МАРИВО
был светским писателем-любителем, выпускавшим свои произведения анонимно. Он дебютировал рядом романов, в которых, возрождая манеру прециозных романистов XVII века, в то же время пародировал их манерность и искусственность.
Это противоречие между изысканностью и простотой, между паразитарно-аристократическими и буржуазно-мещанскими настроениями является движущим моментом во всей литературной практике Мариво, отображая противоречивость сознания буржуазной интеллигенции первой половины XVIII века.
Однако ведущая роль принадлежит здесь именно буржуазным тенденциям. Лит-ая позиция М. характеризуется тем, что в разгоревшемся с начала XVIII века «Споре о превосходстве древних или новых писателей» ( см . « Французская лит-ра ») он отстаивает права современности против пассивного подражания античности.
Мариво сочиняет пародийные поэмы-бурлески ( см .), высмеивающие античную тематику. Проникнутые своеобразной «натуралистической» тенденцией, пародии М.
расчищают путь его реалистическим романам, снижение героической тематики отвечает запросам классового самосознания крепнущей буржуазии, отрицающей литературную практику предшествующего периода ( см . « Классицизм ») и требующей теперь от литературы отображения современной действительности. Эта установка приводит Мариво к разработке наиболее удобных для данной цели, хотя и «низких» с точки зрения классической поэтики
792 жанров — комедии и романа. Единственный опыт М. в области трагедии («Annibal», 1720) не имел успеха. Вынужденный писать для заработка, М. принимается за издание сатирико-нравоучительных журналов в подражание знаменитому «Зрителю» Эддисона ( см .), становясь наряду с аббатом Прево ( см .
) посредником влияния более передовой английской буржуазной лит-ры на французскую («Le spectateur fran?ais», 1722—1723; «L’indigent philosophe», 1728; «Le cabinet du philosophe», 1734). Эскизы М.
, помещенные им в своих журналах, легли затем в основу его больших романов — «Жизнь Марианны» (Vie de Marianne, 1731—1741) и «Удачливый крестьянин» (Le paysan parvenu, 1735—1736), к-рые свидетельствуют о значительном по сравнению с романами Лесажа прогрессе буржуазного реализма и дают единственный для своего времени образец тонкого психологического анализа поведения, чувств и переживаний героев, взятых из низших классов общества — городского мещанства и даже крестьянства. Классовая буржуазная установка М. выражается в том, что переходя от авантюрного романа к любовно-психологическому, М. демократизирует его тематику и образы, наделяя маленьких людей такими чувствами, которые описывались доселе только у представителей высших классов. При этом М. «всюду подчеркивает мысль, что благородство характера выше благородства происхождения, что искреннее чувство сильнее звонкого титула» (Фриче). Кроме того М. рисует не односложные схематичные типы, а вполне индивидуальные, полные противоречий характеры живых людей. Это обеспечило М. громадный успех в Англии, где под влиянием «Марианны» был написан один из лучших образцов буржуазного семейного романа — «Памела» Ричардсона ( см .). В комедиях М., на к-рых гл. обр. и основана его лит-ая репутация, получает особенно яркое выражение изящная чувственность, характерная для всего искусства Рококо. Мариво много и охотно писал для театра, притом не столько для привилегированного театра «Com?die Fran?aise», этой цитадели классического репертуара, сколько для театра итальянских актеров («Com?die Italienne»), восстановленного в Париже в 1716 и перешедшего от commedia dell’arte ( см .) к исполнению писанных французских комедий. По своему содержанию пьесы Мариво весьма разнообразны; он писал комедии нравов, философские, мифологические, героические, феерии, буржуазные драмы, а также оригинальные пьесы, стоящие особняком в истории французской драмы, которые G. Larroumet назвал, по имени типичной для М. комедии, «surprises de l’amour» (нечаянности любви). К этой группе относятся все лучшие пьесы М. При изображении этих «сердечных тревог» внешнее действие сводится к минимуму, сюжет развертывается путем смены почти незаметных нюансов чувствований. Сведя комедию к изображению любви, затушевав ее дидактическую
793 и сатирическую установку, отбросив внешнее действие и буффонаду, М. порвал с мольеровской традицией и подчинил свою комедию расиновской концепции страсти.
Его Сильвия, Араминта, Анжелика — различные варианты идеализированного образа женщины парижских салонов, сочетающей чувствительность с кокетством, остроумие с несколько искусственной наивностью и жеманной грацией. Это — типичная героиня Рококо, как бы сошедшая с картин Ватто и Ланкре.
Несмотря на внешний аристократизм и затушевывание классовых конфликтов, комедия М. в основном все же буржуазна по своей идеологии. Она проникнута серьезным отношением к любви, к чувству, к вопросам семьи и брака. Она лишена гедонистической беспринципности, свойственной упадочной аристократии.
В ней постоянно проскальзывают эгалитарные тенденции, презрение к сословным предрассудкам и утверждение равенства всех перед лицом любви. Когда же Мариво отвлекается от описания «нечаянностей любви», он вводит в свои комедии сатирические нотки и социальные проблемы. Знаменитый монолог Фигаро за 60 лет до Бомарше ( см .
) был намечен в одной забытой комедии M. («La fausse suivante», 1724). Он — один из первых писателей, использовавших театр для пропаганды «философских» буржуазно-освободительных идей. Однако пропаганда эта не сложилась еще в систему, не приобрела доминирующего значения в его творчестве вследствие недостаточной зрелости его классового самосознания. М.
создал оригинальный слог, к-рым пользовался гл. обр. в своих комедиях и который был назван его именем (marivaudage). Изысканно-манерный, кишащий неологизмами, изобилующий метафорами и смелыми семантическими сдвигами, мариводаж представляет систематическое заострение и утончение мысли и ее словесного выражения. Однако М.
часто излишне усложняет свою речь, превращая фразу в своего рода шараду, особенно в речах влюбленных, где он следует традиции любовных диалогов commedia dell’arte. Несмотря на протесты пуристов, многие выражения и неологизмы М. вошли в общий обиход. В начале XIX в. интерес к М., забытому в годы Революции, воскресает. Пьесы М.
входят в репертуар «Французской комедии». Из писателей-романтиков под влиянием М. находились Жюль Жанен ( см .), Альфред де Виньи ( см .) и особенно Альфред де Мюссе ( см .), «комедии-пословицы» которого почти конгениальны комедиям Мариво. Библиография: I. Полное собр. сочин. Мариво вышло в Париже в 1871 (12 тт.) и в 1825—1830 (под ред. Duviquet, 10 тт.
), избранные сочин. — в 1862—1865. На русск. яз. Мариво много переводился в XVIII в. В настоящее время изд-во «Academia» подготовляет к печати «Марианну» и избранные комедии Мариво. II. Кроме общих трудов: Геттнер Г., История всеобщей литературы, т. II, изд. 2-е, СПБ, 1897; D’Alembert, ?loge de Marivaux, 1785; Sainte-Beuve, Causeries du lundi, v. IX, 1854; Fleury J., Marivaux et le marivaudage, 1881; Gossot E., Marivaux moraliste, 1881; Bruneti?re
794 F., ?tudes critiques, 2-e s?rie, 1881 (3-e s?rie, 1883); Lema?tre J., Impressions de th??tre, 2-e et 4-e s?ries; Faguet E., XVIII si?cle, 1890; Larroumet G.
, Marivaux, sa vie et ses u0153uvres, 1883 (2-e ?d., 1894, — основной капитальный труд); Deschamps G., Marivaux, в серии «Les Grands Ecrivains Fran?ais», 1897; Полная библиография Мариво дана Larroumet G.
(см. выше), страницы 596—620. С. Мокульский
Источник: https://slovar.cc/lit/enc/2142952.html
Биография и книги автора Мариво
Об авторе
Биография
Пьер Карле де Шамблен де Мариво родился 4 февраля 1688 г. в Париже, в приходе Святого Гервасия, что на правом берегу Сены, недалеко от Лувра. Отец его, скромный королевский чиновник Никола Карле, был, очевидно, выходцем из зажиточной буржуазии.
Довольно скоро после рождения сына Никола Карле покидает столицу, переезжает из города в город, пока наконец не обосновывается в провинции, в непролазном захолустье, в маленьком городишке Риоме на границе Бурбонне и Оверни. Здесь Мариво провел годы детства – в обстановке скромного достатка и провинциальной патриархальности.
Скорее всего он кончил в Риоме обычную приходскую школу. Двадцатилетним молодым человеком Мариво пишет – за восемь дней, на пари – одноактную комедию в стихах “Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут” (“Le Père prudent et équitable, ou Crispin l'heureux fourbe”). Эта пьеса была не без успеха сыграна в Лиможе местными актерами любителями.
30 ноября 1710 г. Пьер Карле записывается на юридический факультет Парижского университета (“Petrus Decarlet arvernus riomensis”). Однако он не посещал лекций и так и не получил диплома.
Всю жизнь Мариво оставался непременным посетителем модных салонов – маркизы де Ламбер, затем г-жи де Тансен, еще позже – г-жи Дю Деффан, г-жи Жоффрен, г-жи дю Боккаж, он был принят в кружке мадемуазель Кино-младшей, бывал на знаменитых “обедах” графа де Кейлюса.
Очень важным было для Мариво знакомство с актером и драматургом Луиджи Риккобони (1675-1753), руководителем молодой итальянской труппы, обосновавшейся в Париже в мае 1716 г.
Собственно, первоначально Мариво не собирался становиться писателем профессионалом, роль талантливого любителя его вполне устраивала.
Читать свои произведения в салонах и затем выслушивать строгие суждения знатоков было куда приятнее, чем обхаживать издателей и обивать театральные пороги. Впрочем, жить в то время литературными заработками было трудно. “У писателя перед глазами всегда должны быть три слова – свобода, правда и нищета”, – шутил Даламбер.
Например, Лесаж, первый настоящий писатель профессионал, жил и умер в нищете, постоянно борясь с нуждой. Декрет об авторском праве был принят лишь в 1777 г., до этого же издатели и театры платили авторам сколько хотели, иногда не платили вовсе. С декретом 1777 г. все, конечно, значительно изменилось. Вот два красноречивых примера.
За комедию “Сюрприз любви” Мариво получил в 1727 г. 341 ливр, Бомарше же в 1784 г. “Севильским цирюльником” заработал уже 41199 ливров. “За “Нескромные сокровища” издатель заплатил Дидро в 1748 г. 50 ливров, в то время как за вполне рядовую книгу “Инки” Мармонтель получил в 1777 г. 36000 ливров.
В июле 1717 г.
Мариво женился на Коломбе Болонь, перезрелой девице, уроженке Санса, принесшей в семью неплохое приданое. В апреле 1719 г. умирает отец писателя, и Мариво получает небольшое наследство. Он решает выгодно поместить капитал и покупает акции Государственного банка, во главе которого стоял тогда Ло. В июле 1720 г.
этот предприимчивый англичанин окончательно запутывается в делах и бежит за границу, а держатели акций теряют все свои сбережения. Потерял свое состояние и Мариво. Отныне участь его была решена – из праздного посетителя великосветских литературных салонов, из любителя и дилетанта ему пришлось стать писателем профессионалом.
Он был уже автором нескольких романов и журнальных очерков, первый успех его пьес на сцене окончательно решил дело в пользу театра.
Теперь в течение двух десятилетий единственные биографические материалы, которыми мы располагаем, – это сообщения о выходе новых книг Мариво, королевские разрешения на их издание, даты театральных премьер, журнальные рецензии.
Писатель работает увлеченно и неутомимо. Каждый год он пишет по одной две пьесы, издает журналы, работает над романами. Его друзья несколько раз пытались провести Мариво в Академию, но в этой цитадели классицизма у писателя было больше врагов, чем доброжелателей. Однако в 1742 г.
старания г-жи де Тансен и Фонтенеля увенчались успехом: Мариво оказался избранным единогласно и занял кресло третьестепенного литератора аббата Уттевиля.
Избрание в Академию является как бы рубежом в жизни и творчестве Мариво. Активность его резко снижается. Выхлопотанный друзьями небольшой королевский пенсион обеспечивал писателю очень скромный, но надежный достаток.
Мариво старательно посещал скучнейшие “сеансы” в Академии – за это академикам полагалось небольшое вознаграждение [12].
Последние годы жизни Мариво прошли почти в нужде и в полном одиночестве. Один за другим умирают близкие друзья – г-жа де Тансен, Фонтенель, с другими слабеют дружеские связи. В литературу, в общественную жизнь приходят новые люди – энциклопедисты, и Мариво с его тонким анализом человеческой психики несколько отходит на задний план, хотя его продолжают и издавать, и читать.
Одинокая старость писателя очень поэтично и взволнованно описана М. Ж. Дюрри, разыскавшей и последнее жилье Мариво – и немногие свидетельства о его последних днях. Умер писатель 12 февраля 1763 г., оставив лишь стопку книг, старую мебель, да небольшую сумму денег, которая целиком пошла на оплату аптекаря и могильщиков. За его гробом шло лишь несколько соседей. Журналы и газеты той поры не потрудились сообщить о его кончине. Могила Мариво затерялась.
Произведения
К раннему творчеству Мариво относятся три его больших романа, написанные, очевидно, частично еще в провинции, – “Удивительные действия взаимного влечения” (“Les Effets surprenants de la Sympathie”), “Фарзамон, или Новые романические безумства” (“Pharsamon, ou les Nouvelles Folies romanesques”) и “Телемак наизнанку (“Télémaque travesti”), повесть “Карета, застрявшая в грязи” (“La Voiture embourbée”), пародийная поэма “Илиада наизнанку” (“L'Iliade travestie”) и ряд очерков и эссе, печатавшихся во “Французском Меркурии”.
20 е годы – время первых театральных триумфов Мариво и не менее шумных провалов. Писатель создает в эти годы 15 пьес; лишь четыре из них он отдает во Французскую Комедию, остальные ставят итальянцы. Пьесы эти (“Игра любви и случая”, “Двойное непостоянство” и т.д.) до сих пор пользуются популярностью и идут на сценах театров.
Стиль (мариводаж)
Манера, в которой описывает события и героев Мариво, настолько самобытна и уникальна, что получила специальное название – “мариводаж”.
Мариводаж – это смесь лукавой самоиронии, тонких наблюдений над страстями и порывами души, различных уловок сердца и ума в сочетании с внешней простотой, даже наивностью выражения.
Стендаль писал, что “для познания человеческого сердца чтение нескольких страниц из “Марианны” полезней, чем многие толстые романы”.
Источник: https://www.rulit.me/authors/marivo
Творчество и жизнь Марио Дель Монако | Официальный сайт Вячеслава Ольховского
Марио Дель Монако появился на свет 27-ого июля 1915-ого года во Флоренции. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его семья переехала в Пезаро. Один из местных преподавателей положительно отозвался о вокальных данных талантливого парня. Похвала добавила Марио энтузиазма и он начал старательно изучать партии из опер.
Уже в 13 лет он смог выступить на открытии известного театра в городе Мондольфо. Когда Марио исполнилось 16 лет, он уже знал большое количество оперный арий. Но только в 19 лет он начал в серьез обучаться – в Пезарской консерватории под руководством маэстро Мелокки.
Первый успех юноша получил на конкурсе юных вокалистов, который проходил в Риме. Но истинное начало карьеры певца артиста прошло в 1943-ем году, когда он успешно дебютировал в «Ла Скала» в оперном произведении «Богема». В скором времени он исполнил партию Андре Шенье.
В 1947-ом году он получал славу и в другх странах. В городке Шарлеруа (Бельгия) он исполнял арии для шахтеров из Италии. В Стокгольме он пел «Богему» и «Тоску» совместно с Мафальдой Фаверо и Тито Гобби.
Через несколько лет Дель Монако отправился в Соединенные Штаты Америки. Выступление исполнителя в «Аиде» в театре Сан-Франциско прошло с невероятным триумфом. Очередного успеха в своей творческой карьере Дель Монако добился 27-ого ноября 1950-ого года, отыграв в «Метрополитен» роль Де Грие в оперном произведении «Манон Леско.
В Москву певец приехал лето 1959-ого года. Ожидания российской публики полностью оправдались. Он превосходно отыграл партии Канио в опере «Паяцы» и Хозе в «Кармен» в стенах легендарного Большого театра.
Карьера Дель Монако успешно продолжалась. Однако в 1963-ем году он прервал свои удивительные выступления, после того, как попал в автомобильную аварию. Уверенно справившись с этим, Дель Монако уже через один год снова радовал своих поклонников.
«Гастроли все еще продолжались, а из Италии приходили подробности по поводу прощания с великим Марио Дель Монако. Это был заключительный акт оперного произведения его жизни: он завещал, чтобы его похоронили в костюме излюбленного героя – Отелло, рядом с Виллой Ланчениго.
До самого кладбища гроб несли известные певцы того времени, соотечественники и близкие друзья Дель Монако.
Но вот и кончились эти скорбные известия… И добрая память, словно определенно опасаясь наступления чего-то нового, переживаний, стала по очереди возвращать в мое сознание картины Мари», рассказала Ирина Архипова.
Похожие записи
- Любой из приверженцев того или иного музыкального направления стремится подчеркнуть это не только выбором композиций в своей личной коллекции, но и стилем в одежде и поведении. В обычной жизни вы не распознаете рэпера или хардкорщика, это будут…
- «Искушение» Вячеслава Ольховского Альбом «Искушение», появившийся вслед за сборником «Глазами сердца», это вообще уникальный сборник с уникальной судьбой и необыкновенным количеством отзывов как от слушателей, так и от иной общественности, наслышанной об основной тематике, мотивах…
- Легендарный битлз показал новое музыкальное видео Творчество «Битлз» и, в частности, Пола Маккартни, имеет огромное количество поклонников по всему миру, а также и в России. И все они получили достойный повод для ликования, а именно – новый альбом легендарного британца…
- Творчество и жизнь Андреа Бочелли Андреа Бочелли появился на свет 22-ого сентября 1958-ого года в провинциальном итальянском городке Ладжатико, который располагается недалеко от Пизы. Его семейство имело в своих владениях небольшой виноградник, и отец ежегодно изготавливал вино. Еще…
- Как стало известно на днях, у популярного рэп исполнителя до конца этого года выйдет два музыкальных альбома. Рэпер, которого также можно называть Dwayne Michael Carter, Jr., планирует выпустить пару новехоньких альбома еще в этом году. Кроме того,…
Источник: http://olhovsky.info/?p=307
Краткое содержание романа Мариво «Жизнь Марианны»
Марианна, удалившись от света, по совету подруги берётся за перо. Правда, она боится, что ум её непригоден для сочинительства, а слог недостаточно хорош, но поверьте, она просто кокетничает.
Трагическое событие, случившееся, когда Марианне было не более двух лет, накладывает отпечаток на всю её жизнь. На почтовую карету нападают грабители и убивают всех её пассажиров, кроме маленького ребёнка, Марианны. Судя по одежде, девочка — дочь молодой знатной четы, но никаких более точных сведений найти не удаётся. Таким образом, происхождение Марианны становится тайной.
Ребёнка отдают в дом сельского священника, и его сестра, воспитанная, рассудительная и истинно добродетельная женщина, воспитывает Марианну, как родную дочь. Марианна всей душой привязывается к своим покровителям и считает сестру священника лучшим человеком на свете. Девочка растёт грациозным, милым, послушным ребёнком и обещает стать красавицей.
Когда Марианне исполняется пятнадцать лет, обстоятельства вынуждают сестру священника поехать в Париж, и она берет с собой девочку. Но через некоторое время они получают известие о болезни священника, а вскоре та, что заменила бедной девочке мать, умирает.
Ее наставления на всю жизнь сохранятся в памяти Марианны, и хотя в дальнейшем она будет часто проявлять неблагоразумие, но её душа навсегда останется исполненной добродетели и честности.
Продолжение после рекламы:
Итак, пятнадцатилетняя девушка, очень хорошенькая, остаётся одна в Париже и на всем белом свете, без дома и без денег. Марианна в отчаянии умоляет монаха, водившего знакомство с покойной, стать её руководителем, и тот решает обратиться к одному почтенному человеку, известному своим благочестием и добрыми делами.
Господин Клималь, хорошо сохранившийся мужчина лет пятидесяти — шестидесяти, очень богатый, узнав историю Марианны, готов помочь: отдать девушку в обучение к белошвейке и платить за содержание.
Марианна испытывает благодарность, но сердце у неё разрывается на части от стыда, она чувствует невыносимое унижение, будучи объектом «милосердия, которое не соблюдает душевной деликатности».
Но, расставшись с монахом, её благодетель становится куда более любезным, и, несмотря на свою неопытность, Марианна чувствует, что за этой любезностью кроется что-то нехорошее. Так и случается. Очень скоро она понимает — де Клималь влюблён в неё.
Марианна считает бесчестным поощрять его ухаживания, но принимает подарки, ведь кроме добродетели и порядочности она от природы наделена и кокетством, и желанием нравиться, столь естественными для хорошенькой женщины. Ей ничего не остаётся, как делать вид, что она не подозревает о пылких чувствах престарелого воздыхателя.
Однажды, возвращаясь из церкви, Марианна подвёртывает ногу и попадает в дом знатного молодого человека, того самого, с которым они обменялись в церкви взглядами, так много говорящими сердцу.
Она не может признаться Вальвилю ни в своём жалком положении, ни в знакомстве с господином де Клималем, который оказывается родным дядюшкой Вальвиля и притворяется, что не знаком с Марианной, хотя при виде племянника у ног своей подопечной изнывает от ревности. Когда Марианна возвращается домой, к ней приходит де Клималь.
Он прямо говорит о своей любви, предостерегает Марианну против увлечения «молодыми вертопрахами» и предлагает ей «небольшой договор на пятьсот ливров ренты». Во время этого объяснения в комнате неожиданно появляется Вальвиль, и теперь уже племянник видит дядю, стоящего на коленях перед все той же Марианной. Что он может о ней думать? Только одно.
Когда молодой человек уходит, бросив на ни в чем не повинную девушку презрительный взгляд, она просит де Клималя пойти вместе с ней к племяннику и все ему объяснить, а тот, отбросив маску благопристойности, упрекает её в неблагодарности, говорит, что отныне прекращает свои даяния, и исчезает, боясь скандала.
А Марианне, которую оскорблённая гордость и любовь к Вальвилю лишили всякого благоразумия, думает только о том, как заставить Вальвиля пожалеть о разлуке и раскаяться в дурных мыслях. Лишь наутро она осознает всю глубину своего бедственного положения.
Она рассказывает обо всех своих горестях настоятельнице монастыря, и при этой беседе присутствует дама, которая проникается к девушке горячей симпатией. Она предлагает настоятельнице принять Марианну в монастырский пансион и собирается платить за её содержание. Марианна в восторженном порыве орошает руку благодетельницы «самыми нежными и сладостными слезами».
Брифли существует благодаря рекламе:
Так Марианна обретает новую покровительницу и находит в ней вторую мать. Истинная доброта, естественность, великодушие, отсутствие тщеславия, ясность мысли — вот что составляет характер пятидесятилетней дамы. Она восхищается Марианной и относится к ней, как к родной дочери.
Но скоро Марианна, обожающая свою благодетельницу, узнает, что та не кто иная, как мать Вальвиля, который узнал о невиновности Марианны, воспылал ещё более страстной любовью и уже передал ей письмо в монастырь, переодевшись лакеем.
Когда госпожа де Миран жалуется, что сын стал пренебрегать богатой и знатной невестой, увлёкшись какой-то случайно встреченной молоденькой девчонкой, Марианна узнает себя в описании авантюристки и без колебаний признается во всем госпоже де Миран, в том числе и в своей любви к её сыну.
Госпожа де Миран просит помощи у Марианны, она знает, что Марианна достойна любви, как никто другой, что у неё есть все — «и красота, и добродетель, и ум, и прекрасное сердце», но общество никогда не простит молодому человеку знатного рода женитьбы на девушке неизвестного происхождения, не имеющей ни титула, ни состояния.
Марианна ради любви к госпоже де Миран решает отказаться от любви Вальвиля и умоляет его забыть о ней. Но госпожа де Миран (которая слышит этот разговор), потрясённая благородством своей воспитанницы, даёт согласие на брак сына с Марианной. Она готова мужественно противостоять нападкам родни и защищать счастье детей от всего света.
Брат госпожи де Миран, де Клималь, умирает. Перед смертью он, полный раскаяния, признает в присутствии сестры и племянника свою вину перед Марианной и оставляет ей небольшое состояние.
Марианна по-прежнему живёт в монастырском пансионе, а госпожа де Миран представляет её как дочь одной из своих подруг, но постепенно слухи о предстоящей свадьбе и сомнительном прошлом невесты расползаются все шире и достигают ушей многочисленной и чванливой родни госпожи де Миран. Марианну похищают и увозят в другой монастырь.
Настоятельница объясняет, что это распоряжение свыше, и Марианне предоставляется на выбор: или постричься в монахини, или выйти замуж за другого человека. Тем же вечером Марианну сажают в карету и везут в дом, где она встречается с человеком, которого ей прочат в мужья. Это молочный брат жены министра, ничем не примечательный молодой человек.
Потом в кабинете министра происходит настоящее судилище над девушкой, которая не совершила ничего дурного. Единственное её преступление — красота и прекрасные душевные качества, которые привлекли сердце молодого человека из знатного семейства.
Министр объявляет Марианне, что не допустит её брака с Вальвилем, и предлагает ей выйти замуж за «славного малого», с которым она только что беседовала в саду. Но Марианна с твёрдостью отчаяния заявляет, что её чувства неизменны, и отказывается выйти замуж. В это мгновение появляются госпожа де Миран и Вальвиль.
Полная благородной жертвенности речь Марианны, её внешность, манеры и преданность покровительнице перетягивают чашу весов на её сторону. Все присутствующие, даже родственники госпожи де Миран, восхищаются Марианной, а министр объявляет, что он не собирается больше вмешиваться в это дело, потому что никто не может помешать тому, «чтобы добродетель была любезна сердцу человеческому», и возвращает Марианну её «матушке».
Но несчастья Марианны на этом не кончаются. В монастырь приезжает новая пансионерка, девица благородного происхождения, наполовину англичанка, мадемуазель Вартон.
Случается так, что эта чувствительная девушка падает в обморок в присутствии Вальвиля, и этого оказывается достаточным, чтобы ветреный юноша увидел в ней новый идеал. Он перестаёт навещать больную Марианну и тайком видится с мадемуазель Вартон, которая влюбляется в него.
Узнав об измене возлюбленного, Марианна приходит в отчаяние, а госпожа де Миран надеется, что ослепление её сына когда-нибудь пройдёт.
Марианна понимает, что её возлюбленный не так уж и виноват, просто он принадлежит к тому типу людей, для которых «препятствия имеют неодолимую притягательную силу», а согласие матери на его брак с Марианной все испортило, и «его любовь задремала».
Марианна уже известна в свете, многие восхищаются ею, и почти одновременно она получает два предложения — от пятидесятилетнего графа, человека выдающихся достоинств, и от молодого маркиза. Самолюбие, которое Марианна считает основным движителем поступков человека, заставляет её вести себя с Вальвилем так, словно она вовсе не страдает, и она одерживает блистательную победу: Вальвиль снова у её ног. Но Марианна принимает решение больше не встречаться с ним, хотя все ещё любит его.
На этом записки Марианны обрываются. Из отдельных фраз, например когда она упоминает о своих светских успехах или называет себя графиней, можно понять, что в её жизни было ещё немало приключений, о которых нам, увы, не суждено узнать.
Источник: https://briefly.ru/shamplen-marivo/zhizn_marianny_ili_prikljuchenija_grafini_de/
Мария Монтессори – краткая биография. Что такое метод Монтессори?
31 августа день рождения выдающегося педагога 20 века – Марии Монтессори. Женщины, чей метод до сих пор активно применяется в педагогике, несмотря на отдельную критику.
“Все мы родом из детства”, говорил Антуан де Сент Экзюпери. В биографии большинства великих людей важную роль сыграло детство и Семья. Семья, может быть, не сильно богатая, но где было принято читать книги, и где давался в той или иной степени простор мыслям.
Английский поэт Роберт Бернс происходил из крестьянской семьи, но отец его интересовался книгами, и читал детям по вечерам вслух. Мать Всеволода Гаршина, русского писателя 19 века (мы все знаем его сказку о “Лягушке-путешественнице”) увлекалась идеями “шестядисятников”. Так что наверняка в семье не обходилось без диспутов на подобные темы.
Родители Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа (спорной теории) старались дать ему хорошее домашнее образование и всячески поощеряли его к учебе.
Такой была и жизнь Марии Монтессори.
Родилась она, как уже было сказано, 31 августа 1870 года в Италии, в семье аристократов Монтессори-Стопани. Ее мать выросла в атмосфере либерализма и гендерного равноправия. Среди ее родственников были ученые. Особенно Мария уважала труды своего дяди, ученого и богослова, Антонио Стопани.
Однако образование ее не ограничилось домом. Вскоре ее отдали в школу, а в 12 лет она решила поступить в гимназию. Однако в заведения подобного уровня принимали только мальчиков. Однако увидев ее незаурядные способности, педагоги все-таки решили дать девочке шанс. И не ошиблись.
Учеба давалась ей легко, особенно она обожала математику. По окончании гимназии она, как и современные выпускники, задумалась о выборе профессии. Замужество и роль исключительно жены и матери ее не привлекала.Она хотела большего. Вскоре ее увлекла медицина, и в 1892 году ее приняли в Римский университет на медицинский факультет.
Во многих источниках подчеркивается, что Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Однако это не совсем так.
В Средние века, в период полного “порабощения” женщины в итальянском городе Салерно действовала медицинская школа, которую с успехом закончила арабская акушерка Тротула.
А единственная причина, по которой женщина в средние века не попадала в европейский университет – не смогла бы выдержать экзамен. Родители готовили своих дочерей к другой роли. Никаких правил, официально запрещающих женщинам учиться в университете, не существовало.
Именно в медицине Монтессори начала свой научный путь. С разработки методики образования умственно отсталых детей.
В 1889 году независимые эксперты оценили, что ее подопечные во многом превосходят даже своих здоровых сверстников в навыках обучения письму и счету. Такой вывод привел Монтессори в ужас.
Она поняла, насколько неудачно разработана система образования в обычных общеобразовательных школах.
Она к концу 19 начала 20 века действительно оставляла желать лучшего. Жесткая дисциплина, наказания, отстутствие стремления к всестороннему развитию детей и главное – к тому, чтобы вызвать у учеников ИНТЕРЕС к обучению.
В 1907 году Мария Монтессори открыла свою первую школу – “Дом ребенка”.
Метод Монтессори на удивление прост – ребенку должно быть интересно. А для этого нужно исключить всяческое принуждение со стороны взрослого. Ребенок сам выбирает занятие из предложенных в комнате вариантов.
Главное здесь – подготовленная среда. Пожалуй, именно “комната Монтессори” – главный воспитатель в этом процессе. Задача взрослого в это время, по мнению Монтессори, “не мешать”.
Ребенок сам творит свою личность, а взрослый всего лишь “помощник на этой стройке”.
Метод Монтессори подвергается критике до сих пор, в частности из-за отказа от сюжетно-ролевых занятий и творчества. Но он существует и применяется до сих пор.
Что касается семейной жизни, то она у Марии Монтессори не сложилась. Работая в психиатрической клинике, она познакомилась с Джузеппе Монтессано. Из коллег они быстро превратились в возлюбленных. В 1898 году у них родился сын Марио, но официальный брак они так и не заключили. Что помешало – неизвестно.
Они любили друг друга и принадлежали к двум аристократическим итальянским семьям, так что родственникам придраться было не к чему. Вдобавок у них был общий сын. В одном из источников причиной указана амбициозность обоих молодых ученых. Возможно, это так. Нам с вами сейчас судить трудно.
Хотя брак едва ли помешал бы их общей работе. Сына Марио родители передали на воспитание родственникам Джузеппе. Однако мальчик обиды на мать не держал, и в 15 лет стал жить с ней. А впоследствии продолжил ее дело, занимаясь им вплоть до своей смерти в возрасте 82 лет.
После него его продолжила дочь Ренильда, внучка Марии Монтессори. Именно благодаря ей метод в 1998 году попал в Россию.
Источник: https://www.RuAvtor.ru/imena/mariya-montessori-kratkaya-biografiya-chto-takoe-metod-montessori_9019.html
Читать
Пьер Карле де Шамблен де Мариво.
ЖИЗНЬ МАРИАННЫ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГРАФИНИ ДЕ***
Предисловие.
ЖИЗНЬ МАРИАННЫ — ИГРА ЛЮБВИ И СЛУЧАЯ
В комедии «Игра любви и случая» (1730), по праву считающейся лучшей, прославленной комедией Мариво, написанной им для труппы итальянских актеров, молодые люди, Дорант и Сильвия, предназначены друг для друга родителями. Правда, они еще незнакомы. Чтобы понаблюдать за женихом со стороны, Сильвия пускается на маленькую хитрость: она переодевается в платье своей горничной Лизетты.
Но (вот она, «игра случая»!) та же, по-видимому вполне естественная в подобной ситуации, мысль приходит и Доранту, который предстает перед Сильвией в обличии слуги Арлекина. К своему ужасу (комичному для зрителя, которому известны все перипетии интриги), Сильвия обнаруживает, что не может совладать с неведомой силой, влекущей ее к «слуге» Арлекину.
Столь же необъяснимую склонность к «служанке» Лизетте испытывает и Дорант. Но самое замечательное то, что и мнимые «господа», Лизетта и Арлекин, обменявшиеся платьями со своими хозяевами, также проникаются взаимной симпатией! В этой нечаянной склонности и проявляет себя «игра любви», равнодушная ко всем разграничениям и условностям сословного общества.
Любовь не ошибается — вот что хочет сказать нам Мариво, и мы, зрители и читатели, радостно с ним соглашаемся. Радостно не только потому, что в своих комедиях Мариво реабилитирует любовь, заклейменную классицизмом как страсть, разрушительную по отношению к долгу — семейному, вассальному, государственному…
Мы с легким сердцем соглашаемся с автором еще и потому, что в его комедиях этому благороднейшему из чувств не надо преодолевать препятствия, веками громоздившиеся перед влюбленными со времен кельтской легенды о Тристане и Изольде.
Интуитивно мы всегда именно так все себе и представляли: между любовью и миром, в котором мы живем, должна существовать гармония.
Таковы комедии Мариво, в которых по самой логике жанра естественному порядку вещей суждено восторжествовать над «заблуждениями ума».
В них царит «мариводаж» — остроумная игра изощренных уловок, к которым прибегает смятенное сознание в тщетной попытке уйти от неизбежного, воспротивиться очевидному — охватившей героя страсти.
По мнению Стендаля, «мариводаж» — «это уловки разума, не желающего признавать за любовью ее неотъемлемых прав».
В самом деле, препятствия, встречающиеся на пути персонажей комедий Мариво,— психологического свойства. Они сводятся либо к их личным качествам, таким как робость, нерешительность, ревность, либо к ложно истолкованным мотивам.
«Очень верно замечено,— писал известный французский критик Сент-Бев в «Беседах по понедельникам» (1854),— что в комедиях Мариво, как правило, отсутствуют внешние препятствия, серьезные конфликты, которые затрагивали бы глубинные интересы героев; его персонажи выясняют отношения, ведут психологическую войну. Поскольку влюбленные изначально расположены друг к другу, а внешних опасностей или препятствий явно недостает, Мариво строит конфликт на щепетильности, любопытстве, скромности, неведении, а то и на самолюбии или уязвленном достоинстве героев. Нередко он умело завязывает и развивает интригу, основанную лишь на недоразумении»
Да, Мариво обыгрывает мнимые препятствия; действительных препятствий в его комедиях нет и быть не может.
Его интересует, например, масштаб личности Сильвии, которой в нарушение всех сословных предписаний предстоит признаться себе и другим в том, что она влюблена в Арлекина.
Несмотря на изощренные словесные уловки, она не может скрыть любовь, которая, как ей кажется, унизит ее в глазах отца и брата. В этом и состоит, по мнению Мариво, комизм ее положения.
В комедии «Двойное непостоянство» (1723) даже тема неверности не получает драматического разрешения: Сильвия охладевает к Арлекину и влюбляется в Принца именно тогда, когда Арлекин увлекается Фламинией.
В комедии «Еще один сюрприз любви» (1727) Маркиза и Шевалье любят друг друга. Маркиза — вдова, Шевалье — свободен. Лишь нерешительность Шевалье препятствует их союзу. Ревнивому влюбленному чудится, будто Маркиза неравнодушна к Графу.
Маркиза ждет от Шевалье более решительных действий, которые последний, истерзанный необоснованными подозрениями и ложными догадками, не может совершить.
Тогда Маркиза сама признается ему в любви, счастливо рассеивая сомнения незадачливого ухажера.
Впрочем, это все комедии. «Жизнь Марианны, или Приключения графини де* * * » (1731 —1741) — «невымышленная история», претендующая на достоверное изображение реальных событий. «Дело в том, что перед вами не роман, а правдивая история»,— напоминает Марианна
своей подруге, а вместе с ней и нам, благосклонным читателям. Это напоминание означает, что если в романах (в данном случае прециозных) герою полагалось сохранять верность своей возлюбленной, в рассказанной Марианной правдивой истории события излагаются так, «как они происходили, повинуясь изменчивому ходу человеческого бытия, а не воле или прихоти автора».
«Изменчивый ход человеческого бытия», с которым приходится иметь дело Марианне, представляет собою, как нам кажется, романную версию комедийной «игры любви и случая».
Да, в отличие от комических персонажей Мариво Марианне приходится в своих блистательных монологах отстаивать те ценности, которые в комедиях представлялись чем-то самим собой разумеющимся — правом на любовь и счастье.
Однако, хотя Марианна и борется с враждебным миром, персонифицированным для нее в образе богатства и знатности, она так же обречена на успех, как были обречены на успех все комедийные персонажи Мариво. Как Сильвии предстоит признаться в своей любви к Арлекину, так аристократическому обществу суждено склониться перед достоинствами героини и принять ее в свою среду.
В самом деле, обстоятельства романа податливы, выступают в обличии «случая», который если и не всегда играет на руку героине, то позволяет ей переломить в свою пользу неблагоприятный ход вещей.
Наделенная от природы аналитическим умом, она всякий раз принимает самое трудное, но единственно верное решение, отказываясь от сиюминутной выгоды, дабы обрести взамен нечто куда более ценное — уважение окружающих.
Ее любовь к жизни, «разумный эгоизм» проявляются в том, что во всех, даже самых сложных и, казалось бы, безвыходных ситуациях, она выбирает достоинство, благородство и добродетель и не ошибается, потому что именно они приносят ей удачу. Без этих редких душевных качеств никто никогда бы не оценил и не полюбил ее.
Игра, в которую самозабвенно вовлекается героиня, в полной мере раскрывает ее Человеческую сущность.
Ибо, как скажет позднее Шиллер в своих «Письмах об эстетическом воспитании человека» (1794), подводящих итог философии и эстетике Просвещения, «понятие человеческой сущности завершается только благодаря единству реальности и формы, случайности и необходимости, пассивности и свободы», а завершение это достигается в игре, в «побуждении к игре», которое есть красота [1].
Жизнь Марианны выстраивается по законам красоты потому, что призвана, по замыслу Мариво, привести реальность окружающего мира в соответствие с нравственным содержанием героини.
Вот как говорит об этом сама Марианна: «У меня не было ничего, что заставляло бы относиться ко мне с почтением.
Но тем, у кого нет ни знатности, ни богатства, внушающих почтение, остается одно сокровище — душа, а оно много значит; иной раз оно значит больше, чем знатность и богатство, оно может преодолеть все испытания»
Деятельная любовь к жизни, которой в избытке одарена Марианна, направляется особого рода душевностью — новой ценностью, завоеванной гуманизмом Просвещения, которую мы могли бы назвать благородной нравственностью, благородной не по рождению, а по духу. Этой благородной нравственности, понятой как сущность Марианны, предстоит облачиться в подобающие ей одежды знатности и богатства, поскольку только знатность и богатство являются достойным внешним выражением ее царственной человечности.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=154595&p=1
Биография Поля Мориа
Поль Мориа (1925-2006) – французский дирижёр и аранжировщик. Один из немногих современных композиторов, который сумел объединить в музыке разные стили. Его творчество ценят и любят уже несколько поколений людей. И каждый раз, когда звучит его музыка, мир становится чуточку добрее и лучше.
Детство
Поль появился на свет 4 марта 1925 года во французском городе Марселе.
Мальчику было три года, когда он впервые дотронулся до клавиш музыкального инструмента. Он увидел фортепиано, подошёл к нему и стал наигрывать мелодию. Вечером, когда пришёл отец, мама сказала ему: «Наш Поль умеет играть».
Папа сначала не поверил, и тогда малыш сыграл для него пьесу, которую недавно услышал по радио. Конечно, он играл несовершенно, но мелодию передал верно.
С того момента отец стал учить Поля музыке. С каждым новым днём он видел, что фортепиано для ребёнка не какая-то забава, а серьёзное увлечение.
Сам папа работал на почте, профессионалом в музыке не был, а увлекался ею на любительском уровне, играл на рояле, гитаре и арфе. Но обладал удивительным талантом педагога, ему удалось, не заставляя и не принуждая, привить сыну желание обучаться музыке.
Он учил его сам, при этом умело распределял количество усилий, которые ребёнок должен был прикладывать к занятиям. Отец проводил обучение в виде игры, именно поэтому мальчик легко и быстро схватывал многие серьёзные вещи.
Их занятия продолжались шесть лет.
Папа знакомил сына с эстрадным миром, учил его любить классическую музыку. Под присмотром отца юный Поль даже несколько месяцев выступал в варьете.
Музыкальное образование
Когда сыну исполнилось десять лет, отец понял, что ребёнок уже достаточно многое умеет, и принял решение отдать его для дальнейшего обучения в консерваторию в Марселе. Там мальчик проучился четыре года и окончил заведение с отличием по классу фортепиано.
Как признавался позднее Поль Мориа, к четырнадцати годам у него сформировалась одна-единственная мечта – быть профессиональным пианистом. Она имела все шансы сбыться, если бы не случай, круто изменивший судьбу музыканта.
Под конец обучения в марсельской консерватории один приятель силой затащил Поля в студенческий джазовый клуб на концерт. Услышав игру студентов, Поль даже не обратил внимания на то, хорошо или плохо они это делают. Он был сразу наповал сражён ритмами новой музыки, которой раньше почти не слышал.
В скором времени он уже сам пришёл в этот клуб с просьбой принять его в джазовый оркестр. Но здесь молодого человека разочаровали, для джаза требовалась специальная подготовка, а Полю не хватало классического образования в музыке. Он принял решение продолжать учёбу.
С родителями планировали, что Поль поедет в Париж и там, в консерватории, завершит музыкальное образование. Но началась война, Париж оккупировали немцы. Отец не захотел, чтобы Поль уезжал, и юноша остался в Марселе, который не был под оккупацией.
Творчество
Поль начал выступать как пианист классического плана. А уже в семнадцатилетнем возрасте стал создателем своего первого оркестра, который довольно быстро приобрёл постоянных слушателей во французских мюзик-холлах и кабаре в период Второй мировой войны.
Один участник в коллективе был младше Поля, а остальные годились ему не только в отцы, но и в деды. С первых же выступлений стал проявляться характерный для оркестра Мориа стиль, позволявший отличать его от сотен подобных, – в их музыке смешивались классика с джазом.
В 1957 году оркестр распался, так как Поль переехал в Париж, где начал сотрудничать в качестве аккомпаниатора и аранжировщика со звукозаписывающей компанией «Barclay».
Среди тех, с кем ему довелось работать, знаменитые на весь мир французские певцы Шарль Азнавур, Лени Эскюдеро, Далида, Лео Ферре, Морис Шевалье.
В 1962 году в сотрудничестве с известным французским дирижёром и композитором Франком Пурселем Мориа создал свой первый хит, завоевавший международное признание, – «Chariot» (композиция имеет английское название – «I will follow him»).
В 1964-1965 годах Поль работал в кинематографе.
Вместе с французским аранжировщиком и композитором Раймоном Лефевром было написано музыкальное сопровождение к комедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» (с участием Луи де Фюнеса).
В 1966 году Мориа начал сотрудничать с замечательной французской певицей Мирей Матье. С поэтом Андре Паскалем они написали для неё хит «Mon credo». Всего Поль сочинил для Мирей около пятидесяти песен.
Оркестр
Путь к славе у Поля Мориа не был усыпан розами. Ему было уже под сорок лет, а главная мечта о своём оркестре так и не сбылась. В то время во Франции вошли в моду английские и американские бит-группы, которые подобно грибам после дождя то появлялись, то исчезали. Большие оркестры вниманием со стороны зрителей не пользовались.
В какой-то момент Поль даже отчаялся и подумал, что уже никогда не сможет со своими «устаревшими, сентиментальными вкусами» обратить на себя внимание. Даже друзья стали советовать ему, пересмотреть свои принципы. Но Мориа предпочёл оставаться собой.
В 1965 году он создал свой знаменитый на весь мир гранд-оркестр. Поль уже давно определил для себя, что хочет быть только дирижёром.
Ведь пианист лишь аккомпанирует кому-то, а дирижёр – это самый независимый человек в музыкальном мире. Продюсеры уже почти списали Поля Мориа со счетов, как вдруг неожиданно для многих популярность его оркестра стремительно поползла вверх. Зрители буквально повалили на концерты коллектива, чья музыка не зависела от капризов моды и становилась живительным глотком настоящего искусства.
Поль всегда хотел предельной точности во всём – в соблюдении темпа, в настройке инструмента, в качестве звука. Он был большой перфекционист в музыке, превосходно разбирался не только в джазе и классике, но и в поп- и фолк-музыке. От джаза его коллектив очень быстро перешёл к эстраде, выступал с инструментальными версиями популярных мелодий (Поль делал для них новые аранжировки).
Также Мориа обрабатывал классическую музыку и писал собственные композиции.
В 1968 году Поль создал оркестровую версию песни, принимавшей участие в международном музыкальном конкурсе «Евровидение-1967», – «Love is Blue». Вскоре эта композиция поднялась на верхние строчки хит-парадов США, а затем покорила и многие другие страны.
С 1969 года оркестр начал активную гастрольную деятельность, их тепло встречали в США, Южной Корее, Канаде, Бразилии и странах Латинской Америки. Особенно любили оркестр Поля в Японии, там коллектив давал до пятидесяти концертов в год.
В Советском Союзе оркестровая музыка Мориа звучала с экранов телевизоров и радио:
- в передаче «В мире животных»;
- в прогнозе погоды информационной программы «Время»;
- в мультфильме «Ну, погоди!»;
- в «Кинопанораме».
Состав оркестра очень часто менялся, кто-то работал в нём несколько лет, а некоторые уходили через две недели. За коллективом прочно закрепилась репутация интернационального оркестра. Так оно и было, музыка объединяла людей самых разных национальностей.
При этом Поль был твёрдо уверен, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент, поэтому в его оркестре мексиканцы играли на трубах, бразильцы на гитарах. Он говорил, что если б представилась возможность пригласить в коллектив русских музыкантов, то обязательно взял бы виолончелистов, скрипачей и ксилофонистов.
В 1997 году оркестр записал свой последний альбом «Romantic».
В 2000 году Поль принял решение, что дальше оркестр продолжит свой путь под руководством нового дирижёра – Жиля Гамбюса. Это был ученик Мориа.
Гамбюс окончил консерваторию, в 1976 году дебютировал в оркестре как клавишник и аранжировщик, побывал с коллективом во всех значимых мировых турне и аккомпанировал великой французской певице Далиде в её многочисленных гастролях.
Оркестр был для Поля огромной частью его жизни, и, конечно же, ему было небезразлично, как он будет звучать дальше. Именно поэтому Мориа доверил своё детище Жилю Гамбюсу.
В 2005 году Поль Мориа передал руководство оркестром французскому дирижёру и аранжировщику Жан Жаку Жюстафре.
Поездки в Советский Союз
Впервые Поль побывал в Советском Союзе в 1967 году вместе с оркестром «Олимпия» и певицей Мирей Матье в качестве её аккомпаниатора. Это был уникальный случай для страны советов, так как первый раз за долгие годы в неё открылись двери для иностранцев.
Прибытие оказалось не очень весёлым.
Сразу музыканты испытали разочарование, как и все, кто впервые приезжал с Запада в Москву. Аэропорт не шёл ни в какое сравнение с парижским, из Госконцерта делегацию никто не встречал, пришлось отстоять огромную очередь к пункту проверки паспортов. А потом их повезли в гостиницу «Советская» на автобусе, который, наверное, остался со времён революции, так в нём трясло.
Поль уже успел составить собственное, не совсем приятное мнение о Советском Союзе. Но вскоре это впечатление сгладили русская водка, чёрная икра и осетрина на гриле. Гастроли проходили в Москве, Ленинграде и Казани. Окончательно растопило сердце музыканта знакомство с советскими слушателями. Он видел, какой неподдельный интерес вызывает у них французская эстрада.
А ещё Полю безумно понравились питерские белые ночи, такого уникального явления он никогда не видел.
Поль Мориа полюбил русскую народную музыку за её красоту, мелодичность и богатство. Он сделал аранжировки для двенадцати русских народных записей и песен, которые вышли на пластинке под названием «Россия вечная».
Второй приезд Поля Мориа в СССР состоялся спустя одиннадцать лет, зимой 1978 года он гастролировал со своим оркестром и дал семь концертов в столице.
Поль влюбился в зимнюю Москву с её строгими, вычерченными линиями проспектов, ажурностью площадей, припорошенными снегом церковными куполами и старинными зданиями. Он называл Москву удивительно красивой сказкой.
Музыкант мечтал в следующем гастрольном туре проехать по другим российским городам. Но очередные гастроли состоялись лишь в 2002 году, а дирижировал оркестром уже Жиль Гамбюс.
Увлечения, хобби
Поль родился и вырос в Марселе, на берегу Средиземного моря, поэтому, как и все южане, он обожал играть в петанк (это национальный вид спорта в Провансе, заключается в поочерёдном бросании металлических шаров игроками двух команд).
Ему нравилось играть с друзьями летом, когда тепло и можно было после поединка отправиться пить освежающий пастис (популярный французский алкогольный напиток на основе аниса).
А ещё Поль очень любил купаться в море, играть в теннис и шахматы. Зимой ему нравилось ходить в кино, на концерты, слушать классическую музыку. Но самым любимым занятием Поля Мориа было чтение.
Он мог по несколько раз перечитывать своих любимых авторов – Бальзака, Лафонтена, Флобера.
В молодости Поля очень увлекал джаз, а в старости он слушал только классическую музыку Баха, Майера, Моцарта, Берлиоза, Бетховена. Из русских композиторов особенно ценил Чайковского и Стравинского.
Любил музыку в исполнении французских певцов Жака Бреля, Барбары, Жоржа Брассенса, Сержа Генсбура. Среди американских исполнителей ему нравились Э. Фицджеральд и Ф. Синатра. Его любимым дирижёром всегда был восприимчивый Пьер Болез, которого Поль называл интеллектуалом до кончиков ногтей.
Среди современных композиторов отдавал предпочтение французу Морису Равелю и венгру Белле Бартоку. На отдельное и самое высокое место Поль ставил Пола Маккартни и Мишеля Леграна, их композиции всегда отличались свежестью и новизной, неповторимостью и яркостью, он мог узнавать мелодии этих талантливых музыкантов среди тысячи.
Личная жизнь
Долгие годы график работы музыканта делился на два полугодия. Шесть месяцев он с оркестром работал в Париже, они разучивали новые песни, записывали. Другие шесть месяцев коллектив находился в гастрольных турах.
Но с таким режимом работы в семье у Поля Мориа трудностей никогда не возникало, так как детей не было, а жена Ирэн ездила вместе с ним.
Поль уверен, их счастливый брак с Ирэн держался так долго благодаря тому, что они абсолютно разные люди.
Ирэн по профессии учитель, работу свою очень любила и в любую минуту не прочь была вернуться в школу.
Но кто бы тогда сопровождал любимого мужа в гастрольных поездках? В начале семейной жизни Поль упросил Ирэн оставить школу, чтобы у них была возможность всегда быть вместе. Женщина пожертвовала своей карьерой ради супруга и их семейного счастья.
Поль Мориа скончался 3 ноября 2006 года. Его похоронили на юге Франции в городке Перпиньяне.
Источник: https://stories-of-success.ru/polya-moria