Михаил Рощин. Подробная биография
Михаил Михайлович Рощин (настоящая фамилия Гибельман) – прозаик, драматург – родился 10 февраля 1933 года в г. Казань.
Детство Рощина прошло в Севастополе, ставшем для него родным городом. Отец — выходец из Одессы, работал на Севастопольском морском заводе, мать — коренная москвичка. В 1943 семья переехала в Москву, с которой связаны отрочество, юность и профессиональное становление писателя.
Окончив школу, 17-летний Рощин работал фрезеровщиком на заводе и одновременно учился на вечернем отделении Педагогического института им. В.И. Ленина. Много читал, увлекался Чеховым, Горьким, А. Толстым, Уэллсом, Ж. Ренаром, Флобером, посещал литобъединение при заводе «Серп и молот».
В 1952 в газете «Московский комсомолец» появился первый рассказ Рощина «Теплая сталь» — «сентиментальный и прекраснодушный», по более поздней оценке самого автора. Через год Рощин поступил в Литературный институт им. А.М. Горького, где учился на одном курсе с Ю. Казаковым, Г. Айги, Т. Жирмунской. Его творческими наставниками в институте были А.Н.
Рыбаков и В.Г. Лидин. В институтской библиотеке впервые смог прочесть И.А. Бунина, особый интерес и любовь к которому пронес через всю жизнь (рассказ «Бунин в Ялте», 1970; кн. «Иван Бунин». 2000. (ЖЗЛ)). Движимый стремлением к познанию реальной жизни, Рощин перевелся на заочное отделение института и уехал в Сталинградскую обл.
Некоторое время работал в районной газете г. Камышина, писал очерки и фельетоны. Здесь созрела его первая книга рассказов «В маленьком городе» (Сталинград, 1956).
В 1957 Рощин решил последовать примеру А.П. Чехова и предпринял большую поездку по Сибири и Дальнему Востоку, добравшись в итоге до Сахалина.
Поездка обогатила его, помимо всего прочего, знакомством с ранее неведомой и негласной стороной советской действительности — тюрьмами и лагерями. Это, однако, не мешало ему оставаться, по собственному признанию, «комсомольцем… столь же идейным (и ничего не смыслящим по-настоящему), как и родители» (Автобиография. С. 412).
Позднее он поражался, «сколько восторгов вылил во славу пятилеток и тем более семилетки» (Там же. С.415), работая в отделе очерка в журнале «Знамя» на исходе 1950-х. В помощь комсомольскому активисту им была издана назидательно-воспитательная брошюра под названием «Что ты делаешь вечером?» (М., 1961).
Важное значение для формирования писателя в начале 1960-х имела его работа в редакции журнале «Новый мир» А.Т. Твардовского (в отделе прозы). Участие в новомирских делах, знакомство и общение с В. Лакшиным, В. Гроссманом, В. Некрасовым, Л. Копелевым, К. Чуковским, А. Солженицыным, Е.С.
Булгаковой и других стало для него «не только школой прозы, правды, но и школой поведения, нравственности». Подтверждением тому явились вторая («Каких-нибудь двадцать минут». М., 1965) и особенно третья («С утра до ночи». М., 1968) книги рассказов и повестей Рощина.
Выход этих книг, почти не замеченных критикой, означал тем не менее рождение нового писателя, ведущей чертой которого, как отметил позднее один из исследователей, является «отданность бытию и безусловный приоритет частной жизни» (Виноградов И.).
Настоящая известность пришла к Рощину, когда он обратился к драматургии.
Случилось это не без влияния новомирской атмосферы, органического неприятия официальной лжи и фальши, что побудило его искать «наиболее острую литературную форму выражения остроты жизни» (авторское предисловие к книге: Пьесы. М., 1980. С. 3).
Его первые две пьесы — «Седьмой подвиг Геракла» (1963) и «Дружина» (1965) — долгое время оставались под запретом. Лишь спустя четверть века «Седьмой подвиг Геракла» смог появиться на сцене Театра-студии «Современник-2» (1987).
Театральный дебют Рощин состоялся в ленинградском ТЮЗе, где была поставлена его детская пьеса «Радуга зимой» (1968, реж. З. Корогодский). Однако подлинное рождение Рощина как популярного драматурга произошло с появлением пьесы «Валентин и Валентина» (1970), написанной на вечную тему о юной любви, о современных Ромео и Джульетте.
Пьеса привлекла внимание известных театральных режиссеров и критиков, получила сценическое воплощение в «Современнике», МХАТе, БДТ и во многих других театрах страны. С тех пор «писательское двуединство» (Шитова В.) Рощин как прозаика и драматурга стало фактом его творческой биографии и поводом для серьезных размышлений критиков о природе его литературного таланта.
В течение 1970-80-х Рощин публикует сборник повестей и рассказов «24 дня в раю» (1971), «Река» (1978), «Рассказы с дороги» (1981), «Чертово колесо в Кобулети» (1987), «На сером в яблоках коне» (1988).
В них он уверенно заявил о себе как прозаик-традиционалист, которому свойственно особое внимание и доверие к естественному ходу жизни, ее самоценности, ко всему непосредственному и природному, без чего не может быть полноты и гармонии бытия. Поэтому и любовь в ее многообразных земных и возвышенных проявлениях занимает столь значительное место в его произведениях.
Проза Рощина создала ему репутацию последовательного приверженца классического реализма, продолжателя «чеховско-бунинской традиции в русской литературе» (Клименко В.).
Сборник пьес Рощина, выходившие в те же годы («Пьесы», 1980; «Спешите делать добро», 1984), напротив, демонстрировали его нетрадиционность, стремление к условно-игровым формам, к размыканию сценического пространства, к выстраиванию параллельных сцен и диалогов, к персонажам — рупорам авторских идей и т.п.
Произведения для театра отчетливо выявили не только лирическую сторону таланта Рощина («Валентин и Валентина», «Муж и жена снимут комнату», 1974, «Спешите делать добро», 1979 и др.), но и сатирическую («Старый Новый год», 1967, «Ремонт», 1971, «Перламутровая Зинаида», 1986).
В некоторых пьесах заметно тяготение к синтезу социального, бытового и фантастического, к взаимопроникновению различных жанровых начал («Старый Новый год», «Галоши счастья», 1979). Язык драматургии Рощина, по сравнению с его прозой, отличается гораздо большим разноголосием, обилием пословиц и поговорок, использованием сниженной бытовой лексики, жаргона, советского полуграмотного слогана в устах отдельных персонажей. Театральные чиновники находили язык рощинских пьес неприемлемым, что создавало немало проблем и порой служило препятствием для своевременного появления их на сцене.
Вместе с тем драматургия Рощина несет на себе отпечаток и его опыта как прозаика. В особенности это характерно для «Эшелона» (1972) — самой «повествовательной», по общему мнению критиков, его драмы из жизни военных лет, где преобладает «не логика движения характеров, а логика авторской мысли» (Бугров В.). Эпические приемы и средства, использованные в этой драматической повести, не помешали ей стать одной из лучших пьес Рощина, достоинства которой наиболее ярко проявились на театральных сценах «Современника» и МХАТа (1975).
Рощин известен также как автор инсценировок классических литературных произведений («Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова) и киносценариев.
Многие его пьесы были экранизированы: фильмы «Это серьезно» (по мотивам «Валентина и Валентины»), 1975, «Старый Новый год», 1986, «Шура и Просвирняк» (по одноименной пьесе), 1988, «Ситцевый городок» (по пьесе «Вся надежда»), 1989, «Эшелон», 1990.
По сценарию Рощина снят фильм «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1984). Активно выступает писатель и в роли критика, рецензента.
В 1993-1998 с Алексеем Казанцевым Рощин издавал журнал «Драматург». С 1998 вместе с ним же был художественным руководителем основанного ими Центра драматургии и режиссуры. Вёл семинар молодых драматургов в подмосковной Любимовке.
Последнее время жил в Переделкино. 1 октября 2010 года Михаил Рощин скончался от сердечного приступа.
Биография
Произведения
- Валентин и Валентина
- Спешите делать добро
- Старый Новый год
Критика
Ключевые слова: Михаил Рощин, биография Михаила Рощина, скачать биографию Михаила Рощина, скачать бесплатно, русская литература 20 в., русские писатели 20 в., жизнь и творчество Михаила Рощина
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170427-biografiya-mihaila-roshina
Михаил Рощин
Рощин Михаил Михайлович (Гибельман) – советский и российский писатель, драматург,
сценарист. Член Союза писателей Москвы, Союза театральных деятелей, Союза
журналистов России.
Родители
Михаил Рощин родился в Казани 10 февраля 1933 года, в семье Михаила
Наумовича Гибельмана и Клавдии Тарасовны Ефимовой-Тюркиной.
Детство
Довоенное детство Михаила Рощина прошло в Севастополе, в Крыму. Оно было
счастливым и незабываемым. Наверное, поэтому он до сих пор так близко к сердцу
принимает все, что там происходит. Другие впечатления детских лет были не столь
радужными: война, эвакуация, эшелон, бомбежки навсегда оставили свой жестокий
след в памяти. Когда сейчас затевается спор, кого считать ветераном войны, а кого
— нет, Рощин горячо доказывает, что даже ребенок, находившийся тогда в утробе
матери, — участник войны. После войны семья перебралась в Москву, откуда родом
была мать. Жили дружно и весело на Рогожской заставе. Школьные друзья, оказавшись
самыми верными и надежными, сохранились на всю жизнь. Когда мальчику было 16 лет,
умер отец, оставив мать с тремя детьми. Все круто переменилось, и после окончания
школы Рощин пошел работать фрезеровщиком на завод — он, старший, должен помогать
матери, которую любил и боготворил всегда. Она была незаурядной женщиной, душой
настоящего московского дома, куда постоянно с удовольствием приходили все — и
уже знаменитые, и еще безвестные приятели сына. До конца своих дней с нежностью
вспоминал ее Олег Ефремов, любил заскочить на огонек (благо Таганка рядом) и спеть
для нее свою новую песню Владимир Высоцкий — впоследствии также друзья уже
ставшего писателем Рощина.
Учёба в институте и работа литсотрудником в газете
В 1953 году М. Рощин поступил в Литературный институт имени Горького. В конце 1-го
курса женился на любимице всего института Наталье Лаврентьевой, которая училась
на выпускном курсе, и они решили уехать из Москвы работать в провинцию. М.
Рощин
перевелся на заочное отделение, и они оба стали литсотрудниками районной газеты
небольшого приволжского города Камышина Сталинградской области, где строился в
то время текстильный комбинат. Писали много и обо всем: очерки, фельетоны,
передовицы, ответы на письма читателей — выполняли всю рутинную газетную работу,
что, несомненно, стало хорошей журналистской школой.
Кроме того, оказавшись вдали
от столицы, они окунулись в самую гущу жизни со всеми ее непридуманными
проблемами. Несмотря на загруженность в газете, Михаил Рощин
продолжал писать и “для себя”, и уже в 1956 году в Сталинградском издательстве у него
вышла первая книга рассказов — “В маленьком городе”.
В 1957 году он вернулся в
Москву, на свой курс, уже будучи автором книги и имея за плечами существенный опыт
журналистской работы. В 1958 году оканчивает институт, и в это же время трагически
погибает в автокатастрофе его жена.
Редакторская и писательская деятельность
В 1958—1960 годах Михаил Рощин
работает редактором отдела очерка и публикации в журнале “Знамя”, много ездит по
стране, печатается.
В 1960—1963 годах — редактор отдела прозы легендарного в ту пору “Нового мира”,
которым руководил А. Твардовский. С 1965 по 1967 год М. Рощин заведует отделом литературы в редакции новаторского
журнала “РТ” (“Радио и телевидение”). В 1966 году становится членом Союза писателей СССР. Пьесы писал с 1963 года, но его первая пьеса была опубликована только в 1988 году.
Первые пьесы начальству казались слишком смелыми. Только третья пьеса, «Радуга
зимой», была поставлена на сцене. 1970-е и 1980-е были годами расцвета и всесоюзной популярности Рощина-драматурга. Он
работал на грани дозволенного цензурой, но никогда эту грань не переходил. Мягко,
но последовательно, критиковал нравы современников, однако иронию свою замешивал
прежде всего на лирике. В героях его пьес зрители узнавали самих себя, но автор
никогда не судил их слишком строго.
Стал знаменитым благодаря пьесе «Валентин и Валентина», поставленной сразу в двух театрах Москвы. Его
перу принадлежат много пьес, шесть сценариев к фильмам, а также проза.
Автор более десятка сборников рассказов и повестей. Публиковал
дневниково-мемуарную прозу в журнале «Октябрь» (1995, 1997), там же — роман об И.А.
Бунине «Князь» (2000), выпущенный позднее издательством «Молодая гвардия» в серии
«Жизнь замечательных людей». С развалом СССР закончился и период активной самостоятельной творческой
деятельности Михаила Рощина. В 1993—1998 гг. с Алексеем Казанцевым Рощин издавал журнал «Драматург». С 1998 года вместе с ним же был художественным руководителем основанного ими Центра
драматургии и режиссуры. Вёл семинар молодых драматургов в подмосковной
Любимовке. Пьесы Рощина шли более чем в 200 отечественных театрах и 30 странах. Известность как
прозаику ему принесли книги «С утра до ночи», «24 дня в раю», «Южная ветка»,
«Чертово колесо в Кобулети», «На сером в яблоках коне». В 2000 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла его книга «Иван Бунин».
Сейчас пьесу Рощина «Серебряный век» можно увидеть в Театре имени Моссовета, а «Валентин и Валентина» – в Театре имени Рубена Симонова.
Последнее время жил на даче в Переделкино.
1 октября 2010 года Михаил Рощин
скончался от сердечного приступа. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Семья
От четырех браков у Михаила Рощина четверо детей и десять внуков. Бывшие супруги — журналист Наталья Лаврентьева, актриса Лидия Савченко, актриса
Екатерина Васильева, театровед Татьяна Бутрова.
Дети:
Татьяна (р. 1956) Наталья (р. 1966) Дмитрий (р. 1973), окончил ВГИК, священник (жена — Любовь, дочь скульптора Вячеслава
Клыкова) Алексей (р. 1985)
Внуки:
Параскева, Фёдор, Агафья, Серафим, Дмитрий, Афанасий, Наталия, Андрей, Варвара,
Иван.
Источник: https://elit-kniga.ru/persons.php?id=116001
Михаил Рощин
Рощин Михаил Михайлович (Гибельман) – советский и российский писатель, драматург, сценарист. Член Союза писателей Москвы, Союза театральных деятелей,
Союза журналистов России. Родители
Михаил Рощин родился в Казани 10 февраля 1933 года, в семье Михаила Наумовича Гибельмана и Клавдии Тарасовны Ефимовой-Тюркиной.
Детство Довоенное детство Михаила Рощина прошло в Севастополе, в Крыму. Оно было счастливым и незабываемым. Наверное, поэтому он до сих пор так близко к
сердцу принимает все, что там происходит. Другие впечатления детских лет были не столь радужными: война, эвакуация, эшелон, бомбежки навсегда оставили
свой жестокий след в памяти.
Когда сейчас затевается спор, кого считать ветераном войны, а кого — нет, Рощин горячо доказывает, что даже ребенок,
находившийся тогда в утробе матери, — участник войны. После войны семья перебралась в Москву, откуда родом была мать. Жили дружно и весело на
Рогожской заставе.
Школьные друзья, оказавшись самыми верными и надежными, сохранились на всю жизнь. Когда мальчику было 16 лет, умер отец, оставив
мать с тремя детьми. Все круто переменилось, и после окончания школы Рощин пошел работать фрезеровщиком на завод — он, старший, должен помогать
матери, которую любил и боготворил всегда.
Она была незаурядной женщиной, душой настоящего московского дома, куда постоянно с удовольствием приходили
все — и уже знаменитые, и еще безвестные приятели сына.
До конца своих дней с нежностью вспоминал ее Олег Ефремов, любил заскочить на огонек (благо
Таганка рядом) и спеть для нее свою новую песню Владимир Высоцкий — впоследствии также друзья уже ставшего писателем Рощина. Учёба в институте и работа литсотрудником в газете
В конце 1-го курса женился на любимице всего института Наталье Лаврентьевой,
которая училась на выпускном курсе, и они решили уехать из Москвы работать в провинцию. М.
Рощин перевелся на заочное отделение, и они оба стали
литсотрудниками районной газеты небольшого приволжского города Камышина Сталинградской области, где строился в то время текстильный комбинат.
Писали
много и обо всем: очерки, фельетоны, передовицы, ответы на письма читателей — выполняли всю рутинную газетную работу, что, несомненно, стало хорошей
журналистской школой. Кроме того, оказавшись вдали от столицы, они окунулись в самую гущу жизни со всеми ее непридуманными проблемами. Несмотря на
загруженность в газете, Михаил Рощин продолжал писать и для себя , и уже в 1956 году в Сталинградском издательстве у него вышла
первая книга рассказов — В маленьком городе . В 1957 году он вернулся в Москву, на свой курс, уже будучи автором книги и имея за плечами существенный
опыт журналистской работы. В 1958 году оканчивает институт, и в это же время трагически погибает в автокатастрофе его жена.
Редакторская и писательская деятельность
В 1958—1960 годах Михаил Рощин работает редактором отдела очерка и публикации в журнале Знамя , много ездит по стране,
печатается.
пьеса, «Радуга зимой», была поставлена на сцене. 1970-е и 1980-е были годами расцвета и всесоюзной популярности Рощина-драматурга. Он работал на грани дозволенного цензурой, но никогда эту грань не
переходил. Мягко, но последовательно, критиковал нравы современников, однако иронию свою замешивал прежде всего на лирике. В героях его пьес зрители
узнавали самих себя, но автор никогда не судил их слишком строго. Стал знаменитым благодаря пьесе «Валентин и Валентина», поставленной сразу в двух театрах Москвы. Его перу принадлежат много пьес, шесть сценариев к
фильмам, а также проза. Автор более десятка сборников рассказов и повестей. Публиковал дневниково-мемуарную прозу в журнале «Октябрь» (1995, 1997), там же — роман об И.А.
Бунине «Князь» (2000), выпущенный позднее издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». С развалом СССР закончился и период активной самостоятельной творческой деятельности Михаила Рощина. В 1993—1998 гг. с Алексеем Казанцевым Рощин издавал журнал «Драматург». С 1998 года вместе с ним же был художественным руководителем основанного ими Центра драматургии и режиссуры. Вёл семинар молодых драматургов в
подмосковной Любимовке. Пьесы Рощина шли более чем в 200 отечественных театрах и 30 странах. Известность как прозаику ему принесли книги «С утра до ночи», «24 дня в раю»,
«Южная ветка», «Чертово колесо в Кобулети», «На сером в яблоках коне». В 2000 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла его книга «Иван Бунин». Сейчас пьесу Рощина «Серебряный век» можно увидеть в Театре имени Моссовета, а «Валентин и Валентина» – в Театре имени Рубена Симонова. Последнее время жил на даче в Переделкино.
1 октября 2010 года Михаил Рощин скончался от сердечного приступа. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Семья От четырех браков у Михаила Рощина четверо детей и десять внуков. Бывшие супруги — журналист Наталья Лаврентьева, актриса Лидия Савченко, актриса Екатерина Васильева, театровед Татьяна Бутрова. Дети: Татьяна (р. 1956) Наталья (р. 1966) Дмитрий (р. 1973), окончил ВГИК, священник (жена — Любовь, дочь скульптора Вячеслава Клыкова) Алексей (р. 1985) Внуки:
Параскева, Фёдор, Агафья, Серафим, Дмитрий, Афанасий, Наталия, Андрей, Варвара, Иван.
Источник: http://kinoradiomagia.tv/actor.php?id=2987
Последняя любовь Михаила Рощина
Известный драматург отбил жену у Сергея Соловьева
ТАТЬЯНА: влюбилась в талант писателя и стала Рощину верной женой |
Его женами были блестящие актрисы Лидия САВЧЕНКО и Екатерина ВАСИЛЬЕВА. Еще недавно он был четырехкратным мужем и отцом, а также пятикратным дедом.
Но в день, когда известному драматургу Михаилу РОЩИНУ вручали орден Петра Великого («ЭГ» № 27, 2006), наши корреспонденты с удивлением узнали о глобальных переменах в личной жизни любимого народом.
И раскрыли тайну его большой, необычной семьи.
Елена КРЕМЕНЦОВА,
Борис КУДРЯВОВ (фото)
Напомним, три года назад на момент своего 70-летнего юбилея Михаил Рощин официально состоял в четвертом браке, а неофициально возглавлял список главных донжуанов Советского Союза.
Но вот что примечательно: о первых трех женах Рощин в предюбилейных интервью рассказывал с любовью и благодарностью, а имени четвертой даже не называл. Чтобы его узнать, пришлось перелопатить архивы. Все публикации повторяли одни и те же слова: «Моя нынешняя жена – подруга Кати Васильевой».
Лишь в одной провинциальной газете 15-летней давности мелькнуло имя этой загадочной женщины – Ирина. Фамилия не называлась.
Как в русской сказке
По дороге из Москвы в Переделкино драматург Михаил Шатров и генерал Валентин Шарапов, которому выпала честь вручить орден писателю, вспоминали театральные байки, связанные с постановками пьес Михаила Рощина.
И вдруг Шатров заявил: «По- хорошему орден нужно вручить и Татьяне. Она его просто спасла».
– Ирине! – поправила я драматурга, уразумев, что речь идет о жене Рощина.
Шатров надолго задумался и сказал: «Супругу Рощина зовут Таней, а об Ирине не стоит и вспоминать»…
Пока два Михаила – Рощин и Шатров, оказавшиеся близкими друзьями, при встрече обменивались новостями, мы с фотокором гадали, что тут за фамильная тайна и как отреагирует Рощин на орден от Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка? Вдруг, к примеру, пропьет, как Борис Мокроусов Сталинскую премию? Автор песен «Одинокая гармонь», «Когда весна придет, не знаю» и музыки к фильму «Весна на Заречной улице» две недели кряду наливал всем желающим по 200 граммов, пока деньги не кончились. Орден, конечно, не валюта, но на рынке награда стоит немало.
Словно прочитав наши крамольные мысли, Михаил Рощин вдруг развеселился и стал рассказывать, как Лидия Савченко вызволяла его из вытрезвителя:
– «Мой муж у вас? – кричала Лида милиционерам, изображая крайнюю свирепость. А актриса она, ох, какая талантливая!
ДРУЖНЫЕ ЭКС-СУПРУГИ: как говорит Лидия Савченко, “никто не удивится, если мы с Мишей и умрем в один день” |
– Дайте его сюда! Я его щас так отрезвлю, что ваши услуги ему в жисть не потребуются!» Советские милиционеры не выдерживали такой бури женских эмоций и выпускали меня из кутузки на поруки жены. И, признаюсь, я с радостью с ней уходил.
А забирали-то за что? Идешь по улице, поешь песню, слегка навеселе, рядом Лида – хорошо! Лето, липа цветет, ночь. Лида тоже на газу. Кто-то на нас из окошка гавнул, мы с дорогой душой ответили. А через несколько минут меня уже забирает «воронок». Лида, чтобы меня потом вызволить, как-то раз едва успела от него спрятаться.
Замечательная женщина, изобретательная!
Нынешняя жена писателя слушала эту историю, скромно стоя у дверей, смеясь и глядя на мужа во все глаза. В них не мелькнуло даже тени напряжения, свойственного всем женам, когда мужья любовно вспоминают жен предыдущих.
– А вот и Дима приехал! – возвестила Татьяна и скользнула в дверь встречать приехавшего на дорогой иномарке сына Рощина и Екатерины Васильевой, ставшего священником.
ТАТЬЯНА РОЩИНА: со своим внуком |
– Наташа (дочь Рощина и Лидии Савченко. – Е.К.) позвонила, что задерживается, – сказал писатель Валентину Шарапову. – Разрешила начинать без нее. Только сначала нам нового внука представят. У Димы пятый ребенок родился. Третий сын! Помните, как в русской сказке говорится: «Один сын – не сын. Два сына – не сын. А три сына – сын».
Пользуясь благостным моментом, мы попросили Михаила Рощина после награждения и застолья рассказать нам обо всех своих женах. И об Ирине. Писатель нахмурился. Но обещал.
Каждая любовь особенная
– Итак, она звалась Татьяна, – Михаил Михайлович оглядел жену. Татьяна зарделась и тут же вышла. – Она самое главное.
Все остальное осталось вдали, как старый маяк позади последних десяти лет.
ОБАЯТЕЛЬНАЯ ПАРА: про Лиду и Мишу говорили, что они так похожи, словно их одна мать родила |
– Как «десяти»?! Почему же тогда, три года назад, в предъюбилейных интервью вы даже имени ее не называли?
– Он был тогда не разведен, а три года мы вместе уже официально, – Татьяна вошла, поставила перед нами клубнику и вопросительно посмотрела на Рощина.
– Что-то придется рассказывать, – ответил ей муж. – У меня действительно было много жен. Много любимых, памятных.
Первая, Наташа Лаврентьева, интересная: кудрявая, веселая, легкая. Ей было 20. Она оканчивала литинститут, а я только поступил на первый курс. Но мне в нем не понравилось. Тогда все куда-то ехали: целина, Братская ГЭС. Вот и мы уехали в город Камышин на стройку текстильного комбината.
Там мы, московские дурачки, жизни не знавшие, окунулись во все ее реалии и больше пяти лет работали в районке «Ленинское знамя». Спали в комнатке машбюро, подложив пачки подшивок под голову. И были счастливы. Я учился заочно в Пединституте имени Ленина.
Когда Наташе пришла пора рожать дочь, перебрались в Москву.
МАЛЕНЬКИЙ МИША: всеобщий любимчик |
И однажды Наташа сказала: «Пока ты сдаешь госэкзамены, я съезжу в Сталинград на стройку Волжской ГЭС, поищу нам работу в газете». Ее приняли и сразу послали на задание на какой-то важный объект. Она и фотокор возвращались ночью на мотоцикле. Он за рулем, она в коляске.
А строители оставили на дороге неосвещенный грейдер со страшными резаками. Он остался жив, а она… Я похоронил ее там же, на новом еще маленьком кладбище. Остались мы с дочкой вдвоем.
Потом жизнь свела с актерской братией и моей женой стала Лидия Савченко. Наша с ней Наташа вот-вот придет. Третьей была Катя Васильева.
Я поменял одну артистку на другую.
– Вот так легко?
– Да, легко. В том-то и соль. Катя в ту пору была замужем за режиссером Сергеем Соловьевым. Встретив меня, развелась. Мы влюбились с первого взгляда, в тот же день оставили семьи и стали жить вместе.
Влюблены были страшно. Продержались лет пять. Катя оказалась сумасшедшая такая, да еще и сильно пьющая. Жить было невыносимо. Я просто не мог ей оставить Диму. И забрал его себе.
Прижизненный ад
Немного помолчав, Михаил Рощин продолжил:
ФОТО НА ПАМЯТЬ: Екатерина Васильева и Михаил Рощин после венчания их сына Дмитрия |
– У Кати была подруга, Ирина. Не близкая, а так, приходящая. Когда мы с Катей расстались, я предложил этой женщине за плату помогать мне по дому и ухаживать за Димой. Она занималась ребенком, никаких амуров.
Спустя приличное время я взял их с Митькой в Ригу, где мне зимой предстояла работа. Пьянка-гулянка, и я, как бывает, нечаянно оказался у Ирины в постели. Этот маленький грех, однажды случившись, увенчался ребенком. Алексею 21 год.
Я не мог оставить его безотцовщиной, но жениться на матери его не хотел. Глупо звучит, но она заставила меня жениться.
МИХАИЛ РОЩИН С ДЕТЬМИ: Наташа, Татьяна и Дима в отце души не чаяли |
Это был Ад, растянувшийся на 17 лет. С сыном связи я не теряю, он приходит иногда, правда, с Танюшей они недавно поссорились. А Таня явилась как ясное солнышко. Сын подрос, и можно было наконец-то расстаться с этой опостылевшей женщиной. Но…
– Но сделать это было нелегко, – помогла мужу Татьяна.
– В дом к Михаилу Михайловичу меня привел Анатолий Эфрос, это было в 78-м. Я театровед, специализировалась на американской драматургии, а к Эфросу на спектакль приехала из США делегация, которую я сопровождала.
И в 26 лет я вдруг оказалась среди таких величин: Эфрос, Гундарева, Неелова, Рощин! Миша с первой минуты за мной ухаживал. Он-то в свои 45 привык, а я была смущена. Тогда в него и влюбилась. Тихо, ни на что не надеясь, как влюбляются девчонки в артистов.
Я знала каждую строчку, вышедшую из-под его пера, вырезала из газет все статьи, если в них хотя бы раз упоминалось его имя, у меня до сих пор глаз так устроен – выхватывать слово «Рощин», если оно где-то есть.
ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ: старшая Татьяна очень любит брата Дмитрия и ценит сестру Наташу |
Жизнь изредка сталкивала нас. Мы кидались друг к другу, что-то радостно говорили минуту-другую. И опять расставались. Я вышла замуж, родила сына, но Рощин оставался моим наваждением больше 15 лет. И вот однажды я от знакомых узнала, что у него инсульт и он почему-то после него лежит не дома, а в гостиничном номере писательского городка в Переделкино. Бросив все, я кинулась к нему.
Вот и весь сказ про «ясное солнышко».
Приезд Наташи Рощиной и новых гостей увел разговор в другое русло.
– А как вам Татьяна? – спросили мы у Наташи.
– Она – наша радость, наш праздник и счастье. Взяла на себя весь груз забот, продлила отцу жизнь и как писателю, и как мужчине. Ее сын и внук тоже стали нашей семьей.
КСТАТИ
В Переделкино нам рассказали, что Ирина была не подругой Екатерины Васильевой, а ее домработницей. Сразу после инсульта, когда Рощин еще не вставал, Ирина приехала к нему якобы с адвокатом и попросила подписать какие-то бумаги, связанные, мол, с издательскими делами. А через месяц выяснилось, что Рощин подписал… согласие на регистрацию брака.
К счастью писателя, Татьяна появилась в Переделкино раньше, чем он узнал о том, что женат на Ирине. Иначе, как говорят люди сведущие, вряд ли бы появились на свет пьеса «Серебряный век», сборник рассказов «Сад непрерывного цветения» и в серии «Жизнь замечательных людей» книга «Иван Бунин».
Четыре года назад после нескольких операций Михаилу Рощину из-за больных сосудов ампутировали ногу. «Осваивать протез – работка не простая», – шутил в больнице писатель. А мог шутить потому, что день и ночь рядом была его последняя любовь.
Лучше бы сифилисом наградила
Но как же Михаилу Рощину удалось сохранить добрые отношения со всеми женами, исключая Ирину, и со всеми детьми? Об этом мы решили спросить Лидию Савченко.
– Для затравки я расскажу вам анекдот, – сказала актриса. – Мише нравится, как я анекдоты рассказываю. Итак, два грузина смотрят крутую порнуху.
– Гиви, это что, живые люди? – спрашивает один.
– Не, – отвечает другой. – Каскадеры.
Очень жизненный анекдот. Кто не был каскадером, пусть бросит в меня камень.
«24 дня в раю» – так называется книжка Рощина с рассказом, который он посвятил мне. А эту фразу я сказала, встречая 25-й день нашего знакомства.
Рощин сильно меня любил, но когда ушел к Васильевой, был очень счастлив. Это случилось 8 мая. А 9-го утром я отправила ей телеграмму: «Поздравляю с Днем Победы!» Разве не смешно? Быть может, Миша только сейчас меня оценил. Но, глядя на Таню, я понимаю, что не была ему настоящей женой, а была, скорее, соратницей. И долго не верила в его уход. Пока у Кати не родился Дима.
А я знала, как Мишка всегда хотел мальчика. Страдала очень, но вида не показывала. И он всерьез считал, что мы расстались легко. Он сразу купил нам с Наташей эту квартиру, виделся с нами, когда тянула душа. Признаюсь: я его и сейчас люблю – другим-то детей не рожала. Хотя у меня, кроме него, было три мужа.
Я долго не общалась с Катей.
Первый раз поняли мы друг друга, когда я ей позвонила и сказала: «Катя, лучше бы ты его сифилисом наградила, чем такой домработницей!» От сердца сказала, но мы тогда долго смеялись.
Таня нас всех просто спасла, отогрела и объединила. Не как, а чем – своей подлинной любовью к нему и заботой обо всех, кто ему дорог.
Ссылки по теме:
Награда Донжуану
Источник: https://www.eg.ru/culture/8026/
Рощин Михаил Михайлович
Рощин Михаил Михайлович (р. 1933), прозаик, драматург.
Родился 10 февраля в Казани. Детские годы прошли в Севастополе.
После войны жил в Москве, работал на производстве, занимался журналистикой. С 1952 начал печататься. Закончил заочное отделение Литературного института им. М.Горького в 1958. Первый сборник повестей и рассказов “В маленьком городе” вышел в 1956. Второй сборник появился только в 1965 – “Каких-нибудь двадцать минут”.
Широкую известность получило драматургическое творчество Рощина. Пьесы “Валентин и Валентина” (1971), комедия “Старый Новый год” (1973), “Эшелон” (1975), “Ремонт” (1975), “Спешите делать добро” (1979) и др. были в репертуарах многих столичных и провинциальных театров.
Рощин постоянно работает как прозаик – “Рассказы с дороги” (1981), “Южная ветка” (1982) и как драматург – пьеса “Близнец” (1984).
Последняя книга Рощина названа им “Блок 1993 – 1994” – “…собрал всякую всячину (заметки, страницы дневника и др.), что есть каждодневная работа писателя…”. М.Рощин живет и работает в Москве.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Рощин (настоящая фамилия Гибельман) Михаил Михайлович [10.2.1933, г.
Казань] — прозаик, драматург.
Детство Рощина прошло в Севастополе, ставшем для него родным городом. Отец — выходец из Одессы, работал на Севастопольском морском заводе, мать — коренная москвичка. «Родители были типичные комсомольцы 30-х годов, энтузиасты и бродяги» (Автобиография. С.411).
В 1943 семья переехала в Москву, с которой связаны отрочество, юность и профессиональное становление писателя. Окончив школу, 17-летний Рощин работал фрезеровщиком на заводе и одновременно учился на вечернем отделении Педагогического института им. В.И.Ленина. Много читал, увлекался Чеховым, Горьким, А.Толстым, Уэллсом, Ж.Ренаром, Флобером, посещал литобъединение при заводе «Серп и молот».
В 1952 в газете «Московский комсомолец» появился первый рассказ Рощина «Теплая сталь» — «сентиментальный и прекраснодушный», по более поздней оценке самого автора. Через год Рощин поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, где учился на одном курсе с Ю.Казаковым, Г.Айги, Т.Жирмунской. Его творческими наставниками в институте были А.Н.Рыбаков и В.Г.Лидин.
В институтской библиотеке впервые смог прочесть И.А.Бунина, особый интерес и любовь к которому пронес через всю жизнь (рассказ «Бунин в Ялте», 1970; кн. «Иван Бунин». 2000. (ЖЗЛ)). Движимый стремлением к познанию реальной жизни, Рощин перевелся на заочное отделение института и уехал в Сталинградскую обл. Некоторое время работал в районной газете г.Камышина, писал очерки и фельетоны.
Здесь созрела его первая книга рассказов «В маленьком городе» (Сталинград, 1956).
В 1957 Рощин решил последовать примеру А.П.Чехова и предпринял большую поездку по Сибири и Дальнему Востоку, добравшись в итоге до Сахалина. Поездка обогатила его, помимо всего прочего, знакомством с ранее неведомой и негласной стороной советской действительности — тюрьмами и лагерями.
Это, однако, не мешало ему оставаться, по собственному признанию, «комсомольцем… столь же идейным (и ничего не смыслящим по-настоящему), как и родители» (Автобиография. С.412). Позднее он поражался, «сколько восторгов вылил во славу пятилеток и тем более семилетки» (Там же. С.415), работая в отделе очерка в журнале «Знамя» на исходе 1950-х.
В помощь комсомольскому активисту им была издана назидательно-воспитательная брошюра под названием «Что ты делаешь вечером?» (М., 1961).
Важное значение для формирования писателя в начале 1960-х имела его работа в редакции журнале «Новый мир» А.Т.Твардовского (в отделе прозы). Участие в новомирских делах, знакомство и общение с В.Лакшиным, В.Гроссманом, В.Некрасовым, Л.Копелевым, К.
Чуковским, А.Солженицыным, Е.С.Булгаковой и других стало для него «не только школой прозы, правды, но и школой поведения, нравственности» (Автобиография. С.415). Подтверждением тому явились вторая («Каких-нибудь двадцать минут». М., 1965) и особенно третья («С утра до ночи». М., 1968) книги рассказов и повестей Рощина.
Выход этих книг, почти не замеченных критикой, означал тем не менее рождение нового писателя, ведущей чертой которого, как отметил позднее один из исследователей, является «отданность бытию и безусловный приоритет частной жизни» (Виноградов И. — С.664).
Настоящая известность пришла к Рощин, когда он обратился к драматургии.
Случилось это не без влияния новомирской атмосферы, органического неприятия официальной лжи и фальши, что побудило его искать «наиболее острую литературную форму выражения остроты жизни» (авторское предисловие к книге: Пьесы. М., 1980. С.3). Его первые две пьесы — «Седьмой подвиг Геракла», 1963 («про то, как Геракл чистил авгиевы конюшни и боролся с богиней лжи и обмана» — Автобиография. С.
416) и «Дружина» (1965) — долгое время оставались под запретом. Лишь спустя четверть века «Седьмой подвиг Геракла» смог появиться на сцене Театра-студии «Современник-2» (1987).
Театральный дебют Рощин состоялся в ленинградском ТЮЗе, где была поставлена его детская пьеса «Радуга зимой» (1968, реж. 3.Корогодский).
Однако подлинное рождение Рощина как популярного драматурга произошло с появлением пьесы «Валентин и Валентина» (1970), написанной на вечную тему о юной любви, о современных Ромео и Джульетте. «Мне хотелось,— говорил автор,— создать пьесу-диалог, пьесу-диспут о любви, о нравственном долге, о поисках своего места в жизни.
Я ратую за самостоятельность юношей и девушек, но призываю их к зрелости чувств, душевной стойкости, умению бороться за высокие нравственные идеалы» (Бугров В.— С.145). Пьеса привлекла внимание известных театральных режиссеров и критиков, получила сценическое воплощение в «Современнике», МХАТе, БДТ и во многих других театрах страны. С тех пор «писательское двуединство» (Шитова В.— С.
260) Рощин как прозаика и драматурга стало фактом его творческой биографии и поводом для серьезных размышлений критиков о природе его литературного таланта.
В течение 1970-80-х Рощин публикует сборник повестей и рассказов «24 дня в раю» (1971), «Река» (1978), «Рассказы с дороги» (1981), «Чертово колесо в Кобулети» (1987), «На сером в яблоках коне» (1988).
В них он уверенно заявил о себе как прозаик-традиционалист, которому свойственно особое внимание и доверие к естественному ходу жизни, ее самоценности, ко всему непосредственному и природному, без чего не может быть полноты и гармонии бытия. Поэтому и любовь в ее многообразных земных и возвышенных проявлениях занимает столь значительное место в его произведениях.
Проза Рощина создала ему репутацию последовательного приверженца классического реализма, продолжателя «чеховско-бунинской традиции в русской литературе» (Клименко В.— С.74).
Сборник пьес Рощина, выходившие в те же годы («Пьесы», 1980; «Спешите делать добро», 1984), напротив, демонстрировали его нетрадиционность, стремление к условно-игровым формам, к размыканию сценического пространства, к выстраиванию параллельных сцен и диалогов, к персонажам — рупорам авторских идей и т.п.
Произведения для театра отчетливо выявили не только лирическую сторону таланта Рощина («Валентин и Валентина», «Муж и жена снимут комнату», 1974, «Спешите делать добро», 1979 и др.), но и сатирическую («Старый Новый год», 1967, «Ремонт», 1971, «Перламутровая Зинаида», 1986).
В некоторых пьесах заметно тяготение к синтезу социального, бытового и фантастического, к взаимопроникновению различных жанровых начал («Старый Новый год», «Галоши счастья», 1979).
Язык драматургии Рощина, по сравнению с его прозой, отличается гораздо большим разноголосием, обилием пословиц и поговорок, использованием сниженной бытовой лексики, жаргона, советского полуграмотного слогана в устах отдельных персонажей: «гуманизьм», «оплочено», «магазин», «пианина» и т.п.
Театральные чиновники находили язык рощинских пьес неприемлемым, что создавало немало проблем и порой служило препятствием для своевременного появления их на сцене.
Вместе с тем драматургия Рощина несет на себе отпечаток и его опыта как прозаика.
В особенности это характерно для «Эшелона» (1972) — самой «повествовательной», по общему мнению критиков, его драмы из жизни военных лет, где преобладает «не логика движения характеров, а логика авторской мысли» (Бугров В.— С.83).
Эпические приемы и средства, использованные в этой драматической повести, не помешали ей стать одной из лучших пьес Рощина, достоинства которой наиболее ярко проявились на театральных сценах «Современника» и МХАТа (1975). Показательны в связи с этим и жанровые определения, которые писатель дает своим пьесам: «фантазия в двух действиях» («Радуга зимой»), «современная история в двух частях» («Валентин и Валентина»), «трагическая повесть» («Эшелон»), «сказка для взрослых» («Галоши счастья»). Большинство его пьес состоит не из привычных «актов», а из «частей», каждая из которых имеет свое заглавие. О Рощине-прозаике напоминают и развернутые ремарки, излишке подробные (иногда на несколько страниц) и подчеркнуто акцентированные авторские пояснения к отдельным сценам. И хотя сам Рощин считает себя прозаиком (см. его предисл. к сб.: Пьесы. М., 1980), в его драмах и комедиях авторское начало проявляется более активно и остро. При этом и в прозе, и в драматургии он остается писателем честной и искренней интонации.
Рощин известен также как автор инсценировок классических литературных произведений («Остров сокровищ» Р.Стивенсона, «Анна Каренина» Л.Толстого, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова) и киносценариев. Многие его пьесы были экранизированы: фильмы «Это серьезно» (по мотивам «Валентина и Валентины»), 1975, «Старый Новый год», 1986, «Шура и Просвирняк» (по одноименной пьесе), 1988, «Ситцевый городок» (по пьесе «Вся надежда»), 1989, «Эшелон», 1990. По сценарию Рощина снят фильм «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1984).
Активно выступает писатель и в роли критика, рецензента.
В.П.Муромский
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П – Я. с. 225-227.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:
В маленьком городе: рассказы. Сталинград, 1956;
Каких-нибудь двадцать минут: рассказы. М., 1965;
С утра до ночи: повести и рассказы. М., 1968;
Река: повести и рассказы. М.
, 1978;
Пьесы. М., 1980;
Избранное: Повести и рассказы / послесл. И.Виноградова. М., 1988;
Избранное. М., 1999;
Автобиография // Писатели России. Автобиографии современников. М.
, 1998.
Литература:
Бочаров А. Круги художественного конфликта // Вопросы литературы. 1974. №5;
Зубков Ю. Герой и конфликт в драме. М., 1975. С.111-122;
Станилов Б. Парадоксы добра // Театр. 1981. №4;
Бугров Б. Русская советская драматургия: 1960-1970-е годы. М., 1981. С.83-84, 145-148, 263-266;
Соловьева И.
Течение дней // Литературное обозрение. 1982. №2;
Шитова В. В прозе и драме // Новый мир. 1982. №5;
Клименко В. Как живешь, человек? // Литературное обозрение. 1982. №7;
Киреев Р. Объем и плоскость // Октябрь. 1983. №9;
Латынина А. Минута застарелого тяготения // Литературная газета. 1985. 7 авг.
;
Вирен Г. Жажда жизни // Октябрь. 1989. №12.
Источник: http://www.hrono.info/biograf/bio_r/roshin_mm.php
Михаил Рощин
РОЩИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1933–2010) (настоящие фамилия, имя и отчество – Гибельман Михаил Наумович), советский прозаик, драматург. Удостоен премии имени К.С.Станиславского (1999), награжден орденом «Знак Почета».
Родился 10 февраля 1933 в Казани, детство прошло в Севастополе, где он пережил войну, на всю жизнь оставшуюся в его памяти. В 1943 семья перебралась в Москву. Когда Михаилу было 16 лет, умер отец. Мать осталась с тремя детьми, и после окончания школы он пошел работать на завод, обрастая житейским и человеческим опытом.
Опубликовал в газете «Московский комсомолец» свой первый рассказ, довольно слабый, но публикация дала уверенность в себе. Учеба, друзья, первая любовь, работа на заводе – все это он впоследствии опишет в своих повестях и рассказах: Воспоминание, Шура и Просвирняк, Морская торговля, Мой учитель Гриша Панин, Бабушка и внучка.
В 1953–1958 учился в Литературном институте им. Горького. В конце первого курса перевелся на заочное отделение и стал литературным сотрудником газеты приволжского городка Камышина.
Писал очерки, фельетоны, передовицы, ответы на письма читателей – это было хорошей журналистской и жизненной школой. Писал и «для себя». В 1956 вышла первая книга его рассказов В маленьком городе.
В 1957 вернулся в Москву.
В конце 1960-х начал писать пьесы, это были острые произведения, не лишенные лиризма, как Седьмой подвиг Геракла (1963) и Дружина (1965). Они не публиковалась и не ставилась, хотя Седьмой подвиг Геракла хотели поставить Б.Львов-Анохин и Олег Ефремов, но поставлена пьеса была в 1988 на сцене «Современника-2» Михаилом Ефремовым.
Эта комедия о том, как Геракл пришел в процветающую страну, которая на самом деле оказалась страной нечищенных конюшен лицемерия, где все подчинила себе богиня лжи Ата. Контраст внешнего благополучия и скрытых болезненных процессов загнивания страны Элиды читался недвусмысленно, что и послужило поводом для запрета пьесы.
Свою актуальность она сохраняет и сегодня, несмотря на то, что политические реалии поменялись на противоположные. В пьесе Дружина (1965) дружинники в маленьком городке захватили власть и диктуют свои нормы поведения. Им пытаются противостоять молодые люди, которые приехали в город. Но и они постепенно приходят к внутреннему компромиссу.
Пьеса так и не была поставлена по настоящее время. Но в 2000 обе пьесы были опубликованы.
Третья пьеса-сказка Радуга зимой была поставлена в 1968 в Ленинградском ТЮЗе. Приход Рощина в театр диктовался его потребностью в живом контакте со зрителем. Как автор прозаических произведений, он не сразу оценил специфику сцены, ее законы.
В театр он пришел с целью особого эмоционального воздействия на зрителя. И этому, по его мнению, должны были способствовать все компоненты пьесы – и герой, и идея, и слово, и сам сюжет.
Его пьесы не просто хорошая литература, они стали частью жизни 1970-х и сегодняшнего дня.
Пьеса Валентин и Валентина (1971), начиная с московского театра «Современник», обошла многие сцены и была экранизирована. Еще более известна комедия Старый Новый год, которую показывают по ТВ каждый год 13 января (режиссер Г.Натансон, 1987).
Пьеса была необыкновенно популярна, с нее, собственно говоря, и началась слава драматурга Рощина. Первыми ее поставили почти одновременно, в 1973 «Современник» (реж. В.Фокин) и МХАТ (реж. О.Ефремов), а уже вслед за ними – Г.Товстоногов, Р.
Виктюк и др.
В 1970–1980-е Рощина ставили много. Пять пьес шло только на сцене «Современника», пять – на мхатовской сцене. Он сотрудничал с лучшими режиссерами: О.Ефремовым, А.Эфросом, Г.Волчек, В.Фокиным, Р.Виктюком, В.Плучеком, Г.Товстоноговым, З.Корогодским.
В его пьесах играли многие выдающиеся актеры: А.Калягин, Е.Евстигнеев, В.Невинный, К.Райкин, В.Гафт, А.Миронов, А.Папанов, А.Вертинская, М.Неелова, Т.Лаврова, А.Покровская, О.Волкова, Е.Васильева, М.Зудина.
Персонажи пьес Рощина отличались достоверностью, подлинностью без бытовизма, умением истово любить и так же страстно ненавидеть. Они жили и продолжают жить среди нас, ища ответы на вечные вопросы.
Также ставились пьесы Спешите делать добро, Ремонт, Муж и жена снимут комнату, Перламутровая Зинаида, Галоши счастья, не говоря уже о многочисленных инсценировках и авторизованных переводах.
Особое место в жизни и творчестве Рощина занимает спектакль Эшелон, поставленный в «Современнике» Г.Волчек, и показанный также в 1978 в Хьюстоне с американскими актерами.
Интересно, что Рощин-драматург несколько затмил Рощина-прозаика.
Он всегда писал повести и рассказы, и его книги С утра до ночи (1968), 24 дня в раю (1971), Река (1978), Рассказы с дороги (1981), Южная ветка (1982), Чертово колесо в Кобулети (1984), Полоса (1987), На сером в яблоках коне (1988), Избранное (1988), несмотря на немалые в ту пору тиражи, мгновенно расходились.
Большинство из них посвящены молодым героям, становлению личности, вступлению в жизнь, конфликтам с действительностью и, конечно же, любви. Он тонко пишет о любви, продолжая бунинскую традицию в русской литературе. Рощин в своей прозе раскрывает собственный восторг перед жизнью, жажду любви, преклонение перед женщиной.
А рассказы Бунин в Ялте, Синдром Сушкина, Сад, Июль, Раиска написаны с большим пониманием русской природы. Его проза привлекает кинематографистов, известны экранизации его повестей Роковая ошибка (режиссер Н.Хубов), Шура и Просвирняк (режиссер Н.Досталь) и др.
В 1978, когда Рощин летел на премьеру своей пьесы Эшелон в Хьюстон, ему в самолете стало плохо, и вместо премьеры он очутился на операционном столе. Операцию на сердце ему делал сам знаменитый доктор Дебейки. Это тоже стало своеобразным опытом, который ждет еще своего отражения в задуманной и только частично опубликованной в «Новом мире» книге об Америке На открытом сердце.
Вместе с А.Казанцевым с 1993 издает журнал «Драматург», ведет семинар молодых драматургов «Фестиваль в Любимовке». И он пишет, не потеряв вкус к этому занятию. В 2000 закончил пьесу Серебряный век. Сборник Сад непрерывного цветения включает рассказы и дневниковые записи писателя, т.н. «Блоки».
И еще одно важное событие: появление в серии «Жизнь замечательных людей» книги Иван Бунин (2000), которую, как говорит сам Рощин, он «писал один год и всю жизнь».
Своеобразие ее в том, что это не просто еще одно жизнеописание, эта книга писателя о писателе, о творчестве, секретах ремесла, о дорогой им обоим России.
Умер Рощин 1 октября 2010 в Москве.
Екатерина Юдина
Энциклопедия Кругосвет
Источник: http://bookinistic.narod.ru/soviet_biography/r/roschin_m.htm