Краткая биография рабле

Франсуа Рабле : краткая биография

Франсуа́ Рабле́ (фр. François Rabelais; предположительно 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — один из величайших французских сатириков, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

По мнению Михаила Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.

Место и время рождения Рабле доподлинно неизвестны. Некоторые исследователи называют годом его рождения 1483, другие склоняются к тому, что он родился 4 февраля 1494 года рядом с Шиноном, где его отец работал адвокатом. Местом рождения Франсуа Рабле считается поместье Девинье в Сёйи, где сейчас расположен музей писателя.

В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт.

Обратите внимание

Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде.

Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе.

Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье и Монпелье. В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции.

Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Себастьяна Грифа.

Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности.

В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Назье (фр. Alcofribas Nasier, анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля».

В 1534 году последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание.

Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.

Важно

Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги.

Рабле некоторое время — в 1534 и 1539 годах преподавал медицину в Монпелье. Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году — в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни).

В 1545—1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов. В 1547 году он был назначен викарием Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдона (отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году).

Один из замечательнейших писателей своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами.

Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий.

Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».

Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь.

Совет

В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов.

Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Издания

  • Классическое издание — Марти-Лаво, вышедшее в 1875 году под заглавием: «Oeuvres Complètes de Rabelais», с примечаниями и словарём.

Переводы на русский язык

  • Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех, доныне находившихся в свете. — СПб., 1790 (первый русский перевод)
  • Избранные места из «Гаргантюа» и «Пантагрюэлля» Рабле и «Опытов» Монтеня. / Перевод С. Смирнова. — М., 1896.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод В. А. Пяста. — М.-Л.: ЗИФ, 1929. — 536 с., 5 000 экз.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Гослитиздат, 1961. Издание содержит многочисленные сокращения цензурного характера, в том числе удалённые главы.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Художественная литература, 1973. — (Библиотека всемирной литературы). Тот же перевод, но с почти полностью восстановленным текстом.

Факты

  • Однажды, в начале карьеры, Рабле был вынужден поехать из Лиона в Париж, но у него не хватало денег даже на билет. Тогда он пошёл на хитрость, оставив в гостиничной комнате три бумажных пакетика с сахаром, на которых он написал: «Яд для короля», «Яд для королевы» и «Яд для дофина». Когда пакетики были обнаружены, руководство гостиницы немедленно сообщило об этом в правоохранительные органы. Через некоторое время Рабле был схвачен и доставлен в Париж. Там Рабле встретился с королём и объяснил ему ситуацию. Для подтверждения того, что в пакетиках на самом деле был сахар, а не яд он размешал вещество из пакетиков в воде и выпил её.
  • В честь Франсуа Рабле назван астероид Рабле, открытый Л. Г. Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.
  • Автор фразы «аппетит приходит во время еды».
  • В фильме Интерстеллар чёрная дыра названа именем героя его книги Гаргантюа.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/fransua-rable

Франсуа Рабле

Франсуа Рабле – писатель-гуманист, представитель эпохи Возрождения. Мировую известность автору принесла книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гротескный роман погружает читателя в фольклорные традиции, современные писателю идеалы и характерные образы.

Писатель Франсуа Рабле

Франсуа Рабле родился в 1494 году во французской провинции Турень, в городке под названием Шинон. Некоторые исследователи уверены, что датой появления на свет правомерно считать и 1483 год.

Дискуссии о месте рождения, дате, социальном положении родителей и семейных обстоятельствах, в которых жил маленький Франсуа, разнятся.

Биографы предполагают, что его отец мог быть адвокатом, предпринимателем или мелким дворянином.

Точных данных об этом не найдено, поэтому простор для рассуждений исследователей велик. Мать автора погибла, когда мальчик был совсем юн, хотя и на этот счет ведутся споры.

Франсуа Рабле в молодости

Достоверно известно, что в 1510 году ребенка передали на воспитание во францисканский монастырь, где он получил образование. В 1521-м послушник принял обет. В то время священнослужители являлись носителями знания. Среди них воспитывались математики и врачи, философы и юристы. Владея грамотой, они вели хроники происходящего на родной земле.

Находясь в монастыре, Рабле изучал латынь, римское право и естествознание, медицину и анатомию. В спектр его интересов входили история, филология, литература и естествознание. Мальчика приобщали к гуманитарным и естественным наукам, не забывая о развитии духовности.

Юный Рабле увлекался исследованиями и создал несколько монографий, которые после публикации снискали похвалы светил науки того времени.

Бюст Франсуа Рабле

Для ордена Святого Франциска деятельность молодого Франсуа приносила пользу и не шла против традиций и устоев, принятых в монастыре. Но имеющаяся библиотека перестала подпитывать юного ученого.

В 1524 году в его персональной библиотеке были найдены греческие книги, которые воспринимались богословами как материал, пропагандирующий протестантизм. С их помощью якобы можно было иначе трактовать Новый Завет.

Обратите внимание

Изъятие книг спровоцировало уход Рабле к бенедиктинцам, чьи взгляды считались более лояльными. Монастырь Святого Бенедикта в Мельезе стал обителью, в которой Франсуа продолжил получение образования. Позднее монах оставил служение церкви, начав изучать медицину.

В 1532-м он издал труды Галена и Гиппократа и занялся врачебной практикой. Рабле стал светским священником, доктором медицины и читал лекции слушателям в Пуатье и Монпелье.

Литература

Франсуа Рабле был автором просветительских идей. Его библиография состоит из 20 трудов, среди которых книги по анатомии и произведения, комментирующие работы Гиппократа.

Рабле публиковался в альманахах, выдвигая теории о влиянии внешности, личности и поведения врача на пациентов. Он также стал автором работ по античной архитектуре и культуре.

Биографы называют эти произведения археологической монографией.

Иллюстрация к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Главным литературным достижением в жизни Франсуа Рабле стал роман о великанах по имени Гаргантюа и Пантагрюэль. В цикле из 5 книг автор проявил себя как тонкий сатирик. К созданию величайшего произведения его подтолкнуло знакомство со сказаниями о Гаргантюа.

В подражание Рабле решил дописать своеобразное продолжение, дополнив повествование историей о короле дипсодов Пантагрюэле. В 1532 году вышла книга «Пантагрюэль», изданная под псевдонимом Алькофрибас Назье. Ее осудили в Сорбонне, признав непристойной. Публика в противовес ученым умам была в восторге от творчества Рабле.

Спустя 2 года Франсуа написал книгу «Гаргантюа», которая по своей сути предваряла события, описанные в первом произведении, так как Гаргантюа приходился Пантагрюэлю отцом. В 1546 году на свет появилась 3-я книга.

Ее автор подписал собственным именем, отказавшись от псевдонима. В издании Сорбонной также была усмотрена ересь. Но осуждение пришло и от других читателей: парламент запретил произведение.

История разрешилась благополучно, так как в окружении Рабле было много влиятельных покровителей, чьей поддержкой пользовался гуманист.

Издание книги Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» 1571 года

За издание 3-й части опуса о Гаргантюа и Пантагрюэле Рабле не получил наказания свыше благодаря приятельским отношениям его друга, Жана дю Булле, с Франциском I. Монарх лично дал разрешение писателю на публикацию продолжения романа. Правда, после смерти короля правительство вновь остановило продажи опубликованных на тот момент книг о великанах.

5-я книга цикла вышла после смерти Рабле. Некоторые литературоведы считают, что ее не следует относить к творчеству писателя, так как финал повествования мог создать кто-то из учеников или последователей автора.

Важно

Помимо истории о Гаргантюа и Пантагрюэле, Рабле писал сатирические произведения и на другие темы. Публика с радостью встретила его «Энциклопедию смеха».

Тонкая ирония, насмешки, сопряженные с узнаваемой народной культурой эпохи 16 столетия, приносили читателю истинное удовольствие.

Иллюстрация к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Поклонники творчества Рабле по достоинству оценили и короткие рассказы писателя. Комизм, к которому прибегал автор, связан с сиюминутными темами и с тем, что вызывает смех читателя в любой исторический период.

Франсуа высмеивал физиологию. В своих исследования Михаил Бахтин рассуждал на тему традиции народной смеховой культуры в произведениях Рабле. Исследователь называл манеру писателя амбивалентной.

Поэтому шутки Рабле остаются забавными и сейчас, хотя теряют точность в процессе перевода.

Личная жизнь

Франсуа Рабле занимался литературной деятельностью, совмещая ее со статусом светского священника. Он состоял в близкой дружбе с Жаном дю Булле, занимавшим не последнее место в церковной иерархии.

Гийом дю Булле также покровительствовал Рабле. У писателя было двое незаконнорожденных детей, чье происхождение помогли узаконить его друзья, организовав юридический процесс в 1540 году.

Огюст Франсуа и Жюни получили фамилию отца.

Портрет Франсуа Рабле

О личной жизни сатирика известно мало. В 1864 году биографы установили, что в Лионе у писателя также был сын от девицы Жанны, так и не ставшей женой Рабле. Мальчика назвали Теодуль. Он скончался в возрасте 2 лет.

С 1547 года Франсуа Рабле служил викарием на северо-западе Франции, в приходе в Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдоне. Церковь, где он принимал прихожан, открыта и сегодня.

О биографии великого предшественника спустя столетия с удовольствием рассказывает нынешний викарий. исследователи считают, что Рабле был вынужден принять назначение из-за пошатнувшегося здоровья.

Приход на тот момент мечтал получить каждый священнослужитель среднего религиозного чина. Вполне вероятно, что Рабле и здесь не преминул воспользоваться связями.

Читайте также:  Краткая биография дрэббл

Франсуа Рабле в Мёдоне

Интересный факт: будучи шутником на страницах произведений, Рабле отличался лукавством и насмешливостью и в жизни. Вместе с приятелями он часто сочинял анекдоты и смешные истории.

Точно восстановить внешний облик писателя не представляется возможным. Он носил короткую стрижку и усы.

Некоторые портреты автора дают возможность предположить, как он выглядел, но изображения разнятся. Чаще всего Рабле представляют пожилым мужчиной с бородой.

Единственным наброском автора в молодые годы мир порадовал Анри Матисс. Изображение было сделано в 1951 году, оно не написано с натуры.

Смерть

В 1552 году Франсуа Рабле написал письмо кардиналу, в котором просил отстранить его от прихода по причине проблем со здоровьем. Церковь пошла навстречу. Зимой 1553-го писатель вернулся в Париж. Он жил в скромной квартирке, в которой и скончался в апреле того же года. Местные лекари не оказали необходимой медицинской помощи. Точная причина смерти не была выявлена.

Могила Франсуа Рабле

О последних днях жизни писателя ничего не известно. Биографы даже затрудняются назвать точное место захоронения сатирика.

Считается, что его тело нашло последнее пристанище на столичном кладбище при соборе Святого Павла. Информацию подтверждают соборные книги, но имеет место версия о захоронении Рабле в ином месте.

Эпитафии на гибель писателя в 1554 году написали Жак Тюаро и Пьер де Ронсар.

В наследие Франсуа Рабле оставил потомкам труды, знаменитый роман, рассказы и цитаты, которые показывают степень прозорливости их автора.

Цитаты

«Я не смотрю на часы: время было придумано для человека, а не человек для времени».«Аппетит приходит во время еды».«Говори правду и устыжай дьявола».«Природа не приемлет пустоты».

Библиография

  • 1532 – «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами»
  • 1534 – «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами»
  • 1546 – «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины»
  • 1552 – «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины»
  • 1564 – «Пятая, и последняя, книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение доктора медицины мэтра Франсуа Рабле»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/18375-fransua-rable.html

Франсуа Рабле. Подробная биография

Франсуа Рабле – французский писатель, один из величайших европейских сатириков-гуманистов эпохи Ренессанса – родился в Шиноне (в Турени), точная дата рождения неизвестна. Есть версии, что это 1483 или 1494, в зависимости от источника.

Предположительно Франсуа был сыном кабатчика (некоторые утверждают — аптекаря, занимавшегося и питейной торговлей), по другим источникам его отец был адвокатом, лишился матери в самом раннем возрасте, или (по другим известиям) очень рано отвергнутым ею и отданным в монастырь, чем некоторые биографы, с немалой натяжкой, объясняют отсутствие в произведениях Рабле чистоты, идеальности, нежности.

Прямо из кабацкой среды, где проходят первые 10 лет жизни Рабле, он, по воле отца, попадает учеником в францисканский монастырь Сёльи, оттуда в монастырь Де Ля Бометт, затем, также в качестве ученика, в кордельерское аббатство в Фонтене-ле-Конт (Fontenay le Comte).

Сохранилось известие, что во время этих переходов Рабле встретил среди своих товарищей-учеников юношу, который впоследствии послужил ему образцом для одной из самых выдающихся фигур в его романе — монаха Жана де Энтомуара (в переводе Н.М. Любимова — Жан Зубодробитель).

Недостаточно образованный, чтобы посвятить себя одной из «либеральных профессий», Рабле поступил в монахи.

Совет

Побудила его к этому, между прочим, и возможность, при известном материальном обеспечении, заниматься «гуманистическими» науками, занявшими в ту пору, то есть в разгар Возрождения во Франции, самое видное место в умственной жизни французов.

Монашеская жизнь (и главным образом — ордена францисканцев), которой Рабле обрек себя 25 лет от роду, находилась в резком противоречии с натурой Рабле, неприязненной всяким мистическим крайностям и аскетическому умерщвлению плоти.

Нерасположение его к монашеству усиливалось невежеством, фанатизмом и, вместе с тем, праздностью и развратом тех монахов, среди которых ему пришлось жить, и которые уже теперь давали ему драгоценный материал для его будущих сатирических изображений. Тем ревностнее занимался Рабле, в кружке нескольких единомышленников и благодаря сношениям с выдающимися деятелями Возрождения (например, с Буде), своими любимыми науками.

Когда неудовольствие монахов, которому немало способствовали и издевательства Рабле над ними, приняло форму преследования, Рабле бежал; хотя он скоро вернулся, но через год окончательно вышел из францисканского ордена и перешёл в бенедиктинский.

В монастырь Франсуа, однако, уже не поступал, и в качестве простого священника жил при дворе епископа мальезесского (Maillezais), Жоффруа д’Эстиссака, отличавшегося образованностью и эпикурейскими наклонностями и собиравшего вокруг себя многих французских «гуманистов».

Весьма вероятно, что к этому же времени относится начало общения Рабле с Эразмом Роттердамским, к которому он всегда питал глубочайшее уважение, называя его своим «отцом», даже «матерью».

Покровительство епископа, а также игравших значительную роль в истории тогдашнего просвещения и занимавших важное положение братьев дю-Беллэ, дало Рабле возможность, не обременяя себя исполнением своих церковных обязанностей, заняться ботаникой и медициной.

В 1530, сохраняя звание священника, он поступил на медицинский факультет университета Монпелье, где также учился будущий Нострадамус.

Здесь Рабле читал публичные лекции по медицине (объяснение «Афоризмов» Гиппократа и «Ars parva» Галлиена), выпускал в свет некоторые учёные (не особенно важные по достоинству) сочинения и бывшие тогда в моде «альманахи», наконец — вел врачебную практику, несмотря на то, что степень доктора медицины он официально получил значительно позже. Такую же деятельность продолжает Рабле и в Лионе, куда переезжает из Монпелье, — но тут он вступает и на тот путь, на котором ему суждено было приобрести бессмертную славу: в 1532 или 1533 появляются в первой редакции две первые книги его знаменитого романа, без подписи автора (из боязни преследований), под псевдонимом «Алькофрибас Назье» (анаграмма его имени и фамилии), и под заглавием «Grandes et inestimables chroniques du grand et énorme géant Gargantua».

Обратите внимание

Важным событием в жизни Рабле была, почти одновременно с выпуском первых книг «Гаргантюа», поездка в Рим в качестве секретаря дю-Беллэ. Она обогатила его наблюдениями, давшими ему богатую пищу, как сатирику, бичевание которого обрушивалось преимущественно на испорченное католическое духовенство.

Во время второй поездки в Рим, при Папе Павле III, Рабле, путём ухаживаний за кардиналами и другими влиятельными лицами, добился от Папы прощения своих многих провинностей (в том числе и бегства из монастыря) и несколько улучшил своё материальное положение.

Тем не менее, преследования духовенства и парламента, выражавшиеся даже в сожжении его книг, заставляли его, несмотря на покровительство короля Франциска I, переезжать с места на место, терпеть всяческие лишения и постоянно дрожать за свою личную безопасность, особенно ввиду тех насилий и казней, которые беспрерывно совершались над его лучшими друзьями и единомышленниками.

Наконец в 1551 Рабле получил приход в Медоне (местечко около Парижа), где им была выпущена 4-я книга «Пантагрюэля». Хотя анафемы Сорбонны продолжались с прежней силой, но могущественная протекция (между прочим — Дианы де Пуатье) позволила автору вести относительно спокойное существование до самой смерти.

Франсуа Рабле умер в 1553 году в Париже.

Биография

Произведения

Критика

Ключевые слова: Франсуа Рабле, François Rabelais, Ренессанс, эпоха Возрождения, биография Франсуа Рабле, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 16 века, жизнь и творчество Франсуа Рабле

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20180905-biografiya-fransua-rable

Рабле, Франсуа

(1494-1563) французский писатель

Современному читателю трудно поверить в то, что автором одной из самых веселых книг в мировой литературе был католический монах. Вряд ли найдется и книга более популярная, чем сочинение Франсуа Рабле. Только на протяжении двух третей XVI века и в одной только Франции она переиздавалась более 100 раз.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» представляет собой своеобразную веселую энциклопедию нравов европейского Ренессанса. И именно благодаря умению автора смеяться ее продолжают читать и перечитывать и в наши дни.

Франсуа Рабле родился в небольшом французском городке Шиноне в семье известного в тех местах адвоката и землевладельца. Однако точная дата его рождения неизвестна. Исследователи называют и 1494, и 1495, и даже 1483 годы.

Зато точно известно, что он был младшим сыном в большой семье. У него было два старших брата и сестра. Мальчику едва исполнилось девять лет, как отец отдал его во францисканский монастырь. Там Франсуа Рабле и получил начальное образование. Он учился очень хорошо и за время пребывания в монастыре изучил несколько иностранных языков, а также классические языки — греческий и латинский.

Однако уровень обучения во францисканской школе не удовлетворил Франсуа Рабле, и местный епископ Д'Эдиссак, который покровительствовал талантливому юноше, предложил ему перейти в бенедиктинский орден, что тот и сделал.

Причем разрешение на это дал сам Папа Римский Климент VII. Правда, вскоре Франсуа Рабле оставляет монастырь и переезжает в дом епископа, чтобы стать его секретарем. В это время он знакомится с известными людьми своего времени — поэтом К.

Маро, богословом Ж. Кальвином.

С разрешения архиепископа будущий писатель начал заниматься медициной и вскоре отправился в университет города Монпелье. Там находился древнейший в Европе медицинский факультет. В Монпелье Франсуа Рабле пробыл два года и покинул университет, получив звание бакалавра медицины.

После этого он переехал в большой французский город Лион, где стал врачом в городской больнице. Там он впервые начинает заниматься литературным творчеством.

Важно

Возможно, это произошло благодаря поддержке знаменитого гуманиста Эразма Роттердамского, с которым Рабле состоял в переписке.

В начале 1532 года Франсуа Рабле выпустил первую книгу, в которой рассказывал о приключениях великана Гаргантюа.

Она вышла под псевдонимом Алькофрибас Назье, составленным из букв его имени, произвольно переставленных в виде анаграммы. Анонимный автор сразу же становится известным далеко за пределами своего города.

В следующем, 1533 году, выходит продолжение книги, а чуть позже новые и новые главы. Их выпуском автор занимался практически всю оставшуюся жизнь, сочетая литературный труд с занятиями медициной.

По инициативе епископа Жана дю Белле, Франсуа Рабле в составе посольства короля Франциска отправился в Рим.

Во время этой поездки он ни на день не прекращал работы и по возвращении в Лион написал еще один том своей эпопеи, где рассказывалось о жизни Пантагрюэля, отца Гаргантюа.

В нем Франсуа Рабле в иронической форме изложил свои впечатления о поездке в Италию и о пребывании при папском дворе.

Не удивительно, что вскоре после выхода книги Франсуа Рабле были запрещены французской инквизицией. В это время имя автора уже было известно. Он перестал скрываться под псевдонимом.

Совет

Опасаясь преследований, Рабле вновь уехал в Италию и поселился в Риме, где на этот раз провел более трех лет. Формально Рабле числился секретарем епископа дю Белле, который к тому времени стал кардиналом. Только благодаря покровительству дю Белле он сумел избежать преследований инквизиции.

Находясь в Риме, Франсуа Рабле занимался врачебной практикой, а также серьезно увлекся археологией и даже выпустил книгу, посвященную античным памятникам Рима.

В 1537 году он ненадолго приезжает во Францию в свите кардинала дю Белле и наконец получает степень доктора медицины.

Тогда же ему удается получить королевскую привилегию на дальнейшее издание своих книг во Франции.

В 1542 году выходит самое полное издание сочинений Франсуа Рабле, в котором не только впервые рассказывается о современной ему Италии, но и высмеивается двор французского короля.

Резкость выпадов Франсуа Рабле опять привлекает к нему внимание инквизиции, и вопреки королевской привилегии книги писателя вновь сжигают на площади. По совету друзей Рабле решает больше не испытывать судьбу и скоро покидает Францию.

На этот раз он нашел пристанище в немецком городе Меце, где тоже устроился работать врачом. Уезжая, Франсуа Рабле оставил своему лионскому издателю рукопись четвертой книги.

Читайте также:  Краткая биография тренёв

Она вышла в свет в 1548 году, когда Рабле вновь приехал в Италию вместе со своим другом кардиналом дю Белле.

Обратите внимание

Благодаря могущественным покровителям жизнь Франсуа Рабле наконец обретает стабильность. В январе 1551 года он становится кюре в Медоне, поблизости от Парижа.

Подобное назначение было обычным в те времена поощрением за поступки, угодные церкви. Должность не требовала усердия в исполнении обязанностей и давала неплохие доходы.

Все свое время  Рабле мог теперь тратить на ученые и литературные занятия. Он спокойно завершил еще одну книгу своей эпопеи и напечатал ее в 1552 году.

Влиятельные друзья вновь помогают Франсуа Рабле, и он получает королевскую привилегию. Книга выходит из печати, и сразу же появляются ее переиздания. По едкому замечанию одного из современников, Франсуа Рабле печатают больше, чем Библию.

Книга, в которой писатель резко критикует политическую деятельность католической церкви, расходится по всей Франции и далеко за ее пределами. Практически сразу же на Франсуа Рабле посыпались доносы: его обвиняли в вольнодумстве, ереси и неуважении к королю.

Друзья в очередной раз посоветовали писателю скрыться, и Рабле тайно уехал в Лион, распустив слух, что он якобы арестован и посажен в тюрьму.

Возможно, благодаря этой своевременно предпринятой уловке писателю опять удалось избежать ареста. В течение нескольких месяцев он жил в Лионе, потом вновь вернулся в Париж и привез с собой пятую, как оказалось, последнюю книгу. Она вышла из печати уже после того, как Франсуа Рабле умер в Париже от болезни сердца.

Сюжет для своей книги он взял из народной лубочной литературы: веселые сказки о добрых и смешных великанах читали и любили и в Германии, и в Италии, и во Франции. Но автор обогащает его яркими описаниями современной ему французской жизни, едкими замечаниями в адрес корыстолюбивых священников, продажных судей, ученых-философов, Папы и короля.

Важно

Кажется, что ничто не укрылось от заразительного смеха его героев. Блестящий переводчик Н. Любимов помог русскому читателю ощутить великолепный, яркий и сочный язык Рабле. Во французской же литературе влияние Франсуа Рабле на свое творчество признавали Ж. Б. Мольер, Вольтер, О. Бальзак, Р. Роллан, А. Франс и многие другие известные писатели.

Источник: http://biografiivsem.ru/rable-fransua

Писатель Франсуа Рабле: биография и творчество

Новости и общество 11 декабря 2015

Франсуа Рабле (годы жизни – 1494-1553) – известный писатель-гуманист родом из Франции. Он получил мировую славу благодаря роману “Гаргантюа и Пантагрюэль”.

Эта книга – энциклопедический памятник эпохи Возрождения во Франции.

Отвергая аскетизм Средневековья, предрассудки и ханжество, Рабле в гротескных образах персонажей, навеянных фольклором, раскрывает гуманистические идеалы, характерные для своего времени.

Карьера священника

Рабле появился на свет в Турени в 1494 году. Отцом его был зажиточный землевладелец. Около 1510 года Франсуа стал послушником в монастыре. Он принес обеты в 1521 году. В 1524-м у Рабле были конфискованы греческие книги. Дело в том, что ортодоксальные богословы в период распространения протестантизма подозрительно относились к греческому языку, считавшемуся еретическим.

Он давал возможность по-своему трактовать Новый Завет. Франсуа пришлось перейти к бенедиктинцам, более терпимым в этом отношении. Однако в 1530 году он решил сложить сан и отправиться в Монпелье для изучения медицины. Здесь в 1532 году Рабле издал труды Галена и Гиппократа, знаменитых врачевателей. Также в Монпелье у него родились двое детей от вдовы.

Они были узаконены в 1540 году эдиктом папы Павла IV.

Врачебная деятельность

Рабле разрешили быть светским священником в 1536 году. Он начал врачебную практику. Франсуа в 1537 году стал уже доктором медицины и читал лекции по этой науке в университете Монпелье. Кроме того, он был личным врачом при кардинале Ж. дю Белле.

Рабле дважды сопровождал кардинала в Рим. Франсуа всю жизнь покровительствовали влиятельные политики (М. Наваррская, Г. дю Белле), а также высокопоставленные священнослужители из либералов.

Это избавило Рабле от множества неприятностей, которые могла принести публикация его романа.

Видео по теме

Роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”

Рабле нашел свое истинное призвание в 1532 году. Познакомившись с “народной книгой о Гаргантюа”, Франсуа издал в подражание ей “продолжение” о короле дипсодов Пантагрюэле.

В длинном названии сочинения Франсуа значилось имя магистра Алькофрибаса, который якобы написал эту книгу. Алькофрибас Назье – это анаграмма, состоящая из букв фамилии и имени самого Рабле.

Эта книга была осуждена Сорбонной за непристойность, однако публика приняла ее с восторгом. Повествование о великанах понравилось многим.

В 1534 году гуманист Франсуа Рабле создал еще одну книгу с не менее длинным названием, повествующую о жизни Гаргантюа. Это произведение по логике должно следовать первым, так как Гаргантюа – это отец Пантагрюэля.

В 1546 году появилась еще одна, третья книга. Она была подписана уже не псевдонимом, а собственным именем Франсуа Рабле. Сорбонна также осудила это произведение за ересь.

Некоторое время пришлось скрываться от преследований Франсуа Рабле.

Биография его отмечена публикацией в 1548 году четвертой книги, еще не завершенной. Полная версия появилась в 1552 году. На этот раз осуждением Сорбонны дело не ограничилось. На эту книгу вышел запрет парламента.

Тем не менее историю удалось замять влиятельным друзьям Франсуа. Последняя, пятая книга вышла в 1564 году, уже после смерти автора. Большинство исследователей оспаривает мнение о том, что ее следует включать в творчество Франсуа Рабле.

Вероятнее всего, по его записям сюжетную линию завершил кто-то из его учеников.

Энциклопедия смеха

Роман Франсуа – настоящая энциклопедия смеха. В нем присутствуют все виды комизма. Нам непросто оценить тонкую иронию эрудированного автора 16 века, так как объект насмешки давно перестал существовать. Однако аудитория Франсуа Рабле, безусловно, получила большое удовольствие от рассказа о библиотеке Св.

Виктора, где автор пародийно (а нередко и непристойно) обыгрывал множество названий трактатов Средневековья: “Гульфик права”, “Жердь спасения”, “О превосходных качествах требухи” и др. Исследователи отмечают, что средневековые виды комизма связаны прежде всего с народной смеховой культурой.

Вместе с тем в произведении имеются и такие их формы, которые можно считать “абсолютными”, способными вызвать смех в любое время. К ним относится, в частности, все касающееся физиологии человека. Она остается неизменной в любое время. Однако в ходе истории меняется отношение к физиологическим отправлениям.

Совет

В частности, в традиции народной смеховой культуры по-особому изображались “образы материально-телесного низа” (такое определение дал русский исследователь М. М. Бахтин). Творчество Франсуа Рабле во многом следовало этой традиции, которую можно назвать амбивалентной. То есть эти образы вызывали смех, способный “хоронить и возрождать” одновременно.

Однако в Новое время они продолжили свое существование уже в сфере низкого комизма. Все еще остаются смешными многие шутки Панурга, однако часто их нельзя пересказать или даже более-менее точно перевести с употреблением слов, безбоязненно использовавшихся Рабле.

Последние годы жизни Рабле

Последние годы жизни Франсуа Рабле покрыты тайной. Нам не известно ничего достоверно и о его смерти, кроме эпитафий таких поэтов, как Пьер де Ронсар и Жак Таюро. Первая из них, кстати, звучит довольно странно и по тону отнюдь не комплиментарна.

Обе эти эпитафии были созданы в 1554 году. Исследователи полагают, что в 1553 году умер Франсуа Рабле. Биография его не дает достоверных сведений даже о том, где был похоронен этот писатель. Считается, что его останки покоятся в Париже, на кладбище собора Св.

Павла.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/167834/

Франсуа Рабле

РАБЛЕ, ФРАНСУА (Rabelais, Francois) (ок. 1494 – ок. 1553), крупнейший представитель литературы французского Возрождения, прославленный автор сатирических повествований Гаргантюа (Gargantua) и Пантагрюэль (Pantagruel).

Родился, по утверждениям одних ученых, в 1483, по убеждению других – в 1494; ко второму мнению склоняется большинство биографов. Полагали, что его отец был трактирщиком, но эта легенда давно опровергнута: он был судебным чиновником, т.е. принадлежал к просвещенному среднему сословию, которому столь многим обязано французское Возрождение.

Антуану Рабле принадлежали в Турени земли неподалеку от Шинона; в одном из его поместий, Ладевиньер, и родился Франсуа.

Остается неясным, каким образом и в силу каких причин он в столь раннем возрасте (предположительно в 1511) поступил в монастырь. Загадочны и мотивы, заставившие его отдать предпочтение францисканским обителям.

Эти монастыри в ту пору оставались в стороне от гуманистических устремлений и даже изучение греческого считали уступкой ереси.

Симпатизировавший гуманизму епископ Жофруа д'Эстиссак из ближайшего бенедиктинского аббатства Мальезе взял к себе секретарями Франсуа и его друга Пьера Ами.

В 1530, оставаясь в духовном звании, Рабле появился в известной медицинской школе в Монпелье и уже через шесть недель был готов держать экзамены на бакалавра – несомненно, что медициной он занимался и прежде. Два года спустя он стал врачом городской больницы в Лионе. В те времена Лион был крупным центром книжной торговли.

На ярмарках среди народных книг можно было найти переделки средневековых романов о деяниях великанов и всевозможных чудесах, например Большие хроники (автор неизвестен). Успех этой истории семейства великанов побудил Рабле приняться за собственную книгу.

Обратите внимание

В 1532 он напечатал Страшные и ужасающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля (Horribles et espouantables faicts et prouesses du tres renommé Pantagruel). Хранителями ортодоксальной догмы, в том числе Сорбонной, теологическим факультетом Парижского университета, книга была немедленно осуждена.

В ответ Рабле убрал несколько запальчивых выражений (вроде «сорбоннского осла») и, отставив старые побасенки, написал разящую сатиру, не оставлявшую сомнений насчет его намерений в будущем. Это была книга о Гаргантюа, «отце Пантагрюэля».

Великаны остались и в ней, как остались и многочисленные отзвуки перепалки, происходившей в 1534. В тот период многие из друзей Рабле оказались в заточении, были изгнаны либо ожидали еще более плачевные судьбы.

Пользовавшийся большим влиянием дипломат Жан Дю Белле, кардинал и посланник в Риме, несколько раз брал с собой в Рим Рабле и добился от папы полного прощения за те прегрешения против церковной дисциплины, которые его друг допускал в былые дни (Отпущение 17 января 1536).

Вплоть до 1546 Рабле писал мало: много времени отнимала у него работа над сочинениями, представленными на докторскую степень, полученную в 1537. Известен случай, когда были перехвачены его письма и он на время удалился в Шамбери.

Третья книга (Tiers Livre), описывающая новые приключения Пантагрюэля, была осуждена, как и прежние. На помощь пришли высокопоставленные друзья. Кардинал Дю Белле добился для Рабле приходов в Сен-Мартен де Медон и Сен-Кристоф де Жамбе.

Кардинал Оде де Шатийон получил королевское одобрение на публикацию Четвертой книги (Quart Livre), что не помешало Сорбонне и парижскому парламенту осудить ее, как только она вышла в 1552.

В своих сочинениях Рабле демонстрирует исключительное богатство тональности – от послания Гаргантюа сыну (Пантагрюэль, гл. VII) до таких мест, когда сами заглавия едва ли воспроизводимы без пропусков, обозначаемых точками. Оригинальность Рабле всего ярче проявилась в его необычайно красочном и пышном стиле.

В его трудах по медицине еще чувствуется влияние Галена и Гиппократа. Один из наиболее известных французских врачей, он во многом обязан своей репутацией тому обстоятельству, что был способен толковать греческие тексты, а также анатомическим сеансам, до какой-то степени предвещавшим методы лабораторного исследования. Не назвать особенно самобытной и его философию.

Напротив, писания Рабле – истинная находка для прилежного любителя устанавливать источники и заимствования. Зачастую повествование занимает всего несколько строк, и страница почти полностью заполняется примечаниями.

Этот комментарий, отчасти лингвистический, составляли ученые источники, речь простонародья, включая диалекты, профессиональный жаргон разных сословий, а также греческий и латынь – распространенные в ту эпоху кальки.

Гаргантюа и Пантагрюэля называют романами. Действительно, на их композицию большое влияние оказали популярные в то время рыцарские романы. Рабле тоже начинает рассказ с рождения своего героя, который, конечно, появляется на свет «весьма странным образом».

Важно

Затем традиционно идут главы о детстве и воспитании в отроческие годы – воспитывают героя как адепты Средневековья, так и Возрождения. Воспитание в духе последнего вызывает у автора только восторги, воспитание же в духе Средневековья – одно презрение.

Читайте также:  Краткая биография франк

Когда Гаргантюа конфискует колокола Собора Парижской Богоматери, теологический факультет Парижского университета направляет к нему делегацию с целью их вернуть. Возглавивший эту делегацию магистр Ианотус де Брагмардо описан со злою насмешкой.

В резком контрасте с этим слабоумным стариком стоит прекрасно воспитанный, светлый умом Гаргантюа, чья внешность столь же безукоризненна, как и его латынь. Среди его помощников едва ли не самый интересный – брат Жан, очень схожий с братом Туком из баллад о Робин Гуде.

Брат Жан – воплощение идеала, близкого сердцу автора, как близок он был и Эразму Роттердамскому: это монах, отнюдь не пренебрегающий живой, деятельной жизнью, умеющий постоять за свою обитель и словом, и делом.

В Пантагрюэле, следующем за Гаргантюа (хотя он напечатан раньше), заимствования из фольклора, составившие основу рассказа, намного очевиднее. Герой-великан, одержимый жаждой приключений, прямо перенесен в рассказ из лубочных книг, продававшихся на ярмарках в Лионе и Франкфурте.

Его рождение происходит также «весьма странным образом» и описывается с многочисленными акушерскими подробностями. Столь же красочно повествование о том, как росло это громадных размеров чудо природы, но постепенно основное внимание автор начинает уделять интеллектуальным устремлениям в духе Возрождения.

Показательна сцена знакомства с Панургом, который рекомендует себя, произнося речи на многих языках, – эпизод, точно рассчитанный с целью вызвать смех у публики, принадлежащей к кругам гуманистов, где могли счесть немецкий трудным, однако различали греческий и древнееврейский, если говорящий демонстрировал «истинный дар риторики».

В этой же книге (глава VIII) находим написанное стилем Цицерона письмо к Пантагрюэлю, свидетельствующее, сколь страстно верили тогда люди в наступление новой эпохи.

Совет

Появившись в повествовании, Панург останется в нем до самого конца. Третья книга построена так, что он постоянно находится в центре действия, рассуждая то на темы экономики (о пользе долгов), то о женщинах (следует ли ему жениться?).

Когда рассказ доходит до женитьбы Панурга, Рабле заставляет его искать совета то у одного персонажа, то у другого, так что в деле участвуют разные группы людей.

Их мнения оказываются совсем не убедительными, и Панург решает прибегнуть к совету оракула Божественной Бутылки, так что книга завершается на ноте и ироничной, и горькой.

Четвертая книга полностью отведена под путешествие Пантагрюэля, представляющее собой и паломничество в средневековом духе, и ренессансный опыт познания, отчасти в подражание Жаку Картье, описавшему свои путешествия, или многочисленным «космографиям» того времени. Сочетание средневековых и ренессансных элементов у Рабле не должно удивлять читателя.

Та же амбивалентность свойственна и другим деталям его повествования. Путешествие начинается с евангелической, почти протестантской церемонии, но, с другой стороны, перед нами старая привычка давать аллегорические названия различным островам, которые посещает экспедиция (как острова Папеманов и Папефигов).

Дабы эта географическая фантазия не иссякала, названия берутся даже из древнееврейского, как, например, остров Ганабим (множ. число от слова ganab – вор).

Странно, что изобретательный и неунывающий Панург постепенно становится малосимпатичным персонажем, как, например, в знаменитой сцене бури на море, когда он ведет себя как трус, в отличие от брата Жана, с его твердостью духа, владением ситуацией и знанием морского дела.

В Четвертой книге путешествие не завершено. Пятая книга заканчивается сценой у оракула Божественной Бутылки, чье таинственное слово истолковывается как «тринк», т.е. как приглашение испить из чаши познания. Тем самым финал всего произведения приобретает оптимистическую тональность – герои полны надежд, что впереди новая эра.

Пятая книга появилась в двух вариантах вскоре после кончины Рабле. Споры о том, не является ли она подделкой, ведутся давно. Тот факт, что Пятая книга не может быть безоговорочно признана творением Рабле, осложняет понимание и оценку его взглядов.

Обратите внимание

Даже по тем частям произведения, относительно которых не возникает сомнений в авторстве, сложно судить, каково было отношение автора к религии. В наши дни принято считать, что он был последователем Эразма, т.е. желал церковных преобразований, но не отделения от Рима.

Неприязнь к монашеству объясняется не только отвращением к аскетизму, но и напряженной в ту пору полемикой, которая шла в самих монастырях между приверженцами гуманизма и ревнителями средневековых порядков. Об этой полемике Рабле думал, насмешливо описывая библиотеку монастыря Св.

Виктора (Пантагрюэль, глава VII), в которой полки уставлены книгами с комическими заглавиями (вроде «Башмаков терпения»).

Последние годы Рабле окутаны тайной. Возможно, никогда не будет выяснено, почему он отказался от своих приходов вскоре после того, как их получил.

Ничего достоверно не известно о его смерти, помимо эпитафий поэтов Жака Таюро и Пьера де Ронсара, причем последняя звучит странно и не комплиментарна по тону. Обе эпитафии появились в 1554.

Даже о месте захоронения Рабле ничего нельзя сказать точно. Традиционно считается, что он погребен на кладбище собора св.Павла в Париже.

Литература

Евнина Е. Франсуа Рабле. М., 1948 Пинский Л. Смех Рабле. – В кн.: Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973

Энциклопедия Кругосвет

Источник: http://bookinistic.narod.ru/in_biography/r/rable.htm

Франсуа Рабле. Биография

Франсуа Рабле родился в преддверии 16 века, когда Европа была охвачена лихорадочной деятельностью: открытие Америки произвело сенсацию, изобретение книгопечатания способствовало распространению идей, представители интеллигенции открыли для себя греческую литературу, стремительно развивается протестантизм, новый подъем набирало искусство.

Франсуа Рабле, портрет

Франсуа Рабле, родившийся в 1494 году, является типичным представителем молодых студентов, которые путешествовали по всей Франции, из университета в университет в поисках всевозможных знаний. Он изучает латинский, греческий, литературу и медицину.

Важно

Сам публикует несколько очень серьезных произведений по текстам античных авторов. В 1532 году он получил должность врача в крупной больнице, но его работа приносила мало дохода.

Тогда, чтобы зарабатывать больше, он начинает писать популярные книги со смешными персонажами – великаном Гаргантюа и его сыном Пантагрюэлем, которые будут веселить широкую публику.

Гаргантюа и Пантагрюэль

В этих книгах Рабле также в веселой манере подвергает критике само общество: школы, не отвечающие современным требованиям, Церковь и ее злоупотребления, зависимое положение женщины и т.д.

Поэтому ему приходится писать под вымышленным именем, состоящим из букв его собственного имени: Алькофрибас Назье. Успех был огромным. Рабле писал разговорным языком, используя комичные моменты, очень живой народный язык, постоянные намеки на явления современности.

Своими грубыми замечаниями он не только заставлял смеяться, но и размышлять.

В 1532 году Франсуа Рабле опубликовал книгу «Пантагрюэль», которая станет первой из его серии книг «Гаргантюа и Пантагрюэль». В этой книге Рабле воздает хвалу винам из своего родного городка Шинон посредством живописных описаний образа жизни по принципу «ешь, пей и радуйся» своего главного персонажа Панатгрюэля и его друзей.

Несмотря на популярность его книги, эта часть и ее предыстория (1534 г.) о жизни отца Пантагрюэля Гаргантюа, были признаны неблагонадежными академиками из Сорбонны за неортодоксальный характер и осуждены римско-католической церковью за высмеивание некоторых религиозных практик.

Третья книга Рабле, опубликованная под его настоящим именем в 1546 году, также была признана запрещенной литературой.

При поддержке членов влиятельной семьи дю Белле, Рабле заручился одобрением короля Франциска I на продолжение публикации своего цикла романов. Однако после смерти короля в 1547 году, академическая верхушка стало хмуро смотреть на Рабле, а Французский Парламент приостановил публикацию его четвертой книги (опубликованной в 1552 году).

Между 1545 и 1547 гг. Франсуа Рабле жил в Меце, в те времена являвшемся свободным имперским городом и республикой, чтобы избежать осуждения Парижского университета. В 1547 году он стал вторым священником прихода Сен-Кристоф-дю-Жамбе в Мэне и Медоне близ Парижа, откуда он ушел в январе 1553 года перед самой смертью, которая застала его в Париже в апреле 1553 года.

Источник: https://alinec.ru/literatura/fransua-rable.html

Рабле Франсуа

Francois Rabelais

Французский писатель, учёный, философ, общественный деятель

Родился в 1494г. в окрестностях Шинона в Турени в семье судебного чиновника.

Около 1511 – Рабле поступает во францисканский монастырь в Пуату. Эти монастыри в ту пору остаются в стороне от гуманистических устремлений и даже изучение греческого считают уступкой ереси, поэтому изучение Рабле латыни и греческого навлекают на него недовольство монастырского начальства.

1525 – симпатизировавший гуманизму епископ Жофруа д'Эстиссак из ближайшего бенедиктинского аббатства Мальезе берёт Рабле к себе секретарём.

1537-1530 – покинув Пуату, видимо, не вполне легально, живёт в Париже.

1530 – оставаясь в духовном звании, Рабле появляется в известной медицинской школе в Монпелье и уже через шесть недель готов держать экзамены на бакалавра – несомненно, что медициной он занимался и прежде.

Совет

1531 – становится врачом городской больницы в Лионе. В это время Рабле становится известен как врач, знаток современной и античной медицины, комментатор отца греческой медицины Гиппократа и римского учёного Галена, автор научных работ.

1532 – Рабле публикует роман «Страшные и ужасающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля» (Horribles et espouantables faicts et prouesses du tres renomme Pantagruel), основанный на одной из многочисленных народных переделках средневековых романов о деяниях великанов и всевозможных чудесах «великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа» (автор неизвестен).

1533 – издаёт «Пантагрюэлево предсказание» (Pantagrueline prognostication) – издевательскую пародию на прорицания астрологов, использующих страхи и суеверия людей в смутные времена.

В этом же году в качестве личного врача парижского епископа посещает Италию, где знакомится с римскими древностями и восточной медициной.

1534 – ободрённый успехом первой книги, Рабле выпускает «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля», отодвинувшую первую книгу на второе место и ставшую началом цикла.

1535 – совершает второе путешествие в Италию.

1537 – Рабле получает докторскую степень.

Состоя на службе у короля Франциска I и разъезжая по Южной Франции, Рабле занимается врачебной практикой.

1546 – появляется «Третья книга» (Tiers Livre). Двенадцать лет, отделяющих её от первых двух, отмечены переменами в религиозной политике Франциска I – репрессиями против сторонников Реформации и учёных-гуманистов.

Теологи Сорбонны добиваются запрещения «грешных» книг Рабле. «Третью книгу» всё же удаётся издать благодаря полученной от короля привилегии (в 1547г.

она вновь осуждается богословским факультетом Парижского университета).

Обратите внимание

В этом же году, гонимый католическими фанатиками, Рабле покидает Французское королевство и зарабатывает себе на жизнь ремеслом медика в Меце. По-видимому, последнее десятилетие своей жизни выполняет и дипломатические поручения, и задания более опасного и деликатного свойства.

1548 – выходит «Четвёртая книга» (Quart Livre).

В этом же году Рабле в качестве личного врача кардинала Жака Дю Белле совершает очередное путешествие в Италию.

1551 – получает два церковных прихода (один из них Медонский), но обязанностей священника не исполняет.

1552 – выходит переделанная «Четвёртая книга».

1553 – Рабле умирает в Париже. О месте его захоронения ничего нельзя сказать точно. Традиционно считается, что он погребён на кладбище собора св.Павла в Париже.

1562 – спустя девять лет после смерти «медонского кюре» выходит первая часть «Пятой книги» – «Звучащий остров».

1564 – выходит полный текст «Пятой книги». Предполагается, что книга представляет собой черновик Рабле, подготовленный к изданию его друзьями и учениками.

Источники пятитомного романа, составляющего своеобразную энциклопедию французского Ренессанса, кроются в народной смеховой культуре средневековья, в карнавальных празднествах, отменяющих на время сословные привилегии, религиозные запреты и общественные нормы, в фамильярной площадной шутке, в уличной речи, не чуждой грубости и даже ругательств.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/rable_fransua/

Ссылка на основную публикацию