Сочинения об авторе шаханов

Заблуждение цивилизации деятели мировой культуры и интеллектуалы о поэме «заблуждение цивилизации» Кодекс и безграничное поле шахановской поэзии

Мухтар ШахановЗАБЛУЖДЕНИЕЦИВИЛИЗАЦИИДЕЯТЕЛИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫО ПОЭМЕ «ЗАБЛУЖДЕНИЕЦИВИЛИЗАЦИИ»

Кодекс и безграничное поле

шахановской поэзии

Первое, что мне хотелось бы сказать по поводу шахановской поэмы -Заблуждение цивилизации”, так это то, что несмотря ни на какие авангардистские постулаты современной рыночной культуры, поэзия наших дней живет и действует наяву, и поэтому да здравствует поэзия! Так воспринимаются сегодня потесненные на обочину виртуальные судьбы наипервейшего художественного достояния мира – вечного культа стихотворного слога.Подлинная поэзия всегда феномен эпохи, ария истории.Мухтар Шаханов поет сегодня великую арию “Заблуждение цивилизации”. Прислушаемся к ней, к ее тревогам и озарениям.Многоплановая эпическая поэма Шаханова охватывает актуальнейшие проблемы нынешнего духовного состояния общества – где мы, что с нами, носителями нравственного наследства рода людского, что мы топчемся и что мы давимся гудящей базарной толпой на пороге веков? Кто мы сегодня перед лицом всемогущего фактора рыночной экономики, ставшей для нас и богом, и дьяволом, и судьей, и надзирателем, и царем, и палачом?..Выдающийся поэт современности Мухтар Шаханов создал крупное полотно, можно сказать, роман в стихах, в котором сюжет и действие простираются в веках и событиях, в действиях и судьбах людских разных времен и поколений. И все это, вместе взятое, являет собой большое творческое достижение в умелом сочетании лирики и философии, истории и социально-политических проблем, эпоса и публицистики, событий, увиденных и истинно выстраданных автором за всех и за все времена. В этом сила шахановского духа. Скажу откровенно, из современной поэзии подобного пока не читал.Его поэзия отражает ценность традиций и одновременно необходимость поисков попой выразительности, когда автор выступает то как пророк, то как оратор, то как лирик, то как сказитель, то как педагог, то как вождь восстания… Кодекс и безграничное поле поэзии унаследовано Шахановым от отцовской и мировой культуры… В этом его мастерство, в контексте которого соприкасаются и размышления о вселенной, и порхание с цветка на цветок, и горе духовного угнетения народа, и его борьба за свободу…Он поет свою поэтическую арию конца XX-го века, поет за всех нас, поете горечью и надеждой.Поэзия Шаханова живет в ожидании эха от сегодняшнего дня и из будущего…… Вы когда-нибудьЗадумывались над тем,Почему палМогущественный Тюркский каганат?Первопричина была в том,Что он – хотя и могВыставить против врагаСвое многотысячное войско -Не смог ему противопоставитьСвою великую культуру…Главное место в странеВы отвели торгашам,Доверив им судьбу народа.А торговцы зачастую безлики,У них нет национальностиИ несокрушимых святынь.Торгашу кто больше даст,Он тому всё и вся продаст.Страна, не создавшаяСвою духовную мощь,Со временем поневоле попадаетВ рабство к более сильным:Бездуховная нация – подобна курице,Неспособной на высокое парение!Мухтар Шаханов в Азии наш глас с духовного минарета…

^

Поэтическое видение Шаханова сравнимо с видением людей, наделенных космическим чувством гармонии существования и преемственности прошлого, настоящего И будущего. Его полня основана наличном опыте или на извлечении УРОКОВ ИЗ морали, заложенной в остроумных историях. Он сосредоточен па выборе таких ценностей, которые возвышают наше существование.

^

директор ЮНЕСКО

(1999 г.)

Столь значительное внимание со стороны ЮНЕСКО к шахановской поэме связано не только с признанием того, что нынешняя общественно-философская мысль Центральной Азии достигла новых высот, а, прежде всего, с восприятием данной поэмы как безусловным достижением мировой поэзии, в которой автор через сознание и интуицию поэта призывает к решительной борьбе против негативных последствий цивилизации, порожденных XX веком.

^

лауреат Нобелевской премии

…Шаханов как выдающийся поэт современности, стоит на видном универсальном уровне. Он представляет собой совершенно светскую, просвещенную форму гуманизма, в которой соединены Восток и Запад. Именно такой формой является поэма Шаханова “Заблуждение цивилизации” – выдающаяся поэма-эпопея нравственных тревог, проникающая как шаровая молния из недр Центральной Азии в “черные дыры” Западно-европейского пространства.Этот казах не довольствуется призывом к морали графини IVkipnon Денхофф «Цивилизируйте капитализм!», хотя ему и очень созвучен голос из Германии, требующий от нас на Западе «минимального морального консенсуса», мол, иначе европейское сообщество однажды также рухнет, как это произошло с социалистической системой. Но для Шаханова границ для свободы не существует. В своем послании он обращается ко всем людям, а не только к народам Запада. Послушайте нас, призывает поэт, представьте же, как нам жилось, пока завоеватель Чингисхан не уничтожил наши оазисы. Вы полагаете, что окончательно преодолели Гитлера?! Но посмотрите, его презрение к народам и культурам вы найдете повсюду и сегодня, и в этом он истинный наследник страшной памяти монгольского тирана. Поищите предупреждение об опасности в рецептах антикультурной революции XX века Аллена Даллеса, который всеми средствами готов был разложить народы Востока, чтобы «освободить их от коммунизма»,.. Оглянитесь вместе с нами, пока не поздно. Созданная вами цивилизация в какой-то степени есть заблуждение…

