Краткая биография ануй

Жан Ануй – краткая биография

Жан Мари Люсьен Пьер Ануй (1910-1987) – французский писатель, драматург и сценарист, видный деятель французской литературы XX века.

Жан Ануй родился 23 июня 1910 года в небольшой деревеньке близ Бордо. Его отец был портным, а мать – скрипачкой. По национальности баск.

В 15 лет Ануй приехал в Париж, где учился в лицее. После окончания лицея некоторое время изучал право в Сорбонне, писал короткие юмористические сценарии для кино. В 1928 году он женился на актрисе Монелль Валентин. С начала 30-х годов Ануй работал секретарём режиссёра Луи Жуве.

Ануй скончался в 1987 году в возрасте 77 лет в своём доме в Лозанне.

Творчество

Обратите внимание

Первую самостоятельную пьесу, «Горностай», Ануй написал в 1931 году, затем до 1960 года Ануй писал по пьесе почти каждый год. Успех к нему пришёл в 1937 году после того, как пьеса «Пассажир без багажа» была поставлена на парижской сцене.

Огромный резонанс в оккупированном фашистами Париже вызвала постановка пьесы «Антигона» (написана в 1943, тогда же впервые поставлена, опубликована в 1944), в которой звучали призывы не подчиняться насилию. Международную популярность Ануй приобрёл после Второй мировой войны.

Ануй написал сценарии к нескольким фильмам, среди них «Месье Винсент» (1947), «Дорогая Каролина» (1951), «Рыцарь ночи» (1953) и «Маленький Мольер» (1959).

Жаном Ануем написано около 50 пьес, среди которых «Жил-был каторжник» (Y’avait un prisonnier, 1934), «Эвридика» (Eurydice, 1941), «Ромео и Жанетта» (Romeo et Jeannette, 1945), «Коломба» (Colombe, 1950), «Штаны (Генералы в юбках)» (La Culotte, 1976).

Пьесы Жана Ануя ставятся на сцене российских театров. «Антигона» в 2001 году поставлена на сцене МХТ им. А. П. Чехова. В 2010 в театре У Никитских ворот режиссёром Мариной Кайдаловой поставлена пьеса «Коломба». Также в 2010 году в Воронежском государственном академическом театре драмы им. А. Кольцова В.

Петровым поставлена пьеса «Арест». Ранее в этом театре ставилась пьеса «Коломба».

20 января 2010 года состоялась премьера спектакля «Жаворонок» в московском театре Луны под руководством народного артиста России Сергея Проханова, сценическую версию и постановку сделала Наталья Когут, в роли Карла — Дмитрий Бикбаев.

В 2010 году в Оренбургском областном театре кукол режиссёр Вадим Смирнов осуществил постановку пьесы «Штаны, или Генералы в юбках» (La Culotte, 1978). В марте 2012 «Коломба» была поставлена в Театре на Малой Бронной под названием «Коломба, или „Марш на сцену!“» (реж. С .Голомазов). “Орнифль” в Театре Сатиры.

Награды

• 1961 — Премия «Тони» за лучшую пьесу • 1970 — Премия Чино дель Дука • 1971 — Премия «Prix du Brigadier»

• 1980 — Гран-при Французской академии

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_jan_anui.html

Жан Ануй. Подробная биография

Жан Мари Люсьен Пьер Ануй (Ануйль) – французский драматург и сценарист, видный деятель французской литературы XX века – родился 23 июня 1910 года в небольшой деревне близ Бордо (Франция). По национальности баск.

Семья писателя не принадлежала к аристократическому кругу. Отец, Франсуа Ануй, был обычным портным, а мать, Мари-Магдален, скрипачкой. Мать частенько брала его на выступления, так что он еще в юном возрасте был знаком с жизнью театрально-музыкальной богемы, что в дальнейшем отобразил в своем творчестве.

В 1918 семья переехала в Париж, где Жан окончил лицей, а также успешно поступил на юридический факультет Сорбонны. Вскоре, проучившись полтора года, был вынужден покинуть изучение права и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Свою первую работу в рекламном агентстве писатель позднее вспоминал без сожаления и говорил, что написание рекламных слоганов способствовало развитию краткости и точности.

Важно

В 19 закончил в соавторстве с Жаном Ореншем драму «Хумулус немой». Первая самостоятельная пьеса «Горностай» была поставлена на сцене театра «Эвр».

Однако первые постановки успеха на тот момент не имели, хотя некоторые критики восхищались профессиональным мастерством юного драматурга. В 1928 он женился на актрисе Монелль Валентин. С начала 30-х годов Ануй работал секретарём режиссёра Луи Жуве.

Первую самостоятельную пьесу, «Горностай», Ануй написал в 1931, затем до 1960 Ануй писал по пьесе почти каждый год. Успех пришёл в 1937 после того, как пьеса «Пассажир без багажа» была поставлена на парижской сцене.

В 1939 попал на фронт и был взят в плен, но вскоре его освободили, и все годы оккупации провел в Париже.

Огромный резонанс в оккупированном фашистами Париже вызвала постановка пьесы «Антигона» (написана в 1943, тогда же впервые поставлена, опубликована в 1944), в которой звучали призывы не подчиняться насилию. Международную популярность Ануй приобрёл после Второй мировой войны. До 50-х годов в общей сложности пишет и самостоятельно ставит четыре десятка произведений. Жан Ануй в 1967 возвращается с автобиографическим произведением «Дорогой Антуан».

Ануй написал сценарии к нескольким фильмам, среди них «Месье Винсент» (1947) и «Маленький Мольер» (1959).

С возрастом Ануй все больше делался отшельником, а также сбегал из театра до окончания премьер. В 80-х у Ануя проявилась тяжелая сердечная болезнь, и он окончательно перебрался в Швейцарию. На тот момент уже давно развелся и жил в пригороде Лозанны со второй женой.

Жан Ануй умер 3 октября 1987 года от инфаркта в Лозанне (Швейцария).

Сценарист:
1951 – Дорогая Каролина / Caroline chérie
1952 – Каприз дорогой Каролины / Un caprice de Caroline chérie
1953 – Рыцарь ночи / Le Chevalier de la nuit
1964 – Карусель / La Ronde

Награды:
1961 – Премия «Тони» за лучшую пьесу
1970 – Премия Чино дель Дука
1971 – Премия «Prix du Brigadier»
1980 – Гран-при Французской академии

Пьесы:
«Хумулус немой» (Humulus le muet, 1929; в соавторстве с Ж. Ореншем)
«Мандарин» (Mandarine, 1930-1931; неопубл.

)
«Горностай» (L’Hermine, 1931)
«Иезавель» (Jézabel, 1932)
«Бал воров» (Le Bal des voleurs, 1933)
«Жил-был каторжник» (Y’avait un prisonnier, 1934)
«Дикарка» (La Sauvage, 1934)
«Пассажир без багажа» (Le Voyageur sans bagage, 1936)
«Ужин в Санлисе» (Le Rendez-vous de Senlis, 1936)
«Леокадия» (Léocadia, 1938)
«Эвридика» (Eurydice, 1941)
«Антигона» (Antigone, 1942)
«Ромео и Жанетта» (Roméo et Jeannette, 1945)
«Приглашение в замок» (L’Invitation au château, 1946)
«Медея» (Médée, 1946)
«Эпизод из жизни автора» (Épisode de la vie d’un auteur, 1948)
«Ардель, или Ромашка» (Ardèle ou la Marguerite, 1948)
«Репетиция, или Наказанная любовь» (La Répétition ou l’Amour puni, 1950)
«Коломба» (Colombe, 1950)
«Вальс тореадоров» (La Valse des toréadors, 1951)
«Сесиль, или Урок отцам» (Cécile ou l'École des pères, 1951)
«Жаворонок» (L’Alouette, 1952)
«Орнифль, или Сквозной ветерок» (Ornifle ou le Courant d’air, 1955)
«Бедняга Бито, или Ужин голов» (Pauvre Bitos ou le Dîner de têtes, 1956)
«Сумасброд, или Влюбленный реакционер» (L’Hurluberlu ou le Réactionnaire amoureux, 1958)
«Маленький Мольер» (La Petite Molière, 1958)
«Потасовка» (La Foire d’empoigne, 1958)
«Беккет, или Честь Божья» (Becket ou l’Honneur de Dieu, 1959)
«Подвал» (La Grotte, 1959)
«Оркестр» (L’Orchestre, 1959)
«Сон критика» (Le Songe du critique, 1960)
«Не будите Мадам» (Ne réveillez pas Madame, 1964)
«Сладкая жизнь» (La Belle Vie, 1965)
«Булочник, булочница и маленький подмастерье» (Le Boulanger, la Boulangère et le Petit Mitron, 1965)
«Месье Барнетт» (Monsieur Barnett, 1965)
«Дорогой Антуан, или Неудачная любовь» (Cher Antoine ou l’Amour raté, 1967)
«Золотые рыбки, или отец мой славный» (Les Poissons rouges ou Mon père, ce héros, 1968)
«Ты был таким милым в детстве» (Tu étais si gentil quand tu étais petit, 1969)
«Директор Оперы» (Le Directeur de l’Opéra, 1971)
«Арест» (L’Arrestation, 1972)
« Птички» (Chers zoiseaux, 1974)
«Сценарий» (Le Scénario, 1974)
«Да здравствует Генрих IV!, или Галигай» (Vive Henri IV ! ou la Galigaï, 1976)
«Штаны (Генералы в юбках)» (La Culotte, 1976)
«Эдип, или Нескладный царь» (Œdipe ou le Roi boîteux, 1978)
«Пупок» (Le Nombril, 1980)
«Томас Мор, или Человек свободный» (Thomas More ou l’Homme libre, 1987)

Биография

Произведения

Критика

Ключевые слова: Жан Ануй, Jean Anouilh, Ануйль, драматурги 20 в, биография Жана Ануя, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 20 в, жизнь и творчество Жана Ануя

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20181228-biografiya-zhana-anuya

Жан Ануй

ЖАН АНУЙ (Jean Anouilh) (1910-1987), французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей так называемой интеллектуальной драмы. Вошел во французскую литературу одновременно с такими писателями-интеллектуалами, как Жан Жироду и Жан-Поль Сартр, но в отличие от них, с начала 1930-х годов целиком посвятил себя театру.

Жан Ануй родился 23 июня 1910 года в небольшой деревне близ Бордо, в семье портного и скрипачки. В 15 лет приехал в Париж, где окончил школу и поступил на юридический факультет в Сорбонну. Вскоре оставил университет и поступил на работу в рекламное агентство. Параллельно писал короткие юмористические сценарии для кино.

Он с детства стремился к литературной работе: по некоторым источникам, писать драматические сценки начал с 10 лет, а в 16 попробовал себя в “полнометражной” драматургии.

Работа в рекламном агентстве продолжалась недолго — страсть к театру взяла верх, и в самом конце 1920-х годов Ануй поступает на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях (Comedie des Champs-Еlysеes) на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве.

Вскоре он окончательно связывает свою жизнь с театром: женится на актрисе Монелль Валентин и пишет свою первую пьесу — “Горностай” (1932). Вслед за этим, вплоть до 1960 года, пишет в среднем по одной пьесе в год.

Успех к Аную пришел в 1937 году, после постановки на парижской сцене его пьесы “Путешественник без багажа”. Затем последовали пьесы “Дикарка” (1938) и “Бал воров” (1939). В них уже были вполне внятно очерчены основная проблематика и некоторые эстетические особенности драматургии Жана Ануя.

Совет

Они, несомненно, близки экзистенциализму: поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть. И — прием, который позже стал для него одним из любимых: “театр в театре”, когда персонажи сами играют те или иные роли (в “Бале воров” три вора выступают в роли дворян).

В 1940 году Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Нельзя сказать, что Ануй был первооткрывателем этого приема — им нередко пользовались драматурги и прежде (например, пьесы Бернарда Шоу “Цезарь и Клеопатра” и “Святая Иоанна” – о Жанне Д’Арк).

Такой прием представляет собой серьезное испытание для индивидуальности драматурга. Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры. В этом случае добиться успеха может только личность крупного масштаба, способная заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений.

И Жан Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его литературном наследии.

Первыми такими пьесами стали “Эвридика” (1941) и “Антигона” (1942, премьера состоялась в оккупированном немцами Париже в 1943 году, когда главная героиня символизировала непобежденную Францию и готовность продолжать борьбу вопреки разумным доводам). Позже были написаны “Ромео и Джульетта” (1946), “Медея” (1948), “Жаворонок” (1953). Последняя из них — о Жанне Д’Арк — многими критиками считается вершиной творчества Ануя.

Однако эти пьесы представляли собой лишь одну грань дарования драматурга: его творчество было на редкость разнообразным. Он сам делил свои пьесы на несколько циклов: “черные пьесы” (трагедии “Медея”, “Антигона” и др.

); “розовые пьесы” (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом — “Ужин в Санлисе”, “Приглашение в замок” и др.); “костюмированные пьесы” (“Жаворонок”, “Беккет, или Честь Божья” и др.); “колючие пьесы” (сатирические комедии “Орнифль, или Сквозной ветерок”, “Подвал” и др.).

Перу Жана Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов (“Месье Винсент”, 1947; “Маленький Мольер”, 1959; и др.).

К концу 1950-х годов зрительский интерес к творчеству Ануя снижается. На смену ему приходят новые кумиры, огромную популярность получает родившийся во Франции “театр абсурда”, где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами.

Строгая интеллектуальная логика Жана Ануя на фоне абсурдистских пьес начинает выглядеть архаичной. Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Жана Кокто или Жана Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Эжен Ионеско.

Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий — разве что за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона.

Уже в пьесе “Орнифль, или Сквозной ветерок” (1955) возникает новая, важная для драматурга тема: блестящий писатель в окружении злобных и бездарных критиков.

Обратите внимание

В 1970-1980-e годы он продолжал работать, однако былую популярность не смогли вернуть ни сборники “Барочные пьесы” (1974) и “Сокровенные пьесы” (1977), ни его режиссерские постановки спектаклей по своим пьесам и произведениям других авторов. Недаром в поздних — наименее значительных — произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.

Читайте также:  Сочинения об авторе шекспир

Жан Ануй скончался 3 октября 1987 года в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.

Источник: https://www.livelib.ru/author/229878-zhan-anuj

АНУЙ, ЖАН

АНУЙ, ЖАН (Anouilh, Jean) (1910–1987), французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей т.н. интеллектуальной драмы. Вошел во французскую литературу одновременно с такими писателями-интеллектуалами, как Жан Жироду и Жан-Поль Сартр, но в отличие от них, с начала 1930-х целиком посвятил себя театру.

Родился 23 июня 1910 в Бордо, в семье портного и скрипачки. В 15 лет приехал в Париж, где окончил школу и поступил на юридический факультет в Сорбонну. Вскоре оставил университет и поступил на работу в рекламное агентство. Параллельно писал короткие юмористические сценарии для кино.

Он с детства стремился к литературной работе: по некоторым источникам, писать драматические сценки начал с 10 лет, а в 16 попробовал себя в «полнометражной» драматургии.

Работа в рекламном агентстве продолжалась недолго – страсть к театру взяла верх, и в самом конце 1920-х поступает на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях (Comedie des Champs-Еlysеes) на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве.

Вскоре он окончательно связывает свою жизнь с театром: женится на актрисе Монелль Валентин и пишет свою первую пьесу – Горностай (1932). Вслед за этим, вплоть до 1960, пишет в среднем по одной пьесе в год. Успех к Аную пришел в 1937, после постановки на парижской сцене его пьесы Путешественник без багажа.

Затем последовали пьесы Дикарка (1938) и Бал воров (1939). В них уже были вполне внятно очерчены основная проблематика и некоторые эстетические особенности драматургии Ануя.

Они, несомненно, близки экзистенциализму: поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть.

И – прием, который позже стал для него одним из любимых: «театр в театре», когда персонажи сами играют те или иные роли (в Бале воров три вора выступают в роли дворян).

В 1940 Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Нельзя сказать, что Ануй был первооткрывателем этого приема – им нередко пользовались драматурги и прежде (например, пьесы Б.

Важно

Шоу Цезарь и Клеопатра и Святая Иоанна – о Жанне Д'Арк). Такой прием представляет собой серьезное испытание для индивидуальности драматурга: зрительский интерес держится не на происходящих событиях, а на круге непривычных идей, возникающих на основе знакомого сюжета.

Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры. В этом случае добиться успеха может только личность крупного масштаба, способная заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений.

И Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его литературном наследии.

Первыми такими пьесами стали Эвридика (1941) и Антигона (1942, премьера состоялась в оккупированном немцами Париже в 1943, когда главная героиня символизировала непобежденную Францию и готовность продолжать борьбу вопреки разумным доводам). Позже были написаны Ромео и Джульетта (1946), Медея (1948), Жаворонок (1953). Последняя из них – о Жанне Д'Арк – многими критиками считается вершиной творчества Ануя.

Однако эти пьесы представляли собой лишь одну грань дарования драматурга: его творчество было на редкость разнообразным. Он сам делил свои пьесы на несколько циклов: «черные пьесы» (трагедии Медея, Антигона и др.

); «розовые пьесы» (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом – Ужин в Санлисе, Приглашение в замок и др.); «костюмированные пьесы» (Жаворонок, Беккет, или Честь Божья и др.); «колючие пьесы» (сатирические комедии Орнифль, или Сквозной ветерок, Подвал и др.).

Перу Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов (Месье Винсент, 1947; Маленький Мольер, 1959; и др.).

К концу 1950-х зрительский интерес к творчеству Ануя снижается. На смену ему приходят новые кумиры, огромную популярность получает родившийся во Франции «театр абсурда», где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами.

Строгая интеллектуальная логика Ануя на фоне абсурдистских пьес начинает выглядеть архаичной. Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Ж.Кокто или Ж.Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Ионеско.

Совет

Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий – разве что за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона.

Уже в пьесе Орнифль, или Сквозной ветерок (1955) возникает новая, важная для драматурга тема: блестящий писатель в окружении злобных и бездарных критиков.

В 1970–1980-e он продолжал работать, однако былую популярность не смогли вернуть ни сборники Барочные пьесы (1974) и Сокровенные пьесы (1977), ни его режиссерские постановки спектаклей по своим пьесам и произведениям других авторов. Недаром в поздних – наименее значительных – произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.

Скончался Жан Ануй 3 октября 1987 в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.

Татьяна Шабалина

Литература:

Ануй Ж. Пьесы. М., 1958
Эсенбаева Р. Национальные традиции в творчестве Жана Ануя. – В кн: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Л., 1973
Ануй Ж. Пьесы, тт. 1–2. М., 1999
Моруа А. Жан Ануй. В кн. Моруа А., Собр. соч. в 10 тт., т. 10. М., 2001

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ANU_ZHAN.html

“Жаворонок” Ануя: описание пьесы из энциклопедии

«Жаворонок» — пьеса Жана Ануя. Премьера состоялась на сцене парижского театра «Монпарнас» в 1953 году.

Среди более трех десятков пьес, написанных Жаном Ануем за полвека, «Жаворонок» — произведение самое светлое и самое жизнеутверждающее, несмотря на то, что его героиня Жанна д'Арк заканчивает свой короткий жизненный путь на костре.

Ставшая легендой еще при жизни, прозванная «жаворонком Франции», пастушка Жанна, во главе армии французского дофина Карла освободившая Францию от англичан и приведшая Карла на французский престол, сожженная на костре в 1431 г.

по приговору Инквизиции, на протяжении столетий привлекала к себе внимание многих писателей, в числе которых были Шекспир и Вольтер, Пеги и Шоу, Шиллер и Брехт.

Обратите внимание

В отличие от своих знаменитых предшественников, Ануй изображает Жанну не в момент совершения ею подвигов, а перед лицом предвзятого и неправедного суда.

Драматург выбирает, казалось бы, невыгодную, с точки зрения театра, ситуацию, когда главный персонаж уже прожил самые яркие мгновения своей жизни и совершил все самые важные свои поступки.

Но его героине предстоит нелегкий выбор: либо она должна отречься от своих убеждений — и тогда ей сохранят жизнь, либо она останется верна самой себе — и тогда ее ждет смерть.

Во время следствия, допросов и суда Жанна проживает заново счастливые годы, вспоминая прекрасное чувство человеческого братства, сознавая, сколь важно было для нее ощущать себя частицей сообщества людей.

Свой выбор она сделала в страшную для родины годину, и на суде защищает свободу и человеческое достоинство, как делала это с оружием в руках. Главный нравственный поединок в «Жаворонке» — сражение Жанны и Инквизитора, для которого «дело чести» — сломать спокойную твердость уверенной в своей правоте непокорной девчонки. Жанна выигрывает это сражение потому, что защищает прежде всего не себя, а человека, каким она узнала его в тяжких испытаниях, со всеми его слабостями и недостатками, но и с его самоотверженностью и готовностью к самопожертвованию.

Ануй создает пленительный образ юной Жанны, гордячки, но и простушки, смекалистой, но и наивной, по-крестьянски основательной, но и легковерной, храброй, но порой не выдерживающей тяжести постоянного давления и угроз.

Справедливо предположить, что увидевшая свет вскоре после окончания войны пьеса Ануя «Жаворонок» явилась плодом его размышлений о национальном характере, по-разному проявившемся в годы оккупации и Сопротивления. Свои размышления драматург облек в занимательную театральную форму, в очередной раз доказав, как великолепно он знает законы сцены.

Ануй не скрывает от зрителей, что все события будут перед ними разыграны, и в первой же ремарке предписывает актерам неторопливо разобрать костюмы и аксессуары, в которых содержится «намек на средневековье». Представление закончится не сожжением Жанны, а высшей точкой ее биографии — коронованием Карла в Реймсе.

Важно

В финале выяснится, что именно этот эпизод забыли сыграть, и быстро растащив костер, актеры устанавливают алтарь собора. А Жанна будет стоять несколько в отдалении от всех, «выпрямившись, опершись на древко знамени и улыбаясь небесам — так, как ее изображают на картинках».

«Жаворонок» оказался вершинным произведением в творчестве Ануя. Его Жанна — самый обаятельный, самый полнокровный характер, который когда-либо рождался под пером Ануя.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/zhavoronok_anuja_opisanie_pesy_iz_ehnciklopedii/62-1-0-1279

2 Жан Ануй. Биография 3 Творчество Жана Ануя 5

страница 1

Введение 2

1. Жан Ануй. Биография 3

2. Творчество Жана Ануя 5

История театра начинается с античных времен, а точнее, с легендарных времен гомеровской Греции. Тогда народные обрядовые игры в честь бога Диониса стали предшественниками изначальных форм театра. Несколько позже, в V веке до н. э., в демократических Афинах, считавшихся тогда наиболее прогрессивным государством рабовладельческого мира, наступил расцвет древнегреческого театра.

Римский театр появился значительно позднее, в III—II веках до н. э. В театральном искусстве Древнего Рима довольно отчетливо выразились классовые черты тогдашнего рабовладельческого общества.

При существующих в то время исторических условиях трагический жанр утратил свою народность и героические тона, а комедия приобрела сатирическую направленность.

В последнем веке римской истории театра уже просто не существовало, имелись лишь примитивные формы простонародных мимов да пышные, с огромной помпой, зрелища, призванные отвлекать народ от насущных вопросов бытия.

Античные времена оставили нам наследие в области литературы, архитектуры и искусства. Все основные виды поэзии – такие, как эпос, лирика и драма, – возникли в Греции. Архитектура, литература, скульптура и театр стали предметом изучения и подражания на многие века вперед.

Особое место в творчестве французского драматурга Ж. Ануя занимают пьесы, написанные по мотивам древнегреческих мифов и известных сюжетов мировой литературы. Истинные чувства не стареют и со временем не меняются.

Пьесы «Эвридика», «Антигона», «Медея», «Ромео и Джульетта» и другие стали очень популярны у московской публики.

Цель работы: изучить проблемы древнегреческих и древнеримских авторов в современном мире на примере творчества Ж. Ануя.

Задачи:

1. Рассмотреть биографию Ж. Ануя

2. Изучить творчество Ж. Ануя.

1. Жан Ануй. Биография

Жан Ануй (1910–1987), французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей интеллектуальной драмы.

Родился 23 июня 1910 в Бордо. Мать его была скрипачкой (откуда, вероятно, его знание жизни музыкантов, подвизающихся в кафе и казино), отец — портным.

В 15 лет приехал в Париж, где окончил школу и поступил на юридический факультет в Сорбонну. Вскоре оставил университет и поступил на работу в рекламное агентство. Параллельно писал короткие юмористические сценарии для кино.

Он с детства стремился к литературной работе: по некоторым источникам, писать драматические сценки начал с 10 лет, а в 16 попробовал себя в «полнометражной» драматургии.

Работа в рекламном агентстве продолжалась недолго – страсть к театру взяла верх, и в самом конце 1920-х поступает на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве.

Совет

Вскоре он окончательно связывает свою жизнь с театром: женится на актрисе Монелль Валентин и пишет свою первую пьесу – Горностай (1932). Вслед за этим, вплоть до 1960, пишет в среднем по одной пьесе в год. Успех к Аную пришел в 1937, после постановки на парижской сцене его пьесы Путешественник без багажа1.

Затем последовали пьесы Дикарка (1938) и Бал воров (1939). В них уже были вполне внятно очерчены основная проблематика и некоторые эстетические особенности драматургии Ануя.

Они, несомненно, близки экзистенциализму: поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть.

Читайте также:  Краткая биография шоу дж. б.

И – прием, который позже стал для него одним из любимых: «театр в театре», когда персонажи сами играют те или иные роли (в Бале воров три вора выступают в роли дворян).

В 1940 Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов.

Нельзя сказать, что Ануй был первооткрывателем этого приема – им нередко пользовались драматурги и прежде.

Такой прием представляет собой серьезное испытание для индивидуальности драматурга: зрительский интерес держится не на происходящих событиях, а на круге непривычных идей, возникающих на основе знакомого сюжета.

Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры. В этом случае добиться успеха может только личность крупного масштаба, способная заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений. И Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его литературном наследии.

Обратите внимание

Первыми такими пьесами стали Эвридика (1941) и Антигона (1942, премьера состоялась в оккупированном немцами Париже в 1943, когда главная героиня символизировала непобежденную Францию и готовность продолжать борьбу вопреки разумным доводам). Позже были написаны Ромео и Джульетта (1946), Медея (1948), Жаворонок (1953). Последняя из них – о Жанне Д'Арк – многими критиками считается вершиной творчества Ануя1.

К концу 1950-х зрительский интерес к творчеству Ануя снижается. На смену ему приходят новые кумиры, огромную популярность получает родившийся во Франции «театр абсурда», где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами.

В 1970–1980-e он продолжал работать, однако былую популярность не смогли вернуть ни сборники Барочные пьесы (1974) и Сокровенные пьесы (1977), ни его режиссерские постановки спектаклей по своим пьесам и произведениям других авторов.

Недаром в поздних – наименее значительных – произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.

2. Творчество Жана Ануя

Имя Жана Ануя вошло в пантеон величайших драматургов ХХ столетия. Его творческий путь был непростым, но закономерным для своего времени, когда на первое место выходят такие понятия, как «война», «разобщение» и «катастрофа».

Начиная с середины 50-ых годов, среди его героев появляются драматурги, писатели, режиссеры, принужденные выслушивать от родных, знакомых и коллег высокомерные обвинения в легковесности, в том, что они не поспевают за временем в отличие, скажем, от того же Ионеско.

Трагические исторические события, которые переживает Европа с начала Второй мировой войны, Франция с начала немецкой оккупации, направили размышления Ануя о жизни в философическое русло. До конца жизни экзистенциальные проблемы будут составлять подоснову сюжетов большинства его пьес.

На первых порах выводы, к которым драматург придет, окажутся крайне пессимистическими, но логически вытекающими из предшествующего анализа жизни: для человека возможность на земном своем пути сохранить любовь и чистоту, достичь счастья вообще не существует.

Не случайно герои четырех, написанных подряд, его пьес предпочитают жизни уход в небытие1.

В «Антигоне» (1942) «люди для жизни» представлены многообразно. Это и Кормилица с ее обыденным мышлением, самодовольные тупые стражники, и, наконец, правитель города Фивы царь Креон. Для молодой героини Ануя Креон – противник нового типа. Не ничтожный приживал, а человек, вознесенный на вершину социальной лестницы, тиран.

Он принял мир, каков он есть, сказал ему «да» и взвалил на себя миссию поддержания в нем порядка. Однако Креону приходится управлять людьми, которых он презирает, называет скотами, думающими только «о своей драгоценной шкуре».

В результате наведение порядка в государстве превращается в некую самоцель, достигаемую любыми средствами, в том числе устрашением и подавлением человека. Под колеса налаживаемой государственной машины попадает и маленькая Антигона. В финале сын Гемон плюет отцу в лицо. Кончает собой его жена Эвридика.

Креон остается совсем один, чтобы «продолжать делать свою грязную работу и ждать смерти». Естественно в условиях немецкой оккупации жестокую и бесчеловечную государственную машину, у руля которой стоит Креон, зрители легко ассоциировали с фашизмом1.

Важно

Мотив поведения Антигоны у Ануя раздвоен. С одной стороны, она нарушает приказ царя, запрещающий под угрозой смерти погребение тела Полиника, повинуясь сестринскому долгу. Акцентируя этот мотив, драматург наследует своему великому предшественнику Софоклу.

Данному аргументу, идее родственного долга Креон убедительно противопоставляет свой, открывая истинное лицо обоих братьев, Этеокла и Полиника – глупых, жестоких, корыстных.

Логика Креона оказалась настолько убедительна, что в последние минуты на свободе, диктуя стражнику письмо возлюбленному, Антигона признается: «Сейчас рядом с этим человеком, я не знаю уже, за что умираю… И теперь я понимаю, как это было просто – жить…».

Логика человека для жизни оказалась убедительной для человека-Героя, уже готового отказаться от своих героических притязаний. Возможно, причина возникших сомнений во внятности протестного пафоса пьесы именно в этом «отступничестве» Антигоны, победе рассудительности Креона.

Но, вступив в дискуссию с Антигоной, желая ее спасти (в этом Ануй далеко отступает от Софокла) Креон использует и еще один аргумент, что и приводит к провалу его миссии. В его многознании жизни и людей обнаружился существенный пробел. Он оперирует общими категориями, даже не пытаясь проникнуть в логику мыслей и чувств бегающей рядом угловатой девочки, невесты сына. Для этого Креон слишком заносчив и самоуверен. Из-за этой ограниченности он и делает роковую ошибку – искушает Антигону повседневным счастьем и самой жизнью как таковой. Но перспективой подобного счастья Антигону соблазнить невозможно. Наследница Орфея и Эвридики, она уже поняла, что «жизнь грязнит все», что житейское счастье, которым ее прельщают, сопряжено с компромиссами, необходимостью совершать жалкие поступки, кому-то вынуждено улыбаться, лгать, продавать себя. Главное – говорить «да» и тому, что лично тебе не по душе. Антигона же максималистка. Ей нужно все или ничего: или абсолютная чистота, право поступать в соответствии с собственными принципами или смерть. Отстаивая эти права (второй мотив ее поведения) она и бросает вызов всему социальному устройству, а значит и порядку, насаждаемому Креоном.

Бывают времена, особо нуждающиеся в людях, готовых пожертвовать жизнью ради высших ценностей: «Несчастна та страна, в которой нет героев». В одной из своих статей критик Наталья Старосельская вспоминала, какое впечатление на советскую интеллигенцию середины 60-ых годов прошедшего века произвела «Антигона», поставленная Борисом Львовым-Анохиным в Московском театре м. Станиславского, самая знаменитая из всех отечественных «Антигон»: «Это было мощнейшее потрясение, шок – древнегреческий миф представал не просто в современной оболочке, но был напитан, наполнен живой, невымышленной современностью. Казалось, что от споров Креона с Антигоной зависит и наша собственная жизнь, во всяком случае, избранный путь – смирение, потому что так заведено, положено; или – бунт, потому что без утверждения своей, собственной, выстраданной истины невозможно никакое дальнейшее бытие… все наши чувства, все помыслы были с этой хрупкой девочкой Антигоной, бросившей вызов государству с его устоявшейся политикой, этикой, с его законами и обычаями»1.

И сегодня, по-прежнему стойкость героини Ануя, не может не восхищать. Но отрицание самого фундамента жизни вплоть до отказа от этой жизни способно и насторожить. Ей, максималистке, не ведомо, что «есть компромиссы и компромиссы», не ведомо смирение перед этой, пусть печальной, истиной. Смерть для нее, не испытавшей счастья замужества и материнства, не успевшей реализовать свою женскую природу, страшна. Но и предпочтительна. При этом в устах ануевского Креона апология жизни уже не оглушает пошлостью, более того, в его речах отчетливо звучат лирические нотки: «Жизнь – это любимая книга, это ребенок, играющий у твоих ног, это молоток, который крепко сжимаешь в руках, это скамейка у дома, где отдыхаешь по вечерам…когда-нибудь ты поймешь, что жизнь, вероятно, все-таки, счастье». Позже, в «Бедняге Битосе» аналогичные слова Ануй припишет и Дантону: «Меня начинает подташнивать от крови. А другое – всякие обыденные пустяки… начинает приобретать для меня важность… ремесла, дети, прелесть любви и дружбы. Все то, из чего до сих пор складывался человек». А затем в «Потасовке» Людовик XVIII обратится к фанатику-последователю Наполеона: «Я научу вас, что следует делать в наши дни молодому человеку. Вернуться домой, жениться, завести детей, служить, либо заниматься своим ремеслом… Дураки, кто скажет, что юность нуждается в идеалах. Пустое, у нее один идеал – она сама и волшебное разнообразие жизни».

Источник: http://komane.ru/nuda/2-jan-anuj-biografiya-3-tvorchestvo-jana-anuya-5/main.html

Жан Ануй

1969
Издательство: Искусство

С о д е р ж а н и е: Том 1. пьесы “Дикарка”, “Пассажир без багажа”, “Эвридика”, “Антигона”, “Приглашение в замок”.

Том 2. пьесы “Коломба”, “Жаворонок”, “Орнифль, или Сквозной ветерок”, “Томас Беккет”, “Подвал”.

Жан Ануй – Серия: Книга на все времена – Серия: Книга на все времена (4 книги)

2011
Издательство: АСТ, Астрель
Серия: Книга на все времена

С о д е р ж а н и е:
Антигона. Приглашение в замок. Коломба – пьесы
Подвал. Орнифль, или Сквозной ветерок – пьесы
Пассажир без багажа. Дикарка. Эвридика- пьесы

Жаворонок. Бекет, или Честь Господня- пьесы

Жан Ануй – Пьесы. В 2 томах

1999
Издательство: Гудьял-Пресс
Серия: Театр

С о д е р ж а н и е:
Том 1. – Дикарка, Пассажир, Эвридика, Антигона, Приглашение в замок.

Том 2. – Коломба, Жаворонок, Орнифль или сквозной ветерок, Томас Бекет, Подвал

Библиография

«Хумулус немой» (Humulus le muet, 1929; в соавторстве с Ж.

Ореншем) «Горностай» (L’Hermine, 1931) «Бал воров» (Le Bal des voleurs, 1932) «Иезавель» (Jézabel, 1932) «Дикарка» (La Sauvage, 1934) «Ужин в Санлисе» (Le Rendez-vous de Senlis, 1937) «Пассажир без багажа» (Le Voyageur sans bagage, 1937) «Леокадия» (Léocadia, 1939) «Эвридика» (Eurydice, 1942) «Антигона» (Antigone, 1944) «Ромео и Жанетта» (Roméo et Jeannette, 1946) «Медея» (Médée, 1946) «Приглашение в замок» (L’Invitation au château, 1947) «Репетиция, или Наказанная любовь» (La Répétition ou l’Amour puni, 1947) «Ардель, или Ромашка» (Ardèle ou la Marguerite, 1948) «Эпизод из жизни автора» (Épisode de la vie d’un auteur, 1948) «Сесиль, или Урок отцам» (Cécile ou l'École des pères, 1949) «Коломба» (Colombe, 1951) «Вальс тореадоров» (La Valse des toréadors, 1951) «Жаворонок» (L’Alouette, 1953) «Орнифль, или Сквозной ветерок» (Ornifle ou le Courant d’air, 1955) «Бедняга Бито, или Ужин голов» (Pauvre Bitos ou le Dîner de têtes, 1956) «Сумасброд, или Влюбленный реакционер» (L’Hurluberlu ou le Réactionnaire amoureux, 1957) «Беккет, или Честь Божья» (англ.)русск. (Becket ou l’Honneur de Dieu, 1959) «Подвал» (La Grotte, 1961) «Оркестр» (L’Orchestre, 1962) «Потасовка» (La Foire d’empoigne, 1962) «Булочник, булочница и маленький подмастерье» (Le Boulanger, la Boulangère et le Petit Mitron, 1968) «Дорогой Антуан, или Неудачная любовь» (Cher Antoine ou l’Amour raté, 1969) «Красные рыбки, или Мой отец — герой» (Les Poissons rouges ou Mon père, ce héros, 1970) «Не будите Мадам» (Ne réveillez pas Madame, 1970) «Директор Оперы» (Le Directeur de l’Opéra, 1972) «Ты был таким милым в детстве» (Tu étais si gentil quand tu étais petit, 1972) «Арест» (L’Arrestation, 1975) «Сценарий» (Le Scénario, 1976) «Штаны, или Генералы в юбках» (La Culotte, 1978) «Пупок» (Le Nombril, 1981)

Экранизации

Антигона / Antigone (Джеральд Фридман / Gerald Freedman) [1974 г.

] Беккет / Becket – Великобритания (1964)
Вы еще ничего не видели / Vous n'avez encore rien vu (Ален Рене / Alain Resnais) [2012, Франция, Германия ] несколько отрывков из пьес
Жаворонок (Семён Спивак, Андрей Дежонов, Алексей Гурьев-мл) [2008 г ] Санкт-Петербургский Государственный Молодежный театр на Фонтанке
Не будите мадам – спектакль (2003)
Оркестр (Лев Эренбург) [2001 г.] Орнифль, или Сквозной ветерок – спектакль (С.Юрский)
Орнифль – спектакль (2004)
Приглашение в замок / Запрошення до замку (Владислав Пазив) [1997 г.]

Томас Бекет/Tomas Becket 1 & 2 – (Т.Васильева) (1991)

Биография

ЖАН АНУЙ (Jean Anouilh) (1910-1987), французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей так называемой интеллектуальной драмы. Вошел во французскую литературу одновременно с такими писателями-интеллектуалами, как Жан Жироду и Жан-Поль Сартр, но в отличие от них, с начала 1930-х годов целиком посвятил себя театру.

Жан Ануй родился 23 июня 1910 года в небольшой деревне близ Бордо, в семье портного и скрипачки. В 15 лет приехал в Париж, где окончил школу и поступил на юридический факультет в Сорбонну.

Вскоре оставил университет и поступил на работу в рекламное агентство. Параллельно писал короткие юмористические сценарии для кино.

Он с детства стремился к литературной работе: по некоторым источникам, писать драматические сценки начал с 10 лет, а в 16 попробовал себя в “полнометражной” драматургии.

Совет

Работа в рекламном агентстве продолжалась недолго — страсть к театру взяла верх, и в самом конце 1920-х годов Ануй поступает на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях (Comedie des Champs-Еlysеes) на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве. Вскоре он окончательно связывает свою жизнь с театром: женится на актрисе Монелль Валентин и пишет свою первую пьесу — “Горностай” (1932). Вслед за этим, вплоть до 1960 года, пишет в среднем по одной пьесе в год.

Читайте также:  Сочинения об авторе мильтон

Успех к Аную пришел в 1937 году, после постановки на парижской сцене его пьесы “Путешественник без багажа”. Затем последовали пьесы “Дикарка” (1938) и “Бал воров” (1939). В них уже были вполне внятно очерчены основная проблематика и некоторые эстетические особенности драматургии Жана Ануя.

Они, несомненно, близки экзистенциализму: поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть.

И — прием, который позже стал для него одним из любимых: “театр в театре”, когда персонажи сами играют те или иные роли (в “Бале воров” три вора выступают в роли дворян).

В 1940 году Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Нельзя сказать, что Ануй был первооткрывателем этого приема — им нередко пользовались драматурги и прежде (например, пьесы Бернарда Шоу “Цезарь и Клеопатра” и “Святая Иоанна” – о Жанне Д’Арк).

Такой прием представляет собой серьезное испытание для индивидуальности драматурга. Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры. В этом случае добиться успеха может только личность крупного масштаба, способная заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений.

И Жан Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его литературном наследии.

Первыми такими пьесами стали “Эвридика” (1941) и “Антигона” (1942, премьера состоялась в оккупированном немцами Париже в 1943 году, когда главная героиня символизировала непобежденную Францию и готовность продолжать борьбу вопреки разумным доводам). Позже были написаны “Ромео и Джульетта” (1946), “Медея” (1948), “Жаворонок” (1953). Последняя из них — о Жанне Д’Арк — многими критиками считается вершиной творчества Ануя.

Обратите внимание

Однако эти пьесы представляли собой лишь одну грань дарования драматурга: его творчество было на редкость разнообразным. Он сам делил свои пьесы на несколько циклов: “черные пьесы” (трагедии “Медея”, “Антигона” и др.

); “розовые пьесы” (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом — “Ужин в Санлисе”, “Приглашение в замок” и др.); “костюмированные пьесы” (“Жаворонок”, “Беккет, или Честь Божья” и др.); “колючие пьесы” (сатирические комедии “Орнифль, или Сквозной ветерок”, “Подвал” и др.).

Перу Жана Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов (“Месье Винсент”, 1947; “Маленький Мольер”, 1959; и др.).

К концу 1950-х годов зрительский интерес к творчеству Ануя снижается. На смену ему приходят новые кумиры, огромную популярность получает родившийся во Франции “театр абсурда”, где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами.

Строгая интеллектуальная логика Жана Ануя на фоне абсурдистских пьес начинает выглядеть архаичной.

Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Жана Кокто или Жана Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Эжен Ионеско.

Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий — разве что за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона. Уже в пьесе “Орнифль, или Сквозной ветерок” (1955) возникает новая, важная для драматурга тема: блестящий писатель в окружении злобных и бездарных критиков.

В 1970-1980-e годы он продолжал работать, однако былую популярность не смогли вернуть ни сборники “Барочные пьесы” (1974) и “Сокровенные пьесы” (1977), ни его режиссерские постановки спектаклей по своим пьесам и произведениям других авторов. Недаром в поздних — наименее значительных — произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.

Жан Ануй скончался 3 октября 1987 года в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.

http://www.livelib.ru/

Источник: http://bookinistic.narod.ru/sovr_in/france_abv/anuy_zhan.htm

Жан Ануй

Литература

Жироду Ж. Сюзанна Островитянка. – Л., 1928.

Жироду Ж. Троянской войны не будет // Пьесы современной Франции. – М., 1960.

Жироду Ж. Пьесы. – М., 1978.

Андреев Л.Г. Французская литература 1917–1956 гᴦ. – М., 1959.

Жуве Л. Мысли о театре. – М., 1960.

История французской литературы. – Т. 4. – М., 1963.

(1910–1987)

Ануй, Жан (Anouilh, Jean) – французский драматурᴦ. Родился 23 июня 1910 ᴦ. в Бордо в семье служащего казино и музыкантки. Учился сначала в школе Кольберт Коллежа Шанталь, по окончании поступил в Сорбонну на юридический факультет.

При этом высшего образования Ануй не получил, так как, проучившись полтора года в университете, из-за финансовых трудностей предпочел учебе работу в рекламном агентстве. Работа родителœей позволила маленькому Жану довольно рано познакомиться с театральным миром, который его быстро захватил.

Первую ʼʼдраму в стихахʼʼ Ануй попытался написать в 12-летнем возрасте. Она так и осталась незаконченной и вошла в цикл ʼʼИспорченные пьесыʼʼ.

Важно

Новый этап в жизни Жана Ануя наступил, когда он стал работать в театре Комедии Елисейских полей у Луи Жуве. В эти годы Ануй был секретарем в театре Жуве, пробовал свои силы в качестве журналиста. Театральный опыт пригодился Аную для его становления как драматурга.

Самое сильное впечатление, оказавшее решающее влияние на развитие драматургического таланта Ануя, произвели пьесы Жироду, с которыми начинающий писатель познакомился в Комедии Елисейских полей. При этом в 1931 ᴦ.

Ануй вынужден был оставить театр из-за разногласий с его руководителœем.

Дебютировал Жан Ануй как драматург в 1932 ᴦ. пьесой ʼʼГорностайʼʼ (ʼʼL’Hermineʼʼ) на сцене парижского театра ʼʼЭврʼʼ. Премьера прошла удачно, хотя пьеса не имела широкого резонанса.

После этого Ануй создал еще несколько десятков пьес разных жанров: ʼʼЖил-был каторжникʼʼ (ʼʼJ’avait un prisonnierʼʼ, 1935), ʼʼПутешественник без багажаʼʼ (ʼʼLe Voyageur sans bagagesʼʼ, 1937), ʼʼБал воровʼʼ (ʼʼLe bal des voleursʼʼ, 1937), ʼʼСвидание в Санлисеʼʼ (ʼʼLe Rendez-vous de Senlisʼʼ, 1937), ʼʼЛеокардияʼʼ (ʼʼLéocardiaʼʼ, 1939) и др.

Пьеса ʼʼПутешественник без багажаʼʼ принœесла известность 27-летнему драматургу. В год премьеры (17 февраля 1937 ᴦ.) на сцене театра ʼʼЛе матюренʼʼ было сыграно 190 спектаклей.

О популярности Ануя не только во Франции, но и за ее пределами, свидетельствуют многочисленные переводы этой пьесы, сделанные почти сразу после ее появления на разные языки, в т.ч. и на русский. Вместе с тем, в 1944 ᴦ.

пьеса ʼʼПутешественник без багажаʼʼ была экранизирована.

Позже свои пьесы Ануй обьединил в соответствии с их жанровой спецификой в сборники. Так, в сборник ʼʼРозовые пьесыʼʼ (ʼʼPiéces rosesʼʼ) вошли ʼʼБал воровʼʼ, ʼʼЛеокардияʼʼ, ʼʼСвидание в Санлисеʼʼ – трагикомедии с ярко выраженным фарсовым звучанием.

Основным конфликтом этих произведений стал конфликт ʼʼживойʼʼ души человека и ʼʼбездуховногоʼʼ мира, окружающего эту душу. Оказалось, что человек духовный должен защищаться от мира, наполненного фальшью, лицемерием, где всœе отношения построены на недостойной игре, и не всœегда ʼʼчистаяʼʼ душа выходит из этой игры победителœем.

Совет

По этой причине некоторые журналисты поспешили тут же назвать пьесы Ануя ʼʼрозовыми полосами на черном небеʼʼ.

Четыре пьесы ʼʼГорностайʼʼ, ʼʼДикаркаʼʼ (ʼʼLa sauvageʼʼ, 1934), ʼʼПутешественник без багажаʼʼ и ʼʼЭвридикаʼʼ (ʼʼEuridiceʼʼ, 1941), наполненные трагическим содержанием, составили второй сборник ʼʼЧерные пьесыʼʼ (ʼʼPiéces Noiresʼʼ).

В сборник ʼʼНовые черные пьесыʼʼ вошли ʼʼАнтигонаʼʼ (ʼʼAntigoneʼʼ, 1944), ʼʼРомео и Жанеттʼʼ (ʼʼPomeo et Jeanetteʼʼ, 1946), ʼʼМедеяʼʼ (ʼʼMédéeʼʼ, 1953).

В первых пьесах Жана Ануя заявлена проблематика – неприятие буржуазной морали, традиционного образа жизни. Основная проблематика раннего творчества: столкновение чистого чувства и пошлости, уродства мещанской действительности, место личности в мире, влияние прошлого на изменение жизни человека.

Главные герои ранних пьес Ануя – морально благородные, живущие лишь любовью – находятся в постоянном противостоянии с другими участниками драматического действия. Персонажи второго плана – представители мещанского, лживого мира, изображенные сатирически, подчас в буффонадной манере, имеют свой взгляд на мир.

Размещено на реф.рф
Драматург показывает в своих пьесах, что ни о каком взаимопонимании между первыми и вторыми не должна быть и речи. Οʜᴎ существуют в разных измерениях, в связи с этим и подход к жизни у них разный. Первые драматические произведения Ануя камерны, не выходят за пределы семейной темы.

Начиная с драмы ʼʼИезавельʼʼ (опубликована в 1946 ᴦ. в сборнике ʼʼНовые черные пьесыʼʼ) автор использует библейские, античные и исторические сюжеты.

Пьесы ʼʼРомео и Жанеттʼʼ, ʼʼАнтигонаʼʼ, ʼʼМедеяʼʼ включают те же темы, что и в раннем творчестве: любовь, деньги, убийство. При этом в перечисленных драмах уродство проникает и в любовное чувство.

ʼʼИезавельʼʼ, к примеру, отталкивающе натуралистична, пронизана ʼʼутрированным и примитивным фрейдизмомʼʼ. Высокая и светлая любовь неразрывно сплетается с тягой к грязному, животному. Мир ʼʼчерныхʼʼ пьес Ануя – мир крушения всœех ценностей.

Обратите внимание

Драматург переживает период разочарований, он отказывается от прежних идей (вера в очищающее свойство светлых чувств, в преобразующую силу разума и в способность преодоления пошлости жизни с помощью искусства).

В пьесе ʼʼАнтигонаʼʼ на смену камерной драме приходит драма, поднимающая важнейшие общественно значимые вопросы. Впервые поставив вопрос о взаимоотношении государства и личности, автор решает дилемму: должен или нет человек принимать враждебную ему действительность.

Его героиня отвергает компромисс и гибнет.

Идея – лучше погибнуть, чем покориться насилию, – легла в основу цикла так называемых ʼʼкостюмированных пьесʼʼ, куда вошли ʼʼЖаворонокʼʼ (ʼʼL’alouetteʼʼ, 1953) и ʼʼБеккет, или Честь божьяʼʼ, (ʼʼBecket ou l’honneur de dieuʼʼ, 1959).

Пьесы, написанные в конце 50-х и в 60-е гᴦ., свидетельствуют об отходе писателя от того значительного круга проблем, который он развивал в прежние годы в ʼʼдраматургии идейʼʼ.

Новые сатирические комедии ʼʼОрнифль, или Сквозной ветерʼʼ (ʼʼOrnifle ou le courant d’airʼʼ, 1956), ʼʼБедняга Битос…ʼʼ (ʼʼPauvre Bitos…ʼʼ, 1956) ʼʼСумасброд, или Влюбленный реакционерʼʼ (ʼʼL’hurluberlu ou le réactionnaire amoureuxʼʼ, 1959), объединœенные в цикл ʼʼколючих пьесʼʼ (ʼʼPiéces grinçantsʼʼ), – пример творческих и мировоззренческих противоречий писателя.

Ануй, создатель цельных, бескомпромиссных характеров, противостоящих мелкому буржуазному миру, в 60-е гᴦ. становится бытописателœем современных нравов. Начиная с комедии ʼʼОрнифль…ʼʼ драматург обращается к творчеству Ж.-Б. Мольера.

Созатель ʼʼвысокойʼʼ классицистской комедии был бесспорным авторитетом для Ануя, который не только высоко оценил новаторство мольеровских комедий, но и его жизнь, наполненную трагическим содержанием. Французский драматург ХХ в.

посвятил несколько статей и эссе своему предшественнику из века XVII, среди которых ʼʼПрисутствие Мольераʼʼ (ʼʼPrésence de Molièreʼʼ), ʼʼСегодня, 17 февраля, умер Мольерʼʼ (ʼʼAujourd’hui, 17 février mort de Molièreʼʼ), ʼʼТартюфʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Вместе с тем, написал сценарий ʼʼМалышка Мольерʼʼ (ʼʼLe petit Molièreʼʼ, 1959) и одноактную пьесу ʼʼСон критикаʼʼ (ʼʼLe Songe du critiqueʼʼ, 1960), предназначенную для постановки в качестве своеобразного пролога (ʼʼпьесы перед занавесомʼʼ) в спектакле ʼʼТартюфʼʼ.

Важно

В 70-е гᴦ. он создал пьесы лишь для небольшого круга почитателœей его таланта͵ интеллектуальной элиты.

К ʼʼсалоннымʼʼ пьесам относятся комедия ʼʼДорогие птицыʼʼ (ʼʼChers oiseauxʼʼ, 1977), ʼʼЭпизод из жизни одного автораʼʼ (ʼʼEpisode de la vie d’un auteur, 1980ʼʼ) и ʼʼКрасивая жизньʼʼ (ʼʼLa belle vieʼʼ, 1980).

На смену злой иронии, сарказму произведений 30–40-х гᴦ. приходит спокойное снисходительно-понимающее отношение к человеческим недостаткам.

С 1962 по 1968 гᴦ., после премьеры пьесы ʼʼОркестрʼʼ (1962), наступил длительный период молчания драматурга, связанный с появлением на французской сцене ʼʼтеатра абсурдаʼʼ. С. Беккет, Э. Ионеско и другие представители ʼʼновогоʼʼ театра называли Ануя своим учителœем, с чем тот был в корне не согласен.

Творчество Ж. Ануя – уникальное явление во французской драматургии XX в. Он сам нередко участвовал в сценическом воплощении своих пьес, стал героем множества статей и монографических исследований.

Основную часть своей жизни драматург посвятил театру.

Он постоянно участвовал в вечно изменяющейся театральной жизни, активно влияя на нее, внося свой неповторимый оттенок в многоцветную палитру французского театра.

Жан Ануй – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Жан Ануй” 2017, 2018.

  • – Жан Ануй (Jean Anouilh) 1910-1987

    Жаворонок (L'Alouette) Пьеса (1953) В 1429 г.

    Жанна д'Арк, юная крестьянка из Домреми, встала во главе французской армии и за год изменила ход Столетней войнымежду Англией и Францией. Переломным событием стало снятие осады с Орлеана.

    Вдохновляемые Жанной, солдаты одержали ряд… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/582085_zhan_anuy

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector