Нарежный Василий Трофимович
НАРЕЖНЫЙ Василий Трофимович родился [1780, Устивицы (Украина] — писатель.
Его отец, выходец из мелкого шляхетства, служил вахмистром, а затем занимался сельским хозяйством на приобретенном им клочке земли.
В 1792 Василий Трофимович поступил в гимназию и пансион при Московском университете. После окончания гимназии обучался на философском факультете университета.
В студенческие годы Нарежный выступает уже как писатель-драматург и поэт, помещая свои произведения в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» и другие. Эти произведения продолжали традиции классицизма, хотя в них уже явственна романтическая струя, в частности под влиянием Шиллера (драма «Дмитрий Самозванец», 1800, опубликовано в 1804).
В 1801, не окончив университета, поступил на службу в канцелярию только что открывшегося управления Грузией.
Он уезжает на Кавказ и там, на службе в Лорийской земской управе сталкивается с безобразными «порядками», хищничеством, взяточничеством, самоуправством как русских генералов и чиновников, так и местных князей-феодалов.
Эти картины в дальнейшем он рисует в романе «Черный год, или Горские князья», написанном под впечатлением службы на Кавказе.
Пробыв в Грузии около двух лет, Василий Трофимович возвращается в Петербург. Здесь он поступил на службу в Экспедицию хозяйства министерства внутренних дел на должность помощника экспедитора и всю жизнь вынужден был тянуть чиновничью лямку.
Скупые сведения о Василии Трофимовиче говорят о тяжелой участи бедняка разночинца, с большим трудом пробивавшего себе дорогу в литературу.
Умер Нарежный в полной нищете.
В 1809 вышла первая книжка его повестей — «Славянские вечера»,— явившаяся откликом на увлечение национально-героической тематикой, которая в начале XIX века была связана с предромантическим движением в русской литературе.
«Славянские вечера» — это сентиментально-романтические повести из русской древней истории, написанные ритмизованной прозой, в духе баллад Оссиана.
В русскую литературу писатель вошел как зачинатель бытового, нравоописательного романа.
В 1814 вышли три первые части романа Василия Трофимовича «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» (три последующие части, запрещенные цензурой, сохранились в рукописи, роман был напечатан полностью лишь в 1938). В этом романе отчетливо сказалась демократическая, антидворянская позиция писателя, его стремление к жизненной достоверности.
Развивая традиции сатиры XVIII в. (Новикова, Фонвизина, Крылова), писатель сочетал их с принципами авантюрного «плутовского» романа Лесажа, рисуя широкую сатирическую картину русской жизни тех лет.
Он описывает похождения нищего «князя» Чистякова (подобно самому автору, выходца из обедневшей шляхетской семьи), на протяжении всей жизни терпящего несправедливости и гонения со стороны богатых и знатных хозяев тогдашнего государства.
В его романе показаны самые разнообразные круги общества: помещики, безжалостно истязавшие своих крепостных, чиновники, обирающие без зазрения совести просителей, откупщики и духовенство, жадные и развратные, высшие государственные вельможи, творящие еще большие беззакония.
Вся эта галерея сатирических образов рисуется с точки зрения бедняка, бездомного «перекати-поле» Чистякова, на собственном горьком опыте испытавшего жестокость, бесправие, несправедливость всей социальной системы, направленной против простого человека. Этим бесчеловечным и циничным представителям господствующего класса Нарежный противопоставил положительных героев — простых, бедных людей: крестьян, ремесленников и добродетельного помещика, живущих патриархальной, честной жизнью.
В 1818 Василий Трофимович закончил роман «Черный год, или Горские князья», но попытки провести его через цензуру не удались, и он был напечатан только после смерти писателя. Это резкая сатира на порядки, устанавливаемые русской администрацией после присоединения Грузии к России.
Нарежный разоблачает самоуправство, беззакония, творимые военной администрацией, грабеж населения чиновниками, свидетелем чего был сам писатель во время своей службы в Грузии. Не менее беспощадно разоблачает он и самоуправство, жестокость и ограбление населения местными феодалами, князьками и «сардарами».