^

немецкий писатель – философ

«Заблуждение цивилизации» М. Шаханова – поэма эпохальная, щедрая благоразумием и благородством, как его праматерь степь Это голос Земли, которая сама подняла его в защиту не только просто природы, но, и главное, в защиту человеческой души. Это новый жанр духовной экологии. Книга написана сердцем бывшего тракториста, знающего все шрамы и морщины земли, ее жажду к человеческой ласке, и одновременно рукой выдающегося интеллигента из глубины народа, чья любовь к своим национальным традициям выросла до глобального ощущения земного шара как нашей общей большой Родины.Осмелюсь сказать, эта книга – духовный документ патриотизма всего человечества, и в то же время в ней есть нечто нежное, доброе и грустное от древней лебединой песни отважных предков Мухтара, стоявших насмерть, защищая в течение шести месяцев от полчищ Чингисхана великий Отрар, славившийся на весь мир своими философами и богатой библиотекой.

^

Обратите внимание

Если говорить откровенно, то среди наших поэтов-современников в Европе нет равных Шаханову.

Роберто ЧИУЛИ

…Чувство восхищения и благодарности за верность поэзии испытывал я, читая поэму «Заблуждение цивилизации». Браво, Мухтар!

^

Я с восторгом прочел многоликую, эпическую поэму Мухтара Шаханова «Заблуждение цивилизации», которая поднимает самые острые, злободневные проблемы нашего времени, и поистине был поражен многогранностью его таланта, умением воспроизвести в сжатом поэтическом воплощении свои объемные по смысловой гамме, и глубокие по содержанию философские размышления, которые одновременно ошеломляют и завораживают читателя головокружительной высотой. Переплетение мудрых, оригинальных идей, высказываемых устами различных героев, придает поэме неповторимый своеобразный шарм. Поэт, размышляя о падении общественно-нравственных устоев, трех высотах человека, пленяющей сущности любви, горестных уроках садизма, преемственности генетического кода, соблазне и тлетворных идеях, обладающих разрушительной силой, всепоглощающей массовой культуре, положительных качествах, часто отсутствующих и у правителей, а также о многом другом, способствует внутренней мобилизации человека к высоконравственным поступкам.«Заблуждение цивилизации» Мухтара Шаханова, на мой взгляд, является значительным подвигом в поэтическом мире. В этой связи от души хочется поздравить великий казахский народ с новым выдающимся выразителем его сложной судьбы и чаяний.

^

летчик-космонавт Российской Федерации,

дважды Герой Советского Союза

В казахской литературе страстный и прогрессивный, социально-ориентированный талант Мухтара Шаханова постоянно действует в головном дозоре духовных поисков общества.В семидесятые годы он одним из первых бил в набат о прогрессирующей духовной анемии в среде своих соотечественников.

В восьмидесятые – призывал всех на бой за спасение усыхающего Арала, мелеющего Балхаша и первым среди интеллигенции решительно и без оглядки стал на защиту казахской молодежи, выступившей в декабре 1986 года против тоталитарного режима.И вот теперь…

В конце века – поэт вновь напоминает нам об оскудении благоразумия и благородства у людей, нарастающем параличе духовности у человечества.Ошибки цивилизации… Диагноз – устрашающий.

Но Мухтар Шаханов вполне уверен в том, что предельно яростный пафос его творчества в достаточной мере обладает неким шокотерапевтическим эффектом и заставит людей всерьез задуматься над своими поступками.Он, как и Хайдеггер, считает, что все то, что его возмущает – это следствие того, что мы много действуем вместо того, чтобы побольше думать. Его стремление – не просто призвать людей к размышлению, а заставить их думать.

^

Государственный секретарь

Республики Казахстан,

народный писатель Казахстана

Проведенная по специальному решению 101IECKO презентация поэмы М.

Щаханова «Заблуждение цивилизации» в своей штаб-квартире в Париже не только большое событие в нашей культурной жизни, но и признание высокой значимости данного произведения на пороге третьего тысячелетия столь авторитетной международной организацией, занимающейся духовно-нравственными вопросами мирового сообщества.

Эта поэма – феноменальная вещь, показывающая высокий уровень духовно-художественной мысли нынешнего азиатского континента, поднимающая первостепенно важные проблемы общества, которые, по словам Ф. Хитцера – шаровая молния для Европы.

^

специальный советник Генерального

директора ЮНЕСКО, писатель

Важно

Поэты не умеют молчать, ибо они в ответе за все. Эпическая поэма М. Шаханова «Заблуждение цивилизации» (Сага о нравах эпохи) доказывает нам это еще раз. Написанное на одном дыхании, это новое по жанру феноменальное произведение на пороге третьего тысячелетия есть глас поэта-гражданина Планеты!…..

Читайте также:  Сочинения об авторе слонимский

Роль культуры неоценима в жизни индивидуума, нации, человечества. И самое ужасное в этой цепи рассуждений это признания факта -«цивилизованная дикость и бездуховная образованность».

Вот что страшно! Вот где кроется беда, постигшая человечество! И в этом смысле, я считаю, эта книга и есть тот учебник, с которого надо начать.

^

народный поэт Азербайджана

Совет

Шаханов в поэзии – как Айтматов в прозе. Видимо поэтому их творческий союз дал нам две изумительно мудрые вещи, написанные в соавторстве – книгу-диалог «Плач охотника над пропастью» (Исповедь на исходе века) и философскую драму «Ночь воспоминаний о Сократе, или Суд на шкуре туполобого», где поднимаются глобальные проблемы XX столетия.

Откровения поэта-мыслителя Востока Мухтара Шаханова в поэме «Заблуждение цивилизации» предвосхищают идеи и концепции, обозначенные мыслителями нашего времени А.Тойнби, Ф.Фукуямой, С.Хантингтоном, К.Ясперсом.

Интеллектуально-поэтическое осмысление кризиса мировой культуры на пороге XXI века указывает на философские аспекты духовного и социокультурного самовыражения народов Евразии.

^

академик Калифорнийской Академии,

доктор социологических и исторических наук

Эта эпическая поэма-полифония, крик исстрадавшейся души блистательного казахстанского поэта М.Шаханова, который выступает как Посол-Поэт всего человечества.

На пороге третьего тысячелетия человечеству пора призадуматься, притормозив свой стремительный бег и пропасть, попытаться найти нить связи прошлого, настоящего и будущего.По свидетельству великого Л.Н.Гумилева – 2000 лет назад на Земле обитало 180 млн.

жителей, и тогда была создана самая лучшая книга человечества – Библия.

Совет

Углубляя и развивая библейские проблемы высокой нравственности, вступая в полемику с выдающимися учеными-философами, мудрец-поэт Шаханов выдвигает свою концепцию «Как защитить культуру и духовность человечества от мерзкого холода эпохи». А без культуры и духовности человечество – всего лишь лишняя биомасса на теле Земли.

^

кинорежиссер, народный артист СССР

Действительно, «Заблуждение цивилизации» М.Шаханова – во многом вещь новаторская. До сих пор замечательные попытки художественного осмысления проблем цивилизации имели место в произведениях Ж.Ж.Руссо, Дж.Байрона, Д.Дефо, Г.

Торо, Л.Толстого, Э.Верхарна, К.Сэндберга. Поэтический эпос XX века знал и такие шедевры, как «Всеобщая песнь» П.Неруды и «Человеческая панорама» Н.Хикмета… Теперь же мы имеем дело с прекрасным экспериментом Шаханова.

^

Торага Законодательного Собрания

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,

Академик

Обратите внимание

Он весь – целый мир. Неуслышанный мир… Сила его поэзии в отсутствии равнодушия ко всему. Начиная от букашки до космического корабля. Он не умеет молчать. Отсюда и эпитеты, кому что удобно. Для кого-то великий поэт… для кого-то экстремист, для кого-то пенен любви…

^

народная поэтесса Таджикистана

Поэма М.Шаханова «Заблуждение цивилизации» блестящий пример философского осмысления нашего мира, предчувствие непростого будущего, попытка помочь людям остаться людьми.

^

кинорежиссер

Мне очень хотелось бы, чтобы поэму Шаханова прочли не только рядовые читатели, но и главы государств, хотя бы ее один раздел «Разгул массовой культуры», и в ней «…

Падение Тюркского каганата», где анализируется великая роль культуры в жизни страны. Ныне эта проблема актуальна почти во всех развитых государствах, которые в ущерб духовности чрезмерно экономизировали свои интересы.

Это, к сожалению, характерно и для моей Турции тоже.

^

турецкий ученый

Поэта и гражданина против тоталитарного режима в канун трагических событий 1986 года в Казахстане, возвели его в ранг национального героя… «Заблуждение цивилизации» – эпохальное произведение поэта стало объектом моей докторской диссертации, посвященной постижению глубинных пластов и космических высот шахановской мысли и духа.

^

лауреат премии им. М.Ауэзова

Обратите внимание

Национальной академии наук Казахстана

Книга «Заблуждение цивилизации» пробудила среди наших студентов бурную полемику, которую в последнее десятилетие не смогло вызвать ни одно литературное произведение. Раскрытые поэмой проблемы разложения человеческой души под сильным воздействием звука – «королями рампы, зубрами видео, драконами мирового шоу», подобных джексонщине и киркоровщине, нагло потеснивших Шекспира, Гете, Бетховена, Моцарта, Маркеса, нашего Айтматова и других выдающихся личностей, заставили глубоко задуматься молодежь…Ученый совет нашего института присвоил автору поэмы высокое звание «Почетного профессора». На основе поэмы «Заблуждение цивилизации» в институте “запланированы масштабные шахановские чтения, которые впредь станут традиционными, а также существенные изменения вводятся в учебные программы.

Источник: http://litcey.ru/kultura/1551/index.html

Семь вечеров с Чингизом Айтматовым и Мухтаром Шахановым

За последнее время единственной книгой, о которой захотелось написать отзыв, стала «Исповедь на исходе века» (второе название «Плач охотника над пропастью») Мухтара Шаханова, написанная в соавторстве с Чингизом Айтматовым.

Замечательнейшая книга, в которой вы найдете философские рассуждения, анализ различных исторических событий и искренние откровения авторов перед читателем. Книга была написана в 1995 году и пережила переиздание в 2008 году, после смерти Чингиза Торекуловича Айтматова.

 Каждая глава книги — это в одно и то же время и размышление, рассуждение авторов на определенную животрепещущюю тему, и обсуждение глобальных проблем человечества, и непринужденная беседа двух близких друзей, их «исповедь на исходе века».

Все, что хотели донести авторы книги, вылилось в последовательное и четкое изложение мыслей. Ход их рассуждений захватывает с первой строчки книги.

Она (книга) не столько результат творческого тандема известного поэта и писателя, сколько разговор, диалог двух интеллектуально развитых людей, подтверждающих свои доводы и аргументы по теме разговора фактами, историческими параллелями, глубокими размышлениями.

В первой главе книги под названием «”Четыре матери”, или Осознание родной земли» авторы дают определение человеку через понятия родина, родной язык, обычаи и традиции, история родной земли.

Нужна ли она (родина) человеку, зачем знать родной язык и нужен ли он в век глобализации и главенства мировых языков? Кто же ты — человек без родины, языка, традиций и истории или отвергающий их? Обо всем этом откровенно рассуждают два философа.

Любить родную землю вовсе не означает оставаться всегда на ней, не обращая взора на огромный мир вокруг. Замкнувшись в самих себе, мы никогда не достигнем расцвета, всестороннего развития.

Важно

Одна из тем, которая вызвала бурное обсуждение, стала тема садизма и жестокости. Активная пропаганда, культивирование и оправдывание жестокости — вот одна из главных проблем современности, по словам авторов. Обо всем этом Ч. Айтматов с М. Шахановым откровенно говорят на страницах главы  «Преступление в тени веков, или Маркиз де Сад, Доненбай и яд африканской двузубки» .

… самая страшная из грозящих катастроф — это не столько атомная, тепловая и тому подобная угроза физического уничтожения человечества (а, может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке, катастрофа, означающая, что человек не состоялся…

Лично для себя я отметила главу «Власть и духовность, или Их отражения в деяниях царей, ханов, королей и президентов» как одну из ключевых в книге.

 Авторы, например, дают четко понять что такое демократия, ответственность и соблюдение правил и порядка рядовыми гражданами страны (хочу отметить еще раз, что книга была написана в 90-е годы – годы формирования новой страны и новых правил жизни в ней), право выбора, какова должна быть ответственность людей в верхних эшелонах власти перед народом и какие ошибки несут в себе их недочеты и промахи.

Дело в том, что поначалу мы воспринимали демократию как вседозволенность. Еще бы: каждый сам себе царь и бог, каждый делает то, что ему заблагорассудится. А упали шоры с глаз – и что же мы видим? Нет, демократия прежде всего – твердый порядок. Она должна иметь свойственные ей рамки и ограничения.

Далеко ходить не надо. Расскажу случай, который произошел вчера вечером в моем доме. Придя вечером после работы, я обнаружила, точнее услышала громко играющую музыку у соседа этажом выше. Наверно он решил, что все жители дома разделяют его музыкальные предпочтения. Увы, но нет. Но дело даже не в этом.

Мой отец, который приехал с деревни и готовился к экзамену, ужаснулся от такого поведения моего соседа. Потерпев минут 20-25, он пошел поговорить с соседом. Через некоторое время музыка стихла. Отец вернулся домой и рассказал весь их диалог.

При просьбе моего отца убавить музыку (не отключить ее, а просто уменьшить громкость) сосед заявил «Я имею полное право делать все, что хочу до 23:00». На что мой отец ответил ему: «Да спору нет, имеешь право гражданское, но не моральное. Нужно уважать, в первую очередь, своих соседей, и не важно знаешь ты их или нет.

Сегодня ты меня не уважаешь, завтра – я тебя. И что дальше будет с нами? Так и будем плевать друг на друга». В большинстве случаев все так и есть, к сожалению.

Совет

Надо четко понять главное: демократия — это не слепое подражание легковесным явлениям западного искусства, не бездумный перенос в нашу жизнь чуждых национальным устоям и менталитету манер и привычек, не безоглядное следование различным принципам исламского фундаментализма, господствующего в ряде мусульманских стран. Демократия – это непреложный закон и добродетель.

Читайте также:  Сочинения об авторе золя

Немаловажную роль в своих рассуждениях  Ч. Айтматов и М. Шаханов отдают такому понятию, как ответственность чиновников перед народом, важность правильных и разумных решений. В книге среди множества примеров я отметила для себя один, касающийся мудрого, на мой взгляд,  решения Правительства Японии.

Все помнят случай (лично я помню сюжеты из новостей), когда в столице Японии — Токио, уровень загрязнения воздуха превысил все допустимые нормы, люди даже ходили в специальных повязках. И для того, чтобы решить эту проблему, Правительство организовало конкурс.

Идея заключалась в том, что тот человек, который предложит лучший и действенный способ по улучшению положения с загрязненностью воздуха, будет новым мэром Токио. Было множество предложений и идей, и после практического применения некоторых из них выбрали самый эффективный вариант.

В результате уровень загрязненности уменьшился в разы и мэром стал ученый, который и разработал самый эффективный способ очистки воздуха. Вот так решают свои проблемы предприимчивые японцы. Все во благо народа и с уважением к человеку, который может изменить ситуацию и знает, как это сделать.

У нас же все непонятно как и по каким законам, например, бывший министр образования может стать министром обороны. Лично для меня это не понятно.

Правитель тогда окружает себя почетом и уважением, когда собирает вокруг себя достойных, отважных и умных мужей из народа. Если же опасается их и изгоняет – он сам создает себе могущественных врагов. Чем держать возле себя тысячу глупцов, держи одного мудреца.

В книге множество мыслей по поводу различных лидеров стран, с которыми Ч.Айтматов и М.Шаханов лично были знакомы. Еще хочу отметить, то что сама заметила или, точнее, на что обратила внимание.

Обратите внимание

В этой главе авторы как бы говорят, что любой правитель должен окружать себя не только чиновниками, но и творческими лицами, поэтами, писателями, теми, кто близок к народу, которые знают и чувствуют чаяния народа, его душу, проблемы и трудности.

И этому множество примеров из истории, подтверждающих их слова.

Кем бы ты ни был – рабочим, богатым бизнесменом или суперменом – все равно ты обязан почитать свою Конституцию.

Еще одна глава, которая меня растрогала, это «Женщины в наших судьбах, или Вечер поэзии для двоих», посвященная женщинам, которые встречались на жизненном пути у авторов на их жизненном пути и которые оставили свой след в их жизни, как-то повлияли на их творчество.

Настолько откровенно и без утайки два друга говорили, вспоминали о них, делились горечью утрат и восхищением духом настоящей женщины в их понимании.

Это глава не про женщин, добившихся карьерного роста или эмансипированных особах, а о женщинах-хранительницах очага, любящих и прощающих матерях и нежных и верных женах, чутких дочерях. Замечательная глава и книга.

Воспринимать женщину как объект восхищения, дать ей возможность глубже познать себя и открыть в самой себе такие качества, как доброта, чуткость, верность, проникнутые особым женским благородством и нежностью, или требовать от нее подняться на эту высоту – это моя концепция взаимоотношений с женщинами, остающаяся неизменной уже долгие годы.

Хочу еще отметить то, что в процессе прочтения любой книги, я всегда выделяю какие-то идеи и мысли, которые больше всего мне понравились или навели на новые размышления и мысли, дали возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны.

 В этой же книге каждое предложение и абзац — цитата! Настолько все четко и понятно, без лишнего словоблудия. Советую читать всем без исключения. Это еще одна книга, которая изменила мое отношение к отечественной литературе и писателям.

Источник: https://yvision.kz/post/433500

Заблуждение цивилизации деятели мировой культуры и интеллектуалы о поэме «заблуждение цивилизации» Кодекс и безграничное поле шахановской поэзии

Мухтар ШахановЗАБЛУЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИДЕЯТЕЛИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ О ПОЭМЕ «ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Кодекс и безграничное поле

шахановской поэзии

Первое, что мне хотелось бы сказать по поводу шахановской поэмы -Заблуждение цивилизации”, так это то, что несмотря ни на какие авангардистские постулаты современной рыночной культуры, поэзия наших дней живет и действует наяву, и поэтому да здравствует поэзия! Так воспринимаются сегодня потесненные на обочину виртуальные судьбы наипервейшего художественного достояния мира – вечного культа стихотворного слога. Подлинная поэзия всегда феномен эпохи, ария истории. Мухтар Шаханов поет сегодня великую арию “Заблуждение цивилизации”. Прислушаемся к ней, к ее тревогам и озарениям. Многоплановая эпическая поэма Шаханова охватывает актуальнейшие проблемы нынешнего духовного состояния общества – где мы, что с нами, носителями нравственного наследства рода людского, что мы топчемся и что мы давимся гудящей базарной толпой на пороге веков? Кто мы сегодня перед лицом всемогущего фактора рыночной экономики, ставшей для нас и богом, и дьяволом, и судьей, и надзирателем, и царем, и палачом?.. Выдающийся поэт современности Мухтар Шаханов создал крупное полотно, можно сказать, роман в стихах, в котором сюжет и действие простираются в веках и событиях, в действиях и судьбах людских разных времен и поколений. И все это, вместе взятое, являет собой большое творческое достижение в умелом сочетании лирики и философии, истории и социально-политических проблем, эпоса и публицистики, событий, увиденных и истинно выстраданных автором за всех и за все времена. В этом сила шахановского духа. Скажу откровенно, из современной поэзии подобного пока не читал. Его поэзия отражает ценность традиций и одновременно необходимость поисков попой выразительности, когда автор выступает то как пророк, то как оратор, то как лирик, то как сказитель, то как педагог, то как вождь восстания… Кодекс и безграничное поле поэзии унаследовано Шахановым от отцовской и мировой культуры… В этом его мастерство, в контексте которого соприкасаются и размышления о вселенной, и порхание с цветка на цветок, и горе духовного угнетения народа, и его борьба за свободу… Он поет свою поэтическую арию конца XX-го века, поет за всех нас, поете горечью и надеждой. Поэзия Шаханова живет в ожидании эха от сегодняшнего дня и из будущего… … Вы когда-нибудь Задумывались над тем, Почему пал Могущественный Тюркский каганат? Первопричина была в том, Что он – хотя и мог Выставить против врага Свое многотысячное войско – Не смог ему противопоставить Свою великую культуру… Главное место в стране Вы отвели торгашам, Доверив им судьбу народа. А торговцы зачастую безлики, У них нет национальности И несокрушимых святынь. Торгашу кто больше даст, Он тому всё и вся продаст. Страна, не создавшая Свою духовную мощь, Со временем поневоле попадает В рабство к более сильным: Бездуховная нация – подобна курице, Неспособной на высокое парение!Мухтар Шаханов в Азии наш глас с духовного минарета…

Чингиз АЙТМАТОВ

Поэтическое видение Шаханова сравнимо с видением людей, наделенных космическим чувством гармонии существования и преемственности прошлого, настоящего И будущего. Его полня основана наличном опыте или на извлечении УРОКОВ ИЗ морали, заложенной в остроумных историях. Он сосредоточен па выборе таких ценностей, которые возвышают наше существование.

Федерико МАЙОР,

директор ЮНЕСКО

(1999 г.)

Столь значительное внимание со стороны ЮНЕСКО к шахановской поэме связано не только с признанием того, что нынешняя общественно-философская мысль Центральной Азии достигла новых высот, а, прежде всего, с восприятием данной поэмы как безусловным достижением мировой поэзии, в которой автор через сознание и интуицию поэта призывает к решительной борьбе против негативных последствий цивилизации, порожденных XX веком.

Ханс Петер ДЮРР,

лауреат Нобелевской премии

…Шаханов как выдающийся поэт современности, стоит на видном универсальном уровне. Он представляет собой совершенно светскую, просвещенную форму гуманизма, в которой соединены Восток и Запад. Именно такой формой является поэма Шаханова “Заблуждение цивилизации” – выдающаяся поэма-эпопея нравственных тревог, проникающая как шаровая молния из недр Центральной Азии в “черные дыры” Западно-европейского пространства. Этот казах не довольствуется призывом к морали графини IVkipnon Денхофф «Цивилизируйте капитализм!», хотя ему и очень созвучен голос из Германии, требующий от нас на Западе «минимального морального консенсуса», мол, иначе европейское сообщество однажды также рухнет, как это произошло с социалистической системой. Но для Шаханова границ для свободы не существует. В своем послании он обращается ко всем людям, а не только к народам Запада. Послушайте нас, призывает поэт, представьте же, как нам жилось, пока завоеватель Чингисхан не уничтожил наши оазисы. Вы полагаете, что окончательно преодолели Гитлера?! Но посмотрите, его презрение к народам и культурам вы найдете повсюду и сегодня, и в этом он истинный наследник страшной памяти монгольского тирана. Поищите предупреждение об опасности в рецептах антикультурной революции XX века Аллена Даллеса, который всеми средствами готов был разложить народы Востока, чтобы «освободить их от коммунизма»,.. Оглянитесь вместе с нами, пока не поздно. Созданная вами цивилизация в какой-то степени есть заблуждение…

Читайте также:  Краткая биография желязны

Фридрих ХИТЦЕР,

немецкий писатель – философ

«Заблуждение цивилизации» М. Шаханова – поэма эпохальная, щедрая благоразумием и благородством, как его праматерь степь Это голос Земли, которая сама подняла его в защиту не только просто природы, но, и главное, в защиту человеческой души. Это новый жанр духовной экологии. Книга написана сердцем бывшего тракториста, знающего все шрамы и морщины земли, ее жажду к человеческой ласке, и одновременно рукой выдающегося интеллигента из глубины народа, чья любовь к своим национальным традициям выросла до глобального ощущения земного шара как нашей общей большой Родины. Осмелюсь сказать, эта книга – духовный документ патриотизма всего человечества, и в то же время в ней есть нечто нежное, доброе и грустное от древней лебединой песни отважных предков Мухтара, стоявших насмерть, защищая в течение шести месяцев от полчищ Чингисхана великий Отрар, славившийся на весь мир своими философами и богатой библиотекой.

Евгений ЕВТУШЕНКО

Обратите внимание

Если говорить откровенно, то среди наших поэтов-современников в Европе нет равных Шаханову.

Роберто ЧИУЛИ

…Чувство восхищения и благодарности за верность поэзии испытывал я, читая поэму «Заблуждение цивилизации». Браво, Мухтар!

Олжас СУЛЕЙМЕНОВ

Важно

Я с восторгом прочел многоликую, эпическую поэму Мухтара Шаханова «Заблуждение цивилизации», которая поднимает самые острые, злободневные проблемы нашего времени, и поистине был поражен многогранностью его таланта, умением воспроизвести в сжатом поэтическом воплощении свои объемные по смысловой гамме, и глубокие по содержанию философские размышления, которые одновременно ошеломляют и завораживают читателя головокружительной высотой. Переплетение мудрых, оригинальных идей, высказываемых устами различных героев, придает поэме неповторимый своеобразный шарм. Поэт, размышляя о падении общественно-нравственных устоев, трех высотах человека, пленяющей сущности любви, горестных уроках садизма, преемственности генетического кода, соблазне и тлетворных идеях, обладающих разрушительной силой, всепоглощающей массовой культуре, положительных качествах, часто отсутствующих и у правителей, а также о многом другом, способствует внутренней мобилизации человека к высоконравственным поступкам. «Заблуждение цивилизации» Мухтара Шаханова, на мой взгляд, является значительным подвигом в поэтическом мире. В этой связи от души хочется поздравить великий казахский народ с новым выдающимся выразителем его сложной судьбы и чаяний.

Владимир ДЖАНИБЕКОВ,

летчик-космонавт Российской Федерации,

дважды Герой Советского Союза

В казахской литературе страстный и прогрессивный, социально-ориентированный талант Мухтара Шаханова постоянно действует в головном дозоре духовных поисков общества. В семидесятые годы он одним из первых бил в набат о прогрессирующей духовной анемии в среде своих соотечественников.

В восьмидесятые – призывал всех на бой за спасение усыхающего Арала, мелеющего Балхаша и первым среди интеллигенции решительно и без оглядки стал на защиту казахской молодежи, выступившей в декабре 1986 года против тоталитарного режима. И вот теперь… В конце века – поэт вновь напоминает нам об оскудении благоразумия и благородства у людей, нарастающем параличе духовности у человечества.

Ошибки цивилизации… Диагноз – устрашающий. Но Мухтар Шаханов вполне уверен в том, что предельно яростный пафос его творчества в достаточной мере обладает неким шокотерапевтическим эффектом и заставит людей всерьез задуматься над своими поступками. Он, как и Хайдеггер, считает, что все то, что его возмущает – это следствие того, что мы много действуем вместо того, чтобы побольше думать.

Его стремление – не просто призвать людей к размышлению, а заставить их думать.

Абиш КЕКИЛБАЕВ,

Государственный секретарь

Республики Казахстан,

народный писатель Казахстана

Проведенная по специальному решению 101IECKO презентация поэмы М.

Щаханова «Заблуждение цивилизации» в своей штаб-квартире в Париже не только большое событие в нашей культурной жизни, но и признание высокой значимости данного произведения на пороге третьего тысячелетия столь авторитетной международной организацией, занимающейся духовно-нравственными вопросами мирового сообщества.

Эта поэма – феноменальная вещь, показывающая высокий уровень духовно-художественной мысли нынешнего азиатского континента, поднимающая первостепенно важные проблемы общества, которые, по словам Ф. Хитцера – шаровая молния для Европы.

Владимир ЛОМЕЙКО,

специальный советник Генерального

директора ЮНЕСКО, писатель

Поэты не умеют молчать, ибо они в ответе за все. Эпическая поэма М. Шаханова «Заблуждение цивилизации» (Сага о нравах эпохи) доказывает нам это еще раз. Написанное на одном дыхании, это новое по жанру феноменальное произведение на пороге третьего тысячелетия есть глас поэта-гражданина Планеты!.. …

Роль культуры неоценима в жизни индивидуума, нации, человечества. И самое ужасное в этой цепи рассуждений это признания факта -«цивилизованная дикость и бездуховная образованность». Вот что страшно! Вот где кроется беда, постигшая человечество! И в этом смысле, я считаю, эта книга и есть тот учебник, с которого надо начать.

Бахтияр ВАГАБАДЗЕ,

народный поэт Азербайджана

Совет

Шаханов в поэзии – как Айтматов в прозе. Видимо поэтому их творческий союз дал нам две изумительно мудрые вещи, написанные в соавторстве – книгу-диалог «Плач охотника над пропастью» (Исповедь на исходе века) и философскую драму «Ночь воспоминаний о Сократе, или Суд на шкуре туполобого», где поднимаются глобальные проблемы XX столетия.

Откровения поэта-мыслителя Востока Мухтара Шаханова в поэме «Заблуждение цивилизации» предвосхищают идеи и концепции, обозначенные мыслителями нашего времени А.Тойнби, Ф.Фукуямой, С.Хантингтоном, К.Ясперсом.

Интеллектуально-поэтическое осмысление кризиса мировой культуры на пороге XXI века указывает на философские аспекты духовного и социокультурного самовыражения народов Евразии.

Рустан РАХМАНАЛИЕВ,

академик Калифорнийской Академии,

доктор социологических и исторических наук

Эта эпическая поэма-полифония, крик исстрадавшейся души блистательного казахстанского поэта М.Шаханова, который выступает как Посол-Поэт всего человечества.

На пороге третьего тысячелетия человечеству пора призадуматься, притормозив свой стремительный бег и пропасть, попытаться найти нить связи прошлого, настоящего и будущего. По свидетельству великого Л.Н.Гумилева – 2000 лет назад на Земле обитало 180 млн.

жителей, и тогда была создана самая лучшая книга человечества – Библия.

Совет

Углубляя и развивая библейские проблемы высокой нравственности, вступая в полемику с выдающимися учеными-философами, мудрец-поэт Шаханов выдвигает свою концепцию «Как защитить культуру и духовность человечества от мерзкого холода эпохи». А без культуры и духовности человечество – всего лишь лишняя биомасса на теле Земли.

Толомуш ОКЕЕВ,

кинорежиссер, народный артист СССР

Действительно, «Заблуждение цивилизации» М.Шаханова – во многом вещь новаторская. До сих пор замечательные попытки художественного осмысления проблем цивилизации имели место в произведениях Ж.Ж.Руссо, Дж.Байрона, Д.Дефо, Г.Торо, Л.

Толстого, Э.Верхарна, К.Сэндберга. Поэтический эпос XX века знал и такие шедевры, как «Всеобщая песнь» П.Неруды и «Человеческая панорама» Н.Хикмета… Теперь же мы имеем дело с прекрасным экспериментом Шаханова.

Абдыганы ЭРКЕБАЕВ,

Торага Законодательного Собрания

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,

Академик

Обратите внимание

Он весь – целый мир. Неуслышанный мир… Сила его поэзии в отсутствии равнодушия ко всему. Начиная от букашки до космического корабля. Он не умеет молчать. Отсюда и эпитеты, кому что удобно. Для кого-то великий поэт… для кого-то экстремист, для кого-то пенен любви…

Гулрухсор САФИЕВА,

народная поэтесса Таджикистана

Поэма М.Шаханова «Заблуждение цивилизации» блестящий пример философского осмысления нашего мира, предчувствие непростого будущего, попытка помочь людям остаться людьми.

Савва КУЛИШ,

кинорежиссер

Мне очень хотелось бы, чтобы поэму Шаханова прочли не только рядовые читатели, но и главы государств, хотя бы ее один раздел «Разгул массовой культуры», и в ней «…

Падение Тюркского каганата», где анализируется великая роль культуры в жизни страны. Ныне эта проблема актуальна почти во всех развитых государствах, которые в ущерб духовности чрезмерно экономизировали свои интересы.

Это, к сожалению, характерно и для моей Турции тоже.

Самир ТАГИЗАДЕ,

турецкий ученый

Поэта и гражданина против тоталитарного режима в канун трагических событий 1986 года в Казахстане, возвели его в ранг национального героя… «Заблуждение цивилизации» – эпохальное произведение поэта стало объектом моей докторской диссертации, посвященной постижению глубинных пластов и космических высот шахановской мысли и духа.

Марат АБСЕМЕТОВ,

лауреат премии им. М.Ауэзова

Обратите внимание

Национальной академии наук Казахстана

Книга «Заблуждение цивилизации» пробудила среди наших студентов бурную полемику, которую в последнее десятилетие не смогло вызвать ни одно литературное произведение. Раскрытые поэмой проблемы разложения человеческой души под сильным воздействием звука – «королями рампы, зубрами видео, драконами мирового шоу», подобных джексонщине и киркоровщине, нагло потеснивших Шекспира, Гете, Бетховена, Моцарта, Маркеса, нашего Айтматова и других выдающихся личностей, заставили глубоко задуматься молодежь… Ученый совет нашего института присвоил автору поэмы высокое звание «Почетного профессора». На основе поэмы «Заблуждение цивилизации» в институте “запланированы масштабные шахановские чтения, которые впредь станут традиционными, а также существенные изменения вводятся в учебные программы.

Источник: http://kzdocs.docdat.com/docs/index-41765.html

Ссылка на основную публикацию