Альберт Камю, краткая биография
Альберт Камю
(1913 – 1960)
Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма.
В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы.
Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.
Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.
В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.
В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».
В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».
В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов.
В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».
В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.
Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958) и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.
4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.
Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С.
Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких).
Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.
Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А.
Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности – с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром.
Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.
Будучи еще начинающим писателем А. Камю составил план будущего творческого пути, который должен был объединить три грани его таланта и соответственно три направления его интересов – литературу, философию и театр. Там были такие этапы – «абсурд», «бунт», «любовь». Писатель последовательно реализовывал свой план, увы, на третьем этапе его творческий путь оборвала смерть.
По писателю: Камю Альберт
Источник: https://goldlit.ru/camus-biography
Альбер Камю – краткая биография
Альбер Камю – французский писатель, философ, мыслитель, публицист, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957), при жизни его называли «совестью Запада».
Появился на свет в алжирском г. Мондови 7 ноября 1913 г. Его отец, смотритель винного погреба, в 1914 г.
в битве при Марли был смертельно ранен, и после смерти его семья столкнулась с серьезными материальными затруднениями.
Неизвестно, смог бы получить Альбер образование, если бы в 1923 г. учитель начальной школы не уговорил мать и бабушку своего способного ученика отдать его в лицей. В 1930 г.
Камю заболел туберкулезом, и ему пришлось покончить с активными занятиями спортом, а впоследствии из-за бывшей болезни ему не разрешили пройти последипломное обучение и не призывали в армию. На протяжении 1932-1937 гг.
Альбер Камю получал образование в Алжирском университете (философский факультет), окончив его с дипломом магистра.
Годы после учебы были наполнены активной деятельностью – общественной, творческой, театральной. В 1935 г. он становится членом французской компартии, из которой в 1937 г. вышел, т.к. политика Коминтерна стала ему чуждой. В этом же году активно постигает экзистенциализм, изучает сочинения его представителей.
В 1936 г. Камю выступает организатором передвижного «Театра труда», где он являлся режиссером и актером. На протяжении 1936-1937 гг. предпринимал поездки в Центральную Европу, Италию, Францию.
В 1936-ом увидел свет сборник лирических эссе под названием «Изнанка и лицо», а в следующем году выходит роман «Бракосочетание».
С 1938 г. Камю работает редактором периодических изданий. С 1940 г. его биография связана с Францией, Парижем. Огромный успех повести «Посторонний», написанной в 1942 г., делает ее автора известным во всем мире.
В годы войны Альбер Камю был участником движения Сопротивления, членом подпольной организации «Комба», сотрудником ее печатного органа. Именно эта газета опубликовала в 1943 г. также получившие огромную известность «Письма немецкому другу», утверждавшие вечные моральные ценности. В 1944 г.
Камю пишет роман «Чума», в котором фашизм выступает олицетворением насилия и зла (увидел свет лишь 1947 г.).
50-ые гг. характеризуются осознанным стремлением Камю оставаться независимым, избегать пристрастий, продиктованных исключительно «партийной принадлежностью». Одним из последствий стали разногласия с Жаном Полем Сартром, ярким представителем французского экзистенциализма.
В 1951 г. журнал анархистского толка выпускает книгу Альбера Камю «Бунтующий человек», в которой автор исследует, как человек борется с внутренней и внешней абсурдностью своего существования.
Книга была воспринята как отказ от социалистических убеждений, осуждение тоталитаризма, диктатуры, к которым Камю относил и коммунизм.
Дневниковые записи свидетельствуют о сожалении писателя по поводу усиления во Франции просоветских настроений, политической слепоты левых, не желавших замечать преступлений Советского Союза в странах Восточной Европы.
Этот период характеризуется нарастанием интереса к театру. В 1954 г. Камю занимается постановкой собственных произведений, предпринимает попытки открыть в столице экспериментальный театр. В 1957 г. он становится лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Жизнь Альбера Камю 4 января 1960 г. прервала автомобильная катастрофа, в которую он попал с семьей друга. Похоронили великого писателя-философа на юге Франции, на кладбище в Лурмарене. Осенью 2009 г.
французский президент Николя Саркози выступил с инициативой перезахоронить прах Камю в Пантеоне, однако родственники ее не поддержали. Летом 2011 г.
одной из итальянских газет была озвучена версия о том, что Камю стал жертвой советских спецслужб, подстроивших ДТП, однако она не выдержала критики биографов.
Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_alber_kamy.html
Биография и творчество Альбера Камю
Из современных писателей у Камю, пожалуй, самая поразительная судьба. Совсем молодым он стал живым зеркалом целого поколения. Его приняли столь благосклонно, что он получил Нобелевскую премию в возрасте, когда другие еще мечтают о Гонкуровской.
В чем же причина столь редчайшей популярности? Видимо, в том, что Камю сумел выразить смутные догадки читателей военных и послевоенных лет. Он поставил множество вопросов, важных для всех.
Сам Камю постоянно пребывал в мучительных исканиях общих и частных истин человеческого существования, и в своих романах, повестях, драмах и эссе ему удалось передать беспокойное биение собственной мысли.
Написанные сдержанно, простым языком, они волнуют остротой и глубиной проблематики, своеобразием персонажей, изощренностью психологических анализов.
Альбер Камю родился на севере Алжира в предместье городка Мондови и был вторым сыном сельскохозяйственного рабочего-поденщика. По материнской линии он вел происхождение от выходцев из Испании. Ребенку исполнился год, когда раненный на фронте отец умер в госпитале.
Семье пришлось перебиваться на скромную пенсию за погибшего отца и на гроши, которые приносила мать, работавшая поденщицей-уборщицей в богатых домах.
И образование вряд ли удалось бы завершить, если бы школьный учитель не выхлопотал мальчику стипендию в респектабельном Алжирском лицее.
За год до окончания лицея Альбер простудился во время футбольного матча, заболел туберкулезом и почти год провел в больнице, на грани жизни и смерти. Это оказало сильное влияние на его образ мыслей. Что касается здоровья, то последствия болезни сказывались всю жизнь.
Потом была учеба в Алжирском университете, где юноша занимался по преимуществу философией (темой выпускного сочинения было перерастание эллинистического мистицизма Плотина в христианское богословие блаженного Августина). Круг его чтения был широк и разнообразен, среди любимых писателей были Франс, Жид и Мартен дю Гар. Чтобы прокормиться, Камю приходилось постоянно заниматься приработками.
Но несмотря на безденежье, занятость и болезнь, молодой Камю был далек от угрюмо замкнувшегося в трудах и заботах подвижника. Он напорист, изобретателен, раскован.
Знавшие его вспоминают о выносливости юноши в путешествиях, страстной привязанности к спорту, остроумии в озорных розыгрышах, о его энергии инициатора разных затей.
Уже тогда высветилась одна из самых привлекательных черт Камю — стоическое жизнелюбие.
В 1935 году Камю организует передвижной Театр Труда, где пробует силы как режиссер, драматург и актер, а подчас и выполняет обязанности суфлера.
Среди его постановок пьесы Эсхила, “Каменный гость” Пушкина, сценическая переделка «Братьев Карамазовых» Достоевского, «На дне» Горького. Он входит в Комитет содействия Международному движению культуры против фашизма и возглавляет Алжирский народный дом культуры.
В те же годы Камю вступает в коммунистическую партию, но, не удовлетворившись теорией и практикой движения, в 1937 году выходит из нее.
Тогда же начинается литературная деятельность Камю. Первой книгой стал сборник коротких философско-литературных эссе «Изнанка и лицо» (1937).
Автор вспоминает детские годы, когда он «находился на полпути между солнцем и нищетой», описывает студенческие поездки в Чехословакию, Австрию и Италию.
Большая часть книги пессимистична, что связано с личными неприятностями во время путешествия: обострением болезни и ссорой, а затем разрывом с женой.
