Сочинения об авторе рыбаков

Анализ романа Рыбакова “Дети Арбата” (сочинение в форме рецензии)

Есть такой полунаучный термин — «белые пятна». Обычно им обозначают что-либо малоизученное, не до конца понятое. Мне кажется, что применительно к новой истории нашего государства (второй трети XX века) этот термин было бы логичнее заметить на «тёмные пятна»: иначе как чёрным это время не назовешь.

С наступлением «эпохи гласности» многие из страниц нашей истории, хранившихся в лубянских папках с грифом «совершенно секретно», стали доступны широкой публике. О тех временах написаны тысячи статей, сняты сотни кинолент, но особая роль в освещении «тёмных пятен» принадлежит литературе.

И первыми проникли в печать произведения, которые были написаны в своё время официально признанными советскими писателями, но не могли быть опубликованными при прежнем режиме.

Обратите внимание

Одно из таких произведений — роман А. Рыбакова «Дети Арбата ». В этой книге получила освещение версия о связи между убийством С.М. Кирова в 1934 году и началом сталинских репрессий. Роман «Дети Арбата» во многом автобиографичен: нельзя сказать, что образ Саши Панкратова Рыбаков «лепил с себя», но в судьбе этого героя немало реалий из жизни самого писателя.

Совершенно особое место в произведении занимает фигура Иосифа Сталина. Как мы знаем, с именем этого человека в отечественной истории связано понятие «культа личности».

На пожелтевших страницах газет шестидесяти-семидесятилетней давности Сталин предстаёт как «строгий, но справедливый» Отец народа, несущий тяжкое бремя ответственности за своих граждан.

Как совместить этот образ с повадками кровавого деспота, хладнокровно расправляющегося со всеми, кто перечит его воле? Контраст получается разительный. В своём произведении Анатолий Рыбаков пытается постичь психологию человека, который с лёгкой душой обрекал на страдания и смерть миллионы людей.

Писатель достаточно убедительно высвечивает в романе логику рассуждений «вождя всех народов».

Страдания — вот источник величайшей энергии, значит, нужно заставить людей голодать, трудиться через силу, нужно посадить их в лагеря — иными словами, вынудить народ пойти на жертвы. Но для этого требуется сильная власть, которая способна внушать страх.

И необходимо поддерживать этот страх любыми средствами. А самое идеальное средство для такого случая — террор, который утверждается в ответ на мнимые происки «врагов народа».

Чем, например, плох «сценарий», в основе которого лежит убийство видного члена партии человеком, подосланным «врагами рабочего класса»? Остаётся только разыграть этот план по всем правилам, а на роль видного члена партии подобрать лидера, который популярен среди населения, но неудобен для высшей власти, поскольку перестал ей повиноваться. При таком раскладе «красный террор» по отношению к «врагам народа» будет выглядеть вполне логично. Таков примерный ход мыслей, которого придерживается Сталин в романе Рыбакова. В подобных внутренних монологах раскрывается не только психология, но отчасти и философия тирана.

Не менее показательны в этом отношении и бытовые эпизоды, касающиеся Сталина. Заслуживает внимания, например, история со стоматологом. Прекрасный специалист Липман предлагает Сталину поставить пластинчатый протез, хотя державный пациент настаивает на бюгельном.

Важно

Вождь соглашается ради эксперимента поносить предложенный протез всего один день, после чего признаёт, что он действительно удобен, и даже хвалит врача за образцовое отношение к делу…

Но вечером того же дня Сталин отдаёт распоряжение заменить Липмана другим врачом, уволить его, но — велика монаршая милость! — «не трогать». В странном, на первый взгляд, решении вождя присутствует простая логика: в Липмане нет страха, должного подчинения.

Сталину же в окружении нужны люди другого склада — не рассуждающие, не возражающие, а слепо преданные.

На страницах книги Рыбакова Сталин видится глубоко одиноким человеком, но он, кажется, и не нуждается в друзьях и близких: ему нужны лишь беспрекословные исполнители его воли. Создаётся впечатление, что он сознательно ставит себя вне человеческих отношений.

Однако Иосиф Сталин — не единственный главный герой в романе. Его образ невозможно понять полностью, если хотя бы отчасти не коснуться личности Саши Панкратова. Конфликт того страшного времени автор рассматривает именно через призму противостояния этих двух фигур.

Саша Панкратов во многом похож на своих арбатских сверстников. Это по-настоящему хороший и честный человек, обладающий обострённым чувством справедливости и никогда не идущий против своей совести.

Он не только не хочет, но и не может хитрить, притворяться, скрывать мысли и чувства. Именно из-за присущей этому герою независимости в суждениях и поступках возникло «Дело №… А.П. Панкратова». Обыск, арест, потрясённая мать, тюрьма, допросы и, как итог, ссылка.

Здесь в сознании героя произошла утрата иллюзий, развеялся миф о справедливости насилия большинства над меньшинством. Но Панкратов выстоял, поскольку верил, что «человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито».

Совет

Он не поддался страху, который превращал его сограждан в беспрекословных исполнителей воли вождя. В своей книге А. Рыбаков показывает и таких людей.

Бывшая Сашкина одноклассница Нина Иванова, узнав о его аресте, сначала расценивает это как нелепую случайность: лидер класса, школы, общественник, лучший из всех, как он может быть врагом? Но страх перед тем, что «карающий меч» может опуститься и на её голову, заставляет Нину изменить свою позициию по отношению к человеку, который считал её своим другом: «Сашин арест имеет основания».

Под действием парализующего страха перед властью в стране воздвиглась своеобразная пирамида палачей. Основной фигурой в ней был следователь, который «верил не в действительную виновность, а в общую версию виновности», который заставлял неугодных власти людей признаваться в том, чего они не совершали, и использовал при этом любые средства — уговоры, запугивания, пытки, угрозу расправы над близкими.

В романе «Дети Арбата» показаны только истоки тех катаклизмов, которые вскорости потрясли Россию (на них в романе лишь намёк: «наступают чёрные времена»). Но книга Рыбакова наставляет задуматься о многом.

Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/analiz_romana_rybakova_deti_arbata_sochinenie_v_forme_recenzii/63-1-0-1837

Сочинение: «Кортик»

В средней школе на уроках русской литературы проходят творчество писателя первой половины 20 века Анатолия Рыбакова, в частности, его повесть «Кортик». Читается она взахлеб, поскольку рассказывает об увлекательных приключений. По этому произведению ребята готовят письменные работы.

Вашему вниманию предлагается сочинение «Кортик», написанное учеником 5 класса.

Недавно я прочитал повесть «Кортик» Анатолия Рыбакова. Она мне очень понравилась. Редко встретишь на уроках литературы такие интересные и увлекательные произведения.

Герои повести живут в начале 20 века, когда в нашей стране как раз шла гражданская война. Главные персонажи – мальчики Миша, Гена и Слава. Они примерно мои ровесники, и несмотря на сложные времена, хотят радоваться жизни, веселиться и участвовать в приключениях.

Каждый из героев имеет и положительные, и отрицательные черты. Они обычные мальчишки. Как я и мои друзья. Генка, например, хвастливый и любит подраться. Но зато он не трус и добрый. Слава слишком правильный, даже немножко зануда. Но он талантливый, любит учиться и читать.

Миша понравился мне больше всех. Может быть, он немного упрямый, но это помогает ему добиваться своих целей.

А цель у Мишки одна – разгадать тайну кортика и найти несметный клад. Совершенно случайно обычный мальчик узнал о секрете. Кортик ему подарил один офицер, который рассказал, что это оружие он получил от своего погибшего в бою товарища. Там же была записка, где говорилось о кладе.

Читайте также:  Краткая биография мельников

Но вот только на этой бумажке был не весь текст. Чтобы узнать, где спрятаны сокровища, нужно обязательно найти ножны от кортика и вторую часть записки.

И ребята упорно занимаются поисками. Они делают для этого все возможное. Им даже приходится хитрить. Но в итоге они добиваются своего. Клад найден.

Конечно, эти сокровища не достались мальчишкам. Ведь они были завещаны на строительство морского флота. Чекисты следят за Мишей, Геной и Славой и забирают клад. Но, мне кажется, ребята не мечтали разбогатеть. Не такими показывает их автор Анатолий Рыбаков. Им хотелось рисковать и участвовать в приключениях.

Хотелось чувствовать себя взрослыми, сильными и смелыми.

Обратите внимание

Повесть «Кортик» — это рассказ о настоящем детстве: без компьютера и телевизора. А еще в нем показана крепкая дружба, верность и преданность. Я немножко завидовал Мише, Гене и Славе, когда читал книгу. Мне хотелось бы тоже жить как они.

Я обязательно буду читать произведения Рыбакова еще!

На этой странице искали :

  • сочинение рыбаков кортик 4 класс
  • внешность генки из кортика
  • краткое сочинение кортик

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-kortik.html

Сочинение Васюткино озеро 5 класс по рассказу Астафьева рассуждение

Виктор Петрович Астафьев – великий российский писатель – прозаик, написавший множество известных повестей таких как: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража» и другие.

Васютка – это главный герой рассказа В.П Астафьева «Васюткино озеро». Тринадцатилетний мальчишка, несмотря на свой возраст, обладал взрослой смелостью.

Да, поначалу его нельзя было назвать мудрым храбрецом, ведь уходя в лес, мальчик не собирался брать с собой ни хлеба, ни ножика, ни спичек, всё это ему навязали взрослые со словами, что нельзя переиначивать таёжные законы.

Васютка является представителем нового времени и поэтому, порой не может понять природу и её законы. Но чтобы не спорить, и не ругаться с матерью, подросток покорно берёт всё, что ему дают.

Осознал Васютка всю важность рассказов и советов от взрослых лишь, когда оказался один, среди огромного леса. Этот факт доказывает его поведение в лесу. После того, как Васютка понял, что заблудился, он не стал паниковать, а вспомнил всё, что ему говорили взрослые.

Самым главным толчком к действиям стала фраза “Тайга хлипких не любит”, сказанная когда-то отцом и дедом мальчика. Находясь в окружении природы, где нет готовых продуктов и других благ для беззаботного существования, Васютка смог обеспечить себя едой: пойманным глухарём и утками.

Этот тяжёлый опыт помог Васютке стать устойчивее к сложным жизненным ситуациям.

В качестве награды, судьба подарила Васютке шанс выбраться к неизвестному озеру, в котором плескалось много диковинной рыбы, белой рыбы, что означало, что озеро проточное. Благодаря этому озеру мальчишка смог попасть домой, а показав рыбакам свою находку, помог озеру обрести название и занять положенное место на карте. Так и появилось Васюткино озеро.

Важно

Эта повесть учит читателя тому, что нужно слушать старших, ведь, не окажись у Васютки ножа, спичек и хлеба, смог бы он вообще выжить в дикой тайге? Учит быть в гармонии с природой. Показывает, что существует и другая жизнь, помимо современных технологий, к которым привыкли современные дети.

Нужно уметь приспосабливаться и к экстренным ситуациям, в которых может оказаться каждый. Повесть описывает какой красивой и доброжелательной может быть природа, если правильно к ней относиться. И какой суровой она может быть, если не уважать её.

Читателю открывается мир, в котором за храбрость и упорство в итоге вознаграждают, как и нашего главного героя. 

Сочиение по рассказу №2

“Васюткино озеро” – это рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым, в основу которого легли события, приключившиеся с ним еще в детстве. Однажды, во время школьных каникул, Виктор Петрович заблудился в глухой тайге. И, некоторое время спустя, он решил отразить  свои переживания в  творчестве.

Герой рассказа “Васюткино озеро” – обычный мальчик, который помогает своему отцу  и бригаде рыбаков заниматься их промыслом. Рыбакам не очень везет, так как вода в реке поднялась, и вся рыба ушла на глубину.

Они решают пойти в низовья Енисея и остановиться в избушке, которую когда-то построила ученая экспедиция, до осени.

В то время, как рыбаки ходят на промысел, Васютка бродит по тайге и собирает кедровые шишки, чтобы порадовать мужиков.

Однажды, отправившись в тайгу за шишками, он по совету матери берет с собой краюшку хлеба и спички, а так же ружье. Это, по всей видимости, спасает его от холодной и голодной смерти. Насобирав шишек, Васютка замечает ничего не подозревающего глухаря. Недолго думая, он целится в него и стреляет. Глухарь ранен!

Истекающая кровью птица пытается спасти свою жизнь бегством, и Васютка, забыв обо всем на свете, пускается в погоню за раненым глухарем. Догнав его, мальчик хладнокровно сворачивает тому шею.

Но радость от убийства продолжается не долго – Васютка, не найдя зарубки на деревьях, начинает подозревать, что заблудился.

Пытаясь найти знакомые приметы, он какое-то время бродит по тайге, пока не признает, наконец, что заблудился окончательно.

Совет

Вспоминая страшные рассказы, которые он слышал когда-то от старших товарищей, Васютка поддается панике. Но через некоторое время, он берет себя в руки и решает, во что бы то ни стало, выбраться из мрачного и опасного леса.

“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”, – вспоминает он слова отца и начинает свой непростой путь к цивилизации. В дороге ему пригождаются спички, хлеб и убитый глухарь. Вспоминая наработанные навыки, он готовит себе еду и устраивается на ночлег.

В первую ночь ему спиться не очень спокойно – Васютке кто-то мерещится. Возможно, дух невинно убитого глухаря или кто-то еще. Чтобы приободрить себя, он угрожает “садануть по нему картечью”. Но взяв себя в руки, выясняет, что это всего лишь огромный “корень-выворотень”.

Который, не смотря на страшное название, не представляет никакой опасности для человека.

Через несколько дней Васютка выходит к озеру, в котором много речной рыбы. Таким образом, озеро оказывается проточным, и он находит дорогу к Енисею.

На берегу реки Васютка решает привлечь внимание людей на проплывающем мимо пароходе. Но те не спешат его подбирать, так как думают, что их просто приветствуют с берега. Не теряя надежды, наш юный герой все же добивается своего и попадает на судно, которым управляет знакомый его отца.

Дома он рассказывает об увиденном озере и приводит туда рыбаков. Таким образом, преодолев вынужденные трудности, мальчик обеспечил свою семью и друзей провизией на многие годы вперед. А озеро в честь юного героя назвали Васюткиным, немного покормив самолюбие маленького мальчика.

По всей видимости, писатель хотел донести до людей, что дикая природа всегда готова выручить человека, если тот к ней относится подобающим образом. А так же то, что никогда не помешает прислушаться к советам старших, отправляясь в ее объятья. Ведь если бы не взятые с собой спички, ружье и немного провизии, вряд ли рыбаки когда-нибудь увидели озеро полное рыбы, да и самого Васютку.

Немного грустно от того, что в последнее время у школьников все реже есть возможность скачать этот рассказ в сети бесплатно. Очень часто он обрывается на самом интересном месте, и ребята вынуждены просить  у родителей деньги, чтобы получить драгоценную ссылку для скачивания.

Обратите внимание

А ведь эти средства дети могут потратить на школьные обеды или на материалы, из которых можно сколотить на уроках труда кормушки для птиц, на которых они потом будут охотиться.

Читайте также:  Краткая биография коэльо

И вряд ли Виктор Петрович Астафьев получает какие-то отчисления в свой адрес от этих платежей, ведь в ноябре две тысячи первого года его не стало…

5 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/astafev-v.p/sochinenie-rassuzhdenie-po-proizvedeniyu-astafeva-vasyutkino-ozero

Сочинения по литературе: Чему научило меня произведение В.Астафьева «Царь-рыба» (сочинение)

Евгений Храмцов (группа 2 уровня)

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», – говорил главный герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. Но так ли это? Мастерская ли природа? И имеет ли право человек считать себя ее хозяином? Ответы на эти вопросы я нашел в произведении В.Астафьева «Царь-рыба».

«Царь-рыба» состоит из нескольких новелл, объединенных одним героем. Сам автор определил жанр своего произведения как повествование в рассказах.

И эти одна за другой небольшие истории вливаются в единое повествование, идея которого – не человек хозяин природы, а природа – мать человека, и любое преступление против природы, против человека как ее сына обязательно будет наказано, за любые грехи придет час расплаты.

Центральное место в сборнике новелл занимает новелла «Царь-рыба». Неспроста именно ее название вынесено в заглавие всего произведения.

Полная чувства глубокого уважения к природе, преклонения перед ее красотой и мудростью, она не может оставить равнодушным ни одного читателя. На каждого новелла в той или иной степени оказывает влияние, а возможно, у кого-то даже меняет мировоззрение.

Я не стал исключением. Произведение изменило мое отношение к природе, напомнило о ее первостепенной важности в нашей жизни.

Главный герой новеллы браконьер Игнатьич.

Знаменитый на весь поселок рыбак, пользующийся уважением у окружающих, он обладал, на первый взгляд, неплохими человеческими качествами: «От людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь».

Но не умел Игнатьич проявлять тех же качеств по отношению к природе. Возомнив себя хозяином мира, он без капли сомнения и сожаления занимался браконьерством. Жадность, жажда наживы толкали его на преступление против природы.

Переломным моментом в судьбе героя стала охота на Царь-рыбу. Легенды о ней давно ходили по поселку, и Игнатьич, желая прославиться, выделиться среди остальных рыбаков, решил в одиночку вступить в поединок с Царь-рыбой. А ведь герой помнил слова дедушки о том, что лучше отпустить эту великую рыбу и жить дальше, но «забылся в человеке человек! Жадность обуяла его!».

Важно

В поединке человека и природы ярко раскрывается позиция автора. Он изображает Царь-рыбу могущественной, умной, «редкостной», а Игнатьич предстает перед нами не человеком – зверем, который ни перед чем не остановится на пути к своей добыче. Однако победу одерживает именно Царь-рыба.

Более того, она удерживает героя на грани жизни и смерти, заставляет задуматься о прожитых годах.

Анализируя прошлое, Игнатьич приходит к выводу, что много зла и подлости совершил. Особенно ему стыдно перед Глашкой Куклиной, которую он обидел, просто чтобы похвастаться перед мужиками, изобразить из себя мужчину, «познавшего грех».

Бедная девушка ничем не могла ответить обидчику, молча снесла унижение, которое «не только душу, но и кости» опустошило ей. Но, как отмечает В.Астафьев, «природа… тоже женского рода», и у нее не дождаться за такой поступок ни прощения, ни пощады, а только наказания.

И именно эта необычная Царь-рыба, символизирующая природу, выступила в произведении в роли вершителя суда над Игнатьичем.

И в то же время, я думаю, встреча с Царь-рыбой, для Игнатьича стала шансом начать новую жизнь, покаяться в совершенных грехах. Действительно, когда он просит прощения у природы, у Глаши, Царь-рыба отпускает его, освобождает его душу. Для героя начинается новый этап жизни.

Итак, прочитав произведение В.Астафьева «Царь-рыба», я еще раз убедился, что природа и человек – единой целое.

Автор призывает нас прекратить беспощадную эксплуатацию и загрязнение природы, ведь это чревато непоправимыми последствиями.

Совет

Призывает нас задуматься над своими поступками, помнить, что за все хорошее природа отблагодарит, но ведь и за все плохое – накажет. Природа- хозяйка всего живого на земле, она – наша «Царица».

Источник: https://5splusom-school.ru/sochineniya_po_literature/430

Сочинение об А. И. Покрышкине

          Много есть на свете героев Советского Союза, которые воевали за свою родину. Но сегодня пойдёт речь о нашем земляке – военном лётчике Александре Ивановиче Покрышкине, трижды Герое Советского Союза,  который сбил 59  немецких  самолётов,  участвуя в 156 воздушных боях.

     Покрышкин был “поватором воздушного боя». Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления.  Во время первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела тактика советских ВВС.

После каждого боя      он записывал в свою  тетрадь и альбом тактику сражения с врагом и схему боевых      приёмов. «Чтобы соображать в воздухе, надо готовиться к этому на земле», –  говорил     Александр Иванович Покрышкин.

Его находчивость,  хитрость и смекалка, которой он обладал, не знала предела.

 

           Лётчики придумали  что, если изучить немецкий истребитель, то тогда будет легче  сокрушить врага.    Вскоре он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Ме -109. И с разрешения  командования Покрышкин начал его «облёт».

На нем он нашел еще более эффективные способы нанесение смертельных ударов.

           После первого сбитого им немецкого аса, немцы дрогнули.  После этого они моментально узнавали его  «ястребок» и вопили  в эфир:«Внимание, внимание в воздухе Покрышкин».

             Как понял Александр Иванович из опыта 1941—1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

 В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера.

Но его чётко выстроенная тактика приёмов и построений своего полка часто заставляла фашистов удивляться:«Да сколько их, Покрышкиных?»

Обратите внимание

Вторую звезду Героя Советского Союза А. И. Покрышкин получил 24 августа 1943. Именно с этого года его тактика стала основной  в действиях советской истребительной авиации.

             19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

       Об Александре Ивановиче Покрышкине можно написать целую книгу. Так есть и на самом деле. Многие историки, философы, социологи писали о нём, причём не только в нашей стране.  И отмечен он наградами иностранных государств.

Я очень горжусь, что в Новосибирске проживал такой человек.

Мы не забыли его, и назвали в честь него станцию метрополитена. Также на площади им. Я.М. Свердлова установили бронзовый бюст, а на площади Маркса открыт памятник. Его именем назван Сибирский кадетский корпус, работает Благотворительный фонд «Мемориальный комплекс маршала А. И. Покрышкина».

                   Эта память и опыт учат нас человечности, миролюбию, добру, порядочности, благородству. Война давно стала историей. Но мы не должны забывать тех, кто выжил в той страшной войне, кто отдал свою молодость, здоровье, рисковал жизнью ради нас, живущих теперь в свободной стране.

Люди военного времени – особые люди. Они прошли сквозь все ужасы войны, но они выстояли и победили. Боевая жизнь Покрышкина была нелёгкой, но благодаря умению оценивать обстановку, принять верное решение, чётким действиям лётчика, враг был побеждён.

Читайте также:  Краткая биография свифт

Сегодня новое время, у нас всё впереди, но думаю, что быть мужественным, любить Родину,  родителей – это истина на все времена. Не забывайте о Героях!    

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/11/09/sochinenie-ob-a-i-pokryshkine

Горький А.М. «Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший…» – Русский язык

Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший молча толкать людей плечом так, что они отлетали от него мячиками, – этот молчаливый озорник отвёл меня однажды в угол за конюшню и предложил мне:

– Лексей – научи меня книгу читать, я тебе полтину дам, а не научишь – бить буду, со света сживу, ей-богу, вот – крещусь!

И – размашисто перекрестился. Я побаивался его угрюмого озорства и начал учить парня со страхом, но дело сразу пошло хорошо, Рыбаков оказался упрям в непривычном труде и очень понятлив. Недель через пять, возвращаясь с работы, он таинственно позвал меня к себе и, вытащив из фуражки клочок измятой бумаги, забормотал, волнуясь:

– Гляй! Это я с забора сорвал, что тут сказано, а? Погоди – «продаётся дом» – верно? Ну – продаётся?

– Верно.

Рыбаков страшно вытаращил глаза, лоб его покрылся потом, помолчав, он схватил меня за плечо и, раскачивая, тихонько говорил:

– Понимаешь – гляжу на забор, а мне будто шепчет кто: «продаётся дом»! Господи помилуй… Прямо как шепчет, ей-богу! Слушай, Лексей, неужто я выучился – ну?

– А читай-ка дальше!

Он уткнул нос в бумагу и зашептал:

– «Двух – верно? – етажный, на камен-ном»…

Рожа его расплылась широчайшей улыбкой, он мотнул головой, выругался матерно и, посмеиваясь, стал аккуратно свёртывать бумажку.

– Это я оставлю на память – как она первая… Ах ты, господи… Понимаешь? Как будто – шепчет, а? Диковина, брат. Ах ты…

Важно

Я хохотал безумно, видя его густую, тяжёлую радость, его детское милое недоумение перед тайной, вскрывшейся перед ним, тайной усвоения посредством маленьких чёрных знаков чужой мысли и речи, чужой души.

Я мог бы много рассказать о том, как чтение книг – этот привычный нам, обыденный, но в существе своём таинственный процесс духовного слияния человека с великими умами всех времён и народов – как этот процесс чтения иногда вдруг освещает человеку смысл жизни и место человека в ней, я знаю множество таких чудесных явлений, исполненных почти сказочной красоты.

Вот так же, как угрюмому озорнику Рыбакову, книги шептали мне о другой жизни, более человеческой, чем та, которую я знал; вот так же, как кривому сапожнику, они указывали мне моё место в жизни. Окрыляя ум и сердце, книги помогли мне подняться над гнилым болотом, где я утонул бы без них, захлебнувшись глупостью и пошлостью.

Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему. И в душе моей росло внимание к человеку – ко всякому, кто бы он ни был, скоплялось уважение к его труду, любовь к его беспокойному духу.

Жить становилось легче, радостнее – жизнь наполнялась великим смыслом. Так же, как в кривом сапожнике, книги воспитали во мне чувство личной ответственности за всё зло жизни и вызвали у меня религиозное преклонение пред творческой силой разума человеческого.

И с глубокой верою в истину моего убеждения я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. Пусть она будет враждебна вашим верованиям, но если она написана честно, по любви к людям, из желания добра им – тогда это прекрасная книга! «Пусть она будет враждебна вашим верованиям».

  • Горький Алексей Максимович /1868-1936/ – русский писатель, прозаик, драматург

Сочинение по тексту

Источник: http://russkijege.ru/banktextege/gorkij-a-m-vasilij-rybakov-ugryumyj-paren-silach-lyubivshij.html

Анатолий Наумович Рыбаков. Биографическая справка

Анатолий Наумович Рыбаков – автор 14 романов и повестей. Его книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 млн экземпляров.

Он автор трилогии “Приключения Кроша”, романов “Водители” (1950), “Екатерина Воронина” (1955), “Лето в Сосняках” (1974). В 1978 г. был издан роман “Тяжелый песок”, в 1987 г. – роман “Дети Арбата”, написанный еще в 1960-х гг., продолжение которого “Тридцать пятый и другие годы” вышел в 1989 г.

В 1990 г. был издан  роман “Страх”, а в 1994 г. – “Прах и пепел”. В 1995 г. вышло собрание сочинений Анатолия Рыбакова в семи томах, а через два года – автобиографический “Роман-воспоминания”.

Совет

По книгам писателя поставлены кино- и телефильмы. В 1957 г. был экранизирован его роман “Екатерина Воронина”, в 2005 г. вышел телесериал “Дети Арбата”, в 2008 г. –  телесериал “Тяжелый песок”. По его сценариям были экранизированы повести “Кортик” (1954), “Приключения Кроша” (1961), “Бронзовая птица”(1973), “Последнее лето детства” (1974), снят сериал “Неизвестный солдат” (1984).

В 1990ее гг., когда развалился Советский Союз, Анатолий Рыбаков, не приняв перемен произошедших в стране, уехал в США, но он не эмигрировал. Он приезжал на родину каждый год фактически на 4-5 месяцев, был в курсе всего, что здесь происходит, принимал участие в литературной и общественной жизни России.

С 1989 по 1991 год Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра, с сентября 1991 г. – почетным президентом российского ПЕН – центра.

С 1991 г. он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР.

Рыбаков был почетным доктором философии Телль-Авивского университета (1991).

Он был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Был лауреатом Государственной премии СССР (1951), Государственной премии РСФСР (1973).

Анатолий Рыбаков скончался 23 декабря 1998 г. в Нью-Йорке. За полгода до этого он перенес операцию на сердце. Похоронен 6 января 1999 года в Москве на Ново-Кунцевском кладбище.

В 1978 г. Анатолий Рыбаков женился в третий раз. Его женой стала Татьяна Марковна Винокурова-Рыбакова (в девичестве – Беленькая), с которой он прожил до конца своей жизни. Она скончалась в 2008 г.

У него было два сына: от первого брака – Александр (1940-1994), от которого у него осталась внучка ‑ Мария Рыбакова (1973 г.р.), писательница, автор романов “Анна Гром и ее призрак”, “Братство проигравших” и сборника “Тайна”.

От второго брака – Алексей Макушинский (1960 г.р.), взявший фамилию своей матери, по другим источникам – фамилию бабушки по материнской линии. Поэт, прозаик и эссеист, профессор университета в городе Майнц (Германия).

В 2006 г. известный документалист Марина Голдовская сняла фильм-портрет “Анатолий Рыбаков. Послесловие”, посвященный жизни и творчеству писателя.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Источник: https://ria.ru/20110114/320746118.html

Ссылка на основную публикацию