Ерофеев, Венедикт Васильевич
Венеди́кт Васи́льевич Ерофе́ев (24 октября 1938 — 11 мая 1990) — русский писатель. Известен, в частности, как автор поэмы «Москва-Петушки».
Содержание
|
Биография
Венедикт (Веничка) Ерофеев родился на станции Пояконда Мурманской области. Отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный в 1939. Детство Веничка провел по большей части в Кировске (Кольский полуостров).
В середине 1950-х — начале 1960-х учился сперва на филологическом факультете МГУ, потом в Орехово-Зуевском, Коломенском и Владимирском педагогических институтах, но отовсюду был отчислен.
С 1958 по 1975 жил без прописки, работал магазинным грузчиком в Коломне, подсобником каменщика и приёмщиком винной посуды в Москве, истопником-кочегаром во Владимире, дежурным отделения милиции в Орехово-Зуеве, бурильщиком в геологической партии (Украина), библиотекарем (Брянск), монтажником кабельных линий связи в различных городах России, Литвы и Белоруссии (это нашло отражение в сюжете повести «Петушки»), лаборантом паразитологической экспедиции в Узбекистане, лаборантом ВНИИДиС «по борьбе с окрылённым кровососущим гнусом» в Таджикистане и т. п.
Смолоду Веничка отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературному слову. Ещё в 17-летнем возрасте во Владимире написал «Записки психопата», за которые подвергся гонениям. В 1970 Ерофеев заканчивает поэму в прозе «Москва — Петушки».
В СССР поэма впервые была напечатана в декабре 1988 – марте 1989 гг. в журнале “Трезвость и культура” (все матерные слова в публикации были заменены отточиями), в нецензурированном виде впервые вышла в альманахе “Весть” в 1989 г.
) В этом и других своих произведениях он тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады.
Помимо “Записок психопата” и “Москвы – Петушков” Ерофеев написал пьесу “Вальпургиева ночь или шаги коммандора”, эссе “Василий Розанов глазами эксцентрика” и неподдающуюся жанровой классификации “Благую Весть”, а так же подборку цитат из Ленина “Моя маленькая Лениниана”. Пьеса “Диссиденты или Фанни Каплан” осталась неоконченной. После смерти писателя были изданы его записные книжки.
По словам Ерофеева в 1972 году он написал роман “Шостакович”, которые у него украли в электричке, вместе с авоськой, где лежали две бутылки бормотухи. В 1994 году Владислав Лён объявил, что рукопись всё это время лежала у него и он вскоре её опубликует. Однако опубликован был лишь небольшой фрагмент якобы написанного Ерофеевым романа. Большинство критиков считает этот фрагмент фальшивкой.
В последние годы жизни Ерофеев страдал неизлечимой болезнью — раком горла. Писатель скончался в Москве 11 мая 1990. Похоронен на Кунцевском кладбище. В Москве на площади Борьбы ему поставлен памятник, во Владимире на здании пединститута в честь Ерофеева установлена мемориальная доска.
Книги Ерофеева переведены более чем на 30 языков.
Основные произведения
- «Москва — Петушки» (повесть (поэма), 1970; опубликована в 1988-89)
- «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (трагедия, опубликована в Париже в 1985, на родине — в 1989)
- «Василий Розанов глазами эксцентрика» (эссе, 1973, опубликовано в 1989)
- «Моя маленькая лениниана» (коллаж, издан в Париже в 1988, в России в 1991)
- «Бесполезное ископаемое» (книга составлена на основе записных книжек прозаика)
Библиография
- Муравьёв В. «Высоких зрелищ зритель» // Ерофеев В. В. Записки психопата. — М.: Вагриус, 2000. — с.5-12.
- Ерофеев В. В. Записки психопата. — М.: Вагриус, 2000. — 444 с.
- Безелянский Ю. Н. Страсти по Луне: Книга эссе, зарисовок и фантазий. — М.
: Радуга, 1999. — 368 с.
- Венедикт Ерофеев, 26 октября 1938 года — 11 мая 1990 года // Театр. — 1991. — № 9. — с.74-122.
- Шмелькова Н. А. Последние дни Венедикта Ерофеева: Дневники. — М.: Вагриус, 2002. — 320 с.: фот.
- Домашняя беседа.
— 1864
Ссылки
Категории:
Источник: http://mediaknowledge.ru/3cc887adb268e9c3.html
Виктор Ерофеев: краткая биография
Искусство и развлечения 30 октября 2015
Виктор Ерофеев – современный российский писатель. Он также известен как телеведущий. Иногда выступает на радио.
Биография
Виктор Владимирович родился в сентябре 1947 года в Москве. Его семья была близка к власти, поскольку отец (Владимир Иванович) имел наивысший дипломатический ранг, а помимо этого, был личным переводчиком Сталина.
Мать, Галина Николаевна, совместно с мужем окончила Московский институт иностранных языкови работала переводчиком.
С 1955 по 1959 год жил вместе с родителями во Франции, поскольку его отец был там советником посольства СССР.
После окончания школы поступил в МГУ, на филологический факультет (романо-германское отделение). В 1970 году с успехом его окончил. Через три года пошел учиться в аспирантуру, выбрав для этого Институт мировой литературы. В 1975 году он уже защитил кандидатскую диссертацию, которая была позднее опубликована в США как книга “Достоевский и французский экзистенциализм”.
Карьера
Публиковаться Виктор Ерофеев начал еще в 1967 году. Это были статьи в периодических изданиях. Известность он получил в 1973 году после выхода эссе о творческой деятельности Маркиза де Сада в журнале “Вопросы литературы”.
В конце 1970-х годов организовал выпуск литературного альманаха “Метрополь”. Это самиздатский журнал, из-за которого его выгнали из Союза писателей. Кроме того, несколько пострадала дипломатическая карьера Владимира Ивановича.
Это происшествие повлияло на литературную карьеру писателя, поскольку Виктор Ерофеев перестал издаваться на своей родине (запрет снят в 1988 году).
В 1989 году в Советском Союзе вышла его первая книга под названием “Тело Анны, или Конец русского авангарда”. По сути, это рассказ, речь в котором идет о девушке, то толстеющей, то резко теряющей вес, которая отождествляет себя то с поэтом Ахматовой, то с императрицей Анной Иоанновной.
Виктор Ерофеев, рассказы которого издаются целыми сборниками в разных странах мира, получил огромную известность благодаря своему роману “Русская красавица”. Это произошло в 1990 году.
Книга сразу стала суперпопулярной, она была переведена на двадцать языков мира. Писатель показывает в книге противостояние двух совершенно разных вселенных – мира успешного мужчины и мира красивой провинциалки.
Эти люди не должны были встретиться, но судьба соединила их жизни, при этом не дав надежды на счастье.
По книге снят фильм (сценаристы Виктор Ерофеев и Чезаре Феррарио), роли исполнили как российские актеры, так и западные (Италия).
Кроме того, в 1990 году вышла противоречивая статья Ерофеева “Поминки по советской литературе”.
Виктор Ерофеев, книги, сборники рассказов и эссе которого издаются большими тиражами не только в России, но и в странах Европы и Америки, проводит много времени за рубежом, проводя циклы лекций по литературе.
Писатель некоторое время был ведущим на телеканале “Культура”. Его программа “Апокриф” освещала различные вопросы современной литературы и ее взаимодействие с другими сферами культуры.
На радио был ведущим программы “Энциклопедия русской души”.
Является главредом The Penguin Book of New Russian Writing.
Видео по теме
Семья
У Виктора Ерофеева есть младший брат Андрей (1956 года рождения). Он известный искусствовед, куратор художественных выставок.
Виктор Ерофеев был трижды женат. Первой супругой стала полька Веслава Скура. Они сочетались узами брака в начале 1970-х годов. В 1976-м у русского писателя и польского дизайнера родился сын Олег. Сейчас он успешный издатель, занимается помимо прочего выпуском книг своего отца.
