Эжен Ионеско — Биография — актуальный и творческий путь
ЭЖЕН ИОНЕСКО
(родился в 1912)
Эжен Ионеско, французский драматург, родился 26 ноября 1912 года в Румынии, в городке Слатино. Его отец, юрист по профессии, был румыном, мама — француженкой. Чуть ребенку исполнился год, семья переехала во Францию. Родным языком для Эжена Ионеско стала французская.
И собственной родиной он всегда считал и продолжает считать не Румынию, а Францию. Поначалу за недостойное отношение отца, который бросил семью, оставив ее на произвол судьбы, и в течение многих лет не подавал о себе никаких вестей; с возрастом этот выбор получил и нечто вроде политического обоснования.
Во Франции, поначалу в Париже, потом в провинции, будущий писатель прожил до четырнадцатилетнего возраста, после этого ему пришлось опять возвратиться к Румынии, так как из-за развода родителей права на деток получил отец.
Там закончил школу, потом филологический факультет Бухарестского института и заполучил специальности педагога французского языка и литературы.
В 1936 году Ионеско женился, а в 1938 году ему удалось достигнуть стипендии для написания во Франции диссертации «Тема греха и погибели во французской поэзии», и он опять, сейчас уже навечно, покинул страну, в какой родился. Научная работа была для него только поводом для эмиграции: Румыния тому времени уверенно шла по пути фашистской диктатуры, и дышать там становилось все трудней.
Во Франции поначалу жизнь складывалась нелегко: Ионеско сменил несколько профессий, подольше работая корректором в марсельском юридическом издательстве.
К литературному творчеству Эжен Ионеско примкнул еще в Румынии, начав писать поначалу стихи, потом критичные статьи. О драматургии он не задумывался и не один раз заявлял, даже став уже известным драматургом, что никогда не обожал театр. Потому до реального собственного призвания пришло не сходу.
Решив в 1948 году выучить британский язык, он взял самоучитель и стал вчитываться в диалоги некоторой воображаемой британской пары. Вдруг у него мелькнула идея, какой большой смешной и сатирический заряд может нести внутри себя ежедневная разговор обыденных людей.
Из этих диалогов он, к примеру, вызнал, что в неделе семь дней, что потолок находится вверху, а пол, соответственно, понизу, также огромное количество других таких же незыблемых истин, банальностей, которые отразились в диалогах ежедневной речи. Это наткнуло Ионеско на идея написать собственные варианты на данную тему.
В итоге схожих упражнений появилась одноактная пьеса — поточнее, «антип’еса», как создатель отметил этот жанр, под заглавием «Лысая певица», что в 1950 году была поставлена в одном небольшом парижском театре.
И 1-ая постановка фурора не имела, но на создателя пьесы направили внимание критики, которые стали часто освещать все, что выходило из-под его пера, окрестив его родоначальником «театра бреда». С того времени его биография вполне соединилась с хронологией творчества.
Любая новенькая постановка его пьес становилась принципиальным событием парижской театральной жизни. А Ионеско сейчас оставалось только писать их, одну за другой, равномерно приобретая мировой славы. В 1970 году его выбрали членом Французской Академии. Его произведения переводились на многие языки и ставились на сценах в почти всех странах.
Буржуазное общество Ионеско, естественно, всегда критиковал и продолжает критиковать. Но делает он это сначала поэтому, что не может не критиковать хоть какое общество. Ведь сущность творчества и личности Эжена Ионеско — это антиконформизм.
Кстати, его Неприязнь к собственному папе значимой степени оправдывалась к тому же тем, что узнаваемый румынский юрист был воплощением конформизма, в 30-е годы преданно служил фашистской диктатуре, а 10 лет спустя — с той же готовностью — коммунистической диктатуре.
В отличие от него, Ионеско уже в ранние годы выработал внутри себя привычку мыслить не так, как другие, привычку жить посреди людей свободным человеком, не уступая собственной сутью. Приобретя один раз духовные и нравственные ориентиры, он уже больше не менял их.
Что все-таки касается бреда Ионеско, то поначалу он не был связан с тем философским бредом, что его Сартр и Камю унаследовали от Кьеркегора. Он рождался из внимательного рассмотрения ежедневного людского, в большей степени обывательства, существования.
У Ионеско есть замечательное умение воплощать в искусстве ежедневная; вознося его до уровня общечеловеческого, нескончаемого.
Преподнося, но сразу и окарикатурювая, извлекая эпизоды из длинноватой цепи собственных и чужих внутренних переживаний и превращая их в трагикомедию.
Драматургии Ионеско принято разделять на два периода. Поначалу в пьесах преобладал критичный, провокационный начало. Будучи абстракционистскими, с обыкновенными театральными условностями, они выглядели, как революционные и нравились критикам левой ориентации, которые поторопились зачислить Ионеско к когорте антибуржуазных писателей.
Эти критики очень ошибались, ведь Ионеско стремился поскорее возродить «незапятнанное» искусство, свободное от хоть какой политики и хоть какой идеологии, свободное от дидактики и ангажированности. Важнейшим и увлекательным в искусстве Ионеско всегда числились и призрачность.
И его собственные пьесы рождались не из мыслях, а из реплик, что подействовали на воображение создателя, случайных образов, сновидений. Ионеско не обожал театр, но с юношества любил кукольные спектакли.
Может, вот поэтому персонажи его первых пьес, таких, как «Лысая певица» (1948), «Стулья» (1951), «Жертвы долга» (1952), «Амедей, либо Как от него избавиться» (1953), такие безликие и роботоподобные, так похожи на марионеток, выражаются таким языком, не способны выразить мысли, живут в атмосфере гротеска и участвуют в действии, что не развивается, а идет по кругу либо направляется к какой-либо абсурдной, пародийной развязки. Но, на самом деле, бред даже тех первых пьес Ионеско был только воображаемым. Бред только обнажал нерв жизни, позволял посмотреть на все вокруг по-другому, увидеть в людях их смешные черты. И сразу выделить трагизм их существования.
В итоге Ионеско был обязан на публике отмежеваться от приписываемых ему идейных целей, а поэтому и его творчество, и он сам, ранее подвергавшиеся нападкам только правых ревнителей традиций, стали объектами нападок и левой критики. Эта атмосфера полемики значительно содействовала эволюции творчества Ионеско.
Гуманизм драматурга стал проявляться в его пьесах все посильнее, а сами они стали более зрелищными. Умопомрачительное начало в их даже усилился, но, невзирая на это, они стали если менее близкими к реальности — быстрее уж символистскими,- и поболее понятными.
Частично благодаря тому, что Ионеско выпустил на сцену что-то вроде себя самого, доверчивого и мужественного Беранже, который отстаивает права личности в борьбе с обществом, которое стремится его раздавить.
В первый раз этот персонаж возникает в 1957 году, в пьесе «Убийца по призванию», где он, фактически говоря, олицетворяет человека в общем, человека, которому в течение всей ее жизни грозит насилие, ненависть, погибель.
Создатель не отказался от собственных критичных наблюдений за обыденным языком, от смешных эффектов, выходящих из языковых клише, от многосмысленных выражений, от скольжения содержания, от аллитераций, которыми отличались его ранние пьесы, но в конце 60-х годов они вроде бы отошли на 2-ой план.
Предшествующая речь перевоплотился в фон, что определяло тональность и создавало атмосферу, а через нее стал пробиваться более эластичная речь, насыщенная видами, идеями, вопросами, язык намного классичнее, чем то, что была ранее.
Благодаря Беранже читатель и зритель узнали из пьес Ионеско о дилеммах, волнующих создателя: о трудности бытия («Убийца по призванию»), о том, как он опасается погибели («Повелитель погибает», 1962), о том, как ему хотелось бы преодолеть земное притяжение людской судьбы («Небесный пешеход», 1962), о его ужас перед тоталитаризмом («Носорог», 1960).
Источник: http://glavbuk.ru/ezhen-ionesko-biografiya-aktualnyj-i-tvorcheskij-put/
Ионеско Эжен
Eugen Ionescu; 26 ноября 1909, Слатина, Румыния — 28 марта 1994, Париж) — французский драматург румынского происхождения, один из основоположников эстетического течения абсурдизма (театра абсурда), признанный классик театрального авангарда XX века. Член Французской академии (1970).
Родился Ионеско 26 ноября 1909 года в Слатине (Румыния). Родители ребенком увезли его в Париж, и первым его языком стал французский. В Румынию семья вернулась, когда сын был уже подростком. Он поступил в Бухарестский университет, готовясь стать преподавателем французского языка.
В начале литературной деятельности Ионеско писал стихи на французском и румынском языках, а также сочинил дерзкий памфлет под названием «Нет!» Памфлет был выдержан в нигилистическом духе дадаистов и, демонстрируя единство противоположностей, вначале осуждал, а затем превозносил трех румынских писателей.
В «трагедии языка» «Лысая певица» (1950), первой пьесе Ионеско, изображается мир, сошедший с ума, «крах реальности».
За этой пьесой последовали «Урок» (1951), «Стулья» (1952), «Новый жилец» (1953), «Будущее в яйцах» (1957), «Бескорыстный убийца» (1959), «Носорог» (1959), «Воздушный пешеход» (1962), «Король умирает» (1962), «Жажда и голод» (1964), «Макбет» (1973), «Человек с чемоданами» (1975) и «Путешествие среди мертвых» (1980). Ионеско написал также роман «Одинокий» (1974) и несколько серий детских книг.
Ситуации, характеры и диалоги его пьес следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Язык же с помощью забавных парадоксов, клише, поговорок и других словесных игр освобождается от привычных значений и ассоциаций.
Своё происхождение пьесы Ионеско ведут от уличного театра, commedia dell'arte, цирковой клоунады, фильмов Ч. Чаплина, Б.
Китона, братьев Маркс, античной комедии и средневекового фарса — можно найти истоки его драматургии во многих жанрах, и не только сценических — они кроются, например, в лимериках и «шендировании» , в брейгелевских «Пословицах» и хогартовских парадоксальных картинках.
Типичный прием — нагромождение предметов, грозящих поглотить актеров; вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы. «Цирк Ионеско» — термин довольно часто применяемый к его ранней драматургии. Между тем, он признавал лишь косвенную связь своего искусства с сюрреализмом , охотней — с дада.
Эжен Ионеско настаивает, что своим творчеством он выражает мировоззрение предельно трагическое. Его пьесы предостерегают от опасности общества, в котором индивидуумы рискуют превратиться в представителей семейства непарнокопытных («Носорог», 1965), — общества, в котором бродят анонимные убийцы («Бескорыстный убийца», 1960), когда все постоянно окружены опасностями реального и трансцендентного мира («Воздушный пешеход», 1963). «Эсхатология» драматурга — характерная черта в мировосприятии «испуганных пятидесятников», представителей интеллектуальной, творческой части общества, окончательно оправившегося от тягот и потрясений мировой войны. Ощущение растерянности, разобщённости, окружающего сытого равнодушия и следования догматам рациональной гуманистической целесообразности настораживало, порождало потребность вывести обывателя из состояния этого покорного безразличия, заставляло предрекать новые беды. Подобное мировоззрение, говорит Швоб-Фелих, рождается в переходные периоды, «когда бывает потрясено чувство жизни» . Выражение тревоги, представшее в пьесах Э. Ионеско, воспринято было не более как причуда, игра бредовой фантазии и экстравагантная, эпатажная головоломка, впавшего в рефлексивную панику оригинала. Произведения Ионеско снимались с репертуара. Однако две первые комедии — «Лысая певица» (1948, антипьеса) и «Урок» (1950) — позже были возобновлены на сцене, и с 1957 года они много лет ежевечерне шли в одном из самых маленьких залов Парижа — Ла Юшет. По прошествии времени этот жанр нашёл понимание, и не только вопреки своей непривычности, но и через убедительную целостностость сценической метафоры.
Э. Ионеско провозглашает: «Реализм, социалистический или нет, остаётся вне реальности. Он сужает, обесцвечивает, искажает её… Изображает человека в перспективе уменьшенной и отчуждённой. Истина в наших мечтах, в воображении… Подлинное существо только в мифе…»
Он предлагает обратиться к истокам театрального искусства. Наиболее приемлемыми представляются ему спектакли старинного кукольного театра, который создаёт неправдоподобные, грубо окарикатуренные образы для того, чтобы подчеркнуть грубость, гротескность самой действительности. Драматург видит единственный возможный путь развития новейшего театра как специфического, отличного от литературы жанра именно в гипертрафированном применении средств примитивного гротеска. в доведении приёмов условно-театрального преувеличения до крайних, «жестоких», «непереносимых» форм, в «пароксизме» комического и трагического. Он стремится создать «свирепый, безудержный» театр — «театр крика», как характеризуют его некоторые критики. Следует отметить при этом, что Э. Ионеско сразу же проявил себя как литератор и знаток сцены выдающегося дарования. Он наделён несомненным талантом делать «видимыми», «осязаемыми» любые театральные ситуации, незаурядной силой воображения, то мрачным, то способным вызывать гомерический смех юмором .
Представитель театра парадокса Эжен Ионеско, как и Беккет, не разрушает язык — их эксперимент сводится к каламбурам, саму структуру языка они не ставят под удар. Игра со словами («вербальный эквилибр») — не единственная цель. Речь в их пьесах внятна, «органично модулирована», однако мышление героев предстаёт непоследовательным (дискретным).
Логика обыденного здравомыслия пародируется через композиционные средства. В этих пьесах масса аллюзий, ассоциаций, которые предоставляют свободу толкований. Пьеса транслирует многомерное восприятие ситуации, допускает её субъективную интерпретацию.
Одни критики приходят приблизительно к таким умозаключениям, но имеют место — почти полярные, которые аргументированы достаточно убедительными доводами, во всяком случае, сказанное выше явно вступает в противоречие с наблюдаемым в первой пьесе.
Не случайно Ионеско даёт ей подзаголовок «трагедия языка», намекая, очевидно, на попытку разрушить здесь все его нормы: заумные фразы насчёт собак, блох, яиц, ваксы, и очков в финальной сцене прерываются бормотанием отдельных слов, букв и бессмысленных звукосочетаний.
«А, е, и, о, у, а, е, и, о, а, е, и, у»,— кричит один герой; «Б, с, д, ф, ж, л, м, н, п, р, с, т…» — вторит ему героиня. Эту разрушительную функцию спектакля по отношению к языку усматривает и Ж.-П. Сартр (см. ниже).
Но сам Ионеско далёк от решения такого рода узких, частных задач — это скорее один из приёмов, «стартовое» исключение из правила, словно демонстрирующее «край», границу эксперимента, подтверждающее принцип, призванный способствовать «демонтажу» консервативного театра. Драматург тщится создать, по его словам, «абстрактный театр, чистую драму. Антитематическую, антиидеолгическую, антисоцреалистическую, антибуржуазную… Найти новый свободный театр. То есть театр, освобождённый от предвзятых мыслей, единственно способный быть искренним, стать орудием исследования, обнаружить скрытый смысл явлений».
Герои «Лысой певицы» (1948, впервые поставлена театром Ноктамбюль — 1950) — образцовые конформисты. Сознание их, обусловленное штампами, имитирует спонтанность суждений, порой оно наукообразно, однако внутренне — дезориентировано, они лишены коммуникаций. Догматичность, стандартный фразеологический набор их диалогов бессодержателен.
Их доводы лишь формально подчинены логике, набор слов делает их речь подобной нудной монотонной зубрёжке штудирующих иностранный язык. Ионеско побудили к написанию пьесы, по его словам, занятия английским языком. «Я добросовестно переписывал фразы, взятые из моего руководства.
Внимательно перечитывая их, я познавал не английский язык, а изумительные истины: что в неделе семь дней, например. Это то, что я знал и раньше. Или: „пол внизу, потолок вверху”, что я тоже знал, но, вероятно, никогда не думал об этом серьёзно или, возможно, забыл, но это казалось мне столь же бесспорным, как и остальное, и столь же верным…».
Эти люди — материал для манипуляций, они готовы к резонансу агрессивной толпы, стада. Смиты и Мартэны — носороги дальнейших драматургических опытов Ионеско.Однако сам Э. Ионеско восстаёт против «учёных критиков», которые рассматривают «Лысую певицу» как обычную «антибуржуазную сатиру». Его замысел более «универсален».
В его глазах «мелкие буржуа» — это все те, кто «растворяется в социальной среде», «подчиняется механизму каждодневной жизни», «живёт готовыми идеями». Герои пьесы — это конформистское человечество, независимо от того к какому классу и обществу оно принадлежит.Логика парадокса у Э. Ионеско трансформируется в логику абсурда.
Воспринимаемое первоначально как занятная игра, могло бы напоминать безобидную пьесу М. Сервантеса «Два болтуна», если бы действие бескомпромиссно, всем своим развитием не вовлекало зрителя в деформированное пространство Ultima Thule нарушенной системы категорий и потока противоречивых суждений, — жизни, начисто лишённой духовного вектора.
У того, к кому обращена разворачивающаяся фантасмагория, остаётся лишь, ограждаясь иронией, держать про запас ориентиры «привычного самосознания».
Французский критик Мишель Корвен пишет:
Ионеско бьёт и уничтожает, чтобы измерить то, что звучит пустотой, сделать язык предметом театра, почти персонажем, сделать так, чтобы он вызвал смех, действовал как механизм, это значит вдохнуть безумие в самые банальные отношения, разрушить основы буржуазного общества.
В «Жертвах долга» (1952) персонажи, смиренно выполняющие любые предписания власть предержащих, системы правопорядка — лояльные добропорядочные граждане.
По воле автора они претерпевают метаморфозы, меняются их маски; один из героев своим родственником, полицейским и женой обрекается на бесконечные поиски, которые делают его «жертвой долга» — поиска правильной орфографии фамилии воображаемого разыскиваемого… Выполнение всякой обязанности перед каким бы то ни было «законом» социальной жизни, унижает человека, умерщвляет его мозг, примитивизирует его чувства, превращает мыслящее существо в автомат, в робота, в полуживотное.Афиша и сцена из спектакля «Носорог»Добиваясь максимального эффекта воздействия, Эжен Ионеско «атакует» привычную логику мышления, приводит зрителя в состояние экстатики отсутствием ожидаемого развития. Здесь, словно следуя заветам уличного театра, он требует импровизации не только от актёров, но и зрителя заставляет растерянно искать развития происходящего на сцене и вне её. Проблемы, некогда воспринимавшиеся как очередной нефигуративный эксперимент, начинают приобретать качества актуальности.
Концепция «Жертв долга» не случайна. Эта пьеса — писательский манифест. Он покрывает и ранние, и поздние произведения Э. Ионеско, подтверждается всем ходом теоретической мысли драматурга в 50—60-е годы .
Воспроизводимые характеры, наделённые всеми «реалистическими» качествами, нарочито шаржируются отсутствием какой бы то ни было эмпирической достоверности. Актёры постоянно трансформируют образы, непредсказуемо меняя манеру, динамику исполнения, мгновенно переходя из одного состояния в другое.
Семирамида в пьесе «Стулья» (1951) то выступает как жена старика, то как его мать. «Я твоя жена, значит, и твоя мамочка сейчас» — говорит она мужу, а старик («мужчина, солдат, маршал этого дома») забирается ей на колени, хныча: «Я сирота, сирота…». «Моя крошка, моя сиротиночка, сиротюшечка, сиротюненька», — отвечает Семирамида, лаская его.
В театральной программе к «Стульям» автор так сформулировал замысел пьесы: «Мир представляется мне иногда лишённым смысла, реальность — ирреальной. Именно это ощущение ирреальности… мне и хотелось передать с помощью моих персонажей, которые блуждают в хаосе, не имея за душой ничего, кроме страха, угрызений совести… и сознания абсолютной пустоты их жизни…».
Подобные «превращения» характерны для драматургии Э. Ионеско.
То Мадлена, героиня «Жертвы долга» воспринимается как пожилая женщина, идущая по улице с ребёнком, то она участвует в поисках Малло в лабиринтах сознания своего мужа Шубера, представая его проводником и одновременно изучая его как сторонняя зрительница, напичканная рецензиями парижских театральных критиков, бичующих Ионеско.
Пришедший к Шуберу полицейский заставляет его искать Мало, так как Шубер дал понять, что он был знаком с этим самым (или другим) Мало. Этот же полицейский соотносится с отцом Шубера, персонифицирующим совесть.
Герой «поднимается» в своих воспоминаниях, взбираясь на пирамиду стульев на столе, падает; в пантомиме он опускается в глубины своей памяти, а чтобы «закрыть» в ней дыры, он жуёт бесчисленные ломти хлеба…Существуют различные толкования этой диковинной клоунады.
Серж Дубровски, а за ним и Эсслин рассматривают пьесу как смешанную формулу фрейдизма и экзистенциализма, а историю Шубера — как абстрагированный «универсальный» тезис: человек — ничто; вечно в поисках самого себя, претерпевая бесконечные превращения, он никогда не достигает подлинного реального существования.
Другие видят в «Жертвах долга» злую пародию на реалистический и психологический театр. Третьи рекомендуют вообще не принимать мыслей Ионеско всерьёз, так как он, возможно, пародирует здесь и Фрейда и Сартра и самого себя .Жан-Поль Сартр так характеризует творчество Эжена Ионеско:
Рождённый вне Франции, Ионеско рассматривает наш язык словно на расстоянии. Он обнажает в нём общие места, рутину. Если исходить из «Лысой певицы», то возникает очень острое представление об абсурдности языка, настолько, что не хочется больше разговаривать. Его персонажи не разговаривают, а имитируют в гротескном ключе механизм жаргона, Ионеско «изнутри» опустошает французский язык, оставляя только восклицания, междометия, проклятия. Его театр — это мечта о языке.
В одном из писем 1957 года драматург рассказывает о своём пути к славе: «Прошло семь лет с того момента, когда в Париже сыграли мою первую пьесу. Это был скромный успех, посредственный скандал. У моей второй пьесы провал был немного более громким, скандал несколько покрупнее. И только в 1952 г., в связи со „Стульями” события начали принимать более широкий разворот. Каждый вечер в театре присутствовало восемь человек, весьма недовольных пьесой, но вызванный ею шум был услышан значительно большим количеством людей в Париже, во всей Франции, он долетел до самой немецкой границы. А после появления моих третьей, четвёртой, пятой… восьмой пьес слух об их провалах стал распространяться гигантскими шагами. Возмущение перешагнуло Ла-Манш… Перешло в Испанию, Италию, распространилось в Германии, переехало на кораблях в Англию… Я думаю, что если неуспех будет распространяться таким образом, он превратится в триумф»
Зачастую герои Эжена Ионеско — жертвы обобщенных, иллюзорных представлений, пленники смиренного, законопослушного служения долгу, бюрократической машине, исполнители конформных функций. Их сознание изуродовано образованщиной, стандартными педагогическими представлениями, меркантильностью и ханжеской моралью. Они изолируют себя от реальности призрачным благополучием потребительского стандарта .
Источник: http://fb2.net.ua/publ/i/ionesko_ehzhen/9-1-0-165
Эжен Ионеско (1909-1994). Биография
Разговор о самом себе куда более убедителен и правдив, чем разговор о других (…). Говоря о себе, я говорю обо всех. Настоящий поэт не лжёт, не лукавит, никого не хочет завербовать, потому что подлинный поэт не обманывает, а выдумывает, и это совсем иное.
Эжен Ионеско
Известный французский драматург румынского происхождения Эжен Ионеско прожил долгую, насыщенную жизнь, в которой были как слава и признание, так и непонимание и отторжение.
Его пьесы вызывали бурные дискуссии, определившие судьбу драматического искусства ХХ века.
По мнению многих театроведов, творчество Ионеско можно расценить как попытку создать «свирепый, безудержный театр — театр крика», поэтому его называют настоящим королём абсурда.
«Прожить жизнь — значит пережить мир по-своему, по-другому, неожиданно», — считал писатель. Удалось ли это ему? Ответить на этот вопрос вам помогут сведения о жизни и творчестве Эжена Ионеско…
Он родился 26 декабря 1909 года в городке Слатина, что в 150 километрах от румынской столицы Бухарест. Однако, по некоторым источникам, годом рождения Эжена Ионеско является 1912.
Неразбериха произошла оттого, что в начале 50-х годов прошлого века один из критиков поприветствовал в литературе новую генерацию молодых авторов, среди которых не оказалось Ионеско.
После прочтения этого высказывания драматург, имя которого уже гремело на всю Европу, решил приврать, отняв от своего возраста 3 года.
Почти сразу же после рождения Эжена семья переехала в Париж, и первым языком мальчика стал французский. Так, на протяжении всей жизни Ионеско будет жить и творить на две страны, и назовёт родными и Румынию, и Францию. Когда ему было 7 лет, началась Первая мировая война. Отец вернулся в Румынию и ушёл на фронт.
После войны, так и не дождавшись отца и посчитав его погибшим, мать с Эженом и его сестрой переезжают в глубинку, во французскую деревню Ла Шапель-Антенез. Позже именно этот период Ионеско назовёт самым умиротворённым в своей беспокойной жизни.
По возвращении в Париж семья поселилась в тёмных маленьких апартаментах с бабушкой и дедушкой по матери. Именно в этой неприятной и угрюмой комнате Ионеско написал свою первую пьесу, которую назвал «героической». Пьеса состояла из двух действий и имела 32 страницы, исписанные мелким детским почерком. Кроме того, юный Эжен создал сценарии комедий.
К сожалению, эти первые творческие шаги будущего создателя «театра абсурда» мир так и не увидел — тексты были безвозвратно утрачены.
Через некоторое время выяснилось, что отец будущего драматурга жив, но у него новая семья. Благодаря своему чину — главного инспектора в Бухарестской полиции — отец добился опеки над детьми.
В возрасте тринадцати лет Ионеско вернулся в Румынию и до двадцати шести лет жил в Бухаресте. Однако отношения с новой семьёй и мачехой у Эжена не складывались.
Отец видел в мальчике будущего инженера, а сам юный Ионеско испытывал страстное желание заниматься литературой.
В 1928 году 19-летний Ионеско дебютировал как поэт: его произведения печатались в сборнике «Записки попугая», который выходил ежедневно и был популярным благодаря своему миниатюрному формату. В 1929–1933 годах Эжен учился в Бухарестском университете. Он готовился стать учителем французского языка и литературы.
Для себя в этом он видел особую пользу, поскольку в течение нескольких лет после переезда в Румынию французский язык стал потихоньку подзабываться. И хотя Эжен мог понимать и правильно разговаривать по-французски, его способность творить на этом языке постепенно утрачивалась. Начиная с 1929 года он занялся преподаванием французского.
Ещё в студенческие годы Эжен зарекомендовал себя как талантливый литературный критик. Его статьи и заметки публиковали в газетах и журналах Румынии и Франции. В 1934 году Ионеско пишет дерзкий, в саркастической манере памфлет «Нет!», где подвергнул жестокой критике творчество румынских писателей.
Памфлет спровоцировал огромный скандал в румынском литературном мире. Как вспоминал позже сам писатель, главным в этот период жизни было ощущение конфликта с окружающей средой, чёткое неприятие «модной» идеологии нацизма, которая процветала в начале 1930-х в среде румынской интеллигенции.
В душе молодого писателя зрел мощный протест против любого идеологического давления, стремления управлять эмоциями и поступками человека.
Вторая мировая война положила конец и мирной жизни Ионеско в Румынии. Благодаря друзьям ему с семьёй с трудом удалось выехать во Францию. Начиная с 1938 года он постоянно живёт в Париже.
Внимательно наблюдая за европейским обществом, писатель приходит к выводу о неспособности реализма и, в первую очередь, драматургии привнести что-то новое в современную жизнь, дать новый толчок к реконструкции, духовному возрождению. «… Всякий реалистический театр — театр жульнический, даже и особенно, если автор искренен.
Подлинная искренность идёт из самого далёка, из глубин иррационального, бессознательного», — считает он. Эжен чувствует острую необходимость создать что-то новое. В 1950 году выходит в свет первая пьеса Ионеско «Лысая певица». Как ни странно, возникновению этого произведения способствовали занятия писателя английским языком.
Вот как он сам об этом рассказывал: «Я добросовестно переписывал фразы, взятые из учебника английского языка. Внимательно перечитывая их, я познавал не английский язык, а изумительные истины: например, что в неделе семь дней. Это то, что я знал и раньше.
Или: “пол внизу, потолок вверху”, что я тоже знал, но, вероятно, никогда не думал об этом серьёзно или, возможно, забыл, но это казалось мне столь же бесспорным, как и остальное, и столь же верным…».
Эта пьеса, как будто сотканная из непонятных слов и оборванных бессвязных фраз, напоминающих разговорник иностранного языка, на самом деле в жёсткой и саркастической форме продемонстрировала проблемы общества, «сошедшего с ума», переживающего «крах реальности». «Ощущение ирреальности… мне и хотелось передать с помощью моих персонажей, которые блуждают в хаосе, не имея за душой ничего, кроме страха, угрызений совести… и сознания абсолютной пустоты их жизни…», — писал Эжен Ионеско.
Премьера спектакля состоялась 11 мая 1950 года в парижском «Театре полуночников» (режиссёр Никола Батай). Интересно, что такого персонажа, как лысая певица, нет в списке действующих лиц. Первоначально произведение называлось «Англичанин без дела». О том, как появилось название «Лысая певица», существует целая легенда.
Во время репетиции пьесы один из актёров случайно оговорился: вместо слов «слишком светлая певица» он произнёс «слишком лысая певица». Оговорка показалась драматургу настолько смешной и яркой, что он решил закрепить её в сценарии и использовать в качестве названия постановки.
Французский философ и писатель Жан-Поль Сартр так оценил пьесу: «Если исходить из «Лысой певицы», то возникает очень острое представление об абсурдности языка, настолько, что не хочется больше разговаривать. Его персонажи не разговаривают, а имитируют в гротескном ключе механизм жаргона. Ионеско «изнутри» опустошает французский язык, оставляя только восклицания, междометия, проклятия.
Его театр — это мечта о языке». Материал с сайта //iEssay.ru
После «Лысой певицы» появились пьесы «Урок» (1951), «Стулья» (1952), «Жертвы долга» (1952), «Новый жилец» (1953), «Будущее в яйцах» (1957), «Носороги» (1960) и другие.
Однако зритель не спешит на спектакли по пьесам Ионеско, а напротив, возмущён безвкусицей и алогичностью его произведений. В 1957 году Эжен Ионеско напишет о своём пути к славе так: «Прошло семь лет с того момента, когда в Париже сыграли мою первую пьесу. Это был скромный успех, посредственный скандал. У моей второй пьесы провал был немного более громким, скандал несколько покрупнее.
И только в 1952 г., в связи со „Стульями“ события начали принимать более широкий разворот. Каждый вечер в театре присутствовало восемь человек, весьма недовольных пьесой, но вызванный ею шум был услышан значительно большим количеством людей в Париже, во всей Франции, он долетел до самой немецкой границы.
А после появления моих третьей, четвёртой, пятой… восьмой пьес слух об их провалах стал распространяться гигантскими шагами. Возмущение перешагнуло Ла-Манш… Перешло в Испанию, Италию, распространилось в Германии, переехало на кораблях в Англию… Я думаю, что если неуспех будет распространяться таким образом, он превратится в триумф».
К Ионеско приходит мировая слава, он пишет по несколько пьес в год. Мир, воссозданный в пьесах драматурга, — это как искажённое зеркало, которое, между тем, очень чётко и логично оголяет пороки, аморальность и духовное падение общества. В 1970 году писатель становится членом французской Академии наук.
На его счету уже было множество пьес, а также сборников рассказов, эссе и биографических воспоминаний.
В 1974 году Ионеско создаёт знаменитый роман «Отшельник», в котором утверждает мысль, что каждому человеку свойственно думать о мире, обществе и о своём предназначении, и аномально разрешать себе жить просто так, несознательно.
28 марта 1994 года Эжен Ионеско умер в результате тяжёлой и мучительной болезни. Но его произведения остаются актуальными и сегодня, ведь он, как никто другой, больше всего подходит нашему времени, времени безумия и хаоса.
«Чтобы передать жестокость жизни, литература должна быть в тысячу раз более жестокой, более ужасной», — убеждает своих читателей Эжен Ионеско.
Согласиться с писателем или опровергнуть его мысль сможете и вы, прочитав пьесу «Носороги».
На этой странице материал по темам:
- біографія йозефа йонеско.
- ионеску труен румынский актер
- эжен ионеско собрание сочинений скачать бесплатно
- жэн ионеско полная биография
- э.ионеско биография
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/foreign/i/ionesko/biografiya
Эжен Ионеско: биография
писатели
Ионеско Эжен (1909-1994) – французский драматург, один из основателей «театра абсурда».
Основные произведения:
- «Лысая певица» (1950).
- «Урок» (1951).
- «Стулья» (1952).
- «Бескорыстный убийца» (1958).
- «Носороги» (1959).
- «Король умирает» (1963).
Родился в Румынии. Отец его был румыном, а мать – француженкой. Вскоре семья переезжает во Францию. Родным языком будущего писателя становится французский, своей родиной он считает Францию, хотя с 14 лет вновь возвращается в Румынию, где заканчивает школу и учится в Бухарестском университете.
С 1938 г. снова живет во Франции. Творческая биография Ионеско Эжена началась в студенческие годы. Ионеско начинает писать стихи, критические статьи. Драматургические произведения ему не нравились. Мысль написать пародийно-комическое произведение появилась у него, когда он самостоятельно изучал английский язык и переводил диалоги.
Привычность, обыденность разговоров вызвала смех и побудила его к написанию собственной версии пьесы.
В 1950 г. он дебютирует в театре «Ноктамбюль» с пьесой «Лысая певица». Теперь критики регулярно освещают все, что он пишет. С юных лет Ионеско выработал в себе привычку быть независимым человеком, никогда не исповедовал идеологию толпы. Этим принципам он никогда не изменял. Все его пьесы (свыше 30) воспроизводят и его личные проблемы, и общечеловеческие, вечные:
- драматизм бытия;
- страх перед смертью;
- страх перед насилием и тоталитаризмом.
Американский критик Н. Эсслин сказал: «Ионеско воспроизвел в своих пьесах реальность сна, мечты. Они развиваются не логично, а ассоциативно. Сны передают не идею, а образы».
Реалистичное в произведениях драматурга переплетено с фантастическим.
Он изображает людей-марионеток, которые в основном погружены в жизнь, доведены до автоматизма. Индивид обезличен, и только отдельные личности по-настоящему осознают проблемы жизни, пытаются бороться с потерей духовности в обществе.
Автор показывает противостояние человека и идеологии власти, изображает отчуждение между людьми, сосредоточивает внимание на подсознательном. Драмы Ионеско имеют сюрреалистический характер, они – явление экзистенциального и авангардистского искусства.
Пьесы, близкие к жанру притчи – содержат элементы назидательности. Ионеско считается одним из основателей «театра абсурда», где в гротескном виде демонстрируется нелепость повседневной жизни.
Драматургу присущи смелый поиск нового, экспериментирование с формой постановки, использование языковых инноваций, игра со словом, сочетание балаганности с философским осмыслением проблем жизни.
Фон его литературных произведений составляют два противоречивых чувства. Одна из цитат Эжена Ионеско: «Мир одновременно является удивительным и жестоким, он – чудо и ад».
Пьеса «Носороги» (1959) была поставлена в театре «Одеон» (1960) и сделала автора известным. С ней появилось новое понятие «оносороживание». Интересные отрывки из пьесы «Носорог» Эжена Ионеско смотрите в прилагающемся видео.
Слово стало символом ограниченных, «зачумленных людей», которые воспринимают на веру любые идеологические лозунги, превращаются в легко управляемую толпу. Это основная проблема произведения. В гротескной форме автор раскрывает проблему фанатизма, заразности тоталитарного способа мышления.
Другие биографии.
Краткая биография Томаса Элиота.
Биография Эзопа.
Источник: http://biografiya-kratkaya.blogspot.com/2017/10/Eugene-Ionesco-biography.html
Эжен Ионеско
Эжен Ионеско, который не видел себя в драматургии, стал фактически основателем нового в ней жанра. И стоит сказать, что преуспел в этом с лихвой. Говорят, что такому успеху в жанре театра абсурда писателю позволил его билингвизм.
Ионеско долгие годы жил в Румынии, получил там образование и даже начал писать там свои первые стихи, затем переехал во Францию, где вступил в новый этап в своей жизни и жизни театра.
Мои друзья сказали мне, что они не понимают жанра абсурда, мол это же так абсурдно писать…абсурд.
О чем это ? Слова ради слов, эпатаж, шизофрения? Не могу ответить точно. Размышляя об этом, я пришел к выводу, что уже в те времена написать что-то новое граничило с безумной трудностью.
А что если пишешь не о новом, а о вечном классическом? Ведь человек-носорог, человек, который оказывается склонен меняться это же архетип не XX столетия.
Но как привлечь внимание читателя и зрителя, как заставить его обратить внимание на главную мысль без помощи эпатажа?
В те годы о пьесах Ионеску ходила слава как о вещи, которую стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы посмеяться. С ростом его популярности, безусловно о нем узнали люди думающие, которые смогли увидеть сквозь пелену абсурда ту самую мысль.
Написано уйма критики о значении и смысле Носорога, при чем среди некоторых есть и такие, которые используют мораль этого сочинения, выбирая свои личные трактовки.
Вот например недавно я искал какие-либо критические статьи и наткнулся на одну, где автор выделяет среди всего прочего то, что Носорог Ионеско продиктован писателем против неестественного поведения человека.
Затем, я обратил внимание на сайт, на котором была размещена данная статья – против пропаганды гомосексуализма. Я понимаю, что в наше время подобные строки действительно могут натолкнуть на подобные коннотации:
Ж а н. вы во всем видите плохое.
А если ему нравится быть носорогом, если ему это доставляет удовольствие? Что тут такого особенного?
Б е р а н ж е. Конечно, в этом нет ничего особенного. Однако я сомневаюсь, чтобы ему так уж нравилось.
Ж а н. А почему нет?
Б е р а н ж е. Мне трудно объяснить почему, но это и так понятно.
Ж а н.
А я скажу, что это совсем не так плохо. В конце концов, носороги тоже существа, как и мы, и они тоже имеют право на жизнь!
Б е р а н ж е. При условии, если они не посягают на нашу. И потом, вы же представляете себе – как-никак совершенно разная психика.
Ж а н. (мечется из ванной в комнату и обратно). А вы думаете, наша лучше?
Но стоит ли применять эти фразы вырванные из контекста за то, что мы их принимаем?
Я еще раз убедился в том, что как писала Цветаева: читатель-соавтор.
В этом смысле, совсем неважно что хотел сказать писатель, все равно читатель увидит лишь то, что сможет и пожелает увидеть, как в случае с автором “противогомосексуальной” статьи.
Известно, что Эжен Ионеско мигрировал в Париж из Румынии в первую очередь из-за роста популярности левых взглядов (нацизма) в последней.
Он говорит, что там он чувствует себя белой вороной, или может все-таки носорогом? Ведь большинство благополучно превратилось в носорогов с крайне националистичными взглядами (Румыния для носор…ой для румынов), а он так и остался Ионеско (Беранже).
Возможно, он даже и сам желал стать таким же, но куда деть личную мораль, которую нельзя уговорить?
Если коротко, то вот о чем эта пьеса. Но мы ведь читатели-соавторы, и можем увидеть гораздо больше вещей, если захотим.
Ж а н.
Мораль! Знаем мы эти разговоры о морали! Хороша мораль! Хватит с меня морали! Надо быть выше всякой морали.
Б е р а н ж е. А что же вы предлагаете взамен?
Ж а н. (мечется взад и вперед). Природу! Б е р а н ж е. Насколько я понимаю, вы хотите заменить законы морали законами джунглей.
Ж а н. И там я буду жить, буду жить.
Сарказм Ионеско просто зашкаливает. Многие говорят, что он осуждает те изменения, которые претерпел человек, в особенности, когда эти изменения происходят так быстро и не по собственной воле, а просто потому что это очень модно.
Я не думаю, что Ионеско был против изменений, но изменений какого характера? Эйнштейн в свое время писал: «Я не знаю каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями.». Это именно об этом, будем жить в джунглях, воевать палками, главное поближе к природе.
Б е р а н ж е.
Хотел бы я на вас посмотреть на моем месте! Жан был моим лучшим другом. И вдруг это превращение у меня на глазах и такая ярость…
Д ю д а р. Конечно, я понимаю. Так обмануться в человеке! Но больше не надо об этом думать.
с незапамятных времен. Вот уж я никак не думал, что он…и вдруг такая неожиданная эволюция! Я верил ему больше, чем самому себе, я на него полагался больше, чем на самого себя…И так поступить со мной!
Другая важная вещь, это когда вы перестаете узнавать не просто абстрактных людей, а вполне конкретных, своих близких друзей или членов семьи. Еще вчера вы ездили к тетушке в гости в Самару из Киева, а сегодня “Крымнаш”. Бывало человек после долгой семейной жизни вдруг как с цепи сорвался, начал бегать за молоденькими девушками.
А бывает живет бабушка в вольном государстве Бавария, а позже ее внуки воюют за жизненное пространство для немецкой нации.
Черное стает белым, а белое черным. Так ли это? А возможно, белое всегда было черным.
Наше современное общество винят в чрезмерном искривлении морали: гомосексуализм, хиппи, наркотики, внебрачные дети, разрушение понятия семьи в целом, подмена ценностей и так далее. Ну и что же? Сколько раз уже менялись эти ценности, а черное было и красным и синим тоже. Свободы стало больше и большим стал наш выбор.
Носороги есть и с двумя рогами, с одним и серые и белые. Бесполезно генерализировать все общество, всегда была та его часть, которая жила необдуманно, без самокритики, без анализа повестки дня, но все же, многие из нас Личности способные быть особенными, даже будучи носорогами.
Главная мысль, которая все таки пугает та, что такое большое количество людей способно в корень изменить свои взгляды и поведение, не думая об последствиях. Будьте особенными носорогами.
Источник: https://www.livelib.ru/author/176172-ezhen-ionesko
ИОНЕСКО, ЭЖЕН
ИОНЕСКО, ЭЖЕН (Ionesco, Eugne) (1909–1994), французский драматург, один из основоположников эстетического течения абсурдизма (театра абсурда). Член Французской академии (1970).
Ионеско по происхождению румын. Родился 26 ноября 1909 в румынском городе Слатине. Родители в раннем детстве увезли его во Францию, до 11 лет он жил во французской деревне Ла Шапель-Антенез, потом – в Париже.
Позже говорил, что детские впечатления деревенской жизни во многом отразились в его творчестве – как воспоминания об утраченном рае. В 13 лет вернулся в Румынию, в Бухарест, и прожил там до 26 лет.
В 1938 вернулся в Париж, где прожил всю оставшуюся жизнь.
Формирование его личности проходило под знаком двух культур – французской и румынской. Особенно интересными были взаимоотношения с языком.
Перейдя на румынский язык в подростковом возрасте (первые свои стихи написал по-румынски), он начал забывать французский – именно литературный, а не разговорный; разучился на нем писать. Позже в Париже французский пришлось осваивать заново – на уровне профессиональных занятий литературой. Позже Ж.-П.
Сартр замечал, что именно этот опыт позволил Ионеско рассматривать французский язык как бы на расстоянии, что давало ему возможность самых смелых лексических экспериментов.
Учился в Бухарестском университете, изучал французскую литературу и язык. Ионеско вспоминал, что главным для его бухарестского периода было ощущение конфликта с окружающей средой, осознание того, что он находится не на своем месте.
В начале 1930-х нацистские идеи процветали и в среде румынской интеллигенции – по воспоминаниям Ионеско, в то время модно было принадлежать к правым. Внутренний протест против «модной» идеологии сформировал его принципы мировоззрения.
Свое сопротивление фашизму он рассматривал не как политическую или социальную проблему, но как экзистенциальную, проблему взаимоотношения человеческой индивидуальности и массовой идеологии.
Фашизм как политическое движение сыграл в этом лишь своеобразную роль «спускового крючка», отправной точки: Ионеско возненавидел любое массированное идеологическое давление, диктат коллективизма, стремление управлять эмоциями и поступками человека.
Ненависть к тоталитарным режимам Ионеско пронес через всю жизнь – спонтанные юношеские ощущения были отрефлексированы и переросли в осознанные принципы.
В 1959 эта проблема легла в основание пьесы Носороги, рассматривающей процесс коллективной мутации, перерождения под воздействием насаждаемой идеологии.
Это единственная его пьеса, которая поддается социально-политической трактовке, когда нашествие носорогов при постановке рассматривается тем или иным режиссером как метафора наступления фашизма. Ионеско всегда бывал несколько обескуражен и раздосадован этим обстоятельством.
Остальные его пьесы не давали возможности столь конкретной интерпретации.
Понимали их режиссеры и зрители, или не понимали, – а полемика в 1950-е вокруг эстетического течения абсурдизма развернулась нешуточная и продолжалась в течение нескольких десятилетий, – вряд ли можно подвергать сомнению то, что пьесы Ионеско в чистом виде посвящены жизни человеческого духа.
Рассматривались и анализировались эти проблемы автором непривычными, новыми средствами – через распад логической структуры смысла и формы всех составляющих элементов пьесы: сюжета, фабулы, языка, композиции, характеров. Дополнительный накал полемике придавал сам Ионеско.
Он охотно давал интервью, ссорился с режиссерами, много и противоречиво говорил о своей эстетической и театральной концепции. Так, Ионеско был против самого термина «абсурдизм», утверждая, что его пьесы реалистичны – настолько, насколько абсурдны весь реальный мир и окружающая действительность. Здесь с автором можно и согласиться, если считать, что речь идет не о бытовых, социальных и политических реалиях, а о философских проблемах бытия.
В 1938 защищает в Сорбонне докторскую диссертацию по философии О мотивах страха и смерти во французской поэзии после Бодлера.
Первая премьера Ионеско – спектакль Лысая певица – состоялась в 11 мая 1950, в парижском «Театре полуночников» (режиссер Н.Батай). Весьма показательно – в рамках эстетики абсурдизма – что сама лысая певица не только не появляется на сцене, но в первоначальном варианте пьесы и не упоминалась.
По театральной легенде, название пьесы возникло у Ионеско на первой репетиции, из-за оговорки актера, репетирующего роль брандмайора (вместо слов «слишком светлая певица» он произнес «слишком лысая певица»). Ионеско не только закрепил эту оговорку в тексте, но и заменил первоначальный вариант названия пьесы (Англичанин без дела).
Затем последовали Урок (1951), Стулья (1952), Жертвы долга (1953) и др.
Наибольшую известность принесла его драматическая тетралогия, объединенная общим героем драматургом Беранже, в котором отразились автобиографические экзистенциальные искания автора: Бескорыстный убийца, Носороги, Воздушный пешеход, Король умирает (1959-1962).
В 1960–1970-е в пьесах Ионеско усиливается апокалиптическое звучание, напрямую увязанное с господством тоталитарной идеологии: Бред вдвоем (1962), Жажда и голод (1964 – здесь особенно внятно выражена экзистенциальная печаль автора по утраченному раю), Макбет (1972), Этот потрясающий бордель (1973), Человек с чемоданами (1975).
В 1970 Ионеско был избран в члены французской Академии Наук.
Среди других произведений – сборники рассказов Фотография полковника (1962), эссе и воспоминаний Крохи из дневника (1967), Прошедшее настоящее, настоящее прошлое (1968), Открытия (1969), Между жизнью и сном (1977), Противоядия (1977), За культуру против политики (1979), Человек под вопросом (1979), Белое и черное (1981); роман Отшельник (1974). Статьи об искусстве, воспоминания и размышления о театре объединены в сборники Заметки и опровержения (1962) и Пунктиры исканий (1987). Своеобразным подведением итогов творческого пути стали воспоминания Ионеско, облаченные в драматургическую форму – Путешествия к умершим (1980).
Скончался Э.Ионеско после тяжелой продолжительной болезни 28 марта 1994 в Париже.
См. также ТЕАТР АБСУРДА; АБСУРДИЗМ.
Татьяна Шабалина
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/IONESKO_EZHEN.html
Эжен Ионеско. Подробная биография
Эжен Ионеско (первоначально Эудже́н Ионе́ску) – французский драматург румынского происхождения, один из основоположников эстетического течения абсурдизма (театра абсурда); признанный классик театрального авангарда XX века – родился 26 ноября 1909 года в Слатине (Румыния).
Ещё ребёнком родители увезли его в Париж, и французский стал его первым языком. В Румынию семья вернулась, когда сын был уже подростком. Он поступил в Бухарестский университет, готовясь стать преподавателем французского языка.
В начале литературной деятельности Ионеско писал стихи на французском и румынском языках, а также сочинил дерзкий памфлет под названием «Нет!».
Памфлет был выдержан в нигилистическом духе дадаистов и, демонстрируя единство противоположностей, вначале осуждал, а затем превозносил трёх румынских писателей.
В 1936 Ионеско женился. В 1938 вернулся в Париж, где прожил всю оставшуюся жизнь.
В 1938 защищает в Сорбонне докторскую диссертацию по философии «О мотивах страха и смерти во французской поэзии после Бодлера».
Во Франции поначалу жизнь складывалась нелегко: Ионеско сменил несколько профессий, подольше работая корректором в марсельском юридическом издательстве.
К литературному творчеству Эжен Ионеско примкнул еще в Румынии, начав писать поначалу стихи, потом критичные статьи. О драматургии он не задумывался и не один раз заявлял, даже став уже известным драматургом, что никогда не обожал театр. Потому до реального собственного призвания пришёл не сходу.
В «трагедии языка» «Лысая певица» (La cantatrice chauve, 1950), первой пьесе Ионеско, изображается мир, сошедший с ума, «крах реальности».
За этой пьесой последовали «Урок» (La leçon, 1951), «Стулья» (Les chaises, 1952), «Новый жилец» (Le nouveau locataire, 1953), «Будущее в яйцах» (L’Avenir est dans les oeufs, 1957), «Бескорыстный убийца» (Tueur sans gages, 1959), «Носорог» (Rhinocéros, 1959), «Воздушный пешеход» (Le pieton de l’air, 1962), «Король умирает» (Le roi se meurt, 1962), «Жажда и голод» (La soif et la faim, 1964), «Макбетт» (Macbett, 1972), «Человек с чемоданами» (1975) и «Путешествие среди мертвых» (Le voyage chez les morts, 1980). Ионеско написал также роман «Одинокий» (Le solitaire, 1974) и несколько серий детских книг.
Эжен Ионеско настаивает, что своим творчеством он выражает мировоззрение предельно трагическое. Его пьесы предостерегают от опасности общества, в котором индивидуумы рискуют превратиться в представителей семейства непарнокопытных («Носорог»), – общества, в котором бродят анонимные убийцы («Бескорыстный убийца»), когда все постоянно окружены опасностями реального и трансцендентного мира («Воздушный пешеход»).
Произведения Ионеско снимались с репертуара. Однако две первые комедии – «Лысая певица» (1948, антипьеса) и «Урок» (1950) – позже были возобновлены на сцене, и с 1957 они много лет ежевечерне шли в одном из самых маленьких залов Парижа – Ла Юшет. По прошествии времени этот жанр нашёл понимание, и не только вопреки своей непривычности, но и через убедительную целостность сценической метафоры.
В 1970 Ионеско был избран в члены французской Академии Наук.
Награды:
1966 – Премия Бригадьер за пьесу «Жажда и голод», поставленную в театре Комеди Франсэз (Prix du Brigadier pour La Soif et la faim, Comédie-Française)
1969 – Премия принца Монако Пьера (Prix Prince-Pierre-de-Monaco)
1973 – Иерусалимская премия.
Эжен Ионеско умер 28 марта 1994 года в Париже.
Произведения:
Пьесы:
«Лысая певица» (La Cantatrice chauve), 1950
Les Salutations, 1950
«Урок» (La Leçon), 1951
«Стулья» (Les Chaises), 1952
Le Maître, 1953
Victimes du devoir, 1953
La Jeune Fille à marier, 1953
Amédée ou Comment s’en débarrasser, 1954
Jacques ou la Soumission, 1955
«Новый жилец» (Le Nouveau Locataire), 1955
Le Tableau, 1955
L’Impromptu de l’Alma, 1956
«Будущее в яйцах» (L’avenir est dans les Oeufs), 1957
«Бескорыстный убийца» (Tueur sans gages), 1959
«Этюд для четверых» (Scène à quatre), 1959
Apprendre à marcher, 1960
«Носорог» (Rhinocéros), 1960
«Бред вдвоем» (Délire à deux), 1962
«Король умирает» (Le roi se meurt), 1962
«Воздушный пешеход» (Le Piéton de l’air), 1963
«Жажда и голод» (La Soif et la Faim), 1965
«Пробел» (La Lacune), 1966
Jeux de massacre, 1970
«Макбетт» (Macbett), 1972
L’Homme aux valises, 1975
«Путешествие среди мертвых» (Le voyage chez les morts), 1980
Voyage chez les morts, 1980
Эссе.
Дневник:
Nu, 1934
Hugoliade, 1935
La Tragédie du langage, 1958
Expérience du théâtre, 1958
Discours sur l’avant-garde, 1959
Notes et contre-notes, 1962
Journal en miettes, 1967
Découvertes, 1969
Antidotes, 1977
Лирика:
Elegii pentru fiinţe mici, 1931
Романы, рассказы и новеллы:
La Vase, 1956
Les Rhinocéros, 1957
Le Piéton de l’air, 1961
«Фотография полковника» (La Photo du colonel), 1962
Le Solitaire, 1973
Биография
Произведения
- Лысая певица
- Носорог
- Стулья
Критика
Ключевые слова: Эжен Ионеско, Eugène Ionesco, абсурдизм, театра абсурда, авангардизм, антидрама, антипьеса, биография Эжена Ионеско, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 20 в, жизнь и творчество Эжена Ионеско
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20181226-biografiya-ezhena-ionesko