Краткая биография веневитинов

Дмитрий Владимирович Веневитинов

Веневетинов Д. В. (1805—1827) — поэт-философ. Род. в Москве, в богатой дворянской семье; дом его матери славился в Москве как артистический салон. Первыми опытами В. являются переводы из Вергилия и Горация. Более зрелые произведения относятся к 1822. Тогда же В. стал посещать Московский ун-т.

В 1825 он поступил в Московский архив коллегии иностранных дел, откуда в конце 1826 перевелся в Петербург. Преждевременная смерть не дала В. возможности развернуть своих способностей, и его наследие заключает лишь несколько десятков оригинальных и переводных поэтических произведений и несколько философских набросков и критических статей. Значение В.

в том, что он явился представителем философского течения в рус. поэзии, как Боратынский, позднее Ф. И. Тютчев и В. С. Соловьев. Будучи приверженцем философского идеализма Шеллинга, В. должен быть признан первым поэтом «философского романтизма» на русской почве. Наряду с темами романтической грусти и русской старины, значительное место в поэзии В.

, а тем более в его философских рассуждениях, занимают проблемы «золотого века», к которому «стремится история человечества», взаимоотношений философии и искусства и, в особенности, тема поэтического призвания и служения. В стороне от этого круга стоит тема безнадежной любви и преждевременной смерти, вызванная в творчестве В.

Обратите внимание

обстоятельствами его личной жизни и получившая в его стихах модную в то время байроническую окраску. Фактура стиха (преимущественно четырехстопного ямба) у В. не очень богата и мало чем выделяет его из общего ряда поэтов 20-х гг.

Придерживаясь в области политических взглядов неопределенного либерализма (тема «свободы» подчас мелькает в стихах В.

) и отдавши дань общественному порыву в преддекабрьские дни 1825, В. и его друзья («архивные юноши») — кн. В. Ф. Одоевский, H. M. Рожалин, И. В. Киреевский и другие — преимущественно интересовались проблемами философскими, разрешая их в духе Шеллинга и ставя во главу угла «самопознание». В.

был вдохновителем содружества «любомудров», повлиявшего, по мнению некоторых исследователей, на миросозерцание Пушкина; в кружке этом формировались мнения, легшие в основу учения славянофилов. Когда славянофильская группа в 1826 затеяла издание журнала «Московский Вестник», В. принял в нем самое деятельное участие.

Крупнопоместный дворянин по происхождению, воспитанию и общественной среде, В. отобразил в своих теоретических взглядах и творчестве настроения и идеологию московского культурного барства, переходившего, после крушения декабризма, к романтическому прекраснодушию и славянофильскому национализму.

Веневитинов Дмитрий Владимирович – поэт-философ. Родился 14 сентября (26 сентября) 1805 года в Москве, в богатой семье дворянского происхождения. Начальное образование он получал дома. Прекрасно изучил французский, латинский и немецкие языки. Его мама строго следила за образованием своего чада.

В 1822 году поступает в Московский университет. Знание немецкого языка положило интерес к немецкой философии. В университете он активно занимается переводом Вергилия и Горацио. В 1825 г. Веневитинов начал свою службу в Московском архиве коллегии иностранных дел. В 1826 г. по своему желанию переводится в Петербург, где продолжает свою деятельность в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. В этом же году его арестовывают за подозрение в причастности к заговору декабристов. Под арестом Веневитинов провел всего лишь три дня, но постоянные допросы очень сильно повлияли на его дальнейшее психологическое самочувствие.

Веневитинов прожил очень мало – не полных 22 года, но за свою короткую жизнь он стал представителем философского течения русской поэзии, перевел десятки произведений, написал несколько критических и философских статей.

Дмитрий Владимирович всегда придерживался либеральных точек зрения в политике, за что многие его почитали. Свобода отражалась в его стихах. В 1826 году группа славянофилов начинает работу над созданием журнала “Московский вестник”. Веневитонов принимал в этом самое активное участие.

2 марта 1927 Дмитрий Владимирович сильно простудился. И 15 марта (27 марта) 1927 скончался от пневмонии в Петербурге. Похороны проходили в Москве, куда отдать последнюю дань памяти молодому таланту приехали А. Пушкин и А. Мицкевич.

Источник: https://www.allsoch.ru/venevitinov/

» Дмитрий Владимирович Веневитинов. Биография

Дмитрий Владимирович Веневитинов, проживший всего 22 года, остался в памяти современников как высокообразованный и необычайно талантливый человек. Он успешно занимался живописью, доказательством чего служат полотна, написанные им маслом.

Обучения музыке сделало из него не только певца и отличного музыканта, но композитора. Он серьёзно занимался теорией музыки. В юном возрасте Дмитрий читал в подлиннике писателей Древнего Рима и Греции, переводил Софокла и Горация.

Знакомство с «Историей государства Российского» побудило его посетить старинные русские города и заняться изучением тамошних древностей. Веневитинов ценил труд Н. М. Карамзина не только как исторический, но и как литературный шедевр, и причислил его к эпической поэзии.

Важно

Профессора Московского университета давали ему и его друзьям Алексею и Фёдору Хомяковым частные уроки математики и истории изящной словесности. Люди, знакомые с ним, отмечали его философский ум.

Годы его жизни (1805-1827) частично совпали со временем, когда жили и творили А.С Пушкин, Владимир Одоевский, В.К.Кюхельбекер, Ф.И.Тютчев, А.А. Дельвиг, Н.М.Языков, Денис Давыдов, П.А. Вяземский, В.А.Жуковский.

Кто-то был старше него, кто-то значительно пережил его. С кем-то он дружил, с кем-то был просто знаком, у кого-то учился , с кем-то его объединяло общее дело. М. Ю.

Лермонтов, которому в год кончины Веневитинова исполнилось 13 лет, через 3 года, в 16 лет, написал эпитафию.