Когда в 1938 году в Алжире была основана газета левого толка «Альже репюбликсн», Камю становится ее везде поспевающим сотрудником. Но в дни «странной войны» газету закрыли, и Камю перебрался в Париж, где устроился секретарем редакции в газете «Пари-суар». Свободные часы он упорно использует для работы над несколькими рукописями одновременно.
Первой из задуманной серии была завершена (в мае 1940 года) повесть «Посторонний», написанная в форме записок человека, ждущего казни. Как и во всех произведениях Камю, центральной темой здесь является поиск смысла жизни, постижение краеугольной истины мира и своего в нем предназначения. Однако публикация повести задержалась — в июне 1940 года «странная война» завершилась разгромом Франции.
Вместе с редакцией газеты Камю попал сначала на юг страны, затем его уволили из редакции за слишком радикальные взгляды, и он оказался в родных краях, где его ждала новая жена — Франсина Фор. Несколько месяцев он учительствовал в Оране, втором по величине городе Алжира. Осенью 1941 года писатель снова в южной зоне Франции, где он вскоре был отрезан войной от жены и близких, оставшихся в Алжире.
Тогда же Камю включился в работу тайной боевой организации «Комба» («Сражение»). Он вел разведывательную деятельность для партизан, а также сотрудничал в нелегальной печати, где в 1943—1944 годах вышли его «Письма к немецкому другу» — философско-публицистическая отповедь попыткам оправдать фашизм.
«Миф о Сизифе» имеет подзаголовок «Рассуждения об абсурде» — речь идет об абсурдности человеческой жизни. Человек — это Сизиф, говорит Камю, он навечно осужден богами вкатывать на вершину горы камень, откуда тот снова срывается вниз.
Древний миф под пером Камю насыщается философскими и литературными экскурсами, прежде всего в творчество Достоевского, становится развернутым эссе о сути бытия.
Жизнь абсурдна, но Сизиф сознает свой удел, и в этой ясности — залог его победы.
Освобождение Парижа в августе 1944 года поставило Камю во главе газеты «Комба». Некоторое время он питается выношенными в подполье надеждами на перемены, занимается политической публицистикой, но реальность отрезвляет его, и Камю не находит опоры ни в одной из доктрин того периода.
Между тем его писательская слава растет. Редкий успех имела пьеса «Калигула» (1945), чему немало способствовал дебютировавший в ней Жерар Филип. В понимании Камю римский император Калигула — это человек, ставший кровавым деспотом не под влиянием страстей и интересов, а влекомый идеями. «Невозможно разрушать все, не разрушая себя», — так уточнял позже автор центральную мысль драмы.
Следующим крупным произведением явился роман «Чума» (1947). В нем писательским воображением созданы особые, не существовавшие в действительности обстоятельства: эпидемия чумы в Оране.
На языке иносказаний, в блестящей литературной форме Камю вновь ставит коренные проблемы времени. Кризис, обнажающий суть всех отношений. Человек в момент тягчайшего испытания. Человек и смерть.
Разлука, проверяющая силу привязанностей.
Далее последовала пьеса «Справедливые» (1950) о русских террористах-эсерах. Одним из ее центральных эпизодов является встреча Ивана Каляева с женой убитого им великого князя Сергея Александровича. Может ли быть оправдано право на насилие? — спрашивает себя и зрителей Камю.
Затем вышел трактат «Бунтующий человек» 1951), задуманный, по свидетельствам критиков, как сопоставительный анализ бунтарского сознания за последние 2 века. Волею Камю в ряду бунтующих Сен-Жюст и маркиз де Сад оказываются предтечами Гегеля, Маркс шествует в паре с Ницше, а Нечаев прокладывает дорогу Ленину.
Постепенно Камю отходит от общественно-политической жизни.
Его все сильнее притягивают глубинные проблемы человеческих отношений, и это находит отражение в новых произведениях: публицистике, собранной в 3-х книгах «Злободневных заметок» (1950, 1953, 1958), а также лирических эссе книги «Лето» (1954) о днях молодости, повести «Падение» (1954) и сборнике рассказов «Изгнание и царство» (1957). Он возвращается к режиссуре, ставит спектакли по сценическим переработкам Фолкнера («Реквием по монахине») и Достоевского («Бесы»), подумывает о собственном театре.
