Краткая биография фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 1651—1715) — знаменитый французский писатель; родился в Перигоре, в древней дворянской семье.

До 12-летнего возраста мальчик прожил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья; потом учился в Кагорском унив. и в Парижской семинарии св. Сульпиция; 24-х лет от роду вступил в духовное звание.

От природы одаренный живым, подвижным умом и горячим воображением, Фенелон чуть не с первых шагов в своём новом сане порывался к миссионерским подвигам. Традиции античной литературы, которыми он успел напитаться за время своего ученья, влекли его в Грецию.

Обратите внимание

Ему грезилось, что все христианское население Эллады, стонущее под игом турок, находит в нём защитника, что султан, ошеломленный, отступает перед ореолом его славы. Эти мечты сменялись другими: его тянуло в Канаду проповедовать слово Божие язычникам и стяжать мученический венец среди диких индейских племён.

Однако ни на Восток, ни на Запад Фенелон не поехал; ему досталась более спокойная должность в Париже. Парижский архиепископ назначил его духовником в новой женской конгрегации, Nouvelles catholiques, составившейся из молодых девушек, только что обратившихся из протестантизма в католичество.

Вскоре ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому после отмены Нантского эдикта протестантскому населению Сентонжа и Пуату. Широкая веротерпимость, которая приписывалась Ф. просветителями XVIII в., — по-видимому, не более как легенда: на этом поприще он мало чем отличался к лучшему от других католических миссионеров.

В 1687 г. Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles», до появления которой не было ни одной сколько-нибудь удовлетворительной работы, посвящённой этому вопросу.

Фенелон энергично восстает против господствовавшего в то время взгляда, по которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха.

Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; чем она будет руководиться при этом, если она будет обучена только танцам и уменью поддерживать разговор да будет с грехом пополам помнить несколько молитв? Фенелон ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум во имя того, что она человек. Невежество порождает скуку, а скука — всевозможные пороки. Фенелон — не враг развлечений, но он хочет, чтобы девушка умела выбирать развлечение разумное. Он не рекомендует набивать голову девочкам ненужной в жизни премудростью. Основной научный их багаж должен быть, по его мнению, очень невелик: уменье правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики, знание основных элементов права, знакомство с древней и французской историей. Выбор неисторических книг для чтения должен производиться очень осмотрительно; не следует чересчур разжигать молодую фантазию.

В 1689 г. Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Пользуясь поддержкой г-жи Ментенон, Фенелон приступил к своей задаче. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать.

Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Образованием герцога Фенелон не обязан был заниматься непосредственно, но так как мальчику нужно было читать, а книг подходящих не было, то Фенелон сам позаботился составить их. Таким образом возникли его «Басни» и «Разговоры мертвых» (Dialogues des morts).

Важно

Цель тех и других была прямо практическая: это были книги в буквальном смысле ad usum Delphini. Написаны они той удивительно лёгкой и грациозной французской прозой, которая до сих пор делает произведения Ф. наиболее удобными для усвоения французского языка детьми.

В каждом отрывке заключалось какое — нибудь житейское, моральное, а в «Разговорах» — даже и политическое нравоучение.

Так, идея разговора Пизистрата с Солоном та, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; идея разговора Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а наоборот, делает их несчастными и приводит к их гибели. Все эти разбросанные в разных баснях и диалогах идеи были впоследствии собраны и приведены в систему в «Телемаке».

В 1688 г. Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок г-жи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля.

Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга. Опала мадам Гийон началась в 1693 г., а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 г.

он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского.

Поворот к худшему произошёл лишь после того, как он издал в защиту квиетизма книгу «Explication des maximes des saints sur la vie intérieure» (1697). Против неё выступил Боссюэ; Фенелон ответил, и спор был предоставлен на решение Рима.

Курия долго колебалась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля Папа не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии был блaгoпpиятeн Ф.

: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика Папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга Ф. была единогласно осуждена.

Совет

Фенелон ещё раньше покинул двор и отправился в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламандское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Ф., и он её в значительной степени достиг.

К янсенистам и протестантам он, по-видимому, теперь относился с большей терпимостью, чем в пору молодости. Особенно возросла его популярность в эпоху войны за испанское наследство, когда он одинаково гуманно относился к раненым солдатам и офицерам, не только своим, но и неприятельским. Мальборо, узнав, какой приём нашли его офицеры у Ф.

, строго запретил своим войскам разорять земли, принадлежавшие к его епархии. В 1711 г. умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Ф. Сторонники Ф. вступили с ним в сношения, чтобы выработать основы тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти старого короля. Ф.

съехался со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были выработаны так называемые «Tables de Chaulnes» — важнейшие принципы будущих преобразований.

Тут шла речь о сокращении придворных штатов, о созыве государственных чинов, члены которых должны были быть избраны без всякого давления и получить огромную власть, о разграничении духовной и светской власти, о провозглашении свободной торговли. Труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца.

Политические воззрения Ф. мы знаем и по другим источникам. От него остался трактат “Examen de conscience des devoirs de la royauté”, a также мемуар, составленный для назидания самого Людовика, но, по-видимому, не представленный ему.

Основа взглядов Ф. — ограничение королевской власти при помощи советов, составленных из двух высших сословий. Эту мысль он проводил уже в своём знаменитом «Телемаке», но там она была выражена иносказательно. «Телемак» (Les aventures de Télémaque) был написан в 1695-96 г, но появился в 1699 г.

В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля. Такова литературная сторона книги; но у неё есть и другая сторона, не менее важная. «Телемак» является прямым продолжением «Разговоров мертвых»; это, так сказать, курс политической педагогики для детей старшего возраста. Намёки на современность наполняют всё произведение. Перед читателем проходят изображения злых царей, дающих в общей сложности очень похожий портрет Людовика, изображения министров, в которых современники легко узнавали Лувуа и других тогдашних деятелей, силуэты придворных, причём на долю каждого из приближенных Людовика приходилась хорошая прозаическая эпиграмма. Есть в «Телемаке» и картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент; см. Утописты), за которые король лишил автора остатков своего расположения. Словом, в книге много чисто языческой красоты, смелости и откровенности, которая казалась опасною; недаром Боссюэт назвал «Телемака» произведением, недостойным духовного лица. Из трёх богословско-философских трактатов Ф., «Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce», «Traité de l’Existence de Dieu» и «Lettres sur divers sujets de religion et de métaphysique», внимания заслуживает только второй. Основная мысль его формулируется в следующем силлогизме: все, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Трактат написан с присущей Ф. ясностью и довольно долго служил школьным руководством.

Читайте также:  Сочинения об авторе шолохов

Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 г., за восемь месяцев до Людовика XIV. Издания сочинений Ф.: П., 1787—1792 (с биографией Кербефа) и 1810; Тулуза, 1809—1811; Безансон, 1827; Версаль, 1820-30; П., 1851-52 (самое полное).

Источник: http://facecollection.ru/people/fransua-fenelon

Франсуа Фенелон

В 1687 году Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles», до появления которой не было ни одной сколько-нибудь удовлетворительной работы, посвящённой этому вопросу.

Фенелон энергично восстает против господствовавшего в то время взгляда, по которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха.

Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; чем она будет руководиться при этом, если она будет обучена только танцам и уменью поддерживать разговор да будет с грехом пополам помнить несколько молитв? Фенелон ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум во имя того, что она человек. Невежество порождает скуку, а скука — всевозможные пороки. Фенелон — не враг развлечений, но он хочет, чтобы девушка умела выбирать развлечение разумное. Он не рекомендует набивать голову девочкам ненужной в жизни премудростью. Основной научный их багаж должен быть, по его мнению, очень невелик: уменье правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики, знание основных элементов права, знакомство с древней и французской историей. Выбор неисторических книг для чтения должен производиться очень осмотрительно; не следует чересчур разжигать молодую фантазию.

Обратите внимание

В 1689 году Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Пользуясь поддержкой г-жи Ментенон, Фенелон приступил к своей задаче. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать.

Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Образованием герцога Фенелон не обязан был заниматься непосредственно, но так как мальчику нужно было читать, а книг подходящих не было, то Фенелон сам позаботился составить их. Таким образом возникли его «Басни» и «Разговоры мертвых» (Dialogues des morts).

Цель тех и других была прямо практическая: это были книги в буквальном смысле ad usum Delphini. Написаны они той удивительно лёгкой и грациозной французской прозой, которая до сих пор делает произведения Фенелона наиболее удобными для усвоения французского языка детьми.

В каждом отрывке заключалось какое — нибудь житейское, моральное, а в «Разговорах» — даже и политическое нравоучение.

Так, идея разговора Пизистрата с Солоном та, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; идея разговора Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а наоборот, делает их несчастными и приводит к их гибели. Все эти разбросанные в разных баснях и диалогах идеи были впоследствии собраны и приведены в систему в «Телемаке».

В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок г-жи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля.

Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга.

Опала мадам Гийон началась в 1693 году, а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 году он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского.

Важно

Поворот к худшему произошёл лишь после того, как он издал в защиту квиетизма книгу «Explication des maximes des saints sur la vie int?rieure» (1697). Против неё выступил Боссюэ; Фенелон ответил, и спор был предоставлен на решение Рима.

Курия долго колебалась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля Папа не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии был блaгoпpиятeн Ф.

: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика Папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга Ф. была единогласно осуждена.

Фенелон ещё раньше покинул двор и отправился в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламандское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенлона, и он её в значительной степени достиг.

К янсенистам и протестантам он, по-видимому, теперь относился с большей терпимостью, чем в пору молодости. Особенно возросла его популярность в эпоху войны за испанское наследство, когда он одинаково гуманно относился к раненым солдатам и офицерам, не только своим, но и неприятельским.

Мальборо, узнав, какой приём нашли его офицеры у Фенелона, строго запретил своим войскам разорять земли, принадлежавшие к его епархии. В 1711 году умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона.

Сторонники Фенелона вступили с ним в сношения, чтобы выработать основы тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти старого короля. Фенелон съехался со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были выработаны так называемые «Tables de Chaulnes» — важнейшие принципы будущих преобразований.

Тут шла речь о сокращении придворных штатов, о созыве государственных чинов, члены которых должны были быть избраны без всякого давления и получить огромную власть, о разграничении духовной и светской власти, о провозглашении свободной торговли. Труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца.

Политические воззрения Ф. мы знаем и по другим источникам. От него остался трактат «Examen de conscience des devoirs de la royaut?», a также мемуар, составленный для назидания самого Людовика, но, по-видимому, не представленный ему.

Основа взглядов Фенелона — ограничение королевской власти при помощи советов, составленных из двух высших сословий. Эту мысль он проводил уже в своём знаменитом «Телемаке», но там она была выражена иносказательно. «Телемак» (Les aventures de T?l?maque) был написан в 1695-96 г, но появился в 1699 г.

В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля. Такова литературная сторона книги; но у неё есть и другая сторона, не менее важная. «Телемак» является прямым продолжением «Разговоров мертвых»; это, так сказать, курс политической педагогики для детей старшего возраста. Намёки на современность наполняют всё произведение. Перед читателем проходят изображения злых царей, дающих в общей сложности очень похожий портрет Людовика, изображения министров, в которых современники легко узнавали Лувуа и других тогдашних деятелей, силуэты придворных, причём на долю каждого из приближенных Людовика приходилась хорошая прозаическая эпиграмма. Есть в «Телемаке» и картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент; см. Утописты), за которые король лишил автора остатков своего расположения. Словом, в книге много чисто языческой красоты, смелости и откровенности, которая казалась опасною; недаром Боссюэт назвал «Телемака» произведением, недостойным духовного лица. Из трёх богословско-философских трактатов Ф., «R?futation du trait? de Malebranche, sur la nature et le gr?ce», «Trait? de l’Existence de Dieu» и «Lettres sur divers sujets de religion et de m?taphysique», внимания заслуживает только второй. Основная мысль его формулируется в следующем силлогизме: все, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Трактат написан с присущей Фенелону ясностью и довольно долго служил школьным руководством.

Совет

Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV. Издания сочинений Ф.: П., 1787—1792 (с биографией Кербефа) и 1810; Тулуза, 1809—1811; Безансон, 1827; Версаль, 1820-30; П., 1851-52 (самое полное).

Источник: http://people-archive.ru/character/fransua-fenelon

Реферат: Фенелон

Л. Галицкий.

