Творчество С.П. Залыгина и основные типы женских образов в повести «На Иртыше»
Сергей Павлович Залыгин родился 23 ноября (6 декабря) 1913 в с. Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям.
В 1939 окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института, заведовал кафедрой сельхозмелиорации (1946-1955); кандидат технических наук (1949).
Во время Великой Отечественной войны являлся старшим гидрологом Гидрометеослужбы Сибирского военного округа (накопленный здесь материал лег в основу книги Залыгина «Северные рассказы», 1947); в 1955-1964 – старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР.
В 1941 выпустил первую книгу «Рассказы».
После войны активно выступал с беллетристическими и публицистическими работами, посвященными проблемам сельского хозяйства (книги рассказов и очерков «На Большую землю», 1953; «Весной нынешнего года», 1964; «Красный клевер», 1955).
В «оттепельные» годы опубликовал повесть «Свидетели» (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960-1970-х годов, в том числе – своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести «Обыкновенные дни» (1957) и книгу рассказов «Блины» (1963). Заметными в общественной жизни страны стали выступления Залыгина (как и В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и др.) в защиту сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря, истощенного, в свою очередь, непродуманной системой ирригации. С обозначенными проблемами связаны книга Залыгина «О ненаписанных рассказах: Литературно-критические статьи», изданная в Новосибирске (1961), и роман «Тропы Алтая», посвященный исследователям труднодоступных районов. Роман привлек внимание А.Т. Твардовского и был опубликован в 1962 в журнале «Новый мир», где в 1964 увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть «На Иртыше (Из хроники села Крутые Луки)», в смелом для советской литературы тех лет критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.
«Крестьянский», со свойственным ему трудолюбием, трезвой рассудительностью и реальной осмысленностью существования, взгляд на мир с еще большей силой проявился в основных произведениях Залыгина – романах «Соленая падь» (1967; Государственная премия СССР, 1968), «Комиссия» (1975) и «После бури» (кн. 1-2; 1980-1985), представляющих панорамную, многофигурную хронику жизни Сибири 1920-х годов. Здесь историческая достоверность, психологизм, социально-философская аналитичность породили концепцию противостояния народной правды (в «Соленой пади» – образ партизанского вожака Мещерякова, имевшего прототипом алтайского крестьянина Е. Мамонова, с помощью собранной им многотысячной армии пытавшегося создать настоящую «партизанскую республику»; в «Комиссии» – орган мужицкой власти Лесная Комиссия) и политического авантюризма (образ антагониста Мещерякова, Брусенкова, предтечи советской себялюбивой и жестокой номенклатуры, презирающей здоровую мораль естественного человека), ориентацию на отказ от контрастности идеологического мышления, способность к диалектически гибкой и всесторонней оценке событий (трактовка нэпа в романе «После бури»).
С середины 1960-х годов Залыгин жил в Москве, преподавал в Литературном институте им. А.М. Горького, занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР и РСФСР. В 1986-1998 – главный редактор журнала «Новый мир», на страницах которого впервые на родине опубликован «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына, а также роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» и другие острокритические беллетристические и публицистические сочинения (в том числе самого Залыгина).
Острота нравственной коллизии, раскрытой в повествовании об интимной, камерной жизни, высветила незаурядные возможности Залыгина как писателя-психоаналитика, в поисках новой любви усматривающего типичные для современного городского интеллигента попытки выхода за рамки неизбежного одиночества (роман «Южноамериканский вариант», 1973). Документально-исторический (с элементами художественной условности) «роман без сюжета» «Свобода выбора» (1996) продолжил постоянную для писателя тему народа и власти на материале предреволюционных лет России 20 в. Философская повесть «Однофамильцы» (1995) посвящена проблемам преемственности в истории культуры; повести «Ирунчик» и «Уроки правнука Вовки» (обе 1997) – образцы современного бытописания, не лишенного моральной назидательности.
Залыгин оставил также путевые очерки (в т.ч. о Китае, который он посетил в 1958), повесть «Оська – смешной мальчик: Фантастическое повествование в двух периодах» (1973), многочисленные литературно-критические («Мой поэт. О творчестве Чехова», 1969; «Литературные заботы», 3-е изд., 1982; «Собеседование», 1982; статьи о Н.В. Гоголе, Л.Н. Толстом, П.Н. Васильеве, А.П. Платонове, Л.Н Мартынове и др. писателях) и философско-публицистические статьи («Два провозвестника», 1995, в которой две концепции культурно-исторического миссионерства России – у Ф.М. Достоевского и В.И. Ленина – анализируются с явной симпатией к гуманистически-реальному наполнению первой; «Моя демократия», 1996, напоминающая о нравственных постулатах истинного народовластия; «Культура, демократия и тоталитаризм», 1997, в которой Залыгин высказывает мысль о необходимости утверждения демократии не «сверху», а «снизу», и именно с помощью культуры, т.е., в первую очередь, национального языка и воплощенного в нем образа мыслей).
Умер писатель в Москве 19 апреля 2000.
Александр Солженицын так отозвался о С.П. Залыгине: «Сергей Павлович Залыгин был замечательный душевный человек. И писатель вдумчивый, серьезный, с ответственностью перед читателями, не так, как современные литературные штукари, очень чуткий к народной боли. Поэтому ему было очень трудно за многие, многие годы его писательства, признанного в Советском Союзе. Он с большим трудом проходил через цензуру, и, конечно, его вещи страдали при этом… Сам Сергей Павлович, надо сказать, провел полжизни в Сибири, в разных ее местах, и очень с ней был связан. Он не был человек воинственный, но он был глубоко мужественный. И эта мужественность ему понадобилась в его состязании с властями в защиту русских рек от поворота. Собственно говоря, он был одним из самых главных борцов, тех, которые отстояли русские реки – северные, сибирские – от безумного глупого поворота… Ему пришлось много чего вытерпеть. Так топали на него ногами, кричали, из кабинета выгоняли, он все это сделал. Он очень теплый, очень симпатичный человек» (выступление в программе «Вести»).
Источник: https://studbooks.net/594658/literatura/tvorchestvo_zalygina_osnovnye_tipy_zhenskih_obrazov_povesti_irtyshe
Залыгин Сергей Павлович – Российский Писатель
Сергей Залыгин родился 6 декабря 1913 года в седе Дурасовка, Уфимской губернии. Появился на свет в семье продавца книжного магазина. Детство и юность будущего писателя проходили в сложные послереволюционные годы.
После окончания школы в 1929 году Залыгин поступает в Барнаульский сельскохозяйственный техникум, который заканчивает в 1932 году и недолго работает агрономом в Хакасии.
В 1933-1939 годах он учится в Омском сельскохозяйственном институте на гидромелиоративном факультете, после окончания которого работает по специальности. В эти годы начинает писать очерки и рассказы, публикуя их в газете «Омский рабочий».
В 1941 году выходит его первый сборник «Рассказы». Во время войны работал старшим техником-гидрологом на полярной станции Салехард Сибирского военного округа, затем руководителем гидрографических работ на Средней и Нижней Оби. Материал, накопленный здесь, стал основой книги «Северные рассказы», вышедшей в 1947 году.
В 1948 году Залыгин защитил диссертацию и в течение 10 лет заведовал кафедрой мелиорации в Омском сельхозинституте. За эти годы были написаны книги: «Весной нынешнего года», «Красный клевер», повесть «Свидетели». Встреча с Александром Твардовским заставляет его осознать, что настоящее его призвание – литература.
В 1962 году в журнале «Новый мир» появляется роман «Тропы Алтая», имевший большой успех.
В 1964 году Твардовский публикует повесть Залыгина «На Иртыше». В конце концов Сергей Павлович оставляет преподавательскую и научную деятельность, отдав все время и силы литературному творчеству.
Переезжает в Москву, ведет семинары прозы в Литературном институте. В 1967 году был опубликован роман «Соленая Падь», в 1975 – «Комиссия».
Как ученый он не мог пройти мимо темы «Человек и НТР», и в 1970-1980-е годы она по-новому зазвучала в его творчестве: роман «Южноамериканский вариант» (1973), рассказ «Женщина и НТР».
Перу Залыгина принадлежат статьи о Льве Толстом, Александре Пушкине, Николае Гоголе, Андрее Платонове и многих других. В 1982–1985 годах был написан роман «После бури». В 1987 году была выпущена его книга «Критика, публицистика»; в 1988 – книга «Три пункта бытия» (роман, повести, рассказы) и сборник публицистических очерков «Позиция»; в 1991 – «Проза. Публицистика».
С 1985 года Залыгин руководил журналом «Новый мир», который, благодаря ему, в годы перестройки играл весьма значительную роль в культурной жизни страны.
По его инициативе в 1988 году в СССР вновь начали печатать произведения А.И. Солженицына. Также Сергей Павлович входил в состав редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
За свое литературное творчество он был награжден многими государственными наградами.
Сергей Павлович Залыгин скончался 19 апреля 2004 года в Москве.
Источник: https://ruspekh.ru/people/item/zalygin-sergej-pavlovich
Залыгин, Сергей Павлович // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)
ЗАЛЫГИН Сергей Павлович (23 ноября 1913, с. Дурасовка Уфимской губернии — 19 апреля 2000, Москва), прозаик, публицист, литературовед. Кандидат технических наук (1948).
Родился в семье служащих. Окончил Барнаульский сельхозтехникум (1932), гидромелиораторский факультет Омского сельскохозяйственного института (1939), работал инструктором и агрономом в Хакасии. В 1930-е гг. сотрудничал в газете «Омская правда», публиковал очерки и рассказы. первый сборник «Рассказы» опубликовал в 1941.
Во время Великой Отечественной войны — старший гидролог Гидрометеослужбы СибВО в Салехарде, руководитель гидрографической экспедиции на Средней и Нижней Оби. Опыт, накопленный на Севере, лег в основу книги «Северные рассказы» (1947). В 1946—55 — заведующий кафедрой мелиорации Омского сельскохозяйственного института.
В эти годы написаны книги: «Весной нынешнего года» (1954), «Красный клевер» (1955), повесть «Свидетели» (1956). В 1955—64 — старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР. В 1962 в журнале «Новый мир» опубликовал роман «Тропы Алтая», имевший большой успех, в 1964 — повесть «На Иртыше», посвященный теме коллективизации в Сибири.
В 1964 переехал в Москву, целиком посвятив себя литературной работе. Преподавал в Литературном институте. Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза писателей СССР и РСФСР. В 1986-98 гг. – главный редактор журнала «Новый мир». В эти годы журнал публикует много произведений «возвращенной литературы», в том числе «Архипелаг ГУЛАГ» А.
Солженицына, роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака, а также публицистические статьи на острые общественно-политические темы, материалы об экологии. Среди авторов статей — сам Залыгин.
Одна из главных особенностей прозы Залыгина — публицистичность, острота постановки историко-социальных проблем.
Важное место в творчестве писателя уделено экологической тематике, вопросам сохранения природы и нравственности в условиях развития научно-технической революции (романы «Соленая падь», «Южноамериканский вариант» (1973), «Комиссия» (1975), «После бури» (1982—85).
В своем творчестве Залыгин углубил художественное понимание трагических событий истории советского периода, преодолел многие сложившиеся стереотипы.
Так, в «Соленой пади» он сосредоточил внимание на конфликте внутри одного партизанского лагеря, что расширило представление о сложности Гражданской войны. В романе «Комиссия» показал утопичность, трагическую обреченность Лесной Комиссии как символа истинного народовластия, уничтожение ее жестоким ходом истории.
Залыгин— автор публицистических статей (сборник очерков «Позиция», 1988), статей о русских писателях — Л. Толстом, А. Пушкине, Н. Гоголе, А. Платонове, В. Распутине, В. Шукшине и др. (книга «Критика, публицистика», 1987). Романы Залыгина переведены более чем на 30 иностранных языков. Лауреат Государственной премии СССР (1967).
Герой Социалистического Труда (1988). Народный депутат СССР (1989-91).
Награды: орден Ленина, Дружбы народов.
Соч.: Собрание сочинений: В 6 т. М., 1989-1991.
Лит.: Яновский П.П. Сергей Залыгин: Очерк творчества. Кемерово, 1965; Колесникова Г.А. Сергей Залыгин. М., 1969; Очерки русской литературы Сибири: В 2 т. Новосибирск, 1982. Т. 2: Нуйкин А.А.
Зрелость художника: Очерк творчества Сергея Залыгина. М., 1984; Дедков И.А. Страницы жизни, страницы творчества. М., 1985; Горшенин А.В. Сергей Залыгин: Литературный портрет. Новосибирск, 1986; Русские писатели. XX век: Био-библиогр.
словарь. М., 1998. Ч. 1.
А.В. Горшенин
Источник: http://irkipedia.ru/content/zalygin_sergey_pavlovich_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009
Залыгин Сергей Павлович | Литературная карта города Новосибирска и Новосибирской области
Русский советский писатель, академик РАН. Родился 6 декабря 1913 (23 ноября по старому стилю) в селе Дурасовка (ныне Сухаревка, Мелеузовский район, Корнеевский с/с, Башкортостан) в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям.
В 1939 году окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института. Занимался научной работой, участвовал в экспедициях в Сибири. Первая литературная публикация относится к 1940 году.
Во время войны служил инженером-гидрометеорологом на северной Оби. В 1948 году защитил кандидатскую диссертацию и был приглашен на должность зав. кафедрой орошения и мелиорации Омского сельскохозяйственного института.
В 1953 году переехал в Новосибирск и занялся в основном литературной деятельностью, оставаясь одновременно сотрудником Сибирского отделения АН СССР. В конце 1960-х годов переселился в Москву. С 1969 был одним из секретарей правления СП РСФСР.
Первый роман Залыгина «Тропы Алтая», написанный в 1962 году, был посвящён биологам. В этом произведении впервые была отчетливо заявлена одна из сквозных тем творчества Залыгина — неразрывная связь человека и природы, «натуро-философская» окраска размышлений писателя о жизни общества и современного человека.
А уже следующее произведение Залыгина — повесть «На Иртыше», напечатанная в «Новом мире» в 1964 году, — стало событием и общественным, и художественным. Впервые в советской подцензурной печати коллективизация тридцатых годов была представлена как трагический перелом в судьбах русского крестьянства, а следовательно — и в судьбах России ХХ века.
Однако значимость этой повести отнюдь не исчерпывалась общественно-публицистическим ее содержанием. В новом своем произведении Залыгин выступает как художник и философ. По сути, перед нами художественное исследование создававшегося в России веками крестьянского уклада жизни: быт, культура труда и взаимоотношений, мироощущение, жизненная философия.
В 1992 году повесть была экранизирована режиссёром Вячеславом Сорокиным.
За повестью «На Иртыше» последовали романы «Соленая падь» (1968), «Комиссия» (1975), «После бури» (1985). Каждое из этих произведений не только для писателя но и для отечественного читателя было этапным в осмыслении основных вопросов русской истории и нашего национального характера.
Роман «Соленая падь», посвященный гражданской войне в Сибири, рассказывает о партизанском вожаке, полководце-самородке Ефреме Мещерикове (прототипом его стал алтайский крестьянин Е.М. Мамонтов) и о его «партизанской республике»; это роман о сибирском крестьянстве, взявшем в гражданской войне сторону красных и защищавших в ней свои коренные интересы.
В основу сюжета романа «Комиссия», действие которого также приходится на годы гражданской войны, легла история создания сибирскими крестьянами Лесной Комиссии в 1918 году.
Целью этой Комиссии, а по сути, Крестьянского правительства, было сберечь и лес вокруг их деревни, и земли, и саму крестьянскую жизнь в тяжкое разорительное время гражданской войны.
«Комиссия» — одна из немногих наших книг, где гражданская война осознана как общенародное, национальное бедствие с глубокими последствиями.
В обоих романах художественно исследуется народная власть, возникшая вне «правил», её социальная и психологическая природа, её правосознание и философия, её идеалы и способ действия. И одновременно это романы о трагедии, об исторической обречённости такой власти.
И в «Соленой пади», и в «Комиссии» весь образ изображаемой жизни как бы вытянут навстречу будущему — Залыгин уверен, что и в 18-м и в 19-м годах правота была на стороне народного большинства; вопрос был в том, как распорядится народ своей правотой и чего добьется, какое будущее заложит для себя.
И, наконец, последний — четвертый роман — художественное исследование узловых моментов истории русского общества в начале века — роман «После бури», явился масштабной попыткой воссоздать «идеологический ландшафт» Советской России двадцатых годов, увидеть её жизнь, а главное понять порождаемые этой жизнью мысли изнутри, на разных уровнях, в том числе и на тех, какие обычно не принимались во внимание советской литературы, скажем, мировосприятие той поры представителей «старой» России, изгоев в новой действительности.
Произведения Сергея Залыгина неоднократно отмечались премиями: романы «Южноамериканский вариант» и «Комиссия» — премией журнала «Наш современник», а за роман «Соленая падь» автор был удостоен Государственной премии СССР в 1968 году.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени в 1964 году, орденом Ленина в 1971 году.
В девяностые годы награждён Орденом дружбы народов за литературную и общественную деятельность, а также Орденом Сергия Радонежского второй степени и грамотой от Алексия Второго за свою экологическую деятельность.
В августе 1986 году его назначили главным редактором журнала «Новый мир», который благодаря перестройке под его руководством вновь начал играть значительную роль в культурной жизни СССР. Залыгин открыл новую, самую яркую страницу в новейшей истории журнала.
Именно в этом журнале публиковались недоступные ранее советскому читателю произведения русской литературы, и острейшие произведения, посвященные больным сторонам современной жизни.
Публицистика «Нового мира» рубежа восьмидесятых-девяностых годов открывала для русского общества всю полноту, остроту и масштабность современных проблем. Вводила в современный культурный обиход современную русскую философию, политологию, экономическую мысль.
Журнал стал тем органом, который позволил войти в литературу целой плеяде новых талантливый русских писателей.
Именно на посту главного редактора журнала «Новый мир» в 1988 году Сергею Павловичу Залыгину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Умер Сергей Павлович Залыгин 19 апреля 2000 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Произведения:
- «Рассказы» (1941)
- «На Большую землю» (1953)
- «Красный клевер» (1955)
- «Обыкновенные дни» (1957)
- «Тропы Алтая» (1962)
- «Весной нынешнего года» (1964)
- «На Иртыше» (1965)
- «Соленая падь» (1968)
- «Черты профессии». Статьи (1970)
- «Литературные заботы». Статьи (1972, 1979)
- «Южноамериканский вариант» (1973)
- «Комиссия» (1976)
- «Фестиваль» (1980)
- «Рассказы от первого лица» (1983)
- «После бури» (1985)
- «Зимний хлеб». Пьеса (1988)
- «Незабудка» (1989)
Творчество:
(фрагмент повести «На Иртыше»)
С печки под настил полатей высунулась кудлатая стариковская голова, вслед за нею — рука с горящей спичкой… Покуда огонь спички не достал пальцев, старик глядел неподвижно, серьезно, ничуть не удивляясь и ничего не спрашивая, и только из бороды его вдруг вывалился большой тяжелый крест и закачался на длинной цепке, словно маятник…
Бросив спичку, старик помусолил на губах пальцы и спросил:
— Шапки-то сымают в дому или как ноне? В колхозе это ни к чему? — Зевнул. Перекрестил рот с редкими длинными зубами, потом спустил с печи костлявые ноги в исподних штанах до колен и сам неторопливо спустился вниз. Сел на прилавок, зевнул, поправил крест на голой, тощей груди и ответил себе: — Совсем даже ни к чему…
Степан Чаузов, нагнувшись к старику, крикнул:
— Сын где у тебя? Где Лександра?
— Сын-от? Так он — не мой, сын-от… Он теперя ваш. Сказать — колхозный. Обчественный… Вот объясните, где он? Где подевали? Чей он приказ сполняет?
Мужики как-то разом шумнули, кто-то крикнул:
— Не дури, отец! Лександра твой зерно спалил. Семена. Понятно тебе?!
— И-ишь ты! До чего крестьянин дошел — зерно жгет! Семена! Хлебушко, значит, и в огонь! Времена-а… Ну, огоньку-то, видать, ишшо премного будет… Ишшо не одно зерднышко сгорит в огоньке-то…
— Э-эх, старый! А еще просил Лександра-то твой перенесть его всем миром на Митрохино место! Сегодня только и просил…
— Как-как?
— Избу вот эту просил перенесть, говорю!
— А и что же? Опять же и дом-от нонче без хозяина. Сказать, так хозяевов у его — вся деревня… Обчественный вроде. Ну и обчество обязано об доме заботиться, коли Иртыш ограду моет… Чтобы все было в аккурате. Или — не так говорю?!
— Ты, старой, не крути! — крикнул Егорка Гилев, сорвавшись на высокую ноту.— Мы ужо без тебя шибко крученные: раз перекрутнешь, оно на обратную-то сторону знаешь как р-развернётся?!
— Все может быть, все может быть… Вот и ты, Егорша, ночью ко мне без спросу пожаловал и шапку не скидываешь… Да ить не как-нибудь — с оружьем, а? — Старик взял из рук Егора ломик, поднялся с прилавка, подошел к лампе.— Острый ли ломик-то?…— Потрогал острие большим костлявым пальцем.
— Острый, видать…— И вдруг, закинув ломик за плечо, повернулся, всхрапнул и дико заревел через бороду: — А ну, цыть отседова, проклятущие!!! С глаз долой! Пришибу любого, на святую икону, на Христа-бога не погляжу — пришибу! Днем зерно выгребаете с амбара, ночью — ордой разбойничать?! Пришибу, хады!
В длинной разорванной рубахе, в исподних штанах, будто обрубленных до колен, откинувшись назад и высоко слева от себя закинув ломик, старик Ударцев медленно двинулся правым ребристым боком вперед, заслоняя собою лампу и бросая на людей огромную колеблющуюся тень без головы — тень головы уползала за настил полатей…
Он дышал тяжело и хрипло сквозь клыкастый, широко раскрытый рот, все дальше заламывал обнаженные до локтей сухожильные руки, и все пронзительнее двумя тонкими полосками, словно лезвиями, блестел в его руках круглый ломик.
— Ну, хады, не одного пришибу! Не-ет, не одного…
Люди попятились прочь, потом кто-то метнулся в дверь, и те, кто был на крыльце, столкнули со ступеней, тех, кто стоял в сенцах, выдавили на крыльцо…
И только Степан Чаузов, упершись плечом о косяк, остался в избе…
На полатях вдруг сначала тихо, а потом во весь голос страшно завопила девчонка:
— О-о-ой, мамынька-а-а!
Но старик не дрогнул, не поднял глаз, а, все круче разворачиваясь боком вперед, медленно двигался на Степана…
А Степан все стоял и глядел на старика, не спуская глаз, и по грязному, в размазанной саже и копоти, лицу его катились капли пота, и потому, что лицо иногда вздрагивало, капли оставляли на нем ломаные белые линии — на лбу, на щеках, на бледных, плотно сжатых губах…
— Ма-а-мынька! — снова крикнула девчонка на полатях, и в дверь ворвалась Ольга…
— Батя! Опомнитесь, батя, человека убиваете! Человека! — Она бросилась на старика, повисла на нем, обхватив за шею, а подбородком, головой старалась достать его заломленную вверх руку…
Старик остановился…
Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной юношеской библиотеки:
Произведения автора:
- Собрание сочинений в 4-х томах. Романы «Соленая падь», «Тропы Алтая», «Южноамериканский вариант», «Комиссия», повести «На Иртыше», «Оська — смешной мальчик», «Свидетели», рассказы и статьи о литературе / С. Залыгин. — Москва : Молодая гвардия, 1979.
- «Комиссия» / С. Залыгин. — Новосибирск, 1981.
- «Комиссия» / С. Залыгин. — Москва : Вече, 2012.
- «Солёная падь» / С. Залыгин. — Москва, 1976.
- «Обыкновенные дни» / С. Залыгин. — Москва, 1957.
- «Боб», «Санный путь». С. Залыгин // «Сибирский рассказ». — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1975.
- «На Иртыше». С. Залыгин // «Повести и рассказы советских писателей»: Кн.1. — Москва : Художественная литература, 1985.
- «Незабудка». С. Залыгин // «Повесть’89». — Москва : «Современник», 1990.
- А также публикации в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Сибирская столица» и других.
Об нём:
- «Писатели Сибири» : Избранные статьи / Н. Н. Яновский. — Москва : Современник, 1988.
- «История и современность» : статьи / Н. И. Яновский. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1974.
- «Голоса времени» / Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1971.
- «Поиск» : литературно-критические статьи / Н. Н. Яновский. — Новосибирск : Западно-сибирское книжное издательство, 1979.
- «Умное сердце» : три портрета (Е.Стюарт, Л.Решетников, Н.Яновский) / Ю. М. Мостков. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1976.
- «Беседы о сибирской литературе» / Горшенин А. В. — Новосибирск : ИД «Горница», 1997.
- «Зрелость художника». Очерк творчества С. Залыгина / А. А. Нуйкин. — Москва : Советский писатель, 1984.
- «Русская литература конца ХХ века» : пособие для старшеклассников и студентов / К.Д Гордович. — СПб. : Петербургский институт печати, 2003.
- «Между исповедью и проповедью». Очерки о писателях стран СНГ и Балтии / Л. А. Теракопян. — Москва : Культурная Революция, 2010.
- «Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов» (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин) / А. Ф. Лапченко. — Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1985.
- «Сергей Залыгин. Страницы жизни и творчества» / И. А. Дедков. — Москва : Современник, 1985.
- «Бесповоротный. 6 декабря исполнилось бы 100 лет Сергею Залыгину». П. Гончаров // Литературная газета. — 2013.
Источники:
- Сайт «Академик».
- Сайт «Журнальный зал».
Источник: http://infomania.ru/map/?p=2256
Сергей Залыгин (6 декабря 1913 – 19 апреля 2004) , советский писатель и общественный деятель, академик РАН
Сергей Павлович Залыгин родился (23 ноября) 6 декабря 1913 года в Уфимской губернии, в семье продавца книжного магазина. Детство и юность будущего писателя проходили в сложные послереволюционные годы. После окончания школы в 1929 году Залыгин поступает в Барнаульский сельскохозяйственный техникум, который заканчивает в 1932 году и недолго работает агрономом в Хакасии. В 1933–1939 годах он учится в Омском сельскохозяйственном институте на гидромелиоративном факультете, после окончания которого работает по специальности. В эти годы начинает писать очерки и рассказы, публикуя их в газете «Омский рабочий». В 1941 году выходит его первый сборник «Рассказы».
Во время войны работал старшим техником-гидрологом на полярной станции Салехард Сибирского военного округа, затем руководителем гидрографических работ на Средней и Нижней Оби. Материал, накопленный здесь, стал основой книги «Северные рассказы», вышедшей в 1947 году. В 1948 году Залыгин защитил диссертацию и в течение 10 лет заведовал кафедрой мелиорации в Омском сельхозинституте. За эти годы были написаны книги: «Весной нынешнего года» (1954), «Красный клевер»(1955), повесть «Свидетели» (1956).
Встреча с Александром Твардовским заставляет его осознать, что настоящее его призвание – литература. В 1962 году в журнале «Новый мир» появляется роман «Тропы Алтая», имевший большой успех. В 1964 году Твардовский публикует повесть Залыгина «На Иртыше».
В конце концов Сергей Павлович оставляет преподавательскую и научную деятельность, отдав все время и силы литературному творчеству. Переезжает в Москву, ведет семинары прозы в Литературном институте. В 1967 году был опубликован роман «Соленая Падь», в 1975 – «Комиссия». Как ученый он не мог пройти мимо темы «Человек и НТР», и в 1970–1980-е годы она по-новому зазвучала в его творчестве: роман «Южноамериканский вариант» (1973), рассказ «Женщина и НТР».
Перу Залыгина принадлежат статьи о Льве Толстом, Александре Пушкине, Николае Гоголе, Андрее Платонове и многих других. В 1982–1985 годах был написан роман «После бури».
В 1987 году была выпущена его книга «Критика, публицистика»; в 1988 – книга «Три пункта бытия» (роман, повести, рассказы) и сборник публицистических очерков «Позиция»; в 1991 – «Проза. Публицистика».
С 1985 года Залыгин руководил журналом «Новый мир», который, благодаря ему, в годы перестройки играл весьма значительную роль в культурной жизни страны. По его инициативе в 1988 году в СССР вновь начали печатать произведения А.И. Солженицына. Также Сергей Павлович входил в состав редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
За свое литературное творчество он был награжден многими государственными наградами.
Умер Сергей Павлович Залыгин 19 апреля 2004 года в Москве.
Источник: https://www.calend.ru/persons/1258/
Залыгин сергей павлович
0 комментариев
ЗАЛЫГИН СЕРГЕЙ ПА́ВЛОВИЧ – русский прозаик, публицист, критик.
Из семьи ссыльных интеллигентов-революционеров.
Окончил Омский сельскохозяйственный институт (1939), где в 1946-1955 годах заведовал кафедрой.
Во время Великой Отечественной войны работал в гидрометеослужбе Сибирского военного округа. Сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР (1955-1968). С 1968 года жил в Москве, преподавал в Литературном институте им. М. Горького. В 1986-1998 годах главный редактор журнала «Новый мир».
Дебютировал как журналист в 1935 году. Среди ранних произведений Залыгина – книги «Рассказы» (1941), «Северные рассказы» (1947); книга очерков «Весной нынешнего года» (1954); роман «Тропы Алтая» (1962), отразивший научные интересы автора.
Тема народа и власти – в центре наиболее известных произведений Залыгина, дающих широкую панораму жизни Сибири в переломные исторические моменты: повесть «На Иртыше» (1964) – о коллективизации; романы «Солёная Падь» (ч.
1-2, 1967-1968; Государственная премия СССР, 1968) и «Комиссия» (1975) – о событиях Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны 1917-1922 годов, «После бури» (ч. 1-2, 1982-1986) – об эпохе НЭПа.
Показывая гибкую способность народной массы к самоорганизации, Залыгин отмечает губительность попыток управлять этим процессом извне; в «Солёной Пади» он впервые в советской литературе выводит отрицательный образ коммуниста-руководителя.
Обращаясь к современной тематике, Залыгин избирал в качестве героев представителей городской интеллигенции (роман «Южноамериканский вариант», 1973), людей науки (повесть «Однофамильцы», 1995).
Поздняя проза нередко отмечена экспериментами в области повествовательной техники – «роман без сюжета» «Свобода выбора» (1996) и др.
Основные темы публицистики Залыгина – судьба русского крестьянства, бережное отношение к природе (протест против переброски части стока северных рек в южные районы – в статье «Поворот», 1987, и др.
), о необходимости которого Залыгин писал и в художественной прозе («Экологический роман», 1993).
Убеждённый в пагубности любой насильственной переделки мира, Залыгин в статье «Культура, демократия и тоталитаризм» (1997) возражал против внедрения «сверху» также и демократических идей.
Автор статей о русских классиках (Н.В. Гоголе, А.П. Чехове, Л.Н. Толстом) и современных русских прозаиках.
Награждён орденом Ленина (1988).
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/zalygin_sierghiei_pavlovich
Статья: Сергей Павлович Залыгин
(1913-2000)
ЗАЛЫГИН, СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (1913–2000), русский писатель и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1988), народный депутат СССР (1989–1991), академик РАН (1991). Родился 23 ноября (6 декабря) 1913 в с.Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губ. в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям.
В 1939 окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института, заведовал кафедрой сельхозмелиорации (1946–1955); кандидат технических наук (1949).
Во время Великой Отечественной войны старший гидролог Гидрометеослужбы Сибирского военного округа (накопленный здесь материал лег в основу книги Залыгина Северные рассказы, 1947); в 1955–1964 – старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР.
В 1941 выпустил первую книгу Рассказы; после войны активно выступал с беллетристическими и публицистическими работами, посвященными проблемам сельского хозяйства (кн. рассказов и очерков На Большую землю, 1953; Весной нынешнего года, 1964; Красный клевер, 1955).
В «оттепельные» годы опубликовал повесть Свидетели (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960–1970-х годов, в т.ч.
– своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести Обыкновенные дни (1957) и книгу рассказов Блины (1963). Заметными в общественной жизни страны стали выступления Залыгина (как и В.П.Астафьева, В.Г.Распутина и др.
) в защиту сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря, истощенного, в свою очередь, непродуманной системой ирригации.
С обозначенными проблемами связаны книга Залыгина О ненаписанных рассказах: Литературно-критические статьи, изданная в Новосибирске (1961), и роман Тропы Алтая, посвященный исследователям труднодоступных районов. Роман привлек внимание А.Т.
Твардовского и был опубликован в 1962 в журнале «Новый мир», где в 1964 увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть На Иртыше (Из хроники села Крутые Луки), в смелом для советской литературы тех лет критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.
«Крестьянский», со свойственным ему трудолюбием, трезвой рассудительностью и реальной осмысленностью существования, взгляд на мир с еще большей силой проявился в основных произведениях Залыгина – романах Соленая падь (1967; Государственная премия СССР, 1968), Комиссия (1975) и После бури (кн.
1–2; 1980–1985), представляющих панорамную, многофигурную хронику жизни Сибири 1920-х годов. Здесь историческая достоверность, психологизм, социально-философская аналитичность породили концепцию противостояния народной правды (в Соленой пади – образ партизанского вожака Мещерякова, имевшего прототипом алтайского крестьянина Е.
Мамонова, с помощью собранной им многотысячной армии пытавшегося создать настоящую «партизанскую республику»; в Комиссии – орган мужицкой власти Лесная Комиссия) и политического авантюризма (образ антагониста Мещерякова, Брусенкова, предтечи советской себялюбивой и жестокой номенклатуры, презирающей здоровую мораль естественного человека), ориентацию на отказ от контрастности идеологического мышления, способность к диалектически гибкой и всесторонней оценке событий (трактовка нэпа в романе После бури).
С середины 1960-х годов Залыгин жил в Москве, преподавал в Литературном институте им. А.М.Горького, занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР и РСФСР. В 1986–1998 – главный редактор журнала «Новый мир», на страницах которого впервые на родине опубликован Архипелаг ГУЛАГ А.И.Солженицына, а также роман Б.Л.Пастернака Доктор Живаго и др. острокритические беллетристические и публицистические сочинения (в т.ч. самого Залыгина).
Острота нравственной коллизии, раскрытой в повествовании об интимной, камерной жизни, высветила незаурядные возможности Залыгина как писателя-психоаналитика, в поисках новой любви усматривающего типичные для современного городского интеллигента попытки выхода за рамки неизбежного одиночества (роман Южноамериканский вариант, 1973). Документально-исторический (с элементами художественной условности) «роман без сюжета» Свобода выбора (1996) продолжил постоянную для писателя тему народа и власти на материале предреволюционных лет России 20 в. Философская повесть Однофамильцы (1995) посвящена проблемам преемственности в истории культуры; повесть Ирунчик и Уроки правнука Вовки (обе 1997) – образцы современного бытописания, не лишенного моральной назидательности.
Залыгин оставил также путевые очерки (в т.ч. о Китае, который он посетил в 1958), повесть Оська – смешной мальчик: Фантастическое повествование в двух периодах (1973), многочисленные литературно-критические (Мой поэт. О творчестве Чехова, 1969; Литературные заботы, 3-е изд., 1982; Собеседование, 1982; статьи о Н.В.Гоголе, Л.Н.Толстом, П.Н.Васильеве, А.П.Платонове, Л.Н.Мартынове и др. писателях) и философско-публицистические статьи (Два провозвестника, 1995, в которой две концепции культурно-исторического миссионерства России – у Ф.М.Достоевского и В.И.Ленина – анализируются с явной симпатией к гуманистически-реальному наполнению первой; Моя демократия, 1996, напоминающая о нравственных постулатах истинного народовластия; Культура, демократия и тоталитаризм, 1997, в которой Залыгин высказывает мысль о необходимости утверждения демократии не «сверху», а «снизу», и именно с помощью культуры, т.е., в первую очередь, национального языка и воплощенного в нем образа мыслей).
Умер Залыгин в Москве 19 апреля 2000.
Источник: https://ronl.org/stati/biografii/58327/