Кнут Гамсун – краткая биография
Норвежский писатель Кнут Гамсун (настоящая фамилия Педерсен) родился в Ломе, в долине Гудбрансдален, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии.
Его родители, Тора (урождённая Олдсдаттер) и Педер Педерсен, поселились в Гармутрете, на небольшом хуторе, где его трое старших братьев и две младшие сестры провели раннее детство.
Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Хамарой, город в Нурлане, расположенный приблизительно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде по материнской линии.
Следующие шесть лет провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин.
Скоро, впрочем, семья попала в долговую кабалу к Олсену, и 9-летний вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, который часто бил его и не давал есть.
Будучи не в состоянии выносить издевательства, в 1873 убегает в Лом, но на следующий год возвращается в Хамарой и работает там в магазине. В 1875 юноша ведет скитальческую жизнь бродячего торговца, а затем устраивается к башмачнику в северном городе Буде.
Именно здесь создается его первое произведение, повесть «Загадочный» (“Den Gaadefulde”), которая была опубликована в 1877 , когда было 18 лет.
В следующем году преподает в школе в Вестеролене, а затем становится помощником судебного шерифа, в библиотеке которого открывает для себя Бьернстерне Бьернсона, Генрика Ибсена и Других ведущих скандинавских писателей. В это время выпускает роман «Бьёргер» (“Bjørger”, 1878), одноименный герой которого пишет великие стихи о своей тяжелой жизни.
На деньги нурланского торговца в 1878 отправляется в Христианию (ныне Осло), однако писательским трудом обеспечить себя не может, растрачивает сбережения, живет в бедности и в конце концов становится дорожным рабочим в Восточной Норвегии.
В 1882 , заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, он едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и вынужден работать сначала батраком в штате Висконсин, а затем секретарем норвежского проповедника в Миннесоте.
Здесь молодой человек серьезно заболевает, врачи ставят неподтвердившийся, впрочем, диагноз туберкулеза, и он возвращается на родину.
Когда приехал в 1884 в Осло, все симптомы болезни, по-видимому, бронхита, исчезли, Какое-то время он жил в Вальдерсе, где под псевдонимом Кнут Гамсунд (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало) написал работу о Марке Твене. В Осло его литературная карьера не сложилась, опять бедствует, а затем, в 1886 г, снова едет в Соединенные Штаты.
Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях Северной Дакоты.
Разочаровавшись в своих литературных начинаниях, он вновь возвращается в Европу и в Копенгагене, в то время центре скандинавского издательского дела, показывает начатую повесть Эдварду Брандесу, брату влиятельного датского литературного критика Георга Брандеса, редактору ежедневной копенгагенской газеты, на Брандеса одинаково сильное впечатление произвели как изнуренный вид , так и отрывок из его повести. В конце того же года повесть появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 была опубликована целиком в Копенгагене под названием «Голод» (“Sult”).
«Голод» немедленно произвел сенсацию и создал репутацию серьезного писателя. В этой повести порывает с традицией обличительного реализма, который тогда преобладал в скандинавской прозе, и отказывается от господствовавшей в то время идеи, согласно которой задачей литературы является улучшение условий человеческого существования.
Повесть, по существу, не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем.
Совершенно уверенный в собственной гениальности, он предпочитает страдать от нищеты, чем отказаться от амбиций «Это герой Достоевского, – писал американский критик Альрик Густафсон – Больной душой и телом, испытывающий муки голода, он превращает свою внутреннюю жизнь в сплошную галлюцинацию».
Страдает главный герой «Голода» не только от отсутствия пищи, но и от отсутствия социальных контактов, от сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. Своей отчужденностью этот герой предвосхищает антигероя литературы XX в.
Как сказал один из переводчиков , современный американский поэт Роберт Блай, «живость и острота прозы потрясли всех».
Книга написана короткими емкими фразами, ясные, четкие описания чередуются с намеренно субъективными, многозначительными «Голод» писался в то время, когда Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью.
Собственную концепцию субъективной прозы сформулировал в эссе, озаглавленном «О бессознательной духовной жизни» (“Fra det ubevidste Sjæleliv”) и появившемся в том же году, что и «Голод».
Отказываясь от условностей объективной прозы, писатель предлагает изучать «тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, через увеличительное стекло рассматривать изысканную жизнь воображения, поток мыслей и чувств» снова использует субъективный метод в романе «Мистерии» (“Mysterier”, 1892), где говорится о шарлатане, который появляется в приморской деревушке и озадачивает жителей своим странным поведением. Роман «Пан» (“Pan”, 1894) написан в форме воспоминаний Томаса Глана, который отказывается от цивилизованного существования и живет жизнью охотника и рыболова вблизи провинциального городка в Нурлане. «Я попытался по аналогии с Руссо представить что-то вроде культа природы, чувствительности, точнее, сверхчувствительности души», – признался своему другу, когда работал над «Паном». Возвышенные описания природы выражают ту эйфорию, которую стремился обрести и сам , и его главный герой, мистически и пантеистически отождествлявший себя с нурланской деревней. Пламенная страсть Глана к Эдварде, избалованной, своевольной дочери местного купца, порождает в его душе эмоциональный хаос, который, в конечном счете, приводит героя к самоубийству.
– признанный автор романов и эссе, но его перу принадлежат также поэтические и драматические произведения. С 1895 по 1898 он писал драматическую трилогию о жизни философа: «У врат царства» (“Ved rikets port”, 1895), «Драма жизни» (“Livets spill”, 1896) и «Вечерняя заря» (“Aftenrøde”, 1898). По общему мнению критиков, в своих пьесах оказался неспособен изобразить характеры героев так же глубоко, как это ему удавалось в романах. Большинство поэтических произведений сжигал до их публикации, однако в 1904 он издает сборник стихов «Дикий хор» (“Det vilde kor”), который не уступает его лучшей прозе.
С начала XX в. пишет объемные романы, где много действующих лиц и повествование идет от третьего лица, такие, как «Дети века» (“Børn av tiden”, 1913) и его продолжение «Местечко Сегельфосс» (“Segelfoss by”, 1915). Согласно Джеймсу У.
Макфарлейну, одному из переводчиков , эти и последующие романы «стали образной демонстрацией устоявшейся и в целом пасторальной (даже феодальной) системы ценностей писателя: антиинтеллектуализм и аполитичность в сочетании с сильным предубеждением против торгашеского духа».
В переезде на ферму в 1911 отразились его усугубившееся отчуждение от общества и неприятие особенно в связи с событиями первой мировой войны – индустриального века.
Этими настроениями проникнут роман «Плоды земли» (“Markens grøde”), который был издан в 1917 В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.
Именно «за такое монументальное произведение, как “Плоды земли”», в 1920 был удостоен Нобелевской премии по литературе. Представитель Шведской академии Харальд Йерне в своей речи сказал: «Те, кто ищет в литературе…
правдивое изображение реальности, найдет в «Соках земли» рассказ о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился, где бы ни трудился». Йерне даже сравнил роман с дидактическими поэмами Гесиода. Читать Нобелевскую лекцию отказался.
Год спустя после выхода «Соков земли» приобрел имение Нерхольм в Южной Норвегии, где сочетал литературную работу с сельскохозяйственной.
Роман «Женщины у колодца» (“Konerne ved vandposten”) появился в 1920 Циничный и безысходный, роман этот повествует о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Затем появилась «Последняя глава» (“Siste kapitel”, 1923), мрачный роман о сельском санатории.
Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, недолго лечится методом психоанализа, после чего пишет трилогию «Бродяги» (“Landstrykere”, 1927), «Август» (“August”, 1930) и «А жизнь идет» (“Men livet lever”, 1933), главным персонажем которой является бродяга по имени Август.
Хотя в этих трех романах вновь возвращается к теме социальной отверженности, бессилие Августа носит на этот раз необратимый характер.
Последний роман «Круг замкнулся» (“Ringen sluttet”) издан в 1936 В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который, тем не менее, остается, по словам , «властелином в своем роде».
С возрастом становится все более реакционным: в 1934 он открыто заявляет о своей поддержке нацистов. Хотя писатель никогда не вступал в норвежскую нацистскую партию, его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации Норвегии, а в 1943 он встречался в Германии с Геббельсом и Гитлером.
Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны и его жена были арестованы. Осенью 1945 писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего был переведен в дом для престарелых в Ландвике.
В 1947 он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к выплате 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу), однако из-за «интеллектуальной деградации» тюремного заключения избежал.
«На заросших тропинках» (“På gjengrodde stier”), рассказ о судебном процессе, появился в 1949 , когда было 90 лет. Книга написана чрезвычайно живо, Роберт Блай назвал ее «по-прежнему живой, сжатой и яркой», что, впрочем, ни в коей мере не оправдывает поведение во время войны.
Тем не менее эта книга, безусловно, способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.
В 1898 женился на Берглют Бех, от брака с которой у него была дочь. В 1906 супруги развелись, а двумя годами позже писатель влюбился в актрису Марию Андерсен, которая была моложе его на двадцать три года.
Они поженились в 1909 , у них родилось двое дочерей и двое сыновей.
В ходе расследования дела в 1947 Мария раскрыла интимные подробности их брака, и разгневанный отказался видеть ее в течение последующих трех лет, однако с 1950 они снова жили вместе вплоть до кончины писателя, последовавшей 19 февраля 1952
Многие критики сходятся во мнении, что , с присущими ему субъективностью, фрагментарностью, лиризмом, нарушением последовательности действия, является родоначальником современной прозы. «На сегодняшний день – это единственный норвежский писатель, не считая Ибсена и Унсет, который является классиком мировой литературы», – считает Харальд Нэсс. С ним согласен Альрик Густафсон, который заявляет, что книги подкупают не обличением, а «чисто литературными достоинствами и запоминаются великолепно очерченными живыми характерами, невиданным богатством литературных приемов и, быть может, в первую очередь своим стилем, который по чуткости, искренности звучания является чистейшей поэзией».
Основные произведения:
Кнут Гамсун – краткая биография
Источник: http://www.norge.ru/om_hamsun
Гамсун Кнут: биография, карьера, личная жизнь
Будущий писатель появился на свет 4 августа 1859 года в простой крестьянской семье. С малых лет мальчику пришлось работать, помогая матери. Его школьное образование осталось незавершенным: в общем счете он провел в стенах школы около 250 дней.
Свой бесценный жизненный опыт Гамсун приобрел во время скитаний по Норвегии и Америке, где он занимался тяжелым физическим трудом. На американской земле будущий писатель не гнушался никакой работой. Нередко он доводил себя до полного истощения.
Вернувшись на родину, Гамсун опубликовал ряд статей, которые не улучшили его материальное положение. Он вновь отправляется за океан, работает в Америке водителем трамвая, одновременно выступая с лекциями по литературе.
В 1877 годы в свет вышла первая книга Гамсуна – «Загадочный человек». Чуть позже были опубликованы повесть «Бьергер» и баллада «Свидание», В 1888 году писатель обосновался в Копенгагене. Здесь он публикует в журнале отдельные главы романа «Голод»,
Злоключения сформировали личность будущего писателя и оказали влияние на его творчество. Он стал одним из тех писателей, кто сумел подняться к вершинам славы с самых низов, со дна общества.
Успех пришел к Кнуту Гамсуну сравнительно поздно, уже после тридцати лет, когда был опубликован его роман знаменитый «Голод». С этого момента он стал одним из самых известных авторов своего времени. Успех сочинения определила его тема: он описал свое нищенское существование в Норвегии, показав картину душевного состояния человека, прозябавшего на грани голодной смерти.
Гамсуна принято считать одной из самых эпатажных фигур конца XIX – начала XX веков. На протяжении длительного времени он совершал поездки по Норвегии, читал лекции, в которых рассказывал об отличиях современной литературы от ее устаревших образцов. Сидевшим в первых рядах классикам норвежской литературы – Бьернсону и Ибсену – Кнут Гамсун открыто заявил: «Вам пора уходить!».
В 1920 году Гамсуну была присуждена Нобелевская премия за произведение «Плоды жизни», повествовавшее о жизни норвежских крестьян, об их привязанности к земле и верности вековым традициям. За долгую жизнь Гамсун создал три десятка романов, множество рассказов, эссе и статьей. И критикам не за что было упрекнуть автора – он не пережил ни одного провала.
Гамсун категорически отвергал идею прогресса. Он полагал, что новый мир должен очиститься от всего наносного, что привнесла в жизнь хваленая западная цивилизация. Гамсун верил в то, что спасение миру даст лишь жестокая правда, он не пытался приукрашивать фасад действительности.
Кнут Гамсун не стеснялся в выражениях в адрес Америки, Англии и всего Старого Света. В нем росла убежденность, что струю новой жизни в мир принесет Германия.
Он трепетно относился к лидерам Третьего рейха, встречался с Гитлером. Узнав о самоубийстве лидера германских нацистов, Гамсун составил некролог, где назвал Гитлера «борцом за права народов». Своему сыну писатель позже объяснил свой поступок тем, что якобы сделал это из «рыцарских побуждений».
В 1898 году Гамсун вступил в первый брак. Его избранницей стала Берглиот Бех. До этого она несколько лет состояла в другом браке, у нее росла дочь. Гамсуну удалось убедить Берглиот оставить первого мужа. Вместе писатель и его первая жена прожили всего восемь лет.
Второй женой норвежского писателя стала Мэри Андерсен. После свадьбы в 1909 году она отказалась от карьеры актрисы и оставалась с Гамсуном до последних дней его жизни.
Гамсун ушел из жизни 19 февраля 1952 года.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-959535-gamsun-knut-biografiya-karera-lichnaya-zhizn
Норвежский писатель Кнут Гамсун: биография, лучшие произведения и экранизации
В истории литературы немало великих мыслителей и художников, чьи произведения остаются непризнанными. Есть писатели, которых просто не читают. Жребий других – издавать свои книги сотнями тиражей, но оставаться в забытьи. Есть авторы, чье поведение или взгляды оскорбительны для читателя, но он читает их произведения и возвращается к ним снова и снова.
К таковым, пожалуй, и можно отнести Кнута Гамсуна, норвежского писателя. Один из самых противоречивых творцов прошлого века, он открыто поддерживал нацистов и, в то же время считался одним из величайших романистов.
Об авторе
Настоящее имя писателя Кнуд Педерсен, он сын портного из Норвегии. Родился в 1859 году в сельской местности, в Гудбрандсдалене. Три года спустя семья переехала в Хамарой, чтобы работать в Хамсунне, на ферме своего родственника.
Гамсун до девяти лет не посещал школу. Его дядя, в доме которого они жили, был властным, к тому же «скупым и вспыльчивым», как писал сам Гамсун, человеком; мог оскорбить и избить по любому поводу. Но он также заведовал и местной библиотекой, где Кнут самостоятельно обучался читать и писать.
Несмотря на скромное происхождение и отсутствие формального образования, две неуклюжие истории, принадлежавшие перу юного писателя-фермера, в малоизвестных изданиях, но были опубликованы. И Гамсун Кнут попросил у богатого норвежского купца Э. Захла финансовую поддержку.
Гамсун отправился в Копенгаген и изо всех сил пытался выжить. В 18 лет он перебрался в Америку.
В Нью-Йорке он был потрясен воздушной железной дорогой, которая шла «по воздуху, над домами», но жил будущий писатель в основном в Висконсине и Миннесоте.
Восемь месяцев в Чикаго, где работал на канатной дороге, потом на ферме в Дакоте. Он восхищался принципами, изложенными в «Декларации независимости», Марком Твеном, лекции которого посещал в Нью-Йорке.
Гамсун брался за любую работу, голодал, доводил себя до нервного истощения, но вынужден был вернуться на родину. Несколько статей, которые ему удалось опубликовать, не улучшили его материального положения.
И он второй раз едет в Америку – работает кондуктором трамвая, батрачит, выступает с лекциями по литературе. В 1877 году вышла первая книга – «Загадочный человек». Через год – баллада «Свидание» и повесть «Бьергер». В 1888-м он вернулся в Европу и обосновался в Копенгагене.
Вскоре в одном из журналов выходят несколько глав романа «Голод».
Возвращение в Норвегию
Гамсун считается самой эпатажной фигурой в литературе того времени. В биографии Кнута Гамсуна много поступков, которые шокировали современников. Например, разъезжая по стране с лекциями, он откровенно провоцировал своими заявлениями норвежских классиков.
Однажды пригласил Ибсена на свою лекцию в Осло и при всех обвинил, что тот не пишет, а «царапает дрожащими руками» и несет свое «грубое и ложное» психологическое понимание в массы.
Самой шокирующей его выходкой считается заявление в адрес Ибсена: «Вам пора уходить!»
Откровенно говоря, своим поведением он приводил в шок и раньше. Когда он жил в Америке, его сосед по комнате вспоминал, что однажды ночью вернулся домой, Гамсун уже спал, лампа на столе все еще горела, а на столе лежала сигара, нож и записка: «Выкури сигару и воткни нож в мое сердце. P. S. эта записка станет твоим оправданием в суде». А на потолке был нарисован ангел смерти.
Кнут Гамсун не один раз поджигал занавески своего домовладельца и раскалывал голыми руками керамическую плитку. Когда умер отец, Гамсун отказался идти на похороны, а написал вместо этого статью, где утверждал, что четвертая заповедь «устарела» и родители должны чтить своих детей.
Поведение Гамсуна отличалось от общепринятого в обществе, он и не старался скрывать свои недостатки.
И некоторые проступки, которые порядочный человек просто не мог позволить себе, казались мелкими по сравнению с тем, что Гамсун мог «выкинуть».
История его первого брака с Берглиот Бех в 1898 году долгие была поводом для обсуждения. Берглиот была замужем много лет, у нее была дочь. Но Гамсун уговорил ее оставить мужа.
Они прожили вместе восемь лет, и тут их знакомые стали получать клеветнические письма, в которых было предостережение женщинам от какой-либо связи с Гамсуном.
Он обвинил в этом супругу и сказал, что не хочет иметь с ней ничего общего. Но при этом забрал все ее деньги и оставил в Бельгии.
Он не скрывал этого и признался, что поступил не как «самый порядочный человек», а позже обвинил во всем Бога: «Он меня сделал тем, кто я есть, и несет ответственность».
Второй раз Гамсун женился на красавице Мэри Андерсен в 1909 году. Мэри оставила карьеру актрисы и оставалась с ним до конца жизни. Как бы там ни было, книгами Гамсуна Кнута восхищался весь мир, и сложный характер не помешал ему создать великие произведения.
Мировоззрение писателя
Прежде чем познакомиться с произведениями Гамсуна, нужно немного сказать и о его мировоззрении. Эту тему невозможно обойти, потому что его отношение к Гитлеру подверглось критике тогда и осуждается сейчас. Было бы неправильным утверждать, что писатель был безоглядно предан идеям нацизма.
В характере Гамсуна всегда присутствовал некий природный цинизм. Он был уверен, что за его произведения ему все обязаны помогать и финансово, и протежируя его сочинения. Что, собственно, и делали представители как норвежской, так и мировой культуры, понимая, насколько Гамсун важен для них.
В своих статьях и лекциях Гамсун Кнут неоднократно предостерегал читателей и слушателей от пацифизма, утверждая, что война не нечто неестественное. Война ради потребностей – это часть жизни.
В пример приводил крестьян, которые убивают животных по необходимости, и назвать это жестокостью может только городской житель, который не жил в деревне. Гамсун был уверен, что мир очистится от всей этой шелухи, которая пришла с Запада.
Он без оглядки злословил в адрес Америки и Англии, и считал, что в этот затхлый мир придет новое время, благодаря молодой Германии.
Гамсун был искренен в своих утверждениях и верил, что Норвегия расцветет только под руководством Германии. Оккупацию он считал недоразумением, но был непоколебимым сторонником Третьего Рейха.
Свою Нобелевскую медаль, которую получил за роман «Плоды земли», он в 1943 году передал Йозефу Геббельсу.
Гамсун встречался с Гитлером, а когда фюрер покончил жизнь самоубийством, написал некролог, где назвал лидера нацистов «борцом за права народов».
После войны, на суде, Гамсун Кнут говорил, что ничего не знал о преступлениях фашизма, а был лишь затворником в рабочем кабинете своего дома. На самом деле с 1938 года он не написал ни строчки.
Норвежские министры требовали судить военных преступников по всей строгости закона.
Но Молотов (дело Гамсуна решалось в Москве) сказал, что надо сохранить жизнь автору «Пана» и «Виктории», создателю лучших произведений Кнуту Гамсуну, и нельзя его судить, как остальных.
На суде Гамсун рассказывал, как горячо любит Норвегию, и все делал для ее блага. Сказал, что ничего не слышал о войне и не заслуживает наказания. И в то же время не принес никаких извинений и не отказался от своих воззрений. Суд признал его виновным в пособничестве фашистам и приговорил к большому штрафу – 425 000 норвежских крон. Гамсун лишился состояния, но остался свободен.
Последние годы жизни
Судебный процесс он описал в своей последней книге «На заросших тропинках», над которой начал работать в психиатрической лечебнице, а продолжил в доме престарелых. Трудно было найти издателя, который бы решился на публикацию. Имя Гамсуна на обложке не принесло бы ничего хорошего. Многие были уверены, что его поддержка нацистов – это оскорбление всего народа.
Кто-то утверждал, что его поведение в военное время нельзя судить столь строго, потому что это поведение старика и безумца, человека, глухого к реальности. Гамсун поставил на карту все свое состояние, оставшееся после суда, и выиграл. Книга была опубликована еще при жизни писателя в 1950 году, имела большой успех, и всем стало ясно, что ни о каком слабоумии писателя не может быть речи.
Личность этого человека не умещается в обычные рамки. Удивительно, но умирающие от голода люди, находившиеся в еще худшем положении, чем герой книги «Голод», не перестали его читать. Книги Гамсуна издавались в СССР и во многих других странах. Конечно, есть режиссеры, которые отказываются от его пьес, читатели, которые не покупают книг Гамсуна.
Кто-то пытается разделять его личность на писателя и политика. Примирить злодея с художником.
Но те, кому не безразлична история европейского романа, история литературы, соглашаются, что Гамсун – писатель, без которого трудно представить модернизм в литературе.
Кнут Гамсун изобрел новый вид письма – «психологический» роман. Интерес к его творчеству не иссякает и после смерти писателя. Умер Гамсун в феврале 1952 года.
- Первые фильмы по книгам Гамсуна были сняты в России актерами МХАТа. Они долго присматривались к совершенно новому искусству и в 1916 году во главе с Б. Сушкевичем взялись за создание фильма «Рабы любви», в 1917-м была снята кинолента «Виктория» под руководством О. Преображенской. Эти постановки не оказали большого влияния на российский кинематограф. Фильмы были немые, и ни один из них не сохранился.
- В 1921 году в Норвегии выходит фильм по роману «Соки земли», он стал не только первым по произведениям Гамсуна, но и одной из первых немых кинолент Норвегии. Режиссером фильма стал датчанин Г. Соммерфельдт. Премьера пришлась на рождественские праздники и стала важным событием в культуре Норвегии. Этот фильм долгое время считался частично утерянным, но в честь 150-летия писателя в 2009 году он был восстановлен.
- Новая экранизация по роману Гамсуна «Пан» выходит в Норвегии в 1922 году. Эпилог фильма снимали в Алжире, чем еще больше подогрели интерес публики. В этом же году в Чехословакии выходит кинолента «Последняя радость».
- В 1923 году в Швеции снимают картину «Сильные волей» по роману «Телеграфист» («Мечтатель»). Над созданием фильма работал профессиональный режиссер, и премьера имела огромный успех.
- Первый звуковой фильм «Виктория» вышел в Германии в 1935 году, режиссером был известный кинооператор К. Хоффман.
- В 1937 году в Германии режиссер О. Фьорд снимает фильм по роману «Пан».
- Очередная кинолента «Последняя глава» по роману Гамсуна выходит лишь в 1961 году в Германии. Режиссером фильма стал В. Лейбнер. Съемки проходили на родине писателя.
- В 1962-м в Швеции под руководством режиссера Б. Хеннинга выходит фильм «Короткое лето» по роману «Пан».
- В 1966 году выходит фильм «Голод» режиссера Х. Карлсена, в главной роли с П. Оскарссоном, за которую он получил приз в этом же году на Каннском фестивале, а фильм – «Золотую пальмовую ветвь».
- Следующая экранизация – «Ледниковый период» – выходит в 1973 году в Германии. Фильм был снят по пьесе Т. Дорста «Толлер», которая была основана на последней книге – «По заросшим тропинкам».
- В 1989 г. выходит экранизация «Бродяги» режиссера О. Солума.
- В 1989 г. выходит фильм латышского режиссера О. Дункерса «Виктория».
- В 1994 г. «Телеграфист» Э. Густавсона по сценарию Л. Кристенсена.
- В 1995 г. снят фильм Х. Карлсена «Пан».
- В 1999 г. снимают три короткометражных фильма по рассказам Гамсуна.
- А в 2007 году появился мультфильм «Муха» С. Эльвестада по рассказу писателя «Обыкновенная муха».
Писатель с легкостью играет с читателем, вызывая бурю самых разнообразных эмоций и мыслей, воздействуя на его чувства и сознание.
При этом пишет он довольно просто, не пытается приукрасить язык, а порой намеренно добавляет «неотесанные», грубоватые фразы. Вот этим, собственно, он и упрекал тех писателей, которые заботились о вычурности своих сочинений.
Он критиковал их за увлечение стилистическими изысками и за отсутствие личностных портретов.
Творчество Гамсуна удобно подразделять на периоды. Произведения, относящиеся к раннему творчеству, – «Бьергер», «Свидание», «Загадочный человек», написанные им еще в подростковом возрасте, привлекают внимание скорее с точки зрения эволюции писателя. Здесь тема странствий, любовь к природе, крестьянская жизнь.
К творчеству, богатому любовными историями, человеческими отношениями и психологизмом, можно отнести произведения «Виктория», «Пан», «Мистерии», «Голод». Они принесли автору мировую известность и буквально «разобраны» на цитаты.
Кнут Гамсун больше не коснется тем, затронутых в этих романах, они никогда его не привлекут. Критики скажут, что на это повлияли его убеждения и личностные изменения, которые произошли с ним: он невзлюбил городскую жизнь, технократические процессы, происходившие в то время, и все отчетливее ощущал неприязнь к английской цивилизации.
- «Мистерии», опубликованные в 1892 году, обозначили новый виток в его творчестве. Сюжет, положенный в основу произведения, был отмечен оригинальностью и новизной. Если норвежские классики Ибсен и Бьернсон, стремились предельно ясно выявить суть характера человека, то в «Мистерии» у Гамсуна чувствуется какая-то недосказанность и недоговоренность.
- В произведении «Пан» (1894) отчетливо заметно, в каком направлении писатель будет двигаться в дальнейшем. В этом романе Гамсун подошел к человеку как к неотъемлемой части природы. Лейтенант Глан, главный герой, живет в лесу и ощущает свободу и счастье лишь наедине с северным летом, вслушиваясь в дыхание природы. В цивилизованном мире ему неуютно и неловко.
- «Виктория» (1898) – одно из значительных сочинений мировой литературы, посвященных теме любви. Простой и драматичный сюжет произведения рассказывает о двух людях, об их глубокой и несбывшейся любви, разделенной ложной моралью, имущественными интересами и сословными преградами.
- Роман «Голод» во многом автобиографический. Он повествует о жизни молодого интеллигента, который пытается заработать на жизнь публикацией своих статей. Гамсун настолько ярко передал сложные настроения своего героя, его отчаяние, гнев и состояние эйфории, что читатель невольно страдает вместе с ним от недоедания, переживает, надеется и мечется в поисках.
В последнем романе есть сходство с произведениями Достоевского. Автор и сам много говорил о русской литературе.
После многих лет работы над собой, отчаянной борьбы с голодом и бедностью, самоучка, который учился в школе меньше года, Гамсун становится профессиональным писателем. Его более поздние работы поражают широким кругозором автора и свидетельствуют о его прекрасной осведомленности в области истории, философии, культуры, религии и т. д.
- В работах «Под осенней звездой» (1906) и «Странник, играющий под сурдинку» (1909) появилось что-то новое: героем своих романов становится сам писатель. Он говорит от первого лица, скитается по Норвегии: то уходит в леса, то возвращается в общество, где его ожидает разнообразие человеческих отношений.
- В 1908 году, в романах «Роза» и «Бенони», Гамсун вернулся к героям произведения «Пан», словно не в силах расстаться с молодостью.
- «Дети века» и продолжение романа «Местечко Сегельфосс» (1915) раскрывают особенность человеческих отношений. Гамсуну всегда казалась важной тема закрытости, неспособность любящих друг друга людей прорваться через стену непонимания.
- Роман «Соки земли», за который писатель был удостоен Нобелевской премии в 1920 году, – это гимн крестьянскому труду. Герой произведения Исаак превращает в плодородную землю дикий лесной край.
- «Женщина у колодца» – произведение, опубликованное в 1920 году, – проникнуто горечью и печалью. Оливер Андерсен, герой романа, – это отражение городской жизни. В прошлом бойкий матрос, он возвращается домой калекой. Так и идет по жизни, искалеченный не только физически, но и духовно.
- В романе «Последняя глава» (1923) сказалось скептическое отношение Гамсуна к западной цивилизации. Действие произведения протекает в санатории, уменьшенном подобии общества. Здание дало трещину, как и весь мир, над которым пронесся ураган революции и войны. Завершается роман апокалиптической картиной: пожар в санатории уносит жизни всех его обитателей.
- Время не стоит на месте, и меняется все: человеческая психология и отношения, города, деревни. Все становится другим. Автор пытается уловить то, что меняет историю, и предстает перед читателем в облике предприимчивого Августа – главного героя трилогии «Скитальцы» (1927-1933 гг.).
- «Замкнутый круг» (1936) – это книга, которой завершилась творческая деятельность писателя. Главный герой страдает не от голода и нищеты, а от обеспеченной жизни. Он не может жить в роскоши, бессмысленно тратит деньги, живет в долг, ему не нравится оседлость, его стихия – это скитания и бродяжничество.
- Последняя книга Гамсуна «На заросших тропинках» была опубликована в 1949 году. Написал он ее в возрасте 90 лет, но она была, по мнению критиков, «по-прежнему живой и яркой».
Долгое время талант писателя оставался непризнанным на родине – в Норвегии. Музей Кнута Гамсуна, первый в мире, открылся лишь в 2009 году в местечке Хамарой, к 150-летию со дня его рождения.
Несмотря на противоречивые элементы биографии этого автора, его произведения достойны прочтения.
Достаточно прочесть хотя бы одно из них, чтобы ответить на вопрос, который несколько десятков лет волнует многих, – «Кто такой Гамсун?».
Источник: https://www.nastroy.net/post/norvejskiy-pisatel-knut-gamsun-biografiya-luchshie-proizvedeniya-i-ekranizatsii
Гамсун Кнут
Кнут Гамсун (настоящая фамилия – Педерсен) родился 4 августа 1859 года, на севере Норвегии, в местечке Лом в Гюдсбранндале, в семье сельского портного. В юности учился на сапожника, с 14 лет вел скитальческую жизнь. В 1877-1878 годах Гамсун опубликовал первый сборник стихов и первые рассказы.
Не получив на родине признания как писатель, он несколько лет провел в Америке – был водителем конки, рабочим на ранчо. В США Гамсун познакомился с Твеном. Его впечатления от поездок в Америку нашли свое отражение впублицистике. Успех писателю принесла повесть “Голод”, впервые опубликованная в Дании. Неоромантические мотивы звучат в его романах “Мистерии” (1892), “Пан” (1894), “Виктория” (1901).
В 1906 году роман “Под вечерними звездами” открыл ряд произведений Гамсуна из жизни норвежского Севера – “Бенони”, “Странник играет под сурдинку” и другие. В романе “Соки земли”, за который писатель в 1920 году получил Нобелевскую премию, воспроизведена будничная крестьянская жизнь, чей уклад близок к естественному круговороту природы.
В последнем романе “Кольцо замыкается” (“Круг замкнулся”) преобладают настроения одиночества, обреченности и беспомощности человека. Мечты Гамсуна о возрождении былого величия скандинавов привели к тому, что во время Второй Мировой войны приоккупации Норвегии он, увидев в речах Гитлера надежду на возвышение нордических рас, публично поддержал правительство коллаборациониста Квислинга.
И хотя вскоре он понял свою ошибку и пытался заступаться за тех, кого преследовали фашисты, норвежцы не простили Гамсуна, и после разгрома нацистской Германии писатель был отдан под суд и подвергся бойкоту со стороны общественности. Годы ожидания суда (1945-1948) были описаны им в книге очерков “По заросшим тропам” (1949), в которой размышлял о своих трагических заблуждениях.
Скончался Кнут Гамсун 19 февраля 1952 года в своем любимом поместье Норхольм, которое он приобрел еще в 1918 году. В Норвегии его произведения начали печататься только с 1962 года.
Гамсун (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви.
Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспет труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) — ницшеанские мотивы. В романах 1920-30-х гг.
(«Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) — мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. Нобелевская премия (1920).
* * *
Гамсун (Hamsun; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4 августа 1859, Лом — 19 февраля 1952, Норхольм), норвежский писатель.
Детство и годы странствий
Родился в многодетной крестьянской семье. Детство провел на севере страны, на острове Хамарей, в 1862-1867 — на хуторе Гамсунд (отсюда его писательский псевдоним).
Четырнадцати лет Кнут начинает самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, но, главным образом, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по всей северной Норвегии.
Выпустив в провинциальном издательстве первые сентиментально-романтические произведения — повесть «Загадочный.
Любовная история из Нурланна» (1877), балладу «Свидание» (1878) и повесть «Бьергер» (1878), окрыленный успехом юноша отправляется на юг и совершает короткую поездку в Копенгаген, где тщетно ищет издателя для новой повести «Фрида».
Он добивается встречи с влиятельным норвежским писателем Б. Бьернсоном, но тот, не обнаруживая в нем таланта, советует ему: «Вы такой большой и красивый. Вам следует стать актером».
В последующие два года Гамсун безуспешно пытается утвердить себя в журналистике и влачит полуголодное существование на случайные заработки. Исчерпав, как казалось, на родине все возможности, Гамсун уезжает в США, где от профессора Р. В.
Андерсона, к которому послал его с рекомендательным письмом Бьернсон, получает совет: «В Америке каждый устраивается, как может». Некоторое время он работает батраком на фермах, приказчиком в магазине, позже — помощником проповедника в Миннесоте.
К осени 1884 здоровье Гамсуна ухудшается настолько, что друзья, собрав деньги, отправляют его на родину, но уже ранней осенью 1886, потерпев в Осло очередное литературное фиаско, Гамсун возвращается в США.
Работает кондуктором омнибуса в Чикаго и батраком на большой ферме в долине Ред-ривер, после чего опять обосновывается в Миннеаполисе, где выступает с лекциями и статьями о современной скандинавской литературе.
«Голод»
Летом 1888 Гамсун едет на родину, но, не сходя в Осло (из-за связанных с этим городом болезненных воспоминаний), тем же пароходным рейсом отправляется далее в Копенгаген. Там он пишет и публикует роман «Голод» (1890), выход которого обозначает его настоящий дебют в литературе. Отныне творчеству Гамсуна сопутствует постоянный успех.
«То, что я описал в «Голоде», действительно пережито мной. Боже, как мне досталось! Но я выжил».
Бедность, нищета и голод доводят оказавшегося в столице героя до экстатического состояния — чуждый всем, он воспринимает действительность через дымку обостренных до крайности чувств.
Но полностью владеет собой, или, вернее, языком, при помощи которого фиксирует тончайшие, иногда парадоксальные движения души — единственную для него реальность. В романе пунктиром намечена любовная интрига: герой не хочет, чтобы любимая делила его отчаяние, и покидает ее.
Почти через 30 лет Гамсун напишет, что завершая роман, читал «Бесов» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, влияние которого прочитывается и в следующей его книге «Мистерии» — прежде всего в более объективной манере повествования.
«Мистерии» (1892)
Мистерии, или таинства, совершаются в душе Нагеля, человека ниоткуда, самовлюбленного и ненавидящего самого себя, склонного к необъяснимым переменам настроения, восстающего против общепризнанных понятий типа «прогресса», «свободомыслия», «веры в науку и демократию».
Нагель исповедует ницшеанскую «религию жизни», законы которой одинаково глубоки и непостижимы в природе и в человеке. Его идеал — цельная лишенная сомнений личность, только в таких людях происходит великая самореализация жизни. Однако к ним Нагель причислить себя не может.
Воплощение его слабости — это Минутка, человек с извращенным самомнением и нечистой совестью, герой видит в нем свое отражение и избавляется от него, покончив с собой.
«Пан»
В 1894 Гамсун выпускает самую известную свою книгу — повесть «Пан», своего рода поэму в прозе. Ее главный и очень верный в деталях образ природы одушевлен противоречивыми порывами чувств героя, одиночки и поэта, ищущего мистического слияния с мирозданием.
Примечательно, что постижения тайны жизни лейтенант Глан ищет не за счет опрощения или приближения к примитиву — оно требует высокого интеллекта. И далеко не всегда познание радостно: нелепо погибает любовница лейтенанта, дочь кузнеца, Ева, заканчивается поражением его любовь, более походящая на поединок гордости, к Эдварде, дочери купца Мака.
Природа в изображении Гамсуна — не только идиллия, она также оборачивается мучительной загадкой.
Виктория
В мае 1898 Гамсун в возрасте 46 лет женится на 25-летней Бергльот Бек, осенью того же года он заканчивает свой лучший роман о любви «Виктория». Герой ее, сын мельника Юханнес, настойчиво, как Гамсун, пробивает себе дорогу в жизни и становится писателем.
Но он теряет свою любимую, ибо главное для него в любви — это чувство гордости. С бескомпромиссной одержимостью персонажей Достоевского романтический герой Гамсуна готов скорее отказаться от счастья, чем потерять свободу воли, выступающую у него под маской гордости.
Юханнес обретает Викторию лишь после того, как та умирает: его победа с большой буквы — мертва.
Завершение романтического периода
Романы и повести 1890-х годов: «Голод», «Мистерии», «Пан» и «Виктория» — это самые известные и значительные произведения Гамсуна. Но они — лишь часть его литературного наследия, создававшегося на протяжении 72 лет.
На рубеже веков писатель публикует ряд других художественно значительных произведений — драматическую трилогию о борьбе ученого Карено, ницшеанца и антилиберала, за свои идеалы («У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898), антицерковную драматическую поэму («Мункен Вендт», 1902), драму о любви («Царица Тамара», 1903), интересные путевые записки о путешествии по России и Кавказу («В сказочной стране», 1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и написанный в новом реалистическом ключе роман о рыбацком поселке в родном Нурланне («Мечтатель», 1904).
Старость
В 1906 брак Гамсуна распался, а в 1909 году он женился на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой прожил большую часть жизни. Одна из проблем, волновавших писателя в это время, — старость.
В романе «Под осенней звездой» (1907) его вымышленный герой (хотя имя его — Кнуд Педерсен) предпринимает попытку вернуться в мир молодости: он скитается по хуторам, перебивается случайными заработками, влюбляется, водит дружбу с другими бродягами — он сравнивает свое прошлое и настоящее. Увы, возвращение в молодость невозможно.
В продолжении романа «Странник играет под сурдинку» (1909) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции — ненужная мелочь. Теме старения посвящена также пьеса «У жизни в лапах» (1910).
«Мне не остановить чумы»
С конца 1910-х годов писатель все активнее работает в жанре публицистики: защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, или «американизм», — против него Гамсун выступал еще в 1889 после возвращения из США.
Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-буржуазных ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества, в частности, в романах «Последняя радость» (1912), «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфосс» (1915), она же прослеживается в романе «Соки земли» (1917), по-библейски сильно воспевающем основу существования человека — патриархальное земледелие.
В эпоху революций и войн эта книга идеально отвечала чаяниям уставших от политических потрясений европейцев — в 1920 Гамсун получил за нее Нобелевскую премию.
Следующие два романа, «Женщины у колодца» (1920) и «Последняя глава» (1923), явились, по-видимому, следствием кризиса — в них утверждается пессимистический взгляд на природу человека и обреченность общества.
Впрочем, не свойственный Гамсуну нигилистический пессимизм скоро опровергается его трилогией об Августе («Бродяги», 1927; «Август», 1930; «А жизнь идет», 1933) — панорамной картиной Норвегии за предшествующие мировой войне 50 лет.
Герой романов, бродяга и авантюрист, воплощает собой дух предприимчивости, он переживает взлеты и падения, подвигает людей на технические и общественные нововведения, он обманывает, обманывается и благодетельствует, и его предприятия чаще всего оборачиваются разорением и бедой.
В то же время движет Августом не стяжательство, а неуемная жажда деятельности и желание изменить жизнь: возможно, поэтому, наставительно осуждая его, писатель не может не относиться к нему с сочувственным юмором, хотя в конце концов заставляет пасть жертвой собственного начинания — Августа увлекает за собой в пропасть его собственное образцовое стадо овец.
«Англосаксы пустили жизнь под откос»
Драматические для Норвегии события Второй мировой войны не оставили Гамсуна безучастным. Он публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи недовольным режимом В.
Квислинга, Гамсун пытался во время визита к Гитлеру повлиять на смещение норвежского премьер-министра, но фюрер аудиенцию оборвал.
Тем не менее, Гамсун опубликовал в прессе 7 мая 1945 некролог Гитлеру, в котором воздал ему должное как борцу за «права всех народов».
На сторону нацизма Гамсуна могло склонить несколько факторов: его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и Германии, где его много печатали (как, впрочем, и в России), его принципиальная ориентация на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм (вспомним, как трудно далось ему вхождение в литературу), наконец, главное — стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.
26 мая 1945 Гамсун был арестован за пособничество нацистам и помещен под домашний арест, затем переведен в больницу и позднее в дом для престарелых, после чего был подвергнут психиатрическому обследованию, констатировавшему у него «лишь незначительное возрастное ослабление умственных способностей». В декабре 1947 Гамсун был осужден, его присудили к штрафу и аресту имущества. Последние годы он провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством.
«По заросшим тропам»
В 1949 Гамсун в девяносто лет выпустил последнюю свою книгу, об ослаблении умственных способностей отнюдь не свидетельствовавшую. В ней описываются его переживания с момента ареста до подтверждения приговора Верховным судом в 1948 и отражены чувства горечи и обиды. Автор считает, что заслуживает, если не сочувствия соотечественников, то хотя бы большего уважения.
Но он не впадает в пафос и не обличает, чаще всего снимая вопросы иронией и самоиронией. Гамсун по-прежнему превосходно владеет стилем и, описывая совершенно глухого человека, демонстрирует, как всегда, абсолютный стилистический слух.
В последней его книге читатель встречается не с осужденным политиком, а с уникальным по таланту писателем, которого подарила миру Норвегия.
Из книги «В сказочной стране»
Б. А. Ерхов
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/gamsun_knut/
Кнут Гамсун – биография, список книг, отзывы читателей
Только человек по-настоящему понимающий, любящий, чувствующий и боготворящий землю мог написать такую оду сельской жизни и труду. Со страниц словно разлетаются густые запахи почвы, тёплые ароматы сена и терпкий дух животных. Язык автора завораживает, он свободный и непосредственный как сама природа, и подобно ей же воодушевляющий и эпичный.
Именно за этот роман автором получена Нобелевская премия и формулировка звучит таким образом: «За монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям».
Этой вековой привязанностью и верностью отличается и сам писатель и их он противопоставляет капиталистическому обществу, которое порицает и обвиняет в отсутствии духовных ценностей.
Кнут Гамсун не просто голословно призывает к возвращению к гармонии с природой и возделыванию своего сада, он сам вёл жизнь фермера и называл себя в первую очередь не знаменитым писателем, но крестьянином и отцом. Крестьянский труд и семейные радости для него – это истинное благородство и идеал жизни в этом мире, а также сама идея спасения человечества.
Гамсун приглашает читателя отправится следом за человеком по тропинке в дикой местности, в «век деревянных ложек», чтобы в конце после всех перипетий, счастливых событий и тягот оказаться посреди разросшегося поселения посреди величественных скал и лесов. Его главный герой с библейским именем Исаак – идеальный тип личности, которому не чужды слабости и недостатки.
Он по-мудрому наивен и следует божьему завету-проклятию: добывает хлеб в поте лица своего и с благодарностью принимает эту участь. Исаак не отличается красотой, он бородатый, коренастый и странный как мельничий жернов, чурбан с руками, но им хочется любоваться. Такой же оказывается и его жена Ингер, рождённая с заячьей губой. Суровые персонажи с мягкими сердцами внутри.
Автор с нежностью пишет о них: «Одинокие люди, некрасивые и грубые, но сколько доброты друг к другу, к животным, к земле». И вот эти истинные труженики оживляют, вдыхают новую жизнь в дикую природу, облагораживают её, облагораживаясь и сами. Они продолжают свой род, желая передать свои ценности следующим поколениям.
Выйдет ли это у них в меняющемся мире?
Мир не стоит на месте и полон соблазнов. Людям же свойственны слабости, они делают ошибки, поддаются порокам и даже благородство крестьянства не может от этого защитить.
Но основную опасность писатель видит в прогрессе, который утягивает в вихрь материальных ценностей и жажды всё больших и больших ненужных наслаждений, атрибутов городской жизни. В этом есть немалая доля противоречия, потому что так или иначе, но многие подарки от рокового прогресса позволяют Исааку и другим обитателям поселения лучше справляться с возделыванием земель.
Но с постоянным упорством подчёркивается как городская жизнь причиняет вред благородному крестьянскому характеру, делая человека слабым, подверженным пагубным стремлениям и мечтам. Ингер после нескольких лет проведённых в Тронхейме в последствии не раз подвергается действию червоточин, которые образовались в её душе по причине увлечения жизнью, оторванной от почвы.
Сын Элесеус в итоге видится неудачником и почти уродом, и именно стремление к стилю городского жителя с характерной беспечностью сделало его чужим почти везде и неспособным к достойным занятиям. Торговец Аронсен считает труд землепашцев ниже своего достоинства, и, конечно, Гамсун не спустил ему это с рук.
Подобных людей писатель считает душевными инвалидами, но, пожалуй, он их не столько порицает, сколько сочувствует и сожалеет об их исходах.
Более же всего порицается леность, зависть и злоба. И именно люди с подобными качествами становятся настоящими антагонистами усердных крестьян.
Это персонажи вроде Олины и Бреде Ольсена, которых злые чувства разъедают изнутри и ими же они отравляют здоровое общество, они как будто живут ради тёмных дел, они – мелкие пакостники, но наносят порой этим непоправимый ущерб.
Поднимается и более спорный вопрос – детоубийство, в нём пытаются разобраться с разных сторон и определить виновных, начиная с матерей, отцов и заканчивая всем обществом. Удивительно, но проблема остаётся актуальной и поныне, и, возможно, будет существовать до тех пор, пока существует человечество.
Есть и ещё один загадочный герой – вечный странник Гейслер, он не городской и не крестьянин, он словно какой-то дух, соединяющий эти два мира. Но в финале, в своём монологе он говорит голосом Гамсуна, прославляя крестьянское единение с землёй и обвиняя в безумстве заигравшихся горожан, и заключает, что надо проявлять к жизни милосердие. Он восторгается Исааком, который обрёл авторитет и покой, живя вместе с землёй и небом, окружив себя великой любовью. Такие как Исаак – ядро этого мира, ему хочется чтобы все остальные 32 тысячи уподобились ему. Обманчивая утопия, но никто не обязан быть правым.
#СВ1_2курс (Созидательное Средневековье)
Источник: http://readly.ru/author/16053/