Генри Филдинг – краткая биография
Генри Филдинг – выдающийся английский прозаик, драматург, крупнейшая фигура английского Просвещения, один из создателей жанра реалистического романа.
Остался в истории не только как литератор: Генри Филдинг и его брат Джон стали создателями первого полицейского подразделения в английской столице. Генри Филдинг родился 22 апреля 1707 г.
в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир), был сыном дворянина, дослужившегося до генерала. Детство будущего писателя прошло в дедовском имении Ист-Стаур.
На протяжении 1719-1725 гг. он получал образование в привилегированном Итонском колледже. В 1728 г. Филдинг становится студентом Лейденского университета, но проучился там примерно два года – скорее всего, из-за сложностей финансового характера.
Возвратившись из Голландии в Лондон, Генри Филдинг, чтобы заработать, начал писать пьесы. Начинающий драматург настолько преуспел в сатирических обличениях общественных нравов и членов правительства, что, по сути, из-за него был в 1737 г. принят закон о театральной цензуре, превратившийся в непреодолимое препятствие для дальнейшей плодотворной деятельности на поприще драматургии.
К этому времени у Г. Филдинга была жена и двое детей. Чтобы их обеспечивать, после обучения в Темпле, куда поступил в 1737 г., он получил через три года адвокатское звание. В этот же период биографии он стал заниматься журналистикой, публиковался в ежедневных журналах, не забывая о жанре сатиры.
Прославившись впоследствии написанием романов, литератор и публицист стал их писать едва ли не случайно – из-за то ли зависти, то ли восхищения успехом романа С. Ричардсона «Памела». В 1741 г.
Филдинг сам приступает к сочинению романов, и первое опубликованное произведение этого жанра – «Шамела», ставшее пародией на роман Ричардсона, – было воспринято весьма одобрительно. Увидевший свет в следующем году роман «Джозеф Эндрюс» стал точкой отсчета деятельности Г. Филдинга как автора «серьезных» романов. В 1743 г.
был опубликован роман «История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого», который, как считают некоторые исследователи, был на самом деле задуман и начат раньше остальных.
В 1744 г. скончалась жена Генри Филдинга, и спустя три года он женился на ее бывшей служанке, находящейся «в положении». Это настроило против писателя общественное мнение.
Тем не менее через год Филдинга назначают мировым судьей в Вестминстере – этому в немалой степени посодействовали антиякобинская позиция и поддержка, оказанная англиканской Церковью. На этом посту ему предстояло работать до самой смерти. Генри и его брат Джон считались в Лондоне лучшими судьями всего XVII ст.
; ими было немало сделано для того, чтобы судебная система стала более совершенной, а условия содержания заключенных – более гуманными.
Работа стала источником огромного жизненного опыта, успешно использованного затем в литературных произведениях, но она же и унесла его здоровье. В 1754 г. по рекомендации врача Филдинг отбыл лечиться в Португалию и через два месяца, 8 октября 1754 г., находясь в Лиссабоне, умер; был похоронен на английском кладбище.
Произведения Филдинга имели огромное значение для развития реализма в европейской литературе, стали предтечей творчества Ч. Диккенсона, У. Теккерея, Б. Шоу.
Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_genri_filding.html
Хелен Филдинг (Helen Fielding)
Дата рождения: 19.02.1958
Английская писательница, сценарист, продюсер. Известка как автор вымышленного персонажа Бриджит Джонс, главной героини двух романов и их экранизаций.
Хелен Филдинг родилась в промышленном городке Морли (графство Йоркшир, Великобритания). Она была вторым ребенком из четырёх, отец Хелен работал управляющим на текстильной фабрике, мать – домохозяйка. В 1982 году отец Хелен скончался.
Писательница изучала английский язык и литературу в колледже св. Анны в Оксфорде.
Во время учебы у Хелен завязываются дружеские отношения с группой комических актеров и писателей, в которую входили в частности Ричард Кертис и Роуэн Аткинсон.
После окончания колледжа Хелен начинает работу на Би-би-си как региональный корреспондент новостного канала, затем она работала менеджером различных детских и юношеских программ. В 1985 Хелен провела прямую спутниковую радиопередачу из лагеря беженцев в Восточном Судане для благотворительной акции Comic Relief.
Помимо этого Хелен была сценаристом и продюсером первых двух серий документального проекта Comic Relief о гуманитарной катастрофе в Африке. В 1989 она принимала участие в создании телевизионного документального фильма “Where Hunger is a Weapon” о гражданской войне в Южном Судане.
Опыт, полученный во время работы над этими проектами, лег в основу первого романа Филдинг – Причина успеха (Cause Celeb). Роман был издан в 1994 году и получил положительную оценку критиков, однако оказался коммерчески неуспешным. С 1990 года Хелен работала в различных газетах, таких как Sunday Times, The Independent и The Telegraph, в качестве журналиста и обозревателя.
После выхода первого романа писательница начала работу над вторым большим сатирически романом, действие которого должно было происходить в Карибском море, однако ей так и не удалось воплотить этот замысел в жизнь.
В 1995 году газета The Independent предложила Хелен вести колонку, повествующую о жизни одинокой женщины среднего возраста в Лондоне. Писательница отказалась вести эту колонку от своего имени, решив, что это потребует от нее излишней откровенности, и предложила придумать вымышленный персонаж.
В газете согласились, и на свет появилась Бриджит Джонс. Колонка быстро завоевала популярность, и уже в 1996 году вышел в свет роман «Дневник Бриджит Джонс», написанный по материалам публикаций в газете. Поначалу роман, получивший хорошие отзывы критиков, продавался не слишком хорошо.
Однако второе издание в 1997 году стало бестселлером и принесло Филдинг мировую славу. Хелен продолжала вести свою колонку в The Independent, а затем в Daily Telegraph и в 1999 году выпустила вторую книгу о Бриджит – «Бриджит Джонс. Грани разумного».
В этом же году Хелен познакомилась с исполнительным продюсером мультсериала «Симпсоны» Кевином Кэрреном. От Кэррена Хелен родила двоих детей, но в 2009 году их отношения прекратились. В 2001 году вышла одноименная экранизация «Дневника Бриджит Джонс», увеличившая известность Хелен, выступившей в качестве сценариста.
Книга «Бриджит Джонс. Грани разумного» также была экранизирована в 2004 году, но успеха первой экранизации не повторила.
После написания второй книги о Бриджит Хелен Филдинг захотелось немного «отдохнуть» от этого персонажа, к тому же читатели и зрители упорно ассоциировали образ Бриджит с самой Хелен, что несколько тяготило писательницу.
В 2003 году вышел последний на сегодняшний момент роман Филдинг – «Оливия Джоулз, или Пылкое воображение».
Однако в 2005 году Хелен вернулась к ведению колонки в The Independent и возможно нас еще ждет продолжение истории Бриджит Джонс.
Интересные факты из жизни
«Дневник Бриджит Джонс» был назван «одним из десяти романов, которые лучше всего отражают 20-й век» по версии газеты Guardian. Первую строчку в этом списке, кстати, занимает роман Дж. Оруэлла «1984».
В «Дневнике Бриджит Джонс» чувствуется влияние романа «Гордость и предубеждение» Джейн Остен.
Библиография
Причина успеха [Cause Celeb] (1994)
Дневник Бриджит Джонс [Bridget Jones's Diary] (1996)
Бриджит Джонс. Грани разумного [Bridget Jones: The Edge of Reason] (1999)
Оливия Джоулз, или Пылкое воображение [Olivia Joules and The Overactive Imagination] (2003)
Экранизации произведений, театральные постановки
Дневник Бриджит Джонс (2001, Франция, Великобритания, Ирландия) реж. Шэрон МагуайрБриджит Джонс: Грани разумного (2004, США, Германия, Франция, Великобритания, Ирландия) реж. Бибан Кидрон
Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=315
Филдинг, Генри (стр. 1 из 2)
План Введение
1 Биография
2 Пьесы
3 Романы
4 Литературный стиль
5 Значение
Введение
Генри Филдинг (англ. Henry Fielding
, 22 апреля 1707 Шарфам,Сомерсет, Англия – 8 октября 1754, Лиссабон) — знаменитый английский писатель и драматург XVIII века, известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа “История Тома Джонса, найденыша
“. Один из основоположников европейского реалистического романа.
Помимо своих литературных достижений, Филдинг занимает значительное место в истории правоохранительных органов, создав (вместе со своим братом Джоном), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона, – “ищейки” с Боу-Стрит (The Bow Street Runners), используя свои полномочия судьи.
1. Биография
Филдинг Генри, английский романист и драматург, публицист. Родился 22 апреля 1707, предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.
Филдинг получил среднее образование в Итоне (1719–1725), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом Старшим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем.
После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшийся для него проблемами с законом, Фильдинг отправился в Лондон, где началась его литературная карьера. В 1728 году он отправился в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и право в университете.
Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728–1730), где он учился около двух лет и вынудила вернуться в Лондон.
Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ, жестоко критикуются правительством под руководством сэра Роберта Уолпола.
Закон о театральной цензуре 1737 года, как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье» (The Golden Rump
), но сатира Филдинга задала тон.
Тогда как закон о театральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактически невозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением.
По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крадок и двоих детей, в 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.
Ему недоставало денежного чутья, что означало, что он и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен
, богатый благодетель, который впоследствии послужил прототипом Сквайра Олверти в романе «Том Джонс
». После смерти Филдинга, Аллен обеспечил его детей поддержкой и дал им образование.
Филдинг никогда не прекращал писать политические сатиры и сатиры на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех, как для печатной пьесы.
Он также печатал целый ряд работ в журналах-ежедневниках. Филдинг пишет для периодических изданий Тори, как правило, под псевдонимом “Капитан Геркулес уксус” (Captain Hercules Vinegar
).
В конце 1730-х гг и в начале 1740-х Филдинг продолжал излагать свои либеральные и анти-Якобитские взгляды в сатирических статьях и в газетах.
Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэля Ричардсона «Памела», в 1741 году Филдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэля Ричардсона. Эта сатира следует эталону знаменитых “консервативных” сатириков предыдущего поколения (в частности, Джо́натана Свифта и Джона Гейя).
Марка СССР
Дальше последовал роман «Джозеф Эндрус
» (1742), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение и задумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некой отправной точкой, дебютом Филдинга, как серьезного романиста.
В 1743 году Филдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies
. Это был роман “История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого
“. Этот роман иногда считается его первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, прежде чем написал романы «Шамела
» и «Джозеф Эндрюс
».
Это сатира на Уолпола, которая проводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уальдом
, печально известным главарем банды и разбойником.
Он косвенным образом сравнивает партию вигов в Парламенте с бандой воров, коими руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать “”Великим Человеком”(распространенный эпитет для Уолпола) должно достигнуть апогея только в антитезисе величия: будучи повешенным.
Его анонимно опубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг
» (The Female Husband
) является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак.
Несмотря на то, что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянной занятостью мошенничеством, обманом, и притворством.
Лучшая работа Филдинга, Том Джонс (1749) – это тщательно построенный плутовской роман запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах “Том Джонс” и “Амелия”, умерла в 1744 году.
Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением – жениться на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.
Несмотря на это, его последовательный анти-Якобизм и поддержка Английской Церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору.
Объединившись со своим младшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 году, подразделение “ищейки” с Боу-Стрит (The Bow Street Runners), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М.
Тревельяна
, они были лучшими судьями Лондона в восемнадцатом веке, и много сделали для улучшения судебной системы и условий содержания заключенных. Влиятельные памфлеты и запросы Филдинга, включали предложение об отмене публичного повешения.
Это не означает, однако, что Фильдинг выступал против смертной казни как таковой, о чем свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751, на слушании дела знаменитого преступника Джеймса Филда
, он был признан виновным в грабеже и приговорен к виселице.
Несмотря на то что Джон Филдинг был слепым, он сменил своего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak» с Боу-стрит за свою способность в одиночку распознавать преступников по их голосам.
В январе 1752 года, Генри Филдинг занялся периодикой – выходящим раз в две недели журналомпод названием «Ковент-Гарден
», который он публиковал под псевдонимом “сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании
” до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов “армии с Граб Стрит” и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов (Paper War of 1752–1753
).
Горячая приверженность Филдинга, как великого гуманиста к делу правосудия совпало с быстрым ухудшением состояния его здоровья, до такой степени, что в 1754 он уехал за границу в Португалию в поисках лечения.
Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер в Лиссабоне два месяца спустя. Его могила находится на территории городского, английского кладбища (Cimeterio Инглес).
Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» — „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755.
2. Пьесы
В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках» („Love in Several Masques“), за которой последовал ряд других пьес (всего за промежуток между 1728 и 1743 Филдингом единолично или в сотрудничестве с другими авторами написано 26 произведений для сцены, не считая посмертной пьесы «The Fathers, or a Good-natured Man», найденной Джонсом в 1776 и изданной с прологом и эпилогом Гаррика в 1798).
Пьесы Филдинга, представлявшие собою большею частью подражания Конгриву и Уичерли, иногда — Мольеру („The Mock Doctor“, 1732, „The Miser“, 1733), впоследствии утратили своё художественное значение. Однако социально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже в этих ранних произведениях Филдинга, позволяют предвидеть в их авторе будущего Филдинга-романиста.
Посвящая Честерфильду своего «Дон-Кихота в Англии» („Don Qvixote in England“, 1734), Филдинг заявлял, что его задачей было изображение «бедствий, навлекаемых на страну всеобщей коррупцией».
Во вполне просветительском духе выдержана «Жизнь и смерть Здравого Смысла», рассказывающая о борьбе королевы Здравый Смысл с Попами и Законом, добивающимися ее смерти, — входит в состав комедии «Пасквин, драматическая сатира на современность» („Pasquin, a Dramatick Satire on the Times“, 1736).
3. Романы
Титульная страница «Истории приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса»
Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах: «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr.
Abraham Adams“, 1742), «История Тома Джонса, найденыша» („The History of Tom Jones, a Foundling“, 1749) и «Эмилия» („Amelia“, 1751), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr.
Jonathan Wild the Great“, вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в 1743.
скачать за 50 руб
после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.
Источник: http://MirZnanii.com/a/117758/filding-genri
Краткое содержание История Тома Джонса, найдёныша Филдинг для читательского дневника
Самый известный роман Генри Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша» был опубликован в 1749 году. Произведение реалистичное. В нём нет места преувеличениям или прикрасам.
Жизнь бедных горожан описывается совершенно точно. Тут есть всё: нищета и голод, соседствующие с богатством и достатком. Образы богачей описаны так, что их совершенно справедливо можно уличить в самых низменных чувствах и поступках.
Эти люди льстивы и лживы, корыстны и продажны.
История начинается с того момента, когда на порог дома богатого сквайра Олверти подкинули мальчика младенческого возраста. Добрый и порядочный хозяин дома решил взять ребёнка на воспитание. Малышу дали имя Том.
Приютив мальчика, сквайр не переставал поиски его настоящих родителей. Через некоторое время находится женщина, которая призналась в том, что она мать подкидыша. Позднее Олверти находит и отца Тома. Им оказался местный учитель Партридж.
Оба родителя за свою провинность были высланы из деревни.
Сестра сквайра Олверти Бриджит выходит замуж и у неё рождается мальчик, которого назвали Блайфил. Том и Блайфил растут в одном доме и получают одно и то же образование. Для обучения юнцов были приглашены богослов Тваком и философ Сквейр.
Однако, Тому не нравится зубрить уроки. Ему больше по душе проказы. Блайфил, наоборот, проявляет всяческое усердие в учёбе. Не по годам смышлёный, Блайфил являет собой образец хорошего воспитания. Сдержанный, богобоязненный, учтивый.
В то время, пока Блайфил занят зубрёжкой, Том находит для себя занятие по душе. Он целыми днями пропадает в доме бедного сторожа, живущего в крайней нищете. Семья сторожа голодает.
Том, не раздумывая, отдаёт бедным людям всё, что у него есть в кармане. А затем продаёт Библию и лошадь, подаренную ему отчимом. Но Олверти, узнав о поступке Тома, не рассердился.
Его умиляет доброта мальчика, которого он полюбил всем сердцем.
Мальчики повзрослели и Том влюбляется в Софью – дочь соседа Вестерна. Софья отвечает взаимностью Но молодым не суждено было соединиться.
Блайфил, которому не хочется делить наследство с Томом, оклеветал его. Он рассказал Олверти, что во время его болезни Том вёл себя неподобающе.
В то время, пока сквайр был в тяжёлом состоянии, найдёныш якобы пьянствовал от радости предвкушения получить скоро наследство.
Олверти отказывает Тому от дома. Тот пишет прощальное письмо Софье и отправляется в дальний путь. Сквайр Вестерн собирается выдать дочь за не любимого ей человека. Софья в спешности сбегает из отчего дома. Она надеется найти приют у своей кузины – леди Белластон.
Тому идти некуда и жить не на что. В странствии он встречает Партриджа. Они подружились. По пути друзья останавливаются в гостинице города Эптон. И тут судьба случайно заносит в ту же гостиницу Софью. Но встретиться возлюбленным не суждено. Софья узнаёт об измене Тома.
Рассердившись на Тома, Софья скрывается в доме своей кузины. Том разыскал её, но возлюбленная непреклонна, она не может простить измену. Жизнь найдёныша вдали от дома полна приключений. Женщины не обходят вниманием красивого юношу и пытаются его соблазнить. Но сердце молодого человека занято. Он отвергает всех в надежде снова завоевать расположение Софьи.
Одна из отвергнутых красавиц – леди Белластон. Решив отомстить Тому, она подговаривает своего знакомого Фелламара подослать к найдёнышу матросов. Они должны были завербовать Тома на службу. Но случается потасовка, в которой герой романа ранил своего противника шпагой. Его посадили в тюрьму. Но, так, как раненый не предъявил никаких претензий, Тома отпустили на волю.
В конце повествования все главные действующие лица собираются в Лондоне. Вскрывается тайна о том, кто настоящие родители подкидыша. И ложный навет Блайфила тоже опровергнут.
Таким образом Том снова становится названным сыном Олверти. А следовательно и его наследником. На радостях Вестерн отдаёт свою дочь замуж за найдёныша.
Все рады и вполне счастливы.
Правда и добро восторжествовали!
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/istoriya-toma-dzhonsa-najdyonysha-filding
Биография и обзор творчества Генри Филдинга
Биография и обзор творчества Генри Филдинга
Филдинг — наиболее яркая фигура зрелого английского Просвещения.
В отличие от представителей компромиссно-умеренного направления (Стиль, Аддисон, Ричардсон), считавших основной задачей просветительской литературы осуждение аристократического порока и восхваление буржуазной добродетели, Филдинг, продолжая демократическую линию Свифта, остро критикует как пороки аристократии, так и новые формы порабощения народа, которые несли зарождавшиеся капиталистические отношения в Англии.
Генри Филдинг родился в бедной дворянской семье. Его отец, офицер, дослужился до генеральского чина, но семья была большая и жила в стесненных материальных условиях.
Благодаря своему дворянскому происхождению юноша учился в привилегированном Итонском колледже, но семейные раздоры, вызванные смертью матери и вторичной женитьбой отца, заставили его покинуть колледж.
В 1728 году он стал студентом филологического факультета Лейденского университета в Голландии, но ушел со второго курса, не имея средств.
Возвратившись в 1730 году в Англию, Филдинг пробует свои силы в драматургии. В это время из английского театра были вытеснены напыщенные пьесы аристократических драматургов, и сцена была завоевана буржуазной драмой.
Однако это не означало приближения английского театра к жизни, не способствовало его расцвету, ибо в новых пьесах буржуазная Англия изображалась в слащаво-сентиментальном духе, в духе ханжеского благочестия.
Драматурги стремились удовлетворить обывательские буржуазные вкусы.
Филдинг начинает борьбу за демократизацию английского театра, за сближение его с жизнью. Он создает цикл блестящих сатирических комедий, в которых смело и безжалостно бичует пороки буржуазно-аристократической Англии, нападая равно как на аристократов-тори, так и на торжествующую буржуазную партию вигов во главе с Робертом Уолполлом, стоявшим у власти.
Филдингу удается создать собственную театральную труппу и стать во главе независимого театра. Но правительство Уолполла расправилось со смелым сатириком. В 1737 году был принят закон о театральной цензуре, который, по словам Б. Шоу, «заткнул рот» английскому театру. Несколько театров, в том числе филдинговский, было закрыто.
Так был положен конец многообещающей театральной деятельности молодого просветителя.
Обремененный семьей, Филдинг вынужден был искать новые средства к жизни. В тридцатилетием возрасте он поступает в юридическую школу, где учились юнцы, и в 1740 году получает диплом юриста.
Нужда преследует его и на этом поприще, ибо деятельность Филдинга как адвоката и судьи была отмечена духом бескорыстия и честности.
Других эта профессия обогащала, так как они брали взятки, но Филдинг оставался верен себе, стремясь установить в Англии честное правосудие.
В условиях крайней бедности и нужды Филдинг создает в 40-х годах свои прославленные «комические эпопеи» — реалистические романы, которые снискали ему посмертно мировую славу. Но они не улучшили его положения, ибо бессовестные издатели, обогащаясь на его книгах, обирали писателя.
Чтобы содержать семью, Филдинг должен был служить в качестве мирового судьи. Смерть любимой жены, нужда и заботы рано подорвали его здоровье. Он был сражен тяжелой болезнью, и врачи рекомендовали ему переезд на юг.
Филдинг отправляется в Лиссабон и по пути ведет «Дневник путешествия в Лиссабон» в надежде издать его и обеспечить вторую жену и детей. Вскоре при приезде в Лиссабон он умирает.
В 30-е годы, в годы театральной деятельности, Филдингом было создано свыше двадцати пьес, лучшими среди которых являются сатирические комедии «Политик из кофейни, или судья, пойманный в собственную ловушку» (1730), «Дон Кихот в Англии» (1734), «Пасквин» (1736) и «Исторический календарь на 1736 год» (1737).
В борьбе за демократизацию английского театра Филдинг опирался на опыт народного фарсового театра, умевшего откликаться на злободневные события, а также на традиции Аристофана, Сервантеса и Свифта.
Эти имена красноречиво свидетельствовали о сатирической направленности драматургии Филдинга. Аристофановские традиции видны в острой злободневности комедий Филдинга, в смелых нападках на правителей, в стремлении «предать общественные злодеяния…
общественному позору», как писал он в предисловии к «Политику из кофейни».
В этой комедии автор предает осмеянию один из общественных пороков того времени — продажность правосудия, его несправедливость.
В пьесе разоблачаются грязные плутни судьи Скуизома, который, заставляя «правосудие» служить знатным и богатым, и сам умеет «нагреть руки» на своей профессии.
Скуизом шантажирует подсудимых, требует у них сотни фунтов отступных, а когда среди беззащитных жертв встречаются женщины, он нагло предлагает им стать его содержанками. В этом образе Филдинг показал лихоимца и крючкотвора, типичного для тогдашнего английского суда.
Вторым центральным действующим лицом комедии является мистер Политик, столь же алчный, но жаждущий политической власти.
Этот невежда, накопивший огромное состояние в Индии, считает, что его деньги дают ему право принимать непосредственное участие в государственных делах. Он рвется к кормилу государственного правления.
Он уже приготовил двадцать проектов, которые намерен предложить парламенту «для своей собственной славы». Но мистер Политик остается невежественным толстосумом, способным лишь к торговым сделкам и надувательствам.
Пьеса заканчивается саморазоблачением судьи, попавшего в собственную ловушку, и торжеством невинных жертв, что скорее соответствует просветительной установке «исправлять нравы», нежели реальному жизненному исходу, так как судьи в Англии оставались безнаказанными.
Любовь к Сервантесу, которую Филдинг пронес через всю свою жизнь, подсказала ему мысль сделать Дон Кихота наблюдателем английской жизни XVIII века и вынести ей устами рыцаря Печального образа уничтожающий приговор. Прием этот давал возможность для смелых нападок на общественный строй Англии, на прогнивший государственный аппарат, погрязший в злоупотреблениях и взяточничестве. Так возникла комедия «Дон Кихот в Англии».
В ряде сцен Дон Кихот становится свидетелем предвыборной кампании в маленьком провинциальном городке Англии.
Филдинг развертывает перед зрителями отвратительные картины предвыборной спекулятивной горячки, взяточничества и открытого подкупа, к которым беззастенчиво прибегают обе борющиеся партии.
Эти сцены свидетельствуют об острой наблюдательности драматурга, о его умении в зародыше подметить явления, которые со временем выльются в опасную для нации болезнь, органический порок буржуазной системы.
Несправедливому строю Англии Филдинг противопоставляет «естественный порядок природы», при нём все люди должны трудиться, «а сквайры должны бы засевать поля, а не вытаптывать их копытами лошадей».
Поскольку лондонские театры находились под правительственным контролем, Филдинг делает попытку уйти из-под этого контроля. Он создает свою труппу и арендует помещение Малого театра в Хеймаркете, превратив свой театр в непосредственное орудие политической борьбы. Здесь он ставит свою новую комедию «Пасквин, или драматическая сатира на современность».
В ней изображается репетиция двух пьес — комедии «Выборы» и трагедии «Жизнь и смерть Здравого смысла». На сцене показываются и пьеса и наблюдающие за ней зрители, комментирующие ее, то есть «пьеса в пьесе».
Возникает двойной объект сатирического обличения: Филдинг изображает в основной пьесе пороки английского общества и одновременно осмеивает ее зрителей.
Вся постановка, полная иронии и издевательства, задевала за живое подлинных зрителей, которые видели и пьесу и пародирующих их мнимых зрителей пьесы.
Источник: http://www.winstein.org/publ/10-1-0-358
Филдинг Генри — Биография
Генри Филдинг (англ. Henry Fielding, 22 апреля 1707 Шарфам (англ.)русск., Сомерсет, Англия — 8 октября 1754, Лиссабон) — знаменитый английский писатель и драматург XVIII века, известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа «История Тома Джонса, найденыша». Один из основоположников реалистического романа.
Помимо своих литературных достижений, Филдинг занимает значительное место в истории правоохранительных органов: используя свои полномочия судьи, он вместе со своим братом Джоном (англ.)русск. создал называемое многими первым полицейским подразделением Лондона, — «ищейки» с Боу-Стрит (англ.)русск..
Родился 22 апреля 1707 года, предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 году вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.
Филдинг получил среднее образование в Итоне (1719—1725), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом-старшим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем.
После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшейся для него проблемами с законом, Филдинг отправился в Лондон, где началась его литературная карьера. В 1728 году он отправился в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и право в университете.
Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728—1730), где он учился около двух лет и вынудила вернуться в Лондон. Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности.
Он начал писать для театра, некоторые из его работ жестко критиковались правительством под руководством Канцлера казначейства сэра Роберта Уолпола.
Закон о театральной цензуре 1737 года, как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье» (The Golden Rump), но сатира Филдинга задала тон.
Тогда как закон о театральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактически невозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением.
По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крэдок и двоих детей, в 1737 году Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 году получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.
Филдинг и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен, богатый благодетель, который впоследствии послужил прототипом сквайра Олверти в романе «Том Джонс». После смерти Филдинга, Аллен материально поддерживал его детей и дал им образование.
Филдинг никогда не прекращал писать сатиры как политические, так и на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех для печатной пьесы. Он также публиковался в журналах-ежедневниках.
Филдинг писал для периодических изданий тори, как правило, под псевдонимом «Капитан Геркулес уксус» (Captain Hercules Vinegar). В конце 1730-х годов и в начале 1740-х годов Филдинг продолжал излагать свои либеральные и анти-якобитские взгляды в сатирических статьях.
Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэла Ричардсона «Памела», в 1741 году Филдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэла Ричардсона.
Эта сатира следует эталону знаменитых «консервативных» сатириков предыдущего поколения (в частности, Джонатана Свифта и Джона Гейя).
Дальше последовал роман «Джозеф Эндрюс» (1742), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение и задумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некой отправной точкой, дебютом Филдинга, как серьёзного романиста.
В 1743 году Филдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies. Это был роман «История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого». Этот роман иногда считается его первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, прежде чем написал романы «Шамела» и «Джозеф Эндрюс».
Это сатира на Уолпола, которая проводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уалдом, печально известным главарем банды и разбойником.
Он косвенным образом сравнивает партию вигов в Парламенте с бандой воров, которыми руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать «Великим Человеком» (распространённый эпитет для Уолпола) должно достигнуть апогея только в антитезисе величия: когда он будет повешен.
Его анонимно опубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг» (The Female Husband) является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак.
Несмотря на то, что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянным интересом к теме мошенничества, обмана, притворства.
Лучшая работа Филдинга, Том Джонс (1749) — это тщательно построенный плутовской роман, запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах «Том Джонс» и «Амелия», умерла в 1744 году.
Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением — женился на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.
Несмотря на это, его последовательный анти-якобизм и поддержка Англиканской церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору.
Объединившись со своим младшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 году, подразделение «ищеек» с Боу-стрит (The Bow Street Runners), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М.
Тревельяна, они были лучшими судьями Лондона в восемнадцатом веке, и много сделали для улучшения судебной системы и условий содержания заключенных. Влиятельные памфлеты и запросы Филдинга, включали предложение об отмене публичного повешения.
Это не означает, однако, что Филдинг выступал против смертной казни как таковой, о чём свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751 году, на слушании дела знаменитого преступника Джеймса Филда, он был признан виновным в грабеже и приговорён к виселице.
Несмотря на то, что Джон Филдинг был слепым, он сменил своего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak» (Слепой Клюв) с Боу-стрит за свою способность самостоятельно распознавать преступников по их голосам.
В январе 1752 года, Генри Филдинг занялся периодикой — выходящим раз в две недели журналом под названием «Ковент-Гарден», который он публиковал под псевдонимом «сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании» до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов «армии с Граб-стрит» и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752—1753 годов (Paper War of 1752—1753).
Горячая приверженность Филдинга, как великого гуманиста к делу правосудия (в частности, он поддерживал Элизабет Каннинг) совпало с быстрым ухудшением состояния его здоровья, и в 1754 году он уехал в Португалию для лечения.
Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер в Лиссабоне два месяца спустя. Его могила находится на территории городского, английского кладбища (Cimeterio Инглес).
Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» — „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755.
Источник: http://pomnipro.ru/memorypage20648/biography
Филдинг Генри
Henry Fielding Английский писатель
Родился 22 апреля 1707г. в Шарпем–Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711г. вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.
1719-1727 – учится в аристократическом Итонском колледже.
1728 – первая публикация Филдинга – cатирическая поэма «Маскарад», изданная под псевдонимом Гулливер, в которой высмеивается пустота светских развлечений. Вскоре за ней следует комедия положений «Любовь под разными масками» (Love in Several Masques).
1728-1730 – учится в Лейденском университете (Голландия), который вынужден оставить из–за недостатка средств.
1730 – публикует четыре пьесы, среди них ироикомическую «Трагедию трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика с Пальчик» (The Tragedy of Tragedies, or The Life and Death of Tom Thumb the Great), самую популярную из его пьес.
1731 – ставит «Валлийскую оперу» (The Welsh Opera), в которой содержатся нападки на первого министра Р.Уолпола. Уязвленный премьер добивается запрещения комедии, однако Филдинг не оставляет политическую сатиру.
1734 – Филдинг женится на Шарлотте Крейдок.
1736 – возглавляет труппу комедийных актёров «Маленького театра» в Хеймаркете и ставит свою сатиру «Пасквин. Комедия-сатира на современность» (Pasquin; A Dramatick Satire on the Times) и др. пьесы.
1737 – сатира «Исторический календарь за 1736 год» (The Historical Register for 1736). Сатирические пьесы Филдинга приводят к тому, что в 1737г. Уолпол проводит закон, устанавливавший театральную цензуру. Театр Филдинга закрывают. Он начинает изучать юриспруденцию.
1739 – Филдинг издаёт журнал «Борец, или Британский Меркурий» (The Champion, or The British Mercury), связанный с парламентской оппозицией. «Борец» враждует с Уолполом, однако избегает откровенно политической направленности.
1740 – Филдинг допущен к юридической практике.
1742 – выходит роман «История Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (The History of the Adventures of Joseph Andrews and His Friend Mr.Adams). К его созданию Филдинга побудил роман С.Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель».
Еще прежде Филдинг остро высмеивает «Памелу», а заодно «Апологию собственной жизни» актера и поэта–лауреата К.Сибера в короткой юмореске «Апология жизни миссис Шамелы Эндрус» (An Apology for the Life of Mrs. Shamela Andrews), но в «Джозефе Эндрусе» сатира более добродушна и не столь резка.
Литературно-историческое значение «Джозефа Эндрьюса» выходит далеко за пределы простой пародии. Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознает и провозглашает себя творцом нового литературного жанра – комического авантюрного романа или комического эпоса в прозе, воспроизводящего манеру «Дон Кихота» Сервантеса.
Этот новый жанр противопоставляется им в равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII в. и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.
1743 – опубликован сборник «Смесь» (Miscellanies), в который входят незаконченное аллегорическое обозрение «Путешествие в загробный мир и прочее» (Journey from This World to the Next), шутливые стихи и другие легкие мелочи, серьезные эссе об искусстве, беседы о людских характерах и несчастьях, а также роман «История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого» (The History of the Life and Death of Jonathan Wilde the Great). Роман, яркая сатира на Уолпола, начат предположительно после выхода закона о театральной цензуре в 1737г. и поспешно завершен для сборника.
1744 – умирают дочь и жена Филдинга.
1745-1746 – Филдинг издаёт журнал «Истинный патриот» (True Patriot).
1747 – Филдинг женится вторично. В награду за издание журналов и политические заслуги Филдинг назначается мировым судьей в Вестминстере и позже – в Мидлсексе. Его главной заслугой на этом поприще является то, что он фактически создал лондонскую полицию.
1747-1748 – Филдинг выпускает «Якобитский журнал» (Jacobite's Journal). И «Истинный патриот», и «Якобитский журнал» выходят после восстания 1745–1746 в поддержку Стюартов, однако они интересны также своими очерками и литературной критикой.
1749 – выходит самый известный роман Филдинга «История Тома Джонса, найденыша» (The History of Tom Jones, a Foundling), в котором оптимистическое мировоззрение писателя позволяет реализовать концепцию положительного героя, не чуждого человеческим слабостям.
Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса» представляют собою манифест просветительской эстетики. Задача художника – черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивое подражание природе – единственный источник эстетического наслаждения.
1749–1753 – Филдинг пишет несколько памфлетов на социальные темы.
1751 – выходит последний роман Филдинга «Амелия» (Amelia), в котором он во многом опирается на собственный судейский опыт.
1752 – Филдинг выпускает свой наименее партийный «Ковентгарденский журнал» (The Covent–Garden Journal).
1754 – после изнурительной зимы, проведенной в суде, в борьбе с волной убийств, Филдинг вынужден уехать на лечение в Португалию.
8 октября 1754 – Филдинг умер в Португалии.
1755 – посмертно публикуется «Дневник путешествия в Лиссабон» (Journal of a Voyage to Lisbon), в котором с характерными для писателя остроумием и живостью мысли описаны последние недели его жизни.
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/filding_genri/
Автор: Филдинг Генри
Генри Филдинг (англ. Henry Fielding) — знаменитый английский писатель и драматург XVIII века, известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа «История Тома Джонса, найденыша». Один из основоположников реалистического романа.
Помимо своих литературных достижений, Филдинг занимает значительное место в истории правоохранительных органов: используя свои полномочия судьи, он вместе со своим братом Джоном создал называемое многими первым полицейским подразделением Лондона, — «ищейки» с Боу-Стрит.
Отец Филдинга — офицер, дослужившийся под конец жизни до чина генерал-лейтенанта, принадлежал к обедневшей младшей ветви графского рода Дерби. Филдинг получил среднее образование в Итоне, одной из наиболее аристократических школ Англии.
Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета, где он учился около двух лет.
Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. В 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката.
К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой. В 1739—1741 он издавал журнал «Боец» („The Champion“) — подражание «Зрителю» Эддисона, в 1745 издавал антиторийский журнал «Истинный патриот» („The True Patriot“).
В последние годы выходили его «Журнал якобита» („The Jacobite’s Journal“, 1747—1748) и «Ковент-гарденский журнал» („The Covent-Garden Journal“, 1752).
В конце 1748 Филдинг получил назначение на пост мирового судьи в Вестминстере, который он сохранил за собою до конца жизни.
Работа, связанная с этой должностью, поглощала все силы Филдинга и окончательно подорвала его здоровье. В 1754 по совету врачей он предпринял морское путешествие в Лиссабон, где и умер вскоре после приезда (эти последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» — „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755, посмертно).
Пьесы
В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках» („Love in Several Masques“), за которой последовал ряд других пьес (всего за промежуток между 1728 и 1743 Филдингом единолично или в сотрудничестве с другими авторами написано 26 произведений для сцены, не считая посмертной пьесы «The Fathers, or a Good-natured Man», найденной Джонсом в 1776 и изданной с прологом и эпилогом Гаррика в 1798).
Пьесы Филдинга, представлявшие собою большею частью подражания Конгриву и Уичерли, иногда — Мольеру („The Mock Doctor“, 1732, „The Miser“, 1733), впоследствии утратили своё художественное значение. Однако социально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже в этих ранних произведениях Филдинга, позволяют предвидеть в их авторе будущего Филдинга-романиста.
Посвящая Честерфильду своего «Дон-Кихота в Англии» („Don Qvixote in England“, 1734), Филдинг заявлял, что его задачей было изображение «бедствий, навлекаемых на страну всеобщей коррупцией». Во вполне просветительском духе выдержана «Жизнь и смерть Здравого Смысла», рассказывающая о борьбе королевы Здравый Смысл с Попами и Законом, добивающимися ее смерти, — входит в состав комедии «Пасквин, драматическая сатира на современность» („Pasquin, a Dramatick Satire on the Times“, 1736).
Романы
Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах: «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr.
Abraham Adams“, 1742), «История Тома Джонса, найденыша» („The History of Tom Jones, a Foundling“, 1749) и «Эмилия» („Amelia“, 1751), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr. Jonathan Wild the Great“, вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в 1743.
Толчком к созданию «Джозефа Эндрьюса» послужила «Памела» Ричардсона. Делая героем своего романа воображаемого брата Памелы, находящегося, как и она, в услужении и подвергающегося таким же посягательствам на его добродетель, Филдинг ядовито пародирует сентиментально-дидактический стиль Ричардсона.
Однако литературно-историческое значение «Джозефа Эндрьюса» выходит далеко за пределы простой пародии.
Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознает и провозглашает себя творцом нового литературного жанра — «комического эпоса в прозе, отличающегося от комедии так же, как серьёзный эпос отличается от трагедии тем, что его действие более широко и развернуто, что он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры».
Этот новый жанр — настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, — противопоставляется им в равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII века и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.
Новаторские принципы, намеченные уже в «Джозефе Эндрьюсе», получили развернутое выражение в шедевре Филдинга «Томе Джонсе».
Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики. Задача художника — черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивое подражание природе — единственный источник эстетического наслаждения.
Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «за крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтов является человек» («Том Джонс», книга VIII, 1).
Воспитательно-публицистическое значение литературы — с точки зрения Филдинга — огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием — задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.
Проблема человеческой природы — основная проблема для всего просветительства XVIII века — занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием. «Природа человека сама по себе далеко не плоха, — говорит один из персонажей Филдинга.
— Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют ее к пороку. За порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн. IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн.
VIII, 15), где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.
Однако, согласно Филдингу, добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточен разум, оторванный от добродетели.
Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.
«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества Филдинга. Последовавший за ним последний период творчества Филдинга, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.
Если в «Томе Джонсе» была заключена лишь известная потенциальная возможность перехода к сентиментализму, то «Эмилия», последний роман Филдинга, показывает, что сдвиг в этом направлении уже успел реально осуществиться в его творчестве. Несмотря на наличие ряда ярких сатирических образов (судья Трашер, м-сс Эллисон, безымянный «благородный лорд» и другие), общий колорит книги резко отличается от предшествующих романов Филдинга. В посвящении «Эмилии» Аллену говорится об обличительных задачах книги:
Эта книга искренне предназначена к тому, чтобы способствовать защите добродетели и разоблачению некоторых из наиболее наглых злоупотреблений, оскверняющих в настоящее время как общественную, так и частную жизнь нашей страны.
Однако они достигаются, в отличие от «Джозефа Эндрьюса» или «Тома Джонса», уже не столько средствами реалистической сатиры, сколько средствами сентиментально-моралистической дидактики.
Образ резонирующего пастора Гаррисона (в известной мере аналогичный Оллверти «Тома Джонса») выдвигается на первый план романа, соответственно понижая удельный вес образа капитана Бузса — слабого эпигона Тома Джонса.
Типично для нового этапа в творчестве Филдинга заключительное «обращение» Бузса, позволившего себе сомневаться во всемогуществе провидения (после прочтения им в арестном доме проповедей Барроу).
Самое построение романа существенно отличается от предшествующих книг Филдинга; в отличие от «Джозефа Эндрьюса» и «Тома Джонса», развернутая композиция которых давала художнику возможность широкого охвата действительности, действие «Эмилии» сконцентрировано вокруг узкого семейного мирка Эмилии.
Начав свой творческой путь с пародии на Ричардсона («Джозеф Эндрьюс»), Филдинг в «Эмилии» заметно приближается к нему.
Характерно, что в то время как «Джозеф Эндрьюс» и «Том Джонс» осуждались за «грубость» и «безнравственность», «Эмилию» Филдингу пришлось защищать от прямо противоположных обвинений в излишней сентиментальности и плоскости (см. «Covent-Garden Journal», 1752).
Статья о «Чтении» («Covent-Carden Journal», 4/II 1752), написанная вслед за появлением «Эмилии», подтверждает изменение в философско-эстетических принципах Ф.; в этой статье он отрекается от Аристофана и Рабле, которыми он еще недавно восхищался в «Томе Джонсе», и делает попытку примирения с Ричардсоном, положительно отзываясь о нем как об «остроумном авторе „Клариссы“».
Значение
«Комическая эпопея» Филдинга имела своих предшественников и в лице испанского плутовского романа XVI—XVII веков, и в лице французского «комического романа» XVII века. (Сорель, Скаррон, Фюретьер). Однако новая тематика, введенная ими в литературу, — жизнь плебейских «низов» общества, — используется ими почти неизменно в плане гротеска.
В творчестве же Филдинга буржуа входит в литературу в прозаическом костюме мистера Оллверти и Тома Джонса, в обычном облике рядового гражданина буржуазной Англии XVIII века.
Недаром в борьбе за достоинство новой буржуазной тематики и нового буржуазного «комическо-повествовательного» жанра Филдинг, давая определение своего «комического эпоса», так настойчиво отграничивает его от бурлеска и карикатуры, от всего «абсурдного и чудовищного».
Источник: https://www.litmir.me/a/?id=1412