Краткая биография бомарше

Пьер Бомарше : краткая биография

Пьер Бомарше – знаменитый французский драматург, публицист – появился на свет в 1732 г., 24 января, в семье парижского часовщика, носившего фамилию Карон.

Отец обучал его своему ремеслу, и параллельно юный Пьер занимался изучением музыки, достигнув на этом поприще определенных успехов.

Он умел хорошо играть на арфе, обладал даром красноречия, был остроумным и коммуникабельным молодым человеком.

Благодаря этим качествам перед ним открылись двери в высшее общество, он получил незначительную должность при дворе, где не преминул обзавестись полезными знакомствами. Удалось ему завоевать доверие и миллионера Дювернэ и даже превратиться в его младшего делового партнера.

Обратите внимание

В его жизни было два скоротечных брака, и оба раза его вторыми половинками становились богатые вдовушки.

Все эти обстоятельства помогли Карону обзавестись солидным состоянием, из просто Карона превратиться в Пьера Карона де Бомарше (так называлась поместье его первой жены) и открыть тем самым новую веху в своей биографии.

Удивительную активность и коммуникабельность Бомарше продемонстрировал в Испании, куда отправился в 1764 г. для защиты сестры, обесчещенной местным писателем. Он и в чужой стране сумел найти общий язык с высшим обществом, к нему благосклонно отнесся сам король.

В 1767 г. состоялся дебют Бомарше (к этому времени вернувшегося в Париж) как драматурга. Он написал пьесу «Эжени», пользовавшуюся небольшим успехом; вторая его драма, «Два друга» (1770), была встречена публикой холодно.

В том же году скончался покровительствовавший ему банкир, а его наследники вынудили Бомарше ввязаться в длительную судебную тяжбу, в противостояние с представителями закона.

Он участвовал в них с переменным успехом, но, поставив на службу не только изворотливость, но и литературный дар, сумел вызвать громкий резонанс, склонить общественность на свою сторону, восстановить себя в правах, обличив недостатки судебной системы в знаменитых четырех памфлетах под названием «Мемуары» (1774).

О них чрезвычайно лестно отозвался сам Вольтер, утверждавший, что ему не приходилось читать что-либо более интересное. В 1778 г. были написаны «Продолжения мемуаров», с помощью которых ему удалось выиграть дело у наследников Дювернэ.

Написание еще двух комедий – «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) – помогло ему завоевать статус любимого писателя нации. Пьесы выдержали огромное количество постановок, успех которых объяснялся еще и наличием хорошо читаемых революционных мотивов.

Важно

Война за независимость США сделала Бомарше еще более состоятельным человеком: он занимался поставками в Америку оружия и боеприпасов. В 1781 г. он снова оказался активным участником судебного процесса и на этот раз представлял интересы некоей мадам Корнман, обвиняемой в супружеской неверности.

Выигрыш был просто блестящим, однако общественность симпатизировала ему на этот раз гораздо меньше. Им были перевыпущены «Мемуары», но прежний ошеломляющий успех оказался недостижим. В 1787 г.

опера на его либретто несколько подпортила его репутацию писателя, с большой прохладцей республика встретилась и поставленную в 1792 г. очередную комедию.

На закате жизни Бомарше терпел и материальные убытки. Он выпустил собрание сочинений Вольтера, затратив на издание огромные деньги, но его оставлявшее желать лучшего качество привело к коммерческому краху. В 1792 г.

ему не удалось исполнить взятое на себя обязательство о поставке в Америку 60 тыс. единиц оружия, в связи с чем пришлось бежать в Лондон, позднее в Гамбург. Только в 1796 г.

он возвратился во Францию и предпринял попытку восстановить репутацию написанием очередного сочинения, но с возложенной на него миссией оно не справилось. 18 мая 1799 г. знаменитый драматург скончался.

Биография из Википедии

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698—1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку.

Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе.

Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах — Франкё и Левёк — и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья.

Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве.

Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери» («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» — Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760—1780

В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом — испанским писателем Хосе Клавихо и Фахардо..

В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 г. пьесой «Eugénie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 г.

он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дюверне; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дюверне, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй — проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман.

Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции.

Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 г. процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 г. Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 г.

Совет

выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» — «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дюверне.

Во время войны за независимость американских колоний Бомарше, через специально для того созданную фирму «Родриго Горталес и Ко» снабжает оружием и боеприпасами американских повстанцев. На сент. 1777 г.

Бомарше осуществляет поставки на 5 млн ливров, которые так и не были возмещены американским правительством. Последнее не раз обсуждало проблему долга, и лишь к середине XIX в.

наследники Бомарше получили некую сумму, значительно меньшую причитающейся, даже без учета процентов.

«Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Тарар»

Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени.

В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал.

«Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней: «…Это уже была революция в действии»//…La revolution en action.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка. Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери, чья опера «Данаиды» с большим успехом шла в Париже. Исключительный успех «Тарара» Сальери укрепил и славу драматурга.

1780—1799

Когда началась Война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы.В 1781 г.

некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием).

Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка.

Значительные суммы он потерял также в 1792 году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей французской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем — в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г.

В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875).Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765—1775 — Le Sacristain, интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 — «Евгения» (Eugénie), драма
  • 1767 — L’Essai sur le genre dramatique sérieux.
  • 1770 — «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon), драма
  • 1773 — «Севильский цирюльник» (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile), комедия
  • 1773—1774 — Мемуары (Mémoires contre Goezman)
  • 1775 — «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville»)
  • 1778 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro), комедия
  • 1784 — Préface du mariage de Figaro
  • 1787 — «Тарар» (Tarare), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 — «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 — Voltaire et Jésus-Christ.

Память

Именем Бомарше был назван один из бульваров в Париже.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/per-bomarshe

Бомарше – краткая биография – Русская историческая библиотека

Пьер Огюстен Карон де Бомарше – известный французский писатель, родился 24 января 1732, умер 18 мая 1799, сын часовых дел мастера Карона, из протестантов. Благодаря привлекательной наружности, остроумию, поэтической и музыкальной способностям он сделался учителем игры на арфе у дочерей Людовика XV, потом с помощью денег добился дворянства и придворных чинов.

Памятник Бомарше в Париже. Скульптор Л. Клозад, 1895

В 1764 он съездил в Испанию, чтобы защитить честь своей сестры, на которой обещал жениться (и потом обманул) знатный испанский дворянин Клавихо. Бомарше удалось добиться того, что Клавихо лишился места и был сослан.

На этот сюжет он в 1767 написал свою первую пьесу, «мещанскую трагедию» во вкусе Дидро «Эжени», которою, равно как и рассказом Бомарше о своей поездке в Испанию – в 4 «Мемуаре», воспользовался Гете для своего «Клавиго».

Обратите внимание

После смерти своей второй жены (1770) он впутался в процесс из-за 15.000 ливров, завещанных ему его покровителем банкиром Дюверне. Выиграв дело в первой инстанции, Бомарше проиграл его в высшем суде – парламенте.

Тогда он выпустил «Мемуары господина Бомарше, написанные им самим» – 4 мемуара, в которых с удивительным красноречием, блестящим остроумием и необычайной иронией осмеял недостатки современного ему судебного дела, причем заявил себя поборником бесправного третьего сословия.

Читайте также:  Краткая биография тренёв

Отстояв себя перед общественным мнением, он через некоторое время выиграл свое дело в суде: Людовик XVI велел кассировать приговор парламента.

Популярность Бомарше возросла невероятно с появлением двух его комедий «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (продолжение первой комедии); к этим двум пьесам в 1791 присоединилась третья (слабее первых двух) – «Виновная мать, или Второй Тартюф».

Добившись огромного успеха с «Цирюльником», Бомарше, вопреки безмерным притязаниям актеров, закрепил за собой авторские права на эту пьесу; постановка же «Женитьбы Фигаро», несмотря на поддержку королевы и графа Артуа, не дозволялась в течение 7 лет.

Наконец, с разрешения короля, эта комедия была поставлена на частной сцене в имении графа Водрейля, а скоро после того, 27 апреля 1784, – в Париже, где прошла с шумным успехом в присутствии цвета представителей «старого порядка», хотя она их же жестоко осмеивала и унижала.

«Комедия Фигаро, – сказал потом Наполеон, – была уже революцией в действии».

Бомарше. Безумный день или женитьба Фигаро. Телеспектакль

Достигнув этою знаменитой пьесой апогея славы, Бомарше испытал, как превратно расположение толпы и счастье. За слишком резкий отзыв об анонимной статье одной высокопоставленной особы он был присужден к тюремному заключению; издержки по изданию сочинений Вольтера (1785 – 89) ввели его в большие долги.

Но больше всего повредила ему вражда с Мирабо, который за необдуманную выходку Бомарше против него так ожесточенно и резко напал на главные слабости своего противника, что Бомарше не осмелился ответить. Но и талант его слабел.

Важно

Его мемуары против Корманна, привлеченного к суду за дурное обращение с женой, не имели уже того успеха, как мемуары 1774 – 78. Общество недружелюбно следило за проявлениями частной жизни Бомарше и охотно пользовалось случаями осмеять и оскандалить своего бывшего любимца.

В это время была написана им опера «Тарар», с намеками революционного характера, род пролога к «декларации прав».

При взрыве французской революции, которую Бомарше отчасти подготовил своими сочинениями, он сам испугался разнузданного брожения умов, и ему приходилось беспрерывно защищаться перед Конвентом против взводившихся на него обвинений.

В 1792 он навлек на себя много неприятностей и серьезную опасность, по случаю заказа в Голландии ружей от имени французского правительства. Его арестовали, он бежал в Лондон, но вскоре возвратился, чтобы оправдаться новыми, но скучными «Шесть периодов моей жизни» (1793).

Вскоре он должен был опять бежать, на этот раз в Гамбург, где жил в крайней нужде до 1796, когда, почти глухой, вернулся в Париж и там умер от апоплексического удара. Говорили также, что он отравился.

Кроме выше названных сочинений, ему принадлежат несколько политических статей об Англии и её колониях.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4568-bomarshe-kratkaya-biografiya

Пьер Огюстен Карон Бомарше

Французская литература

Бомарше Пьер Огюстен Карон (Beaumarchais) — знаменитый французский драматург и публицист, родился 24 января 1732 в Париже. Сын часовых дел мастера, он первоначально занялся ремеслом отца, но в тоже время ревностно изучал музыку.

Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи.

Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе и, благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ, сделался обладателем значительного состояния.

Совет

В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго, обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Гёте: «Клавиго». Но посреди своих торговых спекуляций, Бомарше выступил перед публикой с двумя пьесами: «Eugenie» (1767) и «Les deux amis» (1770), из которых на сцене удержалась только первая.

После смерти своего компаньона Дювернэ Бомарше начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом ее было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ.

Чтобы добиться доступа к докладчику Гёцману, Бомарше поднес жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гёцмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп. Бомарше был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорен к клеймению.

Тогда он написал в свою защиту знаменитые «Memoires» (1774); затем «Suite de memoires» (1778), в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина. В тоже время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение.

Эти мемуары — образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который еще и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент увидел себя вынужденным отменить приговор первой инстанции и как-нибудь замять это дело посредством соглашения.

Симпатии публики к Бомарше выросли еще больше после представления классических театральных комедий его: «Севильский цирюльник» (1775) и «Свадьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени.

В обеих пьесах Бомаршэ является провозвестником революции и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Свадьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и не даром Наполеон отзывался о ней, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы. Когда началось восстание сев.

американских колоний, Бомарше с большим уменьем принял на себя заботу о доставлении им военных припасов, нажив на этом миллионы. Замешанный в новом процессе (1781) за пособничество в уводе жены Корнманна, Бомарше нашел себе превосходного противника в Баргассе. Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнегоуспеха.

Обратите внимание

Процесс он выиграл, но на этот раз публика была не на его стороне. Вдобавок опера «Tarare» (1787) пошатнула его славу, какписателя, а комедия «La mere coupable» (1792), стоявшая в тесной связи с «Фигаро», встретила очень холодный прием. Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, не смотря на потраченные на него громадные издержки (Бомарше завел для этого издания даже особую типографы в Кэле) принесло Бомарше почти около миллиона убытку. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя поставку 60000 ружей республиканскому войску. От наказания он избавился только бегством в Лондон, а второй раз в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. Свое поведение в этом деле Бомарше пытался обелить в «Mes six epoques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий народа.

Умер 19 мая 1799 года.

Бомарше Пьер Огюстен Карон (Beaumarchais) — известный французский публицист и драматург, родился в Париже 24 января 1732 года. Отец был часовым мастером, чем он и сам поначалу занимался и одновременно с этим активно изучал музыку.

Его разговорный дар и музыкальные таланты предоставили для него доступ в высшее общество, где со временем он сумел завязать большие связи, которые стали очень полезными в будущем. Боморше умудрился попасть во дворец к самому Людовика XV и стал обучать игре на арфе его дочерей. Пьер Бомарше был дважды женат на богатых, которые умерли очень скоропостижно. Благодаря ним, а также знакомству с банкиром Дювернэ, он стал обладателем внушительного состояния.

В 1764 он отправился в Мадрид по денежным делам. Там он убил на дуэли обольстившего его сестру испанского писателя Клавиго, что стало сюжетом трагедии Гёте «Клавиго». После смерти Дювернэ, который был его компаньоном, Пьеру предстояла тяжба с наследником Дювернэ графом Блака и здесь ему представилась возможность выказать свой изумительный талант и изворотливость в полном объеме. Тяжба, предметом которой был неуплаченный долг, который требовал наследник Дювернэ, разбиралась в парламенте.

Для того чтобы иметь доступ к докладчику Гёцману, Бомарше пришлось приобрести дорогой подарок для его жены. Когда он проиграл процесс, подарок ему вернули, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гёцмана. На основании данных фактов в 1773 году возник новый процесс по обвинению в покушении на подкуп и клевете.

Бормаше был замешан в новом процессе (1781) по обвинению в пособничестве в уводе жены Корнманна, где в Баргассе сумел найти себе превосходного противника. Процесс он сумел выиграть, но публика была против него. После этого пошатнула его славу как писателя опера «Tarare» (1787).

В 1792 он потерял много денег, когда взял на себя обязательства на поставку 60000 ружей во время республиканской войны. Он сбежал в Лондон, сумев таким образом избежать наказания, а потом в Гамбург, откуда сумел вернуться лишь в 1796 году. Свое поведение Бомарше попытался обелить в предсмертном сочинении «Mes six epoques», однако, оно не сумело вернуть ему симпатий народа. Умер писатель19 мая 1799 года.

Источник: https://www.allsoch.ru/bomarshe/

Пьер Бомарше Великий острослов

Август, 18 2011

Пьер Огюстен Карон де Бомарше — выдающийся французский драматург, непревзойденный полемист и острослов, автор великих комедий «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Caron de Beaumarchais

Сочинительство никогда не было главным в его жизни, а талантов и выпавших на его долю приключений с лихвой хватило бы на несколько человек!

Родился Бомарше 24 января 1732 в семье часовщика Андре Шарля Карона в Париже. Сначала он пошел по стопам отца, но одновременно с большим интересом изучал музыку.

Важно

Музыкальные таланты и великолепный дар оратора открыли молодому Бомарше (тогда еще Карону) доступ в высокое общество. Здесь он приобрел большие связи, пригодившиеся ему впоследствии.

Фамилию же «де Бомарше» Карон взял после первого брака. Так называлось поместье, принадлежащее его жене.

Пьер Бомарше «с младых ногтей» делал все возможное, чтобы достичь богатства и высокого положения в обществе.

В двадцать один год он создал революционный часовой механизм — анкерный спуск, который обеспечивает равномерный ход часового механизма.

А в двадцать два года Бомарше принимают в Лондонское королевское общество (таким образом он становится академиком) и получает место королевского часовщика. При этом занимался обучением музыке принцесс — игре на арфе.

Кроме того Бомарше занимался торговлей с Америкой рабами, создав “португальскую компанию” “Родриго Орталес и Ко”, стал снабжать оружием восставшие североамериканские колонии, выполнял секретные миссии королей, одно время считался самым богатым человеком Франции, а потом оказался в тюрьме как должник.

В тюрьму его сажали и при королевской власти, и после её свержения. Благодаря трём выгодным бракам (все три раза он женился на богатых вдовах), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ, Бомарше стал обладателем весьма значительного состояния.

Своего «Севильского цирюльника» Бомарше сначала сочинил как оперу, и лишь через несколько лет (в 1775 году) состоялась его премьера на сцене «Комеди Франсез», завершившаяся оглушительным провалом. Всего лишь за два дня (!) автор полностью переделал пьесу — и второе представление обернулось её триумфом, сделавшим его самым любимым писателем Франции того времени.

Совет

Уже через год он написал «Женитьбу Фигаро» — вершину своего творчества, но премьеры пришлось ждать восемь лет. Своему знаменитому герою он дал несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное — от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Бомарше в этой пьесе — провозвестник революции.

Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него король Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления…

» Король оказался хорошим предсказателем, а на могиле Бомарше выведены слова:

Простой в повседневной жизни, гордый в несчастье, он никогда не поступался своей свободой

Умер Бомарше 18 мая 1799 года в Париже.

«Главное — захотеть!»

✓ Когда началась война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы.

✓ В 1781 году некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности. Бомарше представлял интересы мадам Корнман и блестяще выиграл дело, хотя представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником.

✓ Когда Бомарше однажды отказали в удовлетворении его собственного иска, он, недолго думая, подал в суд на… своих судей. Поступок был беспрецедентный, скандал — невероятный, публика оказалась всерьёз заинтригована, и, на этом фоне, Бомарше снова выиграл!

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Читайте также:  Краткая биография ахмадуллина

Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы …
…что под Ла-Маншем?

На дне пролива Ла-Манш у берегов британского графства Дорсетшир обнаружено русло древней реки. Она протекала там еще 12 тыс. лет назад, когда Британские острова не были отделены от континентальной Европы проливами.

Источник: http://www.filoli.ru/culture/002-bomarshe.php

Бомарше: биография, интересные факты из жизни

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Бомарше: биография, интересные факты» — о жизни французского драматурга и публициста. Годы жизни 1732-1799.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше

У известного часового мастера Карона, проживающего в столице Франции, был сын Огюстен. Отец передал ему все секреты этого ремесла. Отец оказался хорошим учителем, а сын учеником. Со временем Огюстен стал известен как изобретательный и искусный мастер. Вскоре он получил должность часового мастера во дворце короля Людовика XV.

Портрет Пьера Огюстена де Бомарше

Молодой человек, который обладал многими талантами, в том числе даром оратора и слухом музыканта, оказался при дворе в кругу вельможных персон. Однако он не растерялся и за короткое время выучил светские правила игры.

Он женился на зажиточной вдовушке, затем приобрел звание дворянина. С тех пор его имя звучало как Пьер Огюстен Карон де Бомарше.

При дворе короля его называли выскочкой и авантюристом. Некоторые считали его довольно незаурядным человеком. Он говорил, что все эти черты присутствуют в его натуре. Пьеру Огюстену хотелось стать литератором, к тому же у него был талант сатирика. А наблюдения за различными типажами подарили много впечатлений.

Он изложил их в «Мемуарах». В форме гротеска он описал многих членов парламента и различные формы мошенничества. Книга принесла автору большую популярность у народа, и немалые хлопоты. Возмущенные депутаты подали иск в суд на автора.

Писатель практически не мог избежать суда, а приговор мог лишить его некоторых прав. Решить этот вопрос взялся король, который симпатизировал Огюстену, но потребовал в ответ «провернуть» одно довольно «щекотливое» дело.

История одной рукописи

Француз Тевено де Моранд, проживающий в Лондоне, опытный шантажист, грозил опубликовать «Мемуары публичной женщины». Рукопись содержала довольно много подробностей из «веселенькой жизни» фаворитки короля — знаменитой мадам Дюбарри.

Издание этой книги, стало бы причиной больших неприятностей. В столицу Британии направили агентов, чтобы захватить шантажиста, и неприметно на корабле привезти в Париж. Но Моранд моментально понял, для чего незнакомцы стараются войти с ним в контакт.

Он пригласил их к себе домой, где они стали играть в кости.

Хозяин обыграл своих гостей и забрал практически все деньги, которые были выданы им для проведения этой операции. Моранд, подбежав к окну, начал громко звать на помощь.

Обратите внимание

Он кричал, что агенты «версальского деспота» хотят его убить.

Моментально набежала большая толпа народа. Мушкетеров схватили и бросили в Темзу. Все газеты Лондона наутро сообщили об этом случае. Моранд избежал захвата.

Блестящий компромисс

Рукопись «Мемуары публичной женщины» уже была в типографии и буквально через несколько дней книга могла быть издана. Об этой ситуации и рассказал Людовик своему часовщику.

Пьер Огюстен прибыл в Лондон и пришел к Моранду, где заявил: — Я знаю по своему опыту, что «Мемуары» иногда приносят много хлопот автору, а иногда некоторую прибыль. Вы можете получить за Ваши «Мемуары» хорошую прибыль. Скажите, за сколько вы согласны отдать рукопись?

Моранд стал набивать цену: «Я понес значительные расходы…».  «Назовите цену!», — резко оборвал речь словоохотливого хозяина Бомарше

Они долго вели торги, но все-таки договорились, что Моранду будет выплачено 32 тысячи ливров. Кроме того, правительство Франции пожизненно будет платить пенсию в размере 4 тысячи ливров в год.

В договор также включили такой пункт: в случае смерти Моранда половина назначенной ему пенсии будет получать его жена. На этом и сошлись. Бомарше съездил в Париж и привез деньги, а Моранд отдал рукописи, которые тут же сожгли в печи.

Бомарше даже завербовал Моранда, чтобы тот шпионил за эмигрантами из Франции, и довольный вернулся во дворец. Однако его ожидала печальная весть. 9 мая 1774 г. король Франции Людовик XV отошел в мир иной, а Дюбарри сразу же была лишена своего влияния.

«Мемуары» никого не интересовали. Бомарше, был шокирован и даже написал Моранду: «Вы получили 100 тыс. франков, а я, проехав за полтора месяца 780 миль и истратив пятьсот гиней, не уверен, что получу их. А ведь Ваш памфлет через пять-шесть дней утратил бы свое значение!».

Стоит отметить, что Моранд издал «Мемуары», но громкого резонанса они не получили.

Агент Людовика XVI

Бомарше вскоре стал агентом Людовика XVI и выполнил много его тайных поручений. В его жизни было еще множество различных приключений. Он побывал во многих странах и в заключении, был сослан. На него было совершено несколько покушений, в его жизни было много романов.

Он посылал в Америку для колонистов огнестрельное оружие и тысячи боеприпасов. Но свою известность Бомарше получил как автор «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро». Автор вложил в образ героя свои черты характера. Умер Пьер Огюстен де Бомарше 18 мая 1799 года. Один из бульваров Парижа был назван в честь драматурга.

Друзья, поделитесь этой информацией «Бомарше: биография, интересные факты из жизни» в социальных сетях.

Источник: https://damy-gospoda.ru/bomarshe-biografiya/

51. Творчество Бомарше

Пьер-Опостен
Карон, принявший фамилию Бомарше (1732—
1799), никак не походил на деятеля эпохи
Просвещения, он меньше всего годился в
учители жизни.

Это был по-своему
за­мечательный образец буржуа
предреволюционной поры, со все­ми
свойственными ему противоречиями между
собственниче­скими и гражданскими
наклонностями.

Эти противоречия в натуре
Бомарше проявлялись не только в своих
крайностях, но и в своем единстве.

Бомарше,
сын парижского часовщика, был человеком
порази­тельной дееспособности.

Важно

Не
закончив школьного образования, он
занялся ремеслом своего отца и через
некоторое время, просла­вившись
изобретением особого часового механизма,
попал ко дво­ру.

Быстро расположив к
себе своим веселым нравом королев­скую
семью, Бомарше, обладавший музыкальным
талантом, стал давать уроки музыки
дочерям Людовика XV.

Бомарше
начал свою драматургическую деятельность
мещан­ской драмой «Евгения» (1767),
построенной на традиционном сюжете
соблазна добродетельной девушки
развратным аристо­кратом.

«В
театре не существует, — писал Бомарше,
— ни морали, ни интереса, если внутри
него не существует тайной связи с сюжетом
драмы». Связь же эта, по мнению автора
«Евгении», была возможна лишь в том
случае, если в пьесе действовали обыденные
персона­жи, так как «настоящее сердечное
движение идет всегда от чело­века к
человеку, а не от человека к царю».

Идеи
борьбы созревали в обществе. Буржуазия
готовилась к революционному выступлению,
мирная проповедь семейных до­бродетелей
должна была уступить место боевой
политической сатире. Тайные типографии
работали полным ходом — политиче­ские
памфлеты, карикатуры, язвительные стихи
переходили из рук в руки. Общественная
атмосфера становилась все более
на­сыщенной, чувствовалось приближение
грозы.

Долголетний
компаньон Бомарше финансист Пари-Дюверне
после своей смерти оставил ему по
завещанию известную сумму денег, но
наследник банкира не захотел выполнить
волю покой­ного и объявил подпись
умершего финансиста подделанной.

Дело
было передано в суд, и начался долголетний
процесс, во время которого Бомарше стал
выпускать свои знаменитые разоблачи­тельные
«Мемуары».выступающего
с беспощадной критикой продажного
коро­левского суда и сословной
государственной власти.

Имя Бомар­ше
стало популярным во всей стране, в авторе
«Мемуаров» уви­дели смелого
правозаступника народа

Первой
комедией, с которой Бомарше выступил
на политическую арену, был «Севильский
цирюльник». В течение трех лет автор
добивался ее постановки

Сюжет
«Севильского цирюльника» был вполне
традиционен: юный граф Альмавива с
помощью цирюльника Фигаро, своего
бывшего слуги, отбивает у старого опекуна
полюбившуюся ему девушку. Но внутри
этой заурядной коллизии Бомарше сумел
раскрыть сословные противоречия, резко
выступающие в совре­менном ему
обществе.

Со
сцены королевского театра раздались
неслыханные дерзо­сти. Цирюльник
Фигаро говорил: «Знатный человек уже
тем делает нам добро, если не затевает
против нас зла…». «Ежели принять в
рассуждение все добродетели, которых
требуют от слу­ги, то много ли… найдется
господ, достойных быть слугами».

Фигаро
выступал не только деятельным слугой,
отстаиваю­щим интересы своего
господина, — в этом не было бы ничего
нового — он был человеком, наделенным
пытливым, наблюда­тельным умом; в
знаменитых афоризмах Фигаро формулирова­лись
те «законы», которые он сам разглядел
в обществе и для борьбы с которыми он
копил в себе силы. человек
из народа. Он не собирался читать
проповедей, ему куда проще было
действовать.

Совет

С
чисто плебейской прямотой Фигаро говорил
графу: «… Я не стану прибегать к трескучим
фразам о чести и преданности, которыми
у нас нынче так злоупотребляют, Я скажу
лишь, что мне выгодно служить вам».

Свои
острые, крылатые фразы Фи­гаро бросал,
полный бодрой энергии, и за этими меткими,
остро­умными словами скрывалось нечто
большее, чем веселое умона­строение.
«Кто тебя научил такой веселой философии?»
— спра­шивал Альмавива. «Привычка к
несчастью.

Я тороплюсь сме­яться,
потому что боюсь, как бы мне не пришлось
заплакать», — отвечал Фигаро.

Драматическое
напряжение в этой веселой комедии
достига­лось не только силой протеста
Фигаро, но и глубокой характе­ристикой
отрицательных; персонажей, в первую
очередь доктора Бартоло.

Этот тип из
традиционного образа старого опекуна,
до­могавшегося любви своей молодой
воспитанницы, превращался в озлобленного
носителя домостроевской морали, в
реакционера и мракобеса, с ненавистью
говорящего о новом веке. «…

Что он дал
нам такого, за что мы могли бы его
восхвалять? Всякого рода глупости:
вольномыслие, всемирное тяготение,
электричество, веротерпимость,
оспопрививание, хину, энциклопедию и
мещан­ские драмы».

Тиран
и /жряга Бартоло, готовясь совершить
насилие над волей Розины, чувствовал
себя господином положения, которому
дозволено все. «Справедливость, —
восклицал он в ответ на слова слуг, —
это вы между собой, холопы, толкуйте о
справед­ливости! А я — ваш хозяин,
следовательно, я всегда прав».

Второй
сатирической фигурой комедии был учитель
музыки Базиль, жалкий, продажный человек,
олицетворяющий собой порок клеветы,
тот самый метод, к которому всегда
прибегала реакция в борьбе со всем новым
и прогрессивным.

Обратите внимание

Но
напор этих новых сил так велик, что зло
не только оказы­вается побежденным,
но и теряет свою устрашающую видимость;
оно жалко и смешно.

Фигаро легко
торжествовал над тиранством Бартоло и
над клеветой Базиля и приводил своего
господина Альмавиву к желанной цели.

Но в этом торжестве было видно, что у
плебейского героя больше сил, чем нужно
для победы над этими жалкими противниками,
что он готов к более серьез­ному бою
и что он одержит победу над более опасным
врагом.

Действуя
в легкомысленной комедии «Севильский
цирюль­ник», Фигаро стал любимцем
демократического зрителя. Новый герой
был человеком из народа — он многое уже
понял и был полон решимости действовать.

Успеху
комедии способствовало и то, что Бомарше
делал свои сатирические выпады с истинным
блеском театрального мастерства, на
новой, более высокой основе восстанавливая
стремительную действенность и задорное
веселье ренессансных комедий.

Но
Бомарше не забывал серьезных целей в
своей веселой пьесе и не сводил ее к
высмеиванию отдельных характеров или
светских причуд.

Следуя заветам Дидро,
Бомарше писал, что, «вместо того чтобы
заклеймить какой-нибудь один порочный
характер, — скажем, игрока, честолюбца,
скупца, лицемера, что вооружило бы против
автора всего лишь один стан врагов,
автор составил такой план, который дал
ему возможность подвергнуть критике
ряд злоупотреблений, пагубных для
общества».

Таким
произведением, направленным против
«злоупотребле­ний, пагубных для
общества», была вторая часть трилогии
Бомарше — «Безумный день, или Женитьба
Фигаро».

Важно

Бомарше
— единственный из всех драматургов-просветите­лей
— осуществил в полной мере закон
изображения героя по принципу
«общественного положения», и, чем ярче
были разли­чия социального порядка,
тем острее раскрывался конфликт ме­жду
характерами, тем глубже раскрывались
сами характеры. Победа художника была
победой реализма.

Слова
его были проиизаны гневом и ненавистью:
«Полу­чать, брать и просить» — вот в
чем весь тайный смысл деятель­ности
королевских советников. «Плодить шпиков
и оплачивать изменников» — вот
действительное содержание королевской
поли­тики. «Быть снисходительным к
богатым и суровым к бедным» — вот
истинное предназначение грабительских
законов. Устами Фигаро народ судил своих
господ-паразитов.

Читайте также:  Сочинения об авторе лихачев

Фигаро
наносил резкие и сильные удары, он уже
не был личностью, в которой только
созревает сознание и накапли­ваются
силы. Этот процесс завершился, Фигаро
возмужал, он выступал открыто и смело,
сила рвалась в бой, она уже дейст­вовала
— высмеивала, позорила, кляла, повергала
ниц врагов и воодушевляла, радовала,
учила друзей.

Автор
хумел, впервые в драматургии за весь
XVIИ век, создать образ положительного
героя, сохранив всю живость реальной
личности.

Бомарше удалось совместить
в Фигаро две основные тенденции
современной драмы — мораль­ную и
реалистическую, обычно резко враждующие
друг с другом.

Во французских комедиях
герои, действующие для себя, обла­дали
реалистическими чертами, но они
обязательно должны бы­ли быть плутами,
вроде Фронтена, а персонажи, выступающие
во имя общих идей, были лишены всяких
жизненных страстей и потребностей и
являлись идеальными манекенами, наподобие
Дорваля. Фигаро же, отстаивая собственные
интересы и дейст­вуя для себя,
одновременно действовал и во имя общей,
социаль­ной цели, и это давало ему
возможность, оставаясь положи­тельной
фигурой, сохранять реальные житейские
черты своего характера.

Но
сам Фигаро был лишен всяких героических
устремлений. Его революционная страстность
порождалась не столько его соб­ственной
натурой, сколько временем, в которое он
жил.

Но если Лесаж, изображая Фровтена,
видел в нем только злостного плута, то
Бомарше, не отрицая корыстных побуждений,
бур­жуазных черт своего героя, все же
дал почувствовать в нем за­мечательные
свойства народного характера кануна
революции.

Совет

Фигаро
не был вожаком масс, его сознание не
доросло до революционных идей, а дела
не вели к революционным действиям, и
все же Фигаро в полной мере выражал ту
страстную, потенциальную силу, которая
гневно бушевала в недрах третьего
сословия. И можно было заранее сказать,
что его энергия, негодование, вера в
свои силы, ясность взгляда и чистая
совесть все это выведет его в шеренгу
бойцов, когда грянет буря рево­люции.

активным
сторонником революции.  в 1792 г.
объявлен эмигрантом. В это же время
Бомарше закончил свою трилогию, написав
«Преступную мать», в которой он оглаживал
все противоречия между буржуазией и
дворянством и сделал слугу Фигаро
пре­данным своим добродетельным
господам. Это была пресная фигура,
порицавшая свою собственную буйную
молодость.

Такой финал был вполне
характерен для буржуа Бомарше.

Насмерть
перепуганный революцией, драматург
заключительной частью трилогии хотел
исправить то «зло», которое натворили
его первые две великие комедии; поэтому
он не только привел конфликт между
Альмавивой и Фигаро к мирному концу, но
и весь путь их борьбы захотел теперь
увидеть в самых безобидных и даже
трогательных красках

«Вволю
посмеявшись в первый день на «Севильском
цирюль­нике» над бурной молодостью
графа Альмавивы, в общем такою же, как
и у всех мужчин; с весельем посмотрев
назавтра в «Безумном.

дне» на ошибки
его зрелого возраста, являющиеся слишком
часто и собственными нашими ошибками,
— приходите взглянуть на картину его
старости в «Преступной матери» и
убедиться вместе с нами, что всякий
человек, не являющийся возмутительным
злодеем по своей природе, всегда в конце
концов становится человеком добродетельным,
когда годы страстей отходят в прошлое…
Таков назидательный смысл пьесы».

Круг
оказался замкнутым — буржуазный идеолог
вернулся к исходным позициям, и те самые
комедии, которые писались для разоблачения
«целой массы злоупотреблений, удручающих
общество», теперь трактовались как
доказательство морального излечения
заблуждавшегося человека и мирного
разрешения конфликта. Но если в годы
перед революцией надежды, на мо­ральное
разрешение социальных противоречий,
при всей своей наивности, были все же
искренни, то теперь эта идея стала ложью,
скрывающей истинные убеждения нового
класса господ.

Но
жалкие, трусливые комментарии, конечно,
не убили моло­дого, дерзкого Фигаро;
он был плоть от плоти той революцион­ной
массы, которая вышла сейчас на арену
истории, и если лю­дям революции
претила лакейская ливрея Фигаро, то он
легко мог ее сбросить, потому что, говоря
словами Герцена, «из-под ливреи Фигаро…
виден человек».

Источник: https://StudFiles.net/preview/6818017/page:51/

Доклад: Бомарше

Д. Д. Обломиевский

Жизнь Пьера Огюстена Карона де Бомарше (1732-1799) напоминает приключенческий роман. Истинный сын века, он в труднейших условиях предреволюционной Франции проявил необычайную энергию, предприимчивость и политический ум. Сын часовщика, начавший свою карьеру простым ремесленником, он проник ко двору, разбогател, был инициатором крупных политических и финансовых операций. Он снабжал оружием восставшие американские колонии, оказывал давление на короля в целях признания только что созданных Соединенных Штатов Америки; в Испании он предлагал организацию торговых компаний по эксплуатации богатств Южной Америки, во время революции закупал оружие для французской революционной армии.

Столкнувшись с вопиющей несправедливостью французского королевского суда, Бомарше предал гласности известные ему факты и свидетельские показания, опубликовав в нескольких выпусках «Мемуары» (1773-1774). В историю литературы они вошли как блестящий образец просветительской публицистики. Сила и убедительность «Мемуаров» была не только в их документальности, неопровержимости подробно изложенных фактов, но и в мастерстве полемики, которую писатель ведет с судейскими крючкотворами. Выпукло представлены портреты судьи, его жены, которая брала взятки за своего мужа, и других участников скандальной судебной истории. Высмеивая и разоблачая компанию мелких мошенников, Бомарше подрывал авторитет судебной системы и всего общественного строя, создавшего эту «систему».

«Мемуары» сразу принесли их автору большую литературную славу и громкую популярность смелого борца в лагере просветителей.

К одному из самых значительных явлений французской литературы второй половины века относится театр Бомарше, и прежде всего комедия «Женитьба Фигаро», созданная в 1784 г., т. е. за пять лет до революции. Подлинное значение переворота, произведенного Бомарше, станет ясным, если рассматривать его творчество как итог развития комедии во Франции на протяжении XVIII в.

Обратите внимание

Французскую комедию этого времени во многом характеризует освобождение от сатирических, обличительных свойств, что особенно существенно для произведений Детуша, который, как правило, рисует перевоспитание персонажа, освобождение его от причуды, страсти, показывает, как он постепенно становится менее опасным и вредным.

Бомарше в своих произведениях — и в первой комедии, «Севильский цирюльник» (1775), и в ее продолжении, в «Женитьбе Фигаро», — прежде всего восстанавливает сатирическую направленность комедии Мольера. Комические свойства характеров его отрицательных персонажей (графа Альмавивы, доктора Бартоло, Дона Базилио) трактуются не как биологические свойства, а как черта, во многом социальная; в то же время их носители оказываются не способны к перевоспитанию, к перестройке.

Если такие комедиографы, как Детуш, притушевывали характер отрицательного героя, то Бомарше, допускавший некоторое его смягчение в первой своей комедии, толкует его в «Женитьбе Фигаро» (образ Альмавивы) исключительно в отрицательном плане, восстанавливая тем самым жанр сатирической комедии.

Но Бомарше не ограничивается восстановлением традиций Мольера, частично утраченных у Реньяра и особенно у Детуша. Он пытается углубить Мольера в том отношении, что делает Фигаро (во второй части трилогии) не просто врагом графа Альмавивы, но и его политическим противником. Граф Альмавива держит в руках всех остальных героев комедии — и Фигаро, и Розину, и Сюзанну, и Керубино — как хозяин, как муж, как феодал, как верховный судья провинции. Бомарше сталкивает своего героя Фигаро не просто с дурным нравом хозяина, не только с соперником, ухаживающим за Сюзанной, невестой героя. Для него важно, что Альмавива принадлежит к господствующему классу феодального общества, что он выступает в борьбе против Фигаро в качестве помещика, собирающегося воспользоваться феодальным правом «первой ночи».

Следует отметить отчетливый оптимизм комедии, не связанный с примиренчеством или с преуменьшением трудностей и препятствий. Оптимизм комедии Бомарше выражается прежде всего в том, что всемогущий граф Альмавива, казалось бы, непреодолимое препятствие на пути героя, на самом деле человек более слабый, чем все остальные персонажи, объединяющиеся к тому же против него в единый коллектив и действующие согласованным фронтом. Альмавива, представитель умирающего, дряхлеющего сословия, уступает многим из них в уме и сообразительности. Бомарше рисует его непрерывно одураченным. «Старый режим», олицетворением которого является Альмавива, изображен у Бомарше ослабленным, деградировавшим, уже неспособным сопротивляться общественным силам, идущим ему на смену. Слабость Альмавивы заметна, впрочем, уже в «Севильском цирюльнике». То, что граф женится на девушке из буржуазной семьи, которую он первоначально не собирался сделать своей женой, уже является поражением Альмавивы. Второе поражение графа составляет основное содержание «Женитьбы Фигаро». И оно является на этот раз окончательным.

Оптимизм «Женитьбы Фигаро», как бы предвещающий крушение «старого порядка» и победу революции, находит свое выражение не только в истории графа Альмавивы. Он еще отчетливее проявляется в образе самого Фигаро. Любопытен уже самый факт, что на месте центрального героя комедии здесь оказывается цирюльник, который затем становится слугой, т. е. человек, лишенный знатности и богатства, не обладающий никакими привилегиями, не относящийся ни к дворянству, ни к буржуазии. Бомарше заставляет вспомнить о слугах в комедиях Мольера, вроде Маскариля, Скапена, Туанеты, Дорины, — персонажах, которые вели действие и организовывали его, а также о Реньяре и его «Единственном наследнике», в котором направляющая роль также принадлежала слуге. В то же время, в отличие от Мольера и Реньяра, Бомарше не только поручает Фигаро ведение драматической интриги, но и делает его центральным персонажем произведения. Фигаро уже не помощник своего господина, графа Альмавивы, для которого он осуществлял многочисленные проделки в «Севильском цирюльнике», комедии в этом отношении более традиционной. Так же как лесажевские слуги Криспен и Фронтен, Фигаро проявляет во второй комедии Бомарше максимум изобретательности и находчивости для построения своей личной, а не чужой судьбы.

И вместе с тем Бомарше освобождает Фигаро от черт буржуазного перерождения, основательно затемнявших образы Фронтена и Криспена, одержимых жаждой наживы. Он заставляет Фигаро добиваться в первую очередь не состояния, а жены. Цель его желаний не богатство, а женитьба на Сюзанне, и он ведет с Альмавивой длительную борьбу за девушку, используя в этой борьбе различные средства.

Фигаро совсем не случайно выступает во второй комедии Бомарше, если судить по речам Марселины, прежде всего «щедрым человеком», который не заботится о будущем. Он обладает слишком широкой натурой для того, чтобы только копить деньги или строить карьеру. Это в первую очередь жизнерадостный, полный буйного веселья человек. В ней воплотились черты всего третьего сословия, готовящегося к схватке с абсолютизмом.

Важно

Та же тема борьбы с абсолютизмом раскрывалась иными средствами и в другом жанре — тексте оперы «Тарар», написанной почти одновременно с «Женитьбой Фигаро» (1784, музыка Сальери). В остроконфликтной драме с условным сюжетом антагонистически противостоят два героя: царь Атар, деспот, жестокий и необузданный, и Тарар, солдат, прославившийся доблестью и честностью. В финале Тарар одерживает верх над кознями Атара и «народ его избирает царем».

Условно восточным колоритом и остро поставленной проблемой власти драма Бомарше близка вольтеровской трагедии, но счастливый финал, венчающий оперу, придает ей особый поворот, многозначительный в канун революции.

В революционные годы Бомарше завершает свою трилогию о Фигаро. Однако «Преступная мать, или Второй Тартюф» (1792) и по своему основному смыслу, и в жанровом отношении существенно отлична от первых двух комедий. Это семейная драма, в центре которой — образ стареющей графини, переживающей свою вину перед мужем и сыном и одновременно утверждающий свое женское достоинство.

Нередко «Преступную мать» оценивают как шаг назад после смелой, революционной по своему смыслу «Женитьбы Фигаро». В самом деле, Фигаро здесь предстает совершенно иным. Он не только присмирел, но и стал верным слугой, бескорыстно борющимся за интересы графа и графини (по ходу действия он разоблачает ловкого и хитрого мошенника, вторгшегося в доверие к графу). Возможно, Бомарше считал, что задачи, которые он ставил в первых двух комедиях, теперь выполнены. И его интересовал другой аспект человеческих взаимоотношений. Политический переворот свершился, но моральные проблемы остались. Вот почему традиция сентиментальной драмы была ему теперь нужнее. А. И. Герцен отмечал особое значение пьесы Бомарше в утверждении права женщины на уважение, доверие, равенство ее с мужчиной.

Так творчество Бомарше разными гранями примыкает к ведущим тенденциям французского просветительского театра XVIII в.

Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/58428/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector