Проявление героизма. По тексту В.Богомолова
Сочинение по тексту:
Как проявлялся героизм людей во время Великой Отечественной войны? Над этим вопросом рассуждает советский и российский писатель Владимир Богомолов.
Автор рассказывает нам один из многих случаев, который произошёл с рейсом “Ласточки”. Доставка боеприпасов защитникам Отечества любой ценой – вот главная задача “Волжской флотилии”. В. Богомолов представляет перед читателями картину сражения русских воинов с немецким фашизмом на реке Волге.
По словам автора, сержант Смирнов и все, кто находились на борту, прекрасно понимали, что на таком пароходе выжить им будет очень трудно, но перед защитниками Отечества стояла задача доставить боеприпасы, находясь под вражеским прицелом.
Несмотря на это, они, как настоящие герои, выполнили свой долг, не страшась ничего.
Несокрушимая сила воли, желание довести начатое дело до конца помогли русскому народу взять верх над врагом. В этих словах мы видим позицию автора.
Я полностью разделяю мнение Владимира Богомолова. Вовремя проявленный героизм русских солдат заставил немцев сойти с пути к поставленной цели.
Великая Отечественная война знает всех героев в лицо. Каждый внес свой вклад в победу над фашизмом. Вспомним рассказ Виктора Платоновича Некрасова “Вася Конаков”.
Василий Конаков – командир пятой роты, с двумя своими товарищами защищал очень трудный участок у подножия Мамаева кургана. В. П.
Некрасов пишет о настоящем герое: “Этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было» ”.
Героизм русского народа на войне показывали и показывают многие писатели и кинорежиссеры. Вспомним фильм Ф.С.Бондарчука “Сталинград”.
Фёдор Сергеевич снял данную кинокартину на основе реальных событий, которые произошли в городе Сталинграде во время Второй мировой войны.
Группа советских солдат обороняла жилой дом от фашистов, перегородив немцам выход к реке Волге. Ныне, обороняемый дом Павлова является символов мужества, стойкости и героизма.
В заключение хотелось бы сказать, что именно такие герои подарили будущему поколению жизнь. За что им, от лица всех, огромное спасибо.
Текст Владимира Богомолова Рейс «Ласточки»:
Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.
Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.
Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.
Однажды был такой случай…
Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.
Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.
Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.
Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».
Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».
Но командир баржи постарался успокоить бойцов:
— Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну перевез. Команда у «Ласточки» боевая.
Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.
Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:
— Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!
Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.
Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.
Стало вокруг светло как днем.
За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.
Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё. Попали?!» Смотрят — баржа двигается к берегу.
Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.
Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.
Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.
Одна мина попала на баржу.
Начался пожар. Пламя побежало по палубе.
Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и… «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.
Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.
Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.
Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.
Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.
* * *
Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.
Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.
(По В.Богомолову).
Источник: https://vopvet.ru/news/projavlenie_geroizma_po_tekstu_v_bogomolova/2015-04-19-1175
Сочинение-рассуждение по рассказу В. Богомолова «Иван» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
- Автор: В. О. Богомолов
- Произведение: Иван
- Это сочинение списано 23 119 раз
Пусть вечно останутся в памяти
Святые детей имена
Недоживших до светлого дня!
Больше семидесяти лет прошло с тех пор, как закончилась одна из самых страшных войн – Великая Отечественная.
Ее история хранит в памяти детские имена Вали Котика, Лизы Чайкиной, Вити Черевичкина, ставших настоящими героями-защитниками своей родной земли.
Когда на их глазах жестокие враги убивали сестер и братьев, отцов и матерей, дети быстро взрослели, проникаясь ненавистью к убийцам-фашистам и становясь бесстрашными бойцами.
К ним можно причислить и героя рассказа Богомолова «Иван», повествующего о судьбе рано повзрослевшего мальчика. Его детство закончилось с приходом на заставу немцев, когда в первый же день погиб отец, а на руках Вани была убита крохотная сестренка.
Сам он оказался в лагере смерти – Тростянце. Сердце подростка переполнилось ненавистью к фашистам после всех ужасов, которые ему довелось испытать. Став не по годам взрослым, он решил мстить врагам и ушел к партизанам.
Бесстрашного, ловкого парнишку взяли к себе разведчики, и Иван стал лазутчиком во вражеский тыл.
Когда лейтенант Гальцев впервые увидел худенького, мокрого, измученного мальчишку, не мог поверить, что тот ночью один переплывал речку. Но после общения с ним отметил недетскую твердость его характера и необыкновенную мужественность.
Позже, во время совместного задания, лейтенант убеждается, что этот хрупкий с виду мальчик – настоящий храбрец, не побоявшийся глухой дождливой ночью идти одному по заминированному оврагу.
Его не пугают ни близость фашистов, ни мины, ни лежащие вокруг трупы убитых – настолько сильны в нем чувства ненависти и мести к завоевателям.
Разведчики любили Ваню, беспокоились о его дальнейшей судьбе, поэтому решили отправить его в суворовское училище. Но он не захотел уезжать, а продолжил совершать свои вылазки в тыл, считая, что этим больше принесет пользы в разгроме врага.
Иван Буслов, несмотря на свой юный возраст, погиб как мужественный боец, выдержавший жестокие допросы и не выдавший никаких секретных сведений. Суровое время войны закалило его характер и сделало настоящим героем. Не удивительно, что знаменитый кинорежиссер Андрей Тарковский снял проникновенный фильм об этом удивительном мальчике – «Иваново детство».
Источник: http://resoch.ru/sochinenie-rassuzhdenie-po-rasskazu-v-bogomolova-ivan/
Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «Иван»
МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН».
Выполнила:Акулова Алина, 8класс.
Руководитеь:Максименко Любовь Васильевна,
учитель русского языка и литературы.
2012-2013
Введение.
Цели и задачи работы: Показать, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны. Раскрыть мужество характера главного героя, который, по мысли автора, «в великом фронтовом братстве в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец».
Доказать, что война – тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины.
Гитлеру пришлось воевать не только с армией, но со всем русским народом, а это ему оказалось не под силу. Наши ровесники тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны.
Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.
Актуальность темы в современном обществе: Невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне.
Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим.
Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
Современная молодежь не то что про войну, а вообще книгу в руках редко держит. Я считаю, что книги о войне необходимо читать. Ведь в них описан героизм нашего народа, отдавшего жизнь за свою страну.
Мы обязаны знать о подвигах наших дедушек и бабушек.
Современные подростки должны знать своих героев, покланяться им, учиться у них патриотизму, нравственной чистоте, гордости за тех, кто отстоял Победу!
Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества.
Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.
Тема войны в русской литературе затрагивалась еще с древних временах.
С тех времен эта тема не потеряла своей актуальности, так как война — немаловажная часть жизни Российского государства.
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и…писали. В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет.
Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии.
Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.
Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.
Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали.
Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.
В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, – о том, что война безжалостна и бесчеловечна.
Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.
Идея- Война – это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.
Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.
Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном.
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.
Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы.
Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
В первом эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?
В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.
Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.
Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею.
А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», – говорит Иван.
Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое.
В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из – под нар.».
Да, мальчишка остаётся мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…
Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.
По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.
Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать».
Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват.
Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.
Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой.
– Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»
Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии.
Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика.
Иван подолгу живёт на оккупированной территории, ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, всё видит, всё запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.
Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи.
И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Главная причина – горькая и страшная.
А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла.
За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети. Как ни больно и ни горько об этом говорить.
Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:
« – Третий год воюешь?- спросил он, закуривая. – И я третий… А в глаза смерти – как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребёнок!» Ребёнок…
Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?
Наверное, этого мальчика иначе и не назовёшь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества. Повесть В. Богомолова изначально трагична по своему звучанию, на её страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.
И в самом деле: война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.
Последние страницы книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов.
В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г.
после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…
В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне.
100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне».
Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.
У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля “Золотой лев”.
Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему Россия победила.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/08/28/analiz-povesti-vladimira-osipovicha-bogomolova-ivan
Сочинение на тему “Война в произведениях В. Богомолова” по повести “Зося”, – Сочинения по литературе
«ЛЮБОВЬ СТОЛЬ ВСЕСИЛЬНА, ЧТО ПЕРЕРОЖДАЕТ НАС САМИХ»
(по повести В. Богомолова «Зося»)
«Мне думается, что сейчас очень нужны чувства, большие, чистые, добрые, и прежде всего в отношениях между мужчиной и женщиной. Во имя этого и написана повесть «Зоя», — признавался В. Богомолов.
В. Богомолов из того поколения писателей, чье духовное формирование и взросление шло на войне. С героями своих произведений автор «Зоси» сдружился в огне боев, но писать начал поздно. Главное в творчестве В. Богомолова — изображение духовного мира людей, тех тонких и сложных отношений, которые складываются во фронтовой обстановке.
В «Зосе» повествование идет от первого лица. Рассказчик, он же герой, биографически близкий автору. «Зося» — это память сердца о горечи утрат, и воспоминания о юности, и фрагменты внутренней жизни рассказчика, определившей ступени его духовного развития.
Рассказчик со школьной скамьи попал на фронт, ему девятнадцать лет.
Он не хлипкого телосложения, достаточно ловок, воюет уже полтора года, имеет награды, «стрелял лучше других и, если верить донесениям и фронтовой газете, имел на личном боевом счету больше убитых немцев, чем кто-либо еще в батальоне».
Еще позавчера он, кроме выполнения своих прямых обязанностей начальника штаба, «изнемогал от жары, косил рослых, как на подбор, немцев на высоте 114, озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета, выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем».
Но стоило ему выйти из боя и очутиться на отдыхе в польской деревушке Новы Двур, как он превращается в мальчишку. Контраст помогает автору донести до читателя мысль о хрупкости человеческой жизни, счастье и красоте в условиях войны.
Он же помогает нам понять глубину души героя, отзывающейся на красоту.
Война не огрубила и не выжгла в нем человеческое: любовь к людям (пожалел молоденького часового, который «спал так крепко и сладко, что я не решался — рука не поднималась — его разбудить «).
Нам открывается его тонкая природная наблюдательность, маль- чишеское любопытство и непосредственность (видит с моста, как, «поблескивая серебристыми чешуйками, стайки рыб беззаботно гуляли, скользили и беспорядочно сновали во всех направлениях», как «огромный черный рак, шевеля длинными усами и оставляя за собой тоненькие бороздки, переползал от одного берега до другого»; достает «со светлого песчаного дна» реки раковины и камешки, отбирая «самые красивые для коллекции»; ему хочется «поймать стрекозу и рассмотреть хорошенько»).
Красота окружающего переполняет его душу: окрестности польской деревушки напоминают родное Подмосковье и вызывают в памяти стихи Есенина с его восторженной любовью к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку. Зося появляется, «как сказочное видение», и исчезает.
Но юноша, чье восприятие окружающего обострено до предела, успевает заметить и цвет ее глаз, и смешинки в них, и изящную фигурку.
Однако писатель рисует не только внешний, но и внутренний психологический портрет: ни одно душевное движение Зоси не ускользает от пламенного взгляда юноши: «брови задрожали обиженно, как у ребенка», «глаза потемнели», гнев прошел, и стали видны «прыгающие смешинки в глазах», «поощряющая приветливость, ласковость», «вопрошающее любопытство».
Приветливость Зоси вселяет надежду на ответное чувство: когда она посмотрела холодно, юноша теряется, но стоит ей улыбнуться — и снова его душа «млеет от затаенного восторга».
Он не сразу понимает, что к нему пришла любовь.
А очаровательная и лукавая Зося, которую война тоже не пощадила — фашисты убили отца и брата, — своим чутким сердцем улавливает особое расположение к ней советского юноши-офицера.
Автор вновь использует прием контраста. Как? Война снова возвращается и в этот мирный день. Наступает следующее утро: на- чальник штаба заполняет похоронки. В исполнении ученика эта сцена звучит наизусть. Для героя рассказа за каждой фамилией убитых — а их 203! — близкие ему люди, его товарищи и друзья. Сцена поражает своим трагизмом. Она раскрывает глубину души рассказчика.
Герою снова и снова видится и путь батальона, и недавние бои. Он видит, как тонут в «быстром холодном Немане» автоматчики Аббасова, как «через пустошь на окраине Могилева, увлекая за собой бойцов», падает Ломакин, «разрезанный пулеметной очередью «, слышит их голоса, крики, стоны.
Рассказчик думает о тех, кто уже никогда не увидит красоты мира, и стыдится казенно-официальных слов похоронок, совесть не позволяет писать официальное: «гр-ке» — Евгении Васильевне, матери Сережи Защипина, которую лично знал по «сдобным на меду домашним лепешкам», она привозила их в училище.
На фоне ликующей природы, когда «пахнет яблоками и медом», когда звучит бравая строевая песня, так нравящаяся Зосе, смерти близких и дорогих сердцу товарищей воспринимаются особенно остро.
Юноша не может оторваться от стола с похоронками, и возвращение в эту мирную (надолго ли?) жизнь кажется ему «чуть ли не кощунственным перед памятью погибших».
Но жизнь сильнее войны. Она властно вторгается в душу. И герой вновь живет и чувствует по Есенину. А мысль о Зосе не дает ему покоя. Чувство к ней выливается в стихах любимого поэта.
Юноша — это, с одной стороны, солдат, труженик войны, не знающий отдыха даже в перерывах между боями («Да и какой по существу это был отдых — я трудился почти не разгибаясь, с рассвета и дотемна»), с другой — еще мечтательный мальчишка: ему хочется, чтобы на них с Виктором в лесу обязательно напали («…вот тогда бы я себя проявил», «мне грезилось, что я тяжело и опасно ранен, и в кузове навалом — убитые мною немцы»), чтобы он доказал Зосе, что он не писаришка какой-нибудь, а «мужчина и воин». Он ревнует девушку к Виктору, но вместе с тем идет безоружный в лес, потому что Витька — его друг («Если б с Витькой что-нибудь случилось, я бы никогда не сумел простить себе, что отпустил одного»; «Просто мне хотелось, и я считал своим долгом в случае чего быть рядом с ним»).
Разноречивые чувства и мысли терзают юношу.
Автор передает их через внутренний монолог, не собственно — прямую речь: он не хочет идти на танцы: «…пусть Зося — да и не только она — думает, что меня это ничуть не волнует, что у меня есть дела и поважнее, чем всякие танцы-шманцы», потом решает пойти туда и пригласить Зосю и, наконец, убеждает себя: «…в самом деле, почему бы мне этого не сделать?».
В бой он вступит значительно раньше предполагаемого срока. И Зося, оказывается, думала о нем: «Неожиданно с напряженным лицом — в глазах стояли слезы! — вдруг обхватила меня руками за голову и с силой поцеловала в губы» — и на прощание подарила фотографию с надписью: «Я тебя люблю, а ты спишь!».
Почему Зося отдала предпочтение рассказчику, а не Виктору? Виктор взрослее и опытнее рассказчика. Всегда веселый, собранный, полный энергии, смелый и решительный, он, командир батальона, заявляет бойцам: «Мы не просто воины, а освободители… Кого мы освобождаем?.. Обездоленных!.. Мы обязаны, чем возможно, помогать им». И в промежутках между боями вывозит лес, колет дрова, пашет огороды.
Но вместе с тем Байков — человек действия, менее тонок по душевному складу. Не понимает, например, стихов Есенина: «Чушь!.. Да и где он видел розового коня?! Я же сам из крестьян! Навыдумывают черт те что!». К тому же война огрубляет человеческие отношения, Виктор, замечает рассказчик, считал себя бывалым и лихим сердцеедом.
Но любимый Витькин афоризм: «Города берут смелостью, а женщин — нахальством» — оказался верным только по отношению к двум-трем одиноким женщинам, встреченным им на дорогах войны и чувствующим, как и он, зыбкость и неустроенность бытия. Витька убедился в этом, когда встретился с чистой и целомудренной Зосей.
Оказалось, что Зося и грубость, Зося и нахальство несовместимы.
Внимание, проявленное Зосей за обедом у пани Юлии, и мимолетные встречи с юношей, и ее первый в жизни героя поцелуй — все это не случайность. Гордая Зося разглядела и своим чутким сердцем уловила и его нравственную чистоту, и нежность. Сам рассказчик, став вдвое старше, размышляет: «Города действительно берут смелостью. Виктор — Герой Советского Союза. Виктор Степанович Байков — первым из нашей армии ворвался на улицы Берлина и навсегда остался там под каменным надгробием в Трептов-парке… А вот чем покоряют женщин, я и сейчас… затрудняюсь сказать; думается, это сложнее, индивидуальнее». Что же своей повестью сказал нам В. Богомолов? В маленьком эпизоде войны писатель увидел и нравственную чистоту человека, и красоту его помыслов и чувств; показал, что это такое”>что война враждебна жизни, любви, вообще человеческому существованию. Герой повести так больше и не встретился с Зосей, но пережитое оставило в его душе светлый след на всю жизнь.
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-vojna-v-proizvedeniyah-v-bogomolova-po-povesti-zosya/
Сочинение по повести “Иван” Богомолова
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командирабатальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весьмокрый и дрожащий от холода.
На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что егофамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своем прибытии в штаб. Но Гальцев, несразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабныхофицеров.
Подполковник Грязнов на самом деле подтверждает: “Это наш парень”, ему нужно”создать все условия” и “обращаться поделикатнее”. Как и было приказано, Гальцев даетмальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зернышки ихвойные иглы.
Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себявиноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика)рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как струдом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезенной Ивану Холиным, орденОтечественной войны и медаль “За отвагу”. После совместной трапезы Холин и мальчикуезжают.
Спустя некоторое час Гальцев еще встречается с Иваном. Сначала в батальонепоявляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он “смотритнемца”, целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин совместно с Гальцевым осматриваетместность и траншеи.
Немцы на иной стороне Днепра постоянно держат наш берег подприцелом. Гальцев должен “оказывать всяческое содействие” Холину, но ему не хочется”бегать” за ним.
Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая леди.
Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоитпереправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчиквосхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож – ведь это память о егопогибшем лучшем друге.
Мальчиквосхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож – ведь это память о егопогибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнает о судьбе Ивана Буслова (этонастоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестренка.
Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в суворовское училище, но тот хочет тольковоевать и мстить. Холин “даже не думал, что ребенок может так ненавидеть…”. А когда Иванарешили не посылать на поручение, он ушел сам.
То, что может сделать тот самый мальчик, и взрослымразведчикам редко удается. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, егоусыновят Катасоныч или подполковник.
Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен:почему тот не зашел попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперьтретьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его вразведку, решается.
Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются наоперацию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелегкая и оченьрискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На любой случайон одет как “бездомный отрепыш”.
Страхуя Ивана, Холин и Гальцев приблизительно часа проводят взасаде, а далее возвращаются назад.
Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Черезнекоторое час встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утвержденный в должностикомандира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окон –
Чательно решили отправить в училище, он самовольно ушел. Грязнов неохотно говорит омальчике: чем меньше людей знает о “закордонниках”, тем дольше они живут.
Но Гальцев не может позабыть о маленьком разведчике. После тяжелого ранения он попадает вБерлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полицииГальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и просторно расставленнымиглазами.
В донесении сказано, что в декабре 1943 г. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления былзадержан “Иван”, наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. Последопросов, на которых мальчик “держался вызывающе”, он был расстрелян.
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-povesti-ivan-bogomolova/
Богомолов В.О. «Иван» – Русский язык
В. Богомолов пишет о событиях Великой Отечественной войны. Батальон располагался на берегу Днепра и готовился к его форсированию.
Среди ночи постовой батальона поймал мальчика 12 лет и привел его к командиру батальона старшему лейтенанту Гальцеву. Тот пытался выяснить, откуда появился мальчик и кто он такой. Мальчик упорно молчал, но требовал, чтобы о нем доложили в штаб армии.
После длительных расспросов и звонков в штаб армии выяснилось, что мальчик – разведчик. Было приказано помыть, накормить и уложить спать Ивана. Капитан Холин рассказал Гальцеву о его подвигах и заслугах, сказал, что он может сделать то, что взрослым разведчикам не удается.
Холин оценил работу мальчика так: «Он один дает больше, чем ваша разведрота».
Судьба Ивана трагична. Отец – пограничник, погиб в первые дни войны. Маленькую сестренку убили на руках у мальчика. Мама пропала. Иван был в лагере смерти Тростенец в окрестностях Минска, потом попал в партизанский отряд.
Его хотели отправить в суворовское училище, но он яростно сопротивлялся. Иван был убежден, что ему надо воевать и помогать взрослым в разведке, а выучиться он и после войны успеет.
Он люто ненавидел немцев и был одержим желанием мстить за отца и маленькую сестренку.
Иван Бондарев был награжден медалью «За отвагу». Эта медаль особо ценилась среди военных, так как ею награждали за личный подвиг или за храбрость, проявленную в бою.
Спустя время Холин и Иван опять приехали в батальон. Капитан Холин и Катасонов – разведчик должны были переправить Ивана на другой берег Днепра, в тыл к немцам. Они разработал план операции. Проработали все до мелочей, заботясь о безопасности мальчика. Иван должен был незамеченным пройти через овраг, а Холин и Катасонов обеспечивали бы ему защиту.
Но Катасонова в тот день убили. Ивану об этом не сказали, чтобы не расстраивать его перед заданием. Между Катасоновым и мальчиком были крепкие дружеские отношения. Катасонов любил Ваню как сына и хотел усыновить его после войны.
Вместо Катасонова Холин взял с собой Гальцева.
Операция удалась. Иван Бондарев смог пройти через все немецкие патрули и добыл сведения о действиях немцев.
Во время переправы мальчика и после Холин очень волновался за Ивана. Он понимал всю трудность поставленной задачи. Ивану предстояло пройти более пятидесяти километров, не нарваться на немцев, которые были на каждом шагу.
За Ивана волновались все, кто его знал: подполковник Грязнов, капитан Холин, Катасонов, Гальцев. Все испытывали к мальчику уважение, смешанное с восхищением. На войне не каждый взрослый солдат мог похвастаться смелостью, а в маленьком воине Ване чувствовалась решительность и отвага.
Прошло время. Гальцев больше не повстречался с Иваном, но узнал у подполковника Грязнова, что мальчик исчез. Ушел, наверно, к партизанам, чтобы его не отправили учиться в суворовское училище.
Гальцев продолжал воевать и надеялся, что узнает о дальнейшей судьбе Ивана Бондарева. Так и случилось. При капитуляции Берлина 2 мая 1945 года Гальцев нашел документы тайной немецкой полиции. Просматривая картотеку, обнаружил учетную карточку Ивана Буслова.
С фотографии смотрел мальчик Ваня с широко расставленными зелеными глазами. С замиранием сердца Гальцев читал записи, по которым стало понятно, что Иван стойко держался на допросах и что его расстреляли. Предателем был некий Ефим Титков, который работал на немцев.
- Богомолов Владимир Осипович – российский писатель
Источник: http://russkijege.ru/kratkoesoderganie/bogomolov-v-o-ivan.html
Владимир Осипович Богомолов
2008
Издательство: Вагриус
С о д е р ж а н и е: Том 1. Момент истины
Том 1. Сердца моего боль (повести и рассказы : “Иван”, “Зося”, “Первая любовь” и др., документы из личного архива, главы из не публиковавшегося еще романа “Жизнь моя, иль ты приснилась мне…”)
Владимир Богомолов – в 2 книгах
2012
Издательство: Книжный клуб 36.6
С о д е р ж а н и е:
Жизнь моя, иль ты приснилась мне…
Десять лет спустя (сборник повестей и рассказов) повести “Иван”, “Зося”, рассказы “Первая любовь”, “Кладбище под Белостоком”, “Сердца моего боль”, рассказы “Академик Челышев”, “Десять лет спустя”, несколько новеллы, и эссе “Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…”.
Владимир Богомолов – Момент истины. Повести и рассказы
1985
Издательство: Правда
С о д е р ж а н и е:
Момент истины. Повести и рассказы
Библиография
1957 — Иван — рассказ
1963 — Зося — повесть
1958 — Первая любовь — рассказ
1963 — Сердца моего боль — рассказ
1963 — Кладбище под Белостоком — рассказ
1963 — Второй сорт — рассказ
1963 — Сосед по палате — рассказ
1963 — Кругом люди — рассказ
1963 — Участковый — рассказ
1963 — Сосед по квартире — рассказ
1963 — Иду на грозу. / Совместно с М.
Микаэлян: Инсценировка в 3-х действиях, драма, по повести Иду на грозу, Д. Гранина, 1964., 89 стр.
1973 — В августе сорок четвёртого — роман; другие варианты названия: «Убиты при задержании…», «Возьми их всех!..», «Позывные КАОД (В августе сорок четвертого…)», «Момент истины»
1986 — «В кригере» — повесть.
Выделена автором как самостоятельное произведение из неоконченного романа «Жизнь моя, иль ты приснилась мне».
1998 — «Вечер в Левендорфе» — повесть. Выделена автором как самостоятельное произведение из неоконченного романа «Жизнь моя, иль ты приснилась мне».
1970—2003 — «Жизнь моя, иль ты приснилась мне» — роман.
1985—2003 — «Срам имут и мертвые, и живые, и Россия…» публицистический роман о генерале Власове
Экранизации
В августе сорок четвёртого (2001) – Россия, Беларусь Зося (1967) СССР, Польша
Иваново детство (1962)
Биография
Владимир Осипович (Иосифович) Богомолов (до 1953 года Войтинский; 3 июля 1924, деревня Кирилловка (по другим данным Кириллово), Московская губерния — 30 декабря 2003, Москва) — советский и российский писатель.
Родился в 1926 году в деревне Кирилловке Московской губернии. В 1941 году окончил семь классов средней школы. Участник Отечественной войны.
В Действующей армии был последовательно рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода – стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, – в конце войны исполнял должность командира роты. Награжден орденами и медалями.
Автор получивших широкую известность и переведенных на десятки языков романа “Момент истины” (“В августе сорок четвертого…”), повестей “Иван”, “Зося”, “В кригере” и рассказов. Романом В.
Богомолова в обиход русского языка были введены несколько новых понятий и, прежде всего выражение “момент истины” – “момент получения информации, способствующей установлению истины”. Книги В.Богомолова входят в учебные программы для чтения средних школ, гимназий и лицеев ряда стран и, в первую очередь, России и Беларуси.
По мотивам повести “Иван” кинорежиссером Андреем Тарковским был поставлен известный фильм “Иваново детство” (1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля “Золотой лев”. Роман “Момент истины”(“В августе сорок четвертого…
“) и повесть “Иван” выдержали более сотни изданий и, согласно данным библиографов, лидируют по количеству переизданий среди многих тысяч других современных литературных произведений, опубликованных соответственно в последние 25 и 40 лет.
Умер 30 декабря 2003 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
http://www.livelib.ru/
Источник: http://bookinistic.narod.ru/soviet/znew1/bogomolov.htm
Автор: Богомолов Владимир Осипович
Богомолов [Войтинский], Владимир Осипович (1926-2003), русский советский писатель.
Родился 3 июля 1926 в д.Кирилловка Московской области. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952.
Первое произведение Богомолова — опубликованная в журнале «Знамя» повесть Иван (1957) сразу принесла автору известность. Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики.
Несовпадение точек зрения автора и героя-рассказчика, старшего лейтенанта Гальцева, создает в повести сложную и неоднозначную смысловую перспективу. С одной стороны, гибель Ивана — жестокая и непоправимая потеря, с другой — движущая Иваном жажда мести показана как глубокая недетская страсть, как доминанта его личности.
В известной мере Иван взрослее, чем Гальцев (отсюда и непривычная для литературного канона полная форма имени персонажа: погибая, Иван уносит с собой неразгаданную тайну, ощущение которой возникает с первых строк повести.
К Ивану (как и ко всей последующей военной прозе Богомолова) решительно неприменима категория «героизма» — речь здесь скорее идет о чувстве профессионального долга, определяющем поведение персонажей.
Труд разведчиков показан детализированно, причем автор не бравирует своей компетентностью и знанием материала, а применяет это знание для достижения необходимого художественного результата.
Военная терминология используется как остраняющая лексика, позволяющая преодолеть автоматизм восприятия и создать эффект читательского присутствия в описываемой ситуации. В этом сказалась плодотворная ориентация автора на повествовательную и стилистическую традицию Л.Толстого.
Повесть Иван переведена более чем на сорок языков, опубликована более двухсот раз. На ее основе режиссером А.Тарковским создан фильм Иваново детство (1962).
В повести Зося (1963) показаны отношения между юным русским офицером и польской девушкой.
Финал повести исполнен элегической грусти, мотив несбывшейся любви приобретает философское звучание: в жизни героя «не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…» Таким же настроением проникнуты короткие рассказы Богомолова о войне: Первая любовь (1958), Кладбище под Белостоком, Сердца моего боль (1963).
В 1963 писателем также создано несколько предельно лаконичных рассказов на бытовые темы: Второй сорт, Кругом люди, Сосед по палате, Участковый, Сосед по квартире, примечательных умением автора обрисовать характер минимальными средствами.
В 1973 Богомолов закончил работу над романом Момент истины (В августе сорок четвертого…) (первая публикация в журнале «Новый мир», 1974). Основная фабульная пружина произведения — история о том, как оперативно-розыскная группа контрразведчиков обезвреживает группу немецких агентов-парашютистов.
Драматическая напряженность повествования и параллельный монтаж нескольких сюжетных линий сообщают роману чрезвычайную занимательность.
Сюжетная архитектоника Момента истины включает в себя предыстории главных героев Алехина, Таманцева и Блинова, описание работы командных структур вплоть до Ставки, взаимоотношения армии и мирного населения Западной Белоруссии и Литвы.
Повествовательная техника автора отличается гибкостью и разнообразием: рассказ ведется голосами разных героев, в ткань сюжета внедрены военно-служебные документы, несущие и познавательную, и экспрессивную нагрузку.
Финал романа — успешное завершение операции — сопровождается безошибочно рассчитанным катартическим эффектом.
Важную роль в романе играет «многоязычие»: индивидуальные речевые характеристики повествователей, немецкие и польские вкрапления, официально-деловой стиль, профессиональный жаргон разведчиков («момент истины», «прокачать», «бутафорить», «волкодав»). Речевая динамика поддерживает и усиливает динамику сюжетную. В ситуации размывания жанровых форм и границ Момент истины предстает как уникальный пример классического романного построения, гармонично сочетающего традиционность с острой современностью художественного мышления, черты занимательного триллера с глубиной нравственно-психологического конфликта.
Авторское отношение к изображаемому в Моменте истины не сбивается ни на морализаторство, ни на сиюминутные политические оценки.
Это, в частности, относится и к описанию высшего командования, и к портрету Сталина (глава В ставке ВГК): автор предоставляет читателю возможность самостоятельно сделать итоговые выводы. Показателен отзыв К.М.Симонова: «Это роман не о контрразведке.
Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвертого года и типичных людях того времени». Роман переведен более чем на тридцать языков и выдержал более ста изданий.
Действие повести В кригере («Новый мир», 1993, № 8) происходит первой послевоенной осенью на Дальнем Востоке: разместившаяся в «кригере» (вагон для перевозки раненых) оперативная группа отдела кадров раздает вернувшимся с фронта офицерам безрадостные направления в отдаленные гарнизоны.
Под колесо военно-бюрократической машины попадает и герой-рассказчик, одновременно изображается колоритная офицерская среда.
Повесть отмечена широким эпическим размахом, свидетельствует о неисчерпанности разрабатываемых автором тематических пластов, о возможности качественно нового взгляда на военную и послевоенную реальность.
Творчество Богомолова соприкасалось с разными литературными традициями: эпическим реализмом Л.Толстого, пластичностью образных описаний И.Бунина. В последние годы писатель работал над публицистической книгой Срам имут и живые, и мертвые, и Россия.., где вел полемику с новейшими сочинениями о Великой Отечественной войне.
Умер 30 декабря 2003 в Москве.
Источник: https://www.litmir.me/a/?id=6232
Краткая биография Богомолов В. О
Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 – 30.12.2003) – русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области.
В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести “Иван”. В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года.
Повесть “Иван”, опубликованная в 1958 году в журнале “Знамя”, принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм “Иваново детство”. Трагическая и правдивая, в отличие от “Сына полка” В.
Катаева, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне.
Не меньшим успехом пользовалась и его повесть “Зоя” (1963) о первой любви между юным русским офицером и польской девушкой, о невозможности ее воплощения. “Не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…”
Были опубликованы также рассказы о войне “Первая любовь” (1958), “Кладбище под Белостоком”, “Сердца моего боль” (1963).
Владимир Богомолов – писатель подчеркнуто одинокого склада. Принципиально не вступал в творческие союзы: ни писателей, ни кинематографистов. Редко давал интервью. Отказывался от любых выступлений. Снимал свое имя в титрах кинофильмов, прекрасно сделанных по его произведениям, даже из-за небольших разногласий с кинорежиссерами.
Ненавидит пустой вымысел, и потому предельно точен в психологических портретах героев, и в деталях военного быта. Потому, очевидно, и пишет очень медленно.
Самое большое и знаменитое его произведение – роман “В августе сорок четвертого…” (второе название – “Момент истины”), законченный в 1973 году. Роман посвящен реальной контрразведывательной операции перед крупным наступлением советских войск.
Повествование ведется от лица разных героев, в текст романа включены фронтовые документы, при этом остродинамичный сюжет не дает читателю ни на минуту оторваться от повествования. Один из классических русских военных романов.
Переиздавался более ста раз, переведен более чем на 30 языков.
Затем – традиционное для Владимира Богомолова многолетнее молчание, и лишь в 1993 году вышла новая повесть “В кригере” о первой послевоенной осени на Дальнем Востоке, о сложной и драматической для людей перестройке армии на мирный лад.
В годы перестройки выступил с резкой критикой романа Георгия Владимова “Генерал и его армия”, с критикой отношения новых властей и нашей либеральной интеллигенции к Русской и Советской армии и ее славной истории.
В работе “Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…” (1995) резко осудил все печатные издания, “очерняющие Отечественную войну и десятки миллионов ее живых и мертвых участников…”
Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-bogomolov-v-o/