Краткая биография гольдони

Драматург Карло Гольдони: биография и творчество

Искусство и развлечения 27 октября 2016

Карло Гольдони – прославленный венецианский либреттист и драматург 18 века. Один из признанных мировых классиков. В этой статье мы поговорим о биографии и творчестве знаменитого итальянского писателя.

Карло Гольдони: биография

Родился Гольдони 25 февраля 1707 года в Венеции в семье врача. Его родители мечтали о юридической карьере для сына, поэтому насильно отправили мальчика изучать право. Однако Карло с детства был пленен театром.

И когда его в 14 лет отправили изучать философию, он сбежал от учителей и присоединился к бродячей театральной труппе. Пробыл Гольдони среди артистов недолго и через 4 года оказался в училище в Павии.

Обратите внимание

Но и здесь надолго не задержался, Карло исключили за то, что он написал сатирическую пьесу, где высмеивал своих учителей.

В конце концов, благодаря стараниям семьи, Карло в 1732 году удалось получить докторскую степень и выйти в адвокаты. Однако адвокатурой будущий драматург занимался недолго и больше времени тратил на сочинительство. В 1738 году выходит в свет пьеса Momolo cortesan, которая стала началом его драматургической деятельности. Однако ранние произведения писателя были не особенно удачными.

Драматургический успех

В 1748 году Карло Гольдони, творчество которого к этому времени высоко ценилось, становится одним из драматургов известной итальянской труппы Медебака. Вскоре писатель вместе с труппой обосновывается в Венеции, которая принимает Гольдони с восторгом.

Здесь он живет до 1762 года, продолжая совершенствовать свой писательский дар. Этот период считается наиболее плодотворным для Карло.

Только за 1750 год ему удается создать 16 комедий, среди которых были такие известные, как «Семейство антиквара», «Кофейня», «Лжец», «Бабьи сплетни».

В 1756 году Карло Гольдони переходит в другую труппу и до 1762 пишет для нее еще 60 комедий, среди которых — «Трактирщица», La Villegiatura, Baruffe Chiozzote. Большая часть пьес этого периода посвящена изображению венецианской жизни. Это удавалось делать драматургу мастерски, и именно эти пьесы можно до сих пор видеть на театральных подмостках.

Видео по теме

Жизнь в Париже

К 1762 году Гольдони понял, что родная венецианская публика начала отдавать предпочтение фантастическим пьесам Гоцци. Не желая видеть, как угасает его слава, Карло Гольдони перебирается в Париж. Перед отъездом он написал одну из красивейших своих комедий — Una della ultime sere del Carnevale. Эта пьеса стала своеобразным прощанием с родной Венецией.

В Париже драматург прожил следующие 30 лет. Во Франции писатель продолжил заниматься любимым ремеслом. Здесь была написана одна из лучших комедий драматурга Le bourru bienfaisant. В Версале 6 февраля 1793 года в возрасте 85 лет и умер Гольдони.

Важно

Уже в старости он написал свои мемуары, которые стали ярчайшим образцом литературного и театрального мира. Последние годы своей жизни великий драматург прожил в нужде. Ему приходилось давать уроки итальянского языка, чтобы как-то продержаться.

Несмотря на то что конвент насчитал ему пенсию, писатель умер раньше, чем начал ее получать.

Новаторство Карло Гольдони

Фото картин с изображением драматурга и памятника, посвященному творцу, можно увидеть в данной статье. Гольдонни является известным драматическим новатором и реформатором.

Долгое время итальянский театр был представлен только комедией масок, основанной на импровизации.

К середине 18 века она окончательно устарела, но попыток, которые предпринимались для ее разнообразия, явно было недостаточно.

Только Гольдони удалось изменить положение дел. К своей цели драматург шел постепенно. Его первая пьеса Momolo cortesan была частично сценарием. А к 1750 году Гольдони окончательно отошел от старой сценарной техники.

Однако полностью забыть о комедии импровизаций драматург так и не решился, поэтому оставил самые популярные и наиболее любимые итальянским зрителем маски: Доктор, Панталоне, Бригелла, Арлекин, Коломбина и пр.

Однако все эти образы были тщательно переработаны писателем, и характеры их изменились.

Изменение характеров масок

Сатира Карло Гольдони была не столь суровой, как в классической комедии масок, что повлияло и на персонажей. Доктор, до этого описывавшийся как пьяница и болтун, стал добропорядочным семьянином. Бригелла, в прошлом мошенник и плут, у Гольдони предстает хозяином трактира или мажордомом.

Особенно отчетливо проявился морализаторский характер пьес писателя в маске Панталоне. Прежде герой изображался как скупой, смешной и похотливый старик. Теперь же Панталоне преобразился и стал пожилым почтенным купцом, носитель лучших качеств венецианской буржуазии. Он становится рупором демократических идей, наставляет аристократов. Говорит о том, что у всех людей есть одинаковые права.

