Краткая биография ерофеев в

Венедикт Ерофеев: краткая биография и творчество

Венедикт Васильевич Ерофеев – прозаик (24.10.1938 Чупа, Карельская АССР — 11.5.1990 Москва). Отец — железнодорожник, с 1939 по 1955 в ГУЛАГе. Три года Венедикт Ерофеев провел в детском доме.

В 1955 году он поступил на филологический факультет МГУ, участие в неофициальном студенческом кружке привело к его отчислению через полтора года. В 1957-59 гг. работал в Москве на стройке. В 1959 году Венедикт Ерофеев поступил в Педагогический институт в г.

Орехове-Зуеве под Москвой, а спустя год был отчислен “за моральное разложение”. В 1960/61 работал кочегаром, на прокладке кабелей и т. п. В 1961 поступил во Владимирский педагогический институт, откуда его также исключили.

Обратите внимание

До 1974 он был разнорабочим в разных городах СССР, в том числе и в Петушках. В 1974 году состоялась женитьба, которая дала ему возможность прописаться в Москве.

Венедикт Ерофеев в студенческие годы начал писать художественную прозу, но не смог ничего напечатать. Несколько его произведений считаются утерянными, например, “Записки психопата“, написанные в 1956 году, роман 1961 года о студенческой жизни и роман “Шостакович“, написанный в 1972.

Через самиздат достигла тамиздата повесть Ерофеева “Москва — Петушки“, написанная в 1969; она была опубликована сначала в Израиле (1973), а затем, в 1977, в Париже, и только благодаря перестройке в 1988/89 в Москве. Благодаря этой повести, переведенной на многие языки, Венедикт Ерофеев стал известным писателем.

Второй книгой этого автора, с опозданием достигшей западного читателя, стала написанная в 1973 повесть “Василий Розанов глазами эксцентрика” (1982). Пьеса “Вальпургиева ночь”, или «Шаги командора»” (1985) и свод документов “Моя маленькая Лениниана” (1988) появились в “Континенте” сразу.

Незадолго до смерти Ерофеева его начали признавать и на родине.

Венедикт Ерофеев – образованный, тонко чувствующий, обладающий глубоким пониманием языка прозаик. Близкими себе он считал Н. Гоголя, Ф. Кафку, В. Набокова и В. Розанова, а Библию — книгой, из которой он “вытянул все, что можно вытянуть человеческой душе”. (“Литературная газета”, 1990, З.1.).

Чувство отчаяния от советской действительности он претворил в оригинальных художественных произведениях. В повести “Москва — Петушки” описание поездки на электричке из Москвы за 120 км.

в жалкий городишко Петушки служит сюжетной канвой для многопланового изображения советской действительности, русского пьянства и меняющихся под постоянным воздействием алкоголя мышления и восприятия.

И эта, и следующая повесть Ерофеева написаны от первого лица, богаты размышлениями, выражены “напряженным, необычным языком со множеством литературных аллюзий” (Е.Brown, 1982).

Важно

Повесть “Василий Розанов глазами эксцентрика” еще полнее обнаруживает сюрреализм в прозе Ерофеева, гротесково смешивающего реальное с ирреальным: здесь, например, это чтение произв. В. Розанова и встреча с покойным писателем.

Вальпургиева ночь, или «Шаги командора»” — потрясающее изображение советской психической клиники, где политический конформизм считается болезнью, а применение силы — лечебным средством, где царствуют антисемитизм и беспредельная грубость. Подборка цитат “Моя маленькая Лениниана” разоблачает человеконенавистническую, властолюбивую и жестокую сущность Ленина. Результат оценки Венедиктом Ерофеевым советской действительности и ее создателей, определяемый критериями здравого человеческого рассудка и суждениями великих философов — сомнение, отчаяние, ужас и религиозные искания.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века – М.: РИК “Культура”, 1996

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/venedikt_erofeev_kratkaja_biografija_i_tvorchestvo/63-1-0-863

Виктор Ерофеев: краткая биография

Искусство и развлечения 30 октября 2015

Виктор Ерофеев – современный российский писатель. Он также известен как телеведущий. Иногда выступает на радио.

Биография

Виктор Владимирович родился в сентябре 1947 года в Москве. Его семья была близка к власти, поскольку отец (Владимир Иванович) имел наивысший дипломатический ранг, а помимо этого, был личным переводчиком Сталина.

Мать, Галина Николаевна, совместно с мужем окончила Московский институт иностранных языкови работала переводчиком.

С 1955 по 1959 год жил вместе с родителями во Франции, поскольку его отец был там советником посольства СССР.

После окончания школы поступил в МГУ, на филологический факультет (романо-германское отделение). В 1970 году с успехом его окончил. Через три года пошел учиться в аспирантуру, выбрав для этого Институт мировой литературы. В 1975 году он уже защитил кандидатскую диссертацию, которая была позднее опубликована в США как книга “Достоевский и французский экзистенциализм”.

Карьера

Публиковаться Виктор Ерофеев начал еще в 1967 году. Это были статьи в периодических изданиях. Известность он получил в 1973 году после выхода эссе о творческой деятельности Маркиза де Сада в журнале “Вопросы литературы”.

В конце 1970-х годов организовал выпуск литературного альманаха “Метрополь”. Это самиздатский журнал, из-за которого его выгнали из Союза писателей. Кроме того, несколько пострадала дипломатическая карьера Владимира Ивановича.

Это происшествие повлияло на литературную карьеру писателя, поскольку Виктор Ерофеев перестал издаваться на своей родине (запрет снят в 1988 году).

В 1989 году в Советском Союзе вышла его первая книга под названием “Тело Анны, или Конец русского авангарда”. По сути, это рассказ, речь в котором идет о девушке, то толстеющей, то резко теряющей вес, которая отождествляет себя то с поэтом Ахматовой, то с императрицей Анной Иоанновной.

Виктор Ерофеев, рассказы которого издаются целыми сборниками в разных странах мира, получил огромную известность благодаря своему роману “Русская красавица”. Это произошло в 1990 году.

Совет

Книга сразу стала суперпопулярной, она была переведена на двадцать языков мира. Писатель показывает в книге противостояние двух совершенно разных вселенных – мира успешного мужчины и мира красивой провинциалки.

Эти люди не должны были встретиться, но судьба соединила их жизни, при этом не дав надежды на счастье.

По книге снят фильм (сценаристы Виктор Ерофеев и Чезаре Феррарио), роли исполнили как российские актеры, так и западные (Италия).

Кроме того, в 1990 году вышла противоречивая статья Ерофеева “Поминки по советской литературе”.

Виктор Ерофеев, книги, сборники рассказов и эссе которого издаются большими тиражами не только в России, но и в странах Европы и Америки, проводит много времени за рубежом, проводя циклы лекций по литературе.

Писатель некоторое время был ведущим на телеканале “Культура”. Его программа “Апокриф” освещала различные вопросы современной литературы и ее взаимодействие с другими сферами культуры.

На радио был ведущим программы “Энциклопедия русской души”.

Является главредом The Penguin Book of New Russian Writing.

Видео по теме

Семья

У Виктора Ерофеева есть младший брат Андрей (1956 года рождения). Он известный искусствовед, куратор художественных выставок.

Виктор Ерофеев был трижды женат. Первой супругой стала полька Веслава Скура. Они сочетались узами брака в начале 1970-х годов. В 1976-м у русского писателя и польского дизайнера родился сын Олег. Сейчас он успешный издатель, занимается помимо прочего выпуском книг своего отца.

Обратите внимание

Официально не разведясь после двадцати девяти лет брака, Ерофеев стал жить с украинским фотографом, восемнадцатилетней Евгенией Дюрер. В 2005 году у них родилась дочь Майя. Однако рождение ребенка не спасло их отношения. Евгения приняла решение уйти от гражданского супруга в 2008 году.

Виктор Ерофеев – писатель, который дважды был в официальном браке. Последней женой стала поклонница писателя Екатерина, которая младше его на сорок лет. Они находятся в браке с 2010 года. Свадьбу отпраздновали в популярном ресторане “The Сад”, которым владеют А. Цекало и И. Ургант.

Интересные факты

  1. Альфред Шнитке написал оперу по рассказу Ерофеева “Жизнь с идиотом”, которая впервые была показана в Амстердаме в 1992 году.
  2. В 1992 году получил литературную премию им. Набокова.
  3. Виктор Владимирович участвовал в шоу “Последний герой” в 2008 году. Но даже не смог попасть на остров, поскольку для этого нужно было спрыгнуть с комфортабельной яхты и доплыть до берега. Вместе с ним отказался это делать Никита Джигурда.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/126361/

Ерофеев, Венедикт Васильевич

Венеди́кт Васи́льевич Ерофе́ев (24 октября 1938 — 11 мая 1990) — русский писатель. Известен, в частности, как автор поэмы «Москва-Петушки».

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Основные произведения
  • 3 Библиография
  • 4 Ссылки

Биография

Венедикт (Веничка) Ерофеев родился на станции Пояконда Мурманской области. Отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный в 1939. Детство Веничка провел по большей части в Кировске (Кольский полуостров).

В середине 1950-х — начале 1960-х учился сперва на филологическом факультете МГУ, потом в Орехово-Зуевском, Коломенском и Владимирском педагогических институтах, но отовсюду был отчислен.

С 1958 по 1975 жил без прописки, работал магазинным грузчиком в Коломне, подсобником каменщика и приёмщиком винной посуды в Москве, истопником-кочегаром во Владимире, дежурным отделения милиции в Орехово-Зуеве, бурильщиком в геологической партии (Украина), библиотекарем (Брянск), монтажником кабельных линий связи в различных городах России, Литвы и Белоруссии (это нашло отражение в сюжете повести «Петушки»), лаборантом паразитологической экспедиции в Узбекистане, лаборантом ВНИИДиС «по борьбе с окрылённым кровососущим гнусом» в Таджикистане и т. п.

Смолоду Веничка отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературному слову. Ещё в 17-летнем возрасте во Владимире написал «Записки психопата», за которые подвергся гонениям. В 1970 Ерофеев заканчивает поэму в прозе «Москва — Петушки».

В СССР поэма впервые была напечатана в декабре 1988 – марте 1989 гг. в журнале “Трезвость и культура” (все матерные слова в публикации были заменены отточиями), в нецензурированном виде впервые вышла в альманахе “Весть” в 1989 г.

) В этом и других своих произведениях он тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады.

Помимо “Записок психопата” и “Москвы – Петушков” Ерофеев написал пьесу “Вальпургиева ночь или шаги коммандора”, эссе “Василий Розанов глазами эксцентрика” и неподдающуюся жанровой классификации “Благую Весть”, а так же подборку цитат из Ленина “Моя маленькая Лениниана”. Пьеса “Диссиденты или Фанни Каплан” осталась неоконченной. После смерти писателя были изданы его записные книжки.

По словам Ерофеева в 1972 году он написал роман “Шостакович”, которые у него украли в электричке, вместе с авоськой, где лежали две бутылки бормотухи. В 1994 году Владислав Лён объявил, что рукопись всё это время лежала у него и он вскоре её опубликует. Однако опубликован был лишь небольшой фрагмент якобы написанного Ерофеевым романа. Большинство критиков считает этот фрагмент фальшивкой.

Важно

В последние годы жизни Ерофеев страдал неизлечимой болезнью — раком горла. Писатель скончался в Москве 11 мая 1990. Похоронен на Кунцевском кладбище. В Москве на площади Борьбы ему поставлен памятник, во Владимире на здании пединститута в честь Ерофеева установлена мемориальная доска.

Читайте также:  Краткая биография селин

Книги Ерофеева переведены более чем на 30 языков.

Основные произведения

  • «Москва — Петушки» (повесть (поэма), 1970; опубликована в 1988-89)
  • «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (трагедия, опубликована в Париже в 1985, на родине — в 1989)
  • «Василий Розанов глазами эксцентрика» (эссе, 1973, опубликовано в 1989)
  • «Моя маленькая лениниана» (коллаж, издан в Париже в 1988, в России в 1991)
  • «Бесполезное ископаемое» (книга составлена на основе записных книжек прозаика)

Библиография

  1. Муравьёв В. «Высоких зрелищ зритель» // Ерофеев В. В. Записки психопата. — М.: Вагриус, 2000. — с.5-12.
  2. Ерофеев В. В. Записки психопата. — М.: Вагриус, 2000. — 444 с.
  3. Безелянский Ю. Н. Страсти по Луне: Книга эссе, зарисовок и фантазий. — М.

    : Радуга, 1999. — 368 с.

  4. Венедикт Ерофеев, 26 октября 1938 года — 11 мая 1990 года // Театр. — 1991. — № 9. — с.74-122.
  5. Шмелькова Н. А. Последние дни Венедикта Ерофеева: Дневники. — М.: Вагриус, 2002. — 320 с.: фот.
  6. Домашняя беседа.

    — 1864

Ссылки

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/3cc887adb268e9c3.html

Биография Венедикта Ерофеева

2013-10-24T09:25Z

2013-10-24T15:30Z

https://ria.ru/20131024/971875593.html

https://cdn25.img.ria.ru/images/97211/49/972114930_0:736:1791:1751_1036x0_80_0_0_a31b4791b1b40aafafb8fff347d30755.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Писатель, драматург и эссеист Венедикт Васильевич Ерофеев родился 24 октября 1938 года в поселке Нива-2 в пригороде Кандалакши Мурманской области. Местом его рождения записана станция Чупа Лоухского района Карельской АССР, где проживала семья Ерофеевых.

Венедикт был младшим ребенком в семье, в которой кроме него было еще четверо детей.

В 1946 году его отец, работавший начальником железнодорожной станции, был арестован и осужден по обвинению в антисоветской агитации. Семья осталась без средств к существованию.

Мать уехала на заработки к сестре в Москву, а младшие дети попали в детский дом № 3 города Кировска. Венедикт находился в детском доме с 1947 по 1953 год.

В 1954 году, после того как отец был освобожден, он вернулся в свою семью. В 1956 году отец умер.

В 1955 году, после окончания школы в Кировске с золотой медалью, Венедикт Ерофеев переехал в Москву, где поступил на филологический факультет Московского университета имени Ломоносова. На протяжении полутора лет он хорошо учился и получал повышенную стипендию, но из-за многочисленных пропусков занятий по военной подготовке был отчислен.

Некоторое время Ерофеев жил в общежитии МГУ на Стромынке, где в середине 1950-х начал свое первое сочинение “Записки психопата” (1956–1958; рукопись считалась утраченной, впервые опубликована в 1995 году).

Совет

До 1958 года писал также стихи, а в 1962 году закончил повесть “Благая весть”, созданную под влиянием немецкого философа Фридриха Ницше (сохранилась не полностью).

С марта 1957 года Венедикт Ерофеев сменил множество профессий: был грузчиком продовольственного магазина (Коломна), подсобником каменщика на строительстве Черемушек (Москва), истопником-кочегаром (Владимир), дежурным отделения милиции (Орехово-Зуево), приемщиком винной посуды (Москва), бурильщиком в геологической партии (Украина), стрелком военизированной охраны (Москва), библиотекарем (Брянск), коллектором в геофизической экспедиции (Заполярье), заведующим цементным складом на строительстве шоссе Москва-Пекин (Дзержинск, Горьковской области). В 1974 году в Голодной степи (Янгиер, Узбекистан) Ерофеев работал в качестве “лаборанта паразитологической экспедиции” и в Таджикистане в должности “лаборанта ВНИИДиС по борьбе с окрыленным кровососущим гнусом”.

Неоднократно Венедикт Ерофеев пытался продолжить свое образование. В 1961 году он поступил во Владимирский педагогический институт. За очень хорошую успеваемость получал повышенную стипендию, но уже спустя год был отчислен. Также Ерофеев был отчислен из Орехово-Зуевского и Коломенского педагогических институтов.

Самой длительной работой Ерофеева оказалась служба в системе связи. В течение десяти лет он занимался монтировкой кабельных линий связи по всей стране; на этих работах вокруг Москвы, в районе города Железнодорожный, Ерофеев начал, а через два месяца в районе Лобни-Шереметьева закончил принесшую ему мировую известность поэму “Москва–Петушки” (1969). Текст романа начал распространяться самиздатом в пределах Советского Союза, а затем и в переводе, провезенный контрабандой на Запад. Впервые поэма была опубликована в 1973 году в Иерусалиме, а первая официальная публикация на исходном русском появилась в Париже в 1977 году.

В годы гласности поэма “Москва–Петушки” начала выпускаться в России, но в сильно урезанном виде — в рамках кампании против алкоголизма. Лишь в 1995 году, 18 лет спустя после написания, роман был полностью, без купюр, официально опубликован в России.

В 1972 году за “Петушками” последовал “Дмитрий Шостакович”, черновая рукопись которого была потеряна, а все попытки восстановить ее не увенчались успехом. Также считаются утерянными статьи о норвежских писателях Генрике Ибсене и Кнуте Гамсуне.

В последующие годы все написанное Ерофеевым складывалось в стол, в десятках тетрадей и толстых записных книжках. Единственным исключением было эссе о русском религиозном философе и мыслителе Василии Розанове, опубликованное в журнале “Вече” под названием “Василий Розанов глазами эксцентрика”.

С 1978 года Ерофеев жил на севере Москвы, где написал трагедию “Вальпургиева ночь, или Шаги командора” (опубликована в Париже в 1985 году, на родине — в 1989 году), насыщенный скорбно-юмористическими размышлениями документальный коллаж “Моя маленькая лениниана” (издан в Париже в 1988 году, в России в 1991 году), начал пьесу “Фанни Каплан” (не окончена, опубликована в 1991 году).

В середине 1980-х годов у Ерофеева развился рак горла. После длительного лечения и нескольких операций он потерял голос и имел возможность говорить только при помощи электронного звукового аппарата.

Скончался Ерофеев в Москве 11 мая 1990 года. Был похоронен на Кунцевском кладбище.

После смерти писателя были опубликованы его записные книжки 1960-х годов, а также письма к сестре.

Обратите внимание

С 1999 года ежегодно в Кировске проводятся Ерофеевские литературные праздники совместно с Мурманским отделением Союза российских писателей.

11 мая, в день смерти Ерофеева, собираются почитатели таланта писателя для возложения цветов к мемориальной доске на здании школы № 1, которую он окончил.

24 октября 2001 года в Центральной библиотеке имени А.М.Горького города Кировска открылся Хибинский литературный музей Венедикта Ерофеева.

Музейная экспозиция “Кировск–Москва–Петушки” включает в себя тематические разделы “Венедикт Ерофеев в Хибинах”, “Годы учебы”, “На Владимирской земле”, “Москва–Петушки” — энциклопедия русской жизни 1960-х годов”, “Друзья Ерофеева”, “Уход в бессмертие”, “Произведения Венедикта Ерофеева в театрах мира”.

В музее Венедикта Ерофеева хранятся его личные вещи, промышленная мебель, зарубежные издания, автографы и наиболее редкие фотографии.
Венедикт Ерофеев был дважды женат. Его первой супругой была Валентина Зимакова, в 1966 году у них родился сын Венедикт. Брак со своей второй супругой Галиной Носовой Ерофеев заключил в 1974 году.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20131024/971875593.html

Ерофеев Венедикт

Венеди́кт Васи́льевич Ерофе́ев (24 октября 1938, Нива-3, Мурманская область — 11 мая 1990, Москва) — русский писатель, автор поэмы «Москва — Петушки».

Венедикт Ерофеев родился в пригороде Кандалакши в посёлке гидростроителей Нива-3, однако в официальных документах местом рождения была записана станция Чупа Лоухского района Карельской АССР, где в то время жила семья.

Был шестым ребёнком в семье. Отец — Василий Васильевич Ерофеев (ум. 1956), начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1945—1951 за антисоветскую пропаганду. Мать — домохозяйка Анна Андреевна Ерофеева (ум.

1972), урождённая Гущина.

Детство Веничка провёл по большей части в детском доме в Кировске на Кольском полуострове.

Окончил школу с золотой медалью. Учился на филологическом факультете МГУ (1955—1957), в Орехово-Зуевском (1959—1960), Владимирском (1961—1962) и Коломенском (1962—1963) педагогических институтах, но отовсюду был отчислен.

Долгое время жил без прописки, был разнорабочим (Москва, 1957), грузчиком (Славянск, 1958—1959), бурильщиком в геологической партии (Украина, 1959), сторожем в вытрезвителе (1960, Орехово-Зуево), снова грузчиком (Владимир, 1961), рабочим ЖКХ стройтреста (Владимир, 1962), монтажником кабельных линий связи в различных городах СССР (1963—1973), лаборантом паразитологической экспедиции ВНИИДиС по борьбе с окрылённым кровососущим гнусом (Средняя Азия, 1974), редактором и корректором студенческих рефератов в МГУ (1975), сезонным рабочим в аэрологической экспедиции (Кольский полуостров, 1976), стрелком ВОХР (Москва, 1977)[1]. В 1976-м женитьба дала ему возможность прописаться в столице.

Важно

Смолоду Венедикт отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературному слову. Ещё в 17-летнем возрасте он начал писать «Записки психопата» (долгое время считались утерянными, впервые опубликованы в 1995 году). В 1970 году Ерофеев закончил поэму в прозе «Москва — Петушки».

Она была опубликована в иерусалимском журнале «АМИ» в 1973 году тиражом триста экземпляров[1]. В СССР поэма впервые напечатана в журнале «Трезвость и культура» (№ 12 за 1988 г., № 1—3 за 1989 г., все матерные слова в публикации заменены отточиями); в нецензурированном виде впервые вышла в альманахе «Весть» в 1989 году.

В этом и других своих произведениях Ерофеев тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады.

Помимо «Записок психопата» и «Москвы — Петушков», Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», эссе о Василии Розанове для журнала «Вече» (опубликовано под заглавием «Василий Розанов глазами эксцентрика»), неподдающуюся жанровой классификации «Благую Весть», а также подборку цитат из Ленина «Моя маленькая лениниана». Пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан» осталась неоконченной. После смерти писателя частично изданы его записные книжки. В 1992 году журнал «Театр» опубликовал письма Ерофеева к сестре Тамаре Гущиной.

По словам Ерофеева, в 1972 году он написал роман «Шостакович», который у него украли в электричке, вместе с авоськой, где лежали две бутылки бормотухи. В 1994 году Слава Лён объявил, что рукопись всё это время лежала у него и он вскоре её опубликует.

Однако опубликован был лишь небольшой фрагмент, который большинство литературоведов считает фальшивкой. (По мнению друга Ерофеева, филолога Владимира Муравьёва, сама история с романом была вымышлена Ерофеевым, большим любителем мистификаций.

Эту точку зрения разделяет сын писателя.)

В 1987 году Венедикт Ерофеев принял крещение в Католической церкви в единственном в то время действующем в Москве католическом храме св. Людовика Французского. Его крёстным отцом стал Владимир Муравьёв.

С 1985 года Ерофеев страдал раком горла. После операции мог говорить лишь при помощи голосообразующего аппарата. Скончался в 7.45 11 мая 1990 года в Москве в отдельной палате на 23-м этаже Всесоюзного онкологического центра. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/erofeev_venedikt/

Венедикт Васильевич Ерофеев биография

Венедикт Васильевич Ерофеев – биография

Известный : Писатель, Прозаик, Литературный деятель

Страна: Россия, СССР

Категория: Писатели

Знак зодиака: Скорпион

Дата рождения: 24 Октября 1938г.

Дата cмерти: 11 Мая 1990г. (51 год)

Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.

Ерофеев Венедикт Васильевич (1938–1990), русский писатель. Родился 24 октября 1938 на ст.Пояконда Мурманской обл. Отец – начальник железнодорожной станции, в 1939 был репрессирован. Школьные годы Ерофеев большей частью провел в детском доме г.

Кировска Мурманской обл. Окончив школу с золотой медалью, в 1955 поступил на русское отделение филологического факультета Московского университета.

Отчисленный в феврале 1957 за демонстративное непосещение занятий, до конца жизни оставался разнорабочим.

Совет

Неустроенность была для Ерофеева жизненным принципом и стимулом его писательства, которое постепенно приобретало характер религиозного поиска, причем основным средством поиска было культурно насыщенное слово, сопоставленное с советской действительностью.

Это превращение словесного творчества в религиозный опыт очевидно на примере первого юношеского произведения Ерофеева Записки психопата, создававшегося в 1956–1957, впервые напечатанного (в сокращении) в 2000 и вызвавшего читательский интерес и критический отклик.

Смысл новой русской литературы не в этнографической достоверности и не в разоблачении страны, а в показе того, что под тонким культурным покровом человек оказывается неуправляемым животным.

Ерофеев Венедикт Васильевич

Самое значительное из произведений Ерофеева, написанное в 1969 и получившее с начала 1970-х годов широчайшее хождение в «самиздате» (машинопись и фотокопии), – прозаическое сочинение Москва – Петушки.

Это было весьма насыщенное литературными и, в частности, поэтическими аллюзиями повествование от первого лица о злополучном путешествии в электричке за 125 километров от Москвы в городок Петушки.

Путешествие это, включающее псевдосерьезные и откровенно комические размышления и признания, гротескные бытовые зарисовки, видения, фантасмагории и откровения и как бы адекватное целой жизни, является по сути дела целостным осмыслением советской действительности в религиозно-христианском ключе.

В конце концов повествователь становится мучеником этой действительности; он опознан как «чужак», приговорен без суда и следствия и подвергнут линчеванию на советско-уголовный манер.

Но прежде он выказывает себя тонким и внимательным наблюдателем и остроумным соучастником абсурдистских перипетий, складывающихся в узнаваемый на бытовом уровне образ советского существования людей, рабов и сынов Божиих. В «поэме» нет ни обличительности, ни отстранения от действительности; вероятно, поэтому она приобрела популярность во всех читательских слоях.

Обратите внимание

Написанной случайно и по заказу и вместе с тем глубоко закономерной, суммирующей его постоянную работу над словом, очевидную в записных книжках, явилась его Проза из журнала «Вече», перепечатывавшаяся под не-авторским заглавием Василий Розанов глазами эксцентрика. Это большой рассказ о религиозном озарении, достигнутом с помощью чтения Уединенного и Опавших листьев В.В.Розанова, – озарении, дающем силы и способность весело переносить абсурд советского существования.

Этот дикий абсурд с особой выразительностью и полнотой представлен в комической «трагедии в пяти актах» Вальпургиева ночь, или Шаги командора (1985), где действительность ограничена палатой психиатрической лечебницы, а действующие лица исполняют социально мотивированные роли визионеров-пациентов, изуверов-врачей и садистов-надзирателей.

Действо имитирует действительность и постепенно превращается в пляску смерти, призванную «внести рассвет в сумерки этих душ, зарешеченных здесь до конца дней».

Безысходно мрачный конец трагедии несет, однако, религиозный катарсис – освобождение, и не случайно одна из театральных постановок трагедии завершалась символическим восхождением пациентов к небесам.

Невозмутимая истерия, но мне дорого обходится.

Ерофеев Венедикт Васильевич

Опубликованный в 2000 канонический состав творческого наследия Ерофеева со всей очевидностью свидетельствует о религиозной направленности и христианской подоплеке его творчества. В 1985 Ерофеев принял католическое крещение, перед смертью исповедовался и причастился согласно обрядам римско-католической церкви.

Умер Ерофеев в Москве 11 мая 1990.

Венедикт Васильевич Ерофеев – фото

Показать больше фото Венедикт Васильевич Ерофеев Все фото Венедикт Васильевич Ерофеев

Венедикт Васильевич Ерофеев – цитаты

До победного конца. Т. е. или Садат пополам, или Мейр вдребезги. Великолепное «всё равно». Оно у людей моего пошиба почти постоянно (и поэтому смешна озабоченность всяким вздором). А у них это — только в самые высокие минуты, т. е. в минуты крайней скорби, под влиянием крупного потрясения, особой утраты.

Это можно было бы развить. Я успел только пригубить из чаши восторгов, и у меня её вышибли из рук. И главное: научить их чтить русскую литературную классику и говорить о ней не иначе, как со склонённой головой.

Всё, что мы говорим и делаем, а тем более всё, что нам предписано «сверху» говорить и делать — всё мизерно, смешно и нечисто по сравнению с любой репликой, гримасой или жестом Её персонажей.

Важно

Надо уметь «подождать до времени», чтобы избавиться от упрёков разных сопляков, вроде Гамлета; надо доносить свои башмаки, прежде чем решиться. Все цитаты Венедикт Васильевич Ерофеев

Количество просмотров: 5424

Источник: https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=515

Ерофеев Венедикт Васильевич: биография, карьера, личная жизнь

По данным из открытых источников, Венедикт Васильевич Венедиктов появился в этом мире 24 октября 1938 года в большой семье железнодорожника. На тот момент отец служил начальником станции Чупа в Карелии. Будущий писатель оказался пятым ребенком в доме.

С самого начала жизнь его не баловала. В те времена жили трудно. Нехватки провизии и одежды ощущались постоянно. Маленькому Вене приходилось донашивать вещи, которые оставались от старших ребятишек.

Вдобавок ко всему началась война, и Ерофеевы спасались от голода только огородом.  

В биографии Венедикта Васильевича отмечено, что мальчик рано выучил буквы и начал складывать из них слова. Естественно, писчей бумаги в наличии не было, и он что-то царапал на газетных обрывках огрызком карандаша.

С грустью можно констатировать, что в таких неописуемых условиях начиналась творческая карьера Ерофеева. Он постоянно наблюдал, как живут соседи, по какому поводу пьют горькую и о чем ведут разговоры после скромной закуски.

Осенью 1945 года Веня пошел в школу вместе с братом. На двоих у них был один портфель.

В школе Ерофеев учился отлично и завершил среднее образование с золотой медалью. На тот момент действовали льготы для медалистов – Венедикта приняли на филфак Московского госуниверситета без экзаменов.

Свобода и соблазны большого города подействовали на студента из провинции не лучшим образом. В 1957 году его отчислили со второго курса за академическую неуспеваемость. Однако между прогулами и загулами молодой человек занимался литературным творчеством.

Совет

Несколько раз Ерофеев устраивался на работу, но результат всегда оказывался один – его увольняли за прогулы и пьянку.

С высоты прошедших лет несведущему человеку трудно понять, как при таком образе жизни Венедикт смог написать свои произведения. Некоторые эксперты грустно констатируют, что талант не пропьешь. Это верно только отчасти.

Из пяти законченных произведений, которые доступны потомкам, известность писателю принесла повесть «Москва-Петушки». Сам автор называл этот текст поэмой в прозе.

Важно отметить, что эту знаменитую «поэму» восприняли в основном литературные критики и соратники по перу.  

О личной жизни Венечки Ерофеева известно почти все. Он дважды пытался создать семью. Любовь в его сердце нашла небольшой уголок вопреки беспризорному детству и попусту пропитой молодости.

В 1964 году писатель встретил и полюбил Валю Зимакову. Через полтора года у них родился сын. Муж и жена редко бывали вместе. Ерофеев регулярно впадал в запои и скитался незнамо где.

Не удивительно, что брак распался.

Второй раз Венедикт в 1975 году связал себя узами брака с Галиной Носовой. Почти пятнадцать лет они старались наладить нормальную жизнь. Однако патологическое влечение к алкоголю встало перед супругами непреодолимым препятствием. Ерофеев тяжел и долго болел. Перенес несколько сложных операций. Увы, медицина оказалась бессильной. Писатель скончался в мае 1990 года.

Источники:

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-966942-erofeev-venedikt-vasilevich-biografiya-karera-lichnaya-zhizn

Венедикт Ерофеев

Венедикт Ерофеев родился в посёлке Нива-2 (пригород Кандалакши). Отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1939—1954. После окончания курсов путейцев Мурманской железной дороги Василий Васильевич Ерофеев был назначен дежурным по станции Пояконда.

Детство Веничка провел по большей части в детском доме в Кировске (Кольский полуостров).

Окончил школу с золотой медалью. В середине 1950-х — начале 1960-х учился сначала на филологическом факультете МГУ, потом в Орехово-Зуевском, Коломенском и Владимирском педагогических институтах, но отовсюду был отчислен.

Обратите внимание

С 1958 по 1975 жил без прописки, работал магазинным грузчиком в Коломне, подсобником каменщика и приёмщиком винной посуды в Москве, истопником-кочегаром во Владимире, дежурным отделения милиции в Орехово-Зуеве, бурильщиком в геологической партии (Украина), библиотекарем (Брянск), монтажником кабельных линий связи в различных городах СССР (это нашло отражение в сюжете поэмы «Москва — Петушки»), лаборантом паразитологической экспедиции в Узбекистане, лаборантом ВНИИДиС «по борьбе с окрылённым кровососущим гнусом» в Таджикистане и т. п. В 1974 женитьба дала ему возможность прописаться в Москве.

Смолоду Венедикт отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературному слову. Ещё в 17-летнем возрасте во Владимире написал «Записки психопата» (долгое время считались утерянными, впервые опубликованы в 1995 г.). В 1970 году Ерофеев закончил поэму в прозе «Москва — Петушки». Она была опубликована в израильском альманахе «Ами» в 1973 году.

В СССР поэма впервые была напечатана в декабре 1988 — марте 1989 гг. в журнале «Трезвость и культура» (№ 12 за 1988 г., № 1-3 за 1989 г., все матерные слова в публикации были заменены отточиями); в нецензурированном виде впервые вышла в альманахе «Весть» в 1989 году.

В этом и других своих произведениях он тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады.

Помимо «Записок психопата» и «Москвы — Петушков» Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь, или шаги командора», эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика» и неподдающуюся жанровой классификации «Благую Весть», а также подборку цитат из Ленина «Моя маленькая Лениниана». Пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан» осталась неоконченной. После смерти писателя были частично изданы его записные книжки. В 1992 году журнал «Театр» опубликовал письма Ерофеева к сестре Тамаре Гущиной.

По словам Ерофеева, в 1972 году он написал роман «Шостакович», который у него украли в электричке, вместе с авоськой, где лежали две бутылки бормотухи. В 1994 году Владислав Лён объявил, что рукопись всё это время лежала у него и он вскоре её опубликует.

Однако опубликован был лишь небольшой фрагмент якобы написанного Ерофеевым романа. Большинство критиков считает этот фрагмент фальшивкой. (По мнению Владимира Муравьёва, сама история с романом была вымышлена Ерофеевым, который был большим любителем мистификаций.

)

В 1985 году Венедикт Ерофеев принял крещение в Католической церкви, в единственном в то время в Москве действующем католическом храме св. Людовика Французского. Крёстным отцом был друг Ерофеева, филолог Владимир Муравьёв.

Важно

В последние годы жизни Ерофеев страдал неизлечимой болезнью — раком горла. Писатель скончался в Москве 11 мая 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. В Москве на площади Борьбы ему поставлен памятник, во Владимире на здании пединститута в честь Ерофеева установлена мемориальная доска. В Кировске в центральной городской библиотеке создан музей, посвящённый ему.

Книги Ерофеева переведены более чем на 30 языков. О нем снят документальный фильм Павла Павликовского «Москва — Петушки» (1989—1991).

Изучение творчества

Первое исследование, посвященное поэме «Москва — Петушки», появилось задолго до того, как она была опубликована в СССР. В 1981 году в сборнике научных статей Slavica Hierosolymitana появилась статья Бориса Гаспарова и Ирины Паперно под названием «Встань и иди». Исследование посвящено соотношению текста поэмы с Библией и творчеством Ф. М. Достоевского.

Самой крупной работой, посвященной Ерофееву и написанной за рубежом, является диссертация Светланы Гайсер-Шнитман «Венедикт Ерофеев. „Москва — Петушки“, или The Rest Is Silence».

В России основные исследования творчества Ерофеева были также связаны с изучением его центрального произведения — поэмы «Москва — Петушки».

Среди первых критических работ стоит отметить небольшую статью Андрея Зорина «Пригородный поезд дальнего следования» (Новый мир, 1989.

№ 5), где говорится о том, что появление «Москвы — Петушков» свидетельствует о «творческой свободе и непрерывности литературного процесса», несмотря ни на какие трудности.

«Москва — Петушки» традиционно вписывается исследователями в несколько контекстов, с помощью которых и анализируется поэма. В частности, «Москва — Петушки» воспринимается как пратекст русского постмодернизма и в контексте идеи М. М. Бахтина о карнавальности культуры. Активно изучаются связи лексического строя поэмы с Библией, советскими штампами, классической русской и мировой литературами.

Самый большой комментарий к поэме на сегодняшний день принадлежит Эдуарду Власову. Он был опубликован в приложении к «Москве — Петушкам» в 2000 году издательством «Вагриус».

В 1989—1990 годах BBC был снят фильм «From Moscow To Petushki-Bookmark», посвящённый писателю и поэме.

Совет

В фэнтезийном романе Олега Кудрина «Код от Венички» (2009, «Олимп-АСТрель»), написанном в постмодернистском духе, в «сакральных текстах» Венедикта Васильевича находится объяснение чуть ли не всем тайнам мироздания.

В 2005 году в альманахе «Живая Арктика» (№ 1, «Хибины-Москва-Петушки») опубликована «Хронология жизни и творчества Венедикта Васильевича Ерофеева». (Составитель Валерий Берлин).

Основные произведения

  • «Записки психопата»
  • «Москва — Петушки» (поэма в прозе, 1970; опубликована в 1988—1989)
  • «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (трагедия, опубликована в Париже в 1985, на родине — в 1989)
  • «Василий Розанов глазами эксцентрика» (эссе, 1973, опубликовано в 1989)
  • «Моя маленькая лениниана» (коллаж, издан в Париже в 1988, в России в 1991)
  • «Бесполезное ископаемое» (книга составлена на основе записных книжек прозаика)

В 2005 году начато издание записных книжек писателя в трёх томах под редакцией В. Муравьёва и Венедикта Ерофеева-младшего, сына писателя (р. 1966).

Издания

  • Ерофеев В.В. Москва – Петушки. Поэма. — М.: Изд-во СП “Интербук”, 1990. — 128 с. Тираж 200 000 экз.
  • Ерофеев В.В. Записки психопата. — М.: Вагриус, 1956-1958 гг. 2000. — 444 с.
  • Ерофеев В.В. Москва – Петушки. С комментариями Э. Власова. — М.: Вагриус, 2002. — 575 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-264-00198-7
  • Ерофеев В.В. Мой очень жизненный путь / Подгот. авторских текстов В. Муравьева. — М.: Вагриус, 2008. — 624 с. Тираж 5000 экз. ISBN 978-5-9697-0512-8

Библиография

  1. Муравьёв В. «Высоких зрелищ зритель» // Ерофеев В. В. Записки психопата. — М.: Вагриус, 2000. — с.5—12.
  2. Безелянский Ю. Н. Страсти по Луне: Книга эссе, зарисовок и фантазий. — М.: Радуга, 1999. — 368 с.
  3. Венедикт Ерофеев, 26 октября 1938 года — 11 мая 1990 года // Театр. — 1991. — № 9. — С.

    74—122.

  4. Шмелькова Н. А. Последние дни Венедикта Ерофеева: Дневники. — М.: Вагриус, 2002. — 320 с.: фот.
  5. Домашняя беседа. — 1864.
  6. Зорин А. Пригородный поезд дальнего следования // Новый мир. — 1989. — № 5. — С. 256—258.
  7. Гаспаров Б., Паперно И. «Встань и иди» // Slavica Hierosolymitana.

    — 1981. — Vol. V—VI — С. 387—400.

  8. Бавин С. «Самовозрастающий Логос» (Венедикт Ерофеев): Библиогр. очерк. — М., 1995. — 45 с.
  9. Фрейдкин М. О Венедикте Ерофееве// Фрейдкин М. Каша из топора. М.: Время, 2009. — С. 294—318.
  10. Шмелькова Н. Во чреве мачехи, или Жизнь — диктатура красного. — СПб.

    : Лимбус Пресс, 1999. — 304 с.

  11. Благовещенский Н. По ту сторону Москвы — к Петушкам: Исследование поэмы В. Ерофеева «Москва — Петушки», ее героя и автора с точки зрения различных глубинно-психологических подходов // Russian Imago 2001: Исследования по психоанализу культуры. — СПб.: Алетейя, 2002. — С. 428—454.

Память

Венедикту Ерофееву посвящена «История статира» (2007) композитора Виктора Копытько (сцена для ансамбля солистов и женского хора. Тексты из Священного Писания и белорусского фольклора. Посвящение: «В честь Венедикта Ерофеева»).

Источник: http://people-archive.ru/character/venedikt-erofeev

Биография Ерофеев В. краткая, читать

Вариант 1

ЕРОФЕЕВ, В�КТОР ВЛАД�М�РОВ�Ч (р. 1947), русский писатель, литературовед. Родился 19 сентября 1947 в Москве в семье дипломата.

В 1970 окончил филологический факультет МГУ, затем аспирантуру �нститута мировой литературы АН СССР. Кандидат филологических наук. Статьи Ерофеева начали печататься в периодике с 1967.

В 1979 он стал одним из организаторов и участников бесцензурного литературного альманаха 'Метрополь', был исключен из Союза писателей СССР.

Р’ отклике РЅР° первую изданную РІ РЎРЎРЎР  РєРЅРёРіСѓ Ерофеева “Тело РђРЅРЅС‹, или Конец СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ авангарда” (1989) композитор Рђ.Шнитке писал: 'Р’С‹…

испытываете тот РґРІРѕР№РЅРѕР№ эффект соприкосновения СЃ издавна знакомым, РЅРѕ совершенно небывалым, то потрясение РѕС‚ встречи СЃ адом Рё одновременно СЃ раем, совершающееся внутри каждого РёР· нас, ту абсолютную непостижимость чего-то, казалось Р±С‹, совершенно избитого Рё банального. РќРµ знаешь, РѕС‚ чего задыхаться – РѕС‚ возмущения кощунством сюжетов Рё характеров или РѕС‚ разряженной атмосферы замалчиваемой, РЅРѕ СЏСЃРЅРѕ ощущаемой мученической святости'.

Р’ 1990 Ерофеев опубликовал РІ 'Литературной газете' статью “РџРѕРјРёРЅРєРё РїРѕ советской литературе”, писал Рѕ том, что 'советская литература есть порождение соцреалистической концепции, помноженной РЅР° слабость человеческой личности писателя, мечтающего Рѕ РєСѓСЃРєРµ хлеба, славе Рё статус-РєРІРѕ СЃ властями, помазанниками если РЅРµ божества, то вселенской идеи'. Советскую литературу послесталинского периода Ерофеев разделил РЅР° официозную, деревенскую Рё либеральную, причем 'деревенская Рё либеральная литература, каждая РїРѕ-своему, обуреваема гиперморализмом'. РџРѕ мнению автора, РІ начале 1990-С… РіРѕРґРѕРІ возникает альтернативная литература, которая отличается 'прежде всего готовностью Рє диалогу СЃ любой, пусть самой удаленной РІРѕ времени Рё пространстве культурой для создания полисемантической, полистилистической структуры СЃ безусловной РѕРїРѕСЂРѕР№ РЅР° опыт СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ философии начала 20 РІ., РЅР° экзистенциальный опыт РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ искусства, РЅР° философско-антропологические открытия 20 века, оставшиеся Р·Р° бортом советской культуры, РЅР° адаптацию Рє ситуации СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ самовыражения Рё отказ РѕС‚ спекулятивной публицистичности'.

Недовольство большинства критиков, вступивших в полемику с автором (А.Марченко, В.В.�ванов, Р.Киреев и др.), вызвало не только содержание статьи, но и противоречие, в которое, по их мнению, она вступает с творчеством самого Ерофеева, которому присуща эстетика отрицания. Писатель обращает внимание на ту сферу человеческого существования, которая традиционно воспринималась как 'низ'. При этом он активно использует 'ненормативную' лексику, подробно описывает физиологические акты.

Непрочность современного жизненного уклада, релятивизм РІ понимании жизненных ценностей необратимо влияет, РїРѕ Ерофееву, РЅР° творческие возможности личности. Например, персонаж рассказа “Болдинская осень” (1985) РІ состоянии творческого подъема способен написать лишь несколько примитивных ругательств РІ адрес семьи, бабы, родителей, СЂРѕРґРёРЅС‹, Ленина, Машки, жизни, культуры, Блаженного Августина, кофе Рё Бога.

Обратите внимание

РњРЅРѕРіРёРµ рассказы Ерофеева посвящены эротической теме, которую РѕРЅ рассматривает РІ разных ракурсах – например, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ склонностью человека Рє садизму (“Попугайчик”, 1988; “Р–РёР·РЅСЊ СЃ идиотом”, 1991). Свойственная прозаику эпатажность РІ полной мере проявилась РІ этих Рё РґСЂСѓРіРёС… произведениях, касающихся эротики.

Р’ наиболее известном романе Ерофеева “Русская красавица” (1990) рассказана история провинциалки Р�СЂРёРЅС‹ Таракановой, которая приезжает РІ РњРѕСЃРєРІСѓ Рё после множества РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ описанных сексуальных похождений зачинает ребенка РѕС‚ некогда любимого человека, явившегося Рє ней СЃ того света. Символом СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ красоты становится РІ романе проститутка. Таким образом Ерофеев заявляет РѕР± изменении роли красоты РІ современном РјРёСЂРµ. РџРѕ мнению некоторых критиков, роман представляет СЃРѕР±РѕР№ РёРіСЂСѓ отработанных литературных моделей.

Р’ рассказе “Р–РёР·РЅСЊ СЃ идиотом” персонаж-РёРґРёРѕС‚ имеет внешний облик реального исторического лица – Ленина. Ерофеев создает образ РјРёСЂР°-галлюцинации, причем даже РЅР° стилистическом СѓСЂРѕРІРЅРµ. Рассказ положен РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ либретто одноименной оперы, написанной Рђ.Шнитке РІ 1986.

Ерофеев стремится создать РЅРµ только образы конкретных персонажей, выходящие Р·Р° пределы сложившихся стереотипов, РЅРѕ Рё соответствующий РёРј образ времени. РћР± этом свидетельствуют его размышления Рѕ романе “Страшный СЃСѓРґ” (1994): 'Это как Р±С‹ роман-резюме нашего уходящего века, РЅРѕ подан РѕРЅ РЅРµ через какие-то исторические реалии Рё персонажи, Р° через метафору, РЅРµ СЃРєСЂРѕСЋ – достаточно шокирующую'.

РљРЅРёРіР° “Р’ лабиринте проклятых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ” (1990) состоит РёР· СЌСЃСЃРµ Рѕ Достоевском, Толстом, Чехове, Шестове, Сологубе, Сартре, Камю, Прусте Рё РґСЂСѓРіРёС… СЂСѓСЃСЃРєРёС… Рё французских писателях. Согласно авторской самохарактеристике, РІ этой РєРЅРёРіРµ Ерофеев оставляет 'без РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ сожаления пределы чопорного академизма'. Парадоксальная, выразительная Рё шокирующая эссеистика содержится РІ книгах “Мужчины” (1997), “Пять рек жизни” (1998) Рё “Энциклопедия СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ души” (2000).

В произведениях Ерофеева отражаются не всегда благоприятные эстетические и этические изменения, произошедшие, по мнению автора, в сознании современного человека. Его произведения широко публикуются за границей, переведены на многие языки мира.

Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskpvnpv/index.html

Ссылка на основную публикацию