Бернарден де Сен-Пьер, Жак-Анри
План Введение
1 Биография 1.1 Бернарден-путешественник 1.2 Литературное творчество 1.3 «Поль и Виржини» 1.4 «Этюды о природе»
2 Отзыв К. Батюшкова
3 Основные произведения
Введение
Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre
, 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини». Член Французской Академии с 1803 по 1814 год.
1. Биография
В детстве Сен-Пьер увлекался чтением «Робинзона Крузо». Совершил – благодаря своему дяде-капитану – путешествие на Мартинику; однако тяготы мореплавания так изнурили его, что Бернарден на всю жизнь невзлюбил морскую стихию.
Затем он учился в католических коллежах Кана и Руана; система образования у иезуитов в дальнейшем привела Бернардена к выработке если не антиклерикалистских воззрений, то весьма своеобразной концепции Божественного.
В 1757 поступил в Национальную школу мостов и дорог.
1.1. Бернарден-путешественник
При не вполне ясных обстоятельствах получив диплом инженера (училище он так и не окончил), Бернарден работал в Германии (1760), на Мальте (1761); в результате конфликта с начальством отправился в Голландию, затем в Россию (1762), где, возможно, был представлен Екатерине II.
Через графа Орлова он предложил императрице проект «колонии авантюристов» на Аральском озере; проект, однако, был отклонен. Жил в Польше (1764), где поддерживал князя Радзивилла в его борьбе с будущим королем, графом Понятовским; Дрездене, Берлине (где безуспешно пытался завербоваться в прусскую армию), Вене.
В 1766 году вернулся в Париж столь же неимущим, что и в начале своих странствий. Затем Бернардену удалось получить место на судне, отправлявшимся в Индийский океан; два года он провёл на Иль-де-Франсе (ныне остров Маврикий). После недолгого пребывания на расположенном неподалеку острове Бурбон (ныне Реюньон) в июне 1771 он снова в Париже.
Долгое время Сен-Пьер пытается найти работу. Д'Аламбер вводит его в салон Жюли де Леспинас, но без особого успеха; Бернарден скоро рвет с энциклопедистами, но поддерживает сердечные дружеские отношения с Руссо.
1.2. Литературное творчество
Публикация первой книги Сен-Пьера, «Путешествие на Иль-де-Франс» (1773), прошла незамеченной. Долгожданное материальное благополучие Бернардену принесла публикация трактата «Этюды о природе» (1784).
Начиная с третьего (1788) издания Сен-Пьер включал в текст «Этюдов» повесть-притчу «Поль и Виржини», которая является признанной вершиной его творчества. Перипетии Великой французской революции Бернарден перенес сравнительно легко.
В 1792 году стал заведовать парижским Ботаническим садом. Лишь в 1793 году он впервые женился – на дочери своего издателя Дидо, Фелисите; после её кончины женился вторично.
После смерти писателя осталось множество рукописей, на основе которых в 1818 году было выпущено первое собрание его сочинений. Большой интерес для отечественного читателя могли бы представить мемуары Бернардена о России (на русский язык не переводились).
1.3. «Поль и Виржини»
Повесть «Поль и Виржини» – трагическая притча о беззаветной любви, целомудрии и пагубном воздействии цивилизации – вобрала в себя множество культурных ассоциаций (Адам и Ева, Дафнис и Хлоя, Тристан и Изольда, платоновский миф об Андрогине, пасторальный роман Оноре д'Юрфе «Астрея»…). Книга является вместе с тем ключевым произведением французского предромантизма, где Бернарден фактически стал первопроходцем в описании экзотической природы (которую он хорошо знал) и в разработке соответствующего словаря. В повести отразилось воздействие идей Руссо («Юлия, или Новая Элоиза») и аболиционистских представлений. О неслыханной популярности этой повести свидетельствует тот факт, что генерал Бонапарт (в тот момент еще не ставший императором) брал с собой книгу в период итальянской кампании (1796).
1.4. «Этюды о природе»
В этой пространной книге, написанной под влиянием Бюффона и больше напоминающей лирическое эссе, чем естественнонаучный трактат, Бернарден хотел показать бесконечную заботливость Провидения и доказать, что всё в мире было создано для удобства человека.
Несколько наивный телеологизм и финализм «Этюдов о природе» нередко становились предметом критики, в том числе со стороны составившего весьма интересный комментарий к этой книге Джакомо Казановы, а также Шатобриана, вообще-то многим обязанного Бернардену.
2. Отзыв К. Батюшкова
Вот какую характеристику Бернардену де Сен-Пьеру – мыслителю дал в своем дневнике 1817 года поэт Константин Батюшков:
Bernardin de St.-Pierre умер незадолго перед нами. Он много странствовал, служил в России офицером и, видно, был несчастлив. Мечтатель, подобный Руссо. Его философия — бред, в котором сияет воображение и всегда видно доброе и чувствительное сердце.
3. Основные произведения
Смерть Виржини. Гравюра Леграна по картине М. Ламбера. Конец XVIII в.
· 1773 — Путешествие на остров Иль-де-Франс
· 1784 — Этюды о природе (3 тома)
· 1787 — Поль и Виржини
· 1788 — Галлия (первая часть незавершенной книги Аркадия
)
· 1790 — Индeйская хижина
· 1790 — Суратская кофейня
; в 1891 вышла переработка, выполненная Львом Толстым
· 1800-1805 — неоконченный роман Амазонка
· 1815 — Гармонии природы (3 тома)
Литература
· Souriau M. Bernardin de Saint-Pierre d’après ses manuscrits. P., Société française d’imprimerie, 1905.
· Simon J.-J. Bernardin de Saint-Pierre ou le triomphe de flore. P., Nizet, 1967.
· Casanova de Seingalt J. Examen des Etudes de la Nature et de Paul et Virginie de Bernardin de Saint-Pierre. Utrecht, 1985.
· Widemeier K. La Réligion de Bernardin de Saint-Pierre. Fribourg, Editions de l’Université, 1986.
· Etudes sur «Paul et Virginie» et l’oeuvre de Bernardin de Saint-Pierre. Saint-Denis – Paris, 1986.
· Bernardin de Saint-Pierre. – «Revue d'histoire littéraire de la France», 1989, № 5.
· Строев А.Ф. «Те, кто поправляет Фортуну». Авантюристы Просвещения. М., Новое Литературное Обозрение, 1998.
· Строев А.Ф. Бернарден де Сен-Пьер и Екатерина II// Человек эпохи Просвещения. – М., 1999. С.76-86.
· Ngendahimana A. Les idées politiques et sociales de Bernardin de Saint-Pierre. Bern – Berlin – Frankfurt a.M. – N.-Y. – Paris – Wien, Peter Lang, 1999.
· Dictionnaire encyclopédique de la littérature francaise. P., Laffont, 2007.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бернарден_де_Сен-Пьер,_Жак-Анри
скачать за 50 руб
после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.
Источник: http://MirZnanii.com/a/131641/bernarden-de-sen-per-zhak-anri
Бернард Шоу – краткая биография
Джордж Бернард Шоу – английский драматург ирландского происхождения, один из основоположников «драмы идей», писатель, эссеист, один из реформаторов театрального искусства XX ст., после Шекспира второй в рейтинге популярности автор пьес в английском театре, лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель премии «Оскар».
Родился в ирландском Дублине 26 июля 1856 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки. В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками.
Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом. С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали.
За 9 лет лишь 15 шиллингов – гонорар за единственную статью – было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.
В 1884 г. Б. Шоу примкнул к Фабианскому обществу и уже через короткое время снискал славу талантливого оратора. Посещая читальный зал Британского музея в целях самообразования, он познакомился с У. Арчером и благодаря ему стал заниматься журналистикой.
Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Сатердей ревью» в качестве театрального критика. Написанные им рецензии составили трехтомный сборник «Наш театр девяностых», изданный в 1932 г. В 1891 г.
вышел своеобразный творческий манифест Шоу – пространная статья «Квинтэссенция ибсенизма», автор которой обнаруживал критическое отношение к современной ему эстетике и симпатию к драме, которая освещала бы конфликты общественного характера.
Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» (1892 и 1893 соответственно).
Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы».
В этом же году увидели свет и «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров. Первый огромный успех принес написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл – «Пьесы для пуритан».
Звездный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес – в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др.
После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории, ниспровергает то, что считалось аксимой.
Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стал имевший оглушительный успех «Пигмалион» (1913).
В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее он продолжал писать, и в 1917 г.
начинается новый этап в его творческой биографии. Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г.
он становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем отказывается от денежной ее составляющей.
В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным.
Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом.
Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.
Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.
Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_bernard_shou.html
Поль и Виргиния
В предисловии автор пишет о том, что ставил себе в этом маленьком сочинении большие цели. Он попытался описать в нем почву и растительность, не похожие на европейские. Писатели слишком долго усаживали своих влюблённых на берегу ручьёв под сенью буков, а он решил отвести им место на побережье моря, у подножия скал, в тени кокосовых пальм.
Автору хотелось соединить красоту тропической природы с нравственной красотой некоего маленького общества. Он ставил перед собой задачу сделать очевидными несколько великих истин, в том числе ту, что счастье заключается в жизни, согласной с природой и добродетелью.
Люди, о которых он пишет, существовали в действительности, и в основных своих событиях история их подлинна.
На восточном склоне горы, поднимающейся за Портом Людовика, что на Острове Франции (ныне — остров Маврикий), видны развалины двух хижин. Однажды, сидя на пригорке у их подножия, рассказчик познакомился со стариком, который поведал ему историю двух семейств, живших в этих местах два десятка лет назад.
Продолжение после рекламы:
В 1726 г. один молодой человек родом из Нормандии по фамилии де Латур приехал на этот остров с молодой женой искать счастья. Жена его была старинного рода, но её семья воспротивилась её браку с человеком, который не был дворянином и лишила её приданого.
Оставив жену в Порте Людовика, он отплыл на Мадагаскар, чтобы купить там несколько чернокожих и вернуться обратно, но во время путешествия заболел и умер. Жена его осталась вдовой, не имея ровно ничего, кроме одной негритянки, и решила обрабатывать вместе с невольницей клочок земли и тем добывать себе средства к существованию.
В этой местности уже около года жила весёлая и добрая женщина по имени Маргарита. Маргарита родилась в Бретани в простой крестьянской семье и жила счастливо, пока её не соблазнил сосед дворянин. Когда она понесла, он бросил её, отказавшись даже обеспечить ребёнка. Маргарита решила покинуть родные места и скрыть свой грех вдали от родины.
Старый негр Доминго помогал ей возделывать землю. Госпожа де Латур обрадовалась, встретившись с Маргаритой, и вскоре женщины подружились. Они разделили между собой площадь котловины, насчитывавшую около двадцати десятин, и построили рядом два домика, чтобы постоянно видеться, беседовать и помогать друг другу.
Старик, живший за горой, считал себя их соседом и был крестным отцом сначала сына Маргариты, которого назвали Полем, а потом дочери госпожи де Латур, которую нарекли Виргинией. Доминго женился на негритянке госпожи де Латур Марии, и все жили в мире и согласии.
Дамы с утра до вечера пряли пряжу, и этой работы им хватало на содержание себя и своих семейств. Они довольствовались самым необходимым, в город ходили редко и надевали башмаки только по воскресеньям, направляясь рано утром в церковь Пампельмуссов.
Брифли бесплатен благодаря рекламе:
Поль и Виргиния росли вместе и были неразлучны. Дети не умели ни читать, ни писать, и вся их наука заключалась в обоюдном угождении и помощи. Госпожа де Латур тревожилась за дочь: что станется с Виргинией, когда она вырастет, ведь у неё нет никакого состояния.
Госпожа де Латур написала во Францию богатой тётушке и при каждом удобном случае писала снова и снова, пытаясь пробудить у той добрые чувства к Виргинии, но после долгого молчания старая ханжа наконец прислала письмо, где говорила о том, что племянница заслужила свою печальную участь.
Не желая прослыть чересчур жестокой, тётушка все же попросила губернатора, господина де Лабурдонне, взять племянницу под своё покровительство, но так отрекомендовала её, что только настроила губернатора против бедной женщины.
Маргарита утешала госпожу де Латур: «К чему нам твои родственники! Разве Господь нас покинул? Он один нам отец».
Виргиния была добра, как ангел. Однажды, накормив беглую невольницу, она пошла вместе с ней к её хозяину и вымолила для неё прощение. Возвращаясь с Чёрной Реки, где жил хозяин беглянки, Поль и Виргиния заблудились и решили заночевать в лесу.
Они стали читать молитву; как только они закончили её, послышался собачий лай. Оказалось, что это их пёс Фидель, вслед за которым показался и негр Доминго.
Видя тревогу двух матерей, он дал Фиделю понюхать старое платье Поля и Виргинии, и верный пёс сразу бросился по следам детей.
Поль превратил котловину, где жили оба семейства, в цветущий сад, искусно насадив в ней деревья и цветы. Каждый угол этого сада имел своё название: утёс Обретённой Дружбы, лужайка Сердечного Согласия. Место у источника под сенью двух кокосовых пальм, посаженных счастливыми матерями в честь рождения детей, называлось Отдохновение Виргинии.
Время от времени госпожа де Латур читала вслух какую-нибудь трогательную историю из Ветхого или Нового завета. Члены маленького общества не мудрствовали над священными книгами, ибо все богословие их, как и богословие природы, заключалось в чувстве, а вся мораль, как и мораль Евангелия, — в действии.
Обе женщины избегали общения и с богатыми поселенцами, и с бедными, ибо одни ищут угодников, а другие часто злы и завистливы. При этом они проявляли столько предупредительности и учтивости, особенно по отношению к беднякам, что постепенно приобрели уважение богатых и доверие бедных.
Каждый день был для двух маленьких семей праздником, но самыми радостными праздниками для Поля и Виргинии были именины их матерей. Виргиния пекла пироги из пшеничной муки и угощала ими бедняков, а на следующий день устраивала для них праздник. У Поля и Виргинии не было ни часов, ни календарей, ни летописей, ни исторических, ни философских книг.
Они определяли часы по тени, отбрасываемой деревьями, времена года узнавали по тому, цветут ли или плодоносят сады, л годы исчисляли по сборам урожаев.
Но вот с некоторых пор Виргинию стал мучить неведомый недуг. То беспричинная весёлость, то беспричинная грусть овладевали ею. В присутствии Поля она испытывала смущение, краснела и не решалась поднять на него глаза. Маргарита все чаще заговаривала с госпожой де Латур о том, чтобы поженить Поля и Виргинию, но госпожа де Латур считала, что дети слишком молоды и слишком бедны.
Посоветовавшись со Стариком, дамы решили отправить Поля в Индию. Они хотели, чтобы он продал там то, что в избытке имеется в округе: неочищенный хлопок, чёрное дерево, камедь — и купил несколько рабов, а по возвращении женился на Виргинии, но Поль отказался покинуть родных и близких ради обогащения. Тем временем прибывший из Франции корабль привёз госпоже де Латур письмо от тётушки.
Она наконец смягчилась и звала племянницу во Францию, а если здоровье не позволяло той совершить столь долгое путешествие, наказывала прислать к ней Виргинию, обещая дать девушке хорошее воспитание. Госпожа де Латур не могла и не хотела пускаться в путь. Губернатор стал уговаривать её отпустить Виргинию.
Виргиния не желала ехать, но мать, а за ней и духовник стали убеждать её, что такова воля Божия, и девушка скрепя сердце согласилась. Поль с огорчением наблюдал, как Виргиния готовится к отъезду.
Маргарита, видя грусть сына, рассказала ему, что он всего лишь сын бедной крестьянки и вдобавок незаконнорождённый, следственно, он не пара Виргинии, которая со стороны матери принадлежит к богатой и знатной семье. Поль решил, что Виргиния в последнее время сторонилась его из презрения.
Но когда он заговорил с Виргинией о разнице в их происхождении, девушка поклялась, что едет не по своей воле и никогда не полюбит и не назовёт братом другого юношу. Поль хотел сопровождать Виргинию в путешествии, но обе матери и сама Виргиния уговорили его остаться. Виргиния дала обет вернуться, дабы соединить свою судьбу с его судьбой.
Когда Виргиния уехала, Поль попросил Старика научить его грамоте, чтобы он мог переписываться с Виргинией. От Виргинии долго не было вестей, и госпожа де Латур лишь стороной узнала, что её дочь благополучно прибыла во Францию. Наконец через полтора года пришло первое письмо от Виргинии.
Девушка писала, что отправила до этого несколько писем, но не получила на них ответа, и поняла, что их перехватили: теперь она приняла меры предосторожности и надеется, что это её письмо дойдёт по назначению. Родственница отдала её в пансион при большом монастыре близ Парижа, где её учили разным наукам, и запретила всякие сношения с внешним миром. Виргиния очень скучала по своим близким.
Франция казалась ей страной дикарей, и девушка чувствовала себя одиноко. Поль очень грустил и часто сидел под папайей, которую некогда посадила Виргиния. Он мечтал поехать во Францию, служить королю, составить себе состояние и стать знатным вельможей, чтобы заслужить честь стать мужем Виргинии.
Но Старик объяснил ему, что его планы неосуществимы и незаконное происхождение закроет ему доступ к высшим должностям. Старик поддерживал веру Поля в добродетель Виргинии и надежду на её скорое возвращение. Наконец утром двадцать четвёртого декабря 1744 г. на горе Открытий подняли белый флаг, означавший, что в море показался корабль.
Лоцман, отплывший из гавани для опознания корабля, вернулся лишь к вечеру и сообщил, что корабль бросит якорь в Порте Людовика на следующий день после полудня, если будет попутный ветер. Лоцман привёз письма, среди которых было и письмо от Виргинии.
Она писала, что бабушка сначала хотела насильно выдать её замуж, потом лишила наследства и наконец отослала домой, причём в такое время года, когда путешествия особенно опасны. Узнав, что Виргиния находится на корабле, все поспешили в город. Но погода испортилась, налетел ураган, и корабль стал тонуть. Поль хотел броситься в море, чтобы помочь Виргинии либо умереть, но его удержали силой.
Матросы попрыгали в воду. Виргиния вышла на палубу и простирала руки к возлюбленному. Последний матрос, остававшийся на корабле, бросился к ногам Виргинии и умолял её снять одежды, но она с достоинством отвернулась от него. Она одной рукой придерживала платье, другую прижала к сердцу и подняла вверх свои ясные глаза. Она казалась ангелом, который улетает на небо. Водяной вал накрыл её.
Когда волны вынесли её тело на берег, то оказалось, что она сжимала в руке образок — подарок Поля, с которым она обещала никогда не расставаться. Виргинию похоронили близ Пампельмусской церкви. Поль не мог утешиться и умер через два месяца после Виргинии. Неделю спустя за ним последовала Маргарита. Старик перевёз госпожу де Латур к себе, но она пережила Поля и Маргариту лишь на месяц. Перед смертью она простила бессердечную родственницу, обрёкшую Виргинию на гибель. Старую женщину постигло суровое возмездие. Она мучилась угрызениями совести и несколько лет страдала приступами ипохондрии. Перед смертью она пыталась лишить наследства родственников, которых ненавидела, но те засадили её за решётку, как сумасшедшую, а на имущество наложили опеку. Она умерла, сохранив, в довершение всех бед, довольно рассудка, чтобы сознавать, что ограблена и презираема теми самыми людьми, чьим мнением всю жизнь дорожила.
Мыс, который корабль не мог обогнуть накануне урагана, назвали мысом Несчастья, а бухту, куда выбросило тело Виргинии, — бухтой Могилы. Поля похоронили подле Виргинии у подножия бамбуков, рядом находятся могилы их нежных матерей и верных слуг. Старик остался один и стал подобен другу, у которого нет больше друзей, отцу, лишившемуся своих детей, путнику, одиноко блуждающему по земле.
Закончив свой рассказ, Старик удалился, проливая слезы, да и его собеседник, слушая его, уронил не одну слезу.
Источник: https://briefly.ru/sen-per/pol_i_virginija/
Доклад: Бернарден де Сен-Пьер, Жак-Анри
План Введение
1 Биография 1.1 Бернарден-путешественник 1.2 Литературное творчество 1.3 «Поль и Виржини» 1.4 «Этюды о природе»
2 Отзыв К. Батюшкова
3 Основные произведения
Введение
Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre , 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини». Член Французской Академии с 1803 по 1814 год.
1. Биография
В детстве Сен-Пьер увлекался чтением «Робинзона Крузо». Совершил – благодаря своему дяде-капитану – путешествие на Мартинику; однако тяготы мореплавания так изнурили его, что Бернарден на всю жизнь невзлюбил морскую стихию.
Затем он учился в католических коллежах Кана и Руана; система образования у иезуитов в дальнейшем привела Бернардена к выработке если не антиклерикалистских воззрений, то весьма своеобразной концепции Божественного.
В 1757 поступил в Национальную школу мостов и дорог.
Возможно вы искали – Реферат: Новые механизмы развития сферы культуры организационные, экономические, правовые
1.1. Бернарден-путешественник
При не вполне ясных обстоятельствах получив диплом инженера (училище он так и не окончил), Бернарден работал в Германии (1760), на Мальте (1761); в результате конфликта с начальством отправился в Голландию, затем в Россию (1762), где, возможно, был представлен Екатерине II.
Через графа Орлова он предложил императрице проект «колонии авантюристов» на Аральском озере; проект, однако, был отклонен. Жил в Польше (1764), где поддерживал князя Радзивилла в его борьбе с будущим королем, графом Понятовским; Дрездене, Берлине (где безуспешно пытался завербоваться в прусскую армию), Вене.
В 1766 году вернулся в Париж столь же неимущим, что и в начале своих странствий. Затем Бернардену удалось получить место на судне, отправлявшимся в Индийский океан; два года он провёл на Иль-де-Франсе (ныне остров Маврикий). После недолгого пребывания на расположенном неподалеку острове Бурбон (ныне Реюньон) в июне 1771 он снова в Париже.
Долгое время Сен-Пьер пытается найти работу. Д'Аламбер вводит его в салон Жюли де Леспинас, но без особого успеха; Бернарден скоро рвет с энциклопедистами, но поддерживает сердечные дружеские отношения с Руссо.
1.2. Литературное творчество
Публикация первой книги Сен-Пьера, «Путешествие на Иль-де-Франс» (1773), прошла незамеченной. Долгожданное материальное благополучие Бернардену принесла публикация трактата «Этюды о природе» (1784).
Начиная с третьего (1788) издания Сен-Пьер включал в текст «Этюдов» повесть-притчу «Поль и Виржини», которая является признанной вершиной его творчества. Перипетии Великой французской революции Бернарден перенес сравнительно легко.
В 1792 году стал заведовать парижским Ботаническим садом. Лишь в 1793 году он впервые женился – на дочери своего издателя Дидо, Фелисите; после её кончины женился вторично.
После смерти писателя осталось множество рукописей, на основе которых в 1818 году было выпущено первое собрание его сочинений. Большой интерес для отечественного читателя могли бы представить мемуары Бернардена о России (на русский язык не переводились).
1.3. «Поль и Виржини»
Похожий материал – Реферат: Культура Японии 7
Повесть «Поль и Виржини» – трагическая притча о беззаветной любви, целомудрии и пагубном воздействии цивилизации – вобрала в себя множество культурных ассоциаций (Адам и Ева, Дафнис и Хлоя, Тристан и Изольда, платоновский миф об Андрогине, пасторальный роман Оноре д'Юрфе «Астрея»…). Книга является вместе с тем ключевым произведением французского предромантизма, где Бернарден фактически стал первопроходцем в описании экзотической природы (которую он хорошо знал) и в разработке соответствующего словаря. В повести отразилось воздействие идей Руссо («Юлия, или Новая Элоиза») и аболиционистских представлений. О неслыханной популярности этой повести свидетельствует тот факт, что генерал Бонапарт (в тот момент еще не ставший императором) брал с собой книгу в период итальянской кампании (1796).
1.4. «Этюды о природе»
В этой пространной книге, написанной под влиянием Бюффона и больше напоминающей лирическое эссе, чем естественнонаучный трактат, Бернарден хотел показать бесконечную заботливость Провидения и доказать, что всё в мире было создано для удобства человека.
Несколько наивный телеологизм и финализм «Этюдов о природе» нередко становились предметом критики, в том числе со стороны составившего весьма интересный комментарий к этой книге Джакомо Казановы, а также Шатобриана, вообще-то многим обязанного Бернардену.
2. Отзыв К. Батюшкова
Вот какую характеристику Бернардену де Сен-Пьеру – мыслителю дал в своем дневнике 1817 года поэт Константин Батюшков:
Очень интересно – Реферат: Стиль модерн 2
Bernardin de St.-Pierre умер незадолго перед нами. Он много странствовал, служил в России офицером и, видно, был несчастлив. Мечтатель, подобный Руссо. Его философия — бред, в котором сияет воображение и всегда видно доброе и чувствительное сердце.
3. Основные произведения
Смерть Виржини. Гравюра Леграна по картине М. Ламбера. Конец XVIII в.
· 1773 — Путешествие на остров Иль-де-Франс
· 1784 — Этюды о природе (3 тома)
Вам будет интересно – Реферат: Модерн. Поиск нового стиля в Европе. Анри Ван де Вельде
· 1787 — Поль и Виржини
· 1788 — Галлия (первая часть незавершенной книги Аркадия )
· 1790 — Индeйская хижина
· 1790 — Суратская кофейня ; в 1891 вышла переработка, выполненная Львом Толстым
· 1800-1805 — неоконченный роман Амазонка
Похожий материал – Доклад: Цивилизации Древнего Востока
· 1815 — Гармонии природы (3 тома)
Литература
· Souriau M. Bernardin de Saint-Pierre d’après ses manuscrits. P., Société française d’imprimerie, 1905.
· Simon J.-J. Bernardin de Saint-Pierre ou le triomphe de flore. P., Nizet, 1967.
Бесплатно скачать Доклад: Бернарден де Сен-Пьер, Жак-Анри
© 2010-2018 «Cwetochki.ru»
Источник: https://cwetochki.ru/ref-doklad-bernarden-de-sen-per-zhak-anri.html
Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер
Читала исключительно из литературоведческого интереса, хотя до литературоведа мне далеко.
О “Поле и Виргинии” несколько раз слышала, но прочитать решилась, только потому что по-дилетантски изучаю литературные отсылки в “Городке” Шарлотты Бронте, а там такое название носит корабль.
Так что это не столько рецензия, сколько сравнение, тому, кто не знаком с обоими произведениями, вряд ли будет интересно.
Люди, дававшие имена кораблям, у Бронте, по-моему, несколько не в себе. Но, видимо, этой деталью пришлось пожертвовать, чтобы включить в текст отсылку. “Поль и Виргиния” все-таки было довольно известное произведение, Шарлотта наверняка рассчитывала, что современники его читали. А вот мы – вряд ли, за счет чего теряется пласт истории.
Так вот, Шарлоттин “Поль и Виргиния” назван в честь произведения, где по прошествии около трех лет после расставания героев корабль, на котором один из них возвращается, разбивается прямо у берега на глазах второго влюбленного [4].
Правда, в кораблекрушении погибает Виргиния, а не Поль, но последнему тоже потом недолго остается, да вообще и его в какой-то момент хотят отослать с острова – почти с теми же целями, что у Бронте [3].
В общем для читателя середины 19 века в “Городке” точку можно было ставить точку после фразы “Наутро он уехал [на “Поле и Виргинии”]”.
Не может после путешествия на таком корабле человек выжить – особенно если его тоже Полем зовут, – даже если разбился не “Поль и Виргиния”, а тот корабль, на котором он возвращался – так и в книге написано. А отправься бедняга на “Антиге”, может, и не была бы его судьба предрешена.
Но нет, там были заботы о школе для Люси, так что в общем он сам подписал себе смертный приговор, взойдя на корабль и вступив таким образом в сюжет Бернардена де Сен-Пьера.
Ну, видимо, месье Эманюэль не был суеверным. Есть еще не выдерживающая проверки версия, что эту довольно сентиментальную, наивную и слишком популярную книгу он просто не читал. Но при такой общей образованности – вряд ли.
К тому же это косвенно опровергает сцена у корней дерева и упорство, с которым Поль называл себя и Люси братом и сестричкой.
Может я надумываю сходство, но вообще то же самое есть у Бернардена де Сен-Пьера: и дерево с мощными корнями, и отношения «брат-сестра» между людьми с абсолютным родством душ, но не крови. Ну как у Гуинплена и Деи.
Люси себя не описывает, а если бы описала, то точно не в тех словах, в которых описана Виргиния. Ей вообще хватает разумности не исчахнуть от разбитого сердца через два месяца после смерти возлюбленного, как это делает Поль после смерти Виргинии. А вот мужской персонаж за исключением цвета глаз похож – даже длинные ресницы, смягчающие острый взгляд [1].
Кроме сходства во внешности и истории, в обоих произведениях упоминается св. Павел. В «Городке» Люси останавливается в гостинице прямо у собора св. Павла, о соседстве с которым не подозревает, пока ночью на нем не пробивает двенадцать часов. Тогда Люси говорит себе 'I lie in the shadow of St. Paul's.
' Этот эпизод основан на реальном событии из жизни Шарлотты Бронте, когда та по пути в Брюссель останавливалась в Лондоне. Виргиния же в мучениях переходного возраста просит у Поля одно из немногих его сокровищ, сохраненных его матерью от нормальной, доостровной жизни – изображение св.
Павла [2], носит его всегда с собой и с ним же возвращается и разбивается, а Поль потом заливает картинку слезами.
Я в общем очень уверилась в мнении, что герой Бронте назван если не в честь, то как минимум с намеком на героя Бернардена де Сен-Пьера. Исследовательское любопытство удовлетворено, хотя, к чести автора, читательское тоже – язык приятный, описания островной пасторали богатые, сюжет не блещет оригинальностью, но интересный в целом.
Цитаты вставлю в текст рецензии – как отдельные фразы они малоинтересны, а выделены для подтверждения моих доводов. [1] He was taller than Virginia; his skin was of a darker tint; his nose more aquiline; and his black eyes would have been too piercing, if the long eyelashes, by which were shaded, had not given them a look of softness. [2] 'Why,' answered Paul, 'why cannot I give you something which belongs to heaven? but I am possessed of nothing even upon earth.' Virginia, blushing, resumed, 'You have the picture of Saint Paul.' Scarcely had she pronounced the words, when he flew in search of it to his mother's cottage. This picture was a small miniature, representing Paul the Hermit, and which Margaret, who was very pious, had long worn hung at her neck when she was a girl, and which, since she became a mother, she had placed round the neck of her child. It had even happened, that being while pregnant, abandoned by the whole world, and continually employed in contemplating the image of this benevolent recluse, her offspring had contracted, at least so she fancied, some resemblance to this revered object. [3] Paul is our only hope: let us wait till his constitution is strengthened, and till he can support us by his labour: at present you well know that we have only sufficient to supply the wants of the day: but were we to send Paul for a short time to the Indies, commerce would furnish him with the means of purchasing a slave; and at his return we will unite him to Virginia: for I am persuaded no one on earth can render her so happy as your son. We will consult our neighbour on this subject.
[4] He answered, 'I come from that part of the island called Golden Dust, and am sent to the Port, to inform the governor, that a ship from France has anchored upon the island of Amber, and fires guns of distress, for the sea is very stormy'.Источник: https://www.livelib.ru/author/236199-zhakanri-bernarden-de-senper
Шоу, Бернард – краткая биография – Русская историческая библиотека
Джордж Бернард Шоу родился 26 июня 1856 г. в Дублине, в семье торговца зерном. Детство Бернарда было очень тяжелым. Юноша вынужден был зарабатывать на жизнь в раннем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он переехал из Ирландии в Лондон. Здесь Бернард примкнул к «Фабианскому обществу», которое трактовало идеи умеренного социализма.
Однако литературная деятельность давно уже привлекала его. В 1879 г. был создан роман «Незрелость». В журнале «Тудэй» были опубликованы следующие романы: «Социалист-одиночка» (1884 г.), «Профессия Кэшеля Байрона» (1885 – 1886 гг.).
Бернард Шоу. Фото 1911
Чуть позже увидели свет романы «Неразумные связи (1887 г.), «Любовь артиста» (1888 г.). В начале девяностых Шоу стал писать пьесы. В 1892 г. была создана пьеса «Дома вдовца». После этого Шоу стал профессиональным драматургом. Пьеса «Профессия миссис Уоррен» (1894 г.) вызвала недовольство общества, т. к. в ней шла речь о бывшей проститутке.
Огромный успех имела пьеса «Ученик дьявола» (1897 г.). В этом же году Шоу стал государственным советником.
В 1898 г. драматург он женился на Шарлоте Пейн-Таузенд. Невеста была из очень богатой семьи, но так же как и Шоу, являлась членом «Фабианского общества». Поэтому она стала не только верной супругой, но и преданной помощницей.
Гении и злодеи. Бернард Шоу
На сцене королевского театра в 1904 – 1907 гг. были поставлены некоторые из пьес Шоу. Среди этих пьес – «Человек и сверхчеловек» (1905 г.), «Майор Барбара» (1905 г.), «Цезарь и Клеопатра» (1907 г.). После этого Шоу стал мировой знаменитостью.
В 1912 г. Шоу создал одно из своих знаменательных произведений – «Пигмалион». Во время Первой Мировой войны Шоу писал пьесы о том, что происходило в обществе.
Они были впоследствии опубликованы в сборнике «Пьески о войне» (1919 г.). В 1919 г. была создана пьеса «Дом, где разбиваются сердца». В 1923 г. – пьеса «Святая Иоанна».
Как считают многие критики, это произведение стало вершиной драматургической деятельности Шоу.
В 1925 г. Шоу был удостоен Нобелевской премии «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».
Саму премию Шоу потратил на то, чтобы учредить англо-шведский литературный фонд для переводчиков.
В 1931 г. драматург посетил СССР. Левый интеллигент, он пришел в восторг от Советской страны, до конца жизни восхищался советским строем и достижениями.
К позднему творчеству Шоу относятся произведения: «Миллиарды Бойанта» (1947 г.), «Замысловатые басни» (1948 г.), «Шекс против Шэпа» (1949 г.). Неоконченной осталась поэтическая пьеса «Почему она отказывалась».
2 ноября 1950 г. Шоу умер.
Ссылки на очерки о других английских и американских писателях – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4616-shou-bernard-kratkaya-biografiya