Фенелон (François de Salignac de la Mothe Fénelon, 1651—1715) — французский писатель, принадлежал к старинному аристократическому роду, получил блестящее классическое образование. Был воспитателем герцога Бургундского. Видный деятель католической церкви (с 1694 архиепископ в Камбре). Ф. принадлежит, кроме ряда богословских сочинений, педагогический трактат «О воспитании девиц» (De l’éducation des filles, 1687, рус. пер., СПБ, 1763); басни; «Диалоги мертвых» (Dialogues des morts, рус. пер.: Разговоры мертвых, 2 чч., СПБ, 1768) — морально-публицистические рассуждения, ведущиеся от лица великих людей прошлого (изд. в 1712, более полное изд., 2 vls, P., 1718); «Письмо в Академию» (Lettre à M. Dacier sur les occupations de l’Académie, 1714), посвященное вопросам литературной критики, и «Приключения Телемака, сына Улисса» (Les avantures de Télémaque, fils d’Ulysse), роман, которому Ф. обязан своей литературной известностью (написан в 1693—1694, изд. в 1699). Античный сюжет разрабатывается Ф. в духе господствовавшей во французской литературе XVII века традиции: полное игнорирование исторической перспективы и колорита эпохи, анахронизмы, схематичность образов. Взяв из «Одиссеи» отправным пунктом путешествие Телемака в поисках отца, Ф. проводит героя через ряд авантюр, отсутствовавших у Гомера (Телемак у Калипсо, в плену у египтян, в подземном царстве и др.). Роман насквозь дидактичен и публицистичен. Образы, сюжетные положения, мотивы, как заимствованные из античной литературы, так и оригинальные, служат Ф. для развития определенной этической и политической тенденции. Современники вполне основательно видели в «Телемаке» намеки на политическую систему Франции Людовика XIV. Ф. нападает на деспотию, пропагандируя идею просвещенной монархии с мудрым правителем, долг которого заботиться о своих подданных, обрушивается на льстивых придворных и рекомендует королю подбирать советников честных и независимых. В главе, посвященной реформам, проведенным Ментором у Идоменея, рисуется целая социальная утопия «здоровой монархии». В Тартаре Телемак видит королей-деспотов, мучающихся лицезрением своих злодеяний. С той же настойчивостью проводит Ф. моральное требование — побеждать страсти (vaincre des passions). Весь роман густо уснащен поучительными сентенциями Ментора, наставника Телемака (Ментор в согласии с гомеровской традицией, — воплотившаяся богиня мудрости Минерва). Цветистый стиль, изобилующий бьющими на эффект сравнениями, метафорами, тяготение к ритмически размеренной речи, особенно в поучениях и наставлениях Ментора, игра синтаксическими фигурами (параллелизмы, антитезы) придают произведению характер барочной вычурности. В XVIII в. «Приключения Телемака» Фенелона пользовались огромным успехом, были переведены на все европейские языки, на русском языке в XVIII веке существовало несколько переводов, в том числе известное стихотворное переложение (в гекзаметрах) Тредиаковского «Тилемахида».

Читайте также:  Краткая биография бомарше

Список литературы

I. Oeuvres, publ. p. Gosselin et Caron, 22 vls, Versailles — Paris, 1820—1824

Correspondance, 11 vls, P., 1827—1830

Les Aventures de Télémaque, introd. par A. Rousseaux, t. I—II, P., 1930 (Coll. des classiques français)

Тилемахида или странствование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироическия пиимы Василием Тредиаковским… с французския нестихословныя речи, сочиненныя Франциском де-Салиньяком де-ла-Мотом Фенелоном, 2 тт., СПБ, 1766

Похождение Телемака, сына Улиссова, СПБ, 1747 (то же, 2 изд., 1767

3 изд., СПБ, 1782)

Приключения Телемака, сына Улиссова, пер. Петр Железников, 2 чч., СПБ, 1788

Странствования Телемака, сына Улиссова, пер. Г. Шиповский, 2 чч., СПБ, 1805

Странствования Телемака, сына Улиссова, пер. Иван Захаров, 2 чч., СПБ, 1786 (то же, 3 изд., 2 чч., СПБ, 1812)

Странствования Телемака, сына Улиссова. Пер. по последней рукописи г-на Шиповского, вновь с подлинником сверенный и исправленный Ефимом Люценко, с прибавлением примечаний, 2 чч., СПБ, 1822

Сокращенный Телемак, заимствованный из сочинения Фенелона…, издал И. Эйнерлин, СПБ, 1827 (то же, 6 изд., СПБ, 1845)

Телемак. Новый перевод Федора Лубяновского, 2 чч., СПБ, 1839.

