Краткая биография бретон

Андре Бретон – французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма

Обсудим жизнь и творчество замечательного писателя и поэта из Франции, которого считают родоначальником сюрреализма, – Андре Бретона. Познакомимся с моментами из его жизни, а также узнаем, как он пришел к своему успеху.

Детские годы

Андре Бретон был рожден зимой 1896 года. Он появился на свет в Нормандии, в городке Теншебре в семье буржуазных родителей. Отец мальчика некоторое время работал в канцелярии жандармерии. Эта работа приносила не слишком много денег, а семью содержать надо было. Именно поэтому отец сменил работу в государственном секторе на частную.

Он устроился и получил хорошее место, поэтому семья зажила лучше. Андре Бретон был единственным ребенком в семье. Его любили безмерно, поэтому маленькому сыну старались давать самое лучшее. Родители сделали все, чтобы дать ребенку классическое образование. Мальчик получал лучшие учебники, лучших учителей, по мере возможности, конечно.

Обратите внимание

Сначала мальчик обучался в церковной школе. После этого он поступил в один из колледжей Парижа, где показал себя примерным учеником. Поступление в колледж было необходимо для того, чтобы по окончании курса поехать учиться в Сорбонну. Как видим, цели у парня были серьезные. Ему удалось поступить туда на медицинский факультет. Гордости и радости родителей не было предела.

В будущем Андре не судьба была стать врачом, однако именно во время обучения в нем возникло непреодолимое влечение к психиатрии, которое было с ним всю жизнь. Большое влияние на него оказали труды Фрейда и Шарко. Считается, что они могли подтолкнуть парня к созданию идей сюрреализма.

Время войны

Жизнь Андре Бретона, краткую биографию которого мы рассматриваем, война не обошла стороной. Мы прекрасно понимаем, что в 1915 году жизнь каждого французского гражданина кардинально изменилась. Андре забрали на фронт Первой мировой войны. Так как он учился на медицинском факультете, его взяли санитаром.

Судьбоносная встреча

Именно благодаря войне Андре познакомился с человеком, который изменил всю его жизнь. Речь идет о знакомстве с Гийомом Аполлинером. Благодаря этой встрече молодой человек многое понял и осознал. Особенно важно это общение было для него с точки зрения психологии.

Именно Гийом Аполлинер познакомил мужчину с Филиппом Супо, который в будущем стал близким другом и помощником Бретона. Годы войны были поистине удивительными для Бретона. Он познакомился со многими нужными людьми, а также повстречал тех, кто сумел оказать на него влияние, полностью меняющее жизнь.

Армейский товарищ Луи Арагон открыл для Бретона творчество Лотреамона.

Первые пробы пера

Французский писатель не сразу обнаружил в себе талант. Ему нравилось что-то сочинять, но он не позволял себе относиться к этому серьезно. Только благодаря армейским товарищам он осознал себя как писателя, и даже решился на первые пробы.

После возращения с фронта Бретон посвятил себя литературе и психиатрии.
Именно с Филиппом Супо они написали первый рассказ, который назывался «Магнитные поля».

Для Бретона было очень важно найти не просто человека, любящего писать, а того, кто разделил бы с ним его психологические идеи. Таким человеком и стал Супо, ведь их книга была создана совершенно новым уникальным методом – методом автоматического письма.

Считается, что именно эта первая совместная работа стала предвестником того, что появился сюрреализм. Некоторые художественные особенности письма Бретона проявились уже в том же году.

Нарастающая популярность

Мы уже знаем немного, каким был Андре Бретон. Сюрреализм, создателем которого его потом назовут, он воспринимал как возможность выразить себя.

И очень скоро он обнаружил, что не он один такой, просто именно он нашел возможность самовыражения для сложных, творческих людей. С каждым днем Бретон становился все более популярным, но в определённых кругах.

Важно

Вокруг него собралось небольшое общество эпатажистов, причем довольно талантливых. Стоит назвать такие имена: Тристан Тцара, Поль Элюар, Луи Арагон. С 1920 года, обретя поддержку друг в друге, молодые люди стали очень активными.

Регулярно они устраивали шокирующие всех выставки своих работ, громкие драки, яркие скандалы. Конечно, это не могло остаться без внимания публики. Она все с большим опасением наблюдала за становлением молодых поэтов.

Манифест сюрреализма («Растворимая рыба»)

Андре хорошо понимал, что для того, чтобы создать стоящую художественную платформу, экстравагантных выходок будет недостаточно. В 1924 году он опубликовал Первый Манифест сюрреализма, который обозначил для сторонников движения их программу.

Создателем сюрреализма стал Бретон, хотя само слово придумал его давний друг Г. Аполлинер. В буквальном переводе с французского языка оно означает «сверхреальность». Стоит отметить, что множество цитат этой работы Бретона до сих пор используются во всех значительных трудах по сюрреализму.

В Манифесте Бретон дал определение сюрреализму как стирание границы между сном и явью. Стоит отметить, что это очень напоминает идеи З. Фрейда, которыми наш герой увлекался во время учебы в Сорбонне. Сам Бретон считал, что он создает не художественное направление, а образ мыслей и жизни.

Жизнь сюрреалиста освобождена от предрассудков, стереотипов, навязанных идей, логики, морали и т. д.

Метод автоматического письма

Чем еще увлекался Андре Бретон? Стихи он писал довольно часто, но только не так, как все остальные. Именно он предложил своим друзьям попробовать новый метод создания трудов.

Метод автоматического письма предполагает написание чего-либо без контроля процесса со стороны мозга, то есть без фильтрации информации. Ценность метода была в том, чтобы творить без каких-либо предпочтений, убеждений и настроений.

Бретон считал, что автоматическое письмо позволяет «родить» ясную мысль, без ограничений и навязанных идей.

Со временем Бретон становился все заносчивее. Ни для кого не было секретом, что назвать Андре покладистым трудно. У него был сложный характер, из-за чего многие его соратники покидали его. Но старых заменяли новые. Когда Супо и Арагон больше не могли выдерживать нрав Бретона, они ушли, но на их место пришли Дали и Бунюэль.

Второй Манифест

Второй Манифест сюрреализма оказал большое влияние на творчество Дали. Он включал в себя много репродукций его работ. Второй Манифест вышел в свет в 1929 году. В нем автор затрагивал вопросы идеологии. Кстати, к тому времени Бретон и несколько его товарищей вступили в Коммунистическую партию Франции.

Манифест содержал попытки связать воедино идеи коммунистов и сюрреалистов, однако это было довольно нелепо. Считается, что распад в кругу движения Бретона начался именно из-за того, что он начал сближаться с коммунистами и переносил их идеи в круг друзей. Многие покинули Бретона, потому что видели сюрреализм по-своему.

Некоторые даже создавали свои «манифесты».

Сам Андре был членом партии с 1927 по 1933 года, пока не случился конфликт с Ильей Эренбургом. Известно, что у Бретона была личная встреча в Мексике со Львом Троцким.

Андре Бретон: лучшие творения

Мы уже говорили выше, что Андре придумал метод автоматического письма. Со временем он стал использовать его не только для письменных работ, но и для написания картин. Именно под влиянием идей Андре в мире появились работы известнейших сюрреалистов, которые позволили себе «выключить» мозг и писать то, что говорило им их сознание.

Андре Бретон, картины которого не были картинами в прямом смысле слова, не боялся быть странным. Среди самых известных его творений стоит отметить «Парацельса». На картине изображена игральная карта, которая показывает двух осьминогов. Написал эту картину Андре перед отъездом в США.

И все же стоит упомянуть самые известные творения Бретона, а это вовсе не картины. Речь идет о стиховещах – творениях, которые соединяли в себе визуальное искусство и поэзию. Слова творец заменял на определенные предметы. Через некоторое время Бретон пришел к выводу, что картинки передают идеи и мысли гораздо лучше. Однако сам писатель все свои работы комментировал.

Совет

Литературный талант был силен в Андре. Самое известное его творение – роман «Надя», написанный в 1928 году. Автор самостоятельно проиллюстрировал его изображениями.

Особенностью романа есть то, что Бретон, не слишком следя за сюжетом, предлагает читателю картинки для лучшего понимания.

Нельзя обойти вниманием памфлет под названием «Труп», в котором Андре Бретон и его товарищи открыто радовались смерти Анатоля Франса, которого они считали «последним стариком французской литературы».

Поздние годы

С началом Второй мировой войны Бретон переехал в США, где продолжал заниматься любимым делом. Совместно с Эрнстом и Дюшаном он открыл Международную выставку искусств. Читал лекции о сюрреализме в Йельском университете.

Участвовал в полемике с Дали, который поддерживал режим Франко. Его возмутило заявление Дали, который сказал следующее: «Сюрреализм – это я». В 1946 году публиковал множество трудов, организовывал много выставок.

Последние годы своей жизни посвятил борьбе за то, чтобы его движение было независимо.

Известно, что Бретон сотрудничал с анархо-синдикалистами из Анархисткой федерации. Однако он отказывался принять чью-либо сторону.

Андре был ярым противником колониальной политики, выступал против войн в Алжире и Индокитае. Он подписал «Манифест 121», который поддержали многие известные деятели Франции.

Он касался обличения политики Франции в Алжире, которая была направлена на подавление освободительного движения.

Умер создатель сюрреализма в 1966 году, 28 сентября. Причиной смерти стало заболевание дыхательной системы. Известного человека похоронили на кладбище Батиньоль.

Обратите внимание

Подводя итоги статьи, хочется отметить еще несколько ярких произведений французского писателя: «Сообщающиеся сосуды», «Безумная любовь», «Фата Моргана», «Лампа в часах». Андре Бретон был необычайном человеком.

Его трудный характер оправдывает то, что он сумел пойти против общепринятых норм и повести людей за собой. Для этого необходима сила и твердость, которой не хватало многим очень талантливым творцам.

Огромная заслуга Бретона в том, что он не тихо создавал нечто иное, а рассказывал об этом всему миру.

Источник: https://www.syl.ru/article/319187/andre-breton—frantsuzskiy-pisatel-i-poet-osnovopolojnik-syurrealizma-kratkaya-biografiya-samyie-izvestnyie-rabotyi

Краткая биография Бретон

Биография

Ретиф де ла Бретонн, Никола – популярный французский писатель конца 18 века, автор многочисленных романов, новелл и рассказов, пьес и драм, проектов общественных реформ и политических трактатов. Сын богатого крестьянина, который из пастушка превратился в маститого писателя.

Индивидуалист, документалист и графоман в хорошем смысле этого слова. Он брался за любую форму произведения. Один из самых плодовитых авторов, его работы насчитывают более двух сотен томов. Произведения его различные по тематике и форме.

Есть и описательные, и нравоучительные, и фантастические, и трагические.

Ретиф Бретонн был почитателем Руссо и во многом следовал его манере письма. С жизнью и творчеством Ретифа Бретонна связана одна очень интересная история.

Вдоль берега Сены на низком каменном парапете в минуты счастья и отчаянья он выцарапывал, сначала ключом, а потом специально изготовленным стержнем, все самые важные даты из своей жизни.

Друзья поэты и писатели считали эту причуду изюминкой писателя и с удовольствием составляли ему компанию, когда он направлялся к парапету запечатлеть очередное событие.

Вот только местные, и взрослые, и дети, жестоко смеялись над Ретифом из-за этой мании, а дети еще и уничтожали его записи, сцарапывая их с каменных страниц. Постепенно Ретиф отказался от своей привычки и гранитный дневник прекратил существование. Однако, в последствии исследователи творчества писателя нашли его записки, куда он перенес почти все свои гранитные мемуары. Гранитный дневник превратился в 2 тысячи интереснейших заметок из жизни писателя.

Из этих записей стало известно и о любовных похождениях Бретона.1776 год – поздняя любовь настигла Ретифа в то время как он снимал квартиру у некой мадам Дебе-Леман. Именно ее дочь Сара и стала причиной бессонных ночей и страданий Ретифа. Когда Ретиф и Сара встретились, ей было всего 14 лет.

Она не интересовала Ретифа и он спокойно существовал, но когда девушка расцвела и стала интересоваться литературой, они с Ретифом стали больше проводить времени и Бретонн начал влюбляться. Сначала это была невинная игра в отца и дочь. Со временем невинные поцелуи превратились в страстные объятия. Но вероломство Сары и ее измены разбили сердце Ретифа и отвернули его от Сары.

Все эти страдания были отражены сначала на гранитных страницах дневника, а потом и на бумажных.

Умер Ретиф Бретонн 3 февраля 1806 года в Париже.

(Пока оценок нет)
Loading…
Краткая биография Бретон

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-breton/

Бретон, Андре

На эту статью установлено перенаправление со страницы «Бретон», см. также другие значения этого термина.

Андре Бретон (фр. André Breton, 1896—1966) — французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма.

Краткая биография

Бретон родился 18 февраля 1896 г. в нормандском городе Тиншебрей в буржуазной семье. Его отец некоторое время прослужил в канцелярии жандармерии, однако, работа в государственном секторе была непродолжительной: вскоре он устроился в частную контору.

У Андре не было братьев и сестер, поэтому вполне предсказуемо, родители постарались дать своему единственному сыну классическое образование, открывающее дорогу к престижной и доходной профессии.

Читайте также:  Краткая биография крылов

Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских колледжей, чтобы по окончании курса отправиться в Сорбонну, где Андре стал студентом медицинского факультета.

Важно

В 1915 г. юный врач был мобилизован: Первая мировая война вносила определенные коррективы в жизнь каждого француза. Уже на фронте Андре, служивший санитаром, познакомился с известным поэтом Гийомом Аполлинером.

Эта встреча стала поистине судьбоносной для начинающего психолога Бретона: Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре.

Луи Арагон, еще один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.

В 1919 г. в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля», написанное с применением нового метода творчества — автоматического письма. Именно эта работа стала предвестником сюрреализма: многие элементы этого художественного направления проявились уже в 1919 г.

Вокруг Бретона сформировался кружок талантливых эпатажистов: Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Начиная с 1920 г. они стали устраивать шокирующие презентации своих работ, регулярные драки на банкетах, многочисленные скандалы. Буржуазная публика с опасениями следила за приключениями молодых поэтов.

Бретон отлично понимал, что стихийность и перманентное бунтарство не смогут стать фундаментом новой художественной платформы.

После публикации первого Манифеста сюрреализма, состоявшейся в 1924 году, движение сюрреалистов обрело ясную программу, декларативно изложенную в документе, и вождя, которым стал Андре Бретон.

Затем последовал памфлет «Труп», в котором Бретон и товарищи радовались смерти Анатоля Франса, которого они называли «последним стариком французской литературы».

Совет

Лидерство Бретона приобретало все более авторитарный характер: скандалы и склоки затронули сюрреалистический кружок. Группу покинули ближайшие соратники Бретона Роже Витрак и Филипп Супо.

Однако творческая деятельность становилась все более продуктивной: в доме Бретона на улице Фонтэн было открыто Бюро сюрреалистических исследований, стали издаваться многочисленные сюрреалистические журналы. Идеи движения стали поистине интернациональными: кружки, подобные бретоновским, стали открываться в других европейских столицах.

Интересно отметить, что постоянная ротация состава, столь характерная для окружения Бретона, приносила свои плоды. Молодая кровь, казалось, придавала сюрреализму новые силы: место Арагона и Супо заняли Бунюэль и Дали.

Бретон принимал участие в политической жизни: в 1920-х он призывал сюрреалистов вступать в Коммунистическую партию, в 1930-х — встречался со Львом Троцким в Мексике. Андре устраивает по всему миру выставки сюрреалистического искусства, в США представления были чрезвычайно успешны — многие искусствоведы утверждают, что поп-арт вырос из зерна, брошенного выставкой сюрреалистов 1942 года.

Во время Второй Мировой войны Андре Бретон жил в США, где продолжал литературное творчество, вступил в полемику с Сальвадором Дали после того, как испанский художник заявил: «Сюрреализм — это я». В 1946 г. Бретон опубликовал во Франции множество своих работ, организовал ряд выставок. Все последующие годы он боролся за независимость движения от различных внутренних и внешних источников.

Андре Бретон умер 28 сентября 1966 г. во время обострения болезни дыхательных путей.

Самые известные работы

  • «Первый Манифест сюрреализма», 1924
  • «Надя», 1928
  • «Безумная любовь», 1937
  • «Аркан 17», 1945

Библиография

  • André Breton: Surrealism and Painting — edited and with an introduction by Mark Polizzotti.
  • Manifestoes of Surrealism by André Breton, translated by Richard Seaver and Helen R. Lane. ISBN 0472061828
  • Mauriac C., André Breton, P., [1949];
  • A. Breton (1896—1966) et le mouvement surréaliste, «La Nouvelle revue francaise», 1967, avr., No 172;
  • Carrouges М., A. Breton et les données fondamentales du surréalisme, [P., 1967].

Ссылки

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/9f6c768bcc23f7ca.html

Андре Бретон: биография, творчество

Когда в разговоре или тексте возникает слово «сюрреализм», первые ассоциации, которые приходят в голову, — это «живопись» и «Сальвадор Дали».

Для многих олицетворением модного в первой половине прошлого века направления является именно великий мистификатор. Однако сюрреализм начался, скорее, с поэзии, а затем уже получил развитие и в живописи.

Основоположником же направления считается Андре Бретон. Художник, писатель и поэт создал идеологию сюрреализма. И всю свою жизнь был его центром.

Андре Бретон: биография от рождения до Первой мировой

На свет французский писатель появился в 1896 году (19 февраля) в Нормандии. Родители мечтали о том, что их сын получит прибыльную профессию и станет уважаемым человеком.

Андре отучился в церковной школе, затем в колледже в Париже и, наконец, поступил в Сорбонну на медицинский факультет. И хотя Андре Бретон врачом так и не стал, зародившийся примерно в то время интерес к психиатрии он пронесет через всю жизнь.

Выводы и идеи, возникшие у него в процессе изучения и осмысления трудов Шарко, а затем Фрейда, в будущем станут одной из основ идеологии сюрреализма.

Поворотные моменты

Уже во время учебы Андре начал заниматься литературой. Во время Первой мировой он служил санитаром и в госпитале познакомился с Гийомом Аполлинером, известным поэтом, который несколько позже придумает слово «сюрреализм».

Затем последовала встреча с Филлипом Супо.

После возвращения в Париж по окончании войны Андре, Филипп, а также их товарищ Луи Арагон занялись активной литературной деятельностью, которая вылилась в создание нового стилистического направления.

После войны

Андре Бретон после демобилизации с головой окунулся в мир поэзии. Он восхищался произведениями Аполлинера, с удовольствием читал У. Блейка и Лотреамона, а параллельно продолжал изучать психиатрию.

В 1919 году Андре вместе с Флиппом Супо и Луи Арагоном открыл журнал «Литература». В это же время Бретон начинает участвовать в деятельности пропагандистов дадаизма, авангардистского течения, своей главной идеей считавшего планомерное разрушение любой эстетики. Он знакомится с основателем движения, Тристаном Тцара. Однако довольно быстро Андре «перерос» дадаизм.

К 1922 он отошел от этого направления и продолжил создание собственного стиля. В этом же году Андре Бретон, личная жизнь которого пестрила удачными и многообещающими событиями, в Вене встретился с Зигмундом Фрейдом. На поэта произвели большое впечатление опыты создателя психоанализа в области гипнотических снов.

Свое осмысление трудов Фрейда Бретон затем использует при разработке идеологии сюрреализма.

Новое направление

Первый сборник стихов Андре Бретон выпустил в 1923 году. Назывался он «Свет земли». А в следующем, 1924-м, он стал во главе группы, объединяющей художников и поэтов-сюрреалистов. В число приверженцев нового течения входили Пабло Пикассо, Франсис Пикабиа, Макс Эрнст, Поль Элюар и, конечно, Арагон и Супо, а также еще многие молодые деятели искусства.

К этому времени большая часть элементов сюрреализма уже сложилась, но новому направлению не хватало некоторой стройности и четкости. Андре с товарищами поражал публику драками и скандалами на выставках и в банкетных залах, эпатажными презентациями своего искусства.

Бретон, однако, достаточно быстро осознал бесперспективность художественного течения, в основе которого лежат такие способы самовыражения.

Манифест сюрреализма

Основные идеи нового художественного направления были изложены в первом Манифесте сюрреализма, который в 1924 году написал Андре Бретон. Цитаты документа обязательно и сегодня сопровождают любой текст об истории или программе этого течения.

Сюрреализм в переводе с французского — “сверхреальность”. Бретон определил его цель в своем Манифесте как возможно более тщательное устранение границы между сном и реальностью (и тут сложно не заметить созвучие идеям Фрейда).

Несколько позже, в очерке «Сюрреализм и живопись», Андре утвердит за новым направлением звание не художественного стиля, но образа жизни и мыслей, свободного от навязчивых и искусственных принципов логики и морали, присущих культуре того времени.

Главный метод

Бретон предложил своим товарищам и новый способ создания художественного произведения, прежде всего стихов и прозы. Им стало «автоматическое письмо» — метод свободного выражения мыслей без сдерживающего и ограничивающего контроля разума, эстетики или морали. С его помощью еще в 1920 году Андре Бретон совместно с Филиппом Супо написал «Магические поля», изданные в журнале «Литература».

В своем полном выражении «автоматическое письмо» должно было представлять собой творчество, не подверженное влиянию вкусовых предпочтений, субъективного восприятия, сиюминутного настроения. Оно свободно от внутренних и внешних воздействий, являет чистую мысль, без примесей и ограничений.

Идеолог сюрреализма смог преобразовать «автоматическое письмо» и для нужд изобразительного искусства. Андре Бретон картины в некотором смысле уподобил тексту. Под влиянием его идей знаменитые на весь мир и сегодня художники создавали свои шедевры.

Обратите внимание

У Бретона картин в привычном смысле этого слова практически нет. Можно вспомнить «Парацельса», игральную карту с изображением двух осминогов, созданную Андре перед отъездом в США, или «Surrealist landscape», написанный в период его увлечения дадаизмом.

Однако самые интересные графические работы автора — это так называемые стиховещи, воплощающие в себе синтез визуального искусства и поэзии. Слова в них заменялись на конкретные предметы. После многих экспериментов Бретон пришел к выводу, что образы гораздо лучше передают смысл.

Правда, свои стиховещи автор всегда снабжал словесными коментариями.

Авторитарный лидер

Бретон не отличался покладистым характером. Многие его соратники бунтовали против жесткости диктатуры лидера и покидали движение. На смену им всегда приходили новые. Так, Арагон и Супо уступили место Бунюэлю и Дали.

К тому времени (30-е годы прошлого столетия) журнал «Литература» получил новое название «Сюрреалистическая революция», в свет вышел роман Бретона «Надя», иллюстрированный автором (1928, одно из самых известных произведений автора), и уже упоминавшийся очерк «Сюрреализм и живопись» (1928), а также опубликовано эссе «Революция сначала и навсегда» (1925). Сюрреализм как непривычный, «свежий» стиль жизни и способ осмысления реальности стал распространяться во всем мире.

Новые адепты направления приносили с собой дополнительные силы и идеи. Влияние сюрреализма в целом и, в частности, Бретона на искусство только усиливалось. Значение Андре особенно ярко иллюстрирует тот факт, что после его смерти направление просуществовало сосем недолго, буквально несколько лет.

Последние годы

Во время Второй мировой войны Бретон жил в США, где продолжал творить и утверждать сюрреализм. Вместе с Дюшаном и Эрнстом он открыл Международную выставку искусств. В Йельском университете прочитал лекцию о сюрреализме. В 1945 году Бретон вернулся во Францию. Здесь он активно стремился воссоздать былое движение, однако попытки оказались тщетными.

После возвращения во Францию Андре участвовал в Парижских выставках, написал немало прозаических и поэтических произведений («Аркан 17», «Ода Шарлю Фурье», «Лампа в часах», «Поэмы» и так далее). Биографы также отмечают повышенный интерес идеолога сюрреализма в последние двадцать лет жизни к оккультизму. В 1966 году (28 сентября) он умер от воспаления легких.

Влияние

Легко понять, чем в первую очередь потомкам запомнился Андре Бретон. Картины с названиями и иллюстрации мастера найти не так уж и просто. Сегодня Бретон — прежде всего основоположник сюрреализма, поэт и прозаик, мастер слова.

Его влияние заметно во многих литературных течениях середины и конца прошлого столетия. Однако в работах мастера черпало вдохновение и продолжает делать это до сих пор большое количество художников.

Все, что создал Андре Бретон: картины, описание основных идей главного художественного направления первой половины 20 века, публицистические и поэтические произведения, — воплощало в жизнь принципы сюрреализма.

Бретон организовал новое течение, соединив настроения и тенденции культуры своей эпохи, и тем самым дал мощный творческий заряд для искусства будущего. Сюрреализм и сегодня вдохновляет большое число людей на создание новых работ в самых разных направлениях искусства, от живописи и кино до прозы и музыки.

Источник: https://autogear.ru/article/213/399/andre-breton-biografiya-lichnaya-jizn-kartinyi-s-nazvaniyami-i-opisaniyami-tsitatyi/

“Уж лучше жизнь” (Андре Бретон)

corrente_1

АНДРЕ  БРЕТОН

       Рассказывая о французской поэзии я, конечно же, не могу обойти молчанием это имя. Один из самых выдающихся поэтов Франции, основоположник сюрреалистического течения в литературе, Андре Бретон родился в городке Тиншебрей 19 февраля 1896 года в семье преуспевающего буржуа.

      У Андре не было братьев и сестер, поэтому родители дали своему единственному сыну лучшее классическое образование. Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских колледжей.

По окончании курса отправился в Сорбонну, где стал студентом медицинского факультета. Изучал медицину, предполагая заниматься в дальнейшем психиатрией, однако вскоре занялся литературным творчеством, стал писать стихи.

Учителями он считал Стефана Малларме и своего друга Поля Валери.

Важно

       В 1915 году был мобилизован и на фронте познакомился с Аполлинером – поистине, судьбоносная встреча. Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон, еще один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.

      После демобилизации возвращается в Париж и включается в литературную жизнь. Он входит в окружение Гийома Аполлинера, чью поэзию высоко ценит. В 1919 году сближается с Тристаном Тцара и другими дадаистами, переехавшими во Францию из Швейцарии (движение зародилось в Цюрихе.). Вместе с друзьями участвует в эпатажных дадаистских манифестациях.

      В 1924 году Бретон возглавил группу молодых поэтов и художников (Луи Арагон, Филипп Супо, Поль Элюар, Бенжамен Пере, Робер Деснос, Макс Эрнст, Пабло Пикассо и др.), которые стали называть себя сюрреалистами, пользовался у них непререкаемым авторитетом.

Читайте также:  Сочинения об авторе верн

В том же году опубликовал первый “Манифест сюрреализма” (“Manifeste du surrealisme”), где сюрреализм определялся как «чистый психический автоматизм, при помощи которого предполагается в устной или письменной форме, или каким-либо иным образом передавать реальное функционирование мысли», как «диктовка мысли вне всякого контроля разума, вне каких-либо эстетических и нравственных соображений». Бретон требовал полного разрушения всех существовавших до того психических механизмов и замены их механизмом сюрреалистическим, единственно возможным для постижения высшей реальности и для решения кардинальных вопросов бытия.

      Как основатель сюрреализма, Андре Бретон оказал огромное влияние не только на поэтов и писателей, но и на художников того периода. Так, в течение нескольких десятилетий молодые живописцы Франции, да и других стран, создавали художественные полотна, основываясь на теории сюрреализма.

      Характер поэта был непростым и авторитарным, и именно по этой причине многие ученики из его окружения со временем отдалились от него. Но эти изменения только придавали сюрреализму новые силы: место ушедших от Бретона Луи Арагона и Филиппа Супо заняли Бунюэль и Дали.

Бретон вообще всегда был очень активен в социальной жизни, участвовал в различных радикальных движениях, и даже одно время был членом компартии Франции, вступив в нее в 1927 году вместе с Луи Арагоном и Полем Элюаром (был исключен из нее в 1933 году, в том числе и за критику замалчивания сталинских репрессий).

Во время Второй мировой войны эмигрировал в США, по окончании вернулся во Францию и продолжал литературную деятельность, кроме того, увлекался алхимией и оккультными науками. 

Совет

     Литературными шедеврами поэта по праву считаются книга «Сообщающиеся сосуды» (1932 г.), таинственный роман «Надя» (1928 г.), патетические дилогии «Магическое искусство» (1957 г.), а также книги «Бешеная любовь» (1937 г.) и «Аркан 17» (1945 г.)

     Сюрреализм Андре Бретона привлекает и подкупает своего рода уличной дерзостью, жесткой критикой помпезной эстетики и этики буржуазного общества – общества «спектакля». Его поразительный талант говорить не так, как все, делает его одной из самых значимых фигур французской литературы двадцатого века.

    Умер Андре Бретон 28 сентября 1966 года во время обострения болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль.

    Я приведу здесь три известных стихотворения Бретона, которые, благодаря удачным переводам, ярко характеризуют его стиль. А мое самое любимое – «Все школьницы разом».

                                                   Уж лучше жизнь

 Уж лучше жизнь чем плоские эти призмы кричащие краски

 Чем эти смутные времена и жуткие эти машины

                            в которых бьётся холодный пламень

 Чем перезрелый камень

 Уж лучше сердце – опасная бритва

 Чем бормочущий пруд

 Чем растекающийся по воздуху и по земле белый туман

 Чем брачный благовест который окрутит меня со вселенской суетой – 

    Уж лучше жизнь

 Уж лучше жизнь с путаницей простыней

 С рубцами побегов

 Уж лучше жизнь уж лучше круглый витраж над могилой моей

 Жизнь и рядом другой человек просто рядом другой человек

 Чтобы звучало ТЫ ЗДЕСЬ и в ответ раздавалось ТЫ ЗДЕСЬ

 Увы меня здесь в сущности нет

 но все же пускай мы и смерть превратим в игру –

 Уж лучше жизнь уж лучше жизнь достопочтенное Детство

 Лента которую из кармана тянет факир

 Похожая на рельсу по которой куда-то пятится мир

 Даже если солнце – просто обломок затонувшего корабля

 Все равно оно похоже на женское тело

 И мыслишь провожая взглядом всю траекторию

 Или просто закрыв глаза на таинственную грозу что зовется твоею рукой –

    Уж лучше жизнь

 Уж лучше жизнь с ее залами ожидания

 Где знаешь что все равно тебя не допустят внутрь

 м чем эти хоромы для омовений

 Где тебя окрутят под видом услуги и неги

 Уж лучше жизнь бесприютная длинная

 Чтобы книги запирались на самых надежных полках

 Чтобы там было лучше легче вольнее –

    Уж лучше жизнь

 Уж лучше жизнь презрительная подоплека

 Этой разительной красоты

 Как противоядие совершенству которое так желанно и так жестоко

 Жизнь это девственные листы подорожной

 Городишко навроде онт-а-Муссона

 и поскольку сказалось все раз навсегда –

    Уж лучше жизнь     

               Совершенно белые мужчина и женщина

 Я вижу волшебных проституток укрывшихся под зонтами

 Их платья древесным цветом слегка поджелтил фонарь

 Они гуляют а рядом свисают лохмотья обоев

 Сердце щемит как посмотришь на этот полуразрушенный дом

 На беломраморную раковину слетевшую с каминной доски

 На смутные вереницы вещей в зеркалах вставших за ними

 Кварталом где бродят они овладевает

 Великий инстинкт сгоранья

 Они подобны опаленным цветам

 Далекий их взгляд взвивает камни вихрем

 Но сами они неподвижны и пропадают

 В сердцевине этого смерча

 Для меня ничто не сравнится со смыслом их вялых мыслей

 Свежестью ручья куда они окунают тень своих остроносых

 ботинок

 Плотностью летучих клочков сена их затмивших скрывших из

 виду

 Я вижу их груди последние капельки солнца в глубоком мраке

 Они опадают вздымаются и этот ритм единственная

 Точная мера жизни

 Я вижу их груди и это звезды

 Качающиеся на волнах

 Их груди внутри которых всегда рыдает незримое синее

 молоко

                                            Все школьницы разом

Часто ты вонзая в землю каблук говоришь как если бы

На кусте раскрывался цветок дикого

Шиповника кажется целиком слитого из росы

Говоришь Все море и все небо ради одной

Детской счастливой сказки в стране пляски а лучше ради

Одного объятия в тамбуре поезда

Летящего в тартарары сквозь пальбу на мосту а еще лучше

Ради одной бешеной фразы из уст

Глядящего на тебя в упор

Окровавленного человека чье имя

В отдалении перелетает с дерева

На дерево то появляясь то исчезая среди

Нескончаемых снежных птиц

Одной фразы Где же всё где

И когда ты так говоришь все море и все небо

Рассыпаются брызгами словно

Стайка девочек по двору интерната

С очень строгими правилами поведенья

После диктанта в котором они быть может

Вместо «вещее сердце»

Написали «вещи и сердце»

Источник: https://corrente-1.livejournal.com/11321.html

Андре Бретон – биография, список книг, отзывы читателей

Вот же ж ёжики зеленые!
Это было сильно, при том очень.

Книгу я начинала дважды. В первый раз прочитала процентов 10 и поняла, что ничего я не поняла, а поэтому нужно ее отложить. Перед вторым заходом прошла предварительную подготовку – прочитала в чем хоть суть произведения, а то тут нет даже аннотации. И после этого часть непоняток стала на свои места.

Так что перед прочтение все таки советую немного углубиться в историю написания. Итак, это произведение яркий представитель сюрреализма в литературе, и в частности – применение метода так называемого автоматического письма. Тут меня тоже ждало разочарование, оказывается не совсем правильно понимала данное понятие.

И если кому интересно, то вот что говорит вики:”Автомати́ческое письмо́ (от греч. autоmatos — самопроизвольный) — процесс (или результат) письма, который предположительно является результатом бессознательной деятельности пишущего.

Индивид при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса, или же находиться в полном сознании и контролировать всё, кроме движения своей руки. “.

Исходя из всего вышеизложенного возвращаемся все таки к Бретону и его “Магнитным полям”. Итак, попытка чтения №2.

Теперь уже текст воспринимается ни как “Что за бред?”, а ” это же сюрреализм, автописьмо, наверное так и нужно”. Но, все равно мало что понятно.

Почему? Да потому что текст хаотичен, ты постоянно переключаешься между какими-то образами, и это действует несколько угнетающе, потому как из-за скорости и обилия этих образов в голове так и не успевает сформироваться цельная картинка (а может ее и не должно быть?). И в том случае, если ты возвращаешься к тексту, то все равно теряешься, потому как предыдущее опять затирается. А еще, у книги есть главы, и они объединены по какому-то смыслу, тут мне тоже очень сложно судить по какому.

Обратите внимание

Но как бы там ни было, у меня есть в этой книге любимые моменты, дада. И чтобы вы поняли, стоит вам читать это творение или нет, я приведу небольшой отрывок из главы “Изречения рака-отшельника”.

“Молодые ростки”Театральная рампа или перилаВ виде настурцийНа сцене песок с разноцветными островками для национальных гимновНе смешноКомпромисс за компромиссомКрасивые отпечатки пальцев на календареКороль сентиментальных лугов шляпы-цилиндры в роли плакучих ив

То есть король негр.

Так что, если что – крепких нервов и приятного чтения!

#ФиА1_2курс (часть 1)

Источник: http://readly.ru/author/17276/

Андре Бретон. Подробная биография

Андре Бретон – французский писатель, основоположник сюрреализма – родился 19 февраля 1896 года в нормандском городе Теншбре (Франция) в буржуазной семье.

Отец Андре некоторое время прослужил в канцелярии жандармерии, однако работа в государственном секторе была непродолжительной: вскоре он устроился в частную контору. У Андре не было братьев и сестер, поэтому, вполне предсказуемо, родители постарались дать единственному сыну классическое образование, открывающее дорогу к престижной и доходной профессии.

Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских коллежей, чтобы по окончании курса отправиться в Сорбонну, где стал студентом медицинского факультета.

В 1915 юный врач был мобилизован: Первая мировая война вносила определённые коррективы в жизнь каждого француза.

Уже на фронте Андре, служивший санитаром, познакомился с известным поэтом Гийомом Аполлинером. Эта встреча стала поистине судьбоносной для начинающего психолога Бретона: Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон, ещё один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.

В 1919 в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля», написанное с применением нового метода творчества — автоматического письма. Именно эта работа стала предвестником сюрреализма: многие элементы этого художественного направления проявились уже в 1919.

Вокруг Бретона сформировался кружок талантливых эпатажистов: Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Начиная с 1920, они стали устраивать шокирующие презентации своих работ, регулярные драки на банкетах, многочисленные скандалы. Буржуазная публика с опасениями следила за приключениями молодых поэтов.

Так, в мае 1921 Бретон представил парижской публике в галерее «Сан Парей» («Au sans Pareil») творчество Макса Эрнста (картины, коллажи, рисунки) — и сделал это в типично дадаистском духе.

Представление проходило в подвальном помещении с выключенным светом, кто-то постоянно оскорблял присутствующих, Бретон то и дело зажигал спички, Рибмон-Дессень (Ribemont-Dessaignes) периодически кричал «капает на череп!», Арагон мяукал, Супо играл с Тцара в прятки, и т. д.

Важно

Каталог выставки вышел с предисловием Бретона, а сам Макс Эрнст не смог приехать, так как ему не давали французскую визу.

Бретон отлично понимал, что стихийность и перманентное бунтарство не смогут стать фундаментом новой художественной платформы.

После публикации первого Манифеста сюрреализма, состоявшейся в 1924, движение сюрреалистов обрело ясную программу, декларативно изложенную в документе, и вождя, которым стал Андре Бретон.

Затем последовал памфлет «Труп», в котором Бретон и товарищи радовались смерти Анатоля Франса, которого они называли «последним стариком французской литературы».

Лидерство Бретона приобретало всё более авторитарный характер: скандалы и склоки затронули сюрреалистический кружок. Группу покинули ближайшие соратники Бретона Роже Витрак и Филипп Супо.

Однако творческая деятельность становилась все более продуктивной: в доме Бретона на улице Фонтэн было открыто Бюро сюрреалистических исследований, стали издаваться многочисленные сюрреалистические журналы. Идеи движения стали поистине интернациональными: кружки, подобные бретоновским, стали открываться в других европейских столицах.

Интересно отметить, что постоянная ротация состава, столь характерная для окружения Бретона, приносила свои плоды. Молодая кровь, казалось, придавала сюрреализму новые силы: место Арагона и Супо заняли Бунюэль и Дали.

Бретон принимал участие в политической жизни: в 1920-х он призывал сюрреалистов вступать во Французскую коммунистическую партию (членом которой был с 1927 до исключения в 1933 и последовавшего конфликта с Ильёй Эренбургом на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935), в 1930-х — встречался со Львом Троцким в Мексике. Андре устраивает по всему миру выставки сюрреалистического искусства, в США представления были чрезвычайно успешны — многие искусствоведы утверждают, что поп-арт вырос из зерна, брошенного выставкой сюрреалистов 1942 года.

Совет

Во время Второй мировой войны Андре Бретон жил в США, где продолжал литературное творчество, вступил в полемику с поддержавшим режим Франко Сальвадором Дали после того, как испанский художник заявил: «Сюрреализм — это я».

В 1946 Бретон опубликовал во Франции множество своих работ, организовал ряд выставок. Все последующие годы он боролся за независимость движения от различных внутренних и внешних источников. Одновременно он с единомышленниками и после войны продолжал участвовать в леворадикальном движении, сотрудничая с рядом троцкистских групп, а также анархо-синдикалистами и платформистами из Анархистской федерации (носившей с 1953 года название Федерации либертарных коммунистов), отказываясь примыкать к какой-то одной стороне в многочисленных расколах и дроблениях. Бретон выступал активным противником колониализма, войн в Индокитае и Алжире, в частности, подписал «Манифест 121», в котором известные французские интеллектуалы обличали подавление Францией освободительного движения в Алжире.

Читайте также:  Краткая биография мамин-сибиряк

Андре Бретон умер 28 сентября 1966 года в Париже во время обострения болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль.

Самые известные работы:
«Магнитные поля», совместно с Филиппом Супо, 1919
«Манифест сюрреализма: Растворимая рыба», 1924
«Надя.

Женщина, преобразовавшаяся в книгу», 1928-1963
«Второй манифест сюрреализма», 1929
«Сообщающиеся сосуды», 1932
Сборник эссе «Рассвет», 1934
«Безумная любовь», 1937
поэма «Фата Моргана» (1940, запрещена во Франции правительством Виши)
«Пролегомены к третьему манифесту сюрреализма, или Нет», 1942
«Аркан 17», 1945
«Лампа в часах», 1948

Биография

Произведения

  • Все школьницы разом
  • Мы знаем приближение грозы
  • Уж лучше жизнь

Критика

Ключевые слова: Андре Бретон, André Breton, Манифест сюрреализма, сюрреализм, биография Андре Бретона, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 20 в, жизнь и творчество Андре Бретона

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20181211-biografiya-andre-bretona

Андре Дерен – Краткая биография художников – Изобразительное искусство

Самый первый авангардист на Земле.

Андре Дерен (10.06.1880 – 08.09.1954) – французский живописец, один из главных представителей фовизма. Путь Дерена как художника – это череда столкновений с исторически сложившимися художественными традициями, например классицизмом.

Дерен родился в парижском пригороде Шату в семье кондитера.

В 1895 он закончил среднюю школу и был награжден премией за вьщающиеся успехи по рисованию и естественным наукам. Избрав для себя профессию инженера, поступил на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже.

Свободное время он посвящал искусству: ходил в находящийся неподалеку Лувр, изучал там живопись XV столетия, делал зарисовки на пленэре берегов Сены и брал уроки живописи. В 1898 Дерен поступил в “Академи-Карьер”, где познакомился с Анри Матиссом, и решил сделать живопись своей профессией.

1900: Путь к фовизму.

В 1900 Дерен познакомился с художником Морисом де Вламинком, вместе с которым открыл в Шату мастерскую. В период трехлетней воинской службы (1901-1904) времени для занятий живописью у него было достаточно, тогда же появились такие его работы, как, например, “Бал в Сюрезне” (1903), где он изображает себя среди группы солдат на танцевальной вечеринке.

Лето 1905 Дерен провел с Матиссом и Полем Синьяком в Коллиуре, где писал экспрессивные картины-ландшафты.

Подобно его коллегам-художникам Раулю Дюфи, Матиссу и Вламинку, он отказался от разделения цветов на цветовые оттенки, характерного для работ большинства импрессионистов.

Когда в 1905 эти художники выставили свои работы в “Осеннем салоне”, критик Луи Воксель отметил, что пространство в них напоминает клетку для диких животных – “cage aux fauves”. Таким образом, представители этого направления в живописи (французского варианта экспрессионизма) получили наименование “дикие” (Fauves).

После того как в 1906 Дерен увлекся африканским пластическим искусством, он начал работать с неправильными и искаженными изображениями. Такова, например, работа “Лондонский мост” (1905/06), а также работы, появившиеся во время его пребывания в Л'Эстаке (Прованс) – например, “Л'Эстак” (1906).

1907: Обращение к кубизму.

Обратите внимание

В 1907 под впечатлением работ Сезанна и экспериментов Пабло Пикассо и Жоржа Брака Дерен обратился к кубизму. Параллельно с этим он работал над классическими ландшафтами и натюрмортами. Его цветовая палитра стала менее яркой и контрастной.

С 1911 Дерен создал по заказам владельца галереи Даниэля-Анри Канвайлера 33 натюрморта, которые, хотя и сильно приближенные к работам Брака и Пикассо, работавших в стиле кубизма, тем не менее были связаны с историческими традициями живописи прошлого. В своем так называемом готическом периоде творчества Дерен перерабатывал элементы живописи XV столетия.

Формально художник придерживался классических норм и своей реалистической манерой изображения предвосхитил неореализм.

1914: Неоклассицизм. После первой мировой войны, которую Дерен прошел простым солдатом, он стал ориентироваться на неоклассицизм, а тематикой его работ стали обнаженные натуры.

Кроме того, в 1919 он иллюстрировал сборник стихов Андре Бретона “Mont de piete” (“Гора благочестия”) и создал свою первую оформительскую работу для сцены (декорации к пьесе Поля Клоделя “Объявление”). Большим успехом Дерена были также декорации и костюмы, созданные для “Русского балета” Сергея Дягилева.

С середины 20-х Дерен посвятил себя живописи ландшафтов, бросив вызов работам Клода Лоррена и Николя Пуссена. Однако его картины, по отзывам критиков, были обречены на неудачу из-за их безнадежного консерватизма.

1941: Во время второй мировой войны. В 1935 Дерен приобрел дом в Шамбурси, откуда уехал после того, как немцы оккупировали Францию (1940).

Он жил в Париже, иногда у жены Алисы Принсе (бракосочетание в 1907), иногда у своей модели, которая впоследствии родила ему ребенка. Предложения работать на нацистов он поначалу отвергал, но в 1941 принял приглашение посетить Германию, устроенное нацистами с пропагандистскими целями. По окончании второй мировой войны Дерен получил клеймо коллаборациониста и практически перестал появляться в обществе. Чувство одиночества отражает темная палитра его последних картин, таких, как “Угрюмый пейзаж” (ок. 1952). С 1953 вследствие болезни глаз у Дерена стало резко ухудшаться зрение. В 1954 74-летний Дерен погиб в парижском пригороде Гарше в автокатастрофе.

Первые шаги в живописи

Важно

В академии Камилло, куда поступил Андре (1898), произошло его знакомство с Матиссом, который сразу оценил талант и трудолюбие Дерена. Именно Матисс вводил юного живописца в мир искусства: знакомил с художниками, галеристами, рекомендовал посещение музеев и выставок.

Под влиянием старшего друга Дерен стал завсегдатаем Лувра, копировал великих мастеров, набирался опыта. Но по-настоящему подружился Дерен с художником-самоучкой Морисом Вламинком. Их объединяло то, что оба родились в Шату и постоянно ездили туда из Парижа.

Они вместе арендовали заброшенный ресторан у себя на родине, оборудовали там мастерскую. Сошлись они и по многим вопросам искусства. Вместе писали пейзажи, вместе посещали галереи и выставки, горячо их обсуждали.

По мнению Матисса, настороженно относившегося к новому другу Дерена, Вламинк был слишком шумен и эпатажен.

Служба в армии

Три года (1901 – 1904) Дерен служил в армии. В это время он много читал, рисовал, написал пьесу и начал работу над романом «Три ласки». Его юмористические рисунки Вламинк пытается опубликовать в журналах «Улыбка» и «Смех».

Влияние Матисса. Рождение фовизма

После армии Дерен возвратился в Шату, но материальное положение не позволило ему продолжить образование. Матисс приходит на помощь. Он делает визит к родителям Дерена, чтобы убедить их в том, что талант их сына очевиден, что его ждет успех.

Для солидности Матисс взял с собой свою жену Амели, чтобы своей респектабельностью расположить к себе родителей Дерена. Это возымело эффект: они поверили словам Матисса и помогли сыну материально.

В 1905 году по ходатайству Матисса Дерен впервые выставил восемь своих картин.

Четыре из них были проданы по пятьдесят франков, причем три купил русский ценитель живописи Иван Морозов. Летом того же года по приглашению Матисса Дерен уехал работать на побережье Средиземноморья, где неустанно экспериментировал, пытаясь найти свой стиль, свой путь. Его хаотичные мазки, капли и линии создавали удивительные контрасты и диссонансы.

Совет

Матиссу понравился этот метод, и он подхватил его. Это было что-то абсолютно новое. Придуманный Дереном метод вошел в историю мировой живописи под названием фовизм.

Выставки. Заказы

Конец 1905 года был ознаменован тем, что Дерен стал полноправным участником парижских выставок.

Сначала – в галерее Берты Вейль, где публика недоумевала и посмеивалась над его картинами, а потом – перед закрытием Осеннего Салона Амбуаз Воллар, арт-диллер, купил все картины (89) и рисунки (80) Дерена, что были у него в мастерской, заплатив за все 3300 франков.

Вслед за этим Воллар сделал заказ росписи ваз и тарелок работы гончара Андре Меттея. Кроме того, Воллар заказал Дерену серию пейзажных берегов Темзы. Для этого художник на несколько недель уехал в Лондон, где написал тридцать картин, из них сохранилось 29.

Сотрудничество с Пикассо

Возвратившись из Лондона. Дерен участвовал в Салоне Независимых, выставлялся в Гавре в составе Группы Современного Искусства. Весной 1906 г. Гийом Аполлинер познакомил Дерена с П. Пикассо, после чего Дерен уехал в Париж и снял мастерскую неподалеку от жилья Пикассо. Особенно тесной их дружба стала в 1906 г.

Они много работали, спорили, обсуждали. В кругу их внимания – творчество Сезанна, Поля Гогена, который вдруг открылся молодым художникам, поскольку раньше, еще при жизни, почти не выставлялся и был не знаком публике.

Творчество Гогена вдохновило художников на занятия печатной графикой.

Инициативу изъявил Дерен, выполнив 25 ксилографий, изображавших танцующих женщин. Потом друзья занялись резьбой деревянной скульптуры. Несколько его барельефов приобрел Амбуаз Воллар и Поль Гийом. Большой успех был у фигурной композиции Дерена «Купальщицы». Пикассо настолько восхищался этой работой Дерена, что купил в 1908 г.

у него маленький этюд ко второй версии композиции.

В 1907 г. Пикассо познакомил Дерена с его будущей женой Алисой Принсет. По ходатайству Пикассо Дерен заключил контракт с дилером Канвайлером, благодаря чему приобрел материальную стабильность.

Обратите внимание

Но вскоре художника настиг творческий кризис и депрессия, и в результате он уничтожил большинство своих картин.

Международное признание

Кризис закончился.

Дерен снова стал много работать и вскоре его картины стали выставляться в крупнейших городах Европы (Прага, Дюссельдорф, Мюнхен, Берлин, Москва, Петербург и др.) В 1913 г. его работы показывают на Арсенальной выставке Нью-Йорка и Бостона.

Годы Первой мировой

Когда началась Первая мировая война. Дерен отправился на фронт, где участвовал во многих боях. Однажды немецкий журналист напечатал сообщение о том, что Дерен погиб.

Эти сведения, к счастью, оказались ошибкой, а Дерен даже серьезных повреждений избежал на этой войне.

Но четыре с лишним года, проведенные в постоянной близости от смерти, крови и человеческих бед, серьезно отразились на эмоциональном состоянии Дерена.

После войны. Премия Карнеги

Демобилизовавшись после войны в 1919 г. Дерен возвратился в Париж и возобновил работу. Затем в Лондоне он создал декорации, костюмы и авансцену к балету «Волшебная лавка» (муз. Россини), сотрудничал с Пикассо и Матиссом, работающими над другими балетами.

Он выполнял частные заказы, подписывал новые контракты, участвовал в выставках. В 1920 – 1924 годах о Дерене вышло четыре монографии. Он стал по-настоящему модным художником.

В 1928 г. Дерен был удостоен престижной премии Карнеги. Это еще больше повысило его репутацию как художника.

Важно

Он снова активно выставлялся на многочисленных международных выставках Европы и Америки.

В Шамбурси

В 1929 г. Андре Дерен купил в Шамбурси дом, куда перевез свою семью (прожив 20 лет вместе, Алиса Принсет и Дерен официально оформили отношения в 1926 г.). В 1935 г. художник продал недвижимость в Париже и уединился в Шамбурси. Но в выставках по-прежнему участвовал, работал для театральных постановок.

Французский скульптор, а так же график, керамист, декоратор и художник Андре Дерен родился в 1880 году недалеко от Парижа, где и получил художественное образование. Источником вдохновения для Дерена являлись работы Мориса Вламинка, а позднее картины Анри Матисса, которые оказали самое значительное влияние на становление живописного стиля молодого художника.

Картины Андре Дерена написаны в духе фовизма, для которого характерны сильная эмоциональная подача произведения за счет использования динамичных стихийных мазков и ярких чистых контрастных цветовых сочетаний. При этом фовисты стремились свести форму к простейшим очертаниям и отказывались от объема, свето-тени и линейной перспективы.

Создавая пейзажи Дерен стремился передать бурную и стихийную жизнь природы. За счет преобладания в работах интенсивных цветов, использовании контрастов, чистого колорита и крупных пятен его произведения очень декоративны. Впервые картины Андре Дерена были замечены публикой на Осеннем Салоне, проходившем в Париже в 1905 году.

Выставленные полотна отличало смелое использование резких интенсивных цветов и крайне обобщенного рисунка. Работы демонстрируют тонкое знание цвета и рисунка, что присущее всему фовизму в целом.

Позднее художник начинает экспериментировать с пространством, а точнее с его построением, к чему его подвигло увлечение Сезанном.

Композиции на картинах Андре Дерена становятся рационалистически чёткими, а формы приобретают весомость и геометричность. По цветовому решению произведения намного сдержаннее и даже хмурые, а основной колорит, использующийся мастером находится в палитре зеленовато-бурых, серых и свинцовых оттенках.

Постепенно в творчестве Дерена начинают преобладать застылые и сумрачные образы, а темами его работ все чаще становятся тоскливые и однообразные будни провинции.

Совет

К 20-м годам картины Андре Дерена явственно отражают собственный стиль, для которого характерен классический рисунок, строгое и бесстрастное настроение. Именно это и прославило художника, как одного из значимых художников современности.

Источник: https://xn—-7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai/art/2-kratkaya-biografiya-hudojnikov/1445-andre-deren

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector