Краткая биография ожешко

Элиза Ожешко

Польская писательница Элиза Ожешко (урожденная Эльжбета Павловская) родилась 6 июня 1841 года в семейном имении Мильковщина около Гродно (Беларусь).

Она была младшей дочерью адвоката Бенедикта Павловского, очень образованного человека, чья библиотека насчитывала несколько тысяч книжек, и его 2-ой супруги Франтишки (в девичестве Каменской).

Когда будущей писательнице было 3 года, ее отец умер, и семья переехала в Гродно. Элиза начала очень рано читать и уже в детском возрасте писала рассказы.

Обратите внимание

В 1852 году одиннадцатилетняя Элиза в сопровождении бабушки поехала в Варшаву; в 1852-1857 годах она обучалась в Варшавском пансионе. В 1855 году познакомилась с Марией Василовскай (в дальнейшем Канапницкая); обе девицы интересовались литературой и потому близко сдружились – их дружба продолжалась всю жизнь. Больше всего им нравились стихи Адама Мицкевича.

В мае 1857 года Элиза возвратилась в Милькавщину и переехала в Людвиново в Кобринском уезде. Она с наслаждением участвовала в пирах и на одном из их познакомилась с Петром Ожешко, далеким родственником ее отчима, старшего ее на шестнадцать лет.

Гигантскую часть собственных средств он спустил, живя светской жизнью, и свадьба с единственной наследницей имения Мильковщина показалась ему неплохим методом улучшить дела.

Через некоторое количество дней после бала он попросил руки Элизы, и мама девицы настояла на браке.

В 1858 году Она вышла замуж. 1-ые годы замужества проходили беззаботно: Она много читала, вкупе с младшим братом организовала деревенскую школу. Но равномерно назревал конфликт с супругом, который не делил ее рвения облегчить жизнь сельчан, а поэтому Ожешко оставила мужа и уехала в Варшаву.

На время январского восстания возвратилась в Людвиново, где помогала повстанцам, в мае-июне 1863 года прятала у себя Ромуальда Траугутта, которого позднее переправила за границу. Про свою роль в восстании писательница позднее написала в ряде произведений, к примеру, в “Gloria victis”.

Осенью 1863 года супруг Элизы был арестован, а в марте 1865 – выслан в Пермскую губернию, а сама писательница была обязана возвратиться в Милькавщину, где открыла школу для деревенских деток.

1-ое напечатанное произведение Элизы Ожешко – повесть “Картина из голодных лет” (Obrazek z lat glodowych).

Важно

В 1869 году писательница достигла признания ее брака недействительным. В том же году она поселилась в Гродно, в 1870 году продала домашний дом; ее главным занятием стала литература.

Самым значимым произведением Ожешко считается роман “Над Неманом” (Nad Niemnem, 1887), в каком выражены верные национально-патриотические традициям эры Польского восстания 1863 года работники и шляхта, что равномерно деградирует. Из более поздних произведений можно выделить роман “Аргонавт” (Argonauci, 1899).

В 1894 году Ожешко вышла замуж за Станислава Нагорского, с которым дружила уже много лет. Много времени она отдавала благотворительности и публичной деятельности, общалась со многими известными личностями собственного времени, сотрудничала с еженедельником Bluszcz. 19 ноября 1896 году Нагорский умирает паралича сердца.

Источник: http://glavbuk.ru/eliza-ozheshko/

Элиза Ожешко. Биография и избранные произведения

          Элиза Ожешко (Orzeszkowa, урождённая – Эльжбета Павловская) родилась 6 июня (25 мая) 1841 года в местечке Мильковщина Гродненского уезда Гродненской губернии в семье богатого помещика и адвоката. Ее отец – Бенедикт Павловский, богатый помещик и образованный юрист, был человеком передовых взглядов.

В его библиотеке была представлена почти вся французская литература эпохи Просвещения, произведения Вольтера, Дидро, Руссо.  Воспитание Элиза получила в Варшавском пансионе монашеского ордена сакраменток, в котором находилась с 1852 по 1857 год. Она изучала иностранные языки, историю, арифметику, музыку, живопись, училась танцам.

Уже тогда будущая романистка делает первые робкие шаги в литературу, приобретая славу школьной писательницы. Там она познакомилась с будущей поэтессой Марией Конопницкой (1842-1910). Воспитанная на чтении польских просветителей, французских энциклопедистов и английских позитивистов (Г. Бокль, Г. Спенсер и Д. С.

Милль), она вошла в литературу как поборница демократизма, гуманности и технического прогресса.
          В начале осени 1857 года Элиза с матерью переезжает на зиму в Гродно. Светская жизнь в тот год была необыкновенно оживленной и веселой. Сам генерал – губернатор Гродно Каликст Ожешко и его жена вводят Элизу в вышестоящее общество.

Каждый вечер она на балах, маскарадах, вечерах. Элиза – самая блестящая партия во всей губернии. На ее руку немало претендентов. Но, по совету матери, она выбирает 35-летнего помещика Петра Ожешко. В 17 лет была выдана замуж за помещика Кобринского уезда Пётра Ожешко. Венчание состоялось 21 января 1858 года в Бернардинском костеле.

Через 2 недели после свадьбы в морозный февральский день они переехали в Людвиново, имение Петра Ожешко. В то время в Белоруссии, как и в других областях России и Польши, в среде передовой шляхты обсуждался вопрос об аграрной реформе. Будущая писательница оказалась в самой гуще споров о положении крестьян.

В Людвиново она также много читает, пользуясь привезенной из Мильковщины библиотекой отца; мечтая о труде на благо народа, открывает школу для деревенских детей. Круг интересов Петра Ожешко в основном не выходил за пределы жизни поместья, охоты и карт, поэтому ожидать от него понимания Элизе не приходилось.

Муж скептически относился к ее «философствованиям», не одобрял ее стремления к общественно-просветительской деятельности. У Элизы появляется мысль о разводе, но события 1863 г. отодвинули эти намерения на несколько лет. 
       В период национально-освободительного восстания Ожешко была свидетельницей героических сражений повстанцев и перенесла всю горечь их поражения.

Совет

Как и многие женщины ее круга, Элиза помогала повстанцам. Однажды, рискуя жизнью, будущая писательница переправила в своей карете под видом больного кузена к границе Королевства Польского одного из вождей восстания – Ромуальда Траугутта. События 1863-64 гг. оказали большое влияние на всю жизнь Ожешко.

Впоследствии она писала, что именно они пробудили в ней желание служить Родине: «Все это сделал со мной и во мне 1863 год. Если бы не его молот и наковальня, моя судьба скорее всего сложилась бы иначе и я, очевидно, не стала бы писательницей».
        После подавления восстания в 1864 Ожешко переезжает в разоренное царскими войсками отцовское имение Милковщизну.