II. Bizos G., Fénelon éducateur, P., 1886

Janet P., Fénelon, P., 1892

Bastier P., Fénelon, critique d’art, P. 1903

Lemaitre J., Fénelon, P., 1910

Chérel A., Fénelon au XVIII siècle en France (1715—1820), P., 1918.

Источник: https://ronl.org/referaty/biografii/57954/

Следование за Христом

Фенелон, Франсуа де Салиньяк де ла Мот

(Fnelon, Francois de Salignac de La Mothe) (1651–1715), архиепископ Камбрейский, опекун герцога Бургундского, внука и наследника Людовика XIV, классик французской литературы. О детских годах Фенелона и полученном им образовании известно мало. Он родился 6 августа 1651 в замке Фенелон в Перигоре. В возрасте двенадцати лет стал воспитанником иезуитского коллежа в Кагоре, в пятнадцать начал изучать философию и теологию в парижском коллеже Плесси при Сорбонне. Вскоре после этого поступил в семинарию святого Сульпиция. Хотя у Фенелона рано обнаружился вкус к классической литературе и философии, возобладали все же набожность и проповеднический пыл. Молодого священника сразу привлекли к деятельности по обращению протестантов. Но даже после отмены Нантского эдикта (1585), который гарантировал гугенотам свободу вероисповедания, Фенелон делал все возможное, чтобы смягчить последствия практической реализации этого решения, хотя и не выступал против государственной политики нетерпимости. В то время он поддерживал дружеские отношения с Ж.Б.Боссюэ и входил в круг его единомышленников.

В 1679 Фенелон написал Диалоги о красноречии (Dialogues sur l'loquence) и, вероятно, одновременно с ними Трактат о существовании Бога (Trait de l'existence de Dieu). В этих наставительно-духовных сочинениях выразились свежий взгляд и оригинальный склад ума.

Самым же необычным и значительным из ранних трудов Фенелона стал Трактат о воспитании девиц (Trait de l'ducation des filles, 1687), развивавший педагогические идеи, намного опередившие свое время. Деликатность в обращении, изучение особенностей характера, снисходительность к слабостям юного возраста – таковы основные принципы воспитания по Фенелону.

Благодаря высокой репутации при дворе Фенелон в 1689 получил должность наставника, или опекуна, малолетнего герцога Бургундского, ставшего после смерти отца-дофина престолонаследником.

Обратите внимание

Для своего воспитанника Фенелон создал, помимо прочего, самое прославленное свое творение Приключения Телемака (Les Aventures de Tlmaque) – наполовину утопическое, основанное на классическом материале произведение, призванное научить молодого герцога управлять страной на благо подданных.

В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок г-жи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля.

Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга.

Опала мадам Гийон началась в 1693 году, а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 году он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского.

Умер Фенелон 7 января 1715.

                                                                   ***

Другие сайты автора :  И смех, и не грех

                                          Искусство мира

Источник: http://sledovanie.my1.ru/index/fransua_fenelon/0-365

Фенелон

Наша кнопка

Скачать материал

Фенелон

Л. Галицкий.

Фенелон (François de Salignac de la Mothe Fénelon, 1651—1715) — французский писатель, принадлежал к старинному аристократическому роду, получил блестящее классическое образование. Был воспитателем герцога Бургундского. Видный деятель католической церкви (с 1694 архиепископ в Камбре). Ф.

принадлежит, кроме ряда богословских сочинений, педагогический трактат «О воспитании девиц» (De l’éducation des filles, 1687, рус. пер., СПБ, 1763); басни; «Диалоги мертвых» (Dialogues des morts, рус. пер.: Разговоры мертвых, 2 чч., СПБ, 1768) — морально-публицистические рассуждения, ведущиеся от лица великих людей прошлого (изд. в 1712, более полное изд., 2 vls, P.

, 1718); «Письмо в Академию» (Lettre à M. Dacier sur les occupations de l’Académie, 1714), посвященное вопросам литературной критики, и «Приключения Телемака, сына Улисса» (Les avantures de Télémaque, fils d’Ulysse), роман, которому Ф. обязан своей литературной известностью (написан в 1693—1694, изд. в 1699). Античный сюжет разрабатывается Ф.

в духе господствовавшей во французской литературе XVII века традиции: полное игнорирование исторической перспективы и колорита эпохи, анахронизмы, схематичность образов. Взяв из «Одиссеи» отправным пунктом путешествие Телемака в поисках отца, Ф. проводит героя через ряд авантюр, отсутствовавших у Гомера (Телемак у Калипсо, в плену у египтян, в подземном царстве и др.).

Роман насквозь дидактичен и публицистичен. Образы, сюжетные положения, мотивы, как заимствованные из античной литературы, так и оригинальные, служат Ф. для развития определенной этической и политической тенденции. Современники вполне основательно видели в «Телемаке» намеки на политическую систему Франции Людовика XIV. Ф.

нападает на деспотию, пропагандируя идею просвещенной монархии с мудрым правителем, долг которого заботиться о своих подданных, обрушивается на льстивых придворных и рекомендует королю подбирать советников честных и независимых. В главе, посвященной реформам, проведенным Ментором у Идоменея, рисуется целая социальная утопия «здоровой монархии».

В Тартаре Телемак видит королей-деспотов, мучающихся лицезрением своих злодеяний. С той же настойчивостью проводит Ф. моральное требование — побеждать страсти (vaincre des passions). Весь роман густо уснащен поучительными сентенциями Ментора, наставника Телемака (Ментор в согласии с гомеровской традицией, — воплотившаяся богиня мудрости Минерва).

Цветистый стиль, изобилующий бьющими на эффект сравнениями, метафорами, тяготение к ритмически размеренной речи, особенно в поучениях и наставлениях Ментора, игра синтаксическими фигурами (параллелизмы, антитезы) придают произведению характер барочной вычурности. В XVIII в.

«Приключения Телемака» Фенелона пользовались огромным успехом, были переведены на все европейские языки, на русском языке в XVIII веке существовало несколько переводов, в том числе известное стихотворное переложение (в гекзаметрах) Тредиаковского «Тилемахида».

Читайте также:  Сочинения об авторе макиавелли

Списоклитературы

I. Oeuvres, publ. p. Gosselin et Caron, 22 vls, Versailles — Paris, 1820—1824

Correspondance, 11 vls, P., 1827—1830

Важно

Les Aventures de Télémaque, introd. par A. Rousseaux, t. I—II, P., 1930 (Coll. des classiques français)

Тилемахида или странствование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироическия пиимы Василием Тредиаковским…

с французския нестихословныя речи, сочиненныя Франциском де-Салиньяком де-ла-Мотом Фенелоном, 2 тт., СПБ, 1766

Похождение Телемака, сына Улиссова, СПБ, 1747 (то же, 2 изд., 1767

3 изд., СПБ, 1782)

Приключения Телемака, сына Улиссова, пер. Петр Железников, 2 чч., СПБ, 1788

Странствования Телемака, сына Улиссова, пер. Г. Шиповский, 2 чч.

, СПБ, 1805

Странствования Телемака, сына Улиссова, пер. Иван Захаров, 2 чч., СПБ, 1786 (то же, 3 изд., 2 чч., СПБ, 1812)

Странствования Телемака, сына Улиссова. Пер. по последней рукописи г-на Шиповского, вновь с подлинником сверенный и исправленный Ефимом Люценко, с прибавлением примечаний, 2 чч., СПБ, 1822

Сокращенный Телемак, заимствованный из сочинения Фенелона…

, издал И. Эйнерлин, СПБ, 1827 (то же, 6 изд., СПБ, 1845)

Телемак. Новый перевод Федора Лубяновского, 2 чч., СПБ, 1839.

II. Bizos G., Fénelon éducateur, P., 1886

Janet P., Fénelon, P., 1892

Bastier P., Fénelon, critique d’art, P. 1903

Lemaitre J., Fénelon, P., 1910

Chérel A., Fénelon au XVIII siècle en France (1715—1820), P., 1918.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биография:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/biografii-/fenelon.html

Fania Fénelon • ru.knowledgr.com

Fania Fénelon (умер 19 декабря 1983) был французским пианистом, композитором и певцом кабаре.

Биография

Fania (или Фанни) Голдстайн родился в Париже, хотя год ее рождения оспаривается (см. ниже), Жюлю Голдстайну, инженеру в резиновой промышленности, и Марии Давидовне Бернстайн; оба родителя, бывшие родом из российского города Ростов-на-Дону.

Она посетила Conservatoire de Paris, где она училась при Джермэйн Мартинелли, получая первый приз в фортепьяно (несмотря на ее крошечный размер и очень маленькие руки) и в то же время работала ночи, напевая в барах. У нее было два брата, Леонайд и Мишель Голдстайн.

Ее брак с Сильвио Перлой (швейцарский спортсмен, специалист в 5 000 м) закончился в разводе, который был завершен после войны.

Во время Второй мировой войны она поддержала французское Сопротивление против нацистов до ее ареста и высылки Освенциму-Birkenau, где она была членом женского оркестра Освенцима, затем Бергену-Belsen, пока она не была освобождена в 1945.

Страдая от потенциально фатального случая сыпного тифа и весящие только 65 фунтов, она пела для Би-би-си в день ее освобождения британскими войсками.

(Вход Библиотеки Конгресса для этой записи дает ее имя как Фанху Перлу, ее фамилию по мужу в это время; ее развод от Перлы был завершен после войны.)

Под ее псевдонимом «Fénelon» (который она подняла после войны), Фэния Голдстайн стал известным певцом кабаре. В 1966 она пошла со своим афроамериканским «партнером по жизни», певцом баритона Обри Пэнки, в Восточный Берлин. После смерти ее партнера она возвратилась во Францию.

Совет

Между 1973-75, с Marcelle Routier, она написала, что Серсис льет l'orchestre, книгу о ее событиях, основанных на дневнике, который она держала в концентрационных лагерях.

Это имело дело с ухудшающимися оставшимися в живых компромиссов, должен был сделать, черный юмор обитателей, которые будут иногда смеяться истерично по ужасным достопримечательностям, религиозным и национальным напряженным отношениям среди обитателей (т.е.

между еврейскими музыкантами и антисемитскими поляками), и нормальность проституции и лесбийских отношений. В Birkenau Fénelon был одним из двух главных певцов, случайным аранжировщиком музыкальных частей, и даже временным барабанщиком, когда оригинальный барабанщик кратко обиделся.

Все члены оркестра пережили войну, спасите для проводницы Алмы Розе, которая умерла от внезапной болезни в лагере.

Большинство других оставшихся в живых, особенно Анита Лэскер-Валлфиш и Виолетт Жак, не согласилось с отрицательным изображением книги Фенелона Розе, дирижера оркестра, которому, хотя еврейский, дали эквивалентный статус kapo.

Книга была переведена на немецкий и английский язык в немного сокращенных выпусках. Фенелон сказал прессу в то время, когда она писала другую книгу о своей жизни после лагерей, но это никогда не осуществлялось.

Линда Еллен снялась Тянущий время, используя в качестве подлинника драматическая адаптация Артуром Миллером. Фенелон горько выступил против согласно заявлению санированного исполнения Миллера и Еллена жизни в лагерях и прежде всего кастинге Елленом Ванессы Редгрэйв, чтобы играть ее.

Редгрэйв был известным сочувствующим PLO и, стоящий близко к шести футам высотой, имел мало сходства с миниатюрным Fania. «Я не принимаю, что человек играет меня, кто противоположность меня… Я хотел Лизу Миннелли. Она маленькая, она полна жизни, она поет и танцует. У Ванессы…

Обратите внимание

нет чувства юмора, и это – одна вещь, которая спасла меня от смерти в лагере», сказал Фенелон. Она ругала Редгрэйва лично во время интервью 60 Минут.

Редгрэйв завоевал поддержку действующего сообщества, поскольку проблема ее политической свободы имела приоритет по ее пригодности для роли. Fénelon никогда не прощал Редгрэйву, но в конечном счете смягчал ее точку зрения на производство, чтобы уступить это, это был «справедливый фильм».

Смерть

Fania Fénelon умер 19 декабря 1983 в Парижской больнице. Причины смерти были перечислены как рак и болезнь сердца.

Год рождения

Дата рождения Фенелона была дана, по-разному, как 2 сентября 1908, 2 сентября 1918 и 2 сентября 1922.