Автомобильная катастрофа оборвала жизнь Камю в самом расцвете. Из портфеля, который он вез с собой, извлекли незавершенную рукопись романа «Первый человек». Эту книгу Камю называл «романом своей зрелости», своей «Войной и миром».
В начале пути Камю занес в записную книжку четыре условия счастья: быть любимым, жить на природе, творить, отказаться от честолюбивых замыслов. Он старался следовать этой программе и своими произведениями сумел выразить смятенные чувства современного человека.
Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/kamju_a/biografija_i_tvorchestvo_albera_kamju/50-1-0-99
Камю Биография, Камю Альбер биография читать, Камю Альбер биография читать онлайн
Биография
Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus) Родился 7 ноября 1913, Мондови (ныне Дреан), Алжир. Дата смерти — 4 января 1960, Вильблевен, Франция. Французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.
Биография
Жизнь в Алжире
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови.
Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете.
Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва на фабрике, затем уборщицей.
В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году.
Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь.
В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d’Alger», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу.
В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.
В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом стал преподаватель Жан Гренье — писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю.
Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой.
В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М.
Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936—1937 годы познакомился с идеями «абсурдности жизни» А. Мальро.
На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».
В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe).
Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы.
В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».
После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен».
На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны.
В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».
После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.
Период войны
В Париже Альбер Камю технический редактор в газете «Пари-суар». В мае 1940 года закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».
Вскоре Камю вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба», снова в Париже.
В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году — «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни).
Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад — это другие»).
В 1944 году был написан роман «Чума» (опубликован только в 1947). В семье Камю родились двойняшки Жан и Катрин.
Послевоенные годы
После окончания войны Камю продолжил работать в «Комба», издательство опубликовало его ранее написанные произведения, вскоре принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром.
Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».
Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен», «Солидариад Обрера» (издание испанской Национальной конфедерации труда) и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».
В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского).
Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там.
Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.
Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».
В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».
Смерть и захоронение
Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно.
Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.
В 2011 году итальянская газета «Corriere della Sera» предала огласке версию, согласно которой автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами в качестве мести писателю за осуждение советского вторжения в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака. В числе лиц, осведомлённых о планировавшемся убийстве, газета называла министра иностранных дел СССР Шепилова. Мишель Онфре, готовивший публикацию биографии Камю, отверг в газете «Известия» эту версию как инсинуацию.
В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон, но не получил согласия родственников Альбера Камю.
Философские взгляды
См. также: экзистенциализм и абсурдизм
Сам Камю не считал себя ни философом, ни тем более экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние.
Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства.
В отличие от религиозных экзистенциалистов (англ.)русск., вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности.
В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте.
Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.
Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п.
Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость, но отвергая понимание бунта, не признающего за ним положительных аспектов, в эссе «Бунтующий человек» рассматривает бунт как способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями; перефразируя картезианскую максиму в «я бунтую, следовательно мы существуем». Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве. Вместе с тем, он оставался в пессимистической уверенности, что несмотря на положительную роль бунта в истории, окончательно победить зло невозможно.
Нерелигиозные убеждения,
Альбера Камю относят к представителям атеистического экзистенциализма его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические. Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.
Источник: http://camus.filosoff.org/
Альбер Камю – Биография
Перейти на Википедию
Альбе́р Камю́ (7 ноября 1913 — 4 января 1960) — французский писатель, публицист и философ, близкий к экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.
Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.
Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.
В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.
В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».
В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».
В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов.
В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».
В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.
Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958) и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.
4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.
Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.
Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности – с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.
Будучи еще начинающим писателем А. Камю составил план будущего творческого пути, который должен был объединить три грани его таланта и соответственно три направления его интересов – литературу, философию и театр. Там были такие этапы – «абсурд», «бунт», «любовь». Писатель последовательно реализовывал свой план, увы, на третьем этапе его творческий путь оборвала смерть.
Источник: https://libaid.ru/katalog/k/kamyu-alber/3520-alber-kamyu-biografiya
Краткая биография альбера камю
Камю (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир, — 4.1.1960, Вильблевен, Франция), французский писатель, публицист и философ.
Родился в семье рабочего.
Учился на философском факультете Алжирского университета; занимался театральной и общественной деятельностью, сотрудничал в левой печати, выпустил сборник лирических эссе «Изнанка и лицо» (1937) и «Бракосочетания» (1939). В 1934—37 состоял в компартии. В 1938 переехал во Францию; сотрудничал в подпольной газете «Комба» («Combat»), которую возглавил после освобождения от немецкой оккупации.
Повесть «Посторонний» (1942) и философское соч. «Миф о Сизифе» (1942), а затем постановки его пьес «Недоразумение» (1944) и «Калигула» (1944) принесли Камю известность. Принадлежа к кругу Ж. П.
Сартра (до их разрыва в 1951), Камю благодаря своей публицистике, философско-идеологическому эссе «Бунтующий человек» (1951), роману-притче «Чума» (1947) стал одним из «властителей дум» интеллигенции Запада, помышлявшей о «третьем пути» в период «холодной войны».
Мучительные попытки Камю оставаться «вольным стрелком», находясь в гуще общественно-идеологической схватки, но не примыкая ни к одному из борющихся лагерей, сказались в повести «Падение» (1956), в книге рассказов «Изгнание и царство» (1957), в «Шведских речах» (1958; произнесены по случаю присуждения ему Нобелевской премия за 1957).
Философские взгляды Камю не отличаются строгой систематичностью и во многом перекликаются с экзистенциалистскими умонастроениями, несмотря на открыто выражавшееся Камю несогласие с ведущими мыслителями этого течения.
Камю исходит из мысли о крахе в 20 в. былых притязаний разума — будь то житейское здравомыслие, рационалистическая теология божественного «промысла» или наука — постичь порядок и конечный метафизический смысл бытия.
Опыт человеческого существования, неминуемо завершающегося смертью, приводит мыслящую личность, согласно Камю, к открытию «абсурда» как своего «вечного удела» на земле.
Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать высшее мужество — продолжать жить вопреки «хаосу», обходясь без всяких доводов в пользу такого решения.
Поначалу единственной ценностью Камю провозглашал полноту телесного приобщения к природе, а гражданские, духовные, нравственные ценности изобличал как неподлинные.
В литературном творчестве Камю видит задачу писателя в том, чтобы облечь хаотический мир в упорядоченные и завершенные формы. В этом он следует французским писателям-моралистам 17—18 вв. с их строгой и отточенной ясностью.
Книги Камю тяготеют к притче, к трагическому «мифу» духовного прозрения, когда человек внезапно открывает свою метафизическую участь смертной песчинки и, руководясь этой истиной, прокладывает свою дорогу.
От демонического мятежа против судьбы в «Калигуле» и «языческого» имморализма в «Постороннем», через стоическое сопротивленчество в «Чуме», светский вариант проповеди «Не убий!» в «Праведных» к горькому переживанию отлучённости от счастья в «Изгнании и царстве» и «Падении» — таков путь героев Камю, мучимых поисками своей жизненной правды.
Источник: http://5rik.ru/best/best-149283.php
Біографія Альбера Камю – біографія Камю А. – фото, відео
Дата народження: 7 листопада 1913 рокуМісце народження: Мондові, АлжирДата смерті: 4 січня 1960 року
Місце смерті: Вильблевен, Франція
Альбер Камю – французький письменник. Альбер Камю народився 7 листопада 1913 року в алжирському містечку Мондові.
Його батько був робітником, а мати не працювала і була полуграмотной.
Батько Альбера загинув під час Першої Світової, де було трохи менше року, після чого мати вхопив удар і решту життя вона майже не говорила.
Сім’я переїхала до бабусі Альбера, а мати для прожитку працював служницею.
З 1918 по 1923 роки навчався в початковій школі, закінчив навчання з відзнакою і став вчитися в ліцеї зі стипендій.
Цьому сприяв вчитель хлопчика в початковій школі Жермен, який розгледів у ньому незвичайний талант і вмовив батьків віддати його вчитися далі. В ліцеї Камю захоплювався футболом, французькою літературою.
У футболі навіть став грати за команду клубу Racing Universitaire d’alger серед юніорів, але з-за виявленого в 1930 році туберкульозу зі спортом довелося зав’язати. Через хворобу довелося відмовитися і від освіти після отримання диплома і від армії.
З 1932 по 1937 роки Камю проходив навчання в Алжирському університеті навчався філософії, читав Достоєвського і Ніцше. Тоді ж він пише перші есе і починає вести записи у щоденнику.
Паралельно з навчанням працював приватним викладачем, продавцем і асистентом. У 1934 році одружився, але через 5 років із-за пристрасті подружжя до морфію розлучився.
У 1935 році став бакалавром, а через рік магістром філософії. Його випускною роботою стала дисертація на тему неоплатонізму і його зв’язку з християнством. Після цього працював над своїм першим серйозним твором повістю Щаслива смерть.
Продовжував вивчати різні течії філософії, а незабаром став одержимий ідеями соціалізму і вступив до лав компартії. Однак партія довго його не тримала – незабаром його відрахували за ідеї троцькізму.
В 1936 році заснував Театр праці, через рік став Театром команди. Там Камю ставив п’єси за Достоєвським і навіть сам зіграв одного з братів Карамазових в однойменній постановці. У 1937 році відвідав Італію і випустив збірку есе Виворіт і обличчя.
Закінчивши інститут у 1937 році, працював в Алжирському будинку культури в журналі Узбережжі, де був редактором. Незабаром перейшов в газети Альже репюбликен і Суар репюбликен.
У 1938 році пише книгу Одруження, а через рік первісної п’єсу Калігула.
У січні 1940 його газети заборонили, і Камю змушений був виїхати в Оран, а незабаром і в Парижі, де він почав працювати технічним редактором у газеті Парі-суар, н уде через півроку залишає її з-за своїх опозиційних поглядів і їде назад в Оран, де працює приватним викладачем.
У лютому 1941 року закінчує писати твір Міф про Сізіфа, виданий через 2 роки.
У 1942 році видає книгу Сторонній, а через рік друкує свої есе в газеті ” Комба, яка була підпільною, незабаром Камю вже її редактор. З 1943 по 1960 роки працює у видавництві ” Галлімар.
У ньому під псевдонімом в 1943 році випускає працю Листи до німецького друга.
Тоді ж знайомиться з Сартром і бере участь у ролі актора в його постановках.
У 1944 році пише роман “Чума”, опублікований через 3 роки. У тому ж році у нього народжуються двійнята – хлопчик Жан і дівчинка Катрін від другої дружини.
У 1945 році продовжував працювати в газеті ” Комба, а через 2 роки поступово почав відходити від лівих поглядів і опозиції. В 1
947 році він пішов з газети і став незалежним журналістом, в той же час пише п’єси Облогове положення і Праведники, а також пише для різних газет есе, пізніше випущені у збірнику Злободенні нотатки.
У 1951 році В журналі Либертер виходить праця Камю Бунтує людей. У 1956 році створив повість Падіння, а в 1957 збірка оповідань ” Вигнання і царство.
1954 року знову присвячує себе театру і висуває ідею про створення свого Експериментального театру.
У 1957 отримує Нобелівську премію.
4 січня 1960 року загинув в автокатастрофі.
Досягнення Альбера Камю:
• Нобелівська премія
• Праці з філософії
Дати з біографії Альбера Камю:
7 листопада 1913 року – народився в Алжирі1918-1923 роки – навчання в початковій школі1932-1937 роки – навчання в Алжирському університеті1935 рік – перша повість Щаслива смерть1936 рік – заснування Театру праці1939 рік – Калігула1957 рік – Нобелівська премія
4 січня 1960 року – смерть
Цікаві факти Альбера Камю:
• У 2011 році було спростовано, що смерть Камю була підстроєна радянським КДБ• Не вважав себе экзистенциалистом
• Свою Нобелівську мова Камю присвятив вчителю Жермену, який коли-то наполіг на його навчанні в ліцеї
Источник: https://mykniga.com.ua/biograph/biografiya-albera-kamyu-biografiya-kamyu-a-foto-video.html
Альбер Камю
Зимним холодным днем, укутавшись в теплое пальто, я брел с сигаретой в зубах в сторону ближайшего ларька. У меня было 10 минут на то, чтобы купить себе что-нибудь на завтрак и вернуться к занятиям в университет.
Свободной левой рукой я нащупал в кармане монеты и уже собирался достать их и пересчитать, как дорогу мне преградил один плохо одетый мужчина. Едва я его увидел, как в голове сразу пронеслось: “Вот опять, блин.
Наверняка, сейчас денег попросит”.
Чтобы опередить его, я сам решил начать разговор.
“Извините, нет денег”, – бросил я ему, и поспешил в сторону своего ларька.
От моих слов мужчину будто холодной водой облили. Он стоял потерянный и оскорбленный. Спустя секунду он ответил с подавленным голосом:
“Мне не нужны деньги. Я просто хотел спросить дорогу”.
Теперь настала моя очередь неловко себя чувствовать. Я извинился, и попробовал ему помочь.
Прошло много месяцев с этого случая. Я забыл о встрече с плохо одетым человеком, но вдруг, по воле судьбы, сам попал в схожую ситуацию. Мы делали дома ремонт. Внезапно понадобилось принести очередной недостающий при ремонте материал, и я пошел в магазин.
Я не стал переодеваться, и вышел в потрепанной одежде. Не найдя вблизи дома открытых магазинов, поехал в центр города. Там для того, чтобы узнать нужную дорогу, я решил обратиться к одной женщине.
Однако стоило мне подойти к ней, как она сразу же начала:
“Ой, нет-нет, у меня нет денег”.
Я весь покраснел. Мне захотелось послать ее и сказать, что я и не собирался просить у нее денег. Вместо этого я сдержался и сказал, что хотел лишь узнать, где находится ближайший магазин стройматериалов.
Женщина извинилась и попробовала помочь. Видно было, что и ей стало неловко. Когда она ушла, я оглядел себя и невольно улыбнулся.
Действительно, мой внешний вид оставлял желать лучшего, но в тот день я понял, что примерно почувствовал тогда тот мужчина у ларька.
С творчеством Камю я познакомился в студенческие годы. “Посторонний”, помню, очень сильно повлиял на меня. Запомнилось и меткое заявление Камю о Христе и Мерсо. С “Посторонним” у меня есть ряд ассоциаций.
Когда речь заходит об этой работе Камю, я всегда вспоминаю фразу из советского “Афони”:
— Знаешь что в тебе самое плохое, Борщов? То, что ты равнодушный.
— Да? Ну и что здесь плохого? Я равнодушный, Коля, вон, женой затюканный, вы угрюмый — все разные.
Ну и что?
— А я вот где-то читал, Борщов, что не так страшны предатели и убийцы, потому что они могут только предать или убить, а страшны равнодушные, это с их молчаливого согласия происходят все преступления.
Фраза о равнодушных достаточно стара, но она всегда будет актуальна.
P.S.Гуляя как-то по Еревану, я вдруг увидел большой портрет мужчины с сигаретой в зубах. “Ничего себе! Да это же Камю!”, – пронеслось у меня в голове. И действительно, с высоты птичьего полета на меня смотрел Альбер Камю. Казалось, что его портрет напоминает всем нам о том, что нельзя быть равнодушными и посторонними, ведь, кто знает, что с нами может случиться завтра?
Источник: https://www.livelib.ru/author/236-alber-kamyu