Жоржи Амаду
Бразильская литература
Родился 10 августа 1912 в Ильеусе (шт. Баия), сын мелкого плантатора. Писать начал с 14 лет. В ранних романах Страна карнавала (O paiz do carnaval, 1932), Мертвое море (Mar morto, 1936), Капитаны песка (Capites da areia, 1937) описывал борьбу трудящихся за свои права.
Показателен в этом отношении роман Жубиаба (Jubiab, 1935), герой которого, в детстве беспризорник-попрошайка, делается сначала вором и главарем банды, а затем, пройдя школу классовой борьбы, становится прогрессивным профсоюзным лидером и образцовым отцом семейства.
Активист компартии Бразилии, Амаду не раз высылался из страны за политическую деятельность. В 1946 он был избран депутатом Национального конгресса, двумя годами позже, после запрещения компартии, снова был выслан. За последующие четыре года объехал ряд стран Западной и Восточной Европы, Азии и Африки, встречался с П. Пикассо, П.
Элюаром, П. Нерудой и другими видными деятелями культуры. По возвращении на родину в 1952 всецело отдался литературному творчеству, став певцом родной Баии, с ее тропической экзотикой и ярко выраженным африканским началом в культуре.
Его романы отличает интерес к народным традициям и магическому ритуалу, вкус к жизни со всеми ее радостями. Идеологические установки в творчестве уступают место собственно художественным критериям, действующим в русле того чисто латиноамериканского направления, которое получило в критике название «магического реализма».
Начало этим переменам положил роман Бескрайние земли (Terras do sem fim, 1942), за которым последовали другие романы того же направления — Габриэла, корица и гвоздика (Gabriela, cravo e canela, 1958), Пастыри ночи (Os pastores da noite, 1964), Дона Флор и два ее мужа (Dona Flor e seus dois maridos, 1966), Лавка чудес (Tenda dos milagres, 1969), Тереза Батиста, уставшая воевать (Teresa Batista, cansada de guerra, 1972), Засада (Tocaia grande, 1984) и другие. В 1951 Амаду был удостоен Ленинской премии, в 1984 награжден орденом Почетного легиона (Франция).
Умер Амаду в Салвадоре (шт. Баия) 6 августа 2001
Амаду был рожден в городе Ильеусе, 10 августа 1912 года. Сын мелкого владельца плантаций свой талант к письму начал проявлять в подростковом возрасте, в 14 лет. В его первых романах («Страна карнавала» 1932, «Мертвое море» 1936, «Капитаны песка» 1937) шла речь о борьбе работяг за свои права. Образцом в этой позиции стал роман «Жубиаба» 1935, в котором описывается жизненный путь мужчины, начиная с раннего детства. Герой романа был беспризорным попрошайкой и заканчивая зрелостью – образцовый отец семейства и профсоюзный лидер. Амаду часто был в ссылке за границей своей страны из-за яркого выражения своих коммунистических взглядов. Был выбран в Национальный конгресс депутатом в 1946 году.
Через два года, после его избрания была запрещена компартия, и Амаду был снова изгнан из страны. В своем изгнании он объехал очень много стран Европы, Азии и Африки. Встречался с такими известными деятелями культуры как П. Неруда, П. Пикассо, П. Элюар. В 1952 вернулся родной край и полностью посвятил себя письму, рассказывая в своих творениях о родном штате Баниа корни, которого, уходят вглубь африканской культуры, с его тропиками и экзотикой. В романах Жоржи Амаду присутствует страсть к народным традициям и магии, любовь к жизни со всеми ее плодами.
Коммунистическая идеология Амаду теряется в творчестве на фоне его художественных мерок, которые проявляются в отрасли чистого латиноамериканского направления, что было названо критиками как «магический реализм». Роман «Бескрайние земли» 1942г был первооткрывателем, после него последовали романы в том же направлении – «Габриэла, корица и гвоздика» 1958г, «Пастыри ночи» 1964г, «Дона Флор и два ее мужа» 1966г, «Лавка чудес» 1969г, «Тереза Батиста, уставшая воевать» 1972г, «Засада» 1984г и прочие. Амаду а 1951 г был одарен Ленинской премией, а в 1984 – орденом Почетного легиона во Франции. 6 августа 2001 года писатель ушел из жизни в Салвадоре, штат Баниа.
Источник: https://www.allsoch.ru/amadu/
Жорж Амаду. Биография и обзор творчества
Жорж Амаду. Биография и обзор творчества
1912-2001
С начала 30-х годов появляются книги бразильского писателя Жоржи Амаду, знакомящие читателей с острейшими классовыми противоречиями этой страны.
Жоржи Амаду — уроженец северо-восточного штата Бразилии — Байя. После школы он работал наборщиком в типографии, а затем стал газетным репортером. Некоторое время он учился в университете Рио-де-Жанейро, но из-за недостатка средств вынужден был оставить его.
Первый роман Ж. Амаду «Страна карнавала» (1931) был опубликован, когда автору исполнилось 19 лет. В 30-е годы книги Амаду уже привлекают всеобщее внимание. Произведения, написанные в 40-е и 50-е годы, сделали имя Жоржи Амаду известным далеко за пределами его родины.
Наряду с литературной деятельностью Жоржи Амаду принимал активное участие в общественной жизни Бразилии.
В середине 30-х годов он включился в движение национально-освободительного альянса — массовой демократической организации, созданной по инициативе коммунистической партии.
За это писатель подвергся преследованию со стороны фашистского правительства Варгаса. Он был арестован, книги его были запрещены.
В 1938 г. Жоржи Амаду вынужден был уехать из Бразилии. И в дальнейшем он неоднократно испытывал на себе тяжелую руку реакции. Но ни жестокие преследования, ни годы изгнания не поколебали его убеждений.
Жоржи Амаду — друг Советского Союза. Он хорошо знает русскую.классическую и советскую литературу. Все эти годы он принимал активное участие в борьбе за мир; он является членом Бюро Всемирного Совета Мира. В 1951 г. ему была присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».
Ранние книги Жоржи Амаду — романы «Какао» (1933), «Пот» (1934), «Жубиабо» (1935) — социально-критические произведения, посвященные актуальным вопросам бразильской действительности.
В них писатель освещал тяжелое положение бразильского крестьянства, его эксплуатацию и нищету («Какао»). Проблема расовой дискриминации, столь важная в условиях Бразилии, являлась одной из главных в «Жубиа-бе».
Рисуя процесс пробуждения сознания темного, забитого негра, автор подводит его к мысли о несправедливости, царящей в жизни.
Написанные с позиций критического реализма, эти книги разоблачали социальное зло, вскрывали язвы и пороки бразильской действительности. Но вместе с этим они не содержали четкой положительной программы, не указывали выхода из социальных противоречий. В смысле художественном им не хватало ярких обобщающих образов. Нередко автор злоупотреблял натуралистическими описаниями.
В таком же стиле были написаны и два последующих романа Амаду — «Мертвое море» (1936) и «Песчаные капитаны» (1937).
Сближение с национально-освободительным движением и коммунистической партией оказало благотворное влияние на писателя. Уже с позиций социалистического, а не критического реализма он пишет в 40-е годы книги, в которых достигает вершин мастерства. Первой среди них была книга о Пре-стесе — «Рыцарь надежды.
Жизнь Луиса Карлоса Престеса» (1942). Ее героем является генеральный секретарь Бразильской компартии Престес, еще лри жизни ставший легендарной фигурой. Книга рассказывает не только о выдающейся деятельности революционного борца, но и рисует широкую картину жизни Бразилии на протяжении двух десятилетий.
«Жизнь Престеса» проникнута революционной романтикой.
Вслед за книгой о Престесе Ж. Амаду пишет роман «Бескрайние земли»(1943). События, описываемые в романе, развертываются в самом начале XX в. в штате Байя, где прошли детские и юношеские годы писателя. Центральная тема романа — борьба за землю, в которую оказывается втянутым чуть ли не все население штата.
В «Бескрайних землях» описывается жестокая борьба между полковником Орасио де Силвейра и плантаторской семьей Бадаро за обладание огромным лесным массивом Се-кейро-Гранде. Противники не стесняются в средствах.
Они используют легальные методы борьбы, но чаще всего прибегают к прямому и грубому насилию.
Окруженные шайками наемных бандитов — жагунсо, они совершают вооруженные нападения на плантации своих соперников, убивают людей, сжигают постройки, уничтожают деревья какао.
В романе выведено большое количество действующих лиц, которые принадлежат к различным социальным группам. Яркую характеристику получила группа «полковников» — крупных помещиков, к которой, кроме Орасио де Силвейра и братьев Бадаро, относятся Манека Дантас, Феррейринья и др.
Широко представлен в «Бескрайних землях» бразильский народ. Судьбы простых людей глубоко волнуют автора. Со всех концов Бразилии едут в край какао разорившиеся крестьяне, погонщики мулов, батраки.
Они едут с горячей надеждой стать самостоятельными хозяевами плантаций. Но их мечты исчезают как дым от столкновения с жестокой действительностью.
Перед приехавшими остаются открытыми два пути: они идут работать батраками или становятся жагунсо — наемными бандитами.
Так складывается судьба негра Дамиана. Самый меткий стрелок из жагунсо Бадаро, никогда не испытывавший угрызений совести, Дамиан переживает острый духовный кризис.
Посланный совершить очередное убийство, он впервые задумывается над тем, что его жертва — это живой человек, что у него, наверное, есть жена, дети… Жоржи Амаду показывает пробуждение человеческого в этом, казалось бы, закоренелом преступнике.
Нравственное потрясение оказывается настолько сильным, что Дамиан сходит с ума.
Роман «Земля золотых плодов» (1944) является непосредственным продолжением «Бескрайних земель». В нем изображается жизнь «края какао» в 30-е годы. Встречаем мы и некоторых персонажей, которые фигурировали в «Бескрайних землях». Это — старый, одряхлевший Орасио де Силвейра, ныне один из самых богатых плантаторов в штате; бывший жагунсо, а ныне владелец небольшого участка земли Антонио Витор.
Если в «Бескрайних землях» рисовалась борьба за землю между полуфеодальными кликами «полковников», то теперь в Этой борьбе начинает принимать участие иностранный капитал. Иностранные капиталистические фирмы представлены фашиствующими немцами Шварцем и братьями Раушнингами, но самую крупную роль среди них играет американец Карбанкс.
По плану, разработанному Карбанксом, осуществляется грандиозная спекуляция. Экспортные фирмы искусственно вздувают цены на какао, а затем резко снижают их. Происходит почти поголовное разорение владельцев земли, не только мелких и средних, но и крупных, а нлантации переходят в руки иностранных фирм.
Процесс разорения мелких земельных собственников убе-„ дительно показан на примере Антонио Витора, который лишается своего надела.
Антонио и его жена погибают, оказывая вооруженное сопротивление наймитам капиталистической компании, явившимся выселять их с участка.
Писатель с сочувствием изображает драматическую судьбу Антонио Витора, но в то же время показывает, что путь Антонио — путь одиночки — ведет к поражению.
Иной дорогой идет сын Антонио Витора — Жоакин. Жизнь Жоакина связана с коммунистической партией, с бескорыстным служением народу. Если в «Бескрайних землях» народ еще не знает, где выход, то в «Земле золотых плодов» намечена конкретная программа действий.
Значительное место в романе занимает тема интеллигенции. В лице поэта Сержио Моура автор изображает человека, находящего свое призвание в служении трудящимся, в активной общественной деятельности. Связь с коммунистами помогает Сержио Моура избавиться от индивидуалистических стремлений, найти свое место в жизни и в искусстве.
К лагерю, возглавляемому коммунистами, примыкает и жена банкира Карлоса Зуде — Жульетта. Разочарование в пустом и мишурном существовании светского общества, большое чувство- к Сержио Моура толкает ее на разрыв со своей средой. Она находит себя в любви к Сержио, в служении тем идеалам, которые воодушевляют его. Образ Жульетты в известной степени символичен.
Нельзя утверждать, что роман Жоржи Амаду лишен недостатков. К их числу относится, например, некоторая романтизация «полковников», особенно образа Орасио де Силвейра.
Автору импонирует сила этого человека, его неукротимый характер. В меньшей степени удался Жоржи Амаду образ коммуниста Жоакина.
Но в целом «Земля золотых плодов» — значительная книга, рисующая правдивую картину жизни бразильского народа.
Роман «Красные всходы» (1946) посвящен судьбам бразильского крестьянства. В центре внимания писателя находится семья Жеронимо, которую хозяин прогоняет с арендованного ею участка земли. Вынужденные покинуть родные места, люди в поисках работы направляются в другой штат.
Неимоверные страдания выпадают на их долю. Их дорога лежит через полупустыню, в которой редко встречается жи-лище человека. Путники страдают от жажды и голода, от палящего зноя. Ядовитые кустарники не могут служить пищей животным.
В воздухе кружат птицы урубу, питающиеся падалью, а на сожженной солнцем земле шипят ядовитые змеи. Тяжелое путешествие истощает силы людей, гибнут дети и взрослые. Глава семьи, старый Жеронимо, умирает. Остальные добираются до новых мест. Но там они находят ту же эксплуатацию, тот же голод.
Где же выход из заколдованного круга нищеты, как избавиться от угнетения?
Во второй книге романа, озаглавленной «Путями надежды», рисуются разные судьбы людей, пытавшихся найти дорогу к лучшей жизни. Автор рассказывает историю трех сыновей старого Жеронимо.
Один из них, Жозе, становится бандитом, известным под кличкой «Гроза». Его шайка грабит и богатых и бедных. Другой сын, Жоан, сделался жандармом.
Его отряд преследует шайку бандитов, и во время перестрелки Жоан гибнет от руки родного брата.
Нет выхода и в обращении к религии. Следуя за «блаженным» Эстеваном и помешанной Зефой, люди слышат лишь вопли о грехах человеческих и о приближении конца мира.
Правильную дорогу находит третий сын Жеронимо — Не-нен: он вступает в ряды коммунистической партии. В дни восстания он оказывается в первых рядах восставших. Раненого, его бросают в тюрьму. Но дух его не сломлен. После освобождения он организует крестьян на совместную борьбу за лучшие условия жизни.
Символично само название романа. Красные всходы поднимаются и растут в бразильском народном движении, красные всходы революции.
Роман «Подполье свободы» (1954) по сравнению с предшествующими книгами — произведение более широкого плана. Задуманный как первая часть трилогии под названием «Каменная стена», роман охватывает период с 1917 по 1940 г.
В «Подполье свободы» изображаются город и деревня, рабочие и крестьяне, буржуазия и интеллигенция. Часто меняется место действия. То это второй по величине город Бразилии Сан-Пауло, то полупустынная зона — сертан.
Из Бразилии действие иногда переносится в Испанию и Францию.
Автор показывает людей, которые правят Бразилией. Здесь фигурируют бразильский диктатор Жетулио Варгас, министры, дипломаты, политические деятели. Но за этими людьми стоят настоящие правители Бразилии, ее некоронованные короли — бразильские и иностранные капиталисты. Запоминается колоритная фигура банкира Коста-Вале — одного из крупнейших бразильских капиталистов.
Писателю удалось создать замечательные образы коммунистов, мужественных людей, убежденных в правоте своего дела.
Это уже знакомый нам Жоакин Витор, добродушный гигант Жозе Гонсало, работница Мариана, портовый рабочий негр Доротеу и его жена Инасия; это капитан Аполинарио Родригес, который едет в Испанию и сражается там против фашизма.
Вынужденные уйти в глубокое подполье, коммунисты продолжают самоотверженную борьбу против фашистской диктатуры.
Начиная с «Габриэлы» (1958) в творчестве Жоржи Амаду наступает новый период. Он создает произведения, полные бунтарства против буржуазной морали, застойной рутинной жизни. Им он противопоставляет романтически приподнятые образы ремесленников, рыбаков, бродяг — людей, олицетворяющих бразильский народ.
В «Старых-моряках» рассказываются две истории порта Байя.
В первой части — «Необычайной кончине Кинкаса Сгинь Вода» (1959) — всеми уважаемый Жоакии Соарес да Кунья, человек из хорошей семьи, образцовый чиновник налоговой конторы штата, совершенно неожиданно- для окружающих покидает дом, семью и начинает скитаться где попало, пьянствовать в дешевых кабаках. Ему становится невмоготу жизнь, которую он вел раньше. Поэтому он порывает с ней, и вместо Жоакина Соареса да Кунья появляется бродяга Кин-кас Сгинь Вода, король босяков.
Во второй части — «Чистая правда о сомнительных приключениях капитана дальнего плавания Васко Москозо де Араган» (1961) — появляется фигура фантазера Васко Москозо де Араган, в жизни обыкновенного коммерсанта, а в своих фантазиях — капитана дальнего плавания, совершающего удивительные, романтические подвиги на море.
В «Пастырях ночи» (1964) центральная роль принадлежит таким же веселым бродягам, .как Кинкас Сгинь Вода, романтику Курио, Капралу Мартину, негру Массу, Жезуино Бешеному Петуху. Бедняки строят жалкие хижины на пустующем участке. Полиция сносит их, а они снова строят. Собственник участка пытается изгнать поселившихся людей. Но бедняки остаются жить на холме, как жили, несмотря ни на что.
Последний роман писателя — «Донья Флор и ее два мужа» — изображает народную жизнь портового города, его быт и нравы. Одновременно подвергается сатирическому осмеянию мелкая и средняя буржуазия.
Во всех этих произведениях много красочных, живописных зарисовок народного быта, празднеств, обрядовых игр, танцев. В реалистическую ткань повествования прочно входит фольклорная и романтическая струя. Жоржи Амаду использует предания, легенды, создает романтические образы, чем-то напоминающие бунтарей раннего Горького.
Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-1095
Биография и книги автора Амаду Жоржи
Об авторе
Жо́ржи Ле́ал Ама́ду ди Фари́я (порт.-браз. Jorge Leal Amado de Fariа) — знаменитый бразильский писатель, общественный и политический деятель. Академик Бразильской Академии искусств и литературы (1961, кресло № 23 из 40).
Родился на фазенде Ауриси́диа в штате Баия. Через год из-за эпидемии оспы его семья вынуждена была переехать в город Ильеус, где Амаду провёл всё своё детство. Впечатления этого периода жизни повлияли на его будущее творчество.
Учился в университете Рио-де-Жанейро на факультете права, где впервые столкнулся с коммунистическим движением. Как активист коммунистической партии Бразилии неоднократно высылался из страны за политическую деятельность. В 1946 избирался депутатом Национального конгресса от компартии Бразилии. В 1948 снова был выслан из страны.
В 1948—1952 годах жил во Франции и ЧССР. Неоднократно посещал СССР.
В 1952 вернулся на родину и стал активно заниматься литературным творчеством.
Скончался 6 августа 2001 в Салвадоре от сердечного приступа.
Творчество
Писать начал в 14 лет. В печати дебютировал в 1931. В ранних романах преобладала социальная тематика. К ним относятся «Страна карнавала» («O país do carnaval», 1932), «Какао» («Cacau», 1933), «Жубиаба» («Jubiabá», 1935), «Мёртвое море» («Mar morto», 1936), «Капитаны песка» («Capitães da areia», 1937). В 1942 г.
издал биографию находящегося в тюрьме Луиса Карлоса Престеса — «Рыцарь надежды» («O Cavaleiro da Esperança»). После Второй мировой войны издал романы «Красные всходы» (1946) и «Подполье свободы» (1952).
С конца 1950-х годов вводил в произведения фантастические элементы и стал одним из представителей магического реализма.
Автор романов «Бескрайние земли» («Terras do sem fim», 1943), «Габриэла, гвоздика и корица» («Gabriela, cravo e canela», 1958), «Пастыри ночи» («Os pastores da noite», 1964), «Дона Флор и два её мужа» («Dona Flor e seus dois maridos», 1966), «Лавка чудес» («Tenda dos milagres», 1969, экранизирован по сценарию Амаду в 1977 году режиссёром Нелсоном Перейрой душ Сантушем), «Тереза Батиста, уставшая воевать» («Teresa Batista, cansada de guerra», 1972), «Засада» («Tocaia grande», 1984) и других.
Его произведения много раз печатались в журнале «Иностранная литература»: повесть «Необычайная кончина Кинкаса Сгинь Вода» (1963, № 5), романы «Мы пасли ночь» (1966, № 2, 3), «Лавка чудес» (1972, № 2—4), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1975, № 11, 12), «Возвращение блудной дочери» (1980, № 7—10), «Военный китель, академический мундир, ночная рубашка» (1982, № 8, 9), «Исчезновение святой» (1990, № 1, 2); рассказ «История любви Полосатого кота и сеньориты Ласточки» (1980, № 12).
Романы Амаду переведены почти на 50 языков мира, включая русский; неоднократно экранизировались. Самая известная экранизация — «Генералы песчаных карьеров» (1971, США), снятая по роману «Капитаны песка».
В 2011 этот же роман экранизировала внучка писателя Сесилия Амаду.
Картина Сесилии стала первой экранизацией этой книги в Бразилии, хотя в общей сложности творчество Амаду становилось литературной основой для киноработ и телефильмов уже не один десяток раз.
Награды и премии
- член ВСМ
- Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1951) и множества других международных и бразильских премий
- член Бразильской академии литературы
- Почётный доктор различных университетов в Бразилии, Португалии, Италии, Израиле и Франции, обладатель множества других званий практически в каждой стране Южной Америки, в том числе звания Оба́ де Шанго́ религии Кандомбле.
- орден Почётного легиона (1984)
Семья
Дети: Лила (1933, умерла в 1949), Жоан Жорж (1947) и Палома (1951).
Источник: https://www.rulit.me/authors/amadu-zhorzhi
Биография Амаду Ж. краткая, читать
Вариант 1
Родился 10 августа 1912 в �льеусе (шт. Баия), сын мелкого плантатора. Писать начал с 14 лет.
В ранних романах Страна карнавала (O paiz do carnaval, 1932), Мертвое море (Mar morto, 1936), Капитаны песка (Capites da areia, 1937) описывал борьбу трудящихся за свои права.
Показателен в этом отношении роман Жубиаба (Jubiab, 1935), герой которого, в детстве беспризорник-попрошайка, делается сначала вором и главарем банды, а затем, пройдя школу классовой борьбы, становится прогрессивным профсоюзным лидером и образцовым отцом семейства.
Активист компартии Бразилии, Амаду не раз высылался из страны за политическую деятельность.
В 1946 он был избран депутатом Национального конгресса, двумя годами позже, после запрещения компартии, снова был выслан.
Р—Р° последующие четыре РіРѕРґР° объехал СЂСЏРґ стран Западной Рё Восточной Европы, РђР·РёРё Рё Африки, встречался СЃ Рџ.Пикассо, Рџ.Рлюаром, Рџ.Нерудой Рё РґСЂСѓРіРёРјРё видными деятелями культуры.
По возвращении на родину в 1952 всецело отдался литературному творчеству, став певцом родной Баии, с ее тропической экзотикой и ярко выраженным африканским началом в культуре.
Его романы отличает интерес к народным традициям и магическому ритуалу, вкус к жизни со всеми ее радостями.
�деологические установки в творчестве уступают место собственно художественным критериям, действующим в русле того чисто латиноамериканского направления, которое получило в критике название «магического реализма». Начало этим переменам положил роман Бескрайние земли (Terras do sem fim, 1942), за которым последовали другие романы того же направления – Габриэла, корица и гвоздика (Gabriela, cravo e canela, 1958), Пастыри ночи (Os pastores da noite, 1964), Дона Флор и два ее мужа (Dona Flor e seus dois maridos, 1966), Лавка чудес (Tenda dos milagres, 1969), Тереза Батиста, уставшая воевать (Teresa Batista, cansada de guerra, 1972), Засада (Tocaia grande, 1984) и другие. В 1951 Амаду был удостоен Ленинской премии, в 1984 награжден орденом Почетного легиона (Франция).
Умер Амаду в Салвадоре (шт. Баия) 6 августа 2001
Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskprbtr/index.html
Амаду Мамадаков (Amadu_mamadakov): фильмография, фото, биография. Актер
Родился 26 октября 1976 году в живописном районе Алтайского края. С детства окруженный высокими горами, чистыми озерами, научился ценить все прекрасное.
Его мечтой был поделиться этим с другими и отразить в искусстве. В 1993 году Амаду поступил в Щепкинское театральное училище на курс Владимира Селезнева. Это был специальный набор алтайской национальной студии.
Мамадаков усердно учился и получил красный диплом.
Вернувшись на Алтай, стал работать в родном театре, но вскоре понял, что хочет учиться дальше. С легкостью поступил в Российскую Академию театрального искусства, в режиссерскую мастерскую Андрея Гончарова.
На втором курсе начал сотрудничать с театром «Et cetera» под руководством Александра Калягина, обрел много новых друзей и коллег.
Дипломный спектакль поставил по пьесе Григория Горина «Забыть Геростата» на сцене театра «Арт Хаус».
В кино Амаду попал со студенческого кастинга. Режиссер Николай Лебедев обходил все театральные ВУЗы в поисках героев для своего фильма «Звезда», по повести Эммануила Казакевича о разведчиках Великой отечественной войны.
Лебедев сразу обратил внимание на Мамадакова, ему нужен был актер с колоритной азиатской внешностью. Амаду настоял, чтобы в фильме фигурировало, что его герой алтаец.
Дело в том, что оба деда Мамадакова воевали против немецких захватчиков, и Амаду очень хотелось таким образом отдать им дань памяти. Дебют актера прошел успешно, но не секрет, что азиатским артистам трудно найти роли и постоянную работу в театре.
Обычно Мамадакову предлагают эпизоды, в которых герои даже не прописаны, просто нужно отразить черты какой-либо азиатской национальности. Амаду этот факт не печалит, он любит придумывать образы своих персонажей.
Сегодня в его палитре моряки подводники, японские шпионы, оперуполномоченные, смешные чукчи, китайцы, чилийцы со своими историями и биографиями. Часто приходится играть Амаду Мамдакову военных и ему это нравится, соответствует мужскому духу и силе. Актерскую отважность рассмотрели в нем режиссеры.
Федор Бондарчук пригласил в свой фильм «9 рота», а Сергей Бодров старший в картину «Монгол». Можно сказать, что Амаду нашел свое место под солнцем, он востребован и в театре, и в кино.
По предложению Тувинского театра Амаду поставил по пьесе Гольдони спектакль «Слуга двух господ», теперь он известен в Туве, а на малой родине его считают самым известным алтайским актером.
Источник: https://www.ivi.tv/person/amadu_mamadakov
«Лавка чудес» под названием «жизнь». К 100-летию Жоржи Амаду
10 августа исполняется 100 лет со дня рождения Жоржи Леал Амаду ди Фария (Жоржи Амаду) – знаменитого бразильского писателя, общественного и политического деятеля, академика Бразильской Академии искусств и литературы. Интересные факты о писателе и его литературном творчестве мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Для тех, кто интересуется жизнью и творчеством писателя, мы предлагаем небольшой список литературы, имеющейся в библиотеках Невской ЦБС. |
? |
Жоржи Амаду родился 10 августа 1912 в Ильеусе (штат Баия). Писать начал с 14 лет. |
? |
Будущий писатель был первым ребенком в семье полковника Жуана Амаду ди Фарии и Эулалии Леал (мать Жоржи была индейских кровей). Супруги владели плантацией какао к югу от Ильеуса – этим объясняется тот факт, что далекий от армии отец Жоржи именовался полковником: так в Бразилии традиционно называют крупных помещиков вне зависимости от их отношения к регулярным войскам. |
? |
Относительно происхождения баиянцев Жоржи Амаду говорил следующее: «Мы, баиянцы, смесь ангольцев с португальцами, в нас поровну от тех и других…». В Баии сохранилась и столетиями преследуемая древняя религиозная традиция кандомбле? – с песнями, танцами, ритуалами поклонения древним божествам, к которой Жоржи Амаду относился с особым пиететом и даже носил почетный титул обa – жреца грозного Шанго, верховного божества в африканском пантеоне. |
? |
Книги Амаду были переведены на 49 языков мира, он был награжден 16-ю интернациональными литературными премиями, и 18-ю – бразильскими. У него было множество титулов и званий, но самое главное звучало так: «литературный Пеле». И это, как можно догадаться, в Бразилии является высшей наградой. |
? |
Амаду – автор 22 романов, 3 новелл, поэтического сборника, театральной пьесы и множества рассказов. |
? |
Жоржи Амаду не нравились переводы его книг на меньшинство земных языков (которые он знал), а нравились – на большинство (которых не знал). Он писал: «Читая свой роман в переводе на один из известных мне языков, я замечаю, что всегда найдется мелочь, которая будет резать мне ухо, непременно пропадет какой-нибудь милый автору оттенок. То ли дело китайские иероглифы! И красиво, и совершенно непонятно!» |
? |
В 1951 году Амаду был удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1951). Денежную часть Сталинской премии, как и многие свои гонорары, он тогда отдал бразильской компартии. |
? |
Первой книгой, написанной абсолютно без идеологических шор, стал роман «Габриэла, корица и гвоздика» (1958). Пабло Неруда назвал «Габриэлу» «блистательным романом, в котором льются через край чувственность и радость бытия». |
? |
В Бразилии работает масса закусочных, ресторанчиков, носящих имя главной героини романа «Габриэла». Существует даже туалет, где вместо «Ж» написано «Габриэла», а вместо «М» – «Насиб» (возлюбленный Габриэлы). |
? |
Пожив немного холостяком Амаду заслуженно заработал себе репутацию Распутина (именно так звали его товарищи по партии, когда он отправлялся проведать девушек на пляжах Копакабаны). |
? |
Когда Жоржи Амаду спросили, кто его любимый писатель, он ответил: «Диккенс – у него нет ни плохих, ни хороших персонажей. Все люди. Все немножечко и то, и се». |
? |
«Советская земля! Ты — наша мать, / Сестра, любовь, спасительница мира!» – эти строки из поэмы «Песни о советской земле» Жоржи Амаду написал после первой поездки в СССР в 1948 году. |
? |
А следующие строки написаны Амаду в 1992 году, когда он пристально следил за новостями из России по телевизору: «Смотрю одним глазом — не от пренебрежения, а оттого, что левое веко мое как две недели назад опустилось, так больше подниматься не желает. По-научному это называется птоз, но я-то думаю, что окривел от того, в каком виде предстали передо мной советская империя и ее подданные. В булочных нет хлеба…» |
? |
Жоржи Амаду умер в 2001 году, не дожив до 89 лет четырех дней. Он тяжело болел и, по свидетельствам жены, очень переживал, что не может работать. Диабет отнял зрение и силы писателя. Зелия похоронила его, как муж и завещал, под большим деревом в саду возле их дома — чтобы помогать этому дереву расти. |
Источник: http://nevcbs.spb.ru/pochitaem/znaete-li-vy-chto/317-jorge-amado