Краткая биография пильняк

Биография

Подробности Категория: Писатели Опубликовано: 02.02.

2016 14:43 Автор: Биограф Просмотров: 1504

Пильняк Борис Андреевич Родился: 29 сентября (11 октября) 1894 года Умер: 21 апреля 1938 (43 года) года

Пильняк Борис Андреевич (настоящая фамилия Вога́у, нем. Wogau; 29 сентября (11 октября) 1894, Можайск — 21 апреля 1938, Москва) — русский советский писатель, прозаик.

Родился в Можайске, в семье ветеринарного врача Андрея Ивановича Вогау, происходившего из немцев-колонистов Поволжья и родившегося в Екатериненштадте. Мать — Ольга Ивановна Савинова, родилась в семье саратовского купца.

Жена — Соколова Мария Алексеевна, врач коломенской больницы; развелись в 1924 году. Вторая жена — Щербиновская, Ольга Сергеевна, актриса Малого театра. Третья жена — княжна Кира Георгиевна Андроникашвили, актриса, режиссёр.

Обратите внимание

Детство и юность Пильняка прошли в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России — Можайске, Саратове, Богородске, Нижнем Новгороде, Коломне. В 1913 окончил реальное училище в Нижнем Новгороде. В 1920 окончил Московский институт народного хозяйства имени Карла Маркса. С 1924 года жил в Москве.

Важно

Пробовать писать начал в 9 лет. В марте 1909 года было опубликовано его первое сочинение.

Профессиональная карьера началась в 1915 году, когда в журналах и альманахах «Русская мысль», «Жатва», «Сполохи», «Млечный путь» напечатали ряд его рассказов — уже под псевдонимом Б.

Пильняк (от украинского «Пильнянка» — место лесных разработок; в деревне под таким названием, где летом жил юный писатель и откуда посылал рассказы в редакции, жители назывались «пильняками»).

В 1918 году выходит первая книга Пильняка — «С последним пароходом».

Председатель Всероссийского союза писателей. Романы «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей! Американский роман» (1931), «Соляной амбар» (1937) и другие.

Литературные и политические позиции Пильняка неоднократно приводили к организации широких критических кампаний в отношении него. Его постоянно критиковали за идеологические ошибки, формализм, эротику, мистику и пр.

Так, уже в 1924 году Сталин публично раскритиковал Пильняка в своих лекциях «Об основах ленинизма», выпущенных огромным тиражом.

«Кому не известна болезнь узкого практицизма и беспринципного делячества, приводящего нередко некоторых „большевиков“ к перерождению и к отходу их от дела революции? Эта своеобразная болезнь получила свое отражение в рассказе Б.

Пильняка „Голый год“, где изображены типы русских „большевиков“, полных воли и практической решимости, „фукцирующих“ весьма „энегрично“, но лишенных перспективы, не знающих „что к чему“ и сбивающихся, ввиду этого, с пути революционной работы», — писал Сталин.

Важно

В 1926 году Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» — на основании распространенных слухов об обстоятельствах смерти М. Фрунзе с намёком на участие И. Сталина. В продаже она была дня два, её сразу изъяли”.

Сам писатель в предисловии отмечал: «Фабула этого рассказа наталкивает на мысль, что поводом к написанию его и материалом послужила смерть М. В. Фрунзе. Лично я Фрунзе почти не знал, едва был знаком с ним, видел его раза два.

Действительных подробностей его смерти я не знаю — и они для меня не очень существенны, ибо целью моего рассказа никак не являлся репортаж о смерти наркомвоена. Все это я нахожу необходимым сообщить читателю, чтобы читатель не искал в нем подлинных фактов и живых лиц».

В 1929 году отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей повести «Красное дерево». Однако повесть была легально передана берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС, а впоследствии включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», опубликованный в СССР в 1930 г.

«Не так давно Пильняк за границей издал контрреволюционное „Красное дерево“. „Красное дерево“ он сейчас переделал, отшлифовал и сделал роман „Волга впадает в Каспийское море“. Но даже при поверхностном чтении видно, что это поверхностная перелицовка, видно, что у Пильняка за красными словами скрывается белая сердцевина», — отмечал Л.

Шемшелевич в Дискуссии о «Тихом Доне» в Ростовской ассоциации пролетарских писателей.

Несмотря на критику, вплоть до 1937 года Пильняк оставался одним из самых издаваемых писателей. 28 октября 1937 года был арестован.

21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении — шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца») — и приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день в Москве.

Реабилитирован в 1956 году.

В Коломне сохранились два дома, имеющих непосредственное отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской переселился, когда женился, и жил здесь семь лет. После переезда в Москву в этом доме продолжала жить его первая жена с их детьми. 24 октября 1980 на фасаде дома открыта мемориальная доска.

Совет

В Москве жил на ул. Воровского, 26 (ныне — Поварская), с конца 1927 — на 2-й ул. Ямского Поля, 1 (с 1934 называется улица Правды), с июня 1936 — в доме в Переделкине. Дом Пильняка сохранился и на Рогожской улице в Ногинске (Богородск), где он жил вместе с родителями 1907—1911 года.

Сохранилось несколько домов и на родине писателя – в Можайске. Однако в каком именно доме жил писатель – неизвестно. Существует как минимум два возможных дома – первый это дом №20 по ул. Московской, стоящий в центре города, и второй – старый дом на территории городской больницы (ныне дерматологическое отделение).

Борис Пильняк упоминается в известном открытом обвинительном письме И. В. Сталину Фёдора Раскольникова.

В СССР с 1938 по 1975 книги Пильняка не издавались. В 1964 журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар».

Сын писателя — Борис Андроникашвили, сценарист и историк, который был женат на Людмиле Гурченко и Нонне Мордюковой.

Творчество

Хаос революцион­ных событий нашёл формальное отражение во фрагментарно-эпизодической, экспери­ментальной повествовательной технике Пильняка, которая (под влиянием А. Белого, а также А. Ремизова и Е. Замятина) уходила от тра­диционного реалистического повествования, определяющегося завершённым действием.

Событийные элементы существуют изолиро­ванно друг от друга, обрываются, сдвигаются во времени и сводятся воедино благодаря об­разным символам и приёмам повтора.

Обратите внимание

Орнаментальный стиль Пильняка, оказавший су­щественное влияние на других русских писателей, проявляется также в микроструктурах его прозы, даже в синтаксисе.

По словам Глеба Струве, Пильняк «сделался главой целой школы или направления в советской литературе». Обычно это направление называют «орнаментальной прозой»

Прижизненные издания

С последним пароходом. М., Творчество, 1918Былье, М., Звенья,1920; 2-е изд. — Ревель, 1922.Голый год, Пб.- Берлин., изд. Гржебина, 1922.Повесть петербургская, Берлин, Геликон 1922.Иван-да-Марья, Берлин-Пб., изд. Гржебина, 1922.Метелинка, Берлин, Огоньки, 1923.Санкт-Питер-Бурх, Берлин, 1922Смертельное манит. М., 1922Никола-на- Посадьях. М.-Пб., «Круг», 1923.Простые рассказы.

Читайте также:  Краткая биография ерофеев в

Пг.: Время, 1923. — 80 с.Повести о черном хлебе. М., Круг, 1923Третья столица, 1923 (1924 под названием «Мать-мачеха»)Голый год. М., Круг, 1923; То же, Изд. автора, 1924; то же, М., ГИЗ, 1927Английские рассказы, М.-Л., Круг, 1924.Повести. Изд. автора, 1924Рассказы. Изд. автора, 1924Машины и волки. Ленинград, ГИЗ, 1925.

Повесть непогашенной луны // «Новый мир», 1926, № 5 (Повесть экранизирована в 1990 году)Мать сыра земля. М., 1926Метель. — М., Огонёк, 1926Наследники и др. рассказы. — М.-Л., ГИЗ, 1926Рассказ о ключах и глине. М.-Л., ГИЗ, 1926Россия в полете. М., 1926Иван Москва (повесть), 1927.Заволочье. Л., Прибой, 1927. – 144 с., 6 000 экз.Оче­редные повести, М., Круг, 1927.

Китайский дневник, 1927.Расплёснутое время. Рассказы. — М.-Л., ГИЗ, 1927.Корни японского солнца. — Л., Прибой, 1927.Большое сердце. М., ГИЗ, 1927Рассказы. М., Никитинские субботники, 1927Рассказы с востока. — М., Огонёк, 1927Китайская повесть. М., ГИЗ, 1928Красное дерево, Берлин, 1929.Рассказы. М., Никитинские субботники, 1929Волга впадает в Кас­пийское море, М., Недра, 1930.

Рассказы. М., «Федерация», 1932. — 284 с., 5 200 экз.О’кэй. М., Федерация, 1933; то же, М., ГИХЛ,1933; то же, М., Гослитиздат, 1935Рассказы. Париж, 1933Камни и корни. М., Советская литература, 1934; то же, М., Гослитиздат, 1935Избранные рассказы. М., «Художественная литература», 1935.- 320 с., 10 000 экз.Рождение человека М., 1935Созревание плодов, 1936.Мясо (совместно с С.

Беляевым) // «Новый мир», 1936.

Пильняк Б. А. Собрание сочинений: в 8 тт. — М.-Л., ГИЗ, 1929—1930.

Зарубежные издания на русском языке

Убийство командарма, 1965 («Повесть непогашенной луны»)Голый год, 1966Камни и корни, Chicago, 1966Расплёснутое время, 1966Красное дерево, 1966Быльё, 1970Машины и волки, 1971О’кей, 1972

Двойники, London, OPI, 1983 (роман реконструирован М. Геллером)

Издания в СССР после 1975 года

Пильняк Б. А. Избранные произведения. М.: «Художественная литература»,1976; Л.,«Художественная литература», 1978,1979 — 702 с.Пильняк Б. А. Целая жизнь: Избранная проза. — Мн.: Мастацкая литаратура, 1988.Пильняк Б. А. Письма к Миролюбову и Лутохину // Русская литература. — 1989, № 2.Пильняк Б. А.

Красное дерево // Дружба народов. — 1989, № 1.Пильняк Б. А. Повесть непогашенной луны. – М., Книжная палата, 1989Пильняк Б. А. Расплёснутое время: Романы, повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1990.Пильняк Б. А. Романы. — М.: Современник, 1990. — 607 с.Пильняк Б. А. Человеческий ветер: Романы, повести, рассказы.

— Тбилиси, 1990.Пильняк Б. А. Повесть непогашенной луны. – М., Правда, 1990Пильняк Б. А. Отрывки из дневника // Перспективы. − 1991, № 3. — С. 84-88.Пильняк Б. А. Письма к М. Горькому // Русская литература. — 1991, № 1.Пильняк Б. А. Заштат. — Н.-Новгород, 1991; 320 с., 65 000 экз.Пильняк Б. А. Повести и рассказы 1915—1929. — М.

: Современник, 1991., 686 с., 100 000 экз.Пильняк Б. А. Роман. Повести. Рассказы. — Челябинск, ЮУКИ, 1991.Пильняк Б. А. Третья столица: Повести и рассказы. — М.: Русская книга, 1992.Пильняк Б. А. Сочинения: в 3 тт. — М., Лада-М, 1994., 10 000 экз.Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения: сборник статей. — М., 1995.Пильняк Б. А.

Собрание сочинений в шести томах. — М.: Терра, 2003—2004.Пильняк Б. А. Мне выпала горькая слава. Письма. — М., Аграф, 2002Борис Пильняк. Заволочье. — М.: Европейские издания, 2007.

Пильняк Б. А. Письма. Т. 1: 1906—1922. Т. 2: 1923—1937. Составление, подготовка текста, предисловие и примечания К. Б. Андроникашвили-Пильняк и Д.

Кассек. — М.: ИМЛИ РАН, 2010.

Источник: http://biography.su/pisateli/pilnyak-boris-andreevich

Пильняк Борис Андреевич. Борей Борис Андреевич – Российский Писатель

Борис Борей родился 29 сентября 1894 года в городе Можайск, Московской области. Появился на свет в семье ветеринарного врача из обрусевших поволжских немцев. Мать – русская, дочь саратовского купца.

Детство и юность Пильняка прошли в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России – Саратове, Богородске, Нижнем Новгороде, Коломне.       Пробовать писать начал рано – в 9 лет. В марте 1909 года было опубликовано его первое сочинение.

Профессиональная карьера началась в 1915 году, когда в журналах и альманахах «Русская мысль», «Жатва», «Сполохи», «Млечный путь» напечатали ряд его рассказов – уже под псевдонимом Б.Пильняк. Считается, что дорогу в литературу прежде всего открыл ему рассказ Земское дело, вышедший тогда же в «Ежемесячном журнале» В.С.Миролюбова.

     В 1918 году выходит первая книга Пильняка – С последним пароходом. Впоследствии он считал ее откровенно слабой, за исключением двух рассказов – Над оврагом и Смерть. Сборник Былье писатель считал «первой в РСФСР книгой рассказов о советской революции».

Важно

Его роль в творческой судьбе автора, действительно, чрезвычайно значительна, поскольку составившие сборник рассказы стали творческой лабораторией для опубликованного в 1922 году романа Голый год.

Многие рассказы вошли в состав романа в качестве отдельных глав, подчеркнув тем самым «осколочность» его композиции, распадающейся на относительно самостоятельные части.

     Голый год обеспечил Пильняку место классика отечественной литературы 20 века. В истории русской прозы пореволюционной поры роман сыграл ту же роль, что и Двенадцать Блока в истории поэзии. Он стал новаторским художественным отражением революционной стихии, задал адекватный язык изображения тектонических сдвигов русской истории.

     Своей тематикой и стилистикой Пильняк откровенно наследует художественным открытиям А.Белого как автора романов Серебряный голубь и Петербург. Осмысление революции и философия отечественной истории в романе Голый год испытали на себе также влияние идеологии скифства, сказавшейся и в произведениях Блока 1918-1919 года.

Для Пильняка революция – не просто социальный катаклизм.      Творчество Пильняка с начала 1920 вызывало в критике жаркие споры. Причина тому крылась в своеобразии его творческой и гражданской позиции.

С одной стороны, он стал одним из основателей большой советской прозы, всегда подчеркивал свою лояльность революции и новой власти, хотя и никогда не состоял в компартии, с другой – внутренний императив неизменно заставлял его блюсти принцип художественной объективности, ставить правду искусства выше любых идеологических предписаний.

     «Верноподданническая» критика сразу же почувствовала опасность и отсутствие «коммунистического стержня» в восприятии революции как очищающей грозы, «метели», «мартовских вешних вод». «Вряд ли другой советский писатель вызывал одновременно столь противоречивые оценки, как Пильняк, – писал литератор-соверменник Вяч. Полонский.

– Одни считают его не только писателем эпохи революции, но и революционным писателем. Другие, напротив, убеждены, что именно реакция водит его рукой. В таланте Пильняка мало кто сомневался. Но его революционность возбуждала большие сомнения».

     Его называли и «большевиком», и «попутчиком», и «внутренним эмигрантом», и «врагом», и «серапионовым братом», и «перевальцем», и «сменовеховцем». Но сам Пильняк неизменно числил себя автором произведений о России, пребывающим внутри идеологии сегодняшнего дня лишь постольку, поскольку в ней выговаривает себя тысячелетняя история отчизны.

Читайте также:  Краткая биография шоу дж. б.

     И даже в гораздо менее «безобидные» 1930 Пильняк продолжал отрицать обязательность принципа партийного руководства литературой и отстаивал право писателя на независимость и объективность.      В 1922 Пильняк одним из первых представителей официальной советской литературы посетил Германию.

Совет

На него была возложена миссия представлять на Западе писателей, «родившихся в революции». Голый год произвел настолько благоприятное впечатление на эмигрантов самых разных политических воззрений, что Пильняка равно благосклонно приняла вся «русская Германия» – от Ремизова и Белого до меньшевика Ю.Мартова. Тогда же у Пильняка вышли в Берлине три книги.

     В 1923 году Пильняк побывал в Великобритании, где встречался с крупнейшими английскими писателями, в том числе Г.Уэллсом и Б.Шоу. Британия глубоко его впечатлила уровнем промышленного прогресса и развития современной цивилизации.

Пильняк пересматривает былую систему взглядов и отказывается от прежней апологии «мужицкой Руси», мистики полей и пространств в пользу нового идеала индустриального урбанизма и строгой рациональности.

В идеологической плоскости это повлекло за собой переключение со «скифской» стихийности на прокоммунистические позиции и открытость к конструктивистской поэзии пролетариата, заводов и машин.

     Подобная эволюция нашла отражение в новом романе, который создавался по живым впечатлениям во время поездки – Машины и волки, где «хаотическое» начало – дикость, невежество и темные инстинкты – противопоставлено началу «космическому» – утопии промышленного прогресса.      Повесть непогашенной луны – сочинение дерзкое.

Здесь автор решился представить свою версию гибели видного военачальника Красной армии М.Фрунзе.      Скандал, вызванный этим произведением, заставил Пильняка выступить в «Новом мире» с «покаянным» письмом, в котором он, однако, признавал себя виновным лишь в «бестактности», обвинения же в «оскорбительности повести для памяти Фрунзе» отвергал напрочь.

    Однако во второй половине 1920 Пильняк продолжает активно работать и публиковаться. В 1929 вышло его собрание сочинений в 6 томах, в 1929-1930 был издан восьмитомник. Появились книги Мать сыра-земля, Заволочье, Корни японского солнца, Очередные повести, Расплеснутое время, Рассказы с Востока, Китайская повесть.

Часть из них написана по впечатлениям от поездок по СССР и зарубежным странам: Пильняк посещает Грецию, Турцию, Палестину, Монголию, Китай, Японию, США.      В 1929 году начался новый скандал. В берлинском издательстве «Петрополис», в котором публиковались прежде всего советские писатели, Пильняк напечатал повести Штос в жизни и Красное дерево.

Обратите внимание

Бурю негодования в официозных литературных кругах вызвал и сам факт публикации книг на Западе, но в большей степени – идейное содержание Красного дерева.      Как только в СССР стало известно о публикации повести, началась травля Пильняка. Газеты пестрели заголовками: «Советская общественность против пильняковщины», «Вылазки классового врага в литературе», «Об антисоветском поступке Б.Пильняка», «Уроки пильняковщины», «Против пильняковщины и примиренчества с ней» и т.п. Впервые была апробирована снискавшая впоследствии печальную известность формула «сам я не читал, но искренне возмущен…». Характерно, что в абсолютном большинстве статей сочинение Пильняка объемом едва ли в сорок стандартных страниц неизменно называлось романом… Кампания длилась с сентября 1929 по апрель 1931. К этому моменту Пильняк возглавлял Всероссийский союз писателей.

     Протестуя против развернувшейся кампании, Пильняк и Б.Пастернак подали заявления о выходе из писательской организации. Тогда же, солидаризуясь с Пильняком и Е.Замятиным, из писательской организации вышла А.Ахматова. Одним из немногих, кто в это трудное время вступился за Пильняка, был и А.М.Горький, который, кстати сказать, самой повести Красное дерево ничуть не сочувствовал. 

     И все же Пильняк продолжал работать. За оставшиеся семь лет он написал еще шесть томов художественной и публицистической прозы.

Среди них – навеянная путешествиями по США книга О`кэй, Рождение человека, Избранные рассказы, наконец – Созревание плодов, сочинение, повествующее о благих следствиях взращивания новой жизни в Средней Азии.      В 1937 году Пильняк пишет свой последний роман, опубликованный лишь в 1990 – Соляной амбар.

Это произведение было задумано как последние слово писателя, его творческое завещание. На страницах романах автор возвращается к годам детства и юности, проведенным в провинции, к созреванию революции, к истокам происшедших на его глазах эпохальных сдвигов русской жизни.

Роман утверждает простую и высокую нравственную максиму: каждый должен самоотверженно биться за свои убеждения и жить в соответствии с собственным миропониманием.

     Постепенно атмосфера вокруг Пильняка становилась все более душной. Его перестают печатать. В октябре 1937 года его арестовывают.

     Борис Андреевич Пильняк скончался 21 апреля 1938 он был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в государственном преступлении и приговорен к смертной казни. Приговор привели в исполнение в Москве.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/pilnyak-boris-andreevich

Пильняк, Борис Андреевич | Великие исторические личности

Май 4, 2012 Опубликовано Май 4, 2012 в Новости

Бори́с Андре́евич Пильня́к (настоящая фамилия Вога́у, нем. Wogau; 29 сентября (11 октября) 1894, Можайск — 21 апреля 1938, Москва) — русский писатель.

Родился в семье ветеринарного врача Андрея Ивановича Вогау, происходившего из немцев-колонистов Поволжья и родившегося в Екатериненштадте. Мать — Ольга Ивановна Савинова, родилась в семье саратовского купца.

Жена — Соколова Мария Алексеевна, врач коломенской больницы; развелись в 1924 году. Вторая жена — Щербиновская, Ольга Сергеевна, актриса Малого театра.

Третья жена — княжна Кира Георгиевна Андроникашвили, актриса, режиссёр.

Детство и юность Пильняка прошли в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России — Можайске, Саратове, Богородске, Нижнем Новгороде, Коломне. В 1920 окончил Московский коммерческий институт. С 1924 года жил в Москве.

Важно

Пробовать писать начал в 9 лет. В марте 1909 года было опубликовано его первое сочинение.

Профессиональная карьера началась в 1915 году, когда в журналах и альманахах «Русская мысль», «Жатва», «Сполохи», «Млечный путь» напечатали ряд его рассказов — уже под псевдонимом Б.

Пильняк (от украинского «Пильнянка» — место лесных разработок; в деревне под таким названием, где летом жил юный писатель и откуда посылал рассказы в редакции, жители назывались «пильняками»).

В 1918 году выходит первая книга Пильняка — «С последним пароходом».

Председатель Всероссийского союза писателей. Романы «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей!Американский роман» (1931), «Соляной амбар» (1937) и другие.

Литературные и политические позиции Пильняка неоднократно приводили к организации широких критических кампаний в отношении него. Его постоянно критиковали за идеологические ошибки, формализм, эротику, мистику и пр. Тем не менее, вплоть до 1937 года Пильняк оставался одним из самых издаваемых писателей.

Читайте также:  Краткая биография акутагава

В 1926 году Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» — на основании распространенных слухов об обстоятельствах смерти М. Фрунзе с намеком на участие И. Сталина[1][2].

В 1929 году отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей повести «Красное дерево». Однако повесть была легально передана берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС, а впоследствии включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», опубликованный в СССР в 1930-м.

«Не так давно Пильняк за границей издал контрреволюционное „Красное дерево“. „Красное дерево“ он сейчас переделал, отшлифовал и сделал роман „Волга впадает в Каспийское море“.

Но даже при поверхностном чтении видно, что это поверхностная перелицовка, видно, что у Пильняка за красными словами скрывается белая сердцевина»[3].

Совет

28 октября 1937 года был арестован. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении и приговорён к смертной казни. Приговор приведён в исполнение в тот же день в Москве.

Реабилитирован в 1956 году.

В Коломне сохранились два дома, имеющих непосредственное отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской переселился, когда женился, и жил здесь семь лет. После переезда в Москву в этом доме продолжала жить его первая жена с их детьми. 24 октября 1980 на фасаде дома открыта мраморная мемориальная доска.

В Москве жил на ул. Воровского, 26 (ныне — Поварская), с конца 1927 — на 2-ой ул. Ямского Поля, 1 (с 1934 называется улица Правды), с июня 1936 — в доме в Переделкине. Дом Пильняка сохранился и на Рогожской улице в Ногинске (Богородск), где он жил вместе с родителями 1907-1911 года.

Борис Пильняк упоминается в известном открытом обвинительном письме И. В. Сталину Фёдора Раскольникова, мичмана Октября[4].

В СССР с 1938 по 1975 книги Пильняка не издавались. В 1964 журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар».

Сын писателя — Борис Андроникашвили, сценарист и историк, был первым мужем Людмилы Гурченко. У них родилась дочь Мария (1959), внуки Елена и Марк, скончавшийся в 1998 году от передозировки наркотиков.[5]

Хаос революцион­ных событий нашёл формальное отражение во фрагментарно-эпизодической, экспери­ментальной повествовательной технике Пильняка, которая (под влиянием А. Белого, а также А. Ремизова и Е. Замятина) уходила от тра­диционного реалистического повествования, определяющегося завершённым действием.

Событийные элементы существуют изолиро­ванно друг от друга, обрываются, сдвигаются во времени и сводятся воедино благодаря об­разным символам и приёмам повтора.

Обратите внимание

Орнаментальный стиль Пильняка, оказавший су­щественное влияние на других русских писателей, проявляется также в микроструктурах его прозы, даже в синтаксисе.[6]

По словам Глеба Струве, Пильняк «сделался главой целой школы или направления в советской литературе». Обычно это направление называют «орнаментальной прозой», а пишущих в таком стиле в 20-е годы часто называли «подпильнячниками».

Сергей Есенин отзывался о Пильняке — «халтурщик, каких не видывал свет», указывал на его злобу и мизантропию, подчёркивал: «у него искусство и не ночевало! Он чистейшей воды спекулянт»[7].

В «Красной нови» помещены «Материалы к роману» Бор. Пильняка. Интересное признание делает этот нашумевший писатель в предисловии к новой вещи. Критика не раз ставила ему на вид, что он вводит в свои произведения большие отрывки из ранее напечатанных, что он не выработал своего стиля, подражает то Белому, то Бунину, то Ремизову.

Как бы отвечая ей, он пишет: «Мои вещи живут со мной так несуразно, что, когда я начинаю писать новую вещь, старые я беру материалом, гублю их, чтоб сделать новое лучшее — отчасти это и потому, что мне гораздо дороже моих вещей то, что я хочу сейчас сказать, и я жертвую старым трудом, если он идет мне в помощь; это и оттого, что у меня мало фантазии… Я вышел из Белого и Бунина, многие многое делают лучше меня, и я считаю себя вправе брать это лучшее или такое, что я могу сделать лучше»[8]. [править] Библиография Прижизненные издания Былье, М.1919, 2-е изд. — Ревель, 1922 Голый год, 1922 Повесть петербургская, Berlin, 1922 Иван-да-Марья, Берлин, 1922 Метелинка, Берлин, 1922 Санкт-Питер-Бурх., Берлин, 1922 Смертельное манит. М., 1922 Простые рассказы. Пг.: «Время», 1923 Третья столица, 1923 (1924 под названием «Мать-мачеха») Английские рассказы, 1924 Машины и волки. Ленинград, 1925. Повесть непогашенной луны // «Новый мир», 1926, № 5 (Повесть экранизирована в 1990 году, режиссёр — Евгений Цымбал) Иван Москва (повесть), 1927 Заволочье. Л., 1927 Оче­редные повести, 1927 Китайский дневник, 1927 Расплеснутое время. Рассказы. М.-Л., 1927 Корни японского солнца. Прибой. — Л., 1927 Красное дерево, Berlin, 1929 Волга впадает в Кас­пийское море, 1930 О’кей, 1933 Камни и корни, 1933 («Новый мир»), 1934 Созревание плодов, 1936 Мясо (совместно с С. Беляевым) // «Новый мир», 1936 Пильняк Б. А. Собрание сочинений: в 8 тт. — М.-Л., 1929—1930. Зарубежные издания на русском языке Убийство командарма, 1965 («Повесть непогашенной луны») Голый год, 1966 Камни и корни, 1966 Расплёснутое время, 1966 Красное дерево, 1966 Быльё, 1970 Машины и волки, 1971 О’кей, 1972 Двойники, 1983 (роман реконструирован М. Геллером) Издания в СССР после 1975 года Пильняк Б. А. Избранные произведения, 1976 Пильняк Б. А. Целая жизнь: Избранная проза. — Мн.: Маст., 1988. Пильняк Б. А. Расплёснутое время: Романы, повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1990. Пильняк Б. А. Романы. — М.: Современник, 1990. — 607 с. Пильняк Б. А. Человеческий ветер: Романы, повести, рассказы. Тбилиси, 1990. Пильняк Б. А. Отрывки из дневника //Перспективы. − 1991. № 3. — С. 84-88. Пильняк Б. А. Письма к М. Горькому // Русская литература. − 1991. № 1. — с. … Пильняк Б. А. Письма к Миролюбову и Лутохину //Русская литература. — 1989. № 2. — с. … Пильняк Б. А. Повести и рассказы 1915—1929. — М.: Современник, 1991. Пильняк Б. А. Третья столица: Повести и рассказы. — М.: Русская книга, 1992. Пильняк Б. А. Сочинения: в 3 тт. — М., 1994. Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения: сборник статей. — М., 1995. Пильняк Б. А. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Терра, 2003—2004. Борис Пильняк. Заволочье. — М.: Европейские издания, 2007. Пильняк Б. А. Письма. Т. 1: 1906—1922. Т. 2: 1923—1937. Составление, подготовка текста, предисловие и примечания К. Б. Андроникашвили-Пильняк и Д. Кассек. М.: ИМЛИ РАН, 2010 [править] Литература Борис Пильняк (сборник статей), 1928 Савелли Д. Борис Пильняк в Японии: 1926. М., 2004 Б.А.Пильняк: Исследования и материалы: Сборник научных трудов. Вып. VI / Отв. ред. А.Ауэр. Коломна: МГОСГИ, 2011. 167 с., 500 экз., ISBN 978-5-98492-095-7 [править] Примечания [править] Ссылки Борис Андреевич Пильняк. Годы, проведенные писателем в Коломне: 1918—1924

Источник: http://ru.wikipedia.org

Источник: http://history-persons.ru/2012/05/pilnyak-boris-andreevich/

Ссылка на основную публикацию