Вильгельм Гауф
Вильгельм Гауф Годы жизни: 1802-1827 Популярные сказки: Корабль-призрак, Калиф-аист, Маленький Мук, Карлик Нос, Отелло |
назад к списку сказочников
Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802, в городе Штутгарт. Известный немецкий новеллист, писатель, представитель литературного течения бидермейер. Гауф родился в семье Фридриха Августа, который работал в министерстве иностранных дел секретарем. Мать Гауфа – Ядвига Вильгельмина Эльзаэссер Гауф. Гауф был второым ребенком в семье. Всего у Ядвиги и Августа было четверо детей.
Отец Вильгельма ушел из жизни, когда Гауфу было только семь лет. Это случилось в 1809 году. Мать вместе с детьми была вынуждена переехать в город Тюбинген – город студентов. В доме деда, отца матери, прошло все детство и юность Гауфа.
Самое первое образование Гауф получил из дедушкиной библиотеки, он читал книги известных классиков запоем. Затем, в 1818 году Гауф едет учиться в монастырскую школу, а в 1820 году он поступает в университет Тюбингена.
Оканчивает университет Гауф через четыре года с ученой степенью доктора теологии и философии.
После окончания университета, Гауфа принимают на работу в качестве репетитора в семью барона, министра обороны и генерал Эрнста Югена фон Хёгеля. Гауф стал не только учителем в его семье, но и наставником и другом. Он путешествовал вместе с семьей Хегеля во Францию и северную и южную Германию.
Гауф прожил короткую жизнь, но он успел побывать во многих местах: в Бремене, на родине братьев Гримм в Касселе, в Брюсселе, Париже, Антверпене, Лейпциге, Берлине, Дрездене. Точное топографическое описание местности Бремена мы найдем у Гауфа в новелле «Фантасмагория в Бременском винном погребке».
Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen — волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах.
В России Гауф стал известен прежде всего, переведенными и обработанными рассказами Белинским В.Г., например, такими как «Нищенка с Pon de Arts» и «Отелло». В этом же году Гауф пишет рассказ «Человек с луны» и первую часть романа «Странички мемуаров сатаны».
Он был написан в духе фрагментарной прозы, которая по праву получила название гофмановской. Гауф в дальнейших произведениях развивает это направление и полностью его осваивает.
Некоторые критики считают, что Гауф, которого по праву называют учеником Гофмана несколько отстает в богатстве языка, но зато намного впереди него в мистике своих произведений, в сюжетности, в разнообразии фабул. Роман Гауфа «Человек с Луны» был наисан им в качестве пародии на известного в те времена автора Генриха Клорена.
Клорен, чтобы отомстить Гауфу начал как бы атаковать литературную деятельность Гауфа. Вскоре Гауф пишет новеллу «Спорная проповедь Г. Клорена о „Человеке с Луны“» в саркастическом ключе и излагает в ней свои взгялды на нездоровую и слащавую литературу Клорена, уже наводнившую Германию.
Под влиянием романов Вальтера Скотта из под пера Гауфа выходит исторический роман «Лихтенштейн», признанный одним из лучших исторических романов 19 века. Роман приобрел популярность на землях Швабии в Германии, потому что как раз в романе рассказывается об этих землях и самых интересных моментах этого края.
«Мемуары сатаны» Гауф дописывает во время поездок в дальние города Германии. В это же время появляется несколько новелл и стихотворений, которые сразу же были переложены на народную музыку.
Гауф в январе 1827 года является редактором Штутгартской газеты. В это же время сбывается его мечта – он жениться на своей кузине, в которую он был влюблен с самого детства. Ее звали Лиза Гауф.
Но к сожалению, в этом же году Гауф умирает от лихорадки.
Гауф оставило миру большое литературное наследие. Его жена после его смерти выпустила три сборника альманахов сказок, а также романы и поэмы. Именно сказки и романы принесли Гауфу мировую популярность.
Прекрасные мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки пронизаны духом Востока без обычной восточной мишуры.
Гауф один из немногих авторов, который сумел сделать из скучных легенд о бедняках и приведениях, которые наказывают богатых и злых людей в яркие волшебные шедевры мировой литературы. Произведения Гауфа интересны не только детям, но и взрослым.
«Музей сказок Вильгельма Гауфа» находится сейчас в Байрсброне.
how much is car insurance
Отмечен любимым у наших читателей
- MAKEEV ANDREY
- Фахрутдинова Инесса Алековна
- Александр Чебан
- Елена
Возможно вас заинтересует биография сказочника “Братья Гримм”
Источник: http://www.skazka.com.ru/bio/vilgelm-gauf
Вильгельм Гауф — биография сказочника |
«Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-аист» — на этих сказках выросло не одно поколение детей. За любимыми героями, появившимися на свет еще в позапрошлом столетии, и сегодня с интересом наблюдают от мала до велика. Однако имя сказочника, подарившего миру эти удивительные истории, для многих, увы, остается неизвестным. Итак, знакомьтесь: Вильгельм Гауф.
Большие надежды
Гауф родился 29 ноября 1802 года в благополучной семье сотрудника Министерства иностранных дел Пруссии и родовитой дворянки из Эльзаса. Но едва мальчику исполнилось 7 лет, его отец скончался. Вильгельма отдали на воспитание деду, владельцу замка, в котором располагалась огромная библиотека. Книги стали большой страстью мальчика, и к 10-ти годам он прослыл настоящим вундеркиндом.
Благодаря блестящему уму, уже в 20 лет Гауф стал доктором философии.
Однако прославился он не научными трактатами, а детскими сказками, которые считал лишь забавой, возлагая большие надежды на серьезные литературные опыты — романы «Лихтенштейн» в духе Вальтера Скотта и «Мемуары Сатаны» в стилистике своего современника и духовного учителя Эрнста Теодора Гофмана.
Многие критики отмечают, что хоть ученик и уступал своему «литературному учителю» в богатстве языка, зато сильно обогнал его в разнообразии сюжетов и непревзойденной мистичности произведений.
Ну а роман «Человек с Луны» был написан как пародия на сентиментальные новеллы известного в то время немецкого автора Генриха Клорена. В отместку Клорен предпринял своеобразную атаку на все творчество Гауфа. Гауф в ответ написал саркастическую новеллу «Спорная проповедь Г. Клорена о человеке с Луны», в которой изложил свои взгляды на слащавую и нездоровую литературу, которой Клорен буквально наводнил страну.
Обладатель проницательного ума, недюжинного интеллекта и тончайшей иронии питал страсть к получению новых знаний и испытывал тягу к путешествиям — Гауф объездил всю Германию, посетил Брюссель, Антверпен, Париж, Рим и многие другие города.
А позже у него проснулся жгучий интерес ко всему загадочному и потустороннему — к таинствам перехода из мира живых в мир мертвых и обратно. Смерть вообще была одной из главных тем его творчества.
Не стала ли столь пылкая страсть литератора к «костлявой куме» косвенной причиной его раннего ухода?
В январе 1827 года Гауф женился на своей кузине Луизе. Но счастье длилось не более года. Вскоре после рождения дочери Вильгельмины 18 ноября 1827 года наш герой умер от брюшного тифа.
Страшные сказки на ночь
Трагически короткий жизненный путь Гауфа в какой-то мере компенсируется его колоссальными литературными способностями.
В силу благородного происхождения, хорошего образования, полученного в одном из лучших университетов Германии — Тюбингенском, Гауф мог бы претендовать на высокое положение в обществе, облечение властью и титулами. Однако для этого он был слишком ленив — настолько, что добровольно отказывался от того, чем мог бы обладать.
Несмотря на это, судьба его так или иначе была связана с людьми, которые властью не пренебрегали. Долгое время Гауф был наставником детей прусского министра обороны — графа Эрнста Югеля фон Хёгеля.
В сильной привязанности Вильгельма к детям сказывалось умение находить с ними общий язык. Именно для отпрысков графа Гауф и сочинял волшебные сказки — мистические, подчас грустные и страшные… В1826 году они были впервые опубликованы в «Альманахе сказок для сыновей и дочерей знатных сословий». Вошедшие в него сказки «Маленький Мук» и «Калиф-аист» сразу же приобрели огромную популярность.
Армия поклонников
При жизни Гауфу не суждено было искупаться в лучах славы. Однако «Сборник волшебных сказок», опубликованный в 1830 году, стал невероятно популярным. Причем спустя всего лишь 3 года после смерти автора. Он и обеспечил Гауфу народную любовь и признание посмертно.
Сюжеты и герои его сказок зажили собственной жизнью, став основой для многочисленных литературных подражаний, инсценировок и кино- постановок. Они ушли в «свободное плавание», кардинальным образом меняя привычный ход вещей.
Литературное наследие Гауфа заключено в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен женой автора после его смерти, нескольких романах и поэмах. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время лишены обычной восточной мишуры.
Это один из немногих авторов, которые умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым.
И хотя литературное наследие Гауфа не очень велико, его произведения, в первую очередь сказки, навсегда вошли в золотой фонд мировой литературы.
Гауф был далек от военных дел. Однако свою армию он все же имел — армию поклонников его удивительных сказок, которая не убывает по сей день.
Источник: http://waterfall.su/society/names/vilgelm-gauf-biografiya-skazochnika
Вильгельм Гауф немецкий сказочник
Двести лет назад жил такой немецкий сказочник Вильгельм Гауф. Сегодня многие в нашей стране о нем не знают. А между тем в Германии, его родине, он считается классиком. Может быть вы слышали о таких сказках как «Карлик нос», «Маленький мук»? Это две самые известные сказки Гауфа. Они не раз были экранизированы.
Чтобы лучше узнать человека нужно знать как он прожил жизнь, с чем столкнулся и как поступал. У каждого человека своя особенная и неповторимая история жизни. Биография Вильгельма Гауфа такая же особенная.
За свои почти 27 лет жизни он успел повидать больше, чем некоторые могут за всю жизнь. При этом нельзя сказать, что его годы жизни прошли очень бурно. Они были размеренны, но насыщенны событиями.
Не так давно в немецком городе Байрсброн был открыт музей посвященный его творчеству.
Биография Вильгельма Гауфа. Основные этапы
Начнем с того, что прожил писатель всего 24 года. До 25 не хватило всего несколько дней. Точные годы жизни Вильгельма Гауфа: 29 ноября 1802 года – 18 ноября 1827 года.
Родился он в немецком городе Штутгарте, который сейчас является важным промышленным и культурным центром. Живет в нем на начало двадцать первого века порядка 600 тысяч человек.
Одним словом город не маленький и, к тому же, старинный. Основан он был в 950 году.
Если копать еще глубже, то известно, что на этом месте во втором веке нашей эры располагалась римская крепость, из которой, по всей видимости, и возник в дальнейшем город.
Отцом маленького Гауфа был Август Фридрих Гауф. Состоял он на государственной службе. Был секретарем в МИД тех лет. Мать – Ядвига Вильгельмина Эльзэссер Гауф. О ней мало что известно. Два его деда занимали высокие государственные должности. Семья была у него довольно знатная.
Из биографии Вильгельма Гауфа можно узнать, что у него было всего трое братев и сестер. Родился он вторым по счету. Еще у него была кузина – Луиза Гауф. Он влюбился в нее еще в детстве и, говорят, любил всю свою жизнь. В последующем он женится на ней перед самой смертью.
В детские годы жизни, когда ему было семь лет умер его отец. Это ключевой момент в его биографии. Семья решает переехать в другой город, так как мать ели справлялась с навалившимися на ее плечи разом трудностями. Выбор падает на Тюбинген, где живет дедушка писателя по материнской линии. В его доме и прошла юность Гауфа.
Что же представляет собой Тюбинген? Это не менее старинный город с населением на начало двадцать первого века около 90 000 человек. Старые маленькие дома хорошо сохранились до наших времен. Вы можете сами побывать там и почувствовать дух того времени, когда жил сказочник. Город прежде всего известен университетской частью. Атмосфера царила в городе творческая и романтическая.
В доме дедушки мальчик обнаруживает огромную библиотеку. Он начинает много читать разных книг. Это во многом повлияло на его дальнейший выбор стать писателем.
В годы жизни Вильгельма Гауфа в особом почете была религия. Один из способов стать уважаемым гражданином было занятие религией. Поэтому в 16 лет его отправляют учиться в монастырскую школу.
В 18 лет он поступает в университет. Он хорошо учится. Там он изучает философию и теологию и заканчивает его с докторской степенью. Но становиться религиозным служителем он не спешил.
Его привлекали другие мирские вещи.
Через несколько месяцев наступает переломный момент в биографии Вильгельма Гауфа. Он выпускает сборник стихов в народном стиле, под именем известного тогда поэта, под названием «Военные и народные песни».
В этом сборнике появляются два стиха его сочинения. Однако свою фамилию он под ними не ставит. Стихи эти были мрачные и нервные, как в последующем и все творчество Гауфа.
Стихотворения имели успех, но более он не возвращался к поэзии.
Далее он пытается найти работу. Практически сразу после окончания университета ему удается удачно стать репетитором для детей важного человека – министра обороны Эрнста Югена фон Хёгеля. Из за занимаемой должности министр обороны много путешествовал в том числе вместе со своей семьей.
С собой они брали и молодого Гауфа, который с радостью побывал в разных частях Германии, во Франции и в других странах и городах. Благодаря этому у него еще больше расширяется кругозор, он видит разных людей, разные уклады жизни, разные обычаи. Биография сказочника неразрывно связана с путешествиями.
Это также окажет влияние на его произведения.
В эти годы жизни Вильгельм Гауф начинает писать романы. Работает он много, но осторожно. Первоначально он не спешит ставить под рукописями свое имя.
В 1825 году, за два года до своей смерти, он издает «Отрывки из мемуаров сатаны», не ставя под ним своего имени. Книга по своей сути была пародийная и высмеивала литературную моду тех лет.
Естественно многим людям из литературных кругов она пришлась не по нраву.
Следующий роман «Лунный человек, или сердечные порывы есть глас судьбы» писатель сфальцифицировал, издав не под своим именем, а под именем известного тогда популярного беллетриста Х. Клаурена. Книга быстро раскупилась благодаря такому ходу.
Когда же обман раскрылся, то Гауф был привлечен к суду и оштрафован.
Проводя много времени с семейством министра обороны, а в частности с его детьми, он решает сочинить для них истории, которые впоследствии перерастут в его знаменитые волшебные сказки.
В начале 1827 года, незадолго до своей смерти, Вильгельма приглашают стать редактором небольшой газеты. Он принимает предложение. Тогда же он берет в жены свою любимую кузину Луизу. Вскоре она беременеет от него. Но им не было суждено прожить вместе и года.
Осенью 1827 года в ноябре месяце Вильгельм Гауф умирет. Причина смерти – брюшной тиф. Это распространенная тогда кишечная инфекция, которая вызывала осложнения и сильную лихорадку. Незадолго до смерти Гауфа его жена успевает родить ему дочку – Вильгельмину.
Это основные моменты биографии Вильгельма Гауфа. Его годы жизни были захватывающими и плодотворными. Он успел написать множество произведений и вписать свое имя в историю.
Литературоведы относят его творчество к течению под названием «бидермайер». Это описание жизни простого обыденного человека с особым вниманием к обычным бытовым деталям.
Представители этого жанра идеализируют мир маленького человека и пытаются найти в нем привлекательные черты.
Сказки Вильгельма Гауфа и как я с ними познакомился
Если вы не знаете об этом немецком сказочнике, то, скорее всего, при упоминании о нем вы представите доброго седого дедушку, который курит возле камина свою любимую трубку и сочиняет глядя на огонь свои волшебные небылицы.
Однако это ошибочное представление. Вильгельм Гауф был молодым сказочником. Когда он умер ему не было и двадцати пяти лет. Жизнь у него была короткая, но яркая.
Он редко сидел в одиночестве, у него было много знакомых и он обожал проводить время в шумной компании среди своих друзей.
За этим занятие немецкий сказочник любил выпит что нибудь покрепче. В компании он бывало затевал разные авантюры и нередко подговаривал на них своих друзей. Вообще среди его круга общения был культ спиртного. Впоследствии, он посвятит свое произведение «Фантасмагории в Бременском винном погребке» спиртным напиткам и их духу.
Глядя на его бурную жизнь трудно понять, почему он начал сочинять свои сказки. Возможно они позволяли ему окунуться в другой мир, отличный от реального и там найти отдушину, какой то новый смысл жизни. Сказки Гауфа очень похожи по духу на реальную жизнь.
В них также много несправедливости, преодоления трудностей, обмана и плохих людей. Конец в его сказках довольно часто хоть и счастливый, но не совсем.
Немецкий сказочник дает понять, что не всегда все хорошо кончается, что неминуемы потери, даже если жизнь наладилась после череды трудностей.
Конечно начинать знакомиться с его сказками лучше в детстве. В эту пору ты полностью погружаешься в созданный им мир, веришь ему и переживая проживаешь вместе с героями их приключения. Сказки этого немецкого писателя помогут ребенку лучше понять мир, вовремя узнать, что он может быть опасным, но при этом он всегда прекрасен. Вот и я узнал кто такой Вильгельм Гауф еще в детстве.
Давным давно в середине девяностых годов я был маленьким мальчиком шести лет и ходил в дневную группу детского сада. Весь будний день я проводил там. Однажды в выходные дни мы с родителями гуляли и случайно забрели в книжный магазин.
После беглого осмотра полок с книгами мой взгляд упал на одну с необычной обложкой в виде лежащего великана. Вокруг него и по нему ходили и ползали маленькие человечки. Называлась она «Путешествия Гулливера» автора Джонатана Свифта.
Книга «Путешествия Гулливера»
Меня сразу привлекла эта книга, а точнее эта картинка. Я начал просить купить ее. После небольших уговоров просьба была выполнена и я со счастливом видом пошел с родителями домой.
С тех пор после ужина я усаживался поудобнее и читал эту книгу. Вскоре я узнал для себя две вещи. Первое, что «Путешествия Гулливера» для меня, шести летнего ребенка, не самое интересное чтиво. Второе, что в конце этой книги были три бонусных сказки Гауфа.
Тогда это имя мне ни о чем не говорило. После нескольких попыток чтения «Гулливера» я перешел сразу на сказки. Это были «Маленький Мук», «Карлик нос» и «Холодное сердце». С каждой страницей я все больше погружался в волшебные миры. И с каждой страницей становилось все страшнее.
Это были мрачные, жутковатые сказки.
Самые знаменитые сказки Гауфа
«Маленький мук» — история о карлике – уроде. Как он остался один, потеряв всю семью, как родня выкинула его и как он пошел странствовать, встречая на пути зло и несправедливость. В конце он он окончательно разуверился в людях, стал отшельником в своем доме и почти никому не показывался.
«Карлик нос» — сказка Вильгельма Гауфа о красивом мальчике, который волею судьбы был превращен злой колдуньей в страшного жалкого уродца. Несколько лет он пробыл рабом в странном виде в доме этой злой колдуньи, даже не понимаю своего положения. После того, как ему удалось сбежать ни мать, ни отец не узнали его и он пошел странствовать встречая несправедливость на своем пути.
«Храброе сердце» — сказка о бедном угольщике, у которого жизнь настолько скучна и бесперспективна, что ему хочется удавиться. Он решает попытать счастье, у страшных духов в лесу. В итоге случилось так, что стал он человеком без чувств и эмоций. Ничего его не радовало, у него не было сердца в буквальном смысле. Ничего не стоило ему убить человека.
Все эти истории для ребенка были страшноватые и после них бывало снились кошмары. Как потом выяснилось, эти три сказки немецкого сказочника были самыми детскими из всех. В других же частенько встречались призраки, случались убийства и насилие. При этом большинство его сказок представляют собой стилизацию под арабские сказки. Они очень похожи на знаменитый сборник «Тысяча и одна ночь».
Каким был немецкий сказочник Вильгельм Гауф
Отличительной особенностью писателя является скрещивание немецких сказочных мотивов с восточными. Сам сказочник был немцем, но его истории были о востоке. В них встречаются шейхи, султаны, паши, наложницы, пустыня и жаркое солнце. Один из ярких примеров восточной сказки — «Маленький мук». Пример немецкой сказки — «Карлик нос».
Что же тянуло так молодого писателя на восток? Возможно ответ на это можно найти в его биографии. Жизнь у него была спокойная, но насыщенная и короткая. Умер он в 26 лет от тяжелой болезни.
Многие говорят, что если бы Вильгельм прожил до старости, то оставил бы нам в наследие огромное количество гениальных произведений.
В течении всего нескольких лет, будучи еще совсем молодым и неопытным, он написал то, что сейчас считается классикой.
Библиография Вильгельма Гауфа включает сборники сказок, несколько романов, отдельные произведения. Наиболее знамениты и ценны сейчас сборники сказок. По некоторым из них сняты мультфильмы, поставлены аудио спектакли.
Все же каким был человеком этот немецкий сказочник, про что думал, о чем мечтал? Почему сказки Гауфа такие мрачные, но при этом не лишенные доброты. Точно об этом сказать сегодня наверно трудно, так как жил он довольно давно.
Две сотни лет отделяют нас от той поры. Основной источник – это его произведения. Кто такой Вильгельм Гауф – решать вам. Этот сайт поможет вам в этом.
Здесь собрана наиболее полная информация о нем, в русскоязычном сегменте интернета.
Источник: http://vilgelm-gauf.ru/
Биография Вильгельма Гауфа
Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в “Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий”.
В альманах были включены сказки “Маленький Мук”, “Калиф Аист”, “Корабль – призрак” и другие, сразу приобретшие популярность во всех странах, где говорили и читали по немецки. В том же 1826 году им были написаны первая часть романа “Странички мемуаров сатаны” (Mitteilungen aus den Memoiren des Satan) и “Человек с луны” (Der Mann im Mond).
При этом свою сатирическую пародию “Человек с луны” Гауф опубликовал под именем модного тогда прусского автора Генриха Клаурена (Heinrich Clauren). Гауфа раздражало, что за бездарные любовные романы авторам выплачивают баснословные гонорары.
Публика с восторгом встретила новый роман псевдо Клаурена, но вскоре подлог был обнаружен, и разразился скандал. По решению суда, Гауфу пришлось уплатить штраф в размере 50 талеров, зато его имя получило широкую известность в литературных кругах.
В апреле 1826 года в Штутгарте вышел исторический роман Гауфа “Лихтенштейн”, вдохновленный произведениями Вальтера Скотта. Книга быстро завоевала популярность и стала одним из лучших романов исторического жанра в XIX веке.
Особенным успехом роман пользовался в Германии, на землях Швабии, поскольку рассказывает об одном из самых интересных моментов истории этого края.
Во время своих путешествий Гауф также дописал “Мемуары сатаны” и опубликовал несколько коротких новелл, а также стихотворений, которые очень быстро стали народными песнями.
В январе 1827 года Гауф занял должность редактора Штутгартской утренней газеты и вскоре женился на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблен с детства. 10 ноября 1927 у них родилась дочь Вильгельмина, однако уже 18 ноября 1927 года писатель умер от брюшного тифа. Гауф был похоронен в Штутгарте на кладбище Hoppenlau.
Литературное наследие Гауфа состоит из трех альманахов сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах.
В России Гауф стал известен в первую очередь своими рассказами, переведенными и переработанными Виссарионом Белинским, такими, как “Отелло”, “Нищенка с Pon de Arts”.
В 1997 году в немецком городе Байрсброн (Baiersbronn) был открыт “Музей сказок Вильгельма Гауфа”.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Отрывок из аудиоспектакля “Маленький Мук” по сказке Вильгельма Гауфа, запись 1971 года.
Отрывок из аудиоспектакля “Карлик Нос” по сказке Вильгельма Гауфа, запись 1980 года.
Предоставлено ФГУП “Фирма “Мелодия”
Источник: https://ria.ru/20121129/912447753.html
Гауф Вильгельм: биография, карьера, личная жизнь
Немецкий сказочник Вильгельм Гауф появился на свет 29 ноября 1802 года. Родился он в Штутгарте. Его отец служил в министерстве иностранных дел секретарем. В 1809 году отца не стало.
Семья Вильгельма перебралась в Тюбинген. Все детство Гауфа прошло в доме его деда, отца матери.
Первое образование он получал дома: в распоряжении мальчика были многочисленные произведения классиков литературы.
В 1818 году Гауф приступает к учебе в школе при монастыре, а через два года становится студентом университета в Тюбингене. Здесь он провел следующие четыре года своей жизни. По окончании университета Вильгельм получил заветный диплом доктора теологии.
Имея диплом университета, Гауф устраивается работать репетитором в знатную семью, к министру обороны Эрнсту фон Хёгелю. Вместе с семьей генерала Гауф смог совершить путешествие по Европе. Он посетил Францию, ближе познакомился с севером Германии. Путь Гауфа лежал через многие города, он повидал Париж, Антверпен, Брюссель, Бремен, Лейпциг, Дрезден.
Первые свои волшебные сказки Гауф написал для детей барона Хёгеля. Эти произведения были впервые опубликованы в 1926, войдя в альманах сказок для детей знатных сословий.
Сказки Гауфа «Калиф-аист», «Маленький Мук», «Корабль-призрак» быстро стали популярными в тех странах, где говорили на немецком языке.
В тот же период Вильгельм приступает к созданию романа «Странички мемуаров сатаны» и сатирической пародии «Человек с луны».
У Гауфа вызывало раздражение, что бездарные романы о любовных похождениях приносят их авторам неслыханные гонорары. Он решил опубликовать часть своих работ под псевдонимом «Клаурен». Роман читающая публика встретила с восторгом.
Но когда подлог был обнаружен, вспыхнул скандал. Суд определил, что Гауф должен уплатить солидный штраф за использование чужого имени.
Однако последствия были для автора не столь печальными – после скандала его настоящее имя быстро стало популярным.
Позже Гауф опубликовал исторический роман «Лихтенштейн». На это произведение писателя вдохновили творения Вальтера Скотта. Книга считалась одним из лучших романов в своем жанре.
В 1927 году Вильгельм Гауф вступил в должность редактора одной из газет Штутгарта. Вскоре он женился. Избранницей писателя стала его кузина Луиза Гауф, к которой он был с юных лет неравнодушен.
Вскоре у молодых супругов родилась дочь Вильгельмина. Но счастливый отец не успел насладиться общением с близкими. 18 ноября 1827 года он скончался. Причиной смерти стал брюшной тиф.
Вильгельм Гауф похоронен в Штутгарте.
Творческое наследие Гауфа составили три альманаха удивительных сказок, ряд романов и поэмы. Некоторые произведения увидели свет уже после смерти писателя – из опубликовала вдова. Российского читателя с произведениями немецкого сказочника познакомил Виссарион Белинский, который добросовестно перевел и обработал его сочинения.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-957513-gauf-vilgelm-biografiya-karera-lichnaya-zhizn
Ответы@Mail.Ru: Ребят, помогите пожалуйста! нужна подробная биография Гауфа, все о членах его семьи, и как можно подробней!
Голосование за лучший ответ Stas Zubarev Мастер (1446) 6 лет назад Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел, и Ядвиги Вильгельмины Эльзаэссер Гауф. Из четырёх детей он был вторым по старшинству.
В 1809 году, когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Там, в доме деда по материнской линии прошли юные годы Гауфа. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки.
В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии. Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгеля и стал наставником его детей.
Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, с огромным интересом знакомился с северной и центральной частями Германии.
За свою короткую жизнь он побывал в Париже, Брюсселе, Антверпене, пoceтил Кассель, родину братьев Гримм, Бремен, топографически точное описание которого мы находим в одной из его последних новелл «Фантасмагории в Бременском винном погребке» , побывал в Берлине, Лейпциге, Дрездене.
Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий» . Включал он такие произведения, как «Маленький Мук» , «Калиф-Аист» и другие, сразу приобревшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки.
В нашей стране Гауф стал известен в первую очередь своими рассказами, переведенными и переработанными В. Г. Белинским, такими, как «Отелло» , «Нищенка с Pon de Arts». В том же 1826 году им были написаны первая часть романа «Странички мемуаров сатаны» (Mitteilungen aus den Memoiren des Satan) и «Человек с луны» (Der Mann im Mond).
Первый роман был написан в духе гофмановской так называемой фрагментарной прозы, которую Гауф отлично освоил и в дальнейшем развил. Многие критики отмечают, что хоть ученик (Гауф) и уступал своему «литературному учителю» (Гофману) в богатстве языка, но зато сильно обогнал его в разнообразии сюжетов и непревзойденной мистичности произведений.
Ну а роман «Человек с Луны» был написан, как пародия на сентиментальные новеллы известного в то время немецкого автора Генриха Клорена (Heinrich Clauren). В отместку Клорен предпринял своеобразную атаку на все творчество Гауфа. Гауф в ответ написал саркастическую новеллу «Спорная проповедь Г.
Клорена о „Человеке с Луны“», в которой изложил свои взгляды на слащавую и нездоровую литературу, которой Клорен буквально наводнил страну. Вдохновленный романами Вальтера Скотта, Гауф пишет исторический роман «Лихтенштейн» , ставший одним из лучших романов этого жанра в XIX веке.
Этот роман приобретает огромную популярность в Германии, и особенно на землях Швабии, поскольку рассказывает об одном из самых интересных моментов истории этого края. Во время своих путешествий Гауф также дописывает «Мемуары сатаны» и публикует несколько коротких новелл, а также стихотворений, которые очень быстро становятся народными песнями. В январе 1827 года Гауф занимает должность редактора Штутгартской утренней газеты и женится на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблен с детства. Однако счастье их было недолгим — 18 ноября 1827 года он умирает от брюшного тифа.
Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время, лишены обычной восточной мишуры.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гауф, _Вильгельм
Maks Просветленный (41127) 6 лет назад Кирилл Огарков Знаток (282) 2 года назад Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел, и Ядвиги Вильгельмины Эльзаэссер Гауф. Из четырёх детей он был вторым по старшинству. В 1809 году, когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Там, в доме деда по материнской линии прошли юные годы Гауфа. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки.
В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии. Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгеля и стал наставником его детей.
Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, с огромным интересом знакомился с северной и центральной частями Германии.
За свою короткую жизнь он побывал в Париже, Брюсселе, Антверпене, пoceтил Кассель, родину братьев Гримм, Бремен, топографически точное описание которого мы находим в одной из его последних новелл «Фантасмагории в Бременском винном погребке» , побывал в Берлине, Лейпциге, Дрездене.
Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий» . Включал он такие произведения, как «Маленький Мук» , «Калиф-Аист» и другие, сразу приобревшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки.
В нашей стране Гауф стал известен в первую очередь своими рассказами, переведенными и переработанными В. Г. Белинским, такими, как «Отелло» , «Нищенка с Pon de Arts». В том же 1826 году им были написаны первая часть романа «Странички мемуаров сатаны» (Mitteilungen aus den Memoiren des Satan) и «Человек с луны» (Der Mann im Mond).
Первый роман был написан в духе гофмановской так называемой фрагментарной прозы, которую Гауф отлично освоил и в дальнейшем развил. Многие критики отмечают, что хоть ученик (Гауф) и уступал своему «литературному учителю» (Гофману) в богатстве языка, но зато сильно обогнал его в разнообразии сюжетов и непревзойденной мистичности произведений.
Ну а роман «Человек с Луны» был написан, как пародия на сентиментальные новеллы известного в то время немецкого автора Генриха Клорена (Heinrich Clauren). В отместку Клорен предпринял своеобразную атаку на все творчество Гауфа. Гауф в ответ написал саркастическую новеллу «Спорная проповедь Г.
Клорена о „Человеке с Луны“», в которой изложил свои взгляды на слащавую и нездоровую литературу, которой Клорен буквально наводнил страну. Вдохновленный романами Вальтера Скотта, Гауф пишет исторический роман «Лихтенштейн» , ставший одним из лучших романов этого жанра в XIX веке.
Этот роман приобретает огромную популярность в Германии, и особенно на землях Швабии, поскольку рассказывает об одном из самых интересных моментов истории этого края. Во время своих путешествий Гауф также дописывает «Мемуары сатаны» и публикует несколько коротких новелл, а также стихотворений, которые очень быстро становятся народными песнями. В январе 1827 года Гауф занимает должность редактора Штутгартской утренней газеты и женится на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблен с детства. Однако счастье их было недолгим — 18 ноября 1827 года он умирает от брюшного тифа.
Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты
Источник: https://otvet.mail.ru/question/73209215
Гауф, Вильгельм
(1802-1827) немецкий поэт и прозаик
За свою короткую жизнь Вильгельм Гауф создал три романа, новеллы, сказки и сборник лирических стихотворений. Он вошел в историю литературы в то время, когда вся Германия зачитывалась сочинениями немецких романтиков.
И, естественно, его собственная творческая манера не могла не сложиться под их влиянием.
Правда, впоследствии у некоторых критиков сложилось о нем мнение как о мастере, скорее владеющем стилевой манерой других авторов, нежели своей собственной.
Вильгельм Гауф родился в Штутгарте, центре земли Швабия. Он был младшим сыном одного из руководителей городского магистрата. Получив традиционное для своего времени домашнее образование, Вильгельм поступил в закрытую монастырскую школу, так как отец хотел, чтобы его сын стал священником.
После окончания школы Вильгельм становится студентом богословского факультета Тюбингенского университета. Однако его истинные интересы находились в совершенно другой области.
Еще в школе он увлекся старинными немецкими преданиями и легендами и стал сочинять по их подобию собственные песни и сказки. В дальнейшем на формирование его интересов оказала влияние сама атмосфера университета, считавшегося признанным центром изучения литературы и культуры немецкого Средневековья. В студенческие годы Вильгельм Гауф с увлечением занимается также историей.
Он без всяких признаков интереса сдает экзамены по богословию, не увлекается никакими специальными предметами. А летние месяцы проводит в поездках по окрестностям, продолжая собирать сказки и песни. Интерес к литературе оказался настолько сильным, что, получив диплом бакалавра богословия, Гауф отказывается от карьеры священника. Это приводит к разрыву отношений с семьей.
К этому времени он публикует свое первое крупное произведение — первую часть романа «Мемуары сатаны» (1825), в котором сатирически изобразил профессоров и преподавателей своего университета. Сам Гауф считал свое первое произведение ученическим и не скрывал, что оно написано как подражание «Фаусту» Гёте.
Чтобы обрести источник средств для существования, Вильгельм Гауф становится домашним учителем в семье одного из своих университетских товарищей. Одновременно он продолжает собирать фольклор и время от времени публикует в местных газетах собственные обработки народных сказок.
Особое влияние на него оказали поездки по Европе. Вместе со своим воспитанником Гауф отправляется в путешествие по городам Франции, а затем посещает Голландию и города Северной и Центральной Германии. На обратном пути он специально заезжает в Кассель, где встречается с известным фольклористом Якобом Гриммом. Так постепенно формируется его собственное отношение к народному творчеству.
Во время поездки по Германии, Вильгельм Гауф собирает материал для романа «Лихтенштейн», посвященного событиям крестьянской войны начала XVI века. Основой сюжета становится предание о любви рыцаря Георга фон Штурмфедера к девушке Мари из враждебного рода Лихтенштейн.
Гауф наслаивает сюжет о Ромео и Джульетте на реальные исторические события. Вместе с вымышленными героями в романе действуют исторические персонажи — немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен и вождь повстанцев Зикингем. Особое место в произведении занимают старинные легенды и предания, которые рассказывает Волынщик из Хардта.
В его уста писатель вложил собранные им во время путешествий тексты.
После возвращения из путешествия, Вильгельму Гауфу приходится покинуть своего воспитанника. Он пламенно влюбился в его сестру, и семья отказала ему от места.
К этому времени он уже был достаточно известен в литературных кругах, и ему не пришлось долго искать новое место работы. Издатель В. Котт приглашает Гауфа руководителем литературного отдела издаваемой им газеты «Утренний листок для образованных сословий».
Вильгельм Гауф поселяется в Штутгарте и полностью посвящает себя работе критика и литературной деятельности. В 1826 году он завершает роман «Мемуары сатаны» и передает издателю трехтомное собрание «Сказки для сыновей и дочерей знатных сословий».
Первые два тома антологии вышли при жизни писателя, а третий был опубликован в 1828 году. Во вступительной статье писатель представлял свое понимание фольклора.
Гауф полагал, что форма альманаха позволяет глубоко и всесторонне раскрыть особенности сказки.
Собрание сказок Вильгельма Гауфа состояло из трех циклов. Первый цикл назывался «Караван», в нем автор объединил обработки сказок народов Востока. Наряду с фольклорными произведениями сюда были включены и обработки сюжетов из сборника «Тысяча и одна ночь».
Во втором цикле — «Александрийский шейх и его невольники» — преобладают новеллистические сюжеты. Гауф использовал несколько восточных повестей, переведенных на немецкий язык. Антология завершалась циклом «Харчевня в Шпессарте», где Гауф опубликовал собственные обработки немецких преданий и легенд, объединив их общим сюжетом.
Вильгельм Гауф далеко не всегда называл свои произведения «сказками». Чаще он именовал их «историями» или «рассказами».
Ведь даже в известных сказках о Халифе-аисте или маленьком Муке фольклор занимает подчиненное место и служит лишь средством организации сюжета.
Однако именно вмешательство волшебных сил помогает героям добиться исполнения их желаний. Соединение условного и фантастического было одним из проявлений романтического стиля.
Иногда Вильгельм Гауф соединял вместе несколько сюжетов. В сказке «Холодное сердце» швабское предание о стеклянном человечке контаминируется со старинной шварцвальдской легендой о злом великане, который похищал у людей сердца и вставлял вместо них камни.
Иногда писатель использовал для создания одного произведения сюжеты сказок разных народов. В сказке «Стендфольдская пещера» он соединяет шотландскую легенду и немецкое предание.
Вильгельм Гауф мастерски строит сюжеты своих произведений. Они изобилуют неожиданными поворотами, незаметными переходами от реальности к вымыслу. При этом мы всегда слышим голос рассказчика, представляющего своих героев и в то же время ненавязчиво посмеивающегося над ними.
Гауф считал, что точная психологическая мотивировка поступков героев не характерна для сказки. Поэтому он наделяет своих героев традиционными для сказки постоянными признаками: они выступают носителями ума, храбрости, глупости, доброты, жадности, влюбленности.
Параллельно со сказками, Вильгельм Гауф работал над новеллами. Первым опытом стала новелла «Отелло», в которой дается его собственная версия известного со времен Уильяма. Шекспира сюжета. Однако сам писатель быстро отказывается от заимствованных сюжетов. В остальных новеллах он создает совершенно оригинальные коллизии.
Последним произведением Гауфа стала повесть «Фантасмагории в Бременском винном погребке».
В ней писатель рассказывает историю жизни нескольких героев, собравшихся отпраздновать годовщину святой Розы, покровительницы рейнских вин.
Повинуясь воле рассказчика, каждый из персонажей знакомит слушателей со своей жизнью. Писатель ведет своих персонажей по своеобразной тропинке памяти, на этом пути реальное прошлое чередуется с вымыслом.
Повесть должна была открыть новый цикл произведений. Но осенью 1827 года Вильгельм Гауф неожиданно скончался от острого менингита. Своей семьи у него не было.
Источник: http://biografiivsem.ru/gauf-vilgelm
Сказочник Вильгельм Гауф
29 ноября 1802 года родился Вильгельм Гауф –
автор любимых сказок нашего детства.
В доме у нас хранилась старинная книга: «Сказки Вильгельма Гауфа. Перевод снемецкого.С 42 рисунками Феодора Вебера, Гоземана и Людвига Бургера. Типографиякнигопродавца-издателя Маврикия Осиповича Вольфа». В детстве я подолгу
рассматривала изумительные картинки: уродливая ведьма уводит с базара мальчика
Якоба, чтобы превратить его в карлика с длинным носом, несется по волнам корабль
привидений, разбойники нападают на идущий по пустыне богатый караван, бежит в
своих волшебных туфлях Маленький Мук, александрийский шейх сидит в окружении
важных старейшин…
Иллюстрации к сказке «Карлик Нос» (Цикл “Александрийский шейх
и его невольники”)
Сам рассказчик этих занимательных историй представлялся мне таким же, как старцына картинках, – умудренным опытом седовласым мужем. Как же сжалось сердце, когда,уже студенткой филфака, штудируя тему «немецкий романтизм», я прочитала в учебнике
строчку: «Вильгельм Гауф (1802 –1827)…». Так значит, эти волшебные сказки создал
совсем молодой писатель, значит это был не плод зрелого творчества, а блестящий
дебют! Сразу вспомнился Лермонтов: он погиб в 27 лет, Гауф не дожил неделю досвоего двадцатипятилетия.
Вильгельм Гауф
Вильгельм Гауф (Wilhelm Hauff) родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в почтенномвюртембергском семействе – оба его деда и отец были высокопоставленными
чиновниками. Однако после безвременной смерти главы семьи в 1809 году дела
пошатнулись, и вдова с четырьмя детьми вынуждена была переехать в Тюбинген,к своему отцу.
Иллюстрация к сказке “Карлик Нос” (Цикл “Александрийский шейх
и его невольники”)
Этот переезд стал для юного Вильгельма благотворным. В его распоряжении оказаласьбогатейшая библиотека деда, да и сама атмосфера университетского Тюбингена, городафилософов и поэтов, располагала к творчеству и настраивала на романтический лад.
Здесь всего два десятилетия назад учились Гегель и Шеллинг, здесь в башне на берегу
Неккара с 1807 года жил в заточении признанный безумцем поэт Фридрих Гёльдердин,тот, кого Марина Цветаева нарекла: «гений, просмотренный веком». Гёльдерлин провел
в своей башне 36 лет, надолго пережив Вильгельма Гауфа.
Иллюстрации к “Рассказу о “Маленьком Муке” (Цикл “Караван”)
Из-за стесненных материальных обстоятельств семьи юноше не пришлось выбирать,на какой факультет прославленного университета он поступит: государственную поддержку
можно было получить, только изучая теологию, и Вильгельм стал студентом Протестантской
семинарии. Он прилежно учился, но о том, чтобы стать пастором, и не помышлял.
В августе 1824 года Гауф успешно сдал выпускные экзамены и получил ученую степень,
а в сентябре анонимно выпустил антологию стихов в фольклорном стиле «Военные и
народные песни» („Kriegs- und Volksliedern“), в которой, вместе с балладами известныхпоэтов-романтиков, напечатал два собственных стихотворения. Это были типичные дляромантизма «швабской школы» стихи, исполненные мрачных предчувствий и сетованийна непостоянство фортуны. Однако зная, сколь печальная судьба ждала их юного автора,
трудно видеть в этих балладах лишь дань моде:
«Заря рассветная в окне –Не смерть ли возвещаешь мне,
Рассеивая ночи тень?»
Строка из стихотворения «Утренняя песнь всадника» („Reiters Morgenlied“) стала
пословицей: „Gestern noch auf stolzen Rossen, /Heute durch die Brust geschossen“ («Ещевчера на гордом скакуне, сегодня – пал, ударом в грудь сраженный»). Яркая короткая
Иллюстрация к “Рассказу о корабле привидений” (Цикл “Караван”)
Иллюстрация к “Рассказу об отрубленной руке” (Цикл “Караван”)
Дебют был удачным: стихи Гауфа нисколько не проиграли от соседства с произведениямимаститых авторов, но к поэзии он более не обращался. Получив в Штутгарте место гувернера,
которое обеспечивало начинающему писателю скромный доход, Гауф принялся писать
романы. Он жадно работал, но не спешил придать гласности свое имя.
В августе 1825 года Гауф анонимно издал «Отрывки из мемуаров сатаны» („Mitteilungen
aus den Memorien des Satan“) – книгу, которая, высмеивая тогдашнюю литературную моду,
изобиловала сатирическими выпадами и остроумными пародиями.
Естественно, что ее
появление было болезненно воспринято в литературных кругах, однако когда спустя всегодве недели из печати вышло следующее сочинение Гауфа, разразился настоящий скандал.
Пародийный роман «Лунный человек, или сердечные порывы есть глас судьбы» („Der Mann
im Mond oder der Zug des Herzens ist des Schicksals Stimme“) был написан за шесть недель
и издан под именем Х. Клаурена (H. Clauren), модного автора легковесных бестселлеров.
Привлеченные именем популярного писателя, читатели бойко раскупали книгу.
Когда жевыяснилось, что роман принадлежит перу двадцатитрехлетнего мистификатора, Гауф был
привлечен к суду за то, что «противозаконно и преднамеренно ввел в заблуждение
публику», и оштрафован на 50 талеров.
Персонажи всех сказок Вильгельма Гауфа
Почему Гауф так упорно не желал обнародовать свое авторство, осталось дляисследователей загадкой. Одни видят в этом неуверенность начинающего писателяв своих силах, другие – стремление дебютанта привлечь внимание к своей персоне. Такили иначе, Гауф открыл свое имя читателю, только издав в ноябре 1825 года первый
«Альманах сказок для сыновей и дочерей образованных сословий» („
Maerchen-Almanach
fuer Soenne und Toechter gebildeter Staende“). Он планировал выпускать альманахи сказокежегодно. Успел издать только три. Все они построены по одному принципу: затейливыеистории рассказывают друг другу люди, случайно сведенные судьбой, – купцы, которыепутешествуют с караваном по пустыне и хотят скоротать время на долгих стоянках,невольники, которые должны развлекать александрийского шейха, постояльцыподозрительной харчевни в Шпессарте, вынужденные всю ночь бодрствовать, чтобы
разбойники не застали их врасплох.
Сказки Гауфа подобны причудливому ожерелью – бусины нанизаны на единую нить, нокаждая из них неповторима, каждую хочется неторопливо рассматривать, наслаждаясьее красотой.
Сменяются рассказчики – люди молодые и умудренные опытом, хитрые ипростоватые, отважные и трусливые; воскресают в их памяти вереницы прихотливых
образов – величавых, нежных, устрашающих, а порой забавных, и забывают внимательные
слушатели, а вместе с ними читатель, о скуке, о грядущей опасности, о давешнем горе.
Действие переносится то в великолепный Багдад, то в провинциальный немецкий городок,
то в аравийскую пустыню, то в леса Шварцвальда. Гауф, который мало успел поездитьпо миру и уж во всяком случае никогда не покидал Европы, описывает пряный восточный
быт с той же осязаемостью и убедительностью, что и нравы родной Швабии.
Заглавная страница к циклу “Караван”
Любопытно, что современники, в целом благосклонно принявшие сказки и видевшиев Гауфе достойного последователя Гофмана, критиковали молодого автора как раз
за то, что по достоинству оценили в сказках последующие поколения. Легкость и
изящество слога были восприняты как «отсутствие должной старательности»,
захватывающие сюжеты как «стремление угодить публике и быстро снискать славу».
И слава, и благосостояние действительно быстро пришли к Гауфу. В апреле 1826
года в Штутгарте выходит его исторический роман «Лихтенштейн. Романтическая
сага из истории Вюртемберга» („Lichtenstein.
Romantische Sage aus der
wuerttembergischen Geschichte“), признанный современниками шедевром. Рыцарский
роман, написанный в стиле Вальтера Скотта, повествует о перипетиях судьбы
герцога Ульриха Вюртембергского.
Заглавная страница к циклу “Александрийский шейх и его невольники”
Трогательный сюжет, тщательно воссозданный исторический фон (действие происходитв эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-26 гг.), колдовская романтика дикого
лесного края, где магия привычно входит в повседневную жизнь, и конечно, мастерство
молодого автора – все это обеспечило роману заслуженный успех. Гауф писал о своей
родине, о том, что знал и любил с детства, – замок герцогов Вюртембергских Лихтенштейн
и поныне возвышается на неприступной скале среди гор Швабского Альба недалеко отТюбингена, а герцог Ульрих основал ту самую Протестантскую семинарию, в которой
учился юный Вильгельм.
После выхода романа Гауф оставляет место гувернера и отправляется в большоепутешествие по Германии, Франции и Фландрии.
Он пишет новеллы, статьи, эссе, готовит
второй и третий альманахи сказок, а в январе 1827 года становится редактором
престижной штутгартской газеты «Моргенблат». Счастливые события следуют одноза другим: наконец-то Вильгельм может жениться на своей кузине Луизе Гауф, с которой
уже несколько лет обручен.
Иллюстрация к “Сказанию о гульдене с изодражением оленя”
(Цикл “Харчевня в Шпессарте”)
Успех «Лихтенштейна» вдохновил Гауфа, и в августе 1827 года он отправился в Тирольсобирать материалы для нового исторического романа. Путешествие проходило тяжело,и в дороге писатель заболел.
Пришлось возвращаться домой. В Штутгарте ему сталонемного лучше, но вскоре болезнь вернулась. Врачи поставили неопределенный диагноз
«нервная горячка».
10 ноября у Луизы Гауф родилась дочь Вильгельмина, а 18 ноября
Вильгельм Гауф скончался.Мы можем только гадать, что последовало бы за чередой столь многообещающих
дебютов Вильгельма Гауфа: романтические стихи или едкие пародии, фундаментальные
исторические романы или реалистические новеллы? Сколько волшебных сказок не успел
он рассказать?
Иллюстрации к сказке “Холодное сердце” (Цикл “Харчевня в Шпессарте”)
В историю немецкой литературы Гауф вошел как основоположник жанра историческогоромана. После смерти писателя интерес публики к «Лихтенштейну» возрос необычайно.
На протяжении всего 19-го столетия его многократно переиздавали, по роману ставились
пьесы и музыкальные спектакли, в магазинах игрушек продавались фигурки и декорациидля представлений домашнего теневого театра.
Сам замок стал знаменит, и спустя 15 летпосле смерти Гауфа был перестроен владельцем, герцогом Вильгельмом Вюртембергским,в неоготическом стиле, дабы его вид более соответствовал рыцарскому духу романа.
«Лихтенштейном» увлекались не только немецкие читатели. Среди поклонников романа
была и юная МАРИНА ЦВЕТАЕВА: «Летом 1904 года еду с матерью в Германию, вШварцвальд /…/ Пишу немецкие стихи. Самая любимая книга тех времен –
«Лихтенштейн» В. Гауфа.»
Иллюстрация к сказке «Холодное сердце» (Цикл “Харчевня в Шпессарте”)
Однако для современного читателя Гауф остается прежде всего сказочником,автором «Карлика Носа», «Маленького Мука», «Калифа-аиста». В России сказкиГауфа переиздаются ежегодно: сборники, красочные издания отдельных сказок,
адаптированные книжки-раскраски для малышей… не говоря уж об антологиях
литературной классики.
Я же предпочитаю всем современным изданиям растрепанную книжку, вышедшуюнекогда из типографии книгопродавца-издателя Маврикия Осиповича Вольфа.Счастливо миновав придирчивую таможню, я привезла столетней давности книгуна родину Гауфа, в Шварцвальд. Великолепные ели на горных склонах совсем
такие же, как на рисунках господ Феодора Вебера, Гоземана и Людвига Бургера.
Источник: https://bellezza-storia.livejournal.com/409969.html