Константин Тренев
ТРЕНЕВ, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ (1876–1945), русский советский писатель, драматург.
Родился 21 мая (2 июня) 1876 в Харьковской губернии, хутор Ромашово. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и духовную академию. В 1921 – агрономический институт Таврического университета. Работал продолжительное время учителем.
Литературную деятельность начал в 1898, как беллетрист. В драматургии сделал первые шаги в 1907, написав несколько одноактных пьес. В 1912 опубликовал пьесу Дорогины (Отчего порвались струны – первоначальное название).
В его формировании, как драматурга, большую роль сыграла эстетика пьес М.Горького.
В 1924 написал народную трагедию Пугачевщина. Пьеса заинтересовала В.И.Немировича-Данченко, и он поставил ее в 1925 во МХАТе. Постановка успеха не имела, однако существенно обогатила сценический опыт автора, до этого времени не знавшего законов сцены и не считавшего себя профессиональным драматургом.
Самое значительное произведение, написанное для сцены – пьеса Любовь Яровая, обошедшая почти все театры и прочно занявшая место образца советской пьесы тошо периода. Пьеса задумывалась еще до Пугачевщины, но учитывая несценичность первого опыта, осмысливалась Треневым в применении к законам сцены.
Событием в истории советского театра стала первая постановка спектакля на сцене Малого театра в 1926. (Режиссер И.С.Платон, Любовь Яровая – В.Пашенная). Театр существенно переработал пьесу совместно с автором, придав ей больший динамизм и сценичность.
Новизна Тренева сказалась, прежде всего, в углубленном психологизме основной коллизии пьесы, попытке раскрыть духовный мир героев, понять неординарные характеры и ситуации, проследить внутренний путь главной героини от личной трагедии к служению человеческим идеалам.
Для того времени, когда на сцене процветали агитационные пьесы поверхностного содержания, это было большим шагом вперед. В 1936 пьеса была поставлена во МХАТе, также с успехом.
Образы, созданные в пьесе, отличались такой человеческой содержательностью, что порождали на разных сценах бесконечное количество трактовок, давая богатый и яркий материал для актеров (главную женскую роль с успехом играли многие актрисы от В.Марецкой до И.Чуриковой). Не меньшим колоритом отличались и «отрицательные» персонажи: Панова, поручик Яровой, Дунька. И язык пьесы содержал богатство оттенков, меткие характеристики, был афористичен.
Другие пьесы: сатирическая комедия Жена (Малый театр, 1928), Ясный лог (1931), Опыт (1934, Театр под рук. Ю.Завадского), Гимназисты, о молодежи в эпоху первой русской революции (1935), На берегах Невы, повествующей о событиях Октябрьской революции (Малый театр, 1937).
В годы Великой Отечественной войны одним из первых создает пьесу, посвященную этой теме, Навстречу (1942), Размышлениям о героическом прошлом русского народа и его полководцев посвящены его последние произведения: Полководец (историческая пьеса о М.Кутузове) и Юность Петра (осталась незаконченной).
Умер Тренев 19 мая 1945 в Москве.
Издания: Избр. Соч. Тренева К.А. тт. 1–2. М., 1955; Тренев К.А. Пьесы, стать, речи. М., 1980.
Екатерина Юдина
Энциклопедия Кругосвет
Источник: http://bookinistic.narod.ru/soviet_biography/t/trenev.htm
Тренёв Константин Андреевич
Тренёв Константин Андреевич [21.5(2.6).1876, хутор Ромашево Харьковской губ.— 19.5.1945, Москва] — прозаик, драматург, публицист.
Сын крестьянина-бедняка, бывшего крепостного. В поисках «вольной земли» семья перебралась с Украины на Дон, где обосновалась на хуторе Мокрая Журавка, вблизи железнодорожной станции Миллерово.
Бедняцкая доля сурово коснулась детства и юности будущего писателя. Время, совпавшее с занятиями в Донском земледельческом училище и духовной семинарии, Тренёв вспоминал как годы «тоскующего одиночества». Неуемная тяга к знаниям и упорство помогли, однако, талантливому юноше получить превосходное образование.
В 1903 он окончил Петербургский археологический институт и духовную академию, а в 1921 еще и агрономический факультет Таврического университета. Октябрьская революция застала его в Крыму, сделав очевидцем германской оккупации, а затем и кровопролитной Гражданской войны.
После установления советской власти Тренёв продолжал жить в Симферополе, учительствовал, работал в Крымском отделе народного образования, руководил редакционно-издательской частью Крымиздата.
С 1931 навсегда поселился в Москве.
Начало литературной деятельности Тренёва относится к 1898, когда в газете «Донская речь» (Ростов-на-Дону) были напечатаны его первые бытовые очерки.
В 1910-е он стал известен как автор «крестьянских рассказов».
Лучшие из них («Затерянная криница», 1909; «Шесть недель», 1911; «На ярмарке», 1912; «Мокрая балка», 1913; «Батраки», 1916) привлекали не одной лишь достоверностью фактов, но и еще более — гражданской активностью художника, который открыто осуждал все жестокое, косное, мрачное в окружающей действительности и поддерживал силы, способные, как ему верилось, изменить ее к лучшему.
Как исторически оправданный и неизбежный финал векового противостояния хозяев и батраков нарисовал он крестьянский бунт, «мстящая динамика» которого отражала «обиду и злобу» бедняцких масс. Первая пьеса «Почему порвались струны?» (1910; позже переименованная в «Дорогины», 1912) была написана в традициях М.Горького («Враги»).
Антиклерикальная повесть «Владыка» (1915) подверглась запрещению цензурой за воинствующий критицизм.
Октябрьскую революцию Тренёв принял радостно, полагая, что наконец «прорвала плотину новая жизнь» и сбылась мечта о справедливом переустройстве российской действительности. «Народ в муках творит нечто новое и небывало прекрасное»,— писал он М.Горькому в 1921 (М.
Горький и советские писатели. Неизданная переписка // ЛН. М., 1963. Т.70. С.445).
Первым значительным послереволюционным произведением Тренёв явилась пьеса «Пугачевщина» (1924), написанная в жанре народной трагедии и повествующая о бунте донских казаков во главе с Емельяном Пугачевым.
Путь Пугачева на Голгофу прослеживается шаг за шагом — от первой встречи с будущими соратниками до восхождения на плаху в Москве. Тренёв показывал своего героя и как лихого вояку, и как умного вожака, но вместе с тем и как авантюриста «с огромной долей хлестаковщины», даже «яркого садиста», одержимого грешными страстями.
Среди бунтовщиков тоже встречались далеко не идеальные люди, способные на предательство, ложь, жестокость. Однако само восстание оставалось в глазах писателя незапятнанным уже потому, что его высокие цели облагораживали участников, заставляя их подниматься над собственными слабостями во имя высокой общественной идеи.
Именно эта вера художника в высшую гуманность справедливой народной борьбы сближала историческую пьесу с текущим днем. Премьера «Пугачевщины» состоялась в 1926 на сцене МХАТа при участии И.Москвина, А.Тарасовой, Н.Хмелева и других видных артистов. Ортодоксальная критика отнеслась к спектаклю негативно (не устраивала недостаточная «героичность» Пугачева и отсутствие в пьесе «рабочей массы»).
Впрочем, и сам Тренёв остался не вполне доволен мхатовской постановкой, считая, что театр «споткнулся» на преувеличении трагизма пугачевского бунта. С успехом осуществил постановку «Пугачевщины» Александрийский театр в Ленинграде (Академический театр драмы им. А.С.Пушкина; в роли Пугачева — Я.Малютин, реж.— Л.Вивьен, И.Петров, А.Хохлов). Тренёв сообщал М.
Горькому: пьесу поставили «очень неплохо — массово, страстно, ярко» (М.Горький и советские писатели. С.448).
В 1926 была завершена героическая драма «Любовь Яровая». Действие происходило в неизвестном провинциальном городе, где на протяжении одного-двух дней власть завоевывали то красные, то белые.
Пьеса захватывала той особенной напряженностью, какая создается не развитием событий, а столкновением характеров. Тренёв явился одним из первых художников, кто начал изображать революцию в традициях классиков реализма. «Многоколесный механизм», как именовал Тренёв сложную систему образов этой пьесы, был подчинен утверждению революции как борьбы добра со злом.
Революция притягивала к себе людей честных, бескорыстных, справедливых, а хищных, злобствующих, жадных отталкивала, разоблачала и боролась с ними насмерть. Высокую нравственную правду революции Тренёв доверил нести Роману Кошкину.
«Товарищ красный комиссар просвещения» был нарисован как человек не очень грамотный, способный сочинить наивный манифест «О всеобщем фуксинировании образования трудящихся». Но суровая бескомпромиссность была его жизненным правилом. Не колеблясь, он рисковал собой, чтобы спасти из белогвардейского плена своих боевых друзей.
И он же безжалостно расстреливал ближайшего помощника, узнав, что тот мародерствует. Особо видное место среди духовно близких Кошкину персонажей принадлежало матросу Фёдору Шванде, любимому герою писателя, характеру поистине народному, покоряющему каким-то по-детски открытым и немного лукавым «ликующим оптимизмом». Герой мечтает о справедливости «в мировом масштабе».
Лагерь «белых» более всего походил в «Любови Яровой» на чудовищное торжище, где торговали всем — родиной и сахарином, офицерской честью и несуществующей собственностью.
Особую нетерпимость проявлял Тренёв в отношении тех «интеллигентов», которые в жестокое военное время пытались нажить политический капитал фарисейскими призывами к милосердию, гуманности («либеральный деятель» Фольгин) или же, приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам, ревностно служили сначала красным, потом белым и наоборот («общественный деятель и журналист» Елисатов).
Одиозная роль досталась в пьесе и некой Дуньке, бывшей профессорской прислуге. К финалу «Любови Яровой» ее образ превращался в своего рода шаржированный символ всего нечистоплотного, грубого, пошлого. Знаменитая реплика: «Пустите, пустите Дуньку в Европу!» — надолго стала крылатой фразой.
Сквозную лирическую коллизию пьесы образовали мучительные отношения любви-ненависти, сложившиеся между учительницей-революционеркой Любовью Яровой и ее мужем, белогвардейским поручиком Михаилом Яровым. Драму Любови Яровой Тренёв показал как драму жестокого разочарования, одновременно он раскрыл и нравственное преображение героини.
Расставаясь со своей любовью (Михаил Яровой оказался не только бездушным политическим игроком, но и слабовольным, бесчестным человеком, предавшим свою любовь), героиня одерживала победу над своими прекраснодушными иллюзиями, но побеждала она «с глубокой раной в сердце» (К.Еланская). Первый спектакль «Любови Яровой» состоялся 22 дек. 1926 в Малом театре.
Главные роли в нем исполняли такие известные артисты, как В.Пашенная, П.Садовский, Е.Гоголева. Постановка была одобрена критикой и названа «блестящей победой молодой драматургии и старого актерского мастерства на революционном участке нашего творческого фронта» (Правда. 1927. 15 янв. С.3).
Анри Барбюс, посетивший московский спектакль в 1927, сравнивал настроение, царившее в зале, с «могучим дыханием свободы».
Тренёв прожил долгую творческую жизнь. В течение 1927-30 им было написано несколько произведений, посвященных популярной в те годы критике мещанства, предавшего завоевания революции ради меркантильных целей. Наиболее значительной среди них стала пьеса «Жена» (1928).
Вскоре появилась драма «Ясный лог» (1931) о коллективизации в деревне, а немного спустя — две пьесы из жизни научных работников («Опыт», 1934; «Анна Лучинина», 1941). Неоднократно возвращался Тренёв и к своей излюбленной теме народно-освободительной борьбы. В 1936 он выступил с пьесой о революции 1905 — «Гимназисты», а в 1937 с пьесой о революционном Петрограде 1917-го — «На берегу Невы». Не терял писатель интереса и к далекому прошлому России, посвятив Отечественной войне 1812 две исторические драмы — «Навстречу» (1943) и «Полководец» (1945). В речах, статьях о драматургии Тренёв отстаивал реалистическое направление. Его последним и нереализованным замыслом было написание книги о Великой Отечественной войне. Про ее будущих героев он с нежностью и гордостью говорил: «Это дети моей Яровой».
«Любовь Яровая» оставалась непревзойденной творческой вершиной автора. Все последующие сочинения Тренёв не столь оригинальны, несколько рационалистичны, лишены былого пафоса и, главное,— смелого взгляда на жизнь. Действительность год от года становилась все более сложной и трагичной, вступая в противоречие с неколебимой верой писателя в непогрешимую праведность революции. Но отказаться от этой веры Тренёв не мог. По натуре своей Тренёв принадлежал к людям, не склонным менять убеждения, в особенности идеологические. Редкая цельность личности не только гармонировала с общим характером его творчества, но по-своему проявлялась даже во внешнем облике писателя; это был «человек рослый, сильный в кости, с большими красивыми руками работника, с крупными чертами лица, низким глуховатым голосом, с необыкновенным юмором, таящимся где-то в его усах» (Фадеев А. За тридцать лет. М., 1957. С.708). Тренёв вошел в историю русской литературы преданным художником романтического взлета революции, не догадывавшимся, однако, о всей горькой правде этого исторического потрясения.
В.В.Бузник
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П – Я. с. 511-513.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:
Пьесы, статьи, речи. М., 1952;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1955;
Избранные произведения, в 2 т. / вступ. статья, сост. Е.Треневой. М., 1986-1987.
Литература:
Сурков Б. К.А.Тренев. М., 1953;
Диев 3.Л. Творчество К.А.Тренева. М., 1960;
Фейнберг Р. К.А.Тренев. Очерки творчества. М.; Л., 1962,
Живой Тренев: сб воспоминаний. Ростов н/Д., 1963;
Устюжанин Д.Л. Драма К.А.Тренева «Любовь Яровая». М., 1972;
Мущенко Е.Г. Поэтика сказа. Воронеж, 1978. С.166-180;
Неводов Ю.Б. К.Тренев и споры вокруг Любови Яровой // Проблемы развития советской литературы: межвузовский научный сборник. Саратов, 1980. С.86-105;
Лепилин А. Серафимович и Тренев. Кубань. 1982.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/trenevka.php
Константин Тренев в Симферополе
Константин Тренев… Сейчас я, пожалуй, и не вспомню, в каком возрасте впервые услышала это имя: может, в троллейбусе, когда объявляли остановку «Парк Тренева», а возможно, во время прогулки по скверу, когда мама, остановившись у памятника, сказала: «Это известный писатель Тренев, он жил в Симферополе». Сколько было мне тогда: четыре года или пять? Не помню.
Но вот наступило первое сентября моего первого учебного года. Учительница, рассказывая о школе, в которой нам предстояло учиться, назвала не только номер — 11, но и имя, которое она носила — Константина Андреевича Тренева. Дома, подробно распросив маму, я узнала, что Тренев был не только писателем, но еще преподавал в гимназии, в здании которой и находилась моя школа.
Так началось мое знакомство с биографией великого земляка.
А вскоре я, страстная любительница печатного слова, прочитала две его пьесы — «Любовь Яровая» и «На берегу Невы». Многое, в силу юного возраста, не поняла, но к драматургии Тренева оказалась неравнодушна уже тогда.
А еще был дом на бульваре Франко, мимо которого я долгие годы ходила на работу в театр и думала: почему же до сих пор не создан здесь музей писателя?
Константин Андреевич Тренев родился 21 мая 1876 года (иногда указывается другая дата — 1878) на Харьковщине. О своем детстве он впоследствии рассказал в ряде произведений. Первые литературные опыты Тренева относятся к концу 90-х годов XIX века, когда под псевдонимом «К. Харьковский», он публиковал свои первые рассказы на страницах новочеркасских и харьковских газет.
В Симферополь Константин Андреевич приехал осенью 1909 года, отчасти не по своей воле, а при активном участии Петербургского департамента полиции, где считался политически неблагонадежным. Вскоре он начал преподавать русский язык и педагогику в женской гимназии Станишевской. В 1911 году Константин Андреевич писал М.
Горькому:Педагог-то ведь я опальный, в свое время по какой-то непонятной причине удержавшийся и теперь только терпимый. Невзирая на мои некоторые в этой области положительные качества, держат меня в черном теле: дальше частной женской гимназии не пускают. Свежая иллюстрация: просился я недавно в городскую гимназию, так мне отказали, а взяли кого-то не то из банка, не то из акциза…
Жилось нелегко: финансовые трудности, бесконечные школьные тетради — извечная проблема учителей-словесников. Времени на занятия творчеством оставалось совсем мало — лишь воскресенья да праздники. И все-таки симферопольский период был самым плодотворным в судьбе писателя, именно здесь он создал свои лучшие произведения — «Владыка», «Мокрая балка», «Пугачевщина», «Любовь Яровая».
Сегодня, говоря о Треневе, мы в первую очередь вспоминаем его драматургию. Но было время, когда появление треневских пьес рассматривалось как литературный эксперимент известного беллетриста. Даже его творческий путь делили на два периода: беллетристический и драматургический. Однако тяга к драматическому жанру у него родилась гораздо раньше появления знаменитых пьес.
Еще в начале 1911 года он отослал М. Горькому на Капри пьесу «Дорогины». Задумана драма была в Волчанске, но основную работу Тренев проделал уже в Симферополе. Ответ пришел быстро:Константин Андреевич, пьеса ваша кажется мне вещью талантливой и умной…Спустя десятилетия Тренев вспоминал, что оценка Горького много значила для него: Не будь Горького, я прошел бы мимо литературы.
Правда, несмотря на старания Алексея Максимовича драма «Дорогины», опубликованная в 1912 году в столичном журнале, на сценические подмостки так и не попала. Эта ранняя пьеса оказалась излишне громоздкой, что впоследствии отмечал сам автор. Затем была слабая работа «Папа» (1916 г.), о которой Горький писал:…пьеска неудачная, хотя затеяна оригинально…В 1919 году К.
Тренев принес в симферопольский театр свою новую пьесу «Грешница». Ведущая актриса труппы несравненная Павла Вульф в книге мемуаров «В старом и новом театре» вспоминала:…вошел большой, неуклюжий, мрачный на вид человек, застенчиво представился и протянул мне клеенчатую тетрадь.
„Вот пьесу написал, уж вы извините, хочу просить вас прочитать“, — сказал Константин Андреевич глуховатым голосом с мягким южным говором. Это была его „Грешница“. Не решаясь… отдать пьесу прямо в театр на обсуждение всего коллектива, он хотел узнать о ней мнение режиссера и некоторых ведущих актеров. Тренев пригласил нас в свою очень скромную квартирку в старой части города Симферополя.
Вскоре начались репетиции. Актеры отмечали, что характеры героев произведения — педагогов — выписаны сочно и полны жизни. Но при этом роль главной героини Вульф явно не давалась. «Я чувствовала трудность своего положения — страдающей женщины среди комедийных персонажей», — писала Павла Леонтьевна.
Самокритичная Вульф считала, что «Грешница» не удержалась в репертуаре симферопольского театра по вине актеров, не справившихся с ролями. Но очевидно, и сам Тренев был от «Грешницы» не в восторге. В своих воспоминаниях Павла Леонтьевна приводит еще один интересный факт: «В Крыму мне довелось увидеть Константина Андреевича и в качестве… актера.
В одном сборном спектакле-концерте писатели Тренев и Дерман изображали сцену Счастливцева и Несчастливцева в пьесе А. Островского „Лес“. Маленький Дерман и громадный Тренев представляли комический контраст и одним видом своим вызывали шумный восторг зрительного зала. Играл Константин Андреевич правдиво и добросовестно, очень старался, и волновался ужасно.
После окончания сцены я зашла к нему за кулисы. Константин Андреевич виновато посмотрел на меня. Держась за сердце, обливаясь потом, он сказал: „Ну и страшная ваша профессия, анафемская“. Долго он не мог прийти в себя от своего первого и, кажется, единственного актерского выступления».По-дружески тепло относился Тренев и к ученице Вульф Фаине Раневской.
Однажды после спектакля он пришел к ней за кулисы и, выразив восхищение талантом молодой актрисы, пожелал ей большого будущего. Дружба Тренева с Вульф и Раневской продолжалась долгие годы, когда все трое уже жили в Москве. Скорее всего, Вульф для Тренева была эталоном актрисы, думается, неслучайно изысканно-утонченной Пановой в «Любови Яровой» он дал редкое имя — Павла.
В 1922 году в симферопольском «Южном альманахе» был опубликован отрывок из романтической трагедии «Пугачевщина». Над ней Константин Андреевич работал три года. В написанной в 1934 году статье «Они учатся и учат других» К. Тренев отмечал:Я написал „Пугачевщину“, картины народной трагедии, не для театра, а для печати.В 1924 году «Пугачевщина» вышла в Москве отдельной книгой.
А спустя несколько недель автор получил телеграмму:С огромным интересом прочел Вашу „Пугачевщину“. Прошу исключительное право для постановки в Московском Художественном театре. Немирович-Данченко.Ровно через год, в сентябре 1925 года, состоялась мхатовская премьера «Пугачевщины».В небольшой заметке с ироничным названием «Автор и „Любовь“» К.
Тренев в 1927 году писал: «Пугачевщина» и «Яровая» поступили со мной по-разному: первая дала мне литературное имя, вторая отняла его. Нет более писателя Тренева, остался «автор „Любови Яровой“»…
Хотя сам он был по этому поводу раздражен, но «Любовь Яровая», действительно, вершина его драматургии. Первые наброски к ней относятся к 1919–1920 гг.
В 1925 году был окончен первый вариант «Любови Яровой», в течение следующего года Тренев дорабатывал пьесу (всего было четыре варианта).В 1937 году Константин Андреевич вспоминал о работе над «Любовью Яровой»:…задумана и написана в Крыму, под Симферополем… тишина, крымская степь, грядами уходящая к Чатырдагу, — здесь только недавно стихла гражданская война, и следы ее были еще свежи…
Персонажи… взяты, конечно, из жизни, но они не портретны. Только для некоторых из них прототипом служили живые люди. Таковы Дунька, Елисатов и в очень маленькой степени Чир, Горностаевы, Швандя и Любовь Яровая…
Исследователи треневской драматургии утверждают, что прототипом Елисатова был некий педагог и журналист Покровский, Дуньку драматург писал сразу с двух лиц — Дашки и Дуньки, живших по соседству и отличавшихся неуемной страстью к обогащению. Один из учеников Тренева по симферопольскому рабфаку вспоминал:Спустя много лет я понял, Тренев не только обучал, но и изучал нас…
Больше того, я сильно подозреваю, что своего матроса — балагура Швандю автор «Любови Яровой» писал с нашего Васи Васюченко. Этот моряк-черноморец был прозван нами «Рыжим» не только за свою золотистую шевелюру, но и за любовь к шуткам и прибауткам…Действительно, в «Любови Яровой» явственно чувствуется крымский дух.
И хотя в пьесе нет точных географических обозначений, мы понимаем, что Усень — это Узень, а Зеленая горка — Красная горка, хорошо известная симферопольцам.Первая постановка «Любови Яровой» состоялась 22 декабря 1926 года в Малом театре. Заглавную роль исполнила Вера Пашенная.
«Любовь Яровая» начала «триумфальное шествие» по театрам страны, буквально не сходила со сценических подмостков. Интересен тот факт, что П. Вульф и Ф. Раневской, ко времени симферопольской премьеры уже не работавшим в Крыму, все равно довелось воплотить на сцене треневские образы. В смоленском театре Павла Леонтьевна сыграла Любовь, а Фаина Георгиевна — Дуньку.В Симферополе Тренев прожил до 1931 года, затем переехал в Москву, но часто приезжал в город, где создал свои лучшие произведения.
А симферопольский театр, уже называвшийся Крымским государственным драматическим имени М. Горького, продолжал обращаться к треневской драматургии. В сезон 1934–35 гг. его главный режиссер Б. Бертелье вновь включил в репертуар «Любовь Яровую». Рецензент газеты «Красный Крым» И.
Столяров писал: «постановку… надо признать ценной и своевременной». Критика отмечала удачные актерские работы П. Орловой (Любовь), С. Филиппова (Кошкин), П. Орловского (Яровой). Но главной удачей постановки стали две роли: Шванди А. Добкевича и Дуньки А. Перегонец (на фото).
Согласно логике ведущая актриса театра, изумительная Александра Перегонец должна была играть роль Пановой, которая точно «ложилась» на ее актерскую индивидуальность. И вдруг — роль второго плана, глупая, вульгарная Дунька.
Современники, видевшие спектакль, вспоминали, с каким восторгом принимала публика работу Перегонец. Критик К. Францев писал:
Людмила Касьяненко, «Крымские известия»
Ссылки по теме:
Источник: https://crimeanblog.blogspot.com/2011/02/trenev-simferopol.html
Лавренев Борис Андреевич – краткая биография
Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама
Лавренев Борис Андреевич (настоящая фамилия – Сергеев) (1891-1959) прозаик, драматург. Родился 5 июля (17 н.с.) в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс.
Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе “Марина”). Первые рассказы, стихотворения, рецензии появились в херсонских и московских газетах и журналах.
В 1912, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом “Борис Лавренев” опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов “Жатва”. Во время первой мировой войны воевал в царской армии.
Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане, работал во фронтовой газете. В 1924 вышли три повести – “Ветер”, “Звездный цвет” и “Сорок первый”, сразу сделавшие их автора известным.
За финал повести “Сорок первый” Лавренева стали называть “попутчиком” (стоит ли плакать над белым офицером?), постоянно поминая его непролетарское происхождение и недостаточность классового чутья. Повести “Седьмой спутник” (1927) и “Гравюра на дереве” (1928) были посвящены проблемам интеллигенции и культуры.
В 1928 была опубликована драма “Разлом”, имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров. Лавренев стал вместе с К.Треневым и Вс. Ивановым одним из создателей нового типа героико-революционной драмы.
Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма “Песня о черноморцах” (1943), драма “За тех, кто в море” (1945). Лавреневу принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950 была написана политическая драма “Голос Америки”. 7 января 1959 в Москве Б.Лавренев скончался.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Термин “внутренняя речь” трактуется в лингвистике довольно широко, а именно как “общее определение всех непроизнесенных мыслей”. Традиционно выделяют два вида внутренней речи: внутренний монолог и внутренний диалог. Внутренняя речь как стилистический прием создания художественного образа отражает особенности внутренней речи как формы мышления Ее физическая сторона в отличие от внешней речи сводится к необходимому минимуму: смысл доминирует над значением слов и начинается процесс мысли “сверт
Эпизод «Сборы Наташи Ростовой на бал» предваряет очень важный эпизод в романе – «Первый бал Наташи Ростовой».
В эпизоде сбора намечаются отдельные детали, которые найдут свое развитие в сцене бала, здесь раскрывается характер Наташи, а также дается характеристика светского общества Москвы, некоторых героев романа.
Кроме того, именно на балу зарождается любовь Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского. Мы узнаем, что семья Ростовых должна была присутствовать на новогоднем балу у Екатерининск
Анна Ахматова, говорят, была против того, чтобы цитировать пушкинских врагов и тем самым оставлять их в истории. Не для того, мол, погиб поэт, чтобы развешивали по стенам портреты его недругов.
Вопрос существенный и в нашем случае, потому что мы подошли вплотную к той самой дискуссии вокруг «Турбиных», мелкие осколки которой уже не раз залетали в книгу.
В Библиотеке имени Ленина хранится толстенный альбом, в который Булгаков аккуратно в течение многих лет наклеивал посвященные ему статьи в газе
Книга Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба» имеет подзаголовок «Повествование в рассказах». Единство произведению придает прежде всего фигура главного героя – таежного охотника и рыбака Акима, на стороне которого все симпатии автора.
Аким не слишком образован, мало знаком с цивилизацией, с городской жизнью, зато превосходно знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухих таежных дебрях он чувствует себя как дома.
Но Аким – не только умелый охотник и следоп
Останній день року…на нього чекає кожен. Хто має всередині віру у диво. Хочеться зранку прокинутися, підбігти до вікна і побачити, як сніг завалив вулиці кучугурами, а мороз накреслив на вікнах химерні фігури. Але реальність залишається незворушною.
Замість білосніжних просторів – лише сіра земля і туман.Головна ялинка міста не зважає на витівки погоди. Вона вирішила дістати зі схованки в старому театрі свої барвисті прикраси і створити навколо святковий настрій.
Цього року примхлива пані з густ
Жемчужников Алексей Михайлович (1821 – 1908), поэт, драматург. Родился 11 февраля (23 н.с.) в местечке Почел Черниговской губернии в старинной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.
Учился в 1-й Петербургской гимназии, затем переводится в Петербургское училище правоведения, которое оканчивает в 1841, обретя здесь “уважение к справедливости, законности, знаниям и просвещению”.
Служит в Сенате, затем – в Министерстве юстиции, в Государственной канцелярии, выполняя “утомительные
Александр Александрович Блок — прямой и законный наследник русской культуры XIX века. Поэт чутко вслушивался в пророческие голоса классиков накануне грозовых лет.
Душа Блока была обвеваема и закружена суровыми вихрями социальных катастроф и общественных потрясений. Блок — современник русско-японской войны и первой мировой войны, трех революций.
Он свидетель гибели буржуазно-дворянской России, краха монархической власти и рождения Советской республики. В каждом слове Блока художественно воплоти
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» относится к поздним произведениям писателя. Он был написан в 1903 году, но основывается на воспоминаниях юности Толстого. Об истории, описанной в рассказе, писатель узнал, будучи студентом Казанского университета.
Вероятно, этот случай так его поразил, что он помнил о нем всю жизнь и, в конце концов, воплотил в своем творчестве. Композиционно «После бала» представляет собой рассказ-воспоминание, рассказ о случае из молодости, потрясший героя-рассказчика до
З першого погляду картина І.
Їжакевича «Кріпаків міняють на собак» вражає правдивість відтворення художником важкої долі селян-кріпаків. Жахливе явище відобразив мистець: безправних, принижених людей кріпосники міняють на собак. На передньому плані — поміщики.
Господар у халаті й домашніх туфлях зручно вмостився на м'якому стільці біля круглого столу, застеленого білою скатертиною. В руках у нього чубук. Він спокійно веде розмову про обмін людей на собак. Поміщик-гість сидить, спершись лік
Мать сказала детям: — Живите. А им придется мучиться и умирать. М.
Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами — любовь, дружба, семья, но дал им свое самобытное решение, драматическое звучание сложного переломного времени.
Оттого его романы и повести пользуются неизменной популярностью у новых и новых поколений читателей. В романе “Белая гвардия”, во многом автобиографическом, писатель рассуждает о непреходящих ценностях нашего I ми
Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://referat567.info/biografii/16935-lavrenev-boris-andreevich-kratkaya-biografiya.html
Кратко о творчестве Тургенева. Иван Тургенев — краткая биография
Иван Сергеевич Тургенев, в будущем всемирно известный писатель, был рожден 9 ноября 1818 года. Место рождения — город Орел, родители — дворяне. Свою литературную деятельность он начал не с прозы, а с лирических произведений и стихотворений. Поэтические нотки чувствуются и во многих последующих его рассказах и романах.
Творчество Тургенева кратко представить очень сложно, слишком велико было влияние его творений на всю русскую литературу того времени. Он является ярким представителей золотого века в истории русской литературы, а его известность простиралась далеко за пределы России – за границей, в Европе имя Тургенева также было знакомо многим.
Перу Тургенева принадлежат созданные им самим типичные образы новых литературных героев – крепостных, лишних людей, хрупких и сильных женщин и разночинцев. Некоторые затронутые им более 150 лет назад темы актуальны и по сей день.
Если охарактеризовать творчество Тургенева кратко, то исследователи его произведений условно выделяют в нем три этапа:
- 1836 – 1847.
- 1848 – 1861.
- 1862 – 1883.
Каждому из этих этапов присущи свои особенности.
1) Этап первый – это начало творческого пути, написание романтических стихотворений, поиск себя как писателя и своего стиля в разных жанрах – поэзии, прозе, драматургии.
В начале этого этапа Тургенев был подвержен влиянию философской школы Гегеля, и творчество его носило романтический и философский характер.
В 1843 году он познакомился с известным критиком Белинским, который стал его творческим наставником и учителем. Чуть раньше Тургенев написал свою первую поэму под названием «Параша».
Большое влияние на творчество Тургенева оказала любовь к певице Полине Виардо, вслед за которой он на несколько лет уехал во Францию. Именно этим чувством объясняются последующие эмоциональность и романтизм его произведений. Также за время жизни во Франции Тургенев познакомился со многими талантливыми мастерами слова этой страны.
К творческим достижениям данного периода относятся следующие произведения:
- Поэмы, лирика — «Андрей», «Разговор», «Помещик», «Поп».
- Драматургия – пьесы «Неосторожность» и «Безденежье».
- Проза – рассказы и повести «Петушков», «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Муму».
Все лучше вырисовывается будущее направление его творчества – произведения в прозе.
2) Этап второй – самый успешный и плодотворный в творчестве Тургенева.
Он наслаждается заслуженной славой, возникшей после публикации первого рассказа из «Записок охотника» — напечатанного в 1847 году в журнале «Современник» рассказа-очерка «Хорь и Калиныч».
Его успех послужил началом пятилетней работы над остальными рассказами из этой серии. В этом же 1847 году, когда Тургенев находился за границей, были написаны следующие 13 рассказов.
Создание «Записок охотника» несет важный смысл в деятельности писателя:
— во-первых, Тургенев одним из первых русских писателей затронул новую тему – тему крестьянства, более глубоко раскрыл их образ; помещиков же он изображал в реальном свете, стараясь не приукрашивать и не критиковать без повода;
— во-вторых, рассказы проникнуты глубоким психологическим смыслом, писатель не просто изображает героя определенного сословия, он старается проникнуть ему душу, понять образ его мыслей;
— в-третьих, эти произведения не понравились властям, и за их создание Тургенева сначала арестовали, а потом отправили в ссылку в его родовое поместье.
Творческое наследие:
- Романы – «Рудь», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Первый роман был написан в 1855 году и имел у читателей большой успех, а два последующих еще больше укрепили славу писателя.
- Повести – «Ася» и «Фауст».
- Несколько десятков рассказов из «Записок охотника».
3) Этап третий – время зрелых и серьезных произведений писателя, в которых писатель затрагивает более глубокие вопросы. Именно на шестидесятые годы приходится написание самого известного романа Тургенева – «Отцы и дети». Этот роман поставил актуальные и по сей день вопросы взаимоотношения разных поколений и породил множество литературных дискуссий.
Интересным фактом также является то, что на заре своего творческой деятельности Тургенев вернулся к тому, с чего начинал – к лирике, стихам.
Он увлекся особым видом стихотворений – написанием прозаических фрагментов и миниатюр, в лирической форме. За четыре года им было написано больше 50 таких произведений.
Писатель считал, что такая литературная форма может в полной мере выразить самые тайные чувства, эмоции и мысли.
Произведения этого периода:
- Романы – «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
- Повести – «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Бригадир».
- Мистические произведения – «Призраки», «После смерти», «История лейтенанта Ергунова ».
В последние годы своей жизни Тургенев преимущественно находился за границей, не забывая при этом свою Родину. Его творчество оказало влияние на многих других писателей, открыло в русской литературе многие новые вопросы и образы героев, поэтому Тургенев по праву считается одним из самых выдающихся классиков российской прозы.
Скачать данный материал:
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
(2 оценили, оценка: 5,00 из 5)
Loading…
Источник: https://www.konspekty.net/biografii/statya-kratko-o-tvorchestve-turgeneva.html