Политическая острота сатиры была замаскирована самой жанровой формой «восточного» авантюрного романа, идущей от сатирико-философских повестей Вольтера. Следует отметить и антиклерикальный характер романа, высмеивающего церковь и ее служителей.
Цензурные запреты этих романов не остановили Василия Трофимовича и он продолжал работу над другими произведениями.
В начале 20-х гг.писатель издаёт несколько новых книг.
В 1822 выходит его роман «Аристион, или Перевоспитание», в котором писатель показал одичание помещиков, развращенных праздностью и невежеством. На фоне одичания помещиков Нарежный показывает «перевоспитание» «молодого человека» в духе руссоистской идиллии.
Особое место в творчестве Василия Трофимовича занимают романы из украинской жизни:
«Бурсак»,
«Запорожец»,
«Два Ивана».
Перегруженные невероятными похождениями действующих лиц, они в то же время рисуют героическое прошлое Украины, ее вольнолюбивого народа. Наибольший интерес представляет роман «Два Ивана». В романе показана жизнь украинских помещиков, которые тратят все свои силы на бесконечную тяжбу, вконец их разоряющую.
В последнем романе Нарежного В.Т. «Гаркуша» (автор не успел его закончить) рассказывается о легендарном украинском разбойнике, защищавшем интересы бедняков, крепостного крестьянства. В «Гаркуше» антидворянская позиция писателя, его протест против крепостного гнета, его симпатии к угнетаемому народу находят наиболее полное и сильное выражение.
Демократическое содержание творчества Василия Трофимовича его сатирическая направленность выделяли его романы на фоне литературы начала XIX в. В них сказались ее реалистические тенденции, которые восходили к сатирической литературе XVIII в.
писатель не был реалистом, но в изображении быта и нравов он уже намечал ту жизненную правдивость, те черты изображения отрицательных сторон быта, которые впоследствии в творчестве Гоголя приобрели реалистическую типичность.
Заслугой писателя является антикрепостническая направленность его произведений, подготовка тех художественных принципов, которые привели в дальнейшем к торжеству критического реализма.
Умер — [21.VI(3.VII).1825], Петербург.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.
Источник: http://www.znaniy.com/n/192-narezhnyj-vasilij-trofimovich.html
краткая биография художников) – удожники и архитектура IX века)
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) Его великолепные тонко прописанные портреты в которых он получил истинное признание В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов, постоянно раскрывая все новые качества человека.
Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г.
картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время. Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи.
Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом. Его портреты Автопортрет, А. Р. Томилова, И. В. Кусова, А. И. Корсакова 1808 г. Портрет Голицина А. М. и 1809 г.
В 1816 году Кипренский отправился в Италию где его портреты очень понравились итальянской публике и для галереи Уффици во Флоренции получает заказ Автопортрет, удостоенный по тем временам таким вниманием как великий живописец. Портрет Дениса Давыдова, 1819 г. Девочка с венком из мака, самый удачный 1827 г. портрет А. С.
Пушкина и др. В 1812 году Кипренскому было присвоено звание академика, Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова. Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.
Сильвестр Щедрин (1791-1830) Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. Полностью отдавшись романтике пейзажа и природной среде восприятия, Щедрин как бы восполняет своими картинами, упавший интерес художников того времени к пейзажу. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. Закончив Академии художеств в Санкт Петербурге, в 1818 г. приехал в Италию и прожил более 10 лет, в Риме, Неаполе, Амальфи и в Соренто где провел свои последние месяцы жизни. На более сорока его картинах Щедрин изобразил виды окрестности Соренто, при встрече на улицах города Сорентийцы его ласково приветствовали Дон Сильвестро. Очень много работал с натуры, заслужил невероятную по тем временам популярность у итальянцев желавших | |
|
|
художника А.В. Тропинина, отличающаяся легким колоритом. 1826 г. картины Пряха, Золотошвейка обратили внимание особое современников. 1846 г. Тропинину присваивается почетное звание члена Московского художественного общества. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль, в портрете Тропинин старается передать себя как художника, творца. Тропинин разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий специфический московский жанр живописи. В то время Тропинин стал центральной фигурой московского бомонда, творчество которого отразилось в 20-е 30-е годы, принесшие ему знаменитость. Его мягко прописанные портреты отличаются высокими живописными достоинствами и простотой восприятия, человеческие образы воспринимаются характерной правдивостью и спокойствием без особого внутреннего волнения. Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) Родился в Москве 1780 году в купеческой небогатой семье. Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, После представления портрета К.И. Головачевского и Автопортрет, удостаивается звание академика в 1811 г. самые лучшие его работы были созданы в 20-е годы. Венецианов мастер пастельных , карандашных и масляных портретов, карикатур. По стилю работ ученик Боровиковского. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Его знаменитые портреты Жница, Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и др. Художник любил простых людей находя в этом определенную лирику это отразилось в его картинах показывающие нелегкий крестьянский быт. Особо можно подчеркнуть о картине Гумно, которая обратила на себя внимание императора Александра 1, которого тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником. Картина была куплена императором за 3000 руб.Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр. Карл Павлович Брюллов (1799-1852) Мастер исторической живописи, его картина Последний день Помпеи произвела ошеломляющее впечатлении на его современников. Картина сложена из контрастов света и тени, Брюллов в этой картине показал весь драматизм погибающей древней Помпеи, в суматохе обреченные жители разбегаются от неистовства извергающегося Везувия. Даже А.С. Пушкин под впечатлением увиденного, описал о этой картине в своих произведениях. Под влиянием традиционного академического классицизма, Карл Брюллов наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и психологической правдой. Брюллов был великолепным мастером парадного портрета в котором ярко акцентировал характерными признаками человека, он мастерски пишет светские портреты применяя в яркие колористические моменты в композиции картины, Графиня Ю. П. Самойлова. В других портретах он применяет более сдержанный колорит, портрет выдающегося русского скульптора И.П.Витали, Поэта Н. В. Кукольника, писателя А.Н.Струговщикова. В парадных портретах он превосходил многих художников своего времени. |
Источник: https://sites.google.com/site/udoznikiiarhitekturaixveka/kratkaa-biografia-hudoznikov
Василий Нарежный
Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах.
В 1792 году Нарежный поступает в дворянскую гимназию при московском университете и по истечении 6 лет «производится», за отличные успехи в науках, в студенты.
Пробыв около двух лет в университете, Нарежный определяется на службу чиновником при правителе Грузии, Коваленском; в Грузии он занимает различные должности до 1803 года, затем служит в Петербурге, сначала в министерстве внутренних дел, потом в горной экспедиции кабинета, наконец, после кратковременной отставки, в военном министерстве. Несмотря на значительный успех, которым он пользовался в современной ему литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда главным образом литературная жизнь, Нарежный творил, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи.
Скончался писатель 21 июня (3 июля) 1825 года.
Творчество
Ещё студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина, в «Приятном и полезном препровождении времени» Подшивалова и Сохацкого (1798 г.) и в «Ипокрене» Сохацкого (1799—1800 гг.).
Относящаяся к этому же приблизительно времени трагедия «Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова» не выделяется из ряда современных ей трагедий, но указывает на дарование автора.
Жизнь в Тифлисе, служебные столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе — все это изображено им в сатирическом романе «Черный год, или Горские князья», наполненном, по образцу модных тогда romans d’aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, по которому автор рисует ряд типов кавказских администраторов. Это было причиной того, что роман появился в печати лишь в 1829 году, после смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым. В 1804 г. Нарежный напечатал трагедию «Дмитрий Самозванец» — крайне неудачный сколок с «Разбойников» Шиллера. Открытие «Слова о Полку Игореве», переводы песен Оссиана и вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном; он выпускает в свет первую часть «Славенских вечеров» (1809). Повести, вошедшие в её состав, не выше многих других тогдашних повестей, но критика отнеслась к «Славенским вечерам» довольно благосклонно. В 1810 году Нарежный печатает в журнале «Цветник» ещё две повести, несколько более удобочитаемые.
В 1814 году появились первые три части романа Нарежного «Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова». Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Нарежный дал немало картин из русской жизни.
Роман, разрешённый цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения графа Разумовского, за безнравственность и за «предосудительные и соблазнительные места».
Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут им и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры злоупотребления помещичьей властью.
Это — настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость интересов высшего класса, бесхарактерность представителей русской интеллигенции. Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло.
Гораздо слабее повесть «Аристион, или Перевоспитание» (1822), принадлежащая к разряду нравоучительных, которыми так богат XVIII век. Талантливо начертан только тип скупца — пана Тараха, — предшественника гоголевского Плюшкина.
В 1824 году Нарежный издал «Новые повести», частью в сентиментальном роде («Мария»), частью в восточном, поучительном («Турецкий суд»), главным же образом — в том направлении, которому он следовал в «Жильблазе».
Повести «Богатый бедняк», «Запорожец», «Заморский принц» являются чисто реальными, нравоописательными; последняя представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с «Ревизором».
Наиболее известное произведение Нарежного, «Бурсак», вышло в свет в 1824 году. Оно вполне самостоятельно, как в сюжете, так и в деталях. Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются замечательной жизненностью.
Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, является совершенно живым лицом, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен внешней обстановкой его жизни.
Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы. Повесть «Два Ивана или страсть к тяжбам» (1825) вышла через две недели после смерти автора.
Здесь изображено сутяжничество малороссов: два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
Тогдашняя критика не раз упрекала Нарежного за отсутствие «образованного вкуса», за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта.
Современники называли Нарежного «Теньером русской литературы», но признавали за ним и достоинства, например уменье сохранить в рассказе характер «местности и народности». По мнению князя П. А.
Вяземского, Нарежному «одному и первому» из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность — охватить подробности русской жизни для составления русского романа.
Историческое значение Нарежного велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца XVII и начала XIX века.
Источник: http://people-archive.ru/character/vasiliy-narezhnyy
Писатели 19 века (стр. 2) – Русские писатели
Перейти к контенту
- Главная
- О каталоге
- Писатели
- Поэты
- Союзы
- Добавить
Иван Крылов
Биография: Крылов Иван Андреевич (1769г – 1844г) – русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери.
Переехав в Петербург (1782), был мелким чиновником в Казённой палате.
Подробнее >>>
Произведения: Ворона и лисица, Ларчик, Лягушка и вол, Волк и ягненок, Синица, Мартышка и очки, Подробнее >>>
Александр Куприн
Биография: Куприн Александр Иванович (1870 г – 1938г) – русский писатель. Родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провёл в закрытых военных учебных заведениях, 4 г.
служил в пехотном полку в Подольской губернии В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду.
Подробнее >>>
Произведения: Гранатовый браслет, Дознание, Изумруд, Конокрады, Куст сирени, Листригоны, Мирное житие, Подробнее >>>
Иван Лажечников
Биография: Лажечников Иван Иванович (1792г – 1869г) – один из творцов русского исторического романа. Отец его, коммерции советник и один из богатейших коломенских купцов, отличался любовью к образованию. По рекомендации Н.И.
Новикова , он пригласил к сыну француза-эмигранта Болье, человека гуманного и просвещенного.
Подробнее >>>
Произведения: Басурман, Колдун на Сухаревой башне, Ледяной дом, Последний Новик, Спасская лужайка, Подробнее >>>
Александр Левитов
Биография: Левитов Александр Иванович (1835г – 1877г) – выдающийся русский писатель. Левитов уже восьми лет был “подмастерьем” у отца и вел целый класс.
Небольшая семья много трудилась, жила безбедно и дружно, и, в общем, детские годы Левитова прошли привольно.
Подробнее >>>
Произведения: Говорящая обезьяна, Московские “комнаты снебилью”, Моя фамилия, Насупротив!.. , Не к руке Подробнее >>>
Константин Леонтьев
Биография: Леонтьев, Константин Николаевич (1831г – 1891г) — философ, писатель, литературный критик, публицист. В 1841 году поступил в Смоленскую гимназию, а в 1843 году — на воспитание в Дворянский полк.
Из полка Леонтьев был уволен по болезни в октябре 1844 года. В том же году он был зачислен в третий класс Калужской гимназии, которую он окончил в 1849 году.
Подробнее >>>
Произведения: Паликар Костаки, Аспазия Ламприди, Капитан Илиа, Дитя души, Сфакиот, Ядес. Подробнее >>>
Николай Лесков
Биография: Лесков Николай Семенович (1831г – 1895г) – русский писатель. Внук священника, Лесков всегда подчеркивал свою родовую связь с сословием, изображение которого считал своей “специальностью” в литературе.
Хотя отец Лескова “не пошел в попы”, семинарское воспитание определило его духовный облик.
Подробнее >>>
Произведения: Некуда, Обойденные, Островитяне, Соборяне, Чёртовы куклы, Захудалый род, На ножах, Подробнее >>>
Павел Мельников-Печерский
Биография: Мельников Павел Иванович (1818г – 1883г) – выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский. Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода.
До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета.
Подробнее >>>
Произведения: Медвежий угол, На станции, Непременный, Поярков, Семейство Богачевых, Старые годы, Подробнее >>>
Василий Нарежный
Биография: Нарежный Василий Трофимович (1780г – 1826г) – русский писатель. Родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя. Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета.
Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии.
Подробнее >>>
Произведения: Бурсак, Гайдамак, Гаркуша, малороссийский разбойник, Два Ивана, или Страсть к тяжбам, Подробнее >>>
Владимир Одоевский
Биография: Владимир Федорович Одоевский (1803г – 1869г) князь – писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки.
Окончив курс в благородном пансионе при московском университете, сотрудничал в “Вестнике Европы”; сблизившись с Грибоедовым и Кюхельбекером.
Подробнее >>>
Произведения: Русские ночи, Саламандра, Свидетель, Сильфида, Сказки дедушки Иринея, Черная перчатка, Подробнее >>>
Александр Островский
Биография: Островский Александр Николаевич (1823г – 1886г) – знаменитый русский драматург. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству. .
Окончив гимназический курс, Островский поступил на юридический факультет Московского университета.
Подробнее >>>
Произведения: Бедная невеста, Бедность не порок, Без вины виноватые, Бесприданница, Бешеные деньги, Подробнее >>>
Алексей Писемский
Биография: Писемский Алексей Феофилактович (1821г – 1881г) – русский писатель. Четырнадцати лет он поступил в костромскую гимназию, где начал писать и пристрастился к театру, а в 1840 г.
перешел в Московский университет, “благодарю Бога, что избрал математический факультет, который сразу же стал приучать говорить только то, что сам ясно понимаешь.
Подробнее >>>
Произведения: Масоны, Мещане, Питерщик, Плотничья артель, Подводный камень, Просвещенное время Подробнее >>>
Антоний Погорельский
Биография: Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним – Антоний Погорельский) (1787г – 1836г) – писатель-романтик.
Основательное и разностороннее образование, полученное Погорельским в доме отца, было завершено в Московском университете, куда юноша поступил в 1805 г. и закончил его в 1807 г.
Подробнее >>>
Произведения: Двойник, или Мои вечера в Малороссии, Изидор и Анюта, Лафертовская маковница, Магнетизер, Подробнее >>>
Николай Помяловский
Биография: Помяловский Николай Герасимович (1835г – 1863г) – русский писатель. Родился в семье дьякона. Учился в Александро-Невском духовном училище. Окончил Петербургскую духовную семинарию в 1857 году. Некоторое время был вольнослушателем Петербургского университета. Подробнее >>>
Произведения: Мещанское счастье, Молотов, Очерки бурсы, Подробнее >>>
Александр Радищев
Биография: Радищев Александр Николаевич (1749г – 1802г) – русский поэт, писатель, директор Петербурской таможни. С 1762 по 1766 год Радищев учился в пажеском корпусе (в Санкт-Петербурге), и, бывая во дворце, мог наблюдать роскошь и нравы Екатерининского двора. Подробнее >>>
Произведения: Путешествие из Петербурга в Москву, Подробнее >>>
Михаил Салтыков-Щедрин
Биография: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826г – 1889г) – известный писатель – сатирик. Под влиянием социалистических идей пришел к полному отрицанию помещичьего уклада, буржуазных отношений и самодержавия.
Первая крупная публикация писателя – “Губернские очерки” (1856-1857), изданные от имени “надворного советника Н. Щедрина”. Подробнее >>>
Произведения: Господа Головлевы, История одного города, Пошехонская старина.
Начало, Убежище Монрепо, Подробнее >>>
В каталог добавлено более 100 сайтов. Посмотреть можно в “Одноклассниках” в группе “Руские писатели” . Всего в каталоге более 600 сайтов.
Главная | О каталоге | Писатели | Поэты | Союзы | Добавить | Карта Сайта
Источник: http://ruspisateli.ru/pisateli-19-veka-2.html
Краткая биография Сурикова Василия Ивановича
24 января1848 года в семье коллежского регистратора Ивана Васильевича Сурикова, в городе Красноярске родился мальчик, которого нарекли Василием.
Самому провидению было угодно,чтобы в семье, принадлежащей старинному казачьему роду, появился на свет будущий великий титан и гений русской живописи.
Предки великого художника Василия Ивановича были донскими казаками, вечные искатели приключений они, как и сотни других донцов, пришли в Сибирь вместе с легендарным Ермаком.
Суриков Иван Васильевич
В середине XVII века вновь прибывшие в на широкие просторы Сибири казаки обустраивают на Енисее городок, получивший название Красноярские остроги, здесь и обустраиваются на жительство казаки Суриковы.
Служили предки художника честно, за безупречную и преданную службу начиная с XVIII века казаков Суриковых начинают производить в офицерские чины.
По законам Российской империи за отличия в службе казаку, произведенному в офицеры, присваивался дворянский титул. Право на дворянство распостранялось на всех наследников, поэтому Василий Суриков родился дворянином.
Боярыня Морозова
С юных лет Василий Суриков одержим страстью к живописи, в двадцатилетнем возрасте он переезжает Петербург, где с 1869 по 1875 обучается в Петербургской Академии Художеств. За время учебы преподаватели отмечают его, как лучшего ученика и предвещают ему великое будущее.
Спустя два года после окончания академии Суриков переезжает в Москву, где и создает основную часть своих великих произведений. С 1881 по 1887 годы он создает такие шедевры монументально-исторической живописи, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова».
В 1888 году Василия Ивановича постигло огромное горе — смерть жены, которую он горячо любил. Художник впадает в глубокую депрессию, практически два года он ничего не пишет.
Просветление наступает после поездки в родные места Сибири (1889 — 1890 годы), в 1891 году в свет выходит его картина «Взятие снежного городка», олицетворяющая удаль и широкую душу русского народа.
Далее Суриков вновь создает полотна, посвященные истории России, просвещенный мир поражают его полотна «Поражение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», « Степан Разин». Некоторые критики, отмечают, что произведения, созданные художником после 1890 года, по качеству совершенства ниже чем работы,написанные в 80-х годах.
Утро стрелецкой казни
Умер великий художник 19 марта 1916 года, умирая он произнес простую фразу: « Я исчезаю». Но гениальное наследие, оставленное им будет жить вечно. Картины Сурикова очень близки по духу каждому русскому человеку, потому что большая их часть посвящена русскому народу и его историю.
В заключении нельзя не отметить очень интересный факт. Дочь Василия Ивановича Сурикова, Ольга, вышла замуж за русского художника Петра Кончаловского.
В семье Кончаловских родилась родилась девочка, Наталья, в будущем ей было суждено стать женой писателя и поэта Сергея Владимировича Михалкова, автора Гимнов Российской Федерации и Советского Союза. Так что, именитые режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский являются правнуками Василия Ивановича Сурикова.
Источник: http://design-kmv.ru/stati/kratkaya-biografiya-surikova-vasiliya-ivanovicha.html