Краткая биография адамович

Георгий Адамович : краткая биография

Гео́ргий Ви́кторович Адамо́вич (19 апреля 1892, Москва — 21 февраля 1972, Ницца) — русский поэт-акмеист и литературный критик, переводчик.

Георгий Адамович родился в Москве 7 апреля 1892 года, прожил здесь первые девять лет жизни и некоторое время обучался во Второй Московской гимназии. Его отец Виктор Михайлович Адамович (1839—1903), поляк по происхождению, служил уездным воинским начальником, затем в чине генерал-майора — начальником Московского военного госпиталя.

«В семье нашей было множество военных, два моих старших брата служили в армии. А про меня, по семейной легенде, отец сказал: 'В этом ничего нет военного, его надо оставить штатским'. Так меня штатским и оставили», — вспоминал Адамович.

Мать — Елизавета Семёновна Вейнберг (1867, Одесса — 1933, Ницца), дочь одесского купца третьей гильдии Семёна Исаевича Вейнберга (1835 — после 1903), племянница литераторов Петра и Павла Вейнбергов.

После смерти отца семья переехала в Петербург, где мальчик поступил в 1-ю Петербургскую гимназию. «Я попал в окружение родных моей матери, это была самая обыкновенная, средняя буржуазная семья. Политикой они мало интересовались и хотели, чтобы все продолжалось так, как было, чтобы все стояло на своих местах, чтобы сохранялся порядок», — рассказывал Адамович.

Обратите внимание

В 1910 году он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1914 году сблизился с акмеистами.

В те годы Адамовича, как он вспоминал, интересовали лишь вопросы литературы: он «довольно рано познакомился с поэтическими кругами Петербурга, там тоже о политике говорили мало». Всё изменилось с началом Первой мировой войны.

Когда Адамович спросил брата, командира лейб-гвардии Кексгольмского полка, приехавшего с фронта в 1916 году, чем, по его мнению, кончится война, тот (под впечатлением от солдатских настроений) ответил: «Кончится тем, что всех нас будут вешать».

К этому времени Адамович уже вошёл в «Цех поэтов», став (в 1916—1917 годах) одним из его руководителей. В 1915 году вышел первый рассказ Адамовича «Весёлые кони» («Голос жизни», № 5), за которым последовал «Мария-Антуанетта» («Биржевые ведомости», 1916).

Поэтический дебют Адамовича состоялся также в 1916 году, когда вышел сборник «Облака», отмеченный «легко узнаваемыми к тому времени чертами акмеистической поэтики». Книга получила в целом благожелательный отзыв Н. Гумилева; последний написал, что здесь «чувствуетсяхорошая школа и проверенный вкус», хоть и отметил слишком явную зависимость начинающего поэта от И. Анненского и А.

Ахматовой. В 1918 году Адамович стал участником (и одним из руководителей) сначала второго, затем третьего «Цеха поэтов».

Печатался в «Новом журнале для всех», «Аполлоне», «Северных записках», альманахах «Зелёный цветок» (1915) и других.

Второй сборник, «Чистилище», вышел в 1922 году; он был выполнен в форме лирического дневника и открывался посвящением Н. Гумилеву («Памяти Андрея Шенье»), которого автор считал своим наставником.

Важно

После Октябрьской революции Адамович переводил для издательства «Всемирная литература» французских поэтов и писателей (Бодлер, Вольтер, Эредиа), поэмы Томаса Мура («Огнепоклонники») и Дж. Г. Байрона, затем уже в эмиграции — Жана Кокто и, совместно с Г. В. Ивановым, «Анабазис» Сен-Жон Перса, а также «Постороннего» Альбера Камю.

В 1923 году Адамович эмигрировал в Берлин и жил затем во Франции. Он регулярно выступал с критическими статьями и эссе, печатался в журнале «Звено», с 1928 года — в газете «Последние новости», где вёл еженедельное книжное обозрение. Адамович, постепенно получивший репутацию «первого критика эмиграции», считался одним из ведущих авторов журнала «Числа», редактировал журнал «Встречи» (1934).

В эмиграции Адамович писал мало стихов, но именно он считается основателем группы, известной как поэты «парижской ноты», для творчества которой были характерны предельно искреннее выражения своей душевной боли, демонстрация «правды без прикрас». Позицию Адамовича, поставившую именно «поиск правды» во главу угла, Г. П. Федотов назвал «аскетическим странничеством».

В сентябре 1939 года Г. Адамович записался добровольцем во французскую армию; после разгрома Франции был интернирован.

Считается, что в послевоенные годы Адамович прошёл кратковременный период увлечения СССР и И. В. Сталиным, надеясь на возможность политического обновления в СССР. В конце 1940-х годов его статьи появлялись в западных просоветских газетах, а книга «Другая родина» (1947), написанная по-французски, некоторыми критиками из русских парижан была расценена как акт капитуляции перед сталинизмом.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/georgij-adamovich

Краткая биография Кипренского

>> Все биографии >> Художники из России

Кипренский Орест Адамович (1782— 1836), художник.

Родился 24 марта 1782 г. на мызе Нежинская (ныне в Ленинградской области).

Внебрачный сын крепостной крестьянки, получивший в младенчестве вольную. Обучался в Воспитательном училище при петербургской Академии художеств (1788—1797 гг.

), а затем в классе исторической живописи Академии (1797— 1803 гг.), где был оставлен для выполнения работы на соискание золотой медали. В 1806 г.

за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» Кипренский получил эту награду.

Всё творчество Кипренского связано с жанром портрета. Как представитель эпохи романтизма, он явился обновителем традиций русского портретного искусства. Его работы утверждают ценность личности, отражают эмоциональный мир человека.

Совет

В 1809—1812 гг. художник жил и работал в Москве и Твери, затем, став академиком Академии художеств (1812 г.), приехал в Петербург. Здесь он создавал портреты участников Отечественной войны 1812 г. и представителей русской культуры, рисовал женщин, детей.

В 1816 г. уехал за границу: посетил Италию, Швейцарию, Францию и Германию. С успехом участвовал в выставках в Риме и Париже.

В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. Он делает портреты своих видных современников (В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, С. С. Уваров и др.). На экспозициях Академии художеств 1824 и 1827 гг. его полотнам отводились отдельные залы.

Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты.

Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский музей; «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А.

Оленина, рисунок с поэтом Батюшковым); героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок.

Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н.

Оленину 1834), «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России.

«Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе.

Обратите внимание

Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице», завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-kiprenskogo

Краткая биография: Адамович Александр Михайлович

(р. 1927)

Родился 3 сентября в деревне Конюхи Минской области в семье врача. С 1928 семья жила на Бобруйщине, где ее застала Отечественная война. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 до начала 1944 сражался в партизанском отряде.

В 1944 уехал на Алтай, где жила его тетя, поступил в Лениногорский горно-металлургический техникум, поселился в студенческом общежитии (мать и брат остались в партизанском отряде, отец – на фронте).

После войны вернулся в Белоруссию, поступил в Минский университет, закончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Работая в Институте литературы им. Я.

Купалы, защитил докторскую диссертацию.

В 1962 – 66 жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах, одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ им. М. Ломоносова. Затем вернулся в Минск, продолжив работу в Институте литературы. Член-корр. АН Белоруссии с 1980. Начал литературную деятельность романом “Война под крышами” (1960).

Его перу принадлежат повести “Сыновья уходят в бой” (1965), “Хатынская повесть”(1968 – 72), “Я из огненной деревни” (1977, совместно с Я. Брылем и В. Колесником), “Каратели” (1980), “Блокадная книга” (1977 – 81, совместно с Д. Граниным).

Автор рассказов, многочисленных публицистических очерков, активный общественный деятель. Живет и работает в Минске.

(Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Алесь (Александр Михайлович) Адамович — прозаик, критик, литературовед, публицист, общественный деятель. «Фигура европейского масштаба», по словам Василя Быкова. Член-корреспондент АН БССР (1980), доктор филологических наук (1962), профессор (1971). Член Союза писателей СССР с1957 . Член Союза журналистов СССР с 1967. Член Союза кинематографистов СССР с 1977.

Лауреат Государственной премии БССР им. Якуба Коласа (1976 ), премии Министерства обороны СССР (1974 ) — за книгу «Хатынская повесть». Писал прозу, научные и критические статьи, публицистику — на белорусском и русском языках. Родился в семье служащих З сентября 1927 года (паспортная дата).

Важно

А на самом деле —3 августа 1926 года: мать в войну, спасая сына от угона в Германию, в школьном свидетельстве исправила дату его рождения. Родился в деревне Конюхи, Копыльского района, Минской области.

«Самое таинственное, легендарное место в моей биографии — эти самые Конюхи, в них я родился… Я ничего из конюховской жизни не помню…» Учась на врача, его отец — Адамович Михаил Иосифович (1902 года рождения, деревня Рачень Слуцкого района) в студенческие каникулы подрабатывал в Копыльском Доме отдыха.

После же окончания медицинского факультета Белорусского государственного университета, (поступил туда в 1923 году), был направлен в 1928 году на постоянную работу в поселок Глуша (Бобруйский район, Могилевская область). Переехал туда вместе с женой — Анной Митрофановной (1904 года рождения, деревня Заболотье Любанского района, в 1935-1936 гг.

окончила Могилевсую фармацевтическую школу) и сыновьями: Евгением (1924 года рождения, в будущем – врач) и Александром. «А настоящая малая родина, где я входил в возраст и в жизнь — рабочий поселок Глуша. Советское уточнение: стеклозавод «Коминтерн».

В 1930 году деда Алеся Адамовича, Митрофана Фомича Тычино, «раскулачили» и выслали вместе с женой и тремя детьми (из семи) в далекую и холодную Якутию. Это сказалось на судьбе всех остальных детей М.Ф.Тычины. Матери Алеся Адамовича власти без конца напоминали, что она — «дочь кулака». Дед Митрофан остался навек в якутской земле, остальные члены его семьи вернулись в Беларусь.

Эти события отозвались во многих произведениях А.Адамовича. В Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс. Любил книги и, особенно А.Пушкина, много раз перечитывал «Войну и мир» Л.Толстого. Наибольшим «мужским» авторитетом для него тогда были отец и дядя Антон (брат матери Антон Митрофанович — учитель математики).

Михаил Иосифович Адамович добился строительства больницы в поселке Глуша, которой он заведовал. «Радиус авторитета сельского врача», по словам Алеся Адамовича, заслуженно охватывал не только поселок, но и все окрестности. С января 1940 года находился на военной службе. С первых дней войны он — на фронте, был терапевтом ХІІІ армии (командующий армией — Н.П.

Пухов), дослужился до подполковника медицинской службы. В 1940—1941 годы. Алесь учился в Березках на Хотимщине (Могилевской области), где учительствовал его дядя Антон, который «гранил» его характер и знания. Вернулся в Глушу в день, когда началась война с Германией, а для его матери, старшего брата Евгения и его самого — «война под крышами».

Анна Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья с сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова, вместе со своими детьми выполняла разные задания и поручения.

Совет

В начале 1943 года она с сыновьями «пошла в лес», в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. Алесь, идя в партизаны, буханку хлеба, которую положила ему в сумку мать, заменил на однотомник Пушкина. Некоторое время выполнял хозяйственные работы в лагере, позже участвовал в боях в Бобруйском и Октябрьском районах, видел смерть в лицо.

Читайте также:  Краткая биография ерофеев

В конце 1943 года часть отряда соединилась с Советской Армией, перешла линию фронта. В начале 1944 года по командировке Центрального штаба партизанского движения был направлен в город Лениногорск на Алтае, где в эвакуации жила его родная тетя. Учился в Лениногорском горно-металургическом техникуме и одновременно работал. И День Победы он встретил там.

Вернувшись в 1945 году в Глушу, он экстерном сдал экзамены за среднюю школу и поступил на филологический факультет Белорусского государственного университета. Окончив в 1950 году университет, поступил в аспирантуру. С 1948 года начал писать роман «Сыновья уходят в бой». 25 ноября неожиданно умер отец.

Михаил Иосифович поехал на грузовике к роженице, а машина испортилась, тогда пошел пешком через ночь, вьюгу, простудился, вернулся домой с высокой температурой, случился инсульт. Смерть отца сильно потрясла его. В 1950 году выступил в печати как критик. Объектом были: проблемы романного жанра, творческого стиля, художественной индивидуальности.

С первых публикаций выявился бойцовский темперамент, широта кругозора, чуткость к правде, воевал с вульгарно-социологическими шаблонами, эстетической глухотой критики. Нажил на критическом поле немало врагов: на смену «сталинским кадрам» шли молодые, такие ж защитники литературного провинциализма, которые для достижения «победы» не брезговали сотрудничеством с карательными органами. 1954 год.

После защиты диссертации: «Язык романа «Третье поколение» и индивидуальный литературно-художественный стиль Кузьмы Чорного» — (написал за три летние месяцы 1953 года, т.к.

все годы аспирантуры работал над романом) стал преподавателем белорусской литературы на филологическом факультете БГУ, а затем перешел на работу научным сотрудником в Институт литературы имени Янки Купалы АН БССР, где работал (с перерывом) три десятилетия (с 1976 года — заведующий сектором взаимосвязей литератур).

Писал про то, что казалось актуальным для белорусской литературы (становление жанра белорусской литературы; Кузьма Чорный и Федор Достоевский; творчество Максима Горецкого и классическая традиция; военная и деревенская проза на литературной планете и т.д.). Опубликованные научные работы всегда вызывали широкий общественный резонанс, почти все были переведены на русскиий язык и изданы в Москве.

Обратите внимание

Весной 1954 года родилась дочь Наталья. Жена — Вера Семеновна Адамович (в девичестве — Медведева), 1929 года рождения, филолог. В 1958 году из печати вышла первая книга, литературоведческое исследование «Путь к мастерству: Становление художественного стиля Кузьмы Чорного». 1959 год . Увидел свет сборник литературно-критических статей «Культура творчества». Эти книги имели богатую прессу.

«Я кинулся в критику, весь, со всеми мыслями и эмоциями. И литературная критика, могу засвидетельствовать, способна стать твоей страстью, но пока ты веришь, что это «не буря в стакане воды», а по-настоящему общественное дело». 1960 год . Публикует в журнале « Дружба народов» романа «Война под крышами».

Позже отметил: «Если мне что и удалось в романе «Война под крышами», то это потому, что прежде эту книгу мать написала собственной жизнью». 1961 год . Вышла из печати монография «Белорусский роман» на основе которой была защищена докторская диссертация. Защищал ее в 1962 году в Киеве, в Институте литературы имени Т.Г.Шевченки: в Минске «влиятельные» литераторы грозились не допустить защиты.

Так началось «вытеснение» Адамовича за пределы Беларуси. 1963 год . Публикует в журнале «Дружба народов» вторую часть романа-дилогии «Сыновья уходят в бой». На основе этих произведений написан киносценарий двухсерийного фильма «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» (режиссер Виктор Туров, автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий, киностудия «Беларусьфильм»,1970 г .).

С декабря 1962-1964 годы учился на Высших сценарных курсах в Москве. Одновременно преподавал белорусскую литературу в Московском государственном университете (1964-1966 годы ), откуда в 1966 году был вынужден уйти за отказ подписать письмо, осуждающее Андрея Синявского и Юлия Даниэля, московских литераторов-дисседентов, которых судили за «антисоветскую деятельность».

Был вынужден покинуть Москву и вернуться в Минск. Более полугода был безработным: не брали ни в БГУ, куда приглашал ректор А.Н.Севченко, ни в Академию наук. Помог Андрей Макаенок, обратившийся к секретарю ЦК КПБ П.Машерову. Был принят на работу в Институт литературы имени Янки Купалы в качестве старшего научного сотрудника.

Принимал активное участие в работе «реформаторского» V съезда белорусских писателей, где состоялась острая стычка «шестидесятников» с «неосталинистами». В 1966 году была опубликована повесть «Виктория» (затем названа «Асия»), в которой попробовал выйти за границы автобиографизма. 1968 год. Написал сценарий документального фильма «Хатынь, 5 километров» (режиссер И.

Коловский), с которого начался новый этап в подходе прозаика к военной теме: на смену героизации пришла трагедийность. 1969 год. В« Дружбе народов» опубликована повесть «Последний отпуск».

А также напечатал серию статей «Широта писательского мира» о творчестве Кузьмы Чёрного в контексте мировой литературы, чем вызвал негативную реакцию со стороны местных псевдопатриотов и ортодоксальных марксистов. 1970 год . Дописал «Хатынскую повесть» (журнал «Дружба народов»).

Важно

Хотя произведение имело положительные отзывы, сам писатель переживал: «Выявил, поднял, показал одну только крупицу правды, каплю с того, что увидел, понял, а бездонный океан народной, огненной, хатынской памяти остался, там же, неслышимый, невидимый миру». Пришла мысль о документальной книге. 1970-1973 годы .

Вместе с Янком Брылем и Владимиром Колесником объехали с магнитофоном всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных деревень, опросили и записали более трехсот свидетелей военной трагедии, рассказы которых и легли в основу документальной книги «Я из огненной деревни». 1975 год . Книга «Я из огненной деревни…» вышла отдельным изданием.

Переведенная на многие иностранные языки, стала литературным бестселлером на Западе. В журнале «Полымя» опубликовал серию литературоведческих статей о творчестве Максима Горецкого «Врата сокровищницы своей отворяю…» — своеобразный роман-эссе. По мотивам «Хатынской повести» в Государственном русском драмтеатре БССР в 1977 году была поставлена пьеса «Возвращение в Хатынь» (режиссер Б.Луценко).

По мотивам книги «Я из огненной деревни…» режиссер ВикторДашук ( по сценарию А.Адамовича) снял серию документальных фильмов, композитор Л.Шлег написала реквием «Помните», Новосибирский театр драмы сделал инсценировку. С апреля 1975 года начал записывать ленинградских блокадников. Соавтор—ленинградский писатель Даниил Гранин. В 1979 году выходит первая часть «Блокадной книги». 1977 год.

Вышло Собрание сочинений в 2-х томах. 1979 год 22 мая . После тяжелой болезни умирает мать Алеся Адамовича. Умерла «на Миколу» весеннего, когда цвели сады. Незадолго перед этим сам писатель перенес язвенное кровотечение. Его спас счастливый случай и мать: он пришел навестить ее в больницу и сам был срочно госпитализирован. 1981 год . Опубликовал роман «Каратели».

Новый взгляд на концепцию военной литературы изложен в книгах «О современной военной прозе» (1981), «Война и деревня в современной литературе» (1982) и «Ничего важнее» (1985), в которой «Ну так делайте сверхлитературу!» – призвал писателей Алесь Адамович. 1982 год. Участвует в работе Генеральной асамблеи ООН в Нью-Йорке в составе белорусской делегации.

В те годы много ездил по миру, принимая участие в международных антивоенных, антиядерных конференциях, где выступал с докладами, давал многочисленные интервью. Публицистика того времени собрана в книгах «Выбери — жизнь!» (1986), «Литература и проблемы века» (1986), «Додумывать до конца» (1988). 1981-1983 годы. Вышло Собрание сочинений в 4-х томах. 1984 год .

Съемки кинофильма «Иди и смотри», поставленного по сценарию А.Адамовича (в основе сценария лежат «Хатынская повесть» и «Каратели», в соавторстве с кинорежиссером Элемом Климовым ), проходили в Беларуси. А.Адамович принимал в них активное участие, присутствовал на съемочной площадке.
(Этот фильм — и под первоначальным названием «Убейте Гитлера! «А.Адамович и Э.Климов пытались поставить до этого почти семь лет, после того, как в 1977 г. работа над фильмом была остановлена Госкино). 1985 год. Кинофильм «Иди и смотри», получил первую премию и Золотой приз на XIV Московском кинофестивале и обошел экраны многих стран мира, получив огромный резонанс. 1986 год . В ночь, когда взорвался реактор на Чернобыльской АЭС, Адамович летел на самолете на юг, в санаторий Железноводска. Стал искать возможность разрушить стену секретности вокруг Чернобыля, опрашивал ученых-физиков, медиков Минска и Москвы о возможных последствиях катастрофы. После этого написал письмо М.С.Горбачеву, тогдашнему генсеку КПСС, чтобы донести до него и мировой общественности истинные масштабы бедствия, постигшего Беларусь. Появилась реальная возможность влиять на ход событий. Белорусское партийное руководство вместо того чтоб использовать должным образом интелектуальный потенциал и организаторские способности Алеся Адамовича, организовало в печати обструкцию, обвинив его в пацифизме, паникерстве, святотатстве и кликушестве. В итоге он был вынужден покинуть Минск и переехать на работу в Москву, где осенью 1987 года был избран директором Всесоюзного НИИ киноискусства. Закончил повесть-антиутопию «Последняя пастораль» («Новый мир», 1987 г.). Был председателем жюри кроткометражного кино на XV Московском международном кинофестивале (1987, июль ). Вышла книга рассказов и эссе «Моление о будущем». 1988 год. Появилась возможность опубликовать главу романа «Каратели» — «Дублер» ( «Дружба народов», 1988, №11), над которой работал несколько лет. 1989 год. Стал народным депутатом СССР, активно использовал три- буну съездов для выступлений за перестройку, демократизацию и гласность. Публицистика Адамовича последних лет собрана в его книгах «Отвоевались!» (1990), «Мы—шестидесятники».(1991). 1991год. В дни августовского путча в Москве находился в рядах

защитников Белого дома. Эти события отразил в публицистическо-мемуарном эссе «Спасибо, хунта!».



Источник: http://vsekratko.ru/biography/adamovich/

Орест Адамович Кипренский: картины (портреты), краткая биография

   Орест Адамович Кипренский — гениальный русский портретист, живописец и график, человек сложной и интересной судьбы.

Как и Леонардо да Винчи, он родился вне брака, но в отличие от титана Возрождения, ему в молодости пришлось побывать в рабстве — так как он был внебрачным ребенком помещика, то по официальным сведениям был крепостным и числился сыном Адама Швальбе, крепостного, которого женили на его матери после рождения ребенка от помещика Дьконова.

Родился будущий известный мастер портретной живописи на территории нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, в марте 1782 года.    В возрасте всего лишь шести лет будущий художник Кипренский получил вольную и избавился от клейма крепостного, которое никогда не позволило бы ему подняться выше скотного двора.

Нужно отдать должное его отцу — ребенком занимались, ему обеспечили будущее, что делали далеко не все отцы незаконнорожденных детей. Он даже получил модное в то время имя и лирическую фамилию. Предположительно, ее образовали от имени Афродиты Кипрской — Киприды.

Совет

   Мальчика отдали на обучение в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем талантливый юноша поступил в саму Академию. В общей сложности он успешно проучился 15 лет, окончив Академию с золотой медалью.

Это давало право медалисту на поездку за границу, но воспользоваться им художник смог намного позже из-за военных действий.

   Художник жил и работал по несколько лет в Москве, Твери и Санкт-Петербурге, пока в 1828 года не поселился в Италии. Здесь его ждал очередной крутой поворот и настоящая любовь всей жизни. Он женился на итальянке, и даже необходимость поменять вероисповедание и стать католиком его не остановила от решительного шага.

   Будущность и профиль работы художника обусловило его обучение в Академии художеств по классу исторической живописи у известного мастера-портретиста Угрюмова.

Хотя можно утверждать, что задатки гениального мастера камерного и парадного портрета у него были еще в детстве.

В возрасте всего 12 лет он написал портрет своего приемного отца Швальбе в такой виртуозной технике, что картину принимали за работу самого Рембрандта.

   Но во «взрослых» работах художника прослеживается явный отход от изображения «в подражание Рембрандту».

Читайте также:  Сочинения об авторе оруэлл

Его зрелые работы более воздушные, часто используют яркие и нежные краски, в них больше реализма и одухотворенности, нежели трагизма.

Одним из самых известных работ Кипренского стал портрет гусара Дениса Давыдова, героя Отечественной войны 1812 года. За него мастер заслуженно получил почетное звание академика.

   Этот портрет впечатляет и правильной композицией, и выразительным, живым лицом легендарного партизана-гусара, его непринужденной, естественной позой. В полотне использованы два чистых, «открытых» цвета — алый для кафтана и белый для лосин. Их сочность разбавлена мягкими размытыми цветами фона и множеством мелких деталей, которые органично вливаются в общую канву изображения.    На портрете множество мелких подробностей, которые можно рассматривать бесконечно. Это золотое шитье доломана, аккуратная меховая выпушка, шелковые кисти и плетение на поясе и на сабле героя войны, изящный рисунок его щегольских сапожек, перья на шляпе, которая лежит у его ног.

Обратите внимание

   За свою очень короткую жизнь художник создал яркую галерею выразительных и запоминающихся портретов, среди которых и портрет великого поэта А.С. Пушкина. Скончался художник в любимой им Италии, не пережив тяжелого воспаления легких, в 1836 году. Памятник на его могиле поставили благодарные русские художники, проживавшие в этой стране.

Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2155-orest-adamovich-kiprenskiy-kartiny-portrety-kratkaya-biografiya.html

Орест Адамович Кипренский: картины, краткая биография :

Журналист Фаддей Булгарин упоминал этого выдающегося художника как человека, одаренного необычным талантом видеть глубину души, скрытую от посторонних глаз. Речь идет об Оресте Адамовиче Кипренском.

Детские годы

Кипренский Орест родился в 1782 году, 24 марта. Его мать, крепостная крестьянка по происхождению, родила сына от помещика Дьяконова, а чуть позже вышла замуж за Швальбе Адама. Фамилия Кипренский является выдуманной.

Орест был внебрачным сыном Дьяконова, но несмотря на это помещик всячески заботился о ребенке. В 6 лет Орест стал вольным человеком и был определен Дьяконовым в художественную академию Петербурга. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Он много раз получал всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.

В. С. Дмитриев, гувернер и преподаватель Академии художеств в то время, отмечал, что Ореста отличало от сверстников чуткое восприятие цветовой гаммы. Он рисовал непринужденно, легко. Частенько мальчика можно было застать даже за пением. Кипренский был способным, живым и темпераментным.

Юношество

Спустя 9 лет Орест Адамович Кипренский благополучно завершил свое обучение в воспитательном училище Художественной академии и попал в класс исторической живописи того же учреждения. Здесь обучались одаренные ученики, ведь историческая живопись в то время была высшим жанром художественного искусства.

В рисунках Ореста просматривался особенный собственный стиль. Виртуозностью исполнения отличаются такие его работы, как “Натурщик с красным плащом”, “Гектор и Андромаха”, “Читатели газет в Неаполе”.

Обучение живописца происходило в полуказарменном режиме, где он подвергался постоянному муштрованию, а вокруг царила рутина. После того как Кипренский закончил свое обучение в Художественной академии, в кругу друзей его начали называть “сумасбродным Орестом” и “пылким”.

Художник Кипренский никогда не расставался со своим альбомом, а его душа принимала все впечатления жизни. Его друзья говорили о том, что он не знал меры в работе и увлечениях. В принципе, молодой человек никогда не отличал работу от увлечения, ведь писал все то, что привлекало его интерес, захватывало.

Творческая индивидуальность

В раннем творческом периоде Орест Адамович Кипренский обращал внимание на работы Левицкого и Угрюмова. Он также отражал романтическое восприятие образов, когда рисовал портреты участников Отечественной войны. Ему была присуща легкая романтическая манера рисования, он работал размеренно и спокойно, ловя тонкие нотки оттенков и чувственные движения вокруг.

В 1816 году художник Кипренский начал путешествовать по разным странам, рисовать свои картины, которые пользовались успехом в Италии, Германии, Швейцарии. Впервые его талант был признан в Европе. Поворотным моментом в творчестве стала поездка в Италию. Портреты Кипренского приобрели определенность форм, образов, классическую манеру письма.

Художественные веяния Кипренского

В начале 19 века русское портретное искусство немного изменилось благодаря воздействию Кипренского. Картины его помогали раскрыть человеческую индивидуальность, утвердить идеал гармоничности, особые нюансы личности. В своих рисунках он мог передать всю глубину чувств, которую испытывают люди.

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара.

На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига.

Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо.

Важно

Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей.

Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Кипренская живопись

Женские изображения – особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству.

Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания.

В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.

С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.

В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.

Знаменитые произведения Ореста Кипренского

Портрет Давыдова Е. В. художник создал в 1809 году. Сейчас картина принадлежит Государственному Русскому музею Санкт-Петербурга. Многие полагали, что на полотне изображен друг поэта Пушкина, военный предводитель по фамилии Давыдов.

Но это предположение было ошибочным, как стало известно позже. Оказывается, у Давыдова было 2 брата, отважно сражавшихся против французов.

Историки и искусствоведы по сей день ведут споры по поводу того, какой из двух братьев изображен на полотне, но склоняются в пользу Евграфа.

В 1816 году художник написал портрет Жуковского В. А. Увидеть эту картину Кипренского можно в Третьяковской галерее в Москве. Это яркий пример мастерства Ореста Адамовича.

Некое родственное мироощущение объединяло Кипренского и Жуковского. Хотя поэзия далека от живописи, но Жуковский всегда говорил, что два вида искусства тесно связаны.

Вообще, разные вещи сближали этих двух творческих людей.

Картина “Бедная Лиза» была написана Кипренским в 1827 году по знаменитой повести Карамзина. Литературное произведение является ознаменованием русского сентиментализма.

Шедевр живописца

Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина “Читатели газет в Неаполе”, созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна.

На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом.

Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.

Совет

И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках.

Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране.

Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.

Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.

Источник: https://www.syl.ru/article/329604/orest-adamovich-kiprenskii-kartinyi-kratkaya-biografiya

Алесь Адамович

Адамович Алесь (Александр Михайлович) (1927/ 1994) — белорусский писатель, публицист, литературовед. Основной мотив творчества — осмысление античеловечности войны. Его перу принадлежат дилогия «Партизаны», повести «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни», «Каратели», «Последняя пастораль» и «Блокадная книга» (последняя написана совместно с Д.А. Граниным).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 8.

Белорусский прозаик

Адамович Алесь, настоящее имя – Александр Михайлович (р. 1927), белорусский прозаик, публицист.

Родился 3 сентября в деревне Конюхи Минской области в семье врача. С 1928 семья жила на Бобруйщине, где ее застала Отечественная война. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 до начала 1944 сражался в партизанском отряде.

В 1944 уехал на Алтай, где жила его тетя, поступил в Лениногорский горно-металлургический техникум, поселился в студенческом общежитии (мать и брат остались в партизанском отряде, отец – на фронте).

После войны вернулся в Белоруссию, поступил в Минский университет, закончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Работая в Институте литературы им. Я.

Купалы, защитил докторскую диссертацию.

В 1962 – 66 жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах, одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ им. М. Ломоносова. Затем вернулся в Минск, продолжив работу в Институте литературы. Член-корр. АН Белоруссии с 1980. Начал литературную деятельность романом “Война под крышами” (1960).

Его перу принадлежат повести “Сыновья уходят в бой” (1965), “Хатынская повесть”(1968 – 72), “Я из огненной деревни” (1977, совместно с Я. Брылем и В. Колесником), “Каратели” (1980), “Блокадная книга” (1977 – 81, совместно с Д. Граниным).

Автор рассказов, многочисленных публицистических очерков, активный общественный деятель. Живет и работает в Минске.

Использованы материалы кн.

: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Советский, белорусский писатель

Адамович, Александр Михайлович (03.09.1927, д. Конюхи Слуцкого р-на Минской обл. — 26.01.1994, Москва) — советский, белорусский писатель. Родился в семье врачей. Участник партизанского движения во время ВОВ. Окончил филологический факультет БГУ (1950), аспирантуру (1953), Высшие сценарные курсы (1964).

Печатался как критик (с 1953), прозаик (с 1960) и публицист. Докт. филолог. наук (1962), проф. (1971), член-корр. АН Белоруссии (1980). В 1954–1962 и 1967–1987 работал в Институте литературы им. Я. Купалы (с 1976 — зав. сектором). В 1962–1966 преподавал в МГУ. Был отстранен от преподавания за отказ подписать письмо против писателей-диссидентов А. Синявского и Ю.

Даниэля. Член СП СССР с 1957, в 1986–1991 — член правления, в августе 1991 — секретарь правления, в сентябре 1991–1992 — сопредседатель правления. Член Союза журналистов с 1967, Союза кинематографистов с 1977. Лауреат литературной премии Министерства обороны СССР, лауреат государственной премии БССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени и «Знак почета».

Обратите внимание

Автор произведений: «Партизаны» (1960–1963), «Хатынская повесть» (1971), «Каратели» (1980), «Последняя пастораль великого драматурга» (1987), «Белорусский роман» и др. В соавторстве с Д. Граниным — «Блокадная книга» (1977–1981). Автор сценариев к фильмам «Война под крышами» (1967), «Сыновья уходят в бой» (1969), «Иди и смотри» (совместно с Э. Климовым) (1985).

Читайте также:  Краткая биография каменский

Автор исследований «Становление жанра. Белорусский роман» (1960), «Масштабность прозы» (1972), «Горизонты белорусской прозы» (1974) и др. В начале 80-х на официальных мероприятиях выступал с пацифистских позиций. С 1987 — директор Всесоюзного института киноискусства, зам. председателя комиссии СССР по делам ЮНЕСКО.

Входил в редколлегии журнала «Неман», «Феникс — ХХ», общественный редсовет альманаха «Детектив и политика». С 1989 — сопредседатель общественного совета общества «Мемориал». Народный депутат СССР от союза кинематографистов (1989–1991). Входил в Межрегиональную депутатскую группу.

Член бюро клуба «Московская трибуна» (с 1989), Координационного совета движения «Апрель» (с 1990). В 1989–1992 — Сопредседатель Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля».

А. В. Шубин.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 147-148.

Литература:

Адамович А. «Додумывать до конца. Литература и тревоги века». М., «Советский писатель», 1988; Адамович А. «Отвоевались!». Статьи, выступления. М., «Молодая гвардия», 1990; Адамович А. Избранные произведения. В 2 тт. Минск, 1977; Адамович А.

«Vixi (Я прожил)» Повести, воспоминания, размышления. М., «Материк», 1994; Адамович А. Собрание сочинений в 4 тт. Минск, 1981–1983; Адамович А. Мы — шестидесятники. М., 1991; Адамович А. «Прожито». Автобиографические рассказы, повесть. М.

: Слово, 2001.

Писатель XX века

Адамович Алесь (настоящее имя Александр Михайлович) [3.9.1927, д.Конюхи Копыльского р-на Минской обл.— 26.1.1994, Москва; похоронен в пос. Глуша Бобруйского р-на Могилевской обл.] — прозаик, кинодраматург, публицист.

Родился в семье врачей. Семья переезжает в пос.Глуша, где ее и настигает Великая Отечественная война.

Отец уходит на фронт, а мать, работая в аптеке, устанавливает связь с партизанами; в 1943 вместе с двумя сыновьями уходит в лес к партизанам. 15-летний подросток наравне со взрослыми ходит на задания, участвует в боевых операциях.

Важно

В конце 1943 отряд, в котором находился Адамович, под рекой Березиной участвует в тяжелом бою с фронтовым немецким соединением, немногим, среди которых был и Адамовичу, удалось остаться в живых.

До лета 1945 Адамович живет на Алтае у родственников. Там он работает и 1 год учится в Лениногорском горно-металлургическом техникуме.

Вернувшись в Белоруссию, Адамович поступает на филологический факультет Белорусского государственного университета. С отличием закончив учебу, поступает в аспирантуру (1950-53). Некоторое время работает преподавателем, защищает кандидатскую дис.

В 1962 Адамович также успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук.

В 1970-е Адамович работает в Институте литературы им. Янки Купалы Академии наук БССР заведующим сектором литературных взаимосвязей, ему присваиваются ученые звания профессора и члена-корреспондента АН БССР. Уже в аспирантуре он пишет фрагменты своей будущей партизанской дилогии, но публиковаться еще не решается.

Говоря о главном «толчке», который сделал его литератором, Адамович писал: «Для одних это была революция, Гражданская война… Для меня и многих моих одногодков — Отечественная война и Двадцатый съезд. Два толчка — два “эпицентра”» (СС. Т.1. С.619).

Впервые в печати Адамович выступил в 1953 как критик со статьями о современной белорусской прозе, которые позднее составили сборнике. «Литература, мы и время» (1979). Литературоведческие книги Адамовича «Путь к мастерству. Становление художественного стиля К.

Чорного» (1958), «Культура творчества» (1959) и «Белорусский роман» (1960) написаны на обширном материале белорусской литературы.

Совет

В конце 1950-х критические и литературоведческие публикации Адамовича сменяются публикациями прозаическими: дилогия «Партизаны» — романы «Война под крышами» (1960) и «Сыновья уходят в бой» (1963).

Прототипом главной героини дилогии Анны Михайловны, по признанию самого писателя, была его мать, которую он по-настоящему узнал только во время войны. Идейный пафос дилогии — преодоление литературно приукрашенного, сглаженного облика партизанской действительности.

Писать не так, «как должно было быть», а так, «как оно было», становится главным девизом всего последующего творчества Адамовича.

В повестях Адамовича «Асия» (журнальный вариант — «Виктория», 1965) и «Последний отпуск» (1967) исследуется нравственная и духовная основа любовного чувства.

Обильно насыщенные философскими рассуждениями, эти книги были направлены против равнодушия и бездуховности.

Очередным произведением о партизанской борьбе стала «Хатынская повесть» (1972). Здесь речь идет не столько о страшной трагедии сожженной белорусской деревни Хатынь, сколько о подобной участи многочисленных других деревень Белоруссии.

События войны показаны в повести как воспоминания бывших партизан отряда Косача, собравшихся вместе, чтобы поговорить о своей боевой молодости. Ослепший после контузии партизан Флориан Гайшун (Флёра) с обостренной болью и особенной ясностью воспринимает военное прошлое.

Повесть органично вобрала в себя и сюжет любовного «треугольника», и философские размышления, и обостренное индивидуальное видение конкретных жизненных фактов. После «Хатынской повести» Адамович писал: «Есть, оказывается, правда, необходимая, большая, которую литература, однако, не в силах не только выразить вполне, но и просто вобрать, удержать» (Литературное обозрение. 1975. №4).

Обратите внимание

Возникает замысел написать книгу документальных свидетельств о преступлениях немцев на белорусской земле. Совместно с Я.Брылем и В.Колесником Адамович пишет документальную трагедию «Я из огненной деревни…» (1975). В книге были использованы подлинные рассказы более 300 непосредственных свидетелей хатынских трагедий, людей, «вышедших из огня, из-под земли».

Книга обжигала своей чудовищной достоверностью и вселяла ужас перед открывшейся бездной фашистской жестокости. Другим таким же опытом Адамовича явилась опубликованная в 1979 совместно с Д.Граниным «Блокадная книга»; позднее Д.Гранин опубликовал задержанную ранее цензурой «Запретную главу» (Знамя. 1988. №2).

Авторы стремились зафиксировать пережитое жителями блокадного Ленинграда, их имена и адреса, понять их мироощущение, осознать истоки их стойкости и героизма.

Свободный авторский диалог с живыми свидетелями дал возможность осознать бесконечное разнообразие пусть и трагической, но живой плоти непереводимого на язык логики и разума бытия — тихий хаос смерти и судорожное, героическое усилие жизни.

В конце 1970-х возникает замысел очередной повести Адамовича — «Каратели…» (полное название «Каратели.

Радость ножа, или Жизнеописания гипербореев», 1980) и ее дополнительной главы «Дублер: Сны с открытыми глазами» (1988). Это произведение как по своему замыслу, так и по жанру занимает особое место во всей советской прозе на тему Великой Отечественной войны. Пожалуй, впервые логика, философия и психология изуверов были показаны с такой аналитической глубиной и бесстрашием.

В русле гуманистической традиции Л.

Толстого и Достоевского в повествовании разворачивается «фантастический реализм» «сверхчеловеков»: фантазия «Высших» и «Низших», «книжные мечты» эгоцентричной философии Ницше, воплощенные в кровавую практику фашистского геноцида, процесс «расчеловечивания» и предельного «помутнения» раздраженного сердца немецких приспешников, втянутых в машину гитлеровского «орднунга».

Писатель стремится разоблачить фашистское мифотворчество, зомбирующее сознание масс. Повесть «Каратели…» первоначально задумывалась как «сны двух тиранов», но из-за цензурных запретов глава «Дублер…», посвященная второму тирану — Сталину и написанная еще в 1979, смогла увидеть свет лишь через 9 лет (Дружба народов. 1988. №11).

Важно

Писатель считал эту главу своего произведения основной, посвятив ее психологической загадке феномена Сталина. Перед нами проходят «сны с открытыми глазами» уставшего, подозрительного, страдающего манией преследования и окруженного страхом диктатора.

Повесть убедительно показала, что, не переводя «документ» в разряд беллетристики, разножанровый материал произведения можно удачно сочетать в едином полифоническом целом. Адамович призывал литературу, общественное сознание очиститься от «тромбов» полуправды, умолчаний, иллюзий, высветить до последних глубин суровую реальность подлинного факта.

Адамович активно участвует в экранизации таких своих произведений, как «Сыновья уходят в бой» (1969), «Я из огненной деревни…» (документальный цикл: «Женщина из убитой деревни», «Горсть песка», «Немой крик», «Суд памяти», «Последнее слово», 1975-78), совместно с Э.Климовым по «Хатынской повести» ставит фильм «Иди и смотри» (1985).

Поясняя сценарий этого фильма, Адамович писал: «Убить самое убийство, и не одно лишь атомное, но и всякое иное, только так можно навсегда убить Гитлера» (СС. Т.4. С.545).

В 1970-е Адамович продолжает работать в жанре критики и литературоведения. Выходит ряд его книг: «Масштабность прозы» (1972), «Горизонты белорусской прозы» (1974), «Издали и вблизи» (1976).

В них особую значимость приобретают проблемы связи белорусской литературы с другими славянскими литераторами (творчество К.Чорного, М.Горецкого, И.Мележа, В.Быкова и др.). В этот период Адамович пишет статьи «По праву любви» (1980), «Достоевский после Достоевского» (1981), «Ничего важнее» (1982) и др.

Чернобыльские события лета 1986 вызвали активную публицистическую деятельность писателя. Адамович добивается личной встречи с главой государства, сообщает ему замалчиваемую властями правду о происходящих событиях. Проблема ядерного апокалипсиса находит свое отражение в произведении Адамовича «Последняя пастораль» (Новый мир. 1987. № 3).

В 1987 Адамович переезжает из Минска в Москву и становится там директором НИИ киноискусства. В мае-июне 1989 Адамович в качестве депутата принимает деятельное участие в работе I Съезда народных депутатов СССР. Митинги и съезды, в которых участвовал Адамович в эти дни, не помешали ему в конце 1991 закончить работу над повестью «Венера, или Как я был крепостником» (Неман. 1992. №7).

Совет

В последние 2 года писатель серьезно болел. Из общественного деятеля он превращается в летописца и мемуариста. Свою итоговую разножанровую исповедально-документальную книгу «Vixi» («Прожито», 1993-94), над которой Адамович работал до самых последних дней, закончить не успел. В опубликованной 1 -й и незаконченной 2-й части книги писатель вновь возвращается к толстовской теме «войны и мира», жизни и смерти, к политическим, философским, к психологическо-физиологическим рефлексиям, связанным с его молодостью, с чистой и сентиментально-грустной историей его юношеской послевоенной любви. Смысл своей завершающей книги писатель видел в том, чтобы «взглянуть на многое (и на самого автора романов) из такого будущего, где уже виден край жизни» (Дружба народов. 1993. №10. С.49). «Алесь Адамович,— говорилось в «Литературной газете» после смерти писателя,— отдал все силы борьбе против тоталитаризма, за демократическое обновление народной жизни». Его общественный и литературный труд был назван «подвижническим, а жизнь — подвигом» (Литературная газета 1994. №5. С.З).

В.С.Фёдоров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 18-20.

Далее читайте:

Спецсообщение секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР «О ходе подготовки к I Всесоюзному съезду Союза советских писателей». 12.08.1934 (см. краткую характеристику Алеся Адамовича).

Письмо сорока двух, Известия. 1993. 5 октября.

Сочинения:

Избранные произведения: в 4т. Минск, 1995;

Избранные произведения: в 2т. Минск, 1977;

«Мут» по-немецки — «мужество»: рассказ // Аврора. 1985. №11;

Отвоевались!: сб. статей и выступлений. М., 1990;

Адамович А., Гранин Д.

Блокадная книга: Главы, которых в книге не было // Звезда. 1992. № 5, 6;

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. СПб., 1994; Vixi (Прожито): Законченные главы незавершенной книги // Дружба народов. 1993. №10;

Сидели мы на крыше… (Vixi-2) // Дружба народов. 1995.

№1;

Единственная моя жизнь… (Vixi-2) // Дружба народов. 1996. №3;

Делать дело — всю жизнь и постоянно…: Из записных книжек разных лет / публ. В.С.Адамович, Н.А.Шувагинэй-Адамович // Вопросы литературы. 1999. №5;

Из «Зеленой тетради».

1987 год // Вопросы литературы. 2001. №4.

Литература:

Конецкий В. У каждого был свой спаситель // Дружба народов. 1980. №5;

Шубин Л. Боль и память // Литературное обозрение. 1982. №12;

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

Терновский А.В. Книги о войне и мире // литература в школе. 1985. №2;

Лисовский И. Дыхание зверя // Литературное обозрение. 1939. №7;

Гранин Д. Послесловие к недописанной части исговеди А.Адамовича «Сидели мы на крыше…» // Дружба народов. 1995. №1;

Гранин Д. Друг мой Алесь. Из воспоминаний об А.Адамовиче // Вопросы литературы 1995. Вып.1;

Лазарев Л. Без страха и упрека: Вспоминая и перечитывая А.Адамовича // Знамя. 1995. №6:

Давыдов Ю.В. Нежность // Дружба народов. 1996. №3;

Перуанская В. Вспоминая Алеся Адамовича, и не только его… // Вопросы литературы. 1997. №6.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/adamovicha.php

Ссылка на основную публикацию