Краткая биография бергман

Ингмар Бергман: биография, личная жизнь

Содержание:
Ингмар Бергман – Фильмы
  – Ингмар Бергман – «Седьмая печать»
  – Ингмар Бергман – «Земляничная поляна»
  – Ингмар Бергман – «Стыд»
  – Ингмар Бергман – «Сцены из супружеской жизни»
  – Ингмар Бергман – «Фанни и Александр»
Ингмар Бергман – Личная жизнь

Бергман родился в 1918 году в Упсале в семье викария, где ему дали строгое воспитание. С детства он любил сочинять собственные истории и мечтал о карьере сценариста, а так же пробовал создавать мультфильмы с помощью «волшебного фонаря» своего брата Дага.

В 12 лет Бергман попал за кулисы театра во время подготовки спектакля «Игра снов» по Стринбергу и окончательно заболел театром.

Обратите внимание

В 1937 году он поступил в колледж в Стокгольме, где изучал историю искусств, но после скандала с семьей ушел из дома и присоединился к Драматической студии в качестве реквизитора и осветителя. 

Ингмар Бергман – Фильмы

Работать в кино Бергман начал в 1941 году. Сначала он редактировал сценарии, но позже написал собственный – «Травля», который был экранизирован. Мировую известность режиссеру принесли его фильмы 1950-х и 60-х годов: «Земляничная поляна», «Седьмая печать», «Улыбки летней ночи», «Молчание» и др.

В 1972 году вышла картина «Шепоты и крики», исследующая процесс смерти. Фильм посвящен сложным отношениям умирающей от рака Агнес, двух ее сестер и служанки.

После фильма «Фанни и Александр» в 1982 году режиссер объявляет, что посвящает себя театру и ставит свой главный (по собственному мнению) спектакль «Гамлет».

Ингмар Бергман – «Седьмая печать»

Фильм 1957 года повествует о событиях, произошедших в XIV веке. Рыцарь Антониус Блок (Макс фон Сюдов), возвращаясь домой после крестового похода, встречает саму Смерть.

Она является ему в облике мужчине в черном, и они начинают партию в шахматы, длящуюся на протяжении всего фильма. В случае поражения рыцаря Смерть заберет его с собой.

На своем пути Антониус встречает девушку, которую его оруженосец спасает от изнасилования и забирает с собой, а так же женщину, приговоренную к сожжению на костре как ведьма. Тем временем, партия в шахматы продолжается.

Ингмар Бергман – «Земляничная поляна»

Неспешная психологическая драма, получившая «Золотого медведя» на кинофестивале в Берлине. В центре картины пожилой профессор медицины Исак Борг из Стокгольма, который отправляется в Лунду на мероприятие в честь 50-летия своей профессиональной деятельности.

Важно

Он отказывается от полета на самолете и едет на машине вместе со своей невесткой Марианной. По пути они встречают его бывших пациентов, заезжают к его старенькой матери и встречают попутчиков. Кроме того, они заезжают в дом, котором профессор жил в юности.

События в фильме перемежаются с воспоминаниями, снами и внутренними монологами главного героя.

Ингмар Бергман – «Стыд»

В антивоенной картине 1968 года играет один из любимых актеров Бергмана Макс фон Сюдов. У дирижера Яна Розенберга болезнь сердца, и вместе со своей женой скрипачкой они переезжают на острове в Балтийском море. Начинающаяся война обрывает их привычный ход жизни.

Ингмар Бергман – «Сцены из супружеской жизни»

Камерный фильм из шести эпизодов о двадцатилетнем браке Марианны и Юхана (Лив Ульман и Эрланд Юзефсон). Они приходят в гости к своей знакомой супружеской паре и, наблюдая их ссору, видят будущее собственных отношений. Накопившиеся сложности и непонимание, а позже измена Юхана, приводят их на грань развода.

Ингмар Бергман – «Фанни и Александр»

Один из центральных фильмов в творчестве Бергмана, завоевавший 4 премии «Оскар».

Двое детей, Александр и его сестра Фанни, остаются сиротами после смерти их отца, директора театра Оскара Экдаля, и их мать повторно выходит замуж за жесткого и требовательного епископа Эдгара Вергеруса.

Когда жизнь с новым мужем становится невыносимой для нее и детей, женщина вместе со своей семьей ищет способ спастись от него.

Ингмар Бергман – Личная жизнь

Бергман был женат пять раз, и в общей сложности у него родилось девять детей.

Первой женой режиссера была приятельница из бродячего театра Элса Фишер, но брак продлился недолго, и Бергман женился во второй раз на хореографе Эллен Лундстрем, родившей ему четырех детей. С третьей женой сценаристкой Ган Грут у режиссера родился один ребенок.

В следующий раз его супругой стала композитор Кэби Ларетеи, так же родившая одного ребенка в браке. Последней женой Бергмана стала Ингрид фон Розен, которая ушла из жизни раньше, чем он.

Источник: https://www.kinoafisha.info/person/8148650/

Бергман, Ингмар (Ingmar Bergman)

Ингмар Бергман (Ingmar Bergman) – знаменитый шведский режиссёр, сценарист, писатель. Родился 14 июля 1918 г. в шведском городе Упсале в семье священника.

В детстве Ингмар был очень впечатлительным. Окружавшая его будничная действительность казалась ему скучной и неинтересной. Пылкое воображение постоянно уносило его в фантастические миры, и там он чувствовал себя настоящим героем.

Ингмар пытался делиться своими фантазиями со взрослыми и сверстниками, но те воспринимали его рассказы скептически. Он мучительно переживал непонимание окружающих и все чаще замыкался в себе. Одиночество пробудило в нем тягу к творчеству.

Мальчик бредил театром, хотя родители считали, что его увлечение со временем пройдет.

Совет

Еще одной страстью Ингмара было рисование. Он покупал в магазинах игрушек дешевую использованную нитратную пленку, погружал ее на полчаса в крепкий раствор соды, и эмульсия растворяла покрывавший ее рисунок.

После этого мальчик мог творить сам, рисуя тушью разные картинки. Когда после войны появились рисованные на кинопленке мультипликации Нормана МакЛарена, для него это не было новинкой.

Как говорил он сам: «Бегущая через проектор кинопленка жила во мне давно».

Закончив школу, Бергман поступил в Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств. Свой творческий путь он начал как театральный режиссер. В кино пришел в 1941 г. Сначала редактировал сценарии, затем стал писать их. В 1944 г. режиссер А.

Шеберг поставил по сценарию Бергмана антифашистский фильм «Травля»; три года спустя – Г. Муландер «Женщину без лица». Успех картин, снятых по его сценариям, а также положительные отзывы критики вдохновили Ингмара на создание собственного фильма. Уже в 1946 г.

появились его ленты «Кризис» и «Дождь над нашей любовью».

В конце 40-х гг. режиссер работал очень активно и плодотворно, выпуская каждый год по новому фильму: «Корабль идет в Индию» (1947), «Портовый город» (1948), «Тюрьма» (1949). Уже для ранних картин Бергмана характерен напряженный драматизм; их герои – люди одинокие, с изломанными судьбами, стремящие, и обрести счастье и человеческое участие и жестоком и равнодушном мире.

Среди первых фильмов Бергмана только один – «Тюрьма» – был снят по его собственному сценарию. Однако в дальнейшем он постоянно совмешал обе «кинопрофессии».

Наибольший интерес зрелый Бергман проявлял к нравственным проблемам и основным вопросам бытия, Его работам присущ глубокий психологизм, нередко в них звучат трагические ноты. В 50-е гг. Бергман становится ведущим представителем интеллектуального кино.

Исключением среди серьезных картин режиссера была «Улыбка летней ночи», созданная в 1955 г. Основная тема фильма – непрочность человеческих отношений. Снятая в жанре комедии, лента наполнена светлым, ренессансным мироощущением. Судьба картины оказалась не очень удачной.

Обратите внимание

После выхода ее на экран на режиссера обрушился вал критики: Бергмана обвиняли в порнографических пристрастиях. «Улыбка летней ночи» так и осталась единственной комедией в творческой биографии мастера.

В 1950-е гг. режиссер обрететает мирове признание. Его фильм «Седьмая печать» (1957) был удостоен приза на международном кинофестивале в Каннах. Режиссер экранизировал средневековую легенду о борьбе Рыцаря со Смертью. Картина снята в экспрессивной манере, передающей атмосферу мистерии.

В 1957 г. появился один из самых известных фильмов Бергмана «Земляничная поляна». В картине причудливо переплетаются явь и сон, настоящее и прошлое. Главный ее герой – старый профессор на склоне лет переосмысливает свою жизнь и приходит к печальному выводу, что пренебрег самыми главными ее составляющими – любовью и сочувствием.

В I960 г. Бергман получил первый «Оскар». Американская киноакадемия присудила награду фильму «Источник». Эта экранизация древней нордической легенды посвящена теме страдания и зла, царящего в мире.

Пессимистические ноты характерны для картин режиссера 60-х гг. Его герои подчас оказываются не в состоянии противостоять хаосу и безумию окружающего мира. Трагизмом и отчаянием пронизана трилогия «Как в зеркале» (1961), «Причастие» (1963) и «Молчание» (1963). Персонажи этих картин погибают или сходят с ума. За фильм «Молчание» Бергман получил еще одного «Оскара».

Ведущий мотив фильмов Бергмана этого периода – несоответствие внешнего и внутреннего. Успешные, благополучные герои его картин на поверку оказываются опустошенными и несчастными. С наибольшей остротой этот мотив звучит и фильмах «Лицо» (1958) и «Персона» (1966).

Анализ граней «несчастного сознания» (в терминологии одного из духовных учителей режиссера С.

Кьеркегора) предпринимается мастером в фильме о теряющем рассудок художнике («Час волка» 1965), ленте-антиутопии о неостановимой деградации одинокой личности под натиском антигуманной среды «Стыд» (1967), картинах о безболезненном сломе устоев буржуазного брака и семьи, таких как «Страсть» (1968); «Прикосновение (1970); «Шепоты и крики» (1971).

Еще одна излюбленная тема Бергмана – любовь и ненависть близких людей. Эта тема заявлена в «Молчании» (1963). Особой глубины и психологической достоверности она достигает в картине «Осенняя соната» (1978). В этой лени Бергмана впервые снялась известная шведская актриса, однофамилица режиссера Ингрид Бергман.

Важно

Фильм рассказывает о всемирно известной пианистке, которая приезжает в Нью-Йорк, чтобы повидать своих дочерей. Встреча близких и дорогих друг другу людей превращается в тягостное выяснение отношений. Старшую дочь героини в этой картине играет Лив Ульман.

Многие годы Бергман снимал эту актрису (и свою жену) почти в каждой своей картине.

В 70-е гг. Бергман продолжал варьировать темы разобщенности людей, сложности их взаимоотношений, одиночества. Многие режиссеры тех лет пережили кризис проблематики и эстетики. Бергман хранил верность своим Героям и художественным принципам, даже оказавшись в полном одиночестве.

В этот период в творчестве Бергмана усилились социально-критические и политико-разоблачительные мотивы.

Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении «Сцен из супружеской жизни» (1972) и их своеобразного продолжения – фильма «Лицом к лицу» (1975).

Ощущение непрочности, зыбкости современного миропорядка емко выразилось в картине о психосоциальных истоках фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976).

На рубеже 80-х гг. в манере режиссера берут верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей. Важнейшее средоточие этих ценностей (и первооснова существования), по Бергману, – семья.

Именно в рамках семьи развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из психологических шедевров режиссера «Фанни и Александра» (1982), явившегося самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства. В этой картине оживает мир раннего детства художника.

Он пронизан инстинктивным детским протестом против лицемерных моральных догм.

Совет

Долгое время Бергман не находил понимания на родине. Его успехам завидовали, он даже подвергся необоснованным преследованиям налоговой полиции.

Режиссеру пришлось странствовать по миру, он исколесил всю Европу, западное побережье Америки, некоторое время жил в Нью-Йорке, позже надолго осел в Мюнхене.

Правда, на острове у берегов Швеции у него сохранился свой дом, в котором он жил затворником последние годы.

Хотя Бергман известен прежде всего как выдающийся представитель авторского кино, он также является замечательным театральным режиссером.

В разные годы он работал в городских театрах Хельсингборга (1944), Гетеборга (1946-1949), Мальме (1952-1958). С начала 60-х гг. ставил спектакли на сцене стокгольмского Королевского театра «Драматен», а в 1963-1966 являлся его директором.

Среди постановок Бергмана пьесы Шекспира, Ибсена, Стриндберга, Чехова, а также современных авторов.

Читайте также:  Краткая биография бёлль

В 1999 г. 81-летний режиссер неожиданно объявил о намерении участвовать в съемках еще одного фильма. В основе сюжета этой автобиографической картины – любовный треугольник. Снимать ее согласилась знаменитая норвежская актриса, бывшая жена Бергмана, Лив Ульман. Лента посвящена истории их семейных отношений. Бергман выступил здесь как автор сценария и продюсер.

Фильмография

  1. Кризис / Kris, 1946
  2. Дождь над нашей любовью / Det regnar pa var karlek, 1946
  3. Корабль в Индию / Skepp till India land, 1947
  4. Музыка в темноте / Musik i morker, 1948
  5. Портовый город / Hamnstad, 1948
  6. Тюрьма / Fangelse, 1949
  7. Жажда / Torst, 1949
  8. К радости / Till gladje, 1950
  9. Это не может случиться здесь / Sant hander inte har, 1950
  10. Летняя интерлюдия / Sommarlek, 1951
  11. Женщины ждут / Kvinnors vantan, 1952
  12. Лето с Моникой / Sommaren Med Monika, 1953
  13. Вечер шутов / Gycklarnas afton, 1953
  14. Урок любви / En lektion i karlek, 1954
  15. Женские сны / Kvinnodrom, 1955
  16. Улыбки летней ночи / Sommarnattens leende, 1955
  17. Седьмая печать / Det Sjunde Inseglet, 1957
  18. Земляничная поляна / Smultronstallet, 1957
  19. Рядом с жизнью / Nara livet, 1958
  20. Лицо / Ansiktet, 1958
  21. Девичий источник / Jungfrukallan, 1960
  22. Око дьявола / Djavulens oga, 1960
  23. Сквозь тусклое стекло / Sasom i en spegel, 1961
  24. Причастие / Nattvardsgasterna, 1962
  25. Молчание / Tystnaden, 1963
  26. Обо всех этих женщинах / For att inte tala om alla dessa kvinnor, 1964
  27. Персона / Persona, 1966
  28. Час волка / Vargtimmen, 1968
  29. Стыд / Skammen, 1968
  30. Страсть / En passion, 1969
  31. Ритуал / Riten, 1969
  32. Прикосновение / Beroringen, 1971
  33. Шёпоты и крики / Viskningar Och Rop, 1972
  34. Сцены из супружеской жизни / Scener ur ett aktenskap, 1973
  35. Волшебная флейта / Trollflojten, 1975
  36. Лицом к лицу / Ansikte Mot Ansikte, 1976
  37. Змеиное яйцо / Das Schlangenei, 1977
  38. Осенняя соната / Hostsonaten, 1978
  39. Из жизни марионеток / Aus Dem Leben Der Marionetten, 1980
  40. Фанни и Александр / Fanny Och Alexander, 1982
  41. Лицо Карин / Karins ansikte, 1984
  42. После репетиции / Efter repetitionen, 1984
  43. Благословенные / De Tva Saliga, 1986
  44. В присутствии клоуна / Larmar och gor sig till, 1997
  45. Сарабанда / Saraband, 2003

Источник: https://www.kultoboz.ru/ingmar-bergman

Афиша Воздух: Ингмар Бергман – Архив

Самый
необычный и дикий фильм раннего Бергмана, с которого тем не менее ни в коем
случае не следует начинать знакомство с режиссером.

Осуществив свою первую
мечту — став профессиональным кинематографистом и даже заработав некоторую
славу, именно в «Тюрьме», своем шестом полнометражном фильме, Бергман пустился
во все тяжкие: написал оригинальный сценарий без соавторов и первоисточников, а
также превратил добрую половину картины в масштабную галлюцинацию.

Бергман
всегда считал, что показатель гениальности режиссера — его способность
безболезненно переходить границу между реальностью и сном (на этом основании он
считал лучшим режиссером в истории Тарковского).

Сюжет крутится вокруг идеи
фильма об аде на Земле, которым управляет непосредственно Сатана; к нему
Бергман еще вернется в «Оке дьявола» в 1960-м. Среди главных героев — проститутка, кинорежиссер и сценарист. Главную роль исполнил красавец Биргер
Мальмстен, центральный актер восьми ранних бергмановских лент.

«Лето с Моникой», 1953

Фотография: Svensk Filmindustri

Принято
считать, что с этой картины начинается зрелый Бергман. Во всяком случае, она
близка к совершенству.

Эмоциональное и эстетическое равновесие, которого
Бергман добился в сотрудничестве с Гуннаром Фишером, оператором его лучших
фильмов вплоть до «Лица» (1958), впечатляет по сей день. В основе — роман Пера
Андерса Фогельстрема, история краткой летней любви двух молодых людей из
рабочего класса.

Обратите внимание

Школа мейнстрима дала Бергману многое: здесь он демонстрирует
виртуозное владение мелодрамой, чуть скрашивая сентиментальность юмором и
скепсисом.

Трудно поверить, но из-за краткой и вполне целомудренной сцены наготы эта
картина была расценена как фривольная, едва ли не эротическая, а Харриет
Андерссон ненадолго превратилась в международный секс-символ. От этого штампа ее
избавили последующие работы у Бергмана — в частности, в картинах «Как в зеркале» и «Шепоты и крики».

«Улыбки летней ночи», 1955

Фотография: Svensk Filmindustri

Бергман-комедиограф:
бесценный пример моцартовской легкости, свойственной режиссеру и в более
мрачных его работах.

Этот оммаж Мольеру или Мариво, почти водевиль, фаворит
бокс-офиса в Швеции и за ее пределами, — сложносочиненная сказка о
превратностях любви, разыгранная несколькими парами персонажей и актеров (среди
них выделяются постоянные бергмановские артисты: та же Харриет Андерссон, Гуннар
Бьернстранд и молоденькая Биби Андерссон). В Каннах фильму выдали специальный
приз «за поэтический юмор» — о, прекрасное время, когда на фестивалях еще
давали такие награды!

«Седьмая печать», 1957

Фотография: Svensk Filmindustri

Средневековый
романс о рыцаре-крестоносце, играющем в шахматы со Смертью (сюжет позаимствован
с фрески Альбертуса Пиктора, самого выдающегося шведского художника XV века). С этой картины началось многолетнее
сотрудничество Бергмана с Максом фон Сюдовым, неподражаемым в роли рыцаря
Антониуса Блока.

Образ Смерти, сыгранной Бенгтом Экеротом, стал одним из самых
запоминающихся в истории кинематографа. Для многих — главный фильм режиссера;
любил его и сам Бергман, говоря, что «Седьмая печать» «нигде не жмет и не
натирает».

К этому он добавлял известный анекдот о съемках финальной пляски
Смерти: «Мы уже все упаковали, приближалась гроза. Вдруг я увидел удивительную тучу. Гуннар Фишер вскинул камеру. Многие
актеры уже отправились на студию.

Вместо них в пляс пустились техники и
какие-то туристы, не имевшие ни малейшего представления, о чем идет речь. Столь
известный потом кадр сымпровизирован за несколько минут».

«Земляничная поляна», 1957

Фотография: Svensk Filmindustri

Невероятно,
но факт: Бергман снял два шедевра в течение одного года. Как и «Седьмая
печать», это фильм о смерти, который так же начинается со сна главного героя,
обреченного в финале умереть. Бергман с детства был одержим «Возницей» (1921) — эффектной кинопритчей живого классика Виктора Шестрема — и всю жизнь пытался
снять свою вариацию этой картины. Здесь ему это удалось.

Во всяком случае, это
тоже фильм-путешествие: по сюжету профессор Исак Борг едет через всю
страну, из Стокгольма в Лунд, чтобы получить почетную премию, а по пути
вспоминает детство и студенческие годы, готовясь к уходу из жизни. В роли Борга
выступил сам 78-летний Шестрем, его невестку сыграла Ингрид Тулин — отныне одна
из любимых актрис Бергмана.

Фильм получил «Золотого медведя» в Берлине.

«Девичий источник», 1960

Фотография: Svensk Filmindustri

Суровая
и поэтичная картина о человеке, отомстившем за изнасилование и убийство своей
дочери, поставлена по шведской народной балладе «Дочери Тере из Вэнге». Это
единственный фильм Бергмана, действие которого происходит в древней Швеции, еще
до окончательного прихода христианства (одна из героинь молится Одину), что
отчасти определяет аскетичную и жесткую эстетику.

Роль хозяина хутора исполнил
Макс фон Сюдов. Начиная с этого фильма, все следующие картины Бергмана снимал
гениальный Свен Нюквист, также известный по фильмам Андрея Тарковского, Вуди
Аллена и Луи Маля.

«Девичий источник» имел успех в Штатах, где подверглась
цензуре натуралистичная сцена изнасилования, а потом получил там «Золотой
глобус» и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.   

«Причастие», 1963

Фотография: Svensk Filmindustri

Один
из немногих фильмов, которыми сам Бергман гордился. Вероятно, лучшая роль
Гуннара Бьернстранда. Соблюдая единство места, времени и действия, режиссер
рассказывает историю пастора, потерявшего веру.

Суицидальное ледяное
спокойствие, царящее в этой минималистской картине, пробирает до костей. Ни
любовница, ни прихожане, приходящие к герою со своими вопросами, не способны
успокоить его тревогу, вывести из состояния апатии.

Роли второго плана сыграли
Ингрид Тулин, Гуннель Линдблум и Макс фон Сюдов. «В картине нет ни единого
солнечного кадра. Мы снимали только в пасмурную погоду или в туман», — вспоминал режиссер, считавший этот фильм квинтэссенцией шведского характера.

Кстати,
источником вдохновения послужила Симфония псалмов Игоря Стравинского.

«Персона», 1966

Фотография: Svensk Filmindustri

Известная
актриса однажды посреди спектакля теряет дар речи и замолкает, кажется,
навсегда. Психиатр отправляет ее на отдаленный остров, где та будет жить в
компании сиделки. Фильм на двух героинь и актрис, которые в какой-то момент
необъяснимым образом становятся единым целым.

Здесь потрясающе сыграли Биби
Андерссон и Лив Ульман; для Ульман «Персона» стала настоящим прорывом — и
началом новой жизни в качестве музы и возлюбленной режиссера, которому она
родила дочь. «Персона» — самый любимый фильм Бергмана, который, как он считал,
спас ему жизнь.

Важно

А еще помог найти новый дом, остров Форё, где снималась
картина и куда вскоре переехал жить режиссер. «Самое важное — мне впервые было
безразлично, как воспримут картину зрители.

Я наконец-то послал к черту (где
ему и место) евангелие понятности… Сегодня мне кажется, что в «Персоне» — и позднее в «Шепотах и криках» — я достиг
своего предела. Что я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить
которые способен только кинематограф».

«Ритуал», 1969

Фотография: Cinematograph AB

Самый
незаметный и наименее известный из бергмановских шедевров 1960-х, который,
однако, высоко ценил сам режиссер (в отличие от окружающих его «Страсти» и
«Прикосновения»). Трое обвиненных в порнографии актеров-гастролеров на допросе
отвечают на вопросы следователя, раскрывая подробности одного странного
инцидента и пытаясь оправдаться: процесс заканчивается необычным ритуалом.

По
словам автора, в этой картине он выплеснул злобу и обиду, испытанные после
расставания с Драматеном, стокгольмским театром, художественным руководителем
которого он был на протяжении долгих лет. В главных ролях Гуннар Бьернстранд и
Ингрид Тулин.

Тема невротизма странствующего артиста, начатая в «Вечере шутов»,
«Седьмой печати» и «Лице», здесь доведена до апофеоза; больше Бергман к ней не
возвращался. 

«Шепоты и крики», 1972

Фотография: Stiftelsen Svenska Filminstitutet

В
большом доме умирает женщина. Все, кто живет вместе с ней, готовятся к этой
смерти — каждый на свой лад. Смертельно больную Агнес сыграла Харриет
Андерссон, ее сестер Карин и Марию — соответственно Ингрид Тулин и Лив Ульман.

Роль доктора исполнил Эрланд Юсефсон, ближайший друг Бергмана с юности, здесь
впервые показывающий себя недюжинным артистом, — хотя его главные работы еще
впереди. С этого эзотерического, радикального, прицельно точного в каждом кадре
фильма начинается поздний Бергман: демоны изгнаны, вопросы стиля решены,
остались лишь пронзительная ясность, покой и воля.

Труднее всего поверить в то,
что подобная сугубо авторская картина могла получить целых пять номинаций на
«Оскар» и одну статуэтку — за выдающуюся операторскую работу Свена Нюквиста.

«Сцены из супружеской жизни», 1973

Фотография: Cinematograph

Гениальность
этой картины, которая, невзирая на внушительный хронометраж (почти три часа в
киноверсии, четыре с половиной в телевизионной), может идеально послужить для
первого знакомства с Бергманом, в частности, в том, как скромны
использованные художественные средства.

Мужчина, женщина — и больше практически
ничего, не считая немногочисленных второстепенных персонажей, скромных
нейтральных интерьеров и текста, в котором Бергман-драматург достигает стриндберговских высот.

Это настоящая энциклопедия отношений полов — забавная,
душераздирающая, мудрая, эмоциональная и вместе с тем иронически отрешенная. Работы
Лив Ульман и Эрланда Юсефсона трудно назвать не иначе как умопомрачительными.

Режиссер, чья личная жизнь была бурной и сложной, испытывал к этой во многом
автобиографической ленте особые чувства. Неслучайно последним его фильмом стало
продолжение «Сцен» — единственный сиквел в его карьере, «Сарабанда» (2003).

«Волшебная флейта», 1975

Бергман
был увлеченным меломаном, но в фильм превратил лишь одну из поставленных им
опер — «Волшебную флейту» Моцарта. Масонская запутанность либретто не оставила
и следа в этой прозрачной сказочной комедии, все действие которой происходит на
театральной сцене.

Бергмановская версия шедевра влюбляет в себя зрителя уже в
первые минуты, когда на экране появляется на удивление милый дракон,
преследующий принца Тамино.

Совет

Дураковатый Папагено режиссеру явно милее, чем
романтический герой; для Бергмана моцартовский юмор — ключ к лирической силе
его музыки. Наверное, поэтому бергмановская киноопера не фильм, а праздник. «Стоял
поздний августовский вечер, волшебный лунный свет заливал море.

Читайте также:  Краткая биография филдинг

Выпив
шампанского, мы зажгли цветные фонарики и устроили небольшой фейерверк», — вспоминал режиссер о премьерном показе на Форё.

«Осенняя соната», 1978

Фотография: Personafilm GmbH

По
причинам, не до конца понятным, один из самых знаменитых фильмов Бергмана.

Не
в том ли дело, что главную роль — властную и взбалмошную пианистку — сыграла
однофамилица автора, великая актриса Ингрид Бергман, которой тогда было уже за
шестьдесят? Работа Бергмана с Бергман не ладилась, одни амбиции разбивались о
другие.

Этот опыт режиссер вспоминает как травматический, а картину считает
неудачной, называя своим «фильмом Бергмана» — то есть каталогом самоповторов и
персональных штампов.

Тем не менее тонкий музыкальный слух автора ощущается не
только в звучащих здесь прелюдиях Шопена и сюитах Баха, но и в нервной,
задевающей за живое драматургии. Снимавшаяся в Норвегии «Осенняя соната» — один
из фильмов, сделанных Бергманом в изгнании, когда из-за проблем с налогами он
временно покинул Швецию.

«Из жизни марионеток», 1980

Фотография: Personafilm GmbH

Наиболее
удачный, жесткий и концептуальный из двух фильмов, снятых Бергманом в Германии: другой, антифашистская притча «Змеиное яйцо», обернулся провалившейся
попыткой сделать «продюсерскую» картину и попробовать свои силы в коммерческом
кино. «Из жизни марионеток» снимался в Мюнхене на немецком языке и с немецкими
актерами.

В центре событий — жестокое убийство проститутки мужчиной, которому
изменила жена. Доводя до логического предела идеи и темы «Сцен из супружеской
жизни», Бергман отказывается от нежности, жалости и иронии. В этой картине он
вновь возвращается к черно-белому изображению.

В Германии, где бежавшего с родины Бергмана приняли с восторгом, отмечали бескомпромиссность картины и
восхваляли работу режиссера с актерами.

«Фанни и Александр», 1982

Фотография: Svensk Filmindustri

Пятичасовой в телеверсии, в кино на два часа меньше святочный рассказ. Прощание
Ингмара Бергмана с кинематографом, после этого не снимавшего для широкого
экрана.

И просто один из самых волшебных и невероятных фильмов всех времен и
народов, включающий моменты острейшего счастья и экзистенциального ужаса. И то и другое — глазами брата и сестры, чьи имена вынесены в заголовок фильма.

После
смерти отца дети вместе с матерью оказываются в плену у отчима — епископа,
равнодушного к магии театральных иллюзий, царивших в доме Фанни и Александра.

Сбежав оттуда, в лавке старого мудрого еврея (потрясающая роль Эрланда
Юсефсона) дети встречаются с Богом… Разбираясь в этой монументальной
ретросказке с давними детскими фрустрациями, комплексами и страхами, Бергман
обеспечивает зрителю мощнейший катарсис, послевкусие от которого может длиться
годами.   

«В присутствии клоуна», 1997

Фотография: Sveriges Television

После
«Фанни и Александра» Бергман снял еще четыре фильма для телевидения. Каждый
интересен на свой лад, но самый парадоксальный и удивительный — этот, навеянный
событиями (реальными или вымышленными) из жизни родного дяди режиссера, чудака
Карла. Действие происходит в 1920-х.

Изобретатель и профессор встречаются в
психиатрической лечебнице, где придумывают, как сделать немое кино звуковым — возя с гастролями по стране и озвучивая на каждом показе. Свидетелем
происходящего становится и клоун — точнее, пугающая старуха в костюме паяца.

Последний из образов Смерти в творчестве Бергмана, который ушел из жизни ровно
через десять лет после премьеры «В присутствии клоуна», на острове Форё, где и
похоронен.   

Источник: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/ingmar-bergman/

Бергман, Ингмар Эрнст

(род. в 1918 г. ) шведский режиссер театра и кино, сценарист

«Мои основные воззрения заключаются в том, чтобы вообще не иметь никаких воззрений. Я лишь регистрирую предметы и явления» – так сам Ингмар Эрнст Бергман определил суть своей работы.

Он родился в шведском городе Упсала в семье пастора. После окончания Стокгольмского университета Бергман начал работать в театре. Он стал вторым режиссером в городском театре Мальме. С этим коллективом, ставшим под руководством его лучшим в Швеции, связана практически вся его жизнь. Он возвращался сюда каждый раз после съемок очередного фильма, начиная новый этап творческих поисков.

Работа в кино началась для Ингмара Бергмана с написания сценариев. В 1944 году по его первому сценарию был поставлен фильм «Травля» – первая в шведском искусстве антифашистская картина.

Еще через три года выходит второй фильм – «Женщина без лица», в титрах которого также была указана фамилия Бергмана.

Обратите внимание

Но сам мастер начал отсчет своей деятельности с фильма «Кризис», открывавшего цикл картин о людях с изломанными судьбами, стремящихся найти свое место в мире.

Слава пришла к Ингмару Бергману в 1956 году, когда его картина «Улыбки летней ночи» получила приз Каннского кинофестиваля.

В том же году он всего за 36 дней снял философскую ленту «Седьмая печать», в основе которой лежала европейская средневековая легенда о поединке героя со смертью. Выигрывая шахматный поединок, герой получал бессмертие.

Однако, осознав, что ему придется стать свидетелем конца мира, он отказывался от полученного дара.

С этого времени в творчестве Ингмара Эрнста Бергмана сосуществуют две параллельные линии: изображение современного ему мира и описание исторических событий. Но в любой картине режиссера герои бьются над разрешением одного и того же вопроса – в чем смысл жизни.

Одновременно с работой в кино Бергман выпустил ряд театральных постановок, каждая из которых стала событием в европейской культуре. Во время работы в Мальме там собралась уникальная труппа.

Многие актеры, как, например, Макс фон Зюдов, обрели известность после участия в спектаклях Ингмара Бергмана. Это были преимущественно классические пьесы – «Дон Жуан», «Пер Гюнт», «Мизантроп», «Фауст», «Бесприданница».

Можно сказать, что Бергман принял эстафету у своего учителя, известного шведского режиссера А. Шеберга.

Важно

Свои первые картины режиссер снимал летом, когда в театре наступали каникулы, и только с 1959 года целиком сосредоточился на работе в кино.

В конце 50-х гг. один за другим появляются фильмы Бергмана, составившие его славу как кинорежиссера: уже упоминавшаяся картина «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Лицо».

Сочетание апокалиптических мотивов с реалистичностью изображаемого, сложный путь человеческой души, символичность и эстетическая глубина – все это было характерно и для фильмов 60-х годов («Персона», «Волчий час», «Стыд»).

В 1976 году Ингмар Эрнст Бергман покинул Швецию из-за того, что правительство повысило налог на развлечения и производство картин стало невыгодным. После появления рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Папа Римский прислал своего представителя к Бергману с предложением поставить картину о жизни святого. Речь шла о сценарии под названием «Иисус из Назарета».

Прочитав сценарий, Ингмар Бергман отказался делать «красивую книжку с картинками» и предложил избрать местом действия суровые места Севера, соответственно изменив сюжет. Замысел был принят.

Однако съемки «Иисуса из Назарета» по первоначальному сценарию все равно начались под руководством не менее известного режиссера Ф. Дзеффирелли. В результате мировая кинематография обогатилась двумя совершенно различными по стилистике шедеврами.

Но только фильм Бергмана «Источник» был удостоен премии «Оскар».

Находясь в Англии, режиссер снял картину «Шепоты и крик».

Она также получила приз на кинофестивале в Канне, во время которого Ингмар Бергман дал самую длительную пресс-конференцию за всю историю этих кинофестивалей.

Это! случай оказался чуть ли не единственным, когда он появился перед публикой. Обычно режиссер отказывался выступать перед прессой, полагая, что все необходимое уже сказано в его картинах.

Совет

В 1978 году Ингмар Эрнст Бергман снял фильм «Осенняя соната», главную роль в которой впервые сыграла его жена, всемирно известная актриса Ингрид Бергман.

Особое место в творчестве знаменитого режиссера занимает картина «Змеиное яйцо» (1978), в которой показано вызревание фашизма в Германии. Ингмар Бергман с тщательностью историка анализирует прошлое, доказывая, что взаимное отчуждение, чувство безнадежности неотвратимо превращают людей в бездушных манекенов.

После возвращения в Швецию он снял картину «Фанни и Александр» (1983) о детском одиночестве, которая с триумфом прошла по экранам всего мира и была удостоена премии «Оскар».

Как и в театре, Бергман создал в кино собственную актерскую школу. Обычно в его картинах снимается небольшая группа постоянных актеров, состав которых незначительно меняется от фильма к фильму. Часто он вводит непрофессионалов на ведущие роли, усиливая непосредственность ощущений героев.

Кроме игровых картин, Ингмар Бергман снимает и документальные ленты. Из них выделяются несколько фильмов, в которых рассказывается о природе и людях шведского острова Форе, а также небольшая лента «Документ о «Фанни и Александре ». В ней рассказывается о работе Бергмана над театральными и кинопостановками.

Постоянным сотрудником знаменитого шведского режиссера на протяжении более сорока лет является кино-оператор С. Нюквист. Его работа также неоднократно отмечалась премиями.

Любопытно, что сам Ингмар Эрнст Бергман пять раз был номинантом на премию Каннского фестиваля и только в 1997 году получил ее, но не за какой-то определенный фильм, а как лучший режиссер. Решение было принято единогласно и стало известно до окончательных результатов кинофестиваля. Правда, мастер и на сей раз отказался появиться на публике, и премия была вручена его дочери.

Источник: http://biografiivsem.ru/bergman-ingmar-ernst

Ингмар Бергман – “величайший художник с момента изобретения камеры”

Если, читая эту статью вы завтракаете, пьете чай или кофе – прервитесь, сейчас мы расскажем вам о высоком и мало аппетитном, о Ингмаре Бергмане.

«Искусство – это набитая муравьями змеиная кожа. Сама змея уже мертва и лишена яда, но оболочка полна суетливой жизнью и продолжает жить». Оригинальный взгляд на вечное, но в этом весь Бергман.

Как о нем говорили: «величайший художник с момента изобретения камеры». Хотя, трудно давать определение тому, кто сам не знал, кто он и откуда.

Творчество Бергмана в той или иной степени основано на его детских впечатлениях.

«Все что имеет хоть какую-то ценность уходит корнями в мое детство», — пишет он в своих мемуарах.

Ну что же, тогда начнем с детства. Родился Ингмар 14 июля 1918 года в шведском городе Уппсала.

Обратите внимание

С самого начала ему казалось, что окружающие оказывают слишком мало интереса к его персоне и он всячески старался обратить на себя внимание.

Например, рассказывал истории о своих тайных подвигах, а его никто не слушал. А когда обиженный неразделенными фантазиями ребенок превратился в оскорблённого мечтателя — было уже поздно.

«Я всегда живу во сне и лишь иногда посещаю реальность. Стаи черных птиц, тревога, стыд, сожаление, тоска – часто прилетают ко мне, чтобы составить компанию» — говорил Бергман.

Все было отнюдь не так мрачно. Дом Бергманов не был адом, в нем часто звучали смех и музыка, дети могли приводить друзей и заниматься творчеством, но это пока их отец оставался в хорошем настроении. Когда же он впадал в депрессию, то карал за малейшую провинность, или даже по подозрению.

Часто наказания принимали весьма изощренные формы. Итак, сначала преступник признавался в содеянном в присутствии гувернанток и матери, затем допрос с пристрастием вел уже отец и наконец наступало время порки. При чем, преступник сам называл количество ударов, которое он заслужил.

Подобные методы создали благоприятную среду для возникновения неврозов. Его брат в конце концов сломался, а Ингмар выстоял. Он притворялся перед родителями таким, какими они хотели его видеть и врал без зазрения совести, ему было не трудно.

Примерно в тот же период мальчик открыл для себя кино.

Однажды в гостях у друга он увидел кинопроектор и даже покрутил ручку, позднее он признался, что ним овладела лихорадка, которая так никогда и не прошла. На Рождество Бергманы приобрели собственный аппарат демонстрации фильмов, владельцем которого стал не Ингмар, а его брат. Не выдержав подобного, Ингмар хитростью и ловкость выменял проектор у брата и началось.

Читайте также:  Сочинения об авторе михалков

В магазине игрушек продавалась использованная нитратная кинопленка, она стоила очень дешево. Ингмар быстро нашел ей применение. Он погружал 30-40 метров пленки в раствор соды, эмульсия растворялась, и пленка становилась кристально чистой. Теперь, тушью разных цветов, Бергман мог рисовать свои картинки. Шли годы.

К лету 41-го Ингмару исполнилось 23 и он приехал жить к бабушке подальше от людей. Несколько раз его призывали в армию, после чего у него появилась язва и «белый билет». В то же время, он начал пытаться писать пьесы. Оувен, известный в те времена театровед, прочитал опусы и вернул их с рецензией: «Настоящего писателя из тебя никогда не выйдет, но не сдавайся».

Важно

Все изменилось, когда поставили его «Смерть Каспера» на сцене студенческого театра. Премьера прошла удачно, это было признание. Молодого автора пригласили в сценарный отдел ведущей киностудии Свенгс фильм индастри.

Совсем скоро у него появилась возможность снять свой собственный фильм, с характерным названием «кризис», где он случайно потерял контроль и над группой и над процессом. Бергман усвоил много уроков из процесса съемок этого фильма.

После премьеры фильма ему позвонил независимый продюсер Лоренц, признавшись, что хуже «Кризиса» фильмов не видел. Тем не менее, им удалось снять вместе несколько лент, самой удачной из которых стала «Тюрьма».

В 1951 году кинообщественность протестует против завышенного налога на зрелища и останавливает выпуск фильмов. Чтобы хоть как-то выжить и прокормить шестерых детей, он делает серию рекламных роликов мыла «Бриз», которое разъедало кожу до костей, и осталось камнем на его совести до конца жизни.

Как бы это не звучало странно, но Ингмар состоялся, как режиссер в жанре комедии. Это все случилось из-за безденежья, он считал, что только комедия заставит его по-настоящему заработать.

В отличие от своего старшого брата, Ингмар не обладал общепринятым чувствам юмора, а его первые попытки не то, что не вызывали улыбок, а скорее отталкивали и пугали.

К съемкам комедии «Улыбки летней ночи» он готовился в Швейцарии, горы оказывали на него гнетущее впечатление, его начали одолевать мысли о самоубийстве. Не смотря на специфический юмор, лента «Улыбки летней ночи» удостоилась специального приза на «Канском кинофестивале».

Бергман прославился и сразу приступил к съемкам новой картины «Седьмая печать», в жанре отнюдь не комедии. «Седьмая печать – это фильм, который нигде не жмет и не натирает», — говорил автор об одном из своих лучших творений.

Совет

В 1956 он снимает «Земляничную поляну», фильм в котором переплетается сон и явь, фантазия и действительность. Главный герой фильма пристаревший профессор – отображение самого Бергмана. И хоть ему на тот момент было всего 37, чувствовал он себя стариком.

В личной жизни, режиссера царил хаос. Бергман был женат много раз, и как говориться: «всякий раз удачно». Но… он смутно представлял, как выглядят его дети, не ориентировался в собственном доме, хотя подвигом было уже то, что он его купил.

«Все мои фильмы могли быть черно-белыми, все, кроме «Шепоты и крики»» — говорил Ингмар. В фильме преобладает красный цвет, именно в этот цвет переодевали в его семье детей, которые уписались ночью, чтобы пометить неудачника.

Спустя совсем немного времени, Ингмар знакомится с американским продюсером Дином и подписывает контракт о съемках психологического триллера. Благодаря этому мир увидел 4-х серийный фильм «Лицом к лицу», о женщине-психиатре, умирающей от психической болезни. Дин оказался разочарованным, вместо триллера ему подсунули галлюцинацию.

Сказать, что он был зол, нет, он проклял Ингмара. И вот 30 января 1976 года, его прямо со съемочной площадки увозят в участок, а оттуда в психиатрическую больницу. Но это было связано с налогами. Дело в том, что Бергман действительно не платил налоги, он искренне не понимал, кому, а главное за что должен их платить. Спустя три месяца обвинение было снято.

Первая реакция Бергмана – эйфорическая и он уходит в работу с головой. И если в детстве ему снились кошмары и ужасы, то ближе к старости – ему снились красочные театральные постановки.

Справившись с творческим кризисом и сняв гениальный телефильм «Фани и Александр», автор пишет: «я создал плохие фильмы, которые близки моему сердцу, и объективно хорошие, которые мне безразличны».

На самом деле невозможно оценить весь вклад, привнесенный этим человеком в искусство кинематографа. Но возможно описать, его же фразой: «Посреди размолотых в щебни модных течений возвышаются одинокие скальные камни».

Источник: http://styleinsider.com.ua/2015/10/ingmar-bergman-velichajshij-hudozhnik-s-momenta-izobreteniya-kamery/

Биография Ингрид Бергман

Кинодебютом актрисы стала роль в фильме “Граф из Мункбро” (Munkbrogreven), вышедшем на экраны в 1935 году.

Наибольшей популярностью среди ранних работ Ингрид Бергман пользовалась главная роль в любовной мелодраме “Интермеццо” (Intermezzo, 1936), повествовавшей о любви учительницы музыки Аниты Гофман к знаменитому скрипачу.

В 1939 году Бергман была приглашена в Голливуд для участия в римейке этой картины. Фильм “Интермеццо, история одной любви” (Intermezzo: A Love Story) сделал актрису кинозвездой.

Обратите внимание

В Голливуде за ней прочно утвердилось амплуа добродетельной героини, и она стала любимицей американского зрителя. В 1942 году Бергман снялась в мелодраме Майкла Кертица “Касабланка” (Casablanca), где ее партнером был Хамфри Богарт, — дуэт стал легендой мирового кинематографа.

Лавры перворазрядной звезды Голливуда принес Ингрид Бергман триллер Джорджа Кьюкора “Газовый свет” (Gaslight, 1944). За роль в фильме она была отмечена премией “Оскар”.

Во второй половине 1940-х годов Бергман стала постоянной актрисой Альфреда Хичкока, который снял ее в фильмах “Завороженный” (Spellbound, 1945), “Дурная слава” (Notorious, 1946) и “Под знаком Козерога” (Under Capricorn, 1949).

В 1949 году актриса обратилась к приверженцу итальянского неореализма режиссеру Роберто Росселини с предложением о совместной работе.

Тот охотно откликнулся на просьбу мировой знаменитости и предложил роль в своем фильме “Стромболи, земля Божья” (Stromboli, 1950).

В 1949 году ее репутация в Голливуде рухнула: будучи замужем за доктором Петером Линдстремом, актриса завела роман с Росселини и родила от него сына Роберто. Это был конец ее карьеры в Голливуде, а фильмы, сделанные ею с Росселлини, подвергались бойкоту.

Бергман не стала возвращаться в Голливуд, развелась с мужем и вскоре родила Росселини близнецов — Изотту-Ингрид и Изабеллу. В начале 1950-х годов Росселини и Бергман активно работали вместе, результатом их содружества стали фильмы “Европа-51” (Europa '51, 1952), “Мы, женщины” (Siamo donne, 1953), “Путешествие в Италию” (Journey to Italy, 1954), “Страх” (Fear, 1954).

В поисках актерской самореализации Бергман обратилась к театру. В 1954 году Росселлини поставил для нее ораторию Онеггера “Жанна д”Арк на костре”, с этим спектаклем супруги объехали всю Европу. Актриса была востребована английскими театрами и в дальнейшем обосновалась в Лондоне.

Важно

В 1956 году Бергман сыграла в Голливуде роль великой княжны Анастасии Николаевны — якобы спасшейся от расстрела дочери последнего русского царя в фильме “Анастасия” (Anastasia). Возвращение Бергман на американские экраны было ознаменовано вторым “Оскаром”. В том же году она снялась во Франции в фильме Жана Ренуара “Елена и мужчины” (Elena and Her Men).

В 1958 году Ингрид согласилась на развод с Роберто Росселини и вскоре вновь вышла замуж за театрального продюсера Ларса Шмидта, который взял на себя антрепренерские хлопоты: искал для жены пьесы, режиссеров, театральные площадки. Бергман смогла сосредоточиться на творчестве и в результате почти каждый год в течении двадцати лет появлялись успешные спектакли с ее участием.

Некоторые из них были отсняты на телевидении: “Поворот винта” (1959), “Двадцать четыре часа из жизни женщины” (1961), “Гедда Габлер” (1963), “Человеческий голос” (1967).

В 1960-1970-х годах Бергман редко снималась в кино, выбирая только наиболее интересные предложения. Популярностью в Америке пользовалась комедия “Цветок кактуса” (Cactus Flower, 1969), в которой актриса сыграла роль старой девы, сумевшей женить на себе своего шефа.

Роль няни-шведки Греты Ольсон в детективе “Убийство в Восточном экспрессе” (Murder on the Orient Express, 1974) принесла Бергман третий “Оскар”.

Самой значительной работой последних лет жизни актрисы стала роль пианистки Шарлотты Андергаст в фильме ее прославленного соотечественника и однофамильца Ингмара Бергмана “Осенняя соната” (Hustsonaten, 1978).

В 1973 году у Ингрид Бергман был обнаружен рак груди. Она перенесла три операции, но полностью оправиться от болезни так и не смогла.

Последней работой актрисы стала роль премьер-министра Израиля Голды Меир в телефильме “Женщина по имени Голда” (A Woman Called Golda, 1982).

Совет

В соавторстве с писателем Аленом Берджессом Ингрид написала автобиографию под названием “Моя история” (в русской переводе — “Моя жизнь”).

29 августа 1982 года, в день своего 67-летия, актриса скончалась в Лондоне.

Ингрид Бергман была удостоена многих кинематографических наград. Она была трижды лауреатом премии “Оскар” (1945, 1957, 1975), четырежды лауреатом “Золотого глобуса” (1945, 1946, 1957, 1983). Награждена премиями Венецианского кинофестиваля (1952), “Эмми” (1960, 1982), BAFTA (1975), “Сезар” (1976) и др.

В 1960 году она была удостоена “звезды” на Аллее славы в Голливуде.

Актриса была трижды замужем, все браки закончились разводами. Она была матерью четырех детей — трех дочерей и сына. Ее дочь Изабелла Росселлини стала известной актрисой.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20150829/1210377539.html

Биография и книги автора Бергман Ингмар

Об авторе

Родился: 14 июля 1918 г., Упсала, Швеция
Умер: 30 июля 2007 г., Форё, Готланд, Швеция

Великий шведский режиссёр театра и кино Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Упсала. Его отец был лютеранским священником королевской семьи и отличался строгостью нравов. Юный Ингмар изучал литературу и историю искусств в Стокгольмском университете. Будучи студентом, Бергман начал писать сценарии, с которых и началась его профессиональная карьера в кино.

В 1944 году был снят фильм по авторскому сценарию Бергмана «Травля». Впоследствии Бергман написал сценарии для многих своих картин.

В 1946 году Бергман начинает работать режиссёром. В начале своей карьеры он работал в качестве театрального режиссёра. Однако со временем его всё больше привлекает кино.

Окончил Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств. Профессионально работать в кино Бергман начал в 1941 году, редактируя сценарии. Однако вскоре он написал собственный сценарий под названием Травля, который был экранизирован в 1944 году. Далее почти для всех своих картин сценарии писал сам Бергман.

С 1946 начал снимать и собственные фильмы. Мировое признание принесли его режиссёрские работы 1950-х — 1960-х годов — «Земляничная поляна», «Седьмая печать», «Улыбки летней ночи», «Причастие», «Молчание», «Персона». Начиная с фильма «Девичий источник» бессменным оператором Бергмана становится Свен Нюквист. До него многие картины Бергмана были сняты оператором Гуннаром Фишером.

Режиссёр продолжал активно работать в кино в последующие десятилетия. В 1970-е — 1980-е годы на экраны вышли «Шёпоты и крики», состоящий из нескольких серий фильм «Сцены из супружеской жизни», «Осенняя соната», «Из жизни марионеток», грандиозные «Фанни и Александр» и другие.

Кроме того, Ингмар Бергман, начинавший свой творческий путь как театральный режиссёр, впоследствии не расставался с театром и ставил пьесы Уильяма Шекспира, Ибсена, Антона Чехова, Стриндберга.

Обратите внимание

Основные темы творчества Ингмара Бергмана — это человек, оказавшийся в пустоте, наедине с самим собой, и поиски настоящих отношений между людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман помогает актёрам выражать сложнейшие переживания экзистенциальной встречи с не всегда приятной правдой о мире внутри и вокруг себя.

Его восемь детей также стали деятелями культуры и искусства. Сын Даниэль Бергман был режиссером художественного фильма «Воскресные дети». Согласно оценкам, Бергман оставил наследникам около $7,1 млн.

Бергман являлся владельцем акционерной компании «Cinematography Aktiebolag», связанной с производством кино.

Последние годы кинорежиссёр проводил на маленьком острове Форё в Балтийском море, где у него был собственный дом.

Источник: https://www.rulit.me/authors/bergman-ingmar

Ссылка на основную публикацию