Валентин Дмитриевич Берестов (краткая биография)
Валентин Дмитриевич Берестов
1928 ─ 1998
1 апреля 1928 года в семье учителя родился мальчик, будущий детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.
Некоторые учёные считают, что Фамилия Берестов образовалась от слова береста. А береста это – верхний слой коры берёзы, которая состоит из тоненьких пластинок. Из сухой бересты делают сувениры, посуду, корзины.
А в древности на ней писали грамоты и письма. Поэтому и считают, что предки, т.е. родственники людей с этой фамилией, занимались изготовлением различных изделий из бересты.
Вот такая удивительная фамилия была у маленького Валентина.
Мальчик был очень умный: уже в 4 года он научился читать. А читать его научила прабабушка. Она ничего не видела, но очень хотела знать, что делается в мире.
Поэтому и просила мальчика рассказывать картинки из газет и журналов. И очень скоро Валентин научился читать. Мальчик стал ходить в читальный зал библиотеки.
Там читал смешные истории и смеялся так громко, что его часто усаживали читать книги на крыльцо.
Уже в детстве Валентин стал сочинять. Сначала он сочинял дразнилки, чтобы немного посмеяться над друзьями.
Дразнилки — это стишки или песенки, которые придумали для того, чтобы дразнить кого-нибудь.
Например:
Жадина-говядина, солёный огурец.
По полу валяется, никто его не ест!
Но ребята не обижались на него, так как дразнилки Валентина были безобидные и очень смешные.
А вот какие любопытные у него завелись тетради для стихов. Мама работала на фабрике и охраняла упаковки с только что отпечатанными деньгами.
Когда деньги грузили на другие машины, то упаковки рвались. Деньги переупаковывали, а бумагу выбрасывали. Мама забирала ненужную бумагу. А на бумаге оставались отпечатки от денег.
Потом она бумагу сшивала и получались тетради, на которых Валентин и записывал свои стихи.
А потом, когда мальчик вырос, стал писать для детей и взрослых. А еще работал Валентин Дмитриевич археологом. А археолог – это человек, который делает в земле раскопки.
А теперь представьте, возвращается ученик домой из школы, открывает портфель, а из него выпрыгивает карандаш и начинает говорить:
Я ̶ малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А вот закладка:
Я нарядная закладка
Я нужна вам для порядка.
А оживил эти школьные вещи детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.
О чём же ещё писал Берестов? Да обо всём.
Например: Как же все таки хорошо уметь читать!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Или про кошкиного щенка.
Был у кошки сын приёмный ̶
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
А вот машина, которая заболела от безделья.
Надоело
Жить без дела, –
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
А теперь отправимся в поход. Например, в майский лес. Много цветов в лесу: и фиалки, и ландыши.
Но «мы их обрывать не будем. Пускай цветут на радость людям!» Хорош лес в любое время года!
И еще много интересных стихов и рассказов написал Валентин Берестов для детей. Становятся они верными друзьями детей на долгие годы. Помогают им расти, мечтать и фантазировать. Вот такой был замечательный детский писатель. Умер Валентин Дмитриевич Берестов в 1998 году.
Источник: https://infourok.ru/valentin-dmitrievich-berestov-kratkaya-biografiya-2679776.html
Берестов В.Д. Краткая биография. Стихи для детей
Берестов Валентин Дмитриевич (1928 – 1998) -поэт, прозаик, переводчик, автор мемуаров о многих выдающихся людях двадцатого века, исследователь фольклора, литературы, авторской песни, историк – родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Стихи начал писать с детства. Во время войны, в 1942г., в эвакуации в Ташкенте познакомился с К.И.
Чуковским и А.А.Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1967г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В этом же году выходит первая книга для детей «Про машину».
Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», взрослым – «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. Главная работа Берестова в девяностые годы – это составление вместе с женой, архитектором Н.И.Александровой «Избранного» по «Толковому словарю» В.И.Даля. В 2001г. эта книга вышла в свет.
В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
Его стихи высечены на каменной книге в городе Арпино, родине Цицерона (Италия). В 2000г. ему было присвоено звание почетного гражданина Калужской области.
Петушки.
Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно пёрышек лишиться. Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Родничок
Ключик, ключик, родничок, Чистая волна! Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
Весенняя сказка
Дружно Ударились Рыбы Об лёд — И на реке Начался
Ледоход.
Тучка
Тучка с солнышком опять В прятки начали играть. Только солнце спрячется, Тучка вся расплачется. А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.
Гололедица
Не идётся и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично падается! Почему ж никто
Не радуется?!
Картинки в лужах
В лужах картинки! На первой — дом, Как настоящий,
Только вверх дном.
Вторая картинка. Небо на ней, Как настоящее,
Даже синей.
Третья картинка. Ветка на ней, Как настоящая,
Но зеленей.
А на четвёртой Картинке Я промочил
Ботинки.
Читалочка
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!» Не надо звать, Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Дети и цветы
Как нарисовать портрет ребёнка? Раз! — и убежит домой девчонка, И сидеть мальчишке надоест. Но художник, кисть макая в краски, Малышам рассказывает сказки,
И они не трогаются с мест.
Как нарисовать портрет цветка? Он не убежит наверняка, А художник рвать его не станет. Пусть цветок растёт себе, не вянет, Пусть попляшет он от ветерка, Подождёт шмеля иль мотылька
И на солнце, не мигая, глянет.
Времена года
Будь лето вечным —
всё бы погорело.
Будь вечной осень —
всё бы отсырело.
Зимою вечной
всё б оледенело.
Вот вечная весна —
другое дело!
Песенка весенних минут
Что ни сутки, По минутке День длинней, Короче ночь. Потихоньку, Полегоньку Прогоняем зиму
Первобытные люди
Окно завесим поплотней, Залезем под кровать. Огонь мы с братом из камней
Решили добывать.
Пещера это, а не дом. Ночь это, а не день. Вот гром. А молния потом.
Кремень стучит в кремень.
О, искра, спутница труда! Сначала не костёр, Разумным блеском навсегда
Зажгла ты чей-то взор.
Не пёс, не северный олень, Не кошка и не конь, Был первым приручён кремень,
А вслед за ним — огонь.
Робот
Это чей там слышен топот? На работу вышел робот. Мышцы металлические,
Мысли электрические.
Робот лампой помигал, Робот лапой помахал: «Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»
Робот в шахте уголь рубит, Робот уголь очень любит, Никаких других пород
Кроме угля не берёт.
Робот в кратере вулкана, Как в кастрюльке великана: «Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»
Робот рыбок наблюдает, Дно морское изучает. «Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»
На другой планете робот Пробы взял, поставил опыт: «Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»
Это маленькая Таня, А у Тани робот — няня. «Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»
Робот шёл из дома в дом, Собирал металлолом: «Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!»
Источник: http://playroom.ru/berestov-vd-kratkaya-biografiya-stihi-dlya-detey/
Валентин Берестов. Биография
Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в семье учителя.
Вероятно, поэтому читать он научился в 4 года, что для того времени было весьма рано: ведь на дворе стояли двадцатые годы двадцатого столетия.
Семья будущего поэта и писателя проживала в то время в Калужской области, городе Мещовске. В городе протекала река Турея, куда маленький Валентин любил бегать с друзьми. Стихи он начал писать еще в детстве.
Война застала семью Берестовых в этом же самом городе. Затем была эвакуация и Валентин вместе с родителями оказался в Ташкенте. Ему было 14. Надо сказать, что ему очень повезло в Ташкенте: он познакомился с Надеждой Мандельштам, которая и представила его Анне Ахматовой. Затем — встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.
Чуковский остался очарован юношей. Он писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью.»
В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института этнографии.
В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки (Новгород, Хорезм).
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.
Валентин Дмитриевич очень интересовался не только творчеством других писателей и поэтов, но и старался добраться до истоков их таланта. О пушкине он писал: «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича».
Не менее интересны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о Высоцком. В литературном наследии Берестова есть также и мемуары о детстве, воспоминания о знаменитых современниках — Чуковском, Ахматовой, А.
Толстом, Пастернаке и др.
Валентин Дмитриевич занимался еще пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».
Член Союза Писателей СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1990). Почётный гражданин Калужской области (2000). Стихи Берестова высечены на каменной книге в городе Арпино (Арпинум), родине Цицерона (Италия).
В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В.И.Даля (издано в 2001 г.)
Умер Валентин Дмитриевич Берестов 15 апреля 1998 года в Москве.
Источник: http://www.nicemama.com/?p=951
Биография Валентина Берестова и его творческий путь
Сегодня нами будет рассмотрена биография Валентина Берестова. Речь идет о русском поэте, лирике, который писал для детей и взрослых. Также он был исследователем, пушкинистом, мемуаристом и переводчиком.
Ранние годы и деятельность
Биография Валентина Берестова началась в 1928 году, 1 апреля, в Мещовске – городе в Калужской области. Будущий поэт читать научился, когда ему было четыре года. В 1942 г. во время Великой Отечественной войны вся семья Берестовых попала в Ташкент в эвакуацию.
Биография Валентина Берестова продолжилась знакомством с Надеждой Мандельштам. Последняя в свою очередь организовала встречу нашего героя с Анной Ахматовой. Затем было знакомство с Корнеем Чуковским. Они сыграли большую роль в судьбе Валентина Берестова.
В 1944 г. наш герой с рекомендательными письмами Анны Ахматовой отправляется в Москву. Десятилетку оканчивает в стенах Интерната для одаренных детей. Учебное заведение находится в Московской области, Горках Ленинских. По выходным наш герой в Калуге навещает семью.
Будущий поэт учился на историческом факультете МГУ. Окончил этот ВУЗ. Затем была пройдена аспирантура в Институте этнографии. В 1946 г., еще будучи студентом, наш герой отправился на археологические раскопки.
Поэт Берестов Валентин свои первые взрослые стихи опубликовал на страницах журнала «Юность». Они были посвящены экзотической профессии, поэтому превратились в излюбленную тему для пародистов.
Произведения нашего героя появились и в 1946 г. в издании «Смена». В 1957 г. появился первый сборник поэзии под названием «Отплытие». Вскоре вышла и дебютная детская книжка для дошкольной аудитории «Про машину».
Далее появились разнообразные сборники сказок и стихов.
Наш герой состоял в Союзе Писателей СССР. В 1966 г. подписал письмо, созданное в защиту Даниэля и Синявского. Писал детские сказки совместно с женой Татьяной Александровой – писательницей и художницей. Составил вместе с супругой «Избранное» на основе «Толкового словаря» Даля.
К Валентину Берестову питают чувство благодарности многие писатели и поэты как взрослые, так и детские, с которыми он поддерживал дружеские отношения и даже опекал. Поэт похоронен на территории Хованского кладбища.
Книги
Выше мы уже коротко рассказали о том, какой жизненный путь прошел Валентин Берестов. Стихи его были в частности опубликованы в 1957 году в издательстве «Советский писатель» и составили сборник «Отплытие». В 1962 г. в свет вышла книга “Дикий голубь”.
В 1964 г. в издательстве «Молодая гвардия» публикуется прозаический труд «Меч в золотых ножнах». Его автором также является Валентин Берестов. Стихи поэта составили и книгу «Семейная фотография», которая была опубликована в 1973 г. В 2015 г.
издается труд «Три дороги».
Для самых маленьких
Наш герой активно создавал литературу для детей, а также подрастающего поколения. Так в 1981 г. в свет вышла книга «Школьная лирика». Издаются «Стихи о детстве и юности». Вскоре появляется продолжение труда «Школьная лирика».
Из стихов и сказок была составлена книга «Улыбка», опубликованная в 1986 г. Сборник стихов «Определение счастья» появился в 1987 г. В 1988 г. был издан «Жаворонок».
Повесть-сказка «Катя в игрушечном городе» вышла в свет в 1990 г. Работа над этой книгой велась вместе с Т. И. Александровой. Вскоре выходят сборники стихов «По дорожке в первый класс» и «Первый листопад».
В 1996 г. появляются книги «Картинки в лужах» и «Веселое лето». В 1997 г. выходят произведения «Царевна» и «Любимые стихи». Также нашему герою принадлежит авторство труда «Пятая нога», состоящего из эпиграмм и песенок. В 1998 г. в двух томах вышли избранные произведения писателя. Вскоре была издана книга «Здравствуй, сказка».
Далее мы просто назовем основные детские произведения, которые создал Валентин Берестов. “Считалка” относится к наиболее известным из них.
Также перу нашего героя принадлежат произведения: «Как найти дорожку», «Витя, Фитюлька и Ластик», «Змей-хвастунишка», «Честное гусеничное», «Мать-и-мачеха», «Речка Скнижка», «Злое утро», «Мастер Птица», «Аист и соловей», «Довели!», «Мяч», «Хворостина», «Настоящий мужчина».
Признание и награды
Поэт был удостоен в 1990 году Государственной премии РСФСР Крупской. Таким способом отмечена его книга стихов «Улыбка». В 2000 г. писатель стал Почётным гражданином Калужской области. Стихи поэта высечены в каменной книге в Италии на родине Цицерона в городе Арпино.
Произведения, созданные в соавторстве
Совместно с Т. Александровой наш герой написал ряд книг. В частности, «Волшебный сад», «Катя в Игрушечном городе» и «Сундучок с книжками».
Совместно с Н. Панченко была написана сказка «Необычайные приключения солнечного зайчика». Создавались также книги, посвященные жизни и творчеству нашего героя.
Среди таких трудов следует отметить «Биобиблиографический указатель», который был издан в 2001 году. Его составителями выступили В. Г. Семенова, Т. С. Рождественаская и Е. М. Кузьменкова. Вот и все.
Биография Валентина Берестова и его творческий путь были подробно описаны выше.
Источник: https://autogear.ru/article/277/928/biografiya-valentina-berestova-i-ego-tvorcheskiy-put/
Берестов. Биография – Биографии знаменитых и известных людей
Валентин Дмитриевич Берестов (1 апреля 1928, г. Мещовск, Калужская
губерния, РСФСР, СССР — 15 апреля 1998, Москва, Российская Федерация) — русский
поэт, лирик, писавший для взрослых и детей, переводчик, мемуарист, пушкинист,
исследователь.
Берестов Валентин Дмитриевич Биография
Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе
Мещовске, Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в
четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время второй Мировой войны семья
Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. И там ему посчастливилось
познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной
Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль
в судьбе Валентина Берестова. И Ахматова и Чуковский отнеслись к началу его
творчества с большим интересом и заботливостью. В то время К. И. Чуковский
писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного
диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого
слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех
жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной
работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто
соприкасается с ним».
Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин
Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии
и много работал в археологических раскопках.
Эта работа явилась основой для
художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня
пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих
стихов и песен.
«Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с
человечеством», — писал Валентин Берестов.
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как
раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для
пародистов.
Первый сборник стихов Валентина Берестова «Отплытие» вышел в
1957 г.
и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая
книга для детей «Про машину».
Затем последовали сборники стихов: «Веселое
лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад»,
«Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт
Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться,
веселый лирический поэт».
Анна Ахматова о коротких юмористических стихах
Валентина Дмитриевича Берестова говорила ему: «Отнеситесь к этому как можно
серьезнее. Так никто не умеет».
Берестов, как публицист, изучал творчество других поэтов.
Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. «Я
стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал
некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича».
Также увлекательны
его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого.
Валентин Берестов написал мемуары о детстве и о великих современниках
(Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других).
Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь —
переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема,
получившего в Париже титул «Короля поэтов».
В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские
сказки вместе со своей женой.
Главная работа Берестова в девяностые годы — это
составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по
«Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет.
В эти же годы
Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделяет передачам по радио и
телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными
группами.
«Если бы меня спросили, кто — человек столетия, я бы
сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей двадцатому веку не
хватало больше всего». К этому высказыванию Новеллы Матвеевой могли бы
присоединиться многие. Валентину Берестову благодарны многие замечательные
детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.
Умер Валентин Берестов 15 апреля 1998 года в Москве.
Признание и награды
Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1990) —
за книгу стихов «Улыбка»
Почётный
гражданин Калужской области (2000).
Стихи Берестова высечены на каменной книге в городе Арпино
(Арпинум), родине Цицерона (Италия).
Источник: https://www.sites.google.com/site/biografiyaetobiografiya/berestov-biografiya
Биография Валентина Дмитриевича Берестова
Страна богата известными в ближайшем зарубежье и во всем мире писателями. Творчество одних изучается в рамках школьной программы, с творчеством других читатель знакомится самостоятельно.
Одними из таких авторов является известный многим детям и взрослым Валентин Дмитриевич Берестов.
Писатель, поэт, исследователь, большую часть своей творческой жизни писал для детей.
Биография
1.04.1928 года в современной Калужской области на свет появился будущий русский писатель Валентин Берестов. Про семью писателя известно не так много: отец трудился учителем истории, одна из бабушек Валентина Дмитриевич была дворянских кровей, вторая происходила из семьи обычных крестьян. Известно, что они обе настояли на том, чтобы внука крестили.
По воспоминаниям Валентина, любовь к литературе и чтению ему привила бабушка. Читать его научили в возрасте 4 лет. На родине мальчик прожил до 1942 года.
В начале Великой Отечественной Войны семья Берестовых переезжает в Ташкент. Здесь слабый здоровьем ребенок заболевает. Выжить удалось чудом при помощи известного писателя Чуковского. Здесь же, будущий писатель и поэт знакомится с такими великими личностями, как Ахматова, Мандельштам, Цветаева.
Известно, что Надежда Мандельштам обучала Берестова английскому языку.
Через несколько лет, в 1946 г., молодой человек возвращается в Россию и поступает на обучение в школу-интернат, располагавшийся в Ленинских Горках московской области. После окончания данного учебного заведения Валентин Дмитриевич становится студеном МГУ.
Обучается писатель на историческом факультете. После этого в его жизни была аспирантура на базе этнографического института.
В 1947 г. Берестов уезжает в Хорезм для участия в археологических раскопках, что впоследствии сподвигло его на написание целого ряда стихотворений в честь археологов.
В 90-е годы, когда интерес к поэзии резко падает, вынужденно начинает писать песни, чтобы заработать на жизнь. В это же время впервые участвует в телевизионных передачах и в радио эфирах. Один из таких эфиров Берестов был в компании с Эдуардом Успенским.
В последние годы своей жизни писатель трудился над сборником избранного по толковому словарю В.И. Даля.
Кроме того, до самого конца Берестов продолжал писать музыку к своим стихам, а иногда участвовал в концертах музыкальных коллективов.
Смерть настигла Валентина Дмитриевича в апреле 1998 года, что стало неприятной новостью для многих ценителей отечественной литературы.
Творческая деятельность
Творчество писателя обширное, оно направлено как на детей, так и на взрослого читателя. Как все начиналось:
- В 1946 году молодой автор впервые сотрудничал с журналом «Смена», где впервые были опубликованы его стихи.
- В 1947 г., поэзия на тему археологии увидела свет благодаря журналу «Юность».
- 1957 г. подарил миру поэтический сборник «Отплытие».
- Дикий голубь — 1962 г.
- В 1981 г. были опубликованы полюбившиеся многим стихи на тему детства и юности, а также «Школьная лирика».
- Сборник под названием «Определение счастья» вышел в свет в 1987 г.
- Повесть сказка «Катя в игрушечном городе» была опубликована в 1990 году.
- Сказка «Царевна лягушка» опубликована в 1997 г.
- В 2001 году «Избранное» по В.И. Далю. Книга, которая была написана в соавторстве с Т.И. Александровой, опубликована после смерти обоих авторов.
Творчество Берестова насчитывает больше великих прозаических и поэтических произведений, здесь представлены наиболее популярные из них. Но, стоит сказать, что те, что не получили широкого признания, не менее интересные. Их стоит прочесть, хотя бы даже просто для своего общего развития.
Личная жизнь Валентина Дмитриевича
Женой поэта и прозаика стала известная художница и детский писатель Татьяна Ивановна Александрова. Читателям, особенно детям, она известна как автор знаменитой сказки про домовенка Кузю, полюбившаяся практически всем детям. Женщина была талантлива и активна во многих сферах.
Татьяна Ивановна не раз работала в соавторстве с мужем. Их тандем был известен на всю Москву. В 70-е годы супруги принимали в своей квартире молодых людей, трудящихся на художественном и поэтическом поприще, а также журналистов. Такие вечера могли проходить до 2-3 раз в неделю.
В последствии стало известно, что Валентин Дмитриевич Берестов и его жена по возможности помогали начинающим авторам в начале их карьеры.
Стоит сказать о том, что за свою жизнь писатель подарил литературе множество стихов и сказок, на его произведениях до сих пор растут целые поколения соотечественников.
Память о нем все еще жива не только благодаря творчеству, но и тому, что за свои годы он сделал много хороших дел для своих творческих коллег: помог им не только сделать шаги к известности, но и развивать способности.
Источник: https://gidinform.ru/biografiya-valentina-dmitrievicha-berestova/
Берестов Валентин Дмитриевич
Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик.
Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время второй Мировой войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте.
И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова. И Ахматова и Чуковский отнеслись к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. В то время К. И.
Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков.
Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».
Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках.
Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен.
«Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», — писал Валентин Берестов.
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первый сборник стихов Валентина Берестова «Отплытие» вышел в 1957 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину».
Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт».
Анна Ахматова о коротких юмористических стихах Валентина Дмитриевича Берестова говорила ему: «Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет».
Берестов, как публицист, изучал творчество других поэтов. Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича».
Также увлекательны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого. Валентин Берестов написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других).
Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».
В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой.
Главная работа Берестова в девяностые годы — это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет.
В эти же годы Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
«Если бы меня спросили, кто — человек столетия, я бы сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего». К этому высказыванию Новеллы Матвеевой могли бы присоединиться многие. Валентину Берестову благодарны многие замечательные детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.
Умер Валентин Берестов15 апреля 1998 года в Москве.
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/berestov_valentin/
Берестов Валентин Дмитриевич. Биография Валентин Дмитриевич Берестов русский детский поэт, писатель, переводчик. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928. – презентация
1 Берестов Валентин Дмитриевич
2 Биография Валентин Дмитриевич Берестов русский детский поэт, писатель, переводчик. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в Калужской области. Читать будущий поэт научился в четыре года. В 1942 году, во время Второй мировой войны, семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. Там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.1 апреля 1928Калужской области1942 Второй мировой войны ТашкентеНадеждой МандельштамАнной АхматовойКорнеем Чуковским
3 В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. Валентин Берестов закончил исторический факультет. В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой
4 Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка», «Семейная фотография»и другие
5 Весёлое лето Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке Прямиком Ходят ножки Босиком. Кружат пчелы, Вьются птицы, А Маринка Веселится. Увидала петуха: – Посмотрите! Ха-ха-ха! Удивительный петух: Сверху перья, снизу – пух! Увидала поросенка, Улыбается девчонка: – Кто от курицы бежит, На всю улицу визжит, Вместо хвостика крючок, Вместо носа пятачок, Пятачок Дырявый, А крючок Вертлявый? А Барбос, Рыжий пес, Рассмешил ее до слез. Он бежит не за котом, А за собственным хвостом. Хитрый хвостик вьется, В зубы не дается. Пес уныло ковыляет, Потому что он устал. Хвостик весело виляет: “Не достал! Не достал!” Ходят ножки Босиком По дорожке Прямиком. Стало сухо и тепло. Лето, лето к нам пришло! Рассмешил ее до слез. Он бежит не за котом, А за собственным хвостом. Хитрый хвостик вьется, В зубы не дается. Пес уныло ковыляет, Потому что он устал. Хвостик весело виляет: “Не достал! Не достал!” Ходят ножки Босиком По дорожке Прямиком. Стало сухо и тепло. Лето, лето к нам пришло!
6 Дракон В дверь диетической столовой Вошёл дракон семиголовый. Он хором “Здравствуйте!” сказал И, улыбаясь, заказал: – Для этой головы, Пожалуйста, халвы. Для этой пасти – Прочие сласти. Для этой головки – Перловки. Для этой глотки – Селёдки. Для этой башки – Пирожки. Для этой рожи – То же. Для этого личика – Два сдобных куличика. Что ещё? Лимонада бутылку, Семь салфеток, ножик и вилку. Он руку над партою тянет и тянет… Он руку над партою тянет и тянет. Неужто никто на него и не взглянет? Не нужно отметок в журнал и в дневник. Довольно того, что он в тайну проник, Что чудо свершилось, задача решилась… Спросите, пожалуйста! Сделайте милость! Ёлочный шар Расцветает ландыш в мае, Астра осенью цветет, А зимою расцветаю Я на елке каждый год. Целый день лежал на полке. Все забыли про меня. А теперь вишу на елке, Потихонечку звеня. Всю елку до макушки Украсили игрушки! Вставайте в хоровод! Встречайте Новый год!
7 В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Валентину Берестову благодарны многие замечательные детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.
8 В возрасте 70-ти лет. Умер Валентин Берестов15 апреля 1998 года в Москве. В возрасте 70-ти лет.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/420284
Валентин Дмитриевич Берестов. Биография Берестова Валентина
В маленьком провинциальном городке Калужской области в начале апреля месяца 1928 г. в семье школьного преподавателя истории появился на свет Валентин Дмитриевич Берестов.
Искусством складывать буквы в слова мальчик овладел уже в четыре года и, по просьбе своей слепой бабушки, часто читал ей газету «Известия». По примеру отца, писавшего в юности стихи, маленький Валентин тоже рано стал испытывать тягу к рифме.
Но первые опыты его на этом поприще, начатые еще в восьмилетнем возрасте, были не слишком успешны: сверстники решительно не понимали и не принимали его увлечения. Мальчик решил никому не читать своих стихов и стал записывать их в тетрадь, которую тщательно прятал в тайном месте.
В остальном маленький Берестов ничем от сверстников не отличался: любил играть в футбол, кататься на велосипеде и бегать купаться на речку.
Во время эвакуации семья Берестовых переехала в Ташкент, именно там и произошло знакомство будущего поэта с К. Чуковским, которое во многом определило дальнейшую жизнь Берестова В.Д.
Решившись показать Чуковскому свою тайную тетрадь со стихами, четырнадцатилетний юноша получил из уст поэта самую высокую оценку своим творениям.
Бережно и внимательно Чуковский отнесся к юному автору, отметил его тонкое чувство стиля и похвалил за высокую работоспособность.
По окончании эвакуации семья Берестовых переселилась в поближе к столице, где будущий поэт сначала становится студентом исторического факультета Московского университета (в чем, несомненно, проявилось влияние отца), а затем продолжает обучение в аспирантуре при Институте этнографии.
С публикации в первый послевоенный год книги для дошкольников «Про машину» и сборника стихов «Отплытие» начался творческий путь Валентина Дмитриевича Берестова. Позже он порадует своих маленьких читателей еще целым рядом поэтических сборников: «Жаворонок», «Пятая нога», «Веселое лето», «Улыбка».
В начале шестидесятых годов увидят свет его повести «Два огня», «Государыня пустыня», «Приключений не будет».
В этих произведениях нашла свое отражение биография Берестова Валентина Дмитриевича в его студенческие годы, когда автор совершил множество интереснейших поездок на археологические раскопки в Новгород и экзотический среднеазиатский Хорезм. Но было бы неправильным сводить творчество Берестова В.Д.
только к написанию произведений для детей. Не менее интересными являются и его мемуары о собственном детстве и о жизни известных современников (Б. Пастернаке, К. Чуковском, А. Ахматовой), а также ряд статей, посвященных анализу творчества А. Пушкина, О. Мандельштама, А. Блока, В. Высоцкого.
Возможно, некоторые сочтут, что биография Берестова Валентина не слишком богата интересными событиями, но за семьдесят лет своей жизни он сумел показать себя и добрым сказочником, и серьезным философом, оставив после себя полноценный багаж профессионального литератора, знакомство с которым будет интересно как самым маленьким любителям книги, так и взрослым ценителям печатного слова.
Источник: https://stud-time.ru/biografii-russkix-pisatelej-i-poetov/valentin-dmitrievich-berestov.html
Валентин Дмитриевич Берестов
БЕРЕСТОВ ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1928— 1998) Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому что главный его талант — любовь. Вот стихотворение «Улыбка»: Ушедший мир лежал у наших ног, Но я чужим назвать его не мог… Философ П.
-Т де Шарден утверждал: «Наша способность любить
развивается до охвата всех людей и всей Земли». Именно эта способность была у Б., и он принял любовь как дар соединять в своем творчестве жизни и миры разных людей. Поэтому вероятно, в отрочестве Берестов покровительствовала А. Ахматова, учила языку Н. Я. Мандельштам. К. И. Чуковский, С. Я. Маршак наставляли в юности.
Берестов — явление крупное в современной литературе, его уход 15 апреля 1998 года еще обнажит перед нами «зияющие высоты» наших незнаний, утрат. Возможность пребывания в масштабе личности художника — философа, поэта духовный опыт чтения его книг. Необходимая книга для чтения и перечитывания — сборник «Первый листопад».
Уникальность книги в том, что стихам принадлежат тонкие, изящные, акварели Т. И. Александровой — жены поэта. Особый мир — детские портреты. Все вместе —
цветы, пейзажи, портреты — Любовь Поэта и Художника. Книга, рожденная любовью. Жизнь Берестов — истинный путь: он стремится к себе идеальному к пре- делу замысла, чтобы представить красоту подобного творчества, надо
обратиться к его воспоминаниям об А. А. Ахматовой.
Валентин Дмитриевич поведал о тех днях, когда он слушал Ахматову: «Понимал, что слышу голос мировой поэзии». О часе прихода к Анне Андреевне он говорит: «Над домом и двором стояла яркая голубая весенняя звезда. Она сияла над той светящейся дверью, куда мы должны были войти». Берестов оставил нам память об уникальных событиях, бережно передал традицию понимания вечных истин.
Ода отрочеству. Так можно уточнить жанр, в котором воссозданы события в Ташкенте 1942—43 гг. В ташкентском пристанище А. А.
Ахматовой творцами событий в литературной жизни были и юные отроки — Валя Берестов и его ровесники: «Ахматова смотрит на нас, словно, пытаясь угадать судьбу каждого». 1 апреля 1943 г. Берестов получил «правила для юных поэтов».
Любовь Берестова, её энергия—луч света, помогающий нам проницать окружающее в гармонии целого, а самих себя через совершенство мира.
Узнавание поэта вдохновенно в его стихах и не менее радостно и волнующе в признаниях в верности русской поэзии ХХ века (Н.Гумилёв, В. Хлебников, М. Кузьмин), размышлениях о родстве и близости с Д. Дефо, обнаружении истоков зрелого Пушкина в Державине, Батюшкове. Природа поэзии Берестова — образы познания мира любовью. «Детский» Берестов соответствует ожиданиям ребенка потому, что он философ, художник, ученый — «космос» его духовного опыта сотворен любовью в точкё сопряжения веков и личностей. Поэт и археолог. Стихи и изучение древних памятников Хорезма и Новгорода, Берестов был, смел и неутомим в своих дерзаниях, в жизнетворчестве, и цель свою, посвященную ребенку, видел в том, чтобы помочь узнать человеку в детстве «истинное лицо, свою уникальную, данную от рождения, гениальность” Открыть малышам поэта Берестова, наверное, можно только приняв его кредо: мы должны постичь разные эпохи детства. Порою, они неотделимы во времени, соприкасаются. Эту детскую тайну сердечно принял и выразил поэт: ребенок — явление разных времен, он свободно путешествует в них. «Вечер. В мокрых цветах подоконник», «Все ждут, когда на улицу отпустят…», «Великан», «Зимние звезды». События в этих стихотворениях выражены в образах от ребенка и будущего взрослого, каким станет этот ребенок. Подобное понимание детства требует особого таланта и провидения — доказательство подлинности художника. Взгляд на себя из будущего помогает ребенку возрастать душой. Поэзия Берестова рождается детским взглядом на мир: «Веселое лето», «Знакомый», «Картинки в лужах», «Тропинка», «Снегопад», «Гололедица», «Прощание с другом». Трагические, веселые, грустные, волшебные истории. Мелодия речи ребенка о себе и мире: Сегодня вышел я из дома. Гляжу — навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком… Можно несколько раз перечитывать строчку за строчкой, строфу за строфой и всякий раз радостно улыбаться событиям в жизни двух неразлучных друзей — мальчика и собаки. Неожиданность сюжета таится в ритме происходящего. Магия сменяющихся ритмов. Сначала: …Визжим, и прыгаем, и скачем И он, и я, и он, и я! Потом: … Объятья, шутки, разговоры. Ну, как живешь? Ну, как дела? И… Вдруг видим кошка вдоль забора, Как тень, на цыпочках прошла. Конец известен? Ну и что! Желание произнести все вновь, все опять присвоить себе, увидеть еще раз рождает эпическое: «Сегодня вышел я из дома…» Впереди — новое удивительное приключение. Дом. Небо. Ветка. Увидел ребенок и отразил в лужах «как настоящие» Повтор волшебного, «как настоящие», в каждой строфе, усиленный сравнениями, придает всему подлинность, яркость, непременность. Вслед за ребенком, за его погружением в прекрасное отражение, запыхавшись, вслушиваемся в тихий голос: А на четвертой Картинке Я промочил Ботинки.
Есть у Поэта стихотворение с названием-обращением: «Лети!» Строка «Птица неба не боится» превратилась для многих малышей в метафору-напутствие, поддержку доверие, надежду Берестова, вспоминая строку А. А. Ахматовой, обращенную к ребенку: «Но тебя не предам никогда… восклицал: «Клятва поэта ребенку!» Берестовская верность ребенку в
его поэзии — то, что он стремился поведать о детях. Образ ребенка у Берестова — это, прежде всего озвучивание идеи ребенка в мире: Любовь, Свет, «иная жизнь, иные времена», Память, Чудо, Будущее — «Вся теплота, сила света». Поэт говорит с ребенком о нем самом — редчайшее явление среди взрослых. К малышу в стихах обращаются не с назиданием, а с радостью от его света в мире… Ребенок слушает и слышит про себя. Поэт рядом с ребенком, открывал ему день его рождения, засыпаний, пробуждений. игр, обид, слез. Поэт дает вместе с ребенком «уроки» жизни. Кому? Ребенку, А почему не скучно? Потому что ребенок воспринимается поэтом как равный. В стихотворении «Дети и цветы» поэт задает вопрос «Как нарисовать портрет ребенка?» Ответ — рядом с ребенком должен быть художник, благодарный ребенку за его жизнетворчество. Философия детства, сознание его ценности, вера в высокое предназначение ребенка как дара Божия, по-особенному явлена в двух произведениях: про девочку с мячом:.. Так и сяк его берет, Шлеп об землю, хлоп об стенку И опять через коленку. Видит каждого из нас, Кто умен, кто симпатичен, Кто ей просто безразличен. Поразительно, как удалось поэту встревожить нас, напомнить: ум ребенка интуитивен и наблюдателен, его откровения миру не заслуживают снисходительности, хрупкое создание «видит каждого из нас», ждет обращения соразмерного. Поэт знает: Это в детстве — всего откровенней, Без прикрас и возвышенных фраз, Твой огонь, человеческий гений, Зажигается в каждом из нас. «Ода снежной горке” Детская игра — это полёт. Берестов сопровождает ребёнка в полёте движения, естественном, свободном развитии, прекрасного — того, что открывает ребёнок в себе сам. Более пронзительной веры в ребёнка мы не обнаружили. Наши дети, внимающие Берестову в его стихах, учатся соответствовать себе — прекрасным: «Птица неба не боится». Поэт однажды заметил: «Стремление обрести изначальный рай — в детском взгляде на мир. Глазам ребенка доступна гармония мира. Полагаем, что для большинства детей лирические стихи Берестов — трепет узнавания себя в другом — человеке, птице, дереве, звуке, текучей воде. Крошечные миниатюры, на один вдох: «Верблюжонок», «Баю-бай», «Репей», «Воробушки», «Гуси», «Тучка». Исполняется греза ребенка — он понятен, он принят, с ним говорят на его языке, его услышали. «Это — я!» — выдыхает ребенок. Свободное дыхание — вот что такое диалог поэта с малышом. «Осенние одуванчики», «Возвращение к природе», «Счастье» — цикл стихов, негромкого признания — возвращение к Природе. Поразительны интонация и композиция стихотворения «Возвращение к природе» Оно начато с отрицания: «Не стало…» В нем девять строк. Пятая звучит: «Как будто целый мир погиб» — тот мир, который только что предстоял перед взором: «С листвой и небом…» Четыре последние строки как ступени, возвышающие тебя до труда мучительного и прекрасного — возвращения к Природе. Стихи Берестова возвращают изначальный смысл привычным словам. Например, слову «Новизна», «по-новому», «вновь». Синонимы этих слов: названия стихов поэта, их сюжет, образы. «Ночь уходит». Глагол уходит, мы еще увидим, услышим, почувствуем, переживем во времени долгом, как ожидание, которое угадывает в нас это слово. Ночь уходит на покой И уводит за собой… Нетерпению, что готово радоваться: «ночь уходит», еще не пришло время, еще есть время для наслаждения, дремы: Пряча в складки Запах сладкий, Лепесток за лепестком, Сам себя укрыл украдкой И уснул ночной цветок… И еще длится и, наконец: Рассветает. Рассвело. Вспомним, вызывало ли когда-нибудь в нас пробуждение столько умиротворения, покоя и… ликования: Рассветает. Рассвело. Эти новые звуки и их образ — теперь навсегда. Поэт знал, мы ему поверим, когда говорил, что обрести рай — увидеть мир глазами ребенка.
О своих стихах для детей Берестов говорил: «…сочетание сюжета с размером новое. Я даже употребляю древнегреческие размеры. — Никто не замечает!» Надо нам принять этот укор, осмыслить. Берестов — очень верная, поэтическая фамилия, излучающая теплый, солнечный свет и улыбку. Благодать. Чистота. Тишина.»
Детский поэт, переводчик и писатель Берестов В.Д. родился в г. Мещовске 1 апреля 1928 года. Он рано начал читать, и первые стихи написал еще в детстве. Берестов В.Д. довольно многогранный писатель. В его жизни и произведениях переплелись многие эпохи и литературные жанры.
Главной движущей силой в жизни, прозе и стихах Берестова является любовь. А главными его учителями стали Анна Ахматова, которая была покровительницей Берестова с отрочества, учителем языка стала Надежда Мандельштам (именно она и познакомила будущего поэта с А.Ахматовой), с юности учили писательскому ремеслу Чуковский К.И. и Маршак С.Я.
Серьезному занятию литературой передует окончание Берестовым исторического факультета МГУ, а также аспирантуры Института этнографии и проведение многих археологических раскопок. Навыки в истории отобразились и в литературной сфере, например в познавательных художественных произведениях «Государыня пустыня», «Приключений не будет», «Меч в золотых ножнах», а также в стихах и песнях. Впервые они были опубликованы в «Юности», на большинство из них сделаны пародии.
В 1957 году мир увидел первый сборник стихов «Отплытие», который сразу был признан как читателями, так и поэтами и критиками. Вслед за ним, в этом же году вышла первая книга Берестова для детей «Про машину».
В дальнейшее вышли сборники стихов на самые разные тематики и жанры: «Веселое лето», «Улыбка», «Пятая нога», «Определение Счастья», «Жаворонок», «Первый листопад» и другие. По словам поэта Коржавина, Берестов – веселый лирический поэт, прежде всего талантливый, умный. Анна Ахматова, характеризуя короткие юмористические стихи Берестова, советовала ему отнестись к этому более серьезно, так как никто так не умеет писать. Отметился Берестов В.Д. и как публицист. Написал много статей посвященных биографиям Пушкина, Блока, Даля, Есенина, Высоцкого и многих других выдающихся личностей.
В последние годы жизни Берестов с женой создавал и выпускал детские сказки. Основной работой этого времени считается их совместно составленная книга «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля. Умер Берестов в Москве 15 апреля 1998 года.
Источник: http://sochin.net/berestov/
Валентин Берестов – биография
БЕРЕСТОВ ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1928— 1998) Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому что главный его талант — любовь. Вот стихотворение «Улыбка»: Ушедший мир лежал у наших ног, Но я чужим назвать его не мог… Философ П.
-Т де Шарден утверждал: «Наша способность любить развивается до охвата всех людей и всей Земли». Именно эта способность была у Б., и он принял любовь как дар соединять в своем творчестве жизни и миры разных людей. Поэтому вероятно, в отрочестве Берестов покровительствовала А.Ахматова, учила языку Н.Я.Мандельштам. К.И.Чуковский, С.Я.Маршак наставляли в юности.
Берестов — явление крупное в современной литературе, его уход 15 апреля 1998 года еще обнажит перед нами «зияющие высоты» наших незнаний, утрат. Возможность пребывания в масштабе личности художника — философа, поэта духовный опыт чтения его книг. Необходимая книга для чтения и перечитывания — сборник «Первый листопад».
Уникальность книги в том, что стихам принадлежат тонкие, изящные, акварели Т.И.Александровой — жены поэта. Особый мир — детские портреты. Все вместе — цветы, пейзажи, портреты — Любовь Поэта и Художника. Книга, рожденная любовью.
Жизнь Берестов — истинный путь: он стремится к себе идеальному к пре- делу замысла, чтобы представить красоту подобного творчества, надо обратиться к его воспоминаниям об А.А.Ахматовой. Валентин Дмитриевич поведал о тех днях, когда он слушал Ахматову: «Понимал, что слышу голос мировой поэзии».
О часе прихода к Анне Андреевне он говорит: «Над домом и двором стояла яркая голубая весенняя звезда. Она сияла над той светящейся дверью, куда мы должны были войти». Берестов оставил нам память об уникальных событиях, бережно передал традицию понимания вечных истин. Ода отрочеству. Так можно уточнить жанр, в котором воссозданы события в Ташкенте 1942—43 гг. В ташкентском пристанище А.А.
Ахматовой творцами событий в литературной жизни были и юные отроки — Валя Берестов и его ровесники: «Ахматова смотрит на нас, словно, пытаясь угадать судьбу каждого». 1 апреля 1943 г. Берестов получил «правила для юных поэтов». Любовь Берестова, её энергия—луч света, помогающий нам проницать окружающее в гармонии целого, а самих себя через совершенство мира.
Узнавание поэта вдохновенно в его стихах и не менее радостно и волнующе в признаниях в верности русской поэзии ХХ века (Н.Гумилёв, В.Хлебников, М.Кузьмин), размышлениях о родстве и близости с Д.Дефо, обнаружении истоков зрелого Пушкина в Державине, Батюшкове. Природа поэзии Берестова — образы познания мира любовью.
«Детский« Берестов соответствует ожиданиям ребенка потому, что он философ, художник, ученый — «космос» его духовного опыта сотворен любовью в точкё сопряжения веков и личностей. Поэт и археолог.
Стихи и изучение древних памятников Хорезма и Новгорода, Берестов был, смел и неутомим в своих дерзаниях, в жизнетворчестве, и цель свою, посвященную ребенку, видел в том, чтобы помочь узнать человеку в детстве «истинное лицо, свою уникальную, данную от рождения, гениальность» Открыть малышам поэта Берестова, наверное, можно только приняв его кредо: мы должны постичь разные эпохи детства.
Порою, они неотделимы во времени, соприкасаются. Эту детскую тайну сердечно принял и выразил поэт: ребенок — явление разных времен, он свободно путешествует в них. «Вечер. В мокрых цветах подоконник«, «Все ждут, когда на улицу отпустят…«, «Великан», «Зимние звезды». События в этих стихотворениях выражены в образах от ребенка и будущего взрослого, каким станет этот ребенок.
Подобное понимание детства требует особого таланта и провидения — доказательство подлинности художника. Взгляд на себя из будущего помогает ребенку возрастать душой. Поэзия Берестова рождается детским взглядом на мир: «Веселое лето», «Знакомый», «Картинки в лужах», «Тропинка», «Снегопад», «Гололедица», «Прощание с другом». Трагические, веселые, грустные, волшебные истории.
Мелодия речи ребенка о себе и мире: Сегодня вышел я из дома. Гляжу — навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком… Можно несколько раз перечитывать строчку за строчкой, строфу за строфой и всякий раз радостно улыбаться событиям в жизни двух неразлучных друзей — мальчика и собаки. Неожиданность сюжета таится в ритме происходящего. Магия сменяющихся ритмов. Сначала: …
Визжим, и прыгаем, и скачем И он, и я, и он, и я! Потом: … Объятья, шутки, разговоры. Ну, как живешь? Ну, как дела? И…. Вдруг видим кошка вдоль забора, Как тень, на цыпочках прошла. Конец известен? Ну и что! Желание произнести все вновь, все опять присвоить себе, увидеть еще раз рождает эпическое: «Сегодня вышел я из дома…« Впереди — новое удивительное приключение. Дом. Небо. Ветка.
Увидел ребенок и отразил в лужах «как настоящие» Повтор волшебного, «как настоящие», в каждой строфе, усиленный сравнениями, придает всему подлинность, яркость, непременность. Вслед за ребенком, за его погружением в прекрасное отражение, запыхавшись, вслушиваемся в тихий голос: А на четвертой Картинке Я промочил Ботинки.
Есть у Поэта стихотворение с названием-обращением: «Лети!» Строка «Птица неба не боится» превратилась для многих малышей в метафору-напутствие, поддержку доверие, надежду Берестова, вспоминая строку А.А.Ахматовой, обращенную к ребенку: «Но тебя не предам никогда… восклицал: «Клятва поэта ребенку!» Берестовская верность ребенку в его поэзии — то, что он стремился поведать о детях.
Образ ребенка у Берестова — это, прежде всего озвучивание идеи ребенка в мире: Любовь, Свет, «иная жизнь, иные времена», Память, Чудо, Будущее — «Вся теплота, сила света». Поэт говорит с ребенком о нем самом — редчайшее явление среди взрослых. К малышу в стихах обращаются не с назиданием, а с радостью от его света в мире… Ребенок слушает и слышит про себя. Поэт рядом с ребенком, открывал ему день его рождения, засыпаний, пробуждений. игр, обид, слез. Поэт дает вместе с ребенком «уроки» жизни. Кому? Ребенку А почему не скучно? Потому что ребенок воспринимается поэтом как равный. В стихотворении «Дети и цветы« поэт задает вопрос «Как нарисовать портрет ребенка?» Ответ — рядом с ребенком должен быть художник, благодарный ребенку за его жизнетворчество.
Философия детства, сознание его ценности, вера в высокое предназначение ребенка как дара Божия, по-особенному явлена в двух произведениях:
про девочку с мячом:. . . Так и сяк его берет, Шлеп об землю, хлоп об стенку И опять через коленку. Видит каждого из нас, Кто умен, кто симпатичен, Кто ей просто безразличен.
Поразительно, как удалось поэту встревожить нас, напомнить: ум ребенка интуитивен и наблюдателен, его откровения миру не заслуживают снисходительности, хрупкое создание «видит каждого из нас», ждет обращения соразмерного. Поэт знает:
Это в детстве — всего откровенней, Без прикрас и возвышенных фраз, Твой огонь, человеческий гений, Зажигается в каждом из нас. «Ода снежной горке» Детская игра – это полёт. Берестов сопровождает ребёнка в полёте движения, естественном, свободном развитии, прекрасного – того, что открывает ребёнок в себе сам. Более пронзительной веры в ребёнка мы не обнаружили.
Наши дети, внимающие Берестову в его стихах, учатся соответствовать себе – прекрасным: «Птица неба не боится». Поэт однажды заметил: «Стремление обрести изначальный рай — в детском взгляде на мир. Глазам ребенка доступна гармония мира. Полагаем, что для большинства детей лирические стихи Берестов — трепет узнавания себя в другом — человеке, птице, дереве, звуке, текучей воде.
Крошечные миниатюры, на один вдох: «Верблюжонок», «Баю-бай», «Репей», «Воробушки», «Гуси», «Тучка». Исполняется греза ребенка — он понятен, он принят, с ним говорят на его языке, его услышали. «Это — я!» — выдыхает ребенок. Свободное дыхание — вот что такое диалог поэта с малышом.
«Осенние одуванчики», «Возвращение к природе», «Счастье»— цикл стихов, негромкого признания — возвращение к Природе. Поразительны интонация и композиция стихотворения «Возвращение к природе» Оно начато с отрицания: «Не стало…» В нем девять строк. Пятая звучит: «Как будто целый мир погиб» — тот мир, который только что предстоял перед взором: «С листвой и небом…
» Четыре последние строки как ступени, возвышающие тебя до труда мучительного и прекрасного — возвращения к Природе. Стихи Берестова возвращают изначальный смысл привычным словам. Например, слову «Новизна», «по-новому», «вновь». Синонимы этих слов: названия стихов поэта, их сюжет, образы. «Ночь уходит».
Глагол уходит, мы еще увидим, услышим, почувствуем, переживем во времени долгом, как ожидание, которое угадывает в нас это слово. Ночь уходит на покой И уводит за собой… Нетерпению, что готово радоваться: «ночь уходит», еще не пришло время, еще есть время для наслаждения, дремы: Пряча в складки Запах сладкий, Лепесток за лепестком, Сам себя укрыл украдкой И уснул ночной цветок…
И еще длится и, наконец: Рассветает. Рассвело. Вспомним, вызывало ли когда-нибудь в нас пробуждение столько умиротворения, покоя и… ликования: Рассветает. Рассвело. Эти новые звуки и их образ — теперь навсегда. Поэт знал, мы ему поверим, когда говорил, что обрести рай — увидеть мир глазами ребенка.
О своих стихах для детей Берестов говорил: «…
сочетание сюжета с размером новое. Я даже употребляю древнегреческие размеры. — Никто не замечает!» Надо нам принять этот укор, осмыслить. Берестов — очень верная, поэтическая фамилия, излучающая теплый, солнечный свет и улыбку. Благодать. Чистота. Тишина.»
Источник: https://kraidruzei.ru/biografii/berestov-v-d/valentin-berestov-biografija.html