Творчество Лессинга, Лессинг о театре
На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания.
Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение “Буря и натиск”, к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке.
18 век был временем очень важным для драматургии и театра.
Пришлось пересматривать теорию драматического искусства, это связно с тем, что человек 18 века не обладает привилегиями, но образованный и думающий, ощущает свое природное равенство с остальными, по-новому осознал себя и свое место и роль в жизни. Встал вопрос о появлении нового жанра в драме.
Независимо друг от друга Денни Дидро и Готхольт Лессинг обозначают необходимость появления нового жанра, который потом стал называться “драма” – трактаты “Парадокс об актере” Дидро и “Гамбургская драматургия” Лессинга. “Слезная комедия” или “мещанская трагедия”.
Существенен пафос в слезной комедии, рядовые люди, люди из буржуазии, горожане, люди, чья жизнь может вызвать слезы. В мещанской трагедии пониженный статус, но все равно герои – люди серьезные. Проблематика может быть очень серьезной, однако, характер несколько другой по сравнению с классической трагедией.
Если там происходит столкновение человека с природными закономерностями и высшими силами, то в драме человека с человеком.
Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781) – немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Писал басни в прозе, драматические произведения, критику.
Двадцатилетним юношей он написал драму “Евреи”, в которой евреи представлены не только недостойными того презрения, которое было их участью в Германии того времени, но и, наоборот, заслуживающими всяческого уважения. Многие критики нашли невероятным, чтобы среди евреев могли быть такие просвещенные, благородные люди, как герой пьесы Лессинга.
Через пять лет после написания пьесы Лессинг познакомился с Мозесом Мендельсоном и был счастлив убедиться, что не ошибся, и образ “благородного еврея” в действительности нашел яркое подтверждение.
Еще через 25 лет Лессинг написал новую пьесу “Натан мудрый”, установкой которой было создание концепции человека, которые обладает мудростью, умением проникнуть в глубины сущности. Действие происходит в Иерусалиме в 12 веке, период войн с крестоносцами. Один из пленных не был обезглавлен.
В городе живет еврей Натан, которого почитают все, ибо он справедлив и мудр. Султану нужен казначей, Натан приходит во дворец, встречается с султаном и его сестрой, им он рассказывает притчу, которая становится ключом ко всему произведению. К некоем роду отец передавал перстень тому, кого считал своим наследником.
Пришло время, когда появляется человек, у которого был три сына, и он сделал еще 2 кольца и отдал их сыновьям из отеческой любви и справедливости. 3 сына – это три религии христианство, мусульманство и иудейство, у них один отец – бог, поэтому нет необходимости у людей ненавидеть и преследовать инакомыслящих.
В произведении звучит идея родства человечества, человек человеку брат.
Одно из ярких произведений “Лаокоон, или о границах живописи и поэзии”, в котором Лессинг сравнивает два вида искусства – живопись и поэзию, на примере скульптуры Лаокоона, изображенного Садолетом, и Лаокоона, показанного Вергилием.
Под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще. Лессинг также написал пьесы “Минна фон Барнхельм, или солдатское счастье” “Эмилия Галотти” “Мисс Сара Сампсон”, вместе с философом М. Мендельсоном и книготорговцем К. Ф.
Николаи Лессинг основал литературный журнал “Письма о новейшей литературе”
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Творчество Лессинга, Лессинг о театре
Другие сочинения по теме:
- Билеты. Вариант 1. 15. Художественное своеобразие драматургии Лессинга Художественное своеобразие драматургии Лессинга. 19 век опубликована серия его “Литературных писем”, где отражались его взгляды на задачи искусства, что такое…
- Краткое содержание поэмы Лессинга “Натан Мудрый” Во время крестовых походов в конце XII в. крестоносцы терпят поражение в своем третьем походе и вынуждены заключить перемирие с…
- Недавно я побывал на постановке “Бесприданницы” в Драматическом театре Перед постановкой пьесы автор несколько раз читал ее в московских литературных и артистических кругах. И, как пишет сам Островский, “все…
- Сценическое воплощение образов комедии “Доходное место” в театре Обратившись к комедии “Доходное место”, ее можно охарактеризовать как злую сатиру на русское чиновничество, расскажет, как раскрывали образ Юсова Д….
- Краткое содержание комедии Лессинга “Минна фон Барнхельм” Майор в отставке фон Телльхейм живет в берлинской гостинице со своим верным слугой Юстом, не имея средств к существованию. Хозяин…
- Краткое содержание трагедии Лессинга “Эмилия Галотти” Принц Гонзага, правитель итальянской провинции Гвастеллы, рассматривает портрет графини Орсина, женщины, которую он любил еще совсем недавно. Ему всегда было…
- Творчество Петрушевской и “эпос катастрофы” XX века Петрушевская пишет “эпос катастрофы” XX в. Поэтому абсурд в ее произведениях явлен двояко: взятый из самой жизни, фактический, с легко…
- Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера отразили в себе всю сложность эпохи исторического перелома. Вернувшись в 1945 году из эмиграции…
- Краткое содержание рассказа Дойла “Три Гарридеба” К Шерлоку Холмсу обращается за помощью адвокат Джон Гарридеб, американец, живущий в Лондоне. Александр Гарридеб, его однофамилец из Канзаса, сколотил…
- Творчество У. Шекспира. Периодизация. “Шекспировский вопрос”. Хроники Биография. Традиционно считается, что Шекспир родился в 1564 г., в г. Стретфорде-на-Эйвоне, в семье периаточника. Образование получил в Грамматической школе…
- Литературно-языковое творчество Ломоносова Прежде, чем говорить о заслугах Ломоносова в преобразовании русского литературного языка, необходимо выяснить, что же сделал Михаил Васильевич с русским…
- Жизнь и творчество Евгения Плужника Родился в слободе Кантемировке в Воронежской области в многодетной семье управляющего торговой фирмы. Рано потерял мать. Во время революционных волнений…
- План для сочинения к теме “Народное творчество – бесценная духовная казна” Что такое эпос? Один из трех родов художественной литературы (рядом с лирикой и драмой) – рассказ, который характеризуется изображением событий,…
- Творчество и жизненный путь Ю. О. Домбровского Семидесятые годы были временем изживания иллюзий, временем, когда литература, вся нацеленная на социальность, на социальную пользу и на социальные ограничения…
- Творчество Владимира Дрозда Владимир Дрозд – один из ярчайших и вместе с тем и немного противоречивых фигур литературной арены XX века. Из-под его…
- Жизнь и творчество: Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер, немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк, выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы…
- Творчество Дитера Муке В этом же направлении складывалось и творчество Дитера Муке (род. в 1936 г.), Петера Госсе (род. в 1938 г.; “Антиосенневневременное”,…
- Введение. Литература первой половины ХХ ст. творчество Г. Ибсена, Ф. Кафки, Дж. Джойса Цель: углубить и обобщить знание учеников об изученных произведениях и их авторах; с целью контроля и коррекции проверить знания и…
- Творчество Стендаля (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) Творчество Стендаля (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы. Именно…
- Творчество Лопе де Веги и испанский ренессансный театр 1. В Испании был средневековый театр: религиозный (мистерии, миракли) и светский, комический (фарсы). Влияние церкви велико → этот театр устойчив,…
Источник: https://ege-russian.ru/tvorchestvo-lessinga-lessing-o-teatre/
Немецкая классическая философия
Кант не был единственным, кто пролагал пути для общей теории развития, кто подрывал устои догматической метафизики. Почти одновременно с нападением Канта на учение о вечности Солнечной системы, К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов.
Каспар Фридрих Вольф (1734–1794), немецкий медик и биолог, многие годы работавший в Петербурге, в своей диссертации «Теория зарождения» обосновал теорию эпигенеза, т. е. развития организма путем новообразования. Новые органы постепенно возникают из ранее существовавших, сложное формируется из простого.
Идеи Вольфа об онтогенезе (развитие индивида) в дальнейшем были перенесены на филогенез (развитие вида). В XVIII в. историзм делает первые шаги и в общественных дисциплинах. Появляются обобщающие труды по политической истории, по истории философии. Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) положил начало современной археологии и истории искусств.
Участник раскопок Геркуланума и Помпеи, он учил систематизировать найденные памятники, отличать подлинники от подделок, призывал к изучению исчезнувших культур.
Но наиболее существенные импульсы шли от художественной литературы. Выше уже упоминалось имя Лессинга как новатора, которому было суждено формировать умонастроения и вкусы. Н. Г.
Чернышевский обратит внимание на то, какую важную роль сыграл Лессинг в подготовке немецкой классической философии.
Несмотря на то что Лессинг почти не оставил собственно философских работ, пишет Чернышевский, он «положил своими сочинениями основание всей новой немецкой философии».[13]
Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) родился в саксонском городке Каменц. Сын пастора, он сначала учился на богословском факультете Лейпцигского университета, затем перешел на медицинский. Уже студентом начал писать.
В Берлине он издает свои знаменитые «Литературные письма», которые приносят ему славу первого критика Германии. Семнадцатое «письмо», представляющее наибольший интерес, кончается апологией Шекспира: Шекспир — гораздо более великий трагический поэт, чем Корнель.
После «Эдипа» Софокла никакая трагедия в мире не будет иметь больше власти над нашими страстями, чем «Отелло», «Король Лир», «Гамлет».
В трактате «Поуп-метафизик», посвященном английскому поэту А. Поупу, исследуется различие между поэзией и философией. Можно ли сопоставить поэзию с системой метафизических истин? Философ придерживается точной и однозначной терминологии. Поэт играет словами.
Он никогда не стремится высказать «строгую, последовательную истину», иногда он говорит лишнее, иногда чего-то недоговаривает. Среди философов на такое был способен Якоб Бёме, и только ему такое можно простить. Строгий порядок изложения и поэзия — вещи несовместимые.
«Философ, который взбирается на Парнас, и поэт, намеревающийся снизойти в долины серьезной и спокойной мудрости, встречаются на полпути, где они, если можно так выразиться, обмениваются одеянием и поворачивают вспять. Каждый приносит в свою обитель образ другого, но не более того.
Поэт стал философским поэтом, а мудрец — поэтическим мудрецом. И все же философский поэт — не философ, а поэтический мудрец не превратился в поэта».[14]
Провести грань между искусством и философией крайне важно. Во времена Лессинга в ходу было выражение «прекрасная наука» (schone Wissenschaft), обозначавшее искусство.
Различие между двумя видами духовной деятельности представляли не совсем ясно. Лессинг ощущал себя литератором, остановившимся «на полпути к философии». Здесь он встретил теоретика «на полпути к литературе» — Моисея Мендельсона (1729–1786).
Результат встречи — трактат «Поуп-метафизик», написанный в сотрудничестве.
Лессинга знают как талантливого журналиста, критика, поэта, баснописца, драматурга. В 1753–1755 гг. выходит в шести томах его первое полное собрание сочинений. В последнем томе — последнее к тому времени достижение — «Мисс Сара Сампсон». Свою пьесу Лессинг характеризует как «бюргерскую трагедию».
Интерес к жизни личности вот то новое, что принесла с собой новая, «бюргерская» эпоха, пришедшая на смену феодализму и ознаменовавшаяся ломкой сословной иерархии, утверждением новых, буржуазных принципов в экономике и в духовной жизни. Бюргер — это горожанин, представитель, «третьего сословия». Но не только.
Бюргер — это гражданин, носитель правопорядка. Наконец, бюргер собственник, буржуа.
Ярче, чем в «Саре Сампсон», гражданский, бюргерский идеал независимой личности, живущей в условиях правопорядка, выражен в «Минне фон Барнхельм». Пьеса рассказывает о судьбе офицера.
Бесстрашный и неподкупный майор Тельхейм заподозрен во взяточничестве, но в конце пьесы приходит весть: король Фридрих II снова зовет его под свои знамена.
Выходец из Курляндии, Тельхейм служит в прусской армии, а женится на девушке из Саксонии. В этом видели призыв к единству нации.
«Минна фон Барнхельм» послужила главным поводом для возникновения «легенды о Лессинге» как о верноподданном барде пруссачества. Ф. Меринг развеял легенду: в «Минне» он увидел не апологию, а критику фридриховских порядков. Но это не дает оснований для другой легенды, переоценивающей революционность немецкого просветителя.
Вопрос в том, как оценивать пьесу «Эмилия Галотти». В пятитомной «Истории немецкой литературы» «Эмилия Галотти» названа «первой пьесой революционного немецкого театра». От «Эмилии Галотти» будто бы «идет театр молодого Шиллера и во многом театр „Бури и натиска“».
[15] Между тем, по словам Гёте, «к трудам Лессинга у Шиллера было совсем особое отношение; в сущности говоря, он их не любил, а „Эмилия Галотти“ была ему прямо-таки противна».[16] В чем дело, Гёте не объясняет.Вполне возможно, что Шиллеру как раз не хватало у Лессинга тираноборчества.
Почему Одоардо Галотти убивает свою дочь, на которую польстился принц, а не ее совратителя? Да потому, что Одоардо не борец, а мститель, к тому же весьма импульсивный. Может быть, я ошибаюсь, но помимо волнующей Лессинга проблемы правопорядка в «Эмилии Галотти» заметна полемика с только что возникшим движением «Бури и натиска».
«Штюрмеры» провозгласили примат чувства перед разумом, поставили индивидуальное выше всеобщего. Лессинг показал, куда это приведет, если будет потеряно чувство меры. «Поступок отца не является примером осмысленности.
Ни в коем случае! Старик, как и его испуганная дочь, потерял голову в одуряющей придворной атмосфере, и именно это смятение, опасность, которую несут такие характеры, непосредственно хотел изобразить поэт».[17]
В 1766 г. Лессинг публикует «Лаокоон» — трактат о различии между пластическими искусствами и поэзией. Унаследованное от античности представление о тождестве этих видов искусства было поставлено под сомнение в XVIII в. «Лаокоон» полемичен.
Его автор выступил против концепции Винкельмана, изложенной в работе «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре». (К моменту окончания работы над «Лаокооном» появилась и Винкельманова «История искусства древности», упоминания о ней содержатся в последних разделах трактата.
) Спор возник, казалось, по частному поводу. Почему в известной скульптурной группе гибнущий жрец Лаокоон изображен издающим не безумный вопль, а приглушенный крик? Винкельман увидел в этом выражение национального характера греков, их стоическое величие духа. Лессинг держался другого мнения: суть дела в специфике скульптуры.
Трагедия Софокла «Филоктет» тоже произведение греческого искусства, однако ее страдающий от ран герой кричит в голос. То, что может выразить повествовательное искусство, не дозволено пластике. У поэта шире диапазон выразительных средств. Это не значит, что поэзия выше живописи и скульптуры.
Просто есть различие в предмете и способах изображения. Некоторые поэтические образы не годятся для живописца, и, наоборот, иные картины при попытке передать их стихами или прозой теряют силу воздействия.
Лессинг доискивается до «первопричин». Искусство подражает действительности, которая существует в пространстве и во времени. Отсюда два вида искусств. Пространство заполнено телами. Тела с их видимыми свойствами составляют предмет живописи.
Время есть последовательность действий. Последние составляют предмет поэзии.
Различие, уточняет Лессинг, относительное: живопись может также изображать и действия, но только опосредствованно, при помощи тел, и, наоборот, поэзия может изображать тела при помощи действий.
Итак, в распоряжении художника (живописца или скульптора) не отрезок времени, а только один его момент. Следовательно, выбрать надо такой, который наиболее плодотворен. «Плодотворно только то, что возбуждает свободную игру способности воображения. Чем больше мы глядим, тем больше мы примысливаем, а чем сильнее работает мысль, тем больше дается нашему зрению.
Но изображение какой-либо страсти в момент наивысшего напряжения всего менее обладает этим преимуществом. За таким изображением нет уже больше ничего: показать глазу эту предельную точку — значит связать крылья фантазии».
Наблюдение тонкое, и справедливым оно оказалось не для одной скульптуры; это важнейшая особенность искусства вообще. «Плодотворный момент» ищет любой художник, в том числе и писатель. Недоговоренность, фигура умолчания, нарочитая неполнота образа — излюбленные приемы литературы. Иногда намек действует сильнее, чем развернутое описание.
Любой художник, в том числе и писатель, воспроизводит жизнь, но не во всей полноте деталей, а обобщенно, оставляя место для фантазии зрителя или читателя. Эстетическое переживание возникает и от «узнавания» действительности, и от того, что приходится «домысливать» созданный художником образ. Такой вывод возникает при чтении «Лаокоона».
Вывод запомним: проблема воображения (и его «свободной игры») займет важнейшее место в «критической» философии Канта.
В 1767 г. наступает новый яркий этап в жизни и творчестве Лессинга. В Гамбурге открылся Немецкий национальный театр, где собраны лучшие актерские силы. Новый театр пригласил Лессинга на должность «драматурга», т. е. заведующего литературной частью. Отсюда название нового театроведческого журнала, затеянного Лессингом, «Гамбургская драматургия».
В извещении об издании журнала говорилось: «Наша Драматургия будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене, и будет следить за каждым шагом, который будет совершать на этом поприще искусство поэта и актера».
[19] В течение года регулярно два раза в неделю выходили тонкие книжицы, содержавшие разбор спектаклей и общие размышления о природе драматического искусства. Собранные вместе, они составили фундаментальный трактат, который и поныне считается краеугольным камнем театральной эстетики. Обычно книга содержит полученный автором результат.Здесь же перед нами и авторские поиски. Мы видим, как движется мысль Лессинга, как возникают перед ним вопросы, как не сразу обнаруживается ответ.
Источник: http://philosophica.ru/nem/03.htm
Готхольд Эфраим Лессинг теоретик литературы, драматург
Пушкин сказал, что слава бывает тихой. Действительно, есть в литературе такие деятели, которые приходят, создают то, что принимается в конце концов как должное, и уходят, выполнив свою миссию. Их имена хотя и пользуются уважением, однако затмеваются впоследствии более яркой славой новых гениев.
Вклад Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781), теоретика литературы, драматурга, критика и поэта эпохи Просвещения, в европейскую культуру общепризнан.
Лессинг создал современный тип журнальной критики и явился одним из основоположников демократического театра XVIII-XIX веков. Шедшие по его стопам И. В. Гете, Ф.
Шиллер, романтики несколько заслонили его в глазах потомков, как новые здания скрывают домик основателя города.
В России произошло, собственно, то же самое.
Лессинг вспоминается нами в связи с историей и теорией литературы, иногда – с историей русской сцены, но, когда мы говорим о связях культур России и Германии, мы называем первым не его имя, мы говорим о “небе Шиллера и Гете”, о Генрихе Гейне, о Гегеле и о Ницше, о Томасе Манне и Генрихе Белле.
Но если нам напомнят, что новая немецкая литература начинается с Лессинга, то едва ли кто-нибудь станет возражать. Русская революционно-демократическая критика – особенно Н. Г. Чернышевский и Н. А.
Добролюбов, чьи мнения оказали сильное влияние на наше литературоведение XX века, – много сделали для российской славы Лессинга. В России представляли себе Лессинга прежде всего первым по времени теоретиком реалистического искусства (если понимать реализм в соответствии с принципом эстетики Чернышевского “прекрасное есть жизнь”) и мастером журнальной борьбы за искусство демократическое и реалистическое.
В драматургии он, как было известно, умеренный последователь Шекспира и непосредственный предшественник Шиллера. Но в Россию Лессинг пришел в ином облике, чем тот, в котором его стали воспринимать у нас с середины XIX века и в общем воспринимают до сих пор.
Немецкие лессинговеды сетуют на то, что все еще отсутствует академическая полная биография Лессинга, хотя о писателе накопилась огромная литература, включая десятки биографических исследований.
История восприятия наследия Лессинга в России представляет собой сходную картину. Среди немалого количества работ, касающихся прямо или затрагивающих косвенно эту тему, все еще нет ее полного, аналитического обзора.
Поэтому наметим основные вехи истории “русского” Лессинга, уделив главное внимание восприятию его эстетических идей.
Имя Лессинга впервые появилось в русской печати в 1765 году, на титульном листе его комедии “Молодой ученый”, переведенной Андреем Нартовым- сыном.
Произошел переход из одного “национального времени” в другое: знакомство с автором состоялось тогда, когда на родине творчество его приближалось уже к зениту – написана первая бюргерская комедия “Мисс Сара Сампсон”, в “Письмах о новейшей литературе” создан новый жанр журнальной критики, началась работа над новаторским трактатом по эстетике “Лаокоон”.
Культура России все еще наверстывала отставание от европейского Просвещения, тогда как немецкая культура совершила именно в это время мощный рывок к новым идеям и темам, опередив даже питавшие ее французскую и английскую мысль. Этот рывок был совершен Лессингом.
Для русских читателей и зрителей 1760-1770-х годов Лессинг оставался комедиографом-моралистом, но больше был он известен как баснописец, обновивший античную традицию прозаической басни-притчи.
“Лессинг есть баснотворец, исполненный смысла, которого назвать можно немецким Езопом”, – сообщалось в журнале “Чтение для вкуса, разума и чувствований” за 1791 год, поскольку, как там было сказано, “немецкие писатели еще сохраняют несколько простых нравов”.
Между тем к этому времени прошло уже десять лет, как Лессинг умер, вкусив от непростых нравов своего отечества.
Басни Лессинга много переводились и печатались в русской периодике, а в 1816 году были изданы отдельно. Ими занимался В.А. Жуковский. Переводятся они и в дальнейшем. Однако трактат Лессинга “Рассуждения о басне”, в котором высказывался новый взгляд на этот жанр и содержались ростки учения о типичности и символике в литературе, так и остался непереведенным.
Мимоходом – в переводной статье, предложенной первым переводчиком Лессинга А. А. Нартовым, – были упомянуты “Письма о новейшей литературе”, хотя названное там 152-е письмо Лессингу не принадлежало. И другие материалы, связанные с Лессингом, попадали к русским читателям в составе переводных текстов.
Так, о его замысле пьесы о Фаусте стало известно из предисловия к “Библиотеке немецких романов”, переведенной Василием Левшиным (1780), а из перевода знаменитого сочинения пастора И. Ф.
Иерузалема в защиту немецкой литературы от насмешек Фридриха II у нас впервые узнали о том, что Лессинг, “не бывши еще в Италии, единственно по совершенному сея (т. е. древнегреческой.) учености знанию, писал рассуждение о Лаокооне…”.
Здесь отмечен действительно любопытный факт: Лессинг анализировал особенности позднеантичной скульптурной группы “Гибель троянского жреца Лаокоона с сыновьями”, не видев ее и руководствуясь только ее графическим изображением.
Но в общем русские современники Лессинга могли вскоре после его смерти уже составить себе представление о его заслугах. В журнале “Растущий виноград” Лессинг был назван одним из тех, кто освободил немецкую литературу от подражательства французам, 5 – проблема, столь же актуальная и для литературы русской.
Через несколько лет (1789) молодой Николай Карамзин уже уверенно назовет имена Лессинга, Гете и Шиллера как преобразователей немецкого театра и укажет на берлинского просветителя Ф. Николай как на последнего остающегося в живых участника знаменитого триумвирата, “друга Лессингова и Мендельзонова”.
В истории восприятия Лессинга в России очень важен ее “карамзинский” период. Сделанный Карамзиным перевод гражданской трагедии Лессинга “Эмилия Галотти” (первый вариант перевода – 1786, второй – 1788) привел ее на русскую сцену. 7 Это было также большое событие в истории русской театральной эстетики.
Появился образец психологической драмы, а в предисловии к ее изданию и в позднейшей рецензии переводчика был поставлен вопрос о художественной правде. Правдивость означала для Карамзина, как и для Лессинга, естественность чувств и поведения актеров. “Натура дала ему живое чувство истины”, – сказал Карамзин об авторе “Эмилии Галотти”.
8 Театральный журнал “Гамбургская драматургия”, издававшийся Лессингом, был Карамзину, по всей вероятности, хорошо знаком.
Карамзин первым указал на Лессинга как на литературного критика нового типа. В полемическом примечании к статье “О суждении книг” издатель “Московского журнала” заявил, что евангельская цитата “Не судите, да не судимы будете” к жанру рецензий неприложима. “Но неужели вы хотите, чтобы совсем не было критики? – обратился он к своему оппоненту и привел неопровержимый аргумент: Что была немецкая литература за тридцать лет перед сим и что она теперь? И не строгая ли критика произвела отчасти то, что немцы начали так хорошо писать?” А на слова о том, что “охота к суждению трудов чужих всегда была пищею мелких умов”, Карамзин ответил: “Лессинг, Мендельзон судили книги, но можно ли назвать их мелкими умами?”
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/gotxold-efraim-lessing-teoretik-literatury-dramaturg/
Жизнь и творчество Лессинга. Эстетические труды – ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «БУРИ И НАТИСКА». Г. Е. ЛЕССИНГ – История зарубежной литературы XVII-XVIII вв
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «БУРИ И НАТИСКА». Г. Е. ЛЕССИНГ
3. Жизнь и творчество Лессинга. Эстетические труда
Выдающийся писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве, бесстрашный борец против политической и церковной реакции своего времени, Готхольд Ефраим Лессинг воплотил в себе лучшие черты той гуманистической немецкой культуры, на наследство которой опираются демократические силы немецкого народа.
Литературная деятельность Лессинга относится ко второй половине XVIII века. Германия в это время переживала трагедию глубокого политического и национального упадка.
Со опустошительной Тридцатилетней войны в середине XVII века страна вышла раздробленной более чем на 300 мелких государств, в которых власть была сосредоточена в руках князей и дворян.
Немецкие княжества боролись между собой, ведя постоянные разрушительные войны, тяжесть которых ложилась на народные массы. Эти войны однозначно способствовали повышению уровня могущества реакционно-милитаристской Пруссии.
Глубокая экономическая отсталость и политическая раздробленность делали фактическими хозяевами Германии иностранные «большие государства», прежде всего Англию и Францию.
В то время как Англия и Франция в период XVI – XVII веков создали собственную национальную литературу, литература немецкой знати и бюргерства была оторвана от народа, от национальных традиций.
Только в романе Гриммельсгаузена «Похождения Симпліциссимуса» (1668) в высоко оцененных Лессингом епіграмах поэта – сатирика Лотау (1604 – 1655) и в некоторых других достижениях того времени было правдиво отражены страдания, которые переживали в течение XVII века народные массы Германии.
Несмотря на все указанное выше, в этой мрачной и затхлой атмосфере уже возникали прогрессивные демократические стремления. Ярким выражением этих стремлений была литературная деятельность Г. Е. Лессинга.
Готхольд Ефраим Лессинг родился 22 января 1729 года в городке Каменц, что в Саксонии, в семье лютеранского пастора. Он был старшим из двенадцати детей.
Еще юношей ощутил вражду к мертвой схоластической науки. Отправлен отцом Лейпцигского университета для занятий богословием, молодой Лессинг вместо этого увлекается философией, филологией, театром.
Довольно рано обнаружив, что чтение книг дает немного для знания жизни, семнадцатилетний Лессинг с присущей молодости жаждой наслаждений погрузился в мир этого удивительного города, которое было на то время «маленьким Парижем».
Несмотря на недоумение своих благочестивых родителей, он проводил свободное время в обществе лейпцигських актеров, что трупы принадлежали к известной в то время немецкой актрисы XVIII века, последовательницы классицизма, Каролины Нейбер.
Страсть к театру породила у Лессинга желание стать «немецким Мольером». В 1748 году труппа Нейбер с успехом поставила юношескую комедию будущего известного драматурга «Молодой ученый», что высмеивала традиционный для Германии того времени тип ученого-педанта.
Лессинг – старший вызвал сына домой и позволил вернуться в Лейпциге только при условии отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было разрешение перейти на медицинский факультет.
Вскоре после возвращения Лессинга до Лейпцига трупа Нейбер распалась, оставив его с подписанными им неоплаченными векселями. Оплатив долги со своей стипендии, он уехал из Лейпцига.
Лессинг, как и большинство просветителей, придавал большое значение театру, рассматривал его как самый действенный из всех видов искусства.
Проникаясь плачевным состоянием театрального дела в Германии, Лессинг не только глубоко изучал современные английский и французский театры, но и его истоки и традиции.
Критик ставил перед собой задачу вывести немецкий театр из жалкого состояния и воспитать настоящего зрителя. Поэтому он организовал один за одним ряд театральных журналов, с помощью которых пытался обновить репертуар театра.
В конце 1751 года Лессинг поступил в Виттенбергского университета на медицинский факультет, где уже через год получил степень магистра.
Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно работал, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя, пытаясь заработать на жизнь пером.
В феодальной Германии времен Лессинга писатель из среды бюргерства мог рассчитывать на сколько-нибудь обеспеченное положение лишь отказавшись от независимости и поступив на службу к одному из немецких или иностранных князей. Даже самые смелые «умы» Германии XVIII века должны были мириться с этим унизительным статусом.
Молодой Лессинг восстал против установившегося порядка. Вместо карьеры профессора одного из немецких университетов, всецело зависевших от произвола князей, положения придворного поэта он предпочел полуголодной, но независимому существованию профессионального литератора.
В Берлине драматург обращался преимущественно к написанию стихов, эпиграмм, басен, комедий. В своих критических статьях он разоблачал пресмыкательства немецких писателей перед властью и титулом, осуждал оторванную от жизни «цеховую» ученость, невежество и педантизм.
В 1755 году создал драму в прозе – «Мисс Сара Сампсон» – первая в немецкой литературе «мещанскую» драму. Создана по образцу «Лондонского купца» Дж.
Лилло, эта сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, следуя более естественный английский театр, немцы смогут создать по-настоящему национальную драму.
Эта пьеса оказала значительное влияние на развитие немецкой драматургии, хотя устарела уже через два десятка лет.
Несмотря на то, что Лессинг вскоре снискал славу первого критика и журналиста Германии своего времени, ему постоянно приходилось бороться с нуждой. Кроме того, имея неудержимое влечение к практической деятельности, к общению с людьми, он не мог удовлетвориться исключительно литературной деятельностью.
Невозможность создать в Германии пригодные для жизни условия вынудила критика в 1755 году думать о поездке в Москву, где он мог рассчитывать на место профессора при только что открытом Московском университете.
В 1759 году вышли в свет в Берлине басни Лессинга.
11 ноября 1760 года писатель был избран членом – корреспондентом Берлинской Академии наук. Однако, эта весть не застала его в столице.
В 1760 году во время Семилетней войны Лессинг принял предложение губернатора Силезии, генерала Тауенцина, стать его секретарем.
Годы, проведенные Лессингом на службе в Бреславлі (1760 – 1765), были для него школой практической жизни и вместе с тем годами напряженной работы и теоретических соображений.
В течение этого времени Лессинг создает два произведения, которые имели весомое значение для развития немецкой национальной литературы, – трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (опубликован в 1765 году) и драму «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье».
Однако, жизнь в столице деспотичной Пруссии не удовлетворяло Лессинга. Ему был хорошо понятным милитаристский характер монархической власти Фридриха II и по ней он не питал никаких иллюзий.
Стремление найти для себя общественную трибуну, с которой он мог бы обратить свой голос не только до узкого круга образованного бюргерства, но и в более широких слоев населения, заставило Лессинга в апреле 1767 года переехать в Гамбург. Драматург пытался именно здесь воплотить свою мечту о национальный театр.
К этому времени в Германии были только странствующие театральные труппы и новый театр задумывался как первый стационарный национальный театр.
Итогом этого периода жизни Лессинга стал театральный журнал «Гамбургская драматургия» (1767 – 1769). Берясь за издание журнала, писатель ставил перед собой задачу ознакомить публику с пьесами текущего репертуара, имел целью их критический обзор и анализ игры актеров. Однако, сохранить регулярность выпусков оказалось невозможным.
В полном виде «Гамбургская драматургия» увидела свет весной 1769 года. В ней Лессинг проанализировал пьесы, которые шли на сцене театра в течение 52 вечеров (от 22 апреля до 28 июля 1767 года).
С горечью говорил Лессинг о крахе затеи создать национальный театр на последних страницах «Гамбургской драматургии»: «Пришло в голову наивное желание основать для немцев национальный театр, тогда как мы, немцы, еще и не нация».
После краха гамбургского театра, который просуществовал менее двух лет, Лессинг вынужден был принять приглашение герцога брауншвейгского, который предложил ему пост библиотекаря в Вольфенбюттелі (начиная с мая 1770 года и до конца жизни).
Пребывания в Брауншвейге было, пожалуй, самым трудным периодом в жизни Лессинга.
Лишь на короткое время ему удалось вырваться в Италию (1775), он посетил Рим, Флоренцию, Милан, а на обратном пути посетил Вену. Здесь в 1776 году взял брак с Свою Кениг, с которой был помолвлен еще с 1771 года. Семейное счастье Лессинга было непродолжительным. Через год Ева умерла, забрав с собой в могилу единственного сына.
Медленно угасала жизнь драматурга. Готхольд Ефраим Лессинг умер 15 февраля 1781 года в Брауншвейге.
Высший смысл своей жизни Лессинг видел в обновлении немецкого национального театра, главное назначение которого, как в древнегреческую древности, должно заключаться в формировании совершенного человека и гражданина.
Театр должен пробуждать все духовные силы человека, которые заложены в ней самой природой. Высшей морали отвечала сознательная установка человека на самореализацию (реализацию своей родовой сущности), а не страх нарушить запрет или желание заслужить вознаграждение.
Средством такого воспитания должен стать театр.
Следствием углубленных исследований в области теории и истории искусства стал трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», центральным вопросом которого стало выяснение границ между живописью и поэзией, их специфики и своеобразия художественного языка.
В указанной теоретической труда Лессинг разделяет все виды искусства на пространственные (к ним относится живопись, поскольку изображает предметы, находящиеся рядом) и временные (поэзия – изображает события в движении, то есть в их временной последовательности). Подобный подход ориентировал художников слова не на описательность, а на проникновение в психологию, изображение чувств и страстей.
В трактате находим воплощение идеи борьбы за новые пути развития как самой Германии, так и ее искусства. Этим обусловлена полемика Лессинга на страницах произведения с «концепцией прекрасного» П.
Винкельмана, который считал наличие «эффекта покоя» важнейшим признаком красоты и согласно своей теорией искусства призвал людей к смирению и повиновению.
Лессинг же придерживался просветительской концепции человека в искусстве – драматург, наоборот, выступал сторонником решительных действий граждан как в реальной жизни, так и в произведениях искусства: «Герои на сцене должны проявлять свои чувства, выражать открыто свои страдания и не препятствовать проявлению природных склонностей».
Лессинг утверждал идеал деятельного человека и обращал внимание не на постоянство, а на изменчивость человеческой природы.
Эталоном прекрасного, в понимании Лессинга, могли служить не только проверенные временем образцы античного искусства, но и современность.
Эстетика театра Лессинга:
• динамизм характера и действия; его он находил у Шекспира.
В сборнике статей «Гамбургская драматургия» Лессинг подвергал критике театр Корнеля и Вольтера за подражания готовых образцов, за типичность и шаблонность образов и навязчивый дидактизм, а главное – за статичность.
Движение, внутреннее беспокойство, постоянная готовность к самореализации – отныне это важнейшие положения для немецкой эстетической и философской мысли;
• значительная роль воображения; в художественном произведении, по мнению драматурга, «весомым является только то, что оставляет свободное поле для воображения.
Чем больше мы всматриваемся в объект, тем больше наша мысль должна иметь возможности добавить от себя к увиденному, а чем напряженнее работает наша мысль, тем активнее наше воображение».
Возвышая роль воображения в восприятии реальности, Лессинг характерным образом отрицал английский эмпиризм: «Нет ничего более обманчивого, чем общие законы наших чувств»;
• считал эстетически полноценным лишь драматический характер; это не тот обобщенный характер, что проявляется в обыденной ситуации, когда все стороны личности сосуществуют в равнодушной гармонии, а тот характер, который выковывается в процессе жизненных соревнований, когда человек попадает в экстремальную, не предусмотренную ее официальным статусом ситуацию. Именно тогда определенные сущностные стороны личности «актуализируются», самовиявляються для преодоления внешней помехи. Происходит становление характера, порой в неожиданном для него самого направлении;
• подчеркивая значение типового, понимал, что без живых индивидуальных черт поэтические характеры превращался в абстрактные олицетворения. Именно через это он критиковал героев Корнеля и других представителей классицизма, а также Д. Дидро за его тяготение в теории и художественной практике к «идеальных характеров»;
• сформировал целостную концепцию драмы в борьбе против классицистической драматургии и теории драмы. Фальшивая, с точки зрения Лессинга, сама форма классицистической драматургии.
И это проявлялось не только в симуляции единства времени и места, недосягаемого и ненужного, но и во всей структуре пьес – в построении действия и диалога, в неестественной, манерній речи героев. Герои подобных произведений – не люди, а машины. Такими их сделали придворные обычаи и вкусы.
Неприятие формы диктувалось неприятием содержания. Лессинг отрицал идейные и моральные принципы классицизма – уничтожение личности во имя государственных интересов, отказ от радостей жизни и т.п.;
• идеал драматурга – характеры мужественные, сильные, живущих законами гармонии разума и чувства;
• утверждая главным принципом драмы реалистическое изображение действительности, Лессинг, как все просветители, выступал убежденным сторонником учения об общественной роли искусства;
• трагедии древних греческих поэтов, а также Шекспира – это истинная вершина драмы. Они были верны природе, человеческой удачи, страсти их героев находили выражение в действии, из действия же, строго логичной и целесообраВНОй, вытекает и их моральный урок.
Вывод. У Лессинга многое взяли для своей эстетики Кант, в частности о роли воображения; ранние романтики – о роли внутреннего, духовного движения; «веймарські классики» – о духовную полноту существования человека как возвращение к природе, но на новом более высоком уровне; и все вместе – о том, что человек должен реализовать свое высокое предназначение, которое заложено в самом человеке.
Социально-нравственные проблемы философской трагедии «Натан Мудрый»
Последней пьесой Лессинга стало трагедия «Натан Мудрый» (1779). В отличие от всех предыдущих произведений, эта драматическая поэма написана белым стихом.
Действие произведения происходило в конце XII века в Иерусалиме в эпоху крестовых походов.
В основу произведения положена мысль о том, что фундаментом любой религии было моральное чувство, а догматический смысл имел текучий характер и ни в коей мере не свидетельствовало о превосходстве одной религии над другой.
Три главные герои – арабский султан Алладин, богатый иерусалимский купец еврей Натан и христианский рыцарь – храмовник (член средневекового рыцарского ордена тамплиеров), который прибыл в Иерусалим с войсками крестоносцев, – принадлежали к трех разных наций и религий. По ходу развития драмы Лессинг заставил своих героев забыть предубеждения, которые они разделяли, осознать братство, что объединяло людей.
В центре произведения – трагический образ Натана Мудрого, глубины личности которого раскрывались в рассуждениях и поступках. После еврейского погрома погибла вся его семья (жена и семеро детей). Он три дня и три ночи лежал в прахе и пепле и отныне клялся беспощадно мстить всем христианам без исключения.
Но потом до Натана вернулся разум. И когда ему принесли христианскую девочку Леху, он удочерил ее и воспитал не согласно с еврейскими убеждениями, а в духе деятельной любви, которую он сам имеет в своей душе.
Нравственная высота человека – в проявлении деятельной любви, превосходства общечеловеческой морали над искусственными догмами. Эти мысли были дорогими Лессінгу. Не случайно в одном из очерков драмы он записал: «способ мышления Натана … всегда был моим способом мышления».
Источник: http://zarlitra.in.ua/32-24.html
Лессинг
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Лессинг |
Рубрика (тематическая категория) | Литература |
Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) — один из крупнейших мыслителей европейского Просвещения, самый последовательный и решительный из немецких просветителей. Лессинг известен прежде всего как выдающийся теоретик Просвещения. Главную свою задачу он видел в том, чтобы вывести немецкую литературу из узкого придворно-лакейского мирка, избавить ее от рабской подражательности всему иностранному.
Знаменитый трактат ʼʼЛаокоон, или о границах живописи и поэзииʼʼ (1766) создавался в бреславльские годы жизни Лессинга. В его базе лежит выяснение различий между пластическими искусствами (живопись, скульптура) и поэзией.
Лессинг подчеркивает способность поэзии наиболее глубоко и всесторонне охватить действительность, раскрыть внутренний мир человека. Живописец же ограничен одним моментом времени, в связи с этим выбирает особенно плодотворную точку зрения, которая ʼʼоставляет свободное поле воображениюʼʼ.
Трактат Лессинга нанес сокрушительный удар описательному, созерцательному идеалу классицизма и заложил основы реалистической эстетики.
Развернутую теорию просветительского реализма Лессинг дал в ʼʼГамбургской драматургииʼʼ (1767- 1768), которая возникла из серии статей, написанных в годы пребывания в Гамбурге (новый Немецкий национальный театр пригласил Лессинга на должность заведующего литературной частью). Видя в искусстве отражение действительности, автор отвергает нежизненность театра классицизма.
В своем учении о трагедии Лессинг настаивал на мысли, что она должна изображать не эстетически прекрасную действительность, но диссонансы жизни, которые являются проявлением ее внутренней гармонии. Его теория ʼʼтрагической виныʼʼ выражала мысль о том, что характер трагического героя должен быть связан с его несчастливой участью.
Несчастье героя не только случайность, но и закономерное проявление естественных причин. Герой и виновен и невиновен в своей судьбе, он навлекает несчастье собственной слабостью: повинуется естественным дозволенным влечениям (тут он невиновен), но эти стремления могут развиться до степени, когда превышается закон и принятые нормы (тогда он виновен).
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, несчастье героя заслужено не только им самим, но имеет объективные причины.
Драматургия Лессинга является подтверждением его теоретических взглядов.
Вершиной драматургии Лессинга по праву считается самая острая и смелая его пьеса ʼʼЭмилия Галоттиʼʼ (1772). В ней конфликт свободной личности и феодального общества принял трагический характер.
Размещено на реф.рф
Смерть Эмилии воспринималась как протест против феодально-деспотического мира.
Трагедия отличается глубиной и убедительностью образов. Психологически сложен прежде всего образ самой Эмилии. Лессинг рисует ее чистой, самоотверженной и в то же время наделяет внутренней слабостью, неуверенностью в себе.
Больше смерти Эмилия боится соблазна: ʼʼСоблазн — вот настоящее насилие!ʼʼ Типическим является образ фаворита Маринелли, готового на любую подлость в своем стремлении угодить принцу.
Убедителен и характер графини Орсины, которую уязвленная женская гордость делает обличительницей гнусностей и разврата͵ царящих при дворе.
Бесспорной удачей Лессинга явился образ принца. Драматург намеренно изобразил его обычным человеком, а не исчадьем ада.
ʼʼВоспитание рода человеческогоʼʼ — сто тезисов о нравственном прогрессе человечества. История представляется писателю как процесс интеллектуального и морального совершенствования. В жизни человечества, как и отдельного человека, есть свое детство, юность и зрелость.
ʼʼНатан Мудрыйʼʼ — последняя великая драма Лессинга, исполненная подлинно просветительского гуманистического пафоса. Драматург использовал в ней тот способ типизации, когда каждый образ становится воплощением определенной идеи.
Герой пьесы еврей Натан — олицетворение мудрости, благородства, ясности ума, человечности, которую не могут уничтожить никакие гонения и потрясения. Его вера в человека выше любых религиозных и национальных предрассудков: в человеке ему дорог прежде всего человек.
Натану противостоит фанатичный патриарх иерусалимский, возводящий принципы христианства в человеконенавистническую доктрину. В этом образе Лессинг выразил свою страстную ненависть к клерикалам, ко всякого рода религиозной нетерпимости.
Лессинг – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Лессинг” 2017, 2018.
Читайте также
Quot;ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ” (“Vorlesungen zur Phänomenologie des innern Zeitbewubtseins”, 1905) – работа Гуссерля. Quot;ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ” (“Vorlesungen zur Einfuehrung in die Psychoanalyse”.
Wien, 1916-1917 “ЛЕКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОАНАЛИЗ”(“Vorlesungen zur… [читать подробнее].
Готгольд Эфраим Лессинг (1729-1781) родился в семье пастора, получил хорошее образование и, будучи уже известным литератором, получил степень магистра свободных искусств. В 60-е годы Лессинг завоевывает авторитет как теоретик искусства. Лессинг объявляет влияние французского… [читать подробнее].
ЛЕССИНГ(Lessing) Готхольд Эфраим (1729- 1781) – немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало… [читать подробнее].
Ф. Ларошфуко Тема 18. Технология планирования карьеры Литература 1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриенко.- М., 1997, 2001, 2002. 2. Деловое общение:УМП/ НФМГЭИ, Т.Н. Васильева., Т.А. Фокина – Н. Новгород, 2003. Дополнительная… [читать подробнее].
Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/580737_lessing