я по лугам, таким зеленым, * Куда-то боль уходит из души. * Здесь все прекрасно, целомудренно, высоко. * Блестит трава, седая от росы, * И бархатный листок – огромный глаз, * Что стал убежищем непролитой слезы.
* К нему я молча дотянусь рукой, * Я поклонюсь ему до самой до земли. * Я к красоте земной коснусь душою * И попрошу тихонько: “Исцели…” Как не понять любви Льва Николаевича к этим заповедным замечательным местам, которые приворожили его на всю жизнь, пленили его душу, поселили в ней навсегда любовь к родной земле и народу.
Собственно повелительницей этого имения была мать, Мария Николаевна Волконская, единственная дочь князя Николая Сергеевича Волконского. А село Ясная Поляна приобрел еще его отец Сергей Федорович. Отец Толстого – граф Николай Ильич, подполковник, герой Отечественной войны 1812 года. У него после смерти отца ничего, кроме долгов, не было, а на руках – мать, которая привыкла к роскоши.
Родня устроила ему бракосочетание с богатой княжной Волконской. В семье было пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и дочь Машенька. Мать много любви, тепла и ласки отдавала детям, со всеми была добрая, спокойная, никто не слышал от нее резкого слова. И, к сожалению, когда маленькому Льву было всего полтора года, мать умерла. Воспитанием детей стали заниматься отец и тетки.
Особенно все любили тетю Татьяну Александровну Ергольскую, которая заменила им маму “по праву любви”, как говорил позднее Лев Николаевич. Таким образом, жили дети счастливо, весело и дружно, часто играли в игры, которые придумывал старший Николай. Именно ему принадлежит идея игры в “муравьиных братьев”.
Как-то Николай заявил, что у него есть тайна, и когда она откроется, все люди станут счастливыми, не будут ссориться, будут любить друг друга и станут муравьиными братьями. Тайну муравьиных братьев он будто бы написал на зеленой палочке, а палочку спрятал в лесу, на краю буерака.
Долго еще потом дети искали эту волшебную палочку, которая включала в себя тайну общечеловеческого счастья… Дети подрастали, старшим мальчикам нужно было готовиться к университету. Решено было всем переехать в Москву. Девятилетний Лев понял, что закончилось счастливое детство. Эта потеря была усилена еще одной – умер отец летом того же 1837 года.
Лев переживал разлуку с Ясной Поляной, потерю отца, никак не мог привыкнуть к городу, а меньше чем через год после отца умерла бабушка. Младшие дети с тетей вернулись назад в Ясную Поляну.
Лев был счастлив – он снова в селе! И как бы потом не складывалась его судьба – снова Москва, потом Казань, обучение в Казанском университете на турецко-арабском отделении восточного факультета, светская жизнь, к которой его приучала тетя Юшкова, занятие философией, рисованием, изучением языков, чтением, позднее военная служба на Кавказе, в Крыму, поездки за границу – он все равно возвращался в Ясную Поляну. Когда между Толстыми встал вопрос о наследстве, которое осталось после родителей, оно было разделено на пять равных частей. Лев Николаевич просил, чтобы ему оставили Ясную Поляну, хотя она приносила меньше всего дохода. Таким образом, девятнадцатилетний Лев стал полновластным хозяином заветной усадьбы. Он с головой погрузился в хозяйственные дела, искренне хотел быть “отцом” своих крестьян и думал о том, как сделать их счастливыми. Открывает школу, выписывает разные машины, старается сблизиться с крестьянами. Но те настороженно относятся к “чудачествам” своего молодого господина, так как хорошо знают, какое расстояние между простым мужиком и помещиком. Но со временем они все-таки поняли и оценили Льва Николаевича, так как увидели его искреннюю любовь к простому народу, желание помочь людям. Например, возле помещичьего дома росло дерево. Его называли деревом бедных. На дереве был прикреплен звон. Если кому-то из крестьян была необходима помощь хозяина, он приходил под дерево, звонил и ждал. Если Толстой был свободен, он сразу выходил к просителю, если занят – проситель ждал, так как знал, что “барин” обязательно выйдет. Никогда крестьяне не шли от Толстого с пустыми руками, он всегда помогал им или советом, или материально, или физически. В 1898 году к дереву бедных подошел начинающий поэт Вячеслав Ляпунов со своими стихами и попросил совета. Толстой прочитал один стих и ощутил, что в этом мальчике есть “искра Божья”. Тогда взял почитать все стихи. Потом вышел, улыбнулся, первым протянул руку и сказал, что нужно учиться. Пригласил Ляпунова в Ясную Поляну, здесь учил мальчика овладевать культурой письма. Успехи в литературе Ляпунов со временем действительно имел незаурядные, если М. Горький назвал его “звездой на фоне литературы русской”. Лев Николаевич Толстой знал всех своих крестьян по имени и отчеству, молодых звал по имени, всем глубоко сочувствовал, жалел, переживал. Когда крестьяне величали его графом, очень стыдился этого. В селе жила бедная женщина Пелагея Житкова. Имела восемь детей, а семья рано осталась без кормильца.
Сочинение на тему Лев Николаевич Толстой великий русский писатель»
Толстой Л.Н.
Стр. 1
Сочинение на тему Лев Николаевич Толстой великий русский писатель»
Толстой Л.Н.
Стр. 2
Сочинение на тему Лев Николаевич Толстой великий русский писатель»
Толстой Л.Н.
Стр. 3
Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/sochinenie-laquolev-nikolaevich-tolstoj-velikij-russkij-pisatelraquo
Лев Николаевич Толстой
Творчество Л. Н. Толстого было признано во всем мире, много русских и зарубежных писателей, которые восхищались работами великого автора. А. П. Чехов в своих упоминаниях писал – что Толстому принадлежит первое место среди русских деятелей искусства.
Анатоль Франс также известный французский писатель утверждал, что “Толстой – наш общий учитель”. Множество интересных драм, повестей, рассказов и три гениальных романа были созданы Л. Н. Толстым – “Анна Каренина”, “Война и мир”, “Воскресенье”.
Произведения великого автора стали знаменитыми на весь мир и до настоящего времени не перестают удивлять читателей своими уникальными сюжетами и героями.
Первые написанные произведения писателем на первый взгляд автобиографичные (биография). В 1852 г. была написана трилогия “Детство”, в 1854 г. “Отрочество”, в 1857 г. “Юность”.
Главный герой произведения Николенька Иртеньев, чуткий, впечатлительный и склонный к самоанализу мальчишка, сильно уж напоминают самого Льва Толстого. В рассказах о Николеньке автор показывает, что в душе мальчишки постепенно возникает критическое отношение к обществу, растет желание к лучшей жизни, пытается быть честнее людей, которые его окружают.
При анализе поведенческих факторов характера персонажа (Николеньки), многие литературоведы и просто любители произведений Льва Толстого, сделали выводы, что автор писал персонаж с самого себя.
В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет, после чего неожиданно для всех покидает его в 1847 году, и едет в усадьбу Ясная Поляна, которая принадлежит ему. Данный период жизни Толстой описал в своем произведении “Утро помещика”.
Герой произведения помещик Нехлюдов пытается улучшить тяжелую жизнь крепостных, вникнуть в их проблемы и помочь нуждающимся. У молодого помещика ничего не выходит он сталкивается с недоверием крестьян и нищетой, с которой невозможно бороться.
Около четырех лет Толстой проживает в своей усадьбе и короткое время в Петербурге и Москве где писатель не может найти себе дело по душе. В 1851 году Лев Толстой уезжает на Кавказ и поступает на военную службу.
Данный поступок удивил людей знающих Толстого: как это человек с графским титулом, имеющий связи среди влиятельных людей, будучи богатым помещиком с возможностью без усилий построить в столице блестящую карьеру отказывается от всего этого.
На Кавказе Толстой пытается узнать жизнь простого народа и сблизится с казаками, среди которых он оказался. О жизни на Кавказе и о своих впечатлениях, о казаков и мнениях в эту пору Лев Толстой поведал в повести “Казаки” – (Ромен Роллан), “Песне своей юности” о которой он поведал десять лет спустя. Эта повесть перекликается с произведениями таких авторов, как Пушкин “Цыганы”, Куприн “Олеся” и “Бела” из произведения Лермонтова “Герои нашего времени”. В данной повести рассказывается история любви о человеке из культурного цивилизованного мира – Дмитрии Оленине (дворянине) к казачке Марьяне из простого народа. По мотивам повести Дмитрий Оленин оставляет Петербург и едет в Кавказ, где влюбляется в блестящую и жизнерадостную казачку Марьяну. Оленин пытается лучше узнать жизнь местного народа и сблизится с казаками. Мечта и желание не покидают героя повести, женится на Марьяне, в которую он был влюблен. Но у него не получается по настоящему сблизится с казаками. Еще с детства воспитанный как человек из высшего общества на Оленине остается отпечаток среды, в которой он вырос. Оленина не волнуют горести и радости окружающих его людей, он думает только о себе, что чувствуют казаки. Данное поведение неприемлемо у местного народа, что вызывает у Марьяны неприязнь к влюбленному Оленину. Чужим для всех в глупом одиночестве Оленину приходится покинуть казачью станицу, и вернутся в Петербург, который давно уже стал ему ненавистным. Лев Толстой принял участие в Крымской войне, которая началась в 1853 году. Он воевал на самом опасном участке при обороне Севастополя – четвертом бастионе, который прославился своими крупными и жесткими боями. По окончанию войны он написал повесть “Севастопольские рассказы”. По мнению писателя, настоящие герои Крымской войны это – простые люди из русского народа, которым все нипочем за-ради долга, и которым присуща главная черта человека “все могут сделать”. Толстой представил героя как человека, который примет ужасные условия войны не за-ради креста, звания или угрозы, а из-за любви к родине, которую он защищает. Будучи солдатом, писатель противопоставляет дворян-офицеров, которые за-ради жалования или звездочки готовы затеять сражение с потерями сотни человек. Он писал, что дворяне-офицеры пытаются друг перед другом показать свою храбрость не жалея солдат, что каждый офицер маленький изверг, маленький Наполеон, который готов на все.
Вернувшись с войны, Толстой поселяется в Петербурге, где у него возникают дружеские отношения с Чернышевским, Некрасовым и Тургеневым. В этот период жизни Толстой находит свое призвание и посвящает свою оставшуюся жизнь литературной деятельности.
В 1862 году Лев Николаевич женится на Берс Софье Андреевне, которая стала ему преданным другом и незаменимой помощницей по жизни. С этого самого момента они жили в усадьбе Толстого, которую почти ни когда не покидали.
С большим старанием и упорством Лев Николаевич работал над своими произведениями.
60-е годы девятнадцатого века Толстой работал над замечательным и великим романом-эпопеей, который станет знаменитым во всем мире “Война и мир”. Данное произведение описывает русскую жизнь, протекавшую в начале XIX в. особенное внимание писатель уделил событиям Отечественной войны, которая началась в 1812 году.
Количество персонажей в произведении “Война и мир” насчитывает около 600 (шестисот) человек, среди которых есть и рядовые участники войны, и выдающиеся исторические деятели.
Такие персонажи как Пьер Безухов и Андрей Болконский изображены с большой симпатией, так как они подобно Толстому искали в жизни настоящую правду, справедливость и человеческое счастье. Также в романе незабываемо изображены образы женщин, особенно красиво и ярко выражен образ Наташи Ростовой.
В данном произведении очень сильно проявилось умение Толстого описывать человеческие переживания, умение которое оценил Чернышевский в своем знаменитом выражении – он передавал “диалектику человеческой души”.
Лев Николаевич с необычайной силой сумел передать подьем патриотических чувств российского народа, которые испытали русские люди в 1812 году. Данным романом-эпопеей Толстой показал, что русский народ, поднявшийся с борьбой за независимость, сыграл главную роль в изгнании французов из своей страны, чем обеспечил победу.
Многие литературоведы сказали, что нет другого произведения в русской литературе подобного “Войне и мир”, где с такой силой и убедительностью были переданы величие и мощь русского народа.
Роман Толстого прозвали патриотическим, который остается дорогим для русских людей, имеющий всемирное значение. Французский писатель Луи Арагон сказал – “Роман “Война и мир”, – быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны”.
В то тревожное смутное время, когда в России отменили крепостное право, стали меняться жизненные устои, на смену, которым пришли буржуазные отношения, в эту гряду перемен был написан роман “Анна Каренина”. По словам писателя в жизни российского народа той эпохи все было “неясно и запутанно”.
Толстой в своем произведении “Анна Каренина” показал, что высшее общество уродовало и искажало самые естественные человеческие чувства.
По сюжету романа, судьба жены петербургского сановника Каренина оказалась трагичной, искренняя и обаятельная Анна полюбила другого человека, и данные чувства она не скрывала, за что была осуждена обществом. Данную любовь девушки к Вронскому светские ханжи осудили как преступления, в котором она нарушила семейный долг.
В 60 – 70-е годы Л. Толстой напряженно работал над созданием художественных произведений но, не смотря на свой тяжелый труд, он много отдавал сил общественной деятельности.
В 1859 году Толстой открыл школу для крестьян, как для детей, так и для взрослых, где сам был учителем, данная школа расположилась в поместье самого учителя в Ясной Поляне. Также Лев Толстой принял участие в создании двадцать одной школы на уездах Тульской губернии.
Лев Николаевич Толстой в 70-е годы составил детскую азбуку. В неурожайные голодные годы он помогал крестьянам.
С недоверием и враждой царское правительство относилось к педагогической деятельности Льва Толстого. Сильное неудовольствие властей вызвала школа писателя расположенная в Ясной Поляне (Яснополянская школа). В усадьбе Толстого власти правили обыск, который глубоко оскорбил писателя. Через некоторое время указанную школу совсем закрыли.
В конце 70-х и в 80-х годах раздумья Л. Толстого о произволе помещиков и чиновников, неограниченной власти царя, о нищете и бесправии народа привели писателя к душевному кризису.
После событий, которые произошли в жизни Толстого, в его взглядах окончательно формируется мнение о российской жизни.
Толстой понимает, что “мерзость, преступность, жесткость той жизни”, которую ведут люди из высших классов, улучшая свое благосостояние на муках народа, присуще в России.
1880 – 1900 гг. Толстой в своих произведениях с особой силой бичует высшие классы общества. По выражению Ленина – Лев Толстой “обрушивается” на господ утопающих в роскоши и жестко угнетающих народ он гневно срывает с них “все и всяческие маски”.
В повести “Смерть Ивана Ильича” писатель обнародовал суровую правду той жизни имущих классов.
Главный герой повести богатый чиновник, который перед смертью понимает повседневную жизнь людей его круга, построенную на лжи и лицемерии. Также в эти года был написан рассказ Л. Толстого “После бала”, который невелик по объему, но с большим глубоким смыслом.
В данном произведении писатель также описал настоящую жизнь высших классов, показывая их лицемерие и лживость.
В 90-е годы Лев Толстой создает свой последний роман “Воскресение”. В данном романе писатель, как и в каком другом романе, описывает жизнь столичных богачей и высоких царских чинов. В своем романе писатель просто кидает вызов несправедливой власти царской России. Толстой показывает чиновников как избалованных богатством и властью людей, которые не видят перед собой людей живших в нищете и в унижении. Данное отношение к людям Толстой назвал преступным. Центральное внимание в романе уделяется страшным событиям связанные с судьбой Катюши Масловой. Еще юной девушкой она служила горничной в семье помещиков, где ее соблазнил молодой князь Нехлюдов, после чего бросил ее на произвол судьбе. Катюша на протяжении двух лет скиталась, не имея дома и копейки за душой, после чего попала в публичный дом. В те ужасные моменты жизни ее обвиняют в убийстве, которого она не совершала. Особо ярко, трогательно и незабываемо автор описывает переживания Катюши Масловой и князя Нехлюдова, случайно увидевшего Катюшу на скамье подсудимых, он понимает свою неисправимую вину пред той еще молодой девушкой, но что-то уже изменить не возможно.
Последний десяток жизни для Льва Николаевича Толстого был временем мучительных раздумий и недовольства собой. Толстой отказался от помощи слуг, сам поохал землю, пилил дрова, носил воду домой, помогал крестьянам строить деревянные дома и класть печи.
Из записи дневника 1907 года к нам дошли мысли великого писателя “С каждым днем все больше я страдаю от неравенства, излишества и богатства нашей жизни среди непобедимой нищеты и я не могу уменьшить данное неравенство. И в этом и есть тайный трагизм моей жизни”.
1910 году в октябре месяце Толстой 82-х летнем возрасте уезжает из Ясной Поляны, чтобы больше не возвращаться туда. В поезде Лев Николаевич Толстой заболевает воспалением легких, что вынуждает писателя сойти на станции Астапова.
20 ноября через неделю как писатель сошел с поезда, в 1910 году великий человек умирает. Так закончилась жизнь Толстого Льва Николаевича великого и могущего писателя, заслужено получившего мировую славу. Льва Николаевича переправили со станции Астапова в Ясную Поляну, где его и похоронили.
Уже на тот момент его хоронили как героя и защитника русского народа со всеми полагающими почестями.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2012/06/blog-post_23.html
Биография Толстого Льва Николаевича – Сочинение
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в обеспеченной дворянской семье. Его отец, граф Николай Ильич, подполковник в отставке, был владельцем полутора тысяч крепостных. Отец писателя славился своей любовью к чтению, охоте.
Известно, что он послужил прототипом Николая Ростова в романе «Война и мир». Мать писателя, урожденная княжна Мария Николаевна Волконская, была умной, тонкой женщиной, склонной к рефлексии. Она имела блестящее образование, ценила искусство. Мать Толстого стала прототипом княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир». Мария Николаевна умерла, когда Льву было полтора года.
А когда ему исполнилось девять лет, то в семье умер отец. Настоящей воспитательницей детей, имевшей на них огромное влияние, стала дальняя родственница Толстых — Т.А. Ергольская. Писатель впоследствии называл ее «замечательной по своим нравственным качествам женщиной» с «твердым, решительным, энергичным и вместе с тем самоотверженным характером».
Детские воспоминания Толстого впоследствии нашли свое отражение в автобиографичной повести «Детство».
Когда Толстому исполнилось 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы П.И. Юшковой, ставшей опекуншей четверых детей. В 1844 году шестнадцатилетним юношей Толстой поступил в Казанский университет на восточное отделение философского факультета.
Он мечтал о дипломатической карьере. Но вскоре перешел на юридический факультет, на котором проучился два года. В эти годы Толстой отдает дань светским развлечениям: он посещает балы, приемы, дружеские пирушки.
Однако светская жизнь не может полностью поглотить писателя. Он много читает, увлекается историей и философией.
В этот период Толстой усомнился в полезности университетского образования для практической деятельности человека: «Что вынесем мы из этого святилища, возвратившись восвояси, в деревню, на что будем пригодны, кому нужны?»
После имущественного раздела имений между братьями в 1847 году Толстой уехал в Ясную Поляну, где решает серьезно заняться самообразованием, науками и искусством, а также улучшить жизнь крепостных крестьян. Он намечает себе следующую программу самообразования:
«Цель жизни в деревне в продолжение 2-х лет: 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университет. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию.
8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила [жизни]. 10) Получить некоторые познания в естественных науках.
11) Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать».
Весь этот план реализован не был, но некоторые предметы Толстой изучал настойчиво. Одновременно он открывает в Ясной Поляне школу, обдумывает планы романов, пишет статьи об искусстве.
Однако жизнь в деревне разочаровывает Толстого: опыт его хозяйственной деятельности не слишком удачен. Осенью 1847 года он уезжает в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Часть времени он проводит в кутежах и светских развлечениях.
Впоследствии Толстой охарактеризовал этот период своей жизни как «беспутно проведенные годы».
В 1851 году старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года писатель прожил в казачьей станице на берегу Терека. Он участвовал в войне с горцами, попадая неоднократно в самые опасные положения. Его дважды представляли к наградам, однако получить их писателю так и не удалось.
Жизнь на Кавказе, среди казаков, поразила Толстого своей простотой и патриархальностью. Эти впечатления легли в основу многих его ранних произведений — повести «Казаки» (1852— 1863), рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912).
На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и напечатал ее в журнале «Современник», скрыв при этом свое настоящее имя. Повесть имела большой успех. Известные литераторы приветствовали молодого писателя. И.С. Тургенев писал Некрасову: «Ты прав, этот талант надежный. Пиши к нему и понукай его писать. Скажи ему, что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему» .
После первой автобиографичной повести Толстой пишет «Отрочество», а затем последнюю часть трилогии — «Юность».
Когда в конце 1853 года началась Крымская война, Толстой перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице и Силистрии. Затем он перевелся в Крымскую армию, с ноября 1854 года по август 1855 года участвовал в обороне Севастополя и был удостоен наград за проявленную в боях храбрость.
Обороне Севастополя писатель посвятил три рассказа, объединенных общим заголовком «Севастопольские рассказы». Они были напечатаны в «Современнике» и вызвали хорошие отзывы известных писателей. Так, И.С.
Тургенев писал: «Это вино еще молодо, но когда оно перебродит, из него выйдет напиток, достойный богов» .
После окончания Крымской войны Толстой едет в Петербург, где становится сотрудником журнала «Современник». Однако осенью 1856 года он выходит в отставку и уезжает в Ясную Поляну. В 1857 году едет за границу: посещает Францию, Италию, Швейцарию. Германию.
Потом вновь возвращается в Ясную Поляну и пытается реализовать свою идею народного образования: открывает более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. В 1860 году вновь едет за границу, изучает европейский педагогический опыт. Толстой выступает за принцип «свободного воспитания», считая, что учитель не должен навязывать ученикам свои собственные взгляды.
Эти идеи писателя находят своих сторонников, он издает педагогический журнал «Ясная Поляна».
В 1862 году Толстой женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Вместе с женой он живет в Ясной Поляне, где работает над романом «Война и мир». С 1873 по 1878 год Толстой пишет роман «Анна Каренина», в котором простая, патриархально-усадебная жизнь дворянства, близкого к народу, противопоставляется фальшивой городской цивилизации (линия Анны Карениной и Вронского).
80-е годы становятся своеобразным итогом длительных нравственных поисков Толстого. В «Исповеди» он заявляет: «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых — не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл» .
Писатель проповедует идею «опрощения», нравственного самоусовершенствования, приходит к мысли о непротивлении злу насилием. Идеи христианства преломляются в сознании писателя как идеи всемирного братства всех людей.
Вместе с тем он выступает против догм современной церкви, и в 1901 году святейший синод отлучил писателя от церкви.
Все эти идеи Толстого нашли свое отражение в его произведениях — «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886), «Крейцеро- ва соната» (1887—1889), «Отец Сергий» (1890—1898).
Также взгляды писателя переданы в статьях «Исследование (критика) догматического богословия» (1890), «В чем моя вера?» (1884), «Исповедь» (1884), «Царствие Божие внутри вас» (1893), «Так что же нам делать?» (1882-1886), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900), «Не могу молчать» (1908).
В 1889-1899 годы Толстой создает роман «Воскресенье». Судьбы главных героев романа осмыслены писателем в мо- рально-этическом плане. Главный герой романа Дмитрий Нехлюдов проходит сложный путь нравственных исканий и в финале приходит, к идее всепрощения и любви к ближнему.
В последние годы Толстой писал публицистические статьи, рассказы («После бала», «Алеша Горшок», «Ходынка») и повесть «Хаджи-Мурат», много общался. Ясную Поляну часто посещали писатели, ученые, композиторы, художники — В.Г. Короленко, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, И.Е. Репин, Н.А. Римский-Корсаков, И.М. Сеченов.
Перелом во взглядах писателя нашел свое отражение во всей его жизни.
Толстой приходит к мучительному выводу изменить всю свою прежнюю жизнь — отказаться от собственности, оставить Ясную Поляну, порвать с родными и со всем укладом прежней жизни. В 1910 году он покинул усадьбу.
Однако в пути заболел воспалением легких и на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги сошел с поезда. Там, в доме начальника станции, 20 ноября 1910 года писатель скончался.
Источник: http://Sochineniye.ru/biografiya-tolstogo-lva-nikolaevicha/
Конкурсное сочинение “100 лет без Толстого”
100 лет без Толстого.
Мациевская Виктория
10 класс
МОУ “Кривошеинская СОШ”
Томская обл.
Лев Николаевич Толстой…. Одни называют его великим, другие гениальным, но неизменно одно – мы не можем представить себя без Толстого. По данным ЮНЕСКО, Толстой – один из читаемых классиков мировой литературы.
Прошло 100 лет, как нет Толстого, но мы обращаемся к его биографическим фактам, перечитываем его притчи, повести, романы. Плачем над отдельными эпизодами, негодуем по поводу действий и поступков Анатоля и Элен Курагиных.
Почему же так волнуют и тревожат нас творения Льва Николаевича Толстого?
Впервые с творчеством Толстым я познакомилась, будучи маленькой девочкой, когда читала рассказ «Филипок». Толстой показал, как, действительно, дети стремятся к школе, хотят получать знания.
Именно это меня и поразило: Толстой не просто показал желания и стремления мальчика.
Рассказ произвел на меня неизгладимые впечатления: какое большое желание было у мальчика учиться! Прочитав его, я захотела узнать, еще какие есть произведения Льва Николаевича.
Так большое впечатление на меня произвел «Кавказский пленник». Все события, случившиеся с героями произведения, происходят на Кавказе, который привлекает своей экзотичностью и красотой.
Лев Николаевич сам служил на Кавказе, и поэтому он смог передать красоту кавказского пейзажа, а особенно красоту гор! Что меня еще поразило, так это то, что Толстой на фоне Кавказа показал истинную красоту человека, его души, поступков, чувств.
Прошло сто лет, как написан этот рассказ.
Но как актуально звучит толстовская мысль о единении людей, о милосердии и сострадании, независимо от национальности! Как правдив Толстой, когда рассказывает о слабости и о силе характера человека. Уметь преодолевать себя, как это сделал Жилин, – этому мы учимся, читая рассказ. А Костылин поддался воле обстоятельств, не боролся за свою свободу, сник.
Так, как Костылин, жить нельзя – учит Лев Николаевич Толстой.
Невозможно забыть трогательную и нежную девочку Дину. Несмотря на запреты старших, она помогала русскому пленному. А ведь рисковала быть наказанной! Меня трогает её чуткость, забота, умение утешить Жилина и подбодрить его.
Этого милосердия не хватает сегодня тем женщинам, которые забыли о том, что они матери, подруги, которые пытаются отдать свою жизнь Аллаху, идя на взрывы в метро и других городах.
Став десятиклассницей, я прочла роман «Война и мир». Незабываемые страницы! Как я переживала за Наташу во время её отношений с Анатолем Курагиным, как боялась, что она поверит его лживым словам.
И слава Богу, что их отношения перестали быть тайной, она была спасена. Сколько было волнительных страниц, которые поведали мне о последних минутах жизни князя Андрея. Он умел мужество, чтобы смотреть правде в глаза. Он познал, что такое милосердие, сострадание. Многие люди живут, не прочитав «Войны и мира». Это неправильно. Их душа не рвалась и не плакала над страницами книги. Они многое потеряли.
Но писатель был велик не только в творчестве, но и в жизни. Я никогда не сомневалась, что великий человек способен на благородные поступки. Толстой всегда стремился быть прежде всего предельно честным перед собой. На это способен не каждый человек.
Толстой видел, как порой несправедлива жизнь: почему одни люди должны прислуживать другим? И тогда, его главной целью жизни стало переустройство жизни всех. Происходя из дворянской семьи, Толстой отказался от прислуги, стал помогать больным.
Когда в России началась холера, писатель устраивал бесплатные столовые, давал деньги на больницы. Как можно быть таким преданным народу? Ведь Толстой распростился со всем, что имел. Да все дело в том, что Льву Николаевичу было совестно жить хорошо, когда другие живут плохо.
В то время Толстой стал примером для всех, хотя многих его идеи раздражали. Но он, не отказался от них. Толстой мучился, потому что считал, что ни один человек не должен подчиняться другому или причинять зло. К сожалению, ему не удалось сделать так, чтобы всем людям было хорошо.
Хотя его крепостные считали, что живут хорошо, лучше, чем их соседи. И сегодня можно видеть людей толстовского склада: помощь бедным людям, нуждающимся студентам.
Еще одним из достижений Толстого, я считаю, является открытие Яснополянской школы в условиях крепостнических отношений. Она была открыта Толстым осенью 1859 года и явилась для писателя своего рода источником «отыскания правды». Толстой решил поучать детей так, как поучает сама жизнь, руководствуясь тем, что «приятно и занимательно для ребенка».
Это была бесплатная школа для детей и взрослых крестьян. Толстой помогал всем: и ученикам, и учителям, причем не только из его школы. Он проводил беседы, свои уроки, лично общался с преподавателями.
Все учителя ему были благодарны: «Для меня было величайшей радостью приезжать…в Ясную поляну…и проводить целый день…в беседах со Львом Николаевичем и слушать его рассказы…игру на рояле» (из воспоминаний Н.П.Петерсона). Дети же были увлечены обучением, иногда кричали «не, еще-еще!», и почти никогда не опаздывали на занятия.
Они любили Толстого, как родного отца: «Мы страдали без него, а Лев Николаевич страдал без нас» (из воспоминаний Ф.Морозова). Толстой называл себя очень скромно «Я – приходской учитель». Но это же совсем не так!
Толстой, хоть и не был поэтом, он все же высоко ценил поэзию: «Надо учиться стихами Пушкина, Тютчева, Шеншина». Он считал, что в настоящем стихотворении глубина мысли должна гармонически сочетаться с красотой и изяществом форм.
Одним из его любимых стихотворений является «Silentium» Тютчева, в котором автор обращается к вопросам жизни, ищет ответы на них. Тютчев рассуждает о многом, например, о том, что даже сердцу порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях.
Наверное, именно это привлекло внимание Толстого, который ценил рассуждения о жизни, ценил глубину мысли.
В современном, очень прагматичном и стремительно развивающемся мире люди нуждаются в опоре на общечеловеческие ценности. И в этом смысле творчество Л.Н.Толстого всегда было и будет актуально и современно, потому что оно вне времени, оно – на все времена.
И очень важно, чтобы в современном мире мы сумели сохранить те нравственные и духовные основы роста и развития личности, которые были заложены Л.Толстым.
Ведь Толстой для России – это символ величия и чистоты русской души, глубины и силы русского характера, олицетворения истинного патриотизма. Наша задача, я считаю, сделать так, чтобы эти ценности воспринимались и принимались в будущих поколениях россиян.
Ведь как Толстой не мог представить себе Россия без своей Ясной поляны, так Россия настоящая и будущая немыслима без Толстого. Хотя живем безо Льва Николаевича уже 100 лет.
Лев Николаевич Толстой… Он всегда старался жить по совести… Он дорог и просто необходим всем нам и лично мне. Когда писатель что-то пишет – это одно.
Но когда живет так, как пишет и как призывает жить других, – это совсем иное. Это очень редко. И очень трудно. Но это всегда вызывает любовь… Пройдёт не только 100 лет, но и 200, 300, а Толстого читать будут.
Будут стремиться постичь тайны его мыслей, его книг.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/05/22/konkursnoe-sochinenie-100-let-bez-tolstogo
Творчество Льва Толстого: кратко
Лев Толстой – уникальный писатель в русской литературе. Описать творчество Толстого кратко очень сложно. Масштабная мысль писателя воплотилась в 90 томах произведений. Сочинения Л.
Толстого – это романы о жизни русского дворянства, военные повести, рассказы, дневниковые записи, письма, статьи. В каждом из них отражается личность творца. Читая их, мы открываем для себя Толстого – писателя и человека.
На протяжении своей 82-летней жизни он размышлял, какова цель жизни человека, стремился к духовному совершенствованию.
С творчеством Л.Толстого кратко мы знакомились в школе, читая его автобиографические повести : «Детство», « Отрочество», «Юность» ( 1852 – 1857).
В них писатель обрисовал процесс формирования своего характера, отношения к окружающему миру и себе. Главный герой Николенька Иртеньев — искренний, наблюдательный, любящий правду человек.
Взрослея, он учится разбираться не только в людях, но и в себе. Литературный дебют был удачным и принес писателю признание.
Оставив учебу в университете, Толстой занялся преобразованиями в имении. Этот период описан в повести « Утро помещика» (1857).
Толстому в юности было свойственно и совершение ошибок (его светские развлечения во время учебы в университете), и раскаяние, и стремление к искоренению пороков ( программа по самообразованию). Было даже бегство на Кавказ от долгов, светской жизни.
Кавказская природа, простота казачьей жизни контрастировали с дворянскими условностями и закрепощенностью образованного человека. Богатейшие впечатления этого периода отразились в повести «Казаки»(1852—1963), рассказах« Набег» (1853), « Рубка леса» (1855).
Герой Толстого этого периода– ищущий человек, который пытается найти себя в единении с природой. В основе повести « Казаки» лежит автобиографическая история любви. Разочарованный цивилизованной жизнью герой тянется к простой, страстной казачке.
Дмитрий Оленин напоминает романтического героя, он ищет счастье в казачьей среде, но остается чуждым ей.
1854 год – служба в Севастополе, участие в военных действиях, новые впечатления, новые планы. В это время Толстой был увлечен идеей издания литературного журнала для солдат, работал над циклом « Севастопольских рассказов».
Эти очерки стали зарисовками нескольких дней, прожитых среди его защитников. Толстой использовал прием контраста в описании прекрасной природы и будней защитников города.
Война ужасает своей противоестественной сущностью, в этом ее подлинная правда.
В1855 -1856 годы Толстой имел громкую славу писателя, но не сблизился ни с кем из литературной среды. Жизнь в Ясной Поляне, занятия с крестьянскими ребятишками его увлекали сильнее. Он даже написал «Азбуку» (1872) для занятий в своей школе. Она состояла из лучших сказок, былин, пословиц, поговорок, басен. Позднее были изданы 4 тома « Русских книг для чтения».
С 1856 по 1863 год Толстой работал над романом о декабристах, но анализируя это движение, истоки его увидел в событиях 1812 года. Так писатель перешел к описанию духовного единения дворянства и народа в борьбе с захватчиками. Так возник замысел романа – эпопеи «Война и мир».
В основе его – духовная эволюция героев. Каждый из них идет своим путем к постижению сущности жизни. Сцены семейной жизни переплетаются с военными. Автор анализирует смысл и законы истории через призму сознания простого человека.
Не полководцы, а народ способен изменить историю, а суть жизни человека – семья.
Семья лежит в основе и другого романа Толстого – «Анна Каренина»
(1873 – 1977) Толстой описал историю трех семей, члены которых по-разному относятся к своим близким. Анна ради страсти губит и семью, и себя, Долли старается сохранить свою семью, Константин Левин и Кити Щербацкая стремятся к чистым и духовным отношениям.
К 80-м годам изменилось мировоззрение самого писателя. Его волнуют вопросы социального неравенства, нищеты бедных, праздности богатых. Это отражено в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886), «Отец Сергий» (1890—1898,) драме «Живой труп» (1900), рассказе «После бала» (1903).
Последний роман писателя – « Воскресение»( 1899). В позднем раскаянии Нехлюдова, соблазнившего воспитанницу своей тетки, – мысль Толстого о необходимости изменения всего русского общества. Но будущее возможно не в революционном, а в нравственном, духовном обновлении жизни.
Всю свою жизнь писатель вел дневник, первая запись в котором была сделана в 18 лет, а последняя за 4 дня до смерти в Астапове.
Дневниковые записи сам писатель считал самыми важными из его произведений. Сегодня они открывают нам взгляды писателя на мир, жизнь, веру.
Свое восприятие бытия Толстой раскрыл в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1906) и в «Исповеди» (1906).
Последний роман и богоборческие сочинения писателя привели к окончательному разрыву с церковью.
Писатель, философ, проповедник Толстой был тверд в своей позиции. Одни им восхищались, другие критиковали его учение. Но никто не оставался спокойным: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.
Скачать данный материал:
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
(Пока оценок нету)
Loading…
Источник: https://www.konspekty.net/biografii/statya-tvorchestvo-lva-tolstogo-kratko.html
Книга «А. К. Толстой. Сочинения в 2 томах (комплект)»
©, ИВИН А.Н., автор, 2016 г.
МЯТЕЖНИК ДУХА И БУНТАРЬ
Толстой А.К.Сочинения. В 2 томах. Том 1. Стихотворения/ Вступит. статья и примеч. И.Г.Ямпольского. – М.: ИХЛ, 1981. – 589 с.
Толстой А.К. Сочинения. В 2 томах. Том 2. Драматические произведения. Статьи/ Примеч. И.Г.Ямпольского. – М.: ИХЛ, 1981. -607 с.
Порядком надоело всех защищать, защищать замолчанных от раздутых. Григоровича от Достоевского, Атеизм от Христа, а теперь вот Алексея Константиновича Толстого от Пушкина. У всех есть свои глаза и разумение, все человеки, почему бы каждому не видеть, не осознавать очевидные факты? Я у них заступник!
Превосходный прозаик, поэт, драматург, сатирик, переводчик и критик – граф Алексей Константинович Толстой. Он не второй и не второстепенный, как вы все его держите, господа литературоведы и читатели, за его сугубую русскость, он самый что ни на есть первый поэт нашего Х1Х века. Его стих торжествен, четок, чеканен, точен, полон мыслей, чувств и образов.
Вот именно что мысль, чувство и образ, эта триада воплощена так в его произведениях, что любо-дорого. Умылся ваш разлюбезный Пушкин, застеснялся своей неряшливости Николай Алексеевич Некрасов, а только эти двое и могли бы составить конкуренцию ему как поэту. Вы внимательно и без предубеждения прочтите баллады А.К.
Толстого, его притчи, его превосходные – выше всяких похвал – поэмы, его несравненные былины, его знаменитые драмы, наконец, его стихи. А уж проза у графа – Александру Сергеевичу, даже добавив ему еще 20 лет жизни, никогда не написать бы такой.
И вот этот-то автор, этот гений чистой красоты (он и внешне красивый мужчина), этот талантище известен в нашем пошлом русском мире одним только романсом «Средь шумного бала, случайно…» Ребята, да вы взгляните правде в глаза! Вы всмотритесь в суть вещей.
Что вы, как дети малые, треплете его очаровательные и простые «Колокольчики мои, цветики степные»? Да у него что ни строка, то перл! Вы, умники, читали хотя бы его поэму «Садко»? Ах, мультик смотрели, – ну, всё с вами ясно: они смотрели мультик. А что, если бы текст прочесть.
Интересный текст, рифмы какие великолепные, – Кушнер ваш расхваленный с Еременкой обзавидуются. По рифмовкам А.К.Толстого вообще следует писать ученый трактат в трех томах – так они чудесны и разнообразны. А другая его поэма – «Иоанн Дамаскин»? (Вот-вот, из того самого Дамаска, столицы Сирии, где сейчас война полыхает). Да это просто шедевр, не подберу другого слова.
Помните оттуда главку: «Благословляю вас, леса…»? Это гимн природе и свободе, это надо разучивать детям в школе вместо православной молитвы: так прекрасен и точен текст. А «Василий Шибанов»? – про верного, самоотверженного стремянного князя Курбского, который не убоялся царя Ивана Грозного и передал-таки ему из рук в руки послание первого нашего диссидента.
После этой небольшой поэмы вы вашего «Бориса Годунова» А.С.Пушкина забросьте на полати, ибо – по чести – это беспомощное подражание Шекспиру. (Пушкин вообще обезьянничал напропалую, тибрил и перелицовывал отовсюду, хотя и был гений; его извиняет только то, что он Близнецы по зодиаку, а Близнецы очень переимчивы; и к Близнецам Петру 1 только поэтому у Пушкина такой интерес, ни по чему иному: сродство душ).
А теперь сравните стих Толстого и стих Пушкина.
Стих Толстого энергичен, четок, мускулист, слова пестрят, мысль остра, рифма неожиданна и звонка, чувство кипит, торжественность в слоге – Державин позавидует, ритмика разнообразнейшая, а каков лексический запас! Недаром он так часто потешается над Генрихом Гейне с его блеклыми сладкими слюнями (которые потом окрестили «романтической иронией»), хотя и любит по-своему.
Что до Пушкина, то в его стихах все недостатки родоначальника: небрежность, местами архаичность, живо и бегло, но многое в отрывках, множество прекрасных строф, но резкость и желчность – как близнецовые приметы – тоже есть. А вот что он жизнь положил за други своя (как Лермонтов, Рубцов, Есенин, Маяковский) – это да, это правда.
И, похоже, именно за это качество вы возвеличиваете наших несчастных русских поэтов. (Что до евреев, то они так любят жизнь и ненавидят всякое страдание вообще, что к самоубийству обычно не прибегают и собою жертвуют нечасто). Так что давайте отделять мух от котлет: вы хотите видеть жертву в поэте, Христа в каждом. И как только жертва появляется, вы начинаете ее возвеличивать.
(Вон как с моим земляком Н.М. Рубцовым, которого женщина задушила, носятся теперь повсюду!). Нечистоплотная практика это, господа читатели и литературоведы. Потому что, по совести, А.К.Толстой тоже плохо кончил: наркотической зависимостью. Нет, он в дурдом не попал, как Глеб Успенский, и в лестничный пролет не бросился, как Гаршин, но он тоже пострадал. Из-за вашей глухоты и слепоты. А что не из-за женщины, как Пушкин и Рубцов, – так что вам в этом?
И еще одно: русскость. Вот здесь мы и подошли в главному: А.К.Толстой русофил, он друг Аксакова-старшего, он к евреям относится иронически и не стесняется словом «жид», хотя все, написанное им на библейскую и евангелическую тематику, просто выше всяких похвал.
Чекан! Можно выбивать на скрижалях, можно золотить буквы и расставлять в ландшафтных парках на каменных щитах, – вот как он облагородил и отделал серебром еврейский фольклор! Возьмите великолепную его поэму «Грешница», возьмите «Иоанн Дамаскин», возьмите бесподобного «Дон-Жуана», возьмите стихи.
Но он, к несчастью, русак, не из Абиссинии, не погиб в Тегеране, не в Германии туманной пел грозу в начале мая, а Маркевич со Стасюлевичем были нужны ему, скорее всего, только для контроверзы и противостояния,- по всему по этому-то его как бы и нет в русской литературе. Так же, как Григоровича.
Ну, русский человек, целиком, без примесей, даже без неметчины, – зачем его пропагандировать, хвалить, зачем пиарить его драматургию, романистику или великолепного «Алешу Поповича»? То ли дело южные поэмы Пушкина, южное его происхождение, La Boheme, les tsiganes! Ведь ничего же нет еврейского в Алексее Константиновиче, ни на понюх табаку (так же, как, например, в другом замолчанном русском гении Михаиле Волконском, – это который черносотенец…).
Вот поэтому, братцы, они второстепенные: Волконский, А.К.Толстой, художник Игорь Синявин, Варлам Шаламов, С.Т.Аксаков (башкир!), Аполлон Майков да Щербина: нет в них южной крови или мало-мало. В этом их вина. Отчего они такие русопяты? Это, Фимочка, несусветица и прямой урон престижу шекеля.
Я не разжигаю межнациональную рознь. Но русские писатели не должны цениться ниже русскоязычных. В испанской, английской, французской, итальянской, португальской литературе этого нет: чтобы англоязычный писатель ценился выше собственно английского.
Американская литература вся англоязычна, но на британских островах ее выделяют из общего – как частную, как литературу Соединенных Штатов Америки. А Лоренс Стерн, Голсуорси, Гарди и Р.Л.Стивенсон вполне себе наши, говорят англичане.
Так что и нам тоже не следует бросать в беде какого-нибудь несчастного Николая Клюева, расстрелянного, говоря, что Мандельштам, умерший сам по себе, лучше. Ни фига не лучше!
Что, думаете, я не читал Осипа Эмильевича Мандельштама? Читал. Отличный поэт, еврейский мудрец и версификатор; в своей молодости я любил его лирику, но теперь отчего-то он стал мне почти полностью чужд. Миросозерцание, видно, иное.
Церковь не велит почитать мятежников духа, а я приветствую.
И знаете почему? Потому что они последние последовательно и до конца защищают человеческое достоинство от поругания.
Дон Жуан многих женщин соблазнил, никого не любит, бога и святую инквизицию не страшится, весь мир готов вызвать на бой, каждого соперника нанизать на шпагу, любой отверженной Нисете пропеть серенаду, – а знаете почему? Потому что он свободен и защищает это право.
А свободный человек ненавистен всем узурпаторам, всем проповедникам догм, включая религиозные и социально-поведенческие. Надо сдерживаться и блюсти себя, утверждают православные батюшки? Ладно, согласен.
Тогда отчего, позвольте спросить, чуть ли не 2% населения страны уже заражено СПИДом? Ведь выходит, народ выбирает путь своеволия, распущенности, дон-жуанства, и это при приобретенной наконец стабильности, твердой руке, о которой так мечтали все наши слабоумные слабаки.
А сколько опять пьяниц появилось на улицах? А? Выходит – стабильность это и есть застой, люди не видят дела и выхода, превращаются в прелюбодеев, домашних тиранов и пьяниц, а женщины – в шлюх. И чем чаще сверху и с экранов звучит песнь песней о том, что учеников надо воспитывать, что ЕГЭ, что надо освободить малый бизнес, что партия держит руку на пульсе покойника, тем яснее ясного, что нужно то, против чего во времена Ельцина вы все так дружно вопили: РЕ-ФОР-МЫ. И такие люди, как Алексей Константинович Толстой, который, кстати, никогда не лизал жопу царю и другому начальству.
«Колокольчики мои, цветики степные,/ Что глядите на меня, темно-голубые?» – вот что главное написал А.К.Толстой.
Владимир Высоцкий? «Утренняя гимнастика»: «Лягте на пол, руки шире/Вздох глубокий, три-четыре…» В этом весь ваш «ум», господа россияне. Вот почему так хочется уехать из РФ.
Потому что здесь даже из гениев кроят кафтан по себе, даже из исполинов творят идиотов общего пользования.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1000737116-a-k-tolstoj-sochineniya-v-2-tomah-komplekt-a-k-tolstoj