  • Gayworld.be – дает ее год рождения как 1 908
  • JTA – дает ее год рождения как 1 918
  • Энциклопедия Литературы Холокоста (отредактированный Дэвидом Паттерсоном, Аланом Л. Бергером, Сэритой Каргас) – дает ее год рождения как 1 918
  • Критически настроенный Компаньон Артуру Миллеру: Литературная Ссылка на Его Жизнь и Работу (Сьюзен К. В. Абботсон) – дает ее год рождения как 1 922
  • Французские и немецкие биографии Википедии Фенелона цитируют 1 922

Книги

  • Fania Fénelon; Marcelle Routier: Sursis льют l'orchestre. Париж: Запас, 1 976
  • Десять кубометров Mädchenorchester в Освенциме; deutsch von Sigi Loritz. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1982, (1991: ISBN 3-423-01706-6)
  • Музыканты Освенцима; переведенный Джудит Лэндри. Лондон: Майкл Джозеф, 1 977
  • Тянущий время. Сиракузы, Нью-Йорк: Syracuse University Press, 1997.
  • Артур Миллер: Тянуть время: постановка во всю длину; адаптированный из телевизионного фильма Артура Миллера; основанный на книге того же самого названия Fania Fénelon. Чикаго: Dramatic Publishing Co., 1 985
  • Джоэл Аги: Двенадцать Лет: американское детство в Восточной Германии. Нью-Йорк: Фаррар, Straus, Giroux, 1981.

Внешние ссылки

Источник: http://ru.knowledgr.com/02578393/FaniaFenelon

Франсуа Фенелон

Фенелон Франсуа де Салиньяк де Ла Мот (Fénelon, Francois de Salignac de La Mothe) (1651–1715) – архиепископ Камбрейский, опекун герцога Бургундского, внука и наследника Людовика XIV, классик французской литературы.

О детских годах Фенелона и полученном им образовании известно мало. Он родился 6 августа 1651 в замке Фенелон в Перигоре.

В возрасте двенадцати лет стал воспитанником иезуитского коллежа в Кагоре, в пятнадцать начал изучать философию и теологию в парижском коллеже Плесси при Сорбонне.

Бесчисленные народы и сильнейшие армии походят на муравьёв, которые оспаривают друг у друга былинку на куче грязи.

Фенелон Франсуа

Вскоре после этого поступил в семинарию святого Сульпиция. Хотя у Фенелона рано обнаружился вкус к классической литературе и философии, возобладали все же набожность и проповеднический пыл. Молодого священника сразу привлекли к деятельности по обращению протестантов.

Но даже после отмены Нантского эдикта (1598), который гарантировал гугенотам свободу вероисповедания, Фенелон делал все возможное, чтобы смягчить последствия практической реализации этого решения, хотя и не выступал против государственной политики нетерпимости.

В то время он поддерживал дружеские отношения с Ж.Б.Боссюэ и входил в круг его единомышленников.

Война — это зло, позорящее человеческий род.

Фенелон Франсуа

Важно

В 1679 Фенелон написал Диалоги о красноречии (Dialogues sur l”éloquence) и, вероятно, одновременно с ними Трактат о существовании Бога (Traité de l”existence de Dieu).

В этих наставительно-духовных сочинениях выразились свежий взгляд и оригинальный склад ума.

Самым же необычным и значительным из ранних трудов Фенелона стал Трактат о воспитании девиц (Traité de l”éducation des filles, 1687), развивавший педагогические идеи, намного опередившие свое время.

Деликатность в обращении, изучение особенностей характера, снисходительность к слабостям юного возраста – таковы основные принципы воспитания по Фенелону.

Благодаря высокой репутации при дворе Фенелон в 1689 получил должность наставника, или опекуна, малолетнего герцога Бургундского, ставшего после смерти отца-дофина престолонаследником.

Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.

Фенелон Франсуа

Для своего воспитанника Фенелон создал, помимо прочего, самое прославленное свое творение Приключения Телемака (Les Aventures de Télémaque) – наполовину утопическое, основанное на классическом материале произведение, призванное научить молодого герцога управлять страной на благо подданных.

Умер Фенелон 7 января 1715.

Источник: http://known-name.ru/face/fransua-fenelon

Ссылка на основную публикацию