Илья Эренбург: биография, жизнь в Париже, творчество, фотографии писателя
Талант, множество друзей, странная внешность, огромные тиражи…
Раскрываем рецепт, как стать самым европейским советским писателем, «курить трубку, писать романы и принимать мир и мороженое со скептицизмом» вместе с Софьей Багдасаровой.
Живите в Париже
Во французскую столицу хороший мальчик из еврейской семьи попал в 1908 году, прямо из тюрьмы, где оказался за революционные прокламации. Мама очень боялась: в Париже много соблазнов, роковых женщин, там он может свихнуться.
(И не зря волновалась: на присланные ею деньги Илья издал тиражом в 50 экземпляров книгу «Девочки, раздевайтесь сами».) В Париж приехал пламенный революционер с чемоданом, полным книг.
А жить на Монпарнасе остался поэт и переводчик Франсуа Вийона.
В Россию после Февральской революции Эренбург возвратился. Но в 1921 году понял, что вне стен парижских кафе писать не может, да и с бумагой в Советской России было туго — а там ее приносили официанты. И снова поселился в Париже. При этом, к всеобщему удивлению, он сохранил советское гражданство. Это вызывало сложные эмоции у голодных эмигрантов — писателей.
«Природа щедро одарила Эренбурга — у него есть советский паспорт.Живет он с этим паспортом за границей. И тысячи виз.Я не знаю, какой писатель Илья Эренбург.Старые вещи нехороши».
В 1930-е годы, оставаясь парижанином, Эренбург много путешествовал. И трудился как корреспондент советских газет. После захвата Франции в 1940 году он вернулся в СССР и сочинил роман «Падение Парижа». А в шестидесятые написал мемуары «Люди, годы, жизнь», в которых тот французский период воспел.
Общайтесь с великими
Парижское кафе «Ротонда» было Эренбургу вторым домом: там он знакомится с Аполлинером, Кокто, Леже, Вламинком, Пикассо, Модильяни, Риверой, Матиссом, а также эмигрантами Маревной, Шагалом, Сутиным, Ларионовым, Гончаровой, Штеренбергом и другими. Портреты Эренбурга их работы раскиданы по музеям всего мира — а их имена обильно рассыпаны по страницам его книг.
«В 1948 году, после Вроцлавского конгресса, мы были в Варшаве. Пикассо сделал мой портрет карандашом; я ему позировал в номере старой гостиницы «Бристоль». Когда Пабло кончил рисовать, я спросил: «Уже?..» Сеанс показался мне очень коротким. Пабло рассмеялся: «Но ведь я тебя знаю сорок лет…»
Его первый знаменитый роман «Хулио Хуренито» вышел с предисловием Николая Бухарина. Кстати, именно Бухарин спас его в 1920 году, когда Эренбург был арестован ВЧК как агент Врангеля.
Ленин, познакомившийся с ним еще в изгнании, назвал его Ильей Лохматым. Гитлер помнил Эренбурга по фамилии, клеймил сталинским придворным лакеем и издал личное распоряжение поймать его и повесить.
Сталин цитировал и хвалил текст Эренбурга, запрещенный советской же цензурой.
Его сочинения экранизировали режиссеры Георг Вильгельм Пабст и Котэ Марджанишвили. Когда в 1935 году советской власти захотелось устроить в Париже антифашистский конгресс, его движущей силой стал Эренбург: только он обладал достаточным количеством знакомых среди интеллигенции всей Европы.
Как-то сюрреалисты во главе с писателем Андре Бретоном, отловив его у кафе «Клозери», отхлестали по лицу за критическую статью. Во время Гражданской войны в Испании Эренбург не раз ездил на фронт с Хемингуэем.
Луи Арагон (зять Лили Брик) в своем романе «Коммунисты» описал, как в 1940 году Эренбурга арестовали, но его спас французский министр внутренних дел. В общем, список его знакомых был бесконечным.
Курите трубку и носите странные шляпы
Внешний облик Эренбурга, особенно до того, как он возвратился в СССР и стал заслуженным советским писателем, со Сталинскими премиями, квартирой, дачей и пошитыми в ателье костюмами, запоминался.
«С болезненным, плохо выбритым лицом, с большими, нависшими, неуловимо косящими глазами, отяжелелыми семитическими губами, с очень длинными и очень прямыми волосами, свисающими несуразными космами, в широкополой фетровой шляпе, стоящей торчком, как средневековый колпак, сгорбленный, с плечами и ногами, ввернутыми внутрь, в синей куртке, посыпанной пылью, перхотью и табачным пеплом, имеющий вид человека, «которым только что вымыли пол», Эренбург настолько «левобережен» и «монпарнасен», что одно его появление в других кварталах Парижа вызывает смуту и волнение прохожих».
Его головные уборы были необычными — но он не гнался за стилем, а просто был неряшлив. Как-то Алексей Толстой послал открытку в парижское кафе, поставив вместо фамилии Эренбурга «Au monsieur mal coiffe» («Плохо причесанному господину»). И послание передали, кому надо.
Впрочем, и в СССР он эпатировал: надевал берет, привычку к ношению которого подхватил в Испании. Прохожие оглядывались не на знаменитого писателя, а на странную шляпу. А на фронте, как вспоминал маршал Баграмян, Эренбург носил пилотку — но как-то совсем не по уставу, и это тоже бросалось в глаза.
С трубкой он не расставался, их мы видим на множестве фотографий и портретов. «Берущий в зубы трубку должен обладать редчайшими добродетелями: бесстрастием полководца, молчаливостью дипломата и невозмутимостью шулера», — писал он о себе. Трубкам посвящена и одна из его лучших ранних книг.
Пишите хлестко
Убежденный антифашист, после начала Великой Отечественной войны он написал статью «Убей!», породив знаменитый пугающий лозунг «Убей немца!». «Увидеть Париж и умереть» — это тоже пошло от Эренбурга. А прозвище хрущевской оттепели — от заголовка его романа 1954 года.
Борис Слуцкий писал, что Эренбург «был почти счастливый человек. Он жил, как хотел (почти). Делал, что хотел (почти). Писал, что хотел (почти). Говорил — это уже без «почти», что хотел». Положение Эренбурга было действительно уникальным.
В Европе его считали просоветским писателем, а в СССР «попутчиком» и безродным космополитом. Среди его наград были ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и Почетного легиона. Его громили за скепсис и развязный тон, но при этом им зачитывались.
Эренбург скончался в 1967 году, но и сегодня вокруг его имени продолжаются споры, его клеймят приспособленцем и называют героем.
NB: Что читать у Эренбурга• «Необычайные похождения Хулио Хуренито» — предтеча Бендера и Воланда. Авантюрный фантастический роман, в котором есть и предсказания холокоста, и ядерной бомбы. Продолжение — «Трест Д.Е.».• «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» — приключения портного из Гомеля, несчастного и смешного, как солдат Швейк.• «Черная книга» — свидетельства о преступлениях фашизма. Книга более сильная — и документальная, чем «Дневник Анны Франк» (у которого недавно нашелся выживший взрослый соавтор).• «Тринадцать трубок» — серия новелл о любимых игрушках из своей коллекции. Вдогонку: «Условные страдания завсегдатая кафе» — своеобразный гид по злачным заведениям Европы. • «Люди. Годы. Жизнь» — воспоминания. Их ругали одновременно за внимание к репрессированным и за молчание о них.
Источник: https://www.culture.ru/materials/78471/byt-ilei-erenburgom-sekrety-uspekha
Илья Эренбург: биография и творчество
Искусство и развлечения 8 октября 2015
Поэт, писатель, общественный деятель, журналист, переводчик Эренбург Илья Григорьевич родился в 1891 году (27 января – по новому стилю, 14 января – по старому) в Киеве. Семья его в 1895 году переехала в Москву. Здесь отец Ильи некоторое время был директором пивоваренного завода.
Отчисление из гимназии и эмиграция в Париж
Выдержав серьезные экзамены в 1898 году (заметим, что для евреев существовал трехпроцентный ценз), Илья поступил в 1-ю Московскую гимназию. Будучи еще подростком, он принимал участие в революции 1905 года. Эренбург возводил возле Кудринской площади баррикады, выполнял поручения партии. Он писал, что его тянуло к большевикам.
В 1907 году, весной, появляется первая его статья под названием “Два года единой партии”. В этом же году, в ноябре, производят обыск в его доме, в результате чего Илья Григорьевич оказывается в тюрьме (в январе 1908 года его арестовывают). Его отец до суда внес залог, и летом, спустя 5 месяцев, революционера, наконец, выпускают на свободу.
Однако за революционную деятельность его отчисляют из 6 класса гимназии. Илья находится под надзором полиции.
Эренбург в декабре 1908 года эмигрировал в Париж. Здесь он продолжает свою революционную деятельность. В Париже он знакомится с Лениным, встречается с большевиками. В то время кличка Эренбурга была Илья Лохматый (из-за всклокоченной шевелюры).
Ленин еще вспомнит его под этим прозвищем, когда прочтет его первый роман. Однако увлечение большевизмом оказалось недолгим, так же как и католицизмом.
Через некоторое время Илья решил заняться литературной деятельностью и отойти от политической жизни.
Первые сборники стихов
Эренбург начал сочинять стихи еще в 1909 году. Как он признается, это вышло “случайно”: Илья Григорьевич увлекся девушкой, любившей поэзию. В Париже в 1910 году был издан первый его сборник стихов. Затем появились еще три: в 1911 году – “Я живу”, в 1913 – “Будни”, в 1914 – “Детское”.
Эренбург пишет о рыцарях и сеньорах, гробе Господнем и Марии Стюарт. На молодого поэта обратил внимание Брюсов. “Будни” – появившийся в 1913 году сборник – свидетельствует о том, что у автора иллюзий по поводу “старого общества” уже не осталось.
В 23 года Илья Григорьевич довольно известен среди парижской богемы как перспективный поэт.
После начала Первой мировой войны Илья Григорьевич попытался записаться во французскую армию иностранным добровольцем, однако по состоянию здоровья был признан негодным.
Видео по теме
Работа корреспондентом на Западном фронте
В период с 1914 по 1917 год он являлся корреспондентом русских газет, работал на Западном фронте. Именно эти военные корреспонденции – начало его журналистской деятельности. Илья Эренбург в 1915 и 1916 годах публиковал очерки и статьи в московской газете “Утро России”. Затем, в 1916-17 гг., писал для петербургских “Биржевых ведомостей”.
Новые аресты
Илья Эренбург в июле 1917 года возвратился в Россию. Однако вначале он не принял Октябрьскую революцию. Это нашло отражение в его книге 1918 года “Молитва о России”.
После кратковременного ареста, состоявшегося в сентябре 1918 года, он решил отправиться в Киев, а затем уехал в Коктебель. Эренбург вернулся осенью 1920 года в Москву. Здесь он снова был арестован, однако вскоре освобожден. Илья Эренбург в Москве работал в Театральном отделе Наркомпроса заведующим детской секцией. Руководил отделом в то время Всеволод Мейерхольд.
Новые сборники стихов
В период с 1918 по 1923 гг. Эренбург создал множество сборников стихов. В 1919 году появился “Огонь”, в 1921 – “Кануны” и “Раздумья”, в 1922 – “Опустошающая любовь” и “Зарубежные раздумья”, в 1923 – “Звериное тепло” и др.
Эренбург вновь за границей
Получив разрешение от властей выехать за границу, в марте 1921 года Эренбург с женой отправился в Париж, сохранив при этом советский паспорт. Во французской столице он познакомился и завел дружбу со многими деятелями культуры Франции – Пикассо, Арагоном, Элюаром и др. С этого времени Эренбург жил в основном на Западе.
Он был выслан из Франции вскоре после приезда (за просоветскую пропаганду). Эренбург летом 1921 года находился в Бельгии. Здесь написал первое прозаическое произведение Илья Эренбург. “Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников…” – роман, созданный в 1922 году. Это произведение принесло Илье Григорьевичу европейскую славу. Эренбург видел себя прежде всего в качестве сатирика.
Очень трудно было писателю прибиться к одному берегу – его не устраивало ни новое общество (“антигуманное”), ни старый порядок. Он не хотел жить в России, а в Париже осесть у него не было возможности. Поэтому Эренбурги решили перебраться в Берлин.
Илья Григорьевич в период с 1921 по 1924 год в основном жил в немецкой столице. Здесь он сотрудничал в журналах “Новая русская книга” и “Русская книга”.
Илья до 1923 года продолжал сочинять и публиковать стихи, после чего решил полностью переключиться на создание прозаических произведений.
Жизнь во Франции, новые произведения
После того как в 1924 году к власти во Франции пришел “Левый блок”, Илья Григорьевич получил разрешение поселиться в этой стране. С этого времени Эренбург в основном жил в Париже.
Более 20-ти книг создал в 1920-е годы Илья Эренбург. Книги его достойны внимания. Среди них можно отметить вышедшие в 1922 году “Неправдоподобные истории”; в 1923 – “Тринадцать трубок” (сборник новелл), “Жизнь и гибель Николая Курбова” и “Трест Д. Е.
История гибели Европы”; в 1924 – “Любовь Жанны Ней”; в 1926 – “Лето 1925 года”; в 1927 – “В Проточном переулке” и другие. Эренбург в 1928 году создал роман под названием “Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца”, который был опубликован в 1989 в СССР.
“Единый фронт” появляется в 1930 году.
1930-е годы в жизни и творчестве Эренбурга
Поездки в Германию, Испанию и другие европейские страны, совершенные им в 1930-е годы, убеждают Илью Григорьевича в наступлении фашизма. Эренбург активно включается в общественную жизнь СССР.
В 1932 году он становится парижским корреспондентом “Известий”, посещает стройки первых пятилеток (роман “День второй”, опубликованный в 1933 году, является результатом этих посещений).
“Не переводя дыхания” – роман, который был создан в 1935 году после поездки по северу страны, которую Эренбург совершил в 1934 г.
Основную часть времени в период развернувшейся в Испании Гражданской войны (1936-39 гг.) Илья Григорьевич находился в этой стране. Он служил корреспондентом “Известий” в Испании, в республиканской армии. Здесь он создал множество очерков и статей, а также “Что человеку надо” – роман, изданный в 1937 году.
Кроме журналистской работы, Эренбург также выполнял дипломатические поручения. На международных конгрессах, проводимых в защиту культуры (в 1935 и 1937 годах), он являлся представителем нашей страны, выступал как советский писатель-антифашист.
После 15-летнего перерыва в 1938 году Эренбург вновь возвратился к поэзии. Стихи он продолжил писать до конца своей жизни.
Возвращение в СССР, годы Великой Отечественной войны
После того как немцы в 1940 году захватили Францию, он вернулся уже окончательно в СССР. Здесь он принялся за написание романа под названием “Падение Парижа”. Его первая часть была опубликована в начале 1941 года, а целиком весь роман – в 1942 году. Тогда же это произведение удостоено было Сталинской премии.
Эренбург Илья Григорьевич в годы Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом. Он работал в газете “Красная Звезда”.
Статьи его были опубликованы не только в этой газете, но и в других – “Известиях”, “Правде”, некоторых дивизионных газетах и за рубежом. Всего около 3 тыс. его статей вышло в печать в период с 1941 по 1945 гг.
Антифашистские памфлеты и статьи вошли в трехтомник публицистики, названный “Война” (1942-44 гг.).
В это же время Илья Григорьевич продолжил создавать и публиковать поэмы и стихи о войне. Замысел его романа “Буря” появился в военные годы. Произведение было завершено в 1947 году. Через год Эренбург получил за него Государственную премию. В 1943 году были опубликованы “Стихи о войне”.
Послевоенные годы в жизни и творчестве Эренбурга
Илья Григорьевич в послевоенное время продолжал творческую деятельность. В 1951-52 гг. был опубликован его роман “Девятый вал”, а также повесть “Оттепель” (1954-56 гг.). Повесть вызвала острые споры. Название ее стало использоваться для обозначения целого периода, который прошла наша страна в общественно-политическом развитии.
Эренбург в 1955-57 годы писал литературно-критические эссе, посвященные французскому искусству. Общее название их – “Французские тетради”. Илья Григорьевич в 1956 году добился проведения в столице СССР первой выставки Пикассо.
В конце 1950-х годов начал трудиться над созданием книги мемуаров Илья Эренбург. Произведения, включенные в нее, объединены под названием “Люди. Годы. Жизнь”. Книга эта была издана в 1960-е годы. На шесть частей разделил ее Илья Эренбург. “Люди. Годы. Жизнь” включает не все написанные им мемуары. Лишь в 1990 году они были изданы полностью.
Общественная деятельность Ильи Григорьевича
До конца своей жизни Илья Эренбург вел активную общественную деятельность. В период с 1942 по 1948 г. он являлся членом ЕАК (Европейского антифашистского комитета). А в 1943 году стал главой комиссии ЕАК, трудившейся над созданием “Черной книги”, в которой рассказывалось о зверствах, которые фашисты совершили против евреев.
Книга эта, однако, была запрещена. Она была опубликована позднее в Израиле. Из-за конфликта с руководством в 1945 году писатель Илья Эренбург вышел из состава этой комиссии.
ЕАК был ликвидирован в ноябре 1948 года. Начался процесс против его руководителей, который завершился только в 1952 году. В материалах дела фигурировал и Илья Эренбург. Арест его, однако, Сталиным не был санкционирован.
Эренбург в апреле 1949 года являлся одним из организаторов Первого Всемирного конгресса сторонников мира. Также с 1950 года Илья Григорьевич участвовал в деятельности Всемирного совета мира в качестве вице-президента.
Награды
Эренбург несколько раз избирался в Верховный Совет СССР депутатом. Дважды он был лауреатом Государственной премии СССР (в 1942 и 1948 гг.), а в 1952 году получил Международную Ленинскую премию. В 1944 году Илье Григорьевичу вручили орден Ленина. А правительство Франции сделало его кавалером ордена Почетного легиона.
Личная жизнь Эренбурга
Илья Эренбург дважды был женат. Он жил некоторое время с Екатериной Шмидт в гражданском браке. В 1911 году появилась на свет дочь Ирина (годы жизни – 1911-1997), которая стала переводчиком и писателем. Второй раз Илья Григорьевич женился на Любови Козинцевой, художнице. С ней он прожил до конца своих дней.
Смерть Ильи Эренбурга
После продолжительной болезни Илья Эренбург скончался в Москве 31 августа 1967 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. На могиле спустя год установили памятник. На нем по рисунку Пабло Пикассо, его друга, выбит профиль Ильи Григорьевича.
Надеемся, из этой статьи вы узнали что-то новое о таком человеке, как Илья Эренбург. Биография его, конечно, краткая, но самые важные моменты мы постарались не упустить.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/126674/
Илья Эренбург
ЭРЕНБУРГ, ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ (1891–1967), советский писатель, поэт, публицист. Родился 14 января 1891 в Киеве в зажиточной еврейской семье. В 1895 семья переезжает в Москву. В семье не было потребности в религиозном еврейском воспитани. Учился в московской гимназии, где познакомился с Николаем Бухариным, который вовлек его в революционную деятельность.
В 1905 во время первой русской революции впервые погружается в атмосферу классового противостояния. Вместе с Бухариным распространяет листовки, выполняет поручения большевистского подполья. В 1908 арестован как «районный агитатор» и после пяти месяцев тюрьмы выпущен под залог. Желая избавиться от наблюдения полиции, уезжает в Париж.
По рекомендации Льва Каменева переезжает в Вену, работает в газете «Правда», общается с Л.Троцким. Профессиональные революционеры удивили его своей нетерпимостью и замкнутостью на вопросах революционной тактики. Разочаровывается в партийной работе и отходит от большевиков. Круг его интересов – стихотворные опыты, чтение, увлечение католицизмом.
С 1910 по 1916 выходят поэтические сборники Стихи, Я живу, Вздохи из чужбины. Занимается переводами французской поэзии, в 1914 издает антологию, включившую подборку из 29 поэтов, среди которых Поль Верлен, Артюр Рембо, Гийом Аполлинер.
За чтением и сочинением стихов целыми днями просиживает в кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Там собирается интернациональный круг друзей – художники Пикассо, Ривера, Модильяни, Шагал, литераторы Аполлинер, Максимилиан Волошин. Много путешествует. В Ницце в 1911 у него родилась единственная дочь Ирина.
Когда началась Первая мировая война, Эренбург пытался записаться во французскую армию добровольцем, но был забракован по здоровью. Начинает писать о событиях на Западном фронте для московской газеты «Утро России» (1915), в 1916 становится постоянным корреспондентом петроградской газеты «Биржевые новости».
В июле 1917 возвращается в Москву. В начале 1918 выходит его поэтический сборник Молитва о России, где нарастающий хаос в стране принял образ умирающей матери, над которой глумятся большевики. В Москве подружился с Б.Пастернаком и В.Маяковским. Печатает статьи в эсеровских газетах. После начала «красного террора» в 1918 уезжает в Киев.
В 1919 ведал устройством быта беспризорников. Спасаясь от голода, Эренбурги едут в Крым к Волошину. Жизнь в Коктебеле была голодной, неустроенной.
Из Крыма в сентябре 1920 через Тбилиси возвращаются в Москву, где вскоре Эренбург был арестован по подозрению, что он является агентом Врангеля. Благодаря вмешательству Бухарина после четырех дней заключения выходит на свободу.
Какое-то время работает сотрудником театрального отдела Наркомпроса под руководством Вс.Мейерхольда.
Благодаря помощи Бухарина он выезжает за границу с советским паспортом. Русские эмигранты отнеслись к Эренбургу подозрительно и враждебно. Через несколько недель французские власти, подозревая, что он займется в стране большевистской пропагандой, высылают его в Бельгию.
За 28 дней Эренбург написал роман Необычайные приключения Хулио Хуренито и его учеников. События романа разворачиваются перед Первой мировой войной.
Мексиканец Хулио Хуренито, претендующий на роль учителя жизни, собрав учеников разных национальностей, отправляется путешествовать по Европе, Африке и Советской России. Цель – подорвать священные мифы Европы, ее самодовольные представления о религии и политике.
Этот любимый роман Эренбурга, с которым он сам хотел бы войти в историю, был опубликован в Берлине в начале 1922. В России вышел в 1923.
Переехав в Берлин, Эренбург примыкает к русской эмиграции. Сотрудничает с критико-библиографическим журналом «Русская книга», пишет о М.Цветаевой, Мандельштаме, Пастернаке, Есенине, защищает Маяковского. В статье Над схваткой выражает желание находиться между эмигрантской и советской половинами русского литературного мира.
Весной 1922 вместе с художником Эль Лисицким предпринимает попытку выпустить журнал «Вещь», пропагандирующий новое экспериментальное искусство, интернациональное и ориентирующееся на науку и индустрию.
В Берлине он написал сборник новелл Тринадцать трубок (1922) и несколько романов: Жизнь и гибель Николая Курбова (1923) – о том, как преданный чекист, неутомимо боровшийся с врагами революции, покончил с собой после поворота страны к нэпу. Роман Трест Д.Е. (1923) повторял мотивы Хулио Хуренито – главный герой хочет уничтожить Европу, объясняя свое желание любовью к ней.
Роман Любовь Жанны Ней (1924), единственный экранизированный роман Эренбурга, повествовал о любви наивной француженки к русскому коммунисту, убившему ее отца по политическим мотивам.
В Париже заканчивает три новых романа: Рвач (1925), В Проточном переулке (1926) и Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца (1928). Все они – о жизни в условиях нэпа, когда революционные лозунги были свернуты.
Герой романа Рвач, не имея собственных убеждений, плывет по течению. В период нэпа оказавшись в Москве, он сотрудничает с валютчиками и оказывается в тюрьме, где кончает с собой, не выдержав тюремного режима.
Роман В Проточном переулке – о жестокости измученного, надломленного населения к беспризорным детям.
Роман Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца представляет собой собрание анекдотов и историй из жизни персонажа еврейского фольклора – портняжки из Гомеля, которого эксплуатируют все, кому ни лень. По сути это повествование о еврее, который, отказавшись от традиционного образа жизни, пытается найти свое место.
В СССР публикация романа, вышедшего в Европе в 1928, была запрещена (он был опубликован в 1989). Советские критики полагали, что жалкая фигура главного героя может способствовать развитию антисемитизма.
Член Политбюро Лазарь Каганович, наоборот, считал, что от романа, как от любого произведения, описывающего страдания евреев, веет «еврейским национализмом».
После прихода Сталина в 1929 к власти в своем решении встать на сторону Советов Эренбург руководствовался политическими соображениями. Зная ситуацию в Европе, он понимал, что поднимающему голову фашизму реально может противостоять только СССР.
С 1928 по 1932 создает цикл публицистических книг о капиталистической экономике, производящей «изобилие и кризисы, оружие и сны, золото и одурь», и алчности ее хозяев-миллионеров.
В 1932 становится парижским корреспондентом «Известий». Статус советского журналиста делает его из частного лица официальным представителем писателей, ставших на сторону Советской власти.
В Париже Эренбург работает над романом День второй (1933), написанным по впечатлениям от своих поездок по стране в 1932.
В начале 1930-х были написаны еще два небольших романа: Москва слезам не верит (1932) – о проблемах русского художника, получившего возможность учиться в Париже, и Не переводя дыхание (1935) – о трудностях развития современной лесной промышленности на советском Севере, написанный по впечатлениям поездки в Архангельск.
В 1936 выходит роман Книга для взрослых, где автобиографические эпизоды чередуются с вымышленными, куда включено немало парижских воспоминаний о друзьях богемной молодости. Роман стал своего рода «черновиком» для будущих мемуаров.
Он пишет для «Литературной газеты» (1933) статьи об Унамуно, Мориаке, Жиде, Мальро, французских сюрреалистах. К 1934 в СССР создается Союз писателей, и Эренбург участвовал в привлечении на 1-й Всесоюзный съезд писателей коллег из Европы. Он был избран в президиум правления союза писателей СССР.
Обстановка в мире была неспокойной – фашизм все больше поднимал голову, и Эренбург направляет Сталину письмо, в котором предлагал создать антифашистскую организацию писателей, могущую стать центром общественной антинацистской коалиции.
Несмотря на усилия европейских антифашистов, реальное столкновение с нацизмом не заставило себя долго ждать – в июле1936 началась гражданская война в Испании. Эренбург, не дождавшись официального назначения из Москвы, направляется в Каталонию.
Не ограничиваясь своими функциями корреспондента, занимается политической деятельностью, используя свои связи для укрепления левых сил. В интербригадах Эренбург знакомится с личным эмиссаром Сталина М.Кольцовым, главой советской дипломатической миссии Марселем Розенбергом.
Судьба сводит его с Эрнестом Хемингуэем, который впоследствии в романе По ком звонит колокол вывел Эренбурга в образе незначительного советского корреспондента при представителе Кремля (Кольцове).
В 1938 после окончания испанской войны Эренбург на короткое время приезжает в Москву. Он просил Сталина о своем возвращении в Париж и такое разрешение получает. В 1940, вернувшись в Москву, работает над романом Падение Парижа.
С началом Великой Отечественной войны становится постоянным корреспондентом газеты «Красная звезда». Эренбург чувствовал, что советские люди не понимают, с каким противником имеют дело. «У наших бойцов не только не было ненависти к врагу, в них жило некоторое уважение к немцам, связанное с преклонением перед внешней культурой».
Бойцы считали, что «солдат противника пригнали к нам капиталисты и помещики…что если рассказать немецким крестьянам и рабочим правду, то они побросают оружие». Эренбург поставил себе задачу развеять эти мифы, научить ненавидеть врага.
В газете печатались его пламенные статьи – обращения к солдатам, написанные в духе французского революционного памфлета.
24 августа 1941 группа признанных советских деятелей, евреев по национальности, (Михоэлс, Маршак, Маркиш, Эренбург и др.) обратилась по радио к «братьям евреям» во всем мире с призывом сплотиться против фашистской угрозы. Осенью 1941 при участии Л.
Берия была одобрена идея о создании Еврейского Антигитлеровского Комитета, который должен был информировать международную общественность о злодеяниях против евреев и способствовать открытию Второго фронта. Но по указанию Сталина в 1942 был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) при Совинформбюро.
Во главе ЕАК стояли Соломон Михоэлс, Перец Маркиш, Давид Бергельсон и Илья Эренбург. В задачи комитета входили: помощь фронту, сбор средств и воззвания к евреям других стран.
В то же время некоторые члены комитета хотели расширить его функции: помочь переселению еврейских беженцев, восстановить еврейские колхозы, создать еврейскую республику в Крыму и возродить национальную культурную жизнь еврейства.
Эренбурга еврейский вопрос волновал. Используя связь с ЕАК, он стремился собрать документы, свидетельствующие о перенесенных евреями страданиях, и вкладе, внесенном евреями в борьбу с гитлеровцами.
Эренбург создал писательский комитет, который стал работать над Черной книгой, сводом документов о катастрофе советского еврейства во время немецко-фашистской оккупации (была опубликована три десятилетия спустя в Иерусалиме).
За роман Падение Парижа (1941), в котором описывались события, очевидцем которых был он сам, в 1942 Эренбург получает Сталинскую премию. В 1944 ему был вручен орден Ленина, а французское правительство возвело Эренбурга в кавалеры ордена Почетного легиона.
В «Правде» (14 апреля 1945) появилась статья Г.Ф.Александрова, критиковавшая Эренбурга за упрощенные политические оценки, т.к. «Красная армия не ставила и не ставит своей целью истребить немецкий народ». После окончания войны Эренбург присутствует на Нюрнбергском процессе.
В 1946 совершает поездку в США, страну, которая, как он считал, «меньше всего пострадав, больше всего выиграла от войны». Эренбург вернулся из США с двойственным чувством.
С одной стороны, он убедился, насколько американская экономика преуспела во время войны, с другой, он видел демократическую республику, не способную покончить с расовой несправедливостью.
В 1949 была подготовлена рукопись о Соединенных Штатах Ночи Америки (так и не опубликованная по политическим соображениям), по резкости суждений превосходившая все, что он писал об Америке ранее. По его мнению, поскольку в США мало кто непосредственно испытал на себе, что такое война, там легко и естественно процветает военная истерия, а атомная бомба усиленно рекламируется.
В 1949 в «Правде» по поводу 70-летия Сталина была напечатана его статья о великом кормчем – Сталине, ведущем судно человечества через бурные воды.
Как посланец советской страны, Эренбург вошел в привычную роль выразителя советских интересов среди западной интеллигенции. В 1953 он получил Сталинскую премию мира за активную миротворческую деятельность.
В послевоенный период Эренбург издал романы Буря (1946–1947) – о войне и тех неимоверных усилиях, с которыми Красная армия одержала победу, Девятый вал (1951–1952) – о движении за мир и интригах, мешающих этому делу. За роман Буря Эренбург в 1948 получает Сталинскую премию.
В 1954 выходит повесть Эренбурга Оттепель, давшая название периоду в общественно-политическом развитии страны.
Свои мемуары Люди, годы, жизнь об интересных, значительных людях, встреченных им в жизни, Эренбург начал писать в 1958. Приступая к этой работе, он говорил: «Я сажусь за книгу, писать которую буду до конца своих дней». К апрелю 1960 он передал рукопись Книги первой мемуаров в «Новый мир» А.Твардовскому.
Предметом разногласий с редактором стали две темы: рассказ о Бухарине и упоминания об антисемитизме. На страницах мемуаров появились творческие портреты М.Цветаевой, О.Мандельштама, А.Таирова, Р.Фалька, Михоэлса, Вс.Мейерхольда. Он писал о А.Модильяни, Г.Аполлинере, П.Пикассо, Максе Жакобе, Робере Десносе, Юлиусе Паскине, Х.
Ривере и М.Шагале.
Многие встретили мемуары восторженно, но была и критика за «неоправданную идеализацию второстепенных художественных явлений». Хотя главы из Люди, годы, жизнь продолжали появляться в печати, последние части Книги седьмой из-за редакторской правки Эренбург снял из официальных журналов и передал в самиздатовский журнал Роя Медведева «Политический дневник».
Илья Эренбург умер в Москве 31 августа 1967 после продолжительной болезни.
Энциклопедия Кругосвет
Источник: http://bookinistic.narod.ru/rus_biography/e/erenburg.htm
Краткая биография Эренбург
Содержимое сочинения:
Эренбург Илья Григорьевич (1891−1967) родился в еврейской семье (отец — инженер); детство провел в Киеве, учился в 1-й Московской гимназии, из 6-го класса был исключен за участие в революционном кружке. В 1908 был арестован, выпущен под залог и, не дожидаясь суда, сбежал во Францию.
Разочаровавшись в идеях большевизма, переключился на литературные занятия. Дебютировал в 1910 выпущенной в Париже маленькой книжкой «Стихи» (по определению М.
Волошина, сочинений «искусных, но безвкусных, с явным уклоном в сторону эстетического кощунства»), и затем почти каждый год издавал небольшими тиражами в Париже сборники за свой счет и отправлял их в Россию знакомым («Я живу», 1911; «Одуванчики», 1912; «Будни», 1913; «Детское», 1914). Первой «настоящей» книгой впоследствии считал «Стихи о канунах», 1916.
На стихи обратили внимание В. Брюсов, Н. Гумилев, С. Городецкий, они вызвали много откликов в критике. А. Блок в 1918 в статье «Русские денди» упоминает уже о «моде на Эренбурга». В эти годы И. Эренбург переводил французскую и испанскую поэзию, вошел в круги художественной богемы Парижа (П. Пикассо, А. Модильяни, М. Шагал и др.).
После Февральской революции вернулся в Россию, но октябрьский переворот встретил враждебно (сборник стихов «Молитва о России», 1918, где отразились тогдашние настроения писателя, был изъят из советских библиотек).
Жил сначала в Москве, потом скитался по югу страны, пытался зарабатывать на жизнь публицистикой (писал статьи и доброжелательные по отношению к революции, и контрреволюционные).
В 1921 выехал в «творческую командировку» в Берлин, сохраняя советский паспорт, и большая часть его самых значительных прозаическиих произведений была создана в годы «полуэмиграции» («Необыкновенные похождения Хулио Хуренито и его учеников…», роман «Рвач», мелодрама «Любовь Жанны Ней», исторический роман «Заговор равных», сборник рассказов «Тринадцать трубок» и многие другие). Книги И. Эренбурга издавались одновременно и за границей, и на родине. Долгое пребывание в Германии и Франции в таком исключительном положении привело к тому, что Эренбурга не считали до конца «своим» ни в эмигрантской среде, ни в советской России.
В 1918-1923 продолжали выходить небольшие поэтические книжки Эренбурга, но интереса у критики и у читателей они не вызывали. К написанию стихов И. Эренбург вернулся в конце жизни (часть поэтического наследия публиковалась посмертно,), а современникам Эренбург был известен главным образом как яркий публицист, романист, автор мемуаров «Люди, годы, жизнь».
Вариант 2
Илья Григорьевич Эренбург родился 1891 года в семье инженера. Его детство прошло в Киеве, а уже во время учебы в первой Московской гимназии он был исключен из учеников в шестом классе, по причине посещения революционного кружка.
В 1908 году, Илью Эренбурга арестовали, а через некоторое время выпустили под залог, но писатель не дожидаясь суда, вынужден был покинуть родину и бежать во Францию, в связи с политическим преследованием.
За границей Эренбург полностью разочаровывается в большевицких идеях и начинает писать. Его первая книга под названием «Стихи» вышла в Париже 1910 года. Дебют оказался успешным, и уже вскоре мир увидели несколько сборников «Я живу» — 1911, «Одуванчики» — 1912, «Будни» — 1913, «Детское» — 1914. Поэт отправлял данные издания своим знакомым в Россию.
Вышедшая в свет 1916 года книга И. Г. Эренбурга «Стихи о канунах» вызвала целый всплеск критики и отзывов. Александр Блок впоследствии написал в 1918 году, что появилась «мода на Эренбурга».
В этот период писатель занялся переводами на русский испанской и французской поэзии, а также стал часто появляться в кругах парижской художественной богемы. Он общался с П. Пикассо, М. Шагалом, А. Модильяни.
По исходу Февральской революции И. Эренбург возвращается в Москву, но в своем сборнике стихов «Молитва о России» вышедшем 1918 года негативно высказывается об октябрьском перевороте.
Пробыл в России Эренбург И. Г. недолго, в 1921 году он уезжает в Берлин, в так званую «творческую командировку». Здесь выходят его самые значимые произведения: «Необыкновенные похождения Хулио Хуренито и его учеников…», мелодрама «Любовь Жанны Ней» и другие.
Книги Эренбурга печатались как заграницей, так и в России.
В последние годы жизни Илья Эренбург вернулся к написанию стихов, некоторые издания вышли в мир уже после его смерти.
Современникам Эренбург И. Г. запомнился как публицист и романист. Умер в августе 1967 года.
Прислал: Никитина Алла . 2017-10-22 16:05:36
Источник: http://russkaya-literatyra.iusite.ru/1974_kratkaya_biografiya_erenburg.htm
Библиотека Поэта
Илья́ Григо́рьевич Эренбу́рг (15 (27) января 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — русский советский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.
Биография
Революция. Эмиграция. Возвращение
Илья Эренбург родился в Киеве в зажиточной еврейской семье. Его отец — Герш Гершонович (Герш Германович, Григорий Григорьевич) Эренбург — был инженером и купцом 2-й гильдии; мать — Хана Берковна (Анна Борисовна) Эренбург (урождённая Аринштейн,1857—1918) — домохозяйкой. В 1895 году семья переехала в Москву, где отец получил место директора Хамовнического пиво-медоваренного завода.С 1901 года учился в 1-й Московской гимназии вместе с Н. И. Бухариным. С 1905 года участвовал в революционной деятельности, присоединился к большевикам. В январе 1908 года был арестован, полгода провел в тюрьмах и освобождён до суда, но в декабре эмигрировал во Францию. Постепенно отошёл от большевиков.В Париже занимался литературной деятельностью, вращался в кругу художников-модернистов, выпустил сборники «Стихи» (1910), «Я живу» (1911), «Будни» (1913), книгу переводов Ф. Вийона (1913). В 1914—1917 годах был корреспондентом русских газет «Утро России» и «Биржевые ведомости» на Западном фронте.В 1917 году вернулся в Россию. Отрицательно восприняв победу большевиков (сборник стихов «Молитва о России», 1918), в 1921 году снова уехал за границу. В 1921—1924 годах жил в Берлине, в 1922 опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников…», в котором дана интересная мозаичная картина жизни Европы и России времён Первой мировой войны и революции, но главное — приведён свод удивительных по своей точности пророчеств. Леонид Жуховицкий писал по этому поводу:
…Меня до сих пор потрясают полностью сбывшиеся пророчества из «Хулио Хуренито». Случайно угадал? Но можно ли было случайно угадать и немецкий фашизм, и его итальянскую разновидность, и даже атомную бомбу, использованную американцами против японцев.
Наверное, в молодом Эренбурге не было ничего от Нострадамуса, Ванги или Мессинга. Было другое — мощный ум и быстрая реакция, позволявшие улавливать основные черты целых народов и предвидеть их развитие в будущем.
В былые века за подобный дар сжигали на костре или объявляли сумасшедшим, как Чаадаева.
Десятилетия спустя японские писатели и журналисты всё пытались вызнать у Эренбурга: откуда он в 1922 году получил информацию о грядущей бомбардировке Хиросимы и Нагасаки?
И. Эренбург был пропагандистом авангардного искусства («А всё-таки она вертится», 1922). В 1923 году написал сборник рассказов «Тринадцать трубок» и роман «Трест Д. Е.». Эренбург был близок к левым кругам французского общества, активно сотрудничал с советской печатью. С 1923 года работает корреспондентом «Известий». Его имя и талант публициста широко использовались советской пропагандой для создания привлекательного образа сталинского режима за границей. Много ездил по Европе (Германия — 1927,1928, 1930, 1931; Турция, Греция — 1926; Испания — 1926; Польша — 1928; Чехословакия — 1927, 1928, 1931, 1934; Швеция, Норвегия — 1929; Дания — 1929, 1933; Англия — 1930; Швейцария — 1931; Румыния, Югославия, Италия — 1934).После прихода Гитлера к власти становится крупнейшим мастером антинацистской пропаганды. С начала 1930-х годов регулярно приезжал в СССР и начал проводить в своих произведениях мысль «о неизбежности победы социализма». Посетил Кузнецкстрой, Томск. Выпустил романы «День второй» (1934), «Книга для взрослых» (1936).Во время гражданской войны в Испании 1936—1939 годов Эренбург был военным корреспондентом «Известий»; выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941). После поражения республиканцев перебрался в Париж. После немецкой оккупации Франции укрылся в Советском посольстве.
Военный период творчества
В 1940 году вернулся в СССР, где написал и опубликовал роман «Падение Парижа» (1941) о политических, нравственных, исторических причинах разгрома Франции Германией во Второй мировой войне.
Потом за мною приехали повезли в «Труд», в «Красную звезду», на радио.
Я написал первую военную статью. Позвонили из ПУРа, просили зайти в понедельник в восемь часов утра, спросили: «У вас есть воинское звание?» я ответил, что звания нет, но есть призвание: поеду, куда пошлют, буду делать, что прикажут.
— Люди, Годы, Жизнь.
книга IV
В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и произведениями. Значительная часть этих статей, постоянно печатавшихся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике публицистики «Война» (1942-44).
В 1942 году вошёл в Еврейский антифашистский комитет и вёл активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте.
Илье Эренбургу и Константину Симонову принадлежит авторство лозунга «Убей немца!», который широко использовался в плакатах и — в качестве заголовка — листовках с цитатами из статьи Эренбурга «Убей!» (опубликована 24 июля 1942 года).
Для поддержания действенности лозунга в советских газетах того времени были созданы специальные рубрики (одно из типичных названий «Убил ли ты сегодня немца?»), в которых публиковались письма-отчёты советских бойцов о количестве убитых ими немцев и способах их уничтожения. Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга.
Нацистская пропаганда дала Эренбургу прозвище «Домашний еврей Сталина».
Проповеди ненависти Ильи Эренбурга, уже принёсшие свои плоды на Востоке, план Моргентау, то есть план предполагаемой территориальной «кастрации» Германии, и требование безоговорочной капитуляции …придали сопротивлению очень острый и ожесточённый характер … Подавляющее большинство немцев не видело для себя иного выхода, кроме борьбы. Даже явные противники нацистского режима становились теперь отчаянными защитниками своей родины
— Вальтер Люде-Нейрат. Конец на немецкой землеВ дни, когда Красная Армия перешла государственную границу Германии, в советских верхах действия на территории Германии трактовались как выполнение освободительной миссии Красной Армии – освободительницы Европы и собственно немецкого народа от нацизма. И потому после статьи Эренбурга «Хватит!», опубликованной в «Красной звезде» 11 апреля 1945 года, появилась ответная статья заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает» (газета «Правда»). Вместе с В. С. Гроссманом составил знаменитую Чёрную книгу о геноциде еврейского народа на занятой немцами территории СССР.
Послевоенное творчество
После войны выпустил дилогию — романы «Буря» (1946—1947) и «Девятый вал» (1950). Один из лидеров Движения борцов за мир.
В 1948 году Голливуд выпускает в прокат фильм «The Iron Curtain» (режиссёр William Wellman, о побеге шифровальщика ГРУ И. С. Гузенко и советском шпионаже).
21 февраля того же года Эренбург в газете «Культура и жизнь» публикует статью «Кинопровокаторы», написанную по заданию министра кинематографии И. Г. Большакова.
Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным: с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой — был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в эпоху Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева.
После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая была напечатана в майском номере журнала “Знамя” и дала название целой эпохе советской истории. В 1957 году вышли «Французские тетради» — эссе о французской литературе, живописи и переводы из Ж. Дю Белле.
Автор мемуаров «Люди, годы, жизнь», пользовавшихся в 1960-е — 1970-е годы большой популярностью в среде советской интеллигенции. Эренбург познакомил молодое поколение со множеством «забытых» имен, способствовал публикациям как забытых (М. И. Цветаева), так и молодых (Б. А. Слуцкий, С. П. Гудзенко) авторов.
Пропагандировал новое западное искусство.В марте 1966 года подписал письмо 13-ти деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина.Скончался после длительной болезни 31 августа 1967. Проститься с писателем пришло около 15 000 человек.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Сочинения
Собрание сочинений Ильи Эренбурга в 5 томах было издано в 1951—1954 годах Госиздательством художественной литературы.Следующее собрание, более полное, в девяти томах, было выпущено тем же издательством в 1962—1966 годах. В 1990-2000 годах издательством “Художественная литература” было издано посмертное Собрание сочинений в восьми томах
Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1942) — за роман «Падение Парижа» (1941)Сталинская премия первой степени (1948) — за роман «Буря» (1947)Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1952) — первый из всего двух лауреатов-советских граждандва ордена Ленинаорден Трудового Красного Знамениорден Красной Звездыорден Почётного Легиона
Членство в организациях
Вице-президент ВСМ с 1950 года. Депутат ВС СССР с 1950 года.
Семья
Первая супруга (1910—1913) — переводчица Катерина (Екатерина) Оттовна Шмидт (1889—1977, во втором браке Сорокина).Их дочь — переводчик французской литературы Ирина Ильинична Эренбург (1911—1997), была замужем за писателем Борисом Матвеевичем Лапиным (1905—1941).
После трагической гибели мужа удочерила и вырастила девочку:
Он привёз с войны девочку Фаню, на глазах у которой в Виннице немцы расстреляли родителей и сестер. Старшие же братья служили в польской армии.
Фаню успел спрятать какой-то старик, но так как это было связано с большим риском, он велел ей: «Беги, ищи партизан». И Фаня побежала.Эту девочку Эренбург привёз в Москву именно в надежде отвлечь Ирину от горя. И она удочерила Фаню. Поначалу всё было довольно сложно, поскольку девочка плохо говорила по-русски.
Изъяснялась на какой-то чудовищной смеси языков. Но потом русским быстро овладела и даже стала отличницей.
Ирина с Фаней жили в Лаврушинском; там же жил и поэт Степан Щипачёв с сыном Виктором. С Виктором Фаня познакомилась ещё в писательском пионерлагере; полудетский роман продолжился в Москве и завершился браком.
Мама поступила на филфак в МГУ, но быстро поняла, что это не её, и, поступив в медицинский, стала врачом. Брак продлился недолго — три года. Но я всё-таки успела родиться.
Вторая супруга (с 1919 года) — художница Любовь Михайловна Козинцева (1900—1970), сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева, ученица Александры Экстер (Киев, 1921), Роберта Фалька, Александра Родченко.
С 1922 года участница выставок в Берлине, Париже, Праге, Амстердаме.. Около 90 её живописных и графических работ хранятся в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Двоюродный брат — художник и журналист Илья Лазаревич Эренбург (1887—1920, сын харьковского зерноторговца Лазаря Григорьевича Эренбурга); с ним и его женой Марией Михайловной супруги Эренбург были дружны в период первой эмиграции в Париж.
Двоюродная сестра — коллекционер, художник и педагог Наталья Лазаревна Эренбург (в замужестве Эренбург-Маннати, фр. Nathalie Ehrenbourg-Mannati; 1884—1979).
Знаменитая фраза
И. Эренбургу принадлежат знаменитые слова: «Увидеть Париж и умереть».
Библиография
1913 – Будни1914 – Детское1916 — Стихи о канунах1917 — О жилете Семена Дрозда, Москва1918 — Молитва о России1919 — Огонь. Гомель1919 – В звездахЛик войны. София, 1920; Берлин, 19231922 — Неправдоподобные истории . Берлин1922 — О себе, “Новая русская книга”, Берлин1922 — Портреты русских поэтов. Берлин. «Аргонавты».1922 — Необычайные похождения Хулио Хуренито1922 — А все-таки она вертится, «Геликон», Берлин1922 — Шесть повестей о легких концах, Берлин1923 — Жизнь и гибель Николая Курбова1923 — Тринадцать трубок1923 — Трест «Д. Е.»1924 — Любовь Жанны Ней1925 — Рвач1926 — Лето 1925 года1927 — В Проточном переулке1928 — Белый уголь или Слёзы Вертера1928 — Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца (в СССР издан в 1990)1928 — Виза времени; 2-ое, дополненное изд., Издательство писателей в Ленинграде,1933, 10500 экз.1929 — Заговор равных1931 — Единый фронт (в России не опубликован)1933 — День второй1933 — Мой Париж1934 — Затянувшаяся развязка. М. «Советский писатель», 10500 экз.1936 — Книга для взрослых1941 – Верность1941 — Падение Парижа1942 — 1944 — Война1946 – Дерево1947 — Буря1950 — Девятый вал1954 — Оттепель1961—1965 — Люди, годы, жизнь (книги 1—7)1974 — Летопись мужества. Издательство «Советский писатель», Москва, 1974 г. (Публицистические статьи военных лет) Твёрдый переплёт, 384 с., тираж 30000 экз. (цена 64 коп.)
Собрание сочинений. ЗиФ.
Источник: http://biblioteka-poeta.ru/biografiya/erenburg-i-g
Эренбург И.Г. биография
Илья Григорьевич Эренбург
14 (27).I.1891 – 31.VIII.1967
Илья Эренбург – русский, советский прозаик.
Родился 14 января (27 н.с.) в Киеве в семье инженера. Детские годы прошли в Киеве, затем семья переезжает в Москву. Здесь Эренбург учится в 1-й Московской гимназии; из шестого класса его исключают за участие в работе революционной организации большевиков. В 1908 был арестован, в декабре эмигрировал в Париж, где продолжал революционную работу, затем отошел от политической жизни.
Обратился к литературной деятельности: в Париже выпустил сборники стихов “Я вижу” (1911), “Будни” (1913) и др. Первая мировая война оказала влияние на настроения Эренбурга, усилив его скепсис и критицизм, что отразилось в его “Стихах о канунах” (1916), проникнутых ожиданием краха и надвигающихся социальных перемен.
В 1915-17 гг. был корреспондентом газет “Утро России” (Москва) и “Биржевые ведомости” (Петроград). Военные корреспонденции этих лет стали началом его журналистской работы (“Лик войны”, 1920).
В июле 1917 г. возвращается в Россию, Октябрьскую революцию сначала не понял, сомнения тех лет нашли свое отражение в его стихах, испытывал “восторг и ужас перед современностью”.
Весной 1921 г. уехал за границу, где написал первое свое произведение в прозе – роман “Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников…” (1922). Затем последовали другие романы: “Жизнь и гибель Николая Курбова” (1923), “Любовь Жанны Ней” (1924) и др.
В 1921-24 гг. Эренбург живет в Берлине, сотрудничает в журналах “Русская книга” и “Новая русская книга”, где печатает статьи о современном русском искусстве. Публикует книги “Портреты русских поэтов” и “А все-таки она вертится”.
В 1924-26 гг. работает над социально-психологическими романами “Рвач” (1924) и “В Проточном переулке” (1927).
В 1930-е поездки в Испанию, Германию и другие страны Европы убеждают его в наступлении фашизма, и он понял: “…судьба солдата не судьба мечтателя и …нужно занять свое место в боевом порядке”. Он активно включается в жизнь советской страны, посещает различные стройки первых пятилеток (1932).
В 1932-33 гг. в Париже написал и опубликовал роман “День второй”, пересматривающий позиции своего прежнего скептицизма.
Годы 1936-39 гг. с несколькими перерывами провел в Испании в качестве корреспондента “Известий”. Представительствовал как советский писатель-антифашист на международных конгрессах в защиту культуры (1935, 1937), выступил как поэт (сборник стихов “Верность”, 1941), как прозаик (сборник рассказов, роман “Что человеку надо”, 1937). В 1940 приступил к работе над романом “Падение Парижа”.
С началом Великой Отечественной войны широкую известность приобрела его публицистика: выступал в газетах “Правда”, “Известия”, “Красная звезда”. В дни войны возник замысел романа “Буря”, который был завершен в 1947 и получил Государственную премию за 1948. В послевоенные годы опубликовал роман “Девятый вал” (1951 – 52), повесть “Оттепель” (1954 – 56), вызвавшую острые споры.
В 1958-60 гг. выступал как мастер литературно-критических эссе и литературного портрета (“Французские тетради”, 1958; “Перечитывая Чехова”, 1960). Наиболее значительное произведение последних лет – книга воспоминаний “Люди, годы, жизнь”, о которой Эренбург сказал: “Она, разумеется, крайне субъективна, и я никак не претендую дать историю эпохи… Эта книга не летопись, а скорее исповедь…”.
До конца жизни вел огромную общественную деятельность.
Источник: https://www.referatikk.ru/2014-02-24-05-45-17/73-2014-02-27-17-52-20/9581-2014-06-26-12-30-56.html