Владимир Чивилихин – биография, список книг, отзывы читателей
Владимир Алексеевич Чивилихин – советский писатель и общественный деятель середины 20 -го века. Его книги были опубликованы в многотысячных тиражах.
А главным творением автора считается “Память” книга, которая сыграла огромную роль в сознании советских граждан в середине 80-х годов прошлого столетия.
Центральными произведениями писателя являются: “Про Клаву Ивановну”, “Елки – моталки”.
Родился Владимир Алексеевич в 1928 году в г. Мариинск. А уже через год семья Владимира переезжает в г. Тайга. Здесь он проводит школьные годы. После чего поступает в Тайгинское училище паровозного строительства. Некоторое время он проработал мастером в Узловой.
Детство его было довольно сложным. Отец погибает в 1938 году. С 13 лет писатель начинает работать слесарем в железнодорожном депо. Первые работы писателя появляются в 1946 году.
В послевоенное время семья переехала в Чернигов в Украину. Здесь происходит встреча писателя и Барановского, известного реставратора. В дальнейшем эта встреча сыграла огромную роль для самого Чивилихина. Опасения за свободу и жизнь писателя, уже были тогда. В круг интереса читаемой литературы советские книги не входили. Все больший интерес он проявлял к западной литературе.
По воспоминаниям самого писателя, он любил ходить в читальные залы. По рекомендации сотрудника библиотеки увлекся чтением книги “Слово о полку Игореве”. Активно изучал историю Чернигова.
Почерпнутые знания из этой книги он посвятил в книге “Память”, где писал: “не могу себе представить, как бы сложилась моя жизнь, если бы своевременно не познакомился со «Словом о полку Игореве». А в 1954 году заканчивает факультет журналистики в МГУ. И на длительный срок (10 лет), по распределению посвящает себя журналистики, работая в “Комсомольской правде”.
Он оказался убежденным последователем Леонова, встреча с которым состоялась в Переделкино. Своим главным наставником и учителем Владимир Алексеевич всегда считал именно Леонова.
Важнейшими особенностями во всех произведениях Чивилихина можно выделить документальность и подчеркнутую публицистичность. Именно документальным фактам он уделял время на изучения, впоследствии критикуя тех, кто видоизменяет исторические факты в произведениях.
Тяга автора к публицизму явились следствием очерков и путевых заметок о природе, которые были использованы в книге “Любит ли она тебя?”. Резюмируя книгу, автор задается вопросом о любви к самой природе.
Его взгляды приводят к четкому осознанию человека, что любить мало, и взывает читателя активно защищать и беречь природу.
А после поездки в Сибирь им была написана повесть “Серебряные рельсы”. В основе повести – мемуары из дневника участника геологической экспедиции Кошурникова. В 1942 году все члены данной экспедиции погибли в Саянах. Таким образом, документальные факты и повествование писателя составили основу книги.
В 50- х годах писатель совершает несколько поездок в Воркуту, на строительство железной дороги в Сибирь и Ленинград к студентам Лесотехнической академии, они так же как и публицист, занимались проблемой сохранения сибирского кедра.
Писательская деятельность Чивилихина начинается в 1957 году. Дебютировал он, как автор книги “Живая сила”, повествующая о лесоводах Заполярья.
Дневник подростка из города Бахмач, Толи Листопадова, начатый 22 июня 1941 года, был закончен с окончанием оккупации.
Он стал источником документальной повести “Здравствуй мама!” В повести нет места вымышленным персонажем. Все герои -прототипы реальных людей в годы Великой Отечественной войны.
В 60 – е годы автор перестраивает свои очерки документализма и больше уделяет времени повествованию. Им пишутся такие книги: “Про Клаву Иванову”, “Елки – моталки”, “Над уровнем моря”.
Отдельное внимание Чивилихин уделяет повести “Про Клаву Иванову”, точная передача духа времени и атмосферы тех событий, характер героев и имитация событий. Действия разворачиваются в железнодорожном депо.
Все участники книги описаны сквозь призму восприятия рабочего Петра Жигалина.
А еще он участвовал в борьбе за сохранность живой природы озера Байкал, итогом стало написание статьи “Светлое окно Сибири”, повествующее о вреде строительства целлюлозного комбината, в журнале “Октябрь”. Также Владимир Алексеевич был инициатором создания кедрового питомника в Сибири.
В 1969 году наступает период запретов творчества писателя. Анатолий Сафронов дал команду уничтожить весь тираж книги очерков “Земля в беде”.
Ведь Чивилихин являлся автором скандального письма Леониду Брежневу, в котором указывалось на некомпетентность принятия поправок в земельное законодательство представителями Верховного Совета, в пункте об отчуждении леса от земли.
В 1970 годах автор взялся за написание романа “Дорога”. Уже в процессе написания появилась новая идея создания книги – “Память”. Последней его работой стала книга “Память”. В центральном произведении своего творчества Чивилихин полностью меняет стиль написания.
Ему больше не интересно описывать современников, вступать с ними в литературный спор. Писатель посвящает себя прошлому и великому. Так, по его мнению, сама история – это царица всех наук, которая сумела связать и прошлое, и настоящее и будущее.
Это великое наследие, которое досталось нам от предков, мы должны сохранить и учесть опыт прошлых ошибок, писал автор.
“Память”- попытка путешествия в прошлое, анализ исторических событий, нераздельно связывающих историю Руси. Писатель подымает философские, этические проблемы прошлого и настоящего. Изучение отдельных материалов для своего романа, вызывают резкое несогласие Чивилихина с норманнской теорией, евразийской идеей, и т.д.
Патриотическая позиция автора в романе соединяет в одно целое произведения писателя и историю, такую далекую и в тоже время близкую. В книге можно определить несколько основных глав, тематических блоков: восстание декабристов, период татаро-монгольского нашествия и борьба с ними.
Роман наполнен многими ответвлениями, в нем показана история человеческой судьбы сквозь призму времени, воин, бедствий. Приведены конкретные примеры.
В научный словарь входят все новые имена и факты. Выводы писателя базируются на многолетнем опыте прочтения собранных материалов. Отдельное внимание в книге уделяются декабристам в лице Н. Мозгалевского и П. Выгодовского. Чивилихин возвращает в историю литературы 19 столетия имя писателя Соколовского.
Автор обнаруживает глубинные познания в истории средневековой Руси. Он свободно ориентируется в средневековых летописях. Публицист активно анализирует главы книги “Слово и полку Игореве” и высказывает мысль, что сам князь Игорь мог стать автором великого труда. Именно этот труд написан с глубоким уважением к русской культуре.
Некоторые заметки не вошли писателем в книгу “Память”.
Центральное произведение своего творчества “Память”, писатель называет “романом-эссе”. В критике была выдвинута книга на несколько номинаций (исторический роман, роман-синтез, историческое повествование эссеистического типа).
Также в романе были использованы в большом объеме научные работы Олега Михайловича. Роман стал историко-познавательным. Сама книга вышла в 2-х изданиях.
Первое было опубликовано в “Романе газете”, а вторая часть вышла до смерти писателя, еще при его жизни.
Вторая часть книги “Память” была удостоена Государственной премии СССР. Произведение полно критики в адрес Гумилева, за утверждения последнего о симбиозе Великороссии с Золотой Ордой. Сам роман представляет, скорее всего, размышления автора на темы ранней истории Руси. Книгу относят к научно-исследовательским работам.
Позже Чивилихин признавался, что во время изучения материалов, провел много времени за литературой описывающей истоки формирования древнего славянского государства.
Он был разочарован тем, что предвзято относились к истории возникновения славянских народов. Видел в декабристах символ нравственного величия. К сожалению, некоторые взгляды писателя оказались ошибочными.
К примеру, в декабристах он видел только позитив, не понимая, что для России они были олицетворением разрушительных перемен.
Писатель является лауреатом Госпремии СССР за его произведение “Память”. Известной повестью автора является книга “Серебряные рельсы”, в которой упоминается об экспедиции Александра Кошурникова в восточном Саяне.
Скончался писатель в 1984 году в Москве. Он был удостоен множества премий при жизни, опровергал историю, которую переписывали его соотечественники, изучал возникновение государства Русского. Вершины его научных трудов были воплощены в тезисы романа “Память”.
Источник: http://readly.ru/author/13453531/
Презентация “Владимир Чивилихин – великий сын Земли Мариинской”
Учитель русского языка и литературы
Пьянова Оксана Николаевна.
МБОУ«Красноорловская СОШ»,
Кемеровская обл., Мариинский район
Внеклассная работа
Презентация « Владимир Чивилихин – великий cын земли Мариинской»
Цель: Воспитывать духовно-нравственные качества личности в аспекте реализации национально-регионального компонента.
1блок. Биография и творчество писателя
Мариинская земля богата яркими личностями. Не раз она дарила миру людей, которые своей жизнью прославили Кузнецкий край. В их ряду – писатель Владимир Алексеевич Чивилихин, неразрывно связавший свое творчество с Сибирью, её людьми и природой. (слайд 1)
Сибирь – особое место для Владимира Чивилихина. Это его заветная земля. Это его малая родина. Он писал: « Осенью птицы улетают на юг, в тёплые края, а меня почему – то тянет на восток, в Сибирь. Вначале я думал, что это обыкновенная ностальгия, тоска по родимым местам, однако друзья придумали для моей болезни другое название – «сибирка». Сибирь – это край, давший ему жизнь.
Читаем в его последнем, самом лучшем романе «Память»: «Авиалайнер летел над Сибирью, не отставая от солнца. Внизу расстилались зеленые леса, с голубыми жилками рек, где-то моя родина проплыла под нами –МАРИИНСК».
Родился Владимир Алексеевич 7 марта 1928 года в городе Мариинске Кемеровской области. Здесь до сих пор сохранился бревенчатый домик в два окна на неширокую улицу, ставенки, резные наличники над окнами и меж ними – чашечки белых изоляторов, как птички… Дом номер семь по улице Льва Толстого. ( слайд 2,3)
Но в большую жизнь шагнул с маленькой станции с поэтическим названием Тайга. Здесь прошло его трудное военное детство, здесь закладывались духовные истоки формирования его личности.
Ответственность за семью, рано оставшуюся без кормильца ( отец писателя – Алексей Иванович, кондуктор поезда, талантливый мастер, рабочий, погиб, когда Владимиру было девять лет), ответственность за мать ( на руках Аграфёны Тихоновны, женщины неистощимой воли, великой нежности и большого мужества, оставалось пятеро детей), наконец, бремя военных лет, лёгшее на плечи каждой трудовой семьи, – всё обусловило раннее возмужание личности Владимира Чивилихина.
В 13 лет он начал трудовую жизнь в железнодорожном депо. Окончил железнодорожный техникум на станции Тайга. Семья Чивилихина перебирается из Сибири в разрушенный войной Чернигов. В 1954 Чивилихин с отличием заканчивает факультет журналистики Московского государственного университета. Десть лет посвятил «Комсомольской правде». Своим учителем в литературе считал Леонида Леонова , первая встреча с которым произошла в 1957 в Переделкине. Творческие и дружеские связи Чивилихина и Леонова продолжались до смерти.
Три поездки Чивилихина 50-х (1954 — Печора, Воркута, 1957 — на строительство железной дороги в Сибири, 1957 — в Ленинград к студентам Лесотехнической академии, которые работали над проблемой сибирского кедра) дали материал для его произведений (слайд4,5). Важнейшие особенности творчества Чивилихина — документальность, подчеркнутая публицистичность. В послесловии к раннему очерку «Тихая заводь» (1981) Чивилихин заметит, что в нем «давняя правда», «начало всего». По словам писателя, он «навечно обрек себя на заботы о лесе». Публицистические очерки, путевые заметки о природе составили книгу Чивилихина «Любит ли она тебя?» (1968).
Чивилихин разъясняет: «Наступило время, когда любить природу мало. Любит ли она тебя и что ты сделал для того, чтобы она тебя любила? — вот как стоит ныне вопрос». Интерес к документу сделал привлекательным для Чивилихина жанр документальной повести. (слайд 6).После поездки писателя в Сибирь им была написана повесть «Серебряные рельсы» («Саяны»; М., 1958—67). В основе повести лежит подлинный документ — дневник Александра Кошурникова, который был участником экспедиции геологов, осуществлявших изыскательские работы для трассы будущей железной дороги. В 1942 все члены экспедиции погибли в Саянах. Текст дневника Кошурникова органически вошел в авторское повествование, 2 начала — документальное и художественное — составили единство ( слайд 6-9) Дневник Толи Листопадова, подростка из г. Бахмач, начатый 22 июня 1941 и завершенный с окончанием оккупации, стал одним из источников художественно-документальной повести «Здравствуйте, мама!» (1957—60). В повести о Великой Отечественной войне — все герои реально существовавшие люди.
В 60-е Чивилихин создает несколько повестей, в которых отсутствует документальная основа, но все, о чем рассказывает писатель, он знает досконально, сам был участником многих из описываемых событий: «Про Клаву Иванову» (1963), «Елки-моталки» (1964), «Над уровнем моря» (1964—67), «Пестрый камень» (1969). (слайд 10,11)
Точной передачей воздуха, атмосферы времени, характеров героев, их миропонимания выделяется повесть «Про Клаву Иванову». Место действия — железнодорожное депо. Герои и обстоятельства переданы через восприятие рабочего Петра Жигалина, который рассказывает «про Клаву Иванову» и людей депо.
Главная книга Чивилихина — «Память» 1968 (слайд 12). Вторая книга «Памяти» была опубликована ранее первой — в 1981. Первая книга увидела свет в 1984. «Память» вобрала большой творческий опыт писателя предшествующих лет. «Память» — путешествие в прошлое.
Автор, рассказывая о себе и своем пути, о своей семье, своих путешествиях, делится соображениями по многим философским, этическим, историческим проблемам. Позиция автора активна.
Многолетнее вдумчивое изучение исторических источников (как известных ранее, так и обнаруженных в результате личных разысканий) позволяет Чивилихину делать свои выводы. Мысль автора, его патриотическая позиция цементируют, соединяют в единое целостное произведение экскурсы писателя в историю, далекую и близкую.
В «Памяти» выделяется несколько главных тематических блоков: декабристы, время татаро-монгольского нашествия и борьбы с ним , «Слово о полку Игореве» и некоторые др. Внутри каждой темы свои ответвления, уточняются многие человеческие судьбы, происходит перестановка акцентов, в научный обиход вводятся новые имена и факты.
Исследовательская мысль Чивилихина работает напряженно. Выводы, к которым приходит писатель, базируются на большом фактическом материале, добытом в результате многолетних поисков.
Историю декабризма Чивилихин дополняет основательным исследованием судеб, воссозданием жизни двух почти забытых декабристов –
Н. Мозгалевского и П. Выгодовского. Чивилихин возвращает русской литературе XIX в. имя писателя В. Соколовского. Писатель обнаруживает глубокие познания в русской средневековой истории, свободно ориентируется в древнерусских летописях, основательно осведомлен в обширнейшей литературе о «Слове о полку Игореве».
Чивилихин обосновывает свою гипотезу об авторе «Слова…». По его мнению, автором гениального древнерусского произведения является сам кн. Игорь. «Память» написана с позиций глубочайшего уважения к русской культуре. Не все из того, что было подготовлено Чивилихиным для книги, вошло в «Память».
Сам Чивилихин обозначил жанровую структуру «Памяти» определением «роман-эссе». В критике для этой книги выдвинуто несколько номинаций (исторический роман, роман-синтез, историческое повествование эссеистического типа и др.).
В 1966 году Владимир Чивилихин становится лауреатом премии Ленинского комсомола за цикл повестей о Сибири: «Серебряные рельсы», «Про Клаву Иванову», «Елки-моталки»; в 1977 году – Государственной премии РСФСР имени Горького за очерковую книгу «По городам и весям», посвященную экологии и получившую международное признание; в 1982 году – Государственной премии СССР за роман-эссе «Память». Награжден орденом «Знак почета», медалью «За трудовое отличие». (слайд 13,14)
В 1986 году в Мариинске открыт литературно-мемориальный музей писателя Чивилихина.
2блок. Писатель начинается с Родины.
Мариинцам выпала почетная миссия – быть хранителями творческого наследия писателя и передавать потомкам любовь к своей малой родине. 3 августа 1986 года состоялось открытие литературно-мемориального Дома-музея В.Чивилихина. (слайд 15-17)
Этот день надолго останется в памяти земляков и почитателей таланта выдающегося писателя, лауреата трех государственных премий. Тогда вдова писателя, Елена Владимировна Чивилихина, впервые посетила Мариинск. Город и его люди покорили её сердце.
Было трудно сдержать волнение, когда переступила она порог маленького домика, где родился будущий писатель.Дом Чивилихиных.(слайд18). Здесь все как в двадцатые годы. Только его хозяева смотрят на нас молчаливо с фотографий. Здесь родился писатель – патриот, светло и мучительно болеющий за Россию.
Стало доброй традицией проводить в Мариинске Чивилихинские чтения.
(слайд19)
В Доме – музее собираются московские гости, писатели и поэты Кузбасса и Сибири, люди, занимающиеся проблемами экологии, сохранения исторического и культурного наследия России.Благодаря дарам вдовы Елены Владимировны Чивилихиной, поэтов, писателей книжный фонд музея постоянно пополняется.
Наиболее ценными экспонатами музея являются «Коллекция шишек хвойных пород» (всего 64 вида) и «Семейные реликвии Чивилихиных». В фондах и экспозициях музея хранятся книги, в которых четко прослеживается главная тема творчества В.А.
Чивилихина – «Человек и природа», рассматриваются проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды.«Экология – символ нравственности» – одно из приоритетных направлений в работе музея; сотрудниками дома – музея реализована музейно-образовательная программа распространения экологических знаний.
Сохраняя и развивая наследие В.Чивилихина, музей является координационным центром, деятельностью которого служит экологическая направленность(слайд20)
Каждый человек, посетивший музей, знает, что любимое дерево В.Чивилихина – кедр.
( слайд21-23) Кедру посвятил он немало страниц, смело можно сказать, что это дерево – его забота. И поэтому в знак памяти писателя, в знак его тревог высажена во дворе мемориала кедровая аллея.
( слайд24)
Чивилихин писал: «Давняя и трудная любовь моя – кедрачи! (слайд25)Нет Сибири без кедра, этого царственного дерева, о котором люди еще так мало знают. Густа его крона, могучи корни, темен и грузен ствол.
Бескорыстный друг всего живого, он щедр, как сибирская природа, и крепок характером – неохотно гнутся под ветром его тяжелые ветки, им лучше уж сломаться, чем уступить. Неподвижно стоят эти зеленые исполины, будто думают тяжкую думу, роняя чистые вязкие слезы…»Во всем, что написал Чивилихин, Сибирь – живительный источник, питающий его творчество.
(слайд26) Мариинцы гордятся тем, что корни выдающегося писателя пошли из мариинской земли.
Память о нем живет в названии улицы, в библиотеке его имени (слайд27),
в делах и поступках каждого из земляков и, конечно же, в Доме-музее, который живет историей, памятью, культурой своего народа, и каждый переступающий его порог идет к его хозяину как к другу, советчику, учителю.…Тихий домик на тихой зеленой улице Мариинска.
Остановись,человек в этом доме 7 марта 1928 года родился Владимир Алексеевич Чивилихин… (слайд28)
Какую бы трудную или счастливую жизнь он не прожил, какие бы произведения ни создал, всё в нём: и его личная жизнь, и творчество, и успех, и неудача, признание современников и потомков или, напротив, забвение его трудов и даже его имени – всё связано с Родиной, с тем, насколько глубоко, преданно, самозабвенно служит он ей своим сердцем, призванием, талантом. Жизнь человеческая начинается с Родины и Родиной же, её строгой и взыскующей любовью увенчивается.
В.Чивилихин – писатель –борец, светло и мучительно болеющий за Россию, за её леса и воды, за саму нашу землю – кормилицу – главное наше богатство и бесценное наследие. Неужели и её нужно «спасать»? «Да! » – отвечает писатель.
Существует одно мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни» и «крылья». Знания истории своей страны, любовь к ней – это «корни». Чтение художественной литературы делает человека «крылатым» (слайд 29)
Жизнь Владимира Чивилихина была подвижнической не только напряжением и качеством труда в ней, но главным образом страстной преданностью великим целям, будь то защита природы, в которой живет его народ, или истории, творимой веками многими поколениями.
Писатель сам бесконечно верил в то, о чем его книги и что защищал. Поэтому он обращает в свою веру через эту искренность собственного чувства и покоряющую силу таланта.
Его жизнь вела всепоглощающая, всесобирающая в один пламенный луч дума о пользе всеобщей, о русской земле, о русском человеке на ней.
(слайд 30)
Список литературы
Чивилихин В. А. Серебряные рельсы: Докум. Повесть/ – М.: Мол.гвардия, 1960.- 206 с.
Чивилихина, Е. В. О Владимире Чивилихине: К 70-летию со дня рождения // Наш современник.- 1998.- N3.- С. 200-210
Собрание сочинений: В 4-х т./ Предисл. В. Горбачева.- М.: Современник, 1985
Сибирские повести.- М.: Худож. литература, 1965.- 96 с..- (Роман-газета N8(322)
Иванова Л. Романтика верности// Чивилихин В. Серебряные рельсы: Повести.- М., 1972.- С.474-479
Смокотина Л. Возвращенная память // Литературный Кузбасс : Журнал художественной литературы. 1998 – N1-2.- С. 209-214
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-vladimir-chivilihin-velikiy-sin-zemli-mariinskoy-2412259.html
Анатолий Чивилихин
Поэзия Анатолия Чивилихина – спокойный,
мудрый взгляд на окружающий мир,
неторопливое, полное достоинства
размышление о сущности бытия.
Сергей Иоффе
Анатолий Тимофеевич Чивилихин родился в 1915 году. Вскоре после его рождения семья перебралась из революционного Петрограда на родину отца, в старинный город Мологу.
На берегу Волги отец, Тимофей Георгиевич, с большим трудом и терпением выращивал прекрасный фруктовый сад; мать, Мария Николаевна, занималась детьми – Ниной, Толей и Володей. Нина выучилась на зоотехника, Володя увлекался радио.
Анатолий окончил педагогический техникум и несколько лет преподавал в школах Подмосковья и Ленинграда; потом поступил на химический факультет Ленинградского инженерно-экономического института, где встретил свою будущую жену, Софью Богуславскую.
В 1935 году Анатолий принёс свои стихи в поэтическое объединение «Смена», которым руководил Илья Бражнин. «В «Смене» я познакомился и подружился с Анатолием Чивилихиным, – вспоминал Вадим Шефнер. – Я благодарен за это «Смене» и Судьбе. Он давно умер, но он жив не только в моей памяти, но и в поэзии. […
] Стихам его свойственна некая классическая строгость, даже некоторая вроде бы умозрительная рассудочность, но сквозь это просвечивает такая искренность, такое своеобразное восприятие жизни, что читаю их – и завидую дружески: вот бы и мне так писать научиться! Но чёрта с два научишься! Для этого надо быть таким человеком, каким был он.
А был он человеком очень строгим к себе и очень справедливым к другим, порой во вред себе. Судьба у него была сложная».
Отобранные Бражниным из восьмиста молодых поэтов «дюжина апостолов», как окрестил их Анатолий Чивилихин, встречались каждую субботу. На встречи приходили Н. Заболоцкий, М. Светлов, Б. Корнилов, О. Берггольц, Ю. Тынянов, М. Зощенко, И. Эренбург и многие другие.
В том же 1935 году было принято решение о затоплении Мологи. Тимофей Георгиевич с семьёй выкапывал деревья, обертывал корни мокрой рогожей, перевозил на плотах свой сад и дом в Тутаев, где ему был выделен гектар земли. Несколько сотен земляков Анатолия отказались покинуть свои дома, сады и кладбища – и ушли под воду вместе с городом.
В 1938 году Чивилихин и Шефнер перешли в ЦПГ – Центральную Поэтическую Группу под руководством Александра Гитовича, где сдружились с Владимиром Лифшицем. Гитович часто брал всех троих в гости к Ахматовой.
Участники ЦПГ ( в группу также входили молодые поэты Эрик Горлин, Владимир Зуккау-Невский, Анатолий Клещенко, Алексей Лебедев, Елена Рывина, Иван Фёдоров, Глеб Чайкин, Борис Шмидт, Павел Шубин) пытались выработать свой поэтический язык, о котором после писал Павел Шубин: «Еще раз утверждаю, … что честная наша ленинградская выучка, строгость и чёткость стиха, осмысленность и чистота – всё это приведёт к настоящему признанию».
Критики упрекали группу Гитовича в архаичности, приверженности традиционному стиху, призывали следовать «Маяковскому, а не Тютчеву».
В том же году арестовали Николая Заболоцкого и Ольгу Берггольц; расстрелян был Борис Корнилов, вторично арестован Осип Мандельштам.
В 1941 осужден за распространение стихов Мандельштама и Гумилева Анатолий Клещенко, исключен из комсомола «за преклонение перед Западом» переводчик Эрик Горлин.
Но ЦПГ упорно держалась своего пути.
Вот как вспоминает о друзьях художник Борис Семёнов : «Часто мне вспоминается один очень давний вечер, какой-то особенно радостный и светлый. Собрались, как всегда, на канале Грибоедова в квартире А. И.
Гитовича друзья-поэты, участники молодого объединения [..]переступив порог, сразу вижу наших друзей-неразлучников.
Это по-военному подтянутый, стройный Толя Чивилихин и лёгонький, словно бесплотный, Вадим Шефнер».
В начале войны Анатолий Чивилихин ушёл добровольцем на фронт, командиром взвода морской пехоты. В декабре 1941 года в тяжёлом штыковом бою он обморозил руки и ноги – бойцы притащили его с передовой на плащ-палатке.
По рекомендации политотдела дивизии Анатолий Чивилихин становится военным корреспондентом, летописцем событий Волховского фронта. Помимо газетной работы он вместе с Гитовичем и Лифшицем пишет сценарий мультфильма «Как Вася Тёркин призываться шёл».
( Имя персонажа мультфильма позднее использовал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин»).
Жена Анатолия Чивилихина осталась в блокадном Ленинграде, работала артистом-чтецом в Ленинградском Радиокомитете вплоть до января 1942 года, когда слегла с диагнозом «дистрофия 2 степени».
В 1943 г. Гитовичу, Лифшицу, Чивилихину и Шефнеру удалось на сутки встретиться в нетопленной гостинице Астория, где они подписали «Асторийскую декларацию» – своеобразное «один за всех, и все за одного!» Позднее, Владимир Лифшиц возвращался к этой встрече в стихах:
…Здесь немец проектировал устроить свой банкет.
Обстреливал. Пикировал. Да вот не вышло. Нет.
А мы, придя в «Асторию», свои пайки – на стол:
Так за победу скорую, уж коли случай свёл!
Колдуя над кисетами махорочной трухи,
Друг другу до рассвета мы начнём читать стихи.
..
Два годика без малого еще нам воевать…
И Шефнер за Шувалово торопится опять.
Ещё придётся лихо нам… Прощаемся с утра.
За Толей Чивилихиным Гитовичу пора.
А там и я под Колпино в сугробах побреду,
Что бомбами раздолбано и замерло во льду.
Но как легко нам дышится средь белых этих вьюг,
Как дружится, как пишется, как чисто все вокруг!
Анатолий Чивилихин прошёл всю войну, освобождал Новгород, участвовал в ледовом десанте; награжден орденом Красной звезды за «мужество и отвагу в боях». На фронте погиб брат Анатолия, Володя, и муж старшей сестры Нины.
Тимофей Георгиевич, будучи уже пожилым человеком, продолжал работать, не покладая рук – сад его, возрождённый заново, помог выжить детям Тутаевского детдома, свезённым туда со всех концов страны.
Эвакуированная в Тутаев в апреле 1942 года Софья Богуславская восстановила районный Дом Культуры и до конца войны проработала его директором.
После войны Анатолий Чивилихин возвращается в Ленинград. В издательстве «Советский писатель» выходит его сборник «Голоса на ветру». Поэма «Битва на Волхове» входит в антологии фронтовой поэзии. Друзья рады видеть семью Чивилихиных у себя. Он общается с Даниилом Граниным, Михаилом Дудиным, Ольгой Берггольц, Еленой Катерли, Евгением Шварцем.
«Чивилихин Анатолий Тимофеевич – один из самых привлекательных людей в нашем Союзе писателей, – пишет о нем Евгений Шварц. – Честен органически, как бывают люди музыкальны или черноволосы. [..] душа его глубоко уязвима и нежна».
В 1948 году Гитович и Лифшиц стали объектами антисемитской травли, и даже потомок шведского адмирала Шефнер попал под подозрение за свою нерусскую фамилию. На короткое время Анатолий Чивилихин стал секретарем Союза писателей и «..чуть не спился от брезгливости и ужаса» ( Евг. Шварц).
В 1952 году отец Анатолия, не выдержав хищнических поборов на частные хозяйства, был вынужден оставить дело своей жизни и за бесценок продать свой сад (который до сих пор входит в список достопримечательностей Ярославской области).
При встречах друзья беседуют «о нищете и бесправии народа, о полицейском терроре, о тотальном подавлении свободы мысли и слова», – вспоминал сын Вл. Лифшица, Лев Лосев. Не имея возможности издавать свои стихи, они переводят иранских, пенджабских, китайских, корейских поэтов. Анна Ахматова особенно отмечает переводы Гитовича.
В 1955 году Чивилихин и Шефнер ведут семинар молодых поэтов, среди которых ещё почти никому неизвестные Александр Городницкий, Александр Кушнер и другие. По ходатайству Анны Ахматовой, Бориса Лихарева и Анатолия Чивилихина восстановлен в Союзе Писателей Анатолий Клещенко.
В 1957 году, в возрасте сорока двух лет, Анатолий Чивилихин ушёл из жизни. Сборников его стихов совсем немного (большинство из них изданы после его смерти вдовой поэта С. А. Богуславской), но «то, что сделано [Анатолием Чивилихиным] вызывает глубочайшее уважение» (А. Гитович).
Подборки стихотворений
- Когда растёт душа № 2 (422) 11 января 2018 г.
Источник: https://45parallel.net/anatoliy_chivilikhin/
В. Чивилихин роман-эссе “Память”
Владимир Алексеевич Чивилихин (1928-1984) родился в семье железнодорожника в г. Мариинске Кемеровской области. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Печататься начал с 1946 года. Член КПСС с 1952 года. Член Союза писателей СССР с 1961 года.
Владимир Чивилихин — автор многих книг: повестей «Живая сила», «Шуми, тайга, шуми», «Серебряные рельсы», «Здравствуйте, мама!», «Про Клаву Иванову», «Над уровнем моря», «Пёстрый камень», «Ёлки-моталки», публицистических сборников «Любит ли она тебя?», «Шведские остановки», «Деревья и люди», «По городам и весям».
Последней работой писателя, стал роман-эссе о русской истории «Память» (1978—1984), вышедший в 2 книгах. Вторая была издана уже после смерти писателя.
Опубликованный в 1982 году (вторая книга) и в 1984 году (первая книга) роман-эссе «Память» завоевал широкое общественное признание.
В этом произведении автор решает вопросы литературного и художественного наследия, рассматривая их в неразрывной исторической цепи времён.
Свободное по форме и многоплановое по содержанию, произведение пронизано гражданским чувством, основанным на авторском убеждении, что без знания прошлого нельзя оценить настоящее и понять будущее.
Кроме того, Чивилихин успел выступить против модных и рекламируемых сейчас антиисторических измышлений Л.Н. Гумилева, которыми вооружились «глобальные патриоты» многочисленных Евразийских союзов. Именно в аргументированной критике гумилевской лжетеории о русской государственности и пассионарности актуальность книги «Память».
Что такое евразийство для России? Это примерно тоже самое что литвинство для Белоруссии, когда принижается роль русского народа в ключевой роли в построения государственности в Восточной (Московской ) Руси и Руси Западной (ВКЛ). Когда великороссов уже считают не славянами, а больше татарами и финнами, белорусов же именуют балтославянами.
Гумилевщина для России это примерно тоже, что Орловщина (Владимир Орлов) для Белоруссии. В книге «Память» также рассматривается связь между Куликовской и Грюнвальдской битвами, о которой впервые сказал великий учёный западнорусист Михаил Коялович.
Сегодня, в год юбилеев Куликовской и Грюнвальдской битв, роман Чивилихина будет полезен тем, кто начитался фальсификаторов истории Белоруссии.
Роман-эссе В. Чивилихина «Память» в двух книгах:
Скачать первую книгу (550 кб)
Скачать вторую книгу (660 кб)
Уважаемые посетители! На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.
Источник: https://zapadrus.su/ruslit/hudlbib/90-qq.html