Официально не разведясь после двадцати девяти лет брака, Ерофеев стал жить с украинским фотографом, восемнадцатилетней Евгенией Дюрер. В 2005 году у них родилась дочь Майя. Однако рождение ребенка не спасло их отношения. Евгения приняла решение уйти от гражданского супруга в 2008 году.
Виктор Ерофеев – писатель, который дважды был в официальном браке. Последней женой стала поклонница писателя Екатерина, которая младше его на сорок лет. Они находятся в браке с 2010 года. Свадьбу отпраздновали в популярном ресторане “The Сад”, которым владеют А. Цекало и И. Ургант.
Интересные факты
- Альфред Шнитке написал оперу по рассказу Ерофеева “Жизнь с идиотом”, которая впервые была показана в Амстердаме в 1992 году.
- В 1992 году получил литературную премию им. Набокова.
- Виктор Владимирович участвовал в шоу “Последний герой” в 2008 году. Но даже не смог попасть на остров, поскольку для этого нужно было спрыгнуть с комфортабельной яхты и доплыть до берега. Вместе с ним отказался это делать Никита Джигурда.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/126361/
Виктор Ерофеев – Виктор Владимирович Ерофеев – Биография
Здесь можно скачать бесплатно “Виктор Ерофеев – Виктор Владимирович Ерофеев – Биография” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.
Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание “Виктор Владимирович Ерофеев – Биография” читать бесплатно онлайн.
Ерофеев Виктор
Виктор Владимирович Ерофеев – Биография
Виктор Владимирович Ерофеев: Биография
Виктор Владимирович Ерофеев (19.09.1947)
Род. в Москве. Сын посла Советского Союза В.И.Ерофеева. Окончил филол. ф-т МГУ (1970), аспирантуру ИМЛИ. Кандидат филол. наук (1975). Работал в ИМЛИ АН СССР.
Дебютировал как литературовед в 1973: ж-л “ВЛ”. Автор литературоведческих кн.: В лабиринте проклятых вопросов. М., “Сов. писатель”, 1990; То же. Париж, “Альбен Мишель”, 1992 (на французском языке); То же. Франкфурт-на-Майне, “Фишер”, 1993 (на немецком языке); То же. М., “Союз фотохудожников России”, 1996; Найти в человеке человека.
Достоевский и экзистенциализм. Нью-Йорк, “Chalidze Publications”, 1992. Прозу – повесть “Трехглавое детище” и рассказ – впервые опубликовал в неподцензурном альм. “Метрополь” (1979), одним из членов редколлегии которого он был. Выпустил кн. прозы: Тело Анны, или Конец русского авангарда. М., “Московский рабочий”, 1989; То же.
Амстердам, “Арина”, 1992; Russkaya красавица. Роман. М., СП “Вся Москва”, 1990; То же. М., “Политекст”, 1992; То же. Ставрополь, “Кавказский край”, 1992; То же. М.. “Молодая гвардия”. 1994; То же. М., “Астрея”, 1997; То же. М., “Подкова”, 1998, 1999; Избранное, или Карманный апокалипсис. М. – Париж – Нью-Йорк, “Третья волна”. 1992; Страшный суд. Роман.
Рассказы. Маленькие эссе. М., “Союз фотохудожников России”, 1996; Мужчины. М., “Подкова”, 1997, 1998; Пять рек жизни. Роман-река. Книга сказочных путешествий. М., “Подкова”, 1998; Энциклопедия русской души. М., “Подкова”, “Деконт+”, 1999. По оценке критики, “может быть, есть в совр. литературе имена более яркие, но более скандальных нет”.
– “Стас”, 1996, N 4. Как утверждает сам Е., его “книги переведены на 27 языков” – “Лит. базар”. 1995, N 4. В последнее десятилетие Е. вел курсы в Литинституте, Южнокалифорнийском ун-те, ун-тах Беркли, Стандфорда, Лос-Анджелеса. “Подобно многим русским классикам, теперь Е.
может себе позволить приехать в Россию, пообщаться с издателями и друзьями в кинотеатре “Таллинн” и отбыть обратно в Рим или Баден-Баден сочинять очередной шедевр в соответствии с контрактом” “Коммерсантъ-Daily”, 15.10.1994.
Вел рубрики “Поверх барьеров” (современная проза русского зарубежья) в ж-ле” Огонек” (1990), “Мужчины” в ж-ле “Playboy” (Москва, с 1995), ТВ-передачи “Апокриф”, “В поисках литературы” (с февраля 1995), составил антологии новой русской прозы: Русские цветы зла. М., “Подкова”, 1997, 1999; Время рожать. М., “Подкова”, “Деконт+”, 2000.
По рассказу “Жизнь с идиотом” поставлен кинофильм режиссером А.Рогожкиным (1993) и написана опера композитором А.Шнитке (1992). Интересы Е. во всем мире представляет изд. “Альбен Мишель” (Париж); в США, Англии и др. англоязычных странах – его литагент в США; в России и на территории бывшего СССР – сам Е.
Член СП СССР (в 1979 был принят, затем исключен как один из оргазаторов альм. “Метрополь”; восстановлен в 1988), Русского ПЕН-центра, обществ. редсовета ж-ла “ИЛ”, редколлегий ж-лов “Вестник новой литературы” и “Стрелец”. Вице-президент Европейского культурного клуба (с 1990). Член комиссии по Гос. премиям при Президенте РФ (с 1997).
Премия им. В.В.Набокова (1992).
Отзывы читателей о книге “Виктор Владимирович Ерофеев – Биография”, комментарии и мнения людей о произведении.
Источник: https://www.libfox.ru/15843-viktor-erofeev-viktor-vladimirovich-erofeev-biografiya.html
Венедикт Васильевич Ерофеев биография
Венедикт Васильевич Ерофеев – биография
Известный : Писатель, Прозаик, Литературный деятель
Страна: Россия, СССР
Категория: Писатели
Знак зодиака: Скорпион
Дата рождения: 24 Октября 1938г.
Дата cмерти: 11 Мая 1990г. (51 год)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Ерофеев Венедикт Васильевич (1938–1990), русский писатель. Родился 24 октября 1938 на ст.Пояконда Мурманской обл. Отец – начальник железнодорожной станции, в 1939 был репрессирован. Школьные годы Ерофеев большей частью провел в детском доме г.
Кировска Мурманской обл. Окончив школу с золотой медалью, в 1955 поступил на русское отделение филологического факультета Московского университета.
Отчисленный в феврале 1957 за демонстративное непосещение занятий, до конца жизни оставался разнорабочим.
Неустроенность была для Ерофеева жизненным принципом и стимулом его писательства, которое постепенно приобретало характер религиозного поиска, причем основным средством поиска было культурно насыщенное слово, сопоставленное с советской действительностью.
Это превращение словесного творчества в религиозный опыт очевидно на примере первого юношеского произведения Ерофеева Записки психопата, создававшегося в 1956–1957, впервые напечатанного (в сокращении) в 2000 и вызвавшего читательский интерес и критический отклик.
Смысл новой русской литературы не в этнографической достоверности и не в разоблачении страны, а в показе того, что под тонким культурным покровом человек оказывается неуправляемым животным.
Ерофеев Венедикт Васильевич
Самое значительное из произведений Ерофеева, написанное в 1969 и получившее с начала 1970-х годов широчайшее хождение в «самиздате» (машинопись и фотокопии), – прозаическое сочинение Москва – Петушки.
Это было весьма насыщенное литературными и, в частности, поэтическими аллюзиями повествование от первого лица о злополучном путешествии в электричке за 125 километров от Москвы в городок Петушки.
Путешествие это, включающее псевдосерьезные и откровенно комические размышления и признания, гротескные бытовые зарисовки, видения, фантасмагории и откровения и как бы адекватное целой жизни, является по сути дела целостным осмыслением советской действительности в религиозно-христианском ключе.
В конце концов повествователь становится мучеником этой действительности; он опознан как «чужак», приговорен без суда и следствия и подвергнут линчеванию на советско-уголовный манер.
Но прежде он выказывает себя тонким и внимательным наблюдателем и остроумным соучастником абсурдистских перипетий, складывающихся в узнаваемый на бытовом уровне образ советского существования людей, рабов и сынов Божиих. В «поэме» нет ни обличительности, ни отстранения от действительности; вероятно, поэтому она приобрела популярность во всех читательских слоях.
Написанной случайно и по заказу и вместе с тем глубоко закономерной, суммирующей его постоянную работу над словом, очевидную в записных книжках, явилась его Проза из журнала «Вече», перепечатывавшаяся под не-авторским заглавием Василий Розанов глазами эксцентрика. Это большой рассказ о религиозном озарении, достигнутом с помощью чтения Уединенного и Опавших листьев В.В.Розанова, – озарении, дающем силы и способность весело переносить абсурд советского существования.
Этот дикий абсурд с особой выразительностью и полнотой представлен в комической «трагедии в пяти актах» Вальпургиева ночь, или Шаги командора (1985), где действительность ограничена палатой психиатрической лечебницы, а действующие лица исполняют социально мотивированные роли визионеров-пациентов, изуверов-врачей и садистов-надзирателей.
Действо имитирует действительность и постепенно превращается в пляску смерти, призванную «внести рассвет в сумерки этих душ, зарешеченных здесь до конца дней».
Безысходно мрачный конец трагедии несет, однако, религиозный катарсис – освобождение, и не случайно одна из театральных постановок трагедии завершалась символическим восхождением пациентов к небесам.
Невозмутимая истерия, но мне дорого обходится.
Ерофеев Венедикт Васильевич
Опубликованный в 2000 канонический состав творческого наследия Ерофеева со всей очевидностью свидетельствует о религиозной направленности и христианской подоплеке его творчества. В 1985 Ерофеев принял католическое крещение, перед смертью исповедовался и причастился согласно обрядам римско-католической церкви.
Умер Ерофеев в Москве 11 мая 1990.
Венедикт Васильевич Ерофеев – фото
Показать больше фото Венедикт Васильевич Ерофеев Все фото Венедикт Васильевич Ерофеев
Венедикт Васильевич Ерофеев – цитаты
До победного конца. Т. е. или Садат пополам, или Мейр вдребезги. Великолепное «всё равно». Оно у людей моего пошиба почти постоянно (и поэтому смешна озабоченность всяким вздором). А у них это — только в самые высокие минуты, т. е. в минуты крайней скорби, под влиянием крупного потрясения, особой утраты.
Это можно было бы развить. Я успел только пригубить из чаши восторгов, и у меня её вышибли из рук. И главное: научить их чтить русскую литературную классику и говорить о ней не иначе, как со склонённой головой.
Всё, что мы говорим и делаем, а тем более всё, что нам предписано «сверху» говорить и делать — всё мизерно, смешно и нечисто по сравнению с любой репликой, гримасой или жестом Её персонажей.
Надо уметь «подождать до времени», чтобы избавиться от упрёков разных сопляков, вроде Гамлета; надо доносить свои башмаки, прежде чем решиться. Все цитаты Венедикт Васильевич Ерофеев
Количество просмотров: 5422
Источник: https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=515
10 удивительных и невероятных фактов о Венедикте Ерофееве
24 октября 1938 года в посёлке «Нива-2» Мурманской области родился будущий русский писатель Венедикт Васильевич Ерофеев. Soyuz.Ru вспоминает 10 удивительных и невероятных фактов из богатой и насыщенной жизни автора легендарной поэмы «Москва-Петушки».
Венедикт Ерофеев: детские фото. Источник: foto-history.livejournal.com
Уже в раннем детстве Вена (так его называли в семье) начал сочинять свои первые опусы, записывая их на обрывках бумаги.
Свои первые опыты юный автор, которому еще не было и шести, озаглавил «Записки сумасшедшего» – под влиянием Николая Васильевича Гоголя, конечно.
Интересно, что первое серьезное произведение, начатое Ерофеевым в 17 лет, называлось «Записки психопата». Долгое время оно считалось утерянным, и было опубликовано в 1995 году.
Венедикт Ерофеев обладал очень хорошей памятью. В возрасте восьми лет он выучил наизусть настенный отрывной календарь за 1946 год.
На каждый день он помнил все события, даты и мог рассказать биографии известных людей, напечатанные на каждой странице календаря.
Уже учась в МГУ, он производил впечатление на студентов (а также на студенток), тем, что не переводя дух, перечислял по памяти все сорок библейских колен Израилевых.
Венедикт Ерофеев – студент МГУ. Источник: foto-history.livejournal.com
В 1955 году Ерофеев поступил на филфак МГУ, однако учиться не очень любил. По воспоминаниям друзей, для освобождения от занятий он применял следующее средство: покупал три коробки сибирских пельменей и съедал их сырыми. Следовавших за этим симптомов оказывалось достаточно, чтобы врач мог освободить его от занятий со справкой о расстройстве пищеварения.
После отчисления из МГУ сменил ряд профессий.
Работал, в частности, грузчиком продовольственного магазина (Коломна), помощником каменщика на стройке (Москва), истопником-кочегаром (Владимир), дежурным отделения милиции (Орехово-Зуево), приемщиком винной посуды (Москва), бурильщиком в геологической партии (Украина), стрелком военизированной охраны (Москва), библиотекарем (Брянск), сторожем в вытрезвителе (Орехово-Зуево), коллектором в геофизической экспедиции (Заполярье), заведующим цементным складом на строительстве шоссе Москва-Пекин (Дзержинск, Горьковской области), а также монтажником кабельных линий связи (в разных городах СССР). Наибольшее же удовлетворение, по словам самого Ерофеева, ему принесла работа лаборанта паразитологической экспедиции по борьбе с окрылённым кровососущим гнусом (Средняя Азия).
Обложка издания «Москва-Петушки», 2000 год.
Работая разнорабочим в общежитии «Ремстройтреста», Ерофеев организовал среди рабочих литературный кружок.
Он читал мастерам по обжигу классику мировой литературы и подталкивал рабочих к собственным поэтическим опытам. Вскоре Ерофеев составил поэтическую «Антологию рабочих-поэтов общежития «Ремстройтреста».
Правда, кое-кто из друзей Ерофеева утверждает, что все стихи для «Антологии» Венедикт сочинил сам.
Источник: https://www.soyuz.ru/articles/122
Краткая биография Ерофеев В. В
ЕРОФЕЕВ, ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1947), русский писатель, литературовед. Родился 19 сентября 1947 в Москве в семье дипломата. В 1970 окончил филологический факультет МГУ, затем аспирантуру Института мировой литературы АН СССР.
Кандидат филологических наук. Статьи Ерофеева начали печататься в периодике с 1967. В 1979 он стал одним из организаторов и участников бесцензурного литературного альманаха 'Метрополь', был исключен из Союза писателей СССР.
В отклике на первую изданную в СССР книгу Ерофеева “Тело Анны, или Конец русского авангарда” (1989) композитор А. Шнитке писал: 'Вы…
испытываете тот двойной эффект соприкосновения с издавна знакомым, но совершенно небывалым, то потрясение от встречи с адом и одновременно с раем, совершающееся внутри каждого из нас, ту абсолютную непостижимость чего-то, казалось бы, совершенно избитого и банального.
Не знаешь, от чего задыхаться – от возмущения кощунством сюжетов и характеров или от разряженной атмосферы замалчиваемой, но ясно ощущаемой мученической святости'.
В 1990 Ерофеев опубликовал в 'Литературной газете' статью “Поминки по советской литературе”, писал о том, что 'советская литература есть порождение соцреалистической концепции, помноженной на слабость человеческой личности писателя, мечтающего о куске хлеба, славе и статус-кво с властями, помазанниками если не божества, то вселенской идеи'.
Советскую литературу послесталинского периода Ерофеев разделил на официозную, деревенскую и либеральную, причем 'деревенская и либеральная литература, каждая по-своему, обуреваема гиперморализмом'.
По мнению автора, в начале 1990-х годов возникает альтернативная литература, которая отличается 'прежде всего готовностью к диалогу с любой, пусть самой удаленной во времени и пространстве культурой для создания полисемантической, полистилистической структуры с безусловной опорой на опыт русской философии начала 20 в.
, на экзистенциальный опыт мирового искусства, на философско-антропологические открытия 20 века, оставшиеся за бортом советской культуры, на адаптацию к ситуации свободного самовыражения и отказ от спекулятивной публицистичности'.
Недовольство большинства критиков, вступивших в полемику с автором (А. Марченко, В. В.Иванов, Р. Киреев и др.
), вызвало не только содержание статьи, но и противоречие, в которое, по их мнению, она вступает с творчеством самого Ерофеева, которому присуща эстетика отрицания.
Писатель обращает внимание на ту сферу человеческого существования, которая традиционно воспринималась как 'низ'. При этом он активно использует 'ненормативную' лексику, подробно описывает физиологические акты.
Непрочность современного жизненного уклада, релятивизм в понимании жизненных ценностей необратимо влияет, по Ерофееву, на творческие возможности личности.
Например, персонаж рассказа “Болдинская осень” (1985) в состоянии творческого подъема способен написать лишь несколько примитивных ругательств в адрес семьи, бабы, родителей, родины, Ленина, Машки, жизни, культуры, Блаженного Августина, кофе и Бога.
Многие рассказы Ерофеева посвящены эротической теме, которую он рассматривает в разных ракурсах – например, в связи со склонностью человека к садизму (“Попугайчик”, 1988; “Жизнь с идиотом”, 1991). Свойственная прозаику эпатажность в полной мере проявилась в этих и других произведениях, касающихся эротики.
В наиболее известном романе Ерофеева “Русская красавица” (1990) рассказана история провинциалки Ирины Таракановой, которая приезжает в Москву и после множества подробно описанных сексуальных похождений зачинает ребенка от некогда любимого человека, явившегося к ней с того света. Символом русской красоты становится в романе проститутка. Таким образом Ерофеев заявляет об изменении роли красоты в современном мире. По мнению некоторых критиков, роман представляет собой игру отработанных литературных моделей.
В рассказе “Жизнь с идиотом” персонаж-идиот имеет внешний облик реального исторического лица – Ленина. Ерофеев создает образ мира-галлюцинации, причем даже на стилистическом уровне. Рассказ положен в основу либретто одноименной оперы, написанной А. Шнитке в 1986.
Ерофеев стремится создать не только образы конкретных персонажей, выходящие за пределы сложившихся стереотипов, но и соответствующий им образ времени.
Об этом свидетельствуют его размышления о романе “Страшный суд” (1994): 'Это как бы роман-резюме нашего уходящего века, но подан он не через какие-то исторические реалии и персонажи, а через метафору, не скрою – достаточно шокирующую'.
Книга “В лабиринте проклятых вопросов” (1990) состоит из эссе о Достоевском, Толстом, Чехове, Шестове, Сологубе, Сартре, Камю, Прусте и других русских и французских писателях.
Согласно авторской самохарактеристике, в этой книге Ерофеев оставляет 'без особого сожаления пределы чопорного академизма'.
Парадоксальная, выразительная и шокирующая эссеистика содержится в книгах “Мужчины” (1997), “Пять рек жизни” (1998) и “Энциклопедия русской души” (2000).
В произведениях Ерофеева отражаются не всегда благоприятные эстетические и этические изменения, произошедшие, по мнению автора, в сознании современного человека. Его произведения широко публикуются за границей, переведены на многие языки мира.
Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-erofeev-v-v/