Сочинения об авторе лихачев

Лихачев Дмитрий “Письма о добром и прекрасном”

Страница 1 из 49

Письма о добром и прекрасном
Дмитрий Сергеевич Лихачев

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!


Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

Обратите внимание

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Важно

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/knizhnaya-polka/662-d-s-likhachev-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom?li&showall=1

Сочинение по тексту Д. Лихачева

Любите  читать!

(1)Замечаете ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой  и несуетливой обстановке.  (2)Литература дает вам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни.

(3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не  только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним словом, делает вас мудрыми. (4)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.

(5)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (6)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому что то или иное произведение надо прочесть (по школьной программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это делать.

(7)Если первый раз прочли произведение невнимательно, — читайте еще раз, в третий раз.

(8)У человека должны быть любимые  произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происходящему с вами или с кем-либо другим.

(9)Умейте читать не только для школьных ответов  и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (10)Умейте читать с интересом и не торопясь.

(11)Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее  и вы поймете, что есть много книг, без которых  нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи по телевизору или игры в сетях Интернет. (12)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор   пользоваться сетями Интернет.

(13)Но я говорю: тратьте время свое на то, что достойно этой траты. (14)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (15)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая.  (16)Классическое произведение —то, которое  выдержало испытание временем. (17)Это значит, что в нем существует важное  и значимое для всего человечества, а значит и для тебя. (18)Не пренебрегайте чтением и современной литературы. (19)Она поможет вам найти ответы на вопросы сегодняшнего дня. (20)Не будьте суетны. (21)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, — свое время.

                                                                                                                                            (Д. Лихачев)

Автор работы: Мария Устюжанина

Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником  в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

Д. С. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя.

Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она.

А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Я хочу поддержать точку зрения Д. С. Лихачёва: литература развивает в нас «чувство красоты и понимание жизни». Читая классику, я тоже чувствую, что «автору есть что сказать, есть чем (…) поделиться и он умеет это сделать».  Для меня нет ничего более прекрасного, чем взять в руки хорошую книгу и погрузиться в мир героев.

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я.

«Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

Совет

Незабываемые минуты я провела с романом–эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей.

Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман.

 А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/975

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С – ЕГЭ)

Цель: 

– подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.

Задачи:

– обратить внимание на речевое оформление сочинения,

– помочь одиннадцатиклассникам понять принцип пошагового анализа текста,

– отработать методику работы с текстом.

Оборудование: раздаточные карточки с текстом Д. Лихачёва, слайдовая презентация, отражающая основные этапы работы с текстом и содержащая дополнительную информацию

Ход урока.

Организационный момент.

 Повторение.

Алгоритм написания сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

  1. Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.
  2. Прокомментируйте проблему.
  3. Сформулируйте позицию автора.
  4. Формулируем собственную позицию и приводим аргументы ( не менее 2-х)
  5.  Заключение.

Знакомство с текстом.

« За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Есть хорошая книга Рони « Борьба за огонь». Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что всё племя обречено на холод, голод, может быть, гибель…

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это по тогдашним понятиям он был сам достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за свои поступки.

Но в отдалённые времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живём на небольшой планете.

Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. Земля наша – это тоже космический корабль, а все мы вместе – его команда.

Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Сегодня человек, только он один отвечает за неё как старший. Он отвечает воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может передать никому, потому, что только он один наделён высшей силой – силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

(Д. Лихачёв)

Работа над текстом Д. Лихачёва

  1. Прочитайте текст, ответьте на вопрос «О чём этот текст?» Определите тему текста.

( Об ответственности человека за всё на планете).

  1. Зачем автор создал этот текст? Что именно хотел он сказать?

Читаем текст ещё раз и выписываем из текста или формулируем основные положения сами, помня о том, что мысль текста разворачивается от абзаца к абзацу.

Читайте также:  Краткая биография дрэббл

А также параллельно освещаем, где необходимо, вопросы: через что автор доводит до читателя свои мысли, каким образом он это делает, с помощью чего.

 Учащиеся работают самостоятельно. Один работает у доски.

 1-й абзац. « За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»

Обратите внимание

2-й и 3-й абзацы. Автор приводит пример из книги Рони « Борьба за огонь». Основную мысль формулируем сами : не сумев сберечь огня, мальчик обрёк племя на гибель.

4-й абзац. «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя»

« Только человек,…способный поступиться своими интересами,…достоин права отвечать за других».

Иными словами: ответственность – это умение поступиться своими интересами во имя интересов окружающих.

5-й абзац. В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

( Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много).

6-й абзац. «Сегодня человек, только он один отвечает за всё на земле».

Поступки человека должны быть разумны и человечны.

7-й абзац. Для Д. Лихачёва, «человек» – это « все мы вместе и каждый в отдельности».

Формулируем проблему.

В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй.

Работаем над вступлением.

Возможные варианты.

Д.Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.

Автор текста Д. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он затрагивает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.

Д. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом, природой, перед всей Землёй.

Комментируем проблему.

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чём заостряет внимание?

Напоминаем учащимся основное отличие пересказа от комментария.

 Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Составляем таблицу. – смотрите документ

Определяем позицию автора.

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Учащимся предлагаются различные способы формулировки авторской позиции:

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Примерная формулировка авторской позиции:

« Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек «отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки». И потому поступки каждого из нас должны быть «разумны и человечны».

Важно

Далее мы должны заявить о своей позиции и привести аргументы (не менее 2-х), подтверждающие эту позицию.

Повторение типов аргументов.

Естественные доказательства.

Логические доказательства.

Чувственные доказательства.

Учащимся предлагается ряд аргументов. Какие из них можно использовать?

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что последствия нашей цивилизации напоминают не что иное, как поле битвы, на котором лежит раненая природа с изуродованной землёй, с горами мусора и отходов, с тысячами гектаров мёртвых и заражённых пространств…Причина неуважительного отношения людей лежит в нашей нравственной неразвитости.

Любовь к Отечеству не может никогда угаснуть в наших сердцах.(А.Н. Толстой).

Что человек сделал, то у него и есть. (В. Каппони, психолог).

Человек паче всех есть существо соучаствующее. (А. Н. Радищев).

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня. Нам пировать позорно в счет будущего дня. Поймите это, люди, как собственный приказ,

Не то – Земли не будет и каждого из нас. /Михаил Дудин/

         Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни.(Норберт Винер).

Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя (Норберт Винер).

Птицы, рыбы и звери

                            В душу людям смотрят.

Вы их жалейте люди.

                             Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

                             Не небо!

А море без рыб –

                             Не море!

И земля без зверей –

                             Не земля! (Р. Рождественский).

Охраняйте природу! Она не имеет кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, уму и благородству. (Л.Лесков).

Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе. (Ж.Кусто).

22 апреля 1994 года был объявлен Всемирный день защиты Земли, а 7 – 8 сентября 2000 года была принята Декларация прав Земли.

Человек должен украшать землю. (М. Шолохов).

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. ( К.Г. Паустовский).

Чтобы навредить – и одной руки много, чтобы добро творить – и двух мало. (Пословица).

Какие художественные произведения могут аргументировать вашу позицию?

( В. Распутин «Прощание с Матёрой».

Совет

О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет В. Распутин. Его «Прощание с Матёрой» – это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе, к земле).

Написание заключения.

(Примерный вариант: «Задуматься над проблемой, поднятой автором в тексте, – значит не только открыть для себя что-то, но и ясно понять, что человек – существо разумное, и потому он в ответе за всё!»

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Написать сочинение- рассуждение по прочитанному тексту Д. Лихачёва.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/podgotovka-k-napisaniyu-sochineniya-rassuzhdeniya-chast-s-ege.html

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Д.С. Лихачёва

Views: 32095

(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе.

(10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.

(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков.

(16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания.

(17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.

(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная.

(20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью.

(21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».

(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.

(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь.

(29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества.

(30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.

(по Д. С. Лихачёву*)

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Добро и зло. Чем они отличаются друг от друга, как они влияют на общество? Именно эту проблему поднимает Д.С. Лихачёв в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста замечает, что «человек должен излучать доброту и жить в сфере добра».

Филолог с нескрываемой уверенностью говорит о том, что «злое дело забывается быстрее, чем доброе», и главная причина этого заключается в том, что «злые объединения недолговечны». Д.С.

Лихачёв противопоставляет злым объединениям (которые разрушаются сами и разрушают жизни людей) добрые, которые остаются даже тогда, когда доброе дело, ставшее причиной их создания, уже сделано.

Автор текста с нескрываемой радостью говорит о том, что сфера добра прочна и несокрушима, хоть сформировать её и труднее, чем силу зла, о чём говорится в предложении 26. Свои рассуждения автор текста завершает справедливым выводом о том, что «следовать путями добра и доброты – очень и очень важно».

Поэтому позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в предложениях 8-12. Д.С. Лихачёв убеждён: добро объединяет и роднит людей, вызывает в их душе прекрасные чувства, добрые объединения прочны, в то время как злые объединения не могут жить вечно, ведь зло разрушает общество и человеческие души, и именно поэтому человек должен идти дорогой добра.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: добро роднит людей, развивает их как личностей, а зло, наоборот, загрязняет их души и разрушает общество, по этой причине люди должны следовать по пути добра.

Обратите внимание

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Так, вспомним, например, роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении семью Ростовых объединяют любовь и взаимопонимание, а семью Курагиных – корысть и… пожалуй, всё. Мы видим, что семья Ростовых – «доброе объединение», а семья Курагиных – «злое».

Ростовы любят друг друга всей душой и поддерживают друг друга, как могут. Когда, например, Николай Ростов проиграл крупную сумму денег, отец не стал его укорять (хоть это было и очень грустно), он отнёсся к сыну с пониманием и простил его.

Когда Наташа Ростова совершила страшную ошибку, поверив Анатолю Курагину и чуть было не сбежав с ним, родные стали делать всё, чтобы она поскорее пришла в себя после пережитого. А Курагины, по сути, равнодушны друг другу, их интересуют лишь деньги и развлечения.

Например, Василий Курагин выдал свою дочь Элен  замуж за Пьера Безухова, потому что тот был богат; Василий Курагин также пытался женить своего сына Анатоля на Марье Болконской, потому что та была богата.

Анатоль Курагин ещё попросил свою сестру Элен, чтобы та помогла свести его с Наташей Ростовой (на что Элен с радостью согласилась, ведь эта идея показалась ей забавной). На самом деле Анатоль не испытывал никаких высоких чувств к Наташе: она понравилась ему внешне, и он захотел заполучить её. Мы видим, насколько различны семьи Ростовых и Курагиных.

Но в конце концов семья Курагиных полностью разрушается, и никого особенно не беспокоит и не огорчает, что умерла Элен Курагин и погиб её брат Анатоль. После них ничего не осталось в этом мире. К их судьбе можно испытать сожаление, ведь они никогда не испытывали настоящего счастья. Чего нельзя сказать о Ростовых.

Читайте также:  Краткая биография полежаев

Трое детей этой семьи (Наташа, Николай и Вера Ростовы) создали счастливые семьи, у Наташи и Николая появились дети. Объединение Курагиных разрушено полностью и основательно, поскольку зло загрязнило их души, в то время как Ростовы, идущие дорогой добра, по-прежнему очень любят друг друга. Таким образом, добро, в отличие от дробящего общество зла, роднит людей, и добрые объединения, в отличие от злых, прочны и нерушимы.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: добро объединяет людей, а зло разрушает общество; добро вечно, а зло – нет. Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». В этом произведении мальчик по имени Кай оказался в беде: в его глаз попал осколок дьявольского зеркала, из-за которого всё доброе кажется злым, а всё злое ярче бросается в глаза.

Важно

Сердце мальчика стало чёрствым и «ледяным». Он отдалился от своих родных, начав смеяться над бабушкой и издеваться над Гердой. Вскоре его похитила Снежная королева. Девочка Герда, которая любила Кая, как родного брата, не знала, куда он пропал, но, несмотря ни на что, решила отправиться на его поиски.

Ей пришлось преодолеть много тяжёлых испытаний, но она не сломилась: любовь к Каю давала ей силы. В конце концов Герда нашла его и спела их любимый псалом, благодаря чему Кай вспомнил её и снова стал добрым. Названые брат и сестра возвращаются домой, и выясняется, что они уже взрослые.

Прекрасная сказка, учащая людей тому, что любовь и доброта всё преодолеют, и, лишь идя по дороге добра, человек может обрести счастье. А зло, наоборот, разъединяет людей и делает их несчастными, но в конечном итоге оно проигрывает добру.

В заключение ещё раз подчеркну: добро роднит людей и развивает их, делает сильнее, добрые объединения вечны, в то время как злые объединения достаточно быстро распадаются, ведь зло дробит общество и разрушает самое прекрасное, что только есть в людях.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-d-s-lih-2/

сочинения_учителей. Учительские сочинения – Лихачёв – Лихачёв памят. Филоненко Т. Н

Полное содержание архива сочинения_учителей.rar:

1. Учительские сочинения – Богат – Колесникова В.doc23,5 Киб. Колесникова В. Ю
2. Учительские сочинения – Богат – Мысливцева М.doc23,5 Киб. Мысливцева М. И
3. Учительские сочинения – Богат – Чумаков А.doc23 Киб. Чумаков А. Н
4. Учительские сочинения – Гранин – Гранин. О милосердии. Текст для сочинения и само сочинение.docx15,35 Киб. Текст Д. Гранина о милосердии
5. Учительские сочинения – Гранин – По Гранину.docx12,23 Киб. Сочинение по тексту 223
6. Учительские сочинения – Гранин – Фальковская Е.Б..doc22 Киб. Фальковская Е. Б
8. Учительские сочинения – Залыгин – Коренева Т.doc24,5 Киб. Вам приходилось задумываться о том, что существуют две разные, даже противоположные, культуры?
9. Учительские сочинения – Лихачёв – Интеллигенция – ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОСТЬ.rtf80,87 Киб. Интеллигентность как нравственность
10. Учительские сочинения – Лихачёв – Интеллигенция – Интеллигенция.docx22,18 Киб. Текущая версия (не проверялась) Интеллигенция
11. Учительские сочинения – Лихачёв – Интеллигенция – Об интеллигентности.docx21,6 Киб. Об интеллигентности
12. Учительские сочинения – Лихачёв – Интеллигенция – Рецензия на текст Д. С.Лихачева Об интеллигентности.docx15,3 Киб. Рецензия на текст Д. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен»
14. Учительские сочинения – Лихачёв – Лихачёв память – Филоненко Т.Н.doc24 Киб. Филоненко Т. Н
15. Учительские сочинения – Львов – Воликова Г.А..doc22 Киб. Г. А. Воликова
16. Учительские сочинения – Львов – Таранова В.А..doc24 Киб. В. А. Таранова
17. Учительские сочинения – Паперный – рецензии.doc33,5 Киб. Сочинение №1. В наше время мы всегда окружены людьми: дома, на работе, в школе и на улице; обязаны с ними общаться вступать с ними в какие-то контакты. Но мне кажется, что от обилия общения и созерцания «ближних»
18. Учительские сочинения – Паустовский – Коркина Л.Н..doc23 Киб. Л. Н. Коркина Россия… Одно из самых красивых и удивительных мест на земле. Самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мы, как и К. Паустовский, любим родную природу, любуемся её неповторимой красотой
19. Учительские сочинения – Паустовский – Папкова Т.А..doc23,5 Киб. Т. А. Папкова
20. Учительские сочинения – Соловейчик – 250слов.doc22,5 Киб. Как важно задумываться над значением слова, вроде бы простого и понятного. Работа мысли сродни сотворению чуда: слово становится прозрачным и начинает сиять, подобно алмазу под руками ювелира
21. Учительские сочинения – Соловейчик – 260слов.doc22 Киб. Как важно задумываться над значением сова, вроде бы простого и понятного
22. Учительские сочинения – Соловейчик – 320слов.doc23 Киб. Как важно задумываться над значением слова, вроде бы простого и понятного. Работа мысли сродни свершению чуда: оттенки значений слова начинают сиять, подобно граням алмаза под рукой мастера-ювелира
23. Учительские сочинения – Соловейчик – В.М. Михайлова.doc22,5 Киб. Известный педагог современности С. Соловейчик заботился о «нравственном здоровье» подрастающего человека и посвятил этому немало публицистических статей
24. Учительские сочинения – Соловейчик – Е.Н. Сукова.doc22,5 Киб. Вера, верность, уверенность в себе и своих поступках, способность верить другим… Как часто мы говорим об этом. Что же такое вера? Для чего она нужна человеку? Над этим размышляет в своей статье С
25. Учительские сочинения – Соловейчик – Л. А. Мокина.doc23,5 Киб. С. Соловейчика, автора предложенной публицистической статьи, заинтересовала актуальнейшая в наши дни тема: роль веры в жизни людей
26. Учительские сочинения – Соловейчик – М.Н. Бунтушкина.doc22,5 Киб.  в тексте сохранены особенности авторской орфографии и пунктуации
27. Учительские сочинения – Соловейчик – новая рецензия.doc24 Киб. Вера… Что такое вера, нужна ли она человеку сегодня?
28. Учительские сочинения – Соловейчик – Т.И. Александрова.doc23 Киб. Жизнь все больше убеждает нас в том, что «все лучшие качества и поступки человека связаны с верой и верностью». Нужно ли говорить о том, что произошло с нами, русскими, когда у нас отняли Бога
29. Учительские сочинения – Солоухин – сокр. рецензия.doc22 Киб. Здесь мало увидеть
30. Учительские сочинения – Солоухин – Солоухин Зениной.doc24 Киб. Здесь мало увидеть
31. Учительские сочинения – Тургенев – Тургенев рец1.doc22 Киб. Кто не знаком с творчеством И. С. Тургенева великого русского писателя и его богатым художественным наследием? Романы и повести, рассказы и пьесы не оставляют читателя равнодушным
32. Учительские сочинения – Тургенев – Тургенев рец2.doc24 Киб. Ушакова Н. А

С этим файлом связано 64 файл(ов). Среди них: sochinenia_uchiteley.rar, Malenkiy_prints.epub и ещё 54 файл(а).
Показать все связанные файлы
Филоненко Т. Н.
Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева известно каждому читателю.

Его литературные исследования поражают глубиной, цельностью, научностью, особой манерой изложения. Мне особенно близка его публицистика, где автор, констатируя факты и информируя о современных проблемах, разъясняет, убеждает, полемизирует, пропагандирует, призывает… А главное откровенно беседует с читателем.

В данной статье автор поднимает очень важную проблему – проблему памяти.

Человек редко задумывается над своим предназначением на земле; подрубая собственные корни, он уничтожает мир вокруг, он лишает человечество будущего, он убивает в себе самом Человека. «Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но всё же добрая для окружающих», – так выражает автор свою главную мысль. В этих словах – и констатация факта, и доказательство, и призыв, но прежде (и главное!) – боль человека за свою родину, любовь к ней, желание спасти и уберечь Россию.

Что привело автора (академика!) к этому частному разговору с читателем? В первой части своей статьи Лихачев повествует о путешествии по Волге («до Астрахани и обратно»). Этот рассказ занимает большую половину всего текста и имеет традиционную трехчастную структуру.

Миниэкспозиция (одно предложение) определяет жанр путешествия первой части («Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно») и готовит читателя к тому, что он увидит «из окна» интересные и неожиданные картины.

Картины и в самом деле оказались неожиданными: «затопленные леса», «ободранные памятники архитектуры», «здание с провалившейся крышей», «погибающие церкви»… Впечатляет! Это не просто «безответственность и бесхозяйственность» – «беда, лебедиными крыльями бьёт беда!» Обнадёживает только одно, о чём скажет автор в заключительных словах этой части: «Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставило бы равнодушным».

Вторая часть статьи представляет собой рассуждение: тезис – «мы не храним старину… не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, а потому, что слишком спешим…», доказательство – «…памятники старины воспитывают…» и выводы – «нам необходимо ощущать себя в истории», «каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память».

Необыкновенное сочетание ораторской и художественной речи делает текст ярким и живым. Художественные образы здесь не внешние украшения – они неразрывно слиты с размышлениями. Метафора «лебедиными крыльями бьёт беда», олицетворения «плачут глазницами окна», риторический вопрос и обращение, эпитет «вопиющая безответственность» являются тому доказательством.

«Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе», – так заключает Д.С. Лихачев свою статью. «Мы с большой гордостью осознаем свою причастность к этому событию», – так написали мы в своей школьной газете, где рассказывали о большом празднике «Хотмыжская осень» на нашей родной Борисовской земле.

Мы постараемся «сделать что-то доброе», чтобы «оставить по себе добрую память».

(402 слова)

перейти в каталог файлов

Источник: http://vkist.ru/sochineniyauchitelejrar-1-uchiteleskie-sochineniya-bogat-koles/file14/index.html

Национализм и патриотизм. Сочинение по тексту Д. Лихачёва

Автор данного текста – выдающийся учёный-литературовед и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачёв. В своём тексте он задаётся вопросом: что такое истинный патриотизм и чем он отличается от национализма?

Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна, поскольку в наше время люди часто путают патриотизм с национализмом , проявляют агрессию и нетерпимость по о ношению к тем, кто чем-то от них отличается.

Автор убеждён, что патриотический долг такой страны, как Россия, состоит в том, чтобы помогать другим народам, которые волею судьбы связали свою судьбу с судьбой России.

Совет

Д.С. Лихачёв объясняет своим собеседникам, что было бы неправильно заботиться только о русских памятниках культуры, потому что «мы русские». Он считает, что благотворить , делать добрые дела представителям других культур  — значит проявлять открытость и широту души, настоящую силу и мощь.

Автор напоминает, что для русской и мировой культуры очень много сделали так называемые малые народы. Кроме того, он полагает, что русская наука выросла и завоевала авторитет во всём мире благодаря тесным контактам с учёными сопредельных стран и научных школ.

В заключение автор приходит к выводу, что истинный патриотизм состоит в том, чтобы, общаясь с представителями других культур и делясь с ними своим опытом, обогащаться духовно. Национализм же, по убеждению Лихачёва, совершенно бесплоден и ведёт к гибели.

Главная мысль текста состоит в том, что мы должны быть патриотами, а не националистами, то есть нам следует любить свой народ и свою культуру, а также способствовать развитию и процветанию других культур.

Трудно не согласиться  с мнением авторитетного учёного в том, что патриотизм должен быть направлен на добрые дела, а патриот должен защищать  свои и чужие культурные ценности. Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из жизни и литературы.

Всемирно известный писатель, автор знаменитых произведений: «Лолита», «Машенька» и многих других, В.В. Набоков принадлежит как русской, так и американской литературе.

Читайте также:  Краткая биография драгунский

Тот факт, что писатель щедро делился своим талантом , отдавая его англоязычной литературе, не умаляет его огромного значения для русской культуры.

Уникальный дар Набокова создавать русские и английские тексты показывает, что истинный талант интернационален: он принадлежит своей Родине и всему миру. Более того, этот талант объединяет представителей разных стран и культур, делает их братьями.

Обратите внимание

В повести замечательного русского писателя Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показано, что именно любовь помогает подросткам из детдома – русскому и чеченцу – выжить в подчас невыносимых условиях.

Следовательно, любовь и есть истинный патриотизм, причём любовь не только к «своим», но и к тем, с кем нас соединила судьба.

Валерия Гумовская ©

Текст Д. Лихачёва. Национализм и патриотизм

Источник: http://s.bacenko.ru/natsionalizm-i-patriotizm/

Конкурс сочинений «Идеи Лихачева и современность» – Сила Места

Принимаются заявки на международный конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность». Дедлайн 20 марта 2017 года. Главный приз – поступление в СПбГУП вне конкурса!

Российская академия наук, Конгресс петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.

Участники:

Участниками конкурса могут быть молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет:

  • учащиеся общеобразовательных учебных заведений;
  • учащиеся средних специальных учебных заведений;
  • учащиеся профессиональных лицеев и колледжей;
  • учащиеся профессионально-технических училищ;
  • учащиеся суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов;
  • учащиеся центров обучения молодежи (вечерних школ)

На конкурс необходимо представить сочинение, в котором развито конкретное положение из научного и общественно-политического наследия академика Д.С. Лихачева, сформулированное в одной из предложенных цитат. Выбранная участником конкурса цитата является эпиграфом к творческой работе и определяет научные и духовно-нравственные приоритеты раскрытия темы.

Список цитат:

  • «Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека»
  • «В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства»
  • «Народ спасет культура… Культура – основа всех наших движений и успехов»
  • «Ценности культуры не стареют. Искусство не знает старения. Истинно прекрасное остается прекрасным всегда»
  • «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя»
  • «Прежде всего, надо спасать культуру провинции… Москва и Петербург только собирали все лучшее,… но рождала гениев именно провинция»
  • «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель»
  • «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и то тем идеалам, которыми он живет. Быть благожелательным к любому народу, самому малочисленному! Это позиция самая верная, самая благородная»
  • «Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной»
  • «Национализм – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода
  • «Страж свободы человека – его совесть. Совесть освобождает человека от корыстных побуждений…»
  • «Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству – невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя про- сто…»
  • «Воспитание – это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере»
  • «Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура»
  • «Совершенствовать свой язык — громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое…»
  • «Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом – стала щитом ее единства, щитом нравственным»
  • «Творцами русской классической литературы выступали авторы, обладающие огромной человеческой ответственностью,… она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы – решать вместе: автору и читателю»
  • «Петербург-Ленинград — город трагической красоты, единственный в мире. Если этого не понимать — нельзя полюбить Ленинград»
  • «Отношения природы и человека – это отношения двух культур, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собственником»
  • «Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа – дом, в котором живет человек».

Требования к оформлению работы — см. в положении конкурса

Конкурс состоит из двух туров:

  1. получение, рецензирование и отбор Жюри конкурса лучших творческих работ, претендующих на призовые места.
  2. публичная защита творческих работ на Лихачевском форуме старшеклассников России в рамках XVII Международных Лихачевских научных чтений и определение победителей.

От каждого участника принимается не более одной работы.

Заочный этап проходит с 24 октября 2016 года по 20 марта 2017 года. Очный этап проводится 20 мая 2017 года на Международном Лихачевском форуме стар- шеклассн

Творческие работы и заполненные формы заявки необходимо направить по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, или по электронной почте conkurs@gup.ru.

Призы:

  • Победитель конкурса (I место) награждается дипломом СПбГУП и получает право поступления в СПбГУП вне конкурса на места, финансируемые за счет Университета, по выбранному направлению подготовки/специальности, с выплатой ежемесячной стипендии в сумме 1500 рублей.
  • Два призера, занявших II место, награждаются дипломами СПбГУП и получают право поступления в СПбГУП вне конкурса на места, финансируемые за счет Университета, по выбранному направлению подготовки/специальности.
  • Пять призеров конкурса, занявших III место, награждаются дипломами СПбГУП и получают скидку 50% от общеустановленной стоимости обучения по выбранным направлениям подготовки/специальностям.
  • Участники конкурса, работы которых получили оценку 8 балов и выше, получают диплому участников и дополнительные 5 баллов к баллам ЕГЭ (индивидуальные достижения).
  • Все участники конкурса и их научные руководители награждаются грамотами СПбГУП.
  • Наиболее интересные выступления на Международном Лихачевском форуме старшеклассников публикуются в сборнике материалов Международных Лихачевских научных чтений.

Сайт конкурса: http://www.lihachev.ru/konkurs/

Источник: http://sila-mesta.ru/contests/konkurs-sochinenij-idei-lihacheva-i-sovremennost/

Автор: Лихачев Дмитрий Сергеевич

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – российский ученый-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель.
Родился 28 ноября (по старому стилю – 15 ноября) 1906 в Петербурге, в семье инженера.

1923 – окончил трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. 1928 – окончил Ленинградский университет, защитив два диплома – по романо-германской и славяно-русской филологии.

В 1928 – 1932 был репрессирован: за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован и сидел в Соловецком лагере. В 1931 – 1932 находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала и был освобожден как “ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР”.
1934 – 1938 работал в Ленинградском отделении издательства АН СССР.

Обратил на себя внимание при редактировании книги А.А. Шахматова “Обозрение русских летописных сводов” и был приглашен на работу в отдел древнерусской литературы в Ленинградского института русской литературы (Пушкинский дом), где с 1938 вел научную работу, с 1954 руководил сектором древнерусской литературы.

1941 – защитил кандидатскую диссертацию “Новгородские летописные своды XII века”.
В осажденном фашистами Ленинграде Лихачев, в соавторстве с археологом М.А. Тиановой, написал брошюру “Оборона древнерусских городов”, которая появилась в блокадном 1942.
В 1947 защитил докторскую диссертацию “Очерки по истории литературных форм летописания XI – XVI вв.”.

1946-1953 – профессор ЛГУ. 1953 – член-корреспондент АН СССР, 1970 – академик АН СССР, 1991 – академик РАН. Иностранный член Академий наук: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Почетный доктор университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970).

1986 – 1991 – председатель правления Советского фонда культуры, 1991 – 1993 – председатель правления Российского международного фонда культуры. Государственная премия СССР (1952, 1969). 1986 – Герой Социалистического Труда. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Первый кавалер возрожденного ордена Святого Андрея Первозванного (1998).

Библиография
Полная библиография на сайте автора.

1945 – “Национальное самосознание Древней Руси”
1947 – “Русские летописи и их культурно-историческое значение”
1950 – “Повесть временных лет”
1952 – “Возникновение русской литературы”
1955 – “Cлово о полку Игореве. Историко-литературный очерк”
1958 – “Человек в литературе Древней Руси”
1958 – “Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России”
1962 – “Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого”
1962 – “Текстология. На материале русской литературы Х – XVII вв.”
1967 – “Поэтика древнерусской литературы”
1971 – “Художественное наследие Древней Руси и современность” (совместно с В.Д. Лихачевой)
1973 – “Развитие русской литературы X – XVII вв. Эпохи и стили”
1981 – “Заметки о русском”
1983 – “Земля родная”
1984 – “Литература – реальность – литература”
1985 – “Прошлое – будущему”
1986 – “Исследования по древнерусской литературе”
1989 – “О филологии”
1994 – Письма о добром
2007 – Воспоминания
Русская культура

Титулы, награды и премии

* Герой Социалистического Труда (1986)
* Орден Святого Андрея Первозванного (30 сентября 1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры(вручён орден за № 1)
* Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 ноября 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие русской культуры
* Орден Ленина
* Орден Трудового Красного Знамени (1966)
* Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (22 марта 1995)
* Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства[6] * Медаль «За трудовую доблесть» (1954)
* Медаль «За оборону Ленинграда»(1942)
* Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)
* Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)
* Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
* Медаль «Ветеран труда» (1986)
* Орден Георгия Димитрова (НРБ, 1986)
* Два ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (НРБ, 1963, 1977)
* Орден «Стара Планина» I степени (Болгария, 1996)
* Орден «Мадарский всадник» I степени (Болгария, 1995)
* Знак Исполкома Ленсовета «Жителю блокадного Ленинграда»
В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Избирался депутатом Ленинградского городского Совета (1961—1962, 1987—1989).
Иностранный член академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США — Философского. Член Союза писателей с 1956 года. С 1983 года — председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974 года — председатель редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия». С 1971 по 1993 год возглавлял редколлегию серии «Литературные памятники», с 1987 года является членом редколлегии журнала «Новый мир», а с 1988 года — журнала «Наше наследие».
Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награждён орденом искусств «Янтарный крест» (1997). Награждён Почётным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (1996). Награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова (1993). Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1993). Почётный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Лауреат Царскосельской художественной премии (1997).
* В 2006 году Фондом имени Д. С. Лихачева и Правительством Санкт-Петербурга была учереждена премия имени Д. С. Лихачева.
* В 2000 году Д. С. Лихачёву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура». Изданы книги «Русская культура»; «Небесная линия города на Неве. Воспоминания, статьи».

Интересные факты

* Указом Президента Российской Федерации 2006 год объявлен в России годом Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
* Имя Лихачёва присвоено малой планете № 2877 (1984).
* В 1999 году, по инициативе Дмитрия Сергеевича был создан Пушкинский лицей № 1500, в Москве. Академик не увидел лицея и через три месяца после постройки здания умер.
* Ежегодно в честь Дмитрия Сергеевича Лихачёва в ГОУ гимназии № 1503 города Москвы и Пушкинском лицее № 1500 проводятся Лихачёвские чтения, на которых съезжаются ученики различных городов и стран с выступлениями, посвящёнными памяти великого гражданина России.
* Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга в 2000 году имя Д. С. Лихачёва присвоено школе № 47 (Плуталова улица (Санкт-Петербург), дом № 24), где также проводятся Лихачёвские чтения.

* В 1999 году имя Лихачёва присвоено Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия.

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=975

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector