Эдуард Георгиевич Баргицкий
БАГРИЦКИЙ, ЭДУАРД ГЕОРГИЕВИЧ (1895−1934), наст. фамилия Дзюбин, русский поэт. Родился 22 октября (3 ноября) 1895 в Одессе в религиозной еврейской семье. Впоследствии Багрицкий называл своих родителей типичными представителями мелкой буржуазии.
Родители хотели, чтобы сын получил солидную профессию врача или инженера, он же, с детства обладая мироощущением художника, противился тому, чтобы «на мир облокотиться, как на стол» (Происхождение, 1930). С 1915 печатал свои стихи в одесских литературных альманахах, стал одной из самых заметных фигур в группе молодых одесских литераторов, из которой вышли также Ю. Олеша, В.
Катаев, И. Ильф и др. Последние литературные альманахи Смутная алчба и Чудо в пустыне, составленные этой группой, вышли в свет в 1918. В 1917, работая делопроизводителем в русской регулярной армии, Багрицкий участвовал в персидской экспедиции генерала Баратова. В 1918 вернулся в Одессу и добровольцем вступил в Красную Армию.
Во время Гражданской войны работал в политотделе партизанского отряда, писал агитстихи, листовки, воевал с бандами Н. Махно и атамана А.Григорьева. С 1920 Багрицкий работал в Одессе, в ЮгРОСТА вместе с Олешей, Катаевым, В. Нарбутом и др., редактировал литературную страницу одесских «Известий», читал рабочим лекции о поэзии, вел занятия литературного кружка.
В 1919 был постоянным автором одесских газет «Моряк», «Шквал», «Станок» и др. Его стихи этих лет (Фронт, Фронтовик, Красная Армия и др.) отражали впечатления Гражданской войны. Впоследствии Багрицкий отрицательно отзывался о своей «газетной лирике», однако уже в этих стихах закладывалась основа образного строя его эпической поэмы Дума про Опанаса (1926).
В эти же годы Багрицкий обратился в своей поэзии к классическим образам мировой литературы. В 1922—1923 был написан стихотворный цикл о Тиле Уленшпигеле, состоящий из пяти песен, в котором поэт воспел мужество и свободу неунывающего героя. Романтикой странствий, творчества и свободы проникнуто одно из самых известных стихотворений тех лет Птицелов (1918, 1926).
Впоследствии критики отмечали живописность и «фламандскую» выразительность этих стихотворений Багрицкого, характерное для всего его творчества внимание к точной и гиперболичной поэтической детали. В 1925 Багрицкий переехал в Москву и вступил в литературную группу «Перевал», а через год примкнул к конструктивистам. В 1930 вступил в РАПП.
В 1928 вышел в свет стихотворный сборник Юго-Запад, принесший поэту широкую известность. Вошедшие в этот сборник Стихи о соловье и поэте, Стихи о поэте и романтике, От черного хлеба и верной жены…, Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым и др. были проникнуты духом революционной романтики, их главная тема — место поэта в новой жизни.
Вошло в сборник и одно из лучших стихотворений Багрицкого Контрабандисты, в котором воспевались Черное море, «бездомная молодость» поэта, его способность «выстрелом рваться Вселенной навстречу». Критики называли Багрицкого самым заметным представителем романтического направления советской поэзии.
Эпическая поэма Дума про Опанаса стала одним из самых значительных поэтических произведений 1920-х годов. В беседе с читателями Багрицкий сказал: «Мы видели, как потрясался мир, мы переносили его на своих плечах».
Трагедия Гражданской войны, мировые потрясения, ломающие судьбу простого человека, стали главной темой Думы про Опанаса, действие которой происходит на Украине во время борьбы большевиков с бандами Махно.
В 1932, уже тяжело больной астмой, Багрицкий написал поэмы Человек предместья, Последняя ночь и Смерть пионерки, в которых попытался осмыслить новую советскую действительность, разглядеть в ней остатки романтики. Стремлением обрести единство с жизнью, почувствовать незыблемость вечных ценностей пронизан последний поэтический сборник Багрицкого Победители (1932). Багрицкий много переводил — баллады В. Скотта, поэмы Р. Бернса, стихи М. Бажана, Н. Хикмета и др. Входил в редколлегию «Литературной газеты», сотрудничал с журналом «Новый мир», редактировал поэтические сборники в издательстве «Советский писатель». Многие молодые поэты вспоминали о живом интересе Багрицкого к талантливым людям, об оказанной им поддержке.
Багрицкий Эдуард Георгиевич родился 22 октября (3 ноября) 1895 в Одессе. Настоящая фамилия поэта Дзюбин. Его родители, глубоко верующие евреи, хотели, чтобы сын стал врачом или инженером. Но Багрицкий с детства был творческой натурой.
С 1915 печатал свои стихи в литературных альманахах города Одессы.
Уже в то время, среди молодых литераторов, Багрицкий привлекал к себе большое внимание своим творчеством.
В 1917 Багрицкий, под руководством генерала Баратова, принял участие в военных действиях, которые развернулись в Персии. В то время поэт работал секретарем в русской армии.
В 1918, после возвращения на родину, вступил в ряды Красной Армии.
Во время Гражданской войны служил в партизанском отряде и работал там в политотделе. Написал много агитационных стихов и листовок.
С 1920 Багрицкий работал в Одессе, в ЮгРОСТА, редактировал литературную страницу “Известий”. Параллельно с этим вел занятия в литературном кружке, выступал на литературных вечерах.
В 1919 постоянно публиковал свои стихи в газетах «Моряк», «Шквал», «Станок» и др. После Багрицкий отрицательно высказывался о своих “газетных стихах”.
В 1925 Багрицкий переехал жить в Москву и стал членом литературной группы “Перевал”. Но уже в 1926 присоединился к конструктивистам. В 1928 вышел сборник стихов “Юго-Запад”. Именно этот сборник принес Багрицкому широкую славу. Критики говорили, что Багрицкий является самом ярким представителем романтической поэзии советского времени. В 1932, будучи тяжело больным астмой, Багрицкий написал поэмы “Человек предместья”, “Смерть пионерки”, “Последняя ночь”. Свой последний поэтический сборник “Победители” он выпускает в этом же году.
Багрицкий занимался переводом баллад В. Скотта, поэм Р. Бернса, стихов М. Бажана, Н. Хикмета. Входил в редколлегию “Литературной газеты”, редактировал поэтические сборники других авторов в издательстве “Советский писатель”, работал в журнале “Новый мир”. Многие начинающие молодые поэты вспоминают, что Багрицкий проявлял огромный интерес к талантливым писателям, постоянно оказывал им свою помощь и поддержку. Умер Багрицкий Эдуард Георгиевич 16 февраля 1934 в Москве.
Источник: https://www.allsoch.ru/bagritckij/
Багрицкий Эдуард: биография и семья :
Русский поэт Эдуард Багрицкий, биография которого будет раскрыта в этой статье, после свершения Великой Октябрьской Революции стал писать соответствующие данному периоду стихи, и был одобрен новой властью. Его настоящая фамилия Дзюбин (Дзюбан), а Багрицкий – творческий псевдоним. Он умер в 1934 году, в возрасте 39 лет. После его смерти многие считали, что ему повезло, поскольку он не дожил до кровавого 1937-го.
Багрицкий Эдуард Георгиевич: биография
Будущий поэт родился в 1985 году в Одессе в семье Годеля Мошковича (Моисеевича) Дзюбана – еврея, который работал приказчиком в магазине одежды. А его мать, Ита Абрамовна Дзюбина (Шапиро), как и большинство еврейских женщин того периода, была домохозяйкой.
В возрасте 10 лет Багрицкий Эдуард поступил в Одесское училище Святого Павла, где проучился вплоть до 1910 года, когда поступил в Одесское реальное училище имени Жуковского, которое находилось на Херсонской улице. Здесь он проучился еще 2 года. Параллельно с учебой он был назначен оформителем в редакции журнала «Дни нашей жизни».
После окончания училища он поступил в землемерную школу, где посещал занятия еще 2 года. В 1914 г. он начала трудиться в качестве редактора в одесском отделении телеграфного агентства Петербурга.
Начало творческой деятельности
Писать стихи Багрицкий Эдуард начал еще в детстве. Однако впервые его произведения были напечатаны в альманахе “Аккорды” в период учебы в землемерной школе.
В это время он еще не определился со своим творческим псевдонимом и под стихотворениями ставил подпись “Эдуард Д.”. В 1915 году он стал публиковаться сразу под тремя именами: “Нина Вознесенская” , “Деси” и “Эдуард Багрицкий”.
Стихи его печатались в таких литературных альманахах Одессы как “Авто в облаках”, “Серебряные трубы”, а также в сборнике “Чудо в пустыне”.
Время от времени они появлялись в газете “Южная мысль”. Это в основном были неоромантические стихи, в которых чувствовалось подражание Николаю Гумилеву, Р. Стивенсону, Маяковскому.
Через какое-то время все его три псевдонима стали довольно известными в родном городе, а когда стало понятно, что под всеми тремя скрывается один и тот же автор, то он стал одним из лидеров группы молодых литераторов Одессы. В этот круг входили Ю. Олеша, И. Ильф, В. Катаев, С. Кирсанов и Вера Инбер.
Они собирались в каком-нибудь особняке и декламировали свои стихи. Багрицкому очень нравилось читать собственные произведения перед молодежью.
Воспоминания
Его друг Катаев позже писал: “Руки поэта Багрицкого были полусогнуты, словно он был борцом, бицепсы напряжены до предела. Он любил проводить рукой по волосам, и в результате этого он выглядел растрепанным.
Его глаза можно было назвать бодлеровскими, так они мрачно смотрели из-под насупившихся бровей. При чтении его губы зловеще перекашивались. И тогда становилось заметно, что у него нет переднего зуба. Багрицкий Эдуард выглядел настоящим атлетом, силачом. На его щеке был небольшой шрам.
Он придавал его лицу мужественности и навевал романтические мысли. Многим казалось, что эту отметину на его лице оставил какой-то пират или черный рыцарь, в то время как это было всего лишь зарубцевавшаяся рана от пореза оконным стеклом.
Он страдал бронхиальной астмой, и для того, чтобы держать такую гладиаторскую позу, ему приходилось прилагать много усилий”.
Революция в жизни поэта
За несколько месяцев до Октябрьской революции, весной 1917 г. он устроился на работу в милицию, а с октября – на службу в 25-й врачебно-писательский отряд в качестве делопроизводителя. В его составе он участвовал в персидской экспедиции генерала Баратова по оказанию помощи больным и раненым военнослужащим.
В феврале 1918 года он вернулся в Одессу. Через год добровольно вступил в ряды Красной Армии и в Гражданскую войну прослужил в партизанском отряде особого назначения. После переформирования данного воинского подразделения Багрицкий Эдуард стал инструктором политического отдела в стрелковой бригаде.
Здесь он смог найти применение своему таланту и стал писать агитационные стихи.
После окончания войны он вновь вернулся в родной город и, встретившись со своими друзьями-литераторами, Валентином Катаевым и Юрием Олешей, устроился на работу в Бюро печати Украинской республики (БУП), а через год его и его друзей пригласили в ЮгРОСТА, где они создавали революционные плакаты, листовки и т. д.
Продолжение карьеры поэта
В отличие от Москвы, здесь, в родном городе, многие знали, кто такой Эдуард Багрицкий. Лучшие стихи его публиковались в различных одесских газетах, а юмористические стишки – в журналах-альманахах. Здесь он подписывался как “Некто Вася”, “Рабкор Горцев”, ну и своим прежним женским псевдонимом “Нина Воскресенская”.
Проработав в Одессе до 1923 года, он по инициативе Я. М. Бельского, своего давнишнего друга, поехал в Николаев. Поэта взяли в качестве секретаря редакции ежедневника “Красный Николаев”. Здесь же он печатал свои произведения. Редакция газеты часто организовывала поэтические вечера, на которых он декламировал свои стихи.
Однако здесь он также долго не пробыл и уже осенью вернулся в родной город.
В москве
В 1925 Багрицкий и Катаев отправились в Москву, вступили в литературную группу “Перевал”, а через год поэт примкнул к конструктивистам. В 1928 он сумел издать сборник своих стихов под названием “Юго-запад”, а через 4 года вышел еще один сборник – “Победители”. С 1930 года Багрицкий Эдуард – поэт, который вступил в РАПП.
Он жил в знаменитом московском Доме писательского кооператива в Камергерском переулке. В 1930 году у него обострилась болезнь (бронхиальная астма). Возможно, ему не пришелся московский климат. Около четырех лет врачи лечили его всеми известными методами, однако болезнь прогрессировала и в 1934 году он умер.
Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь: семья
В 1920 Эдуард Багрицкий женился на старшей дочери австрийского эмигранта – преподавателя музыки – Густава Суока, вдове погибшего в годы Первой мировой войны военного врача Лидии Густавовне Суок.
Друг ее второго мужа, Валентин Катаев, выбрал ее для прообраза своей героини – жены птицелова в романе “Алмазный мой венец”.
У супругов родилась дочь, которая умерла в младенчестве, а сын, которого они назвали Всеволодом, пошел по стопам отца и тоже стал поэтом. Он погиб на фронте в 1942 году.
Через 3 года после смерти мужа ее репрессировали, так как она пыталась заступиться за мужа своей сестры.
Свой срок ссылки она проходила в Караганде и каждый день отмечалась в местном НКВД, который по иронии судьбы располагался на улице, носившей имя ее мужа – Эдуарда Багрицкого. В 1956 году вдова поэта вернулась в Москву.
Умерла она в 1969 году. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой мужа и кенотафом Всеволода, их сына.
Память и критика
В Советском Союзе каждый школьник знал, кто такой Эдуард Багрицкий. Стихотворение его “Смерть пионерки”, которое было опубликовано в школьных учебниках, заучивалось наизусть. На некоторые стихотворения писалась музыка, и они становились песнями, которые также знала и пела вся страна.
Его произведения время от времени становились предметом для споров среди литературных критиков.
Особенно его поэма “Дума про Опанаса”, где показана трагическая борьба простого деревенского паренька из Украины Опанаса, которого устраивает тихая, самая обычная деревенская жизнь, и комиссара Иосифа Когана, отстаивающего “высшую” истину революционных идей.
Некоторые критики послевоенного периода раскритиковали поэта за его “буржуазно-националистические тенденции”. Опанас был дезертиром и бандитом, которому не хотелось бороться за светлое будущее. Однако, как было известно, Багрицкий был из тех поэтов, которые приняли революцию, стали воспевать строительство социалистического общества.
Некоторые критики видели за его романтической поэзией завуалированные антиреволюционные идеи и несогласие с карательным режимом Сталина, который с каждым днем становился очевидней. Вот почему позже было сказано, что “Багрицкий имел счастье вовремя умереть”. До него не дошла карающая рука правосудия.
Ведь его строчку про свое поколение могли бы истолковать совершенно по-другому: “Мы ржавые листья, растущие на ржавых дубах”. Чем не причина для ареста?
Поэма “Февраль”
Это произведение поэта было опубликовано после его смерти. Оно вызвало немало споров. По своей сути это исповедь юноши-еврея, принимавшего участие в революции. Герой “Февраля” насилует проститутку, которая некогда была его гимназической любовью. Критики считали, что в ее лице еврей совершает насилие над всей Россией.
Согласно другому толкованию, рыжеволосая гимназистка вовсе не является русской, банда, с которой борется герой, состоит из его сородичей: Семки Рабиновича, Петьки Камбалы и Мони Бриллиантщика.
Независимо от мнения некоторых критиков, Багрицкий, тем не мене, стал вдохновителем многих молодых поэтов, а Бродский считал его одним из самых близких ему по духу поэтов.
Источник: https://www.syl.ru/article/300558/bagritskiy-eduard-biografiya-i-semya
Багрицкий, Всеволод Эдуардович, биография, память
Имя | Багрицкий Всеволод Эдуардович |
Дата рождения | 1922 |
Место рождения | город в Одессе, СССР |
Дата смерти | 26.02.1942 |
Место смерти | в Ленинградской области СССР |
Род деятельности | Поэт, литератор |
Язык произведений | Русский |
Все́волод Эдуа́рдович Багри́цкий (1922—1942) — советский литератор, поэт. При жизни его стихи почти не публиковались.
Биография
Родился в 1922 году. Отец — Эдуард Багрицкий, мать — Лидия Суок.
В 1926 году семья Багрицких переехала в г. Кунцево. Учась в школе, Всеволод работал литературным консультантом «Пионерской правды». В школе же познакомился и подружился с Еленой Боннэр. Родители Севы называли её «наша законная невеста».
В 1938 году Всеволод выдавал знакомым неопубликованное стихотворение арестованного Осипа Мандельштама «Мой щегол, я голову закину…» за своё, а также переписал его. Возможно, это стихотворение молодой Багрицкий узнал от своего дяди Владимира Нарбута.
Разоблачил его Корней Чуковский, знавший текст Мандельштама из письма самого автора.
Повторно плагиат Всеволода всплыл уже после его гибели, в 1963 году, когда «Щегол» был впервые опубликован в сборнике «Имена на поверке» (стихи советских поэтов, павших на Великой Отечественной войне) под именем Багрицкого.
После письма в редакцию Надежды Мандельштам Лидия Багрицкая выступила с публичным опровержением авторства своего сына. Несмотря на это опровержение и публикацию этого текста в СССР уже как мандельштамовского, в 1978 году в сборнике «Бессмертие» «Щегол» был вновь напечатан как стихотворение Всеволода Багрицкого.
В 1937 была арестована, а затем сослана в карагандинские лагеря его мать, пытавшаяся заступиться за арестованного мужа сестры — В. И. Нарбута.
Зимой 1939—1940 годов поступил в театральную студию, руководимую А. Н. Арбузовым и В. Н. Плучеком. Принимал активное участие в написании и постановке пьесы «Город на заре».
С 1940 года учился в Московской Государственной театральной студии и работал в «Литературной газете».
С первых дней войны добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учета из-за сильной близорукости. В октябре 1941 года он, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, был эвакуирован в Чистополь. В январе 1942 года после настойчивых просьб получил назначение в газету «Отвага» Второй ударной армии Волховского фронта.
Погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года в деревушке Дубовик Ленинградской области.
Память
- В 1958 году вышел сборник стихов погибших поэтов «Стихи остаются в строю», куда вошли и произведения Багрицкого.
- В 1964 году вышла книга «Дневники. Письма. Стихи», составленная из рукописей, сохраненных матерью поэта Л. Г. Багрицкой, критиком К. Л. Зелинским и другими близкими людьми.
- В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) имеются материалы, посвященный В. Э. Багрицкому.
Источник: http://www.cultin.ru/writers-bagrickijj-vsevolod-ehduardovich
Багрицкий Всеволод Эдуардович (1922-1942) – поэт
Всеволод Багрицкий родился в Одессе в 1922 году. Сын Эдуарда Георгиевича Багрицкого.
Мать Лидия Густавовна Суок. Хозяйство держалось на ней – равнодушный к быту муж и плюс младенец, который привык усыпать только под стихи Сельвинского (их читал над колыбелью отец). Впрочем, колыбели как раз у Севы не было, а был ящик, который и послужил причиной киднеппинга по-одесски.
А дело было так – Багрицкие снимали либо подвалы, либо чердаки – это было дешевле. На одном из чердаков и был оставлен матерью ребенок всего на полчаса, пока она не вернется с базара. Семья внизу услышала крики младенца, поднялась наверх и, не обнаружив признаков обитаемости чердака, унесла подкидыша.
Обезумевшей матери младенца вернули с извинениями и полным детским приданым (семья была бездетная, но мечтавшая о ребенке). Сева лежал на настоящем матрасике, в тончайших пеленках и кружевных распашонках. “Все снять!” – распорядился отец. “Зачем?” – удивилась мать.
“Загоним на барахолке, ребенок не тех кровей”.
Когда Севке было три года, Валентин Катаев увез Багрицкого “завоевывать Москву”, и тот сделал это с легкостью. Он, ходивший в перешитой и перелицованной из старого пальто или шинели одежде, стал почти франтом.
И послал телеграмму жене в Одессу: “Загоняй барахло, хапай Севку, катись в Москву!” Телеграмму из-за непонятности принимать не хотели, но Эдуард объяснил, что в Одессе по-другому не говорят. Он встречал их на перроне.
Но жена и сын не узнали отца в новом настоящем пальто.
Началась московская жизнь Севки – маленького хулигана, наводившего ужас на гостей, спорящего с молодыми поэтами, пишущего стихи, обрызгивающего чернилами врагов. Багрицкий, сам тяжело больной, радовался энергии сына.
У Багрицкого в стихах много о Всеволоде: “Всеволоду”, “Разговор с сыном”, “Папиросный коробок”. И твердая убежденность в лучшем будущем для Всеволода.
В 1934 г. умер Эдуард Багрицкий. В 1936 г. арестовали близкого друга отца и мужа сестры Лидии Густавовны, Серафимы Густавовны, поэта Владимира Нарбута. В 1937-м за обращение в прокуратуру с протестом против ареста Нарбута была арестована Лидия Густавовна. В том же году покончил с собой друг и двоюродный брат Игорь Росинский. И тогда же арестовали мать близкой подруги Севы – Люси Боннер.
В 1938 году выходит первый том стихов Эдуарда Багрицкого.
Севу принимают в комсомол, он постоянно пишет стихи, учится в школе. И идет работать в “Пионерскую правду” литконсультантом. “Не подумай, мамочка, что я работаю, потому что у нас совсем уже не осталось денег. Нет, просто мне неприятно жить на деньги, которые я не заработал”.
В 1939-м после настойчивых писем и заявлений Всеволоду разрешают свидание с матерью. Он пишет на станции Жарык, ожидая поезда в Москву:
Облака пролетают, тая,
Я хотел их остановить.
Наша жизнь такая плохая,
Что не стоит о ней говорить.
1940 – начало 1941 г. Всеволод был в студии Арбузова, писал стихи для пьесы “Город на заре”, женился на девушке по имени Марина.
Из письма Маши Брагиной, домработницы, которая после смерти Эдуарда Багрицкого так и жила при семье: “Осенью Сева стал скучать и от скуки было женился, но скоро развелся. Девушка была хорошая, скромная, но очень болезненная.
А наша законная невеста Люся живет в Ленинграде”. Письмо Лидии Густавовне неграмотная Маша диктует Всеволоду.
Начинается война, оборвана связь с матерью, уезжают в эвакуацию близкие люди. Всеволод был близорук, но добивался направления на работу во фронтовую печать.
Стал я спокойнее и мудрее,
Стало меньше тоски,
Все-таки предки мои, евреи,
Были умные старики.
23 декабря он отправляется на фронт. Запись в дневнике за 12 февраля 1942 г.: “Мне 19 лет. Сейчас вечер. Очень грустно и одиноко. Увижу ли я когда-нибудь свою маму? Бедная женщина, она так и не узнала счастья.
А отец, который для меня уже не папа, а литературная фигура? Какая страшная судьба у нашей маленькой семьи! Я б хотел, чтобы мы вновь встретились, живые и мертвые”. 16 февраля 1942 г.: “Сегодня восемь лет со дня смерти моего отца. Сегодня четыре года семь месяцев, как арестована моя мать.
Сегодня четыре года и шесть месяцев вечной разлуки с братом. Вот моя краткая биография. Вот перечень моих «счастливых» дней”.
Он живет жизнью рядового армейского журналиста: уходит в тыл к немцам, пишет статьи и стихи. “Окружающие меня люди втихомолку ругают начальство. А я до сих пор не могу понять, почему нужно бояться батальонного комиссара”.
26 февраля 1942 года Всеволод Эдуардович, техник-интендант первого ранга, писатель, редактор газеты Второй Ударной армии был убит осколком бомбы… “27 февраля привезли мертвого нашего сотрудника – молодого двадцатилетнего поэта Всеволода Багрицкого. Очень славный, неиспорченный паренек, подававший большие надежды в будущем…
Смерть, видимо, была мгновенной – осколок попал в позвоночник. Осколок вражеской бомбы пробил и полевую сумку, и тетрадь с надписью «Стихи», и письмо матери. Все это мы послали в Москву, товарищу Фадееву”. Похоронили Всеволода Багрицкого возле села Сенная Кересь.
На сосне, под которой похоронен Багрицкий, вырезано несколько перефразированное четверостишье Марины Цветаевой:
Я вечности не приемлю,
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С родимой моей земли.
Книгу стихов и писем Всеволода Багрицкого издали через двадцать два года Лидия Багрицкая и Елена Боннер. Но вскоре началась травля академика Андрея Сахарова, женой которого была Боннер, и книга стала редкостью. А пробитую осколком снаряда сумку Всеволода родные завещали городу Одессе. Она хранится в Литературном музее, в витрине, посвященной Эдуарду и Всеволоду Багрицким.
24 сентября 2015 года в Одессе на фасаде здания по улице Дальницкой, 3 состоялось торжественное открытие мемориальной доски поэту Эдуарду Багрицкому и его сыну Всеволоду Багрицкому.
Алена Яворская,заместитель директора по научной работе
Одесского литературного музея
Источник: http://odessa-memory.info/index.php?id=22
Эдуард Багрицкий: краткая биография и творчество
Эдуард Георгиевич Багрицкий – поэт (3.11. [22.10.] 1895 Одесса — 16.2.1934 Москва). Эдуард Георгиевич появился на свет в еврейской семье. Багрицкий окончил землемерные курсы, однако никогда не работал по этой профессии. Он начал в 1915 году писать стихи, которые были опубликованы в 1915 в различных литературных альманахах в городе Одессе.
Эдуард Багрицкий участвовал в боях Красной Армии (зима 1917-18 на Персидском фронте, летом 1919 — в пропагандистском отделе как автор агитпроповских стихов и т.п.). В 1919-20 гг. он много занимался английскими балладами. Весной 1920 года Эдуард Багрицкий снова вернулся в Одессу. Здесь он работал в ЮГРОСТА вместе с В. Нарбутом, Ю. Олешей, В. Катаевым, С. Бондариным.
Он на всю жизнь подружился с И. Бабелем. В 1925 Эдуард Багрицкий переехал в Москву. Там он, исходя из своих весьма умеренных политических интересов, вступил сначала (в 1926) в «Перевал», затем, спустя год, примкнул к конструктивистам. В 1928 году вышел первый сборник его стихов под названием “Юго-запад“.
Этот сборник, где были опубликованы в основном аполитичные, эмоционально-героические стихи и поэмы, нашел много приверженцев.
Не входя в ВКП(б), Эдуард Багрицкий подвергался различным нападкам; в 1930 году он попытался как-то выровнять отношения с властью, вступив в РАПП. В это же время им были созданы поэмы, которые выражают приверженность идеалам революции.
Эдуард Георгиевич, который был тяжело болен астмой, опубликовал еще два сборника: “Победители” (1932) и “Последняя ночь” (1932). Он скончался в 1934 году; в последние минуты с ним были И. Бабель и его жена, родственница В. Нарбута, который в 1936 году опубликовал альманах «Памяти Багрицкого».
Жена Бабеля, Бабель и Нарбут после 1937 года были арестованы, выжила только жена Бабеля, вернувшаяся в 1956 году из Караганды.
Наравне с Н. Тихоновым и М. Светловым Эдуард Багрицкий считается одним из главных романтических поэтов раннего периода советской литературы. «Багрицкий обладал поразительным даром привлекать сердца» (Славин).
Романтический мир этого поэта, восхищавшегося Грином, так же привлекал многих современников, как и его личность. Эдуард Георгиевич оказывал активную поддержку молодым дарованиям; многие, например А.
Галич, любили впоследствии упоминать о его влиянии.
В ранних стихах Багрицкого экзотика и героичность тематики, а также ясность поэтического языка, свидетельствуют о влиянии акмеистского стиля Н Гумилева. Другие произведения этого периода отмечены влиянием футуристических стихов И. Северянина и В. Маяковского.
Для стихов следующего, одесского, периода (1918-25) характерен оптимистический настрой, герои этих произведений — бунтари, бродяги, солдаты, матросы, революционеры, контрабандисты, «все, кто ищет приключений, свободы и счастья» ( Kowalski).
В сборник “Юго-запад”, где наряду с такими стихами есть также переводы из английских романтиков, Багрицкий включил единственную революционную поэму “Дума про Опанаса” (1926).
В этой поэме он с сочувствием изображал крестьянина, дезертировавшего из Красной Армии, ставшего анархистом-махновцем, и вынужденного расстрелять своего бывшего комиссара. Формально поэма продолжает традицию украинских народных дум и поэмы Шевченко «Гайдамаки».
Для второго сборника “Победители” характерен личный тон и пессимистический настрой стихов. Название его отнюдь не однозначно и в сравнении с официозной фразеологией тех лет свидетельствует скорее об иронической дистанции.
Три поэмы, помещенные в последнем сборнике “Последняя ночь“, отражают внутренние разногласия автора с идеалами большевиков. В поэме “Смерть пионерки” мы видим мать у смертного одра дочери, здесь же — пионерские отряды, олицетворяющие марксистский тезис о том, что личность — ничто по сравнению с благом масс.
Возникает смещение тем: осознание личной вины, героические революционные воспоминания и христианский крест.
Последняя поэма Багрицкого “Февраль“, написанная в 1933-34 гг., была при помощи Н. Харджиева опубликована посмертно в «Альманахе» 1936 года и редко переиздается.
В поэме, содержащей, скорее всего, автобиографические мотивы, противопоставляются робкий еврейский подросток-школьник военного времени и он же — революционер, которого февральская революция уравняла в правах со всеми и который, обретя внезапную власть, совершает насилие над девушкой, отвергнувшей его.
Лирика Багрицкого большей частью повествовательна, но при этом хронология выдерживается лишь эпизодически. События и образы его произведений оставляют зачастую широкое поле для интерпретаций. В ранних произведениях Багрицкого языковое и метрическое многообразие сильнее связано рифмой, чем в более поздних.
Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века – М.: РИК “Культура”, 1996
Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/ehduard_bagrickij_kratkaja_biografija_i_tvorchestvo/63-1-0-744
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Родился 3 ноября 1895 г. в Одессе. Начал печататься с 1915 г. в одесских альманахах под псевдонимами Некто Вася, Нина Воскресенская, Рабкор Горцев.В 1918 г. воевал в составе русских войск на Персидском фронте, с 1919 г. — боец-доброволец Особого партизанского отряда имени ВЦИК при Первой конной армии С. М. Будённого.
Тогда Багрицкий писал агитационные стихи, воззвания, листовки.После Гражданской войны вернулся в Одессу и сотрудничал в газетах «Облава», «Яблочко», «Перо в бок». В лирических стихах и поэмах этого времени («Птицелов», «Тиль Уленшпигель», «Трактир», «Арбуз» и др.) он воспевал свободолюбивых и мужественных героев. В 1925 г. старый друг Багрицкого В. П.
Катаев вызывает его в Москву, и поэт сразу оказывается своим в московских литературных кругах.В 1926 г. вышла поэма Багрицкого «Дума про Опанаса» о гражданской войне на Украине. Её тема — судьба крестьянина; написана поэма под влиянием творчества Т. Г. Шевченко. В 1928 г. поэт выпустил сборник стихов «Юго-Запад», в 1932-м — сборник «Победители».
Стихи проникнуты пафосом строительства нового мира. Багрицкий безоговорочно советский поэт, он воспевает революционные ценности, отрицает «мещанство», религию, старый уклад жизни. Но его бунтарство — не заказное, а искреннее. Герой Багрицкого всегда сильная личность; пишет поэт эмоционально, мир в его стихах — конкретно-чувственный, эпитеты сочны и многокрасочны.
В сборник «Последняя ночь» (1932 г.) вошла знаменитая поэма «Смерть пионерки», а также поэмы «Последняя ночь» и «Человек предместья». Багрицкий работал и как переводчик — вместе с Николаем Дементьевым он впервые перевёл на русский язык стихи турецкого писателя и поэта Назыма Хикмета. Умер 16 февраля 1934 г. в Москве от туберкулёза. Жена Лидия в конце 30-х гг.
была репрессирована, сын Всеволод погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.
Багрицкий Э. биография №2
БАГРИЦКИЙ Эдуард Георгиевич (наст. фам. Дзюбин, Дзюбан) [22 октября (3 ноября) 1895, Одесса — 15 февраля 1934, Москва], русский поэт; в рамках «южного акмеизма» разрабатывал мотивы революционной романтики, вместе с другими крупными поэтами этой школы оказал значительное влияние на последующую советскую поэзию.
Родился в еврейской мещанской семье, закончил реальное училище и землемерные курсы. В 1917-18 недолгое время был в рядах Красной Армии на Персидском фронте, в 1919 — в бригаде агитпоезда, сочинял прокламации, частушки, подписи к плакатам; затем — в Особом партизанском отряде им. ВЦИК.
После Гражданской войны сотрудник ЮГРОСТА, публикует стихи в газетах и журналах Одессы. В 1925, подобно многим одесским писателям, перебрался в Москву. Член литературных объединений «Перевал», Литературный центр конструктивистов, РАПП. Автор трех прижизненных сборников стихов: «Юго-запад», «Победители», «Последняя ночь».
Как поэт Багрицкий печатался с 1915 в одесских альманахах «Шелковые фонари», «Серебряные трубы», «Авто в облаках», «Седьмое покрывало», находясь под сильным влиянием И. Северянина и особенно Н. Гумилева, в котором «потерял себя». Тогда же опубликовал «Гимн Маяковскому» (впоследствии разделявшему невысокое мнение о поэзии Багрицкого с А. Ахматовой, О.
Мандельштамом, С. Есениным). Стихи Багрицкого о «завоевателях дорог» и «веселых нищих», ретранслирующие поэтику «южных акмеистов», отличались образной яркостью, свежей интонацией, нетривиальной ритмикой и быстро вывели его в первый ряд поэтов революционного романтизма (Н. Тихонов, М. Светлов, И. Уткин, М. Голодный). В начале 1920-х гг.
Багрицкий активно пользовался материалом баллад Р. Бернса, В. Скотта, Т. Гуда, А. Рембо, но уже в первой его поэтической книге «Юго-запад» условно-романтические персонажи в «маскарадных костюмах», выписанных из Англии и Фландрии, соседствуют с героем поэмы «Дума про Опанаса» — замечательным лирическим эпосом, впитавшим стилистику «Гайдамаков» Т.
Шевченко и «Слова о полку Игореве». Плач по Опанасу — трагическое прозрение поэта, обнаружившего, что нет «третьего пути» в братоубийственной схватке, где палачу и жертве столь легко поменяться местами.
Тогдашняя критика усмотрела в поэме «безыдейность», апологию анархистской вольницы, однако позже предельно идеологизированное и схематичное либретто одноименной оперы, опубликованное в первом выпуске горьковского альманаха «Год шестнадцатый» (1933), принесло Багрицкому официальное признание.
Первая книга отразила внутренний кризис Багрицкого перед лицом нэпа («Стихи о соловье и поэте», «От черного хлеба и верной жены…», «Ночь» и др.). Не включавшиеся им в прижизненные сборники «Стихи о поэте и романтике» (1925) констатируют исчерпанность прежних стихийно-романтических резервов постижения реальности.
И однако кризис был преодолен — на путях социалистического «дисциплинированного» романтизма. В следующей книге стихов «Победители» (1932) традиционный для Багрицкого лирический ряд — «поэты, рыбаки и птицеловы» — вытесняется более актуально знаковой группой — «механики, чекисты, рыбоводы».
Стихотворения «Весна, ветеринар и я», «Cyprinus carpio» проникнуты натурфилософией Н. Заболоцкого. На страницах книги «Юго-запад» лирический герой, накрытый «ночью Третьего отделенья», суеверно бежит памяти пяти повешенных декабристов. В стихотворении «ТВС» (из книги «Победители») в туберкулезном бреду рассказчику явлен сам Ф.
Дзержинский, дабы поддержать и утвердить его в понимании правды века («Но если он скажет: «Солги», — солги. Но если он скажет: «Убей», — убей»). Итоговая книга Багрицкого, «Последняя ночь» (1932), являет сложное смысловое единство трех поэм: «Последняя ночь» (лирическая биография поколения Первой мировой и Гражданской войн), «Человек предместья» (объяснение в холодной ненависти к мещанскому существованию) и «Смерть пионерки», где революционная романтика торжествует над христианством, материнским горем, гибелью ребенка.
Неоконченная поэма «Февраль» (1934), редко переиздаваемая и обойденная вниманием критики, посвящена путям еврейства в русской революции.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/biografii/1220-bagritskij-e-biografiya
Эдуард Багрицкий – биография, информация, личная жизнь, фото, видео
Эдуард Георгиевич Багрицкий (настоящая фамилия — Дзюбин, Дзюбан). Родился 22 октября (3 ноября) 1895 в Одессе — умер 16 февраля 1934 года в Москве. Русский советский поэт, переводчик и драматург.
Эдуард Багрицкий родился в Одессе в еврейской семье.
Отец – Годель Мошкович (Моисеевич) Дзюбан (Дзюбин, 1858—1919), служил приказчиком в магазине готового платья.
Мать – Ита Абрамовна (Осиповна) Дзюбина (урождённая Шапиро, 1871—1939), была домохозяйкой.
В 1905—1910 годах учился в Одесском училище Св. Павла, в 1910—1912 годах — в Одесском реальном училище Жуковского на Херсонской улице (участвовал в качестве оформителя в издании рукописного журнала «Дни нашей жизни»), в 1913—1915 годах — в землемерной школе.
В 1914 году работал редактором в одесском отделении Петербургского телеграфного агентства (ПТА).
Первые стихи были напечатаны в 1913 и 1914 годах в альманахе «Аккорды» (№ 1—2, под псевдонимом «Эдуард Д.»).
С 1915 года под псевдонимом «Эдуард Багрицкий», «Деси» и женской маской «Нина Воскресенская» начал публиковать в одесских литературных альманахах «Авто в облаках» (1915), «Серебряные трубы» (1915), в коллективном сборнике «Чудо в пустыне» (1917), в газете «Южная мысль» неоромантические стихи, отмеченные подражанием Н. Гумилеву, Р. Л. Стивенсону, В. Маяковскому.
Вскоре стал одной из самых заметных фигур в группе молодых одесских литераторов, впоследствии ставших крупными советскими писателями: Юрий Олеша, Илья Ильф, Валентин Катаев, Лев Славин, Семён Кирсанов, Вера Инбер.
Багрицкий любил декламировать собственные стихи перед молодёжной публикой.
Весной—летом 1917 года работал в милиции.
С октября 1917 года служил в качестве делопроизводителя 25-го врачебно-писательного отряда Всероссийского союза помощи больным и раненым участвовал в персидской экспедиции генерала Баратова. Вернулся в Одессу в начале февраля 1918 года.
В апреле 1919 года, во время Гражданской войны, добровольцем вступил в Красную Армию, служил в Особом партизанском отряде ВЦИКа, после его переформирования — в должности инструктора политотдела в Отдельной стрелковой бригаде, писал агитационные стихи.
В июне 1919 года вернулся в Одессу, где вместе с Валентином Катаевым и Юрием Олешей работал в Бюро украинской печати (БУП).
С мая 1920 года как поэт и художник работал в ЮгРОСТА (Южное бюро Украинского отделения Российского телеграфного агентства), вместе с Ю. Олешей, В. Нарбутом, С. Бондариным, В. Катаевым. Был автором многих плакатов, листовок и подписей к ним (всего сохранилось около 420 графических работ поэта с 1911 по 1934 годы).
Публиковался в одесских газетах и юмористических журналах под псевдонимами «Некто Вася», «Нина Воскресенская», «Рабкор Горцев».
Немало споров до сих пор вызывает опубликованная после смерти поэта поэма Багрицкого «Февраль». Это, своего рода, исповедь еврейского юноши, участника революции. Антисемитски настроенные публицисты не раз писали, что герой «Февраля», насилующий проститутку — свою гимназическую любовь, совершает, в её лице, насилие над всей Россией, — в качестве мести за позор «бездомных предков».
Но обычно приводимый вариант поэмы составляет лишь примерно её треть. Это поэма о еврее-гимназисте, ставшем мужчиной во время первой мировой войны и революции.
При этом «рыжеволосая» красавица, оказавшаяся проституткой, выглядит подозрительно не по-русски, и банда, которую арестовывает герой «Февраля», по крайней мере, на две трети состоит из евреев: «Семка Рабинович, Петька Камбала и Моня Бриллиантщик».
Свободолюбие Багрицкого ярче всего выразилось в писавшемся на протяжении всей жизни цикле стихотворений, посвященных Тилю Уленшпигелю, так называемом «фламандском цикле». Его друг, писатель Исаак Бабель, писал о нём как о «фламандце», да ещё «плотояднейшем из фламандцев», а также, что в светлом будущем все будут «состоять из одесситов, умных, верных и веселых, похожих на Багрицкого».
В августе 1923 года по инициативе своего друга Я. М. Бельского приехал в город Николаев, работал секретарем редакции газеты «Красный Николаев», печатал в этой газете стихи. Выступал на поэтических вечерах, организованных редакцией. В октябре того же года вернулся в Одессу.
В 1925 году Багрицкий по инициативе Катаева переехал в Москву, где стал членом литературной группы «Перевал», через год примкнул к конструктивистам.
В 1928 году у него вышел сборник стихов «Юго-запад». Второй сборник, «Победители», появился в 1932 году.
В 1930 году поэт вступил в РАПП. Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2).
С начала 1930 года у Багрицкого обострилась бронхиальная астма — болезнь, от которой он страдал с детства. Он умер 16 февраля 1934 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь Эдуарда Багрицкого:
Жена (с декабря 1920 года) — Лидия Густавовна Суок, была репрессирована в 1937 (вернулась из заключения в 1956 году).
Сын — поэт Всеволод Багрицкий, погиб на фронте в 1942 году.
Самые известные произведения Эдуарда Багрицкого:
1918 — «Птицелов» 1918 — «Тиль Уленшпигель» 1926 — «Дума про Опанаса» 1927 — «Контрабандисты» 1927 — «От чёрного хлеба и верной жены» 1929 — «ТВС» 1932 — «Смерть пионерки»
1932 — «Последняя ночь»
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Bagrickiy-Eduard.php
Багрицкий Э.Г. Основные даты жизни и творчества
1895, 22 октября (3 ноября н.с.) – родился в Одессе в мещанской семье. Учился в реальном училище, затем на землемерных курсах.
1915 – начинает печататься в одесских альманахах “Серебряные трубы”, “Авто в облаках” и др.
Ранние стихи свидетельствуют о влиянии модернистской поэзии. Октябрьскую революцию молодой поэт встречает восторженно, становится ее певцом.
1917 осень – ушел добровольцем на персидский фронт в экспедицию генерала Баратова.
Во время гражданской войны был бойцом Особого партизанского отряда, писал агитстихи, воззвания, листовки.
1918 – вернулся в Одессу и вновь с головой окунулся в литературную жизнь: читал лекции о поэзии, вел кружки, сотрудничал в газете: «Стихи я писал сугубо сюжетные – события мало волновали меня. Я старался пройти мимо них». (Советские писатели: Автобиографии.
М., 1966. Т.3. С.34-35).
1918–1925 – публикуется в одесских газетах и сатирических журналах, сотрудничает как поэт и художник в ЮГРОСТА.
В эти годы пишет лирические стихотворения и поэмы (“Птицелов”, “Трактир”, “Голуби”, “Осень”, “Фронтовик”, Арбуз)
1918–1928 – работает над циклом об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке. Багрицкий подчеркивает в герое прежде всего черты певца, поэта, а не воина, в дружбе его с Ламме – раблезианскую полноту жизни, содружество духа и плоти.
1919 – постоянный автор одесских газет «Моряк», «Шквал», «Станок» и др.
1924–1925 – в «морских стихах» Багрицкого появляется образ лирического героя, наделенного автобиографическими чертами («Осень», «Возвращение», «Арбуз», позже – «Контрабандисты»)
1925 – Багрицкий переехал в Москву.
1926 – входит в литературную группу “Перевал”, но вскоре, порвав с ней, примыкает к “Литературному центру конструктивистов”.
1928 – вышел первый сборник Багрицкого – «Юго-Запад», в который вошли тщательно отобранные 18 стихотворений.
Начинался сборник «Юго-Запад» с книжных романтических стихов о Диделе-птицелове, Тиле Уленшпигеле, с вольных интерпретаций баллад и песен Т.Гуда, В.Скотта, Р.Бернса, прославлявших свободную стихию.
В 1930-х гг. главной темой его творчества стало разоблачение мещанина – “врага революции”.
1930 – вместе с В.Маяковским был принят в РАПП.
1932 – выходит сборник стихов “Победители”, прославляющий трудовую романтику первой пятилетки.
В следующий сборник “Последняя ночь” (тоже 18932) вошли поэмы “Человек предместья”, “Смерть пионерки”, рисующие борьбу молодого поколения против старого, отживающего мира.
1933–1934 – последняя поэма “Февраль”, была опубликована посмертно в 1936 г.
1934 16 февраля – умер в Москве.
Источник: http://literatura5.narod.ru/bagricky_biogr.html
Биография
Подробности Категория: Поэты Опубликовано: 01.03.2016 22:06 Автор: Биограф Просмотров: 1624
Багрицкий Эдуард Георгиевич Родился: 22 октября (3 ноября) 1895 года.
Умер: 16 февраля 1934 года.
Эдуард Георгиевич Багрицкий (настоящая фамилия — Дзю́бин, Дзюбан; 22 октября (3 ноября) 1895, Одесса — 16 февраля 1934, Москва) — русский поэт, переводчик и драматург.
Эдуард Багрицкий родился в Одессе в еврейской семье. Его отец, Годель Мошкович (Моисеевич) Дзюбан (Дзюбин, 1858—1919), служил приказчиком в магазине готового платья; мать, Ита Абрамовна (Осиповна) Дзюбина (урождённая Шапиро, 1871—1939), была домохозяйкой. В 1905—1910 годах учился Одесском училище Св.
Павла, в 1910—1912 годах — в Одесском реальном училище Жуковского на Херсонской улице (участвовал в качестве оформителя в издании рукописного журнала «Дни нашей жизни»), в 1913—1915 годах — в землемерной школе. В 1914 году работал редактором в одесском отделении Петербургского телеграфного агентства (ПТА).
Первые стихи были напечатаны в 1913 и 1914 годах в альманахе «Аккорды» (№ 1—2, под псевдонимом «Эдуард Д.»).
С 1915 года под псевдонимом « Эдуард Багрицкий », «Деси» и женской маской «Нина Воскресенская» начал публиковать в одесских литературных альманахах «Авто в облаках» (1915), «Серебряные трубы» (1915), в коллективном сборнике «Чудо в пустыне» (1917), в газете «Южная мысль» неоромантические стихи, отмеченные подражанием Н. Гумилеву, Р. Л. Стивенсону, В. Маяковскому.
Вскоре стал одной из самых заметных фигур в группе молодых одесских литераторов, впоследствии ставших крупными советскими писателями (Юрий Олеша, Илья Ильф, Валентин Катаев, Лев Славин, Семён Кирсанов, Вера Инбер). Багрицкий любил декламировать собственные стихи перед молодёжной публикой:
Его руки с напряженными бицепсами были полусогнуты, как у борца, косой пробор растрепался, и волосы упали на низкий лоб, бодлеровские глаза мрачно смотрели из-под бровей, зловеще перекошенный рот при слове «смеясь» обнаруживал отсутствие переднего зуба. Он выглядел силачом, атлетом.
Даже небольшой шрам на его мускулисто напряженной щеке — след детского пореза осколком оконного стекла — воспринимался как зарубцевавшаяся рана от удара пиратской шпаги. Впоследствии я узнал, что с детства он страдает бронхиальной астмой и вся его как бы гладиаторская внешность — не что иное как не без труда давшаяся поза.
— В. Катаев. «Алмазный мой венец».
Весной—летом 1917 года работал в милиции. С октября 1917 года служил в качестве делопроизводителя 25-го врачебно-писательного отряда Всероссийского союза помощи больным и раненым участвовал в персидской экспедиции генерала Баратова; вернулся в Одессу в начале февраля 1918 года.
В апреле 1919 года, во время Гражданской войны, добровольцем вступил в Красную Армию, служил в Особом партизанском отряде ВЦИКа, после его переформирования — в должности инструктора политотдела в Отдельной стрелковой бригаде, писал агитационные стихи.
В июне 1919 года вернулся в Одессу, где вместе с Валентином Катаевым и Юрием Олешей работал в Бюро украинской печати (БУП). С мая 1920 года как поэт и художник работал в ЮгРОСТА (Южное бюро Украинского отделения Российского телеграфного агентства), вместе с Ю. Олешей, В. Нарбутом, С. Бондариным, В.
Катаевым; был автором многих плакатов, листовок и подписей к ним (всего сохранилось около 420 графических работ поэта с 1911 по 1934 годы). Публиковался в одесских газетах и юмористических журналах под псевдонимами «Некто Вася», «Нина Воскресенская», «Рабкор Горцев».
В августе 1923 года по инициативе своего друга Я. М. Бельского приехал в город Николаев, работал секретарем редакции газеты «Красный Николаев» (совр. «Южная правда»), печатал в этой газете стихи. Выступал на поэтических вечерах, организованных редакцией. В октябре того же года вернулся в Одессу.
В 1925 году Багрицкий с подачи Катаева переехал в Москву, где стал членом литературной группы «Перевал», через год примкнул к конструктивистам. В 1928 году у него вышел сборник стихов «Юго-запад». Второй сборник, «Победители», появился в 1932 году. В 1930 году поэт вступил в РАПП. Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2).
С начала 1930 года у Багрицкого обострилась бронхиальная астма — болезнь, от которой он страдал с детства. Он умер 16 февраля 1934 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Семья
Жена (с декабря 1920 года) — Лидия Густавовна Суок, была репрессирована в 1937 (вернулась из заключения в 1956 году).
Сын — поэт Всеволод Багрицкий, погиб на фронте в 1942 году.
Творчество
Романтические яркие стихи Багрицкого до сих пор звучат в песнях. Книги его переиздаются. Творчество поэта вызывает споры и в начале 21-го столетия.
В поэме Багрицкого «Дума про Опанаса» показано трагическое противоборство украинского деревенского парня Опанаса, который мечтает о тихой крестьянской жизни на своей вольной Украине, и комиссара-еврея Иосифа Когана, отстаивающего «высшую» истину мировой революции.
В июле 1949 года, во время идеологических кампаний (по «борьбе с космополитизмом» и др.), в украинской «Літературной газеты» поэма была раскритикована за «буржуазно-националистические тенденции».
«Тенденции», по мнению авторов редакционной статьи, проявились в «искажении исторической правды» и ошибочных обобщениях в изображении роли украинского народа, показанного исключительно в образе Опанаса, дезертира и бандита, неспособного бороться за свое светлое будущее.
Следует отметить, что статья украинской «Літературной газеты», в первую очередь, была направлена против литературных критиков В. Азадова, С. Голованивского, Л. Первомайского, а не умершего к тому времени Э. Багрицкого. Вольный перевод статья был опубликован в «Литературной газете» от 30 июля 1949 года.
Блистательный мастер, одаренный редкой чувственной впечатлительностью, Багрицкий принял революцию, и его романтическая поэзия воспевала строительство нового мира.
При этом Багрицкий мучительно пытался понять для себя жестокость революционной идеологии и приход тоталитаризма.
В написанном в 1929 году стихотворении «ТВС» явившийся больному и отчаявшемуся автору умерший Феликс Дзержинский говорит ему про наступающий век: «Но если он скажет: „Солги“ — солги. Но если он скажет: „Убей“ — убей». М.
Кузмин писал об этом стихотворении как о чём-то «смутном и подспудном», что свидетельствует о завуалированном смысле этого стихотворения как протеста против складывающегося к тому времени сталинского карательного режима. О своем поколении он совсем не «по-комсомольски» писал: «Мы ржавые листья на ржавых дубах».
Немало споров до сих пор вызывает опубликованная после смерти поэта поэма Багрицкого «Февраль». Это, своего рода, исповедь еврейского юноши, участника революции. Антисемитски настроенные публицисты не раз писали, что герой «Февраля», насилующий проститутку — свою гимназическую любовь, совершает, в её лице, насилие над всей Россией, — в качестве мести за позор «бездомных предков».
Но обычно приводимый вариант поэмы составляет лишь примерно её треть. Это поэма о еврее-гимназисте, ставшем мужчиной во время первой мировой войны и революции.
При этом «рыжеволосая» красавица, оказавшаяся проституткой, выглядит подозрительно не по-русски, и банда, которую арестовывает герой «Февраля», по крайней мере, на две трети состоит из евреев: «Семка Рабинович, Петька Камбала и Моня Бриллиантщик».
Свободолюбие Багрицкого ярче всего выразилось в писавшемся на протяжении всей жизни цикле стихотворений, посвященных Тилю Уленшпигелю, так называемом «фламандском цикле».
Его друг, писатель Исаак Бабель, погибший в сталинских лагерях, писал о нём как о «фламандце», да ещё «плотояднейшем из фламандцев», а также, что в светлом будущем все будут «состоять из одесситов, умных, верных и веселых, похожих на Багрицкого».
Творчество Багрицкого оказало влияние на целую плеяду поэтов. «Мне ужасно нравился в молодости Багрицкий», — признавался Иосиф Бродский, включивший его в список самых близких поэтов. В честь Багрицкого названа одна из московских улиц.
Наиболее известные произведения
1918, 1926 — «Птицелов»1918, 1922, 1926 — «Тиль Уленшпигель»1926 — «Дума про Опанаса»1927 — «Контрабандисты». Положено на музыку Леонидом Утёсовым, Виктором Берковским и другими бардами.1927 — «От чёрного хлеба и верной жены» (стихотворение)1929 — «ТВС»1932 — «Смерть пионерки»
1932 — «Последняя ночь»
Издания
Юго-запад. М.-Л., «ЗиФ», МСМXXVIII, тир. 3000 экз. 2-ое изд. — 1930.Победители. М.-Л., ГИХЛ, 1932. тир. 6000 экз.Последняя ночь. М., «Федерация», 1932, тир. 5200 экз.Избранные стихи. М., «Федерация», 1932, тир. 5000 экз.Собр. соч. в 2 томах, т. 1, под ред. И. Уткина. [Вступ. ст. Ю. Севрука], М., 1938.
, тир. 15 000 экз.Избранное. М.. «Сов. писатель», 1948.Стихотворения, [Вступ. ст. и подгот. текста Вс. Азарова, грав. Е. Бургункера], М.-Л., ГИХЛ, 1956.Стихотворения. «Сов. писатель», 1956. (Библиотека поэта. Малая серия.)Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. И. Гринберга], М., 1958;Стихотворения и поэмы, [Вступ. ст.
Е. П. Любаревой], М.-Л., 1964 (Библиотека поэта. Большая серия).Стихотворения и поэмы. [Вступ. статья И.Волгина], М., «Правда», 1984 г., тир. 200 000.Багрицкий Э. Избранное. М., 1987.
Багрицкий. Стихотворения и поэмы. Сост. Глеб Морев. [Вступ. ст. М. Д. Шраера]. Новая библиотека поэта: Малая серия. СПб., 2000.
В кино
Запись стихотворения А. Блока «Шаги Командора» в исполнении Эдуарда Багрицкого звучит в фильме Олега Тепцова «Господин оформитель».
В фильме «Дикая собака динго» (1962) главная героиня читает «Смерть пионерки» на предновогоднем школьном представлении, вместо заявленной басни «Стол и стул»
Литература
Беспалов И. Поэзия Эдуарда Багрицкого. — В кн.: Беспалов И. Статьи о литературе. М., 1959Лежнев А. Эдуард Багрицкий. — В кн.: Лежнев А. Статьи о литературе. М., 1987Адамович Г. Эдуард Багрицкий и советская поэзия. — В кн.: Адамович Г. С того берега. М., 1996Эдуард Багрицкий. Альманах под Ред. В. Нарбута, М., 1936;Эдуард Багрицкий. Воспоминания современников. М.,1973;Гринберг И. И.
, Эдуард Багрицкий, Л., 1940;Антокольский П., Эдуард Багрицкий, в книге Поэты и время. Статьи, М., 1957;Бондарин С., Эдуард Багрицкий, «Новый мир», 1961, No 4;Любарева Е. П., Эдуард Багрицкий. Жизнь и творчество, М., 1964;Рождественская И. С., Поэзия Эдуарда Багрицкого, Л., 1967.Shrayer, Maxim D. Russian Poet/Soviet Jew: The Legacy of Eduard Bagritskii. Lanham: Rowman & Littlefield, 2000.Шраер, М.
Д. (Shrayer, Maxim D). Легенда и судьба Эдуарда Багрицкого. Пер. с англ. А. Е. Барзаха. — В кн: Эдуард Багрицкий. Стихотворения и поэмы. Сост. Глеб Морев. Новая библиотека поэта: Малая серия. СПб., 2000, стр. 237—274.P. Barenboim, B. Meshcheryakov, Flanders in Moscow and Odessa: Poet Eduard Bagritskii as the Till Ulenshpiegel of Russian Literature ISBN 978-5-98856-115-6.Казак В.
Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.Никонов В. А. Эдуард Багрицкий. — Ульяновск: Стрежень, Отделение Всесоюз. Объедин. Раб.-Кр. Пис. «Перевал», 1928. — 31 с. — 150 экз.
Таганрог в литературе / Сост. И. М. Бондаренко. — Таганрог: Лукоморье, 2007. — 369 с.
— ISBN 978-5-902450-11-5.
Источник: http://biography.su/poety/bagritskij-eduard-georgievich