Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк
Бельгийская литература
МЕТЕРЛИНК, МОРИС ПОЛИДОР МАРИ БЕРНАР (Maeterlink, Maurice Polydore Marie Bernard) (1862−1949), бельгийский драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911. Родился 29 августа 1862 в Генте, во фламандской семье.
Изучал право в Париже, был принят в гентскую коллегию адвокатов в 1886, но к тому времени благодаря знакомству с Э. Верхарном, Ф. Вилье де Лиль-Аданом и другими поэтами-символистами определились его литературные интересы, и вскоре он оставил адвокатуру.
В 1889 выпустил первую книгу стихов Теплицы (Les Serres chaudes) и опубликовал первую пьесу-сказку Принцесса Мален (La Princesse Maleine). За ней последовало еще несколько пьес, в их числе Пелеас и Мелисанда (Pellas et Mlisande, 1892), на сюжет которой К. Дебюсси написал оперу.
Изучение философии от Плотина до Р. У.
Эмерсона усилило мистицизм Метерлинка. Его пьесы в проникновенной, символической форме выразили философские построения, складывавшиеся интуитивно. Его шедевром стала Синяя птица (L'Oiseau bleu, 1908). Право первой постановки этой пьесы Метерлинк передал К. С. Станиславскому.
Мотив смерти постоянно присутствует в его творчестве, в поздний период возобладал интерес к мистике и оккультизму.
Многолетние наблюдения за жизнью пчел побудили его искать обоснование своего пантеистического мистицизма в природе, среди сочинений этого цикла — Жизнь пчел (La Vie des abeilles, 1901) и натурфилософские работы, описывающие муравьев, термитов, птиц и цветы.
С 1896 Метерлинк жил во Франции. В 1932 ему был пожалован титул графа. В 1940 он уехал в США, а в 1947 вернулся во Францию. Умер Метерлинк в своем замке в Ницце 6 мая 1949.
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк – известный бельгийский драматург и философ (1862−1949 гг.).
Родился Морис Метерлинк 29 августа 1862 года в Бельгии в Генте, в семье богатого нотариуса. Благодаря тому, что семья Метерлинка была франкоговорящей, большую часть своих произведений он написал на французском языке. Морис Метерлинк изучал право в Париже. В 1886 году он поступил в Гентскую коллегию адвокатов, однако к тому времени определились его литературные интересы, и он оставил адвокатуру. В 1889 году Метерлинк выпустил свой первый сборник стихов «Теплицы», первую пьесу-сказку «Принцесса Мален».
С 1896 года Метерлинк жил во Франции, преимущественно в Париже. В то время он создавал пьесы, в которых обращался к библейским, сказочным и историческим сюжетам. В его произведениях постоянно присутствовал мотив смерти, а в позднее возрос интерес к мистике и оккультизму. Метерлинка считали одним из основателей театра абсурда.
Наибольшую сценическую популярность приобрела пьеса Метерлинка «Синяя птица», которая впервые была поставлена Станиславским в 1908 году на сцене Мхата. В 1911 году «Синяя птица» была поставлена в Париже. Это сказочная фантазия, лирическая и мудрая, переполненная веры в доброту и силу человека. Синяя птица — символ человеческого счастья.
В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Премию он получил за разностороннюю литературную деятельность и драматические произведения, отличающиеся особым воображением и поэтической фантазией. В 1932 году Морис Метерлинк получил титул графа.
В 1940 году Метерлинк бежал от германской оккупации, и уехал в США, а в 1947 году он вернулся во Францию из-за проблем со здоровьем. Умер Морис Бернар Метерлинк в своем замке в Ницце 6 мая 1949 года от сердечного приступа.
Источник: https://www.allsoch.ru/meterlink/
Биография Мориса Метерлинка
В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса – в парижском ежемесячнике “Плеяда” была напечатана его новелла “Убийство невинных”.
По возвращении в Гент Метерлинк продолжил работать юристом, занимаясь при этом литературой. В 1889 году он выпустил поэтический сборник “Теплицы” и пьесу-сказку “Принцесса Мален”, хвалебную рецензию на которую поместил в газете Le Figaro влиятельный французский критик Октав Мирбо (Octave Mirbeau).
Получив похвалу знаменитого критика, Морис Метерлинк оставил юридическую практику и целиком посвятил себя литературе.
Пьесы раннего периода творчества Метерлинка характеризуют фатализм, мистика и постоянное присутствие смерти: “Непрошеная” (1890), “Слепые” (1890), “Семь принцесс” (1891), “Пелеас и Мелисанда” (1892). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки.
В 1894 году Морис Метерлинк обратился к театру кукол и написал три пьесы для марионеток: “Алладина и Паломид”, “Там, внутри” и “Смерть Тентажиля”.
В 1896 году Метерлинк переехал в Париж. В эти годы драматург писал метафизические эссе и трактаты, которые вошли в сборники “Сокровище смиренных” (1896), “Мудрость и судьба” (1898) и “Жизнь пчел” (1901).
В 1908 году Морис Метерлинк создал одну из своих самых популярных пьес “Синяя птица”.
Осенью 1908 года она впервые была поставлена Константином Станиславским на сцене Московского художественного театра.
“Синяя птица” завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, Метерлинк продолжил в пьесе-феерии “Обручение” (1918).
В 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия “за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией”.
В последующие годы Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 года по 1942 год вышло 12 томов его сочинений, наиболее известным из которых является “Жизнь термитов” (1926) – иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма. Другие философские трактаты этого периода вошли в сборники “Жизнь пространства” (1928), “Большая феерия” (1929) и “Великий закон” (1933).
B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Морис переехал в Португалию, а затем в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся во Францию в 1947 году.
6 мая 1949 года Морис Метерлинк скончался от сердечного приступа.
Помимо Нобелевской премии, Метерлинк был награжден бельгийским Большим крестом ордена Леопольда (1920) и португальским орденом Меча святого Якова (1939). В 1932 году король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник: https://ria.ru/20120829/731561742.html
Метерлинк Морис
Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck; 29 августа 1862, Гент — 6 мая (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949, Ницца) — бельгийский писатель, драматург и философ. Писал на французском языке.
Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911. Автор философской пьесы-притчи «Синяя птица», посвященной вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия — Синей птицы. Произведения Метерлинка отражают попытки души достичь понимания и любви.
Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Отец также был владельцем нескольких теплиц. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке.
Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты.В сентябре 1874 года родители отправили писателя учиться в Иезуитском коллеже.
В этом коллеже почитали только работы писателей на религиозные темы, а чтение произведений французских писателей-романтиков воспрещалось. Именно это отношение развило в писателе осуждение католической церкви и религиозных организаций.
Во время учебы Метерлинк написал несколько стихов и рассказов, но его отец настоял на том, чтобы он занялся юридической карьерой.
Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 гг. Герои этих пьес не имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.
Как сторонник идей Шопенгауэра, Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра.
Таким образом, была сформулированная идея «статической драмы», в соответствии с которой задачей автора было создать что-то, что не выражало бы эмоций, но вместо них внешние причины человеческого поведения.
Свою идею статической драмы автор выложил в эссе «Сокровище смиренных» (1896). Соответственно с идеей автора актеры должны были разговаривать и двигаться, как куклы, показывая, таким образом, влияние на них внешних сил и судьбы.
В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчел» (1901), «Жизнь термитов» (1926) и «Жизнь муравьев» (1930) писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой.
Ежен Маре, африканский поэт и исследователь обвинил автора в плагиате, из-за написанных автором двух последних эссе. После изменения тематики творчества его популярность упала во многих странах, но во Франции интерес до его творчества остался неизменным. В 1930 году Метерлинк купил замок в Ницце, а в 1932 году стал графом, по инициативе бельгийского короля Альберта I.
В 1940 Метерлинк бежал от германской оккупации в США, из-за проблем со здоровьем вернулся во Францию в 1947.
Скончался писатель в Ницце 6 мая 1949 года от сердечного приступа.
Источник: http://fb2.net.ua/publ/m/meterlink_moris/12-1-0-403
Метерлинк Морис
Метерлинк (Maeterlinck) Морис Полидор Мари Бернар (29. 8.1862, Гент, — 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции.
Идеалистические символистские взгляды раннего Метерлинка (изложены в книге «Сокровище смиренных», 1896) — реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства.
В 1889 вышел сборник стихов Метерлинка «Теплицы», в 1896 — сборник «12 песен» (в 1900 — «15 песен»).
Человек в ранних пьесах Метерлинка — жертва рока (сказка «Принцесса Мален», 1889; одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые», обе 1890; драма «Пелеас и Мелисанда», 1892); это драматургия молчания, намёков и недомолвок.
В пьесе «Смерть Тентажиля» (1894) намечена тема бунта против рока. В пьесах-сказках «Аглавена и Селизетта» и «Ариана и Синяя Борода» (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга «Мудрость и судьба» (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики.
В работе «Сокровенный храм» (1902) Метерлинк призывает к творческой и социальной активности; в этот период Метерлинк близок к социалистическим кругам. Драма «Сестра Беатриса» (1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма «Монна Ванна» (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины.
В статьях тех лет Метерлинк выступает против фатализма в жизни и искусстве. Пьеса «Чудо святого Антония» (1903) — острая антибуржуазная сатира. В 1905 Метерлинк создал пьесу-сказку «Синяя птица», исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 и с тех пор — в репертуаре этого театра.
В годы 1-й мировой войны 1914—18 Метерлинк-публицист клеймит германский милитаризм. Пьеса «Обручение» (1918) продолжает рассказ об одном из героев «Синей птицы». Пьесы, написанные позднее, менее значительны («Бургомистр Стильмонда» и «Соль земли», 1919; «Жанна д'Арк», 1945, и др.).
Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули Метерлинка от общественной проблематики.
Трактаты Метерлинка «Жизнь пространства» (1928), «Перед лицом бога» (1937) и др. исполнены мистицизма.
Метерлинку принадлежат натурфилософские книги «Жизнь пчёл» (1901), «Разум цветов» (1907), «Жизнь термитов» (1926), «Жизнь муравьев» (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.
В 1940 Метерлинк уехал в США, вернулся во Францию в 1947. Написал мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948). Гуманистические пьесы Метерлинка периода 1896—1918 вошли в репертуар мирового театра. Нобелевская премия (1911).
—–
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк
Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlink
Бельгийский драматург и философ, лауреат Нобелевской премии по литературе
Родился 29 августа 1862г. в Генте, во фламандской семье.
Сначала учится в иезуитском колледже.
Затем изучает право в Париже.
1886 – принят в гентскую коллегию адвокатов, но к этому времени благодаря знакомству с Э.Верхарном, Ф.Вилье де Лиль-Аданом и другими поэтами-символистами определяется его литературные интересы, и вскоре он оставляет адвокатуру.
1887 – выпускает первую книгу стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes), в которой воплотилось настроение и содержание ранних драм Метерлинка, которые относят к «статическому театру» или к «театру молчания».
1889 – выходит первая пьеса-сказка «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine), созданная по мотивам сказки братьев Гримм «Девушка Мален».
Однако сказочные мотивы подвергаются значительной переработке: тайна, неведомое, злое, молчание, скрывающее непознаваемые тайны души и мира, становятся основным содержанием произведения. Драма, как и первый сборник стихов, не находят читателя и не раскупаются.
Однако Метерлинк посылает «Принцессу Мален» главе французских символистов Стефану Малларме. Символисты находят в пьесе созвучные идеи и образы, близкую им философию.
1891 – в Париже в театре «Искусство» состоится премьера пьесы «Непрошенная» (L’Intruse, 1890). Эта и несколько последующих пьес («Слепые», «Там внутри» и «Смерть Тентажиля») сам автор относит к театру марионеток.
Метерлинк считает, что человека на сцене вернее всего представит марионетка, ибо любой актёр внесёт в свою игру много личного, его же герои представляют человека вообще.
Вместе с тем, герои Метерлинка действительно являются марионетками, ибо не они сами выбирают свой жизненный путь, но подчиняются неведомой и страшной силе, существующей вне человека.
Кроме того, ранние пьесы Метерлинка называют «театром ожидания». «Непрошенная» воспроизводит ожидание рядом с комнатой роженицы. Все ждут известий от врача, и лишь слепой старик чувствует приближение Смерти.
Метерлинк создаёт мир людей, живущих своей обыденной жизнью, и мир вне их, который непонятен, угрожающ по отношению к человеку.
Потому трагично само существование человека, обречённого внезапной смерти, внезапному страданию, горю, утратам.
1890 – пьеса «Слепые» (Les Aveugles). Одноактная драма воспроизводит ожидание слепых своего поводыря и их размышления о том, что они воспринимают, ужас от ощущения своей беспомощности и невозможности распознать происходящее в мире. Человечество здесь предстаёт слепым, беспомощным, недалёким, эгоистичным, неспособным понять мир и обречённым на страдание.
1892 – пьеса, несоответствующая законам «театра ожидания», «Пелеас и Мелисанда» (Pelleas et Melisande), на её сюжет композитор-экспрессионист Клод Дебюсси пишет оперу. Для этой пьесы характерна тема бессилия человека перед злым Роком, его неспособность понять себя, своё назначение, свою судьбу.
1894 – пьеса «Там внутри» (Interieur), которая, при различии изображаемых событий, повторяет идеи «Непрошенной» об обречённости человека страданиям, о невозможности предугадать то, что его ожидает.
Также выходит пьеса «Смерть Тентажиля» (La Mort de Tintagiles), последняя из цикла «драм ожидания», в которой статика оказывается поколебленной – воспроизведение ожидания превращается в показ протеста любви против зла, пусть ещё и не удачного.
1896 – выходит развёрнутый манифест символизма – книга эссе «Сокровище смиренных» (Le Tresor des Humbles), в одной из статей которой – «Трагизм повседневной жизни» – изложены эстетические взгляды Метерлинка. Главной задачей театра он считает воспроизведение мгновений, когда человек общается с таинственными сферами духа; поскольку слово материально, общение наиболее полно происходит в молчании.
В том же году написана пьеса «Аглавена и Селизетта» (Aglavaine et Seliysette), близкая по типу изображения мира и человека, по проблематике к «Пелеасу и Мелисанде».
Также написана пьеса «Ариана и Синяя Борода» (Ariane et Barbe Bleue), созданная, как и первая драма Метерлинка на сюжет сказки, на этот раз Ш.Перро, и имеет подзаголовок «Тщетное освобождение».
Здесь тайна, стоявшая за всеми персонажами Метерлинка, как нечно грозное, непознаваемое, утратила свою трансцендентальную сущность. Причина несвободы людей кроется в них самих.
1896 – Метерлинк переезжает во Францию. В этом же году выходит работа «Мудрость и судьба» (La sagesse et la destinee), открывающая цикл философских эссе, посвящённых проблемам познания и этики.
1900 – драма «Сестра Беатриса» (La s?ur Beatrice), направленная против аскетизма, воспевающая полнокровную земную жизнь.
1901 – выходит работа натурфилософского характера «Жизнь пчёл» (La Vie des abeilles).
1902 – книга «Сокровенный храм» (Le temple enseveli), в которой Метерлинк пересматривает своё отношение к положению человека в мире. Вечная истина состоит в том, что человек – ничтожная пылинка во вселенной; на этом были построены все прежние драмы Метерлинка.
Но вместе с тем, считает теперь драматург, человек для самого себя – неповторимая личность, его жизнь уникальна. Это убеждение сообщает человеку активность, которой он раньше был лишён. Такая позиция заставляет писателя отречься от прежнего убеждения, что надо изображать общечеловеческое в психологии.
Теперь он стремится создавать психологически индивидуализированные характеры, и первой из таких драм становится написанная в этом же году пьеса «Монна Ванна» (Monna Vanna).
1903 – драма «Чудо Святого Антония» (Le Miracle Saint Antoine) – сатира на современный мир.
1907 – книга натурфилософского характера «Разум цветов» (L’Intelligence des fleurs).
1908 – пьеса «Синяя птица» (L'Oiseau bleu), являющаяся авторской интерпретацией целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых – рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Право первой постановки этой пьесы Метерлинк передаёт К.С.Станиславскому.
1911 – Метерлинк получает Нобелевскую премию «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». В своей речи член Шведской академии С.Д.
Вирсен особо выделил пьесу «Аглавена и Селизетта», что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни М. не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре М.
предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.
1919 – написана романтическая драма «Бургомистр города Стильмонда» (Le Bourgmestre de Stilmonde), в которой находит отражение отношение Метерлинка к Первой мировой войне, к её жестокости, к разрушению всех гуманистических ценностей. Драма того же года «Соль жизни» (Le Sel de la Vie) снова воспроизводит конфликт гуманизма и жестокости на войне.
1932 – Метерлинку пожалован титул графа.
1940 – после начала Второй мировой войны писатель переезжает в США.
1947 – возвращается во Францию.
6 мая 1949 – Метерлинк умер в своём замке в Ницце.
С именем Метерлинка связано рождение нового театра, где основное внимание сосредоточено на сложной и скрытой душевной жизни человека. Внешнее действие заменено внутренним. Открытия Метерлинка оказались важными для драматургов следующего поколения.
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/meterlink_moris/
Творчество и биография Мориса Метерлинка
Новости и общество 15 марта 2017
Известный бельгийский писатель Метерлинк родился 29 августа 1862 года в обеспеченной семье в городе Генте. Его отец был профессиональным нотариусом, мать – дочерью юриста. Семейство будущего писателя пользовалось большим уважением среди жителей города.
Детские и юношеские годы
До того как Морису исполнилось 12 лет, родители организовывали для него домашнее обучение. Биография Мориса Метерлинка, по его собственному признанию, началась не в самых радужных тонах. В 1874 году для обучения мальчика послали в колледж иезуитов. Сам писатель называл это время одним из самых неприятных отрезков своей жизни.
Родители хотели, чтобы их сын пошел по стопам отца и тоже стал нотариусом. Однако ребенок совершенно не проявлял интереса ни к правоведению, ни к истории. Все, чем интересовался Морис Метерлинк, – книги и музыка.
В 1881 году юному Метерлинку все-таки пришлось подчиниться воле отца и он поступает на юридическое отделение Гентского университета. Но весь свой досуг подросток продолжает проводить среди книг.
В 1885 году Метерлинк получает диплом об образовании. И снова под давлением родителей делает следующий шаг – уезжает в Париж для продолжения своего обучения в Сорбонне.
Однако, как и прежде, все его свободное время оказывается посвященным литературе.
Противостояние с родителями
По возвращении в родной город Гент Метерлинк продолжает заниматься литературой наравне с юриспруденцией. Биография Мориса Метерлинка на данном этапе представляет собой борьбу между собственным призванием и желанием угодить родителям. Все свои произведения, написанные в это время, Метерлинк печатает во Франции – для того, чтобы о нем не стало известно в родном городе.
В 1889 году увидел свет первый сборник его стихов под названием «Теплицы». В этом же году, уже в Брюсселе, писатель издает пьесу «Принцесса Мален», попросив для этого у матери 250 франков.
Сюжет этого произведения писатель позаимствовал из сказок братьев Гримм.
Однако он переделал обычную историю про злую королеву, убивающую своих детей, в драму о противостоянии главного персонажа и непреодолимой судьбы.
Видео по теме
Первое издание
Поначалу события развивались по самому обычному сценарию – около десятка книг было раскуплено, еще несколько Метерлинк подарил друзьям и знакомым. Однако внезапно, 24 августа 1890 года, в парижском издании «Фигаро» выходит статья с замечанием критика Октава Мирбо о том, что «неизвестный писатель Морис Метерлинк создал самое гениальное произведение нашей эпохи».
Критик Мирбо пишет письмо Метерлинку, в котором убедительно просит его посвящать все свое свободное время литературному творчеству. Именно вмешательство Мирбо помогло писателю побороть сопротивление родителей. Теперь биография Мориса Метерлинка кардинально меняет свое направление.
Начало писательской карьеры
Он делает окончательный выбор. Его произведения начинают печататься в местной прессе и получают заслуженную похвалу критиков. Вдохновленный Метерлинк оставляет юриспруденцию навсегда. Теперь литература – это все, чем занят Морис Метерлинк. Пьесы его очень высоко оцениваются критиками, некоторые из них даже называют начинающего писателя новым Шекспиром.
Известно, что Метерлинк был очень склонен к использованию метафор и подтекстов в своих произведениях. Поэтому поначалу он пишет главным образом сказки и пьесы.
Его герои общаются между собой краткими, однако очень емкими и многозначительными, фразами.
Особенно у Мориса получается писать пьесы для марионеток – ведь, в отличие от живых актеров, через искусственную куклу гораздо проще передать символ и выразить подтекст.
Главные произведения
В 1895 году писатель впервые встречает девушку, ставшую для него и спутницей, и секретарем, и помощницей во всех делах – Жоржетту Леблан. А в 1896 году пара переезжает в столицу Франции – Париж.
С этого времени Метерлинк пишет множество метафорических рассказов, которые входят в его сборники. Это «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба» и «Жизнь пчел».
В последнем, к примеру, суетная человеческая жизнь сравнивается с жизнью пчел.
Одно из наиболее популярных произведений Метерлинка – «Синяя птица» – было поставлено Станиславским в Москве. Премьера произошла в 1908 году. Постановка имела большой успех на театральных сценах других столиц – Лондона, Парижа, Нью-Йорка.
Впервые здесь узнают о том, что представляет собой мир, который создал Морис Метерлинк. Цитаты из его произведений звучат повсюду. Например, «Кто меня любит и кого люблю я, те всегда меня найдут…», «Видеть и не любить, значит, смотреть в темноту», «Не беспокойся.
Они играют в то, что они счастливы…»
Особенности творчества писателя
Мир, где на первый план выходят аллегории и метафоры, является единственным в своем роде измерением, которое создал Морис Метерлинк. Интересные факты о его творчестве, например, описаны в книге «Великие писатели ХХ века».
В качестве примера здесь приводится рассказ писателя «Слепые». Все его герои живут на острове, и среди них нет зрячих. Эти люди ожидают прихода неизвестного мессии – Спасителя. И видит его лишь один ребенок, оказавшийся зрячим.
Весь этот рассказ полон метафор. Остров означает человеческую жизнь, а окружающий его океан – неизвестность и смерть. Маяк на берегу острова символизирует науку. Зрячий ребенок является прообразом нового искусства. Это традиционная расшифровка одного из рассказов писателя. Однако, как полагается, символ может иметь множество значений.
Биография Мориса Метерлинка: последние годы
Из последних сочинений Метерлинка увидело свет очень мало произведений. Причиной тому послужило, возможно, творческое истощение писателя. Он начал повторять сам себя.
В 1932 году королем Бельгии писатель удостаивается титула графа. В 1940 году писатель вместе с семьей эмигрирует в Штаты. В 1947 году он возвращается в Европу.
Умер Метерлинк от сердечного приступа 6 мая 1949 года в Ницце.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/161477/
Метерлинк Морис – краткая биография
Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама
Метерлинк (Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент, – 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего М.
(изложены в книге “Сокровище смиренных”, 1896) – реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства. В 1889 вышел сборник стихов М. “Теплицы”, в 1896 – сборник “12 песен” (в 1900 – “15 песен”). Человек в ранних пьесах М.
– жертва рока (сказка “Принцесса Мален”, 1889; одноактные пьесы “Непрошеная”, “Слепые”, обе 1890; драма “Пелеас и Мелисанда”, 1892); это драматургия молчания, намёков и недомолвок. В пьесе “Смерть Тентажиля” (1894) намечена тема бунта против рока. В пьесах-сказках “Аглавена и Селизетта” и “Ариана и Синяя Борода” (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы.
Книга “Мудрость и судьба” (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики. В работе “Сокровенный храм” (1902) М. призывает к творческой и социальной активности; в этот период М. близок к социалистическим кругам. Драма “Сестра Беатриса” (1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма “Монна Ванна” (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины.
В статьях этих лет М. выступает против фатализма в жизни и искусстве. Пьеса “Чудо святого Антония” (1903) – острая антибуржуазная сатира. В 1905 М. создал пьесу-сказку “Синяя птица”, исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 и с тех пор – в репертуаре этого театра. В годы 1-й мировой войны 1914-18 М.
-публицист клеймит германский милитаризм. Пьеса “Обручение” (1918) продолжает рассказ об одном из героев “Синей птицы”. Пьесы, написанные позднее, менее значительны (“Бургомистр Стильмонда” и “Соль земли”, 1919; “Жанна д'Арк”, 1945, и др.). Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули М. от общественной проблематики. Трактаты М.
“Жизнь пространства” (1928), “Перед лицом бога” (1937) и др. исполнены мистицизма. М. принадлежат натурфилософские книги “Жизнь пчёл” (1901), “Разум цветов” (1907), “Жизнь термитов” (1926), “Жизнь муравьев” (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.
В 1940 М. уехал в США, вернулся во Францию в 1947. Написал мемуары “Голубые пузыри (счастливые воспоминания)” (1948).
Гуманистические пьесы М. периода 1896-1918 вошли в репертуар мирового театра. Нобелевская премия (1911).
Дж. Р. Р. ТолкиенВластелин КолецПроходит шестьдесят лет после возвращения хоббита Бильбо Бэггинса в Шир. Ему исполняется сто десять лет, но внешне он совсем не меняется.
Это наводит волшебника Гэндальфа на пугающую мысль: магическое Кольцо, украденное Бильбо у Голлума, есть на деле Кольцо власти. Тысячелетия назад его выковал злобный чародей Саурон, хозяин Темного царства, выковал, потом утратил и сейчас жаждет получить обратно. А это обернется гибелью мира, ибо, овладев Кольцом, Саурон станет в
Тема ренегатствующей интеллигенции была очень злободневной. Она привлекала внимание предшественников Горького — Помяловского и Щедрина, была одной из магистральных в творчестве Чехова, украинских писателей — И. Франко, П. Мирного, несколько позже — М.
Коцюбинского и других. Горьковская сатира на «образованных» и «культурных» мещан была особенно острой и беспощадной, ибо велась с позиций пробуждавшегося пролетариата. Это почувствовали современники. Известный прогрессивный критик Е.
Соловьев-Андре
Анализ творчества писателя Несомненно, у большинства людей в мире имя А.С. Пушкина ассоциируется, прежде всего, с его поэтическими произведениями. Однако мне ближе его сочинения в прозе.
Смело могу сказать, что самым любимым моим творением Пушкина является его исторический роман (повесть) «Капитанская дочка».
Может быть, так случилось потому, что я сам очень люблю историю, мне нравится узнавать исторические подробности важных событий, повлиявших на ход русской и мировой истории, нравится изу
Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка. Любовь освещает ее быт, девушка начинает ощущать радость жизни, надеется на что-то прекрасное, чего до сих пор у нее не было.
Катерина испытывает столь сильное чувство впервые. Девушка была выдана замуж насильно за нелюбимого человека.
Дальнейшая жизнь в доме мужа, постоянные придирки и унижения со стороны свекрови убивают саму возможность возникновения любви к слабохарактерному и безвольному
Заузе – лечащий доктор Нимфея. Им пугают Нимфея, когда тот заговаривает о себе в «двойственном» числе. З. – консерватор. Он не признает существования в жизни чуда, считая любое чудо болезнью. Когда Нимфей рассказывает З.
о своем превращении в белую лилию, тот рекомендует пациенту просто не ездить за город. С тех пор Нимфей начинает бояться З. Позже, по рекомендации З. Нимфей поступает на работу к Леонардо.
{loadposition textmod}Сейчас смотрят:{module Характеристики}
Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое “государство”.
Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя “Тарас Бульба”. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами.
Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас сч
Тема любви в творчестве «агитатора, горлана, бунтаря» Владимира Маяковского не так широко представлена, как тема революции или тема «светлого будущего».
Однако сам поэт утверждал, что «любовь – это сердце всего», что от нее «разворачиваются и стихи, и дела». К сожалению, личная жизнь Маяковского не складывалась, как, пожалуй, у любого поэта.
Ведь счастливый человек не может «выреветь горечь обиженных жалоб». Но «громада любовь» поэта все-таки оставила яркий след в истории мировой поэзии, а одним
Сочинение не тему Чернобыльской катастрофы. Раскрытие проблемы правды и совести в произведениях о трагедии Чернобыля. Двадцать лет – это миг, совсем немного времени.
Но каким далеким, безоблачным выдается теперь нам тот дочернобыльский мир – спокойный, неторопливый! Мир без катастроф, жертв, без стрессовых ситуаций, что разделили судьбу миллионов людей после Чернобыльской трагедии.
Пожар! Первейший удар стихии приняла на себя военизированная пожарная часть атомной станции. Пожарники хорошо поним
Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы.
Островский был необыкновенно конкретен в своем творчестве. Изучая окружающую его действительность, нетрудно представить события, факты и лица, которые могли послужить ему для сюжетов и их образов.
Драма “Гроза” — результат его путешествия по Верхней Волге в
Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки.
У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне.
Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько сложно нам, городским, приспособиться к этой жиз
Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://referat567.info/biografii/16969-meterlink-moris-kratkaya-biografiya.html
Морис Метерлинк – автор знаменитой сказки-драмы «Синяя птица»
В нас скрыто нечто, что хотелось бы познать,
но оно таится глубже, чем сокровенная мысль,— это наше сокровенное молчание.
Но вопросы бесполезны. Всякая попытка разума только мешает второй жизни, которая обитает в этой тайне.
М. Метерлинк
В истории литературы найдется немного имен, которым перо принесло высокие почести и титулы. Граф Метерлинк — среди них. На литературные заработки он построил замки и дворцы. Его слава на рубеже веков не имела аналогов. Пьесы Метерлинка шли на сценах лучших театров Европы и Америки, его эссе читались как откровение.
Родиной Метерлинка является Бельгия — небольшая страна, получившая самостоятельность лишь полтора столетия назад. Когда-то она входила в состав империи Карла Великого, потом испанской монархии, Австрии, Франции, а после падения Наполеона ее отдали Голландии. В границах нового государства, возникшего в 1830 году, объединились две народности — фламандцы (знакомые по именам фламандской школы живописи: Рубенса, Ван-Дейка и других), чей язык близок к голландскому, и франкоязычные валлоны. «Бельгийского» языка нет. Бельгийская литература тоже долго не существовала для мира, первым ее значительным явлением стала «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера (1867). Следующий шаг сделал Морис Метерлинк, опиравшийся уже не на национальный материал, а выступивший как худож-ник-космополит и выразивший тем одну из основных тенденций XX века.Метерлинк по национальности фламандец, родился он в просвещенной зажиточной семье. Начальное образование мальчик получал в иезуитском коллеже, где обучение шло на французском языке. С ранних лет его привлекали и явления природы, и достижения гениев человеческого духа. Его мировоззрение сложилось еще в юности, когда Метерлинк заинтересовался творчеством голландского теолога XIV века Яна Рейсбрука, отмеченным чертами пантеизма, а также полными поэтических образов писаниями немецкого философа XVI—XVII веков Якоба Бёме — религиозного мечтателя и тоже пантеиста, и, наконец, произведениями одного из первоучителей романтизма Нова-лиса (конец XVIII века), который искал место человека в мире на путях, отличных от философского и художественного рационализма.Метерлинк окончил юридический факультет католического университета Гента, после чего занялся адвокатурой. Учился и работал прилежно, но пристрастия к юриспруденции не обнаружил. Его влекло искусство. Он начал с внимательного изучения достижений человеческого разума и духа. Однако энциклопедические знания не заглушили основного свойства дарования Метерлинка — наивно-детского отношения к миру, взгляда на жизнь как на таинственную сказку, волшебную феерию.Как многие начинающие авторы, Метерлинк сначала тяготел к поэзии. Первые его стихи вышли, когда ему был 21 год. Писал он в это время мало. Путь Метерлинка в большую литературу начался в 1889 году, когда он на ручном станке собственноручно отпечатал 25 экземпляров пьесы «Принцесса Мален» на сюжет, заимствованный у братьев Гримм. Вначале событие прошло незамеченным, но вскоре французский писатель Октав Мирбо напечатал восторженный отзыв. В нем говорилось:«Не знаю, откуда Метерлинк и кто он, стар или молод, беден или богат. Знаю только, что нет человека, более неизвестного, чем он. Знаю также, что он создал шедевр, не один из тех заранее признанных шедевров, какие ежедневно публикуются нашими молодыми гениями, воспетыми на все лады современной визгливой лирой, или, вернее, флейтой,— но удивительный, чистый, вечный шедевр, которого достаточно, чтобы сделать имя бессмертным и заставить всех алчущих прекрасного и великого благословлять это имя,— шедевр, о котором в часы вдохновения мечтают честные, мучимые жаждой творчества художники, но которого им до сих пор не удавалось написать. Словом, Морис Метерлинк подарил нам самое гениальное произведение наших дней, самое необычное и в то же время наивное, не низшее по достоинствам и — дерзну ли сказать? — высшее по красоте, чем все, что есть самого прекрасного у Шекспира».Слава Метерлинка зажглась практически мгновенно. За «Принцессой Мален» последовали пьесы «Непрошеная», «Слепые» и ряд других, абсолютно не похожих на все то, что было сделано в драматургии прежде. Метерлинк обратился к глубинным вопросам бытия и нашел для этого наиболее выразительную форму — иносказания, символы.
Вот краткое содержание драмы «Слепые». Группа слепцов, среди которых есть старые и молодые, мужчины и женщины, слепорожденные и потерявшие зрение, и даже помешанная, а также одна слепая со зрячим ребенком, расположилась на заброшенном в океане острове. Из разговоров слепых выясняется, что дряхлый священник — их зрячий проводник — куда-то пошел, а без него они беспомощны.
Беспокойство растет, и в конце концов слепые узнают, что проводник умер.
Слышатся чьи-то шаги, но чьи? Это остается неизвестным. Лишь единственный зрячий — маленький ребенок — отчаянно кричит, возможно, от ужаса. Последняя реплика одного из слепцов: «О, смилуйся над нами!»В «Слепых», как и в других пьесах этого цикла, нет живых характеров, нет действия, все статично.
Есть только символы. Судьба слепых на острове символизирует человечество, затерянное во Вселенной. Океан — образ смерти. Мертвый проводник олицетворяет утраченную людьми религию. Каждый из калек тоже выражает определенную сторону человеческой жизни, а зрячий — нарождающееся мировоззрение. Шаги за сценой в конце можно понимать и как приход новой веры, и как приближение смерти.
Томас Манн говорил о ранних драмах Метерлинка, что они написаны «тревожным языком сновидений». Театр Метерлинка называли символистским, театром масок, марионеток и даже театром смерти. Основанием к последнему определению явилось тяготение драматурга к ситуациям на грани жизни и небытия. Но было бы неверно понимать его как театр ужасов.
Мировосприятие писателя в целом было жизнерадостным. Один из основателей русского символизма, поэт и критик Николай Минский писал:«Метерлинк один из самых убежденных, может быть, самый убежденный и наиболее подлинный оптимист в современной литературе. Приступая к чтению этого „трагического” автора, вступаешь в полосу яркого, ровного, бестеневого света.
Если бы принято было давать великим писателям, как это делается относительно великих полководцев и государей, прозвища, характеризующие их судьбу и деятельность, то нет сомнений, что Метерлинк перешел бы в потомство с прозвищем „Счастливого”».Пьесы Метерлинка производят сильное впечатление.
Даже противники его мироощущения, чисто духовного, несколько мистического и не имеющего в составе ничего бытового, не забывают подчеркнуть исключительную одаренность художника.
Современниками, смотревшими его пьесы вместе с ложноромангическими постановками Эчегарая, натуралистической «Властью тьмы» Толстого и психологическими драмами Ибсена, они воспринимались как четвертое измерение, как более высокий пласт мышления.
Вершиной творчества Метерлинка стала «Синяя птица» (1908) — изумительная сказка-драма для взрослых, идущая и теперь, но на утренних спектаклях.
Это история о том, как мальчик Тильтиль и девочка Митиль ищут символ счастья и истины — Синюю Птицу, как сам поиск, само движение возвышают и совершенствуют их, открывают новые горизонты и как дети, вернувшись, находят Синюю Птицу у себя дома.С 1898 года Метерлинк поселился во Франции и покидал ее лишь в годы второй мировой войны.
На своей второй родине он был избран во Французскую академию, чего, кажется, не удостаивался ни один иностранец. Физическое (он увлекался — почти профессионально — боксом, а также велосипедным и автомобильным спортом) и моральное здоровье даровали Метерлинку долгую жизнь. Она не была богата событиями.
Основу творческого наследия Метерлинка составляют драмы, но современникам он был известен и как эссеист, автор 24 прозаических рассуждений философско-моралистического плана и на биологические темы: «Мудрость и судьба», «Смерть», «Жизнь пчел» и другие. В них Метерлинк излагал свои взгляды, в том числе на проблемы, которые решал в драматургии. Теперь редко их вспоминают, но вот В.
Солоухин в своих «Травах» с восторгом цитирует «Разум цветов».Творчество Метерлинка составило этап в развитии литературы. Можно говорить о прямой зависимости от созданного им направления части художественного наследия Гауптмана, Тагора и других, а впоследствии Беккета.
Внимательно следил за новыми постановками пьес Метерлинка его младший современник, поэт и реформатор ирландского театра Уильям Батлер Йетс, постоянно наезжавший из Лондона, где он тогда жил, в Париж. Трактат Метерлинка «Сокровище смиренных» (1894) Йетс считал одной из своих «священных книг».Были у Метерлинка и противники. «Не восхищался» его символическими пьесами Бунин, ценивший в первую очередь ясность мыслей и чувств. Неприемлемым казалось творчество Метерлинка Ромену Роллану, выступавшему за практическую действенность искусства.
Метерлинк успел пережить свою славу. Это бывает. Еще при его жизни на фундаменте, заложенном с его участием, возникли новые художественные строения. На смену пришли новые имена, но они не отбросили в небытие творческих свершений Метерлинка. В истории литературы он остается как писатель исключительного таланта, художник-мыслитель, создатель новых литературных форм, честный певец экзальтированных раздумий, рисовавший радости и горести мира.
Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»
Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/247-meterlink.html
Метерлинк Морис — Биография
Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck; 29 августа 1862, Гент — 6 мая (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949, Ницца) — бельгийский писатель, драматург и философ.
Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911. Автор философской пьесы-притчи «Синяя птица», посвященной вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия — Синей птицы.
Произведения Метерлинка отражают попытки души достичь понимания и любви.
Бельгийский период
Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты.
В 1883 году на страницах журнала «Jeune Belgique» было опубликовано первое стихотворение Метерлинка. В 1885 году он получил право заниматься адвокатской практикой, окончив юридический факультет Гентского университета.
В 1888 году увидел свет изданный за счет средств семьи автора поэтический сборник «Оранжереи», а год спустя была написана «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine) — первая пьеса Метерлинка, снискавшая похвалу Октава Мирбо.
В 1889 вышел сборник стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes), в 1896 — сборник «12 песен» (в 1900 — «15 песен»).
Метерлинк во Франции
С 1896 Метерлинк живёт во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с символистами, которые оказывают на него огромное влияние. Идеализм и символизм нашли отражение в ранних художественных произведениях Метерлинка (книга «Сокровище смиренных», 1896).
Известность Метерлинку приносит пьеса-сказка «Принцесса Мален» 1889; одноактные пьесы «Непрошенная», «Слепые», (обе 1890) — пьесы о неудовлетворенности, которая заставляет искать и не находить счастье и любовь в повседневной жизни; драма «Пелеас и Мелисанда», 1892 — символическая драма идеальных влюбленных, которые уничтожают сами себя в поисках совершенства. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намёков и недомолвок». Главные темы его творчества — смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. В 1902 году увидела свет пьеса «Монна Ванна», в которой появляется тема протеста человека против всевластия рока.
В 1909 г. была поставлена знаменитая «Синяя птица» (1908), в которой герои путешествуют по свету в поисках счастья, а находят его у себя дома. Феномен неудовлетворенности человека и поисков счастья продолжает исследоваться Метерлинком в продолжении феерии «Синяя птица» — пьесе «Обручение» (1918).
В поздних пьесах Метерлинк обращался к библейским, сказочным и историческим сюжетам. Мотив смерти постоянно присутствует в произведениях писателя, а в позднем творчестве нарастает интерес к мистике и оккультизму.
В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчел» (1901), «Жизнь термитов» (1926) и «Жизнь муравьев» (1930) писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой.
В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».
В 1940 Метерлинк бежал от германской оккупации в США, из-за проблем со здоровьем вернулся во Францию в 1947. Скончался писатель в Ницце 6 мая 1949 года от сердечного приступа.
Источник: http://pomnipro.ru/memorypage10834/biography