За причастность к восстанию муж был в 1865 сослан в Пермскую губернию, где провел 3 года, а имение было кофисковано. Брак Элизы Ожешко с Петром Ожешко по её инициативе был признан в 1869 недействительным. 

       В Мильковщине, где Ожешко прожила в полном одиночестве до 1869, она начинает писать.

В 1866 году она посылает свой рассказ «В голодные годы» в варшавский журнал «Тыгодник илюстрированы», где его с ободряющим напутствием публикуют. Здесь же, в Мильковщине, до 1869 года Ожешко написала еще 6 романов («Последняя любовь», 1867, «В клетке», 1896, «В провинции», 1869, «Добродетельные», опубл. в 1871, и др.). В некоторых из написанных в этот период произведений нашли отражение события ее личной жизни и связанные с ними переживания. Однако первые романы Ожешко несколько тенденциозны и дидактичны, идея их часто выписана схематично. Писательница ищет свой стиль на протяжение 60-70 годов.

       В 1869 году Ожешко была вынуждена продать покрытое долгами имение и переехать в Гродно. Обосновавшись в Гродно, она жила литературными трудами, занималась благотворительной и патриотической общественной деятельностью. Здесь писательница и прожила большую часть своей жизни, изредка выезжая в Варшаву или за границу для отдыха и лечения.
      В 1894 писательница вышла замуж за адвоката Станислава Нагорского, с которым ее связывала тринадцатилетняя дружба, а через три года тяжело пережила его преждевременную смерть.

        Главным мотивом ранних произведений Ожешко, таких как “Пан Граба” (1869), “Марта” (1873) и др., была борьба женщины за свое человеческое достоинство и общественную эмансипацию. В дальнейшем основной темой творчества писательницы стало разложение патриархального помещичьего уклада, возвышение буржуазии.

В этот период были напечатаны романы “Эли Маковер” (1874-75), “Семья Брохвичей” (1876) и др. До 80-х гг. для творчества Ожешко характерны так называемые тенденциозные жанры (“повесть с тезисом”, “рассказ с тезисом”). Получили широкое признание чиателей такие произведения, как “Меир Эзофович” (1878), рассказы сборника “Из разных сфер” (т.

1-3, 1879-1882), повести из жизни белорусского крестьянства “Низины” (1883), “Дзюрдзи” (1885) и “Хам” (1888).

       В связи с репрессивными действиями русского правительства после разгрома восстания в Гродно был официально запрещен польский язык, введены различные ограничения на издание польских книг. В этих условиях Ожешко много делает для пропаганды передовой польской культуры. В 1879 она получает разрешение на основание книгоиздательства в Вильно, однако уже в 1882 оно было закрыто властями. Писательнице запрещен выезд из Гродно, за ней устанавливается полицейский надзор.
       В своих письмах Ожешко неоднократно жалуется на гнет цензуры, на необходимость переносить действие своих произведений из Вильно и Гродно в несуществующие Онвиль и Онгрод. Живя в стороне от культурного центра Польши, Варшавы, Ожешко тем не менее поддерживает тесные связи с варшавскими литераторами, а также с русскими, украинскими, чешскими писателями, переводчиками и критиками. Она знает русский язык, читает произведения русских авторов в подлиннике, внимательно следит за российскими журналами. Особенно интересует писательницу творчество Салтыкова-Щедрина, с которым она вела переписку, Достоевского и Л. Н. Толстого.
       В создании реалистического романа Ожешко не могла пройти мимо опыта европейской и  французской литературы. Внимание писательницы привлекает творчество украинских и белорусских авторов. Она переписывается с Иваном Франко, хорошо знает произведения Т. Шевченко, переводит несколько рассказов Марко Вовчок.
       Жанр романа, по мнению Ожешко, наиболее отвечал задачам польской литературы. Главной его чертой в период 60-70 годов писательница считает проведение определенной тенденции в романе. Однако в конце 70-х Элиза Ожешко пересматривает свою концепцию тенденциозного романа и во многом от нее отказывается. Об этом свидетельствует ее собственное творчество и опубликованная в 1879 работа «О романах Т. Т. Ежа и о романее вообще». Писательница по новому ставит вопрос об отношении литературы к действительности, соотношении «тенденции» и реализма, отходит от понимания литературы как «зеркала» жизни. Это переосмысление сказывается уже в романе «Меир Езофович» (1878), посвященном жизни еврейского народа в Польше. Это произведение принесло писательнице мировую известность. Вскоре после появления роман был переведен на множество языков. Еврейской теме посвящены и рассказы «Дай цветочек» и «Сильный Самсон» (1877). 

         Ожешко начинает разрабатывать жанр рассказа. В конце 70-х начинает выходить серия рассказов Ожешко под общим названием «Из разных сфер», основная тема которых – жизнь городской бедноты. Обращение к малым литературным формам имело большое значение для дальнейшего художественного совершенствования мастерства Ожешко, выработки более ясного и строгого стиля. 

          О внимании ко всем изменениям в жизни общества, о стремлении отразить самые новые идейные течения (в частности, идеи социализма) свидетельствует цикл романов, который в польской критике принято называть «Призраки» по названию одного из романов этого цикла. В эту группу входят «Призраки», «Сильвек-могильщик», «Зыгмунт Лавич и его товарищи», «Мыльный пузырь», «Первобытные» (1880-83). О влиянии новых идей на молодежь, о своих опасениях и сомнениях Ожешко пишет в своей публицистической работе «Патриотизм и космополитизм» (1880).
        В 80-е годы Ожешко пишет ряд произведений из жизни белорусской деревни (в окрестностях Гродно крестьянское население было преимущественно белорусским). Это повести «Низины» (1884), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» («хам» – презрительное прозвище крестьян, данное им польской шляхтой).            Значительной вехой среди творческих достижений Элизы Ожешко стал  её  лучший  роман “Над Неманом”, который она печатает в 1887 году в журнале «Тыгодник илюстрированы». В нём дается широкая эпическая картина жизни польской шляхты наднеманских земель, деградирующей шляхте противопоставлены простые и трудолюбивые крестьяне, приверженцы национально-патриотических традиций времен Польского восстания 1863 года. «Над Неманом» был с энтузиазмом принят критикой, видевшей в нем национальную эпопею. 

Обратите внимание

         Творчество Элизы Ожешко в 1890-1900-е годы характеризуется ростом интереса к общечеловеческим, моральным проблемам, тяготеет к рассмотрению борьбы в человеке начал Добра и Зла. Особенно это характерно для сборников рассказов «Меланхолики» (1896), «Искры» (1898) и «Мгновения» (1901).

Читайте также:  Краткая биография бергман

Подобно другим польским писателям старшего поколения, в период распространения модернистских тенденций Ожешко продолжает отстаивать реализм, высмеивая лозунги «чистого искусства» в этюде «Музы» (1888) и выступая против декадентских теорий в 1895.

Тем не менее сама Ожешко не избежала влияния модернистской поэтики на свое творчество – в нем появляются символические и фантастические образы, поэтическая стилизация и лирические монологи (роман «Ad astra», 1902-03).

В произведениях этих лет Ожешко, с одной стороны, критикует шляхту («Благородные», 1891), а с другой, идеализирует мелкопоместное дворянство, изображая его труд и дружбу с крестьянами.

В связи с этим в последний период своей жизни Ожешко увлекается философской концепцией Зыгмунта Красиньского о нравственном совершенствовании народа, читает о нем в 1901 публичную лекцию. Влияние идей Красиньского сказывается в романах «Два полюса» (1893) и «Австралиец» (1894).

        Произошедшая в 1905 революция, придавшая новую окраску польскому вопросу, потрясла Элизу Ожешко. Она связывает с революцией свои надежды на изменение русско-польских отношений, о чем пишет редактору журнала «Русская мысль» Виктору Гольцеву. Вопросы национального освобождения поднимаются ею в повести «И песня пусть заплачет» (1905) и сборнике рассказов «Слава побежденным» (1910), где Ожешко вновь вспоминает о героической борьбе повстанцев в 1863. 
       На переломе 1907-1908 годов Ожешко была в ряду организаторов товарищества любителей сцены и искусства «Музы» в Гродно. До последних дней жизни она руководила там художественно-литературным отделом. Не щадя сил, даже во время болезни, она готовила программу вечеров, читала лекции, а когда была необходимость, занималась режиссурой с любительскими актерами.

        Велика заслуга Ожешко в развитии польской новеллы, семейно-бытового и социального романа. Ее стремление к глубокому раскрытию внутреннего мира человека обогатило польскую литературу опытом психологического анализа. Вместе с произведениями Пруса и Сенкевича ее творчество составило эпоху расцвета польского реализма 19 века. 

        После тяжёлой болезни сердца умерла Элиза Ожешко 18 мая 1910 года в Гродно. Весь город вышел на её похороны.

20 мая в местном католическом костеле была отслужена заупокойная месса в честь памяти скончавшейся известной польской писательницы Элизы Ожешко и похоронена на гродненском кладбище.

Тысячи граждан собрались и в 1929 году, когда в парке открывался гранитный памятник Элизе Ожешко.

Источник: http://zetgrodno.com/eliza-ozheshko.-biografiya-i-izbran

Элиза Ожешко

viromiro6 июня 1841 года родилась Элиза Ожешко, известная польская писательница, общественная деятельница (1841-1910 г.г.)

Ее отец — Бенедикт Павловский, богатый помещик и образованный юрист, был человеком передовых взглядов.

В его библиотеке была представлена почти вся французская литература эпохи Просвещения  — произведения Вольтера, Дидро, Руссо. Отец будущей писательницы умер, когда ей было три года. Она училась сначала дома, потом в одном из варшавских пансионов (1852-57), где познакомилась с будущей поэтессой Марией Конопницкой (1842-1910).

Через год после окончания пансиона мать выдала ее замуж за помещика Петра Ожешко. В 1858 Элиза переезжает с мужем в его имение Людвиново (Гродненская губерния).

В то время в Белоруссии, как и в других областях России и Польши, в среде передовой шляхты обсуждался вопрос об аграрной реформе. Будущая писательница оказалась в самой гуще споров о положении крестьян.

Важно

В Людвиново она также много читает, пользуясь привезенной из Милковщизны библиотекой отца; мечтая о труде на благо народа, открывает школу для деревенских детей. Круг интересов Петра Ожешко в основном не выходил за пределы жизни поместья, охоты и карт, поэтому ожидать от него понимания Элизе не приходилось.

Муж скептически относился к ее «философствованиям», не одобрял ее стремления к общественно-просветительской деятельности. У Элизы появляется мысль о разводе, но события 1863 г. отодвинули эти намерения на несколько лет.

В период национально-освободительного восстания Ожешко была свидетельницей героических сражений повстанцев и перенесла всю горечь их поражения. Как и многие женщины ее круга, Элиза помогала повстанцам. Однажды, рискуя жизнью, будущая писательница переправила в своей карете под видом больного кузена к границе Королевства Польского одного из вождей восстания — Ромуальда Траугутта  .

События 1863-64 гг. оказали большое влияние на всю жизнь Ожешко. Впоследствии она писала, что именно они пробудили в ней желание служить Родине: «Все это сделал со мной и во мне 1863 год. Если бы не его молот и наковальня, моя судьба скорее всего сложилась бы иначе и я, очевидно, не стала бы писательницей».

После подавления восстания в 1864 Ожешко переезжает в разоренное царскими войсками отцовское имение Милковщизну. Ее муж сослан в Пермскую губернию, где провел 3 года, имение Людвиново конфисковано.

В Милковщизне, где Ожешко прожила в полном одиночестве до 1869, она начинает писать. В 1866 она посылает свой рассказ «В голодные годы» в варшавский журнал «Тыгодник илюстрированы», где его с ободряющим напутствием публикуют. Здесь же, в Миловщизне, до 1869 Ожешко написала еще 6 романов («Последняя любовь», 1867, «В клетке», 1896, «В провинции», 1869, «Добродетельные», опубл.

в 1871, и др.). В некоторых из написанных в этот период произведений нашли отражение события ее личной жизни и связанные с ними переживания. (В 1867 г. писательница начинает бракоразводный процесс, длившийся с большими трудностями почти 2 года). Однако первые романы Ожешко несколько тенденциозны и дидактичны, идея их часто выписана схематично.

Писательница ищет свой стиль на протяжение 60-70 годов.

В 1869 Ожешко была вынуждена продать покрытое долгами имение и переехать в Гродно. Здесь писательница и прожила большую часть своей жизни, изредка выезжая в Варшаву или за границу для отдыха и лечения.

В 1894 писательница вышла замуж за адвоката Станислава Нагорского, с которым ее связывала тринадцатилетняя дружба, а через три года тяжело пережила его преждевременную смерть.

Совет

В связи с репрессивными действиями русского правительства после разгрома восстания в Гродно (хотя город и не входил в состав Королевства Польского) был официально запрещен польский язык, введены различные ограничения на издание польских книг.

В этих условиях Ожешко много делает для пропаганды передовой польской культуры. В 1879 она получает разрешение на основание книгоиздательства в Вильно, однако уже в 1882 оно было закрыто властями.

Писательнице запрещен выезд из Гродно, за ней устанавливается полицейский надзор.

В своих письмах Ожешко неоднократно жалуется на гнет цензуры, на необходимость переносить действие своих произведений из Вильно и Гродно в несуществующие Онвиль и Онгрод.

Живя в стороне от культурного центра Польши, Варшавы, Ожешко тем не менее поддерживает тесные связи с варшавскими литераторами, а также с русскими, украинскими, чешскими писателями, переводчиками и критиками.

Она знает русский язык, читает произведения русских авторов в подлиннике, внимательно следит за российскими журналами.

Особенно интересует писательницу творчество Салтыкова-Щедрина, с которым она вела переписку, Достоевского и Л. Н. Толстого.

В создании реалистического романа Ожешко не могла пройти мимо опыта европейской и ,в особенности, французской литературы. Внимание писательницы привлекает и творчество украинских и белорусских авторов. Она переписывается с Иваном Франко, хорошо знает произведения Т. Шевченко, переводит несколько рассказов Марко Вовчок  .

Жанр романа, по мнению Ожешко, наиболее отвечал задачам польской литературы. Главной его чертой в период 60-70 годов писательница считает «тенденциозность», проведение определенной тенденции в романе. Значительное влияние на творческую концепцию Ожешко оказала философия позитивизма.

Обратите внимание

В ряде своих произведений 60-70-х ( «Пан Граба», «Марта») писательница поднимает актуальную для того времени проблему женского равноправия, которой посвящает и публицистическую работу «Несколько слов о женщинах», 1870. Особенный резонанс вызывает роман «Марта», опубликованный в 1873.

Однако в конце 70-х Элиза Ожешко пересматривает свою концепцию тенденциозного романа и во многом от нее отказывается. Об этом свидетельствует ее собственное творчество и опубликованная в 1879 работа «О романах Т. Т. Ежа и о романее вообще».

Писательница по новому ставит вопрос об отношении литературы к действительности, соотношении «тенденции» и реализма, отходит от понимания литературы как «зеркала» жизни. Это переосмысление сказывается уже в романе «Меир Езофович» (1878), посвященном жизни еврейского народа в Польше. Это произведение принесло писательнице мировую известность.

Вскоре после появления роман был переведен на множество языков. Еврейской теме посвящены и рассказы «Дай цветочек» и «Сильный Самсон» (1877).

Ожешко начинает разрабатывать жанр рассказа. В конце 70-х начинает выходить серия рассказов Ожешко под общим названием «Из разных сфер», основная тема которых — жизнь городской бедноты. Обращение к малым литературным формам имело большое значение для дальнейшего художественного совершенствования мастерства Ожешко, выработки более ясного и строгого стиля.

О внимании ко всем изменениям в жизни общества, о стремлении отразить самые новые идейные течения (в частности, идеи социализма) свидетельствует цикл романов, который в польской критике принято называть «Призраки» по названию одного из романов этого цикла.

В эту группу входят «Призраки», «Сильвек-могильщик», «Зыгмунт Лавич и его товарищи», «Мыльный пузырь», «Первобытные» (1880-83).

О влиянии новых идей на молодежь, о своих опасениях и сомнениях Ожешко пишет в своей публицистической работе «Патриотизм и космополитизм» (1880).

Важно

В 80-е годы Ожешко пишет ряд произведений из жизни белорусской деревни (в окрестностях Гродно крестьянское население было преимущественно белорусским). Это повести «Низины» (1884), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» («хам» — презрительное прозвище крестьян, данное им польской шляхтой).

В 1887 Ожешко печатает в журнале «Тыгодник илюстрированы» один из самых лучших своих романов «Над Неманом», в котором дается широкая эпическая картина жизни польской шляхты наднеманских земель. Большое место в романе занимают воспоминания о восстании 1863-64 годов. «Над Неманом» был с энтузиазмом принят критикой, видевшей в нем национальную эпопею.

Творчество Элизы Ожешко в 1890-1900-е годы характеризуется ростом интереса к общечеловеческим, моральным проблемам, тяготеет к рассмотрению борьбы в человеке начал Добра и Зла. Особенно это характерно для сборников рассказов «Меланхолики» (1896), «Искры» (1898) и «Мгновения» (1901).

Подобно другим польским писателям старшего поколения, Прусу и Сенкевичу  , в период распространения модернистских тенденций продолжает отстаивать реализм, высмеивая лозунги «чистого искусства» в этюде «Музы» (1888) и выступая против декадентских теорий в 1895. Тем не менее сама Ожешко не избежала влияния модернистской поэтики на свое творчество — в нем появляются символические и фантастические образы, поэтическая стилизация и лирические монологи (роман «Ad astra», 1902-03).

В произведениях этих лет Ожешко, с одной стороны, критикует шляхту («Благородные», 1891), а с другой, идеализирует мелкопоместное дворянство, изображая его труд и дружбу с крестьянами.

В связи с этим в последний период своей жизни Ожешко увлекается философской концепцией Зыгмунта Красиньского  о нравственном совершенствовании народа, читает о нем в 1901 публичную лекцию. Влияние идей Красиньского сказывается в романах «Два полюса» (1893) и «Австралиец» (1894).

Можно проследить и некоторое воздействие на творчество Ожешко идей Л. Н. Толстого. Его концепция «непротивления злу» находит воплощение в романе «Анастасия» (1902).

Произошедшая в 1905 революция, придавшая новую окраску польскому вопросу, потрясла Элизу Ожешко.

Совет

Она связывает с революцией свои надежды на изменение русско-польских отношений, о чем пишет редактору журнала «Русская мысль» Виктору Гольцеву  .

Вопросы национального освобождения поднимаются ею в повести «И песня пусть заплачет» (1905) и сборнике рассказов «Слава побежденным» (1910), где Ожешко вновь вспоминает о героической борьбе повстанцев в 1863.

В последние годы Ожешко вела дружескую переписку с переводчиками своих произведений на русский язык — Вуколом Лавровым, Анной Сахаровой, а также с автором работы о ней В. Гольцевым.

Писательница последние несколько лет безвыездно прожила в Гродно, где и скончалась.

Велика заслуга Ожешко в развитии польской новеллы, семейно-бытового и социального романа. Ее стремление к глубокому раскрытию внутреннего мира человека обогатило польскую литературу опытом психологического анализа.

Вместе с произведениями Пруса и Сенкевича ее творчество составило эпоху расцвета польского реализма 19 века.

Источник: https://viromiro.livejournal.com/147640.html

Творчество Элизы Ожешко (кратко)

Элиза Ожешко (1841 — 1910) — польская писательница.

Читайте также:  Сочинения об авторе зайцев

Произведения: романы «Последняя любовь», «В клетке», «Марта», «Эли Маковер», «Помпалинские», «Семья Брохвичей», «Меир Эзофович», «Над Неманом», «Аргонавты», «Прерванная идиллия», «Пан Граба», «Дневник Вацлавы»; повести «Низины», «Дзюрдзи», «Хам», «Юлианка», «Четырнадцатая часть»; сборник рассказов «Из разных сфер» («В голодный год», «А… В… С…», «Романова», «Сильфида», «Добрая пани» и др.); статья «Письма о литературе».

Ожешко родилась в семье богатого помещика. Образование она получила в Варшавском пансионе. Кроме того, будущая писательница постоянно занималась самообразованием. В 1863—1864 годах Ожешко оказывала посильную помощь участникам Польского восстания против царизма.

Главные темы произведений Элизы Ожешко — бесправное положение женщины в обществе, национальное неравенство, эксплуатация трудового народа, его нищенское существование в буржуазно-шляхетской Польше. Особенно показательна в этом смысле повесть «Хам». «Хам», «быдло» — так презрительно называли белорусских крестьян польские буржуа и шляхта.

Обратите внимание

Главный герой произведения — простой белорусский рыбак Павел Кобыцкий. Но именно этот неграмотный человек, неудержимо тянущийся к знаниям, понимающий и тонко чувствующий природу, является средоточием лучших человеческих качеств: Павел Кобыцкий мудр, добр, честен, благороден.

Именно в задавленном беспросветной нуждой народе видит автор огромную созидательную силу.

Дальнейшее развитие эта тема получила в замечательном романе Элизы Ожешко «Над Неманом». В нем по приему антитезы выстроены два мира: первый представляет влиятельная польская аристократия в лице Зыгмунта Корчинского, Ружица, Дажецкого и др.

, второй — крестьяне Ян и Анзельм Богатыровичи. Аристократы ведут паразитический образ жизни, они опустошены духовно и нравственно. Богатыровичей же отличают трудолюбие, честность, любовь к природе, чувство патриотизма.

И снова автор на стороне именно таких людей, как Богатыровичи.

В последнем своем романе «Аргонавты», написанном в 1899 году, Элиза Ожешко с беспощадной критикой обрушилась на буржуазное общество. В образе миллионера Алойзы Дарвида она показала типичного представителя польской буржуазии — алчного и беспощадного стяжателя.

Неправедно нажитое Дарвидом богатство исковеркало жизнь его сыну Мариану и дочери Ирене, погубило младшую дочь Кару, наконец, привело к самоубийству и самого Дарвида.

Роман «Аргонавты» — одно из лучших произведений Элизы Ожешко, выдающейся представительницы критического реализма в польской литературе XIX столетия.

Источник: Стронская И.М. Зарубежная литература. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/tvorchestvo_ehlizy_ozheshko_kratko/62-1-0-2391

Автор: Ожешко Элиза

Элиза Оже́шко (Элиза Ожешкова, Элиза Оржешко, польск. Eliza Orzeszkowa, белор. Эліза Ажэшка) — польская писательница белорусского происхождения, общественный деятель.

Урожденная Эльжбета Павловская родилась в семье богатого помещика и адвоката. Образование получила в Варшавском пансионе. В 17 лет была выдана замуж за помещика Кобринского уезда Петра Ожешко и жила в его поместье в Людвиново. Оказывала поддержку участникам восстания 1863 года.

За причастность к восстанию муж был в 1865 году сослан в Пермскую губернию, а имение было конфисковано. Брак Элизы с Петром Ожешко по ее инициативе был признан в 1869 году недействительным. Обосновавшись в Гродно, Ожешко продала имение Милковщину (1870) и жила литературными трудами. В 1894 повторно вышла замуж за Станислава Нагорского.

Занималась благотворительной и патриотической общественной деятельностью.

Дебютировала в печати повестью «Картинка из голодных лет» („Obrazek z lat głodowych“) в 1866. Пользовалась псевдонимами E. O., Bąk (z Wa-Lit-No), Li…ka, Gabriela Litwinka.

Ранние романы и повести «Пан Граба» („Pan Graba“, 1869), «Марта» („Marta“, 1873 и другие написаны на темы общественной эмансипации и борьбы женщин за человеческое достоинство.

Разложению патриархального помещичьего уклада и возвышению буржуазии посвящены романы «Эли Маковер» („Eli Makower“, 1874—1875), «Семья Брохвичей» („Rodzina Brochwiczów“, 1876) и другие. Для творчества Ожешко 1860-х — 1870-х гг.

характерны тенденциозные жанры «повести с тезисом», «рассказа с тезисом».

Широкое признание принесли роман «Меир Эзофович» („Meir Ezofowicz“; другой русский вариант названия «Меер Иозефович»; 1878; переведён на 13 языков), рассказы сборника «Из разных сфер» (т. 1—3, 1879—1882), повести из жизни белорусских крестьян «Низины» („Niziny“, 1883), «Дзюрдзи» („Dziurdziowie“, 1885), «Хам» („Cham“, 1888).

Роман «Над Неманом» („Nad Niemnem“, 1887) расценивается вершиной достижений писательницы.

В романе изображаются трудолюбивые землепашцы, верные национально-патриотическим традициям эпохи Польского восстания 1863, и деградирующая шляхта.

Важно

Из поздних произведений выделяются роман «Аргонавты» („Argonauci“, 1899) и сборник рассказов «Gloria victis» (т. е. «Слава побежденным», 1910), посвящённый восстанию 1863 года.

Произведения Элизы Ожешко неоднократно переводились на русский язык.

Печаталась с 1866 г. Умерла после тяжелой болезни сердца и похоронена в Гродно.

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=56445

ДОСЬЕ: К 175-летию писательницы Элизы Ожешко

Белорусская земля дала жизнь многим известным польским писателям, в ряду которых одно из первых мест принадлежит Элизе Ожешко. Ожешко отличается еще и тем, что всю свою жизнь связала с землей детства.

Не покидала Отчизну, а черпала здесь вдохновение для своих произведений, которые имеют особенное значение для белорусского народа: лучшая часть ее творческого наследия посвящена именно ему.

Писательница с состраданием “заглянула” в избу белорусского крестьянина, где не только ужаснулась его недоле, но и увидела духовную красоту, трудолюбие и чувство единения с природой. Недаром классик белорусской литературы Франтишек Богушевич назвал ее еще при жизни “каралевай жывога слова и пакутлівай праўды”.

Родилась Элиза Ожешко 6 июня 1841 года в родовитой шляхетской семье Павловских в поместье Мильковщина, недалеко от Гродно. Как своим детством, так и всей сознательной жизнью она была тесно связана с этим древним белорусским городом и его околицами. Именно здесь она написала свои лучшие произведения.

Самым захватывающим занятием в детстве для Элизы было чтение.

После преждевременной смерти отца осталась большая библиотека, а также прекрасная коллекция картин. Родительская библиотека в дальнейшем значительно повлияла на духовное развитие Элизы. Тем более что в доме очень почитали польские традиции. Девочка владела двумя языками – польским и французским.

Белорусский язык будущая писательница слышала от крестьянских детей, своих друзей и немного разговаривала на нем.

После смерти старшей сестры Элизу отдали на воспитание в монастырский пансион в Варшаве, в котором она пробыла пять лет с 1852 по 1857 год.

Воспитание там велось исходя из традиционного взгляда на роль женщины в благородном обществе: много времени отводилось на освоение светских манер, игры на фортепиано и усовершенствование французского языка. Но самыми любимыми для Элизы были лекции по польской литературе.

Совет

После окончания пансиона девушку выдали замуж за помещика Кобринского уезда Петра Ожешко, который был в родстве почти со всей поветовой знатью. Зимой 1858 года семья перебралась в имение Людвиново (ныне деревня в Дрогичинском районе). Молодая женщина мало интересовалась имением: она увлекалась чтением книг. В это время появилась прогрессивная польская литература, которая призывала бороться против угнетения, пробуждала общественную активность. Безусловно, эта литература очень повлияла на Элизу. В 1862 году вместе с младшим братом мужа Флорианом она организовала школу для сельских детей, где обучалось 20 мальчиков.

Исключительную роль в формировании мировоззрения писательницы сыграли крестьянская реформа и национально-освободительная борьба 1863-1864 годов в Беларуси. Элиза Ожешко была не только свидетельницей, но и участницей этой героической борьбы против российского самодержавия.

Во время восстания она стала связной партизанского отряда Ромуальда Траугутта, действовавшего на территории Белорусского Полесья. Помогала восставшим медикаментами и продуктами питания, создала “женский легионик”, который выпекал хлеб, стирал белье, поддерживал с отрядом постоянную связь.

Сама Элиза прятала и лечила раненого Траугутта, одного из руководителей восстания.

В 1869 году Элиза Ожешко вернулась в Гродно и до конца своей жизни проживала в городе. Переживая горечь разгрома восстания, она начала писать. “Литвинка” – так подписывала она некоторые свои произведения.

В 1866 году в журнале “Тыгоднік ілюстраваны” появился ее первый опубликованный рассказ “Малюнак з галодных гадоў” – воспоминание о голоде в белорусской крепостной деревне.

С этого произведения начался большой художественный цикл о белорусах, а художественное творчество стало целью жизни и единственным средством для существования. В дальнейшем Ожешко перешла к жанру романа.

Выставка живописи и фоторабот в Гродно посвящена Элизе Ожешко

В произведениях нашли отражение рассуждения писательницы о буржуазном прогрессе и всеобщем благосостоянии (“В клетке”, “На провинции” и другие). Но в скором времени действительность внесла свои изменения в творчество, и она вернулась к реалистическому направлению.

Обратите внимание

Писательница выступала за равноправие женщин в обществе (повести “Последняя любовь”, “Пан Граба”, “Марта”), защищала интересы трудящихся (сборник рассказов “Из разных сфер”), критиковала шляхетскую аристократию.

В этих произведениях ощущается выразительный художественный стиль, а реалистические зарисовки из жизни проникнуты сочувствием к обиженной бедноте.

80-е годы XIX столетия являются временем наибольшего подъема творчества Элизы Ожешко, когда был написан наиболее значительный роман-эпопея “Над Неманом”, где поднимались насущные проблемы тогдашней действительности.

Он занял почетное место не только в польской, но и мировой литературе, о чем свидетельствуют многочисленные переводы на иностранные языки. В повестях “Низины”, “Дзюрдзи”, “Хам”, рассказах “Эхо”, “Тадеуш”, “В зимний вечер” Элиза Ожешко рассказала о жизни белорусского народа, создала его психологически точный образ.

Совет

Писательница серьезно занималась изучением фольклора и этнографии, исследовала народное мировоззрение, национальный характер и культуру белорусов.

Белорусскому фольклору посвящен очерк “Люди и цветы на берегах Немана”, куда включены записи произведений устного народного творчества Гродненщины (лирические песни, баллады, поговорки, загадки), а также белорусские названия около 400 трав.

“Зімовымі начамі і вечарамі ў думках я вандравала па тых лясах і лугах, дзе калісьці вясной, летам і восенню займалася батанічнымі назіраннямі. Я назірала за нараджэннем і жыццём раслін, чытала пра іх у вучоных кніжках, збірала гербарыі, а потым пісала пра іх у сваіх аповесцях і навелах”.

Совет

В своем последнем сборнике новелл “Gloria victis” (“Слава побежденным!”) писательница вспоминает о героической национально-освободительной борьбе белорусского и польского народов, раскрывает трагедию патриотов-шляхтичей, не поддержанных простым народом.

Премьера спектакля “Хам” по мотивам одноименной повести польской писательницы Элизы Ожешко в постановке известного белорусского режиссера Александра Гарцуева на большой сцене Национального академического театра имени Янки Купалы

Важно

Произведения Элизы Ожешко сыграли определенную роль в становление белорусского театра.

Ее инсценированные повести “Хам” и рассказ “В зимний вечер” ставились Первой белорусской труппой Игната Буйницкого в 1910-1912 годы, Первым товариществом белорусской драмы и комедии, созданным Флорианом Ждановичем.

Именно постановкой спектакля “В зимний вечер” открылся Белорусский государственный театр. По повести “Хам” поставлен одноименный многосерийный телефильм.

Творческое наследие Элизы Ожешко составляет более пятидесяти томов произведений разных прозаических жанров. К ним присоединяются десять томов произведений эпистолярного жанра: письма к литераторам, людям науки, друзьям-писателям, переводчикам, редакторам и издателям.

Ее произведения переведены на двадцать европейских языков. Все романы, повести, рассказы, литературно-критические и публицистические статьи связаны с конкретными особенностями жизни белорусского и польского народов во второй половине XIX века.

Совет

В своих произведениях Элиза Ожешко всегда затрагивала острые проблемы современности, стремилась передать сущность и дух времени. Необыкновенно чуткая к общественным переменам, она волновала читателей правдой своего искусства, искренней любовью к человеку.

В творчестве писательницы преобладает решительный протест против всякого социального и национального насилия, безграничная вера в науку, человеческий разум, необходимость труда.

Элиза Ожешко писала на польском языке, но заняла в истории белорусской литературы особенное место.

Совет

Писательница с сочувствием и уважением относилась к трудолюбивому белорусскому народу, изучала его жизнь и быт, любила белорусские пейзажи, собрала богатый и оригинальный фольклорный материал.

Об Элизе Ожешко писатель-краевед Владимир Содаль сказал такие слова: “Ажэшка, як ніхто да яе, апавядала свету пра беларусаў і Беларусь. Яна для нашага краю, як Гогаль для Украіны. Той быў сувязны між Украінай і Расіяй, а яна – між Беларуссю і Польшчай”.

В 1905 году кандидатура писательницы представлялась на получение Нобелевской премии. Но комитет отдал тогда преимущество ее конкуренту – Генриху Сенкевичу.

Умерла Элиза Ожешко в 1910 году в Гродно. В 1929 году в этом городе писательнице установлен памятник, ее именем названа одна из главных улиц. В 2001 году в доме, где жила Элиза Ожешко, открыт музей.-0-

Читайте также:  Краткая биография липатов

Источник: https://www.belta.by/culture/view/dose-k-175-letiju-pisatelnitsy-elizy-ozheshko-195838-2016/

Элиза Ожешко

родилась в семье богатого и образованного помещика. Воспитанная на чтении польских просветителей, французских энциклопедистов и английских позитивистов (Г. Бокль, Г. Спенсер и Д. С. Милль), она вошла в литературу как поборница демократизма, гуманности и технического прогресса.

Уже в ее первом произведении — в рассказе о смерти влюбленной крестьянской пары «В голодные годы» (1866) — прозвучал обращенный к писателям призыв спуститься к социальным низам.

Но захватившее Ожешко движение позитивистов надолго ограничило ее писательские интересы светскими салонами и конторами делового мира.

Ранние сочинения Ожешко — это ярчайшие образцы тенденциозной позитивистской прозы, проникнутой резонерством и назидательностью. Молодая писательница с жаром бичевала порочность традиционного воспитания («Дневник Вацлавы», 1867), хозяйственную неприспособленность и праздность шляхты, ускорявшие ее ра

зорение («Эли Маковер», 1875; «Семья Брохвичей», 1876). Мишенью ее гневных нападок были тупость провинциального мещанства («В клетке», 1869), сословная спесь и моральная неразборчивость аристократии («Помпалиньские», 1876) и т. д. Как в публицистике, так и во многих повестях и романах она отстаивала

идеи эмансипации женщин («Марта», 1873, и др.). Писательница интересовалась положением евреев в Польше и кроме ряда рассказов написала на эту тему роман «Меир Езофович» (1878), получивший, как и «Марта», общеевропейскую известность.

Разлад между позитивистской верой в благотворность буржуазных

преобразований и действительными впечатлениями писательницы от жизни, который обострился в конце 70-х годов, привел к творческому перелому, когда она от восхваления благ буржуазной цивилизации перешла к ее критике. На распространение социалистических идей Ожешко откликнулась целым циклом романов («П

Обратите внимание

ризраки», 1880, и др.). Отвергая социалистические идеи, она вместе с тем с уважением отзывалась о самопожертвовании нового поколения бунтарей, мечтавших об общественном переустройстве. Обострение классовой борьбы вновь приковало внимание Ожешко к жизни низов, и прежде всего белорусских крестьян, тра

гедию которых она раскрыла в своих знаменитых повестях «Низины» (1884), «Дзюрдзи» (1885) и «Хам» (1886). С изменением отношения к действительности иной стала и поэтика Ожешко: из ее прозы исчезают схематизм, иллюстративность и морализаторство, повышается объективность показа героев, пластичность рис

унка, психологическая глубина и тонкость обрисовки характеров.

Все эти изменения ярко проявились в романе «Над Неманом» (1887), который стал синтезом высших творческих достижений писательницы и одним из лучших творений польского критического реализма. Возвышенность мысли и драматизм сюжета, коло

ритные типы выродившейся аристократии, прижимистых помещиков и трудолюбивых земледельцев, многостороннее и детальное изображение хозяйственного уклада, поместного и деревенского быта, красочные жанровые сценки и чарующий белорусский пейзаж — все это, насыщая роман поэтической задушевностью, придает

ему и

479

эпический размах. В этом наиболее толстовском из своих произведений Ожешко охватила всю послереформенную польскую жизнь на принеманских землях.

Подъем патриотических настроений в польском обществе перечеркнул прежнюю позитивистскую реакцию на события 1863 г., и Ожешко, чуткая к

переменам в общественном сознании, отдала первую дань памяти повстанцев, с которыми ее связывали в дни минувшей борьбы и тревожные надежды деятельной участницы этого движения, и горе поражения. Отношение к традициям повстанцев 1863 г. романистка делает теперь мерилом нравственной и гражданской ценн

ости человека. «Над Неманом» заканчивается примирением враждующих сторон на основе верности традициям шляхетского освободительного движения.

Важно

Осуждение городской культуры, нравственно растлевающей людей, калечащей их души и жизни, и осуждение буржуазных отношений пронизывает почти все позднейшие

романы Ожешко. Лучшим из последних ее произведений признан сборник рассказов «Gloria victis» (1910). Вспоминая о героизме повстанцев 1863 г., она связывает патриотический идеал с борьбой за свободу народа и социальную справедливость.

Главной заслугой Ожешко перед польской литературой была разраб

отка жанра социально-бытового романа. Ее творчество способствовало развитию связей польской литературы с французской, чешской, русской, украинской, белорусской и другими литературами. В годы расцвета своего реалистического таланта Ожешко поддерживала контакт с Салтыковым-Щедриным и, пожалуй, не мень

ше Пруса содействовала внедрению в отечественное искусство открытий Л. Толстого. Созданные ею картины «из разных сфер» белорусской жизни, в особенности крестьянской, стали позднее, в начале XX в., для белорусских писателей своеобразной школой реалистического мастерства.

В идейно-творческой эволю

ции Ожешко особенно заметно пересечение двух линий польского литературного развития — пути, по которому шли «непримиримые», и пути, пройденного позитивистами, преодолевшими свою ограниченность. На стыке этих путей и рождались наиболее значительные произведения польского критического реализма, в том

Источник: http://facecollection.ru/people/eliza-ozheshko

Социальные романы Элизы Ожешко

После А. Мицкевича Ожешко (Ожешкова) была вторым польским писателем, который принеси польской литературе мировую славу. Творческое наследство писательницы огромно и составляет 60 художественных произведений, в том числе 30 больших романов, не принимая во внимание значительного массива публицистических и литературно-критических статей.

Ожешко родилась в с. Милковщизна близ города Гродно. Происходила она из зажиточной дворянской семьи. Ее отец, Бенедикт Павловский, был человеком передовых взглядов, активно участвовал в национально-освободительном движении. Он умер, когда Элизе исполнилось три года, и дальше ее судьбу опекали мама и отчим. Девочку воспитывали сначала дома, а с 1852 г.

отдалили в пансион урсулинок (монастырский орден) в Варшаве. В 1857 г. Элиза закончила пансион, а в следующем году она вышла замуж за местного помещика Петра Ожешко и перебралась в его имение – с. Людвинов Гродненской губернии. После поражения восстания 1863 г.

Совет

много друзей и знакомых Ожешко были арестованы, а Петр Ожешко и его брат Флорентин – сосланы в Сибирь. Имение было конфисковано Элиза переехала в имение отца в Милковщизну и, несмотря на трудное душевное состояние, занялась там самообразованием, начала писать. В 1869 г.

, после продажи их имения на аукционе, она переехала в Гродно, где прожила до конца жизни и где активно занялась общественно-общественной и литературно-художественной работой.

Первым опубликованным произведением Ожешко стал рассказ «Картинка из голодных лет» («Obrazek z lat glodowych», 1866), в котором писательница нарисовала белорусское село 1854-1856 гг.

, накануне аграрной реформы.

Произведение построено на контрастах и противопоставлении двух миров – бедных и богатых, господского имения и крестьян, образы которых еще в значительной мере идеализированы и схематичны.

Со 2-ой половины 60-х гг. Ожешко обратилась к жанру романа. В первых романах Ожешко выразительно обозначился влияние позитивизма и его идей о тенденциозной литературе. Ее взглядам в 60-х гг. была присуща почти безграничная вера в науку.

Наука, по мысли Ожешко, – это и сфера деятельности, которая поможет людям одолеть все трудности и построить счастливое общество, а литература должна иллюстрировать передовую общественную идею и тем воспитывать общество, поучать его. Поэтому в первых романах Ожешко герои резко делятся на положительных и отрицательных.

Положительные герои чаще всего в откровенно прямой и схематической форме утверждают общественный идеал человека. Ожешко много поучает и морализирует, но не типизирует и не обобщает.

К социальному роману Ожешко приходит не сразу. В ее первых произведениях на передний план выдвигаются вопрос воспитания нового человека, культ знания, работы, общественной полезности.

Основу фабулы почти всех этих произведений составляет история любви, за которой социальный фон почти незаметен, а центральным образом выступает прогрессивный общественный тип, человек работы – инженер, директор фабрики, врач, ученый-химик и т. д. Этот ряд произведений начал роман «Поздняя любовь» (1867).

Обратите внимание

Чертами подобной тенденциозности, схематичности и упрощенности обозначены и другие романы Ожешко конца 60- 70-х гг.: «Из жизни реалиста» («Z zycia realisty», 1868), «В провинции» («Naprowincji», 1870), «Господа» (1871), «На дне совести» («Na dnie sumienia», 1873). Тем не менее, уже с конца 60-х гг.

Ожешко начинает эволюционировать от бытового романа к роману социальному. Своеобразным промежуточным этапом этой эволюции в ее творчестве стал роман «В клетке» («W klatce», 1870). Уже само название произведения метафорически связывает, прежде всего, с социальными условиями жизни общества.

Поворотным пунктом в направлении движения к социальной проблематике стал роман Ожешко «Господин Граба» (1869-1870). Она и сама позднее определяла «Господина Грабу» как «первый роман автора с широким социальным замыслом», как широкую картину обычаев провинциальной шляхты.

Роман интересен также тем, что на примере трагической судьбы жены Грабы – Камиллы  Ожешко ввела в творчество женскую тему. Ориентация на социальную проблематику характеризует и следующий роман Ожешко «Дневник Вацлавы» (1871).

Это большое трехтомное произведение, в основе которого история молодой девушки, познание ею жизни и поиски своего места в обществе.

Наиболее значительным достижением Ожешко в жанре социального романа 70-х гг. стали ее романы «Марта» (1875), «Эли Маковер» (1874), «Семья Брохвичей» («Rodzina Brochwiczow», 1876), «Господа Помпалински» («Pompalinscy», 1876), «Меир Эзофович» (1878).

Основная тема романа «Марта» – это судьба женщины в современном ей обществе, причем женщины-неаристократки, женщины-работницы, а не «куклы» из аристократического салона. Главная героиня – Марта Свицка – столкнулась из чрезвычайно острой, как к тому времени, проблемой – проблемой женской работы.

Вопрос работы стоит для нее особенно остро, поскольку он касается выживания ее и маленькой дочери, которая осталась у нее на руках после смерти мужа.

Важно

В романе акцентируется внимание на социального неравенства женщин и мужнин, на том, как сложно найти работу женщине в тогдашнем обществе, какого невероятного уровня достигает эксплуатация женской работы.

В центре романа «Меир Эзофович» – евреи городка Шибова и, в частности, борьба двух известных в Шибове семей – раввинов Тодросов, которые выступают воплощением фанатизма и веронетерпимости, и купцов Езофовичей, которые сознают необходимость образования темного еврейского люда.

80-ые  гг. XIX ст. условно выделяют как второй этап творчества Ожешко. Он, прежде всего, характеризуется дальнейшей разработкой жанра социального романа. В начале 80-х гг.

вышел из печати цикл романов Ожешко под общим названием «Призрак» («Widma»), куда вошли «Призрак» (1880), «Сильвек с кладбища» («Sylwek Cmentarnik», 1880), «Зигмунт Лавич и его товарищи» («Zygmunt Lawicz и jego koledzy», 1882), «Мыльные банки» («Bankamydlana», 1882), «Первоначальные» («Pierwotni», 1884).

В этих произведениях Ожешко старалась откликнуться на новые веяния, связанные с первыми проявлениями рабочего движения и распространением социалистических идей.

На протяжении 1883-1888 гг. Ожешко создала «крестьянский» цикл произведений, который считается вершиной ее творчества. В этот цикл входят повести «Низины» («Niziny», 1885), «Дзюрдзи» («Dziurd-ziowie», 1885), «Хам» («Cham», 1888).

Виднейшим произведением цикла является роман «Над Неманом» («Nad Niemnem», 1887-1888), что стал своеобразным откликом Ожешко на кризис позитивистских идей, которые, начиная с 80-х гг. XIX ст., начали стремительно терять свой авторитет в польской общественной мысли, уступая местом национально-патриотичным идеям.

Реагируя на эти новые общественные расположения духа и тенденции, Ожешко в романе «Над Неманом» решительно отказалась от политической позиции примирения позитивистов и стала на сторону той идеологии, которая старалась утвердить в общественном сознании национально-патриотичные убеждения и идеи освободительной борьбы.

Совет

Новой силой наций, на которую возлагает надежды Ожешко, выступает в романе поколения поляков, представленное выходцами из средних и низших прослоек польского общества (это, в частности, Витольд Корчинский, Юстина Ожельска и Ян Богатирович) .

Они руководствуются в своей деятельности, во-первых, идеей об оправданности и необходимости продолжения той национально-освободительной патриотичной борьбы, которую начали с русским царизмом предшественники, «допозитивистское» поколение поляков, во-вторых, идеей национально-классовой консолидации всех прогрессивных сил польского общества. Этим патриотичным силам Ожешко противопоставляет тех поляков, которые по разным причинам тормозят движение прогрессивных сил общества. В романе это, с одной стороны, представители демократической (средней) прослойки шляхты, которые в определенной мере разочаровались в идеалах национально-освободительной борьбы (этот «пласт» шляхты олицетворяет Бенедикт Корчинский), с другой стороны, это космополитическая аристократическая верхушка польской шляхты, которая далека от национальных идей и никогда их не разделяла (аристократы-землевладельцы Дажецкий Ружиц и Зигмунд Корчинский).

Страницы: 1 2

Источник: http://www.rlspace.com/socialnye-romany-elizy-ozheshko/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector