Сочинение: Сергей Александрович Есенин
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать. В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик.
Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.
В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в”узком промежутке”старых чувств и воззрений.
И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина – “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях – отчаяние, тлен, безысходная грусть.
Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”,в них “Русью пахнет”. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.
Даже в любовной лирике Есенина Сочинение по Достоевскому любви сливается с темой Родины. Автор “Персидских мотивов” убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родно – го края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:”Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.
С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время(“Преображение”,”Инония”, “Небесный барабанщик”), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему.
В одном из произведений Есенин восклицал:”Мать моя – родина, я – большевик!” Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, “с крестьянским уклоном”,”больше стихий – но, чем сознательно”. Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.
Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме”Инония”он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным “мужицким раем”. Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени: Вижу вас, злачные нивы, С стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах Бродит апостол Андрей.
Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город.”Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”,-за- являет Есенин в одном из писем того времени.
Есенин начинает проклинать”железно- го гостя”, несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую”деревянную Русь”. Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.
После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит.”…Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство”,-писал Есенин по возвращении на родину в очерке “Железный Миргород”.
Уже в цикле “Любовь хулигана”, написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение”Заметался пожар голу – бой…
“, полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина: Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось петь и плясать И терять свою жизнь без оглядки.
Творчество Есенина – одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской ли – тературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.
Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В его лирике сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе.
Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется.
Часто поэт прибегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива.
Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов, например, «вечером синим», «вечером лунным», «заметался пожар голубой», «предрассветное, синее, раннее» и др.
Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отделить от человека, его чувств, мыслей, настроения.
Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение «Отговорила роща золотая…». Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек.
Она может говорить «березовым, весенним языком», «милым» лирическому герою.
Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием самого поэта:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Осень в природе сравнивается с «осенью» в душе лирического героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением «отговорила роща золотая» и продолжается: «о всех ушедших грезит конопляник». Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник.
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
А с другой — его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:
Я полон дум о юности веселой…
А дальше:
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Юность же в памяти лирического героя осталась как «цветы». Повторяющееся слово «не жаль» еще больше подчеркивает чувство утраты.
Двойственное отношение к прошлому передает инверсия «отговорила роща золотая»: с одной стороны, она «отговорила», причем «веселым языком», а с другой — ее уже «не жаль». Однако автор называет ее «золотой», то есть прошло самое лучше время в жизни лирического героя. Сам эпитет «золотая» вызывает в сознании читателя самые прекрасные эмоции.
Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей молодости: журавли теперь пролетают «печально», конопляник «грезит», дерево «роняет тихо листья».
Природа и лирический герой в этом стихотворении неразрывно связаны. Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы достичь гармонии с миром.
Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. «Братья наши меньшие» наделены абсолютно всеми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано, — «Корова».
С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь:
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
И ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной:
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына:
Скоро на гречневом свее
С той же сыновней судьбой
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми.
Это стихотворение наполнено сострадания к бедной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: «выгонщик грубый», «сердце неласково к шуму», «грустная дума», «жалобно», «грустно», «тоще» и т. д.
Но, как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:
Снится ей белая роща
И травяные луга.
«Белая роща» символизирует жизнь без мук, без огорчений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив введен для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове.
Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение: Сергей Александрович Есенин. И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: http://www.studbirga.info/sochinenie-sergej-aleksandrovich-esenin/
Сочинение Есенин мой любимый поэт Серебряного века
Сергей Есенин – личность яркая и выдающаяся. Таковы и его стихи. Они очень выразительны и красноречивы. Есенинские стихи любимы многими. Для многих они остались и примером для подражания.
Стихи Есенин посвящал и природе, и любви и родине. Любовью к своей стране и народу дышат его патриотические строки. В более ранних, предреволюционных, они полны надежды на лучшее будущее. В более же поздний период, в них проскальзывает недовольство установившимися порядками, разочарованность и безысходность. Но, не смотря ни на что, поэт, все же любит свою страну. Любит ее любой.
Прекрасны строки, посвященные им родной земле. Он не променял бы ее ни на что и, даже в разлуке с ней, проявляется тоска в стихах. В одном из стихотворений Есенин пишет, что даже если бы ему предложили жить в раю, он бы отказался от него, предпочтя свою родину.
Произведение «Русь», написанное в 1914 году, показывает все отношение автора и к стране, и к народу. Рисуя картину, как простые пахари собираются на войну без жалоб и ропота, Есенин говорит о том, что в этих людях вся сила страны. Простой народ – опора Руси в тяжелое время.
Ярка и впечатляюща и любовная лирика Сергея Есенина. Каждое его увлечение, или же расставание и разочарование, нашло свое отражение в стихотворных строках. И, каждое это чувство – по своему неповторимо.
В более поздних стихах все чаще Есенин обращается к философским темам. Но, представлены они довольно просто, без излишних метафор. Все эти, волнующие многих, но далеко не всех людей, вопросы и мысли передает поэт через простые ситуации. И рассуждения эти все больше наполняются трагизмом.
Переживания, раздирающие душу разочаровавшегося во многом поэта, довольно глубоки. Говоря в стихах о том, как тоскует его душа о небесах, передает Есенин всю свою грусть. В других же строках проскальзывает и разочарованность в любви. Объясняя очередное чувство тем, что любил он заодно с другими на земле, пишет поэт и том, что и сама жизнь была его заодно с другими.
Любые стихи Есенина: и полные безысходности и грусти, и бесконечной любви к родной стране, и к своему народу – все они бессмертные творения истинного гения. И, до сих пор он является любимым поэтом многих. Многие его творения стали песнями. И они по праву заслужили это. Ведь стихи Есенина действительно красивы и мелодичны.
Сочинение на тему Мой любимый поэт серебряного века Сергей Есенин 9 класс
Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии.
Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус, Николая Гумилева, Александра Блока, Владимира Маяковского и других поэтов восхищают изяществом формы, богатством содержания, глубиной чувств.
Для меня серебряный век русской литературы – это прежде всего творчество Сергея Есенина.
Известный русский поэт Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было все: всеобщее восхищение талантом и резкая критика, ошеломляющая любовь и горькие разочарования.
Такие же необыкновенные и звучные стихи поэта, в которых мы видим чудесные картины русской природы, слышим голоса крестьянской Руси, познаем народную душу.
На мой взгляд, о чем бы ни писал поэт, под его пером рождаются ни с чем несравнимые образы.
Природа в поэзии Есенина не просто оживлена, она очеловечена. Например, в стихотворении «Буря» лес «охнул», ковыль «зашептался с эхом», река «ревёт сердито», а сама буря «плачет у окошка».
Не менее прекрасна есенинская «Пороша», в которой «дремлет лес под сказку сна», а сосна сравнивается со старушкой, повязавшейся косынкой и опершейся на клюку. Описывая природу, поэт напоминает нам, что человек – ее частица.
Так, в стихотворении «Звезды» автор обращается к небесным светилам, уверенный в том, что именно они владеют силой «знания жгучего» и скрывают что-то самое главное. Очаровывает известное произведение «Отговорила роща золотая», наполненное глубоким философским содержанием.
Когда его читаешь, начинаешь понимать, что жизнь быстротечна и сравнить ее можно с рощей, которая «отговорила милым языком».
Несомненно, самыми притягательными для каждого человека является любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства в душе человека или грустные, пронизанные болью расставания с любимыми – эти стихотворения находят отклик в сердце.
Я снова и снова перечитываю лирические откровения поэта: «Руки милой – пара лебедей» – песнь о любви и гармонии, «Глупое сердце, не бейся!» – размышление о том, способно ли сердце на сильное чувство, «Заметался пожар голубой» – посвящение любимой женщине и многие другие, восхищаясь глубиной описываемых эмоций.
Сергей Есенин жил в очень сложное время, возможно, совершал ошибки, находясь в постоянном поиске ответов на вопросы, которые ставила перед ним жизнь. Может быть, поэтому так пронзительны, жизненны его произведения.
И чем больше мы читаем стихотворения Есенина о любви, о родине, о природе, тем понятнее становится нам поэт.
9 класс
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/esenin-moj-lyubimyj-poeht-serebryanogo-veka
Сочинение на тему творчество Есенина
Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Он оставил нам большое стихотворное наследие. Его язык очень богат и интересен.
В своем творчестве Есенин затрагивал многие темы: любовь, Родина, русская природа, революция… Его перу принадлежат красивые, иногда авангардные, иногда романтические, иногда гневные и ироничные, но всегда близкие и понятные читателю стихи.
Есенина называют “поэтом русской деревни”.
Нельзя не заметить грустную любовь к родной стране, которая в мыслях поэта была свободной, зеленой, бескрайней поляной с душистыми цветами. Образ “русского парня” сложился у Есенина с самого начала творческого пути.
На свое первое публичное выступление в 1915 году друзья посоветовали ему надеть белую рубашку с серебряной вышивкой и взять с собой деревенскую гармошку…
Из всего творчества поэта мне больше всего нравятся стихи Есенина о любви. Одним из лучших сборников его любовной лирики является знаменитый цикл “Персидские мотивы” (1924-1925). В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан.
Входящие в цикл стихотворения (“Шаганэ ты моя, шаганэ…”, “Руки милой – пара лебедей”, “Ты сказала, что Саади…”, “В Хороссане есть такие двери” и так далее) выражают чувства любви в разных его проявлениях. Есенина интересует различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки.
В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой “увидел море, полыхающее голубым огнем”.
Женский образ “Персидских мотивов” собирательный. Все героини цикла – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны и удивительны, так же, как и их родина.
Загадочная страна Персия привлекает Есенина и необычностью нравов, и экзотичностью природы, и загадочностью женщин. Но, восхищаясь удивительной Персией, лирический герой не перестает тосковать по родине.
Прекрасны также стихи Есенина о Родине. Читая их, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу поэта. Он до последних дней оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение “Спит ковыль. “. В нем Есенин как бы вопреки всему заклинает: “Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы”.
За стихами Есенина встает его время, его эпоха. Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но все, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней, чем любовь к родной земле.
Трепетно относясь к своей Родине, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать страшных изменений, происходящих в стране. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что без родной земли, без своих корней, человек не может жить.
(1
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-tvorchestvo-esenina/
Сочинение Мой любимый писатель Есенин 11 класс
С работами великолепного стихотворца мое знакомство произошло еще в детском саду. Как-то раз на одном из утренников, посвященных природным богатствам, я продекламировала стихотворение Есенина «Береза». Эти строки про белоствольную красавицу мне запомнились на всю жизнь.
Сколько душевного тепла, добросердечности в них отражено. Березка отражала всю прелесть русской красоты, отчего дома. На протяжении всей жизни поэт относился с любовью к родному дому.
Может быть, именно поэтому мне так дороги поэтические работы стихотворца. Ведь я разделяю такую любовь полностью. Сам Есенин признался как-то раз в том, что его лирика целиком посвящена самым открытым чувствам к Родине.
Его слова еще раз подтверждают, что одним из основных мест в поэзии являлась тема любви к Родине.
Мне нравится зачитываться его стихами, так как в них поэт нежно и мелодично отзывался о русских природных красотах, а я тоже люблю лежать в чистом поле среди пшеничных колосьев и любоваться синим небом, прогуливаясь по лесу, обнимать белоствольные березы и вдыхать их чистый аромат. Именно об этих ощущения и чувствах писал Сергей Есенин. Интересно то, что поэт настолько был, проникнут любовью к родным местам, что даже, когда путешествовал заграницей, возил в своем чемодане горсть русской земли.
Самым интересным в его творчестве для меня стало то, что некоторые песни в музыкальном мире исполняются именно на стихи прекрасного поэта. Да и сам Есенин человек был любвеобильным и трепетно относился к своим родным. Свою мать и сестру он называл ласковыми именами. Поэтому и произведения его читать легко и просто, ведь они написаны с особой теплотой.
Порой мне кажется, что Есенин писал все свои творения именно для меня. Трагическая смерть Есенина потрясла многих почитателей его творчества. Изучая его произведения можно понять, что у него было много недоброжелателей, и возможно он был убит. Но его слава не померкла.
Творчество поэта привлекает читателей не только у нас в стране, но и за рубежом, и он долго еще будет оставаться в наших сердцах.
Вариант 2
Мой любимый поэт серебряного века – Сергей Есенин. Его имя известно во всем мире. Но он прежде всего поэт, воспевающий Русь. В его стихах чувствуется сердечная теплота, любовь к родной земле, к своему народу.
Детство и юность Есенина прошли в селе Константинове, на высоком берегу Оки. Будущий поэт рос среди раздолья средне-русской природы, и она научила его любить все вокруг.
Уже в первых стихах поэта отражается многоцветный и радостный мир, который наполнен звуками, запахами, красками.
Есенин слышит музыку в зимней вьюге, видит снежный ковер, расшитый метелицей, стройную березку сравнивает с девушкой, а ее смех – со звоном ветвей березки. Излюбленные цвета поэта – золотой, синий, голубой. Они символизируют состояние души.
Поэт любит всё живое – зверей, птиц, домашних животных. С глубоким сочувствием рассказывает он о собаке, у которой утопили щенков, о дряхлой корове, о жеребенке, вздумавшем обогнать поезд. Есенин не мог понять и принять жестокости к людям и животным.
Одна из особенностей творчества Есенина – его обращение к фольклору: из народной поэзии он черпает отдельные образы, сюжеты, мотивы, с помощью которых выражает свои чувства, впечатления.
Значительное место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Но о каких бы переживаниях поэт ни писал – радости встречи, тоске разлуки, грусти, отчаянии – тема любви сливается с основной есенинской темой – темой Родины.
Мне в творчестве Есенина ближе всего строки поэта, в которых он воспевает «страну березового ситца», любуется ширью степных раздолий, синью озер. Почти в каждом стихотворении поэта присутствует ощущение родной земли. Самое замечательное произведение у Есенина, посвященное Родине, – «Русь». В нем он говорит о своей любви к России, передает боль и грусть за судьбу родной стороны.
Лучшие свои стихотворения Есенин создает в период 1924-1925г.г. В стихотворении «Отговорила роща золотая…» мы видим поразительный образ рощи, которая что-то уже «отговорила».
От рощи взор поэта обращается к небу – появляется образ журавлиной стаи, что является выражением грусти и печали. Поэтом овладевает скорбь о быстротечности жизни.
В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» поэт грустит по уходящей молодости и мысленно обращается к родному краю, называя его «страной березового ситца».
Сергей Есенин – народный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи. Его поэзию отличает умение видеть красоту во всем, что нас окружает. Есенин прожил короткую, но насыщенную жизнь и оставил нам богатое поэтическое наследие.
← Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина
← Анализ поэмы Анна Снегина↑ ЕсенинТема Родины в лирике Есенина →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/esenin/moj-lyubimyj-pisatel-esenin
Сочинение. Биография и творчество Сергея Есенина
Сочинение.
Биография и творчество Сергея Есенина.
Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песней соловьиной.
Сергей Есенин
Секрет притяжения личности и поэзии Есенина- по сей день загадка для отечественных и зарубежных исследователей. О жизни Есенина очень часто слагали легенды. Эти легенды начали рождаться еще при жизни поэта.
Легендами наполнена вся жизнь, Есенин зачастую сам слагал легенды и мифы про самого себя. Он сам творил свою биографию. Например, В. Маяковский «делал стихи», Сергей Есенин делал свою биографию. Еще пи жизни поэта окрестили «хулиганом» и он с этим был полностью согласен.
Легенды о Сергее Есенине – это своеобразный диалог стихов и жизни:
Засосал меня песенный плен
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
В начале 30- х годов, лучшим поэтом России был объявлен В.В. Маяковский, С. Есенина практически забыли, даже запретили. Возвращаясь к началу карьеры С. Есенина, следует отметить, что еще в 1905 году А.А.
Блок писал: « Должен появиться поэт, который принесет в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мифическими, а изумительными по своей красоте». В 1915 году состоялось знакомство А. Блока с С. Есениным.
Как и предполагал поэт Есенину был обеспечен быстрый успех и огромная слава. В лице Есенина «черная, мужицкая Русь» обрела свой голос.
Как у любого поэта мы подразделяем творческий путь на определенные этапы. Творчество Сергея Есенина тоже можно было бы разделить, но Есенин сделал это сам. Поэзия Есенина отличается целостностью, потому что в ней все о России: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве».
Однако можно сказать, что Россия Есенина родная сестра блоковской России.
В душе Сергея Есенина уживаются две России – «земная» и «небесная». Стихотворения о России проходят через все творчество поэта.
Даже после октябрьского переворота поэт остается верен теме «родина», хотя исследователи творчества Есенина отмечают, что стиль поэта время от времени меняется. В годы революции поэт всецело был на стороне Октября. Он ждал чего-то нового, ждал превращения России в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока.
В 1917 – 1919 годах Есенин, почти перестал писать лирику, но зато создает цикл революционных поэм. Но вскоре поэт понимает, что его ожидания не оправдались.
В 1920 году Есенин пишет стихотворение – «Я последний деревенский поэт»:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатых мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвою берез.
По мнению самого Есенина и многих критиков, он действительно стал последним поэтом деревни, можно сказать также «поэтом уходящей Руси».
20-е годы в поэзии Сергея Есенина переломные. Ранее Есенин редко обращался к теме любви.
В конце 20-х годов он начинает работать над циклом стихов « Любовь хулигана». В эти годы тема любви становится центральной. Одним из ярких примеров в творчестве Есенина принято считать произведения из цикла «Персидские мотивы».
Есенинские строки музыкальны, например, «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».
В основном лирика поэта отличается песенно-фольклорным началом, образностью, цветовой палитрой.
До последних дней Сергей Есенин влюбляется, в его жизни было много любви, но настоящей, наверное, так он и не встретил. Свои переживания он отобразил в последнем крупном и как сказал сам Есенин: «лучшее, что я написал», в поэме «Анна Снегина».
Жанр произведения Есенин определил как лироэпическое. В поэме отмечается «многоголосие», как и во всем творчестве поэта. Композиция поэмы построена по кольцевому признаку. В этой поэме чувствуется присутствие самого Есенина, главный герой, он же лирический герой по имени Сергей. Поэт как бы пишет про самого себя.
Здесь он рассказывает как бы о своей любви:
Далекие, милые были
Тот образ во мне не угас.
Мы все эти годы любили
Но мало любили нас.
Этими словами поэт подвел как бы итог своей жизни. Поэтому, мне кажется, его жизнь и закончилась столь трагично. Это был поэт исключительной лирической силы. Я люблю лирику Есенина. Его стихи – простые и ясные по своей форме – всегда насыщены глубоким внутренним волнением и с предельной искренностью выражают правду его жизни, в которой он предстал существом с другой планеты.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района
“Михайловская средняя общеобразовательная школа”
“Великий язык великой наций”
номинация
“Биография и творчество Сергея Есенина”
Фищер Кристина Олеговна,
обучающаяся 11 класса
МБОУ”Михайловская СОШ”
Пшеничная Ольга Борисовна
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/11/16/sochinenie-biografiya-i-tvorchestvo-sergeya-esenina
Конкурсное сочинение по литературе “Мой Есенин”
Сочиненпо литературе на тему
«Мой Есенин»
В народе часто слышим такие выражения: открытая душа, широкая душа, настоящая русская душа. Мне всегда хотелось понять, что же есть настоящая, широкая русская душа? Разводить широко руками или бить себя в грудь – этого совсем недостаточно.
Год за годом, изучая Есенина, я поняла, что в эти понятия вложена, прежде всего, огромная любовь к Родине, к земле, где ты вырос, к каждой травинке и паутинке, лепестку, пригорку и облачку, к родным и близким, ко всему тому, что тебя окружает.
И теперь я понимаю, что всему этому нужно еще поучиться, а поучиться можно у С.А.Есенина.
Каждая новая страница есенинских стихов открывала для меня Есенина нового, другого; и в моей душе создавался свой образ человека, поэта, уникального, с безгранично широкой душой, истинного патриота своей Родины:
Спит ковыль. Равнина дорога
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Образ моего Есенина–это образ человека очень самобытного, со своей особенной творческой судьбой.
Язык его поэзии богат и интересен, его лирика уникальна и одновременно узнаваема. В ней легкость и невероятная точность образов сочетается с детской наивностью и непосредственностью, нежной любовью к природе и Родине.
Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщую любовь и признание.
Детство и юность Есенина прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье.
Теперь моя мечта там побывать: встретить рассвет и проводить зарю, пробежаться босиком по росе, окунуться в утренние туманы, забрести в колышущую золотыми волнами рожь, увидеть бесконечные русские просторы, синь озер и рек; открыть дверь настоящей русской избы, с резными ставнями и разукрашенными «деревянным кружевом» фронтонами; полюбоваться рушниками, расшитыми гладью. В каждом доме ими украшали иконостас и портреты семейных династий. Хотелось бы ступить на настоящие, тканые из ветоши, дорожки; услышать народную русскую речь и побродить по березовым рощам.
“Рязанские поля была моя страна”, – вспоминал Есенин. Будучи истинно народным поэтом, он с самого детства впитал в себя дух родной земли. С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки и загадки.
Народное творчество неразрывно вплелось в песенную основу лирики Есенина: “Родился я с песнями, в травном одеяле…” Он говорил и пел теми словами, которыми поет сам русский народ, близкими с малых лет, знакомыми и любимыми.
Простая крестьянская изба, родные места рязанщины, где прошло детство поэта, удивительно красочно описываются в его стихотворениях:
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети,
Где-то мышь скребется в затворенной клети.
В своей пейзажной лирике поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть средней полосы России. В его стихах все время меняются краски и звуки, через них поэт умело передаёт тон и настроение.
Когда я читаю есенинские строки, живой и многоцветный мир встаёт перед глазами, буквально завораживая меня. Я вижу, как “полыхают зори”, “сыплет черемуха снегом”, “горит костер рябины красной”, “курит облаком болото”.
Бескрайние просторы полей, золотые рощи, “синь, упавшая в реку”, “плакучие ивы”, и даже “топи да болота” – во всем этом Есенин видел красоту и неповторимость родного края.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
Природа у Есенина — живое существо, наделенное ранимой, беззащитной и очень хрупкой душой. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов раствориться в ней: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.
Есенин смотрит на природу глазами художника, под его пером на листе бумаги оживают необычайно выразительные картины. Передо мной вырисовываются безбрежные облака, золотистые косы берёз, благоухающие цветы, дым белых яблонь.
Я слышу знакомые, приятные сердцу звуки: “ручей волной гремучею песенки поет”, “звенят родные степи ковылем”, “звенит придорожными травами от озер водяной ветерок”. Природа у поэта оживает, приобретая человеческие черты, разделяя с человеком радости и боли, живёт с ним одним дыханием.
Отсюда такая одухотворенность в образах: “прибрела весна, как странница, c посошком в лаптях берестяных”, “словно белою косынкой повязалась сосна”, “пригорюнились девушки-ели”, “изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины”. Мир природы у Есенина живой, светлый и прекрасный.
Однако этот мир не бесшабашно весел, в нем, где-то в глубине, таится что-то грустное, то, что не всегда можно выразить словами. Эта грусть –сожаление о недолговечности, хрупкости и непрочности всего земного. Именно поэтому все прекрасное в жизни становится мне еще понятней, ближе и дороже.
Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. “Братья наши меньшие” наделены абсолютно всеми человеческими чертами и чувствами. Они, наравне с людьми, испытывают материнскую любовь, боль и горечь утраты, одиночество и безысходность.
И что горе животного может быть таким же огромным, как у человека. Я понимаю, когда читаю, как «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Поэт показывает, как беспощадны и безжалостны порой бывают люди по отношению к животным.
Как пронзительно звучит, описанный поэтом, образ подстреленной лисицы:
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах – как прелая морковь.
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
В строках о животных особенно полно ощущается человечность поэзии Есенина. Поэт подчеркивает единство всего живого, всего сущего на земле. Нет, и не может быть чужой боли в мире, все мы неразрывно связаны между собой.
Есенин говорил о себе как о крестьянском поэте, и поэтому его Русь, прежде всего, Русь народная, деревенская. В ней очень много ветхого, патриархального: “в ризах образа”, светлые хаты, старинные предания и обряды, неразрывно связанные с деревенским бытом.
В стихах Есенина о деревне меня привлекает тревога за ее судьбу, достоверно изображённый незатейливый сельский быт, беспредельная любовь поэта к деревне – такой неотъемлемой и очень важной частичке родины.
Он знал и неприкрытую нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. Крестьянский труд со всеми его тяготами влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца -все это нашло отражение в его творчестве.
Постепенно в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Такой близкий и дорогой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
“Страной березового ситца” называет Есенин Русь. Так в одном образе поэт объединил самые дорогие его сердцу понятия. Береза для Есенина это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны. Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Это и “белая береза под моим окном”, и идущие из глубины души строки:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
“Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
или
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
О чем бы ни писал Есенин: о природе, красе и неповторимости родного края, о деревенской жизни с её незатейливым укладом — он все равно возвращается к теме родины. Родина для поэта является чем-то возвышенным и воспевать её – смысл всей его жизни. В его лирике звучит безграничная преданность Родине, восхищение и преклонение перед ней:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
У каждого из нас в душе свой образ замечательного русского поэта и человека Сергея Есенина. Главное, что каждый из нас найдёт в его творчестве что-то своё, очень личное.
Но в одном я теперь уверенна: его удивительная, волшебная лирика не сможет никого оставить равнодушным.
Есенин для меня — это безграничная, трепетная и очень трогательная любовь к природе и родной земле, это зеркало, в котором отражается та самая загадочная и широкая русская душа.
Источник: https://infourok.ru/konkursnoe-sochinenie-po-literature-moy-esenin-1049343.html
Сочинение «Мой Есенин»
Ночью луна заглянула в мое окно.
Я подошла к нему и залюбовалась открывшейся картиной: луна, зачаровывающая, притягательная, разлила свой след на крыши домов, озаряя и убаюкивая их, на широкое поле, покрытое свежевыпавшим снегом, на верхушки деревьев… Как тут не вспомнить «низкий дом с голубыми ставнями», «хаты — в ризах образа»? Как не подумать о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине? Ведь, читая его произведения, видишь красоту русской деревни, русской природы и влюбляешься в нее. И это не удивительно: все стихи Есенина пропитаны любовью к Родине, к родным лесам, лугам, к родной земле. Сколько гордости и восхищения слышится в его произведениях!
Ведь главной любовью его жизни, ее смыслом была Россия. Есенин любил ее такую — нищую, грязную…Но и тогда,Когда во всей планетеПройдет вражда племен,Исчезнет ложь и грусть, —Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким «Русь»!Поэт передает свою любовь к Родине через каждую строчку, через каждое слово.
Даже воспевая женщину, он не забывает упомянуть о России, восхищаясь красотой природы? Сравнивая ее с русскими просторами. Его любовь к родине не сравнима ни с чем. Он пронес это чувство через всю свою жизнь. И ни красоты Парижа, ни небоскребы Нью-Йорка не усыпили в нем этой любви. Она еще более окрепла. Сам облик Есенина в его стихотворениях совсем непрост.
То он деревенский парень с тальянкой в руках, воспевающий родные рязанские просторы, то поэт-философ, рассуждающий о жизни, то влюбленный хулиган, мечтающий о любви…Есенин — сама свобода, вольность, жизнь.
Каждое слово поэта — это сама жизнь. Он к каждому сердцу подобрал ключ. Поэт не отвечает на поставленные вопросы? Ведь у каждого свой ответ, свой, единственно правильный. Его слова просты и памятны каждому.
Читая его стихотворения, видишь поэта таким, какой он есть: хулиган, «на женщин и зелье падкий».Для меня Есенин — это любовь, природы, русская песня. Для меня он певец «страны березового ситца». Его стихи то светлые и чистые, как родник, то звонкие и задорные, то печальные и одинокие.
Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав не оставляют безразличным никого, кто хоть раз прочитал стихотворения Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворенности. В стихах Есенина все время меняются краски, звуки, картины. Его произведения непросты. В них необычные сравнения, взгляды, мысли.
Но не в этом их прелесть!В стихах Есенина сама жизнь со всеми поворотами, взлетами и падениями. В своих произведениях поэт невероятно открытый, искренний. У кого еще встретишь столько переполняющей душу любви, такой же огромной, как и страна, которая родила нас! А с какой любовью он говорит о природе!
Есенинские стихи о ней звучат как музыка, они помогают в трудные минуты, успокаивают и утешают душу.В суете повседневной жизни мы теряем что-то светлое, возвышенное.
Проблемы, неудачи, невзгоды подрезали нам крылья, и кажется, что уде больше не взлететь… Но берешь в руки томик стихов Есенина, и открывается перед тобой эта чудесная есенинская страна, в которой «малиновое поле», «роща золотая»… И снова появляются мечты, надежды, вера… И легко дышать!
Произведения Есенина нужны в современном мире, ведь они пробуждают любовь, огромную любовь к Родине. А если любишь, все возможно. Мне кажется, что Есенин и хотел с помощью своих творений пробудить в людях любовь к родной земле, к родным просторам.Он — искренний патриот своей страны!
И хотя поэт так рано ушел из жизни, его заслуга перед нами огромна. Есенин всегда останется жить в наших сердцах!
Источник: https://shdo.net/sochinenie-moj-esenin/
Школьное сочинение.мой есенин
User Rating: 5 / 5
Сергей Есенин ,пожалуй,самый известный и читаемый поэт в наше время. Есенин прежде всего поэт,он не любил никого и ничего,кроме поэзии и родины.Об этом вспоминает Рюрик Ивнев:»Есть такие люди,которые созданы только для своего творчества,и требовать от них того,что требуют от других, смешно и нелепо».
У большинства поэтов жизнь и поэзия не связана.У Есенина же жизнь и творчество были сплетены,как веревки одного каната.Поэтому он нам так близок,за каждой строчкой видны переживания,боль,одиночество,радость,то есть живой человек.
Сергей Есенин –это имя знакомо каждому буквально с пеленок.
Никто из нас,наверное, не забудет этих строк:
Поет зима-аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
Или:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Мы знакомимся с творчеством Есенина еще в детстве и изучаем его в 11 классе.Когда я была маленькой,то считала его детским поэтом.Моей любимой книжкой был небольшой сборник стихотворений для детей под названием «Лебедушка».
Сейчас мне семнадцать лет,а Сергей Есенин остается моим любимым поэтом. Произошла только одна маленькая перемена: если в детстве я читала стихи первых лет, то теперь предпочитаю его последние произведения.
АВТОРСКИЕ ПРАВА КОНТЕНТА САЙТА www.batraeva.com ЗАЩИЩЕНЫ. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ССЫЛАТЬСЯ НА САЙТ www.batraeva.com
Когда мне плохо,я успокаиваюсь уже тем,что держу в руках сборник стихов Есенина, перелистываю страницы и перечитываю до боли знакомые стихи.
Жизнь-обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Жизнь-обман,но и она порою
Украшает радостями ложь.
Не могу и даже боюсь причинять людям боль,не могу лгать и лицемерить, потому что вспоминаю строки:
…много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
Некоторое время мне очень тяжело жилось, потому что родителям не все можно рассказать: они заняты работой и другими делами, а близких подруг и друзей,с которыми можно было бы поделиться своими сокровенными мыслями, у меня не было. В какой-то мере я даже завидовала Есенину, ведь у него был великий талант,он-поэт,и вся его жизнь заключалась в поэзии.
А я? Что было у меня? Ничего,кроме равнодушных лиц вокруг и вопросов,на которые нельзя найти ответы. И тогда мне помогли строчки Есенина:
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той,что не нужна тебе…
Мне сразу стало легко и свободно.
Я подумала,что может быть,не стоит искать ответы на неразрешимые вопросы, а просто надо жить и делать что-то хорошее.В этом и есть смысл жизни. Не знаю,что об этом думают другие,но мне кажется,что нельзя по-настоящему знать Есенина, не прочитав его поэму «Черный человек». Когда я прочитала ее,мне стало страшно и больно от того безысходного одиночества, которое было в ней.
Странное слово,на первый взгляд может показаться, что человек бывает одинок,когда рядом с ним никого нет,но приходит это чувство обычно в кругу множества людей:
Что же есть одиночество?
Что не понять другим,
И стихи,и пророчество—
Беспредметны,как дым?
Может быть, поэтому Есенин и метался среди людей.Ходил по кабакам и менял женщин.Сначала была Изряднова,потом Райх,на мой взгляд единственная,которую он любил,затем Дункан,Миклошевская,Бениславская.И погубили его,по-моему,не женщины,каждая из них напротив была для него той соломинкой,за которую он держался,чтобы не умереть. Сергей Есенин всегда привлекал много людей:одни его любили, другие ненавидели.Многие о нем плохо отзываются и сейчас. Но все мы не ангелы, и не нам судить других.Тем более нельзя к поэтам относится с обычной меркой, с какой подходят к людям благоразумным. Они обладают правами, которых попросту нет у нас,поскольку стоят намного выше и вместе с тем невыразимо ниже каждого из смертных.»Это бессознательное существо,и это-такой поэт,который встречается раз в столетие».Это сказал Анатоль Франс о Верлене.Современники считали,что слова применимы и к Есенину.
Сергей Есенин-мой любимый поэт,его единственного и могу назвать своим, хотя мне нравятся и многие другие.Только Есенина я могу назвать своим учителем и даже другом.Если бы я не встретила его,то,по-моему, не было бы у меня такого философского восприятия мира.Наверное, всю жизнь мне будут помогать эти строки:
В грозы,в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым—
Самое высшее в мире искусство.
Источник: https://batraeva.com/index.php/2013-06-16-19-18-18/79-2013-08-06-19-46-31
Сочинение на тему Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина
Реферат выполнил ученик 11 «А» класса Лавлинский Александр
Воронеж 2001
Сергеи александрович есенин
(1895—1925)
Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.
«СТИХИ НАЧАЛ СЛАГАТЬ РАНО»
Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца.
Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки.
Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.
«Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».
Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
«Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак заката», «Русь — малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре… о женихе, светлом госте из града неведомого», т. е. о Христе и Небесном Иерусалиме, городе праведников.
…Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках.
После Константинова, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате.
Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым.
Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой лёгкостью.
Склонность к сочинительству, однако, не прибавляли юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность.
Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Радуница» (1916 г.), поэт пометил некоторые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг.
Хотя кто знает, может быть, они в действительности написаны позже, в пору большей творческой зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чистые, уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом.
Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому, которое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.
«Я ПРИШЁЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ, ЧТОБ СКОРЕЙ ЕЁ ПОКИНУТЬ»
В конце 1915 — начале 1916 г. имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых известных поэтов.
В это же время Есенин знакомится и сближается с поэтом Николаем Александровичем Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев Олонецкой губернии.
Проникнутые патриархальными религиозными мотивами, связанные с культурой старообрядческого Севера, с русским фольклором, стихи Клюева во многом перекликались с есенинской музой.
Оба поэта выступают под единым «крестьянским» знаменем, печатаются в одних и тех же изданиях, вместе посещают салоны и литературные собрания, где Есенин неизменно появляется «в щегольских сафьянных сапожках, голубой шёлковой рубахе, подпоясанный золотым шнурком…».
Однако поэты были связаны своеобразными отношениями «друзей-врагов». Недаром через ряд писем и стихотворений Есенина проходят и ласка к «ладожскому дьячку», «смиренному Миколаю», как называл его Сергей Александрович, и неприятие стихов и жизненной позиции Клюева.
И в поэзии, и в поведении Клюева Есенину порой виделись нарочитое, чуть ли не наигранное смирение, замкнутость, обособленность от современного мира. Он предельно сосредоточен на деталях древнего быта, на идеале старины с её загадочным затонувшим градом Китежем, символом сгинувшей Древней Руси.
Не таков был Есенин с его стихийной, мятущейся душой — впечатлительный, пылкий и нетерпеливый. Не случайно через несколько лет Есенин будет советовать одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с её несуществующим Китежем…
Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества…».
…Шла Первая мировая война. Призыва в действующие войска удалось избежать. Есенин служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале. Летом 1916 г. в Царском Селе он читал свои стихи в лазарете для раненых в присутствии императрицы.
Это выступление, как и выступление несколькими месяцами раньше в Москве перед великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, вызвало негодование в петербургских литературных кругах, настроенных враждебно по отношению к монархии.
Впрочем, о том периоде жизни Есенина трудно говорить определённо — слишком противоречивы свидетельства и воспоминания современников.
Во всяком случае, достоверно известно, что в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилёва и А. Ахматову и прочёл им стихотворение, поразившее Анну Андреевну своим последним четверостишием — оно показалось ей пророческим.
«О РУСЬ, ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ…»
Февральскую революцию 1917г. Есенин встретил восторженно. Ему чудилось, что из пламени, охватившего страну, вот-вот «Фениксом, жаром-птицею взлетит мужицкая Русь». Неведомая, чудесная доля мчалась навстречу и несла, как казалось, не гибель и разруху, а надежду на новое, преображённое бытие.
В эту пору в Есенине ощущалась большая перемена. Он казался мужественнее, выпрямленнее, взволнованно-серьёзнее, чем в первые годы петербургской жизни.
«…Я РАЗЛЮБИЛ НИЩУЮ РОССИЮ»
Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Она встретила Есенина, и вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США.
Заграничные впечатления поэта противоречивы. В очерке об Америке «Железный Миргород» Есенин пишет: «Да, я вернулся не тем… Вспомнил про „дым отечества”, про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами…
и стал ругать всех цепляющихся за „Русь”, как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию».
Как многим впервые попавшим в Европу русским людям, ему сначала нравится, что там «всё прибрано и выглажено под утюг», но очень скоро он начинает «хлопать себя по колену и скулить, как собака».
«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства… — пишет Есенин в 1922 г. из Германии. — Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать…»
И в Америке, и в Европе Есенину не хватает именно «души», а встречи с русскими эмигрантами наводят тоску и щемящую грусть. В Берлине «после долгих бесед в ночи» «под гитару» своего друга поэта А. Кусикова, к тому времени эмигрировавшего, он создаёт первые стихи из цикла «Москва кабацкая».
В августе 1923 г. он уже снова в Москве, и снова одинокий: брак с Айседорой Дункан оказался непрочным.
«ОТГОВОРИЛА РОША ЗОЛОТАЯ…»
В последние годы жизни Есенин то пытается обрести душевное равновесие и примириться с советской властью, то, по свидетельству одного из современников, начинает «так „крыть” большевиков, как это…
не могло и в голову прийти никому в Советской России». Однако Есенина как широко известного «поэта деревни» трогать не решались.
Более того — всем милицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после каждого скандала отпускать поэта, задерживая его лишь для вида и не давая делу хода.
Несмотря на перепады настроения и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же словам, ему «работается и пишется… дьявольски хорошо».
Лирика Есенина становится одновременно и трагичнее, и сложнее.
Одну за другой он пишет «маленькие поэмы» с красноречивыми названиями, говорящими сами за себя, — «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», где пророчески правдивым словом защищает и «уходящую», и «советскую» Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает тернистый, нелёгкий путь.
А в стихах — шедеврах любовной лирики — льётся через край неподвластная никаким политическим перипетиям искренность.
В Баку была начата и закончена уже в Москве поэма «Анна Онегина» (1925 г.).
Воспоминания о родной деревне, о революционных событиях, нарушивших веками складывавшийся крестьянский уклад жизни, наконец, о юношеской любви поэта к молодой помещице Кашиной, ставшей прототипом главной героини, делают поэму автобиографичной. Подобно блудному сыну из библейской легенды, герой возвращается от всех своих жизненных блужданий и ошибок к тому, что «любил как бы до своего грехопадения».
Однако между «скромным мальчишкой» «с кудрявыми волосами», влюблённым в молодую помещицу, и автором этих строк пролегла непроходимая пропасть. Возвращение к истокам уже невозможно. Как и многие «дети страшных лет России», Есенин и тоскует по разгромленной вере отцов, и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его, кажется, больна от несбывшихся надежд, разочарований и отчаяния.
Смысл судьбы будто ускользает от автора, в прошлом — «мальчика», жившего «в простой крестьянской семье», «желтоволосого», «с голубыми глазами», а ныне — «прохвоста и забулдыги», которого преследует «чёрный человек».
Олицетворение всего самого тёмного во внутреннем мире автора, этот жуткий гость в чём-то подобен совести, терзающей душу. Он «спать не даёт… всю ночь», «водит пальцем по мерзкой книге», перечисляет грехи своей жертвы.
Беда же автора не только в том, что он не справился с силами хаоса в собственной душе, но и в том, что ему было суждено родиться и жить в страшное для России время.
Переполненный гневом и отвращением, поэт бросает свою трость «прямо к морде его, в переносицу…», но разбивает только зеркало…
Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая…» (1924 г.
), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.
Ждать осталось недолго. 24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства.
27 декабря, утром, в гостинице, сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:
До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди:
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, безруки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей.
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
«До свиданья, друг мой, до свиданья…»
А в ночь с 27 на 28 декабря, как писал поэт и критик В. Ходасевич, «он обернул вокруг своей шеи… верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».
Злые заметки
Талант Есенина оценили по достоинству далеко не все его современники. К. И. Чуковский незадолго до гибели поэта записал в дневнике: «В Есенине есть… графоманская талантливость, которая не сегодня – завтра начнёт иссякать». Литературовед Ю. Н.
Тынянов в статье «Промежуток» утверждал: «Всё поэтическое дело Есенина — это непрерывное искание украшений для… голой эмоции.
Сначала церковнославянизмы, старательно выдержанный деревенский налёт и столь же традиционный „мужицкий Христос”; потом — бранные слова из практики имажинистов, которые были таким же, в сущности, украшением для есенинской эмоции, как и церковнославянизмы».
Но больше всего доставалось поэту от радетелей коммунистической идеологии. В советской прессе его творчество называли «психобандитизмом».
Один из самых влиятельных большевистских вождей Н. И. Бухарин посвятил поэзии Есенина целую брошюру— «Злые заметки» (1927 г.). «Есенин талантлив?» — спрашивал Бухарин. И сам же отвечал: «Конечно, да… Есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей.
И всё-таки в целом есениншина — это отвратительная напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами… Причудливая смесь из „кобелей”, икон… религии и хулиганства…
„любви” к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к женщине, бессильных потуг на „широкий размах” (в очень узких четырёх стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до „принципиальной” высоты… — вот что такое есениншина…
Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого „национального характера”: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни…». Это высказывание сыграло роковую роль в посмертной судьбе Есенина.
Сочувственные голоса стали затихать, а потоки брани увеличиваться. Вплоть до «оттепели» Есенина издавали редко, и преимущественно одни и те же стихи. Многие стихотворения и даже целые циклы распространялись в основном в рукописных копиях.
Список литературы
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература ч.2. глав. ред. М. Д. Аксенова.
Источник: http://bumli.ru/op/171607