Краткая биография виньи

Леонардо да Винчи – краткая биография

Леонардо да Винчи, крупнейшая фигура итальянского Высокого Возрождения – прекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства – живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем. Появился на свет он 15 апреля 1452 года неподалеку от Флоренции, в небольшом городке Винчи (отсюда его имя). Леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет отцом. Он питал надежды на то, что подросший Леонардо пойдет по его стопам, однако общественная жизнь не казалась тому интересной. В то же время не исключено, что ремесло художника было выбрано по той причине, что незаконнорожденным детям не были доступны профессии юриста и врача.

Как бы там ни было, после переезда их с отцом во Флоренцию (1469) Леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую Андреа дель Верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода.

Технологии работы художника флорентийской мастерской в те времена подразумевали технические эксперименты. Сближение с Паоло Тосканелли, астрономом, стало еще одним фактором пробуждения у Да Винчи серьезного интереса к различным наукам. Известно, что в 1472 г.

Обратите внимание

он являлся членом Флорентийской Гильдии художников, а к 1473 г. относят его первую датированную самостоятельную художественную работу. Через несколько лет (в 1476 или 1478 г.) у да Винчи появляется собственная мастерская.

Буквально с первых полотен («Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов») он заявил о себе как великий живописец, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу.

С начала 80-х гг. биография Леонардо да Винчи связана с Миланом, работой у герцога Людовика Сфорца в качестве живописца, скульптора, военного инженера, устроителя празднеств, изобретателя разнообразных механических «чудес», которые прославили его хозяина.

Да Винчи активно работает над собственными проектами в разных сферах (например, над подводным колоколом, летательным аппаратом и др.), однако Сфорца не проявляет к ним никакого интереса. В Милане Да Винчи прожил с 1482 по 1499 г. – до тех пор, пока войска Людовика XII не захватили город и не вынудили его отбыть в Венецию. В 1502 г.

его берет к себе на службу военным инженером и архитектором Чезаре Борджиа.

В 1503 г. художник вернулся во Флоренцию. К этому году (ориентировочно) принято относить написание, пожалуй, самой известной его картины – «Мона Лиза» («Джоконда»). На протяжении 1506-1513 гг.

да Винчи снова живет и работает в Милане, на этот раз он служит французской короне (под контролем Людовика XII тогда находился север Италии). В 1513 г.

переезжает в Рим, где его творчеству покровительствуют Медичи.

Последний этап биографии Леонардо да Винчи связан с Францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля Франциска I. Поселившись в замке Кло-Люсе, он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера, стал получателем крупной ренты.

Работая над планом монарших апартаментов, главным образом, выступал в ипостаси советника и мудреца. Через два года после приезда во Францию он серьезно заболел, ему было сложно передвигаться одному, правая рука онемела, и в следующем году он полностью слег. 2 мая 1519 г.

Важно

великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер; похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке Амбуаз.

Помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами («Поклонение волхвов», «Тайная вечеря», «Святое семейство», «Мадонна Литти», «Мона Лиза»), да Винчи оставил после себя порядка 7000 не связанных между собой рисунков, листов с записями, которые были после смерти мастера сведены воедино его учениками в несколько трактатов, дающих представление о мировоззрении Леонардо да Винчи. Ему принадлежит заслуга многочисленных открытий в области теории искусства, механики, естественных наук, математики, внесших весомый вклад в развитие наук и инженерной мысли. Леонардо да Винчи стал воплощением идеала итальянского Ренессанса и последующими поколениями воспринимался как своеобразный символ творческих устремлений, присущих тому времени.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_leonardo_da_vinchi.html

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Алексея Венецианова

Библиография

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО

С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ).

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828).

Совет

На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г.

 Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.

Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

«Захарка»

«Жнецы»

«Спящий пастушок»

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа».

Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице.

В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Обратите внимание

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела.

Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным.

В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. 

Интересные факты из жизни художника

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

А. Г. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862
  • Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. – М.; Л., 1931
  • Савинов А. Н. Художник Венецианов / Художник П. И. Басманов. — Л.; М.: Искусство, 1949
  • Алексей Гавриилович Венецианов. 1780—1847: Альбом / Сост. М. В. Алпатов. – М., 1954
  • Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955
  • Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963
  • Алексей Гаврилович Венецианов, 1780—1847 / Составитель альбома и автор вступит. статьи А. Савинов. — М.; Л.: Изогиз, 1963
  • Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. — Л.: Художник РСФСР, 1970
  • Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. – Л.: Искусство, 1980
  • Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. – М., 1983

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Алексей Венецианов: картины художника

Алексей Венецианов – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/venecianov-aleksej.html

Сочинение Жизнь и творчество Виньи

Первый поэтический сборник Виньи, нейтрально названный «Поэмами» («Poemes»), появился в 1822 г., через два года после «Поэтических медитаций» Ламартина.

Он знаменовал приход в французскую литературу еще одного выдающегося поэта-романтика, но поэта совсем другого, который нес с собой другие темы и мотивы, другие жанрово-стилевые формы и начинал другие тенденции в ее развитии. Жизнь и творчество Виньи обозначены драматизмом, непросто составлялась и его посмертная литературная судьба.

Потомок древнего аристократического рода, который имел графский титул, Виньи постоянно находился в несогласии с эпохой или, точнее с эпохами, в которые ему пришлось жить и создавать.

За ним закрепилась репутация представителя «аристократического романтизма», тем не менее, факты биографии и творчество Виньи не подтверждают этой репутации, а, наоборот, противоречат ей. Как справедливо заметил один из исследователей, в литературе Виньи был не графом, а поэтом, и отсюда, добавим, «нестандартность» его мировосприятия и поведения, которые не вкладываются в социологические схемы.

Будущий поэт после окончания лицея готовился к поступлению в Политехническую школу, которая выпускала офицеров, когда к власти возвратили Бурбонов.

Исполняя требования семьи и следуя обычаям предков, 17-летний граф Альфред де Виньи уже без любого конкурса и специальной военной подготовки получил звание младшего лейтенанта, со временем вступил в элитный кавалерийский полк.

Читайте также:  Краткая биография ахмадуллина

В 1825 году, прослужив уже и в гвардии, и в пехоте, Виньи женился, взял отпуск (а через два года совсем пошел в отставку) и поселился в Париже, чтобы целиком отдаться литературной работе. Последние 25 лет своей жизни Виньи провел в имении в Meн-Жиро.

Важно

Становление и первый этап творчества Виньи происходил в период Реставрации, в возобновленной дворянской монархии Бурбонов. Виньи проявил критическое отношение к Реставрации (в его поэзии доминируют мотивы одиночества, отчужденности от реальности, пессимизм) и сочувственный интерес к революции 1830 г.

Тем не менее, буржуазная Июльская монархия стала для него еще более неприемлемой, упомянутые мотивы усилились в его творчестве, да и само это творчество после 1835 г. резко пошло на спад. Он продолжал писать, но не так интенсивно, как раньше, лишь время от времени печатая стихотворения и поэмы и все больше замыкаясь в одиночестве.

Ранняя, да и не только ранняя, поэзия Виньи — поэзия медитирующая, поэзия самоуглубления и размышлений. Свои мысли и переживания поэт объективизирует, прибегает к эпическим и драматическим сюжетам, к ролевым лирическим героям.

Собственную заслугу перед французской литературой он видел в том, что «первым ввел композиции такого типа, которые подают философские мысли в эпических или драматических формах».

Сборник «Античные и современные поэмы» приоткрывается «Мистической книгой» – триптихом, который сложится из «Моисея», «Элоа» и «Потопа», поэм на библейские сюжеты. Виньи тоже был присущ романтический титанизм, и в триптихе он создает титанические образы героев, которые в гордом и трагическом одиночестве высоко поднимаются над миром и людьми.

Так, в поэме «Моисей» описан величественный образ библейского народного вождя и пророка, наделенного необыкновенной духовной силой.

Но эта избранность не только возвышает Моисея над людьми, а и обрекает его на вечный холод одиночества; и в монологе, обращенном к Богу, он жалуется на этот холод и просит «забвения в могильном сне», чтобы освободиться от него.

К известнейшим поэтическим произведениям Виньи принадлежит поэма «Элоа» на сюжет о «грешном ангеле», распространен в романтической литературе («Падение ангела» А. де Ламартина, «Конец Сатаны» В. Гюго, «Любовь ангелов» Т. Мура, «Демон» М. Лермонтова, отчасти «Каин» Дж.Н.Г. Байрона и т.п.).

Совет

Среди упомянутых произведений поэма Виньи более всего перекликается с лермонтовским «Демоном». В ней ангел Элоа, родившаяся из слезы Христа, спускается в ад к Сатане, надеясь спасти его своей любовью, но эта любовь оказывается для него губительной.

Виньи создал в поэме титанический образ Сатаны, который в тотальном равнодушии к миру творит зло, сам того не осознавая. Читателей поразили также «космические пейзажи» поэмы, не только их необъятность, а и колоритное богатство и тонкие нюансы. «Только он, — восторженно писал Т.

Готье, — владеет этим перламутрово-серым цветом, этим коралловым отсвечиванием, этими опаловыми прозрачностями, этой синевой лунного сияния, которое на фоне божественного белого света становится нематериальным».

Мотив оторванности человека от природы звучит уже в поэзии В. 20-х годов, но концентрированного мрачно-патетичного выражения достиг он в его поздней поэзии, в частности в поэме «Дом пастуха. К Еве».

Здесь «человеческому балагану» с его суетностью и тщеславием противопоставленная природа — величественная, прекрасная и вместе с тем тотально равнодушная к «комедии человеческой», преисполненная «ледового презрения» к нему.

В этой поэме природа обращается к людям с такими безжалостными словами:

Вы матерью зовете, а я для вас — могила.Не знаю тех, кого я уже потеряла,Не слышу, кто хвалу поет во тьме времени

Но человек оказывается у Виньи оторванным не только от природы, а и от Бога. Идея отверженности человека Богом у Виньи прозвучала наиболее громко и трагически, в частности в поэме «Оливковая гора»(1839).

В ней Христос на Оливковой горе (Гетсиманский сад), охваченный страхом близких смертных мучений, молит Бога-Отца открыть тайны человеческого бытия, жизни и смерти, добра и зла, но «Напрасно трижды он взывал: // «Мой Бог!» В ответ лишь ветер завывал».

Обратите внимание

Однако нужно сказать, что не все поэмы из последнего сборника Виньи преисполнены такого пессимизма и стоической скорби.

В некоторых из них поэт бросает и луч надежды, в частности в поэмах «Бутылка в море» и «Светлый дух», которые являются своеобразным завещанием последующим поколениям.

В них он выражает надежду на будущий триумф человеческой мысли и духа, гарантами которого выступают мыслители и поэты.

Альфред де Виньи был не только поэтом, а и прозаиком и драматургом. Кстати, широко известным у себя на родине и за ее пределами он стал благодаря своему первому прозаическому произведению — историческому роману «Сен-Map»(«Cinq-Mars», 1826), который появился в том же самом году, что и сборник «Античные и современные поэмы».

В своем романе писатель обратился к одной из переломных эпох французской истории, к 1-й пол. XVII ст., когда всесильный министр короля Луи XIII кардинал Ришелье превращал Францию в абсолютную монархию, ломая сопротивление феодальной аристократии.

В основу романа положено историческое событие, которое произошло в 1642—1643 гг., — аристократический заговор против кардинала Ришелье, возглавленный фаворитом короля, молодым маркизом Сен-Маром.

Этот заговор, как и немало предыдущих, провалился, наиболее знаменитые ее участники своевременно вышли из игры, а маркиз Сен-Map и его друг де Ту оставили головы на эшафоте.

Центральными героями романа Виньи выступают Сен-Map и Ришелье, конфликт между которыми является определяющим, поскольку они олицетворяют разные исторические силы, разные политические принципы и разные морали.

Тем не менее, Виньи не сводит произведение к контурам главного конфликта, как это было в классицистической трагедии.

Придерживаясь принципов исторического романа, он ставит своей задачей описать жизнь эпохи в ее полноте, в ее динамике и разнообразии, в ее историческом и местном колорите.

Важно

При этом писатель показывает, что эту жизнь, у него, казалось бы, вольготном разливе, пронизана созданной Ришелье полицейской системой, которая является предвестием тоталитарных режимов XX ст. Всюду рыщут агенты кардинала, полицейские щупальца проникают во все сферы жизни — от королевского двора до городского дна.

В тот день, когда в Лионе казнят Сен-Мара, в Париже по воле автора встречаются Мильтон и Корнель, и будущий секретарь Кромвеля спрашивает: «Не хочет ли Ришелье, подкапываясь под основы вашей монархии, создать в будущем республику?», на что автор «Сида» отвечает: «Он не знает, что создает». Здесь Корнель высказывает мысль автора романа, который считал, что своей деятельностью Ришелье готовил революцию конца XVIII ст. и, что хуже всего, диктатуры Робеспьера и Наполеона.

В концепции романа «Сен-Map» важная, если не определяющая, роль отводится моральному фактору, который вообще характерен для тогдашней историографии и для исторического роман.

Прикладывая моральные измерения к истории, Виньи осуждает Ришелье и его политику, которая оправдывает государственной необходимостью любое насилие и своеволие, несправедливость и аморальность.

По роману Виньи, главное преступление Ришелье состоит в том, что он отделил политику от морали и своим циничным политическим прагматизмом положил начало «ненормальному» историческому развитию Франции, что привело к катастрофам в будущем.

Страницы: 1 2

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-zhizn-i-tvorchestvo-vini/

Краткое содержание романа Виньи «Сен-Мар»

В основу сюжета романа положен рассказ о действительно имевшем место в 1642 г. заговоре любимца короля Людовика XIII, маркиза Сен-Мара против всесильного кардинала Ришелье.

1639 г. Юный Анри д’Эффиа, маркиз де Сен-Мар, отправляется служить королю — едет на осаду захваченного испанскими войсками Перпиньяна.

Под покровом ночи он прощается с Марией Гонзаго, герцогиней Мантуанской, живущей в замке под опекой его матери.

Совет

Молодые люди любят друг друга, но Мария «родилась дочерью монарха», и, чтобы получить её руку, Сен-Мар должен возвыситься. С этой мыслью молодой человек и отправляется в путь.

По дороге он заезжает в Луден повидаться со своим наставником, аббатом Кийе. Там он становится свидетелем казни священника Урбена Грандье, обвинённого в колдовстве. Однако истинная причина осуждения несчастного — написанный им памфлет против Ришелье.

Судья Лобардемон, желая доказать всем, что приговорённый одержим дьяволом, по дороге на костёр подносит к губам Грандье раскалённое железное распятие, и тот невольно отталкивает его.

Возмущённый подобной низостью, Сен-Мар хватает полой плаща распятие и наносит судье удар по лбу.

Продолжение после рекламы:

Сен-Мар понимает, что в лице судьи Лобардемона он приобрёл смертельного врага. Ночью юношу, «отличающегося болезненной чувствительностью и постоянным волнением сердца», преследуют тревожные сны: Урбен Грандье под пыткой, плачущая мать, Мария Гонзаго, ведущая его за собой к трону, куда он никак не может подняться, нежная рука, оказывающаяся рукой палача…

Сен-Мар приезжает под стены Перпиньяна и разбивает свою палатку там, где уже расположились молодые дворяне, которым надлежит быть представленными королю.

Объезжая позиции, он встречается с парламентским советником де Ту, своим другом детства. «Они обнялись, и глаза их увлажнились сладостными слезами».

Сен-Мар и де Ту участвуют в штурме испанского бастиона, проявляя при этом чудеса храбрости.

Обратите внимание

Сен-Мару выпадает честь предстать перед королём. Увидев «юное бледное лицо, большие чёрные глаза и длинные каштановые кудри», король поражён его благородным обликом.

Кардинал подсказывает Людовику, что молодой человек — сын доблестного маршала д’Эффиа. Восхищённый отвагой Сен-Мара, король назначает его капитаном своей гвардии и высказывает желание поближе познакомиться с ним.

Де Ту также удостаивается королевской похвалы.

Проезжая по лагерю, Сен-Мар спасает от расправы двух испанских пленных. Отправив их к своей палатке, сам он, превозмогая боль в раненой ноге, едет к королю. Все мысли Анри сосредоточены на том, как «понравиться» его величеству, ибо ему нужно «либо возвыситься, либо умереть». Де Ту упрекает его в тщеславии. Сен-Мар уверяет друга, что его «намерения чисты, как небеса».

Король радостно встречает юношу: его появление избавляет Людовика от тягостной беседы с кардиналом. Глядя на Сен-Мара, Ришелье чувствует, что этот молодой человек может причинить ему много неприятностей. Увидев, что Сен-Мар ранен, король приказывает позвать своего лекаря и заявляет, что, если рана не опасна, юноша будет сопровождать его в Париж.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Ришелье уверен, что Сен-Мар станет фаворитом, и посылает своего клеврета, отца Жозефа, следить за ним. «Пусть он либо служит мне, либо падёт», — заявляет кардинал.

Сидя у изголовья Сен-Мара, де Ту рассуждает о том, сколько пользы отечеству может принести честный придворный, бесстрашно говорящий монарху слова правды.

Желая приоткрыть завесу будущего, молодые люди, следуя старинному поверью, разворачивают шпагой молитвенник, чтобы на раскрывшихся страницах прочесть свою судьбу. Натянуто улыбаясь, Сен-Мар зачитывает рассказ о казни двух святых друзей-мучеников, Гервасия и Протасия.

В эту минуту в палатку входит отец Жозеф. Согласно тому же поверью, первый, кто войдёт в комнату после чтения, окажет большое влияние на судьбу читающих.

Отец Жозеф присутствует при разговоре Сен-Мара со спасёнными им пленными. Один из них оказывается сыном судьи Лобардемона; из-за жестокости отца он был вынужден покинуть родной дом. Сен-Мар даёт молодому Лобардемону возможность бежать, однако тайна его становится известной отцу Жозефу.

Важно

Проходит два года. Сен-Мар — обер-шталмейстер, признанный фаворит Людовика XIII. Кардинал тяжело болен, но продолжает управлять страной.

Прибывшая ко двору Мария Мантуанская находится под покровительством королевы Анны Австрийской, желающей выдать её замуж за польского короля. Но Мария по-прежнему любит Сен-Мара, и аббат Кийе тайно обручает их.

Теперь юноша должен стать коннетаблем, чтобы открыто просить её руки.

Но, несмотря на дружбу короля, Сен-Мару никак не удаётся возвыситься, и вину за это он возлагает на Ришелье. Многие дворяне ненавидят всесильного министра; из этого недовольства рождается заговор с целью устранения кардинала от власти. В него оказываются вовлечёнными брат короля Гастон Орлеанский и Анна Австрийская. Главой заговорщиков становится всеобщий любимец Сен-Мар.

Ради свержения Ришелье мятежные дворяне согласны вступить в сговор с Испанией и ввести в страну вражеские войска. Ознакомившись с планами заговорщиков, королева отказывается их поддерживать, но обещает сохранить в тайне все, что ей известно.

Случайно узнав о замыслах Сен-Мара, де Ту упрекает друга в предательстве интересов отчизны.

В ответ Сен-Мар рассказывает ему о своей любви к Марии — ведь именно ради неё он стал придворным, ради неё хочет быть «добрым гением» Людовика и уничтожить тирана-кардинала. Иначе ему остаётся только умереть.

Читайте также:  Краткая биография ерофеев в

Де Ту в отчаянии: он видел Марию при дворе, и она показалась ему легкомысленной кокеткой. Однако ради друга он готов на все, даже на участие в заговоре.

Знатные заговорщики собираются в салоне куртизанки Марион Делорм и приносят Сен-Мару клятву верности. «Король и мир» — таков их клич. Подписав договор с испанцами, Сен-Мар с молодым Лобардемоном отсылает его в Испанию. Узнав, сколь далеко зашли заговорщики, Гастон Орлеанский также отказывается участвовать в столь сомнительном предприятии.

Совет

Под покровом тьмы Сен-Мар и Мария встречаются в церкви святого Евстафия. Сен-Мар рассказывает возлюбленной о заговоре и просит её расторгнуть их помолвку. Девушка потрясена: она — невеста бунтовщика! Но она не намерена изменять своей клятве и покидать Сен-Мара.

Внезапно раздаётся голос аббата Кийе: он зовёт на помощь. Оказывается, его связали и заткнули рот, а на его место, в исповедальню, рядом с которой происходил разговор влюблённых, проскользнул преданный слуга кардинала отец Жозеф.

Аббату удаётся освободиться, но уже поздно: отец Жозеф все слышал.

Судья Лобардемон получает приказ раздобыть договор. В Пиренеях он настигает посланца Сен-Мара и узнает в нем своего сына. Однако судья исполнен ненависти, а не прощения. Завладев нужной ему бумагой, он предательски убивает собственного сына.

Сен-Мар и верный де Ту приезжают в лагерь заговорщиков под Перпиньяном.

Здесь Сен-Мара находит письмо королевы, которая просит его освободить герцогиню Мантуанскую от клятв, дабы та смогла выйти замуж за польского короля.

В отчаянии Сен-Мар отвечает, что разлучить его с Марией может только смерть, и отправляет гонца с письмом обратно. Чувствуя, что заговор провалился, Сен-Мар распускает заговорщиков.

Получив доказательство измены Сен-Мара, Ришелье требует от короля приказа на арест его любимца, угрожая, в случае отказа, уйти в отставку. Понимая, что сам он не в состоянии управлять страной, Людовик подчиняется. Неожиданно появляется Сен-Мар. «Я сдаюсь, потому что хочу умереть, — заявляет он изумлённому королю, — но я не побеждён». Также поступает и самоотверженный де Ту.

Сен-Мара и де Ту заключают в крепость. Во время следствия к ним в камеру приходит отец Жозеф и предлагает Сен-Мару отравить Ришелье. После смерти кардинала король, несомненно, вернёт молодому человеку своё расположение, и тогда тот станет покровителем отца Жозефа и поможет ему стать кардиналом. Сен-Мар с негодованием отвергает предложение лицемерного монаха.

Судьями Сен-Мара и де Ту назначаются Лобардемон и его подручные на луденском судилище; они приговаривает друзей к смертной казни. Но сами судьи не доживают до исполнения вынесенного ими приговора: подручные Ришелье сталкивают их в воду, и огромные лопасти мельничных колёс размалывают их на куски.

К узникам в качестве духовника допускают аббата Кийе. От него Сен-Мар узнает, что королева горько упрекает себя за какое-то письмо. Но главное, нет известий от его возлюбленной Марии…

Аббат говорит, что бывшие заговорщики хотят освободить их возле самого эшафота, Сен-Мару нужно только подать знак — надеть шляпу.

Обратите внимание

Однако молодые люди, «подготовленные к смерти долгим раздумием», отвергают помощь друзей, и, дойдя до эшафота, Сен-Мар бросает шляпу на землю далеко от себя. Подобно мученикам Гервасию и Протасию, Сен-Мар и де Ту погибают под топором палача.

«Последний вздох» молодых людей «был также последним вздохом монархии», заключает автор устами поэта Корнеля.

Источник: https://briefly.ru/vini/sen-mar/

Альфред де Виньи. Подробная биография

Альфред Виктор де Виньи – французский писатель, крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма – родился 27 марта 1797 года в Лоше (департамент Эндр и Луара, Франция).

Альфред де Виньи родом из старинной дворянской семьи, активно боровшейся против революции; некоторые члены его семьи погибли на гильотине. Вошёл в жизнь с сознанием обречённости своего класса.

В 15 лет поступил на военную службу; состоял в охране Людовика XVIII, когда тот во время «Ста дней» бежал. Оставался военным до 1827, но ни разу не участвовал в сражениях.

По его собственным словам, «видел рабство армии, но не знал её величия» («Servitude et grandeur militaire»).

Если верить указаниям самого де Виньи, точность которых иногда подвергается сомнению, в 16 лет написал «La Dryade», а в 18 лет — «Symétha», в которых он следовал Андре де Шенье — писателю, гильотинированному во время революции и потому духовно близкому де Виньи, как и всем современным ему поэтам «проклятой расы», поэтам погибавшей аристократии.

В печати дебютировал статьёй о Байроне и поэмой «Le bal» (Бал) в журнале В. Гюго «Conservateur» (1819-1822).

Вошёл в литературу в дни зарождения первого кружка романтиков.

В журнале кружка «La Muse Française» (1823-1824) опубликовал поэму «Dolorida», стихи «Sur la mort de Byron» (Ha смерть Байрона) и статью о Брюгере де Сорсюме, переводчике Шекспира на французский язык.

В 1822 де Виньи опубликовал сборник «Poèmes», куда вошли три песни неоэллинской поэмы «Héléna», античные поэмы: «La Dryade», «Symétha», «Le Somnambule», Библейские поэмы: «La fille de Jephté» (Дочь Иевфая), «Le bain d’une dame romaine» (Ванна римской дамы), «La femme adultère» (Прелюбодейка) и современные поэмы: «La prison» (Тюрьма), «Le bal», «L’ode au malheur» (Ода несчастью).

Важно

В последующие годы де Виньи печатает поэмы о сильных, отчаявшихся, одиноких, полные гордой героики: «Moïse» (Моисей, 1822), «Le Déluge» (1823), мистическую поэму «Элоа» — о проникшемся людскими страданиями падшем ангеле; эта тема была модной в то время, ей также посвящено «Chute d’un ange» (Падение ангела) Ламартина. Вместе с ранее указанными поэмами и рядом других («Le Trappiste», «Le Cor» (Рог), «Madame de Soubise», «La Frégate „La Serieuse“, ou la plainte du capitaine» (Фрегат «Серьёзная», или Жалоба капитана) и др.) они вошли в сборник «Poèmes antiques et modernes» (Античные и новые поэмы, 1826), которым надолго закончился первый период поэтической деятельности Виньи.

Начиная с 1826, де Виньи переходит к роману и драме. Он пишет исторический роман «Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII», посвящённый судьбе юного маркиза Сен-Мара, казнённого за заговор против Ришелье.

В 1828 он переводит «Венецианского купца» Шекспира, в 1829 — «Отелло». Верный принципу «правды поэта», а не истории, даже тогда, когда речь шла о поэте прошлого, де Виньи в этих переводах не следовал оригиналу в точности.

Постановка «Отелло» в «Comédie Française» была успешной авангардной стычкой пред той победоносной битвой, которую романтики дали постановкой в том же театре в следующем сезоне «Эрнани» В. Гюго.

За переводами следует оригинальная историческая драма де Виньи «Le maréchal d’Ancre» (1831) и комедия «Quitte pour la Peur» (1833).

Обе драмы прошли, в сравнении с другими романтическими постановками тех сезонов, в особенности с драмами В. Гюго и А. Дюма, — незаметно.

Одновременно с первыми драмами де Виньи публикует свою поэму «Париж», отмеченную любовью к городу и новым культурным веяниям.

Последний роман де Виньи «Stello» (1832), его последняя драма «Chatterton», написана в 1833 специально для актрисы Мари Дорваль, и мемуарная книга «Servitude et grandeur militaire» (Рабство и величие военной жизни, 1835) имели успех.

После драмы «Чаттертон» Виньи написал повесть «Красная печать», открывающую цикл военной прозы «Неволя и величие солдата», где автор вскрыл одну из причин своего отчаяния.

«Неволя и величие солдата» — последняя книга, вышедшая при жизни Виньи. В 1842 он был избран в Академию, в 1848 — выставил свою кандидатуру в Учредительное собрание, но провалился. В центре литературной жизни после постановки «Чаттертона» и выхода последней книги он больше не был.

С 1836-1837 де Виньи до своей смерти прожил уединённо в своём имении, откуда лишь изредка выезжал.

Совет

Там он написал «Poèmes philosophiques» (Философские поэмы), «La colère de Samson» (Гнев Самсона, 1839), «La sauvage» (Дикая, 1843), «La mort du loup» (Смерть волка, 1843), «La maison du berger» (Дом пастуха, 1844), поэму о жёнах декабристов «Wanda» (1847), «Les Destinées» (Судьбы, 1849), «Le mont des Oliviers» (Холм масличный, 1862) и некоторые другие, менее известные поэмы. Полностью они были напечатаны лишь после смерти Виньи в сборнике «Les Destinées». Тогда же вышел и его дневник — «Journal d’un Poète», полный глубочайшего пессимизма, отчаяния, одиночества и религиозного стоицизма обречённого верующего.

Альфред де Виньи умер 17 сентября 1863 года в Париже.

Биография

Произведения

  • Сен-Map
  • Смерть волка
  • Элоа, или Сестра ангелов

Критика

Ключевые слова: Альфред де Виньи, Alfred de Vigny, романтизм, биография Альфреда де Виньи, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 19 в, жизнь и творчество Альфреда де Виньи

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20181022-biografiya-alfreda-de-vini

Альфред Виктор де Виньи

Крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма. Родом из старинной дворянской семьи, активно боровшейся против революции; некоторые члены его семьи погибли на гильотине. Вошёл в жизнь с сознанием обречённости своего класса.

«Ещё в лицее, — говорил он впоследствии, — я почувствовал, что происхожу из проклятой расы». 15 лет поступил на военную службу; состоял в охране Людовика XVIII, когда тот во время «Ста дней» бежал. Оставался военным до 1827, но ни разу не участвовал в сражениях.

Видел рабство армии, но не знал её величия («Servitude et grandeur militaire»).

Ранние годы

Если верить указаниям самого Виньи (их точность подвергается сомнению), он 16 лет написал «La Dryade» и 18 лет — «Sym?tha», в которых он следовал Андре де Шенье — писателю, гильотинированному во время революции и потому близкому Виньи, как и всем современным ему поэтам «проклятой расы», поэтам погибавшей аристократии. В печати дебютировал статьёй о Байроне и поэмой «Le bal» (Бал) в журнале В. Гюго «Conservateur» (1819—1822).

Вошёл в литературу в дни зарождения первого кружка романтиков. В журнале кружка «La Muse Fran?aise» (1823—1824) опубликовал поэму «Dolorida», стихи «Sur la mort de Byron» (Ha смерть Байрона) и статью о Брюгере де Сорсюме, переводчике Шекспира на французский язык.

В своих критических статьях Виньи опирался на традицию Шекспира и Байрона вместо традиции классиков, Корнеля и Расина. Следуя в «La Dryade» и в «Dolorida» Андре де Шенье, Виньи утверждал свою особую линию консервативного романтизма, но все же многими элементами своего творчества продолжал классиков.

В 1822 Виньи опубликовал сборник «Po?mes», куда вошли три песни неоэллинской поэмы «H?l?na», античные поэмы: «La Dryade», «Sym?tha», «Le Somnambule», библейские поэмы: «La fille de Jepht?» (Дочь Иевфая), «Le bain d’une dame romaine» (Ванна римской дамы), «La femme adult?re» (Прелюбодейка) и современные поэмы: «La prison» (Тюрьма), «Le bal», «L’ode au malheur» (Ода несчастью).

В последующие годы Виньи печатает поэмы о сильных, отчаявшихся, одиноких, полные гордой героики: «Mo?se» (Моисей, 1822), «Le D?luge» (1823), мистическую поэму «Eloa» — о проникшемся людскими страданиями падшем ангеле; эта тема была модной в то время, ей также посвящено «Chute d’un ange» (Падение ангела) Ламартина.

Вместе с ранее указанными поэмами и рядом других («Le Trappiste», «Le Cor» (Рог), «Madame de Soubise», «La Fr?gate „La Serieuse“, ou la plainte du capitaine» (Фрегат «Серьёзная», или жалоба капитана) и др.

) они вошли в сборник «Po?mes antiques et modernes» (Античные и новые поэмы, 1826), которым надолго закончился первый период поэтической деятельности Виньи.

Зрелое творчество

Начиная с 1826, он переходит к роману и драме. Он пишет исторический роман «Cinq-Mars, ou une conjuration sous Louis XIII» (Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII), посвящённый судьбе юного маркиза Сен-Мара, казнённого за заговор против Ришельё.

В соответствии с поэтикой романтиков о примате правды поэта над правдой жизни и истории Виньи говорил: «У музы есть своя истина, более прекрасная, чем правда», и спрашивал: «На что нужно искусство, если оно только удвоение и проверка действительности?» Несмотря на то, что Виньи, по его словам, изучил свыше 300 книг и рукописей, он переполнил книгу самыми невероятными анахронизмами, оправдывая это тем, что «искусство не толкователь истины, а её заместитель».

Читайте также:  Сочинения об авторе лихачев

Не следуя исторической правде, Виньи снижает образ Ришелье, низвергает кардинала с пьедестала за стремление ограничить права аристократии в пользу буржуазии и возвеличивает Сен-Мара и его сторонников, противников политики Ришелье.

Обратите внимание

Сочувственный интерес к тем, кто боролся против каких-либо уступок третьему сословию, выразился и в изучении Виньи Фронды; её историю он хотел написать, но замысел этот остался неосуществлённым. Поэзия Виньи была оценена лишь немногими — близкими к «кружку романтиков», где в ту пору Виньи ставили рядом с Виктором Гюго.

Роман «Cinq-Mars» принёс ему первый большой успех и заставил широкого читателя заинтересоваться его поэмами.

В 1828 он переводит «Венецианского купца» Шекспира, в 1829 — «Отелло».

Верный принципу «правды поэта», а не истории, даже тогда, когда речь шла о поэте прошлого, Виньи в этих переводах не счёл для себя необходимым строго следовать оригиналу: «Я старался передать дух, а не букву», — говорил он.

Постановка «Отелло» в «Com?die Fran?aise» была успешной авангардной стычкой пред той победоносной битвой, которую романтики дали постановкой в том же театре в следующем сезоне «Эрнани» В. Гюго.

За переводами следует оригинальная историческая драма Виньи «Le mar?chal d’Ancre» (1831) и комедия «Quitte pour la Peur» (1833). Обе драмы прошли, в сравнении с другими романтическими постановками тех сезонов, в особенности с драмами В. Гюго и А. Дюма, — незаметно.

Одновременно с первыми драмами Виньи публикует свою поэму «Париж» — дань культу города и торжеству науки.

Богоборчески заявляя, что «Христос умер в нашем сердце», Виньи и в этой поэме не отходит от своего лейтмотива — страдания и смерти («Лишь два несомненных начала я знаю в этом хаосе судьбы: страдание и смерть»), но страшнее всего была бы смерть Парижа. Тогда надо было бы сказать: «Мир надолго погрузился в ночь».

Шумный успех выпал на долю Виньи после опубликования его последнего романа «Stello» (1832), последней драмы «Chatterton» (написана в 1833 специально для актрисы Мари Дорваль, поставлена впервые в 1835) и мемуарной книги «Servitude et grandeur militaire» (Рабство и величие военной жизни, 1835).

В «Стелло» Виньи поставил проблему исторической судьбы поэта, в «Чаттертоне» — его современного положения. «Стелло» — скорбь одиночества и обречённости поэта. Поэты — «величайшие и несчастнейшие люди.

Важно

Они образуют почти непрерывную цепь славных изгнанников, смелых, преследуемых мыслителей, доведённых нищетой до сумасшествия». «Имя поэта благословенно, его жизнь — проклята. То, что называют печатью избранности, составляет почти невозможность жить».

Поэты — «раса, всегда проклятая всеми правительствами: монархи боятся, а потому преследуют поэта, конституционное правительство убивает его презрением (доведённый обидами и нищетой до самоубийства английский поэт Чаттертон), республика их уничтожает (Андре Шенье)».

«О, — восклицает Виньи, — безымённое множество, вы с рождения враг имён, ваша единственная страсть — равенство; и пока вы будете существовать, — вы будете движимы беспрерывным остракизмом имён».

Так понятую судьбу поэта Виньи вскрывает в драме «Чаттертон», посвящённой самоубийству английского поэта Чаттертона. В каждом французе, по мнению Виньи, живёт водевилист.

«Чаттертоном» Виньи стремился поставить на место водевиля «драму мысли». Его Чаттертон, понятно, очень далёк от одноимённого английского поэта. Едва ли даже можно того назвать прототипом.

Прототипом для Виньи скорее был молодой Вертер Гёте.

Виньи сам заявлял, что Чаттертон для него «только имя человека». Это имя — «романтический символ» одинокого, обречённого сына «пагубной феи, именуемой поэзией».

Чаттертон кончает самоубийством, потому что он, по мнению врача, болен «болезнью нравственной и почти неизлечимой, которая поражает молодые души, влюблённые в справедливость и красоту и встречающие в жизни на каждом шагу неправду и безобразия.

Эта болезнь — ненависть к жизни и любовь к смерти. Это — упрямство самоубийцы».

Драма вызвала ожесточённую дискуссию, вплоть до протестующих речей в парламенте. Говорили, что она, как «Вертер» в своё время, стала причиной участившихся самоубийств среди молодёжи. Винили Виньи, что он пропагандирует самоубийство. Виньи отвечал: «Самоубийство — религиозное и социальное преступление, так говорит долг и разум. Но отчаяние — не идея. И не сильнее ли оно разума и долга?»

После драмы «Чаттертон» Виньи написал своё мемуарное «Рабство и величие военной жизни», где вскрыл одну из причин своего отчаяния. «Армия, некогда источник гордости и силы погибавшей аристократии, утеряла своё величие. Она сейчас только орудие рабства.

Некогда армия была большой семьёй, проникнутой чувством долга и чести, стоицизмом беспрекословной покорности во имя долга и чести». Сейчас она — «жандармерия, большая машина, которая убивает и которая страдает».

«Солдат — жертва и палач, гладиатор слепой и немой, несчастный и жестокий, который, побивая сегодня ту или иную кокарду, спрашивает себя, не наденет ли он её завтра на свою шляпу».

Здесь отчаяние аристократа, поверженного в прах армией революции и видящего в армии немую, покорную, порабощённую и чуждую ему силу.

«Рабство и величие военной жизни» — последняя книга, вышедшая при жизни Виньи. В 1842 году он был избран в Академию, в 1848 — выставил свою кандидатуру в Учредительное собрание, но провалился. В центре литературной жизни после постановки «Чаттертона» и выхода последней книги он больше не был.

Поздние годы

С 1836—1837 Виньи до своей смерти прожил уединённо в своём имении, откуда лишь изредка выезжал.

Там он написал свои «Po?mes philosophiques» (Философские поэмы), «La col?re de Samson» (Гнев Самсона, 1839), «La sauvage» (Дикая, 1843), «La mort du loup» (Смерть волка, 1843), «La maison du berger» (Дом пастуха, 1844), поэму о жёнах декабристов — «Wanda» (1847), «Les Destin?es» (Судьбы, 1849), «Le mont des Oliviers» (Холм масличный, 1862) и другие поэмы, проникнутые богоборческим протестом одинокого отчаяния. Полностью эти поэмы появились лишь после смерти Виньи в сборнике «Les Destin?es». После его смерти вышел и его дневник — «Journal d’un Po?te», полный глубочайшего пессимизма, отчаяния, одиночества и религиозного стоицизма обречённого верующего.

Значение творчества

Виньи, наряду с Гюго, был одним из создателей французского романтизма. Романтизм Виньи консервативен. Реставрация 1814 вернула Бурбонам престол, но она не вернула аристократии её былого богатства и власти.

«Старый порядок», феодализм погиб.

Именно в эпоху реставрации французская промышленность так развилась, что стимулировала окончательный переход власти от земельной аристократии к промышленной и финансовой буржуазии, создание июльской буржуазной монархии.

И если в первые годы реставрации ещё казалось, что возврат к прошлому возможен, что «Гений христианства» («Шатобриан») восторжествует, иначе говоря — ушедшее в прошлое аристократическое величие вернётся, то скоро, ещё до 1830, а тем более после установления монархии, стало совершенно очевидно, что возврата к прошлому нет: аристократия погибает. Виньи с трагическим стоицизмом заявляет: «Быть больше не суждено. Мы погибаем. Отныне одно лишь важно: достойно умереть». Остаётся лишь ответить «презрительным молчанием» на «вечное молчание божества» («Христос в Гефсиманском саду», «Le mont des Oliviers») или последовать мудрому стоицизму затравленного волка, который поучает людей:

Совет

Это не было призывом к самоубийству. То был призыв к последнему героическому сопротивлению, к ожесточённой схватке отчаявшихся. Это последнее сопротивление должно быть тем упорнее, что, по мнению Виньи, речь идёт о судьбах человеческого гения.

Прошлое благополучие аристократии связано с господством католической церкви. Виньи, как и все консервативные романтики, чужд материалистического неверия XVIII века, его пессимизм религиозно окрашен. Виньи приходит к великой покорности воле божией.

Три основных мотива: мотив гордой, одинокой, отчаявшейся личности, которая уходит из мира, полная презрения к его «безымённому множеству», мотив богоборчества, мотив покорности воле творца — сливаются с мотивом бесконечной преданности, верности и любви — этими основными добродетелями феодального рыцаря, ставшими у Виньи выражением готовности нести свой крест.

Комплекс этих мотивов заполняет все творчество Виньи, начиная от его «Le malheur» (1820) и «La prison» (1821) и кончая «Le mont des Oliviers» (1862), «La mort du loup» (1843) и последними записями в «Journal d’un Po?te».

Он находит материал для своих мотивов в библейской древности («La fille de Jepht?», «Mo?se», «Le D?luge», «La col?re de Samson»), в античном мире («La Dryade», «Sym?tha» и др.

), в современной ему действительности («Paris», «Le bal»), в средневековьи («Le Cor»), в судьбе жён декабристов, которых он характеризует как людей безграничной верности, любви и покорности воле творца, готовности нести свой крест («Wanda»), наконец в судьбе поэта всех веков («Stello», «Chatterton»). Везде те же отчаявшиеся, одинокие, обречённые, которые жаждут покоя в смерти.

До революции 1830, пока пути консервативного и радикального романтизма ещё не разошлись (их тогда объединяло общее недовольство существующим), Виньи ставили рядом с Гюго, критики считали Виньи гениальным поэтом и величайшим мастером стиха.

После революции 1830 произошло отрезвление, и пред последующими поколениями все отчётливее обрисовывались недостатки творчества Виньи: подражательность (Шенье, Байрону, Мильтону, поэмам Оссиана, современникам — Сумэ, Жиро, Дешану), его риторика, схематизм языка персонажей.

Справедливо указал Валерий Брюсов, что «пользуясь почти исключительно александрийским стихом с правильной цезурой, Виньи не обладал даром музыкального стиха. Очень немногие отрывки в его поэмах истинно певучи (вступления в поэмах „La Neige“ и „Le Cor“). Большей частью стих Виньи однообразен по своей фактуре, бесцветно правилен, же?сток.

Обратите внимание

Виньи искал рифм исключительно полнозвучных, поэт должен был сильно затрудняться в выборе слов. Его стихи, несмотря на это, текут довольно свободно, и его созвучия не производят впечатления искусственности». Последнее относится особенно к его посмертному сборнику «Les Destin?es», проникнутому глубокой искренностью.

В нём действительно скорбь последних дней обречённого преобладает над надеждой последнего сопротивления.

Библиография

  • Граф Сен-Марс, или заговор при Людовике XIII, перевод А. Очкин. 4 чч. — СПБ. 1829 (2-е изд., СПБ., 1835 и другие переводы — в приложении к журналу «Мир божий» за 1895).
  • Стелло или Голубые бесы. Повести, рассказанные больному чёрным доктором. 2 чч. СПб. 1835.
  • Грешница. перевод В. Буренина. «Вестник Европы». 1868.
  • Потоп, перев. Д. Минаева. «Отечественные записки». 1869. XII.
  • Смерть волка, перев. В. Курочкина. «Русская мысль». 1886. X.
  • Брюсов. Французские лирики XIX века. СПб. 1908.
  • Драма Чаттертон. перевена И. Воейковым.
  • Неволя и величие солдата. «Антик». 1913.
  • ?uvres compl?tes. 8 vv. — P. 1863—1866.
  • ?uvres complet?s. Ed. Delagrave. 8 vv. — P. 1906—1909.
  • ?uvres compl?tes. collection Nelson.
  • Po?mes antiques et modernes. Ed. critique publ. par E. Est?ve. 1914.
  • де Ла-Барт Ф. Разыскания. Киев. 1908.
  • Брюсов В. Альфред де Виньи в «Истории западной литературы» / под ред. Ф. Батюшкова. издание товарищества «Мир».
  • Луначарский А. В. Альфред де Виньи. Поэт и человек (по поводу 50-летней годовщины смерти Виньи). «Киевская мысль». — 1913. Ї 267.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. Гиз. — М. 1927.
  • Нусинов И. М. Проблема исторического романа. Гиз. — М. 1927.
  • Соколова Т. В. Философская поэзия А. де Виньи. Л. Изд-во ЛГУ, 1981. 174 с.
  • Sainte-Beuve. Nouveaux Lundis. t. VI. — P. 1872.
  • Gautier, Histoire de Romantisme. — P. 1874.
  • Pal?ologue M. A. de Vigny. — P. 1891.
  • Dorison. A. de Vigny. — P. 1892.
  • Baldensperger F. A. de Vigny. 1912.
  • S?ch? L. A. de Vigny et son Temps. Ed. Felix Juven. — P. 1913.
  • Masson M. A. de Vigny. — P. 1908.
  • Louvri?re E. A. de Vigny. sa vie et son ?uvre. lib. Armand Colin. — P. 1909.
  • Citoleux Marc. A. de Vigny. 1924.
  • Faguet E. Dix-Neuvi?me si?cle. — P.
  • France A. A. de Vigny (?uvres compl., t. I, A. de Vigny, ?tude, 1925).
  • Gurzon H., de, Bibliographie des ouvrages relatives ? de Vigny, «Bibliographie Moderne», 1897.
  • Lanson G. Manuel bibliographique de la litt?rature fran?aise. 1925.

Источник: http://people-archive.ru/character/alfred-viktor-de-vini

Ссылка на основную публикацию