Краткая биография пиранделло

Пиранделло Луиджи, итальянский писатель: биография, творчество

Пиранделло Луиджи – известный итальянский драматург, романист и новеллист. В 1934 году он получил Нобелевскую премию по литературе. Однако это лишь один из поводов для знакомства с его творчеством. Пиранделло Луиджи создал множество интересных произведений, которые до сих пор пользуются большой популярностью.

Происхождение, детство и обучение в университете

Будущий писатель родился в Джирджении (Сицилия) в многодетной семье. Луиджи был вторым из шести детей. Отец его был преуспевающим дельцом – он владел рудником по добыче серы. Литературный талант Луиджи проявился очень рано, в школьные годы. Еще будучи подростком, он писал стихи, а также сочинил трагедию “Варвар”, к сожалению, не сохранившуюся.

Пиранделло некоторое время пытался продолжить семейный бизнес, однако этот род занятий ему не очень удавался. Луиджи в 1887 году поступил в Римский университет.

Но уже через год он перевелся в Боннский университет, поскольку уровень преподавания его не удовлетворил. Здесь Луиджи изучал философию и литературу. В 1891 году писатель окончил обучение.

Его дипломная работа была посвящена сицилианским диалектам.

Возвращение в Рим

Первый поэтический сборник Пиранделло появился в 1889 году (“Радостная боль”). В этой книге заметно влияние Джозуэ Кардуччи. Завершив учебу, Пиранделло решил остаться в Бонне. В течение года он читал лекции в этом учебном заведении.

Писатель возвратился в Рим в 1893 году. При финансовой поддержке своего отца он начал серьезно заниматься литературой. Первый роман Пиранделло, “Отвергнутая”, появился в 1901 году.

В 1894-м был опубликован первый сборник новелл под названием “Любовь без любви”, созданный в традициях веризма. К этому же году относится женитьба Пиранделло. Избранницей его стала дочь компаньона отца, Антуаньетта Портулато.

От брака с этой женщиной у Луиджи родились двое сыновей и дочь.

Преподавательская деятельность, первая пьеса

Пиранделло в 1898 году стал работать в педагогическом колледже в Риме, где он был назначен на должность профессора итальянской литературы. В этом учебном заведении Луиджи преподавал до 1922 года. В 1898 году появилась его первая пьеса, небольшая одноактная драма “Эпилог”. Это произведение было поставлено в театре только спустя 12 лет, в 1910 году, под другим названием (“Укус”).

Два важных события в личной жизни

В результате наводнения, произошедшего в 1903 году, рудник отца Луиджи был разрушен. Преподавание и литература отныне стали для Пиранделло единственными средствами заработка.

Жена писателя в 1904 году перенесла тяжелый нервный срыв. Следующие 15 лет ее мучила мания преследования. Женщина устраивала Пиранделло истерики из ревности.

В 1919 году писателю пришлось поместить свою супругу в психиатрическую клинику.

Произведения 1900-х годов

Луиджи продолжал писать и публиковать свои произведения, несмотря на финансовые и семейные неурядицы. Третий роман Пиранделло, “Покойный Маттиа Паскаль”, был оценен очень высоко.

В этом произведении, созданном в 1904 году, представлена тема лица и маски.

Эстетические и теоретические взгляды на искусство Пиранделло изложил в двух произведениях, созданных в 1908 году: в “Науке и искусстве” (сборнике статей) и в статье “Юмор”, где раскрывается непростой трагикомический взгляд на мир этого автора.

Пьесы 1915-21 гг

До 1915 года Пиранделло писал в основном романы и новеллы, а после 1915 года он целиком посвятил свою жизнь драматургии. К этому году относится постановка первой трехактной пьесы Пиранделло “Если это не так…”.

Драматургия дала возможность писателю жизнь безбедно, а также оставить через некоторое время преподавательскую деятельность. В период с 1915 по 1921 год Луиджи создал 16 пьес, каждая из которых была поставлена на сцене.

Пьеса под названием “Это так (если вам кажется)” имела особый успех у зрителей и критики. Она была поставлена в 1917 году.

Обратите внимание

Однако международное признание драматургу принесло другое произведение, которое было написано в 1921 году. Речь идет о пьесе Пиранделло “Шесть персонажей в поисках автора”. С 1922 года она шла на сценах Нью-Йорка и Лондона (перевод с итальянского) с огромным успехом.

Тем не менее римская премьера ее завершилась скандалом, поскольку зрители были оскорблены мнением персонажей о том, что добро и истина относительны. По мнению большинства критиков, пьеса “Генрих IV” является вершиной творчества Пиранделло. Ее премьера относится также к 1922 году. Перечисленные выше пьесы и по сей день пользуются большой популярностью.

Они ставятся во многих театрах мира. Перевод с итальянского этих пьес был осуществлен на множество языков.

Особенности творчества Пиранделло

Луиджи в своих зрелых произведениях сосредоточивается на теме непостоянства личности и иллюзорности человеческого опыта. Его персонажи лишены каких бы то ни было постоянных ценностей, характеры и черты их размыты. Личность в мире Пиранделло относительна.

Писатель считал, что истина – это то, что происходит сейчас, в данный момент. Луиджи срывал маски со своих героев, освобождал их от иллюзий, весьма придирчиво изучал их личность и интеллект.

Творчество Пиранделло отмечено большим влиянием созданной Альфредом Бине теории подсознательного. Луиджи познакомился с трудами немецких философов-идеалистов еще во время преподавательской деятельности в Бонне.

Кроме того, писатель на собственном опыте убедился в том, насколько нестабильна психика человека. Ведь в течение 15 лет Пиранделло ухаживал за своей психически больной супругой.

Пиранделло – режиссер, создание театра

Луиджи со временем стал известен не только как драматург, но и как режиссер. Он осуществлял постановки своих собственных пьес. Писатель в 1923 году вступил в ряды фашистской партии. Муссолини поддержал его идею создания Национального художественного театра в Риме. Труппа его в 1925-26 гг.

совершила турне по государствам Европы, а также по Южной Америке (в 1927 году). Марта Абба, ведущая актриса этого театра, на долгое время стала для Луиджи источником вдохновения. Однако через некоторое время, несмотря на субсидии государства, театр стал испытывать значительные финансовые затруднения.

Труппа его была распущена в 1928 году.

Отношение к фашизму

Некоторые исследователи считают, что Пиранделло Луиджи вел себя с фашистами как приспособленец, соглашатель. Однако нужно сказать в защиту Луиджи то, что не раз он прилюдно заявлял о собственной аполитичности. Несколько раз Пиранделло даже выступал с критикой правящей партии. Из-за этого после закрытия театра у него появились трудности с постановкой своих пьес в Италии.

Читайте также:  Краткая биография жуковский

Последние годы жизни

Пиранделло Луиджи некоторое время жил в Берлине и Милане. Он много путешествовал. Писатель возвратился на родину в 1933 году, о чем его лично попросил Муссолини.

Пиранделло в 1934 году был удостоен Нобелевской премии по литературе. Луиджи скончался 10 декабря 1936 года в Риме. Похороны, согласно последней воле писателя, обошлись без публичной церемонии.

В Сицилии, на родине Лиуджи Пиранделло, его прах был предан земле.

Популярность Пиранделло

Сегодня во всем мире популярны не только пьесы Луиджи, но и его романы, новеллы и рассказы. Одна из самых известных новелл, которые создал Луиджи Пиранделло, – “Черепаха”.

И в нашей стране довольно популярно творчество этого писателя. В одной из недавних передач “Что? Где? Когда?” даже был вопрос, связанный с Луиджи Пиранделло.

“Кто погубил человечество, по мнению героя его произведения?” – так звучал этот вопрос. Правильный ответ на него – Коперник. Ведь благодаря ему человечество узнало о своей ничтожности во Вселенной.

Именно Коперник учил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот.

Безусловно, стоит познакомиться поближе с произведениями, которые создал Луиджи Пиранделло. Рассказы, новеллы, романы и пьесы его отмечены высокой художественной ценностью.

Источник: https://autogear.ru/article/246/906/pirandello-luidji-italyanskiy-pisatel-biografiya-tvorchestvo/

23. Драматургия л. Пиранделло

Создателем новой художественной
концепции в итальянском театре того
времени стал драматург Луиджи Пиранделло
(1867—1936) (рис. 75 ),который был писателем
кризисной эпохи.

Пиранделло родился в Сицилии, в семье,
которая поддерживала патриотическое
движение Рисорджименто. Его отец сражался
вместе с гарибальдийцами.

Сам Луиджи
симпатизировал борьбе сицилийских
«фашей» за права крестьян и горняков.
Но в1883 году после разгрома Сицилийского
восстания, который он пережил очень
тяжело, Пиранделло перестал верить в
революцию.

Важно

Поначалу он учился в Римском, а затем
перешел в Боннский университет, где и
получил диплом.

После этого он поселился
в Риме и начал свою литературную карьеру.
Его произведения признали очень нескоро.
Неудачной была и его семейна яжизнь.

Творческий путь Пиранделло-драматурга
можно условно разделить на три этапа:10,
20 и 30-е годы XX века. В театре он дебютировал
в 1910 году.

К тому времени он был уже
признанным мастером новеллы и романа,
а в его творчестве произошла эволюция
от веризма к интеллектуально-аналитическому
методу. Например, в романе«Покойный
Маттиа Паскаль» (1904) и в эссе «Юморизм»
(1908) автор рассказал освоих принципах
интеллектуально-философского подхода
практически ко всем жизненным явлениям.

Любой конфликт он изображал в виде
столкновения иллюзии и реальности, а
характер персонажа создавал, опираясь
на театральные маски. Рассказ о жизни
героя писатель подвергал тщательному
анализу, задействовав в этом сознание
персонажа, переживающего при этом
духовное смятение. Трагические и
комедийные краски Пиранделло соединял
вместе в неразрывное целое.

При помощи
всего перечисленного писатель фиксировал
процесс отчуждения современного человека
от его естественных прав, объясняя этот
факт социально-историческими причинами.

Драматургия Пиранделло началась с его
новелл, которые стали основой жанра.
Поначалу Луиджи использовал так
называемую эпическую инсценировку, т.
е.переделывал текст новелл в диалоги и
ремарки, добавляя к основному эпизоду
инсценируемого рассказа ряд пояснительных
сцен. Такую технику применяли
драматурги-веристы.

Немного позднее
Пиранделло отказался от таких приемов.
При создании пьесы он руководствовался
исключительно сюжетом базовой новеллы,
а действие пьесы развивал по законам
сценической игры.

Совет

Именно с приходом в драматургию Пиранделло
в 1910-е годы итальянский театр полностью
отошел от веристского метода. В 1916 году
драматург создает комедию«Лиола».

В
ней он спорит с Дж. Вергой, объясняя
конфликт, имеющийся в пьесе, некрестьянским
укладом, а противоречиями в сознании
персонажей.

В пьесе «Это так, если вам так кажется»,
написанной в 1917 году, прослеживается
логика философской дискуссии, а в
произведениях «Дурацкий колпак» (1917) и
«Наслаждение в добродетели» (1918) –
гротесковые фигуры так называемых
сломанных людей, которые страдают от
разлада с реальностью.

Пиранделло практически никогда не
придавал своим героям оттенка
романтичности. Он выводил на подмостки
«маленького человека», у которого были
скромные запросы, и сам сочувствовал
его бедам и несчастьям. Но именно потому,
что «маленький человек» подчас сталкивался
с дикой реальностью, жизненный процесс
был особенно искажен и ощущался довольно
сильно.

Творчество Пиранделло достигло своего
пика в 1920-е годы. В 1921 году он написал
пьесу «Шесть персонажей в поисках
автора», в которой в полной мере показал
новаторскую природу своего театра.
Социальные конфликты драматург подверг
тщательному анализу, после чего придал
событиям, показанным в драме, очень
яркий, зрелищный характер.

Такой подход
к драматургии сделал пьесу образцом
органичного сочетания реальной и
условно-игровой образности.

Пиранделло обладал способностью
виртуозно соединять жизненные явления
и плоды фантазии, живые лица и неподвижные
маски, реальные факты и переменчивые
сценические положения.

В его творчестве
прослеживалась связь с национальными
традициями комедии дель арте и
приобретенный опыт новой драмы и
современной режиссуры. Применяя все
это, драматург сделал театральную игру
методом исследования драмы личности и
драмы жизни. В основном благодаря ему
в ХХ веке игра в театре стала иметь
идеологическое начало.

Обратите внимание

Этот урок был
воспринят и развит дальше Б. Брехтом,
Ж. Ануем, М. Фришем и др. Сюжет пьесы
«Шесть персонажей в поисках автора»
прост, но весьма необычен. Персонажи
незаконченной драмы в количестве шести
человек пришли в театр на репетицию.
Они стали убеждать труппу сыграть их
историю. Эту историю они показывали
актерам, стараясь доказать ее правдивость
и сценичность.

Таким вот способом
Пиранделло объединил две важные для
себя темы: социальную драму современного
человека и проблему творческого
взаимодействия искусства и действительности.
Выводы драматурга были довольно
пессимистическими.

Точно также, как
человек в жизни не может утвердить свою
правду, так и персонаж в театре не
способен добиться правильного воплощения,
потому что искусство, показывая реальную
жизнь, страдает теми же недостатками,
что и сама жизнь.

В данной пьесе Пиранделло применил
старинный театральный прием «сцена на
сцене».

Позднее, используя этот же
принцип, он написал еще две пьесы: «Каждый
по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем»
(1929), которые составили вместе с
вышеназванной театральную трилогию. В
трилогии автор выступил и как драматург,
и как режиссер. Сложную постановочную
схему он разработал так подробно, что,
читая пьесы, можно увидеть красочный
спектакль, как бы поставленный самим
драматургом. В трилогии главным
действующим лицом оказался театр. А. В.
Луначарский сказал об особом театральном
пафосе Пиранделло, который «необыкновенно
страстно переживает саму драму театра,
саму трагедию драматурга, режиссера,
артистов, их творческие боли». Образ
театра у Пиранделло был настолько
реален, что возникала аналогия с
действительностью.

В 1922 году драматург создал пьесу «Генрих
IV», которая ставилась практически на
всех сценах мира. Главный герой
произведения живет не в настоящем, а в
придуманном мире. В то время, когда он
был душевнобольным, герой вообразил
себя средневековым немецким императором.

После того как он выздоровел, он все не
решался расстаться с выдуманной маской,
пытаясь использовать ее в качестве
психологической защиты от жизни.

Читайте также:  Краткая биография маккарти

Пиранделло показал двоякий смысл бегства
героя от реальности. Воображая себя
независимым от натиска жестоких
общественных законов, Генрих на самом
деле является их жертвой.

И как только
роковая случайность заставляет его на
мгновение выйти из придуманного образа,
Генрих совершает преступление (убивает
соперника), т.е. оказывается точно таким
же, кого он так презирал и от кого бежал
в воображаемое Средневековье.

Важно

Основной
причиной, по которой современники
проявляют интерес к этому герою, является
его беспощадность к самому себе,
трагический самоанализ, показывающий
бессмысленность и опасность бегства
от реальной жизни.

Произведение «Генрих IV» – это не
историческая драма.

Но Пиранделло
постарался выразить в ней свое
отрицательное отношение к исторической
мистификации, которая широко была
распространена в то время на итальянской
сцене. Исторический жанр власти Италии
старались повсеместно поощрять, потому
что он создавал иллюзию наследования
фашистским режимом великого прошлого.

Подвидом исторических фактов довольно
часто протаскивались националистические
идеи. Раньше такое нередко замечалось
за Д’Аннунцио. Пиранделло с присущей
ему иронией показал, что исторический
карнавал все равно не прикроет неприглядную
действительность. В этом итальянский
драматург был заодно с Б. Шоу, который
написал «Святую Иоанну скотобоен».

В 1920-е годы Пиранделло наиболее плодотворно
работал над созданием пьес, делал попытки
перестроить итальянский театр, сотрудничая
с крупнейшими режиссерами Европы. Но
многие из его важнейших начинаний
остались только на бумаге. Это произошло
потому, что у драматурга возник конфликт
с властями.

Он вышел из фашистской
партии, в которую вступил, обманувшись
ложными представлениями о ее внеклассовом
антибуржуазном характере. После этого
он занял позицию невмешательства, так
популярную в либеральных кругах
буржуазии.

Но в связи с тем, что творчество
Пиранделло не было нейтральным, а
напротив, идейно враждебным фашизму,
власти перестали лояльно относиться к
нему и начали притеснять. При этом
правительство использовало тактику
щедрых посулов и негласных запретов.
Например, Муссолини удостоил драматурга
звания академика, но тут же лишил его
театр государственных дотаций.

Из-за
этого Пиранделло вынужден был распустить
труппу. Когда в 1934 году драматург получил
Нобелевскую премию, ему пришлось это
знаменательное событие отмечать в
полном одиночестве. Даже друзья не
решились прийти и поздравить лауреата.
В связи с этим Пиранделло вынужден был
последние годы жизни провести за
границей. Жил он в основном во Франции,
там же были поставлены 14 его пьес.

С
конца 1920-х годов у Пиранделло начался
третий период театральной деятельности,
который был омрачен творческим кризисом.
Этот кризис был вызван тем, что драматург
пытался перестроить свой художественный
метод, смягчив трагизм произведений.

Совет

Для достижения этой цели он опробовал
два пути: этический, основанный на
идеалах естественной морали («Новая
колония», 1928;«Лазарь», 1929), и эстетический,
предлагавший спасение в искусстве
(«Горные великаны», 1936). Эти произведения
сам автор называл мифами, потому что в
них социальная тема отошла на второй
план, а вперед выдвинулась проповедь
добра и красоты.

Драматург хотел создать
лирический синтез идеала и надежды. Но
достигнуть этой цели ему не удалось.
Пьеса «Горные великаны» стала последней
и даже не была завершена. В ней автор
давал не просто проповедь красоты,
сколько показывал антифашистские
настроения. Во время работы над этим
произведением Пиранделло тяжело заболел
и умер.

Его завещание вызвало большой
гнев Муссолини, потому что драматург
запретил проводить церковную службу и
светскую панихиду, а свой прах приказал
развеять. Таким образом Пиранделло
помешал использовать свои похороны в
демагогических целях. В 1930-е годы в
итальянской драматургии наступило
время застоя. Этот период практически
совсем не подходил для творчества.
Несмотря на то что власти часто устраивали
всевозможные конкурсы и раздавали
многочисленные награды, цензура не
давала авторам работать так, как им бы
хотелось. Тогда драматурги нашли выход:
они стали изображать в своих пьесах
современность или аллегорически, или
в форме житейских мелочей. Писатели
использовали мифологические сюжеты,
перерабатывали сказочные мотивы, а
также писали о супружеских изменах и
любовных неудачах. Наряду с таким
популярным течением, как «интимизм»,
возникли «артистизм» и «герметизм».
Последователи этих течений проводили
формальные изыскания, отрешались от
житейских проблем, выражая тем самым
нонконформистскую позицию.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2554064/page:14/

Луиджи Пиранделло

Луиджи Пиранделло (итал. Luigi Pirandello; 28 июня 1867; Джирдженти, Агридженто — 10 декабря 1936, Рим) — итальянский писатель и драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».

Отец был владельцем серного рудника. Закончил гимназию в Палермо. Учился в Римском и Боннском университетах. Литературную деятельность начал в 1889 году.

Женщины, как и сны, никогда не бывают такими, какими хочешь их видеть.

Пиранделло Луиджи

С 1890 года жил в Риме. В 1891 году защитил диссертацию по романской филологии. В 1925–1928 годах Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссёр, ставил собственные пьесы, а также пьесы современных ему итальянских авторов (Массимо Бонтемпелли, Де Стефани, К. Паволини и др.) и драматургию зарубежных авторов.

В литературу вступил как поэт. Издал сборник поэзии «Радостная боль» (1889). Первый сборник новелл «Любовь без любви» («Amori senza amore») выпустил в 1894 году.

Традиции веризма в сборнике «Новеллы на год» (1922) сочетаются со стремлением показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. Новеллы становились позднее основой некоторых пьес Пиранделло.

Люди несчастные часто становятся суеверными.

Пиранделло Луиджи

В наиболее известном романе Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль» («Il fu Mattia Pascal», 1904, русский перевод 1967) показано противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном обществе. Автор шести романов, включая автобиографический роман «Старые и молодые» («I vecchi e i giovani», 1909), роман «Снимается кино» («Si gira», 1915) и другие.

Читайте также:  Сочинения об авторе лихачев

Первую пьесу написал в 1910 году, затем «Если это не так…» (позднее названа «Право для других») написал в 1915 году. Сюжеты многих пьес Пиранделло основаны на ранее написанных им новеллах.

Обратите внимание

В драматургии Пиранделло 1910-х годов преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916 и другие).

Позднее они уступают место исполненным парадоксов философско-психологических драмам на итальянском языке.

На творчество Пиранделло оказала воздействие веристская драматургия. В драме «Шесть персонажей в поисках автора» («Sei personaggi in cerca d’autore», 1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски».

В другом аспекте та же проблема поставлена в драме «Обнажённые одеваются» (1923), в которой обличается ханжеская мораль «порядочных» людей.

Субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930).

Тема бунта против действительности и создания иллюзорного мира воплощается в драмах «Генрих IV» («Enrico IV», 1922), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924).

— Пьесы * «Тиски» (1910, т-р «Мета-стазио», Рим) — первая пьеса * «Право для других» (1915, т-р «Мандзони», Милан) * «Лиола» (1916, т-р «Арджентина», Рим) * «Колпак с бубенчиками» (1917, т-р «Национале», Рим) * «Кувшин» (1917, там же) * «Наслаждение в добродетели» (1917, т-р «Кариньяно», Турин) * «Шесть персонажей в поисках автора» (1921. т-р «Балле», Рим), * «Генрих IV» (1922, т-р «Мандзони», труппа Р. Руджери) * «Обнаженные одеваются» (1922, т-р «Квирино», труппа Мелато, Рим) * «Дурак» (1922) * «Это так (если вам так кажется)» (1917, т-р «Олимпия», Милан) * «Жизнь, которую я тебе даю» (1923, т-р «Квирино», труппа А. Борелли) * «Новая колония» (1928, т-р «Арджентина») * «Лазарь», 1929 («Ройял-т-р», г. Хаддерсфилд) * «Легенда о подмененном сыне», 1934 («Ланд-тиэтр», г. Брансуик) * «Сегодня мы импровизируем» (1930, т-р «Ней ее шаушпильхауз», Кенигсберг)

* «Человек, зверь и добродетель»

— Библиография * Opere, v. 1–6, (Mil.), 1956–60; * Пиранделло Л. Обнажённые маски / Предисл. Г. В. Рубцовой. М.-Л., 1932. * Пиранделло Л. Новеллы / (Предисл. Н. Елиной). М., 1958. * Пиранделло Л. Пьесы / Предисл. Н. Елиной. М., 1960. * Пиранделло Л. Покойный Маттиа Паскаль. — СПб.: Антология, 2005. — 223 с.

* Storia della letteratura italiana, v. 9, Mil., 1969. * Gardair J.-M. Pirandello…, P., 1972. * Barbina A. Bibliografia della critica pirandelliana. 1889–1961, (Firenze, 1967). * Ferrante L. Pirandello, Firenze, 1958. * Pug1isi F. L’arte di Luigi Pirandello, Messina-Firenze, (1958).

* MacClintock L. The ago of Pirandello.

Bloomington, 1951.

— Экранизации * 1971 — Кувшин (СССР, реж. Ираклий Квирикадзе)

* 1984 — Хаос (Италия, реж. братья Тавиани)

Источник: http://known-name.ru/face/luidzhi-pirandello

Пиранделло, Луиджи

Луиджи Пиранделло (итал. Luigi Pirandello; 28 июня 1867; Джирдженти, Агридженто — 10 декабря 1936, Рим) — итальянский писатель и драматург.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Пьесы
  • 3 Библиография
  • 4 Ссылки

Биография

Родился в семье владельца серного рудника. Получил филологическое образование в Римском и Боннском университетах. С 1890 жил в Риме. Литературную деятельность начал как поэт в 1889 (сборник «Радостная боль»). Первый сборник новелл — «Любовь без любви» (1894).

В сборнике «Новеллы на год» (1922) наряду с традициями веризма появляется стремление показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни.

В романе «Покойный Маттиа Паскаль» (1904, русский перевод 1967) показано противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном обществе. Сюжеты многих пьес Пиранделло заимствованы из ранее написанных им новелл.

Важно

В драматургии Пиранделло в 1910—17 преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916 и др.). В дальнейшем они уступают место исполненным парадоксов философско-психологических драмам на итальянском языке, написанным под влиянием идеалистических концепций.

Так же на творчество Пиранделло определенное воздействие оказала веристская драматургия. В драме «Шесть персонажей в поисках автора» (1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски».

Та же проблема, но в другом аспекте поставлена в драме «Обнажённые одеваются» (1923), в которой автор обличает ханжескую мораль «порядочных» людей. Бунт против действительности и создание иллюзорного мира возникают в драмах «Генрих IV» (1922), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924); а субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930).

В 1925-28 Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссер, ставил собственные пьесы, пьесы современных ему итальянских авторов (Массимо Бонтемпелли, Де Стефани, К. Паволини и др.) и драматургию зарубежных авторов.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года («за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства»).

Пьесы

  • первая пьеса — «Тиски» (1910, т-р «Мета-стазио», Рим)
  • «Право для других» (1915, т-р «Мандзони», Милан)
  • «Лиола» (1916, т-р «Арджентина», Рим)
  • «Колпак с бубенчиками» (1917, т-р «Национале», Рим)
  • «Кувшин» (1917, там же)
  • комедия «Наслаждение в добродетели» (1917, т-р «Кариньяно», Турин)
  • «Шесть персонажей в поисках автора» (1921. т-р «Балле», Рим),
  • трагедии «Генрих IV» (1922, т-р «Мандзони», труппа Р. Руджери)
  • «Обнаженные одеваются» (1922, т-р «Квирино», труппа Мелато, Рим)
  • «Дурак» (1922)
  • «Это так [если вам так кажется]» (1917, т-р «Олимпия», Милан)
  • «Жизнь, которую я тебе даю» (1923, т-р «Квирино», труппа А. Борелли)
  • «Новая колония», 1928, т-р «Арджентина»
  • «Лазарь», 1929, «Ройял-т-р», г. Хаддерсфилд
  • «Легенда о подмененном сыне», 1934, «Ланд-тиэтр», г. Брансуик, * «Сегодня мы импровизируем» (1930, т-р «Ней ее шаушпильхауз», Кенигсберг)
  • 'Человек, зверь и добродетель'

Библиография

  • Opere, v. 1—6, [Mil.], 1956—60;
  • Пиранделло Л. Обнажённые маски / Предисл. Г. В. Рубцовой. М.—Л., 1932.
  • Пиранделло Л. Новеллы / [Предисл. Н. Елиной]. М., 1958.
  • Пиранделло Л. Пьесы / Предисл. Н. Елиной. М., 1960.
  • Пиранделло Л. Покойный Маттиа Паскаль. — СПб.: Антология, 2005. — 223 с.

  • Storia della letteratura italiana, v. 9, Mil., 1969.
  • Gardair J.-M. Pirandello…, P., 1972.
  • Barbina A. Bibliografia della critica pirandelliana. 1889—1961, [Firenze, 1967].
  • Ferrante L. Pirandello, Firenze, 1958.
  • Pug1isi F. L’arte di Luigi Pirandello, Messina-Firenze, [1958].
  • MacClintock L. The ago of Pirandello.

    Bloomington, 1951.

Ссылки

  • http://www.n-t.ru/nl/lt/pirandello.htm

—-

Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/4c3517863da8e68.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector