Краткая биография сумароков

Александр Сумароков биография кратко

Александр Сумароков биография кратко русского поэта, драматурга и литературного критика изложена в этой статье. Александр был один из крупнейших представителей русской литературыXVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором

Александр Сумароков краткая биография

Сумароков Александр Петрович появился на свет в Петербурге 14 (25) ноября 1717 году в дворянской семье военного чиновника. Начальное образование получил дома. В 1732 году он поступил в Сухопутный шляхетный корпус («Рыцарская академия») для детей высшего дворянства.

В 1740 году, в конце обучения, были напечатаны 2 оды молодого Сумарокова, в которые он посвятил императрице Анне Иоанновне. Из учебного заведения Сумароков вышел адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина.

После того как престол заняла Елизавета Петровна в 1741 году, поэт был назначен адъютантом графа А.Разумовского. В это время Сумароков пишет модные пасторальные и любовные песенки, которые стали популярны.

Он выработал свой музыкальный, легкий стих, написанный в шестистопном ямбе.

Обратите внимание

На тот период Сумароков несколько конкурировал с другим литератором – Ломоносовым, и даже выступил с пародиями на его оды. В обществе они получили название автопародий.

Александр Петрович попробовал себя во всех жанрах классицизма, открыл для России жанр стихотворной трагедии.

Ему принадлежит создание 9 трагедией, самыми известными из которых были Синав: и Трувор (1750 год ), Димитрий Самозванец (1771 год) и Хорев (1747 год).

В 1756 году Сумарокова назначили в Петербурге первым директором Российского театра. Он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». После «Хорева» написано восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто. Сумароков также автор около 400 басен и более 130 песен.

Параллельно Сумароков, который работал очень плодотворно, развивался в других жанрах литературы.

В 1755-1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», 1759 выдавал собственный журнал сатирико-поучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России), в котором публиковал, в частности, русские переводы Горация, Вольтера и Свифта . В 1762-1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихов.

Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож и похвалы поклонников, Сумароков чувствовал себя не оцененным по заслугам и постоянно сетовал на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики.

Попал в немилость императрицы Екатерины Второй. В 1761 году он потерял управление театром, а в 1769-м переехал в Москву. Здесь, забытый покровителями и разорен, страдая от алкоголизма, он умер 11 октября 1777 года.

Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Источник: https://kratkoe.com/aleksandr-sumarokov-biografiya-kratko/

Сумароков, Александр Петрович – краткая биография – Русская историческая библиотека

Если Ломоносов был отцом новой русской цивилизации, то отцом профессионализма в русской литературе был Александр Петрович Сумароков (1717–1777).

Он родился в Москве, в хорошей дворянской московской семье, воспитывался в Петербургском кадетском корпусе, где приобрел совершенное знание французского языка и близкое знакомство с французским классическим образованием.

Сумароков не был ни аристократическим дилетантом, как Кантемир, ни ученым профессором, как Тредиаковский и Ломоносов; он был первый в России джентльмен, дворянин, избравший своей профессией литературу.

Александр Петрович Сумароков. Лекция А. Н. Ужанкова

Важно

Он писал много, писал регулярно, особенно в тех жанрах, которыми пренебрег Ломоносов. Самыми важными его произведениями являются пьесы (Хорев, Гамлет, Дмитрий Самозванец и др.), но и в недраматическом роде он сделал много интересного.

Его басни – первый опыт в том жанре, которому было суждено особенно процвести в России. Его сатиры, в которых он иногда имитирует приемы народной поэзии – хлесткие и остроумные нападки на главных врагов дворянского класса – государственных чиновников и судейских.

Но из всего, им написанного, внимание читателя поэзии могут еще и теперь привлечь его песни. Они замечательны поистине поразительными метрическими изобретениями (которым даже и подражать никто из его последователей не сумел) и настоящим мелодическим даром.

По темам же они полностью находятся в пределах традиционной классической любовной поэзии.

Александр Петрович Сумароков

Сумароков был также первопроходцем в журнализме (он издавал журнал Трудолюбивая пчела, 1759) и в литературной критике. Критика его, как правило, придирчива и поверхностна, но она много сделала для того, чтобы привить русской публике каноны классицистического вкуса.

Он был преданным последователем Вольтера и гордился, что обменялся с ним несколькими письмами.

На авторитет Вольтера опирался он и тогда, когда стал сражаться против безобразного вкуса к сентиментальному, который к концу его жизни стал проникать в Россию в форме английской сентиментальной драмы.

Тщеславный и застенчивый Сумароков был о себе чрезвычайно высокого мнения и считал себя русским Расином и Вольтером в одном лице. В отношениях с людьми он был раздражителен, обидчив и нередко мелочен.

Совет

Но его раздражительность и обидчивость имела для писательской профессии почти такое же значение, как спокойное достоинство Ломоносова: на нее перестали смотреть свысока, и она окончательно заняла свое место в обществе.

Ломоносов и Сумароков установили в русской литературе царство классицизма с непререкаемым авторитетом «единственного Буало» и его наследника на критическом престоле – Вольтера.

См. также статьи: Сумароков – жизнь и творчество, Оды Сумарокова, Комедии Сумарокова.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4336-sumarokov-aleksandr-petrovich-kratkaya-biografiya

Сумароков Александр Петрович – краткая биография

Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама

Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777), поэт, драматург. Родился 14 ноября (25 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. До пятнадцати лет обучался и воспитывался дома. В 1732 – 40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая Тредиаковскому.

Служил адъютантом у графа Г.Головкина и графа А.Разумовского и продолжал писать, в это время испытывая сильное влияние од Ломоносова. Через некоторое время находит собственный жанр – любовные песни, которые получили признание публики и расходились в списках.

Он разрабатывает поэтические приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее примененные им в трагедиях. Лирика Сумарокова была неодобрительно встречена Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым по вопросам поэтического стиля представляла важный этап в развитии русского классицизма.

От любовных песен Сумароков переходит к стихотворным трагедиям – “Хорев” (1747), “Гамлет” (1748), “Синав и Трувор” (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой.

Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого стал Сумароков (1756 – 61). В 1759 издавал первый русский литературный журнал “Трудолюбивая пчела”, выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II.

В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н.Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

В 1770, после переезда в Москву, Сумароков вступает в конфликт с московским главнокомандующим П.Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, на что Сумароков ответил издевательским письмом. Все это ухудшило его общественно-литературное положение.

Обратите внимание

В 1770-е он создал лучшие свои комедии (“Рогоносец по воображению”, “Вздорщица”, 1772) и трагедии “Дмитрий Самозванец” (1771), “Мстислав” (1774). Участвовал как постановщик в работе театра при Московском университете, издал сборники “Сатиры” (1774), “Элегии” (1774).

Последние годы жизни отмечены материальными лишениями, утратой популярности, что привело к пристрастию к спиртным напиткам. Это и явилось причиной смерти Сумарокова 1 октября (12 н.с.) 1777 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня. Роман “Преступление и наказание” написан в 1866 году. Но он не потерял своей актуальности и сегодня. Изменилось т

Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный.

Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини.

В этой

Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать.

Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.

Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу. Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не пр

Читайте также:  Краткая биография кейн

«Бородино» (1837) стало первым произведением Лермонтова, в котором раскрывается тема русского народа как активной силы истории. Стихотворение было написано в связи с исполнявшимся 25-летием Отечественной войны 1812 г.

В противовес консервативной поэзии и публицистике рассказ о героических подвигах был доверен простому человеку — старому солдату, выражающему народный взгляд на войну.

Важно

Не случайно рассказчик очень мало говорит о себе: гораздо чаще, чем «я», звучит у него «мы». Образ ветерана дан не

Источник: https://referat567.info/biografii/17058-sumarokov-aleksandr-petrovich-kratkaya-biografiya.html

Доклад: Сумароков, Александр Петрович

План Введение

1 Биография
2 Творчество
Список литературы

Введение

Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717—1777) — русский поэт, писатель и драматург XVIII в.

1. Биография

Родился во дворянской семье 14 (25) ноября 1717 года в Москве в доме №6 по Вознесенскому переулку.

Обучался дома, продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу французских поэтов и В. К.

Тредиаковского (Тредьяковского ). Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.

Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова.

Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра».

За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.

Совет

Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы.

В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихотворений.

Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики.

В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями, разорившийся и спившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года.

Похоронен на Донском кладбище в Москве[1].

2. Творчество

Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII — нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало», «северным Расином», «Мольером», «российским Лафонтеном».

Литературная деятельность Сумарокова останавливает внимание своим внешним разнообразием.

Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.

Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику.

«Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким».

Обратите внимание

Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы.

Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное чванство («не в титла, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем — людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).

Сумароков — один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова.

Список литературы:

1. Донское кладбище

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Сумароков,_Александр_Петрович

Источник: https://ronl.org/doklady/istoriya/787264/

СУМАРОКОВ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

СУМАРОКОВ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1717–1777), русский поэт, драматург. Родился 14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II.

Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола, будущего императора Павла II. В 1732 был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства – Сухопутный шляхетный корпус, который называли «Рыцарской академией».

Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны две Оды Сумарокова, в которых поэт воспевал императрицу Анну Иоанновну. Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящая карьера была им обеспечена.

Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина, а в 1741, после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом ее фаворита графа А.Разумовского.

В этот период Сумароков называл себя поэтом «нежной страсти»: сочинял модные любовные и пасторальные песенки («Негде, в маленьком леску» и др., всего около 150), которые имели большой успех, писал также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65). Характеризуя эклоги Сумарокова, В.Г.

Белинский писал, что автор «не думал быть соблазнительным или неприличным, а, напротив, он хлопотал о нравственности».

Критик основывался на посвящении, написанном Сумароковым к собранию эклог, в котором автор писал: «В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойное сластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны».

Работа в жанре эклоги способствала тому, что у поэта выработался легкий, музыкальный стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков в своих эклогах, элегиях, сатирах, эпистолах и трагедиях, был шестистопный ямб – русская разновидность александрийского стиха.

Важно

В одах, написанных в 1740-е годы, Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В.Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма.

В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а «приятной».

В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл «вздорными одами». Эти комические оды были в известной степени и автопародиями.

Сумароков пробовал свои силы во всех жанрах классицизма, писал сафические, горацианские, анакреонтические и другие оды, стансы, сонеты и т.д. Кроме того, он открыл для русской литературы жанр стихотворной трагедии.

Сумароков начал писать трагедии во второй половине 1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: Хорев (1747), Синав и Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) и др.

В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма, в полной мере проявились политические взгляды Сумарокова.

Так, трагический финал Хорева проистекал из того, что главный герой, «идеальный монарх», потворствовал собственным страстям – подозрительности и недоверчивости. «Тиран на престоле» становится причиной страданий многих людей – такова главная мысль трагедии Димитрий Самозванец.

Созданию драматических произведений не в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге. Театр существовал во многом благодаря его энергии. После вынужденного ухода в отставку в 1761 (высокопоставленные придворные чины были недовольны Сумароковым) поэт полностью посвятил себя литературной деятельности.

Совет

В конце царствования императрицы Елизаветы Сумароков выступил против установившегося образа правления. Его возмущало то, что дворяне не соответствуют идеальному образу «сыновей отечества», что процветает взяточничество.

В 1759 он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела», посвященный жене наследника престола, будущей императрице Екатерине II, с которой он связывал надежды на устроение жизни по истинно нравственным принципам.

В журнале содержались нападки на вельмож и подъячих, из-за чего он был закрыт через год после основания.

Оппозиционность Сумарокова не в последнюю очередь была основана на его тяжелом, раздражительном характере. Житейские и литературные конфликты – в частности, конфликт с Ломоносовым – отчасти тоже объясняются этим обстоятельством.

Приход Екатерины II к власти разочаровал Сумарокова тем, что кучка ее фаворитов в первую очередь взялась не за служение общему благу, а за удовлетворение личных потребностей.

Собственное положение Сумароков охарактеризовал в трагедии Димитрий Самозванец: «Язык мой должен я притворству покорить; / Иное чувствовать, иное говорить, / И быти мерзостным лукавцам я подобен. / Вот поступь, если царь неправеден и злобен».

В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению, 1772 и др).

По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом, сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: «Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка». Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности.

Обратите внимание

Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения – эпистолы. В 1774 издал две из них – Эпистолу о российском языке и О стихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями.

Читайте также:  Сочинения об авторе добролюбов

Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка. В Эпистоле о российском языке он писал: «Прекрасный наш язык способен ко всему».

Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чем язык его современников Ломоносова и Тредиаковского.

Творчество Сумарокова оказало большое влияние на современную ему русскую литературу. Просветитель Н.

Новиков брал эпиграфы к своим антиекатерининским сатирическим журналам из притч Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите», «Опасно наставленье строго, / Где зверства и безумства много» и др. Радищев называл Сумарокова «великим мужем».

Пушкин считал его главной заслугой то, что «Сумароков требовал уважения к стихотворству» в пору пренебрежительного отношения к литературе.

При жизни Сумарокова не было издано полное собрание его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку. После смерти поэта Новиков дважды издавал Полное собрание всех сочинений Сумарокова (1781, 1787).

Умер Сумароков в Москве 1 (12) октября 1777.

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SUMAROKOV_ALEKSANDR_PETROVICH.html

Сумароков александр петрович

(1717-1777) русский поэт и драматург

Сумароков принадлежал к тому поколению писателей, которые начали обновление русской литературы, ориен­тируя ее на европейский опыт. Именно с его произведе­ний начинается новая русская драматургия. Кроме того, Сумароков вошел в историю культуры как талантливый баснописец, а также один из первых критиков.

С самого рождения Сумароков находился в гуще ис­торических событий своего времени. Он появился на свет в небольшом финском местечке Вильманстранд (совре­менная Лаппенранта), где в это время стоял полк, кото­рым командовал его отец во время Северной войны.

Поскольку семья постоянно переезжала на новые ме­ста службы отца, мальчика воспитывала мать, а также домашние учителя. Только в 1732 году отец определил Александра в петербургский сухопутный Шляхетный ка­детский корпус. Это было привилегированное учебное заведение, куда принимали детей высшего дворянства.

Модель обучения в корпусе позже была заимствова­на при организации Царскосельского лицея, где, как из­вестно, юноши получали самое широкое и всестороннее образование.

Сумарокова, как и остальных воспитанников, готови­ли к государственной службе, поэтому он обучался гума­нитарным дисциплинам, иностранным языкам, а также тонкостям светского этикета. Особенно поощрялись за­нятия литературой.

В корпусе был даже создан собствен­ный театр, причем занятые в нем воспитанники были обя­заны посещать спектакли всех приезжавших в Петербург иностранных трупп. Не удивительно, что в такой обста­новке Сумароков увлекся драматургией.

Он считался пер­вым учеником, и ему легко давалось сочинительство.

Первыми поэтическими опытами молодого литерато­ра стали оды, посвященные императрице Анне Иоаннов­не. Однако Сумароков вскоре понял, что они сильно ус­тупают произведениям ведущих авторов того времени — Ломоносова и Тредиаковского. Поэтому оставил жанр оды и обратился к любовным песням. Они и принесли ему из­вестность в придворных кругах.

Важно

После окончания корпуса он становится адъютантом вице-канцлера России графа М.Головкина. Талантливый и общительный юноша привлек к себе внимание всесиль­ного фаворита императрицы графа А.Разумовского. Тот забрал Сумарокова к себе в свиту и вскоре сделал его сво­им адъютантом.

По-видимому, он сумел расположить к себе Разумов­ского. поскольку менее чем через три года уже имел чин генерал-адъютанта. Отметим, что в это время ему еще не исполнилось двадцати лет.

Но открывавшаяся придворная карьера никогда не была целью жизни Сумарокова. Все свободное от служ­бы время он посвящал литературе.

Он посещает театраль­ные спектакли, читает множество книг, в частности со­чинения Расина и Корнеля, и даже подает императрице ученый трактат в стихах «Эпистола о стихотворстве».

В нем автор говорит о необходимости создания русского литературного языка и о том, чем должны заниматься русские молодые люди, которые хотят посвятить себя сло­весности. Позднее трактат стал манифестом русского классицизма, на который позже опирались все писатели и поэты.

В том же, 1747 году Сумароков сочиняет первое дра­матическое произведение — трагедию «Хорев» на леген­дарный сюжет из русской истории.

Ее представление со­стоялось на сцене любительского театра Шляхетного кор­пуса. Трагедия была восторженно принята зрителями, и слухи об этой постановке вскоре дошли до императрицы.

По ее желанию Сумароков повторил постановку уже на сцене придворного театра в 1748 году на святки.

Совет

Ободренный успехом, драматург написал еще несколь­ко трагедий на сюжеты из русской истории, а также пере­делку драмы У.Шекспира «Гамлет».

Поскольку в те годы одновременно с трагедией на сце­не должна была идти развлекательная комедия, Сумаро­кову пришлось обратиться и к этому жанру. Он создает несколько развлекательных комедий в одном действии.

Они так понравились императрице, что она назначила его директором придворного театра.

По тем временем это была труднейшая должность, потому что директор дол­жен был не только писать пьесы, но и руководить их по­становками, а также подбирать актеров для сцены и обу­чать их.

Выделяемых из казны денег постоянно не хватало, и, чтобы продолжать работать, Сумарокову приходилось жер­твовать собственным жалованием. Тем не менее театр про­существовал целых пять лет. И только в 1761 году Сумаро­ков перестал руководить им и ушел в журналистику.

Он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела». Это был первый в России чисто литературный журнал. Сума­роков также печатал переводы сочинений античных и со­временных европейских авторов— Горация, Лукиана, Вольтера, Свифта.

Постепенно вокруг него собралась группа литератур­но одаренных молодых людей. Они вели ожесточенную полемику о путях развития русской литературы с Ломо­носовым, Тредиаковским, а также с М.Чулковым и Ф.Эминым. Сумароков считал, что нельзя насаждать в лите­ратуре культ древности, поскольку писатель обязан от­зываться на все события современной ему действитель­ности.

В середине шестидесятых годов он возвращается к драматургии и пишет цикл сатирических комедий под названиями «Опекун», «Лихоимец» и «Ядовитый».

Обратите внимание

По- видимому, драматург хотел рассказать о тяжелых собы­тиях собственной жизни. Как раз в это время внезапно умирает отец писателя, и Сумароков оказывается вовле­ченным в длительную тяжбу из-за раздела наследства.

Только в 1769 году он получает свою часть и сразу же уходит в отставку.

Чтобы не отвлекаться в шумном и суетном Петербур­ге, Сумароков переезжает в Москву и целиком погружа­ется в литературную работу. Несколько лет он прилежно работает с историческими источниками и пишет крупней­шее свое произведение — историческую трагедию «Ди­митрий Самозванец».

Сюжет пьесы был основан на подлинных событиях русской истории и звучал на редкость современно: совсем недавно в результате переворота к власти пришла Екатерина II. Вероятно, именно поэтому трагедия была почти сразу же поставлена на петербургской сцене и пользовалась большим успехом у публики.

Поскольку Сумароков собрал большой исторический материал, он смог приступить к написанию собственно исторических сочинений. В них рассказывалось о восста­нии Степана Разина, стрелецких бунтах в Москве. В эти же годы Сумароков начинает новую страницу в своем творчестве — выпускает сборник басен.

Они были напи­саны простым и даже грубоватым языком, но легко запо­минались и поэтому стали образцом для многих авторов. Кстати, и И.Крылов обратился к басне только потому, что его вдохновил пример Сумарокова. Язвительное обличе­ние всяческих пороков не нравилось московскому началь­ству.

Известно, что в последние годы жизни писатель стра­дал от придирок московского градоначальника. Поэтому он так и не смог получить постоянной службы в Москве и жил в одиночестве и неизменной нужде. Но у него было много друзей и последователей, которые стали известны­ми писателями, — Я.Княжнин, М.

Херасков, В.Майков, А.Ржевский.

Когда Сумароков умер, его скромно похоронили в Дон­ском монастыре. Лишь через четыре года после его смер­ти, когда его друг Н.Новиков выпустил десятитомное со­брание сочинений писателя, для всех стал очевиден тот вклад, который он внес в развитие русской культуры.

Источник: http://biography-peoples.ru/index.php/s/item/700-sumarokov-aleksandr-petrovich

11. Творчество а.П. Сумарокова

Александр
Петрович Сумароков (1718 – 1777). Сын генерала
и аристократ. В 14 лет поступил в Шляхетный
кадетский корпус, открытый в 1732 году
правительством Анны Иоанновны. В корпусе
существенное место занимало искусство,
в том числе литература. Сумароков –
первый, кто взялся за литературное дело
профессионально.

Жизнь
Сумарокова была крайне печально. Это
был нервный человек, остро реагировавший
на окружающую дикость нравов; имел
чрезвычайные понятия о служении
Отечеству, чести, культуре, добродетели.
Он был создателем нового типа драматургии,
первым режиссером, директором театра.

Первые
стихотворения Сумарокова – оды 1739 года
в брошюре под заглавием: «Ее императорскому
величеству, всемилостивейшей государыне
Анне Ивановне, самодержице всероссийской
поздравительные оды в первый день нового
1740 года от кадетского корпуса, сочиненные
чрез Александра Сумарокова.

На
него оказало влияние творчество
Тредиаковского, а затем Ломоносова, с
которым он был дружен. В конце 40х – нач.
50х – расхождение с Ломоносовым.

Важно

Сумароков
считал, что его поэтическая деятельность
является служением обществу, формой
участия в политической жизни страны.
По политическим взглядам он дворянин-помещик.
Считал крепостное право необходимым,
считал, что государство зиждется на
двух сословиях – крестьянстве и
дворянстве.

Читайте также:  Краткая биография коэльо

Тем не менее дворянин, по
его мнению, не имеет право считать
крестьян своей собственностью, обращаться
с ними, как с рабами. Он должен быть
судьей и начальником своих вассалов и
имеет право получать от них прокормление.

Сумароков полагал, что царь должен
подчиняться законам чести, воплощенным
в государственных законах.

С
января 1759 года Сумароков начал издание
собственного журнала «Трудолюбивая
пчела». Выходил ежемесячно, печатался
в АН. Издавался в основном одним лицом.
В глазах правительства такой орган
независимого дворянского общественного
мнения был нежелательным, журнал пришлось
закрыть.

Будучи
одним из друзей Никиты Панина, после
переворота, в результате которого у
власти оказалась Екатерина Вторая,
Сумароков был близок ко дворцу, получал
поддержку как писатель. Однако к концу
60х годов оказался в опале, т.к.

Екатерина
начала расправу со всяческим вольномыслием.
Сумароков постепенно наживал себе
врагов. Была в жизни Сумарокова и
несчастная любовь. Он полюбил простую
девушку – свою крепостную, женился на
ней.

Родственники первой жены Сумарокова
начали против него процесс, требуя
лишить прав его детей от второго брака.
Хоть дело и завершилось в пользу
Сумарокова, оно нанесло ущерб его
здоровью, он начал пить; обнищал так,
что когда умер, денег не было даже на
похороны.

Гроб писателя несли на руках
до кладбища актеры Московского театра.
Кроме них провожать его пришло два
человека.

Совет

Как
поэт и теоретик Сумароков завершил
построение стиля классицизма в России.
Основа конкретной поэтики Сумарокова
– требование простоты, естественности,
ясности поэтического языка. Поэзия
должна избегать фантастического и
туманно-эмоционального. Проповедует
простоту в стихе и прозе.

Сумароков
много полемизирует с Ломоносовым, не
соглашается с его грамматикой,
словоупотреблением. Иногда обращается
непосредственно к разбору произведений
Ломоносова. Сумароков рассматривал
изменение значения слова как нарушение
правильности грамматического характера.

В 1747
году Сумароков издал свою первую трагедию
– «Хорев», в следующем году – «Гамлет».
«Хорев» был поставлен в кадетском
корпусе в 49 году. Создалось нечто вроде
кадетской труппы, которая играла при
дворе. Душой ее был Сумароков. Позже он
был директором театра, организованного
Ф. Волковым. (см. билет про трагедию)

Сумароков
писал трагедии и комедии. Он был ярким
комедиографом, но вскоре в этом его
превзошли Фонвизин, Княжнин, Капнист.
Как автор трагедий он превзойден не
был. Всего Сумароков написал 12 комедий:
«Тресотиниус», «Пустая ссора» и
«Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем
через 14 лет – «Приданое обманом»,
«Опекун», «Лихоимец», «Три брата
совместники», «Ядовитый», «Нарцисс».

Затем три комедии 1772 – «Рогоносец по
воображению», «Мать совместница дочери»,
«Вздорщица». Комедии Сумарокова имеют
минимальное касательство к традициям
французского классицизма. Все его
комедии написаны прозой, ни одна не
имеет полноценного объема и правильного
расположения композиции классической
трагедии Запада в пяти действиях. Восемь
комедий имеют одно действие, четыре –
по три.

Это маленькие пьески, почти
интермедии. Сумароков весьма условно
выдерживает и три единства. Единства
действия нет никакого. В первых комедиях
есть рудимент сюжета в виде влюбленной
пары, в конце сочетающейся браком. Состав
комических персонажей в них определен
составом устойчивых масок итальянской
народной комедии.

Их оживляет язык
Сумарокова – живой, острый, развязный
в своей неприкрашенности.

Шесть
комедий 1764 – 1768 годов заметно отличались
от первых трех. Сумароков переходит к
типу комедии характеров.

В каждой пьесе
в центре внимания – один образ, а все
остальное нужно либо для его оттенения,
либо для создания фикции сюжета.
Несомненным шедевром всего комедийного
творчества Сумарокова является его
комедия «Рогоносец по воображению».

(Вообще, я думаю, про комедию шибко
подробно не надо, потому что проходили
в основном трагедию, так что, думаю,
хватит.)

Обратите внимание

Поэтическое
творчество Сумарокова поражает своим
разнообразием, богатством жанров, форм.
Считая себя создателем русской литературы,
Сумароков стремился показать своим
современникам и оставить потомкам
образцы всех видов литературы.

Он писал
исключительно много и, по-видимому,
быстро. Сумароков писал песни, элегии,
эклоги, идиллии, притчи (басни), сатиры,
эпистолы, сонеты, стансы, эпиграммы,
мадригалы, оды торжественные, философские
и т.д.

Он также переложил Псалтырь.

Всего
Сумароковым написано 374 притчи. Именно
он открыл жанр басни для русской
литературы. Он многое позаимствовал у
Лафонтена. Притчи Сумарокова часто
злободневны, направлены на осмеяние
конкретных неустройств русской
общественной жизни его времени. Иногда
они были очень малы по объему. Важнейшая
тема басен – русское дворянство.

Язык
басен живой, яркий, пересыпанный
поговорками, разговорными оборотами.. В середине 18 века определилось главное
направление в развитии басни. 1-я модель:
басня пишется средним стилем,
александрийским стихом. Нравоучительный
рассказ.2-я модель(модель Сумарокова):
предлагает разностопный стих, элементы
низкого стиля – басенный рассказ.

В
сатирических произведениях Сумарокова
чувствуется желчность, самомнение,
скандальный темперамент.

В
Лирике Сумароков стремится дать
обобщенный анализ человека вообще.
Любовная лика дает изображение любви
в «чистом виде». В песнях и элегиях
Сумароков говорит только о любви
счастливой или несчастной. Другие
чувства и настроения не допускаются.
Мы не найдем также черт индивидуальной
характеристики любящих и любимых.

В
лирических стихах нет фактов, событий
подлинной жизни. Сумароков писал песни
от лица мужчины и женщины. Текст состоит из повторяющихся формул, лишенных
специфики выражения характера. Сумароков
создал язык любви как высокого чувства.
Сумароков не печатал своих песен. В ряде
песен и в идиллиях появляются пасторальные
мотивы.

Элегии и эклоги написаны
шестистопным ямбом, песни дают всевозможные
ритмические комбинации.

Важно

1747
г. «Эпистола о языке», «Эпистола о
стихотворстве». В «Эпистоле о языке»
даны общие принципы усвоения античности.
В «Эпистоле о стихотворстве» – своя
теория, образцовые писатели, жанры.

(сначала общие характеристики, затем
главные образцы, затем характеристики
отдельных жанров.)

Трагедия
Сумарокова.

Сумароков,
автор первых русских трагедий,
воспользовался примером французских
трагиков 17-18 веков. Ряд характерных
признаков их системы – александрийский
стих (шестистопный ямб с цезурой на 3-ей
стопе), 5 актов, отсутствие внесюжетных
вставок и отступлений, отсутствие
комических элементов, «высокий слог»
и т.д.

Сумароков перенес в свои трагедии.
Однако нельзя сказать, что Сумароков
заимствовал трагедию у французов, т. к.
там она постоянно развивалась, и,
заимствуя, он должен бы был перенести
на русскую почву окончательный вариант,
т.е. вариант Вольтера.

Сумароков построил
свою трагедию на принципах крайней
экономии средств, упрощенности,
сдержанности, естественности. Простота
драматического сюжета его пьес не
позволяет говорить об интриге, т.к. нет
узла событий, все действие стремится
ограничиться одной перипетией. Исходная
ситуация тянется через всю трагедию и
в конце снимается.

Роли Сумарокова также
обычно неподвижны. Трагедия заполняется
в значительной мере раскрытием основной
ситуации в ее значимости для каждой
пары героев в отдельности. Диалоги, в
особенности центральных героев
(влюбленных) получают лирическую окраску.
Нет повествовательных вставок.

Центральное
место драмы – третий акт, отмечается
по преимуществу внесюжетным приемом:
герои извлекают из ножен мечи или
кинжалы. (т.к. нет сюжетной кульминации).
Действие большинства трагедий Сумарокова
отнесено к древней Руси; здесь Сумароков
нарушает обычай изображать в трагедии
далекие эпохи и далекие страны.

В отличие
от французской трагедии, у Сумарокова
почти нет наперсников, их роль чрезвычайно
мала. Он либо превращается в вестника,
либо напротив, становится отдельным
героем. Отход от системы наперсничества
обусловил развитие и обилие монологов,
поскольку монолог может заменить ложный
диалог с наперсником.

Монолог используется
для сообщения зрителю о мыслях, чувствах
и намерениях героев. Стремление к
сокращению общего числа персонажей.
Таким образом, Сумароков создал весьма
единую композиционную систему трагедии,
в которой все элементы слиты и обусловлены
принципом простоты и экономии.

Совет

Сумароков
полагал, что «трагедия делается для
того… чтобы вложить в смотрителей
любовь к добродетели, а крайнюю ненависть
к порокам.».Сумароковские пьесы стремятся
возбудить в зрителе восторг перед
добродетелью, подействовать на его
эмоциональную восприимчивость. Она
хотела исправлять души зрителей, а не
умы, не государственный аппарат.

Отсюда
преобладание счастливых развязок.
(Трагически для героев заканчиваются
только «Хорев» и «Синав и Трувор».)
Наличие отчетливой морально-оценочной
характеристики.

Перед нами или мудрые
добродетельные герои (Семира, Димиза,
Трувор) или же черные злодеи (Димитрий
Самозванец, Клавдий в «Гамлете»), злодеи
гибнут, добродетельные герои выходят
из бедствий победителями.

Конфликт
понимается как конфликт между жизнью
человека и тем, как он должен жить.
(«Димитрий Самозванец») – не конфликт
между чувством и долгом.

Трагедия
человека, живущего не так, как он должен
жить. Столкновение человека с судьбой.
В эти моменты прояаляется масштаб
личности героя. В трагедиях не важно
место действия. Герои лишены характерных
черт. Классицизмом негативно воспринималось
все конкретное – воспринималось как
искажение человеческой натуры.
Экзистенциальное изображение жизни.

Трагический герой должен быть несчастным.
Куприянова пишет, что «герой классической
трагедии не должен быть ни хорошим, ни
плохим. Он должен быть несчастным».
Трагедия возвышает зрителей и читателей
(катарсис… бла-бла-бла ).

Трагедия
Сумарокова породила традицию. Его
продолжатели – Херасков, Майков, Княжнин
– тем не менее вносили в трагедию новые
черты.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2458315/page:10/

Ссылка на основную публикацию