Краткая биография кэррол

Биография Льюис Кэрролл кратко

Настоящим именем писателя и математика из Англии, работающего под псевдонимом Кэролл Льюис, является Чарлз Латуидж Доджсон (1832-1898 гг.), который появляется на свет в деревне графства Чешир в семействе местного священнослужителя.

Детство Чарлза проходит в увлечении литературными произведениями и театральным искусством, выражающееся в создании мальчиком собственного театра марионеток, для которого он сочиняет собственные пьесы. Ребенок имеет особенные отличия от остальных детей в виде заикания и использования в быту левой руки, поэтому долгое время находится на домашнем обучении.

В качестве будущей профессии Доджсон выбирает путь отца и поступает на университетское обучение в Оксфорд, изучая богословское дело, параллельно занимаясь любимой математикой.

Юноша заканчивает учебу в степени бакалавра и получает отличие по математике.

Обратите внимание

Затем принимает приглашение на преподавательскую работу и занимается обучением студентов, читая математические лекции в Оксфорде, на протяжении двадцати шести лет.  

Всю свою жизнь Чарлз посвящает серьезному математическому труду, в котором изучает исследования древнегреческого ученого Евклида, и работами, связанными с математической логикой, в том числе с разработкой графической техники решения задач.

При этом по просьбе близких друзей записывает сочиненные им истории в виде сказочных повестей. Так на свет появляется знаменитая книга Кэролла Льюиса под названием «Алиса в Стране чудес», вышедшая под псевдонимом, поскольку Чарлз в это период получает священный сан и не имеет права указывать настоящее имя.

Первоначально автор считает произведение, относящимся к чтению взрослой аудиторией, и выпускает версию сказочной истории в детском варианте, ставшую невероятной популярной настолько, что писатель пишет ее продолжение в виде «Алисы в Зазеркалье».

Предложенная Кэроллом в книге тематика познания ребенком внешнего мира посредством игры становится распространенным литературным методом детской прозы.

Кроме книг с участием Алисы Кэролл Льюис сочиняет стихотворные детские произведения, а также предлагает к прочтению книжное издание «Сильвия и Бруно».

Имея популярные литературные сочинения, сам Льюис относится к ним к бессмысленному нонсенсу, которому не придает особого значения, поскольку до конца жизни считает сам главным своим делом занятие математикой.

Важно

Современники характеризуют Чарлза Доджсона как чопорного, педантичного и скромного человека, тогда как в лице Кэролла Льюиса обнаруживаются качества смелого прозаика, проявляющего самые невероятные фантазии. Кроме того, писатель отличается хорошим певческим голосом и придумыванием забавных шарад.

Еще одним увлечением Кэролла Льюиса является фотография, занимаясь которой писатель с математическим уклоном обожает снимать маленьких детей. Снимки Льюиса становятся одними из первых среди английских фотохудожников, а также представляются на международных выставках.

Биография 2

Чарльз Лутвидж Доджсон, более известный по его псевдониму Льюис Кэрролл, родился 27 января 1832 года в Дерсбери, графство Чешир, Англия.

Он британский писатель, философ, математик, логик и фотограф. Он изменил свое имя, потому что хотел представить себя в качестве детского автора, так как он был преподавателем математики в Оксфорде.

Его самыми известными работами являются «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Две части написаны для настоящей девочки, с которой Льюис Кэрролл познакомится, когда ей исполнилось четыре года. Девушку звали Алиса и она была дочкой декана колледжа, где он преподает.

Льюис Кэрролл Алисы любил чистый мир детей и был благородным, мудрым и романтичным человеком.

Доджсон действительно был счастлив, когда девочки принимали его как друга. Во время длительных прогулок он развлекает своих спутниц (Алису и ее подруг) бесконечными фантастическими историями.

В такой прогулке с его 10-летней подругой Алисой Плислендс Лиддл 4 июля 1862 года математик изобрел фантастическое приключение, завоевавшее мир позже известное под названием «Алиса в стране чудес».

Роман выходит через три года после рождения идеи и история популяризирует автора – уже названного Луисом Кэрроллом – гораздо ярче, чем роль священнослужителя и преподавателя в Оксфорде Чарльза Доджсона.

Совет

К сожалению, предвзятое общество не прощает желания клирика оставаться в мире чистого детства. Про Льюиса Кэрролла были сплетни, которые намекали на педофилию. Отец Алисы настолько обезумел от подозрения, что в 1880 году он бросил свою семью навсегда.

Однако мать и бабушка девочек полностью доверяла благородному Кэрроллу. Она отправила своих детей в отпуск к писателю в его летнем домике в Истбурне, где детская игра напоминала живую сказку.

Часто считается, что есть легенда о том, что Луис Кэрролл предложил брак с Алисой Лидделл, но это абсолютно не доказано, потому что ее мать уничтожает письма, написанные Кэрроллом ее дочери.

Предполагается, что у Льюиса Кэрролла были отношения с актрисой Еленой Терри. У них была долгая дружба, но в ее биографии она отвергает разговоры о каком-то романтичном взаимодействии или помолвке.

Помимо своих произведений о девочке Алисе писатель создал ряд других довольно любопытных творений, в частности крупный роман Сильви и Бруно и стихотворную поэму Охота на Снарка.

Они являются крайне интересными для ученых из разных областей, так как содержат много зашифрованных знаний из области математики, физики, лингвистики, теологии, футурологии и других. Он умер от пневмонии после гриппа 14 января 1898 года в Гилдфорде, графство Суррей.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Христофор Колумб
    Сегодня около 6 итальянских городов пытаются доказать, что открыватель Америки родился именно в одном из них. До Колумб 1472 г. жил в Генуэзской республике, имевшей один из крупнейших торговых флотов того времени.
  • Рене Декарт
    Рене Декарт являлся известным ученым-математиком европейской Эпохи Просвещения. Он привнес значительные вклады в последующее развитие естественнонаучных и технических областей знаний.
  • Илья-Муромец
    На протяжении долгого времени старинные русские былины несправедливо считались сказками, а подвиги народных героев – монархической пропагандой. Научные исследования народного творчества начались сравнительно недавно, в конце XX века.
  • Иосиф Виссарионович Сталин
    Иосиф Сталин – выдающаяся личность 20 века. Одни называют его великим политиком, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Другие считают преступником.
  • Эдвард Хагеруп Григ
    Эдвард Хагеруп Григ – величайший композитор, прославивший на весь мир свою любимую Родину-Норвегию. Впитавший с молоком матери норвежский фольклор, он стремился в своей музыке воссоздать его неповторимый образ.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/kehrroll-lyuis

Льюис Кэрролл (краткая биография)

Льюис Кэрролл – знаменитый английский писатель, познакомивший мир Алисой и её страной чудес. Жизнь автора была наполнена ярким моментами и увлекательными хобби, тем не менее, реализовать он себя смог именно в литературной деятельности.

Детство будущего творца

27 января 1832 года в деревне Дарсбери родился Латуидж Доджсон (он же Льюис Кэрролл) – будущий автор всемирных бестселлеров. Латуидж не был единственным ребёнком в семье, следом за ним родились ещё 3 мальчика и 7 девочек. Со всеми из братьев и сестёр Льюис поддерживал тёплые семейные отношения, поэтому первыми слушателями его произведений была семья.

Будучи мальчиком, Льюис писал левой рукой, что с религиозной точки зрения было неправильно. Будущего автора переучивали писать правой рукой, что нанесло огромную психологическую травму и вызвало заикание. Некоторые литературоведы утверждают, что Льюис был аутистом, однако с медицинской точки зрения этому нет никаких подтверждений.

В 12 лет мальчика отправляют учиться в грамматическую школу, которая находилась близко к Ричмонду. Латуидж сразу полюбил новых одноклассников и учителей, поэтому учиться было в удовольствие. Тогда автор проявлял особую любовь к математике.

Обратите внимание

Позже мальчик был вынужден пойти учиться в фешенебельную публичную школу Рагби, где автору нравилось значительно меньше. В школе особое внимание уделяли физическому воспитанию детей. Несмотря на нелюбовь к новой школе, Кэрролл показал себя образцовым учеником.

Особое место в жизни Кэрролла занимает художественное искусство. Часть жизни автор посвятил тому, что рисовал картины. Будучи мальчиком, он создавал собственные журналы для своих братьев и сестёр, которые им безумно нравились. Автор даже решился отправить несколько своих работ в крупное издательство, но там их отклонили.

Именно тогда в его жизни появилось новое хобби – фотография. Льюис фотографировал людей – своих друзей, подруг, братьев, сестёр и других близких родственников. Среди них была девочка по имени Элис.

Юношеские годы и первая работа

После публичной школы автор принимает решение поступить в колледж Крайст-Черч от Оксфордского университета. Здесь Льюис учится чуть хуже, чем в школе, однако снова проявляет чудесные способности в математических науках.

После окончания колледжа и несколько лет после этого, будущий автор становится бакалавром и читает лекции по математике в родном колледже.

Автор считал свою работу скучной, но оставался там из-за дохода, который ему приносила педагогическая деятельность.

Из-за того, что в XIX веке колледжи и университеты были тесно взаимосвязаны с религией, автору пришлось принять духовный сан. Это позволило творцу продолжить свою учебную деятельность в качестве лектора математических наук, но он всё ещё не был удовлетворён тем, чем занимается.

Как появилась Алиса

Возможно, Льюис Кэрролл остался бы лектором навсегда, если бы в 1856 в Крайст-Черч не сменилось бы руководство.

Главой учебного заведения стал Генри Лидделл, который приехал в город со своей женой и детьми. Писатель быстро завёл дружеские отношения с новым начальством и вскоре стал хорошим приятелем их семьи.

Именно одна из дочерей декана Генри Лиделла, Алиса, стала прототипом девочки из знаменитых книг Льюиса.

Важно

Также, как и своим братьям и сёстрам, Кэрролл любил рассказывать сказки детям Лиделла. Он сочинял их буквально на ходу, и дети всегда находили его рассказы забавными.

Однажды Алиса, дочка Лиделла, попросила Кэрролла в который раз рассказать интересную сказу ей и её сёстрам. Именно тогда Льюис впервые поведал будущий бестселлер, где маленькая девочка Алиса упала в норку кролика.

Чтобы детям было увлекательней слушать, Кэрролл сделал героиню похожую на всех трёх сестёр. Сёстры были в восторге от такого рассказа и даже заставили своего рассказчика записать историю на бумаге, чтобы перечитывать на ночь. Льюис торжественно вручил свою рукопись маленьким девочкам, а сам взял эту историю за основу своей будущей книги.

Литературная деятельность

Несмотря на такое количество увлечений, которые имел автор (математика, фотография, изобразительное искусство), реализоваться Льюис смог именно в литературе.

В 1865 году вышло его первое произведение «Алиса в стране чудес», которое мгновенно набрала популярность и стало распродаваться тысячами. Автор решил не терять время и уже в 1871 году выпустил свою вторую книгу «Алиса в Зазеркалье».

Произведение имело популярность не меньше, чем «Алиса в стране чудес».

Дети, читая эти рассказы, посмеются над ситуациями, которые происходят с Алисой. И только внимательный читатель заметит то, что во всех своих книгах автор затрагивал глубоко философские вопросы.

Льюис в своих произведениях рассуждает на тему мира и что мы в нём делаем.

Именно поэтому книга рекомендована для всех возрастов, ведь дети смогут от души посмеяться над Алисой, а взрослые задумаются над теми вопросами, которые освещает автор.

Остальные произведения автора не столь популярны среди читателей, среди них «Охота на Снарка», «Сильви и Бруно», «История с узелками», «Что черепаха сказала Аххиллу» и другие.

Многие утверждают, что мир созданный Льюисом не был бы таким необычным, если бы автор не употреблял опиум так часто. Из-за сильных головных болей и заиканий, врачи сказали пить автору опиумную настойку, что, впрочем, неудивительно, ведь в XIX веке опиумом лечили даже лёгкие головные боли.

Современные исследователи говорят, что автор был со своими причудами. Он вёл активную светскую жизнь, поэтому старался соответствовать всем стереотипам и ожиданиям от других людей. В связи с этим автор отчаянно хотел вернуться в детство, когда всё было гораздо проще и понятнее и достаточно было просто оставаться самим собой.

Совет

Автор страдал бессонницей и большую часть своего времени проводил исследования. Льюис был глубоко убеждён в том, что где-то есть выход за пределы реальности. Поэтому автор всегда пытался узнать больше, чем то, что предлагала наука того времени.

Умер  Льюис Кэрролл 14 января 1898 года в Гилфорде, графство Суррей. Похоронен там же, вместе с братом и сестрой на кладбище Восхождения.

(2

Источник: https://EnglandLife.ru/lyuis-kerroll/

Кэрролл Льюис

Лью́ис Кэ́рролл (англ. Lewis Carroll, настоящее имя Чарльз Лю́твидж До́джсон (традиционная русская передача; сам Кэрролл произносил свою фамилию Додсон, ˈdɒdsən, ряд современных словарей даёт произношение ˈdɒdʒsən), Charles Lutwidge Dodgson; 1832—1898) — английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф.

Наиболее известные произведения —«Приключения Алисы в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на Снарка». Родился 27 января 1832 в доме приходского священника в деревне Дарсбери, графство Чешир. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика.

 
Был левшой; по непроверенным данным, ему запрещали писать левой рукой, чем травмировали молодую психику (предположительно, это привело к заиканию). В двенадцать лет поступил в частную школу. В начале 1851 года переехал в Оксфорд, где поступил в Крайст-Чёрч, один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете.

Учился не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч.

Льюис Кэрролл читал эти лекции в течение следующих 26 лет, они давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны.

По уставу колледжа он принял духовный сан, но не священника, а только диакона (что давало ему право читать проповеди без работы в приходе).

Писательскую карьеру начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом Льюис Кэрролл.

Псевдоним «Льюис Кэрролл» образован из настоящих имён автора «Чарльз Лютвидж», которые являются соответствиями имён «Карл» (лат. Carolus) и «Людовик» (лат. Ludovicus); Доджсон выбрал другие английские соответствия этих же имён и поменял их местами.

Постепенно приобрёл известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях: «Комик таймс», «Трейн».

В 1864 году написал знаменитое произведение «Приключения Алисы в стране чудес».

Обратите внимание

Публиковал также много научных трудов по математике под собственным именем. В частности, разработал один из методов вычисления определителей (конденсация Доджсона). Одним из его увлечений была фотография.

В 1867 году диакон Доджсон вместе с богословом Генри Лиддоном посетил Россию. Это был период богословских контактов англиканской и православной церквей. Вместе с Лиддоном Кэрролл был принят в Москве и Сергиевом Посаде митрополитом Филаретом  и архиепископом Леонидом (Краснопевковым). Маршрут поездки был следующий: Лондон — Дувр — Кале — Брюссель — Кёльн — Берлин — Данциг — Кёнигсберг — Петербург — Москва — Нижний Новгород — Москва — Троице-Сергиева Лавра — Петербург — Варшава — Бреслау — Дрезден — Лейпциг — Эмс — Париж — Кале — Дувр — Лондон. Это была единственная заграничная поездка Кэрролла. Он описал её в книге «Дневник путешествия в Россию в 1867» (не предназначалась для печати, издана посмертно).

Льюис Кэрролл был холостяком. В прошлом считалось, что он не дружил с особами противоположного пола, делая исключение для актрисы Эллен Терри.

Наибольшую радость доставляла Кэрроллу дружба с маленькими девочками. «Я люблю детей (только не мальчиков)», — записал он однажды. …Девочки (в отличие от мальчиков) казались ему удивительно красивыми без одежды. Порой он рисовал или фотографировал их обнажёнными — конечно, с разрешения матерей.

Сам Кэрролл считал свою дружбу с девочками совершенно невинной; нет оснований сомневаться в том, что так оно и было. К тому же в многочисленных воспоминаниях, которые позже оставили о нём его маленькие подружки, нет ни намека на какие-либо нарушения приличий.

Читайте также:  Сочинения об авторе экзюпери

В последние десятилетия выяснилось, что большинство его «маленьких» подруг были старше 14, многие 16—18 лет и старше.

Сам Кэрролл также называл словом ребёнок не только маленьких девочек, но и женщин 20—30 и более лет.

В викторианской Англии конца XIX века девочки до 14 лет считались асексуальными. Дружба Кэрролла с ними была, с точки зрения тогдашней морали, совершенно невинной причудой. С другой стороны, слишком близкое общение с молодой женщиной (особенно наедине) строго осуждалось. Это и могло заставить Кэрролла своих знакомых женщин и девушек объявлять маленькими девочками, а их самих — занижать свой возраст.

Умер Лью́ис Кэ́рролл 14 января 1898 в Гилфорде, графство Суррей.

Источник: http://fb2.net.ua/publ/k/kehrroll_ljuis/10-1-0-177

Творчество и биография Льюиса Кэрролла кратко для детей

4 июля 1862 года — день, который в журнале Британского Королевского метеорологического общества охарактеризовали как пасмурный. Однако для Чарльза Доджсона и его маленьких подруг: Лорины, Эдит и Алисы Лиделл – он стал одним из самых солнечных в жизни. Кэрролл предложил девочкам отправиться к Темзе, чтобы совершить лодочную прогулку.

Алиса Лиделл, сидевшая на руле, заскучала и потребовала, чтобы Доджсон немедленно рассказал сказку, причем в ней должно быть как можно больше глупостей.

Чарльз не мог отказать своей любимице, и в отчаянной попытке изобрести новый сюжет он решил отправить героиню в путешествие по бесконечной кроличьей норе.

Так и родилась одна из величайших в мире сказок, которую с замиранием сердца перечитывают и дети, и взрослые во всем мире. Однако биография Льюиса Кэрролла не менее интересна, чем его произведения. Именно ей посвящена данная статья.

Чарльз Доджсон родился в графстве Чешир, в деревеньке Дэрсбери, в 1832 году. Родителями будущего математика и писателя стали священнослужитель Чарльз Джоджсон и Френсис Лютвидж.

Чарльз взял псевдоним в честь имен обоих родителей. На латыни Чарльз Лютвидж звучит как Карлюс Людовикус. Если поменять эти слова местами и вновь перевести на английский, выйдет Льюис Кэрролл – имя, которое в наше время известно каждому.

С детства Чарли был увлечен математикой. Когда пришло время выбирать специальность, сомнений не возникло: только математический факультет Оксфорда. Закончив обучение, Доджсон остался в университете на должности преподавателя.

Получив новый статус, Доджсон обосновался в уютном доме с башнями.

Важно

Молодой преподаватель быстро стал одной из оксфордских достопримечательностей, ведь его облик отличался своеобразием: слегка асимметричное лицо, один уголок губ поднят, другой опущен.

К тому же он довольно сильно заикался. Может быть, именно поэтому профессор был так одинок: он старался избегать знакомств и часами напролет гулял по окрестностям Оксфорда.

Лекции Доджсона студенты считали скучными: он сухим безжизненным голосом читал нужный материал, не пытаясь сделать занятие более интересным.

Биография Льюиса Кэрролла могла бы сложиться совсем иначе. В юности Доджсон мечтал стать художником: он неплохо рисовал и сам иллюстрировал свои небольшие рассказы. Однажды Доджсон даже отправил свои иллюстрации в журнал «Тайм». Правда, редакция не сочла их достаточно профессиональными для публикации.

Главным увлечением Чарльза стала фотография. В XIX веке фотолюбителям приходилось прилагать массу усилий, для того чтобы получить снимки: фотографии делались на специальных стеклянных пластинах, покрытых коллоидным раствором.

Однако эти трудности Доджсона не останавливали: он смог сделать замечательные фотопортреты Гексли, Теннисона, Фарадея.

Правда, критики считают, что лучшие свои работы Доджсон посвятил Алисе Лиделл – дочке ректора Оксфордского университета.

В апреле 1856 года Доджсон познакомился с очаровательными дочками ректора Оксфорда. И благодаря этой встрече биография Льюиса Кэрролла сделала крутой поворот.

Совет

Алиса Лиделл стала настоящей музой нелюдимого математика: именно ей он посвятил книгу, которая является одной из самых читаемых, издаваемых и цитируемых в мире.

До наших дней дошли многочисленные фотопортреты Алисы Лиделл: критики отмечают их несомненную художественную ценность. Однако дружба продлилась всего несколько лет.

Когда Алисе исполнилось 12, Чарльз Доджсон стал редким гостем в доме ректора Оксфорда. Биографы до сих пор спорят, в чем же заключается причина этого отчуждения. Поговаривают, что Доджсон был влюблен в Алису и даже сделал ей предложение руки и сердца.

Некоторые утверждают, что математик перешел рамки приличия в общении с девочкой. Последнее вряд ли является правдой: все встречи Джоджсона и сестер Лиделл происходили в присутствии взрослых людей.

Однако страницы дневника Кэрролла, повествующие об этом временном отрезке, вырваны и уничтожены. Поэтому многие не верят в то, что Льюис Кэрролл, биография на английском языке которого привлекает огромное количество внимания, испытывал к девочкам лишь дружеский интерес.

К тому же мать Алисы уничтожила большую часть снимков дочери, сделанных Доджсоном, а также сожгла адресованные девочке письма.

Однако, как бы там ни было, Доджсону удалось подарить Алисе Лиделл бессмертие: даже на ее могильной плите написано «Алиса из сказки Льюиса Кэрролла».

Говорят, Льюис Кэрролл (биография краткая приведена в данной статье) сумел на всю жизнь сохранить в себе детство. Возможно, именно этим объясняется, что все друзья математика были значительно младше него.

Обратите внимание

В детской компании Доджсон переставал заикаться, его речь становилась живой, он словно превращался в другого человека. Однако по мере взросления своих друзей Доджсон постепенно терял к ним интерес.

Дети вдохновляли его на творчество: стоит прочитать письма, которые писал математик своим маленьким знакомым, они не менее интересны, чем главное произведение Кэрролла.

Трудно сказать, что сделало сказку Кэрролла столь популярной. Может быть, все дело в многочисленных экспериментах с языком: так вольно обращаться с речью могут только маленькие дети.

Не исключено, что сказка помогает найти ответы на тонкие философские и логические вопросы: ведь историю эту обожают не только дети, но и взрослые.

К тому же биография Льюиса Кэрролла для детей доказывает, что этот человек был способен соединить вещи, которые кажутся противоположными: юмор и логику, математику и добрую сказку.

Кстати, многие полагают, что именно Кэрролл является основоположником парадоксальной литературы, герои которой нарушают логику на каждом шагу. Однако это не так.

Как ни странно, герои «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье» всегда следуют логике, правда, доводят ее при этом до абсурда.

Именно поэтому Льюис Кэрролл, краткая биография на английском языке которого весьма интересна любому, смог получить статус одного из величайших сказочников человечества.

Важно

Чарльз Доджсон не только создал одну из величайших в мире сказок, он словно воплотил в себе все архетипические черты викторианского чудаковатого ученого. Нелюдимый и неразговорчивый математик всегда носил высокий цилиндр и перчатки. Он редко веселился и вел почти аскетический образ жизни. Его труды по логике считаются математической классикой.

Однако у этой личности была и солнечная сторона. Биография Льюиса Кэрролла гласит, что он мог рассмешить любого ребенка, сочинял добрые сказки и письма, увлеченно рисовал и писал юмористические рассказы.

Кто знает, может быть, гениальность – это способность объединить в себе несоединимое? Если это так, то Чарльза Доджсона, более известного как Льюис Кэрролл, можно назвать одним из величайших гениев человечества.

Льюис Кэрролл, краткая биография для детей которого кажется удивительной, оставил после себя множество трудов по математике, писем и рассказов. Однако славу ему принесли две книги, посвященные Алисе Лиделл. Прочитать «Алису в Стране Чудес» и «Алису в Зазеркалье» стоит каждому: таких добрых, светлых и удивительных книг написано очень мало.

Источник: https://pimpavlov.blogspot.com/2016/10/blog-post_9.html

Краткая биография Льюис Кэрролл

КЭРРОЛЛ, ЛЬЮИС (Carroll, Lewis) (1832-1898; наст. имя – Чарлз Латуидж Доджсон, Charles Lutwidge Dodgson), английский детский писатель, математик, логик. Родился 27 января 1832 в Дарсбери близ Уоррингтона (графство Чешир). Чарлз Латуидж был третьим ребенком и старшим сыном в семье, где родилось четверо мальчиков и семь девочек.

Образованием юного Доджсона до двенадцати лет занимался отец, затем мальчика определили в грамматическую школу Ричмонда. Полтора года спустя он поступил в Рагби-Скул. Здесь он проучился четыре года, проявив выдающиеся способности к математике и богословию.

В мае 1850 был зачислен в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета и в январе следующего года переехал в Оксфорд. Победив в конкурсе на стипендию Боултера в 1851 и удостоившись отличия первого класса по математике и второго по классическим языкам и античным литературам в 1852, юноша был допущен к научной работе.

В 1855 он был назначен лектором по математике и оставался на этой должности до своей отставки в 1881. Доджсон жил при колледже до своей кончины в 1898.

Значительное число книг и брошюр по математике и логике свидетельствует о том, что Доджсон был добросовестным членом ученого общества.

Среди них – Алгебраический разбор пятой книги Евклида (The Fifth Book of Euclid Treated Algebraically, 1858 и 1868), Конспекты по алгебраической планиметрии (A Syllabus of Plane Algebraical Geometry, 1860), Элементарное руководство по теории детерминантов (An Elementary Treatise on Determinants, 1867) и Евклид и его современные соперники (Euclid and His Modern Rivals, 1879), Математические курьезы (Curiosa Mathematica, 1888 и 1893), Символическая логика (Symbolic Logic, 1896).

Дети интересовали Доджсона с юных лет; еще мальчиком он придумывал игры, сочинял рассказы и стишки и рисовал картинки для младших братьев и сестер.

Совет

Необычайно сильная привязанность Доджсона к детям (причем девочки почти вытеснили мальчиков из круга его друзей) озадачивала еще его современников, новейшие же критики и биографы не перестают умножать число психологических расследований личности писателя.

Из детских друзей Доджсона более всего прославились те, с кем он подружился ранее всех, – дети Лидделла, декана его колледжа: Гарри, Лорина, Элис (Алиса), Эдит, Рода и Вайолет. Любимицей была Элис, скоро ставшая героиней импровизаций, которыми Доджсон развлекал своих юных друзей на речных прогулках либо у себя дома, перед фотокамерой.

Самую необыкновенную историю он рассказал Лорине, Элис и Эдит Лидделл и канонику Дакуорту 4 июля 1862 близ Годстоу, в верховьях Темзы. Элис упросила Доджсона записать этот рассказ на бумаге, чем он и занимался на протяжении нескольких последующих месяцев. Затем, по совету Генри Кингзли и Дж.

Макдоналда, он переписал книгу для более широкого круга читателей, добавив еще несколько историй, прежде рассказанных детям Лидделла, и в июле 1865 выпустил в свет Приключения Алисы в Стране чудес (Alice's Adventures in Wonderland).

Продолжение, также из ранних рассказов и более поздних историй, поведанных юным Лидделлам в Чарлтон-Кингзе, близ Челтнема, в апреле 1863, вышло на Рождество 1871 (указан 1872) под названием Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса (Through the Looking-Glass and What Alice Found There). Обе книги проиллюстрировал Д. Тенньел (1820-1914), следовавший точным указаниям Доджсона.

И Страна Чудес, и Сквозь зеркало рассказывают о событиях, которые происходят как бы во сне. Дробление повествования на эпизоды позволяет писателю включить рассказы, в которых обыгрывались расхожие поговорки и присловья, вроде “улыбки Чеширского Кота” или “безумного шляпника”, либо забавно разворачивались ситуации таких игр, как крокет или карты.

Сквозь зеркало в сравнении со Страной Чудес отличается большим единством сюжета. Здесь Алиса попадает в зеркально отраженный мир и становится участницей шахматной партии, где пешка Белой Королевы (это Алиса) достигает восьмой клетки и сама превращается в королеву.

В этой книге тоже есть популярные персонажи детских стишков, в частности Шалтай-Болтай (Humpty Dumpty), с комично-профессорским видом трактующий “придуманные” слова в “Бармаглоте” (“Jabberwocky”). У Доджсона хорошо получались юмористические стихи, а некоторые стихи из книг об Алисе он напечатал в “Комик-таймс” (приложении к газете “Таймс”) в 1855 и в журнале “Трейн” в 1856.

Обратите внимание

Он опубликовал еще много стихотворных подборок в этих и других периодических изданиях, таких, как “Колледж Раймз” и “Панч”, анонимно либо под псевдонимом Льюис Кэрролл (сначала было латинизировано английское имя Чарлз Латвидж – получилось Каролус Людовикус, а затем оба имени поменялись местами и были вновь англизированы).

Этим псевдонимом были подписаны обе книги об Алисе и сборники стихов Фантасмагория (Phantasmagoria, 1869), Стихи? Смысл? (Rhyme? And Reason?, 1883) и Три заката (Three Sunsets, 1898). Известность получил также стихотворный эпос в жанре нонсенса Охота на Снарка (The Hunting of the Snark, 1876). Роман Сильвия и Бруно (Sylvie and Bruno, 1889) и его второй том Заключение Сильвии и Бруно (Sylvie and Bruno Concluded, 1893) отличаются сложностью композиции и смешением элементов реалистического повествования и волшебной сказки. Умер Кэрролл в Гилфорде 14 января 1898.

Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-lyuis-kerroll/

Льюис Кэрролл: к 185-летию со дня рождения

Льюис Кэрролл – английский писатель, логик, философ, фотограф, математик
27 января исполняется 185 лет со дня рождения писателя.

Льюис Кэрролл
(1832-1898)
«Все страньше и страньше! Все чудесатее и чудесатее! Все любопытственнее и любопытственнее! Все страннее и страннее! Все чудесится и чудесится!»

Биография Льюиса Кэрролла странным образом соединяет в себе строгость профессора математики и юмор, характерный для этого писателя.

Кэрролл родился в одной из небольших деревушек английского графства Чешир 27 января 1832 года, в семье священника Чарльза Доджсона. Его нарекли двойным именем, одно из них – Чарльз принадлежало отцу, другое – Лютвидж, досталось от матери.

В юном возрасте, увлекшись сочинительством стихов, Чарльз из двух своих имен придумал себе оригинальный псевдоним. Переведя оба этих имени на латынь, он переставляет слова местами, и затем, сделав их обратный перевод на английский язык, получает – Льюис Кэрролл.

Под этим псевдонимом вышло его самое популярное литературное произведение – «Алиса в стране чудес».

Среди многочисленных способностей, которыми обладал одаренный молодой человек, были и математические. Это и определило судьбу Чарльза Лютвиджа, который заканчивает Оксфорд, и в 23 года назначается профессором математики одного из колледжей данного учебного заведения.

Биография Льюиса Кэрролла могла бы сложиться совсем иначе. В юности Доджсон мечтал стать художником: он неплохо рисовал и сам иллюстрировал свои небольшие рассказы. Однажды Доджсон даже отправил свои иллюстрации в журнал «Тайм». Правда, редакция не сочла их достаточно профессиональными для публикации. Главным увлечением Чарльза стала фотография.

В XIX веке фотолюбителям приходилось прилагать массу усилий, для того чтобы получить снимки: фотографии делались на специальных стеклянных пластинах, покрытых коллоидным раствором. Однако эти трудности Доджсона не останавливали: он смог сделать замечательные фотопортреты Гексли, Теннисона, Фарадея.

Важно

Правда, критики считают, что лучшие свои работы Доджсон посвятил Алисе Лиделл – дочке ректора Оксфордского университета.

В апреле 1856 года Доджсон познакомился с очаровательными дочками ректора Оксфорда. И благодаря этой встрече биография Льюиса Кэрролла сделала крутой поворот.

Алиса Лидделл стала настоящей музой нелюдимого математика: именно ей он посвятил книгу, которая является одной из самых читаемых, издаваемых и цитируемых в мире.

До наших дней дошли многочисленные фотопортреты Алисы Лидделл: критики отмечают их несомненную художественную ценность. Однако дружба продлилась всего несколько лет.

Биографы до сих пор спорят, в чем же заключается причина этого отчуждения. Поговаривают, что Доджсон был влюблен в Алису и даже сделал ей предложение руки и сердца. Некоторые утверждают, что математик перешел рамки приличия в общении с девочкой.

Последнее вряд ли является правдой: все встречи Джоджсона и сестер Лидделл происходили в присутствии взрослых людей. Однако страницы дневника Кэрролла, повествующие об этом временном отрезке, вырваны и уничтожены.

Поэтому многие не верят в то, что Льюис Кэрролл, биография на английском языке которого привлекает огромное количество внимания, испытывал к девочкам лишь дружеский интерес. К тому же мать Алисы уничтожила большую часть снимков дочери, сделанных Доджсоном, а также сожгла адресованные девочке письма.

Читайте также:  Краткая биография сетон-томпсон

Однако, как бы там ни было, Доджсону удалось подарить Алисе Лидделл бессмертие: даже на ее могильной плите написано «Алиса из сказки Льюиса Кэрролла».

Алиса Лидделл

Совет

Трудно сказать, что сделало сказку Кэрролла столь популярной. Может быть, все дело в многочисленных экспериментах с языком: так вольно обращаться с речью могут только маленькие дети.

Не исключено, что сказка помогает найти ответы на тонкие философские и логические вопросы: ведь историю эту обожают не только дети, но и взрослые.

К тому же биография Льюиса Кэрролла для детей доказывает, что этот человек был способен соединить вещи, которые кажутся противоположными: юмор и логику, математику и добрую сказку.

Кстати, многие полагают, что именно Кэрролл является основоположником парадоксальной литературы, герои которой нарушают логику на каждом шагу. Однако это не так.

Как ни странно, герои «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье» всегда следуют логике, правда, доводят ее при этом до абсурда.

Именно поэтому Льюис Кэрролл, краткая биография на английском языке которого весьма интересна любому, смог получить статус одного из величайших сказочников человечества.

Чарльз Доджсон не только создал одну из величайших в мире сказок, он словно воплотил в себе все архетипические черты викторианского чудаковатого ученого. Нелюдимый и неразговорчивый математик всегда носил высокий цилиндр и перчатки.

Он редко веселился и вел почти аскетический образ жизни. Его труды по логике считаются математической классикой. Однако у этой личности была и солнечная сторона.

Обратите внимание

Биография Льюиса Кэрролла гласит, что он мог рассмешить любого ребенка, сочинял добрые сказки и письма, увлеченно рисовал и писал юмористические рассказы.

Кто знает, может быть, гениальность – это способность объединить в себе несоединимое? Если это так, то Чарльза Доджсона, более известного как Льюис Кэрролл, можно назвать одним из величайших гениев человечества.

Льюис Кэрролл

Знаете ли вы что 

• После прочтения «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье» королева Виктория пришла в восторг и потребовала принести ей остальные работы этого чудесного автора. Просьбу королевы, конечно, выполнили, но остальные работы Доджсона были целиком и полностью посвящены… математике.

• В англоязычных странах сказки Кэрролла занимают третье место среди наиболее цитируемых книг. Первое место заняла Библия, второе — произведения Шекспира.

• В целом учился Кэрролл не очень хорошо, но вот с математикой у него все было отлично, так что, став бакалавром, Льюис выиграл конкурс на чтение математических лекций — чем он и занимался последующие 26 лет. Нельзя сказать, что это очень нравилось самому Кэрроллу, но приносило неплохой заработок и давало возможность заниматься другими, более интересными делами.

• Математические наклонности не затмили тяги к литературе. Короткие рассказы и стихотворения будущий математик рассылал в различные журналы — тогда и появился его знаменитый псевдоним.

Уже в то время юный писатель приобрел определенную известность, его работы стали появляться на страницах серьезных английских изданий.

Математические же труды он публиковал под своим настоящим именем, а разработанный ученым метод вычисления определителей так и называется — конденсация Доджсона.

• Известному математику и писателю приписывают несколько изобретений: книжную суперобложку, дорожные шахматы, трехколесный велосипед, электрическую ручку, мнемоническую систему для запоминания имен и дат. А еще никтографию — инструмент для писания в потемках.

• Льюис Кэррол был диаконом. По уставу колледжа, в котором учился, а затем читал лекции, Кэрролл принял духовный сан, но не священника, а только диакона. Это давало ему право читать проповеди без работы в приходе.

• Льюис Кэрролл очень любил писать письма. Он даже поделился своими мыслями в статье «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма». А в 29 лет писатель завел журнал, в котором фиксировал всю входящую и исходящую корреспонденцию. За 37 лет в журнале было зарегистрировано 98 921 письмо.

• Первый перевод книги про Алису в России появился в 1879 году под названием «Соня в царстве дива» и вызвал резкую негативную реакцию критиков.

Интернет-ресурсы: 

Льюис Кэрролл (1832-1898) [Электронный ресурс] / / Льюис Кэрролл: сайт, посвященный жизни и творчеству. – Режим доступа: http://www.lewis-carroll.ru/interesnye-fakty.html 

Кэрролл Льюис. Все книги автора [Электронный ресурс] // RoyalLib: электронная библиотека. – Режим доступа: http://royallib.com/author/kerroll_lyuis.html 

Сказки Льюиса Кэрролла [Электронный ресурс] // Хранители сказок: собрание авторских и народных сказок. – Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/carroll/carroll.php 

Казарина, Кристина. Десять интересных фактов о Льюисе Кэрролле [Электронный ресурс] / К. Казарина // Комсомольская правда. – Режим доступа: http://www.ural.kp.ru/daily/26180/3069807/ 

Афоризмы и цитаты: 

Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.

***
– Ни в коем случае не представляй себе, что ты можешь быть или представляться другим иным, чем как тебе представляется, ты являешься или можешь являться по их представлению, дабы в ином случае не стать или не представиться другим таким, каким ты ни в коем случае не желал бы ни являться, ни представляться.

***
– Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?
– Никого, – сказала Алиса.
– Мне бы такое зрение! – заметил Король с завистью. – Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! А я против солнца и настоящих-то людей с трудом различаю!

***
– С чего начинать, Ваше Величество? – спросил он.
– Начни с начала, – важно ответил Король, – продолжай, пока не дойдешь до конца. Как дойдешь – кончай!

***
– План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.

***
– Выпить больше, чем ничего, – легко и просто. Вот если бы ты выпила меньше, чем ничего, – это был бы фокус!

***
– Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха – толковый словарь.

***
– Знакомьтесь! Алиса, это пудинг! Пудинг, это Алиса! Унесите!… Ну вот, вас только познакомили, а ты уже на него с ножом!

***
– Алиса удивилась, как это она не удивилась, но ведь удивительный день еще только начался и нет ничего удивительного в том, что она еще не начала удивляться.

***
– Не хрюкай. Выражай свои мысли как-нибудь по-другому!

***
– До самого красивого никогда не дотянешься.

***
– Если в мире все бессмысленно, – сказала Алиса, – что мешает выдумать какой-нибудь смысл?

***
– Вот это да! – подумала Алиса. – Кот с улыбкой – и то редкость, но уж улыбка без кота – это я прямо не знаю что такое!

***
– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
– Мне все равно… – сказала Алиса.
– Тогда все равно, куда и идти, – заметил Кот.
– … только бы попасть куда-нибудь, – пояснила Алиса.
– Куда-нибудь ты обязательно попадешь, – сказал Кот. – Нужно только достаточно долго идти.

***
– Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

***
– Серьезное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой, – сказал Чеширский Кот.
– А жизнь – это серьезно? – спросила Алиса.
– О да, жизнь – это серьезно!.. Но не очень…

***
– И-и-и-чхи! В этом – апчхи! – супе – чхи! – слишком много… а-а-а-пчхерцу!

***
– Ой, вообще, наверно, это от перцу люди делаются вспыльчивые, – продолжала она, очень довольная, что сама обнаружила вроде как новый закон природы, – а от уксуса делаются кислые… а от хрена – сердитые… а от… а от… а вот от конфет-то дети становятся ну прямо прелесть! Потому их все так и любят!

***
– У меня положение безвыходное, но я хоть брыкаться могу!

***
– Я расскажу все, что случилось со мной сегодня с утра, – сказала неуверенно Алиса. – А про вчера и рассказывать не буду, потому что тогда я была совсем другая.

***
– Во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти!
***
– Она всегда давала себе хорошие советы, хоть следовала им нечасто.

***
– … А уж кто хочет по-настоящему углубиться в науку, тот должен добраться до самого дна! Вот это и называется Законченное Низшее Образование! Но, конечно, это не каждому дано!..

***
– Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это. Так я и остался при высшем образовании…

***
– Не смеши языком, смеши делом!

***
– Что ты хочешь?
– Я хочу убить время.
– Время очень не любит, когда его убивают.

***
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове

***
– Все страньше и страньше! Все чудесатее и чудесатее! Все любопытственнее и любопытственнее! Все страннее и страннее! Все чудесится и чудесится!

Источник: http://lib.usfeu.ru/index.php/literaturnaya-stranichka/926-lyuis-kerroll-k-185-letiyu-so-dnya-rozhdeniya

Льюис, Кэрролл: сказочник и математик, фотограф и поэт

27 января 1832 года в графстве Чешир родился тот, кого впоследствии весь мир знал по псевдониму Льюис Кэрролл. Маленькая деревня Дэрсбери стала первым «пунктом назначения», который сохранила до наших дней биография великого автора Алисы из Страны Чудес.

Кэрролл – первый ребенок в семье, которую создали приходской священник Чарльз Доджсон и Фрэнсис Джейн Лютвидж. Впоследствии у будущего гениального писателя появились ближайшие родственники в лице семи сестер и трех братьев.

Но это было потом, а пока Чарльзу Лютвиджу Доджсону во время обряда крещения были даны имена отца и матери, и это были настоящие имена и фамилия человека, которого много позже мир узнал, как создателя Чеширского Кота и многих других волшебных персонажей. Папа Чарльз научил своих отпрысков таким обязательным, по его мнению, наукам, как закон Божий, словесность и основы естественных наук, «биография» и «хронология».

Льюис Кэррол

Отрочество и юность

Вторым местом, где маленький Льюис получал свои знания, стала грамматическая школа в городе Ричмонде. Обучение так понравилось ему, что уже через полгода ему удалось стать учеником Рагби Скул, элитной частной школы, знаменитой своими многовековыми традициями, действующей и поныне и являющейся альма-матер рэгби.

Здесь Льюис провел четыре весьма успешных года, поскольку был отмечен своими педагогами, как человек, обладающий выдающимися способностями в богословии и математике.

Так биография будущего знаменитого англичанина оказалась навсегда привязанной к Оксфорду, который стал местом проявления его незаурядных талантов в таких, казалось бы, различных областях знаний, как математика и классические языки.

Важно

Именно Оксфорд, а тогда еще только «начальный класс» этого престижнейшего английского вуза в виде Крайст-Черч-колледжа, явился для него местом жизни и творчества.

Он был зачислен в него в 1850-м, но уже через полгода юный Льюис Кэрролл (Lewis Carroll) сделал его местом своего постоянного жительства. В 1855-м, по окончании колледжа, будущий автор Алисы в Стране Чудес получил лестное приглашение сделать пребывание в Оксфорде постоянным.

Ему была дана должность профессора математики в одном из колледжей. Уже тогда он слыл завзятым театралом и увлекался фотографией. В 1861-м Льюис стал диаконом, чтобы соответствовать должности, но впоследствии правила вуза были изменены, и его дальнейшие шаги на пути проповедника слова Божьего были приостановлены.

Lewis Carrol

Начало творчества

Кэрролл стал автором множества трудов, в том числе научных, в таких областях знаний, как логика и математика.

Выдающийся литератор всех времен, он является также автором «Алгебраического разбора пятой книги Евклида», «Конспектов по алгебраической планиметрии», «Элементарного руководства по теории детерминантов», «Евклида и его современных соперников», «Математических курьезов» и «Символической логики».

Впрочем, без них биография этого мастера была бы лишена тех колоритных особенностей, которыми так характерны его бессмертные произведения. Его местом обитания стал небольшой уютный домик с башенками.

Мечта, которая вела его по жизни с юношеских времен – стать художником. Льюис начал реализовывать ее, делая иллюстрации в своих рукописных журналах, «издаваемых» для сестер и братьев.

Впоследствии рисование с помощью угля и карандаша привело его к искусству фотографии. Тогда это было весьма сложным процессом, долгие десятилетия Кэрролл не решался обнародовать плоды своего труда, и лишь в 1950-м о его недюжинном таланте рассказало издание «Льюис Кэрролл – фотограф».

Льюис был нелюдим, но ночам его мучила сильная бессонница, и говорил он с явными дефектами дикции, но зато отлично разбирался в театре, глубоким поклонником которого являлся. Бессонные ночи, во время которых Кэрролл убивал время математическими головоломками, называя их «полночными задачами», легли впоследствии в основу книги «Математические курьезы».

В 1867-м будущий писатель отправился в Россию, проехав по дороге всю Европу.

Льюис

Алиса и многое другое

Его любовь к детям послужила фундаментом для написания бессмертных творений. Деканская дочь Элис Лиддел, с которой он был очень дружен, сыграла в его жизни неоценимую роль. Именно она уговорила его зафиксировать на бумаге рассказанную ей историю. Это была типичная детская сказка.

Впоследствии его друзья, знаменитый сказочник Джордж Макдоналд и его коллега Генри Кингзли, настояли, чтобы Льюис переписал свой опус, сделав его привлекательным и для взрослых.

Прибавив к этому рассказу еще несколько, он в 1865-м создал шедевр, который мы теперь знаем под именем «Приключений Алисы в Стране Чудес».

Совет

Он оказался настолько успешным, что 6 лет спустя, в канун Рождества, писатель опубликовал «Алису в Зазеркалье».

Эти книги очень разноплановы, и именно этим, а еще своей предельной загадочностью, они так нравятся детям и взрослым.

Бессмертные творения, которые создал Льюис Кэрролл, постоянно цитируются, они являются источником для ссылок филологов и физиков, философов и лингвистов, психологов и математиков.

Статьи, фильмы, научные работы, книги, пьесы, поставленные по мотивам сказок об Алисе, свидетельствуют об исключительной гениальности их творца.

В своем творчестве он соединил такие далекие друг от друга компоненты, как литературный дар мышления математика и изощренную логику. Кэррол является создателем литературы парадоксов, в которой созданные им герои не вносят разлад в логику, но, напротив, доводят ее до абсурда.

Льюис Кэрролл смело экспериментирует с языком, затрагивает множество вопросов из логики и философии, а его многозначность привлекает к чтению детских сказок об Алисе крупных ученых. Льюис писал не только сказки, но и успешно пробовал себя в жанре юмористических стихов. В этом плане достаточно упомянуть его «Охоту на Снарка».

В 1898-м гениального создателя Алисы в Стране Чудес не стало, он умер от осложнения гриппа. Однако книги его живы и продолжают привлекать к себе внимание каждого нового поколения детей и взрослых во всем мире.

Источник: http://EnglishGid.ru/o-strane/lichnosti/lyuiskerrol.html

Льюис Кэрролл и его реальная жизнь

          АГЕНТ СМИТ:
          Одна жизнь имеет будущее. Другая — нет.
          (разговор в кабинете)

Льюис Кэрролл, настоящее имя – Чарльз Лютвидж Доджсон (Додсон). Дата рождения: 27 января 1832 года.

Место рождения: тихая деревушка Дерсбери, графство Чешир, Великобритания. Национальность: великобританец до мозга костей. Особые приметы: глаза ассиметричные, уголки губ подвернуты, глух на правое ухо; заикается. Род занятий: профессор математики в Оксфорде, дьякон.

Читайте также:  Краткая биография виан

Хобби: фотограф-любитель, художник-любитель, писаталь-любитель. Последнее подчеркнуть.

Обратите внимание

Наш именинник, на самом деле, личность неоднозначная. То есть, если представлять его числами, то получится не один, а два – или даже три. Считаем.

Чарльз Лютвидж Доджсон (1832 – 1898), закончивший школу с отличием по математике и латинскому яызыку, в последующие годы профессор Оксфордского университета, а также куратор преподавательского клуба (с присущими статусу и учреждению причудами!), благополучный и исключительно добропорядочный гражданин викторианского общества, отправивший за свою жизнь более ста тысяч писем, написанных четким убористым почерком, благочестивый дьякон англиканской церкви, талантливейший британский фотограф своего времени, одаренный математик и логик-новатор, на многие годы опередивший свое время, – это раз.

Льюис Кэрролл – любимый всеми детьми автор ставших классическими произведений «Приключения Алисы в стране чудес» (1865), «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса» (1871) и «Охота на Снарка» (1876), человек, три четверти свободного времени проводивший с детьми, способный часами без устали рассказывать детям сказки, сопровождая их забавными рисунками, и, отправляясь на прогулку, нагружавший свой саквояж всевозможными игрушками, головоломками и подарками для детей, которых он может повстречать, этакий Дед Мороз на каждый день – это два.

Возможно (только возможно, а не обязательно!), был еще и некий третий – назовём его «Невидимка». Потому что его никто никогда не видел. Человек, про которого сразу после смерти Доджсона специально сочинили миф, прикрывающий реальность, которой никто не знал.

Первого можно назвать успешным профессором, второго – выдающимся литератором. Кэрролл-третий – полный провал, Буджум вместо Снарка. Но провал международного уровня, провал-сенсация. Этот третий Кэрролл и есть самый значительный, самый гениальный из трех, он – не от мира сего, он принадлежит к миру Зазеркалья.

Одни биографы предпочитают говорить только о первом – Доджсоне-ученом, и втором – Кэрролле-писателе. Другие многозначительно намекают на всевозможные причуды третьего (про которого почти ничего не известно, а что известно, то невозможно доказать!).

Но на самом деле Кэрролл – как жидкий терминатор – был всеми своими ипостасями сразу – хотя каждая из них всем своим существом опровергала другие… Стоит ли удивляться тому, что у него были свои странности?

Ирония судьбы, или Желтый парик

Алиса. фото Льюиса Кэрролла

Первое, что мне приходит в голову, когда упоминают Льюиса Кэрролла – это, как ни странно, его любовь к маленьким девочкам, в том числе к Алисе Лиддел, семилетней красавице с широко раскрытыми глазами, дочери ректора, которая благодаря Кэрроллу превратилась в Алису сказочную.


Важно

Кэрролл, действительно, дружил с ней – многие годы, и в том числе после того, как она успешно вышла замуж. Он сделал много замечательных фотографий маленькой и большой Алисы Лиддел. И других знакомых девочек. Но «совы не те, кем они кажутся». Как отмечает в своем исследовании королева отечественного кэрролловедения Н.М.

Демурова, всем известная версия о «педофилизме» Кэрролла – мягко говоря, сильное преувеличение.

Дело в том, что родственники и друзья специально сфабриковали множество свидетельств о якобы великой любви Кэрролла к детям (и к девочкам, в частности) с целью скрыть его излишне активную светскую жизнь, которая включала множество знакомств с «девочками» вполне зрелого возраста – поведение, в то время абсолютно непростительное ни для дьякона, ни для профессора.

Выборочно уничтожив сразу после смерти Кэрролла многое из его архива и создав сильно «припудренную» биографию, родственники и друзья писателя сознательно мумифицировали память о нём как об этаком «дедушке Ленине», который очень, ну очень любил детей. Излишне говорить, насколько двусмысленным стал такой образ в двадцатом веке! (Согласно одной из «фрейдистских» версий, в образе Алисы Кэрролл вывел свой собственный детородный орган!) Репутация писателя, по иронии судьбы, пала жертвой сарафанного заговора, как раз и созданного с целью защитить его доброе имя и представить в выгодном свете перед потомками…

Алиса. Фото Кэрролла

Да, уже при жизни Кэрроллу приходилось «соответствовать» и прятать свою разностороннюю, активную и где-то даже бурную жизнь под непроницаемой маской викторианской респектабельности. Что и говорить, неприятное занятие; для такого принципиального человека, как Кэрролл, это было, несомненно, тяжелым бременем.

И все же, думается, в его личности скрывалось и более глубокое, более экзистенциальное противоречие, кроме постоянного страха за свою профессорскую репутацию: «ах, что будет говорить княгиня Марья Алексевна».

Тут мы вплотную подходим к проблеме Кэрролла-Невидимки, Кэрролла-третьего, живущего на темной стороне Луны, в Море Бессонницы.

Говорят, Кэрролл страдал бессонницей. В 2010 году, возможно, наконец будет снят и выпущен в прокат китчевый полнометражный фильм, главным героем которого станет сам Кэрролл.

Совет

Фильм, который поддерживают такие мэтры кинематографа, как Джеймс Кэмерон и Алехандро Ходоровский, должен называться «Фантасмагория: Видения Льюиса Кэрролла», а снимает его – кто бы вы думали? – ни кто иной, как… Мэрилин Мэнсон! (Подробнее я писал об этом здесь.)

Впрочем, даже если Кэрролла и в самом деле мучила по ночам бессонница, он так же не мог найти покоя и днём: ему постоянно надо было себя чем-то занять.

На самом деле, Кэрролл за свою жизнь придумал и написал столько, что просто диву даёшься (опять невольно вспоминается дедушка Ленин, также отличавшийся литературной плодовитостью!). Но в центре этого бурного творчества был конфликт.

Что-то тяготило Кэрролла: что-то помешало ему, например, жениться и завести детей, которых он так любил. Что-то отвратило его от пути священника, на который он было ступил в молодости.

Что-то одновременно подорвало его веру в самые основы человеческого бытия и дало ему силу и решимость идти по своему пути до конца. Что-то – громадное, как целый явленный нашим глазам мир, и непостижимое, как мир незримый! Что это было, мы можем теперь только догадываться, но в существовании этой глубочайшей «пропасти» сомневаться не приходится.

carroll&alice – очевидно, коллаж

Так, например, в отрывке, который Кэрролл (по совету Дж. Тенниела, художника, создавшего «классические» иллюстрации к обеим книгам про Алису) убрал при окончательной правке, содержится горькая жалоба на двойную – чтобы не сказать «двуличную», жизнь, которую ему пришлось вести под давлением общества. Приведу стихотворение полностью (в переводе О.И. Седаковой):

Когда легковерен и молод я был,
Я кудри растил, и берег, и любил.
Но все говорили: «О, сбрей же их, сбрей,

И желтый парик заведи поскорей!»

И я их послушал и так поступил:
И кудри обрил, и парик нацепил –
Но все закричали, взглянув на него:

“Признаться, мы ждали совсем не того!»

«Да, — все говорили, — он плохо сидит.
Он так не к лицу вам, он так вас простит!»
Но, друг мой, как было мне дело спасти? –

Уж кудри мои не могли отрасти…

Обратите внимание

И нынче, когда я не молод и сед,
И прежних волос на висках моих нет.
Мне крикнули: «Полно, безумный старик!»

И сдернули мой злополучный парик.

И все же, куда бы ни выглянул я.
Кричат: «Грубиян! Простофиля! Свинья!»
О, друг мой! К каким я обидам привык,

Как я поплатился за желтый парик!

Вот он, «видимый миру смех и невидимые миром слезы» Кэрролла-невидимки! Дальше следует уточнение:

— Я вам очень сочувствую, — сказала Алиса от души. — По-моему, если бы ваш парик сидел лучше, вас бы так не дразнили.

— Твой-то парик сидит прекрасно, — пробормотал Шмель, глядя на Алису с восхищением. — Это потому, что у тебя форма головы подходящая.

Сомнений быть не может: парик – это, конечно, совсем не парик, а социальная роль вообще, роль в этом сумасшедшем спектакле, который в старых добрых Шекспировских традициях разыгрывается на сцене целого мира.

Кэрролла – если, конечно, принять на веру, что в образе Шмеля Кэрролл изобразил себя самого, или свою «тёмную» половину (вспомните знаменитый автопортрет Кэрролла, где он сидит в профиль – да-да, это Луна, тёмная сторона которой никогда не будет видна!), – так вот, Кэрролла мучает и парик, и отсутствие кудрей, а также красота и лёгкость детства – этих идеально сидящих «париков» прелестных маленьких девочек.

Тот самый автопортрет

Вот какая «одна, но пламенная» страсть мучает дьякона: он вовсе не хочет секса с маленькими девочками, он хочет вернуться в детство, идеализированное в образе семилетней Алисы с «широко закрытыми глазами», которая естественным образом погружена в свою собственную Страну чудес! Ведь маленьким девочкам даже не надо прыгать в кроличью нору, чтобы оставить мир взрослых где-то там, далеко. А мир взрослых, со всеми его условностями – стоит ли он того, чтобы тратить на него жизнь? И вообще, чего на самом деле стоит весь этот мир, социальная жизнь и т.п., — спрашивает себя Кэрролл. Ведь люди вообще странные существа, которые ходят все время головами вверх и проводят половину жизни лежа под одеялом! «Life, what is it but a dream?» («Жизнь, это всего лишь сон») — так заканчивается первая сказка про Алису.

Голова профессора Доджсона

ТРИНИТИ:
Ты пришел сюда, потому что хочешь
узнать ответ на главный вопрос хакера.
НЕО:

Матрица… Что такое Матрица?

(разговор в ночном клубе)

До зубовного скрежета высокодуховный Кэрролл был мучим идеей экзистенциального, эзотерического прорыва в «настоящее», в Страну чудес, в мир вне Матрицы, в жизнь Духа. Он (как и все мы!) был тем самым злополучным «вечности заложником у времени в плену», и крайне остро это осознавал.

Важно

Характер Кэрролла отличало несгибаемое намерение реализовать свою мечту. Он работал целыми днями, не отрываясь даже на нормальную еду (в течение дня «в слепую» перекусывал печеньем) и зачастую просиживая долгие бессонные ночи за своими исследованиями.

Кэрролл, действительно, работал как безумный, но целью его работы было как раз довести свой разум до совершенства. Он мучительно осознавал себя запертым в клетку собственного разума, но разрушить эту клетку пытался, не видя лучшего метода, тем же самым средством – разумом.

Обладая блестящим интеллектом, профессиональный математик и способный лингвист Кэрролл пытался именно с помощью этих инструментов найти выход, ту самую запретную дверь в чудесный сад, которая привела бы его к свободе.

Математика и лингвистика – вот две сферы, в которых Кэрролл ставил свои эксперименты, эзотерические и научные одновременно – смотря с какой стороны посмотреть. Доджсон издал около десятка книг по математике и логике, оставив в науке свой след, но стремился он к гораздо более глубоким результатам.

Игра словами и числами была для него войной с реальностью здравого смысла – войной, которой он надеялся обрести мир вечный, бесконечный, непреходящий.

Повзрослевшая Алиса

По признанию современников, дьякон Кэрролл не верил в вечные адские муки. Осмелюсь предположить, что он, кроме того, допускал возможность выхода за пределы человеческого синтаксиса уже при жизни. Выхода и полного перевоплощения в другую реальность – реальность, которую он условно называл Страной чудес.

Допускал – и страстно желал такого освобождения… Разумеется, это всего лишь догадка.

В рамках христианской традиции, к которой, без сомнений, принадлежал дьякон Доджсон, это немыслимо, однако, например, для индуиста, буддиста или суфия такое «чеширское» исчезновение – вполне закономерно (как исчезновение по частями или целиком – для самого Чеширского кота!).

Совет

Факт, что Кэрролл без устали проводил эксперименты по своеобразному «прорыву Матрицы». Отказавшись от логики здравого смысла и применяя формальную логику как рычаг, «переворачивающий мир» (а точнее – привычные сочетания слов, которыми этот мир людьми описывается, вслух и про себя, в ходе размышлений), Кэрролл «научно нащупал» логику гораздо более глубокую.

Как выяснилось впоследствии, в XX веке, в своих математических, логических и лингвистических штудиях профессор Доджсон предвосхитил позднейшие открытия в математике и логике: в частности, «теорию игр» и диалектическую логику современных научных исследований. Кэрролл, мечтавший вернуться в детство, повернув время вспять, на деле опередил науку своей эпохи.

Но так и не достиг своей основной цели.

Блестящий, совершенный разум Доджона-математика и логика страдал, не в силах преодолеть пропасть, отделяющую его от чего-то, принципиально непостижимого разумом. Ту экзистенциальную пропасть, которая бездонна: в нее можно «лететь, лететь». И стареющий Доджсон летел и летел, становясь все более одиноким и непонятым. Эта пропасть не имеет имени.

Возможно, это то, что Сартр называл «тошнотой». Но поскольку человеческому разуму свойственно ко всему непременно приклеивать ярлыки, назовём её пропастью им. Снарка-Буджума. Это пропасть между человеческим сознанием, стремящимся к свободе, и бесчеловечностью окружающей его среды.

Окружающие (часть среды) считали Доджона-Кэрролла человеком с причудами, немного не в своём уме. А он знал, насколько сумасшедшие и причудливые все остальные – люди, которые «думают» словами, в то время как те играют в «королевский крокет» в их собственной голове. «Все здесь не в своём уме, и ты, и я», – говорит Чеширский Кот Алисе.

Реальность, когда к ней применяешь разум, становится еще безумнее. Она становится, разобраченная – миром «Алисы в стране чудес».

История жизни Доджсона-Кэрролла – это история поиска и разочарования, борьбы и поражения, а также того особого разочарования-поражения, которое приходит только после победы в конце долгого, длинной в целую жизнь, поиска. Кэрролл после долгой борьбы отвоевал своё место под солнцем, и солнце потухло.

«For the Snark *was* a Boojum, you see» – таким предложением (предложением своей головы, или (де-) капитуляцией) заканчивается последнее знаменитое сочинение Кэрролла – поэма-нонсенс «Охота на Снарка». Кэрролл добыл Снарка, и этот Снарк был Буджумом.

Вообще, биография Кэррола – это и есть история Снарка, который *был* Буджумом. Кэрролл-провал был тремя людьми: Морфеусом, который не нашел своего Нео, Тринити, которая тоже не нашла своего Нео, и самим Нео, который так и не увидел Матрицу как она есть.

Обратите внимание

История жидкого терминатора, которого никто не любил и не понимал как следует, и который растворился в небытие. История, которая не оставляет равнодушным.

Кэррол ввязался в борьбу, в которой человек разумный победить не может. Только лишь когда (и если! И это большое Если!) превзойдены мысли, за пределами ума появляются состояния, известные как интуиция.

Кэрролл как раз и пытался – интуитивно чувствуя, что ему это необходимо – развить в себе такую сверхспособность, вытащить себя за волосы из болота. Интуиция выше любого и всякого интеллекта: ум и интеллект оперируют с помощью слов, логики и ума (в которых Кэрролл достиг значительных высот) и потому ограничены.

Только состояние сверхлогики, интуиции превосходит логику разумную. Пока Кэрролл использовал свой ум, он был хорошим математиком, логиком-новатором, талантливым писателем.

Но когда перед ним вставал «город золотой» – Страна чудес, Лучезарные Гималаи Духа – он писал по вдохновению чего-то сверхчеловеческого, и эти проблески Высшего можно разглядеть даже сквозь перевод: Кэрролл, словно дервиш, кружится в своём мистическом танце, и перед нашим мысленным (а подчас и без-мысленным!) взором мелькают слова, числа, шахматные фигуры, стихи; наконец, постепенно, начинает проступать и сама фактура мира, линии Матрицы… Можно ли требовать от писателя большего? Это его подарок нам – что-то такое, чему он мог лишь позволить случиться, – наш дорогой дядюшка Кэрролл, математик-визионер, дьякон-театрал, шутливый пророк в неуклюжем желтом парике.

Текст подготовлен для «Частного Корреспондента»

Источник: https://www.peremeny.ru/blog/4027

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector