Биография Братьев Стругацких
Aркадий
Натанович Стругацкий родился 28 августа
1925 года в
городе Батуми, затем жил в Ленинграде.
Отец — искусствовед, мать — учительница.
С началом Великой Отечественной Войны
работал на строительстве укреплений,
затем — в гранатной мастерской.
В конце
января 1942 года вместе с отцом эвакуировался
из блокадного Ленинграда. Чудом выжил
— единственный из всего вагона. В Вологде
похоронил отца. Оказался в городе Чкалове
(ныне — Оренбург). В городе Ташле
Оренбургской области работал на
молокоприемном пункте, там же был призван
в армию. Учился в Актюбинском артучилище.
Весной 1943 года, перед самым выпуском,
был откомандирован в Москву, в Военный
институт иностранных языков. Окончил
его в 1949 году по специальности —
переводчик с английского и японского
языков. Был на преподавательской работе
в Канской школе военных переводчиков,
служил дивизионным переводчиком на
Дальнем Востоке.
Демобилизовался в 1955
году. Работал в «Реферативном журнале»,
затем редактором в Детгизе и Гослитиздате.
Жизнь
Аркадия Натановича Стругацкого оборвалась
12 октября 1991 года
Борис
Натанович Стругацкий родился 15 апреля
1933 г. в
Ленинграде, туда же вернулся после
эвакуации,Аркадий и Борис Стругацкие
окончил механико-математический
факультет ЛГУ с дипломом астронома,
работал в Пулковской обсерватории; с
1960 года — профессиональный писатель.
Член Союза Писателей.
Печатался, в
основном, в соавторстве с братом (известен
также переводами американской НФ — в
соавторстве с братом, под псевдонимами
С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной
премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма
«Письма мертвого человека», вместе с
В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским).
Бессменный руководитель семинара
молодых фантастов при Санкт-Петербургской
писательской организации. Жил и работал
в Санкт-Петербурге.
Борис
Натанович Стругацкий умер 19 ноября
2012.
Научная Фантастика Братьев Стругацких
Широкая
известность пришла к братьям Стругацким
после публикации первых Научно
Фантастических рассказов, представлявших
собой образцы добротной «твердой»
(естественнонаучной) Научной Фантастики
и отличавшихся от других произведений
тех лет большим вниманием к психологической
разработке характеров — «Шесть спичек»
(1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные
предположения» (1960) и других; большинство
составило сборник «Шесть спичек» (1960).
В ряде ранних рассказов братья Стругацкие
впервые успешно опробовали метод
построения собственной истории будущего
— первой и по сей день остающейся
непревзойденной в советской Научной
Фантастики. В отличие от аналогичных
масштабных построений Р. Хайнлайна, П.
Андерсона, Л. Нивена и других
писателей-фантастов, близкое будущее
по Стругацким не имело с самого начала
четко заданной хронологической схемы
(ее позже восстановили читатели-энтузиасты
из исследовательской группы «Людены»),
зато большее внимание было уделено
созданию «сквозных» персонажей,
переходящих из книги в книгу и упоминаемых
эпизодически. В результате отдельные
фрагменты со временем сложились в яркую,
многокрасочную, внутренне эволюционирующую
и органичную мозаику — один из самых
значительных миров Научной Фантастики
в отечественной литературе.
Список
наград и премий, приведенный ниже, далеко
не полон. В составленным Вадимом Казаковым
списке только в период с 1959 по 1990 год
упомянуты полученные Стругацкими 17
наград и других отличий (почти половина
из которых зарубежные).
Первую из премий
они получили в 1959 г. за повесть «Страна
багровых туч» — третье место на конкурсе
лучшей книги о науке и технике для
школьников, проведенном Министерством
просвещения РСФСР (первое место заняла
«Туманность Андромеды» И. А.
Ефремова).
Источник: https://StudFiles.net/preview/5913201/page:2/
Стругацкие Аркадий и Борис
Аркадий Стругацкий, старший из знаменитого тандема, был рожден в Батуми, 28 августа 1925 года. Родители братьев были яркими представителями творческой интеллигенции: мать – учительница, а отец – искусствовед. В Ленинграде, восемью годами позже, (15 апреля 1933 года), родился Борис – вторая половина творческой единицы “Братья Стругацкие”.
Пробы пера каждый из них совершал отдельно. Первая повесть юного Аркадия, увы, была утрачена в период блокады. Рассказ же под названием “Как погиб Канг”, который был написан в 1946 году, дождался публикации лишь в 2001.
К 50-м годам приобщается к литературным упражнениям и Борис, но самых впечатляющих успехов братья добились все-таки в качестве соавторов. Их первый общий рассказ, названный “Извне”, был напечатан в журнале “Техника-молодежи” в 1958 году. Позже эта работа была развита до масштабов повести.
Начатая на спор с супругой Аркадия Стругацкого первая серьезная совместная книга братьев выходит в 1959 году – это “Страна багровых туч”. Соавторы формируют свой стиль, появляется узнаваемая, характерная проблематика их творчества.
Перечислять знаковые, оказавшие невероятное влияние на умы современников и потомков произведения Стругацких можно долго. Среди них – и “Хищные вещи века”, выразительно показавшие в 1965 году выбор между очень плохим и плохим вариантом. И “Понедельник начинается в субботу” – книга, вдохновившая создание фильма “Чародеи”.
Огромный успех у аудитории не обеспечил Стругацким безбедной жизни: их стала ущемлять советская цензура, в 70-х годах для них становится практически закрытым путь в печать. За “Сказку о Тройке” закрывают журнал “Ангара”, к публикации не допускается “Улитка на склоне”, а в оригинальный текст “Обитаемого острова” цензоры внесли почти тысячу правок.
Здорово искалечен цензорами был и “Пикник на обочине”, по мотивам которого братья затем создали сценарий для фильма “Сталкер” Тарковского.
Очень интересна композиция “Хромой судьбы” – книги весьма автобиографической, главный герой которой даже получил в подарок авторство другого шедевра Стругацких – повести “Гадкие лебеди”.
В 1990 году вышла последняя пьеса Стругацких – “Жиды города Питера”.
В 1991 году умирает Аркадий, и Борис продолжает писательскую деятельность уже под псевдонимом С. Витицкий – он создает еще две прекрасные книги. 19 ноября 2012 года скончался и второй брат.
Неподражаемые миры и герои Стругацких остаются примером высококлассной социальной фантастики, задающей нужные вопросы. Их цитируют, а многие фразы уже заслуженно считаются афоризмами благодаря своей глубине и мудрости.
Ссылки
- Герои Стругацких – небезупречный, живой, реальный идеал
- Цитаты Стругацких
Источник: http://goldenwords.org/biography/strugackie_arkadij_i_boris/
Стругацкие А.Н. и Б.Н
Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
/ Биографии / Стругацкие А.Н. и Б.Н.
Скачать биографию |
Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. — 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.
Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец — искусствовед, мать — учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда.
Чудом выжил — единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне — Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков.
Окончил его в 1949 году по специальности — переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.
Жизнь Аркадия Натановича Стругацкого оборвалась 12 октября 1991 года
Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации,окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года — профессиональный писатель. Член Союза Писателей.
Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ — в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским).
Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге.
Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых НФ рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров — «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику — один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.
Добавил: svyatovsasha
Смотрите также по Стругацким:
- Сочинения
- Краткие содержания
- Полные содержания
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00099601184773068896
Писатель Борис Стругацкий: биография и творчество :
Борис Стругацкий – известный советский и российский писатель-фантаст. Работал в соавторстве со своим родным братом Аркадием. Их произведения стали классикой советской социальной и научной фантастики. Лучшие из них до сих пор читают и экранизируют.
Биография писателя
Борис Стругацкий был младшим из братьев. Он родился в 1933 году в Ленинграде. Его отец работал научным сотрудником в Русском музее, а мама была учительницей. Так что герой нашей статьи получил качественное образование.
Когда началась Великая Отечественная война, Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде. Лютой и холодной зимой 1942-го Борис заболел, поэтому в эвакуацию отправились только его отец и старший брат.
В дороге под Вологдой Натан Залманович скончался из-за истощения.
Покинуть город Борис Стругацкий с матерью смог только в 1943 году. С Аркадием они воссоединились в поселке Ташла Оренбургской области (тогда она называлась Чкаловской). После войны вернулись в город на Неве.
Образование фантаста
Борис Стругацкий окончил школу в 1950 году. На выпуске получил серебряную медаль. Планировал поступать в Ленинградский государственный университет на физический факультет. Однако не был принят.
Тогда он решил учиться на математико-механическом факультете.
В 1955 году получил диплом астронома.
В аспирантуру Борис Натанович Стругацкий, биография которого в начале жизни была связана только с точными науками, поступил в Пулковскую обсерваторию. Пытался защитить диссертацию, но и тут потерпел неудачу.
Выяснилось, что ее тема была изучена и раскрыта за границей еще в 1942 году.
После этого Борис остался работать на счетной станции, которая располагалась при Пулковской обсерватории, в должности инженера-эксплуатационника. Трудился на счетно-аналитических машинах.
В 1960 году отправился на Кавказ в геодезическую экспедицию. В рамках программы поиска территории для установки Большого телескопа академии наук СССР проводил астроклиматические исследования.
Творческая карьера
Борис Натанович Стругацкий, годы жизни которого 1933-2012, профессиональным писателем стал только в 1964-м. Ему был 31 год.
Бориса приняли в Союз писателей СССР. При этом он еще несколько лет оставался работать в Пулковской обсерватории на неполный рабочий день.
С начала 70-х годов не только пишет книги в соавторстве со своим родным братом, но и руководит семинаром, который функционирует в Ленинграде и пользуется популярностью в среде молодых писателей-фантастов.
Позже стал известен далеко за пределами северной столицы как семинар Бориса Стругацкого. Фото писателя в те годы регулярно попадало на обложки советских литературных журналов.
Учредил премию “Бронзовая улитка”, которая вручалась за лучшие фантастические произведения на русском языке. Она просуществовала с 1992 по 2012 год. Председателем жюри и его единственным членом был сам Борис Натанович Стругацкий, фото которого в то время было знакомо каждому любителю фантастики.
Именно поэтому премию называли самой субъективной в мире. В разные годы ее лауреатами становились Михаил Успенский, Михаил Веллер, Кир Булычев, Андрей Лазарчук, Марина и Сергей Дяченко, Дмитрий Быков, Захар Прилепин.
В 2002 году учредил журнал под названием “Полдень. XXI век”, в котором стал главным редактором.
Это был ежемесячный литературный альманах, в котором публиковались фантастические произведения. Печатали как начинающих, так и маститых авторов.
Известно, что увлекался коллекционированием Борис Натанович Стругацкий. Интересный факт: он собирал марки. Это хобби нашло отражение в его произведениях.
Герой нашей статьи был женат. Его избранницей стала Аделаида Карпелюк, которая была младше его на два года. Ее отец Андрей Карпелюк – генерал-майор, участник советско-финской и Великой Отечественной войны. Борис и Аделаида познакомились еще в студенческие годы в Ленинградском государственном университете.
В 1959 году у них родился сын Андрей.
Болезнь и смерть
В конце жизни у Бориса Натановича обнаружился тяжелый недуг – лимфосаркома. После долгой болезни в ноябре 2012 года он ушел из жизни. Ему было 79 лет.
Согласно завещанию, тело писателя было кремировано. Супруга фантаста пережила его всего на один год. Ее тоже кремировали. В апреле 2014 года их прах был развеян над Пулковскими высотами в Санкт-Петербурге.
Библиография
Большинство литературных трудов Борис создал совместно со своим братом Аркадием. В основном они написаны в жанре социальной и научной фантастики.
Сам Борис Стругацкий часто называл их реалистической фантастикой. Их главная цель была в том, чтобы отвести центральную роль в произведении человеку и его судьбе.
Далекие планеты и невероятные технологии при этом были не более чем декорациями.
Первой книгой Стругацких стала повесть “Страна багровых туч”, которая вышла в 1959 году. Действие этого произведения разворачивается в 90-е годы в Союзе Советских Коммунистических Республик. Главный герой – специалист по транспортным машинам с ядерным приводом Алексей Быков.
Он приезжает в Москву и получает задание отправиться в экспедицию на Венеру.
В 1964 году вышла культовая научно-фантастическая повесть “Трудно быть богом”. Действие в ней разворачивается в государстве Арканар, находящемся на другой планете.
Уровень развития цивилизации, которая там обитает, сопоставим со Средневековьем на Земле. В Арканаре негласно работают сотрудники института экспериментальной истории с планеты Земля, которые наблюдают за развитием этого мира.
В 1965 году братья выпускают юмористическую фантастическую повесть “Понедельник начинается в субботу” о судьбе ленинградского программиста Александра Привалова. В произведении сатирически высмеиваются бюрократы, приспособленцы, жулики от науки.
Их последним совместным произведением стал роман “Отягощенные злом, или 40 лет спустя”. Он вышел в 1988 году. В нем библейские сюжеты переплетаются с острыми современными проблемами. В центре событий молодежная группа под красивым названием “Флора” (аналог хиппи), главная проблема – в индивидууме, который идет против всех.
Самостоятельное творчество
После смерти Аркадия Борис стал работать самостоятельно. Под псевдонимом С. Витицкий он выпустил два романа. В 1995 году вышел “Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики”.
Он рассказывает о программисте Станиславе Красногорове, который отмечает свой день рождения с близким товарищем по имени Виктор Киконин.
Он начинает рассуждать об удивительной особенности – всю жизнь судьба его оберегает в самых невероятных и опасных ситуациях.
Пытается осознать свое предназначение, для этого сочиняет роман “Счастливый мальчик”, в котором пытается приводит доказательства избранности своей судьбы. Только для чего он предназначен, главный герой не знает.
Последний роман Стругацкого
В 2003 году Борис под псевдонимом С. Витицкий выпускает роман “Бессильные мира сего”. Произведение основывается на трех сюжетных линиях. Композиция сложна, мозаична, имена и прозвища персонажей постоянно переплетаются. Критики считали, что это самое тяжелое произведение из всего написанного автором.
Источник: https://www.syl.ru/article/329705/pisatel-boris-strugatskiy-biografiya-i-tvorchestvo
Братья Стругацкие: библиография, творчество и интересные факты
Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.
Семья
Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении.
Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе.
После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену.
В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».
Первые попытки
Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда.
Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии.
Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.
Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.
Первое совместное творчество
Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.
В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию.
С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня.
По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.
Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов.
Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии.
Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».
Расцвет
Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» – они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.
Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.
Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?
Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом».
Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века».
Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.
Столкновение с советской цензурой
В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения.
К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире.
Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей.
Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.
«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию.
Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества.
Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.
Подведение итогов
С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.
Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях.
В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону.
Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R.
, а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.
Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность.
Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения.
Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.
Пик творческой мысли
Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких.
По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией.
Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».
Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.
Раздельные произведения
Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.
После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.
Прочая деятельность
Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.
Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин.
Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки.
Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».
Источник: https://www.nastroy.net/post/bratya-strugatskie-bibliografiya-tvorchestvo-i-interesnyie-faktyi
Братья Стругацкие. Аркадий и Борис Стругацкие. Как всё начиналось. Детство и юношество. Биография и творчество великих советских фантастов
Нелюбимые властями, придерживаемые советской цензурой братья Стругацкие пользовались фантастической популярностью. Их книги мгновенно исчезали из библиотек. Запрещенные, а также изданные-переизданные повести ходили по рукам в виде многочисленных и всевозможных копий. Тираж всё же благополучно изданных произведений оказывался заведомо малым.
На закате СССР образовался даже нелегальный и довольно специфический бизнес: удачливые обладатели одного из журнала, содержащего повесть Стругацких, копировали драгоценные страницы, переплетали и продавали их.
Совершенно другой мир будущего, описываемый братьями Стругацкими, другой, но, несомненно, близкий, с похожими на нас героями, мыслящими, как мы, охватил страстной любовью всю советскую интеллигенцию.
Чудом попавшая в провинциальную лавку Сибири, Дальнего Востока или Заполярья книжка Стругацких – по истине находка! Часто такие книги в лавках являлись соседями по полке с макаронами, консервами, сахаром или чаем. И, следовательно, были также необходимы, как и эти продукты. Книги, прочитанные в раннем возрасте, навсегда остаются в подсознании, они формируют нас. В детстве в квартире Стругацких было два книжных шкафа, о которых Борис Натанович Стругацкий вспоминал с особым удовольствием. Они содержали «библиотеку интеллигента» (Жюль Верн, Дюма, Толстой, Щедрин, Пушкин и Лермонтов, Лондон и Уэллс); все произведения Достоевского, «Трилогию» Горького, «Тысячу и одну ночь», «Всемирную Библиотеку». Множество ныне забытых писателей: Верхарн, Анри де Ренье, Пьер Мак Орлан, Селин. Содержанием этих шкафов братья Стругацкие – каждый в свое время – активно пользовались. Оба они любили Чехова, но Аркадий Натанович предпочитал «Скучную историю», а Борис Натанович «Хамелеона». Ценили «Бесов» Достоевского, «Фиесту» у Хемингуэя, «Театральный роман» у Булгакова. Вкусы их были не одинаковы, но близки. Чехов, Толстой, Лондон, Щедрин, Хемингуэй, Буссенар… К слову невольно задумаешься: «Что сегодня, подходя к книжным полкам своих родителей, читают дети? Да и во всех ли квартирах они есть – книги и книжные полки? И что же сегодня формирует вкусы, интересы и сознание тех, кто никаких книг дома не находит и довольствуется ограниченными предложениями с экрана?»
Но сейчас не об этом.
Мы поговорим о необычной судьбе писателей-фантастов – братьев Стругацких.
Аркадий Натанович родился в г. Батуми 28 августа 1925 года. Борис Натанович – в Ленинграде 15 апреля 1933 года. Мать – Александра Ивановна Литвинчева всю жизнь проработала учительницей литературы и русского языка. Их отец Натан Залманович Стругацкий служил на разных должностях, всегда не очень большим, но начальником. В то время когда их отец работал в Главлите, книг в доме было изобилие – по должности ему полагался регулярный книжный паек – свежая художественная литература Петербурга бесплатно. К слову сказать, во всем остальном нужды не было, но и шиковать не приходилось. Донашивали перешитую матерью отцовскую военную одежду. Жили в коммуналке. Аркадий в свои шестнадцать лет увлечен математикой и астрономией. Борису – восемь.
И вот – война.
От жизни ждешь только лучшего.
Но совершенно неизвестно узнали бы мы тех Стругацких, если бы судьба их сложилась иначе. Не попади они, как и многие их современники, в условия жестокой исторической мясорубки.
Осажденный Ленинград – бомбежки, холод и голод. 28 января 1942 года отца – Натана Залмановича и Аркадия эвакуировали через ладожское озеро по «дороге жизни». А Александра Ивановна и больной Борис остались в городе. Без сомнения, продовольственные карточки на февраль месяц отца и Аркадия, спасли жизнь Борису и матери. Потому как февраль 1942 года был самым страшным месяцем блокады. Аркадий же преодолел трудный путь. Грузовая машина, Ладожское озеро, полынья, мокрая одежда и мороз 30 градусов. А после переправы через озеро – эвакопункт, дизентерия. Всё еще мокрые одежды и поезд до Вологды, который шел 8 дней. Без еды по 3-4 дня. До Вологды в вагоне из тридцати человек доехало только одиннадцать. И еще километр до вокзала пешком по морозу до потери сознания. Потом Аркадий Натанович помнит уже госпиталь, где ему и сообщили о гибели отца. Только летом 1942 года Аркадий оказался в поселке Ташла (сегодня Оренбургской области), где устроился на работу начальником сепараторного пункта. Вывез из Ленинграда Мать и брата. В 1943 году Аркадия призвали в Красную Армию и отправили к счастью не на фронт, а на учебу во 2-е Бердичевское пехотное отделение. Александра Ивановна и Борис в 1944 году вернулись в Ленинград, руины и пожарища которого долго напоминали Борису Натановичу панораму разрушенного марсианами города.
Блокаду и войну пережили. Из памяти человеческой эти события было невозможно вычеркнуть. Но ужас блокады в своем творчестве Стругацкие ни разу не затрагивали – табу.
Из пехотного училища Аркадия направили на учебу в Военный институт иностранных языков – Москва, Таганка. Здесь он познакомился со своей будущей второй женой – Еленой Ошаниной. Первый его брак оказался недолгим, не сложился. Служил Аркадий в Канске – преподавателем в школе военных переводчиков, и дивизионным переводчиком на Камчатке и в Хабаровске. А в 1955 году он демобилизовался.
Судьба распределилась странным образом.
Аркадий Натанович страстно мечтал стать ученым – астрономом и математиком, но война решила иначе. Борис же окончил Ленинградский университет по специальности «звездный астроном». Что, безусловно, вызвало сильную зависть старшего брата. В восьмом классе Аркадий Натанович прочел повесть «Гектор Сервадак» Жюля Верна. В которой повествуется о том, как однажды с земным шаром столкнулась комета, и, вырвав кусок Северной Африки, населенной людьми и одним астрономом, унеслась дальше в космос. Именно после прочтения этой необычной, немного нелепой и милой книги Аркадий заинтересовался астрономией, пытаясь воссоздать траекторию движения этой кометы. Младший Стругацкий после окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории и занимался вопросами происхождения и эволюции «широких пар». Но диссертацию так и не защитил. Всё рухнуло в один момент, когда Борис Натанович с ужасом обнаружил, что тема его работы была раскрыта десяток с лишним лет назад астрофизиком Чандрасекаром. Борис Натанович стал лаборантом на местной счетной станции. Не смотря ни на что, об этих временах он вспоминал с удовольствием, говоря, что не бывает неинтересной работы, бывает только малознакомая работа… Стругацкий старший после демобилизации устраивается в Институт научной информации. Теперь он семейный человек, к тому же он стал отцом. В это время братья начинают интенсивно переписываться, чтобы понять, что им под силу.
Жизнь налаживается.
Фантастика в середине прошлого века для советского читателя была чем-то вроде живительной воды. Однако литературный дар редко проливался щедрым дождем на нивы советских фантастов 50-х годов.
Сами Стругацкие фантастику читали, потому, как читать было больше нечего. Отсутствие хорошей фантастики послужило толчком для братьев Стругацких, попытаться написать то, о чем бы стоило говорить. Это желание не явилось для них одномоментным озарением. Но литературная деятельность Стругацких началась еще до войны. «Находка майора Ковалева» – фантастический роман Аркадия Натановича и его рассказ 1946 года «Как погиб Канг». В 1948 году Борис Натанович написал свой первый рассказ «Виско». Затем несколько переводов, рассказов и повестей, «Песчаная горячка» (совместная работа), и «Четвертое царство» Стругацкого-старшего, а также повесть «Пепел Бикини». Стоял вопрос: «О чем писать и как писать?» Аркадий Натанович внимательно следил за положением литературных дел.
Он хорошо видел недостатки современной научной фантастики.
И однажды в письме брату он написал: «Писатели совершенно не имеют собственного стиля, у них нет ни героев, ни личности. Язык изложения скоро надоедает и приедается, к тому же идея у всех одна – патриотизм, но какой-то дешевый и казенный, сюжет примитивен. В описании технических моментов нет подробности, будто писали их специалисты-недоучки. И самое главное – они (современные писатели фантасты) боятся смешивать жанры. Понимаешь теперь, какой козырь упускают наши горе-фантасты? Так что «долой жюльверщину». Описание и формулировки должны быть умные, точные и короткие. Наши произведения должны отличаться разумной смелостью введения предложений «на грани возможного» в области техники и природы и отличаться строгим реализмом в поведении и поступках героев. Сентиментальность, авантюризм, философия – смесь жанров придаст необычный вкус». Если бы не фантастическая энергия Аркадия Натановича, его отчаянное стремление прорваться, выбиться, реализовать литературное дарование, то – по словам Бориса Натановича – не было бы никогда братьев Стругацких. Аркадий Натанович и Борис Натанович – это были два очень непохожих друг на друга человека. Стругацкий-старший – очень общительный, открытый – судьба офицера служившего в разных гарнизонах, безусловно, сыграла роль – многие годы он был двигателем их маленького творческого тандема. Он всегда хотел писать. И Стругацкий-младший исключительно добросовестный человек, умный, вникающий в каждую деталь. И союз таких разных людей состоялся, они дополняли друг друга.
Почему именно фантастика? Об этом летом 1986 года Стругацкий-старший, обращаясь к своему прошлому, напишет: «Вероятно это сугубо личное дело, которое уходит корнями в детство и юношество: условия воспитания, обучения, литературные пристрастия, ну и темперамент».
По его же словам отец пробудил в обоих братьях «страсть к фантастике». А Борис Натанович добавил: «мы любили читать фантастику, поэтому и начали ее писать.
Без памяти любили Уэллса, Конан-Дойла, Чапека, и нам казалось, что мы знаем, как надо писать, чтобы это было интересно читать…».
По легенде Стругацкие придумали и начали писать свою совместную повесть «Страна багровых туч» на спор в конце 1954 или начале 1955 г..
«Мне кажется, — пишет Стругацкий-младший, — я даже помню, где это было: на Невском, близ Аничкова моста. Мы прогуливались там втроем, я Аркадий Натанович и его жена Лена, как обычно, костерили современную фантастику за скуку, беззубость и сюжетную заскорузлость, а Ленка слушала, слушала, потом терпение ее иссякло, и она сказала: «Если вы так хорошо знаете, как надо писать, почему же сами не напишете, а только все грозитесь да хвастаетесь. Слабо?» И пари тут же состоялось». Поспорили на бутылку шампузы. Но на самом деле идея повести о трагической экспедиции на Венеру возникла у Аркадия Натановича еще в самом начале 50-х. Судя по переписке братьев, работа над «Страной» вовсю шла задолго до 1954 года. И как уже было сказано, это был далеко не первый их совместный литературный труд.
Так все-таки легенда или правда?
В 1954 году Аркадий Натанович мечтал об аспирантуре в Ленинградском Государственно университете, безусловно, ждал демобилизации. Но, предчувствуя некоторую неизвестность, мытарства, поиск работы и жилья, в письмах брату писал: «а стоит ли демобилизоваться? Ведь писательский хлеб очень сомнителен и возможно разумнее будет построить свою карьеру в армии?». Ведь многие молодые люди пробуют свои силы, марают бумагу, участвуют в конкурсах, состоят в кружках и студиях и т.п. И для того чтобы «поставить» на литературную деятельность в подобной ситуации требуется смелость и решительность. Так вот эта «бутылка шампанского на спор» послужила своего рода толчком в принятии решения, она означала:
«Литературное баловство закончилось, пришло время литературной работы».
Продолжение следует….:
Братья Стругацкие. Аркадий и Борис Стругацкие. От “Страны Багровых Туч” до “Пути на Амальтею”. Биография и творчество. Библиография раннего творчества.
Источник: http://co-a.com/coa/bratya-strugackie-kak-vsyo-nachinalos.html
Братья Стругацкие: биографии, фотографии, документальные фильмы о писателях
Два человека – один писатель – Аркадий и Борис Стругацкие вместе создали около 30 романов и повестей, более двух десятков рассказов. Их произведения экранизировали такие режиссеры, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман.
Братья Стругацкие были для читателей проводниками в другой, вымышленный мир. И какие бы параллельные вселенные они ни придумывали, в центре внимания всегда оставался человек со своими сильными и слабыми сторонами. Из-за этого выдуманные или предсказанные миры вдруг становились осязаемыми, знакомыми и оттого актуальными.
Первые художественные тексты Аркадий Стругацкий написал еще до Великой Отечественной войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первый законченный рассказ «Как погиб Канг» датируется 1946 годом. Его опубликовали в 2001 году.
Фрагмент статьи Александра Мирера «Непрерывный фонтан идей», журнал «Измерение Ф» (№3, 1990 г.):
«Я познакомился с Аркадием Натановичем Стругацким в 1965 году. Это было время бури и натиска в фантастике, это было сразу после того, как вышла повесть «Трудно быть богом». Сейчас уже трудно представить, что мы жили без Лема, Бредбери, Азимова и без Стругацких.
Сегодня нам кажется, что Стругацкие были всегда, и вот уже немолодые люди говорят мне: «А я вырос на Стругацких!» И когда я спрашиваю: «Извини пожалуйста, но тебе за пятьдесят, как ты мог на Стругацких вырасти?», он совершенно спокойно отвечает: «Они меня перевернули!»
«Трудно быть богом» было что-то вроде разорвавшейся бомбы. Хотя мы тогда уже читали «Солярис» и «Непобедимый». Тогда два имени тотчас же встали рядом: Станислав Лем и братья Стругацкие.
Я очень хорошо помню, как носился тогда по знакомым и всем кричал: «Говорил я вам, что «Страна Багровых туч» – это заявка на больших писателей? Нате – читайте!» Под этим впечатлением я, наверное, фантастику писать и начал.
В некотором роде я «крестный сын» повести «Трудно быть богом».
Начав писать фантастику, я довольно быстро попал на семинар – как это ни смешно звучит – «Молодой гвардии».
Тогда там была прекрасная редакция фантастики под руководством Сергея Жемайтиса, который, кстати, первым стал публиковать Стругацких массовыми тиражами, несмотря на топания ногами, партвзыскания и разгромы. На этом-то семинаре я и познакомился с Аркадием Натановичем.
Тогда я воспринимал его: «Это же сам Стругацкий!», «Это же братья Стругацкие!» – то есть уже в то время для нас это были классики, для меня-то уж во всяком случае. Спустя годы, мы с Аркадием Натановичем подружились.
Надо сказать, что, очевидно, главная черта Аркадия Натановича – это рыцарственность. За много лет я как-то не сумел подобрать лучшего слова. Он удивительно мягкий человек, несмотря на внешние всевозможные офицерские штучки и приемчики.
Есть такая гнусная вещь, как литературный табель о рангах. По этому табло идет абсолютно другой счет.
.. скажем так: фантомный счет. По счету миллионов людей, братья Стругацкие – это огромное явление в советской и частично в мировой литературе. То есть я лично считаю, что они как минимум в числе пяти лучших прозаиков второй половины XX века.
Аркадий и Борис Стругацкие
Часто спрашивают, как Аркадий Натанович и Борис Натанович работают вместе – они что, съезжаются на станции Бологое? В литремесле, как и в любом другом, имеются свои трудности. Самая главная трудность – то, что это абсолютно индивидуальное производство, в котором нет ОТК (отдел технического контроля. – Прим.
«Культура.рф»). Одна из наиболее важных составляющих любого творческого человека – это способность к самокритике. Смотрите, что получается: Стругацкие – невероятно плодовитые писатели, в 60-е годы они выдавали книги на гора одну за другой, одну лучше другой, потому что внутри этого дуэта совершенно замечательное распределение ролей.
Одна из черт характера Аркадия Натановича – это непрерывно работающее воображение. Он непрерывно изобретает. У Козьмы Пруткова было: «Если у тебя есть фонтан – заткни его». Аркадий Натанович как раз и есть фонтан, который никто «заткнуть» не мог никогда.
И когда они стали работать вместе, то оказалось, очевидно, что Борис Натанович именно та критическая составляющая, которая фонтан затыкает в ту самую минуту, когда это нужно: «Стоп. Это мы записываем».
Эта черта Аркадия Натановича – непрерывное генерирование идей Аркадием Натановичем – доставляет массу удовольствия окружающим его людям. Он может увлекательнейше сымпровизировать, к примеру, о своем военном прошлом. Я помню эти рассказы – совершенно замечательные, – он в них всегда выступал в каких-то смешных ролях, отнюдь не героических.
Например, имелся цикл устных рассказов, как Стругацкого заставили работать адъютантом и поэтому ему пришлось ездить на лошади. Соответственно, его лошадь скидывала с себя, соответственно, она обдирала его о ветви деревьев. Когда он, несчастный, пересел на одноколку, то жеребец, на котором он ехал, бросился через забор, потому что за забором была кобыла…
и одноколка повисла на заборе вместе со Стругацким. Когда он дежурил в военной школе – в то время всем офицерам при дежурстве полагалось носить шашки и салютовать ими, – то на утреннем рапорте он едва не зарубил своего начальника школы. А когда Стругацкий удалялся в самоволку, то последствия были совершенно сокрушительные…
Какие-то из этих историй, очевидно, были трансформированы из действительных происшествий, а какие-то – блестяще и разветвленно выдумывались на ходу.
Непреоборимое писательское начало Аркадия Натановича как раз и чувствуется в этом фонтане идей, который всегда работает. Может быть, из-за этого Аркадию Натановичу немедленно становилось неинтересным то, что уже написано. Я не знаю как Борис Натанович, а Аркадий Натанович всегда любит свою последнюю вещь. Какое-то время он ее любит – до тех пор пока не появляется новая.
Но она ему уже не интересна – потому что впереди новое, надо еще что-то выдумывать, и сейчас вот идет эта выдумка. Между прочим, по-моему, эта черта – обычно гибель для творческого человека.
Скажем, из-за этого Лем перешел на рецензии на ненаписанное: абсолютно сжато излагаются сюжет и главная мысль, и все: выдумано и не буду я с этим возиться! А благодаря дуэту Стругацкие смогли все это дело реализовать!»
«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Аркадий и Борис Стругацких. «Трудно быть Богом»
Братья Стругацкие. Дети Полудня
Источник: https://www.culture.ru/materials/52106/zhizn-na-grani-fantastiki
Братья Стругацкие
Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады).
Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «Как погиб Канг» — было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов.
Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.
В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию.
Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.
Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии.
Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».
В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников».
Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял собой живой, настоящий мир.
Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма.
Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники.
Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях.
Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.
Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами.
В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего общества потребления, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».
В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров.
Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 — первоначальный вариант; 1989 — сокращённый переработанный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм.
Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988).
Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни.
А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).
Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.
Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974).
На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст по требованиям цензуры), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания.
Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде.
Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы — в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. и множестве литературных произведений по ней.
Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1975, опубл.
в 1988—1989), в котором, по словам Михаила Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).
Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких.
Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего.
Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём.
Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.
Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993).
Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире.
Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.
После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С.
Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.
Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев.
Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».
Источник: http://people-archive.ru/character/bratya-strugackie