Дмитрия Владимировича часто сравнивают с известнейшими европейскими поэтами того времени лордом Байроном, Гёте, Шелли. Речь идёт о внешности поэта. Его называли красавцем: он был высокого роста, словно изваяние из мрамора.

Отмечали, что его огромные глаза с длинными ресницами, сияли умом. В 1826 году Ансельм Лагрене, французский художник , написал портрет Д.В. Веневитинова, который воспроизводится в изданиях о поэте и его стихов и прозы.

Именно внешность послужила причиной рождения многих мифов о Веневитинове как об идеальном мечтательном красавце-поэте.

В Москве в Кривоколенном переулке дом номер 4 украшают две мемориальные доски. Одна из них сообщает, что это дом семьи Веневитиновых, а вторая установлена в память о том, что именно здесь , в этом доме, в 1826 году А.С. Пушкин читал «Бориса Годунова».

Совет

Когда по просьбе Карамзина Пушкин был возвращён из ссылки, он поселился в Москве, где сразу же стал центральной фигурой тогдашней культурной жизни. Именно в этот период и произошло чтение « Бориса Годунова». К тому времени Пушкин знал, что Веневитинов написал статью о первой главе «Евгения Онегина» .

Он говорил: «Это единственная статья, которую я прочитал с любовью и вниманием. Всё остальное или брань или переслащенная дичь.» Доказательством симпатии Пушкина к Веневитинову служит приглашение Веневитинова на все чтения «Бориса Годунова» самим поэтом.

Именно с Веневитиновым поделился Пушкин идеей написания «Самозванца», «Моцарта и Сальери»,сцен из «Фауста», «Графа Нулина». Общение с Пушкиным сыграло большое значение в духовном развитии молодого поэта. Многие его поздние произведения и замыслы – результат их обсуждения русской культуры и литературы , особенно поэзии.

Не всегда их взгляды совпадали, и они вели споры о философском преобразовании всей русской культуры.

Дом Веневитиновых в Москве был обычным дворянским гнездом. Их род был был древний и заслуженный. Родители Дмитрия владели поместьями в Воронежской губернии.

В Москве они считались людьми просвещёнными и хлебосольными, и в их доме часто собирались художники, певцы, музыканты. После смерти мужа Анна Дмитриевна, мать поэта, сумела сделать свой салон московской достопримечательностью.

До 8 лет она сама занималась воспитанием и образованием сына, затем передала его гувернёрам и преподавателям, которых выбирала очень тщательно. Известно, что сначала с мальчиком занимался капитан наполеоновской армии Дорер, а затем – грек Байло. Оба они были весьма образованными людьми, и благодаря им Дмитрий получил классическое образование, любил литературу, читал древних философов. Домашнее образование закончилось, когда ему исполнилось 17, а годом раньше появились его первые стихи, проба пера или поэтические опыты.

Он в качестве вольнослушателя посещал в Московском университете лекции и беседы-диспуты о литературе профессора Мерзлякова. Веневитинов во время этих бесед был главным оппонентом профессора. Его суждения были логичны и глубоки. Присутствующих поражала диалектика его доводов.

Обратите внимание

Это не было желание просто поспорить, это был сформировавшийся взгляд на литературу и подход к ней, ибо через несколько лет он вернётся к этим спорам и напишет статью о недостатках теории Мерзлякова. Он также посещал лекции М.Г. Павлова и И.И.

Давыдова, в которых его внимание привлекали глубокие истины классических немецких философов.

В университете вокруг Веневитинова собираются друзья—единомышленники, каждый из них оставил след в русской культуре. Это было новое поколение русских романтиков, которое отошло от подражания Жуковскому и юному Пушкину. Они опасались односторонности и бескрылых стремлений. Романтики-любомудры. Общество любомудрия возглавили Владимир Одоевский и Дмитрий Веневитинов.

Название общества происходило от его цели – любовь к мудрости, прилежное изучение античных и немецких философов и работа над созданием оригинальной отечественной философии, из которой должна возникнуть новая русская литература. Членами его были молодые философы, стремившиеся к высшим знаниям о человеке и природе.

Общество образовалось в 1823 году, а в 1826 Веневитинов пишет статью « О состоянии просвещения в России».

Любомиры глубоко изучали сочинения немецкого романтического мыслителя Шеллинга, которые дали им темы для поэзии: гармония между миром и человеком (между идеальным и реальным).

Веневитинов был убеждён, что эта гармония должна быть началом всего, и она становится одной из главных тем его поэзии. В творчестве Веневитинова появляется природа, ценность которой приравнивается к самоценному миру личности.

Сам поэт говорил, что саморазвитие природы совпадает с движением поэтического сознания. И поэт заимствует из природы форму искусства. Природа у Веневитинова- не отвлечённое философское понятие , она русская, подмосковная и воронежская.

Важно

В 1924 году он совершил поездку по воронежским имениям семьи для решения материальных вопросов и вопросов, связанных с управлением имениями. Поездка оказалась очень плодотворной для его творчества.

В 1826 Д.В Веневитинов и многие его друзья-любомиры выдержали требуемый для государственной службы экзамен и поступили в Московский архив коллегии иностранных дел. В московских кругах их прозвали «архивными юношами», и А. С. Пушкин описал их в седьмой главе «Евгения Онегина» как столичную достопримечательность.

В октябре 1826 года Веневитинов по протекции Зинаиды Волконской, в которую, как утверждают некоторые современники он был влюблён, и графа Лаваля поступает в азиатский департамент Коллегии иностранных дел в Петербурге. Жизнь в Петербурге была весьма насыщенной.

Музеи, концерты, увлечение востоком, встречи с любомудрами, Дельвигом, знакомство с декабристами, которое послужило поводом для его ареста, и вместе с тем служебные успехи.

Однако, петербургский период продлился не долго. Для его лёгких петербургский климат оказался губительным. Возобновилась старая болезнь, и, в 1827 году Веневитинов скончался.

Он чувствовал, что конец близок, мысль об этом сквозит и в его стихах, и в письмах друзьям. Тем не менее, он не оставлял своих забот о матери, друзьях, службе.За гробом Веневитинова шли вместе с другими писателями Пушкин и Мицкевич.

Его смерть породила поток стихотворений, которые вошли в сборник-«венок».

Образы и строки Д.В. Веневитинова наследуются самыми разными поэтами, вплоть до Некрасова. Но есть один поэт, темы и манеру которого он как бы предсказывает и определяет, это – Михаил Юрьевич Лермонтов. Впрочем, многие русские поэты позднейших поколений находят в его многоликом творчестве своё, определяя тем самым его особое место и значение в жизни русского лирического сознания.

Источник: http://poezosfera.ru/dmitrij-vladimirovich-venevitinov-biografiya.html

Библиотека Поэта

Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (14 (26) сентября 1805, Москва — 15 (27) марта 1827, Санкт-Петербург) — русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ.

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве, в старинной и богатой дворянской семье, его дальним родственником (четвероюродным братом) был А. С. Пушкин. Получил классическое домашнее образование, которым руководила мать (княжна Анна Николаевна Оболенская), изучил французский, немецкий, латынь и греческий. Увлекся немецкой философией и романтической поэзией. Слушал отдельные лекции в Московском университете, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера. Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина.
В 1825 г. Веневитинов поступил на службу в московский архив коллегии иностранных дел («архивны юноши» — так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»). Организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский,А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А. С. Хомяков, М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Ф. Шлегеля и других.

Читайте также:  Краткая биография драгунский

Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».
В ноябре 1826 г. Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел.

При въезде в Петербург поэт был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом, что обострило его болезнь легких. После этого, в марте, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился.
Поэт умер 15 (27) марта 1827 г.

в Петербурге, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве. Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень – подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень надели на его палец. Но вдруг Веневетинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?» И умер.

На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич. Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище.

Творчество

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).
Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
Центральная тема последних стихотворений Веневитинова – судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:
…Но в чистой жажде наслажденья Не каждой арфе слух вверяй Не много истинных пророков С печатью власти на челе, С дарами выспренних уроков,

С глаголом неба на земле.
Ряд стихотворений Веневитинова 1826—1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими.

Совет

В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:
…Душа сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! Тебе всё чувствовать дано,

Но жизнью ты не насладишься.
Веневитинов был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик.

Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

Сочинения

Проза «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», «Беседы Платона с Александром»

Поэзия

XXXV («Я чувствую, во мне горит…») 1827 Веточка Домовой Евпраксия Жертвоприношение Жизнь Завещание Знамения перед смертью Цезаря Италия К друзьям на Новый год К друзьям К изображению Урании К любителю музыки К моей богине («Не думы гордые вздымают…») 1827 К моему перстню («Ты был отрыт в могиле пыльной…») 1826 К Пушкину К С[карятину] К. И. Герке (В вечерний час уединенья…) Кинжал Крылья жизни Люби питомца вдохновенья… Любимый цвет Моя молитва На Новый 1827 год Новгород Освобождение скальда Песнь грека Песнь Кольмы Песня Клары Послание к Р[ожали]ну (Оставь, о друг мой…) Послание к Р[ожали]ну (Я молод, друг мой…) Последние стихи («Люби питомца вдохновенья…») 1827 Поэт и друг («Ты в жизни только расцветаешь…») 1827 Поэт Сонет (К тебе, о чистый Дух…) Сонет (Спокойно дни мои…) Три розы («В глухую степь земной дороги…») 1826 Три участи Утешение Четверостишие (Я слышал, камены…) Четыре отрывка из неоконченного пролога Элегия («Волшебница! Как сладко пела ты…») 1827 Я чувствую, во мне горит…

Издания

«Сочинения Д. В. В.» (1829), «Полное собрание сочинений Д. В. Веневитинова», под редакцией А. В. Пятковского. СПб., 1862 «Стихотворения Веневитинова» (1884)

Библиография

Кошелев А. И., Литературные записки. — Берлин, 1884. Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина. — СПБ., 1888—1899 (см. по указателю при последнем XXII т.). Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд. — СПБ., 1901. Бобров Е., Литература и просвещение в России XIX в., т. I. — Казань, 1901. Котляревский Н., Старинные портреты. — СПБ., 1907. Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1. — СПБ., 1910. Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. I. — M., 1913. Шпицер С., Материалы для биографии Веневитинова // «Голос минувшего». — № 1. — 1914. Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове // «Лит-й музеум». — I. — П., 1921. Стратен В. В., Веневитинов и «Московский вестник», Известия отделения русск. яз. и словесн. Р. А. Н., т. XXIX. — Л., 1924. Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в. — М. — Л., 1959. История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. — М. — Л., 1962.

Каменский З. А. Московский кружок любомудров. — М., 1980. — 327 с.

Источник: http://biblioteka-poeta.ru/biografiya/venevitinov-d-v

Веневитинов Димитрий Владимирович

Веневитинов Димитрий Владимирович – поэт, родился 14 сентября  1805  г., умер  15  марта  1827  г.  Несмотря  на  столь  кратковременную   жизнь, чрезвычайно богато одаренная натура Веневитинова успела  развернуться  с такой полнотой, что его имя  является  тесно  связанным  с  историей  не только русской поэзии,  но  и  русской  мысли.

  Происходя  из  старинной дворянской семьи, В.

уже с детства попал в самые благоприятные  условия: для будущей карьеры имелись в запасе отличные  родственные  связи,  а  в настоящем, когда должно было совершаться его первоначальное  воспитание, с  одной  стороны  –  полная  материальная  обеспеченность  с  другой  – заботливое попечение его умной и образованной матери.

До  поступления  в университет В. воспитывался и получал образование дома: до восьмилетнего возраста его учила сама мать, а затем  были  приглашены  наставники,  из которых  особенное  влияние  оказал   на   В.   умный   и   просвещенный франпуз-эльзасец Дорер, хорошо ознакомивший его с французской и  римской литературой.

Греческому языку В. учился у грека Байло, известного своими изданиями некоторых  из  греческих  классиков.  В.  рано  ознакомился  с древне-классическим миром; отсюда изящная гармоничность душевного  строя В.

,  ясно  отразившаяся  в  неразрывной  связи  между  его   поэтическим вдохновением и его философским мышлением, благодаря которой современники называли его “поэтом мысли”.

Он обладал также способностью к живописи и, значительным музыкальным талантом, был не только  хорошим  исполнителем, но и композитором и усердно занимался историей музыки.

Семнадцати лет от роду В. без всяких затруднений мог  уже  перейти  к университетским занятиям. В студенты В. не поступал, а слушал те  лекции университетских профессоров, которые наиболее привлекали и удовлетворяли его любознательность. Особенно интересовали его курсы А. Ф.  Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и профессора анатомии  Лодера.

  Последние три пытались связать преподавание  своего  предмета  с  господствовавшею тогда на западе  философскою  системой  Шеллинга  и,  несомненно,  много способствовали умственному развитию В. в духе шелленгианства.

  Мерзляков оказывал  благотворное  влияние  на  университетскую  молодежь  также  и устроенными им общедоступными педагогическими беседами; здесь  В.  скоро привлек к себе общее внимание ясным  и  глубоким  умом  и  замечательной диалектикой. Эти блестящие качества он проявлял и в кружке  даровитых  и развитых студентов, центром которого был Н.  М.

  Рожалин,  и  в  котором молодые люди  занимались  философскими  прениями  и  читали  собственные сочинения на разные отвлеченные темы. 

Сдав  через  два  года  выпускной экзамен, Веневитинов определился в 1825 году в московский архив коллегии иностранных дел, намереваясь потом служить по дипломатической  части  за границей.

Обратите внимание

  В  названное  учреждение  тогда  поступала  масса   молодежи, рассчитывавшей подвизаться на дипломатическом поприще; поэтому и  многие из упомянутого товарищеского университетского кружка остались в  прежних отношениях.  Легкая  канцелярская  служба  оставляла  много   свободного времени.

  Из  упомянутого  товарищеского  кружка  образовалось  довольно многочисленное литературное общество, а пятеро из его  членов  составили более интимное тайное “общество  любомудрия”,  с  целью  исключительного занятия философией, преимущественно немецкой; но оно было ими же  самими закрыто, вследствие опасений, возбужденных в них событием 14 декабря,  к которому оказались прикосновенными знакомые их и родственники.  К  числу небольших  работ,  читавшихся   на   собраниях   общества,   принадлежат прозаические наброски В.  :  “Скульптура,  живопись  и  музыка”,  “Утро, полдень, вечер и ночь”, “Беседы Платона с Александром” –  представляющие (последняя даже и по самой форме) удачное подражание  диалогам  Платона, как по развитию мыслей, так и по поэтическому тону.

У членов общества явилось желание иметь свой печатный орган.  Сначала предполагалось выпустить в свет альманах (альманахи тогда были в  моде); но Пушкин, приехавший в начали сентября 1826 г.  в  Москву,  посоветовал кружку начать издавать ежемесячный журнал. В.

,  находившийся  в  дальнем родстве с Пушкиным и уже известный ему по своей статье  о  первой  песне “Евгения Онегина”, вследствие  чего  они  быстро  и  сблизились  друг  с другом, изложил программу задуманного периодического  издания  общества, озаглавив ее: “Несколько мыслей в план журнала”.

Вскоре было преступлено к   изданию   журнала,   названного   “Московский   Вестник”,   в   духе веневитиновской  программы,  по   которой   основная   задача   русского периодического  журнала  заключалась   “в   создании   у   нас   научной эстетической критики на началах немецкой  умозрительной  философии  и  в привитии общественному  сознанию  убеждения  о  необходимости  применять философские начала к изучению всех эпох наук и  искусств”.  Журнал  стал выходить с начала 1827 г., под наблюдением коллективной редакции  и  под официальной ответственностью М. П. Погодина. Но В., главный вдохновитель нового дела,  к  этому  времени  уже  перешел  на  службу  из  Москвы  в Петербург. Этому  способствовала  платонически  обожаемая  В.  известная княгиня Зинаида Александровна Волконская. Он тогда же  получил  место  в канцелярии  иностранной   коллегии,   где   важную   должность   занимал родственник княгини, гр. Лаваль. Уезжая из Москвы в  конце  октября,  В. взял с собой спутником, по просьбе той  же  Волконской,  француза  Воше, который только что возвратился  туда,  проводив  в  Сибирь  родственницу княгини Зинаиды графиню Е. И. Трубецкую, рожденную Лаваль, последовавшую туда за сосланным своим мужем-декабристом. При въезде в Петербург  В.  и Воше были арестованы  вследствие  крайней  подозрительности  полиции  ко всем, имевшим хотя бы малейшее отношение к участникам заговора  14  дек. Трехдневный арест оказал, на В.  в  двояком  отношении  дурное  влияние: кроме тяжелого нравственного впечатления, от которого он  долго  не  мог оправиться,  пребывание  в   сыром   и   неопрятном   помещении   вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье, так что не прошло месяца по выходе из под  ареста,  как  В.  опасно  заболел.  Болезнь,  впрочем, продолжалась   не   долго.   Радушно   встреченный   своими   ближайшими начальниками и найдя в лице некоторых из тогдашних поэтов и  литераторов расположенных к нему друзей, В. повел деятельную жизнь, усердно исполняя служебные обязанности, посещая высшее петербургское  общество  и,  сверх того, находя время для усиленных заняли поэзией. Но он скучал по Москве, где оставались любимая им родная семья, неизменно обожаемая им, несмотря на ее гораздо более зрелый возраст, княгиня Волконская и,  наконец,  его товарищи по литературному  обществу  и  по  затеянному  сообща  журналу, заботы о котором В. горячо высказываются в сохранившихся его  письмах  к Погодину  и  другим. Неудовлетворенность  своим  положением   побуждала помышлять о скорейшем отъезде на службу в Персию. До отъезда из  Москвы, Веневитинов с жаром  отдавался  изучению  немецких  философов  Шеллинга, Фихте, Окена, а также и творений Платона, которые читал в подлиннике (об этих его занятиях свидетельствуют письма к некоторым друзьям,  напр.,  к Кошелеву,  а  также  и  небольшая  работа,  исполненная  им  для  княжны Александры Трубецкой, под заглавием “Письмо о философии”,  замечательная по платоновски стройному изложению и безукоризненной ясности мыслей);  в кратковременное свое пребывание в Петербурге В., по  видимому,  наиболее времени посвящал поэтическому творчеству. Это видно  как  из  количества его вообще немногочисленных стихотворений, приходящихся на петербургский период его жизни, так и из  достигнутого  в  них  совершенства  формы  и глубины содержания.

Но В. не пришлось видеть  осуществления  своих  намерений.  В  начале марта, возвращаясь легко одетым с бала у Ланских, у которых он вместе  с А. С. Хомяковым квартировал во флигеле, В. сильно простудился и  уже  15 марта его не стало.

На его могильном памятнике в Симоновом монастыре,  в Москве, вырезан его же знаменательный стих: “как знал он жизнь, как мало жил!”. Почти юношей умерший В.

Читайте также:  Краткая биография эриа

знал жизнь не из опыта, а благодаря тому, что умел глубоко проникнуть в ее внутренний смысл своею  рано  созревшей мыслью.

“Поэт” является для Веневитинова предметом своего  рода  культа, выразившегося в его лучших как по искренности тона, так  и  по  прелести формы  стихотворениях:  “Поэт”,   “Жертвоприношение”,   “Утешение”,   “Я чувствую, во  мне  горит…  “,  “Поэт  и  друг”  и  “Последние  стихи”.

Необыкновенным  изяществом  стиха   и   выразительным,   точным   языком отличается  его  рифмованный  перевод  знаменитого  монолога  “Фауста  в пещере”;  превосходно  переведены  также  из  Гете:  “Земная  участь”  и “Апофеоз художника”.

Важно

Не считая названных переводов из  Гете,  число  стихотворений  В.  не превышает 38, из  которых  все,  принадлежащие  к  первому  периоду  его творчества,  т.е.

  писанные  до   переселения  в  Петербург,   вовсе   не отличаются той безукоризненностью формы,  какую  видим  в  перечисленных нами выше стихотворениях, могущих в этом отношении померяться со стихами Пушкина.

Но следует сказать вообще,  что  стихотворения  обоих  периодов одинаково характеризуются искренностью чувства  и  отсутствием  чопорной изысканности как в мыслях, так и в выражениях.

Нужно отметить еще, что в некоторых   из   них   сказались    и    пессимистическое    настроение, разочарованность (под влиянием этих же чувств  начат  был  и  оставшийся недописанным  роман  в  прозе).  В  общем,  однако  же,  тон  поэзии  В.

отличается светлым взглядом  на  жизнь  и   возвышенною  верою  в  судьбы человечества. Созерцательно-философское направление поэзии В. заставляет многих  писавших  о  нем  предполагать,  что   он   скоро   оставил   бы  стихотворство  и  предался  бы  разработке  философии.  Яркий  отпечаток философского  склада  мыслей  лежит  на  его  замечательных  критических статьях, в которых он далеко опередил своих  современников  эстетическим пониманием. 

Литература. Кроме издания  “Сочин.  Д.  В.  Веневитинова”,  1829  г., существуют: “Полное собр. сочинений Д. В.  Веневитинова”,  изданное  под редакцией А. В. Пятковского (Спб., 1882 г. ), с его же статьей о жизни и сочинениях В., и отдельно “Стихотворения  В.  ”  (1884  г.)  в  “Дешевой Библиотеке”.

Необходимые дополнения к биографии В. и его письма см. у Н. Барсукова “Жизнь  и  труды  М.  П.  Погодина  (т.  2,  Спб.,  1888);  Н. Колюпанова, “И. А. Кошелев” (т. I, ч. 2, Спб., 1889),  и  в  статьях  М. Веневитинова, в “Историч. Вестнике” (т. XVII, 1884) и в “Русском Архиве” (1885, и, стр. 313 – 331). И.

Болдаков.

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/venevitinov_dmitrijj/

Краткая история дворянского рода веневитиновых

Дворянский род Веневитиновых сыграл исторически значимую роль в общественной, культурной и политической жизни России.

Родоначальником по одной версии считается Терентий (Терех) Веневитинов, по другой — Никифор Веневитинов. В начале XVII века они переселились из крепости Венев, из-под Тулы.

Веневитиновы были атаманами боярских детей и жили в Беломестной (Троицкой) слободе у северной границы частокола крепости Воронеж.

Совет

Воевода крепости за службу платил им денежное жалование и давал земельные участки вблизи Воронежа, а также разрешал заниматься беспошлинной торговлей.

Потомки одного из атаманов Герасим и Лаврентий (1629-1689) также служили в воронежской крепости.

Их деятельность была связана с финансированием воинской службы донских казаков и строительством речных судов. В 1740-е гг. казаки вместе с воронежским войском захватили крепость Азов.

В истории это событие получило название «Азовское сидение». Одним из отрядов воронежцев командовал Герасим Веневитинов.

Опыт в судостроении пригодился Веневитиновым. Сын Лаврентия Антон (1655-1717) руководил на воронежских верфях постройкой кораблей первого военного флота России и сохранением лесов. Его сын Фаддей Антонович (ок.

1674 – 1747) создал компанию по строительству речных судов, а также занимался суконным делом. Вместе со своим сыном Анкиндином (1709-1747) в конце 1730-х годов он построил усадебный комплекс в селе Новоживотинное.

Сын Анкиндина Фаддеевича Петр (1738 – 1799) участвовал в Семилетней войне, был предводителем губернского дворянства, добился в 1780-е годы внесения Веневитиновых в шестую часть родословной дворянской книги Воронежской губернии, реконструировал усадьбу в Новоживотинном и построил усадьбу в Русской Гвоздевке.

Его сын, Владимир Петрович Веневитинов (1777–1814), служил в Преображенском полку, принимал участие в Отечественной войне 1812 года. При нем воронежские усадьбы становятся загородными, так как вся семья зимой жила в Москве. Женившись на Анне Оболенской, Владимир Петрович породнил Веневитиновых с Пушкиными.

Обратите внимание

Старший сын Анны и Владимира Дмитрий (1805-1827) известен как поэт, философ. Он был одним из основателей известного в XIX веке «Общества любомудров». Его именем назван музей – усадьба. Младший сын Алексей (1806-1872) – государственный и общественный деятель России. Алексей Веневитинов принимал участие в разработке крестьянской реформы и в строительстве Храма Христа Спасителя.

Его сын Михаил Веневитинов (1844-1901) – историк, меценат, общественный деятель. Он написал более 100 научных трудов. На посту директора Румянцевского музея и Публичной библиотеки провел их масштабную реконструкцию и значительно пополнил фонды. Михаила Веневитинова дважды избирали губернским предводителем дворянства, на его личные средства строились школы и больницы в Воронежской губернии.

Брат Михаила Владимир (1846-1885) – известный российский дипломат. Старший из его сыновей Алексей (1875-1925) также как и отец стал дипломатом. Алексей Владимирович был последним из Веневитиновых, кто владел воронежскими усадьбами. В 1917 году он с семьей эмигрировал из России. Его потомки сейчас живут в Великобритании.

Источник: http://muzeinikitin.vzh.ru/kratkaya-istoriya-dvoryanskogo-roda-venevitinovyx

Веневитинов Дмитрий Владимирович – краткая биография

Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама

Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805 – 1827), поэт, критик. Родился 14 сентября (26 н.с.) в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование (серьезно занимался языками, живописью, музыкой).

В 1822 – 24 как вольнослушатель посещал лекции в Московском университете. Увлекался не только историей, философией и теорией словесности, но и математикой и естественными науками. Сдав экзамены за курс университета, поступает на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, но главным его занятием была литература.

Веневитинов стал одним из организаторов московского “Общества любомудрия”, которое ставило своей целью изучение идеалистической философии и романтической эстетики. Высшей целю человека и человечества поэт считает самопознание, которое для него есть путь к гармонии мира и личности.

Главная тема стихотворений Веневитинова – судьба поэта (“Поэт”, 1826; “Поэт и друг”, 1827). Он посвящает стихи друзьям, близким людям, возлюбленной (был безнадежно влюблен в Зинаиду Волконскую): “К моей богине” (1826), “Элегия” (1827), “Завещание”. Среди литературно-критических статей выделяется “Раэбор статьи о “Евгении Онегине”, высоко оцененный А.Пушкиным.

Веневитинов писал также о живописи, музыке. Его стихи “Смерть Байрона” (1825), “Песнь грека”, “Новгород” (1826) выражают вольнолюбивые идеи и настроения. Он сочувствовал декабристам. В октябре 1826 Веневитинов был переведен в Петербург по службе, при въезде в который был арестован по подозрению в причастности к заговору 14 декабря.

Двое суток, проведенных под стражей в сыром и холодном помещении, потрясли его физически и нравственно. Через полгода он внезапно скончался от сильной простуды 15 марта (27-го н.с.) 1827. Похоронен в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Повесть Очарованный странник одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков мастер фольклорных образов изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя.

Главный герой повести Иван Северьяныч Флягин очарованный странник, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) типичный, настоящий

Мечик – один из главных героев романа А. Фадеева “Разгром”.

Важно

Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного бесшабашный Морозка спасает его от неминуемой смерти.     Первая характеристика, которую дает писатель герою, очень лаконичная и точная: «чистенький». Фадеев пишет: « – Больно, ой… бо-больно!.. – стонал раненый, когда ординарец перебрасывал его через седло. Лицо у парня было бледное, безусое, чистенькое, хотя и вымазанное в крови».     Морозке Мечик не пон

Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма.

Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического.

Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них – это или смешна

Созданный в 1883 году роман «Жизнь» стал одним из наиболее ярких литературных произведений Мопассана. В нём автор обратился к классической теме всех времён и народов – изображению человеческой жизни со всеми её радостями и печалями.

Главной героиней «Жизни» Мопассан сделал аристократку Жанну, отличающуюся возвышенной душой и романтическими представлениями о мире.Художественная проблематика романа вытекает из его названия.

Перед читателем проходит история жизни вышедшей из монастыря девушки: её м

Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: “Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами”.

В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками, с молодой Советской властью.

Совет

Отвечая на анкету одной из буржуазных газет “Может ли интеллигенция работать с большевиками?”, он, единственный из участников анкеты, ответил: “Может и обязана”. Когда буквально через не

Родина – це важливий елемент будь-якого суспільства, без якого руйнується систематизація світу. Це те, без чого важко існувати будь-якій людині, адже родина надає підтримку та захист.

Родина – це люди, які будуть допомагати у різних ситуаціях, не відвернуться у важку хвилину.Коли родина велика це добра, адже тоді є до кого звернутися за допомогою та порадою. Також великі родини, зазвичай, весело проводять час.

Читайте также:  Краткая биография желязны

На свята всі збираються разом, розповідають, що у них відбулося, які є новини, ділятьс

Лиса – дикое животное. Обычно она обитает в лесу, на полях. Среди лис много разновидностей. Самая популярная – рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару.  Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее черные сапожки.

На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский.

Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого. На протяжении всего романа Болконский ищет своё предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы.     Эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых.

Андрей же человек чести, и для него неприемлемы подобные м

Смело можно говорить о подлинном открытии автора повести “Батальоны просят огня”: военная пора в жизни капитана предстала здесь не как строка биографии, а как начало судьбы целого поколения.

Отсюда такой обостренный интерес к этической проблематике, стремление раскрыть нравственные истоки подвига, высветить хорошее и дурное в человеке. Ю.

Обратите внимание

Бондарев одним из первых в послевоенной литературе вслед за Шолоховым (рассказ “Судьба человека”) соединил героическое с трагическим. Не батальные сцены, н

«Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства.

У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).

В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавск

Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/biografii/16802-venevitinov-dmitrij-vladimirovich-kratkaya-biografiya.html

ВЕНЕВИТИНОВ, ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ВЕНЕВИТИНОВ, ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1805–1827), русский поэт, философ, критик. Родился 14 (26) сентября 1805 в Москве в знатной дворянской семье. Отец умер, когда Веневитинову было 9 лет.

По материнской линии Веневитинов был дальним родственником А.С.Пушкина.

Получил прекрасное домашнее образование, знал латинский и древнегреческий языки, изучал философию, русскую и западноевропейскую литературу, живопись, музыку.

В 1822 поступил вольнослушателем в Московский университет, где посещал занятия профессора М.Г.Павлова и под его влиянием увлекся философией Шеллинга.

Окончив университет в 1824, Веневитинов поступил в московский архив министерства иностранных дел и стал членом «Общества любомудрия» во главе с В.Ф.Одоевским.

«Любомудры» придавали большое значение философии, которая, как писал Веневитинов, должна заставить Россию «развить свои силы и образовать систему мышления».

Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашел выражение в понимании им смысла философского познания: «Философия есть истинная поэзия, а истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами». Веневитинов воспринял шеллинговско-романтическую идею универсальной органичности мира («абсолютного организма»).

Задачи философии не ограничиваются, по Веневитинову, только пониманием существенных закономерностей реальности, но предполагают достижение глобальных космических и исторических целей: «Цель всякого познания, цель философии есть гармония между миром и человеком».

Такого рода «гармонизация» достигается благодаря происходящему в истории процессу философского «самопознания», о котором мыслитель-романтик писал с огромным воодушевлением: «Самопознание – вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека».

В романтическом ключе истолковывал Веневитинов суть художественного творчества, которое в своем историческом развитии проходит три стадии, связанные с особенностями исторических эпох: эпохе гармоничной юности человечества соответствует в искусстве стадия эпической поэзии (Гомер), эпоха «разлада» между человеком и миром находит отражение в лирической поэзии, а будущая вселенская гармония должна вызвать к жизни новые, «синтетические» (эпос и лирика) формы искусства.

Важно

В 1825 Веневитинов опубликовал свою первую статью Разбор статьи о «Евгении Онегине», о которой Пушкин написал: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное – или брань, или дичь». Веневитинов-критик считал необходимым «оценять словесность степенью философии времени».

После восстания декабристов 1825 Веневитинова подозревали в участии в заговоре, но обвинение не было доказано и, проведя некоторое время под арестом, он был отпущен. В 1827 он опубликовал свои первые стихи Любимый цвет и Три розы. Поэт переживал безответную любовь к З.

Волконской, и это сказалось в элегически-разочарованном тоне его стихов. Вольнолюбивые мотивы также являлись важной составляющей поэзии Веневитинова (поэма Новгород, 1826, и др. стихи). В его поэзии чувствовалось влияние И.В.Гёте и Дж.Г.Байрона.

В 1829 он перевел драматические поэмы Гете Земная участь художника и Апофеоз художника, а также несколько фрагментов из Фауста.

Как и другие бывшие любомудры, Веневитинов сотрудничал в журнале «Московский вестник», основанном в 1827. В 1826 переехал в Петербург и начал служить в министерстве иностранных дел. Одновременно работал над романом Владимир Паренский (отрывки опубл. 1829), который не успел завершить.

Умер Веневитинов в Петербурге 15 (27) мая 1827. Вскоре после его смерти было издано собрание его сочинений – Стихотворения (1829) и Проза (1830).

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Литература:

Котляревский Н.А. Старинные портреты. СПб, 1907
Веневитинов Д.В. Полное собрание стихотворений. Л., 1960
Тартаковская Л. Д.Веневитинов. Личность. Мировоззрение. Творчество. Ташкент, 1974
Маймин Е.

Русская философская поэзия. М., 1976
Веневитинов Д.В. Стихотворения. Поэмы. Драмы. М., 1976
Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980
Гинзбург Л. Опыт философской лирики. – В кн.: Гинзбург Л.

О старом и новом. Л., 1982

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы…»

Как настоящая фамилия Анны Андреевны Ахматовой?

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/VENEVITINOV_DMITRI_VLADIMIROVICH.html

Дмитрий Веневитинов

В четырнадцать лет он переводил Вергилия и Горация. В шестнадцать написал первое из дошедших до нас стихотворений. В семнадцать увлекался живописью и сочинял музыку.

В восемнадцать, после года занятий, успешно сдал выпускные экзамены в Московском университете и вместе с друзьями основал философское общество. В двадцать впервые выступил в печати как литературный критик и был отмечен Пушкиным.

В двадцать один — трагически ушел из жизни…

Сердце

«Душа разрывается. Я плачу как ребенок», — писал Владимир Одоевский, выражая общее настроение. О юном поэте скорбели все — какая-то особенная несправедливость есть в ранней смерти. А друзья, знавшие обстоятельства его жизни, поговаривали, что умер он от несчастной любви…

С Зинаидой Волконской Дмитрия в 1825 году познакомил все тот же Одоевский. Московский дом княгини был хорошо знаком всем ценителям прекрасного. В своеобразную академию искусства превратила его очаровательная хозяйка.

Умна, талантлива, красива, проста в обхождении, тонкая и внимательная собеседница — она заставила трепетать не одно влюбленное сердце. «Царицей муз и красоты» называл ее Пушкин.

Встреча с Волконской перевернула жизнь Веневитинова — он влюбился со всей страстью двадцатилетнего поэта.

Совет

Увы, безнадежно: Зинаида была старше его на 16 лет, и к тому же давно замужем, за братом будущего декабриста. И хотя тот был человеком для нее бесконечно далеким, но… кроме чувств есть еще и мнение света.

Романтические прогулки по Симонову монастырю, задушевные разговоры — поэту дарован был всего лишь миг счастья…

Пришел час, и Зинаида попросила о разрыве отношений, в знак вечной дружбы подарив Дмитрию кольцо. Простой металлический перстень, извлеченный на свет из пепла при раскопках Геркуланума… Друзья говорили, что Веневитинов никогда не расставался с подарком княгини и обещал надеть его или идя под венец, или стоя на пороге смерти.

Кольцо стало для него талисманом, памятью о непреходящей любви:

О, будь мой верный талисман! Храни меня от тяжких ран И света, и толпы ничтожной, От едкой жажды славы ложной, От обольстительной мечты И от душевной пустоты…

Эта трогательная история XIX века лучше, чем многое другое, свидетельствует о романтической натуре и отзывчивом сердце поэта. Но ограничить рассказ о Веневитинове лишь историей его любви было бы слишком несправедливо.

Ум

Первыми его воспитателями стали бывший наполеоновский офицер, большой поклонник римской литературы, и грек-книгоиздатель, знаток античных авторов. Поэтому Горация, Гомера и Платона Веневитинов прочитал в очень юном возрасте, и в подлиннике.

Круг вопросов, занимавших его, был столь обширен, что он не смог выбрать для себя факультет при поступлении в университет и ходил слушать лекции разных профессоров. Здесь же Дмитрий серьезно увлекся немецкой философией: Шеллинг, Кант, Фихте.

И вскоре вместе с университетскими друзьями: Одоевским, Кошелевым, Хомяковым — создал кружок «любомудрия» (так они перевели на русский греческое слово «философия»).

Обратите внимание

Целью кружка станет просвещение России, освобождение русской мысли от оков условностей, невежества и раболепства.

Именно в зарождении у нас любомудрия-философии видит Веневитинов средство к пробуждению российской мысли и к обретению привычки действовать руководясь разумом. Став литературным критиком, он собирается, ни много ни мало, изменить ход развития русской литературы, слабость которой видит «не столько в образе мыслей, сколько в бездействии мысли».

Пламенная натура поэта восстает против самого страшного порока русского человека — безразличия: «Легче действовать на ум, когда он пристрастился к заблуждению, нежели когда он равнодушен к истине».

А потому после выхода в свет первых двух глав «Евгения Онегина» Веневитинов тонко и очень точно характеризует пушкинского героя: «Онегин уже испытан жизнью; но опыт поселил в нем не страсть мучительную, не едкую, деятельную досаду, а скуку, наружное бесстрастие, свойственное русской холодности (мы не говорим о русской лени)…

Если жизнь его будет без приключения, он проживет спокойно, рассуждая умно, а действуя лениво». Среди всех откликов на роман в стихах Пушкин отметит именно рецензию Веневитинова.

Медленным, постепенным представлялся Веневитинову сей путь: «Вот подвиг…

воздвигнуть торжественный памятник любомудрию если не в летописях целого народа, то, по крайней мере, в нескольких благородных сердцах, в коих пробудится свобода мысли изящного и отразится луч истинного познания».

Кто они, обладатели «благородных сердец», о которых так страстно мечтал Веневитинов? Уж не такие ли, как он сам, поэты, полюбившие мудрость, уверовавшие в силу и действенность слова, но не утратившие пыла души? Для них Веневитинов формулирует закон, который гласит, что «…философия есть высшая поэзия», к ним обращает строки своего стихотворения:

Блажен, блажен, кто в полдень жизни И на закате ясных лет, Как в недрах радостной отчизны, Еще в фантазии живет. Кому небесное — родное, Кто сочетает с сединой Воображенье молодое И разум с пламенной душой.

Важно

Как все поэты, Веневитинов обладал даром пророчества. Предвидел он близкую свою кончину, провидческими оказались и строки, обращенные к перстню-талисману:

Века промчатся, и быть может, Что кто-нибудь мой прах встревожит И в нем тебя откроет вновь…

В 1930 году, когда ликвидировали Симонов монастырь, где был похоронен поэт, прах его перенесли на Новодевичье кладбище. Кольцо же извлекли из гроба и отдали в музей…

Сбывшееся поэтическое пророчество Веневитинова вселяет надежду, что и философские его предсказания когда-нибудь станут действительностью.

Особенно то, что в одной из своих статей вложил он в уста Платона, к которому испытывал столь глубокое почтение: «…она снова будет, эта эпоха счастья, о которой мечтают смертные. Нравственная свобода будет общим уделом; все познания человека сольются в одну идею о человеке; все отрасли наук сольются в одну науку самопознания.

Что до времени? Нас давно не станет, — но меня утешает эта мысль. Ум мой гордится тем, что ее предузнал и, может быть, ускорил будущее».

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/3514142_dmitriy_venevitinov

Ссылка на основную публикацию