Шодерло де Лакло
Блистательный писатель и генерал артиллерии, “обладал душою Стендаля, всегда готовой дерзать, но шагал по жизни в маске, и его трудно было постичь.
” (Андре Моруа) Стендаль, встретивший Лакло в конце его жизни в Миланском оперном театре, поклонился старому худому человеку, рыжеволосому, одетому в черное.
Это был поклон ,исполненный глубочайшего уважения к автору одного щедевра, стоившего сотни перлов всей французской литературы- романа “Опасные связи “(1782 год).
Появление “Опасных связей”, впервые изданных в марте 1782 года, в Париже, сопровождалось необыкновенным успехом и даже скандалом! Успех объяснялся исключительными достоинствами самой книги, впоследствии названной мировым шедевром, а скандал возник оттого, вездесущая критика и общественное мнение сочли роман неприличным, почти ..порнографическим! Именно из-за этого перед Лакло закрылись двери многих столичных салонов и на карту оказалась поставленной даже его военная карьера! Писателя обвиняли в распущенности и – самое главное – любовании пороком.
Это и неудивительно, ведь главные герои его книги – люди, если будет позволено так выразиться, “насквозь” циничные, презирающие даже намек на нравственность и мораль!
Но, несмотря ни на что, они вызывают у читателя некоторую симпатию, чувство смешанное с восторгом и восхищением такой “ослепительной” аморальностью! (И это длится – замечу в скобках, – уже почти две сотни лет с лишком!) В этом и есть главный шарм и главная загадка романа.
Этого – то и испугалось добропорядочное “светское общество” прочтя первые главы романа Де Лакло.
Кем же был он, этот человек, вызвавший шквал негодования и в то же время бурю восторга во всей читающей (да и равнодушной к литературе тоже!) Франции? Каковы страницы его жизни?
Известно о нем не так уж и много, а что известно, то основательно подзабыто: Не каждому из нас интересно рыться в старых книгах и справочниках на запыленных временем полках. Разрешите мне выступить в роли архивариуса… Может быть, чуточку пристрастного, но все же…
Пьер – Амбруаз – Франсуа Шодерло де Лакло родился 18 октября 1741 года в Амьене, в семье чиновника – дворянина. Дворянство было не родовым, а пожалованным грамотой короля. Не обладая ни знатным происхождением, ни состоянием, он мог сделать карьеру только в военной сфере, чем и воспользовался. Закончив артелерийскую школу, служил в военных гарнизонах Страсбурга, Безансона, Ла-Рошели….
С 1769 по 1775 годы, в чине младшего лейтенанта, он проходил службу в Гренобле: причем совсем не скучая. По словам Андре Моруа, “он наблюдал жизнь местной знати, нравы которой были весьма легкомысленны.
Он любил болтать с дамами и выслушивать их признания, тем более, что все они ведь гораздо охотнее откровенничают с невоюющими поверенными своих чувств, чем с великими завоевателями сердец, и только ждут случая рассказать о своих любовных делах”.
Вся эта милая, легкая болтовня и послужила основой для романа, сводящего с ума с первых же страниц!
Де Лакло, по словам Андре Моруа, “был поклонником Руссо и Ричардсона. Он читал “Клариссу Гарлоу”, “Новую Элоизу”, “Тома Джонса” и это помогло ему изучить технику романа”.
В Гренобле, в светских салонах и пышных будуарах, он нашел своих персонажей.
Говорили, что тонким прообразом Маркизы де Мертей стала законодательница мод Гренобля, маркиза де ла Тур дю Пин- Монтобан. А в чертах шевалье дю Вальмонта можно отыскать самого автора. Но все это, повторяю, слишком тонко и условно, также как условно в литературе само понятие: “прототип”.
Кстати сказать, к моменту опубликования своего романа, де Лакло уже несколько “пообвыкся” на литературной стезе – сочинил немножко стихотворений, эротических сказок, пьес, оперных либретто, которыми восхищались любители домашних спектаклей и скучающие светские красавицы. Так что до романа оставалось всего то два шага. И капитан де Лакло их сделал.
Более того, создав роман, он пошел по стопам его главного героя, шевалье де Вальмонта и в 1783 году (*Точная дата – увы!- неизвестна – автор.) соблазнил дочь крупного военного чиновника, Соланж – Мари Дюперре, сестру французского адмирала.
В результате пылкой связи у него родился внебрачный сын. Правда через три года грешный союз был узаконен венчанием в церкви, а сорокатрехлетний Де Лакло стал самым верным и сентиментальным из мужей.
Вот отрывок из его письма мадам Де Лакло, написанный много позже: “Вот уже почти двенадцать лет, как я тебе обязан счастьем! Прошлое – порука будущего. Я с удовольствием замечаю, что наконец – то ты чувствуешь себя любимой, но всё же, разреши сказать тебе, что за двенадцать лет, ты могла в этом вполне убедиться…”
Между тем шедевр Лакло жил своей, отдельной жизнью. Книга наделала много шума. Только при жизни автора вышло пятьдесят ее изданий! Публика жаждала узнать подлинные имена персонажей и что греха таить, многие видели в героях свои черты, узнавали линии своих судеб и поступков.
Все общество и Версаль и Париж жаждало познакомиться с автором книги.
Командир полка, где служил Лакло даже нервничал: “Как так, столь способный офицер, артиллерист и вдруг ударился в написание какой – то скандальной беллетристики! Для военного пушки должны быть прежде романов!” Вероятно, вняв душой и сердцем увещеваниям командира полка, блистательный романист и психолог, Шодерло де Лакло решил похоронить свой литературный дар под толщей книг о фортефикации и артилерийском деле: В частности, он одним из первых приступил к созданию “полого ядра” – снаряда, изобретение которого совершило переворот в военном искусстве!
В одном из своих трудов по военному делу он подверг критике несколько положений теории Себастьена Вобана – крупного авторитета в этой области, чем вызвал гнев высших чинов, самого военного министра и, после неудачных попыток оправдаться, вынужден был уйти в отставку.
В этот трудный период друзья (виконт де Ноай, большой поклонник Лакло!) представили его герцогу Орлеанскому, Филиппу. Герцог принял де Лакло на службу и вскоре тот стал одним из видных деятелей партии герцога Филиппа, находящегося почти все время в опозиции королевской власти.
Автор “Опасных связей”, мастер литературной интриги и рискованного сюжета, стал искусным политическим интриганом, его обвиняли во множестве заговоров и скандалов, он множество раз крайне рискованно заигрывал с дамой по имени Смерть. Почти также, как и шевалье де Вальмонт, окончивший жизнь в дуэльном поединке: рискующий, циничный, целующий Смерти не только руки, но и уста!…
Историей не доказано, но похоже, Шодерло де Лакло был одним из тех, кто подготовил 18 брюмера. С приходом Бонапарта к власти его карьера взлетела резко вверх – он был восстановлен в армии в звании генерала артиллерии!
В 1792 году, во многом благодаря генералу де Лакло, в битве при Вальми была одержана победа республиканско – наполеоновской армии над коалицией австро – прусских войск и французских роялистов- одна из первых побед будущего Императора Франции.
Генерал Де Лакло участвовал в сражениях в составе Рейнской и Итальянской компаний, а затем получил назначение в Неаполитанскую армию, под командованием Маршала Мюрата; но в начале сентября 1803 года, едва прибыв на место назначения, генерал попал в лазарет.
5 сентября 1803 года он скончался не приходя в сознание. В местечке Торанто – по другому – Тарента (Италия), в маленьком, походном лазарете.
Врачи констатировали смерть в результате сильного нервного истощения и острой кишечной инфекции (дизентерия)
Он был похоронен на одном из островов, вблизи городка. В очень живописном месте.
На его могилу сослуживцы, кроме скромного венка, положили маленькую книжку, которую он всегда носил с собой.
Ту самую, единственную, сделавшую его знаменитым…
Второго романа, сентиментального, поучительного, рассказывающего о пылком любовном чувстве и счастливых брачных узах, генерал Де Лакло так и недописал. Сохранились лишь листки черновой рукописи.
Может быть этот роман сделал бы Шодерло Де Лакло еще более знаменитым, чем изысканный, холодный, скандально невозмутимый, рельефно отточенный, истинно французский,- в каждом абзаце, в каждой букве, в каждой точке!- первый?: Кто может знать? История не любит сентиментального вздоха “бы”: Его для нее не существует. Может, и к лучшему…
P.S. В 1815 году могила генерала Лакло была до основания разрушена неизвестными вандалами и осквернена Прах не найден.
Роман “Опасные связи” на русском языке, в полном объеме, с тщательными комментариями, издавался посл
едний раз в 1967 году, в знаменитой серии Всемирная Литература” Отдельных изданий – не перечесть!
Снято несколько киноверсий романа.. Герои генерала Лакло продолжают жить. Уже третье столетие.
Блистательный и тонкий Шодерло достиг своей цели, сказав в предисловии к переому изданию романа: ” Я решил написать произведение которое бы выходило за рамки обычного, вызвало большой шум и продолжало греметь, когда меня уже не будет”
* Я намеренно не пишу здесь о литературных достоинствах знаменитого шедевра. Каждый из вас, мой читатель, может взять в руки книгу и убедиться в правоте Андре Моруа сказавшего, что эта книга “возраста не имеет и написана для людей с чистым сердцем, несмотря на всю свою скандальность”.
Последние лучшие фильмы
Источник: http://kino-expert.info/people/shoderlo-de-laklo.html
Шодерло де Лакло – «Опасные связи» – краткое содержание романа
Шодерло де Лакло
Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де Лакло
Pierre Ambroise Fran?ois Choderlos de Laclos
Дата и место рождения – 18 октября 1741, Амьен, Королевство Франция
Дата и место смерти – 5 сентября 1803 (61 год), Таранто, Неаполитанское королевство
Французский генерал и изобретатель, известный главным образом как автор эпистолярного романа «Опасные связи».
Опасные связи
Les Liaisons dangereuses
Эпистолярный роман, увидевший свет в 1782 году. Единственное крупное художественное произведение французского генерала Шодерло де Лакло. Расценивается как один из лучших французских романов XVIII века. Роман представляет собой обширную переписку между участниками событий.
Всего роман состоит из 175 писем, первое из которых датировано 3 августа, а последнее 14 января. Согласно заверениям Шодерло де Лакло переписка подлинная, его участие ограничено лишь редакторской работой, о чём он сообщает читателю в «Предисловии редактора».
Персонажи
Сесиль Воланж — воспитанница монастыря. Богатая наследница, 60 тысяч ливров дохода.
Софи Карне — подруга Сесиль Воланж по монастырю. Адресат Сесиль. В действии романа участия не принимает.
Маркиза де Мертей
Виконт де Вальмон
Граф де Жеркур
Президентша де Турвель
Госпожа де Воланж — мама Сесиль
Шевалье Дансени — преподаватель Сесиль по музыке
Азолан
Госпожа де Розмонд — тётя Вальмона
«Опасные связи» краткое содержание романа
События, описанные в письмах, составляющих канву повествования, укладываются в небольшой промежуток времени: август — декабрь 17… г. Но за столь непродолжительный срок из переписки главных героев мы постигаем их жизненную философию.
Довольно длительные отношения связывают де Вальмона, главного героя, с его корреспонденткой, госпожой де Мертей.
Она остроумна, очаровательна и в общении с противоположным полом не менее опытна, чем он.
Итак, в начале повествования из письма маркизы де Мертей из Парижа, адресованного виконту де Вальмону, проживающему летом в замке у тётушки де Розмонд, мы узнаем о задуманной ею коварной интриге.
Маркиза, желая отомстить бросившему её любовнику, графу Жеркуру, предлагает Вальмону соблазнить будущую невесту графа, пятнадцатилетнюю Сесилию Воланж, воспитанницу монастыря, доход которой составляет шестьдесят тысяч ливров.
Но виконт отвечает отказом на это заманчивое предложение, так как увлечён президентшей де Турвель и не намерен останавливаться на полпути, поскольку эта дама, добродетельная супруга, гораздо более притягательна для Вальмона и победа над ней принесёт ему несравненно больше удовольствия, чем соблазнение пансионерки.
Госпожа де Турвель, скромная и благочестивая, наслышанная о бесчисленных романах Вальмона, с самого начала принимает ухаживания светского льва с опасением и недоверием. Но хитрому женолюбу все же удаётся расположить к себе недотрогу.
Обнаружив, что слуга президентши по просьбе своей госпожи следит за ним, он использует это в своих интересах.
Выбрав подходящий момент, на глазах у изумлённой толпы, среди которой, конечно же, оказывается и слуга, виконт спасает от разорения семью бедняка, щедро одаривая её крупной суммой денег.
Потрясённый слуга докладывает об увиденном госпоже, и расчёт Вальмона оказывается верным, так как в тот же вечер де Турвель одаривает виконта нежным взглядом, оценив его доброту, но тем не менее недоумевая: каким образом в нем уживаются распутство и благородство.
Виконт продолжает наступление и забрасывает госпожу де Турвель письмами, преисполненными нежностью и любовью, при этом с удовольствием пересказывая их содержание маркизе де Мертей, которая крайне недовольна этим его увлечением и настойчиво советует оставить сию сумасбродную затею.
Но Вальмон уже увлечён погоней за тем опьянением, которое снисходит на человека, когда во всем мире остаются только двое — он и его любовь. Это состояние, естественно, не может длиться вечно, но когда оно наступает, оно ни с чем не сравнимо.
Вальмон стремится именно к этим ощущениям — он бабник, он распутник, на его счету много побед, но лишь потому, что он мечтает испытать более глубокие чувства.
Начиная волочиться за не в меру стыдливой супругой судьи, «божественной святошей» госпожой де Турвель, виконт не предполагает, что, по иронии судьбы, это именно та женщина, которую он искал всю жизнь.
Меж тем мы узнаем историю молодых влюблённых, Сесилии Воланж и кавалера Дансени, которые оказались вовлечёнными в интриги Вальмона и Мертей. Дансени, учитель музыки, дающий Сесилии уроки пения, влюбляется в девушку и не без основания надеется на взаимность.
За воспитанием чувств двух молодых людей с интересом наблюдает маркиза де Мертей. Сесилия очарована этой женщиной и в откровенных беседах поверяет ей все свои тайны, проявляя первые порывы неопытного сердца.
Маркиза заинтересована в том, чтобы брак Сесилии и графа де Жеркура не состоялся, поэтому она всячески поощряет это внезапно вспыхнувшее чувство.
Именно маркиза устраивает молодым свидания наедине, выпроваживая госпожу Воланж из дома под разными благовидными предлогами. Но ловкая сводница недовольна медлительностью Дансени, она ждёт от него более решительных действий, поэтому обращается к Вальмону с просьбой заняться неопытным красавцем и преподать ему науку любви.
В одном из писем госпожа де Мертей излагает свою историю и свои жизненные правила. Великолепная де Мертей — женщина, которая смогла завоевать себе место в высшем свете французской монархии благодаря своей внешности, дерзости и остроумию.
С юных лет она внимательно прислушивается ко всему, что от неё желают утаить. Это любопытство научило маркизу искусству притворства, и истинный образ её мыслей стал лишь её тайной, людям же показывалось только то, что было выгодно.
После смерти мужа вдова на год уезжает в деревню, а по окончании траура возвращается в столицу.
Прежде всего она заботится о том, чтобы прослыть непобедимой, но достигает этого весьма оригинальным способом.
Обманщица принимает ухаживания только тех мужчин, которые ей безразличны, поэтому оказать сопротивление неудачливым поклонникам не стоит ей никакого труда; многочисленным любовникам же, перед которыми маркиза притворяется скромницей, она запрещает проявлять к ней внимание на людях, поэтому в обществе у неё репутация женщины недоступной и благочестивой.
Г-жа де Мертей признается в письме к Вальмону, что он был единственным из её увлечений, которое на миг приобрело над нею власть, но в данный момент она вступает в игру с де Преваном, человеком, прилюдно заявившим о своём намерении покорить «гордячку».
Расправа с наглецом последовала незамедлительно. Через несколько дней маркиза, с удовольствием смакуя подробности и торжествуя победу, описывает Вальмону это приключение. Искусительница благосклонно принимает ухаживания Превана и обнадёживает его, приглашая к себе на званый ужин.
После карточной игры все гости расходятся по домам, Преван же, по договорённости с маркизой, прячется на потайной лестнице, и в полночь проникает к ней в будуар. Как только он оказывается в объятиях прелестницы, она изо всех сил начинает звонить, призывая в свидетели слуг.
После этого скандала Преван уволен из части, в которой служит, и лишён офицерского звания, а маркиза не позволяет, таким образом, усомниться в своём благочестии.
Вальмон тем временем, желая проверить, какое впечатление произведёт на г-жу де Турвель его отъезд, покидает на время замок. Он продолжает пылко объясняться в любви, и де Турвель, огорчённая отъездом виконта, понимает, что влюблена.
Она, напуганная своими чувствами, пытается побороть их, но это оказывается ей не под силу.
Как только Вальмон замечает перемену в своей нежной святоше, он тут же проявляет интерес к юной Воланж, обращая внимание на то, что она очень хорошенькая и влюбиться в неё, подобно Дансени, было бы глупостью, но не поразвлечься с ней не менее глупо.
К тому же малютка нуждается в утешении. Маркиза де Мертей, раздосадованная медлительностью Дансени, находит способ растормошить его. Она считает, что ему нужны препятствия в любви, ибо счастье усыпляет его.
Поэтому она рассказывает г-же Воланж о переписке её дочери с Дансени и об опасной связи между ними. Разгневанная мать отправляет Сесилию из Парижа в замок, а молодые люди подозревают в предательстве служанку. Маркиза просит де Вальмона стать посредником между влюблёнными и их советчиком.
Вскоре Вальмон завоёвывает доверие неискушённой Сесилии, убедив её в своей преданности и дружбе.
В письме к маркизе наш герой-любовник описывает свою очередную победу. Ему не приходится придумывать никаких способов обольщения Сесилии, он проникает ночью в спальню девушки и не получает отпора.
Более того, вскоре маркиза в ответ расписывает Вальмону, как хорош пылкий любовник Дансени.
Итак, юные влюблённые получают первые чувственные уроки в постелях наших главных героев, проявляя свою истинную невинность с её любопытством и стыдливостью.
В одном из писем Вальмон жалуется маркизе на госпожу де Турвель. Он был уверен, что та всецело в его власти, но её неожиданный отъезд, который виконт расценивает как побег, спутал все его карты.
Он в недоумении: какой рок привязывает его к этой женщине, ведь есть сотни других, жаждущих его внимания, но нет теперь ни счастья, ни покоя, и перед ним одна цель — обладать г-жой де Турвель, которую он так же пылко ненавидит, как и любит.
Оказавшись дома у прекрасной затворницы (со дня своего возвращения в Париж она никого не принимает), виконт покоряет эту недотрогу.
Он на верху блаженства. Клятвы в вечной любви, слезы счастья — все это описано в письме к маркизе, которой он напоминает о пари (если ему удастся соблазнить де Турвель, то маркиза подарит ему ночь любви) и уже с упоением ждёт обещанного вознаграждения.
Три месяца он добивался г-жи де Турвель, но, если ею занят был его ум, значит ли это, что сердце тоже порабощено? Сам Вальмон уклоняется от ответа, он пугается истинного чувства и бросает свою возлюбленную.
Этим он наносит ей смертельную рану, и она скрывается в монастыре, где спустя две недели умирает от горя.
Вальмон же, узнав от горничной, что госпожа отправилась в монастырь, вновь обращается к маркизе с просьбой о встрече. Но Мертей проводит все своё время с Дансени и отказывается принимать Вальмона. Он оскорблён и объявляет своему бывшему другу войну.
Виконт отправляет Дансени письмо, в котором напоминает молодому человеку о существовании Сесилии, жаждущей внимания и любви и готовой встретиться с ним той же ночью, то есть Дансени должен сделать выбор между кокетством и любовью, между наслаждением и счастьем. Дансени, не предупредив маркизу о том, что их ночное свидание отменяется, встречается со своей юной возлюбленной.
Маркиза приходит в ярость, получив при пробуждении записку от Вальмона: «Ну как вы находите утехи истёкшей ночи?..» и придумывает способ жестоко отомстить ему.
Она показывает записку Дансени и убеждает его вызвать виконта на дуэль. Вальмон погибает, но перед смертью он открывает Дансени глаза на маркизу де Мертей, показывая множество писем, свидетельствующих о регулярной переписке между ними.
В них она рассказывает о себе, притом самым беззастенчивым образом, скандальные истории. Дансени не делает из этого тайны. Поэтому вскоре маркизе приходится пережить жестокую сцену.
В театре она оказывается одна в своей ложе, хотя всегда рядом с ней бывало много поклонников, после же спектакля, выйдя в фойе, она освистана присутствующими мужчинами; чаша её унижения переполняется, когда господин де Преван, нигде не появлявшийся после своего приключения, входит в фойе, где все его радостно приветствуют. Нет сомнения, что ему в дальнейшем вернут и должность, и чин.
Маркиза, переболев оспой, оказывается ужасно обезображенной, и кто-то из её знакомых произносит фразу, подхваченную всеми: «Болезнь вывернула её наизнанку, и теперь её душа у неё на лице».
Она бежит в Голландию, прихватив с собой бриллианты на очень крупную сумму, которые подлежали возвращению в наследство её мужа. Сесилия Воланж, узнав о смерти де Турвель и Вальмона и о позоре маркизы, уходит в монастырь и приносит обет послушницы.
Дансени покидает Париж и отправляется на Мальту, где намерен навсегда остаться и жить вдали от света.
Шодерло де Лакло – «Опасные связи» – краткое содержание романа обновлено: Октябрь 28, 2016 автором: interesno-vse.ru
Источник: https://interesno-vse.ru/?p=13676
Шодерло де Лакло, Писатель: фото, биография, фильмография, новости – Вокруг ТВ
Шодерло де Лакло – французский писатель. Шодерло де Лакло прославился благодаря своему произведению «Опасные связи», прогремевшему на весь мир. Полное имя писателя — Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де Лакло.
«Как так, столь способный офицер, артиллерист и вдруг ударился в написание какой — то скандальной беллетристики! Для военного пушки должны быть прежде романов!»
Шодерло де Лакло родился 18 октября 1741 года во Франции, город Амьен, в семье чиновника — дворянина. Однако дворянство отца было не родовым, а пожалованным грамотой короля. Поскольку у Шодерло де Лакло не было ни знатного происхождением, ни состояния, он мог сделать карьеру только будучи военным, чем и воспользовался.
Произведения Шодерло де Лакло/ Choderlos de Laclos
Андре Моруа: «Шодерло де Лакло наблюдал жизнь местной знати, нравы которой были весьма легкомысленны. Он любил болтать с дамами и выслушивать их признания, тем более, что все они ведь гораздо охотнее откровенничают с невоюющими поверенными своих чувств, чем с великими завоевателями сердец, и только ждут случая рассказать о своих любовных делах».
Так Шодерло де Лакло и набирался историй, которые впоследствии вылились в нашумевший роман «Опасные связи» в 1782 году.
«Опасные связи» мгновенно полюбились читателям. Главные герои книги — люди циничные, презирающие нравственность и мораль! Ведущие критики и общественное мнение сочли роман неприличным, порнографическим, что почти поставило под угрозу карьеру автора.
С момента создания «Опасных связей» деятели кино и театра не перестают использовать полюбившийся сюжет в своих работах.
Самыми известными экранизациями романа Шодерло де Лакло являются «Опасные связи» 1988 года (Гленн Клоуз, Джон Малкович и Мишель Пфайффер) и «Жестокие игры» 1999 года (Риз Уизерспун, Райан Филипп, Сара Мишель Геллар, Сэльма Блэр и Джошуа Джексон).
- Опасные связи (2012)
- Скрываемый скандал (2003)
- Опасные связи (мини-сериал, 2003)
- Жестокие игры (1999)
- The Dangerous Liaisons (ТВ, 1994)
- Вальмон (1989)
- Опасные связи (1988)
- Nebezpecné známosti (ТВ, 1980)
- Les liaisons dangereuses (ТВ, 1980)
- Kiken na kankei (1978)
- Верная женщина (1976)
- Gesellschaftsspiel (ТВ, 1966)
- Опасные связи (1959)
Источник: https://www.vokrug.tv/person/show/shoderlo_de_laklo/
История всемирной литературы. 18 век. Обломиевский Д. Д. Шодерло де Лакло
|
Обломиевский Д. Д.
Шодерло де Лакло // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 5. — 1988. — С. 145—147.
Электронная публикация: ФЭБ
Адрес ресурса: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-1452.htm
ШОДЕРЛО ДЕ ЛАКЛО
Особое место в прозе конца века принадлежит роману Пьера-Амбруаза Шодерло де Лакло (1741—1803) «Опасные связи» (1782). Эта книга не укладывается в рамки сентиментализма; в ней сильны тенденции реалистического отражения действительности. «Опасные связи» — это роман в письмах, по своему жанру явившийся дальнейшим развитием повествовательных приемов Ричардсона и Руссо. Мы имеем дело в «Опасных связях» не столько с рассказом о событиях, сколько с предположениями о будущих событиях, с жизненными планами героев или с последующим анализом этих событий. Душевные переживания, связанные с планированием событий или с воспоминанием о них, составляют в первую очередь содержание романа.
Поскольку в «Опасных связях» всегда на первом плане то или иное состояние души человека, многие персонажи изображаются в романе совершенно так же, как герои в романах Ричардсона или Руссо — не такими, каковы они на самом деле, а такими, какими они представляются другим. Это придает своеобразную объемность. Так, Вальмон то таков, каким рисуется президентше де Турвель, судя по ее письмам к г-же де Воланж, то таков, каким воображают его себе Сесиль де Воланж и кавалер Дансени в их письмах, то близок к тому, каким хочет казаться маркизе де Мертей, и т. д. Это или раскаявшийся соблазнитель, или «истинно любезный» человек, делающий все для других, человек необыкновенный, обладающий «добрым сердцем», или лживый и опасный распутник, бесчестный и преступный, жестокий и злой, или, напротив, существо в конечном счете слабое, пытающееся перехитрить других, но само попадающее в конце концов в капкан. Двоится, троится и образ маркизы. То она такая, какой она представляется Дансени и Сесили, то такая, какой видит ее г-жа Воланж, рассказывающая о ней президентше, то такая, какой она видится себе самой, о чем свидетельствуют ее письма к Вальмону, которому она рассказывает историю своей жизни.
Другой существенной особенностью романа, тесно связанной с традициями сентиментализма, является резкое отличие в нем персонажей, переживания которых наиграны, неискренни, от тех, чьи чувства подлинны. Первые играют роль, надевают на себя маску. Вторые выражают то, что действительно чувствуют и сознают. Письма первых передают лишь сконструированные состояния души, в письмах вторых мы находим действительные, на самом деле существующие чувства и страсти. К первым персонажам относится виконт де Вальмон, соблазнитель молодой девушки Сесиль де Воланж и замужней женщины — президентши де Турвель; а также маркиза Мертей, вдохновляющая его на эти поступки, убеждающая его посмеяться над президентшей, соблазнить, а затем изменить ей на ее глазах, думающая, как бы отомстить будущему мужу Сесиль графу де Жеркуру, который когда-то покинул маркизу. Вторую группу персонажей составляют сама президентша де Турвель, полная набожных, добродетельных чувств, видящая в Вальмоне раскаявшегося грешника, а в самой своей любви к нему заботу о его душе, а также Сесиль и кавалер Дансени, которые оба любят друг друга чисто и неиспорченно, без всякой задней мысли, без попыток кого-либо обмануть, совратить или кому-нибудь отомстить. Сесиль недаром представляется маркизе глупой и простодушной, а в Дансени виконт де Вальмон видит человека чересчур нерешительного и совестливого.
Дансени уделяет очень много места рассказу о своем чувстве. Он горячо любит Сесиль, беспокоится о ней, тревожится, думает о ней беспрестанно. В то же время Вальмон, повествуя в письмах о своих любовных предприятиях, ведет о них рассказ в стиле военных реляций, сообщая о том, например, как президентша де Турвель прислала ему «план капитуляции», как сам он «вынудил противника принять бой», добился преимущества в выборе места сражения и диспозиции, сумел усыпить бдительность врага, чтобы застать его врасплох, смог, обеспечив себя надежной базой, укрыться в ней и сохранить все ранее завоеванное. Он вспоминает, информируя маркизу де Мертей о своем любовном поединке с президентшей де Турвель, о Тюренне, о Фридрихе, о Ганнибале. Что касается маркизы де Мертей, она в письмах к Вальмону более всего говорит не о том, что она чувствует, а о своих планах мести, о замыслах, намерениях, о своем вмешательстве в душевную жизнь других людей. Она рассказывает, например, о том, как она сделалась госпожой ума и сердца Сесили, как она вскружила ей голову, посеяла в ее душе сомнения. Сообщая о своем поведении, маркиза все время подчеркивает расхождение между подлинными своими настроениями и тем, как она представляется другим. Она делает вид, что согласна с аргументами Сесили, тогда как на самом деле думает совсем иначе. Она испытывает удовольствие, появляясь перед окружающими в различных обликах. Она скрывает от окружающих свои истинные побуждения и чувства. Так, если она испытывает печаль, то старается принять вид беззаботный и даже радостный.
Подчеркивая различие между персонажами типа маркизы де Мертей и персонажами, вроде кавалера Дансени, Лакло показывает при этом конечное поражение рассудочного, рационального, победу природной страсти даже у таких героев, как маркиза и виконт. В этом и сказывается сентименталистский аспект романа, подчеркивающий примат чувства над разумом, чистоту природы и испорченность цивилизации.
Очень характерно в этой связи, что даже хитроумный Вальмон влюбляется в конце концов в президентшу де Турвель, которую так долго старался покорить, попадает в ловушку, им же самим расставленную. И только под влиянием маркизы, которая возбуждает в нем чувство оскорбленного самолюбия, он преодолевает свою любовь, фактически насмехаясь над президентшей, изменяя ей на ее глазах с куртизанкой. Аналогичный процесс обнаруживает Лакло и у маркизы де Мертей. Она очень много рассуждает о роли сознания в жизни, строит все свое поведение, подчиняя его рассудку. Но и она оказывается в конце концов во власти бессознательного чувства и, забыв обо всем, ревнует Вальмона к президентше.
Очень важно, что в своем представлении о мире Лакло в целом исходит из социальных критериев. Проводя резкую дифференциацию героев, распределяя их как бы по двум категориям, Лакло кладет в основу различия между ними разграничение двух сфер в обществе, двух социальных кругов, к которым принадлежат эти персонажи. Маркиза де Мертей и виконт де Вальмон — это представители богатого дворянства, аристократии. Президентша де Турвель относится к буржуазии, близок ей и кавалер Дансени, не обладающий ни чинами, ни богатством, ни особой знатностью. Сесиль де Воланж, правда, по своему происхождению принадлежит к знатному и богатому дворянству, но она еще не относится к власть имущим, находится в подчинении у своей матери, г-жи де Воланж.
«Опасные связи» кончаются катастрофой, действие приводит большинство персонажей или к гибели, или к несчастью, причем погибают, терпят поражение и отрицательные, и положительные действующие лица. На дуэли погибает виконт де Вальмон, застреленный Дансени. Маркиза де Мертей, разоблаченная в своих преступных замыслах и деяниях общественным мнением, кончает свои дни за границей, всеми забытая. В то же время г-жа де Турвель, соблазненная в конце концов де Вальмоном и покинутая им, тяжело заболевает и умирает, а Сесиль де Воланж, обесчещенная Вальмоном, уходит в монастырь. Дансени разделывается на дуэли со своим соперником Вальмоном, но оказывается также в числе потерпевших поражение, утратив навсегда Сесиль. Судьбы де Вальмона и де Мертей показывают, что отрицательное начало, связанное со старым режимом, уже не так сильно, чтобы безраздельно, до конца торжествовать над добром. Зло в романе наказывается. И вместе с тем носители положительного начала — г-жа де Турвель, Дансени и Сесиль — еще недостаточно сильны, чтобы полностью одержать победу над злом.
|
Источник: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/ivl-18-vek/oblomievskij-shoderlo-de-laklo.htm
Афоризмы Шодерло де Лакло
Французский генерал и писатель – Шодерло де Лакло родился 18 октября 1741 г., Амьен, Франция, в небогатой дворянской семье.
Несмотря на литературные интересы, и гуманитарное образование, молодой Пьер-Амбруаз выбрал военную карьеру, окончив в 1763 г. артиллерийское училище в чине лейтенанта. С 1769 по 1775 гг. проходил службу в Гренобле, нисколько не скучая, а с удовольствием наблюдая жизнь местной знати, нравы которой были весьма легкомысленны.
Наряду с военной службой Лакло находил время для занятий литературой. Славу ему принёс роман «Опасные связи» (1782), который представлял собой глубокую и острую сатиру на образ жизни французской аристократии. Успех романа был мгновенным.
Имя Шодерло де Лакло стало знаменитым, роман его передавался из рук в руки, им зачитывались.
Блистательный и тонкий Шодерло достиг своей цели, сказав в предисловии к своему роману: » Я решил написать произведение, которое бы выходило за рамки обычного, вызвало бы большой шум и продолжало греметь, когда меня уже не будет».
Но вездесущая критика сочла роман неприличным, почти порнографическим! Именно из-за этого перед Лакло закрылись двери многих столичных салонов. На карту была поставлена даже его военная карьера! Писателя обвиняли в распущенности и – самое главное – любовании пороком.
Более того, создав роман, он пошел по стопам его главного героя, соблазнил дочь крупного военного чиновника, Соланж – Мари Дюперре, сестру французского адмирала. В результате пылкой связи у него родился внебрачный сын. Правда через три года грешный союз был узаконен венчанием в церкви, а сорокатрехлетний Лакло стал самым верным и сентиментальным из мужей.
Между тем шедевр Лакло жил своей, отдельной жизнью. Книга наделала много шума. Только при жизни автора вышло пятьдесят ее изданий!
Командир полка, где служил Лакло, волновался: «Как так, столь способный офицер, артиллерист и вдруг ударился в написание какой-то скандальной беллетристики! Вняв уговорам командира, блистательный романист и психолог, Шодерло де Лакло решил похоронить свой литературный талант. Он одним из первых приступил к созданию «полого ядра» – снаряда, изобретение которого совершило переворот в военном искусстве!
Кроме того, он считается изобретателем современной системы нумерации домов на улицах Парижа (четные на одной стороне, нечётные – на другой).
В начале революции Лакло познакомился с герцогом Орлеанским, был его секретарём. Его обвиняли во множестве заговоров, интриг и скандалов, он много раз рискованно заигрывал со смертью. В марте 1793 г. Лакло был посажен в тюрьму и освобождён лишь после падения Робеспьера.
С приходом Бонапарта к власти его карьера взлетела резко вверх, Лакло был восстановлен в армии в звании генерала артиллерии! Генерал де Лакло участвовал в сражениях в время Рейнской и Итальянской компаний, а затем получил назначение в Неаполитанскую армию, под командованием Маршала Мюрата. Но в начале сентября 1803 г. прибыв на место назначения, генерал попал в лазарет.
5 сентября 1803 года он скончался, не приходя в сознание, в местечке Торанто (Италия), в маленьком, походном лазарете. Врачи констатировали смерть в результате сильного нервного истощения и острой кишечной инфекции (дизентерия).
Шодерло де Лакло был похоронен на одном из островов в очень живописном месте. На его могилу, кроме скромного венка, положили маленькую книжку, которую он всегда носил с собой, ту самую, единственную, сделавшую его знаменитым.
Второго романа, сентиментального, рассказывающего о пылком любовном чувстве и счастливых брачных узах, генерал так и не дописал. Может быть, этот роман сделал бы Шодерло де Лакло еще более знаменитым, чем изысканный, холодный, скандально-невозмутимый, истинно французский роман «Опасные связи».
Источник: https://best-aphorisms.ru/shoderlo-de-laklo
Лакло Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де
Лакло (Laclos, Choderlos de Laclos) Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де (нередко: Шодерло де Лакло, что точнее; 18.10.1741–5.09.1803) — французский писатель, военный инженер, генерал.
Родился в Амьене, выходец из незнатной семьи чиновника-дворянина (дворянство было не родовым, а пожалованным королевской грамотой), с 1769 по 1775 служил офицером в Гренобле. Испытал влияние Ричардсона и Руссо.
В 1782 написал единственный роман «Опасные связи», ставший одним из самых знаменитых французских романов XVIII века (только прижизненных изданий во Франции вышло 15). См. статью: Опасные связи (роман П.
Шодерло де Лакло).
Последующая жизнь Лакло очень насыщена, но уже событиями иного рода. Он обладал весьма изобретательным умом: так, ему приписывают идею нумерации парижских домов раздельно по четной и нечетной стороне (1787), впоследствии ставшую общепризнанной во всем мире.
Он был секретарем герцога Орлеанского (Филиппа Эгалите), в годы Великой Французской революции сблизившегося с революционерами с тем, чтобы, свергнув короля, самому стать регентом, правителем Франции. В 1791 г. Лакло вступил в клуб якобинцев, он редактировал «Журнал друзей Конституции».
Изобретение Лакло полых артиллерийских ядер дало французской армии преимущество и способствовало первой крупной победе революционеров над интервентами в битве при Вальми (1792). В 1793 г. Лакло был арестован, от гильотины его спас термидорианский переворот.
В последующие годы он командовал артиллерией рейнской армии, затем итальянской, был инспектором французской армии в Южной Италии. Умер в Таренте (Италия) при организации порученной ему Мюратом обороны этого городка.
Лакло остался автором одного романа. Найдя счастье в браке с дочерью французского адмирала (которую он добился почти по схеме Вальмона), он хотел написать второй роман, где утверждались бы ценности семейной жизни, но не осуществил своего замысла.
До романа он написал несколько незначительных произведений в духе рококо, либретто оперы «Эрнестина».
Более известно поэтическое «Послание к Марго» (1774) — сатира, направленная против фаворитки короля графини Дюбарри (строки из этого произведения использованы А. С.
Пушкиным в его первом дошедшем до нас стихотворении «К Наталье», 1813). В России роман «Опасные связи» был переведен в 1804–1805 гг. Лакло пользуется популярностью и в наше время.
Соч.: Les Liaisons dangereuses. P., 2007; в рус. пер. — Опасные связи //Аббат Прево. Манон Леско; Шодерло де Лакло. Опасные связи. М., 1967 (Б-ка всемирн. лит-ры, сер. 1, т. 56); Опасные связи //Шодерло де Лакло. Опасные связи; Аббат Прево. Манон Леско: Антология. М., 2005.
Лит.: Моруа А. Шодерло де Лакло //Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983; Обломиевский Д. Д. Шодерло де Лакло //История всемирной литературы: В 9 т. М., 1988. Т. 5; Виппер Ю. Б. Два шедевра французской прозы XVIII века //Виппер Ю. Б.
Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI – первой половины XIX века). М., 1990. Terrien M. B. Les Liaisons dangereuses: Une interprétation psychologique. P., 1973; Lièvre E.
Les Liaisons dangereuses, connaissance d'une oeuvre. P., 2008.
Вл. А. Луков
Этапы литературного процесса: Новое время: Рубеж XVIII–XIX веков. — Персоналии: Французские писатели и литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.
Источник: http://www.testsoch.com/laklo-per-ambruaz-fransua-shoderlo-de/
Квинт Гораций Флакк – краткая биография
Полное имя Горация, знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы – Квинт Гораций Флакк. Он родился в Венузии (юго-восток Италии) в 65 г. до н. э., 8 декабря.
Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, де-юре считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.
Семья переехала из провинции в Рим, чтобы сын мог получить достойное образование, которое стало бы для него пропуском в другую жизнь. Отец зарабатывал посредничеством на аукционах, обеспечивая юному Горацию возможность выучиться.
Его образование было типичным для знатной римской молодежи того времени. Двадцатилетним юношей Гораций уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона.
Успешное овладение греческим языком позволяло ему плодотворно заниматься изучением греческой философии и литературы.
В 44 г. до н. э. убивают Цезаря, и примерно спустя полгода после этого события Юний Брут, который был одним из организаторов убийства диктатора, прибывает в греческую столицу под предлогом посещения лекций философов.
Истинной же целью была вербовка молодых людей в республиканскую армию, которая боролась бы с Октавианом и Антонием, преемниками Цезаря. Гораций вступает в ее ряды, в 22 года становится военным трибуном и отбывает в Малую Азию вместе с Брутом. В ноябре 42 г. до н. э.
состоялась знаменитая битва при Филиппах, и участвовавший в ней Гораций дезертировал с поля боя. Армия Брута и Кассия потерпела поражение, а ее лидеры свели счеты с жизнью, что заставило будущего поэта отказаться от прежних убеждений.
Позднее он говорил о своем увлечении республиканскими идеями как об иллюзии, которая едва не стоила ему жизни.
Примерно в 41 г. до н. э. он вернулся на родину, где узнал о кончине отца и о конфискации семейного имущества (Венузия была подарена ветеранам Цезаря). В 40 г. до н. э. сторонники Брута попали под амнистию, после чего Гораций переехал жить в столицу, где устроился работать секретарем.
К этому же периоду биографии относится начало его творческой деятельности. Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана.
Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны.
Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.
Первый стихотворный сборник – «Сатиры», опубликованный в промежуток между 36 и 33 гг. до н. э., Гораций посвятил покровителю и другу Меценату. Вторая книга «Сатир» увидела свет в 30 г. до н. э.
, и в этом же году были опубликованы его «Эподы», воспевающие победу Августа над политическими противниками. С этого времени поэт начинает периодически писать лирику, и стихи этого жанра публиковались в сборниках под названием «Песни» (23 г. и 13 г. до н. э.).
В 20 г. до н. э. вышла 1-ая книга Посланий – сборник философских писем.
В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе. Между 19 и 10 гг. до н. э. была написана вторая книга «Посланий», главным объектом которых на этот раз была литература.
Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. 27 ноября 8 г. до н. э. великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.
Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_kvint_goraciy.html
Эссе Анализ романа Шодерло де Лакло «Опасные связи»
ID: 13859
Название работы: Эссе Анализ романа Шодерло де Лакло «Опасные связи»
Категория: Эссе
Предметная область: Литература и библиотековедение
Описание: Эссе Анализ романа Шодерло де Лакло Опасные связи. Опасные связи единственный роман генерала Шодерло де Лакло основанный по утверждению автора на реальных событиях. Роман эпистолярного жанра что должно убедить читателя в подлинности излагаемого повествовани…
Язык: Русский
Дата добавления: 2013-05-19
Размер файла: 55.5 KB
Работу скачали: 47 чел.
Эссе
Анализ романа Шодерло де Лакло «Опасные связи».
«Опасные связи» – единственный роман генерала Шодерло де Лакло, основанный, по утверждению автора, на реальных событиях. Роман эпистолярного жанра, что должно убедить читателя в подлинности излагаемого повествования, но, принимая в расчет несколько факторов, мы можем понять, что это все же талантливый литературный вымысел.
Шодерло де Лакло родился в семье чиновника-дворянина, то есть «аристократа мантии», а не «аристократа крови». Своей стезей де Лакло избрал военное дело, офицером он участвовал в Великой Французской революции, стал главным советником герцога Орлеанского (фигуры, популярной в оппозиционных кругах, претендента на возможный пост главы конституционного правительства).
Затем, по мере углубления революции, автор “Опасных связей” выдвинулся в число ведущих деятелей Якобинского клуба и вел напряженную журналистскую деятельность как один из редакторов газеты “Журналь дез ами де ла Конститюсьон”.
Исходя из этого небольшого биографического очерка, можно заключить, что герои и ситуации, описанные в «Опасных связях» являются литературным отражением мнения Шодерло де Лакло о социальной среде, в которой он вращался до Революции.
Обрисуем кратко начало романа: маркиза де Мертей, узнав, что бросивший ее любовник граф де Жеркур женится на богатой пансионерке Сесили де Воланж, предлагает своему другу и прошлому возлюбленному виконту де Вальмону, известному распутнику и повесе, соблазнить юную Сессиль, а затем выставить ее позор на общественное обозрение, расстроив, таким образом, свадьбу Жеркура. Между тем виконт уже избрал своим объектом соблазнения госпожу (президентшу) де Турвель, жену председателя провинциального парламента (то есть не принадлежащую к аристократии по крови), известную своей добродетельностью и благочестивостью.
Описывая далее процесс соблазнения президентши и Сессиль, Шодерло де Лакло показывает развращенность и расчетливость аристократических кругов XVIII в. «Цветами зла» в романе представляются виконт де Вальмон и маркиза де Мертей.
Виконт – привлекательный юноша, в совершенстве овладевший главным искусством скучающей аристократии: соблазнением. Все действия его рассчитаны на несколько шагов вперед, чувства подчиняются разуму и он прекрасно понимает, как сначала заставить женщину «рыдать у него в ногах», а потом навлечь на нее всю тяжесть общественного порицания. Он чувствует себя вершителем женских судеб: в его власти возвести их на вершину блаженства или лишить их чести и доброго имени. Для Вальмона соблазнение женщин скорее профессия, чем развлечение и он подходит к делу со всей ответственностью профессионала. Соблазнение – это шахматная партия: ход пешкой, ход конем, шах и мат. Эта партия требует особой изворотливости ума, ловкости и, безусловно, беспринципности: «Предоставим жалкому браконьеру возможность убить из засады оленя, которого он подстерег; настоящий охотник должен загнать дичь».
Но если мы заглянем глубже, то увидим, что на самом деле Вальмон слабохарактерен, он не знает в жизни ничего, кроме обольщения и мести, и способен «делать только то, чему вы научились, не имея возможности проявить изобретательность», как говорит ему маркиза де Мертей.
Вальмон ограничен и нищ духовно, хотя может разыграть любую трагедию чувств. Постоянная сдержанность реальных чувств, которые он заменяет рассудочным расчетом, лишает его возможности чувствовать глубоко и полно, но виконт и не хочет этих чувств, он страшится их.
Не зря он с преданностью и упорством добивается госпожи де Турвель, а как только цель его осуществлена, и Вальмон начинает чувствовать к этой женщине больше, чем влечение плоти, он сразу бросает ее.
Жироду назвал виконта де Вальмона «самым обольстительным распутником в литературе и в то же время самый красивым и ловким мужчиной», но присмотримся повнимательнее и заметим, что виконт – одномерный человек XVIII в., оказавшийся в результате сам жертвой интриг маркизы и принявший смерть на дуэли.
Другое дело маркиза де Мертей – очаровательная вдова с прекрасной репутацией в обществе, разумная и добродетельная. Но в реальности ее добродетель оказывается сродни добродетели мольеровского Тартюфа, а ее очарование и репутация – плодом изощренных логических действий.
Настоящая маркиза существует только в письмах к Вальмону, в «свете» же она – полный социальный конструкт, если можно так выразиться.
Она фальшива и продумана, ее образ как дьявольская головоломка, где продумана каждая мельчайшая деталь, каждый поворот головы, каждое сказанное слово: «Я умела заранее, предвидя разрыв, заглушить насмешкой или клеветой доверие к этим опасным для меня мужчинам, которое они могли приобрести».
Госпожа де Мертей словно зодчий, одержимый темным духом, материалом для скульптуры избравший собственную личность. Ее действия были продуманы с того самого времени, как она впервые вышла в свет.
Именно маркиза придумывает идею мщения Жеркуру, она берется за «воспитание» Сессиль де Воланж, именно она управляет действиями Вальмона в случае обоих его приключений, она диктует ему самые важные письма, она играет на его самолюбии и с помощью «кнута и пряника» всецело завладевает его душой. Воистину она выглядит адским созданием, посланным на землю за грехи человеческие.
После выхода книги Лакло обвиняли в том, что настолько чудовищных женщин как маркиза де Мертей просто не существует, на что он закономерно отвечал: «Если никто из женщин не предается разврату, притворяясь, будто уступает только любви; если ни одна не подстраивает, нимало о том не задумываясь, совращение своей «подруги»; если она не хочет погубить слишком рано изменившего ей любовника… если ничего этого нет, то я напрасно об этом писал. Но кто осмелится отрицать сию истину наших дней? Только еретик и отступник!».
Беспринципность, развязность и развращенность, следование лишь личным интересам, невероятная рациональность, лишенность настоящих, полных силы чувств, отсутствие понятий стыд и совесть – такими рисует Лакло аристократические круги в своем романе, такими как он видел их вокруг себя.
Изображая людей, которые видят смысл своего существования в том, чтобы, возбуждая в окружающих примитивные инстинкты, унижать их и растаптывать их честь и репутацию, подвергая общественному призрению, писатель вскрывает умонастроения, характерные для любой вырождающейся среды, стоящей на пороге гибели.
Остановимся еще на одном герое, чей характер кажется нам важным для понимания идеи романа – госпоже де Турвель. Мы уже упоминали, что она единственная, кто не относится от рождения к аристократическому кругу.
Она представительница зародившегося во Франции класса буржуазии, поэтому ее жизненная философия принципиально отличается от других героев. Крайняя религиозность, суровость нравов, четкие понятия о долге, преданность своему мужу – такой показывает нам президентшу автор.
Де Турвель честна и страстна в чувствах, но в то же время рассудительна, но не жесткой рациональностью, а той разумностью, которую диктует твердость духа и принципов.
Именно поэтому она долго и упорно борется с искушением, в которое ее ввергает Вальмон, для нее страшна мысль изменить себе, своим принципам, но все же, будучи человеком эмоциональным, она сдается под напором своего чувства к виконту, не в силах больше держать себя в руках.
Поступаясь принципами супружеской верности и долга, она находит новую опору в бесконечной любви к Вальмону, в самопожертвовании этой любви. Вся натура госпожи де Турвель заключена в служении чему-либо: Богу, добропорядочности или любви. Когда эти опоры разрушаются, когда оказывается, что любовь была просто иллюзией, президентша лишается смысла жизни: сначала удаляется в монастырь, а потом заболевает от душевных переживаний и, в конце концов, умирает.
На примере госпожи де Турвель Лакло показывает нам иной мир, основанный на добропорядочности, верности принципам, ответственности и служении чему-то большему, чем личный интерес.
Президентша строга к своим чувствам, но это не делает их менее искренними, страстными и полными.
Если виконт и маркиза – это разложение и смерть, то госпожа де Турвель – жизнь, но погубленная разложением, как железо, которое разъела ржавчина.
Автор во многом противопоставляет маркизу де Мертей и госпожу де Турвель: они одинаково интеллектуальны, но президентша глубоко чувствующая натура, согревающая своей добродетельностью окружающих «я понял, что подлинный источник любовных чар – душевные качества, что лишь они могут порождать и оправдывать безумие любви» – эти слова Вальмона будучи не вполне искренними, все же правдивы. Напротив, маркиза – светская дама, с высушенной душой, полной коварства и вероломства. В антагонизме этих героинь еще один ключ к пониманию романа.
Рисуя аристократические и буржуазные круги в лице своих героев, де Лакло показывает не просто моральное вырождение одного и подъем другого, он демонстрирует раскол, существующий между ними, он предвещает конец одной эпохи и начало новой.
Столкновение двух этик: аристократической и буржуазной – предвещает закат одной и восхождение другой. Писатель словно предполагает, что и почему породило Великую Французскую революцию, в которой впоследствии он будет участвовать сам.
Таким образом, «Опасные связи» не просто исторический роман о XVIII веке, не эротический роман о похождения французской аристократии и даже не совсем моралистский роман, показывающий, каков порок и добродетель. «Опасные связи» роман во многом о социальных изменениях, о грядущих переменах, о смене эпох.
Книга Шодерло де Лакло вошла в историю литературы из-за глубинного понимания не только человеческой психологии, но и системных процессов, происходящих во французском обществе XVIII века.
При этом роман не исчерпывает себя на XVIII веке, его можно понимать более глобально, как картину преддверия перемен: развращенность нравов правящего класса в сфере удовольствий, управления или власти всегда вызывает сначала зависть, потом презрение, а потом гнев подчиненных. А гнев, в конечном счете, несет реконструкцию социального порядка.
Список источников и литературы.
Источники:
- Лакло Ш., де Опасные связи [Электронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/INOOLD/DELAKLO/opasnye_swyazi.txt
Литература:
- Виппер Ю. Б. Два шедевра французской прозы XVIII века[Электронный ресурс] URL: http://www.philology.ru/literature3/vipper-90h.htm
- Моруа А. Шодерло де Лакло «Опасные связи» [Электронный ресурс] URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/morua-franciya/shoderlo-de-laklo.htm
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=13859