Буржуазия в Италии, пропагандирующая в те годы среди народа свои идеалы, находила в произведениях Гольдони как ласковое поучение, так и поощряющую похвалу. Драматург активно пропагандировал идею о том, что буржуазия выше опустившегося дворянства в нравственно-духовном плане. Такая идеологическая направленность делала творчество писателя еще более популярным среди населения.

Послесловие

Таким образом, является создателем классической итальянской буржуазной драмы Карло Гольдони. Краткая биография писателя, представленная выше, свидетельствует о невероятной преданности писателя своему ремеслу. Несмотря на протесты семьи, он стал драматургом и прославился как новатор.

Общеевропейской известности Гольдони обязан своему стремлению к реализму и правдивому изображению быта, что в его времена было редкостью. Не случайно Вольтер назвал драматурга «живописцем натуры». Гольдони очень любим на родине.

В Италии, в том числе и Венеции, драматургу воздвигли несколько памятников.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/119733/

Карло Гольдони. Carlo Goldoni — Итальянский Писатель

Карло Гольдони родился 25 февраля 1707 года в городе Венеция, Италия. Рос в интеллигентной семье, которая хотела видеть его юристом и заставляла штудировать право. Но с ранних лет полюбил театр.

В четырнадцать лет убежал из Римини, где обучался философии, и уехал с труппой бродячих актеров. Через четыре года его выгнали из училища в Павии за то, что написал сатирическую пьесу, где высмеял своих учителей. Позднее получил степень доктора и вышел в адвокаты.

Но адвокатурой почти не занимался. Настойчиво пробовал свои силы в драматургии.

     В 1738 году появляется его пьеса «Momolo cortesan», которую считают началом его настоящей драматургической деятельности. Правда, в ближайшие годы творчество Гольдони как драматурга было невелико и неблистательно. В 1748 году стал присяжным драматургом труппы Медебака. Вместе с последним устроился в городе Венеция. Родной город принял его с восторгом.

Совет

     Гольдони пробыл там 14 лет, с 1748 по 1762 года, и раскрыл во всем блеске свой гений.

Ему случилось в 1750 году написать 16 комедий, причем в их числе были такие шедевры, как «Лжец», «Кофейня», «Семейство антиквара», «Бабьи сплетни».

Между 1756 и 1762 годами написал для антрепренера Вендрамина еще примерно 60 комедий, в том числе трилогию «La Villegiatura», знаменитую «Baruffe Chiozzote» и обошедшую все европейские сцены «Locandiera».

     В венецианский отрезок времени провел ту реформу, о которой мечтал. Дал итальянской буржуазии комедию, которая была ей нужна. К цели своей шел мало-помалу. «Momolo cortesan» была наполовину сценарием.

В венецианских комедиях первых двух лет отводилось еще широкое местоположение для импровизации.

Но с 1750 года, когда Гольдони поставил свою пьесу-программу «Комический театр», уже абсолютно отошел от сценарной техники.

     Порвать идеально со всем тем, что в комедии масок когда-то было так дорого итальянскому зрителю, Гольдони при всем при том не решился. Так сберег в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации.

У него фигурируют и Панталоне, и Доктор, и Арлекин, и Бригелла, и Коломбина, и многие другие маски. Но они нечасто сохраняют ту характеристику, которую пронесли посредством два века своей истории.

Обратите внимание

И та переработка типов, которую Гольдони предпринял, включив в свои комедии старые маски, всецело подсказывалась его умением чутко улавливать господствующие общественные настроения. 

     В 1762 году Гольдони убедился, что венецианская публика отдала предпочтение его реалистическим пьесам фантастические комедии Гоцци. Воспользовавшись приглашением, Гольдони переселился в город Париж. Простился со своей публикой одной из самых своих красивых комедий «Una della ultime sere del Carnevale».

     Драматург прожил 30 лет в городе Париж. Продолжал сочинять комедии. «Le bourru bienfaisant», написанная первоначально по-французски, принадлежит к числу лучших его вещей.

Читайте также:  Краткая биография свифт

Под старость стал сочинять свои «Мемуары», которые останутся одной из наиболее ярких картин итальянского быта, театрального и литературного. Давал уроки итальянского языка.

В последние годы своей жизни Гольдони жил в большой нужде. Конвент назначил ему пенсионную выплату.

     Карло Гольдони скончался 6 февраля 1793 года в городе Париж раньше, чем пенсионная выплата начала ему выплачиваться.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/karlo-goldoni

Гольдони карло

Гольдони карло — итальянский драматург.

Пи­сал на итал. (в т. ч. на ве­не­ци­ан­ском диа­лек­те) и французском язы­ках. По­лу­чил юри­дическое об­ра­зо­ва­ние в Па­дуе (1723-1725 годы), за­ни­мал­ся ад­во­кат­ской прак­ти­кой. С юных лет про­яв­лял ин­те­рес к дра­ма­тур­гии, был бли­зок к те­ат­раль­ной сре­де.

Пер­вое пе­чат­ное сочинение — музыкальная ин­тер­ме­дия «Ве­не­ци­ан­ский гон­доль­ер» («Il gondoliere ve­neziano», 1732), пер­вая по­ста­нов­ка — тра­ги­ко­ме­дия «Ве­ли­са­рий» («Beli­sario», 1734). С 1749 года жил литературным тру­дом; за­клю­чал кон­трак­ты с Дж.

Ме­де­ба­ком, ди­рек­то­ром труп­пы, иг­рав­шей в ве­не­ци­ан­ском те­ат­ре «Сант-Анд­же­ло» (1748-1753 годы), и с те­ат­ром «Сан-Лу­ка» (1753-1762 годы).

Важно

Дра­ма­тур­гическое на­сле­дие Гольдони вклю­ча­ет мно­го­численные ко­ме­дии (по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во), тра­ги­ко­ме­дии, музыкальные ин­тер­ме­дии, музыкальные дра­мы. Как либ­рет­тист Гольдони поль­зо­вал­ся в XVIII веке боль­шой вос­тре­бо­ван­но­стью (сре­ди ком­по­зи­то­ров, пи­сав­ших му­зы­ку на его тек­сты, — Б. Га­луп­пи, Н.

Пич­чин­ни, Д. Чи­ма­ро­за), но не вы­хо­дил за рам­ки тра­ди­ци­он­ной для жан­ра ко­мической опе­ры эс­те­ти­ки; как ко­ме­дио­граф — по­сле­до­ва­тель­но и це­ле­на­прав­лен­но ре­фор­ми­ро­вал жанр. Ос­но­вой ко­ме­дии, по Гольдони, долж­но быть изо­бра­жение ха­рак­те­ров, взя­тых из дей­ст­вительной жиз­ни.

Этот те­зис Гольдони от­стаи­вал в пре­ди­сло­ви­ях к со­б­ра­ни­ям сво­их со­чи­не­ний (при его жиз­ни бы­ло из­да­но 5) и к отдельным пье­сам, а так­же в «Ме­муа­рах» («Mé­mo­ires», опубликованы в 1787 году) и са­мих пье­сах [«Ко­ми­че­ский те­атр» («Il teatro comi­co», 1750-1751 годы)].

В сво­ей те­ат­раль­ной ре­фор­ме Гольдони опи­рал­ся на французскую тра­ди­цию (пре­ж­де все­го на Моль­е­ра), но при­ни­мал её с ого­вор­ка­ми: ес­ли для французской ко­ме­дии, по его мне­нию, дос­та­точ­но од­но­го ис­клю­чительного ха­рак­те­ра, то в но­вой ко­ме­дии ха­рак­те­ра­ми долж­ны быть на­де­ле­ны все пер­со­на­жи, а ха­рак­тер­ность не мо­жет ис­чер­пы­вать­ся экс­т­ра­ва­гант­но­стью. По­ле­ми­зи­руя с жан­ро­вы­ми тре­бо­ва­ния­ми ко­ме­дии дель ар­те, Гольдони в сво­ём твор­че­ст­ве был вы­ну­ж­ден не­од­но­крат­но об­ра­щать­ся к ней, по­сколь­ку дру­гих профессиональных те­ат­раль­ных кол­лек­ти­вов, кро­ме трупп им­про­ви­зи­ро­ван­ной ко­ме­дии, в Ита­лии в то вре­мя не су­ще­ст­во­ва­ло. Да­же в ко­ме­ди­ях 1750-х годов, наи­бо­лее про­дук­тив­но­го пе­рио­да его твор­че­ст­ва [«Се­мей­ст­во ан­тик­ва­рия» («La famiglia dell’antiquario», 1750), «Фео­дал» («Il Feudatario», 1752), «Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы» («La locandiera», 1753), «Кам­пь­ел­ло» («Campiello», 1756) и пр.], Гольдони со­хра­ня­ет мас­ки, транс­фор­ми­руя их до не­уз­на­вае­мо­сти; так, Пан­та­ло­не из буф­фон­но­го ти­па пре­вра­тил­ся в хра­ни­те­ля и про­па­ган­ди­ста мо­раль­ных цен­но­стей третье­го со­сло­вия. Зна­че­ние ин­три­ги в ко­ме­ди­ях Гольдони рез­ко сни­же­но, за­то су­ще­ст­вен­но воз­рас­та­ет на­сы­щен­ность со­ци­аль­ной и бы­то­вой те­ма­ти­кой. Те­атр Гольдони — поч­ти ис­чер­пы­ваю­щая, от­ме­чен­ная кар­на­валь­ной кра­соч­но­стью эн­цик­ло­пе­дия ве­не­ци­ан­ской жиз­ни XVIII века.

По­пу­ляр­ность пьес Гольдони у зри­те­лей со­про­во­ж­да­лась ожес­то­чён­ной по­ле­ми­кой во­круг его твор­че­ст­ва; гром­кий ус­пех пьес его глав­но­го оп­по­нен­та К. Гоц­ци по­бу­дил Гольдони при­нять при­гла­ше­ние па­риж­ско­го Те­ат­ра италь­ян­ской ко­ме­дии и пе­ре­брать­ся в Па­риж (1762).

Во Фран­ции дра­ма­тур­гическая ак­тив­ность Гольдони рез­ко сни­зи­лась (он об­на­ру­жил, что здесь от не­го ждут не но­ва­тор­ской дра­ма­тур­гии, а сце­на­ри­ев для ко­ме­дии дель ар­те).

В то же вре­мя па­риж­ский пе­ри­од от­ме­чен та­ки­ми ше­дев­ра­ми ко­ме­дии ин­три­ги, как «Ве­ер» («Il ventaglio», 1764-1767 годы), и ко­ме­дии ха­рак­те­ров, как «Брюз­га-бла­го­де­тель» («Le bourru bienfai­sant», 1771).

Гольдони пре­по­да­вал итальянский язык при фран­цузском дво­ре (1765-1768 и 1775-1780 годы), с 1784 года ра­бо­тал над «Ме­муа­ра­ми»; по­лу­чал ко­ро­лев­скую пен­сию (с 1769 года; от­ме­не­на в ию­ле 1792 года по рас­по­ря­же­нию ре­во­люционных вла­стей).

Совет

В Рос­сии пье­сы Гольдони ста­ви­лись и пе­ре­во­ди­лись уже в XVIII веке. Пер­вый из­вест­ный опубликованный перевод — «Брюз­га-бла­го­де­тель» (под названием «Бла­го­де­тель­ный гру­би­ян», 1772). Ко­ме­дию «Слу­га двух гос­под» («Il servitore di due padroni», 1745) пе­ре­вёл В.А. Лёв­шин (1796), «Хо­зяй­ку гос­ти­ни­цы» — А.А.

Ша­хов­ской (под названием «Ми­ран­до­ли­на», 1827), «Ко­фей­ню» («La bottega del caffè», 1750) — А.Н. Ост­ров­ский (1872). В XX веке Гольдони ос­та­вал­ся од­ним из наи­бо­лее ре­пер­ту­ар­ных дра­ма­тур­гов (са­мая зна­ме­ни­тая те­ат­раль­ная ин­тер­пре­та­ция в Рос­сии — по­ста­нов­ка «Хо­зяй­ки гос­ти­ни­цы», осу­ще­ст­в­лён­ная К.С.

Ста­ни­слав­ским в 1914 году).

Сочинения:

Ме­муа­ры. Л., 1933. Т. 1-2;

Tutte le opere. Mil., 1935-1956. Vol. 1-14;

Ко­ме­дии. Л.; М., 1959. Т. 1-2.

Дополнительная литература:

Реи­зов Б.Г. К. Голь­до­ни. Л.; М., 1957;

Baratto M. «Mondo» e «Teatro» nella poetica di Goldoni. Venezia, 1957;

Momigliano A. Sag­gi goldoniani. Venezia; Roma, 1959.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Дзю­ба Т. К. Голь­до­ни. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1959
  • Ан­д­ре­ев М.Л. Ко­ме­дии Голь­до­ни. М., 1997
  • Nicastro G. Goldoni rifor­matore. Catania, 1983
  • Fido F. Guida a Gol­doni. Torino, 1977
  • Fer­ro­ne S. C. Goldoni. Firenze, 1975

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/goldoni_karlo

Гольдони Карло

Carlo Goldoni

Итальянский драматург

25 февраля 1707 – Гольдони родился в Венеции в семье врача.

Образование получает в иезуитской коллегии в Перудже, затем в доминиканской коллегии в Римини.

Меняет много разных профессий: учится медицине, работает писцом у прокурора, изучает римское право, работает помощником коадъютора по уголовным делам. Однако постепенно в нем укрепляется интерес к театру, который он проявлял еще в раннем детстве. Он начинает писать пьесы.

1731 – повинуясь воли отца, становится адвокатом, но первоначально зарабатывает мало и потому начинает сочинять либретто для миланской оперы.

1733 – Гольдони впервые пишет пьесу для профессиональных актеров, а потом регулярно подрабатывает сочинением пьес, где были одна-две написанные роли, а остальные отдавались на волю актеров-импровизаторов.

1734 – одна из первых написанных им для венецианского театра Сан-Самуэль трагедий «Велизарий» имеет успех.

Со временем Гольдони женится и селится в Пизе, где обзаводится адвокатской практикой и становится преуспевающим юристом.

1743 – комедия «Женщина, что надо».

1745 – сочиняет для известного актера Антонио Сакки сценарий «Слуги двух господ».

1746 – Гольдони принимает предложение венецианского театра Сан-Анжело писать для него пьесы.

Обратите внимание

1748 – окончательно избирает драматургию своей профессией и начинает работать также для театра Святого Луки.

1748-1762 – пишет многочисленные пьесы для театров родного города. Именно они в основном и сделали Гольдони известным. Среди шедевров этого периода – «Семья антиквария» (La Famiglia dell'antiquario), «Кофейная» (La Bottega del caffe, 1750), «Трактирщица» (La Locandiera), «Самодуры» (I Rusteghi), «Новая квартира» (La Casa nova) и «Кьоджинские перепалки» (Le Baruffe chiozzotte, 1762).

1762 – спасаясь от недругов во главе с К.Гоцци, переезжает в Париже в качестве драматурга при Итальянском театре, позже преподает итальянский язык королевским дочерям.

1771 – комедия «Ворчун-благодетель» приносит Гольдони европейскую славу.

1784-1787 – работает над «Мемуарами» (Memoires), ставшими ценным документом по истории театра.

Последние годы Гольдони живет в Версале на пенсию, назначенную Людовиком XVI.

1789 – Французская революция лишает драматурга дохода.

6 февраля 1793 – Гольдони умер в нищете в Версале.

Драматическое наследие Гольдони весьма обширно. Его перу принадлежит более 260 произведений самых разных жанров – трагедии, трагикомедии, комедии (в т.ч. импровизации), либретто опер, оперы-буфф, мелодрамы, романтические и поэтические драмы.

Бoльшую часть сочинений Гольдони составляет проза; некоторые написаны на итальянском языке, около дюжины – на венецианском диалекте, многое – на смеси литературного итальянского и диалекта.

В целом ранние пьесы Гольдони (до 1748) и те, что он издал во Франции почти четверть века спустя, представляют собой комедии интриги и обладают относительно невысокой художественной ценностью. Напротив, в средний, или венецианский, период (1748–1762) из-под его пера вышло значительное число превосходных «характерных пьес», в основном и составивших литературную славу Гольдони.

Важно

Многие пьесы Гольдони построены по образцу комедии дель арте, самого популярного в то время на итальянской сцене жанра.

Гольдони, однако, понемногу видоизменял этот жанр, избавляясь от его основных компонентов – импровизации, которую он заменил драматургией с устойчивым текстом, масок и устоявшихся шаблонных персонажей, вместо которых он вводил реальные человеческие характеры и остроумную критику пороков (в своих произведениях взял за образец комедии Мольера). Его нововведения положили начало комедии нравов, благодаря чему за Гольдони закрепилась слава «отца итальянской комедии». При этом Гольдони удалось сохранить лучшие достижения комедии дель арте — жизнерадостность, динамизм в развитии сюжета.

Читайте также:  Краткая биография кейн

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/goldoni_karlo/

Научный журнал

(1707 — 1793)

итaльянский дрaмaтург

Гoльдoни рoдился в Вeнeции в 1707 г. В дoмe дeдa свoeгo, бoльшoгo любитeля тeaтрa, oн ужe рeбeнкoм знaкoмился с сцeничeскими прeдстaвлeниями. Изучaя, пo прикaзaнию oтцa, мeдицину, oн бoльшe читaл Плaвтa, Тeрeнция, Aристoфaнa, Мeнaндрa и вмeстe с тeм усeрднo пoсeщaл тeaтр, вoдил кoмпaнию пoчти исключитeльнo с aктeрaми и aктрисaми. Уступая его просьбам, отец позволил ему переменить факультет.

Сперва в Венеции, потом в Павии Карло Гольдони занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, причем с прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области. За сатиру в драматической форме: «Колосс» его удалили из Павии, после чего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденском университете, где и окончил курс.

Вступил в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Карло Гольдони сочинял трагедии — что наименее соответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно — и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха.

На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, К. Гольдони вступил только комедией «Светский человек» (L’Uomo di Mondo), за которою последовали: «Мот» (II Prodigo), «Банкротство» (II Fallimento), «Обманщик» (L’Impostore) и др.

В течение одного года им было написано для венецианской публики шестнадцать трехактных пьес.

В 1761 г. Гольдони навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра.

В два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам автор придавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; тем охотнее Карло посещал театр французской, где все более и более росло его восторженное сочувствие к Мольеру.


Совет

Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение из Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успех написанной им по-французски комедии «Благодетельный Брюзга» (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала еще одна французская, менее понравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности и на родном языке — вот главные биографические факты за последнее время жизни Гольдони, умершего в Париже в 1793 г.

Литературное наследие Годьдони — более 200 пьес, между которыми всего больше комедий, из этих последних одни (напр. «Патеда») относятся к жанру «слезливых комедий», другие — веселые буффонады из народной жизни и так ваз. «комедии характера» (напр.

«Трактирщица», Locandiera; «Комический театр», II teatro comico; «Осажденный богач», II Ricco insidiato; «Скупой», L Avaro; вышеупомянутый «Благодетельный Брюзга» и мн. др.).

На этой-то второй категории зиждется огромное значение Карло Гольдони в итальянское литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется в Италии, давшей ему характеристический титул своего «protocomiсо» (как Греция назвала Аристофана «комиком»).

И в его втором отечестве, Франции, такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) «сыном и живописцем натуры», человеком, «очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазиею и умеющим писать здравым смыслом», восхвалял «чистоту, естественность» его стиля.

Итальянское общество и народ нашли себе в нем удивительного живописца.

Если, по характеристике итальянского критика, «театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия, то первое место на этой ярмарке занимает низший класс.

Ни в чем дарование Карло Гольдони, его vis comica, не обнаружилось так ярко и широко, как в его так наз. «венецианских» народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве только Плавт, с которым у Гольдони вообще немало точек сходства и соприкосновения.

В литературном отношении пьесы Карло Гольдони приобретают особенное значение рисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по следам Мольера (Гольдони так и называют итальянским Мольером). В этом создании «комедии характера» и заключается реформа Карло Гольдони в области итальянской драматургии.

Завещанные итальянской комедии еще римскою так называемые четыре «маски», которые вследствие своей вековой неподвижности, приобрели плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность — эти «маски» Гольдони заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни.

Обратите внимание

Грубую, большею частью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьезным «жанром», в котором главное— изображение действующих лиц, их смешных сторон, слабостей и недостатков.

Строгий пурист-эстетик найдет в комедии Гольдони недостатки в роде, например, излишней бесцеремонности в изображении и особенно в языке, его современник и враг, известный драматург Гоцци, прямо обвинял его в том, что «он представлял на сцене только ту правду, которую находил у себя пред глазами, и копировал ее осязательно и грубо, вместо того, чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью и утонченностью».

Но такие обвинения, неосновательные сами по себе, теряют всякий смысл, когда применяются к писателю чисто народному: притом же недостатки эти — если они действительно недостатки у Гольдони весьма незначительны и обильно выкупаются достоинствами.

Источник: http://gorono.od.ua/biografiia-karlo-goldoni

Карло Гольдони

В доме своего деда, большого любителя театра, Гольдони уже ребёнком знакомился со сценическими представлениями. Изучая по приказанию отца медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актёрами и актрисами.

Уступая его просьбам, отец позволил ему переменить факультет.

Сперва в Венеции, потом в Павии Гольдони занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, причём с прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области.

За сатиру в драматической форме «Колосс» его удалили из Павии, после чего он учился некоторое время в Удине, а затем в Моденском университете, где и окончил курс.

Вступив в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Гольдони сочинял трагедии — что наименее соответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно — и либретто для опер; и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, Гольдони вступил только комедией «Светский человек» (L’Uomo di Mondo), за которою последовали: «Мот» (Il Prodigo), «Банкротство» (Il Fallimento), «Обманщик» (L’Impostore) и др. В течение одного года им было написано для венецианской публики шестнадцать трёхактных пьес.

В 1761 году Гольдони навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра.

В два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам автор придавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; тем охотнее он посещал театр французский, где все более и более росло его восторженное сочувствие к Мольеру.

Занятие должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение из Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успех написанной им по-французски комедии «Благодетельный Брюзга» (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала ещё одна французская, менее понравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности и на родном языке — вот главные биографические факты за последнее время жизни Гольдони, умершего в Париже в 1793 году.

Творчество

В литературном отношении пьесы Гольдони приобретают особенное значение рисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по следам Мольера (Гольдони так и называют итальянским Мольером). В этом создании «комедии характера» и заключается реформа Гольдони в области итальянской драматургии.

Завещанные итальянской комедии ещё римскою так наз. четыре «маски», которые вследствие своей вековой неподвижности приобрели плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность — эти «маски» Гольдони заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни.

Грубую, в основном импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьёзным «жанром», в котором главное — изображение действующих лиц, их смешных сторон, слабостей и недостатков. Строгий пурист-эстетик найдет в комедии Гольдони недостатки вроде, напр.

Важно

, излишней бесцеремонности в изображении и особенно в языке; его современник и враг, известный драматург Гоцци, прямо обвинял его в том, что «он представлял на сцене только ту правду, которую находил у себя перед глазами, и копировал её осязательно и грубо, вместо того чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью и утонченностью».

Читайте также:  Краткая биография нарежный

Но такие обвинения, неосновательные сами по себе, теряют всякий смысл, когда применяются к писателю чисто народному; притом же недостатки эти — если они действительно недостатки — у Гольдони весьма незначительны и обильно выкупаются достоинствами.

Мемуары

Главным материалом для биографии Гольдони и истории его литературной деятельности служат его «Мемуары», напечатанные им сперва по-французски в 1787 году под загл. «M?moires de M. Goldoni, pour servir ? l’histoire de sa vie et ? celle de son th??tre», a год спустя им же переведенные на итальянский язык.

Источник: http://people-archive.ru/character/karlo-goldoni

Карло Гольдони — биография, список книг, отзывы читателей

Карло Гольдони (итал. Carlo Goldoni; 25 февраля 1707, Венеция, Италия — 6 февраля 1793, Париж, Франция) — итальянский драматург. Родился в интеллигентной венецианской семье, которая хотела видеть его юристом и заставляла изучать право.

Но мальчик с ранних лет полюбил театр; в четырнадцатилетнем возрасте убежал из Римини, где обучался философии, и одно время разъезжал с труппой бродячих актёров; четыре года спустя был выгнан из училища в Павии за то, что написал сатирическую пьесу, в которой высмеял своих учителей.

В конце концов он с грехом пополам получил степень доктора и вышел в адвокаты (1732). Но адвокатурой Гольдони занимался мало и всё более и более настойчиво пробовал свои силы в драматургии. В 1738 году появляется его пьеса «Momolo cortesan», которую можно считать началом его настоящей драматургической деятельности.

Правда, в ближайшие годы творчество Гольдони как драматурга было невелико и неблистательно. В 1748 году он стал присяжным драматургом труппы Медебака. Вместе с последним Гольдони скоро устроился в Венеции. Родной город принял его с восторгом.

Он пробыл там 14 лет (1748-1762) и при изумительной плодовитости раскрыл во всём блеске свой талант. Ему случилось в один год (1750) написать 16 комедий, причём в их числе были такие шедевры, как «Лжец», «Кофейня», «Семейство антиквара», «Бабьи сплетни».

А между 1756 и 1762 годами он написал для антрепренёра Вендрамина, к которому перешёл от Медебака, ещё около 60 комедий, в том числе трилогию «La Villegiatura», знаменитую «Baruffe Chiozzote» и обошедшую все европейские сцены «Трактирщицу» («Locandiera»).

Значительная часть этих комедий посвящена изображению венецианской жизни и написана на венецианском диалекте, которым Гольдони владел мастерски. Это — вообще лучшее из созданного им и прочнее всего держится на сцене до сих пор.
В 1762 году Гольдони убедился, что венецианская публика предпочла его реалистическим пьесам фантастические комедии Гоцци.

Совет

Он не захотел пережить свою славу в родном городе и решил покинуть Венецию; воспользовавшись приглашением, Гольдони переселился в Париж. Он простился со своей публикой одной из самых своих красивых комедий «Una della ultime sere del Carnevale». В Париже он прожил 30 лет. Там продолжал писать комедии.

Из них одна — «Le bourru bienfaisant», — написанная первоначально по-французски, принадлежит к числу лучших его вещей. Под старость он стал писать свои «Мемуары», которые навсегда останутся одной из наиболее ярких картин итальянского быта, театрального и литературного, и давал уроки итальянского языка. В последние годы своей жизни Гольдони жил в большой нужде.

Конвент назначил ему пенсию, но Гольдони умер раньше, чем пенсия начала ему выплачиваться.

В венецианский период Гольдони провёл ту реформу, о которой мечтал. Он дал итальянской буржуазии именно такую комедию, которая была ей нужна. — В середине XVIII века итальянская буржуазия после двух с лишним веков вынужденного бездействия начала понемногу становиться на ноги.

Вступив в ожесточённую борьбу с абсолютизмом, с господствовавшей аристократией, страстно отрицая её привилегии, она требовала от литературы поддержки в этой борьбе, оправдания своих стремлений и укрепления своего классового самосознания.

Новым запросам культурных слоёв буржуазии не могла удовлетворять одряхлевшая комедия масок, развлекавшая преимущественно знать и простонародье. К этому времени она совершенно потеряла свой молодой творческий порыв, не давала ни новой выдумки, ни актёров прежней силы и явно повторяла то, что сто лет назад было отмечено печатью новизны и молодых достижений.

Это понимали многие. И до Гольдони делались попытки реформировать старую комедию импровизации. Но из этих попыток ничего не выходило. Гольдони же блестяще выполнил то, что не удавалось другим.
К цели своей он шёл постепенно. Так он сохранил в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации.

У него фигурируют и Панталоне, и Доктор, и Арлекин, и Бригелла, и Коломбина, и многие другие маски. Но они редко сохраняют ту характеристику, которую пронесли через два века своей истории. Гольдони понимал, что «нужно брать сюжеты, в которых разрабатываются характеры, ибо они являются источником хорошей комедии».

Значение Гольдони на его родине определяется тем, что он положил начало итальянской буржуазной драме, искусно сочетав элементы итальянской народной комедии, с одной стороны, и французской комедии характеров, её изощрённой техники — с другой.

Обратите внимание

Своим общеевропейским значением Гольдони обязан тем, что, многое почерпнув у Мольера, во многом уклоняется от него в сторону большего реализма, большей жизненной правдивости своих образов. Характеры «итальянского Мольера» более многообразны, менее схематичны, упрощённы, чем французского. Это признавали и современники.

Ещё Вольтер называл его «сыном и живописцем натуры», отмечал «естественность» его письма.

Источник: http://readly.ru/author/17078/

Карло Гольдони

ГОЛЬДОНИ, КАРЛО (Goldoni, Carlo) (1707–1793), итальянский драматург. Родился 25 февраля 1707 в Венеции. С раннего детства проявил страстный интерес к театру, в 8 лет написал свою первую пьесу. Последующие годы посвятил изучению медицины и юриспруденции, был адвокатом.

Консульская деятельность в Генуе также не способствовала творчеству, но в 1748 Гольдони окончательно избрал драматургию своей профессией и до 1762 регулярно создавал пьесы для театров родного города. За это время его недруги во главе с К.

Гоцци окрепли настолько, что Гольдони счел за лучшее обосноваться в Париже в качестве драматурга при Итальянском театре. В 80 лет, когда Гольдони написал Мемуары (Mémoires), он жил в Версале на пенсию, положенную Людовиком XVI. Революция лишила драматурга и этого дохода. Однако Конвент назначил ему пенсию.

К сожалению, постановление вошло в силу на следующий день после кончины Гольдони, но Конвент все равно установил от Республики пожизненную пенсию супруге Гольдони. Умер Гольдони в нищете в Версале 6 февраля 1793.

Драматическое наследие Гольдони весьма обширно. Его перу принадлежит более 260 произведений самых разных жанров – трагедии, трагикомедии, комедии (в т.ч. импровизации), либретто опер, оперы-буфф, мелодрамы, романтические и поэтические драмы.

Бóльшую часть сочинений Гольдони составляет проза; некоторые написаны на итальянском языке, около дюжины – на венецианском диалекте, многое – на смеси литературного итальянского и диалекта.

В целом ранние пьесы Гольдони (до 1748) и те, что он издал во Франции почти четверть века спустя, представляют собой комедии интриги и обладают относительно невысокой художественной ценностью.

Важно

Напротив, в средний, или венецианский, период (1748–1762) из-под его пера вышло значительное число превосходных «характерных пьес», в основном и составивших литературную славу Гольдони.

Среди шедевров этого периода – Семья антиквария (La Famiglia dell'antiquario), Кофейная (La Bottega del caffe), Трактирщица (La Locandiera), Самодуры (I Rusteghi), Новая квартира (La Casa nova) и Кьоджинские перепалки (Le Baruffe chiozzotte). Многие пьесы Гольдони построены по образцу комедии дель арте, самого популярного в то время на итальянской сцене жанра. Гольдони, однако, понемногу видоизменял этот жанр, избавляясь от его основных компонентов – импровизации, масок и устоявшихся шаблонных персонажей. Его нововведения положили начало комедии нравов, благодаря чему за Гольдони закрепилась слава «отца итальянской комедии».

Литература

Гольдони К. Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра, тт. 1–2. Л., 1933 Реизов Б.Г. К.Гольдони, 1707–1793. Л. – М., 1957 Гольдони К. Комедии, тт. 1–2. Л. – М., 1959

Дзюба Т.К. Гольдони. Биобиблиографический указатель. М., 1959

Энциклопедия Кругосвет

Источник: http://bookinistic.narod.ru/in_biography/g/goldonni.html

Ссылка на основную публикацию